Викторина сказка сказке открывает свою тайну. Литературная викторина «Путешествие по сказкам»

Литературная викторина

«Путешествие в мир сказок»

Цель: Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

Предварительная работа: Чтение сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание магнитофонной записи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам.

Подготовительный этап: Заранее формируются две команды детей.

ХОД

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”. Дети заходят в зал, который украшен шарами и иллюстрациями различных сказок.
Ведущий:
Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас на нашей викторине «Путешествие в мир сказок». Давайте поприветствуем наших участников.
Представляем вам жюри. Жюри оценивает каждый правильный ответ одним баллом.
Итак, мы начинаем!

1 конкурс «Разминка»

Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка?

(Жучка)

Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

2 конкурс «Загадочный».

Необходимо отгадать названия сказок.
(Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команде).

1.Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)

2.Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

3.Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

4.Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

5.Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

6. Посадил дед в огороде

Чудо - овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды.

Стал тянуть он – не выходит,

Не обойтись здесь без семьи.

Только с помощью норушки

Овощ вытянуть смогли. (Репка)

7. Лисичка – сестричка

Очень хитрая была.

Зайчика – трусишку

Из избушки прогнала.

Петух лишь сумел

За лису постоять,

Взял острую косу

И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)

8.Два мышонка всё играли,

Песни пели, танцевали.

Кувыркались, забавлялись,

Петушку не помогали.

«Только не я!», «Только не я!»,

Наперебой они кричали.

Петушок тут рассердился,

Топнул ножкой, нахохлился!

Тут мышата притаились,

Вмиг в хороших превратились. (Колосок)

9. Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал. (Теремок)

    «Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне» (Емеля)

    «Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)

    «Способ есть, но он не прост –

Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно…

Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат!

Хвост не вытащу назад» (Волк)

    «От мачехи и от сестер

Одни упреки и укор.

Ох, не сносить головушку,

Если бы не коровушка» (Хаврошечка)

5. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

6. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

7. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

8. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

9. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

10. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).

4 конкурс «Угадай из какой это сказки?».

Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на экран телевизора и объясните, в чём волшебная сила данного сказочного предмета. Назовите сказку, в которой присутствует этот предмет.

На экране появляются предметы:


Сапоги-скороходы. (мальчик-с-пальчик)
Скатерть-самобранка. (Старик Хоттабыч, Два Ивана)
Золотой ключик (Приключения Буратино)

Золотое или простое яичко (Курочка Ряба)

Соломенный домик (Три поросёнка)

Берестяной короб (Маша и медведь)

Красная шапочка (Красная шапочка)

Молодцы, ребята! Я не знала, что вы так хорошо знаете сказки.

5 конкурс «Исправь ошибку в названии сказок»

Слушайте внимательно.

«Суп из топора»,
«По-заячьему велению»,
«Зелёная шапочка»,
«Кот в туфлях»,
«Два поросёнка»,
«Волк и пятеро щенят»,
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,

«Петушок Ряба»

«Утки – лебеди»

«Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка»

«Мальчик с кулачок»

Какие вы замечательные участники! Всё знаете!

6 конкурс «Живая сказка».

Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Команды должны угадать название сказки соперников («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»).

А пока команды готовятся к конкурсу, хотелось бы проверить наших гостей, как они знают сказки. Ну, что проверим?

Игра со зрителями.

«Добавь словечко к названию сказки»

Гуси -…(Лебеди)
- Царевна -…(Лягушка)
- Аленький - …(Цветочек)
- Вини -….(Пух)
- Маша и ….(Медведь)
- Заюшкина …(Избушка)
- Крошечка -….(Хаврошечка)
- Сивка -…(Бурка)
- Мальчик …(С пальчик)
- Красная …(Шапочка)
- Спящая ….(Красавица)
- Вершки -…(Корешки)

Какие внимательные у нас гости, ни разу не ошиблись! Хвалю вас!

7 конкурс «Вопрос-ответ».

Командам нужно ответить на мои вопросы:


1. Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)
2. Кому подошла по размеру хрустальная туфелька? (Золушке)
3. Кто родился в чашечке цветка? (Дюймовочка)
4. Кто взял спички и поджёг синее море? (Лисички)
5. Кто сварил кашу из топора? (Солдат)
6. Кто снёс золотое яичко? (Курочка Ряба)
7. Как звали девочку из сказки «Снежная королева»? (Герда)
8. Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин? (Простоквашино)
9. Кто лечил больных зверей? (Айболит)
10. Назовите героя, который живёт на крыше? (Карлсон)
11. Кто из героев ездил по улице на печке? (Емеля)
12. Что купила муха на базаре, когда нашла денежку? (Самовар)
13. Чем ловил рыбу волк в сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)

8 конкурс «Волшебный сундучок»

Дети вытаскивают из сундучка задания. Отвечают на вопрос « Кому принадлежат эти слова?»

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано (Корова)

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная (Морозко)

Не пей братец, козленочком станешь (Аленушка)

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам (Лиса)

Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша)

Битый не битого везет,

Битый не битого везет (Лиса)

Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели (Аленушка)

Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском (Козлята)

9 конкурс «Угадай мелодию».

Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.
(Звучит аудио запись песен из сказок «Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три поросёнка», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Вини-Пух и все-все-все», «Волк и семеро козлят»).

10 конкурс «Найди домик для героя сказки»

На полу перед каждой командой разложены имена героев сказок. На магнитной доске размещены домики с разным количеством окошек. Чтобы узнать, кто, где живёт, нужно имена героев поделить на слоги.
Дети берут любую картинку, определяют количество слогов в названии героя сказки и прикрепляют к нужному домику. (Колобок, Кот, Золушка, Дюймовочка, Волк, Лиса, Мальвина, Айболит, Петух)

11 конкурс «Сказочные задачки».(Конкурс капитанов)

Каждой команде нужно внимательно послушать задания и решить сказочные задачки.

1.Сколько зверей встретил в лесу Колобок? (4 - заяц, волк, лиса, медведь)
2.Сколько лепестков у Цветика-семицветика? (7)
3.Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». 4.Сколько их стало всех вместе? (8 – волк и 3 поросенка, Маша и 3 медведя)
5.Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? (5 – дедка, бабка, внучка, жучка. Кошка, мышка)
6.Назовите пять сказок, героем которых была лиса.
7.Сколько героев в сказке «Зимовье зверей»? (Волк и медведь, бык, баран, гусь, петух и свинья.)

Молодцы, капитаны!


Вот и подошла к концу наша викторина «Путешествие в мир сказок». Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок.


А сейчас слово предоставляется жюри.

Подведение итогов.
Награждение. Вручение призов.
Звучит музыка, дети выходят из зала.

Тема: Урок – викторина по сказкам А.С.Пушкина

Провела: Гаврилова Е.А.

Цели: 1. Закрепить у учащихся знание сказок А.С. Пушкина. 2. Развивать образное мышление, речь, память. 3. Прививать интерес к предмету.

1.Организационный момент . Дети делятся на 3 команды.

2. Ход урока.

Ребята, сегодня у нас викторина по сказкам вашего любимого поэта А.С. Пушкина.

Начнем с разминки:

    », «Где родился А.С. Пушкин? (В Москве)

    От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны)

    Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (6;5 и1 – не закончил)

    Какие? («Сказка о царе Салтане и о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.» , «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатыряхСказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

1-й этап

Узнайте, из какой сказки эти строчки, продолжите.

    Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

………………………

(То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».)

«Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

………………………

(То на весь бы мир одна

Наткала я полотна)

«Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

……………………………..

(Я б для батюшки царя

Родила богатыря»)

2. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно… (тридцать лет и три года

Старик ловил неводом рыбу

3. Свет мой, зеркальце, скажи

(Да всю правду доложи:

Я ль на свете милее,

Всех румяней и белее?»)

    Навстречу ему Балда

Идет. сам не зная куда.

«Что, Батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Поп ему в ответ:…(Нужен мне работник

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?»)

2 этап

1. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон.)

2. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (Комар – муха – шмель.)

3. Сколько раз старик закидывал невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3)

4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз – морскую траву)

5. Помогла ли рыбка старику и как?

6. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц ветер.)

7. За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка)

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу.

3 этап

Узнайте сказку по следующим словам:

    Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне»).

    Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

    Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. (Сказка о попе и о работнике его Балде»)

    Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. (Сказка о золотом петушке»)

4 этап

Узнай сказку по рисунку. (Детям показывают рисунки.)

    Кораблик («Сказка о царе Салтане»)

    Зеркало («Сказка о мертвой царевне»)

    Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

    Яблоко («сказка о мертвой царевне»)

    Зайчонок («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

    Месяц («Сказка о мертвой царевне»)

    Лебедь («Сказка о царе Салтане»).

Итоги урока. Награждение команды – победительницы и лучших знатоков сказок А.С.Пушкина.

МОУ-Ворошиловская СОШ,

д. Горки. 2013г.

Тема: Урок – викторина по сказкам.

Ребята мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить и закрепить наши знания. Урок наш необычный. Проведем мы его в форме викторины по сказкам любимого поэта.

Для этого нам нужно разделиться на две команды. Каждая команда будет получать орехи за правильные ответы. (Дети делятся на 2 команды, подходя к столу и выбирая себе перевернутую эмблему.)
Первая команда - «золотая рыбка», вторая команда - «золотой петушок».

Разминка.
(Детям предлагается среди портретов известных писателей найти портрет.) – слайд 2
Вопросы разминки
1.Где родился? (В Москве.)
2.Когда он родился? (6 июня 1799 г.)
3.На каком языке говорили в семье Пушкина?(В семье говорили на французском языке
4.Когда начал сочинять стихи?(Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.)
5.Кто учил его писать по–русски (Писать по-русски учила его бабушка)
6.От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны.)
7. Сколько всего сказок написал? (6;5 и1 – не закончил.)
Слайд 3,4,5,6,7
5. А какие сказки вы знаете? Посмотрите на экран и назовите сказки по очереди. (Слайды – с 8 по 19)
(Дети в командах по очереди перечисляют названия известных им сказок.)
(Сказка о царе Салтане, Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о попе и о работнике его Балде, Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, Сказка о золотом петушке, поэма «Руслан и Людмила», О Медведихе…)
Учитель: Молодцы! Победила команда.. Но это было легкое задание!
1 конкурс .

Узнайте, из какой сказки эти строчки, продолжите.

1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
………………………...
(То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир”.)

“Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
……………………….
(То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”,)

“Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
(Я б для батюшки царя
Родила богатыря”.)

2. Жил старик со своей старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно…(тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.)
3. “Свет мой, зеркальце скажи! Скажи
(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”)
4. Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ: …(“Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”)
Слайды – с 20-23

2 конкурс
Вопросы
1. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон.)
2. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (Комар – муха – шмель.)
3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза.)
4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз – морскую траву.)
5. Помогла ли рыбка старику и как?
6. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер.)
7. За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка.)
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.

3 конкурс
Узнай сказку по следующим словам:
1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Cказка о попе и о работнике его Балде».)
6. Рать, воеводы , царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)
Конкурс капитанов
Слайды – с 24 по 32

ВОПРОСЫ по сказкам Пушкина (после того как ребенок ответил, показывается слайд с правильным ответом)
1. Какое животное в произведении Пушкина рассказывает сказки? (КОТ УЧЕНЫЙ)
2. Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? (БАЛДА)
3. Про какого героя своей сказки писал:
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!» (Петушок)
4. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой? (Внука бесенка)
5. С кем сражался князь Гвидон? (с коршуном)
6. На чем плыли по морю Гвидон с матерью? (в бочке)
7. Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне»?(Елисей)
8. Кто говорил такие слова «ты прекрасна, спору нет!» (зеркало)
Учитель – Молодцы, капитаны! Выиграла в этом конкурсе команда…

4 конкурс

За ответ – очко.

В дорогой собольей душегрейке,

Парчевая на маковке кичка.

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Узнаете, кто это? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке».)

Соку спелого полно.

Так свежо и так душисто.

Так румяно-.золотисто.

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь...

(Яблоко из «Сказки о мертвой царев­не...*.)

Печкин вынимает из сумки газету «Волшеб­ные известия».

Недавно вышла новая газета «Волшеб­ные известия», в ней печатают сказочные объявления. Кто поместил вот эти объявле­ния?

5 конкурс

Читает - по очереди командам, за ответ – очко.

Предлагаю свои услуги: работаю за се­мерых, могу запрягать лошадь, топить печь, закупать продукты на рынке, печь яйца, ва­рить кашу, нянчить детей.

Мой адрес... (Балда из «Сказки о попе и о работнике его Балде».)

Торговая фирма - Пальмира» предлага­ет импортные товары.

Соболя. Черно-бурые лисы. Донские жеребцы. Чистое серебро. Злато. И все это по доступным ценам. «Пальмира» ждет вас.

Наш адрес... (Купцы из «Сказки о царе Салтане...».)

Тем. кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето свою горницу в аренду. В горнице имеются лавки, «крытые ковром, под святыми стол дубовый, печь с лежан­кой изразцовой». («Сказка о мертвой ца­ревне...»)

На работу в лесопункт требуются по­вар, конюх, плотник. П о результатам ра­боты выплачиваются премиальные, воз­награждение но итогам работы за год. (Поп из «Сказки о воле н о работнике его Балде».)

Школа целителей и экстрасенсов прово­дит ежемесячные платные курсы; излечиваются такие заболевания, как укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. Начало ближайших занятий в субботу.

(«Сказка о царе Салтане...»)

Хорошо вы знаете сказки. Мне даже захотелось остаться с вами до конца турнира, а почту я потом разнесу.

Садится в зал. Жюри подводит предварительные итоги.

6 конкурс «Кроссворд». Обе команды получают одинаковые кроссворды, зрите­лям тоже дается кроссворд.

Задания командам (написаны на листочках).

По горизонтали: 4. И жених сыскался ей... Елисей. (Коро­левич)

6.Не печалься, ступай себе с богом. Так и быть: ...вам уж будет. (Изба)

7. Там за речкой тихоструйной есть вы­сокая гора - в ней глубокая... (нора).

8. .„песенки пост да орешки все грызет. (Белка)

9. Сказка ложь, да в ней..., добрым мо­лодцам урок. (Намек)

10. Ах ты. мерзкое... это врешь ты мне назло! (Стекло)

13. Глянь: опять перед ним землянка: <...>

А перед нею разбитое... (корыто).

14. Ей в приданое дано было... одно. (Зеркальце)

По вертикали:

1. Слушай: платить обязались черти мне..до самой смерти. (Оброк)

2. А...над морем опять шумит да чертям веревкой грозит. (Балда)

3. Раз он в море закинул... пришел... с од­ною тиной. (Невод)

4. Ветер по морю гуляет и...подгоняет. (Кораблик)

5. Все красавцы молодые. Великаны удалые.

Все равны, как на подбор. С ними дядька... (Черномор)

11. И соседи присмирели.

Воевать уже не смели:

Таковой им царь Дадон

Дал... со всех сторон. (Отпор)

12. И послушалась...:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько. (Волна)

13. Пристают к заставе гости;

Гвидон зовет их в гости. (Князь)

Задания зрителям .

По горизонтали:

1. Как звали находчивого, трудолюби­вого работника в сказке? (Балда)

2. Злой, сварливый персонаж из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке». (Стауха)

3. Исполнительница песни «Во саду ли, в огороде». (Белка)

4. Место встречи попа с Балдой. (Базар)

5. Чем отравилась молодая царевна? (Яблоко)

По вертикали:

2. Кличка собаки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (Соколко)

4. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян)

6. Как звали няню? (Арина)

7. Имя жениха молодой царевны из «Сказки о мертвой царевне и о семи бога­тырях ». (Елисей)

7 конкурс капитанов «Круглая посло­вица»

- (По кругу вписана пословица. Чи­тать ее надо по ходу часовой стрелки, пропуская каждый раз по две буквы. Начи­найте с выделенной буквы.) «Летний день год кормит».

8 конкурс «Счастливый случай».

Каждой команде задается по 7 вопросов, за ответ - жетон.

Команде «Золотой петушок»

1. Исполнительница желаний в сказке. (Золотая рыбка.)

2. Любимый предмет злой мачехи, на ко­торый она разозлилась. (Зеркальце.)

3. Лесной зверек, живший в хрусталь­ном дворце. (Белка.)

4. Прозвище старика в «Сказке о рыбаке и рыбке». (Дурачина ты. простофиля.)

5. От чего поп подпрыгнул до потолка? (От щелчка.)

6. Сколько братьев было у царевны-ле­беди? (33 богатыря.)

7. Для кого Балда был тятей? (Для по­повича.)

Команде «Золотая рыбка»

1. Средство передвижения Гвидона и его матери по морю, (Бочка.)

2. Птица, которая была посажена на спи­цу для охраны границы (Петушок.)

3. Как звали девушку, в облике ко­торой было что-то необычайное, но это ее нисколько не портило? (Царевна-лебедь.)

4. Сколько раз старик ходил к морю? (Пять раз.)

5. Кто был меньшим братом Балды? (Заяц.)

6. Насекомое, которое стало оружием мести. (Комар)

7. Любимое кушанье Балды. (Полба.)

9 конкурс художников «Следы не­чистой силы».

Учитель. Вспомните пушкинские строки «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей». Никто не видел ни этих следов, ни этих зверей. Попробуйте нарисовать их.

10 конкурс
Числа
(Каждая команда вспомнит все числа, которые встречались в сказках!
- Сколько лет рыбачил старик? 33 года
- Сколько раз кидал старик невод прежде чем поймать золотую рыбку? 3 раза
- Сколько раз ходил он с просьбами к рыбке? 5 раз (корыто, изба, дворянство, царица, владычица морская)
- Сколько просьб она выполнила? 4раза
- Сколько сыновей было у Дадона? (2 сына)
- Сколько раз летал царь Гвидон к Салтану? (3 раза)
- Сколько девиц сидело вечером под окном (3 девицы)
- Сколько вышло витязей на берег? (30 витязей прекрасных)
- Сколько было богатырей в сказке про мертвую царевну? (7 богатырей)
- Сколько щелчков отвесил Балда попу? (3 щелчка)

IX. Подведение итогов.

Учитель. Дорогие друзья! На этом наш конкурс заканчивается. Надеюсь, что вам захочется еще и еще раз перечитать сказки, быть похожими на положительных героев. Когда станете взрослыми, будете перечитывать эти сказки своим детям, каждый раз открывая для себя что-то новое. Ведь сказки Пушкина - это наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение людей.

О, Пушкин! Над его строкою.

Задумавшись в который раз.

Вдруг открываешь в ней такое,

Что прежде пряталось от глаз.

Конспект урока литературного чтения

Класс : 2 «б»

Образовательная система (УМК): «Школа России»

Тема : «Викторина по сказкам»

Тип урока : уроки развивающего контроля

Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель : контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Цель урока : в игровой форме проверить качество знаний, полученных при изучении темы «Русские народные сказки»;

Задачи урока:

    Образовательная: обобщать знания учащихся по изученным сказкам, прививать интерес к чтению.

    Развивающая: развивать мышление, внимание, память, устную речь , творческие способности , фантазию, наблюдательность.

    Воспитательная: воспитывать интерес к предмету,

Планируемые образовательные результаты:

    Предметные

- осознание значимости чтения для личного развития;

Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

Овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

    Личностные

Формировать мотивацию к обучению и познанию;

Формировать способность детей к саморазвитию;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

    Метапредметные

Создать у учащихся мотивацию к уроку;

Формировать умение формулировать тему урока;

Развивать речь и обогащать её словарный запас;

Мотивировать детей к развитию устной речи;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Используемые технологии : здоровьесберегающая, ИКТ, игровая.

Оборудование : учебник «Литературное чтение» автор Климанова Л.Ф. 2 класс УМК «Школа России», интерактивная доска, презентация, кроссворд.

Ход урока

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои парты и проверьте, всё ли у вас готово к уроку. А сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь. Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. А сейчас посмотрите на меня, подарите и мне свои улыбки. Спасибо, а сейчас тихонечко сядет первый ряд, еще тише сядет второй ряд, и совсем тихо сядет третий ряд. Ребята, сегодня мы проведём с вами не обычный урок, а урок-викторин у, на котором вы должны будете вспомнить русские народные сказки. В нашей игре три команды: команда 1- первый ряд, команда 2 – второй ряд, команда 3 – третий ряд. Каждый вопрос обсуждаете вместе. Когда вы готовы дать ответ, поднимаете руку. За выкрики с места и нарушение дисциплины я буду списывать с команды баллы. Если одна из команд затрудняется дать ответ на свой вопрос, то вторая, подняв руки, может ответить за них, тем самым получить дополнительный балл. Всем понятны правила? Я желаю командам удачи!

2.Работа по теме урока.

    Кроссворд

Каждая команда получит кроссворд. По моей команде, вы переворачиваете листы с кроссвордом и начинаете его разгадывать. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит кроссворд. За него вы можете получить от одного до трёх баллов.

Вспомните, как зовут сказочных героев и как называются сказочные предметы:

1 .Курочка… (Ряба) 6. Гуси -… (лебеди)

2 .Баба -… (яга) 7. Ковёр -… (самолёт)

3. Жар -… (птица) 8. Скатерть -…( самобранка)

4. Иванушка -… (дурачок) 9. Сапоги -… (скороходы)

5 .Царевна -… (лягушка) 10. Сивка -… (Бурка)

Всё правильно – 3 жетона.

1-2 ошибки – 2 жетона.

3 и больше ошибок – 1 жетон.

II. Сегодня, торопившись на урок, я уронила карточки с названиями сказок и они перепутались. Вы поможете мне их собрать? Та команда, которая справится быстрее, получит 1 жетон.

- Составьте названия сказок:

Зёрнышко

III. Следующее задание оценивается в 1 балл. Здесь вы должны подумать и ответить на вопросы. Ответы принимаются только по поднятой руке.

Ответьте на вопросы:

    Чем угощала лиса журавля? (Кашей)

    Чем подавился петушок? (Бобовым зёрнышком)

    Из чего варил кашу солдат? (Из топора)

    Кто помог спасти брата в сказке «Гуси – лебеди?» (Мышка)

    Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси – лебеди?» (Платочек)

    Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка)

IV . Для каждой команды я зачитаю начало сказки, а вы должны назвать сказку. Оценивается в один балл за каждый ответ. После того, как прозвучит вопрос, вы советуетесь, поднимаете руки и даёте окончательный ответ.

- Назовите сказку, которая начинается со следующих слов:

    Жили – были петушок и курочка. Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает:

Петя, не торопись. Петя, не торопись.

    Жили – были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки – поменьше, у курочки с огурчик, у мышки – с напёрсток. («У страха глаза велики»)

    Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок.

Доченька, - говорила мать, - мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек. («Гуси-лебеди»)

    Шёл солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

Пустите отдохнуть дорожного человека!

Дверь открыла старуха:

Заходи, служивый.

А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. («Каша из топора»)

    Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

Спасибо на добром слове, - сказал тетерев. («Лиса и тетерев»)

    Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу! («Лиса и журавль»)

V . - Отгадайте название сказки по иллюстрации. За каждый правильный ответ – один жетон.

    Солдат, старуха, топор. («Каша из топора»)

    Брат, сестра, гуси, Баба-яга. («Гуси-лебеди»)

    Лиса, тетерев, собаки. («Лиса и тетерев»)

    Курочка, корова, кузнец. («Петушок и бобовое зёрнышко»)

    Лиса, журавль, кувшин. («Лиса и журавль»)

    Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка («У страха глаза велики»)

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня вы все были молодцы! Но пора узнать результаты викторины...

Какие сказки мы повторили сегодня на уроке. Героев, каких русских народных сказок мы вспомнили?

Цель: развитие внимания, памяти, быстроты реакции.

Описание . В достаточно быстром темпе детям предлагается ответить на вопросы викторины по сказкам.

Настоящее имя Царевны-лягушки. (Василиса Премудрая.)

Имя девочки, которой коровушка говорила: «Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - всё будет сработано». (Хаврошечка.)

Имя непослушного братца Алёнушки. (Иванушка.)

Кто помог зайчику выгнать лису из лубяной избушки? (Петух.)

Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка.)

Как называется самый известный сборник арабских сказок? («Тысяча и одна ночь».)

В какой сказочной стране живет Шалтай-Болтай? (Зазеркалье.)

Любимые грибы Бабы Яги. (Мухоморы.)

Кому удалось собрать оброк с чертей? (Балде.)

Кто летал на пушечном ядре? (Барон Мюнхгаузен.)

Самый известный милиционер на свете. (Дядя Степа.)

В кого превратилась Царевна-лягушка? (В Васшшсу Прекрасную.)

Как звали мальчика, у которого жили игрушечные зверюшки: медвежонок, ослик, поросенок, кролик, сова и другие? (Кристофер Робин.)

Самая несчастная птица из сказки Андерсена. (Гадкий утенок.)

Петрушка, Василек, Хвощ, Колобок, Букашка, Сморчок, Синичка - чьи это имена? (Гномов.)

Кличка крысы из сказки о приключениях Буратино. (Шу- шара.)

Кто путешествовал в страну лилипутов и в страну великанов? (Гулливер.)

Героиня, ставшая женой эльфа. (Дюймовочка.)

Кому удалось рассмешить царевну Несмеяну? (Емеле.)

Птица, чьи перья светятся ярким светом. (Жар-птица.)

Многоглавый огнедышащий дракон. (Змей Горыныч.)

Герой, который был помещён на шпиль самой высокой башни. (Золотой петушок.)

В какой сказке есть молочная речка с кисельными берегами? («Гуси-лебеди».)

Где спрятался уцелевший козлёнок из сказки «Волк и семеро козлят»? (В печке.)

. «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь!» Из какой сказки этот страшный зверь? («Заяц-хваста».)

Какие цветы выращивали Кай и Герда? (Розы.)

Сказка с фруктовыми и овощными жителями. («Приключения Чиполлино».)

Как звали трёх медведей из сказки «Три медведя»? (Михал Иваныч, Настасья Петровна, Мишутка.)

Как звали двух братьев-морозов из сказки «Два мороза»? (Красный нос, Синий нос.)

Герои какой сказки жили у самого синего моря в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года? (Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».)

Какую рыбу поймал Емеля? (Щуку.)

Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку.)

Чем угощала лиса журавля? (Манной кашей.)

Имя сладкоежки, живущего на крыше. (Карлсон.)

У какого кота в хозяйстве была корова по кличке Мурка? (У кота Матроскина.)

Имя мальчика, который в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей? (Нильс.)

Кем в итоге оказался Гадкий утёнок? (Лебедем.)

За какими цветами отправилась в лес под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками.)

Кто одолел Тараканище? (Воробей.)

Какого роста был Конёк-Горбунок? (Три вершка.)

В какой деревне разносит почту Печкин? (В Простоквашино.)

Что подарил Винни-Пух ослику Иа-Иа на день рождения? (Горшок без мёда.)

Как звали отца Буратино? (Карло.)

Как называется сеть, в которую попала золотая рыбка? (Невод.)

Как звали гуся, на котором совершил путешествие Нильс? (Мартин.)

Какой титул носил Лимон из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»? (Принц Лимон.)

Из какого инструмента сварил суп солдат в русской сказке? (Из топора.)

Как звали сына царя Салтана? (Гвидон.)

Кличка пуделя Мальвины. (Артемом.)

Какого цвета волосы Мальвины? (Голубого.)

В какой сказке зима встречается с летом? («Двенадцать месяцев».)

Название города, в котором жил незнайка. (Цветочный.)

Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (Слово «вечность».)

Кличка кошки Фрекен Бок. (Матильда.)

Во сколько часов Золушка должна была вернуться с бала? (В 12 часов ночи.)

Прибор, отличительная особенность Карлсона. (Пропеллер.)

Дерево, украшенное золотой цепью. (Дуб.)

Умывальников Начальник. (Мойдодыр.)

Грозный разбойник, враг Айболита. (Бармалей.)

Название сказки, в которой девушке удалось разрушить злые чары, наложенные на прекрасного принца, превращенного в чудовище. («Аленький цветочек».)