Великокняжеская усыпальница. Захоронения в петропавловской крепости Великокняжеская усыпальница в петропавловской крепости

В Петропавловском соборе с момента его основания хоронили венценосных особ и членов императорской фамилии, но к концу 19-го века места для погребений закончились. В связи с этим архитектору Д. Гримму было поручено возвести рядом с собором Великокняжескую усыпальницу.

Строительство началось в 1897 году. Архитекторы соединили усыпальницу с Петропавловским собором с помощью крытой галереи. В 1898 году Д. Гримм умер, и завершение проекта было доверено Л. Бенуа. Архитектор изменил силуэт здания и увеличил его высоту до 48 м. В черновом варианте усыпальница была готова к 1906 году.

Дворик перед парадным входом в здание был окружен решеткой, которую, по просьбе императора Николая II, Бенуа сделал похожей на решетку Летнего сада.

Фасад Великокняжеской усыпальницы богато украшен лепниной, портиками, декоративными вазонами. Декор здания Бенуа выполнил, комбинируя стили: поздний ренессанс с французским классицизмом. Высокий прямоугольный купол накрыт сланцевым шифером. На купол водружена башня с позолоченными главкой и крестом.

Внутреннее пространство поражает объемом и высотой. Такого эффекта Бенуа смог добиться за счет использования белого мрамора для стен и темных колонн из редчайшего минерала лабрадора.

Иконостас с образами работы Н. Бруни установлен у восточного крыла здания. На фасад усыпальницы поместили иконы-мозаики работы В. Фролова.

Пространства здания хватило для оборудования 60 бетонных склепов. Глубина каждой могилы – 3,2 м. Освящение усыпальницы состоялось в 1908 году. Постоянное богослужение в некрополе не планировалось, только панихиды по усопшим членам императорской фамилии.

В ноябре 1908 году в Великокняжеской усыпальнице прошли первые похороны – князя Алексея Александровича. До 1917-го года в здании успели похоронить 30 человек.

В революционные годы все склепы были разрушены, бронзовые детали интерьера здания отправили на переплавку. Усыпальница была передана Музею Революции, затем в ней находилась Книжная палата и библиотека. В конце концов, строение стали использовать как склад целлюлозной продукции.

В 1954 году новым хозяином здания стал Музей истории Ленинграда. По проекту И. Бенуа началась реставрация усыпальницы, по завершению которой в главном зале разместили выставку о Петропавловской крепости.

В 1992 году, после почти векового перерыва, в усыпальнице прошли похороны главы дома Романовых, великого князя Владимира Кирилловича.

В наше время Великокняжеская усыпальница – полностью отреставрированный объект культурного наследия страны, один из важнейших архитектурных памятников Петербурга.

В центре Петропавловской крепости находится Петропавловский собор — собор Святых апостолов Петра и Павла. Его закладка состоялась 30 мая 1712 года. Строительство собора длилось 20 лет. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра.

Необычны для традиционного русского культового зодчества как внешний облик собора, так и интерьер. Его главное украшение — резной золоченый иконостас и надпрестольная сень — дар храму от Петра I и Екатерины I.

Программу иконостаса составили Петр I и архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. Композиция иконостаса включает пять больших киотов. В них размещены 43 иконы, написанные в 1726-1729 годах. Храм имеет два престола. Главный из них освящён во имя святых апостолов Петра и Павла. Второй престол находится в юго-западном углу и освящён в честь святой великомученицы Екатерины.

Перед алтарем установлена кафедра для произнесения проповедей. Симметрично кафедре находится царское место — помост, где во время богослужения стоял император.


Главенствующая часть собора — многоярусная колокольня. На колокольне располагается 103 колокола, из них 31 сохранился с 1757 года. На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках, высота креста около 6,5 метров.

Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра, а масса — около 250 кг.

Собор соединен галереей с Великокняжеской усыпальницей, построенной для погребения великих князей — членов императорского дома Романовых. Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В ней похоронен основатель города — Петр I. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены почти все императоры и императрицы до Александра III.


В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956-1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

Несмотря на строгие формы, собор оставляет впечатление лёгкости и общей устремлённости вверх.

Обратите внимание на своды каменной арки, которые уходят под крепостную стену. Откосы рва вымощены булыжником. Этот небольшой фрагмент внутреннего рва крепости был восстановлен в ходе археологических работ.
Композиционная ось, по замыслу Трезини, проходила от Петровских ворот к Петропавловскому собору. Внутри крепости, справа от оси проходил крепостной канал, в вдоль него располагались постройки. Когда-то, в 18 веке, наполненный водой ров пересекал всю территорию Заячьего острова. Потом же, как и рвы на территории равелинов он был впоследствии засыпан.
Обратимся теперь в противоположную сторону. Прямо перед нами открывается вид на Петропавловский собор, увенчанный тонким золочёным шпилем, и Великокняжескую усыпальницу. Они замыкают собой перспективу небольшого сквера, ограниченного слева зданием артиллерийского цейхгауза – протяженное здание серого цвета. Ныне существующее здание цейхгауза построено в 1801 году. До появления главного арсенала на территории Кронверка он использовался по прямому назначению – для хранения и изготовления артиллерийских боеприпасов.
В крепости находилось множество разнообразных учреждений. В разное время там размещались арсенал, главное казначейство, палата мер и весов, монетный двор, гарнизонная гауптвахта, пороховые погреба, Тайная канцелярия, здание Сената, городская аптека, стояли воинские части. Справа от вас расположено двухэтажное здание жёлтого цвета – обер-прокурорский дом.
Создатель Петербурга Петр I определил стиль своей новой столицы как величественный и прекрасный. Как модель будущего города Петропавловская крепость в полной мере соответствовала этим критериям. Она сложилась как единый архитектурный ансамбль, центром которого был Петропавловский собор.
Деревянная церковь во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла была заложена сразу после основания крепости. В 1712 году, когда Петербург становится новой столицей России, на этом же месте начинается возведение каменного собора. Кафедральный собор становится и новой императорской усыпальницей. В допетровской Руси царей хоронили в Архангельском собора московского кремля.
Мы можем продолжить движение в сторону собора.
-----
В начале XX века рядом с собором строится здание Великокняжеской усыпальницы. Здесь предполагалось продолжить традицию Петропавловского собора по захоронению членов императорской семьи. Здание Усыпальницы создавали такие разные архитекторы как Давид Гримм, Антон Томишко и Леонтий Бенуа. Разделённые во времени двумя веками, собор и усыпальница воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Усыпальница была освящена в 1908 году во имя святого благоверного князя Александра Невского. С именем новгородского князя связаны славные победы русских воинов, оборонявших приневские земли от иноземных захватчиков. Начиная Северную войну со Швецией, Пётр обращается к покровительству этого святого, продолжая его деяния.
В Усыпальнице предполагалось хоронить только некоронованных членов императорской фамилии. До революции 1917 года здесь было сделано 13 захоронений. Захоронения были оформлены довольно скромно – уложенная вровень с полом беломраморная плита с текстом, набранным бронзовыми буквами. Плита обнесена широким мраморным фризом серого цвета.
Среди погребённых здесь – Великий князь Константин Константинович. Блестящий морской офицер, шеф военных учебных заведений Петербурга вошёл в русскую историю и литературу как замечательный поэт. Его стихи, подписанные инициалами К.Р., стали источником вдохновения для известнейших русских композиторов. Его перевод «Гамлета» специалисты до сих пор считают лучшей русской версией трагедии.
Сейчас Усыпальница находится на реставрации. Первой была восстановлена надгробная плита на могиле Константина Константиновича. Это было сделано на деньги бывших кадетов, которые через всю жизнь пронесли любовь и уважение к своему патрону.
Судьба Великокняжеской Усыпальницы в послереволюционное время была драматична. Некоторые захоронения были вскрыты, надгробные плиты разрушены, был утрачен созданный Леонтием Бенуа изысканный интерьер.
В конце ХХ века традиция захоронений в Великокняжеской Усыпальнице была возобновлена. В 1992 году был похоронен великий князь Владимир Кириллович, правнук императора Александра II. Его отец, великий князь Кирилл Владимирович, эмигрировав из России, в 1924 году провозгласил себя русским императором Кириллом I. После расстрела царской семьи он был возможным наследником короны Романовых. В 1995 году прах Кирилла Владимировича и его супруги был перевезён из немецкого города Кобурга и перезахоронен в Великокняжеской Усыпальнице.
Интересно отметить, что на каждом из фасадов Усыпальницы располагаются хорошо сохранившиеся мозаичные иконы Божьей матери. Они были выполнены по эскизам известного художника Харламова в знаменитой мастерской Фролова – той самой, которая создавала уникальное мозаичное убранство для храма «Спаса на крови».
Пройдя сквер, мы подходим к восточному фасаду Великокняжеской Усыпальницы.
Раньше большое венецианское окно украшал многоцветный витраж «Воскресение Христово», выполненный по эскизу знаменитого художника Бруни. Для того, чтобы поместить витраж в православном храме, необходимо было специальное разрешение Синода. В Петербурге такое разрешение получили лишь Великокняжеская Усыпальница и Исаакиевский собор.
Ещё выше на фасаде помещен образ Казанской Божьей Матери. Когда-то, еще юному Петру было предсказано, что он «…построит новый город на севере и пока в том городе будет образ Казанской Божьей матери, в него не ступит вражеская нога». О пророчестве помнили. В годы Великой Отечественной войны, когда Ленинград задыхался в кольце вражеской блокады, и положение города казалось безнадёжным, по особому разрешению Сталина, самолёт с иконой Казанской Божьей матери на борту совершил облёт осаждённого города. Многие были уверены, что именно её небесное заступничество помогло городу выстоять.
С центральной аллеи, куда лежит наш путь, будет хорошо видна Федоровская икона Божьей матери. Издревле она считалась покровительницей семьи Романовых. Именно этим образом был благословлен на царство Михаил Романов, в 1613 году ставший первым царем династии. Ее правление продолжалось чуть более 300 лет.

Купить экскурсию за 149.5 р.

Великокняжеская усыпальница в Санкт-Петербурге. Место захоронения некоронованных членов российского императорского дома, выполненное в архитектурном стиле эклектика. Здание было построено в 1897-1908 годах по проекту Д. И. Гримма, А. И. Томишко и Л. Н. Бенуа. При помощи специальной галереи усыпальница примыкает к Петропавловскому собору.

Необходимость строительства усыпальницы была вызвана тем, что к концу XIX века в самом Петропавловском соборе уже не осталось места для новых погребений. Чтобы освободить место для будущих могил царствующих особ в 1896 году было принято решение пристроить рядом Великокняжескую усыпальницу и перенести часть захоронений туда.

Здание усыпальницы было богато декорировано в смешанной стилистике позднего ренессанса и французского классицизма. Фасады украшены многочисленными деталями, купол покрыт темным шифером, а главка и крест — сусальным золотом. Внутренние стены были облицованы сердобольским гранитом и белым итальянским мрамором, колонны сделаны из темного лабрадора, а иконостас — из мрамора.

Решетка перед вестибюлем Великокняжеской усыпальницы по желанию Николая II была выполнена по образцу решетки Летнего сада.

Несмотря на устоявшееся название «Великокняжеская усыпальница», оно не совсем точно передает содержание этого места — помимо великих князей и княгинь императорского дома усыпальница предназначалась для членов породнившейся с Романовыми семьи Богарне (герцогов Лейхтенбергских и светлейших князей Романовских).

При строительстве сооружения под полом оборудовали 60 могил, а всего в Великокняжеской усыпальнице с 1908 по 1916 годы были захоронены 13 членов императорской фамилии, причем, восемь из них были перенесены из Петропавловского собора. Уже в 1992 году здесь был погребен правнук императора Александра II князь Владимир Кириллович Романов, в 1995 году — его родители, а в 2010 году - его жена Леонида Георгиевна.

Годы советской власти нанесли большой урон внутреннему убранству Великокняжеской усыпальницы. Сначала после революции 1917 года были уничтожены все захоронения, бронзовые элементы переплавлены, иконостас ликвидирован, а внутри устроен склад бумаги. Затем, уже во время Великой Отечественной войны, взрывная волна разрушила ценный алтарный витраж. Окончательная реставрация усыпальницы окончилась только в 2006 году.

Здание Великокняжеской усыпальницы включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Великокняжеской усыпальницы будет интересно туристам, интересующимся церковной архитектурой рубежа XIX-XX веков, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями Государственного музея истории Санкт-Петербурга на территории — ,

Усыпальница некоронованных членов российского императорского дома расположена в Петропавловской крепости рядом с православным Петропавловским собором. Традиционное название «Великокняжеская усыпальница» не совсем точно: помимо особ, имевших титул великих князей и княгинь, усыпальница была предназначена также для князей императорской крови и членов породнившейся с Романовыми семьи Богарне, имевших титул герцогов Лейхтенбергских и светлейших князей Романовских.

К концу XIX в. возможности для новых захоронений в Петропавловском соборе были исчерпаны. В 1897-1906 гг. рядом была сооружена Великокняжеская усыпальница по проекту архитекторов Д. И. Гримма и А. О. Томишко.

По проекту к северной стороне собора примыкает объём парадного вестибюля, от которого крытая галерея ведёт в восточном направлении к усыпальнице. При галерее устраивались царские комнаты.

Строительство было начато в апреле 1897 г. После кончины в 1898 г. Д. И. Гримма, а затем в 1900 г. А. О. Томишко, строителем усыпальницы был назначен Л. Н. Бенуа. К тому времени стены и пилоны были возведены до основания сводов. Бенуа переработал проект, который был вновь утверждён 27 мая 1901 г. Применение параболической формы свода привело к изменению силуэта и увеличения высоты здания до 48 м. Возведение было в основном завершено в 1906 г.

Пространство парадного двора перед вестибюлем отделено решёткой, сооруженной в 1905 г. По воле Николая II Бенуа спроектировал её по образцу решётки Летнего сада.

Здание богато декорировано, решено в традициях позднего ренессанса и французского классицизма. Пластичны фасады с чётко прорисованными деталями. Купол покрыт тёмным шифером из аспидного сланца, главка и крест - сусальным золотом. Внутри стены облицованы сердобольским гранитом и белым итальянским мрамором. Колонны выполнены из темного лабрадора.
В восточной части усыпальницы устроен мраморный иконостас. Образа для него написал Н. А. Бруни. По его же эскизу Г. И. Кузик в 1906 г. в Дармштадте выполнил алтарный витраж «Воскресение Христово». В том же году в мозаичной мастерской В. А. Фролова созданы четыре иконы по картонам худ. Н. Н. Харламова: для фасадов - изображения Иверской, Казанской и Фёдоровской икон Божией Матери и образ Спаса Нерукотворного - над входом в вестибюль.

Под полом усыпальницы устроили 60 двухкамерных бетонных склепов, каждый глубиной 2,2 м.

Храм св. благоверного князя Александра Невского был освящён 5 ноября 1908 г. Здание рассматривалось не как церковь, а как некрополь. Служили в нём лишь панихиды в присутствии членов императорской семьи. В ноябре 1908 г. в усыпальнице был похоронен великий князь Алексей Александрович, оформление его могилы определило решение последующих надгробий. К 1917 г. было произведено тринадцать захоронений.

После революции все могилы в усыпальнице были уничтожены. Бронзовые украшения надгробных плит были отправлены в переплавку. Здание использовалось Музеем Революции, затем Государственной центральной книжной палатой и Государственной публичной библиотекой, потом там находился склад бумажной фабрики. Иконостас был уничтожен, в центре алтарной стены пробили вход. В период блокады погиб алтарный витраж.
В 1954 г. здание передали Музею истории Ленинграда (ныне Государственный музей истории Санкт-Петербурга). В 1964 г. проведена частичная реставрация по проекту архитектора И. Н. Бенуа, после этого здесь открылась выставка «История строительства Петропавловской крепости», которая была демонтирована лишь в 1992 г.