Викторина по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане» для детей подготовительной группы. Викторина по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане» для детей подготовительной группы Кем назначил царь салтан первых двух девиц

Викторина для младших школьников по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

к 185-и летию со дня первой публикации (1832 – 2017 гг.)

Багрова Елена Викторовна, учитель начальных классов I категории, воспитатель ГПД I категории, классный руководитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.
Назначение материала: Предлагаю Вашему вниманию интерактивную познавательную игру – викторину по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» для организации и проведения тематического досуга в классе, в группе, в летнем лагере; для проведения занятий внеурочной деятельности по курсу «В гостях у сказки». Данный материал будет полезен учителям начальной школы; классным руководителям, воспитателям ГПД, библиотекарям; для детей 8 - 10 лет.
Цель: приобщение к творчеству А.С. Пушкина; активизация познавательного интереса; закрепление знаний по содержанию сказки.
Задачи:
- расширить кругозор детей;
- воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина;
- в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
- развивать творческий потенциал детей;
- развивать внимание, мышление, память;
- формировать умение принимать самостоятельное решение при выборе ответов, доказывать, анализировать;

Из истории создания сказки
(вступительное слово педагога)
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (укороченный вариант названия - «Сказка о царе Салтане») - сказка в стихах А. С. Пушкина. Создана в 1831 году, а впервые издана через год.
Первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи.
Происхождение сюжета
«Сказка о царе Салтане» - вольная обработка народной сказки. В самом произведении использовались персонажи, заимствованные из народных сказок, например, волшебный образ царевны Лебеди имеет отклик в образе Василисы Премудрой.
Из большого количества произведений А. С. Пушкина самыми ценными и любимыми остаются его чудесные сказки. Им написано 7 сказок в стихах. Одна из них в этом году отмечает 185-летний юбилей. Это «Сказка о царе Салтане». Это одна из самых известных стихотворных сказок, отрывки из которой знают наизусть и цитируют очень много людей во всём мире. Полное название сказки - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сюжет этой сказки, как и многих других, Пушкин услышал от няни. Он не просто проникся народной поэтикой*, он ввел народную сказку в свое литературное творчество, дал ей новую жизнь, придал форму, которая стала доступна всем и даже детям. Сказки А.С.Пушкина открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.
поэтика* - поэтическая манера, свойственная данному поэту, направлению, эпохе.

1 тур «Узнай персонаж сказки по словесному портрету»
Главные персонажи сказки
(характеристика героев, которую можно дополнить, изменить или составить собственную, после прочтения книги или просмотра мультипликационного фильма)
ЦАРЬ САЛТАН - добрый и справедливый, мягкий и незлопамятный, немного простоватый и очень доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой. Царь Салтан милосердный и великодушный.


ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ - прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем становится его женой.


КНЯЗЬ ГВИДОН - сын царя Салтана, которого злые завистницы обрекли на смерть вместе с матерью в бочке посреди моря. Но младенец в бочке растёт «не по дням, а по часам» и становится прекрасным, сильным, смелым, отважным юношей. Он защищает слабых (спас Царевну Лебедь от коршуна), справедливо правит в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду: чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.


Ткачиха, повариха (сестры) и сватья баба Бабариха (мать трех девиц) - из-за мстительности, злопамятности, зависти и обидчивости они совершили преступление. В письме к царю Салтану - оклеветали Царевну и младенца-Царевича, добившись указа царя, посадить их в бочку и бросить в море.


2 тур «Отгадай загадку»
1 Кто на весь крещёный мир,
приготовить бралась пир?
А теперь на кухне злится,
что жена царя - сестрица.
(Повариха)


2. Кто на весь бы мир одна,
наткала всем полотна?
Сейчас плачет у станка,
не она царя жена.
(Ткачиха)


3. Кого в бочку в тот же час
посадили, засмолили,
в окиян на смерть спустили?
Выслушав Царя "указ".
(Царицу и приплод)


4. Что за зверь в хрустальном доме
Князю прибыль создает,
“Во саду ли, в огороде...”-
Звонко песенку поет?
(Белка)


5. Пушки с пристани палят,
Всем ответ держать велят,
Как зовется остров в море,
Где Гвидон не знает горя?
(Буян)


3 тур «Подскажи словечко»
Пушки с пристани …,
Кораблю пристать ….
Пристают к заставе …,
Князь Гвидон зовет их в ….


Говорят, царевна есть,
Что не, можно глаз отвесть.
Днем свет божий …,
Ночью землю … -
Месяц под косой …,
А во лбу звезда ….


В синем небе звезды …,
В синем море волны …;
Туча по небу …,
Бочка по морю ….


4 тур «Путаница»
(Найди « лишний» отрывок, назови из какой он сказки, восстанови текст)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
«Здравствуй, красная девица, -
Говорит он - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,…
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».


Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
“Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Аль откажешь мне в ответе?”
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»


Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.


5 тур « Кто больше»
(Рефлексия)
Рассмотри картинку и назови персонажей сказок А.С. Пушкина
и название произведения. Если дети знают, могут прочитать отрывок из сказки.


Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!
И жизнь наполнится тогда добром и лаской!
Ученый кот в страну чудес откроет двери,
Там вы научитесь дружить, любить и верить!

(Багрова Е.В.)
Источники: библиотечный фонд: Интернет ресурсы.

? с. 113 Кем ткачиха с поварихой приходятся молодой царице?

Почему они с сватьей бабой Бабарихой подменили гонца? В чём причина их ненависти к царице? Найди строчки, в которых об этом говорится.

Как ты думаешь, в сказке победит коварство и хитрость или добро и справедливость?

Ткачиха и повариха приходятся молодой царице родными (скорее всего, старшими) сёстрами. Тем не менее они испытывают к своей младшей сестре ненависть («А ткачиха с поварихой, // С сватьей бабой Бабарихой // Извести её хотят…»), по этой причине сёстры и подменили первого гонца, а затем вложили ложный указ в суму второго. Ненавидят они её из зависти к её положению и оттого, что, сами того не ведая, собственными словами определили себе такое будущее («Здравствуй, красная девица, – // Говорит он, – будь царица… // Вы ж, голубушки-сестрицы… // Будь одна из вас ткачиха, // А другая повариха»; «В кухне злится повариха, // Плачет у станка ткачиха»). Последний вопрос (победит ли в сказке зло или добро?) предназначен для того, чтобы заинтересовать в дальнейших событиях, побудить прочитать сказку целиком.

? с. 115 Как ты понимаешь выражение «растёт не по дням, а по часам»? Оно использовано в сказке в прямом или переносном смысле?

Выражение «расти не по дням, а по часам» означает расти очень быстро, однако имеет переносное, а не прямое значение. В этой же сказке автор использует его в прямом смысле: ребёнок только родился и брошен в бочку на произвол судьбы, но, вырастая «не по дням, а по часам», уже «волну торопит», обращаясь к ней с весьма красноречивой просьбой; уже «на ножки поднялся» и проявляет характер фольклорного богатыря, выполняющего любое дело легко и с прибауткой: «Понатужился немножко: // Как бы здесь на двор окошко // Нам проделать? – молвил он, // Вышиб дно и вышел вон».

? с. 117 — 120 Судя по этому отрывку, это волшебная сказка или сказка о животных?

Чтобы ответить на вопрос, является ли «Сказка о царе Салтане…» волшебной или сказкой о животных, мы должны подумать, в чём отличие этих сказок друг от друга. В сказках о животных рассказывается о том, почему у того или иного зверя именно такая внешность, повадки, отношения с другими зверьми (людьми). В волшебной сказке имеется волшебный мир и волшебный герой, который, совершая различные
деяния, постигает законы и правила поведения в волшебном мире, узнаёт его тайны. Очевидно, что этот отрывок – не сказка о животных, а волшебная сказка.

Перечисли все чудеса, которые происходят с царевичем и его матерью. Подтверди свой ответ строчками из текста.

С царевичем и его матерью происходит много чудес. Молодая девушка становится царицей самым чудесным образом; дитя её растет буквально «не по дням, а по часам»; юный царевич может повелевать силами природы («…волну торопит»); он – настоящий силач и добрый охотник. Царевич выручает из беды лебедя, который оказывается красной девицей; на второй день пребывания на чудо-острове мать с сыном видят большой город, жители которого радостно приветствуют их, а царевича «венчают княжей шапкой» и провозглашают правителем.

Кто является главным героем сказки?
А можно ли назвать князя Гвидона настоящим сказочным героем?

Главным героем этой сказки является «новорожденный» князь Гвидон. Гвидон – настоящий сказочный герой: он покидает родной дом, в пути он встречается с трудностями и препятствиями. Вполне можно предположить, что царевич Гвидон сумеет преодолеть все преграды и вернуться в отчий дом победителем, повзрослевшим и поумневшим.

Вспомни все черты, которыми должен обладать настоящий герой сказки. Подумай, является ли князь Гвидон таким героем?

- Но князь Гвидон – не просто сказочный герой, – сказал Михаил Потапович. – Он герой волшебной сказки. Это значит, что в нём есть черты, характерные для героев волшебных сказок.
- Это какие-то особые черты? – поинтересовался Миша.
- Особые, – подтвердил Михаил Потапович. – Сейчас вы всё поймёте. Но сначала вам нужно ответить на несколько вопросов.

? Когда стало понятно, что маленький царевич необычный ребёнок? Подтверди своё мнение строчками из текста.
У кого царевич просит помощи, сидя внутри бочки? Найди нужные строчки.
Как ц
аревич ведёт себя на берегу: можно ли сказать, что он находчивый? Какими ещё качествами он обладает?
Теперь ты догадываешься, о каких особых чертах героя волшебной сказки говорил Михаил Потапович? Если затрудняешься, посмотри, что обнаружили Маша и Миша с помощью Главного Библиотекаря.

С самого рождения герой волшебной сказки отличается от других людей: он обладает чудесными способностями.

Герой волшебной сказки способен общаться с силами природы.

- Я могу назвать ещё две черты героя волшебной сказки, — сказал Костя Погодин, который уже прочитал эту сказку Александра Пушкина целиком.

Михаил Потапович указывает на то, что князь Гвидон – не только сказочный герой; он – герой волшебной сказки, обладающий особыми чертами. Определить эти черты помогут вопросы из учебника. Юный царевич – особенный с самого рождения: он растёт в бочке «не по дням, а по часам», «…волну торопит», и силы природы подчиняются ему («И послушалась волна»). На берегу царевич проявляет заботу о матери, находчивость и смекалку («Ломит он у дуба сук // И в тугой сгибает лук, // Со креста снурок шелковый // Натянул на лук дубовый, // Тонку тросточку сломил, // Стрелкой лёгкой завострил…»). Царевич проявляет благородство и доброту, заступаясь за слабого (спасая лебедя от когтей коршуна).

? Посмотри, какие черты героя волшебной сказки назвал Костя.

С таким героем могут происходить настоящие чудеса и превращения.

Такой герой в конце концов побеждает зло и несправедливость.

Костя Погодин называет ещё две черты, присущие герою волшебной сказки. Во-первых, с героем могут происходить настоящие чудеса и превращения; и во-вторых, он всегда побеждает зло и несправедливость.

Проверь, прав ли Костя.
Для этого возьми в библиотеке сборник сказок Александра Пушкина и прочитай «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» целиком.
После этого можно продолжить обсуждение сказки, ответить на вопросы и выполнить задания.

Найди в тексте строчки, из которых видно, что князь Гвидон скучает по отцу и хочет его увидеть.

Кто и почему препятствует встрече царя Салтана с князем? Подтверди свой ответ строчками из сказки.

Какие чудеса мечтает завести князь Гвидон заводит в своём городе? Сколько этих чудес? На что он надеется, заполучив эти чудеса? Оправдались ли надежды князя?

Как наказано зло в сказке?
Теперь ты можешь утверждать, что князь Гвидон является настоящим героем волшебной сказки? Обоснуй свой ответ.

Князь Гвидон не обидчив и справедлив. Он не осуждает отца, но тоскует по нему и хочет обязательно с ним повидаться («Князь печально отвечает: // Грусть-тоска меня съедает, // Одолела молодца: // Видеть я б хотел отца»). Тут с Гвидоном и начинают происходить волшебные превращения: сначала, с помощью колдовства царевны Лебеди, он становится комаром, затем – мухой и шмелём. Встрече Гвидона с царём препятствуют злые сёстры царицы – ткачиха, повариха, а также сватья баба Бабариха: «А ткачиха с поварихой, // С сватьей бабой Бабарихой // Не хотят его пустить // Чудный остров навестить». «Уж диковинка, ну право…» начинают они отговаривать царя Салтана, а в пример настоящего чуда приводят (каждая в свою очередь) волшебную белку, богатырей с дядькой Черномором и красавицу-девицу. Князь Гвидон заводит в своём городе все те чудеса, о которых рассказывали злые бабы. Это, во-первых, белка, которая «песенки поёт // и орешки всё грызёт, // А орешки не простые, // Все скорлупки золотые, // Ядра – чистый изумруд»; во-вторых, выходящие дозором из вод морских «тридцать три богатыря, // Все красавцы удалые, // Великаны молодые, // Все равны, как на подбор, // С ними дядька Черномор»; и, в-третьих, царевна Лебедь, молодая жена Гвидона, такая красавица, что «днём свет божий затмевает, // Ночью землю освещает, // Месяц под косой блестит, // А во лбу звезда горит. // А сама-то величава, //Выступает, будто пава; // А как речь-то говорит, // Словно реченька журчит». Спросите у ребят, на что надеется Гвидон, заводя все эти чудеса? Может, он хочет, чтобы в его волшебном городе были все чудеса на свете? Или он надеется «уговорить» отца посетить свой остров и противостоять злодейкам? Благодаря упорству Гвидона и помощи царевны Лебеди надежды князя оправдались.

ТЕСТ ПО СКАЗКЕ «О ЦАРЕ САЛТАНЕ» 3 класс ЧАСТЬ 1

1.Укажи значение слова «светлица».

Открытая веранда - светлая парадная комната в доме - спальня

2. Что хотела сделать первая девица, если бы стала царицей?

3. Что хотела сделать вторая девица, если бы стала царицей?

На весь мир наткать полотна - во всём слушаться царя

Помогать царю управлять страной - родить богатыря

Устроить пир на весь крещёный мир

4. Что хотела сделать третья девица, если бы стала царицей?

На весь мир наткать полотна - во всём слушаться царя

Помогать царю управлять страной - родить богатыря

Устроить пир на весь крещёный мир

5. Кем царь Салтан сделал старшую сестру?

6. Кем царь Салтан сделал среднюю сестру?

Царицей - поварихой - ткачихой - нянькой

7. Кем царь Салтан сделал младшую сестру?

Царицей - поварихой - ткачихой - нянькой

8. Кто кому стал завидовать?

Старшая и средняя сестра – младшей - младшая и средняя – старшей

Младшая – старшей и средней - старшая – младшей и средней

9.Куда уехал царь Салтан?

На охоту - в путешествие - на войну

10. Укажи значение слова «аршин».

Старинная русская мера длины, равная 71 см

Старинная русская мера длины, равная 107 см

Старинная русская мера веса, равная 3 кг 450 г

Старинная русская мера веса, равная 4 кг 273 г

11. О чём хотела царица сообщить мужу в своём послании?

Что у неё всё по-прежнему - что она родила богатыря

Что она родила неведому зверюшку - что её обижают сёстры

12. Каким посланием было заменено её письмо?

Что царица болеет - что царица родила неведому зверюшку

Что у царицы всё хорошо - что царица злая и неблагодарная

13. Укажи значение слова «грамота» (в этом тексте).

Письмо - официальный документ - ложное, обманное письмо

14. Укажи значение слова «указ».

Приказ - письмо, где указано, как надо действовать

Постановление верховного органа власти, имеющее силу закона

15. Какой ответ отправил царь Салтан?

Бросить царицу и ребёнка в воду - ждать его возвращения

Наказать ткачиху и повариху

16. Что произошло с царским посланием?

Оно было заменено на другое - оно было доставлено по назначению

Вообще не было доставлено никакого послания

17. Кто посадил царицу и ребёнка в бочку и бросил в воду?

Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха - царь - бояре - витязи

18. Куда вынесла волна царицу и сына?

На берег соседней страны - принесла обратно

На необитаемый остров - на остров, где был большой город

19. Какое оружие сделал себе царевич?

Копьё - томагавк - бумеранг - дубину - лук

20. Укажи значение слова «лук» (в этом тексте).

Старинное колющее или метательное оружие на древке

Оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой

Ударное метательное оружие у индейцев Северной Америки

21. Укажи значение слова «зыбь».

Лёгкая волна - высокая волна - воздушный поток

22. Кого юноша увидел на острове?

Чайку и ворона - лебедя и ястреба - лебедя и коршуна

Утку и селезня - утку и орла

23. Что он сделал?

Убил ястреба - убил коршуна - убил ворона

Убил орла - убил селезня

24. Укажи значение слова «клёв».

Гортанный крик - коготь - клюв

25. Укажи значение слова «чародей».

Злой человек - колдун - главный колдун - царь, умеющий колдовать

26. Что сказала царевичу лебедь?

Зря ты это сделал - ты убил чародея и спас девицу

Ты убил очень злую птицу

27. Укажи значение слова «маковка» (церкви).

Купол церкви - колокольня - крест на куполе церкви

28. Укажи значение слова «град».

Город - крепость - монастырь

29. Что увидели царица с сыном на следующее утро?

Роскошный завтрак - россыпь драгоценных камней

Прекрасный город - тридцать трёх богатырей

30. Кем стал царевич?

Царём - князем - королём - принцем

31. Укажи значение слова «колымага».

Большая телега - небольшая крытая повозка - большая старинная карета

32. Укажи значение слова «двор» (в этом тексте).

Придворные, ближайшие к царю или князю люди

Площадь вокруг царских или княжеских палат - царские или княжеские палаты

Фамилия, имя ______________________________________________

ТЕСТ ПО СКАЗКЕ «О ЦАРЕ САЛТАНЕ» 3 класс ЧАСТЬ 2

1. Кто прибыл к царевичу в гости?

Другие царевичи - странствующие рыцари - купцы - крестьяне

2. Чему юноша опечалился?

Его обидели гости - он не был доволен своим городом

Он хотел видеть отца - он хотел видеть всех своих родственников

3. В кого в первый раз превратился Гвидон?

4. Укажи значение слова «престол».

Трон царя или князя - большое красивое кресло

Возвышение со ступеньками в большом помещении

5. Объясни значение выражения «привальный остров».

Остров, на котором живут люди

Остров, к которому можно пристать кораблю

Остров, мимо которого опасно проплывать

6. Укажи значение слова «терем».

Высокая укреплённая башня - княжеский дворец

В Древней Руси: жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни

7. Укажи значение слова «изумруд».

Слиток золота - украшение - драгоценный камень

8. О чём рассказывали царю корабельщики?

О белке с золотыми орешками - об острове Гвидона

О своих приключениях - о коне златогривом

9. Чего захотел царь?

Получить белку с золотыми орешками - посетить остров Гвидона

Познакомиться с тридцатью тремя богатырями - пуститься в странствие

Получить коня златогривого

10. О чём рассказала повариха?

О белке с золотыми орешками - о Сивке-бурке - о Красной Шапочке

11. Зачем?

12. Что сделал князь Гвидон?

Укусил повариху в нос - укусил повариху в глаз - укусил царя в бровь

13. Объясни значение выражения «в свой удел».

В свой срок - в свои владения - на свою беду

14. Почему он снова опечалился?

Захотел помириться с отцом

15. Кого привела князю лебедь в первый раз?

16. Укажи значение слова «дьяк».

Стражник в Древней Руси - чиновник в Древней Руси

Вельможа в Древней Руси

17. Кто прибыл в гости к князю во второй раз?

Другие царевичи - царь Салтан - царь Дадон - купцы

18. В кого во второй раз превратился Гвидон?

В муху - в шмеля - в комара - в пчелу - в осу

19. Укажи значение слова «булат».

Сталь, меч из этой стали - дорогая ткань, одежда из этой ткани

Драгоценный камень, украшение из этого камня

20. О чём рассказали корабельщики царю?

О коне златогривом - о тридцати трёх богатырях

21. Чего захотел царь?

22. О чём рассказала ткачиха?

О прекрасной царевне - о тридцати трёх богатырях

О белке с золотыми орешками - о Сивке-бурке - о сестрице Алёнушке

23. Зачем?

Чтобы потешить царя - чтобы он не отправился путешествовать

Чтобы он не поехал к Гвидону - чтобы он прогнал гостей

24. Что сделал князь Гвидон?

Укусил ткачиху в нос - укусил ткачиху в глаз - укусил царя в бровь

25. Укажи значение слова «восвояси».

Прочь - домой, к себе - как можно дальше

26. Почему он снова опечалился?

Захотел получить белку с золотыми орешками

Захотел, чтобы ему служили тридцать три богатыря

Захотел получить в жёны прекрасную царевну

Захотел помириться с отцом

Захотел побывать в дальних странах

Захотел увеличить свои владения

27. Кого привела князю лебедь во второй раз?

Коня златогривого - серого волка - белку

Тридцать трёх богатырей - прекрасную царевну

28. Укажи значение слова «витязь».

Воин - богатырь - стражник - волшебник

29. Укажи значение слова «четами».

Небольшими группами - парами - по-трое

30. Объясни значение выражения «обходить дозором».

Сторожить - производить разведку - рассматривать, любоваться

Фамилия, имя ______________________________________________

ТЕСТ ПО СКАЗКЕ «О ЦАРЕ САЛТАНЕ» 3 класс ЧАСТЬ 3

1. Укажи значение слова «холят».

Ухаживают, окружают заботой - вкусно кормят - стерегут

2. Укажи значение слова «унимает».

Ругает - наказывает - успокаивает, усмиряет - прогоняет

3. Укажи значение слова «ретивый».

Нежный, чувствительный - храбрый - буйный

4. Кто прибыл в гости к князю в третий раз?

Царь Салтан - царь Мафусаил - царь Дадон - купцы

5. В кого в третий раз превратился Гвидон?

В муху - в шмеля - в комара - в пчелу - в осу

6. О чём рассказали корабельщики царю?

О коне златогривом - о Кощее Бессмертном

Об острове Гвидона и о белке с золотыми орешками

О своих приключениях - о молодильных яблоках

7. Укажи значение слова «пеняет».

Ругает кого-нибудь - хвалит кого-нибудь

Укоряет кого-нибудь - поучает кого-нибудь

8. Чего захотел царь?

Получить белку с золотыми орешками

Чтобы тридцать три богатыря ему служили

Посетить остров Гвидона - пуститься в странствия

Получить златогривого коня - съесть молодильные яблоки

9. Укажи значение слова «бает».

Говорит - лает - ругает - спорит

10. О чём рассказала Бабариха?

О прекрасной царевне

О тридцати трёх богатырях

О белке с золотыми орешками

О молочной реке с кисельными берегами

О золотом острове с алмазными скалами

11. Зачем?

Чтобы потешить царя - чтобы он не отправился путешествовать

Чтобы он не поехал к Гвидону - чтобы он прогнал гостей

Чтобы выманить царя из дома

12. Что сделал князь Гвидон?

Укусил бабариху в нос - укусил бабариху в глаз - укусил царя в бровь

13. Почему он снова опечалился?

Захотел получить белку с золотыми орешками

Захотел, чтобы ему служили тридцать три богатыря

Захотел получить в жёны прекрасную царевну

Захотел помириться с отцом

Захотел побывать в дальних странах

14. О чём предупредила князя лебедь?

Что его ждут большие трудности - что жена не рукавица

Что ему надо опасаться врагов - что царевна может ему не понравиться

15. В чём князь стал её уверять?

Что он никого не боится - что он со всеми справится

Что он мечтает жениться на прекрасной царевне

Что он любит отца и готов его простить

16. Что ответила ему лебедь?

Что царь Салтан скоро приедет

Что князю предстоит решающая битва

Что царевна – это она и есть

17. Что произошло с ней после этого?

Превратилась в лягушку - растворилась в воздухе

Превратилась в прекрасную девицу

18. Что сделали князь и царевна?

Поссорились - обвенчались - отправились к Салтану

Решили подождать со свадьбой один год

19. Кто прибыл в гости к князю в четвёртый раз?

Царь Салтан - царь Берендей - царь Дадон - купцы - пираты

20. Объясни значение выражения «неуказанный товар».

Редкий товар - дорогой товар - запрещённый товар

21. Почему на этот раз князь Гвидон не отправился к царю Салтану?

Остался с женой - побоялся - постеснялся

Его не пустили - ему надоело

22. О чём рассказали корабельщики царю?

О коне златогривом

Об острове Гвидона и о белке с золотыми орешками

Об острове Гвидона и о тридцати трёх богатырях

О своих приключениях - о молодильных яблоках

Об острове Гвидона и о белке с золотыми орешками, о тридцати трёх богатырях и о прекрасной девице

23. Что сделал царь Салтан, услышав рассказ?

Решил немедленно ехать к Гвидону - решил идти войной на Гвидона - решил остаться дома - решил пуститься в дальние странствия

24. Как встретил князь Гвидон царя Салтана?

Сердито - молча - с радостным восклицанием

25. Узнал ли царь Салтан царицу?

Да, сразу - нет, так и не узнал - узнал, но не сразу

Узнал, когда она призналась, кто она такая

26. Объясни значение выражения «дух в нём занялся».

Ему стало трудно дышать от чего-нибудь

Он очень обрадовался - он очень испугался

27. Укажи значение слова «насилу».

Сердито, со злостью - с большим трудом - с большим удивлением

28. Чем закончилась сказка?

Наказанием царя Салтана - радостным пиром

Наказанием ткачихи, поварихи и Бабарихи

ВИКТОРИНА "СКАЗКИ ПУШКИНА"

Что за прелесть эти сказки!

(А. Пушкин)

У каждого возраста свой Пушкин.

(С. Маршак)

Как начинается пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке»?
А. «Жили-были старик со старухой».
Б. «Жили-были дед да баба».
В. «Жил старик со своею старухой».
Г. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».

Сколько лет рыбачил старик из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке?
А. Двадцать три года.
Б. Тридцать три года.
В. Сорок три года.
Г. Пятьдесят три года.

Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке?
А. В землянке.
Б. В избушке.
Г. В лачужке.
Д. В шалаше.

Что было разбитым у старика со старухой из пушкинской "Сказки о рыбаке и рыбке"?
А. Окна землянки.
Б. Тарелки.
В. Зеркальце.
Г. Корыто.

Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки?
А. Удочкой.
Б. Бреднем.
В. Неводом.
Г. Сачком.

Какое водоплавающее существо исполняло капризы жены рыбака в сказке Пушкина?
А. Щука.
Б. Золотая рыбка.
В. Русалочка.
Г. Водяной.

Что сделал старик из сказки А.С. Пушкина, поймав золотую рыбку?
А. Поместил в аквариум.
Б. Отпустил в море.
В. Отправился к ювелиру.
Г. Сварил уху.

Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку?
А. Два раза.
Б. Три раза.
В. Пять раз.
Г. Семь раз.

Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?
А. Три.
Б. Четыре.
В. Пять.
Г. Шесть.

Сколько раз за всю сказку ходил пушкинский старик на берег моря?
А. Три.
Б. Четыре.
В. Пять.
Г. Шесть.

Сколько времени старуха из сказки Пушкина была царицей?
А. Два дня.
Б. Две недели.
В. Два года.
Г. Тридцать лет и три года.

Кем желала стать старуха из пушкинской «Сказки о золотой рыбке» в самой заветной своей мечте?
А. Княгиней тьмы.
Б. Владычицей морской.
В. Королевой красоты.
Г. Царицей полей.

Куда вкладывала свой капитал разбогатевшая жена главного героя «Сказки о рыбаке и рыбке»?
А. Жемчуг.
Б. Картины.
В. Акции.
Г. Заводы.

Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
А. Не садись не в свои сани.
Б. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
В. Рыбак рыбака видит издалека.
Г. Любишь брать - люби и отдать.

За что в "Сказке о рыбаке и рыбке" была наказана старуха?
А. За лень.
Б. За враньё.
В. За жадность.
Д. За плохое ведение домашнего хозяйства.

Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака?
А. За браконьерство.
Б. За трусость и безволие.
В. За загрязнение окружающей среды.
Г. За невнимание к жене.

Сколько теремов получил в приданое королевич Елисей?
А. Три.
Б. Семь.
В. Сорок.
Г. Сто сорок.

В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина?
А. У трёх.
Б. У семи.
В. У двенадцати.
Г. У тридцати трёх.

К кому НЕ обращался королевич Елисей из сказки Пушкина в поисках царевны?
А. Ветер.
Б. Месяц.
В. Солнце.
Г. Ясень.

Кто в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина помог Елисею найти невесту?
А. Ветер.
Б. Месяц.
В. Солнце.
Г. Звёзды.

Какое слово отсутствовало в обращении царицы из сказки Пушкина к зеркальцу: «Я ль на свете всех...»?
А. Милее.
Б. Стройнее.
В. Белее.
Г. Румяней.

У семи богатырей из сказки А.С. Пушкина была собака. А какая у неё была кличка?
А. Орлик.
Б. Воронок.
В. Соколко.
Г. Журавка.

Кто заклевал до смерти царя в сказке А.С. Пушкина?
А. Курочка Ряба.
Б Золотой петушок.
В. Жар-птица.
Г. Гадкий утёнок.

Сколько было сыновей у царя Дадона в "Сказке о золотом петушке" А.С. Пушкина?
А. Один.
Б. Два.
В. Три.
Г. Ни одного.

Кто в сказке А.С. Пушкина подарил царю Дадону золотого петушка?
А. Золотая рыбка.
Б. Курочка Ряба.
В. Царевна Лебедь.
Г. Мудрец.

Назовите профессию мудреца, который сделал царю Дадону бесценный подарок в "Сказке о золотом петушке"?
А. Рыбак.
Б. Звездочёт.
В. Лекарь.
Г. Летописец.

Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка?
А. На вертел.
Б. На спицу.
В. На трон.
Г. В клетку.

(На спицу шпиля.)

В качестве кого или чего использовал царь Дадон золотого петушка, сидящего на спице-шпиле?
А. Флюгера.
Б. Часов.
В. Сторожа.
Г. Прожектора.

Сколько дней пировали Шамаханская царица и царь Дадон из пушкинской сказки?
А. Три дня.
Б. Семь дней.
В. Десять дней.
Г. Четырнадцать дней.

Сколько просьб было у мудреца-звездочета к царю Дадону в сказке Пушкина?
А. Одна.
Б. Три.
В. Четыре.
Г. Шесть.

Что три девицы под окном делали поздно вечерком в сказке Пушкина?
А. Ткали.
Б. Пряли.
В. Шили.
Г. Гадали.

Как долго ухаживал царь Салтан за своей будущей женой?
А. Один день.

Б. Одну неделю.
В. Один месяц.
Г. Один год.

Кем приходится ткачиха молодой жене царя Салтана?
А. Матерью.
Б. Сестрой.

В. Тётей.
Г. Подругой.

Сколько сестёр-завистниц было у жены царя Салтана?
А. Две.
Б. Три.
В. Четыре.
Г. Пять.

Какой титул был у Гвидона в пушкинской «Сказке о царе Салтане...»?
А. Князь.
Б. Принц.
В. Царевич.
Г. Королевич.

Какого роста родился сын царя Салтана Гвидон в сказке Пушкина?
А. В один дюйм.
Б. В один аршин.
В. С ноготок.
Г. С пальчик.
Д. С коломенскую версту.

Где князь Гвидон из сказки Пушкина провёл своё детство и отрочество?
А. В царстве славного Салтана.
Б. На острове Буяне.
В. В море-океане.
Г. У лукоморья.

Какое отчество у пушкинского князя Гвидона?
А. Елисеевич.
Б. Русланович.
В. Салтанович.
Г. Дадонович.

Мимо какого острова лежал путь в царство пушкинского царя Салтана?
А. Забияки.
Б. Буяна.
В. Скандалиста.
Г. Хулигана.

Куда нужно плыть с острова Буяна, чтобы попасть в царство славного Салтана?
А. На юг.
Б. На север.
В. На восток.
Г. На запад.

Что росло на необитаемом острове Буяне до того, как там чудесным образом вырос город?
А. Один дуб.
Б. Две пальмы.
В. Три сосны.
Г. Берёзовая роща.

Назовите дерево, из ветки которого сделал себе лук пушкинский князь Гвидон.
А. Ива.
Б. Дуб.
В. Клён.
Г. Берёза.

«Тот уж когти распустил, / Клёв кровавый навострил...» О ком идёт речь в этих строчках А.С. Пушкина?
А. О золотом петушке.
Б. О коршуне .
В. О комаре.
Г. О Гадком утёнке.

Что «под косой блестит» у пушкинской царевны Лебедь?
А. Лунный камень.
Б. Солнечный луч.
В. Звезда.
Г. Месяц.

Где выстроил свoй двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa?
А. У лукоморья.
Б. В чистом поле.
В. На острове.
Г. В дремучем лесу.

Что представляли собой ядрышки орехов, которые грызла белочка из сказки А.С. Пушкина?
А. Рубины.
Б. Сапфиры.
В. Жемчужины.
Г. Изумруды.

Что выстроил для своей белки князь Гвидон?
А. Янтарную комнату.
Б. Хрустальный дом.
В. Золотое дупло.
Г. Изумрудную пирамиду.

Какую песню исполняла белка в пушкинской "Сказке о царе Салтане..."?
А. "Во поле берёза стояла".
Б. "Во саду ли, в огороде".

В. "Ой мороз, мороз".
Г. "Ах вы, сени мои, сени".

Кто вел учёт чудесных орехов затейницы белки?
А. Сам Гвидон.
Б. Черномор.
В. Дьяк.
Г. Стража.

Какое практическое применение нашёл князь Гвидон золотой скорлупе от орехов?
А. Золотой запас княжества.
Б. Ювелирное искусство.
В. Стоматология.
Г. Монеты.

Какого чуда НЕ было за морем в "Сказке о царе Салтане..."?
А. Белка.
Б. Тридцать три богатыря.
В. Царевна Лебедь.
Г. Кот учёный.

Кудa укусил шмель свaтью бaбу Бaбaриху в "Скaзке o цaрe Сaлтaнe"?
А. В глаз.
Б. В лоб.
В. В нос.
Г. В ухо.

Кем приходится сватья баба Бабариха князю Гвидону?
А. Тётей.
Б. Бабушкой.
Г. Мачехой.
Д. Кормилицей.

В какого насекомого НЕ превращался князь Гвидон в пушкинской сказке?
А. Комар.
Б. Муха.
В. Пчела.
Г. Шмель.

Сколько глаз в рабочем состоянии осталось к концу сказки у ткачихи, поварихи и бабы Бабарихи?
А. 2.
Б. 3.
В. 4.
Г. 5.

Кто в сказке А.С. Пушкина вышел из моря вместе с 33-мя богатырями?
А. Ихтиандр.
Б. Черномор.
В. Беломор.
Г. Жак-Ив Кусто.


Где пушкинский поп повстречал своего будущего работника Балду?
А. На бирже труда.
Б. На базаре.
В. На дороге.
Г. В церкви.

Какую Кашу любил Балда из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина?
А. Манку.
Б. Полбу.
В. Геркулес.
Г. Плов.

За какую плату работал пушкинский Балда у Попа?
А. За 3 рубля.
Б. За 3 щелчка по лбу.
В.За 3 подзатыльника.
Г. За 3 поцелуя в лоб.

За сколько человек ел Балда в сказке Пушкина?
А. За двоих.
Б. За троих.
В. За четверых.
Г.За семерых.

За сколько человек работал Балда в сказке Пушкина?
А. За двоих.
Б. За троих.
В. За четверых.
Г. За семерых.

Скольких работников Балда «сэкономил» попу?
А. Одного.
Б. Двух.
В. Трёх .
Г. Четырёх.

За кем или за чем «гонялся» поп в пушкинской сказке?
А. За шмелём.
Б. За бесёнком.
В. За дешевизной .
Г. За золотым петушком.

Каких состязаний НЕ было у Балды с бесёнком?
А. Кто быстрее обежит вокруг моря.
Б. Кто дальше бросит палку.
В. Кто дальше пронесет кобылу.
Г. Кто правильно отгадает загадку .

Какое дерево Пушкин окольцевал золотой цепью?
А. Ель.
Б. Дуб.
В. Клён.
Г. Баобаб.

Что делает пушкинский «кот учёный», когда идёт направо?
А. Песнь заводит.
Б. С лешим бродит.
В. Сказку говорит.
Г. На ветвях сидит.

Сколько лет было Людмиле в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"?
А. Шестнадцать.
Б. Семнадцать.
В. Восемнадцать.
Г. Двадцать.

Какого великого русского князя Пушкин сделал отцом Людмилы?
А. Вещего Олега.
Б. Владимира Красное Солнышко.
В. Ярослава Мудрого.
Г. Александра Невского.

Сколько витязей отправилось искать Людмилу?
А. Трое.
Б. Четверо.
В. Семеро.
Г. Тридцать четыре.

Сколько лет провел отшельником в пещере старец Финн из поэмы "Руслан и Людмила"?
А. Двадцать лет.
Б. Тридцать лет и три года.
В. Сорок лет.
Г. Пятьдесят лет.

Как нужно надеть шапку Черномора, чтобы стать невидимым?
А. Надвинуть на брови.
Б. Сдвинуть набекрень.
В. Задом наперёд.
Г. Шиворот-навыворот.

Как заканчивается вопрос заглавного героя «Руслана и Людмилы»: «О поле, поле, кто тебя усеял... ?»?
А. синими васильками.
Б. оранжевыми ноготками.
В. анютиными глазками.
Г. мёртвыми костями.

Какое чудодейственное средство помогло Руслану разбудить заколдованную Людмилу?
А. Поцелуй.
Б. Живая вода.
В. Мёртвая вода.
Г. Кольцо старца.

Кто НЕ входил в число трёх соперников пушкинского Руслана?
А. Рогдай.
Б. Фарлаф.
В. Елисей.
Г. Ратмир.

Что охраняла Голова из сказки Пушкина «Руслан и Людмила»?
А. Шапку-невидимку.
Б. Волшебное кольцо.
В. Говорящее зеркальце.
Г. Волшебный меч .

Кто убил спящего Руслана, трижды вонзив меч ему в грудь?
А. Ратмир.
Б. Фарлаф.
В. Рогдай.
Г. Черномор.

Сколько всего побед одержал Руслан в поэме Пушкина?
А. Три.
Б. Пять.
В. Семь.
Г. Двенадцать.

На каком музыкальном инструменте играл Баян на свадьбе Руслана и Людмилы?
А. На балалайке.
Б. На гуслях.
В. На баяне.
Г. На свирели.

Из скольких песен состоит поэма "Руслан и Людмила"?
А. Из трёх.
Б. Из пяти.
В. Из шести.
Г. Из семи.

Поэма Пушкина "Руслан и Людмила" состоит из шести... Чего?
А. Глав.
Б. Томов.
В. Песен.
Г. Параграфов.

«Я там был, мёд, пиво пил, / Да усы лишь обмочил». А на чьей свадьбе гулял поэт?
А. Царя Салтана.
Б. Князя Гвидона.
В. Королевича Елисея.
Г. Князя храброго Руслана.

Какая из предложенных пар пушкинских сказочных героев НЕ из одной сказки?
А. Царь Дадон и шамаханская царица.
Б. Царь Салтан и тридцать три богатыря.
В. Королевич Елисей и мертвая царевна.
Г. Князь Гвидон и злая мачеха.

В какой паре пушкинских сказок в каждой из них есть персонаж по имени Черномор?
А. «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».
Б. «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о рыбаке и рыбке».
В. «Руслан и Людмила» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Г. «Руслан и Людмила» и «Сказка о царе Салтане».

Кто из пушкинских сказочных персонажей имел шапку-невидимку?
А. Черномор.
Б. Гвидон.
В. Елисей.
Г. Дадон.

Какой сказочный пушкинский герой является обладателем чудесной бороды, в которой «таится сила роковая»?
А. Старик из «Сказки о золотом петушке».
Б. Поп из «Сказки о попе и о его работнике Балде».
В. Зведочёт из «Сказки о золотом петушке».
Г. Черномор из сказки «Руслан и Людмила».

У кого был золотой петушок?
А. У царя Салтана.
Б. У князя Гвидона.
В. У царя Дадона.
Г. Королевича Елисея.

Пeрсoнaжем кaкoй пушкинской скaзки является цaрь Дaдoн?
А. "Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях".
Б. "Сказки о золотом петушке".
В. "Сказки о попе и о работнике его Балде".
Г. "Сказки о рыбаке и рыбке".

Какая пушкинская сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек / Добрым молодцам урок»?

Б. «Сказка о царе Салтане».
В. «Сказка о золотом петушке».
Г. «Руслан и Людмила».

Какой персонаж пушкинской сказки не сдержал своего обещания и поплатился за это жизнью?
А. Гвидон.
Б. Дадон.
В. Поп.
Г. Мудрец-звездочёт.

Какая из предложенных пар пушкинских сказочных героев из одной сказки ?
А. Царевна Лебедь и семь богатырей.
Б. Князь Гвидон и злая мачеха.
В. Попадья и золотая рыбка.
Г. Царь Дадон и шамаханская царица .

В названии какой пушкинской сказки допущена ошибка?
А. "Сказка о спящей царевне и о семи богатырях".
Б. "Сказка о золотом петушке".
В. "Сказка о попе и о работнике его Балде".
Г. "Сказка о рыбаке и рыбке".

(Правильное название: "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".)

Какая пушкинская сказочная героиня умерла от восхищения? ("...Восхищенья не снесла / И к обедне умерла.")
А. Сватья баба Бабариха.
Б. Жена царя Салтана.
В. Мать мёртвой царевны.
Г. Мачеха мёртвой царевны.

Какая пушкинская сказочная героиня умерла от зависти и тоски?
А. Ткачиха.
Б. Повариха.
В. Сватья баба Бабариха.
Г. Мачеха мёртвой царевны.

У какой героини сказок Пушкина было такое приданое: "семь торговых городов да сто сорок теремов"?
А. У Людмилы.
Б. У Шамаханской царицы.
В. У мёртвой царевны.
Д. У царевны Лебедь.

В какой сказке Пушкина рассказывается о принципиально новой форме оплаты труда?
А. «Сказка о попе и о работнике его Балде».

В. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Г.«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

(Оплата щелчками по лбу.)

Кто из пушкинских сказочных героев ест за четверых, работает за семерых?
А. Старик-рыбак.
Б. Балда.
В. Дядька Черномор.
Г. Руслан.

С именем какого пушкинского сказочного персонажа совпадает название популярной детской игры в слова?
А. Дадон.
Б. Гвидон.
В. Балда.
Г. Салтан.

Какой пушкинский сказочный герой верёвкой море морщил?
А. Старик.
Б. Балда.
В. Черномор.
Г. Гвидон.

У какого персонажа пушкинской сказки был "толоконный лоб"?
А. У старухи.
Б. У Балды.
В. У попа.
Г. У Черномора.

В какой из пушкинских сказок нет царицы (царевны)?
А. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Б. «Сказка о попе и о его работнике Балде».
В. «Сказка о царе Салтане».
Г. «Сказка о золотом петушке».

Кем доводятся друг другу сказочные герои А.С. Пушкина Гвидон и Дадон?
А. Отцом и сыном.
Б. Дедом и внуком.
В. Братьями.
Г. Никем.
(Они из разных сказок.)

Какой пушкинский персонаж подслушал беседу трёх девиц?
А. Царь Салтан.
Б. Князь Гвидон.
В. Королевич Елисей.
Г. Дядька Черномор.

В какой сказке А.С. Пушкина сёстры-завистницы обманывают царя?
А. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Б. «Сказка о золотом петушке».
В. «Сказка о царе Салтане».
Г. «Руслан и Людмила».

Кто из этих сказочных героев Пушкина НЕ живёт под водой?
А. Золотая рыбка.
Б. Черномор.
В. Призрак Рогдая.
Г. Царевна Лебедь.

Викторина по сказке А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:
Совершенствовать знания детей о творчестве А.С.Пушкина.
Задачи:
Развивать интерес к сказке А.С.Пушкина, умение отвечать на поставленные вопросы.

Предварительная работа:
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций, просмотр экранизаций по мотивам сказки.

Условия проведения :
Во время проведения викторины дети получают поощрительные фишки, в конце мероприятия «медалями» награждаются лучшие знатоки сказки.

Ведущий: Ребята, я приглашаю вас сегодня ещё раз побывать в удивительном мире сказок А. С. Пушкина. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:

«Сказка по лесу идёт,

Сказку за руку ведёт.

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка- умница и прелесть,

С нами рядышком идёт”.

А. С. Пушкина писал о сказках так: «Что за прелесть эти сказки…». И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня. Проведем викторину по сказке Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане».

За каждый правильный ответ вы получаете по фишки. В конце посчитаем фишки и определим победителя.


1.Где сестрицы занимались рукоделием? (В светлице).
2. Сколько девиц сидело под окном поздно вечерком? (Три).
3. Что делали девицы под окном в «Сказке о царе Салтане...»? (Пряли).
4. Кем хотела стать для царя первая девица? (Поварихой).
5. Кем хотела стать для царя вторая девица? (Ткачихой).
6. Что хотела сделать для царя третья девица? (Родить богатыря).
7. Почему царь взял в жены третью девицу? (Обещала родить богатыря).
8. Кто царю привез плохое известие? (Гонец).
12. Куда засобирался царь? (На войну).
13. На каком плавательном средстве путешествовали по морю молодая царица и ее сын? (Бочка). 14. Как им удалось спастись? (Волна выбросила бочку на берег).
15. Что необычного происходило с мальчиком во время плавания по океану? (Очень быстро рос). 16.Как нарекли молодого царевича? (Князь Гвидон).
17. Какое оружие смастерил царевич? (Лук).
18. Какую птицу он спас от коршуна? (Лебедя).
19. Каким был первый подарок царевичу от лебедь - птицы? (Город).
20 . В кого превратила белая лебедь князя Гвидона? (В комара).
21. Что делала в сказке белка? (Пела песенки и грызла орешки).
22. Как звали дядьку, вместе с которым вышли из моря тридцать три богатыря? (Черномор).
23 . Что блестит под косой у царевны Лебедь? (Месяц).
24. Посетил ли царь Салтан чудный город князя Гвидона? (Да).
25. Кто был против поездки царя? (Бабариха, повариха и ткачиха).
26. Чему обрадовался царь Салтан больше всего при посещении чудогорода? (Что его жена и сын живы).
27 . Как поступил царь Салтан с ткачихой, с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой, когда те повинились в содеянном? (Отпустил домой).
28. Почему сестры пытались навредить царице? (Они ей завидовали).
29. Почему царица с ребенком оказалась в бочке в океане? (Из-за обмана.) 30. Как отпраздновали герои радостную встречу? (Устроили пир).
Ведущий:
Сейчас мы посчитаем фишки и наградим победителя.
Итоги викторины и награждение победителя.
Ведущий:
Читайте сказки чаще дети,
Будет легче жить на свете!
До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий сказки "Вовка в Тридевятом царстве, в Пушкинсом государстве" для детей старшего дошкольного возраста

Сказка "Вовка в Тридевятом царстве" с использованием отрывков из произведений А.С. Пушкина...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...