Вечный любовный треугольник: Арлекин, Коломбина, Пьеро. Пьеро и арлекин Арлекин и пьеро


Арлекин, Пьеро, Коломбина...

Комедия дель арте (итал. commedia dell"arte), или комедия масок - вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства (термин комедия дель арте, или искусный театр, указывает на совершенство актёров в театральной игре).

Paul Cezanne (1839-1906) ."Pierrot i Arlekin", 1888

Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако, со временем маской стали называть и всего персонажа. Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями.

Giovanni Domenico Ferretti . "Arlekin and Colombina "

Cамые популярные маски: Панталоне, Доктор, Бригелла, Арлекин,
Пульчинелла, Коломбина и другие...
Первые известные гастроли во Франции были отмечены в 1571 г., когда труппа актёра Джан Ганассы в течение полугода давала представления при дворе короля Карла IX.И больше, как во Франции, нигде влияние комедии не было столь велико. Французские актёры часто не носили маски, а только белили лицо мукой (это были так называемые барбулье́), и даже игравшие классических персонажей актёры парижского Театра итальянской комедии предпочитали иногда играть без масок.

Philipe Mercier. "Pierrot and Harlequin"

Некоторые персонажи итальянской комедии были изменены; так, Пульчинелла превратился в Полишинеля, а Педролино - в Пьеро.
Этот персонаж представляет собой тип ловкого слуги, который добивается своей цели, прикрываясь добродушием. Исполнитель роли Пьеро выступал без маски, с лицом, обсыпанным мукой, носил широкую крестьянскую рубаху - он ловкий, изворотливый, однако часто попадающий впросак.

Comerre, Leon (1850-1916) ." Pierrot", 1884

Арлекин - слуга. Костюм: крестьянская рубаха и панталоны, обшитые разноцветными заплатками - кусками ткани в форме ромбов. Костюм очень красочный; преимущественно жёлтый, но встречаются куски разных цветов - зелёный, голубой, красный. На голове у него шапочка, украшенная заячьим хвостиком. На поясе кошель. Обут в очень легкие туфли, которые позволяют ему свободно перемещаться и совершать акробатические трюки.
Арлекин весел и наивен, не так умён, не так ловок, не так изворотлив, как другие и должен вызывать сочувствие к его смешным невзгодам и ребяческим горестям.

Сlaude Verlinde. "Arlekin"

Коломбина - традиционный персонаж итальянской народной комедии масок, служанка, участвующая в развитии интриги, в разных сценариях также называемая Фантеской, Серветтой, Франческиной, Смеральдиной, Мирандолиной и т.д. Большую популярность получила во французском театре. Крестьянская девушка, в городе чувствующая себя неуверенно и непривычно, служанка, как правило при Панталоне или Докторе, маску не носит, первоначально это деревенская дурёха, по характеру схожая с маской Арлекина; подчёркивается её честность и порядочность, а также всегда хорошее настроение. Во французском театре крестьянские черты Фантески стёрлись, маска приобрела характер типичной французской субретки.

Sand Maurice. "Colombina", 1683

В России итальянские труппы начали гастролировать с 1733 года. Это стало популярной забавой, и к концу XVIII в. в московских и петербургских домах периодически устраиваивались венецианские карнавалы с разными куриозными и чудесными масками. С приходом к власти императора Павла эти карнавалы ушли из жизни горожан, что совпало по времени с упадком комедии дель арте в самой Италии.
Новая волна интереса к наследию комедии дель арте началась уже в начале XX века, когда к ней обратилась целая плеяда русских артистов и художников.

Джованни Доменико Тьеполо. "Влюбленный Пульчинелла", 1797

Watteau, Jean-Antoine (1684-1721). "Arlequin, Pierrot and Scapin"

Гийом Сеньяк." Объятия Пьеро", 1895

Auguste Toulmouche (1829-1890)

Longo Mancini, Francesco (1880-1954) ."Pierrot guitariste"

Бальдомеро Ромеро Рессенди."Arlekin"

Пабло Пикассо. "Арлекин с бокалом", 1905

Пабло Пикассо. "Задумчивый Арлекин", 1901

Пабло Пикассо."Поль в костюме Арлекина"

Поль Сезанн. "Арлекин", 1888-1890

Хосеп Кусакс и Кусакс. "Арлекин", 1884

Франциска Муньос и Мануэль Херрера

Renoir, Pierre-Auguste (French 1841-1919)."The white Pierrot (Jean Renoir)"

Педро Пруна. "Пьеро", 1928

Эваристо Валле. "Пьеро", 1909

Зинаида Серебрякова." Автопортрет в костюме Пьеро", 1911

Зинаида Серебрякова. "Портрет Таты в костюме Арлекина", 1921

Кларенс К. Чаттертон. "Арлекин", 1918

"Pierrot and Arlekin"

Тома Кутюр. "Арлекин и Пьеро", 1857

Василий Шухаев, Александр Яковлев. "Автопортреты (Арлекин и Пьеро)", 1914

Александр Шевченко. "Пьеро и Арлекин (Братья-жонглеры Сирано)", 1920

Маттейс Нево (1647-1726). "Освещенная комната"

Константин Сомов. "Арлекин и дама", 1910

Константин Сомов. "Влюбленный Арлекин", 1912

Константин Сомов. "Итальянская комедия", 1914

Константин Сомов. "Пьеро и дама", 1910

Константин Сомов. "Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой", 1909

Константин Сомов. "Язычок Коломбины", 1915

Szantho, Maria (1897-1998)

Geiger, Richard (1870-1945) ." Pierrot and Columbine"

Stieborsky, Georg Willy (1881-1966) ." Harlequin and Columbine"

Эдгар Дега. "Арлекин и Коломбина"

Оригинал записи и комментарии на

Роберт Шуман. Карнавал. Арлекин и Пьеро

Музыка - воспоминание о самом прекрасном,
что когда-либо жило и умирало на земле.

(Р. Шуман)

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в городе Цвиккау, в музыкальной семье. Отец его был известный торговец книгами, книгоиздатель, и Роберт был младший из 5 детей. От отца Шуман унаследовал страстную любовь к поэзии и литературе. Учась в гимназии он организовал там поэтический кружок, сам писал стихи и даже драмы. Увлечение поэзией сыграло очень важную роль в будущем музыкальном творчестве Шумана.

С семи лет Роберт обучался музыке, брал уроки фортепиано у местного органиста, импровизировал, сочинял пьесы. Его импровизации, его дирижирование маленьким оркестром товарищей по гимназии, когда ему было 12 лет, указывали на то, что в нём наряду с литературным таится музыкальное дарование.

До 16 лет мальчик не знал, кем он будет, какую дорогу в жизни ему избрать. Хотя, он по желанию матери, и поступил в университет города Лейпцига, чтобы стать юристом, но занятия юридическими науками не особенно увлекали его.

Юноша уже почувствовал вкус удачного старта в мире музыкального искусства. Он достиг больших успехов как виртуозный пианист и органист. Он старательно изучал музыку великих композиторов Моцарта и Вебера. Он сам создавал музыкальные зарисовки, которые музыкальными звуками умело передавали изображение человека. Он полюбил творчество Шуберта, и сам написал несколько песен.

Добившись разрешения матери посвятить себя музыке, Шуман начинает готовить себя к карьере пианиста-виртуоза. Молодой музыкант понимал, что упустил много времени в совершенствовании игры на фортепиано. Желая поскорее добиться совершенства, он изобрёл аппарат, который, по его мнению, должен был ускорить процесс развития его рук. Он представлял собой гирю, которая подвешивалась к потолку и прикреплялась к пальцу пианиста. К сожалению, аппарат этот не помог, а, наоборот, привёл к тому, что Шуман повредил себе палец. Для пианиста это было непоправимое горе!

Шуман понял, что карьера великого пианиста для него стала недосягаемой, и тогда он решил заняться композиторством. Он стал ещё усерднее изучать музыкальные труды других авторов, в первую очередь И. С. Баха . Композиторская деятельность Шумана продолжалась 24 года. В его сочинениях присутствует удивительная самобытность – его мелодии узнаются с первых звуков. Красивые напевы, полные необычайной прелести и выразительности, широкий полёт романтической фантазии придают фортепианным пьесам Шумана особенное звучание.

В 1844 году Шуман вместе со своей женой – пианисткой Кларой Шуман – совершил концертную поездку в Россию. В Петербурге и Москве музыка Шумана имела большой успех. Великие русские музыканты – Чайковский , Рубинштейн , представители «Могучей кучки» - были подлинными ценителями его творчества.

Во время поездки в Россию Клара Шуман вела путевой дневник, и об этом она написала в своём дневнике. Сейчас её дневник издан в виде книги, и каждый может прочитать о том, как Шумана встречали в России. Русским музыкантам пришлись по душе новаторство Шумана, оригинальность его музыки, свобода творческих замыслов и поэтичность, всё это привлекло к нему симпатии широких кругов слушателей и передовых музыкантов.

Немецкий композитор Роберт Шуман хотел, чтобы, по его словам, «музыка исходила из глубины настоящего и была не только приятной забавой, красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то ещё». В своей музыке – и для детей, и для взрослых – Шуман дал именно такие замечательные образцы, способные вызывать восторг у слушателей до сих пор.

Каждое из произведений Шумана - это прекрасная музыка, полная соцветия образов, равнозначных по яркости и глубине мыслей. Шуман вкладывал в каждое своё сочинение всего себя, всю свою жизнь.

Жизнь композитора закончилась рано. Но, несмотря на это, мы всё-таки можем считать его счастливым. Он выполнил задачу своей жизни: оставил нам на память образец настоящего артиста, который был исполнен честного прямодушия, благородства и духовности. Поэтому, перечисляя имена великих композиторов, люди будут вспоминать и имя Роберта Шумана.

Звуки музыки

Карнавал – это народный танец-шествие, первоначально возникший в Италии. Карнавал – это веселье и радость, море красок, обилие зажигательных мелодий и ритмов. Его участники одеты в яркие костюмы и маски.

Привычными гостями итальянских карнавалов являются любимые народно-комедийные персонажи. Среди них задира и насмешник Пульчинелла (итальянский «брат» русского Петрушки. Нескладный и ребячливый Арлекин, мечтательный Пьеро. Эти персонажи показывают весёлые представления. Развлекая народ, они много балагурят, танцуют и поют.

Итак, поднимем крышку рояля, пригласим пианиста и - на карнавал! Мы отправляемся на «Карнавал» немецкого композитора Роберта Шумана.

Рояль зазвучал точно фанфары - весело и торжественно. Фанфары возвещают нам, что праздник уже начался. Вот он, непременный участник всех карнавалов - вальс. Танцуют пёстрые маски, кружится, кружится вальс. Потом музыка изменилась, теперь рояль звучит взволнованно, страстно... Мы, кажется, услышали чей-то разговор? Нет-нет, не будем подслушивать чужие секреты. Скорее дальше за пёстрым и ярким хороводом. Звучит уже не вальс, а задорный галоп.

Закончилось вступление к «Карнавалу».

Теперь будем рассматривать маски.

Нехорошо смеяться над грустным человеком. Но удержаться от смеха трудно - уж очень он неуклюж. Бродит среди толпы и каждую минуту на что-то натыкается. Чем-то он напоминает нам гномика из «Картинок с выставки». Но гномик был деловитым, серьёзным и таинственным, а этот - унылый и меланхоличный. Таким нам рисует его музыка - медленная, словно нехотя сыгранная фраза, и сразу же её обрывает другая, коротенькая - из трёх нот, громких и резких. Помните, в «Гноме» тоже так чередовались музыкальные фразы. Только там энергично, напористо, а здесь - вяло, медленно.

Да, удивительно нелепая фигура встретилась нам на карнавале. А ведь вы очень хорошо знаете эту маску. Вы встречались с ней, когда читали «Золотой ключик» Алексея Толстого. Это Пьеро. Унылый Пьеро в белом балахоне с чёрными помпонами, с рукавами, свисающими почти до полу. Топчется среди весёлых гостей, скучает... Казалось бы, ему здесь и быть не хочется. А вот поди ж ты - ни один карнавал без него не обходится.

Ну, а там, где Пьеро, там ищи его всегдашних спутников - Арлекина и Коломбину. Эта троица всегда неразлучна. С самых давних времён, когда только начинал создаваться народный итальянский театр масок, или, как его называют в Италии, «комедия дель арте». Мы сказали, что эта троица неразлучна. Почему же тогда в «Золотом ключике» один только Пьеро? Где же остальные?

А они там есть, только зовут их иначе. Ведь озорной деревянный мальчишка, непоседа и хитрец Буратино, очень похож на Арлекина. А место Коломбины заняла кокетливая, хорошенькая Мальвина.

Значит, и здесь, на карнавале, они тоже втроём. Так и есть.

Живая, лёгкая и чуть поддразнивающая музыка. Вот он, насмешник и весельчак Арлекин! Так и видишь перед собой его изящную фигурку в пёстром трико. Сквозь прорези маски блестят лукавые живые глаза. Этот не станет спотыкаться на каждом шагу. Слышите, как озорно взлетает музыка... Несколько лёгких шагов - и взлёт, прыжок. Ещё, ещё... Только что был здесь, и вот его уже нет - стремительно пронеслась вихрем музыка - и закончилась.

Снова проходят перед нами маски... Наконец-то!.. Вот она, Коломбина. Музыка кокетливая, дразнящая - Коломбина танцует... А кто её партнёр? Смешной старик Панталоне - тоже один из героев комедии дель арте. Он уморительно ковыляет на своих худых, негнущихся ногах, ухаживает за красоткой Коломбиной. Коломбина подшучивает над стариком Панталоне, кокетничает с ним и, конечно же, убегает - зачем ей старый Панталоне, когда где-то здесь, на карнавале, её Арлекин.

Снова проходят перед нами маски... Эвзебий, Флорестан, Киарина, Эстрелла…

А теперь попрошу вас пройти вот сюда. Здесь собралась группа людей без карнавальных костюмов и масок. Это друзья Шумана.

«Шляпы долой, господа! Перед вами - гений!» - сказал об этом человеке Шуман. Сказал тогда, когда этот человек был ещё очень молод, когда его музыку знали ещё очень немногие. Музыку? Значит, этот человек композитор? Совершенно верно.

Что напоминает нам музыка, изображающая этого человека? Пожалуй, вот что - прелюдию Шопена. Те же мелодические обороты, то же настроение - лирическое и грустное, та же поэзия звуков, а главное - звучание рояля... Помните? «Он - душа фортепиано». Сам Шуман тоже гениально чувствовал природу рояля, он очень много писал для фортепиано. Так ему ли не понять душу юного Шопена!..

Да, друзья мои, это Шопен.

Ещё один человек без маски в пёстрой толпе. Подойдём к нему.

Как удивительно, непривычно звучит рояль! Стремительные резкие скачки, неудержимое, вихревое движение - всё это скорей подошло бы скрипке в руках виртуоза.

Маэстро Паганини ! И вы пришли на карнавал? Простите, пожалуйста, вы не встречали здесь композитора Шумана? Нам непременно нужно его найти. Должен же он быть на этом карнавале.

Торжественно зазвучал марш. В нём чувствуется какой-то воинственный задор. Началось финальное шествие.

Но куда же делись маски? Панталоне, Пьеро, Коломбина, Арлекин?.. Их больше нет. Карнавал окончен.

О! Здравствуйте, композитор Шуман. Наконец-то мы встретились. Снята последняя маска - и под ней то же, знакомое всему миру лицо гениального немецкого композитора Роберта Шумана.

Ярко, красиво нарисовал Роберт Шуман музыкальные портреты-маски!

В юности Шуман был очень весёлым человеком, неистощимым выдумщиком. В музыке «Карнавала» это чувствуется особенно сильно. Вот что писал русский композитор и критик Цезарь Кюи, когда услышал «Карнавал»: «Нужно иметь неисчерпаемый талант Шумана, чтобы так беспечно и в таком количестве расточать его в одном произведении».

В России карнавальные шествия появились в XVIII веке. Впервые они прошли в Петербурге 300 лет назад в честь проводов зимы и встречи весны.

Вопросы и задания:

  1. Можно ли считать пьесы Р. Шумана «Арлекино» и «Пьеро» музыкальными портретами? Какими показаны персонажи этих пьес? Что отличает их характеры, походку, движения?
  2. Послушайте романс К. Дебюсси «Пьеро». Только ли потешным комедиантом предстаёт его герой? В чём причина несчастья Пьеро?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 22 слайда, ppsx;
2. Звуки музыки:
Дебюсси. Пьеро, mp3;
Шуман. Карнавал:
Вступление, mp3;
Арлекин, mp3;
Пьеро, mp3;
Коломбина и Панталоне, mp3;
Марш, mp3;
Паганини, mp3;
Шопен, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Коломбина - рисунок Мориса Санда - 1860 год

КОЛОМБИНА (Columbina - в переводе с итальянского „голубка“) - считается очень интересным персонажем . Прежде всего это связано с тем, что до появления импровизированного театра, роли женщин играли мужчины - вспомните Шекспира. Комедия Дель Арте ввела на сцену женщину-актрису, раскрывая просто невероятные границы актерских талантов.

Коломбина - пердставляет собой влюблённую служанку (Inamorata) при хозяине или . Кроме этого она помогает и своей хозяйке в сердечных делах, ловко манипулируя остальными персонажами, которые зачастую сами к ней неравнодушны. Таким образом, Коломбина является основным участником интриги действия северного варианта театра - Венецианского.


"Арлекин и Коломбина" Frank X. Leyendecker Cцена из Комедии Дель Арте неизвестного автора

Арлекин и Коломбина постоянно ищут уединения и вдвоём насмехаются и потешаются над комичным возлюбленным и постоянно грустным и подавленным .

"Арлекин и Коломбина" картина Д. Д. Ферретти (XVIII в.)

Обычно Коломбина была одета в пышное платье с кучей оборок и рюшек. Голову Коломбины украшает белая шляпа, под цвет передника. Маски у Коломбины нет, но её лицо как правило сильно накрашено. Особенно сильно подведены её глаза. В более позднем театре начиная где-то с 18-ого века Коломбина все чаще появлялась в платье, подобно своему неизменному ухажеру , из стилизованных цветных заплаток. По происхождению ведь она тоже была из небогатой девушки из провинции. Иногда в представлениях она выступала под именем Арлекина.

Элементы костюма Коломбины и платье Арлекины из цветных ромбов

По характеру маска Коломбина очень схожая с . Коломбина была женской параллелью Дзанни. Она всегда в хорошем настроении, жизнерадостна и полна энергии и чувства юмора. Основным качеством Коломбины является кокетство, которое сопровождается женской проницательностью, очарованием и жеманством. Весёлая, милая, изящная, честная и порядочная.

"Объятия Пьеро" картина Гийом Сеньяк - 1895

Коломбину легко узнать в любом представлении, даже при условии, что часто меняется её имя. В разных регионах её называют по-разному: Арлекина, Кораллина, Риччолина, Камилла, Лизетта, Фантеска, Серветта, Смеральдина, Франческина. Она всегда непредсказуема, задорна, неожиданна, но всегда верна своим принципам.

Большую популярность получила во французском театре, где её крестьянские простецкие черты стерлись, а маска приобрела характер типичной французской субретки и изящной горничной, которая помогала своим господам в любовных интрижках.

Образ Коломбины очень полюбили символисты - она появляется у Блока и Маяковского. Сюжеты Комедии Дель Арте появились снова на театральных сценах.

Тамара Карсавина в роли Коломбины из балета "Карнавал" Дягилевских сезонов в Европе начала 20-ого века

Театр Комедии Дель Арте открыл по сути путь женщине на театральные подмостки. В настоящее время очень сложно себе представить современное театральное искусство без актрис, певиц, балерин и... неунывающей Коломбины.

Светлана Пономарёва - консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителем, интернет-сайт meissen.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с историей и технологиями производства фарфоровых изделий и с их производителями, на русском, немецком и английском языках

Шедевры европейских художников Морозова Ольга Владиславовна

Масленица (Пьеро и Арлекин)

Масленица (Пьеро и Арлекин)

1888. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Герои полотна «Пьеро и Арлекин» - маски масленичного карнавала и итальянской комедии дель арте, а идея картины - сопоставление жизни активной и созерцательной; человека темпераментного и удачливого со слабовольным и неудачливым. Сезанн раскрывает оба характера через пластику фигур героев. Арлекин наделен упругой походкой, подчеркнутой подвижностью ромбовидного орнамента трико, обтягивающего его гибкое тело. Поза Пьеро, напротив, расслаблена, его белый балахон напоминает скорее хрупкий фарфор, чем мягкую ткань. Моделями для картины послужили Поль Сезанн, сын художника (в костюме Арлекина), и его друг Луи Гийом (Пьеро).

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Из книги Великие авантюры и приключения в мире искусств автора Коровина Елена Анатольевна

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ АНТОНИО И ПЬЕРО ПОЛЛАЙОЛО ФЛОРЕНТИЙСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ И СКУЛЬПТОРОВ У многих, которые по своей душевной робости начинают с вещей незначительных, со временем вместе с умением настолько возрастает и смелость, и настолько возрастают их силы и мастерство, что,

Из книги Пикассо автора Пенроуз Роланд

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПЬЕРО ДИ КОЗИМО ФЛОРЕНТИЙСКОГО ЖИВОПИСЦА В то время как Джорджоне и Корреджо величайшими почестями и славой возвеличивали Ломбардскую область, не скудела еще и Тоскана талантами, среди которых не последним был Пьеро, сын некоего Лоренцо, золотых дел

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Картины Пьеро Возникает, впрочем, сомнение: принадлежит ли честь такого "оживления света" самому Пьеро или же его учителю и вдохновителю - Доменико Венециано? К сожалению, личность последнего мастера, умершего в 1461 году, впервые заявившего о своем существовании письмом от

Из книги автора

Пьеро и его перспектива Пьеро один из первых живописцев, оставивших нам трактаты о перспективе (предшествующие его труду перспективные руководства принадлежат архитекторам - Брунеллески и Альберти). Это раскрывает перед нами всю пытливость натуры Пьеро, его строгий

Из книги автора

Арлекин на скамье подсудимых Парижский адвокат мэтр Гилерме ворвался к следователю, потрясая газетами: «Вы представляете, кого отправили в тюрьму Санте?! Это же - Анри Руссо художник, чье имя не сходит с газетных полос!» Следователь Буше оторвался от бумаг: «Месяц назад, в

Из книги автора

Арлекин Уже в ранние годы «голубого» периода в его работах появляется этот образ - юноша в костюме актера, приготовившийся к спектаклю, в котором он, судя по его хрупкому виду, всего лишь еще одна жертва, один из лицедеев, перенесших на сцену нравы отвергшего его общества.

Из книги автора

Пьеро делла Франческа (ок. 1420–1492) Крещение Христа Ок. 1450. Центральная часть полиптиха. Национальная галерея, ЛондонПьеро делла Франческа создает образ разумно устроенного прекрасного мира, где человек наделяется нравственной красотой и душевной силой. Взаимосвязанная

Из книги автора

Масленица Художник разворачивает перед зрителем живописную панораму масленичных гуляний. Чтобы атмосфера народного праздника выглядела полнозвучно, он выбирает вид сверху. По снежной дороге на холме проносятся сани: люди спешат вернуться домой после масленичных

Тема урока: Арлекино и Пьеро.

Цели: Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить.

Задачи урока

  • Обучающие:

Привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;

Формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального восприятия музыки;

  • Развивающие:

- развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;

Формировать компоненты музыкального слуха, творческие способности, умение анализировать музыкальные образы;

  • Воспитательные:

Воспитывать чувства уважения к культуре своего народа;

Способствовать формированию потребности в общении с музыкой.

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Беседа по теме урока с одновременным просмотром презентации, слушанием музыки и рассказа учителя.

Чтобы порадовать детей, взрослые всегда делали забавные игрушки, в том числе и кукол. Из тряпочек, глины, фарфора, дерева, соломы, бумаги. Но это лишь малая часть огромного кукольного мира. Куклы известны с давних времен. С одними играли дома, с другими устраивали представления на улице. Это театральные куклы. У каждого народа есть свои куклы. У итальянского народа есть деревянная кукла Пиноккио. Какую ещё деревянную куклу вы знаете? (Буратино.)

Вам, конечно, знакома сказка о золотом ключике. Вспомните, какие куклы были в театре у Карабаса Барабаса (Мальвина, Пьеро, Артемон, Арлекин).

Сегодня мы познакомимся с новыми произведениями (показывает портрет Д. Д. Шостаковича). Перед вами портрет Дмитрия Дмитриевича Шостаковича – великого русского композитора. Он писал много серьезной музыки для взрослых. Но и о детях тоже не забывал. Для детей Шостакович написал сборники “Танцы кукол”, “Детская тетрадь”, произведения для детского хора, музыку к кинофильмам.

Мы послушаем одно из произведений Шостаковича для детей. Когда будете слушать попробуйте определить, какой у неё характер, настроение. (Слушают “Вальс – шутку” Шостаковича)

Беседа о жанре, характере произведения.

Итак, вот мы с вами и попали в старый театр Карабаса-Барабаса, где главные действующие герои-артисты – куклы. А вот и наш знакомый Арлекин. Мальчика Арлекина мы встретили ещё в в детстве. Помните?

"- Меня будут колотить палкой, давать пощечины и подзатыльники. Это очень смешная комедия..." (А.Толстой «Буратино») .

А он, Арлекин, дубасил палкой друга Пьеро. Он – любит жизнь, смех, шутки. Может, его шутки немного грубы и обидны, но что делать? Он - такой. Он редко задумывается. Мудрость сваливается на него неожиданно, с возрастом. Но и тогда он продолжает смеяться, уже над собой.

Арлекин, правда, давно не мальчик. Он появился на свет 500 лет назад в Венеции. Вначале его называли Кола, Флауттино и даже Бураттино. А имя Арлекин, возможно, получил от имени беса Эллекина из этрусских легенд. На первых изображениях у Арлекина посреди лба красуется шишка - остаток рога. В южной Италии тогда же родился его брат - Пульчинелла. Оба - персонажи комедии масок, которую впоследствии назвали комедией дель арте (искусства, ремесла) . Это был первый профессиональный театр Европы.

Как на карнавале, действующие лица носили маски и имели при себе атрибуты, поясняющие их характер или профессию. Как на карнавале, они импровизировали, не имея текста пьесы. Действие перемежалось танцами, песнями и буффонными номерами с элементами акробатики. Сюжет был прост и наивен: две пары влюблённых хотели пожениться, старики были против, а слуги помогали влюблённым перехитрить стариков.

А зрители были в восторге. И не только итальянские: комедия быстро покорила всю Европу, а во Франции со временем стала национальным театром. Пульчинелла во Франции превратился в Полишинеля, в Англии - в Панча, в России - в Петрушку. Лопе де Вега, Шекспир, Мольер - все оказались под влиянием комедии масок.

Арлекин был одним из многих слуг, деревенским простаком, говорившим на бергамском наречии. Его лупили, обманывали, но он был себе на уме и очень злой. Носил он чёрную полумаску с длинным носом, широкополую шляпу, широкие холщовые рубаху и штаны, которые по скупости латал чем попало. За поясом у него был деревянный меч, не спасавший его от тумаков. К концу 16 века Арлекин изменился и стал похож на шута. У него появилась шапочка, украшенная заячьим хвостиком или лапкой (символом трусости), а иногда к ней пришивали бубенчики.

В 17 веке Арлекин продолжал меняться. Его костюм постепенно сужался, пока не стал обтягивающим, что говорило об увёртливости персонажа. Одежду ему целиком стали шить из треугольников красного, зелёного и жёлтого цветов. А на голове появилась щегольская треуголка. Его популярность так выросла, что он «поглотил» своего брата Пульчинеллу. Это сказалось на характере: Арлекин стал ловким интриганом. От деревенского косноязычия не осталось и следа, а сатирические шутки стали ещё злее и ядовитее.

Вот они, рядом Пьеро и Арлекин. Молодой Арлекин лупит бедного, нудного Пьеро палкой за его заунывные песни. За что же все-таки?
Арлекину свойственен грубость. Натура не очень тонкая, он обожает пошлые, но смешные анекдоты, крепкое вино, жирную пищу. Пьеро кривит тонкие губы: « Фи, фи, фи. Какая гадость!». Он пьет воду из чистейшего источника, следит за здоровьем и, при этом, подумывает о самоубийстве. Арлекин – фантазирует, придумывает смешные истории, Пьеро – скрывает правду. Арлекин не слушает сказки о чужих бедах. Пьеро охотно слушает и делится своими, может даже помочь, но внутри у него – холод. Его волнуют только собственные переживания. Пьеро – плачет, Арлекин – смеется. У Пьеро - все всегда плохо, а у Арлекина – полон дом гостей, даже если в это доме, нечего есть. У Пьеро всегда есть запас на «черный день», он вечно в ожидании этого дня. Арлекин всегда всем должен. Но это не значит, что Арлекин – хороший. Арлекин не пишет стихи, он говорит прозой, и говорит громко. У него неприятный смех. Он не следит за модой. Арлекин – лентяй и задира, грязнуля, но добродушный. Жаль, что его шутки смешат часто только его самого. Его палка – это только символ. Этакое орудие пытки для несчастного Пьеро.
Но мы знаем и другого Пьеро. Его не бьет Арлекин, потому что не интересно. Это - добрый Пьеро. Он так любит сладко поплакать не о чем, просто глядя не бледную, как он сам Луну.

Пьеро

Жизнь по спирали скручена хитро,
Но Солнце светит – в самый дальний угол,
Где белою вороною Пьеро
Среди веселья разноцветных кукол.

Я не смеюсь – обидчикам назло.
Улыбок не дарить – какая скука!
О, если б знали вы, как тяжело -
Сносить побои и насмешки кукол.

Нет больше пустоты в душе поэта!
Люблю, но не произнесу ни звука.
Сонеты я пою самой Пьеретте -
Моей наипрекраснейшей из кукол.

Так светел я – и грусть моя светла,
Как жарко страсть скрывать – ну, просто мука!
Сгорю дотла. Останутся зола,
Стихи и песни, добрые дела,
И слёзы на глазах весёлых кукол.

Арлекин снимает свой красный колпак с бубенчиками и шумно сморкается в него, размазывая слезы по лицу. А веселый Пьеро танцует менуэт и в ту минуту у него все хорошо. А вспомните себя… В нас поселились и живут, как соседи, Пьеро и Арлекин. Кто-то из них захватывает власть и тогда мы плачем или смеемся, а еще мы молимся, вопим о помощи, скрипим зубами от злости, бываем беспомощны и просто глупы. Трусим или, сметая все препятствия, идем к цели. Почти как эти два неразлучных персонажа: Арлекин и Пьеро – две стороны характера каждого человека – добро и зло, глупость и мудрость, радость и печаль.

Когда в 18 веке итальянская комедия дель арте прекратила существование, а маски переместились в кукольный театр, Арлекин зажил самостоятельной жизнью в других театрах. Его разговоры стали восторженными, а интриги заканчивались полной победой. Он стал изящным и счастливым. Пьеро появился уже во французском театре масок и был поначалу мельником в белых одеждах и с лицом, обсыпанным мукой, носил широкую крестьянскую рубаху. С тех пор Арлекин и Пьеро стали вечными спутниками и противоположностями.

  1. Подведение итогов - рефлексия:
  • Что нового узнали на уроке?
  • Какой из героев, рассмотренных на уроке, вам нравится?
  • На кого из героев урока вам бы хотелось походить?
  1. Работа над вокалом. Разучивание песни.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Арлекин и Пьеро Урок музыки в 4 классе МБОУ «Костинская ООШ» Учитель: Черненко Н.В.

Арлекин Появился на свет 500 лет назад в Венеции. Вначале его звали Кола, Флауттино и даже Бураттино. Имя Арлекин, возможно, он получил от имени беса Эллекина из этрусских легенд.

Арлекин Арлекин был одним из слуг, деревенским простаком. Его лупили, обманывали, но он был себе на уме и очень злой. Носил он черную полумаску с длинным носом, широкополую шляпу, широкие холщовые рубаху и штаны, которые по скупости латал чем попало. За поясом у него был деревянный меч, который, однако не спасал его от тумаков. К концу 16 века Арлекин изменился и стал похож на шута. У него появилась шапочка, украшенная заячьим хвостиком или лапкой (символ трусости), а иногда к ней пришивали бубенчики.

Арлекин В 17 веке Арлекин продолжал меняться. Его костюм постепенно сужался, пока не стал обтягивающим, что говорило об увертливости персонажа. Одежду ему целиком стали шить из треугольников красного, зеленого и желтого цветов. На голове появилась щегольская треуголка. Это сказалось на характере: Арлекин стал ловким интриганом. Его шутки стали злее и ядовитее.

Роберт Шуман «Карнавал» - Сейчас вас ждёт встреча с гениальным композитором и его гениальным произведением. Услышав это произведение, русский композитор и критик Кюи писал: «Нужно было иметь талант этого композитора, чтобы так беспечно и в таком количестве расточать его в одном произведении. Это произведение композитор посвятил девушке, некой Эрнестине Фон Фрикен, занимавшей в это время воображение молодого композитора. - И как вы думаете, композитор мог назвать это произведение? Вы не догадаетесь, потому что только такой большой выдумщик, как Шуман, мог подарить любимой девушке целый карнавал. Он именно так и назвал своё произведение «Карнавал». Но он ещё был человеком склонным мистике, таинственности, и поэтому каждая пьеса «Карнавала» основана на четырёх нотах. Как он сам сказал: «Маленькие сцены на 4 ноты». Всего их было 20 сцен. - Сейчас вы услышите 2 пьесы. Мне было бы интересно узнать, как на ваш взгляд, к чему они близки- может это описание природы, какая-то ситуация происшедшая на карнавале, маски или философские раздумья. Поскольку на карнавале есть маски – то вы услышали 2 из них: Пьеро и Арлекин. А кто сможет рассказать характеры этих героев?

Послушайте пьесу Роберта Шумана «Арлекин» из фортепианного цикла «Карнавал».

Пьеро Пьеро – один из персонажей французского народного ярмарочного театра. Этот персонаж возник в середине XVII века и представляет собой тип ловкого слуги, который добивается своей цели, прикрываясь добродушием. Исполнитель роли Пьеро выступал без маски, с лицом, обсыпанным мукой, носил широкую крестьянскую рубаху. Позднее в характере Пьеро стали преобладать черты печального любовника, неудачливого соперника Арлекина. Традиционный костюм Пьеро – белая рубашка с жабо и большими пуговицами, широкие белые панталоны, на голове остроконечная шапочка.

Послушайте пьесу Роберта Шумана «Пьеро» из фортепианного цикла «Карнавал»

Арлекин и Пьеро Вот они рядом – Пьеро и Арлекин. Арлекин – неугомонный оптимист. Он любит жизнь, смех, шутки. Может его шутки немного грубы и обидны, но что делать? Он такой. Он редко задумывается. Мудрость сваливается на него неожиданно, с возрастом. Но и тогда он продолжает смеяться, уже над собой. Молодой Арлекин лупит бедного, нудного Пьеро палкой за его заунывные песни.

Арлекин и Пьеро В середине 19 века в судьбе Арлекина случился новый поворот. Цирк выделился в самостоятельный вид зрелищ, и на манеже появились клоуны – Белый (хозяин, получившийся из белого Пьеро) и Рыжий или Август (слуга, прототипом которого был Арлекин). Арлекин – фантазирует, придумывает смешные истории, Пьеро – скрывает правду. Арлекин не слушает сказки о чужих бедах, Пьеро охотно слушает и делится своими, но внутри у него – холод. Его волнуют только собственные переживания. Пьеро – плачет, Арлекин – смеется. У Пьеро всегда плохо, у Арлекина – полон дом гостей, даже если в его доме нечего есть. Арлекин – лентяй и задира, грязнуля, но добродушный. Жаль, что его шутки смешат часто только его самого.

Вот такие они – Арлекин и Пьеро – театральные куклы. Спасибо за внимание! До новых встреч!