"Война и мир" - проблемы романа. "Война и мир", Л

Тема урока:

«Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Проблематика, образы, жанр».

Эпиграф:

от крика

вспышки чувства умирающего старика, все

всё есть в этой картине.

Н. Страхов .

Цели урока:

Образовательная: - познакомить с историей создания романа, раскрыть его жанровое своеобразие; - раскрыть смысл названия романа – эпопеи; - раскрыть смысл понятий «мир», «война»; - выявить проблематику; Развивающая: - развивать творческий потенциал студентов; - развивать у студентов умение выражать свои мысли и чувства правильным литературным языком; - совершенствовать умение создавать собственные высказывания (формулировать выводы), совершенствовать монологическую речь студентов. Воспитательная: - формировать у студентов нравственные качества личности, взгляды и убеждения, воспитание чувства гордости за русскую землю, народ; - воспитывать внимательное, бережное отношение к родному слову.

Тип урока : Урок изучения нового материала.

Методы и приемы : эвристический метод, слово учителя; Оборудование урока : ноутбук, экран, проэктор, презентация;

Литература : Ю.В. Лебедев Литература 10 класс (2 часть); Библиографический словарь; Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля.

Интернет-ресурсы:

Слайд №1

Сегодня мы приступаем к изучению необычного произведения. Вот уже более 150 лет интерес к нему не угасает во многих странах мира. Роман «Война и мир» Л.Н.Толстого - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века.

Из всех художественных созданий Толстого, а они все прекрасны, самым значительным, возвышенным, нравственно чистым и жизнеутверждающим является именно этот его роман.

Слайд №2

К.Симонов, известный поэт и прозаик 20 века, вспоминал: «Для моего поколения, увидевшего немцев у ворот Москвы и у стен Сталинграда, чтение «Войны и мира» в тот период нашей жизни стало навсегда запомнившимся потрясением не только эстетическим, но и нравственным... Именно «Война и мир» стала в годы войны той книгой, которая самым прямым образом укрепляла дух сопротивления, охвативший страну перед лицом вражеского нашествия... «Война и мир» была первой книгой, которая приходила нам на память тогда, на войне».

Слайд №3

Запишите тему урока: «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Проблематика, образы, жанр».

Слайд №4

Эпиграф:

Все страсти, все моменты человеческой жизни,

от крика новорождённого ребёнка до последней

вспышки чувства умирающего старика, все

горести и радости, доступные человеку, -

всё есть в этой картине.

Н. Страхов .

Слайд №5

Первая читательница романа, жена писателя Софья Андреевна Толстая, писала мужу: «Перечитываю «Войну и мир» и меня очень поднимает нравственно, т.е. духовно твой роман». Над романом «Война и мир» Л.Н. Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Это была самая лучшая пора его жизни. Шестидесятые годы 19 века. Он был в том возрасте, который древние греки называли «акмэ», - возраст полного созревания всех физических и духовных сил человека.

Семь лет работал он над романом как художник и как историк. Нередко главы переписывались 12-13 раз. Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период Толстой говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

Он взял для него эпохальное событие, потрясшее в 19 веке мир, - Отечественную войну России с Наполеоном и его войсками, собранными почти со всех стран Западной Европы.

Наука и искусство слились в нерасторжимое единство. Справедливо писал об этом Достоевский: «Я вывел неотразимое заключение, что писатель - художественный, кроме поэмы должен знать до мельчайшей точности (исторической и текущей) изображаемую действительность. У нас, по-моему, один только блистает этим - граф Лев Толстой».

Современники были очарованы, восхищены, и, конечно, немедленно приступили к острым и долгим спорам. Славянофилы признали в Толстом своего единомышленника. Д.И. Писарев, злой и непримиримый критик дворянства, снисходительно корил автора романа за идеализацию дворянства, за его «невольную и естественную нежность» к своим героям-дворянам.

Слайд №6

Во многих вопросах нам предстоит разобраться в процессе изучения романа «Война и мир», а сегодня мы будем работать по следующему плану:

1.Время создания и историческая основа романа

2.Смысл названия

3.Система образов

4.Жанровое своеобразие

5.Проблематика романа

Слайд №7

А мы приступаем к первому пункту нашего плана.

Время создания и историческая основа.

Сообщение студента:

Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы», от нее осталось всего три главы. Софья Андреевна Толстая, жена писателя, замечает в своих дневниках, что сначала Л.Н.Толстой собирался писать о вернувшемся со своей семьей из Сибири декабристе, и действие романа должно было начаться в 1856 г. (амнистия декабристов по указу императора Александра 2), накануне отмены крепостного права. В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 г., затем отодвинул начало действия к 1812 г. - времени детства и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807 гг. Толстой решил начать роман с этого времени.

По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому, что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора - 1812 год.

Так появилась иная дата, и первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно - исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 г. - еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, - «Война и мир».

Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румянцевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810- 1820-х г.г., прочитал мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель признавался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилось и образовалась целая библиотека книг».

Слово учителя

Итак, роман был написан в 60-е годы 19 века, года начиналась новая, пореформенная эпоха русской истории. Правительство Александра 2 отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, и они бунтовали. Вернуло из Сибири декабристов, но осудило на 20-летнюю каторгу Чернышевского. Государство было подорвано неудачами Крымской войны.

Участник сражений в Севастополе, Толстой приезжает в Петербург. В это же время из Сибири возвращаются по амнистии декабристы со своими семьями. Именно в это время у писателя возникает мысль написать роман о декабристах. Но к выполнению этого замысла он приступил лишь в 1863 году.

Слайд №8

Давайте посмотрим как определил замысел сам

1856 год - начало замысла.

1856 г., когда вслед за окончанием Крымской войны монаршая милость даровала узникам Сибири прощение, и герой "Декабристов" возвращается в своё родовое московское гнездо.

«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».

1825 год . Но затем Толстой решил перейти к эпохе заблуждений своего героя и начать рассказ с 1825 г. В это время его герой уже зрелый человек.

«Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».

1812 год - война. В сюжете выпадало решающее звено - молодость героя, совпавшая с Отечественной войной 1812 г.

«Чтобы понять моя героя, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».

1805-1807 годы - заграничные походы русской армии.

«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».

Слово учителя

Таким образом, автор начинает повествование с 1805 г., с его неприятной для русской армии кульминацией – Аустерлицем (Россия проиграла это сражение) - «временем наших неудач и нашего срама», как заметит Толстой. По выражению Толстого, ему было «совестно писать о торжестве русского оружия в борьбе с бонапартовской Францией, не описав неудач в войне 1805-1807 г.г.».

Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856г.г. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812г., и героем романа стал русский народ. Л.Н. толстой писал: «Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема - судьба народа, народ - основа нравственных и моральных устоев общества.

Слайд №9

Хронология романа.

В романе «Война и мир» рассказывается о борьбе России и наполеоновской Францией. Роман включает в себя 4 тома и эпилог .

В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на её территории.

Во 2-м томе - 1806 - 1811 г.г., когда русские войска находились в Пруссии.

3-й том - 1812 г. - войска Наполеона вторглись на территорию России.

4-й том - 1812 - 1813 г.г.- Отечественная война и ее последствия.

3-й и 4-й тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую Россия вела на родной земле.

В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие романа охватывает 15 лет. Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события - в Австрии и в России.

Слайд №10

Смысл названия.

Л.Н. Толстой начал публиковать роман ещё до завершения работы над ним. В 1865 - 1866 г.г. в журнале «Русский вестник» появился вариант первого тома под заглавием «1805 год». И лишь в конце 1866 года появилось заглавие «Война и мир».

Знаете ли вы, что в 19 веке слова МИРЪ и МiРЪ в русском языке различались по значению? Вот какие значения имеют эти слова в словаре В.И. Даля:

МИРЪ -

Отсутствие войны, ссоры - Согласие, единодушие - Спокойствие

МiРЪ -

Вселенная - Земной шар - Все люди - Община, общество крестьян

В современном русском языке существует единое написание данного слова. Они считаются омонимами, причём каждое слово в свою очередь многозначно. (Привести пример со словом «фарфор»:1.сервиз; 2.материал).

Вот как определяются значения этих слов в Академическом словаре :

МИР 1

1.Все формы материи в земном и космическом пространстве 2. Земной шар, Земля 3. Всё живое, всё окружающее 4. Люди вообще 5. Порядок, строй жизни

МИР 2

1.Согласие, отсутствие разногласий 2. Отсутствие войны 3. Прекращение военных действий, мирный договор 4. Покой, благополучие

Слово учителя

Как вы понимаете такие понятия, как «мир», «война»?

Слайд №11

Давайте запишем в тетради смысл слов «война», «мир» в понимании Л.Н. Толстого:

    Война (в толстовском повествовании) - не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях.

    Мир - это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу отечества.

Таким образом, «Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди. «Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определил Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».

Слайд №12

Система образов.

В романе около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др; показаны представители дворянства и народа.

Всех героев условно можно разделить на любимых люди мира» ) и нелюбимых люди войны» ). Кутузов, Болконские, Ростовы, Тимохин, Платон Каратаев - люди мира, т.к. ими движет жажда согласия . Они ненавидят не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Князь Василий, его дети, граф Растопчин, Друбецкие - люди войны, т.к. ими движет чувство зависти, эгоизма. Это люди (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях), несущие разъединение, вражду, преступную аморальность.

Слово учителя

Таким образом, люди мира, любимые герои Толстого, ищут смысл жизни, ошибаются, страдают, живут сложной внутренней жизнью. Нелюбимые делают карьеру, достигают определённых успехов, но не меняются внутренне.

Слайд №13

Жанровое своеобразие.

Уже современники Л.Н.Толстого почувствовали, что «Война и мир» - книга сложного жанра. И.С. Тургенев писал, что это произведение включает в себя эпопею, исторический роман и очерк нравов. Работая над произведением, Толстой понимал, что на его страницах не сможет отразиться «вся русская жизнь того времени». Поэтому предметом изображения становиться не жизнь человека, не жизнь поколения, а «деятельность всех людей, принимавших участие в событии». Постепенно произведение становится «рассказом не о людях, не о событиях, а о жизни вообще, о течении жизни». Изменившийся замысел потребовал не только изменения названия, но и новой жанровой формы. Сам Толстой называл своё детище просто книгой, не принимая «научных» характеристик «Войны и мира».

Рассмотрим основные признаки эпопеи. Напомню, в романе около 600 персонажей, их них около 200 - лица исторические.

Во время работы над произведением писателю пришлось перечитать много исторической литературы. Проделав такую огромную работу, Толстой пришёл к выводу, что почти везде события описаны «со слов разных генералов». Он фактически создал новый метод изображения исторических событий. Частный человек в представлении писателя включен в историю не только тогда, когда он непосредственно участвует в войнах, сражениях, но и всей своей частной жизнью он постоянно, порой бессознательно творит историю.

Давайте разберемся с понятием «роман-эпопея ».

Сам Толстой говорил: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

А выразил он в форме романа – эпопеи.

По Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева:

Роман - эпопея - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще не сколько томов.

*Роман-эпопея (от « эпос» и греч . Poieo – творю) это большое по объему художественное произведение эпического характера. Одним из самых известных примеров эпопеи служит «Илиада» Гомера. Эпос – это один из трех родов литературы, отличающийся объективно-повествовательным характером.

Слайд №14

Итак, выделим характерные черты эпопеи:

В центре повествования решающее историческое событие, которое важно для всей нации в целом, а главной движущей силой его является народ;

Повествует о великих деяниях народных героев, исторических личностей;

Одной из характерных черт эпопеи считается многосюжетность, сюжеты накладываются на судьбы различных личностей, семей, в произведении много действующих лиц;

Изображает большой промежуток времени, целую эпоху в жизни народа.

Слайд №15

Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».

- Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).

События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).

Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).

Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).

Огромное количество человеческих характеров.

Большая протяженность во времени (15 лет).

Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино

Слово учителя

Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

Слайд №16

Проблематика романа

Что такое проблематика?

Ответ: Проблематика - выделение и осмысление автором тех сторон явлений и характеров, которые наиболее интересуют писателя.

Сложность и глубина содержания «Войны и мира» требовали, чтобы в этой книге переплелись компоненты многих жанров реалистической прозы.

Напомню, что роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:

Исторический - обращение к реальным историческим событиям;

Философский - раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;

Нравственный - глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.

Слайд №17

Опираясь на вышесказанное, давайте попытаемся определить жанровые элементы в романе-эпопее «Война и мир».

1. Семейно-бытовой (в центре повествования несколько поколений, несколько семей, « семейная проблематика»: любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.);

2. Психологический (показ взросления героев, формирование личности, анализ «диалектики души» героев (психологический анализ);

3. Философский (взгляды на исторический процесс; жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек; концепция непротивление злу насилием);

4. Исторический (наличие реальных исторических лиц; использование исторических документов; социальные и политические конфликты эпохи).

Слайд №18

Подведение итогов:

Толстой сумел поставить коренные вопросы народной жизни и

создать героическую эпопею в то время, когда во многих радикальных кружках сама мысль о России вызывала лишь досаду или откровенные насмешки. Мы наблюдаем, как в романе одно поколение сменяет другое. В эпопее показан большой промежуток времени с 1805 по 1820 годы. Толстой показал целую эпоху.

Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».

Домашнее задание

Выставление оценок

Проверочная работа. Цель: выявить степень усвоения материала.

Ответьте кратко на вопросы.

1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?___________________________________________________________________

2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты._______________________________________________________________________

3. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________________

4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Роман "Война и мир", фундаментальный труд великого русского писателя графа Льва Николаевича Толстого, был написан в период с 1863 по 1869 г.

Замысел произведения автор сформировал задолго до написания, обратившись к теме которое произошло в Петербурге 14 декабря 1825 года. Лев Толстой вознамерился показать жизнь российского общества того времени, а поскольку оппозиционное движение различных тайных обществ с участием декабристов было наиболее радикальным и значимым в политической жизни российского государства, то писатель решил использовать эту тему как основу своего произведения.

Трактовка романа

В черновике предисловия к будущему литературному шедевру "Война и мир" проблемы романа Лев Николаевич Толстой обозначил как поиски главного героя. Писатель предполагал, что это будет образ декабриста, одного из героев того времени, возвращающегося вместе со своим семейством в родные места после ссылки. Однако фабула романа требовала характерного описания главного персонажа со времен его юности, и значит, необходимо было вернуться примерно на 20 лет назад, в его прошлое. Писатель принял решение начать повествование именно с 1805 года. Вместе с тем, общая тема романа "Война и мир" требовала трактовки более широкой, нежели та, которую раскрывал сюжет о декабристах и, таким образом, в ходе написания романа на первое место вышла война против Наполеона и события, так или иначе с ней связанные.

Внимание писателя переключилось на Отечественную войну 1812 года, а также на период, предшествующий вторжению французской армии во главе с Наполеоном Бонапартом. Тем не менее, несколько глав из неоконченного произведения 1860 года под названием "Декабристы" Толстой использовал в романе "Война и мир". Проблемы романа заключались в построении сюжета, который по замыслу автора должен был охватить почти четверть века истории русского народа и русской армии. Писателю это удалось, с задачей он справился блестяще.

Примеры героизма в романе

Свое эпохальное произведение "Война и мир" Толстой Лев Николаевич писал шесть лет, аналогичных по глубине и силе повествования романов в мировой литературе больше нет. Роман впечатляет образностью, каждый персонаж прописан с высокой степенью достоверности, героизм русских солдат очевиден - они воюют за правое дело, за свои семьи, за родную землю. Пример тому и его батарея, сдержавшая наступление неприятеля. Беспримерное мужество русской армии в сражении на когда решилась судьба России, описано писателем с пугающей натуралистичностью, но каждое слово на страницах романа, несомненно, правдиво. Моральное состояние французов, разумеется, не выдерживает никакого сравнения с боевым духом русских солдат, в этом, по большому счету, и была заложена главная основа победы российской армии. Все персонажи Толстого отражены в романе как патриоты своей земли.

Литература и живопись

При написании произведения "Война и мир" проблемы романа заключались еще и в том, что он являлся беллетристикой, широчайшим полем, мозаикой из человеческих судеб. Персонажи Льва Толстого выписаны тонкими, точными штрихами, его литературное мастерство можно сравнить с живописью Паоло Веронезе, который также досконально передавал каждую черточку в лицах своих героев на огромных полотнах венецианского Дворца дожей, а героев этих сотни.

Художественная ценность произведения

В романе "Война и мир" Толстой представил на страницах все общественные слои, от простого солдата до императора и его окружения. Показаны все возрастные категории, различные сословия, богатые и бедные, добропорядочные и бесчестные, здоровые и больные. Русское общество, низы и средний класс, царь и его подданные - всем нашлось место в величайшем литературном произведении того времени.

Художественность произведения тесно переплетается с реалиями жизни, толпа простолюдинов, маргинальная часть общества бывает порой дикой неуправляемой силой, движимой порывом. Сцена убийства Верещагина тому пример. Зверская, низменная беспощадность как результат импульса все сметает на своем пути - таков народ русский, история знает несколько подобных примеров. В этом и заключается главный смысл романа "Война и мир" - показать русское общество, все его достоинства и недостатки.

Философия романа

На протяжении всего романа Лев Николаевич Толстой старается осмыслить исконное начало жизни русского человека, определить причины стихийности его поступков. Философия произведения заключается в том, что воля и способности отдельных людей пропадают втуне, если они не соприкасаются с реальностью, уходят в сторону от происходящего. Только беззаветное служение идее может подвигнуть человека на битву за правое дело, вывести его на поля сражений, заставить принять смерть как должное.

Характерность

Многочисленные образы романа "Война и мир" представлены автором доходчиво, с описанием характера каждого. Отсюда особое, почтительное отношение писателя к Кутузову, который силен не стратегическим талантом и геройством воина, а тем, что он осознал тот единственный метод, следуя которому можно справиться с Наполеоном. Отсюда отрицание Толстым личных качеств самого Наполеона, который кичился своими достижениями, приписывая их своей мнимой исключительности. Писатель не пожалел красок при описании простого солдата Каратаева Платона, пребывающего, по мнению Толстого, в ипостаси величайшего мудреца, только потому, что тот осознал себя частью целого, общественного и отбросил прочь свою индивидуальность.

Ответственность писателя

Философичность Льва Толстого заключается не в рассуждениях на тему, как это обычно бывает у большинства писателей, а в скрупулезном анализе мельчайших подробностей событий, происходящих в обществе, а также в его гениальной способности объединить разрозненные детали в одно целое, создав законченную картину и подписав ее своим именем. Ответственность Толстого чувствуется в каждой главе его бессмертного произведения, это завораживает читателя, который постепенно начинает мыслить в одном направлении с автором.

Персонажи

В произведении заключались еще и в том, что необходимо было обозначить одним из главных персонажей целиком русскую армию. Красной нитью в произведении проходит тема безоговорочной поддержки солдат и полководцев народом. Очистить землю русскую от нашествия - об этом думали все: офицеры, солдаты, крестьяне, рабочие, чиновники. Самобытность русского народа не могла быть нарушена нашествием извне, это не укладывается в ментальность российского общества, а раз так, захватчик непременно будет уничтожен. На этот результат работала мысль каждого русского человека. Сокрушающий размах патриотизм и любовь к отечеству породили "дубину народной войны", которая уничтожила врагов.

Лев Толстой гордится военной мощью русской армии, помноженной на патриотизм и самоотверженность остального населения российского государства. Народ-богатырь соединился с русским дворянством в годы войны, чтобы выбить неприятеля. Лучшие представители дворянского сословия России потянулись к массам, среди них были и Пьер Безухов, и Андрей Болконский, Наташа Ростова и Василий Денисов.

Образ Кутузова

Герой Михаил Илларионович Кутузов, был неотделим от своих солдат, именно это придавало ему силы. Полководец не получал моральной поддержки от императора, его тайно ненавидели, но Кутузов в лояльности царского окружения и не нуждался, у него был гораздо более мощный источник вдохновения - армия, солдаты и преданные офицеры. Генерал-фельдмаршал Кутузов победил, выполняя волю русского народа, хорошо понимая цель, стоящую перед ним и перед всей страной.

Издания

Характеристика романа "Война и мир" раскрывает могучий потенциал русского общества, история которого не знает порабощений. Недальновидность амбиционных захватчиков вроде Наполеона, их напыщенность, кроме позора, ничего не несет. Историческое военное противостояние неизбежно заканчивается победой русского народа.

В 1865 году в журнале "Русский вестник" были опубликованы две первые части романа под названием "1805 год". Полное издание эпохального произведения "Война и мир" Толстого, в шести томах, вышло в свет в 1869 году.

Лев Николаевич Толстой, роман "Война и мир" навечно вошли в золотой фонд мировой литературы.

Роман «Война и мир» своего рода роман-исследование, затрагивающий важные темы, волнующие любого человека. Проблематика романа «Война и мир» до сих пор является причиной жарких споров между историками и литераторами. Автор постарался отразить в произведении все существующие на тот момент в России проблемы. Среди которых можно выделить проблему семьи и брака, бытовые проблемы, ложный и истинный патриотизм, проблемы, связанные с войной, напыщенная, покрытая фальшивым лоском жизнь аристократов.

Проблема семьи

Проблема семейных отношений глубоко волновала Толстого. На примере нескольких семей автор высказал свою точку зрения о том, каким в идеале должен быть домашний очаг, где царит любовь, тепло и забота друг о друге.

Семья Курагиных

Для этих людей нет ничего святого. Поддержка и забота друг о друге им чужда. Им наплевать на проблемы других, каждый думает лишь о себе. Глядя на них не подумаешь, что это семья. Слишком явно выражена в них злоба, зависть и собственный эгоизм. Подлые, низкие люди, способные с легкостью нанести удар, подставив близкого человека. В достижении целей пойдут на все, но могут ввести в заблуждение незнакомых людей, создав видимость благополучия и гармонии в семье.

Ростовы и Болконские

Ростовы и Болконские являются полной противоположностью Курагиных. В семье Ростовых все пропитано любовью. В доме царит гармония и уважение к каждому члену семьи. Они привыкли решать проблемы вместе, искренне переживая друг за друга. Семья Болконских вызывает явную симпатию Толстого. Три поколения, описанные в романе, свято чтут семейные традиции. Для них не пустые слова честь, достоинство, отвага. На примере этих двух семей Толстой показал, что только те семьи счастливы, в которых отсутствует злоба и фальшь. Другим счастья не видать. Немалую роль играет воспитание детей, моральные принципы родителей.

Проблема народа и личности

Проблема народа является лидирующей по важности для Толстого. Он ценил в людях доброту, искренность, честность. Только тогда жизнь человека имеет ценность, когда он вместе с народом, а не отдельно от него.

Во время войны людям пришлось объединиться. Общее горе сближает. Именно в беде проявляются лучшие качества человека. Неважно, к какому сословию относился человек, какого пола, в душе каждого смогла найти место огромная любовь к Родине. Подтверждали люди любовь не пустыми словами и красивыми фразами, а настоящими поступками, рискуя собственной жизнью.

Толстой поднял проблему патриотов и лжепатриотов, воспользовавшихся сложившейся ситуацией себе во благо. Пока другие проливали кровь на поле боя, лжепатриоты протирали до дыр штаны в штабах, думая лишь об одном, как подняться по карьерной лестнице и прицепить на лацкан мундира очередной орден.

Проблема человеческого поступка

Толстой словно специально провел героев романа через тернии на пути к счастью. Явный пример Пьер Безухов. Неприятности одна за другой. Вечные стычки с женой, неприятие образа жизни, который они ведут, душевное расстройство после дуэли с Долоховым. Пьер задумался, для чего он живет, к чему стремится, что хорошо, а что плохо. Масонский деятель помог Безухову обрести себя, направив в правильное русло. Творить добро – вот выход. Принося пользу людям, ощущаешь свою значимость. Сделав много добрых дел, Пьер стал жить в ладу с совестью, а ощущение правильности сделанных поступков придало уверенности в жизни.

Проблема личности. Ее влияние на ход истории

Толстой был твердо убежден, что ход истории зависит не от одного человека. Ее делают массы. Пример этому Кутузов и Наполеон. Кутузов в отличие от Наполеона жил интересами солдат, народа. Наполеон никогда не жил интересами войска. Он был тщеславен и эгоистичен. По мнению Толстого личность может влиять на ход истории в том случае, если ее интересы совпадают с интересами народа.

Урок 3.

Роман «Война и мир» - роман-эпопея:

проблематика, образы, жанр

Цель: познакомить с историей создания романа, раскрыть его своеобразие.

Ход урока

Урок-лекция учителя, учащиеся ведут конспект.

I . Запись эпиграфа и плана:

1. История создания романа «Война и мир».

2. Историческая основа и проблематика романа.

3. Смысл названия романа, герои, композиция.

«Все страсти, все моменты человеческой жизни,

от крика новорожденного ребенка до последней вспышки

чувства умирающего старика все горести и радости,

доступные человеку, - все есть в этой картине!

Критик Н. Страхов

I I. Материал лекции.

Роман «Война и мир» - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века. К. Симонов вспоминал: «Для моего поколения, увидевшего немцев у ворот Москвы и у стен Сталинграда, чтение «Войны и мира» в тот период нашей жизни стало навсегда запомнившимся потрясением не только эстетическим, но и нравственным...» Именно «Война и мир» стала в годы войны той книгой, которая самым прямым образом укрепляла дух сопротивления, охвативший страну перед лицом вражеского нашествия... «Война и мир» была первой книгой, которая приходила нам на память тогда, на войне».

Первая читательница романа, жена писателя С. А. Толстая, писала мужу: «Переписываю «Войну и мир» и меня очень поднимает нравственно, т. е. духовно твой роман».

    Что можно сказать о романе Л. Н. Толстого «Война и мир» на основе прослушанных высказываний?

1. История создания романа.

Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы» от нее осталось всего три главы. С. А. Толстая замечает в своих дневниках, что сначала Л. Н. Толстой собирался писать о вернувшемся из Сибири декабристе, и действие романа должно было начинаться в 1856 г. (амнистия декабристов, Александр II) накануне отмены крепостного права. В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 г., затем отодвинул начало действия к 1812 г. - времени детства и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807 гг. Толстой решил начать роман с этого времени.

По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора - 1812 год. Так появилась иная дата, и в первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно-исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 г. - еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, - «Война и мир».

Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румянцевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810-1820-х гг., прочитал мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель признавался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилась и образовалась целая библиотека книг» (см. схему в Приложении 1).

2. Историческая основа и проблематика романа.

В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на ее территории; во 2-м томе - 1806-1811 гг., когда русские войска находились в Пруссии; 3-й том - 1812 г., 4-й том - 1812-1813 гг. Оба посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую вела Россия на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие в романе охватывает пятнадцать лет.

Основу романа составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. Мы узнаем о войне 1805 г. против Наполеона, где русская армия действовала в союзе с Австрией, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 г. и Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечественной войны 1812 г.: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы. Писатель рисует события, свидетельствующие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, подавившего французское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины военных неудач 1805-1806 гг.; на примере Кутузова и Наполеона показан роль отдельных личностей в военных событиях и в истории; с необыкновенной художественной выразительностью нарисованы картины партизанской войны; отражена великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 г.

Одновременно с историческими проблемами эпохи Отечественной войны 1812 г. в романе раскрыты и актуальные вопросы 60-х гг. 19 века о роли дворянства в государстве, о личности истинного гражданина Родины, об эмансипации женщин и др. Поэтому в романе отражены наиболее значительные явления политической и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения). Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых. Картины преобразований в деревне Пьера Безухова, сцены бунта богучаровских крестьян, эпизоды возмущения городских ремесленников раскрывают характер социальных отношений, деревенской жизни и жизни города.

Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события - в Австрии и России.

Общественные проблемы разрешаются в связи с той или иной группой действующих лиц: образами представителей народной массы, спасших родину от французского нашествия, а также образами Кутузова и Наполеона Толстой ставит проблему народных масс и личности в истории; образами Пьера Безухова и Андрея Болконского - вопрос о передовых деятелях эпохи; образами Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Элен - затрагивает женский вопрос; образами представителей придворной бюрократической орды - проблему критики правителей.

3. Смысл названия романа, герои и композиция.

Были ли прототипы у героев романа? Сам Толстой, когда об этом его спрашивали, отвечал отрицательно. Однако исследователи позднее установили, что образ Ильи Андреевича Ростова писался с учетом семейных преданий о деде писателя. Характер Наташи Ростовой создавался на основе изучения личности свояченицы писателя Татьяны Андреевны Берс (Кузминской).

Позднее, уже много лет спустя после смерти Толстого, Татьяна Андреевна написала интересные воспоминания о своей молодости «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне». Эту книгу справедливо называют «мемуарами Наташи Ростовой».

Всего в романе свыше 550 лиц. Без такого количества героев не возможно было решить ту задачу, которую сам Толстой сформулировал следующим образом: «Захватить все», т. е. дать широчайшую панораму русской жизни начала 19 века (сравните с романами «Отцы и дети» Тургенева, «Что делать?» Чернышевского и др.). Сама сфера общения героев в романе исключительно широка. Если мы вспомним Базарова, то в основном он дан в общении с братьями Кирсановыми, Одинцовой. Герои же Толстого, будь то А. Болконский или П. Безухов, даны в общении с десятками людей.

Заглавие романа образно передает его смысл.

«Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.

«Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определили Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».

Заложенная в названии антитеза определяет группировку образов в романе. Одни герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) - это «люди мира», ненавидящие не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Другие герои (Курагин, Наполеон, Александр I) - «люди войны» (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущее разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность).

В романе обилие глав и частей, большинство которых имеют сюжетную законченность. Краткие главы и множество частей позволяют Толстому перемещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов.

Если в романах других писателей большую роль в композиции образов играли экскурсы в прошлое, своеобразные предыстории персонажей, то герой Толстого предстает всегда в настоящем времени. История их жизни дается вне какой-то временной законченности. Повествование в эпилоге романа обрывается на завязке целого ряда новых конфликтов. П. Безухов оказывается участником тайных декабристских обществ. А Н. Ростов - его политическим антагонистом. По существу, с эпилога можно начинать новый роман об этих героях.

4. Жанр.

Долго не могли определить жанр «Войны и мира». Известно, что сам Толстой отказывался определить жанр своего создания и возражал против названия его романом. Просто книга - как Библия.

«Что такое «Война и мир»?

Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника.

«Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор

в той форме, в которой оно выразилось

Л. Н. Толстой.

«... Это не роман вообще, не исторический роман, даже не истории-

ческая хроника, это хроника семейная... это быль, и быль семейная».

Н. Страхов

«...оригинальное и многостороннее произведение, «соединяющее в

себе эпопею, исторический роман и очерк правое».

И. С. Тургенев

В наше время историки и литературоведы назвали «Войну и мир» как «роман-эпопея».

«Романные» признаки: развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка - для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности; взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера.

Признаки эпопеи - тема (эпоха больших исторических событий); идейное содержание - «моральное единение повествователя с народом в его героической деятельности, патриотизм... прославление жизни, оптимизм; сложность композиции; стремление автора к национально-историческому обобщению».

Некоторые литературоведы определяют «Войну и мир» как философско-исторический роман. Но надо помнить, что история и философия в романе - только составные части. Роман создавался не для воссоздания истории, а как книга о жизни всего народа, нации, создавалась художественная правда. Следовательно, это роман-эпопея.

I II . Проверка записей конспекта (основные положения по вопросам).

Домашнее задание.

1. Пересказ лекции и материалов учебника с. 240-245.

2. Выбрать тему реферата по роману «Война и мир»:

а) Почему Пьера Безухова и Андрея Болконского можно назвать лучшими людьми их времени?

б) «Дубина народной войны».

в) Подлинные герои 1812 г.

г) Придворные и военные «трутни».

д) Любимая героиня Л. Толстого.

е) В чем видят любимые герои Толстого смысл жизнь?

ж) Духовная эволюция Наташи Ростовой.

з) Роль портрета в создании образа - персонажа.

и) Речь персонажа как средство его характеристики в романе.

к) Пейзаж в романе «Война и мир».

л) Тема истинного и ложного патриотизма в романе.

м) Мастерство психологического анализа в романе «Война и мир» (на примере одного из персонажей).

3. Подготовиться к беседе по т. I, ч. 1.

а) Салон А. П. Шерер. Что представляет собой хозяйка и посетители ее салона (их взаимоотношения, интересы, взгляды на политику, манера поведения, отношение к ним Толстого)?

б) П. Безухов (гл. 2-6, 12-13, 18-25) и А. Болконский 9-я гл. 3-60 в начале пути и идейных исканий.

в) Развлечение светской молодежи (вечер у Долохова, гл. 6).

г) Семейство Ростовых (герои, атмосфера, интересы), гл.7-11, 14-17.

д) Лысые Горы, имение генерала Н. А. Болконского (характер, интересы, занятия, отношения в семье, к войне), гл. 22-25.

е) Различное и общее в поведении людей на именинах у Ростовых и в доме в Лысых Горах по сравнению с салоном Шерер?

5. Индивидуальное задание. Сообщение «Исторический комментарий» к содержанию романа «Война и мир» (Приложение 2).

Приложение 1

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». История создания.

Вывод: «Я старался писать историю народа».

1857 г. - после встречи с декабристами Л. Н. Толстой задумал роман об одном из них.

1825 - «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».

1812 - «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 г.»

1805 - «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав не удач и нашего срама».

Вывод: Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856 гг. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 г., и героем романа стал русский народ.

Приложение 2

Исторический комментарий к т. I романа «Война и мир».

В I т. романа-эпопеи «Война и мир» действие разворачивается в 1805 г.

В 1789 г., к моменту французской революции, Наполеону Бонапарту (на его родине - острове Корсика - фамилия произносилась Буанапарте) исполнилось 20 лет, и служил он поручиком в одном французском полку.

В 1793 г. В Тулоне, портовом городе на Средиземном море произошло контрреволюционное восстание, поддержанное английским флотом. Революционная армия осадила Тулон с суши, но взять его долго не могла, пока не появился никому не известный капитан Бонапарт. Он изложил свой план взятия города и выполнил его.

Эта победа сделала 24-летнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своем Тулоне.

Затем были 2 года опалы, пока 1795 г. не произошло контрреволюционное восстание против Конвента. Вспомнили о молодом решительном генерале, вызвали ёго, и он с полной бестрепетностью расстрелял из пушек огромную толпу посреди города. В следующем году он возглавил французcкую армию, действующую в Италии, прошел по самой опасной дороге через Альпы, за 6 дней разбил итальянскую армию, а затем - отборные австрийские войска.

Вернувшись из Италии в Париж, генерал Бонапарт был встречен как национальный герой.

После Италии был поход в Египет, Сирию для борьбы с англичанами на территории их колоний, затем - триумфальное возвращение во Францию, уничтожение завоеваний французской революции и пост первого консула (с 1799 г.).

В 1804 г. он провозгласил себя императором. А незадолго до коронации совершил еще одну жестокость: казнил герцога Энгиенского, принадлежавшего к французскому королевскому дому Бурбонов.

Выдвинутый революцией и уничтоживший ее завоевания, он готовит войну с главным врагом - Англией.

В Англии тоже готовились: удалось заключить союз с Россией и Австрией, чьи объединенные войска двинулись на запад. Вместо высадки в Англии Наполеону пришлось пойти им навстречу.

Военные действия России против Франции были вызваны прежде всего боязнью царского правительства перед распространением по всей Европе «революционной заразы».

Однако под австрийской крепостью Браунау сорокатысячная армия под командованием Кутузова оказалась на грани катастрофы из-за поражения австрийских войск. Отбиваясь от передовых частей противника, русская армия начала отступление в направлении Вены, чтобы соединиться с войсками, шедшими из России.

Но французские войска вошли в Вену раньше армии Кутузова, которая оказалась перед угрозой уничтожения. Тогда-то, выполняя замысел Кутузова, четырехтысячный отряд генерала Багратиона совершил подвиг под деревней Шенграбен: он встал на пути французов и дал возможность основным силам русской армии вырваться из западни.

Усилия русских полководцев и героические действия солдат в конечном счете не принесли победы: 2 декабря 1805 г. в сражении под Аустерлицем русская армия потерпела поражение.

Не только социальные и сословные проблемы нашли отражение в эпопее Толстого «Война и мир», велика роль философских размышлений автора на вечные темы: проблемы человека и общества , личности и истории , самореализации и христианства .

Как и многие его современники, Толстой пытался найти образ «героя нашего времени». Им сталАндрей Болконский , принадлежащий к высшему дворянскому сословию, но отрицающий его . Первоначальные мучительные раздумья Болконского, равно как описанные желания вкусить славы Наполеона , рождены отвращением к бессмысленной и порочной «светской» жизни. Тем не менее столь тяжелое чувство возникает, растет под влиянием фальшивых отношений с женой Лизой , «маленькой княгиней», как ее все называли. Ложь этих отношений во многом обусловлена тоже «светскими» устоями. Но для самого Андрея непереносимой оказывается мысль о том, что он ошибся в себе, что его любовь к Лизе оказалась мнимой. Подчеркивая редкое внешнее очарование «маленькой княгини», Толстой раскрывает ее внутреннюю бессодержательность. Слишком поздно понимает Андрей, что оказался игрушкой собственной плотской страсти. Он вынужден терпеть около себя пустое и жалкое существо. Когда Лиза умирает при родах, в душе Андрея созревает новое, болезненное ощущение вины перед нею. Отстранившись от нелюбимой, он бросил ее в трудный момент, забыл об обязанностях мужа и отца .

Так в семейной ситуации конкретизируется восприятие Андреем (несомненно, близкое автору) аристократического мира. Бесконечно сильнее, однако, гнетет Андрея сознание своей двойственности, слабости и эгоизма. В сопереживании герою созревают всегда нелегкие размышления о том, что такое истинное чувство , почему люди нередко ошибаются в своем избраннике или избраннице, каким должен быть их союз... В процессе не просто прочтения, а вживания в произведение очень существенным моментом становится доверие к князю Андрею, ощущение правды его состояния, нравственной чистоты личности. Он близок каждому, так как совершает общие для всех людей ошибки . Но в то же время он бесконечно выше других по глубине мысли, ответственности за свои и чужие поступки.

Все, что происходит далее с князем Андреем, так или иначе связано с пережитым им. Наташа Ростова привлекает Болконского именно тем, чего была лишена Лиза: искренностью, поэтичностью, свежестью и живостью чувств. А разрыв с Наташей , совпадая с грозными событиями 1812 года, предельно обостряет его одиночество, разочарование в возможности личного счастья . Начинается поиск иных ценностей, иных деяний. Князь Андрей едет на фронт и здесь осознает себя частью большого, а не узкоинтимного мира . Так формируется новое отношение к войне: восхищение сплоченностью, нравственной силой солдат , стремление слиться с ними. Возникшее тяготение к народной жизни ощущается в сокровенных переживаниях князя Андрея.

Смертельно раненый Болконский встречается и с Наташей, и с Курагиным. Собственные мучения только вначале гасят разум. Едва боль отступает, в пробужденном сознании князя Андрея возникает светлая картина детства, некогда пережитых радостей, а среди них главное – встреча с Наташей . Память доносит ее юный облик, восхитившие его при первом знакомстве – на бале. Сама жизнь, ее нетленные ценности противостоят страданиям смерти . Поэтому у Болконского «любовь и нежность к ней (Наташе) еще живее и сильнее, чем когда-либо, проснулись в его душе». С освобождением от суетного, наносного князь Андрей и в Курагине (оказавшемся в той же операционной избе) видит прежде всего несчастное существо, бесславно умирающее после долгих лет лжи и обмана. «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце».

В этой сцене нередко усматривали христианское всепрощение (возлюби врага своего). Толстой вложил в нее иной смысл. Жалость-любовь (народное отождествление этих чувств) проявилась к тому, кто бездумно отнял у себя красоту чистого, осмысленного бытия. Князь Андрей неожиданно понимает эту драму Курагина, в страстном порыве сочувствуя ему.

Внутренняя метаморфоза Болконского происходит при небывалом подъеме духовной энергии (упадке телесной) . В отрыве от всего материального он постигает высшее («божье» , по его слову) предназначение сущего – единение человеческих сердец. С лихорадочным восторгом (это состояние «подчеркнуто» в тексте) он отдается жажде разделить горести и ошибки тех, кто томиться в одиночестве . Так выражаются морально-этические идеалы автора . Они волнуют, как сама не лишенная призрачности мечта о гармонии мира, мгновенном возрождении личности . Герой будто возвращается к поре чистой юности, к вечно живым родникам естественного бытия. И только смерть уносит радостную, светлую любовь, наступает тьма . Трудно переоценить впечатление от этих страниц романа. Приходит иное ощущение наших истинных возможностей, перспектив жизни и ответственности перед нею, краткой, быстротекущей, но единственно прекрасной. Параллель юность-смерть обладает редкой емкостью и силой воздействия.

Но несомненно, что наиболее яркой из затронутых Толстым проблем является проблема роли личности в истории . По Толстому, в историческом процессе осуществляется скрытая ведущая целесообразность. Для каждого человека деятельность в ее субъективных целях является сознательной и свободной, но в сложение итогов многих и разных деятельностей получается не предусматриваемый и не сознаваемый людьми результат, осуществляющий волю «провидения». Чем более отдельные люди связаны в своей деятельности с другими людьми, тем более они служат «необходимости», то есть более их воля переплетается, сливается с волею многих других людей и через то становится менее субъективно свободной. С этой точки зрения общественные деятели являются наименее субъективно свободными и наиболее вынужденными сообразовываться с общими обстоятельствами и подчиняться необходимости.

В огромном большинстве этот закон люди выполняют неведомо для себя , слепо, ничего не зная, кроме своих частных целей. И лишь «великие люди» оказываются способными в некоторой мере отрешиться от узколичного, проникнуться целями понятой ими совершающейся общей необходимости и, таким образом, стать в своей деятельности сознательными проводниками высшего общего смысла истории.

Толстой приходит к выводу, что «царь есть раб истории» . Современник Толстого историк Богданович прежде всего указывал на определяющую роль Александра I в победе над Наполеоном, а роль народа и Кутузова вообще сбрасывал со счета. Толстой же ставил своей задачей развенчать роль царей и показать роль народных масс и народного полководца Кутузова . Писателем отражены в романе моменты бездействия Кутузова. Это объясняется тем, что и Кутузов не может по своей воле распоряжаться историческими событиями. Зато ему дано осознать действительный ход событий , в осуществлении которых он участвует. Кутузов не может понять всемирно-исторического смысла войны 12-го года, но он осознает значение этого события для своего народа , то есть он может быть сознательным проводником хода истории . Кутузов сам близок народу , он чувствует дух войска и может управлять этой великой силой (главная задача Кутузова во время Бородинского сражения – поднять дух армии).

Наполеон лишен понимания происходящих событий, он – пешка в руках истории . Образ наполеона олицетворяет собой крайний индивидуализм и эгоизм . Себялюбец Наполеон действует, как слепец. Он не великий человек , он не может определять нравственный смысл события вследствие собственной ограниченности. Новаторство Толстого состояло в том, что он внес в историю нравственный критерий .

Что же Толстому кажется ведущим в изображаемом им потоке жизни? Вопреки всему, Толстой придает громадное и активное значение субъективному началу жизни, человеческому «я» . Он создавал «Войну и мир» в эпоху бурного демократического движения, сильно подчеркнувшего роль самой личности в собственных ей судьбах.

В этом романе нашли отражение философические воззрения автора на жизнь и его понимание жизни . Толстой фаталист , но не в том целом, восточном значении этого слова, которое усвоено верой слепой, чуждой всякого рассуждения. Фатализм графа Толстого – это чадо времени, фатализм резонирующий, фатализм, выражающий собою не сплошную веру, а итог несчетного множества сомнений, недоумений и отрицаний . Если бы он убежден был просто, что история, как наука, бессмыслица, потому что разумных явлений в ней нет, а есть только один немой и совершенно непостижимый рок, который понять невозможно, потому что декреты его совершенно не сходятся с нашими человеческими понятиями о правде и справедливости, то сказали бы только, что не разделяем этого верования. Но автор не идет так далеко. Он убежден, что исторические явления нельзя объяснить научным путем; но он не решается допустить, чтобы их уже вовсе ничем нельзя было объяснить. Напротив, он думает, что все станет ясно для нас, если мы допустим предназначение . Далее, он отвергает инициативу личную как фактор, имеющий свою долю участия в событиях исторических. Он говорит, что так называемые великие люди суть ярлыки, дающие только имя событию, но меньше всего имеющие с ним связи, потому что их действия только кажутся им произвольными, а в сущности они вынуждены роковым ходом истории и определены предвечно . Но он не решается идти до конца и сказать, что человек совершенно лишен инициативы, что все его действия вынуждены законом строгой необходимости и имеют неотвратимый, роковой смысл. Напротив, он полагает, что в мелкой среде личного интереса человек пользуется свободой для достижения своих целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое-то действие; но, прибавляет он, как только действие сделано, так оно становится невозвратимо и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение . Вывод такой, что действие человеческое свободно, пока он не сделал его, но после того, как сделал, оно становится вынужденным, определенным задолго до его совершения, определенным предвечно ... Этого, признаемся, мы не можем понять, и мы предпочли бы вовсе не объяснять ничего, чем объяснить таким способом. Это крайний и самый отчаянный скептицизм. Он отнимает смысл у всего, что для нас может иметь какой-нибудь смысл, и переносит его с отрицательным знаком на место, для нас совершенно чуждое и непостижимое. Он отнимает у человека всякую веру в себя и в других людей , всякое уважение к какой бы то ни было, доступной ему, полезной, общественной деятельности, заставляя его смотреть на эту деятельность как на смешное усилие муравья сдвинуть гору. Всякая жертва, приносимая человеком в порыве сердечного увлечения, всякая славная цель впереди, побуждающая его у тяжелому подвигу, - все с такой точки зрения должно показаться ему ребячеством, глупым задором. К счастью, автор «Войны и мира» не всегда смотрит на жизнь с такой точки зрения . К счастью, он поэт и художник в десять раз более, чем философ. И никакой скептицизм не мешает ему как художнику видеть жизнь во всей полноте ее содержания , - со всеми ее роскошными красками, - и никакой фатализм не мешает ему как поэту чувствовать энергетический пульс истории в теплом, живом человеке, в лице, а не в скелете философического итога.

Он любит людей , им описываемых, не за какие-нибудь особенные достоинства или заслуги, ибо таких, вообще говоря, налицо не оказывается, а естественною и безотчетной любовью русского к русскому, сына к отцу , участием зрелого и высокоразвитого человека к молодому повесе, который напоминает ему молодость.