В чем отличие национальности от нации и этноса. Различие этноса и нации

Этнос - это социальная общность, которой присущи специфические культурные модели, обуславливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержания определенного уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течении длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений.

Признаки ЭТНОСА- Физический облик в соответствии с антропологическими классификационными делениями народов на расы (форма волос, цвету кожи, цв. глаз, рост, телосложение, параметры головы). Ориентируясь на эти параметры выдел. 4 большие расы:

Евразийская(европеоидная)

Азиатско-американская(Монголоидная)

Африканская(Негроидная)

Австралоиды (океаническая раса)

Что их объединяет?

1.Единства происхожения

2. Единство места проживания,

3.единство языка(в мире насчитывается 12 языковых семей)

4.Самоназвание- как называет себя сами носители этноса.

Народ - общность людей, члены кот. Имеют общие название, язык и элементы культуры, обладают версией о едином происхождении, ассоциируют себя со своей территорией и обладают чувством солидарности. Вера в общее будущее.

Этнос вступает в историю и осознает себя народом, когда принимает религию. Народ действует рационально и создает нечто больше себя:

Цивилизация

В эт-гии выдел. 3 стадии этносоц-ого развития чел.

1) первобытное общество. Традиционное общ-во с трад-ой культурой в кот.слабо выражено межплеменные связи.

2) стадия народности образуется в результате сплочения и развития близких по культуре племен. Именно в этот момент развивается писменность, происходит отбор тех устных придений, легенд, традиций, установок кот. Помогут формировать народность.

Появление госуд. Законы общества ориентируются не на законы предков, а лишь опираются на них, выстраивая новые соц. отношения. Зарождаются эк. связи, рыночная эк. народность концелидируется в нацию.

3) стадия Национального едиства. Нород осознает себя нацией если он объединен территориальной культурой, языком, экономикой, госуд., единым национальным рынком.

Нация - объединение людей живущих на большой территории, утратившее кровное родство, но разделяющая людей на своих и чужих ориентируется на внутреннее единство.

11.Этническая культура (э.к.). В широком значении э.к. - это совокупность присущих этносу способов жизнедеятельности, необходи­мых для сохранения и развития этноса. В узком смысле под э.к. понимается совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся ос­новным этнодифференцирующим признаком. Э.к. - такая же древняя, как и само человечество. Бескультурных народов не только нет в настоящее время, но и не было в прошлом. В культуре каждого народа переплетают­ся явления, свойственные только ему одному, с особенностями, распространенными у многих этносов или свойственными все­му человечеству в данную историческую эпоху. Э. к. обычно делят на материальную и духов­ную. Первая включает вещи, материально существующие в про­странстве на протяжении известного отрезка времени. К ним от­
носятся жилище, другие постройки, пища и напитки, посуда, одежда, обувь, украшения и т. д. Духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной, живой памяти любой человеческой популляции, передается от поколения к поколению путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения. К духовной культуре относятся те компоненты, для которых харак­терны традиционность и устойчивость: трудовые навыки, нравы и обычаи, связанные с хозяйственной, общественной и семейной Жизнью, различные виды искусства и народного творчества, религиозные верования и культы.

12.Этногенез современного российского общ-ва. События этногенезов народов нашего Отечества составляют историческую канву жизни, по крайней мере двух разных суперэтносов Древней Киевской Руси и Московской Руси. При объединении народов проявилось умение русских «понимать и принимать все другие народы». Наши предки великолепно осознавали уникальность образа жизни тех народов, с которыми сталкивались, и поэтому этническое многообразие России продолжало увеличиваться. Разнообразие ландшафтов Евразии благотворно влияло на этногенез ее народов. Евразийские народы строили общую государственность исходя из принципа первичности прав каждого народа на определенный образ жизни. На Руси этот принцип воплотился в концепции соборности и соблюдался совершенно неукоснительно. Таким образом, обеспечивались и права отдельного человека. Исторический опыт показал, что пока за каждым народом сохранялось право быть самим собой, Объединенная Евразия успешно сдерживала натиск и Западной Европы, и Китая, и мусульман. К сожалению, в ХХ в. мы отказались от этой здравой и традиционной для нашей

страны политики и начали руководствоваться европейскими принципами - пытались всех сделать одинаковыми. Механический перенос в условиях России западноевропейских традиций поведения дал мало хорошего. Ведь российский суперэтнос (в пассионарной теории этногенеза, этническая система, высшее звено этнической иерархии, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно в одном ландшафтном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим и политическим общением, и проявляющиеся в истории как мозаичная целостность.) возник на 500 лет позже. И мы, и западноевропейцы всегда это различие ощущали, осознавали и за «своих» друг друга не считали. Поскольку мы на 500 лет моложе, то, как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не

сможем сейчас добиться благосостояния и нравов, характерных для Европы. Наш возраст, наш уровень пассионарности предполагают совсем иные императивы поведения. Надо осознавать, что ценой интеграции России с Западной Европой будет полный отказ от отечественных традиций и последующие уподобление. «Восемнадцатый век стал последним столетием акматической фазы

российского этногенеза. В следующем веке страна вступила в совершенно иное этническое время – фазу надлома. Сегодня, на пороге XXI в., мы находимся близко к ее финалу… России предстоит пережить инерционную фазу – 300 лет золотой осени, эпохи собирания плодов, когда этнос создает неповторимую культуру, остающуюся грядущим поколениям.

Пассионарность - это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленное на осуществление каких-либо целей.

13.Этническое самоопределение - это объективная возможность этноса самостоятельно осуществлять языковую, культурную, хозяйственную и политические виды деятельности.

Этническое самоопределение представлено в формах:

1) языковое самоопределение - возможность этноса осуществлять общение на родном языке в другой стране; 2) культурное самоопределение - возможность этноса осуществлять культурную деятельность в другой стране (посредством наличия школ, культурных учреждений; возможность отмечать свои национальные праздники); 3) экономическое самоопределение - возможность этноса осуществлять экономическую деятельность в пределах другой страны (напр., этносы Поволжья на территории России имеют экономическое самоопределение); 4) политическое самоопределение - наличие собственной государственности.

Этническое самоопределение - процесс осознания человеком собственных этнических признаков и поиска собственной этнической идентичности. Этническая идентичность - самоопределение человеком своей принадлежности к тому или иному народу или объединению народов - "француз", "русский", "россиянин", "европеец" и др.

14. Проблема национальной идентичности. Одна из психологических причин роста этнической идентичности в этом веке – поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией и нестабильном мире. Вторая психологическая причина - это интенсификация межэтнических контактов, как непосредственных (трудовая миграция, перемещение миллионов эмигрантов и беженцев, туризм), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации. Повторяющиеся контакты актуализируют этническую идентичность, так как только через сравнение можно наиболее чётко воспринять свою принадлежность к русским, евреям и т.п. как нечто особое. Психологические причины роста этнической идентичности едины для всего человечества, но особую значимость этнос приобретает в эпоху радикальных социальных преобразований, приводящих к социальной нестабильности. В этих условиях этнос часто выступает в качестве аварийной группы поддержки.

Стереотипы этнические.

Стереотипы этнические - относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании С. э., как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Помимо этого, в содержании С. э. могут присутствовать и предрассудки, предубеждения по отношению к людям данной национальности. С. э. принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы - мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. Гетеростереотипы, т.е. совокупность оценочных суждений о др. народах, могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. В содержании С. э. следует различать относительно устойчивое ядро - комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках - и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Адекватность содержания С. э. действительности весьма проблематична. Скорее следует полагать, что С. э. отражают прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт взаимоотношения народов, особенно в тех сферах деятельности, где данные народы наиболее активно контактировали, а порой и конкурировали.

Что такое этнос, что такое нация?

Что такое этнос, что такое нация?

этнос нация стереотип

Следует сказать, хотя эти понятия «этнос» и «нация» находятся в фокусе акцентированного научного и политического интереса, тем не менее однозначного ответа на вопросы: что такое этнос, что такое нация до сих пор нет.

Заметим, что характеристики понятий «этнос» и «нация» даны российскими учеными, это придает им определенный гносеологический статус. Тем не менее ощущается познавательная трудность при их анализе. И не только потому, что продолжаются дискуссии об их природе. Данные понятия нуждаются в уточнении по множеству причин. Одна из них связана с тем, что в России сложилась языковая традиция, в отличие от западного лексикона, в которой отождествляются этнос и нация. В российской этнологии термин этнос употребляется почти во всех случаях, когда речь идет о народе и даже о нации. Не вдаваясь в анализ, вспомним традиционную характеристику этноса как менее развитую форму исторической общности людей, которая в своем развитии переходит в другую общность - нацию (подразумевалась, конечно, негражданская трактовка нации). Следует сказать и о том, что в отечественной этнологии реальное содержание этноса подвергалось сомнению, т.е. ставился вопрос: этнос - миф или реальность?

Прежде всего отметим, что этнос рассматривается нами как особый вид социальной общности. Понимание «этнического» зависит от множества факторов. Одним из главных является методология изучения, поскольку выбранные методологические подходы позволяют раскрыть сущность исследуемого феномена и предопределить его значимость в будущем.

«Этническое» образовано от «этнос». Греческое «этнос» первоначально означало «язычник». В этом значении «этническое» применялось в английском языке с XIV века до середины XIX столетия. В США термин «этнические группы» активно употребляли во времена второй мировой войны по отношению к евреям, итальянцам, ирландцам и другим народам, не относящимся к населению Соединенных Штатов, которое имело британские корни.

Однако следует сказать, что общепризнанной оценки теории этноса в отечественной науке нет.

Этнос (по-древнегречески - народ) - исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией. В этнографическом смысле «этнос» близок понятию «народ». Иногда им обозначают несколько народов (этнолингвистические группы, например, русские, украинцы, белорусы, болгары и др. - славянская этническая общность) или обособленные части внутри народа (этнографические группы).

В дискуссии по определению этноса заметны три крайние позиции: 1) этнос - это феномен биосферы (Л.Н. Гумилев); 2) этнос является социальным, а не биологическим явлением (Ю. Бромлей, В. Козлов); 3) этнос - мифологическое явление: «этнос существует исключительно в головах этнографов» (В. Тишков).

По словам Л.Н. Гумилева, первая общая концепция этноса как явления самостоятельного, а не вторичного, принадлежит С.М. Широкогорову (20-е гг. ХХ в.). Он счел этнос «формою, в которой происходит процесс созидания, развития и смерти элементов, дающих возможность человечеству как виду существовать». При этом этнос определен «как группа людей, объединенных единством происхождения, обычаев, языка и уклада жизни».

Понятие этноса, предложенное С.М. Широкогоровым, не получило поддержки в отечественной науке в силу того, что этнос трактовался как биологическая категория, а не как социальная. Вследствие его эмигрантского статуса данное понятие не вошло в советскую науку.

Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева разработана в рамках географического детерминизма. Его теория о глубочайшей связи характера, обычаев и культуры народов с ландшафтами психологии народа с биосферой - близка к идеям евразийцев. Этнос составная часть органического мира планеты - возникает в определенных географических условиях. Рассматривая этнос как нечто первичное, как феномен биосферы, он приписывает культуре вторичный характер.

Особенности этногенеза Л.Н. Гумилев сводит к следующим положениям. Этнос - система, развивающаяся в историческом времени, имеющая начало и конец, точнее, этногенез - процесс дискретный.

Универсальный критерий отличия этносов между собой один - стереотип поведения - особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, основанной на условном рефлексе, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками. Системными связями в этносе служат ощущения «своего» И «чужого», а не сознательные отношения, как в обществе.

Развитие этносов определяется Л.Н. Гумилевым наличием в них особых людей - пассионариев, обладающих сверхэнергией. Активность и деятельность последних являются причиной главных исторических событий в жизни народа. Влияние пассионариев на массы объясняется пассионарной индукцией, а их деятельность связана с ландшафтом, историческим временем и космическими факторами (солнечной активностью).

Согласно концепции Л.Н. Гумилева, этнос является не социальным явлением, подчиняющимся законам общественного развития. Он рассматривает этнос как природную общность, не сводимую ни к каким другим типам объединения людей. Это феномен биосферы.

Многие отечественные ученые не приняли концепцию Л.Н. Гумилева. Ю.В. Бромлей полностью отверг учение о пассионариях. Этнос определяется им как «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также самосознанием своего единства и отличия от других образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме).

Энциклопедическое определение этноса подразумевает общность территории, языка и самосознания.

С 50-х годов в области концептуализации теории этноса, как и культурного плюрализма, произошли существенные изменения. Трансформация политики культурного плюрализма отразилась во многих теоретических подходах, используемых при анализе и оценке причин возникновения этноса и этнической идентичности, нации и национализма: неомарксистском, модернизационном, культурно- плюралистическом, статусно- групповом, рационалистическом и др.

Среди множества подходов к вопросу об этносах и этничности выделим два основных (диаметрально противоположных) «конструктивистский» И «примордиалистский», поскольку они функционируют в течение последних тридцати лет.

Конструктивизм утверждает, что политическое и культурное самосознание является результатом человеческой деятельности. Основной тезис конструктивистов сводится к тому, что этничность рассматривается не как «некоторая данность», а как результат создания, это социальный конструкт (social constructs), создаваемый искусственно с помощью ритуалов, обрядов, разных символов и идеологии.

Примордиалистский (primordial- изначальный, первозданный) подход представляет этничность как объективную данность, то есть этносы рассматриваются как сообщества, которые складываются исторически на основе объективно заданных свойств биологического, культурного или геополитического характера. Так, по словам Э. Гирца, человеческие существа реализуют себя через создаваемую ими культуру, которая играет роль некой данности в общественной жизни. Примордиальные корни этничности также связывают с культурной антропологией Ф. Барт и Ч. Кейс. В их исследованиях в качестве определяющего заметно выступает социально-исторический фактор.

Итак, примордиализм рассматривает этнос как исторически заданную общность, которая может иметь биогенетическую природу, экономическую или культурную детерминации. Примордиалистская точка зрения, по образному выражению М. Бэнка, помещает «этничность» в сердце человека.

«Модернисты» считают, что этничность основана на идее политического происхождения наций и представлено в работах Б. Андерсона и Э.Геллнера. Они считают, что нация является продуктом политического действия. По мнению Геллнера, в традиционном обществе не могло быть чувства национальной общности, потому что общество было разделено многочисленными сословными перегородками и географически. Только небольшая элита владела культурой в ее письменной форме. В процессе модернизации традиционные границы рушатся, растет социальная мобильность. Чтобы овладеть навыками индустриального труда, человеку необходима грамотность. Представители всех классов овладевают письменной культурой, вырабатывается общенациональный язык, на котором идет социaлизaция всех представителей данной нации - в качестве немцев, французов и т. д..

Нация (от лат. nation - племя, народ). Говоря же о феномене нации, следует вспомнить, что в ХУН веке не было ни наций, ни национальностей как субъекта практической политики или объекта теоретических споров. Если подойти исторически к понятию, то нация - это «имя» нового народа, родившегося во Франции. Во время Великой Французской революции в ходе переговоров представителей властей (июнь 1789 г.) с делегацией третьего сословия последняя отказалась считать себя «представителями французского народа». Она назвалась «национальным собранием». Нацией тогда считалось объединение единомышленников, которое выступило против старых порядков.

Франция показала пример формирования нации. Французская нация образовалась из разных этносов (бретонцы, провансальцы, баски, северофранцузская народность), которые сблизились друг с другом в процессе становления общего хозяйственного уклада, национального рынка, государства с единым центром и языком.

Говоря об отечественной исследовательской практике в области наций и национальных отношений, следует сказать, что здесь, как правило, рассматриваются все определения нации, начиная с определения французского философа и историка XIX века Э. Ренана (1877 г.) и кончая определением И.В. Сталина (1913 г.). Изменив традиционную систему исследования, остановимся на (условной) классификации определений нации по ее существенным признакам.

Первую группу составляют психологические определения нации, основа которых заложена Э. Ренаном, его знаменитым изречением: «Существование нации есть ежедневный плебисцит» Австрийский социал-демократ О. Бауэр обозначил в качестве отличительного признака нации «общность характера на почве общности судьбы» Во вторую группу входят культурологические определения. Например, по словам одного из австромарксистов К. Реннера (Р. Шпрингера), нация - «союз одинаково мыслящих и одинаково говорящих личностей». Это «культурный союз». Основу третьей группы - «историко-экономической» - составляет определение известного теоретика марксизма К. Каутского, который в качестве главных признаков нации выделяет язык, территорию и общность экономической жизни.

В 1913 г. И.В. Сталин, опираясь на историко-экономическую теорию нации К. Каутского, дал следующее определение: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культypы». Это материалистическое определение нации и составило основу четвертой группы.

Проблема нации занимает определенное место в марксистских исследованиях, хотя ни К. Маркс, ни Ф. Энгельс специальным анализом национального вопроса не занимались. В рамках марксистской традиции дальнейшее развитие теория нации получила в работах В.И. Ленина. Марксистско-ленинский подход отличался тем, что национальное подчинялось классовому.

Имеющиеся подходы к проблеме нации обусловлены традицией различения «французской» (гражданской) и «немецкой» (этнической) модели нации, которые сложились в XIX веке. Такое различение сохраняется в современной науке.

Итак, обратившись к изучению проблем этносов и наций, исходили из двух обстоятельств. Первое касается понятийной проблемы. Традиционный понятийный аппарат, сложившийся в отечественной науке в области этносферы, не соответствует текущим реалиям по некоторым параметрам. Неоднозначное толкование и междисциплинарный характер используемых понятий затрудняет исследование этнической проблематики. Второе обстоятельство связано с методологией. Дело в том, что отсутствие теории, адекватно отражающей процессы, происходящие в этой области, затрудняет исследование этнических процессов. Правда, как отмечалось выше, накоплен определенный исследовальский опыт, хотя среди отечественных и зарубежных специалистов, исследующих эту проблему, нет еще единого методологического подхода и выработанной общей концепции. С учетом этих обстоятельств внимание было обращено на теоретико-методологические основы изучения и раскрытие историко-философских аспектов понятий, которые будут использованы в работе, определение авторского видения и исследовательских подходов.

В среде этнологов отсутствует единство в подходе к определению этноса и этничности. В связи с этим выделяются несколько наиболее популярных теорий и концепций. Так, советская этнографическая школа работала в русле примордиализма, но сегодня высший административный пост в официальной этнологии России занимает сторонник конструктивизма В. А. Тишков .

Примордиализм

Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими, регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу, и по которым один этнос отличается от другого.

" Эволюционно-историческое направление ". Сторонники этого направления рассматривают этносы как социальные сообщества, возникшие в результате исторического процесса.

Дуалистическая теория этноса

Данная концепция была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне ) во главе с Ю. В. Бромлеем . Эта концепция предполагает существование этносов в 2-х смыслах:

Социобиологическое направление

Данное направление предполагает существование этничности благодаря биологической сущности человека. Этническая принадлежность примордиальна, то есть изначально свойственна для людей.

Теория Пьера ван ден Берге

Пьер ван ден Берге (Pierre L. van den Berghe) переносил на человеческое поведение отдельные положения этологии и зоопсихологии, то есть предполагал, что многие явления общественной жизни обусловливаются биологической стороной человеческой природы.

Этнос, согласно П. ван ден Берге - это «расширенная родственная группа».

Существование этнических общностей ван ден Берге объясняет генетической предрасположенностью человека к родственному отбору (непотизму). Суть его заключается в том, что альтруистическое поведение (способность приносить себя в жертву) уменьшает шансы данной особи на передачу своих генов следующему поколению, но в то же время увеличивает возможность передачи его генов кровными родственниками (косвенная передача генов). Помогая родственникам выжить и передать свои гены следующему поколению, индивид тем самым способствует воспроизведению собственного генофонда . Поскольку такой тип поведения делает группу эволюционно более устойчивой, чем аналогичные другие группы, в которых альтруистическое поведение отсутствует, то «гены альтруизма» поддерживаются естественным отбором .

Пассионарная теория этноса (теория Гумилёва)

В ней этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию.

Этнос является одним из видов этнических систем , всегда входит в состав суперэтносов , и состоит из субэтносов , конвиксий и консорций .

Элитарный инструментализм

Данное направление акцентирует внимание на роли элит в мобилизации этнических чувств.

Экономический инструментализм

Это направление объясняет межэтническую напряжённость и конфликты с точки зрения экономического неравенства членов различных этнических групп.

Этногенез

Основные условия возникновения этноса - общность территории и языка - впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может формироваться и из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграций (цыгане и т. п.). В условиях ранних дальних миграций «хомо сапиенс» из Африки и современной глобализации все большее значение приобретают этносы как культурно-языковые общности, свободно перемещающиеся на всей территории планеты.

Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии , близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп.

В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания - этнонима .

Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д.

Антропологическая классификация. Этнос и раса

В основе антропологической классификации лежит принцип деления этносов на расы . Эта классификация отображает биологическое, генетическое и, в конечном счете, историческое родство между этносами.

Наука признаёт несовпадение расового и этнического деления человечества: члены одного этноса могут принадлежать как к одной, так и к разным расам (расовым типам) и, наоборот, представители одной расы (расового типа) могут принадлежать к разным этносам и т. д.

Довольно распространённым является заблуждение, выражающееся в смешении понятий «этнос» и «раса», и как итог употребляются ошибочные понятия, например, такие, как «русская раса».

Этнос и религия

Этнос и культура

Культура - дать универсальное, всеобъемлющее определение для этого понятия трудно и, пожалуй, даже невозможно. То же самое можно сказать и об «этнической культуре», поскольку она проявляется и реализуется различными способами и образом, поэтому её можно понимать и толковать по-разному.

Тем не менее, некоторые исследователи четко формулируют отличия нации от этноса, указывая на разную природу происхождения понятий «этнос» и «нация». Так, для этноса, по их мнению, характерна надындивидуальность и устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов, и собственно этнические идентификационные критерии (язык, быт и пр.) принадлежности отходят на второй план. У нации на первый план выходят те аспекты, которые обеспечивают надэтничность, синтез этнических, межэтнических и иноэтнических компонентов (политическая, религиозная и др.) .

Этнос и государственность

Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов - консолидации, ассимиляции и т. п. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства). Современная история знает немало примеров того, как различные этносы, несмотря на свою многочисленность, так и не смогли решить задачу социально-территориальной организации. К таковым можно отнести этнические группы евреев , палестинских арабов , курдов , разделённых между Ираком , Ираном , Сирией и Турцией . Другие примеры успешной или неуспешной этнической экспансии - расширение Российской империи , арабские завоевания в Северной Африке и на Пиренейском полуострове , татаро-монгольское нашествие , испанская колонизация Южной и Центральной Америки .

Этническая идентичность

Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

Одним из первых развитие у ребенка осознания принадлежности к национальной группе исследовал швейцарский ученый Ж. Пиаже. В исследовании 1951 года он выделил три этапа в развитии этнических характеристик:

1) в 6-7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности;

2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, на основании национальности родителей, места проживания, родного языка;

3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Внешние обстоятельства могут заставить человека любого возраста переосмыслить свою этническую идентичность, как это произошло с жителем Минска , католиком , родившимся в пограничной с Польшей Брестской области . Он «числился поляком и считал себя поляком. В 35 лет поехал в Польшу. Там убедился, что с поляками объединяет его религия, а в остальном он белорус . С этого времени осознает себя белорусом» (Климчук, 1990, с. 95) .

Формирование этнической идентичности часто является достаточно болезненным процессом. Так, например, мальчик, родители которого переехали в Москву из Узбекистана ещё до его рождения, говорит по-русски в семье и школе; однако в школе из-за азиатского имени и смуглого цвета кожи получает обидное прозвище. Позднее, осмыслив эту ситуацию, на вопрос «Кто ты по национальности?» он может ответить «узбек », а, может быть, и нет. Сын американца и японки может оказаться изгоем и в Японии , где его будут дразнить «длинноносым» и «маслоедом», и в США . В то же время у ребёнка, выросшего в Москве, родители которого идентифицируют себя как белорусы, скорее всего, таких проблем вообще не возникнет.

Выделяют следующие измерения этнической идентичности:

См. также

  • Этнополитика
  • Этнотерриториальный конфликт

Примечания

Литература

  • Кара-Мурза С. Г. «Теория и практика конструирования народов»
  • Широкогоров С. М. «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений»
  • Гуляихин В. Н.Этноколлективное бессознательное как детерминанта социально-политического развития // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2007. № 6. С. 76-79.
  • Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. завдедений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М .: Издательский центр "Академия", 2003. - С. 320. -

Зачастую, говоря о каком-то народе, мы употребляем слово «нация». Наряду с ним существует схожее понятие «этнос», скорее относящееся к разряду специальных терминов. Попытаемся выявить основные отличия между ними.

Что такое нация и этнос

Нация – духовная, культурно-политическая и социально-экономическая общность индустриальной эпохи.
Этнос – группа людей, обладающая общими объективными или субъективными признаками.

Разница между нацией и этносом

К пониманию нации выделяются два основных подхода. В первом случае она представляет собой политическую общность граждан какого-либо государства, во втором – этническую общность, обладающую единым самосознанием и языком. Этнос – группа людей с общими признаками, к разряду которых можно отнести происхождение, культуру, язык, самосознание, территорию проживания и т.д.
Нация, в отличие от этноса, имеет более широкое понятие, а также считается более сложным и поздним образованием. Это высшая форма этноса, пришедшая на смену народности. Если существование этносов прослеживается в ходе всей мировой истории, то периодом формирования наций стало Новое и даже Новейшее время. Нация, как правило, включает в себя сразу несколько этносов, сведенных друг с другом исторической судьбой. К примеру, российская, французская, швейцарская нации являются полиэтничными, американцы же вовсе не обладают ярко выраженной этнической принадлежностью.
По мнению многочисленных исследователей, происхождение понятий «нация» и «этнос» имеет разную природу. Если для этноса характерна устойчивость и повторяемость культурных образцов, то для нации важен процесс самоосознания посредством соединения новых и традиционных элементов. Таким образом, главной ценностью этноса является принадлежность к устойчивой группе, тогда как нация стремится выйти на новый уровень развития.

TheDifference.ru определил, что отличие нации от этноса заключается в следующем:

Нация является высшей формой этноса, пришедшей на смену народности.
Если существование этносов прослеживается в ходе всей мировой истории, то периодом формирования наций стало Новое и даже Новейшее время.
Нация, как правило, включает в себя сразу несколько этносов, сведенных друг с другом исторической судьбой.
Главной ценностью этноса является принадлежность к устойчивой группе, тогда как нация стремится выйти на новый уровень развития.

Повышенное внимание к национальным проблемам дало толчок развитию этнологии (или этнографии) - науке, изучающей состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов, их материальную и духовную культуру, особенности быта. В этнологии разделяются понятия этноса и нации, являющейся типом этноса.

Подходы к определению этноса: первый - отдается предпочтение социальным аспектам в генезисе и существовании этносов, а его функционирование связывается и определяется ими уровнем развития производительных сил и производственных отношений (Ю.В.Бромлей, В.И.Козлов, М.В.Крюков, С.А.Токарев); второй ориентирован в большей степени на анализ природных аспектов этногенеза и его дальнейшее функционирование и связывает возникновение и существование этноса и его сущностных черт с воздействием биологических и генетических последствий эволюции человека, процессом расообразования и адаптационными механизмами к окружающей среде и представлен такими авторами, как С.М.Широкогоров, В.П.Алексеев, Л.Н.Гумилев, О.Хантингтон и другими.

Так, по мнению Ю.В.Бромлея, этническую общность представляет “только та совокупность людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей”. Если рассматривать проблему выделения, обособления этнических общностей в ее генезисе, то начальным этапом было выделение, обособление человека от природы, давшее ему возможность осознать свое отличие от мира животных и растений, тем самым осознать самого себя как человека.

Обособление этнических общностей было не только причинно-обусловленным, но и исторически прогрессивным явлением, так как процесс этнической консолидации общности начинается с обособления, в ходе которого она обретает собственное неповторимое, своеобразное бытие, самоопределяется в качестве самостоятельного социального субъекта, обладающего своими сущностными силами, этнической индивидуальностью.

В теории создания этногенеза огромная роль принадлежит Л.Н.Гумилеву. В его видении "этнос - устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени". Этнос является как бы чисто природной общностью, которая, с одной стороны, зависит от ландшафта и природных условий, с другой стороны, - характеризуется местными нравами, обычаями, культом.

Этническая принадлежность, обнаруживаемая в сознании людей, не является продуктом самого сознания. Она отражает какую-то сторону природы человека, гораздо более глубокую, внешнюю по отношению к сознанию и психологии, под которой мы понимаем форму высшей нервной деятельности.


Любой этнос, живущий в привычном для него ландшафте, находится почти в состоянии равновесия. Этнос по объективным основаниям - явление природное, а по способам самоорганизации - социокультурный феномен. Он обладает рядом общих закономерностей, которые действуют в нем на всех этапах функционирования и развития. Вместе с тем на каждом этапе развития этнос подвергается целому комплексу взаимосвязанных и взаимозависимых природных и социокультурных воздействий, что определяет специфику его проявления, а также фактор психологических особенностей в соответствии с данными конкретными условиями.

Нация есть нечто непременно предполагающее опыт государственно-правового строительства, что составляет уже не просто нравы и обычаи, но государственное право и систематизированную нравственность. Необходимая предпосылка нации - развитая культура.

Основа этноса - фольклорно-этнографическая, национально-духовная основа - развернутый культурный принцип. Если в первом случае отношения между людьми регулируются посредством обычаев, традиций, то во втором случае посредством государственно-правовых норм. Нация полиэтнична.

Нация, в отличие от этноса, - это то, что существует не в человеке, а вне человека, что дано ему не фактом его рождения, а собственными усилиями и личным выбором. Если в принадлежности к этносу у индивидуума нет никакой личной заслуги, этнос он не выбирает, то нацию можно выбрать. Нацию можно также сменить.

В любом случае этническая принадлежность еще не характеризует принадлежность к той или иной нации. Можно быть литовцем по своему этническому происхождению и считать себя принадлежащим к американской нации. Нация же - это государственная, социальная, культурная принадлежность индивида, а не его антропологическая и этническая определенность.

Для гражданина, проживающего в западно-европейской стране или в Северной Америке, принадлежность к нации и этническая принадлежность - разные вещи. По мнению профессора Э.Геллнера, "два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если их объединяет одна культура, которая в свою очередь понимается как система идей, условных знаков, связей, способов поведения и общения", или "если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации делает человек, нации - это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей".

Национальная принадлежность личности как специфическая форма общественных связей - явление более сложное, чем этничность личности. Она включает специфику социальных отношений, социальных институтов, традиций, имеющих место в данной национальной общности. Национальная принадлежность - это показатель того, что национальное как общественное образование индивидуализировано, в характеристику личности включены национальные ценности, система национальных традиций в различных сферах общественной жизни, обычаи, обряды, социальные символы.

Этническая принадлежность личности, оторванной от основной массы своего народа, живущей в составе иных наций и в других государствах, передается в силу инерции от одного поколения к другому. Среди данной категории людей происходит заимствование языка, обычаев, норм поведения других народов. Если это продолжается в течение ряда поколений, то речь идет об ассимиляции человека из одного этноса в другой. Самым существенным в этом случае является изменение этнического сознания личности. Только тогда можно говорить об ассимилировании, когда образуются новые признаки и создаются новые этнические варианты.

В.Тишков предложил отказаться от термина “нация” в его этническом значении и сохранить то его значение, которое принято в мировой научной литературе и международной политической практике, то есть нация - это совокупность граждан одного государства. Подобную точку зрения высказал французский философ Жак Деррида. В понятии “нация”, по их мнению, объединяются все люди, проживающие на данной территории, признанные гражданами расположенного на ней государства и считающие себя таковыми. Против понимания нации как согражданства выступают иногда представители национальных меньшинств. С их точки зрения, только “собственные” национально-территориальные образования предохранят этнические меньшинства от утраты их прав.

Таковы основные характеристики этноса и нации, имеющие место в настоящее время в научной среде. Круг этих понятий гораздо шире, но здесь приведены наиболее часто встречающиеся.