В г астафьев. Виктор Петрович Астафьев - биография

Этот раздел составлен из ответов на вопросы, которые чаще всего задают посетители Библиотеки-музея В. П. Астафьева.

Даты жизни

Когда и где родился В. П. Астафьев?

Родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка под Красноярском в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых.

Когда и почему Витя Астафьев попал в Игарку?

В 1935 году отец Петр Павлович, решив ехать на заработки в Игарку, забрал мальчика с собой.

Участвовал ли В.П. Астафьев в Великой Отечественной войне?

Астафьев ушел на фронт добровольцем в октябре 1942 г. На фронте был шофером, артиллерийским разведчиком, связистом, форсировал Днепр, участвовал в боях на Курской дуге, в Корсунь-Шевченковской операции, в боях за освобождение Польши. Трижды был ранен. Демобилизовался в 1945 г. За боевые заслуги награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

Где учился В. П. Астафьев?

С 1932 по 1934 гг. учился в Овсянской школе 1 ступени. В 1936 г. в Игарке окончил начальную школу, в 1940 г. - шестой класс. В 1941 г. в Красноярске поступил в железнодорожное училище. В июне 1942 г. получил специальность "составитель поездов", проработал несколько месяцев на станции Базаиха и ушел добровольцем на фронт. После войны в уральском городе Чусовом Виктор Петрович закончил школу рабочей молодежи. С 1959 по 1961 гг. учился на Высших литературных курсах в Москве.

В каких местах жил писатель?

1924 – 1935 гг. в селе Овсянка, 1935 – 1941 гг. в г. Игарка, 1941 – 1942 гг. в г. Красноярске, 1942 – 1945 гг. – на фронте, 1945 – 1963 гг. – г. Чусовой на Урале, 1959 – 1961 гг. – учеба на Высших литературных курсах в Москве, 1962 – 1969 гг. в г. Перми, 1969 – 1980 гг. в г. Вологда, с 1980 г. в г. Красноярске и пос. Овсянка.

Почему В. П. Астафьев, вернувшись в 1980-м году в Овсянку, поселился не в бабушкином доме?

К тому времени дом бабушки принадлежал посторонним людям, которые отказались продать его писателю, и Виктор Петрович приобрел небольшой домик поблизости, через дорогу напротив, по адресу: ул. Щетинкина, 26.

Кто из президентов и известных политиков приезжал к В.П. Астафьеву в Овсянку?

В 1996 г. в Овсянке побывал первый Президент России Б. Н. Ельцин. Зимой 2004 г., в ходе своего визита в Красноярский край, Овсянку посетил Президент России В. В. Путин, который провел длительную и обстоятельную беседу с вдовой писателя М. С. Корякиной-Астафьевой в овсянском доме писателя.

Когда умер и где похоронен писатель? Что явилось причиной его смерти?

Умер 29 ноября 2001 года. Похоронен на новом овсянском кладбище на Манской горе в 2-х километрах от Овсянки. Причиной смерти явился тяжелый инсульт.

Дела семейные

Назовите ближайших родственников В. П. Астафьева.

Отец - Пётр Павлович Астафьев (1901 - 1979, похоронен в Вологде). Мать - Лидия Ильинична Астафьева, урожденная Потылицына (ум. 1931, утонула в Енисее). Бабушка - Екатерина Петровна Потылицына, главный персонаж повести "Последний поклон" (1866 - 1948). Дедушка – Илья Евграфович Потылицын (ум. 1935). Дедушка - Павел Яковлевич Астафьев (1882 - 1939).

Сколько лет Витя Астафьев жил у бабушки?

После трагической гибели матери в июле 1931 г. осиротевшего Витю Астафьева взяли к себе бабушка Екатерина Петровна и дедушка Илья Евграфович Потылицыны, у которых он жил до осени 1934 г.

Были ли у В. П. Астафьева родные братья и сестры?

У Виктора Петровича было две родные сестры, которые умерли в младенческом возрасте; три брата и три сестры (дети отца от второго брака).

Сколько раз В. П. Астафьев был женат?

Один раз. С женой Марией Семеновной Корякиной-Астафьевой Виктор Петрович прожил в браке более 50-ти лет. Мария Семеновна Корякина-Астафьева (1920 - 2011) – член Союза писателей России, автор нескольких сборников повестей и рассказов ("Отец", "Знаки жизни", "Свекор", "Земная память и печаль", "Пешком с войны", Надежда горькая, как дым" и др.).

Сколько детей у Виктора Петровича? Где они живут сейчас и чем занимаются?

Трое. Дочь Лидия (р.1946 г., умерла в младенческом возрасте). Дочь Ирина (1948–1987). Сын Андрей (р.1950 г.) в настоящее время живет в Вологде, по образованию - историк.

В каком году и от чего умерла дочь Ирина?

Ирина умерла от болезни сердца в 1987 году в Вологде. Похоронена на новом овсянском кладбище.

Сколько внуков у В. П. Астафьева? Есть ли правнуки?

Внуков трое. Виктор и Полина (дети дочери Ирины) живут в Красноярске. Евгений (сын Андрея) живет в Москве. Правнуков двое: 22 апреля 2003 г. у Полины родилась дочь Настя; 26 марта 2003 г. у Виктора родился сын Саша.

Литературная и общественная деятельность

Когда было написано первое художественное произведение?

Первый рассказ "Гражданский человек" был написан в 1951 г. и опубликован в газете "Чусовской рабочий".

Когда и где вышла первая книга и как она называлась?

Сборник рассказов "До будущей весны" вышел в Перми, в 1953 г.

Сколько всего произведений создал писатель?

3 романа ("Тают снега" (1958), "Печальный детектив" (1982-1985), "Прокляты и убиты" (1992-1994); повествование в рассказах "Царь рыба" (1972-1975); 10 повестей ("Перевал", "Стародуб", "Звездопад", "Кража", "Последний поклон", "Пастух и пастушка", "Ода русскому огороду" и др.), цикл из 293 затесей (лирико-философских миниатюр); 70 рассказов, 2 киносценария ("Не убий", "Трещина"), 2 пьесы ("Черемуха", "Прости меня"), большое количество статей и очерков.

Какие художественные фильмы сняты по мотивам произведений В. П. Астафьева?

"Звездопад" (режиссер И. Таланкин), "Ненаглядный мой" (режиссер А. Войтецкий), "Сюда не залетали чайки" (режиссер Б. Мансуров), "Дважды рожденный" (режиссер А. Сиренко), "Где-то гремит война", "Таежная повесть" (режиссер В. Фетин).

Какие театральные постановки созданы по произведениям В.П. Астафьева?

"Прости меня" - Театр им. Ермоловой, "Театр на Литейном"; "Звездопад" – Красноярский ТЮЗ; "Не убий" - Красноярский драматический театр им. Пушкина; "Пролетный гусь" – МХАТ им. Чехова, "Печальный детектив" – Театр им. Моссовета, опера "Верность" по повести "Пастух и пастушка" композитора К. Молчанова – Свердловский театр оперы и балета и др.

Когда и где вышло первое зарубежное издание?

В Праге, в 1963 г. вышел сборник повестей "Горицвет".

В каких странах издавались произведения В. П. Астафьева? На какие языки переводились?

Произведения В. П. Астафьева переведены и изданы во многих странах мира: Голландии, Франции, Германии, Испании, Японии, Китае, Корее, Финляндии, Польше, Болгарии, Венгрии, Румынии и др. Более 100 книг издано за рубежом – в 28 странах на 22 иностранных языках.

Какие из своих произведений были особенно дороги писателю?

"Ода русскому огороду", "Пастух и пастушка", "Последний поклон".

Писал ли В.П. Астафьев стихи? Публиковались ли они?

Какие премии и награды получил В. П. Астафьев?

В 1975 г. за повести «Перевал», «Последний поклон», «Кража», «Пастух и пастушка» В. П. Астафьев удостоен Государственной премии РСФСР им. М. Горького. В 1978 г. за книгу «Царь-рыба» ему присуждена Государственная премия СССР. В 1991 г. писатель становится лауреатом Государственной премии СССР за повесть «Зрячий посох». В 1995 г. удостоен национальной независимой премии «Триумф». В 1996 г. за роман «Прокляты и убиты» присуждена Государственная премия России. В 1997 г. за выдающийся вклад в русскую литературу он награжден международной Пушкинской премией. В 1998 г. ему вручили премию Международного литфонда «За честь и достоинство таланта». В 1999 г. В.П. Астафьев стал лауреатом литературной премии имени Аполлона Григорьева за повесть «Веселый солдат».

Виктор Петрович награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-ой степени, трижды орденом Трудового Красного Знамени, дважды орденом Дружбы народов. В 1998 г. ему присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот».

В чем заключалась общественная деятельность писателя?

В. П. Астафьев активно выступал в защиту уральских и сибирских лесов и рек. Например, во многом благодаря усилиям Виктора Петровича, был прекращен молевой сплав леса на двенадцати реках Красноярского края (в т.ч. на реке Мана). Виктор Петрович неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, РСФСР, Красноярского краевого Совета.

В. П. Астафьев был деятельным помощником многих учреждений культуры: для Красноярской краевой научной библиотеки сумел добиться выделения дополнительных помещений, с его помощью в Красноярске был создан Литературный лицей, открыт Литературный музей, построено новое здание библиотеки в пос. Овсянка. Виктор Петрович был инициатором проведения в Красноярске конференции «Литературные встречи в русской провинции». Благодаря его авторитету и активному содействию, в 1998 г. в Овсянке построена часовня Св. Иннокентия Иркутского.

Верно ли то, что библиотека в Овсянке построена на деньги В. П. Астафьева?

В. П. Астафьеву принадлежит идея строительства нового здания для овсянской библиотеки. Писатель предпринял немалые усилия для того, чтобы на это строительство были выделены средства из краевого бюджета, помогали многие предприятия и частные лица. Не обошлось и без финансовой поддержки Виктора Петровича, он вложил в это дело одну из своих премий.

Вкусы, увлечения, привязанности

Чем увлекался В. П. Астафьев?

Увлекался рыбалкой и огородничеством (когда позволяло здоровье). Был заядлым футбольным болельщиком.

Любимые литературные произведения, поэты, прозаики?

Литературные произведения: "Дон Кихот" М. Сервантеса, "Мертвые души" Н. В. Гоголя, стихотворение А. С. Пушкина "Пророк". Поэты и прозаики: Гоголь, Толстой, Лесков, Достоевский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Баратынский; Юрий Нагибин, Василий Белов, Валентин Распутин, Юрий Кузнецов, Владимир Соколов.

Любимые музыкальные произведения? Любимые композиторы?

«Реквием» Дж. Верди, 8-я неоконченная симфония и «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Мелодия» К. В. Глюка, сонаты В. А. Моцарта и многие другие. Дж. Верди, М. Мусоргский, Д. Бортнянский, В. Гаврилин, Г. Свиридов.

Любимые песни и романсы?

Романсы: "Вам не понять моей печали" в исп. В. Ивановой, "Дремлют плакучие ивы" в исп. Г. Каревой, "Гори, гори, моя звезда" в исп. Б. Штоколова. Песни: "Вниз по Волге – реке", "Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», «В зелено м садочке канарейка пела», «Позарастали стежки-дорожки» и др.

Любимые художники?

Нестеров, Суриков, Репин, Илья Глазунов, братья Ткачевы.

С кем из писателей Виктор Петрович был особенно дружен?

Евгений Носов, Николай Рубцов, Александр Макаров.

В каких странах побывал Виктор Петрович?

Виктор Петрович много раз бывал за границей: во Франции, Греции, Италии, Австрии, Германии, Испании, Югославии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Польше, Колумбии, Перу, США, Японии, Китае, Монголии и др.

Любимый цветок?

Адонис (горицвет весенний, стародуб), роза.

Любимый цвет?

Любимый город?

Киев, Мадрид.

Составители:

И. П. Владимирова, Н. Я. Сакова (Артамонова)

Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край).

Даже в краткой биографии Астафьева можно перечислить много трагических моментов. Еще когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии.

После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом.

Служба

В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. Сменив несколько видов деятельности, до конца войны был обычным рядовым солдатом. За время службы Астафьев был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной Звезды».

Когда война закончилась, Астафьев женился на писательнице Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка.

Литературная карьера

Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны».

А в 1958 году в биографии Виктора Астафьева произошло важное событие – его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год.

Если кратко охарактеризовать произведения Виктора Астафьева, можно сказать, что они освещают военную, антисоветскую, деревенскую тематику.

За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты» (роман был удостоен премии РФ в области литературы и искусства). Среди его повестей: «Стародуб», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба».

В сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.

Смерть

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Обязательно пройдите тест с вопросами о краткой биографии Астафьева Виктора Петровича.

- (р. 1924 29.11.2001) Видный рус. сов. прозаик, более известный произв. др. жанров, один из самых ярких представителей т. н. "деревенской прозы" в отечественной лит ре 1960 80 х гг. Род. в с. Овсянка (Советского р на Красноярского края) … Большая биографическая энциклопедия

Астафьев, Виктор Петрович - Виктор Петрович Астафьев. АСТАФЬЕВ Виктор Петрович (родился в 1924), русский писатель. В психологических повестях и романах о войне и современной сибирской деревне “Кража” (1966), “Пастух и пастушка” (1971), “Царь рыба” (1976), в цикле… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (р. 1.5.1924, с. Овсянка Советского района Красноярского края), русский советский писатель. В детстве был беспризорным, воспитывался в детдоме. Участник Великой Отечественной войны. Начал печататься в 1951. Автор книги «До будущей весны» (1953),… … Большая советская энциклопедия

- (р. 1924) русский писатель, Герой Социалистического Труда (1989). В психологических повестях и романах о войне и современной сибирской деревне Кража (1966), Пастух и пастушка (1971), Царь рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), в цикле… … Большой Энциклопедический словарь

- (р. 1 мая 1924, село Овсянка, близ Красноярска 29 ноября 2001, Красноярск), русский писатель. Лауреат Государственной премий СССР (1978) и РСФСР. Рано лишившись матери, воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в детском доме. Окончив школу… … Энциклопедия кино

- (1924 2001), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1989). В психологических повестях и романах о войне и современной сибирской деревне «Кража» (1966), «Пастух и пастушка» (1971), «Царь рыба» (1976; Государственная премия СССР, 1978), в … Энциклопедический словарь

АСТАФЬЕВ Виктор Петрович - (р. 1924), русский советский писатель. Ром. «Тают снега» (1958), «Царь рыба» (1972—75; Гос. пр. СССР, 1978),. «Печальный детектив» (1986). Пов. «Перевал», «Стародуб» (обе — 1959), «Звездопад» (1960), «Кража» (1966), «Пастух и пастушка»… … Литературный энциклопедический словарь

В. П. Астафьев … Энциклопедия Кольера

- … Википедия

Астафьев Виктор Петрович Писатель Дата рождения: 1 мая 1924 Место рождения … Википедия

Книги

  • Писатель в окопах. Война глазами солдата , Астафьев Виктор Петрович. Виктор Петрович Астафьев - один из самых известных советских и российских писателей, лауреат двух Государственных премий СССР и трех Государственных премий России. Особое место в его…
  • Малое собрание сочинений , Астафьев, Виктор Петрович. Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) родился в сибирском селе Овсянка на берегу Енисея. В 1942 году добровольцем отправился на фронт и прошел всю войну простым солдатом. В трудное…

АСТАФЬЕВ, ВИКТОР ПЕТРОВИЧ (1924–2001), русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек . В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953).

В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир », возглавляемом А.Твардовским . Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть Стародуб , 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража , 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.

В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе Прокляты и убиты (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах». Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю. Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел – например, в главах-легендах Царь -рыба и Сон о белых горах . Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека. Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения» деревенской прозы – противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным.

Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив (1987). Ее главный герой, милиционер Сошнин, пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора – ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева, свойственна публицистичность.

В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты. Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели.

Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев, он назвал Затесями , символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ).

Астафьев Виктор Петрович (1 мая 1924, с. Овсянка Красноярского края — 29 ноября 2001, Красноярск), русский писатель.

Жизненные вехи

Из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда Вите было 7 лет. Окончил 6 классов в Игарке, где жил с отцом и мачехой; в 1936-37 — беспризорник, потом детдомовец. В 1941-42 учился в ФЗУ; на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 — на передовой, получил тяжелое ранение, контужен. С 1945 жил на Урале (г. Чусовой, с 1963 — Пермь), побывал подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком. После публикации в 1951 своего первого рассказа «Гражданский человек» в газете «Чусовской рабочий» стал ее лит. сотрудником (до 1955). В 50-е гг. издает в Перми книги рассказов для детей («До будущей весны», 1953, «Огоньки», 1955; итоговый сб. «Зорькина песня», 1960), роман о преобразовании отсталого колхоза «Тают снега» (1958). С 1958 — член Союза писателей СССР, в 1959-61 учился на Высших литературных курсах в Москве при Лит. институте им. М. Горького. С конца 1960-х гг. жил в Вологде, в 1980 вернулся в родные места, живет в Красноярске и с. Овсянка. Герой социалистического труда (1989).

Первые герои

В 1960-е Астафьев публикует повести из сибирской жизни, замеченные столичной критикой: «Перевал», «Стародуб» (обе 1959; последняя — о жизни сибирских старообрядцев-кержаков), автобиограческую повесть «Кража» (1966), в центре которой рождение души детдомовского подростка, отстаивающего основы своей личности в суровых условиях физического выживания. Выброшенность в такую среду чистого, мечтательного и ранимого героя составляет сюжетную основу многих произведений Астафьева, первой повести из военной жизни «Звездопад» (1960), где поэзия первого чувства, возникшая на фоне госпитального быта, пресекается жутким бытом пересыльного пункта, самим ходом и логикой войны. В эти же годы появляются рассказы и повесть («Где-то гремит война», 1967), составившие автобиографическую книгу «Последний поклон», написанную от первого лица, с поразительным перевоплощением автора в душу и психологию ребенка, подростка; над этой книгой Астафев работал с конца 1950-х гг. (первое отд. изд. — 1968; кн.1-2, М., 1971, с новыми главами — 1979), дописывая ее и после окончания, до начала 1990-х гг. «Последний поклон», пов. «Пастух и пастушка. Современная пастораль» (1971), «повествование в прозе» «Царь-рыба» (1976; Гос. премия СССР, 1978) принесли писателю известность, были переведены на многие языки мира.

Горькая правда

Основная особенность художественного реализма Астафьева — изображение жизни в ее первоосновах, когда она не достигает уровня рефлексии и сознания и как бы сама из себя порождает крепящие бытие нравственные опоры: добра, бескорыстия, сострадания, справедливости. Это астафьевское «оправдание добра», ценности и осмысленности жизни подвергается писателем самому жестокому испытанию, прежде всего предельными условиями росскийского существования. В «Последнем поклоне» — своеобразной летописи жизни сибирской деревни — Астафьев воссоздает убогий уклад заброшенного чалдонского села, с его нищетой, пьянством, доходящим до дикого разгула, рисует галерею сиб. характеров (своей родни, соседей, земляков и переселенцев) — непутевых, бесшабашных и безалаберных, жестоких в «кураже», ломающих жизнь себе и своим близким. Но эти же люди оказываются способны к добру и участию, в «крайние» минуты спасают и поддерживают друг друга, терпеливо перемалывают жизнь в непосильном труде, часто связанном с опасностью и риском. В них, носителях неписанной, «инстинктивной» морали видел Астафьев «становую жилу» народа. Венцом его жизнестойкости, терпения и доброты стал образ бабушки Катерины Петровны, примирявшей мальчика с жестокостью жизни.

Военная тема

Другие неотъемлемые от Астафьева жизненные пласты воплощения и одновременно формы испытания доброй и прочной основы мира — война и отношение к природе. В повести «Пастух и пастушка» с присущей Астафьеву поэтикой подробностей писатель показывает войну как кромешный ад, страшный не только степенью физического страдания и нравственного потрясения, но непосильностью для человеческой души военного опыта. Ужас войны, то, что называют «окопной правдой», для Астафьева — единственно подлинная правда о войне. И хотя самопожертвование и бескорыстие, нередко оплаченное собственной жизнью, военное братство, неистребимость добра проявляются и обнажаются в дни войны, и не менее — в военном быту — ежедневной изматывающей «работе», Астафьев не видит цены, которая могла бы оправдать человеческое «побоище». Трагически подорванной оказалась душа юного лейтенанта: чистоту и силу своей любви он не смог совместить с нормами военной жизни. Несовместимость военного и мирного опыта, память о войне станут, помимо «Звездопада», темой и отзвуком мн. произведений Астафьева: рассказы «Сашка Лебедев» (1967), «Ясным ли днем» (1967), «Пир после победы» (1974), «Жизнь прожить» (1985) и др.

Природа и люди

Понятие жизни неотделимо в творчестве Астафьева от природы. Каким бы ликом не оборачивалась природа к человеку — а она может быть дарящей, утишающей, просветляющей, но также опасной и чуждой в своем могуществе отдельного бытия — она воплощает тайну органической жизни, которую писатель понимает как мучительный процесс труда, выживания и роста. В усилиях, употребленных на поддержание «живой жизни» (когда умереть часто легче и проще, чем выжить), он видит не голую борьбу за существование, а действие высшего, единого для человеч. и природной жизни закона (новеллы «И прахом своим», «Травинка» из кн. «Затеси»); с особой силой этот закон проявляется в эпизодах честного единоборства человека с природой (в «Царь-рыбе» и др. соч.). «Царь-рыба», проникнутая пафосом защиты природы, раскрывает нравственно-философское содержание отношения человека к ней: гибель природы и утрата нравственных опор в человеке показаны как взаимообратимые (люди сами принимают участие в уничтожении природы, браконьерство стало нормой современной советской действительности), как обратима и ответственность человека за природу, так или иначе воздающей ему.

Новые жанры

Параллельно Астафьев создает циклы малых полухудожественных жанров, объединенных темой благодарной памяти (жизни, людям, помогшим духовно укрепиться автору и герою, «малой родине»), и просветленного, но не изжитого страдания: повесть-притча «Ода русскому огороду» (1972), лирические миниатюры и короткие рассказы-воспоминания «Затеси» (1-e отд. изд. — М., 1972; печатаются с 1960-х до настоящего времени, «Континент», 1993, № 75, «Новый мир», 1999, № 5, 2000, № 2 — о Николае Рубцове), пов. «Зрячий посох» (1981; вторично присуждена Государственная премия СССР, 1991), в основе которой письма к Астафьеву его друга, критика А. Н. Макарова.

«Печальный детектив»

Начиная с 1980-х гг. меняются акценты в осмыслении Астафьевым современной русской жизни и русского характера, жестче и непримереннее становится память (последние главы «Последнего поклона» с картинами быта спецпереселенцев, коллективизации). В романе «Печальный детектив» (1986), вызвавшем острую дискуссию, распад, деградация, повсеместное торжество зла утверждаются как доминирующие черты современного советского общества, а в русском национальном характере, хотя и остаются «необъяснимая русская жалость», «жажда сострадания», стремление к добру, преобладают «безалаберность», попустительствующая злу, «покорность», нравственная пассивность (цит. по кн.: «Улыбка волчицы», М., 1990, с. 213, 169). Тщательная фиксация героем, бывшим оперуполномоченным, примеров патологической преступности, экстремальных нарушений человеческих законов, морали призвана показать хаос, социальную энтропию современной жизни (налицо переоценка ценностей: маргинальное становится центральным, запрет — нормой), однако написанная в стиле жизнеподобия, «террористического реализма» (по определению одного из критиков) жизнь люмпенов, бандитов, отбросов общества не переплавилась в объемную худож. картину. Полюс добра (в образе милицейского работника, искалеченного в борьбе с преступниками) оказался невыразительным, стертым, недоразвившимся типом современного Дон Кихота.

Природа зла

В русле тех же тенденций (по материалу и составу идей) — один из лучших рассказов «Людочка» (1989): смерть того, кто изнасиловал безропотную (и повесившуюся после этого) Людочку, — в кипящей трубе-канаве городского отстойника, сам этот отстойник, среда обитания и привычный пейзаж городской окраины, предстают символом разложения, всеобщего одичания и агонии: рассказ прочитывается как современная антиутопия (по самой природе жанра не сводимого к сгущенному описательному натурализму); только боль автора и острота неприятия зла как бы восстанавливают нарушенную норму и снимают вопрос о его тотальном торжестве. Разрастание зла в художественном мире Астафьева во многом объясняется этической позицией писателя, не признающего метафизическую природу зла, он не перестает удивляться каждому злому поступку и низкому движению души. Астафьев — редкий в 20 веке художник, избежавший прививки «диалектики добра и зла» и отказавшийся принять его неизбежность.

«Прокляты и убиты». Военный антиэпос

В романе «Прокляты и убиты» (кн.1-2, 1992-94, не окончен; в марте 2000 Астафьев сказал о прекращении работы над романом) писатель возвращается к теме испытания человека на войне. Плотское, телесное переживание жизни — отличительное свойство реалистической поэтики Астафьева — определяет характер такого испытания: голодом, холодом, непомерным трудом, физической усталостью, болью (см., напр., главу «Темная-темная ночь» из «Последнего поклона»), и, наконец, страхом смерти; способность достойно их перенести служит знаком нравственной стойкости и внутренней состоятельности героя. В романе «Прокляты и убиты», как и в повести «Так хочется жить» (1995), телесная природа становится только низом, вместилищем животных инстинктов, утробой, дискредитацией «идеального» в человеке, и одновременно — средством обличения антигуманного и безбожного коммунистического режима, поставившего человека в унизительные, нечеловеческие условия (сверхнатуралистическое описание быта запасного стрелкового полка в кн.I; страшные подробности форсирования Великой реки — Днепра в кн.2).

В этом романе писатель переписал и переосмыслил многие страницы своей внутренней биографии, впервые в постсоветской литературе создал образ десакрализованной народной войны 1941-45. Роман развел по разные стороны почитателей Астафьева — см. например, ст. И. Дедкова «Объявление вины и назначение казни» («Дружба народов», 1993, № 10).