Вальсы Штрауса: история, интересные факты, слушать. Иоганн Штраус: биография краткая и творчество

На скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Вскоре отец отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом.

Дирижерский дебют Иоганна с новой Капеллой Штрауса состоялся в ресторане Доммайера в Хитцинге 15 октября 1844 года и принес ему репутацию будущего короля вальсов.

Репертуар оркестра Штрауса-сына в значительной степени состоял из его собственных произведений. Первое время отец заносил в черный список те заведения, где выступал сын, не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей вотчиной.

В 1848 году Штраус-младший в дни Французской революции играл "Марсельезу" и сам написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его привлекли к суду, но затем оправдали.

После смерти отца в 1949 году Штраус-младший посвятил его памяти вальс "Эолова арфа" и издал за свой счет полное собрание сочинений Штрауса-старшего.

Штраус-сын перенял его оркестр, но отцовский титул "придворного капельмейстера" он получил лишь в 1863 году — императорский двор припомнил ему симпатию к революции. Этот почетный пост Штраус занимал до 1871 года.

Композитор был приглашен в Россию продирижировать концерты и балы в здании Павловского вокзала. Успех был настолько велик, что последующие десять лет, вплоть до 1865 года, Штраус каждое лето проводил с концертами в Павловске.

Огромное мелодическое дарование Штрауса, его новаторство в ритмике и оркестровке, его выдающийся театрально-драматический талант запечатлены в почти 500 сочинениях . Среди них — вальсы "Ускорение" (1860), "Утренние газеты" (1864), "Жизнь артиста" (1867), "Сказки венского леса" (1869), "Вино, женщины и песни" (1869), "Венская кровь" (1872), "Весенние голоса" (1882) и "Императорский вальс" (1888). Особой популярностью пользуются польки "Анна", "Трич-трач" и написанная вместе с братом Йозефом полька "Пиццикато", а также "Персидский марш" и полька "Вечное движение".

Широкую известность получил его вальс "Голубой Дунай" — неофициальный гимн Австрии. Изначально мелодия была написана как хоровое произведение для Венского хорового общества. 15 февраля 1867 года состоялась его премьера, которая вызвала невообразимый восторг у публики. Вскоре после премьеры Иоганном Штраусом была написана оркестровая версия, считающаяся по сей день синонимом вальса.

В 1870-е годах Штраус по совету композитора Жака Оффенбаха обратился к жанру оперетты. В 1871 году в "Театре ан-дер-Вин" состоялась премьера его первой оперетты "Индиго и сорок разбойников". Самой исполняемой опереттой в мире стала "Летучая мышь", премьера которой в 1874 году была приурочена к 30-летию со дня первого открытого выступления Штрауса.

Также перу Иоганна Штрауса принадлежат такие полюбившиеся оперетты как "Ночь в Венеции" (1883) и "Цыганский барон" (1885).

Подобно отцу, Штраус объездил со своим оркестром всю Европу, в 1872 году он дирижировал четырьмя концертами в Нью-Йорке и 14-ю в Бостоне, а также при поддержке 100 дирижеров-ассистентов исполнил "Голубой Дунай" с 20-тысячным оркестром и хором.

В конце жизни композитор написал свою единственную комическую оперу "Рыцарь Пасман" (1892). Предварительная версия его балета "Золушка" была завершена поздней осенью 1898 года, до премьеры он уже не дожил.

Всего Иоганном Штраусом было создано 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурка, 15 оперетт, комическая опера и балет.

3 июня 1899 года Иоганн Штраус скончался от пневмонии. Он был похоронен на венском Центральном кладбище.

Композитор был трижды женат. В 1862 году Штраус женился на оперной певице Йетти Халупецкой, выступавшей под псевдонимом "Трефц". В 1878 году, после смерти Йеттти, Штраус сочетался браком с молодой немецкой певицей Ангелиной Дитрих, но вскоре этот брак распался.

В 1882 году Штраус женился на Адели Дойч (1856-1930), вдове сына банкира. Штраус посвятил жене вальс "Адель". Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было.

У Иоганна Штрауса-младшего было четыре брата, двое из них (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами.

В Вене в доме, где Иоганн Штраус написал неофициальный гимн Австрии вальс "Голубой Дунай", открыт Мемориальный музей-квартира композитора.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Штраус, Йозеф

(Strauss, Joseph) (1827–1870), младший брат Иоганна, родился 22 августа 1827 и прославился как автор ряда восхитительных вальсов – например, Безумие , Моя жизнь – это радость и любовь , Акварели , Ласточки австрийских сел . Йозеф первоначально не рассчитывал стать музыкантом: он учился в Венском политехническом институте, получил специальности инженера-строителя и архитектора, сделал ряд изобретений. Весной 1853 брат Иоганн, чувствуя переутомление, попросил Йозефа присмотреть на некоторое время за оркестром. Тот согласился неохотно, но в итоге посвятил музыке всю оставшуюся жизнь. Йозеф был романтик, поэт, он любил уединение и страдал приступами меланхолии. Во время концерта в Варшаве ему стало плохо, он был перевезен в Вену, где скончался 21 июля 1870.

Штраус, Эдуард

(1835–1916), младший из братьев, родился 14 февраля 1835 и дирижировал Капеллой Штрауса в течение трех десятилетий, вплоть до ее роспуска в 1901. У Эдуарда не было сколько-нибудь заметного творческого дарования, однако он сочинил около двух сотен танцевальных пьес. В 1906 он опубликовал воспоминания – весьма субъективную, мстительную и недостоверную хронику семейства Штраусов. Перед смертью сжег архив Капеллы Штрауса. Умер Эдуард 28 декабря 1916. Его сын Иоганн Штраус (1866–1939) пытался воскресить семейную традицию и гастролировал по Европе перед Первой мировой войной.

Вена всемирно известна благодаря бесценному вкладу семьи Штраусов, которые своими музыкальными произведениями произвели прорыв в классической музыке. — это сплетение великих композиторов отца и его сына.

Не знал, что такое зависть, в отличие от отца, и никогда не препятствовал своим братьям или другим музыкантам в музыкальной карьере. В начале 1870 года Штраус-сын создал мировые шедевры вальсов и оперетт, и его имя вписывается в мировую историю и историю музыки. «Сказки Венского Леса», «Летучая мышь», «Адель» и многие другие произведения, включая многочисленные вальсы, становятся достоянием нации, также Иоганн-сын выпускает сборник вальсов своего отца. Детей у него не было, хотя он был женат 3 раза. В 1895 году 70-летний юбилей Штрауса-сына отмечала вся Европа, а через 3 года после юбилея он умер от пневмонии. В Вене после войны сорок пятого года городские власти установили почетный позолоченный известный памятник Иоганну Штраусу-сыну в (нем.Stadtpark) .

На скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Вскоре отец отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом.

Дирижерский дебют Иоганна с новой Капеллой Штрауса состоялся в ресторане Доммайера в Хитцинге 15 октября 1844 года и принес ему репутацию будущего короля вальсов.

Репертуар оркестра Штрауса-сына в значительной степени состоял из его собственных произведений. Первое время отец заносил в черный список те заведения, где выступал сын, не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей вотчиной.

В 1848 году Штраус-младший в дни Французской революции играл "Марсельезу" и сам написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его привлекли к суду, но затем оправдали.

После смерти отца в 1949 году Штраус-младший посвятил его памяти вальс "Эолова арфа" и издал за свой счет полное собрание сочинений Штрауса-старшего.

Штраус-сын перенял его оркестр, но отцовский титул "придворного капельмейстера" он получил лишь в 1863 году — императорский двор припомнил ему симпатию к революции. Этот почетный пост Штраус занимал до 1871 года.

Композитор был приглашен в Россию продирижировать концерты и балы в здании Павловского вокзала. Успех был настолько велик, что последующие десять лет, вплоть до 1865 года, Штраус каждое лето проводил с концертами в Павловске.

Огромное мелодическое дарование Штрауса, его новаторство в ритмике и оркестровке, его выдающийся театрально-драматический талант запечатлены в почти 500 сочинениях . Среди них — вальсы "Ускорение" (1860), "Утренние газеты" (1864), "Жизнь артиста" (1867), "Сказки венского леса" (1869), "Вино, женщины и песни" (1869), "Венская кровь" (1872), "Весенние голоса" (1882) и "Императорский вальс" (1888). Особой популярностью пользуются польки "Анна", "Трич-трач" и написанная вместе с братом Йозефом полька "Пиццикато", а также "Персидский марш" и полька "Вечное движение".

Широкую известность получил его вальс "Голубой Дунай" — неофициальный гимн Австрии. Изначально мелодия была написана как хоровое произведение для Венского хорового общества. 15 февраля 1867 года состоялась его премьера, которая вызвала невообразимый восторг у публики. Вскоре после премьеры Иоганном Штраусом была написана оркестровая версия, считающаяся по сей день синонимом вальса.

В 1870-е годах Штраус по совету композитора Жака Оффенбаха обратился к жанру оперетты. В 1871 году в "Театре ан-дер-Вин" состоялась премьера его первой оперетты "Индиго и сорок разбойников". Самой исполняемой опереттой в мире стала "Летучая мышь", премьера которой в 1874 году была приурочена к 30-летию со дня первого открытого выступления Штрауса.

Также перу Иоганна Штрауса принадлежат такие полюбившиеся оперетты как "Ночь в Венеции" (1883) и "Цыганский барон" (1885).

Подобно отцу, Штраус объездил со своим оркестром всю Европу, в 1872 году он дирижировал четырьмя концертами в Нью-Йорке и 14-ю в Бостоне, а также при поддержке 100 дирижеров-ассистентов исполнил "Голубой Дунай" с 20-тысячным оркестром и хором.

В конце жизни композитор написал свою единственную комическую оперу "Рыцарь Пасман" (1892). Предварительная версия его балета "Золушка" была завершена поздней осенью 1898 года, до премьеры он уже не дожил.

Всего Иоганном Штраусом было создано 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурка, 15 оперетт, комическая опера и балет.

3 июня 1899 года Иоганн Штраус скончался от пневмонии. Он был похоронен на венском Центральном кладбище.

Композитор был трижды женат. В 1862 году Штраус женился на оперной певице Йетти Халупецкой, выступавшей под псевдонимом "Трефц". В 1878 году, после смерти Йеттти, Штраус сочетался браком с молодой немецкой певицей Ангелиной Дитрих, но вскоре этот брак распался.

В 1882 году Штраус женился на Адели Дойч (1856-1930), вдове сына банкира. Штраус посвятил жене вальс "Адель". Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было.

У Иоганна Штрауса-младшего было четыре брата, двое из них (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами.

В Вене в доме, где Иоганн Штраус написал неофициальный гимн Австрии вальс "Голубой Дунай", открыт Мемориальный музей-квартира композитора.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

, Австро-Венгрия

Иоганн Штраус-сын (25 октября 1825, Вена - 3 июня 1899, Вена) - австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт.

Родился в семье известного австрийского композитора Иоганна Штрауса-старшего. Его прадед Иоганн Михаэль Штраус (1720-1800) из Буды (часть Будапешта) был евреем, принявшим католичество. Двое из четырёх братьев Штрауса-младшего (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами.

Мальчик учился играть на скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал яростные скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Однако при помощи матери Иоганн-младший продолжал тайком совершенствоваться в музыке. Отец вскоре отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом. В 1844 году Иоганн-младший закончил своё музыкальное образование у известных педагогов, которые дали ему блестящие рекомендации (для получения лицензии на профессию). Когда он всё-таки решился и обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром, мать, опасаясь, что Иоганн-старший воспрепятствует выдаче лицензии, подала на развод по причине многолетних измен мужа. Штраус-старший в ответ лишил детей от Анны наследства, отписав всё своё состояние детям своей любовницы Эмилии Трампуш. Вскоре после регистрации развода он женился на Эмилии официально, у них к этому времени было уже семеро детей.

Избавиться от поклонников также трудно, как и вытереть пыль на рояле - тут же накапливается снова!

Штраус Иоганн (сын)

Вскоре Штраусу удаётся набрать небольшой собственный оркестр, и он с успехом выступает в венском казино Доммайера. Репертуар оркестра в значительной степени состоял из его собственных произведений. Первое время сильно мешала зависть со стороны влиятельного отца, который заносил в чёрный список те заведения, где выступал сын, не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей вотчиной. Но, вопреки всем усилиям отца и благодаря почитателям таланта Иоганна-младшего его назначили капельмейстером военного оркестра второго полка гражданской милиции (отец был руководителем оркестра первого полка).

Ещё больше углубила конфликт отца с сыном революция 1848 года. Штраус-старший поддержал монархию и написал верноподданнический «Марш Радецкого». Штраус-младший в дни революции играл «Марсельезу» и сам написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его привлекли к суду, но в конце концов оправдали.

1849: Штраус-старший умер от скарлатины. Иоганн на могиле отца сыграл «Реквием» Моцарта, посвятил памяти отца вальс «Эолова арфа» и издал за свой счёт полное собрание сочинений отца. Отцовский оркестр решил присоединиться к музыкантам сына, и объединённый оркестр отправляется на гастроли по Австрии, Польше, Германии. Всюду он имел огромный успех.

Чтобы наладить отношения с новым императором Францем-Иосифом I, Штраус посвящает ему два марша. Вскоре ему передают все отцовские полномочия на придворных балах и концертах (1852). Приглашений так много, что он нередко отправляет вместо себя одного из братьев. В отличие от отца, он никому не завидовал и шутил, что «братья талантливее меня, просто я популярнее».

1856: первые гастроли Штрауса в России. Он стал постоянным дирижёром летних концертов при Павловском вокзале с огромным окладом (22 тысячи рублей за сезон). В течение пяти лет выступлений в Павловске Штраус переживает серьёзное увлечение русской девушкой, Ольгой Смирнитской, но родители Ольги воспрепятствовали их браку. Этому роману были посвящены советский фильм «Прощание с Петербургом» и книга Айгнера «Иоганн Штраус - Ольга Смирнитская. 100 писем о любви».

В 1862 году Штраус, после сообщения Ольги о своей свадьбе с русским офицером, женился на оперной певице Йетти Халупецкой, выступавшей под псевдонимом «Трефц» (Henrietta Treffz ). Биографы отмечают, что Йетти была внешне похожа на Ольгу Смирнитскую. Йетти была старше Штрауса на 7 лет и к тому же имела семерых внебрачных детей от разных отцов. Тем не менее брак оказался счастливым, Генриетта стала верной и заботливой женой и импресарио мужа.

Конец 1860-х - начало 1870-х годов: расцвет штраусовского гения. В этот период он создаёт свои лучшие вальсы: «На прекрасном голубом Дунае» (1866) и «Сказки Венского леса» (1868), лучшие оперетты.

1870: Штраус отказывается от придворных обязанностей (передаёт их брату Эдуарду) и посвящает себя оперетте. Неожиданно, в возрасте 43 лет умирает брат Йозеф.

В 1870-е годы оркестр Штрауса гастролирует по Великобритании, Франции, США. На Бостонском музыкальном фестивале Штраус ставит мировой рекорд, управляя оркестром более чем из 1000 музыкантов. В 1871 году по совету Оффенбаха Штраус пишет свою первую оперетту \"Индиго и сорок разбойников\", хорошо принятую публикой. Всего он написал 15 оперетт.

1874: новая оперетта «Летучая мышь» поначалу большой популярности не имеет, но всё же многие годы не сходила со сцены венских театров. Триумфальный успех приходит спустя 20 лет, после появления новой редакции (Густав Малер, Гамбург).

1878: после смерти Йетти Штраус женился на молодой немецкой певице Анжелике Дитрих. Вскоре этот брак распадается. В 1882 году Штраус женится в третий и последний раз, на Адели Дойч (1856-1930), вдове сына банкира Антона Штрауса. Она была еврейкой и не хотела переходить в христианскую веру. В католической церкви их бы не стали венчать, поэтому для оформления развода и нового брака Штраус становится протестантом-евангелистом и принимает германское гражданство, став подданным герцога Саксен-Кобург-Готского. Окончательно брак с Аделью был оформлен в 1887 году. Штраус посвятил жене вальс «Адель». Их совместная жизнь сложилась удачно. Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было.

1880: Штраус едет в Париж проводить в последний путь Оффенбаха.

1885: новый шедевр: оперетта «Цыганский барон», по сюжету повести «Саффи» Мора Йокаи. Музыка оперетты наполнена отчётливым венгерским колоритом. Это самая «оперная» из оперетт Штрауса.

1895: 70-летие Штрауса отмечает вся Европа.

Последние годы Штраус не концертировал и практически не выходил из дома. Но по случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» его уговорили дирижировать увертюрой. Он слишком разгорячился и по дороге домой сильно простудился. Штраус скончался в Вене в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка». Завершил работу над балетом в следующем году Йозеф Байер. Штраус был похоронен на Центральном кладбище Вены.

Всё своё состояние Иоганн завещал музыкальному обществу. Адели досталась только рента. Она пережила мужа на 31 год, полностью посвятив себя созданию музея Штрауса и публикации его произведений. Она даже разыскала и сохранила любовные письма мужа к Ольге.

После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Первой из них стала «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса. Штраус незадолго до кончины дал разрешение на создание этого произведения, но сценического успеха оно не имело.

Творчество

За свою жизнь Иоганн Штраус создал 496 произведений: 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 16 оперетт, комическую оперу и балет. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского.

Оперетты и другие театральные постановки

  • Индиго и сорок разбойников (Indigo und die Vierzig Räuber, 1871)
  • Карнавал в Риме (Der Karneval in Rom, 1873)
  • Летучая мышь (Die Fledermaus, 1874)
  • Калиостро в Вене (Cagliostro in Wien, 1875)
  • Принц Мафусаил (Prinz Methusalem, 1877)
  • Жмурки (Blindekuh, 1878)
  • Кружевной платок королевы (Das Spitzentuch der Königin, 1880)
  • Весёлая война (Der lustige Krieg, 1881)
  • Ночь в Венеции (Eine Nacht in Venedig, 1883)
  • Цыганский барон (Der Zigeunerbaron, 1885)
  • Симплициус (Simplicius. 1887)
  • Рыцарь Пасман (Ritter Pásmán, опера, 1892)
  • Принцесса Нинетта (Fürstin Ninetta, 1893)
  • Яблочный праздник (Jabuka, 1894)
  • Ясменник душистый (Waldmeister) (1895)
  • Богиня Разума (Die Göttin der Vernunft, 1897)
  • Золушка (Aschenbrödel, 1899, балет, посмертно)
  • Венская кровь (Wiener Blut, 1899, посмертно)

Знаменитые вальсы

  • Песни любви (Liebeslieder, op. 114, 1852)
  • Прощание с Петербургом (Abschied von St Petersburg, op. 210, 1858)
  • На прекрасном голубом Дунае (An der schönen blauen Donau, op. 314, 1867)
  • Жизнь артиста (Künstlerleben, op. 316, 1867)
  • Сказки Венского леса (G’schichten aus dem Wienerwald, op. 325, 1868)
  • Вино, женщины и песни (Wein, Weib und Gesang, op. 333, 1869)
  • Тысяча и одна ночь (Tausend und eine Nacht, op. 346, 1871)
  • Венская кровь (Wiener Blut, op. 354, 1873)
  • Калиостро (Cagliostro-Walzer, op. 370, 1875)
  • Прекрасный май (O schöner Mai!, op. 375, 1877)
  • Розы с юга (Rosen aus dem Süden, op. 388, 1880)
  • Поцелуй (Kuss-Walzer, op. 400, 1881)
  • Весенние голоса (Frühlingsstimmen, op. 410, 1883)
  • Лагуны (Lagunen-Walzer, op. 411, 1883)
  • Венские женщины (Wiener Frauen, op. 423, 1886)
  • Императорский вальс (Kaiser-Walzer, op. 437, 1888)

Музыка Штрауса в кино

  • Фильм «Венские вальсы» (англ. Waltzes from Vienna , 1934) режиссёра Альфреда Хичкока. Фильм рассказывает о написании вальса «На прекрасном голубом Дунае» австрийского композитора Иоганна Штрауса-младшего.
  • Жизни и мелодиям Иоганна Штрауса посвящён популярный американский фильм «Большой вальс» (1938 год). Сюжет фильма имеет мало общего с реальной жизнью композитора.
  • Караяновская запись вальса «На прекрасном голубом Дунае» была использована кинорежиссёром Стенли Кубриком в звуковой дорожке к фильму «Космическая одиссея 2001 года» (Кубрик перемонтировал кадры, чтобы «попасть» в музыку).
  • Вальс \"Венская кровь\" (Wiener Blut) был использован в мультфильме \"Про мышонка Иоганна\", а также в саундтреке к фильму Гая Ричи \"Шерлок Холмс. Игра теней\" (в несколько переработанном композитором Гансом Циммером виде).
  • Фильм «Прощание с Петербургом» (СССР) рассказывает о пребывании Штрауса в России.