Великий пост. На вопросы читателей отвечает прот

14 марта в жизни православных христиан начинается особое время — Великий пост. Сегодня мы беседуем о нем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

— «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков»... Такие высокие определения даются Великому посту в Постной Триоди — книге, по которой соверша-ются богослужения в этот период. Вла-дыка, как соотнести все это с нашей повседневной жизнью?

— Действительно, в богослужебных церковных книгах, в частности, в Пост-ной Триоди, пост наделяется самыми совершенными эпитетами, и они очень точно раскрывают его суть. «Мати целомудрия», «весна души», «цвет по-каяния» — вот только немногие из тех определений, которые даются времени Великого поста. Конечно же, наша по-вседневная жизнь пока очень далека от этих понятий. Но мы призваны к тому, чтобы строить ее в соответствии с цер-ковным учением, не только говорить вы-сокие слова о духовной жизни, но и по-пытаться их воплотить. И пост — это вре-мя, когда нужно постараться это сделать.

Для этого Церковь призывает человека отложить всё ненужное, второстепенное, чтобы вспомнить о едином на потребу. Ведь помимо очень важных вещей — ра-боты, семьи, детей — наша жизнь напол-нена еще и самой разной суетой, начиная от лишних разговоров и заканчивая теле-визором и Интернетом. Все мы знаем, что мы крайне занятые люди, и у нас бук-вально минутки свободной нет. Но если во время поста мы сможем избавиться хотя бы от этих вещей, то сразу увидим, как много у нас появится свободного вре-мени. И его нужно посвятить тому, чтобы постараться жить по-христиански.

Сам пост как воздержание в пище — лишь некий костыль, поддержка для че-ловека, который хочет исправить себя и наполнить свою духовную жизнь, свое сердце добрыми, богоугодными делами, мыслями и поступками.

— Еще в той же Постной Триоди пост называется «веселым временем». О каком веселье тут идет речь?

— О самом настоящем. Хотя, конечно, не о том, которое часто приходится ви-деть: скажем, летит по городу машина, из которой слышна музыка такой гром-кости, что все вокруг дрожит...

Настоящее веселье души — это ра-дость человека, ощущающего свою бли-зость к Богу. Радость человека, сделав-шего доброе дело. Она доступна только тому, кто старается соблюсти заповеди Божии и идти в своей жизни по пути до-бродетели. И каждое доброе слово, каж-дая удавшаяся попытка помочь кому-то, облегчить его страдания приводят к то-му, что настоящая духовная радость и ду-ховное веселье воцаряются в человече-ском сердце.

— Владыка, я попрошу Вас на-помнить об основных правилах. Как правильно поститься и какие «со-ставляющие» должны быть у нашего поста?

— Да, пост состоит из целого ряда со-ставляющих. Прежде всего, это воздер-жание от пищи животного происхожде-ния — мяса, молочных продуктов, яиц, рыбы (что касается поста Великого), а в некоторые периоды даже от расти-тельного масла.

Но пост — это изменение и всей нашей повседневной жизни. Это время, когда мы призваны молиться больше, чем обычно. Особенно это касается церковной мо-литвы: нужно постараться ходить в храм почаще. Человек, который, как обычно, ходит в церковь только по воскресеньям, Великого поста может даже не заметить. В воскресенье в храмах совершается поч-ти такое же богослужение, как и в течение всего года. Собственно постовая служ-ба — это принадлежность будничных дней недели. Службы длинные, не всегда и не всем возможно их посетить полно-стью, но нужно обязательно приходить в храм хотя бы ненадолго. В первую седми-цу Великого поста вечером в наших хра-мах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. По средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров. На этих службах нужно обяза-тельно побывать для того, чтобы в полной мере ощутить литургические особенности Великого поста.

Пост — это время, когда человек дол-жен проявлять повышенное внимание к самому себе и к своим взаимоотноше-ниям с людьми. Мы часто обижаемся, завидуем, гневаемся. Нужно постарать-ся воздерживаться не только от грехов делом, но и от всяких злых помыслов. Великий пост в этом смысле — особый период воспитания чувств, который нам необходим. Вообще, в идеале христианин должен всегда об этом заботиться. Но че-ловек — существо непостоянное, это его непостоянство хорошо знает Церковь, и поэтому вновь и вновь, из года в год призывает нас остановиться в повседнев-ном беге и начать все сначала.

Как мы знаем, духовная жизнь не за-ключается только в преодолении недо-статков. На освободившуюся от сорня-ков землю своего сердца необходимо насадить и добродетели. К примеру, борясь со своим гневом, с другими стра-стями — нужно обязательно учить себя любить окружающих людей, стараться не только не завидовать и не раздражать-ся, но и радоваться чужой радости и так далее. Любой человек, занимающийся са-доводством, знает: если ничего не делать после того, как пропололи сорняки, через какое-то время они вырастут заново и бу-дут еще крупнее и сочнее, чем прежде.

— Чаще всего люди, далекие от цер-ковной жизни, задают нам вопрос: жизнь и так непростая, зачем ограни-чивать себя в самых необходимых ве-щах, какой в этом смысл?

—Жизнь непроста, в основном, потому, что мы не можем получить всего, что нам хочется, причем сразу. Для того, чтобы че-ловек не испытывал этих мучений, ему нуж-но воспитывать самого себя, свое сердце, уметь довольствоваться тем, что он имеет, радоваться теми радостями, которые у него есть, — одним словом, быть христианином.

— Владыка, у нас очень много во-просов о посте от наших читателей, попрошу Вас на них ответить. «Встре-чаю пост с радостью, но и с опасени-ем. Переход на растительную пищу и долгие постовые службы даются с трудом. Где взять силы, как полю-бить пост?» — спрашивает Наталья Александровна».

Мы сегодня говорили о пищевой составляющей поста, и я привел строгий вариант пощения. Но каждый раз перед Великим постом мы напоминаем: «суб-бота для человека, а не человек для суб-боты», как сказано в Евангелии. Гастро-номическая составляющая поста должна зависеть от состояния здоровья человека. Об этом говорится еще в древних аске-тических книгах. Преподобный Пимен Великий однажды заметил: «Мы не тело- убийцы, а страстоубийцы». То есть цель поста — не навредить телу, а победить страсти, живущие в душе человека.

От поста освобождаются полностью лю-ди больные, пожилые, беременные и кор-мящие женщины, военнослужащие, нахо-дящиеся при исполнении служебных обя-занностей. Это не просто чье-то пожелание или новая либеральная практика, а древ-нее каноническое установление. Но, как мы уже сказали, у поста несколько состав-ляющих. Допустим, ты по состоянию здо-ровья не можешь отказаться от молочных продуктов. Пожалуйста, не отказывайся, но соблюдай все остальное: воздерживайся в разговорах, сократи время развлечений и так далее. Пусть пост остается постом.

Тот устав Великого поста, который обычно печатается в календарях и на сай-тах в Интернете, — это очень строгий, монастырский вариант. Наверное, чело-век молодой и здоровый может ему сле-довать, но лучше определить свою меру, советуясь с духовником и прислушиваясь к своему самочувствию. Как говорили святые отцы, лучше небольшое правило, но постоянно сохраняемое. Иначе можно взяться очень круто, а потом не выдер-жать, махнуть рукой и сказать: «Это все невозможно, пост не для меня.».

Однако, конечно же, даже у здорового человека переход на постную пищу вы-зывает не самые приятные ощущения. Здесь уже надо потерпеть, ведь на то она и жертва: понятно, что есть капусту — не то, что есть мясо. Это надо понимать, к этому надо быть готовым.

Что касается долгих служб, я уже ска-зал: по крайней мере, надо стараться по-сетить какую-то часть из них. Но здесь опять же необходимо терпение, потому что одно дело, когда мы пытаемся при-менить правила поста к нашему состоя-нию — и другое дело, когда мы жалуем-ся на дискомфорт в принципе. То есть: «Я пощусь, но мне неуютно, неприятно, мне это не нравится». Пост дан нам для того, чтобы человек мог победить себя, это очень важно. Ведь с детства мы, на-оборот, приучаемся угождать себе, тре-бовать: «Дай, мама!», «Дай, бабушка!». «Дай, Господи!» — немедленно и все сра-зу. С этим обязательно нужно бороться.

Как полюбить пост? Нужно начинать исполнять все то, о чем мы говорили, тог-да Господь подает и радость, и удовлетво-рение, и самые добрые чувства. Я знаю многих людей, которые радуются: «Слава Богу, скоро пост!» — и говорят это совер-шенно искренне.

— Ирина пишет Вам: «Владыка, на первой неделе Великого поста чи-тается Канон преподобного Андрея Критского. Если не удается бывать на службе, когда читают канон в хра-ме, нет возможности уйти с работы по-раньше, можно ли читать канон дома самостоятельно?».

— В наших городских храмах вечер-няя служба на первой неделе поста, с по-недельника по четверг, по моему благо-словению начинается несколько позже — в шесть часов, чтобы как можно больше людей смогли прийти на чтение Великого покаянного канона. Если все же человек не успевает, прочитать канон дома будет хорошо и правильно.

— Еще вопрос от нашего читателя: «Постом в храме очень много читают Псалтирь. Некоторые псалмы очень ложатся на сердце, в основном те, где содержатся молитвенные прошения, славословия. А есть псалмы, которые остаются "чужими" — те, в которых говорится больше об истории еврей-ского народа или даже призываются кары на голову грешников. Тут сердце остается глухим, я очень рассеиваюсь и как-то выпадаю из службы. Что де-лать, как такие псалмы воспринимать? Ирина».

— Псалтирь иногда называют поэти-ческим переложением всех остальных книг Ветхого Завета, истории богоиз-бранного народа. История эта очень поучительная, иначе бы она не сохра-нялась в памяти христианской Церкви. Это история отпадения от Бога и воз-вращения к Нему — то, что повторяется в жизни всех народов и каждого челове-ка. Вот почему псалмы не просто глубоки и поэтичны, но и актуальны для каждого из нас. Я бы посоветовал автору этого вопроса, да и всем нашим читателям, обязательно ознакомиться, во-первых, с текстами псалмов на русском языке, чтобы лучше их понять. Есть параллель-ные издания Псалтири, где на одной стра-нице напечатан псалом на славянском, а на другой — на русском языке. Иногда все-таки синтаксические формы церков-нославянского языка несколько затем-няют для современного читателя смысл текста. А во-вторых, нужно обязательно ознакомиться с толкованиями святых от-цов. Скажем, знаменитый 108-й псалом и целый ряд других — ведь Церковь по-нимает их не в прямом смысле, как призывание проклятия на чьи-то головы, а в духовном. Скажем, перед Великим постом в храмах поется известный пса-лом «На реках Вавилонских...», который заканчивается словами: «Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Кажется, очень жестокий образ. Но если помнить, что под младенцами Церковь имеет в виду начатки греховных помыш-лений, то становится понятным, почему этот псалом поется за богослужением.

— «Не так давно открыл для себя такую службу, как Литургия Преждеосвященных Даров. В чем ее основной смысл? Будет ли в храмах Саратов-ской епархии Преждеосвященная со-вершаться вечером?» — спрашивает Алексей.

— В древние времена христиане жили более глубокой, более насыщенной ли-тургической жизнью. Поскольку в будние дни Великого поста полная Божественная литургия не совершается (она служит-ся только по субботам и воскресеньям), пять дней без Причащения для христиан древности были немыслимыми. Нам се-годня трудно это понять, мы причаща-емся гораздо реже. И вот для того, чтобы можно было причаститься и в будни, был составлен особый чин, когда Причаще-ние совершается Святыми Дарами, за-готовленными на предыдущей полной Литургии. По сути это вечерня, к которой добавляются несколько особых песнопе-ний, без Евхаристического канона.

По уставу Преждеосвященная Ли-тургия должна совершаться вечером. Но есть одна сложность: для того, чтобы причаститься, мы должны поститься как в древности — весь день до захода солн-ца. Это не всегда возможно, особенно для людей в возрасте. Поэтому Священным Синодом было вынесено определение, что в случае вечернего служения Литур-гии Преждеосвященных Даров можно по-ститься начиная с двенадцати часов дня. Это компромисс, но он дает возможность людям участвовать в этом богослужении в вечернее время, после работы.

В этом году во многих наших храмах Литургия Преждеосвященных Даров бу-дет совершаться вечером по средам, по-скольку в пятницу это не очень удобно: обычно в пятницу вечером в пост совер-шается парастас — особое заупокойное богослужение.

— Вопрос от Елены: «Ребенку восемь лет. Достаточно ли будет для него, если он ради поста откажется от компью-терных игр на это время, или нужно обязательно ввести еще какие-то огра-ничения в питании?».

Будет неплохо, и даже полезно еще от чего-то отказаться, например, от сла-достей, мороженого, конфет. Вообще, де-тей лучше подводить к посту постепенно, так, чтобы более строгий пост для них ассоциировался с взрослением. Я знаю многодетные семьи, где дети стремятся поститься. Для них пост — признак более серьезного отношения к ним самим. Мне кажется, это правильный путь.

— Алексей задает вопрос: «Мой во-прос о пище, разрешенной в пост. Ес-ли, например, в календаре указано, что в этот день нельзя вкушать пищу с мас-лом, можно ли употреблять продукты, которые даже в сыром виде содержат в себе большое количество масла, на-пример, ядра подсолнечных семечек, арахис, оливки? Просто не хочется се-бя обманывать, а Бога — тем более».

Одно могу сказать: такое тонкое различение совершенно неполезно. По-том начинают спрашивать: «Батюшка, а вот в батоне есть яичный порошок.», «А белый хлеб обмазывают яйцом.», «А вот сюда добавили сухого молока, можно ли это есть?». Это классический пример того, что в Священном Писании названо «оцеживание комара». Есть лю-ди, которые оцеживают комаров, но по-глощают верблюдов.

Конечно, в пост надо быть честным с самим собой. Если человек сказал се-бе: «Я буду поститься строго по уставу и не есть масла», и если он понимает, что эти продукты содержат масло, значит, лучше их не есть. А если по каким-то при-чинам постишься не так строго — спо-койно кушаешь и Бога благодаришь.

— Автор следующего письма трево-жится: «Моей маме восемьдесят лет. Раньше она всегда строго постилась, но сейчас так ослабевает, что к концу поста уже еле-еле передвигает ноги. После выхода из поста каждый раз долго восстанавливается. Когда был Рождественский пост, приходской ба-тюшка благословил, чтобы она ела мо-лочные продукты и яйца, отказалась только от мяса. Она сначала послуша-лась, но потом все равно стала постить-ся, как раньше. Опять было истощение и долгий период реабилитации. Влады-ка, может, она Вас послушает? Ну ко-му нужен пост, из-за которого и сам человек ослабевает до такой степени, что даже на улицу выйти не может? Про храм даже не говорю — не дойдет. И родственники на грани нервного срыва. Спасибо. Кирилл»

— Я уже говорил, что по канонам для людей престарелых пост отменяется. И я обращаюсь, уважаемый Кирилл, к Вашей маме и прошу ее перестать по-ститься, тем более так строго. Опять же, в этом возрасте можно в какой-то сте-пени, пунктиром, наметить для себя пост: скажем, отказаться от мяса в пер-вую и последнюю неделю поста, а все остальное кушать. А если здоровье не позволяет, то и вообще не соблюдать пост. Это не просто снисхождение, это, я еще раз повторю, церковные каноны. Конечно, плохо, когда человек не слуша-ет ни священника, ни Церковь — этим он обесценивает весь свой пост. Ведь Господь не хочет, чтобы человек заму-чил себя постом — Он хочет, чтобы хри-стианин, совершая этот пост, приобрел какие-то дарования, добродетели. Поэто-му я призываю маму Кирилла оставить пост и позаботиться о своем здоровье. Восемьдесят лет — это все-таки возраст библейский. Как говорил пророк Да-вид, «жизнь человеческая — семьдесят лет, аще же в силах — восемьдесят лет, а множая их (то есть то, что свыше) — труд и болезнь». И этого труда и болезни вполне достаточно, чтобы заменить пост.

Фото Александра Курочкина

Газета «Православная вера» № 05 (533)

Строка поиска: Псалтирь

Найдено записей : 6

Добрый вечер! Скажите, пожалуйста, можно ли читать акафист по святым во время поста?

Денис

иеромонах Викторин (Асеев)

Христос Воскресе! Пишет р.Б. Светлана. У меня такой вопрс, - можно ли читать Псалтирь во время поста? Поясните пожалуйста, все связанное с этим вопросом. Cпаси Вас Господи.

Светлана Нефёдова

Дорогая Светлана! Псалтирь читать можно и нужно. Она не читается только на Светлой неделе. Читают Псалтирь не только по усопшим, но и по живым, и «для себя». Псалтирь издается сейчас в разных вариантах. Обычно они имеют сопроводительную статью о порядке чтения. Некоторые издания Псалтири сопровождаются очень хорошими молитвами после кафизм. Их можно читать и просто добавляя к вечерним и утренним молитвам.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, Псалтирь по усопшим не читается в Страстную и Светлую седмицы? Спасибо!

Диана

Диана, псалтирь можно читать и на Страстной седмице. В церкви не читается Псалтырь с четверга Страстной седмицы (за исключением 17 кафизмы перед плащаницею) и всю Светлую седмицу до Фоминой недели. Дома же читать Псалтирь о упокоении можно всегда, кроме Пасхи и всей Светлой седмицы.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, святой отец! С Великим Постом! Помолитесь обо мне, грешной р. Б. Людмиле, чтобы я научилась простить мужа и его любовницу. День я прощаю, и мне легко и хорошо, а на следующий лукавый искушает, а я ведь держу первый свой Пост. Мысленно все время читаю "Отче наш" и Иисусову молитву, в монастырь все время на мужа заказываю Неусыпаемую Псалтирь (любовница не знаю, крещеная ли?), в церкви заказываю за мужа сорокоуст, сама молюсь, но тяжело мне дается прощение, что делать? Уже боюсь и причащаться. 2) В посту ела простой хлеб и батон, а когда прочитала состав батона, там написано, есть маргарин. Я согрешила, мне дальше поститься? И надо исповедоваться? Батюшка, помолитесь, пожалуйста обо мне, грешной.

р.б.Людмила

Здравствуйте Людмила. Если говорить о прощении как о состоянии безмятежном и непоколебимом, то о нем Вам пока мечтать не приходится. Начните с простых вещей, например, удерживать себя от осуждения словом, будь то в разговоре с кем-нибудь из сочувствующих Вам, или наедине с собой, а затем, и в мыслях. Последнее труднее первого, но тут Вам в помощь будет молитва мытаря, Иисусова молитва, и исповедание разбойника благоразумного. Но молитесь так, как будто Вы просите жизненно важное у грозного царя, или хоть, у президента. Не просто механически и куда-то в пространство, а обращайтесь непосредственно к Живому Богу. Удерживайте внимание, самоукорение и не частите. В своих молитвах Вас помяну, но на меня особо не рассчитывайте, я сам нуждаюсь в молитвах. А про батон забудьте. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, что нужно читать дома в дни великого поста?

Людмила

иеромонах Викторин (Асеев)

Некоторые довольно скептически относятся к Псалтири, утверждая, что Новый Завет - это понятно, а Псалтирь - это что-то не то, не то чему следует уделять особое внимание. Но справедливо ли это??? Вот, сейчас началась Страстная Седмица и разве не читается Псалтирь сейчас особенно усиленно??? Если бы Псалтирь была бы книгой не особенно важной, то тогда бы возможно не читали её усиленно в пост, и тем более Великий. Значит - это особо душеполезно.

И это не просто обычно чтение молитв - а здесь разобраться потруднее и это подвиг! Молитвенный подвиг. Если человек не очень понимает, что такое молитвенное делание и какой это труд, то непонятно бывает и нужность Псалтири, значимость всего этого. Сама Церковь установила особое чтение Псалтири именно в Велики Пост. Но это вовсе не означает, что эту книгу не надо читать не в пост. Ведь Великий Пост Псалтирь прочитывается дважды (чаще всего это соблюдается в монастырях), а в храмах, где ежедневное богослужение, в обычное время - один раз в неделю.

Отсюда можно проследить определенную закономерность - Псалтирь читается и в пост и не пост. Просто в пост более усиленно, тем более в Великий пост. Это относится не только к богослужению, но и к домашней практики. Сама Церковь является нам образцом грамотного построения нашей духовной жизни. Псалтирь - это усиленное молитвенное делание. В то же время, некоторые думают, что достаточно Иисусовой молитвы, без Псалтири можно обойтись. Конечно, на каком-то этапе можно, но вообще, если стараться дальше усерднее бороться за спасение своей души, то крайне желательно вооружиться псалмами. Ведь это очень сильно оружие!!!

  • с утра до обеда творить молитву Иисусову:

“Господи,Иисусе Христе Сыне Божий,помилуй мя грешнаго”

или просто “Господи,помилуй”

  • от обеда до вечера

“Пресвятая Богородице,спаси мя грешнаго” или

“Господи,Иисусе Христе,Богородицею помилуй мя грешнаго”

«Псалом, — говорит святитель Василий Великий, — это тишина души, раздаятель мира. Он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Он утишает мятежные и волнующие помыслы. Псалом — посредник дружбы, единение между далекими и примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносит единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ — любовь».

Здравствуйте, дорогие мои! Идет - Великий пост, памятующий о крестном пути Господа нашего Иисуса Христа.
Давайте вспомним о чудесной книге ветхого завета - псалтири.

Эта книга поражает! она даёт огромную силу, возвышает дух, согревает сердце, успокаивает мысли.

На Руси она была особо популярна, по ней даже учились читать, ибо других книг не имелось.

Псалмами молились цари, монахи и самые бедные крестьяне! Во многих монастырях введён неусыпаемый псалтирь, т.е. читается без перерывов.

Псалтирь - это обращение человека к Богу. Она называется «Книгой Хвалений» или «Книгой Молитв». Поэтому соборное чтение Псалтири с общим поминовением - это молитвенное правило на каждый день поста. Существует традиция соборного (храмового) чтения Псалтири, обычно во время поста. Число читающих Псалтирь равно числу кафизм Псалтири, и при этом ими за один день прочитывается полностью вся Псалтирь, а за время поста каждым читающим Псалтирь полностью прочитывается 1 или 2 раза. По каждой славе молящиеся поминают друг друга, а также родных и близких друг друга, духовенство - наставников и служителей храма.

Во многих местах есть обычай просить священнослужителей в монастырях, храмах почитать Псалтирь за усопших или о здравии, что соединяется с подачей милостыни. Но, как пишет святитель Афанасий (Сахаров), гораздо полезнее, если мы будем читать Псалтирь сами, показывая, что лично хотим потрудиться, не заменяя себя в этом труде другими. Подвиг чтения Псалтири будет жертвой Богу не только за поминаемых, но и за самих, приносящих ее, трудящихся в чтении. Читающие Псалтирь получают от слова Божия и великое утешение, и великое назидание, чего они лишаются, поручая другим это доброе дело, и сами чаще всего не присутствуя даже при нем.

Но сейчас о деле: предлагаю во время великого поста читать дружно псалтирь. Она состоит из 20 кафизм. Каждый день по одной кафизме (примерно пол часа времени). Кафизма разбита на 3 части. В первой части (славе) идёт молитва за здравие (вот тут пусть тот, кто решится читать, напишет по 3 имени, включая своё, за кого мы все дружно будем молиться. То есть мы составим список и будем молиться за здравие друг друга и наиболее близких нам людей.) Во второй славе поминаем каждый своих усопших родственников. В треьей - Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и вовеки веков. Аминь.

Скажу сразу - читать нужно без пропусков, каждый день. Но могу точно сказать, что такая молитва друг за друга в чтении Псалмов - удивляет своей силой. Мне трудно объяснить, но часто приходит к больным - выздоровление, к сомневающимся вера, на работе проблемы исчезают…. ну и просто чудеса происходят в душе и в жизни! Сама лично сталкиваюсь с тем, что люди меняются.

Подумайте очень серьёзно над моим предложением!
Если какие-то вопросы возникнут - пишите. На всё отвечу.

Псалтирь - священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных Царем Давидом по внушению Духа Святаго. Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, изглаживает грехи, напитывает душу дыханием Святаго Духа.

Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения.

В православной аскетической практике до ныне существует благочестивый обычай чтения Псалтири по соглашению, когда группа верующих раздельно друг от друга прочитывает за одни сутки всю Псалтирь целиком. При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму. Если кому-то в один из дней не удалось прочитать положенную ему кафизму, она читается назавтра плюс следующая за ней по порядку.

Так в течение Великого поста вся Псалтирь прочитывается не менее 40 раз. Одному человеку такой подвиг не под силу.

Советы начинающим

1. Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома.

2. Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух - вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).

3. Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это - грех.

4. Читать псалмы можно сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» - «не сидя»). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».

5. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев - бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести.

6. Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. Пулеметчик не всегда понимает, как стреляет пулемет, однако его задача - бить по врагам. Относительно Псалтири существует утверждение: «Ты не понимаешь - бесы понимают». По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов.

Молитвы перед чтением кафизмы

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный .

Трисвятое по Отче наш .

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Затем читается очередная кафизма с поминанием имен на каждой «Славе».

На «Славах»

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза).

Господи, помилуй (3 раза).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Спаси, Господи, и помилуй Святейшего Патриарха Кирилла, далее - поминается имя правящего архиерея и имена по списку , и прости им вся согрешения вольная и невольная, и их святыми молитвами меня, недостойнаго, прости и помилуй! (После этой молитвы можно класть земные поклоны в зависимости от усердия верующего).

На первой и второй «Славе» поминаются имена о здравии, на третьей Славе - имена о упокоении: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (по списку) и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Твое Небесное!» (и земные поклоны).

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

После третьей «Славы» читаются написанные в очередной кафизме тропари и молитвы. Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз - по пальцам или четкам.

Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

После чтения кафизмы

Достойно есть и заключительные молитвы.

К сожалению, для большинства людей Великий пост связан лишь с некоторыми телесными ограничениями в пище. Чуть более «продвинутые» в православии вспомнят еще о воздержании от праздности и развлечений, сплетен и осуждений. Все это верно. Но суть и значение поста этим отнюдь не ограничиваются. Недаром ведь святые отцы называли сей благоприятный для человека период «духовной весной». Это невозможно понять, не ощутив всю красоту и значимость постового богослужения. В статье мы остановимся лишь на некоторых его особенностях, дав повод к самостоятельному, более глубокому ознакомлению.

Почему службы бывают длинные?

Период с первой недели до пятницы шестой включительно называется святой четыредесятницей и насчитывает ровно 40 дней. Седьмая неделя называется Страстной и выделяется отдельно. Первая постовая служба приходится на вечер так называемого «Прощеного воскресенья» , поскольку церковный день начинается с вечера.

Церковные службы поста отличаются, в первую очередь, своей продолжительностью. Их цель - настроить человека на покаянный лад, подготовить душу к встрече со Христом Воскресшим. Достигается это путем усиленной молитвы.


Во время вечерней службы Великого поста вместо малого служится великое повечерие. На утрене обычный канон святому заменяют трипеснцы — специальные каноны, состоящие из трех песней. Кроме того, читаются особенные часы, великопостные . На вечерне также звучат паремии (отрывки из Ветхого Завета).

Особое внимание в посту уделяется чтению Псалтыри. Это касается как домашней, так и церковной молитвы. За неделю в храме вся книга прочитывается теперь два раза вместо одного.

Молитва Ефрема Сирина

В дни Великого поста в храме мы часто слышим такую молитву:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Слова этой молитвы принадлежат святому аскету-пустыннику IV века — преподобному Ефрему Сирину. Она читается в дни поста не только в храме, но и дома вместе с утренним и вечерним правилом. При этом произнесение молитвы сопровождается большим количеством поклонов.

Следует сказать, что обилие поклонов является одной из главных особенностей богослужений данного поста. Поклоны совершаются верующими не только во время молитвы Ефрема Сирина, но и в другие моменты служб. Не распространяется это правило лишь на субботние и воскресные службы.

Покаянный канон Андрея Критского

С понедельника по четверг первой недели святой четыредесятницы по вечерам совершается особая служба с чтением Покаянного канона. Это одно из самых выдающихся произведений церковной гимнографии, написанное преподобным Андреем, архиепископом Критским. В общецерковном употреблении канон был известен уже в X веке.

Почему это произведение получило наименование Великого? Такое название обусловлено не только большим размером (канон делится на четыре полноценные части), но и обилием мыслей, сравнений и аллюзий из Ветхого и Нового Заветов.

Общее настроение творения отражает состояние души, которая горько оплакивает свои грехи. Этот же покаянный настрой передает повторяющийся припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя . В четверг пятой недели Великого поста на утрене канон Андрея Критского прочитывается полностью за один раз.

Такая служба получила название «Мариино стояние» в честь памяти преподобной Марии Египетской, которая совершается на этой седмице (неделе). Тогда же в храме читается и житие святой подвижницы, проведшей сорок лет в пустыне. Это богослужение является самой продолжительной из всех церковных служб и длится около пяти часов.

Специфика великопостных Литургий

Еще одной из главных особенностей великопостных служб является то, что в будние дни в храме не служатся полные Литургии. Исключение бывает только на праздник Благовещения, если он выпадает среди недели. С чем связана такая специфика?

Дело в том, что Великий пост подразумевает некоторое ограничение человека в радостных и приятных для него вещах. И это касается не только телесных утеснений, но и душевных. Безусловно, главной духовной радостью для христианина является Евхаристия (причастие), совершаемая во время Божественной Литургии.

Полная Литургия не совершается для того, чтобы мы смогли заново оценить сей дар Бога человеку, успели «изголодаться» по ней. Однако даже здесь для верующих была сделана небольшая уступка. Еще одна особенность постовых богослужений — по средам и пятницам вместо полной совершается .

Уже по названию можно понять, что на ней люди могут причаститься заранее освященных святых Тела и Крови Христовых, которые обычно заготавливают в воскресенье. Такая Литургия никогда в году больше не служится.

Литургии полным чином совершаются по выходным. Причем по воскресеньям поста, кроме Вербного, служится Литургия Василия Великого . Она совершается всего десять раз в году. От Литургии Иоанна Златоуста отличается более пространным и глубоким содержанием тайных молитв Евхаристии, читаемых священниками в алтаре.

Поминальные службы поста

Три субботы Великого поста подряд, начиная со второй, называются родительскими поминальными субботами . В эти дни служится заупокойная Литургия Иоанна Златоуста и Великая панихида. Накануне в пятницу совершается парастас (заупокойное вечернее богослужение со чтением 17-ой кафизмы).

Это дни сугубого поминовения умерших. Такие службы мотивированы тем, что в будние дни поста не положено церковное поминание усопших, поскольку не совершается полная Божественная Литургия. Чтобы не лишить наших родных молитвы о них Церкви в эти дни, были установлены родительские поминальные субботы.

Воскресные пассии

В дни святой четыредесятницы совершается еще одно исключительное богослужение — пассия. Она служится в четыре воскресенья, со второго по пятое, в дни поста. Пассия пришла к нам оттуда же, откуда и черное облачение священства — с Запада. С латинского «пассия» переводится как «страдание» .

Этой службы нет в церковном уставе, поэтому ее содержание может варьироваться в разных храмах. До нас последование пассии дошло в том виде, в котором оно было составлено в середине XVII митрополитом Петром (Могилой). По сути, данное богослужение является вечерней службой Великого поста на понедельник. При этом служится акафист Кресту или Страстям Господним.

Обязательная часть — чтение отрывка одного из Евангелий о Страстях Христовых. Отсюда и количество пассий в году — по числу четырех евангелистов. После службы обязательно произносится проповедь, к которой тщательно готовится духовенство.

Крестопоклонная неделя

Среди других особенностей богослужений нельзя не упомянуть о третьем воскресенье данного поста. На всенощном бдении сего дня верующим выносится Крест для поклонения. При этом поется песнопение:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.

Конец третьей недели знаменует середину Великого Поста, половина пути пройдена. Крест выносится верующим для укрепления сил постящихся, чтобы легче было пройти остаток пути. Кроме того, эта традиция имеет свои корни в Византии.

Как известно, раньше крещение там принимали исключительно в Великую Субботу, перед Пасхой. Для подкрепления сил катехуменов (готовящихся ко крещению) в середине поста как раз и выносился Крест. Он остается в храме вплоть до пятницы, посему четвертая седмица называется еще «крестопоклонной» .

«Похвала Пресвятой Богородицы»

Совершенно отдельно от всех служб стоит так называемая «Суббота акафиста» , или «Похвала Пресвятой Богородицы» . Она совершается на пятой седмице святой четыредесятницы. На утрене читается акафист Богородице «Радуйся, Невесто невестная» .

Это первый и единственный, положенный уставом Церкви, акафист. Он был написан в честь защиты Пресвятой Богородицей Константинополя от нашествия иноплеменников в 626 году. Для совершения службы священники в этот день выходят на середину храма. Акафист читается по частям, за четыре раза. После каждой части поется кондак (небольшое песнопение) «Взбранной Воеводе» и кадится храм.

По своей нетипичной для поста праздничности «Суббота Акафиста» схожа с Благовещением. И только в честь Пресвятой Богородицы делаются в Великий пост два таких больших исключения.

Как видим, постовые службы имеют огромную смысловую нагрузку и разнообразие. На последней, Страстной неделе они еще более духовно насыщены. Об этом следует говорить отдельно. Однако есть смысл по возможности не пропустить ни одного из важнейших богослужений в посту, ведь больше они в этом году не повторятся.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще