Уроки шекспир гамлет анализ действие 1. Материалы для уроков по творчеству Шекспира методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

II семестр

ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Тема. Трагедия В. Шекспира «Гамлет». История создания трагедии

Цель: ознакомить с историей создания трагедии «Гамлет»; вспомнить определение трагедии; выяснить, кем выступают в пьесе ее герои; совершенствовать навыки работы с текстом; развивать устную связную речь; воспитывать неравнодушие к судьбе героев произведения.

Оборудование: ОК № 1-4, 5 тексты трагедии «Гамлет».

Это прекрасно, как «Гамлет»!

Работа у доски

Ученики воспроизводят опорные конспекты по теме предыдущего урока, выступают с рассказами.

II. Изучение нового материала

1. Слово учителя

История создания трагедии «Гамлет»

Во времена Шекспира пьесы часто создавали на основе уже существующих. Не была исключением и трагедия «Гамлет». Сюжет ее довольно древнего происхождения.

За основу взят скандинавскую сагу о датского принца Гамлета, который жил в VIII веке. Легенда о нем была впервые записана датским летописцем Саксоном Грамматиком в конце XII века.

Пьеса на этот сюжет была составлена одним из современников Шекспира в 1589 году. Имя автора неизвестно, но предполагают, что это был Томас Кид (1558-1594 гг.). В. Шекспир переделал эту пьесу (1600-1601). Его трагедия имела успех, и один из современников высказался так: «Это прекрасно, как “Гамлет”!»

Необходимо заметить, что для современников Шекспира эта трагедия была прежде всего драмой кровавой мести, историей о том, как Датский принц отомстил за убийство своего отца Клавдию. Для них это была повесть

Бесчеловечных и кровавых дел,

Случайных кар, негаданных убийств,

Смертей, в нужде подстроенных лукавством,

И, наконец, коварных козней, павших

На головы зачинщиков.

В конце XVIII в. немецкий писатель И. В. Гете увидел в Гамлете не мстителя, а мыслителя, человека эпохи Возрождения.

2. Усвоение литературоведческих терминов

Трагедия - это драматическое произведение, воплощающее непримиримый конфликт между героями и заканчивается смертью одного или нескольких героев.

3. Задание «Кто есть кто?» (Знакомство с героями трагедии.)

Нужно соединить стрелками героев трагедии и их социальный статус.

4. Р абота с текстом трагедии (I действие)

Событие ошеломило офицеров королевской стражи? (Появление Призрака)

От кого об этом узнал Гамлет? (От своего друга Горацио)

Как складываются на данный момент отношения Гамлета и короля и королевы? Приведите цитаты, прокомментируйте их.

Чтение диалога Гамлета и короля (сцена 3)

Что ж, в добрый час, Лаэрт; твоим любое время

И трать его по мере лучших сил! -

А ты, мой Гамлет, мой племянник милый...

Гамлет (в сторону)

Племянник - пусть; но уж никак не милый.

Король

Ты все еще окутан прежней тучей?

Гамлет

О нет, мне даже слишком много солнца.

Королева

Мой милый Гамлет, сбрось свой черный цвет,

Взгляни как друг на датского владыку.

Нельзя же день за днем, потупя взор,

Почившего отца искать во прахе.

То участие всех: все жившее умрет

И сквозь природу в вечность перейдет.

Гамлет

Да, участие всех.

Королева

Так что же в его судьбе

Столь необычным кажется тебя?

Гамлет

Мне кажется? Нет, есть. Я не хочу

Того, что кажется. Ни плащ мой темный,

Ни эти мрачные одежды, мать,

Ни бурный стон стесненного дыханья,

Нет, ни очей поток многообильный,

Ни горем удрученные черты

И все обличья, виды, знаки скорби

Не выразят меня; в них только то,

Что кажется и может быть игрою;

То, что во мне, правдивей, чем игра;

А это все - наряд и мишура.

Король

Весьма отрадно и похвально, Гамлет,

Что ты отцу печальный платишь долг;

Но и отец твой потерял отца;

Тот - своего; и переживший призван

Сыновней верностью на некий срок

К надгробной скорби; но вот явят упорство

В строптивом горе будет нечестивым

Упрямством, так не сетует мужчина;

То признак воли, непокорной небу,

Души нестойкой, буйного ума,

Худого и немудрого рассудка.

Ведь если что-нибудь неотвратимо

И спустя случается со всеми,

То можно ль этим в хмуром возмущеньи

Тревожить сердце? Это грех пред небом,

Грех пред усопшим, грех пред естеством,

Противный разуму, чье наставленье

Есть смерть отцов, чей вековечный клич

Вот первого покойника доныне:

«Так должно быть». Тебя мы просим, брось

Бесплодную печаль, о нас помысли

Как об отце; пусть не забудет мир,

Что ты всех ближе к нашему престолу,

И я, с не меньшей щедростью любви,

Чем сына самый нежный из отцов,

Тебя дарю. Что до твоей заботы

Вернуться для ученья в Виттенберг,

Она с желаньем нашим в расхожденьи.

И я прошу тебя, склонись остаться

Здесь, в ласке и утехе наших взоров,

Наш первый друг, наш родственник и наш сын.

Королева

Пусть мать тебя не тщетно просит, Гамлет;

Останься здесь, не езди в Виттенберг.

Гамлет

Сударыня, я вам во всем послушен.

Король

Вот любящий и милый нам ответ;

Будь здесь, как мы. Сударыня, идемте;

В согласьи принца, вольном и радушном,-

Улыбка сердцу; в знак чего сегодня

На всякий ковш, что Датчанин осушит,

Большая пушка грянет в облака,

И гул небес над королевской чашей

Земным грома откликнется: - Идем.

Королева и король не могут не замечать тоски Гамлета и уговаривают его не грустить. Клавдий пытается успокоить принца размышлением о том, что все дети рано или поздно теряют своих родителей, что это соответствует существующему світовлаштуванню. Король и королева отказывают Гамлета от возвращения к Виттенбергского университета. Принц повинуется их воле.

Чтение монолога Тамлета (сцена 3)

О, если б этот плотный сгусток мяса

Растаял, сгинул, изошел росой!

Иль если бы предвечный не уставил

Запрет самоубийству! Боже! Боже!

Каким докучным, тусклым и ненужным

Мне кажется все, что ни есть на свете!

О, мерзость! Это буйный сад, плодящий

Одно лишь семя; дикое и злое

В нем властвует. До этого дойти!

Два месяца, как умер! Меньше даже.

Такой достойнейший король! Сравнить х -

Феб и сатир. Он мать мою так нежил,

Что ветрам неба не дал бы коснуться

Ее лица, о небо и земля!

Мне ль вспоминать? Она к нему тянулась,

Как если б голод только возрастал

Вот насыщения. А через месяц -

Не думать бы об этом! Бренность, ты

Зовешься: женщина! - и башмаков

Не иВНОсив, в которых шла за гробом,

Как Ниобея, вся в слезах, она -

О боже, зверь, лишенный разуменья,

Скучал бы дольше! - замужем за дядей,

Который на отца похож не боле,

Чем я на Геркулеса. Через месяц!

Еще и соль ее бесчестных слез

На покрасневших веках не исчезла,

Как вышла замуж. Гнусная поспешность -

Так броситься на одр кровосмешенья!

Нет и не может в этом быть добра. -

Но смолкни, сердце, скован мой язык!

Монолог дает представление о те сильные чувства, которые переживает герой. Он ненавидит Клавдия и Гертруду за то, что они поженились через два месяца после смерти короля Гамлета, быстро забыли о нем. Сам Гамлет не может забыть отца, который был образцовым мужем, отцом, королем. Принц осуждает мать, что, ослепленная страстью, не может отличить Феба от сатира и поэтому не скучает за мужем, который нежно любил ее.

Чтение за лицами диалога Гамлета и Горацио (сцена 3)

Горацио

Привет вам, принц!

Гамлет

Я очень рад вас видеть,

Горацио? Или я сам не я.

Горацио

Он самый, принц, и бедный ваш слуга.

Гамлет

Мой добрый друг; пусть то взаимно будет,

Но почему же вы не в Виттенберге?

Марцелл?

Марцелл

Мой добрый принц...

Гамлет

Я очень рад вас видеть.

(К Бернардо)

Добрый вечер.

Так почему же вы не в Виттенберге?

Горацио

По склонности к безделью, добрый принц.

Гамлет

Мне этого и враг ваш не сказал бы,

И слух мой не насилуйте и вы,

Чтоб он поверил вашему извету

На самого себя; вы не бездельник.

Но что у вас за дело в Эльсиноре?

Пока вы здесь, мы вас научим пить.

Горацио

Я плыл на похороны короля.

Гамлет

Прошу тебя, без шуток, друг-студент;

Скорей уж - на свадьбу королевы.

Свадьбы королевы произошли почти одновременно. Принц объясняет это расчетом: «вот поминок холодное пошло на брачный стол», утрируя ситуацию, акцентируя внимание на коротком промежутке времени между этими событиями.

Вывод. Гамлет потрясен смертью отца и свадьбой матери. Он ненавидит дядю и презирает мать. И у него есть для этого веские причины.

Узнает Гамлет от Призрака? (Тамлет узнает, что его отец умер не от укуса змеи, как было объявлено в королевстве, а от яда, который влил в ухо королю Клавдий, когда тот спал в саду.

«Так я во сне от братственной руки

Утратил жизнь, венец и королеву...»

Призрак призывает принца к мести, но просит его пощадить мать, которая не причастна к смерти мужа.)

Решает Гамлет?

(«Ах, я с таблицы памяти моей

Все суетные записи сотру,

Все книжные слова, все отпечатки,

Что молодость и опыт сберегли;

И в книге мозга моего пребудет

Лишь твой завет...»,

«Век расшатался - и скверней всего,

Что я рожден восстановить его!»)

Какие отношения складываются между Гамлетом и Офелией? (Тамлет и Офелия любят друг друга. Принц неоднократно признавался девушке, она отвечает ему взаимностью.)

Как реагирует на эти отношения отец Офелии, Полоний? (Он призывает дочь быть менее доверчивой, не считать влюбленность Тамлета за настоящее чувство и запрещает ей встречаться с принцем, поскольку у них все равно нет будущего: «Принц Тамлет - принц, он вне твоей звезды».) «Гамлет», подготовить рассказ по ОК № 5.

«Гамлет» как художественное открытие Шекспира

Тип урока : углубление и обобщение изученного.

Форма урока : комментированное чтение, беседа по вопросам, комментарий учителя, словарная работа.

Задачи урока .

Воспитательные:

а) воспитывать интерес к произведению Шекспира,

б) воспитывать нравственные качества учащихся на примере шекспировских героев,

в) воспитывать чувство слова через прочтение.

Образовательные:

а) понимать суть образа Гамлета как вечный тип мировой литературы, как зеркало общественного неблагополучия и попытки одиночки восстановить гармонию в обществе,

б) понять вневременной конфликт и его трагическую развязку.

Коррекционно-развивающие:

а) обучение выразительному чтению,

б) развитие образного мышления,

в) умение выражать мысли и чувства.

Целеполагание.

Для ученика:

1) продолжить работу над трагическим сюжетом и образом Гамлета,

2) осознать вневременной конфликт пьесы,

Для учителя:

1) помочь учащимся понять загадку личности Гамлета, его трагедии, вневременной конфликт пьесы и суть образа,

2) обучение выразительному чтению монолога и его анализу.

Опорные понятия и термины : гармония, вечный тип мировой литературы, вневременной конфликт.

Гамлет! Понимаете ли вы

значение этого слова? –

Оно велико и глубоко.

Это жизнь человеческая,

это человек, это я, это вы,

это каждый из нас…

В.Белинский

Он никого не любит,

но только притворяется,

и то небрежно.

И.С.Тургенев «Гамлет и Дон Кихот»

Ход урока

1.Орг. момент.

2. Вступление в урок.

Читает эпиграфы.

Два великих человека абсолютно по-разному высказываются о Гамлете.

Почему такие противоположные оценки?

С кем бы вы согласились в большей степени?

Сильный или слабый человек Гамлет? Способен ли он на самопожертвование, а значит и на любовь?

(ответы учащихся и комментарий учителя)

Идёт время, меняются эпохи, политическая и общественная жизнь. Но по-прежнему умные люди обнаруживают коварство власти, которая плетёт паутину вокруг маленького человека. Однако современные Гамлеты, благородные, умные, честные, бескорыстные, вступают в нравственный поединок со злом и гибнут в схватке с бесчестьем. Трагедия Шекспира обнаружила вневременной конфликт и его трагическую развязку. Трагедия «Гамлет» стала вечным зеркалом общественного неблагополучия и попытки одиночки восстановить гармонию в обществе. И этого героя назвали вечным типом мировой литературы, бессмертным. Именно поэтому мечтает каждый актёр сыграть роль Гамлета.

Слайд «Высоцкий читает монолог Гамлета «Быть или не быть»

3. Объявление темы урока. Проверка домашнего задания.

(чтение монологов Гамлета, 1-ый уровень, 2-ой и 3-ий)

Анализ монологов как средство самораскрытия героя.

1) –Каковы идеалы Гамлета?

а) в общественном устроении (бескорыстие власти, справедливость, честность «верхов», гражданские интересы);

б) в нравственности (человек обязан быть сильным и устоять в мире зла, не лицемерить, не соглашаться со злом и жить по законам правды, отвергая приспособленчество к морали общества).

Почему одинок Гамлет?

а) боится за близких людей (Лаэрта, Офелию, Горацио);

б) одиночество тех, кто хочет исправить расшатавшийся век, - неизбежно;

в) разъединённость людей в обществе страшна.

Какие черты личности раскрываются в монологах героя, его поступках, в отношениях с родными и друзьями, любимой?

а) высокий ум мыслителя, верность слову, мужество, сила отрицания земного зла;

б) достоинство, культ уважения и любви к человеку, но при этом отсутствие внутреннего тепла, оборачивающегося для него одиночеством и принесением в жертву любимой и друзей;

в) индивидуализм – ключевое слово в оценке Тургенева.

4.Итог урока. Вывод.

Каждый критик, включая и нас с вами, по-своему правы. Мы сумели увидеть в высоком герое человеческие слабости, но и величие. Заканчивая обсуждение, я хочу спросить:

Может ли своей гибелью, своим страданием доказать что-либо обществу Гамлет? Вопрос открытый…

Домашнее задание. Индивидуально по интересам.

А.Блок «Я - Гамлет», М.Цветаева «Диалог Гамлета с совестью», А.Ахматова «У кладбища направо пылил пустырь», Б.Пастернак «Гамлет», В.Высоцкий «Гамлет» - выразительное чтение наизусть.

Цели урока:

1. в процессе сопоставительного анализа и выявления авторской позиции показать своеобразие разрешения проблемы мучительного выбора Гамлета;

2. через освоение художественного языка произведения (сюжет, образы героев, композицию) подвести учащихся к пониманию замысла писателя, его идеи;

3. познакомить учащихся с осмыслением гамлетовской темы в русской лирике, представить героев Шекспира как «Вечные образы в мировой литературе».

Эпиграф к уроку:

«Время слипшихся век, пустота

Пробудившейся ночи, -

Кто я? Зверь? Человек? Слово или туман

Многоточий?..»

(Ю. Благовещенский)

Слова и понятия

· фабула;

· катарсис;

· гуманизм;

· гамлетизм;

· «гамлетовские ситуации»;

· «вечный образ».

Ход урока

1. Вступительное слово:

Античность подарила грядущему свою мифологию, своих героев, которые стали нарицательными для всей мировой литературы. Именно с античности, с искусства древних греков зарождается понятие прекрасного.

Искусство греков было настолько совершенным, что ему синонимом стало слово «Прекрасный».

Эпоха Возрождения, Ренессанс… Это расцвет культуры, научно-технические открытия: Коперник, Кеплер, Леонардо да Винчи, открытие новых континентов. Человек является центром мироздания. Ведущий принцип – гуманизм – утверждение человека как высшей ценности.

Величайший гуманист эпохи английского Возрождения – Вильям Шекспир. Символом Шекспира был сокол. Сокол с копьем в когтях – его герб. Фамилия «Шекспир» означает - «потрясающий копьем». Критики его называли «сотрясателем сцены», друзья - поэты «Лебедем Эвона». Именно перейдя мост через реку Эвон, отправился Шекспир в поисках удачи. Отправился, чтобы стать великим поэтом и остаться жить вечно.

« » - главное создание Шекспира. Не один образ, созданный поэтами не тревожит и не волнует нас до такой степени. Мы с вами прочитали эту знаменитую трагедию и постараемся сегодня на уроке понять мысль автора, проникнуться в его идеи, увидеть старую трагедию глазами новой эпохи и попробуем открыть для себя «своего» Гамлета.

2. Для начала обратимся к первому теоретику драмы Аристотелю ( 1). Как он раскрывает понятие «Трагедия», попробуем по Аристотелю определить составные части драмы:

· Перипетия (перемена событий к противоположному, происходящая по законам вероятность или необходимости);

· Узнавание (переход от незнания к знанию, который ведет или к дружбе, или в вражде лиц);

· Страдание (действие, причиняющее гибель или боль).

Кульминация – монолог Гамлета. Узнавание – встреча с призраком, страдание – смерть Полония, Офелии, – гибель героев.

Художественная цель пьесы – трагедия должна быть осознана как мистическая реальность необъяснимость связи событий и самого Гамлета.

3. Работа со слайдом «Теория воздействия трагедии на человека».

Какая теория вам близка? Почему?

4. «Гамлет – вечный образ». Какие герои мировой литературы находили свое отражение в произведениях других авторов? (Прометей, Иисус Христос, Дон Кихот, ). В этом ряду находится и Гамлет. Появилось понятие «Гамлетизм» - преступная медлительность и бездействие. Имя его стало нарицательным для человека всегда во всем сомневающегося, неспособного быстро действовать. «Гамлетовские ситуации» - выбор практически сделать невозможно.

В лицее написана исследовательская работа «Гамлетизм среди подростков». Этой темой занималась ученица 10 «б» класса О. Борокшонова. Сегодня она ознакомит нас с результатами своей деятельности (см. приложение 1).

5. Гамлетовские мотивы в русской лирике. Образ Гамлета и его «вечная жизнь» помогают читателю соприкоснуться с поэтической концепцией других авторов. Блок и , Пастернак и , Волошин, Самойлов… многих русских поэтов интересовал образ Гамлета, но каждый вносит в трактовку этого образа что-то свое, личное.

6. Содержание трагедии имеет вечную ценность и будет актуальна всегда, независимо от времени и места. Здесь ставятся вечные вопросы, всегда волновавшие и волнующие всё человечество: как бороться со злом? Какими средствами возможно его победить? В чем смысл человеческой жизни? Гамлет не исправил свой век, но оставил миру свои вечные вопросы. Эти вопросы поднимали и русские поэты.

Сообщения учеников о гамлетовских мотивах в творчестве Блока, Пастернак, Цветаева (см. приложение 2).

7. Творческая работа. Реализация домашнего – анализ монологов. Сопоставление монолога «Быть или не быть…» с 66-м сонетом Шекспира в разных переводах.

8. Перевод с английского 66-го сонета Шекспира на ученицей 10 «а» Гыргеновой А.

9. Чтение стихотворения собственного сочинения на бурятском языке «Размышления о Гамлете» - Мархакова Т.

10. Представление и защита мультимедиа презентации «Быть или не быть?» учениками (см. приложение 3).

11. Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пико дела Мирандола вложил в уста бога удивительно точные слова о сущности человека: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессметным, чтобы ты сам свободный и славный мастер, сформировал себя в образе который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшее, неразумное существо, но можешь переродиться по велению своей души и высшее божественное». У нас у всех есть выбор, и пусть этот выбор будет правильным.

Домашнее задание:

Написать сочинение – размышление «Мой Гамлет».

Учитель: Молодкина Ирина Станиславовна

Класс: 8

Тема урока : «Быть или не быть?» (по трагедии Шекспира «Гамлет».)
Цели :

образовательная: дать общее понятие об эпохе Возрождения, помочь учащимся понять величие этого времени, его противоречия, познакомить с жизнью и творчеством

В. Шекспира и его трагедией «Гамлет»;

развивающая: развивать мышление учащихся, речь, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств личности: добра, честности, благородства, чести.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы: метод проектов, иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Оборудование урока : слайды произведений Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, портрет У. Шекспира, оценочные листы.
Ход урока

1.Оргмомент.

Сообщение темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы будем говорить о добре и зле, о чести и благородстве, о подлости и предательстве. Во все века каждое поколение встречалось на своем пути с такими проблемами и каждому честному человеку хотелось изменить мир, сделать его лучше.
Основополагающий вопрос нашего урока:
- Что нужно для того, чтобы изменить мир?
- Как вы думаете?
Сегодня мы будем говорить о Шекспире, его эпохе, и его трагедии «Гамлет».

3. Изучение нового учебного материала.
Эпиграфом к уроку взяты слова И.В.Гёте, немецкого поэта:
Гамлет!... Понимаете ли вы
Значение этого слова? –
Оно велико и глубоко:
Это человек, это вы, это
я, это каждый из нас.
И.В.Гёте.
- Как вы думаете, в чем смысл эпиграфа и как он связан с темой нашего урока?
«Гамлет» - главное создание Шекспира. Ни один образ, созданный поэтами, не тревожит и не волнует нас до такой степени. Мы с вами прочитали эту знаменитую трагедию и постараемся сегодня на уроке понять мысль автора, проникнуться в его идеи, увидеть трагедию глазами новой эпохи и попробуем открыть для себя «своего» Гамлета.
Отсюда проблемный вопрос нашего урока:
- Может ли один человек что-либо изменить?
Прекрасным писателем английского Возрождения, заговорившем о человеке, о роли личности в истории, о значимости каждого человека в жизни, был В.Шекспир. Жизненная позиция каждого человека, считает Шекспир, находит отражение в его делах. Давайте посмотрим, как эпоха повлияла на жизненную позицию Шекспира и отразилась в его произведениях.

3.1. Презентация работы творческих групп.
Материал об эпохе Шекспира и ее влиянии на его творчество готовила первая группа «Искусствоведы». У вас на столах лежат оценочные листы, ваша задача выслушать выступающих, задать вопросы, если появятся, оценить ответы.

Слово первой группе – «Искусствоведам».
Говоря о Шекспире, нельзя не вспомнить ту эпоху, в которую он жил, которая и сформировала его жизненную позицию. А это довольно непростое время. Это эпоха Возрождения.
(слайд №1 об эпохе Возрождения)
Это расцвет культуры, научно-технические открытия, Коперник, Леонардо да Винчи, открытие новых континентов - Колумб. В эпоху Возрождения человек становится центром мироздания. Писатели, художники обратились к античным образцам, так как именно с античности, с искусства древних греков зарождается понятие прекрасного. Ведущий принцип эпохи Возрождения - гуманизм - утверждение человека как высшей ценности.

Говоря об эпохе Возрождения нельзя не сказать о некоторых, наиболее ярких её представителях и их произведениях, так как Шекспир. Живя и творя в это время, он не мог не знать этих художников и, наверняка, был знаком с их творчеством, а следовательно не мог не воспитываться на их произведениях.
1.) "Джоконда", самая знаменитая, самая загадочная картина мира. Пристально глядит на людей Джоконда. Не одна сотня лет прошла с тех пор, как она родилась, стала вечно живой с последними прикосновениями кисти Леонардо. Сегодня рядом с нами - живая женщина XVI века. Такой видел ее Леонардо. Он показал нам человека своего времени во всем его величии и сложности."
"Джоконда" родилась в эпоху Возрождения, когда были созданы бессмертные произведения Петрарки, Боккаччо, Сервантеса.

2). Микеланджело(сообщение учащегося).

3) Рафаэль. «Сикстинская мадонна»(сообщение учащегося).
Как вы видете, здесь разговор идёт о демократическом характере эпохи Возрождения, её высвобождения из-под власти церкви, о борьбе гуманистов против засилия церковной латыни.
В эту эпоху в Англии даже наиболее значительным личностям приходилось нелегко. Достаточно вспомнить: Колумб открыл американский континент и на коленях полз к подножию королевского трона, чтобы сообщить об этом; Шекспир, уже создавший комедии, "Юлия Цезаря", "Гамлета", получает в награду звание "служителя королевской опочивальни".
И все же не зря Мартин Лютер назвал гуманистов гордецами. Человеческая мысль в эпоху Возрождения вознеслась необычайно высоко.
Итак, величайший гуманист эпохи английского Возрождения - Вильям Шекспир. Символом Шекспира был сокол. Сокол с копьем в когтях - его герб. Фамилия «Шекспир» означает - «потрясающий копьем». Критики его называли «сотрясателем сцены», друзья - поэты «Лебедем Эвона». Именно перейдя мост через реку Эвон, отправился Шекспир в поисках удачи. Отправился, чтобы стать великим поэтом и остаться жить вечно.
3.2.) Фильм о Шекспире.
Таким образом, как мы видим, именно жизненная позиция Шекспира- гуманиста помогла ему создать произведения, ставшие шедеврами мировой культуры.
Учитель : теперь, когда мы знаем некоторые факты из биографии писателя, перейдём к самой трагедии «Гамлет». Но для начала определимся с литературными понятиями, которые сегодня на уроке мы будем употреблять:

трагедия, конфликт, завязка, кульминация, развязка, характер.

Трагедия « Гамлет» - одна из важнейших вершин творчества Шекспира. Вместе с этим, это наиболее проблемное из всех творений писателя.
Шекспир обычно не изобретал сюжетов для своих пьес. Он брал уже бытовавшие в литературе сюжеты и придавал им драматическую обработку. Так было и с «Гамлетом».
- Кто стал прототипом Гамлета?
(Краткий рассказ ученика об истории принца Амлета)
- Необходимо отметить, что главное изменение, которое Шекспир внёс в сюжет древнего предания, .состояло в том, что над всем сплетением событий он поставил личность героя, который стремиться понять: «Зачем живёт человек и в чём смысл его существования?»
3.3. Работа с текстом.
Начнём с того, что основу драматической композиции составляет судьба датского принца.
- Когда перед нами впервые предстаёт Гамлет? О чём его первые речи?
- О чём первый монолог Гамлета? Почему он говорит, что ему весь мир опостылел?
- В чём завязка трагедии?
- Что узнал Гамлет от призрака?
- Что потрясло его душу?
Так Гамлет узнаёт, что зло не философская абстракция, а страшная реальность. И поэтому горечью полны его слова: «Век расшатался».
- Как вы понимаете эти слова?
Теперь он должен победить зло, отомстить злодею за смерть отца.
- Почему возложенная на него задача воспринимается им как проклятие?
- Так каким предстаёт перед нами Гамлет вначале трагедии?
- Почему Гамлет объявляет себя безумным?
-Почему Гамлет не стал действовать сразу после того, как принял на себя задачу мести?

Задание. Определите кульминацию трагедии.
- Каково значение этой сцены?(сцена «мышеловка»).

3.4. Выразительное чтение монолога Гамлета «Быть или не быть…»
Учитель: Итак, он решается на борьбу, и угроза смерти становится для него реальной: он понимает, что Клавдий не оставит в живых человека, который бросит ему в лицо обвинение в убийстве.
- Почему Гамлет не убивает Клавдия, когда тот молится в одной из галерей дворца?
- Какова развязка трагедии? Каким теперь мы видим Гамлета?
- Так в чём же состоит трагедия Гамлета?
- Какова основная проблема трагедии, её основной вопрос?
Слово второй группе – «Литераторам».

- Почему Гамлета можно назвать зеркалом жизненной позиции Шекспира?
В центре нашего внимания были вопросы:
1)Как писатель может влиять на мир?
2) Как Гамлет смог изменить мир?
3) Через что Гамлет пытается изменить мир?
(диаграммы,кластеры, выразителиное чтение монолога)
Вывод: сочинение-эссе «Актуален ли Гамлет сейчас?»
- Победил ли Гамлет зло, смог ли он изменить мир?
Да, Гамлет погибает, но он сумел победить зло. Пусть и ценой своей жизни, ибо «Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча».
Учитель:
- Как вы думаете, нужны ли миру, обществу вообще, люди, подобные Гамлету?
- Тургенев считал, что «Гамлеты точно бесполезны массе», как считаете вы, прав был Тургенев и почему?
Слово третьей группе – «Историкам».

Группа работала над вопросом:
- Может ли один человек изменить ход истории?
(Презентация)
Советы.
1. Любить свою Родину. Быть патриотом своей страны.
2. Быть честным, добросовестным, трудолюбивым.
3. Хорошо учиться, чтобы свои знания направить во благо Родины.
Учитель.
- А что – нибудь зависит от нас с вами, простых смертных?
- Так может ли один человек изменить мир?
Притча о старике, который, умирая, говорил сыну, что когда он был молод первые десять лет он потратил на то, что пытался всё изменить в мире, но все его самые замечательные идеи канули в Лету. Тогда он занялся преобразованием в семье и потратил на это ещё лет десять, но ничего так и не изменилось вокруг. Тогда он решил заняться собой, начал работать над «усовершенствованием» себя. И только тогда он заметил, как всё изменилось и в семье, и в обществе. Поэтому так много зависит от каждого из нас.
4. Подведение итогов работы.Рефлексия.

Учитель: Сегодня мы прощаемся с Шекспиром, но не навсегда. Открывайте книги Шекспира, читайте их, вы найдёте в них чудесный мир Он учит нас мужеству, стойкости и благородству. Гамлет завещал людям всех веков всегда считать себя лично ответственными за несовершенства и беды на земле. Он до конца остаётся человеком в самом высоком смысле этого слова, и этим он бесконечно нам дорог.
В заключении звучит песня группы «Дискотека Авария» «Зло».
- Какие темы и идеи, затронутые Гамлетом в трагедии, прозвучали в этой песне?
- Сочинение- миниатюра «Что бы вы сказали Гамлету, если бы встретились с ним?»
- Чтение работ учащихся.
Итог урока.
- С какой эпохой мы сегодня познакомились?
- Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
- Оценки за урок.
5 . Домашнее задание.

Составить мини-тесты по творчеству Шекспира и его эпохе.

Презентация на тему: К первому уроку по теме: Пьеса Шекспира «Гамлет»















1 из 14

Презентация на тему: К первому уроку по теме: Пьеса Шекспира «Гамлет»

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Генри Ризли, граф Саутгемптон. Что точно (то есть зафиксировано на официальных бумагах) мы знаем о Шекспире? Почему, на ваш взгляд, эти сведения послужили для возникновения сомнений в том, что Шекспир мог написать такие пьесы, как «Гамлет», «Ромео и Джульетта»?

№ слайда 4

Описание слайда:

Родился в ______ в___________на реке_______. Отец_________________________. 1590 год - ______________________. 1598 год ___________________________. Периоды творчества: 1.____________ («_____________») 2. ___________ («_____________») 3. ___________ («_____________») 1612 года - ____________________. Личность Шекспира: ______________ ______________ Умер в ___________ Биография Шекспира

№ слайда 5

Описание слайда:

Проверка домашнего задания. Вариант 1. 1. Принцем какого королевства был Гамлет? А) Англии Б) Дании В) Франции Г) Шотландии 2.Как Гамлет решил добиться от Клавдия признания в совершении убийства? 1.Сказал ему об этом прямо. 3.Предъявил улики. 2.Нанял бродячих артистов. 4.Нашел свидетеля. 3. От кого Гамлет узнает о предательстве Клавдия? 1.От Офелии. 3.От Гертруды. 2.От Полония. 4.От призрака. 4. Как, согласно молве, умер отец Гамлета? А) выпил отравленное вино Б) от ран, полученных на войне В) от раны, полученной отравленным клинком на дуэли Г) в саду во время сна ужален был змеей 5. Кто подслушивал разговор королевы-матери и Гамлета? А) Клавдий Б) Лаэрт В) Фортинбрас Г) Полоний

№ слайда 6

Описание слайда:

1. С кем сражался Гамлет на дуэли? А) Розенкранц Б) Гильденстерн В) Вольтиманд Г) Лаэрт 2. Для чего Гамлет притворялся сумасшедшим? 1.Чтобы выяснить правду. 3.Преследуя свои личные цели. 2.Чтобы его не высылали из замка. 4.Хочет привлечь внимание матери. 3. Кто такой Горацио? 1.Друг Гамлета. 3.Племянник короля. 2.Брат Гамлета. 4.Придворный. 4. Гамлет говорит Призраку: «Чего ты хочешь, блаженный образ»? – а королева Гертруда думает, что ее сын безумный. Почему она не видит Призрака? А) по преданию, женщины не видят призраков Б) по преданию, призрак показывается только тем, кому хочет показаться В) по преданию, призрак видим только невиновным 5. В чем суть трагедии «ГАМЛЕТ»? 1.Показать характер главного героя. 2.Отношения в королевской семье. 3.Показать трагизм любви Гамлета и Офелии. 4.Предательство Полония. Проверка домашнего задания. Вариант 2.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

1 группа – анализ тезауруса (словаря) Гамлета. Составьте таблицу употребительности стилей. Слова какой группы преобладают в тезаурусе Гамлета? Можно ли назвать Гамлета сумасшедшим? Зачем Гамлет всех вокруг заставляет думать о том, что он сошел с ума? Стиль Книжный Разговорный Примеры

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

4 группа – сравнительный анализ подстрочника и текста Лозинского. Есть ли смысловые различия между дословным переводом и переводом Лозинского, с которым вы познакомились в учебнике? Чем они обусловлены? Возникло ли желание продолжить исследование? Возможно было бы провести сравнительный анализ разных переводов (например, Лозинского и Пастернака) Оригинал Дословный перевод монолога, сделанный крупнейшим российским шекспироведом М. Морозовым, выглядит следующим образом: М. Лозинский: Сравним тексты наиболее известного (программного для тезауруса) монолога Гамлета. Вначале текст оригинала: To be, or not to be: that is the question: Whether "tis nobler in the mind to suffer The slings and arrows of outrageous fortune, Or to take arms against a sea of troubles, And by opposing end them? To die: to sleep; No more; and by a sleep to say we end The heart-ache and the thousand natural shocks That flesh is heir to, "tis a consummation Devoutly to be wish"d. To die, to sleep; To sleep: perchance to dream: ay, there"s the rub; For in that sleep of death what dreams may come When we have shuffled off this mortal coil, Must give us pause: there"s the respect That makes calamity of so long life; For who would bear the whips and scorns of time, The oppressor"s wrong, the proud man"s contumely, The pangs of despised love, the law"s delay, The insolence of office and the spurns That patient merit of the unworthy takes, When he himself might his quietus make With a bare bodkin? who would fardels bear, To grunt and sweat under a weary life, But that the dread of something after death, The undiscover"d country from whose bourn No traveller returns, puzzles the will And makes us rather bear those ills we have Than fly to others that we know not of? Thus conscience does make cowards of us all; And thus the native hue of resolution Is sicklied o"er with the pale cast of thought, And enterprises of great pith and moment With this regard their currents turn awry, And lose the name of action. -Soft you now! The fair Ophelia! Nymph, in thy orisons Be all my sins remember"d. «Быть или не быть, вот в чем вопрос. Благороднее ли молча терпеть пращи и стрелы яростной судьбы, или поднять оружие против моря бедствий и в борьбе покончить с ними? Умереть - уснуть - не более того. И подумать только, что этим сном закончится боль сердца и тысяча жизненных ударов, являющихся уделом плоти, - ведь это конец, которого можно от всей души пожелать! Умереть. Уснуть. Уснуть, может быть, видеть сны; да, вот в чем препятствие. Ибо в этом смертном сне какие нам могут присниться сны, когда мы сбросим мертвый узел суеты земной? Мысль об этом заставляет нас остановиться. Вот причина, которая вынуждает нас переносить бедствия столь долгой жизни, несправедливости угнетателя, презрение гордеца, боль отвергнутой любви, проволочку в судах, наглость чиновников и удары, которые терпеливое достоинство получает от недостойных, если бы можно было самому произвести расчет простым кинжалом? Кто бы стал тащить на себе бремя, кряхтя и потея под тяжестью изнурительной жизни, если бы не страх чего-то после смерти - неоткрытая страна, из пределов которой не возвращается ни один путешественник, не смущал бы нашу волю и не заставлял бы скорее соглашаться переносить те бедствия, которые мы испытываем, чем спешить к другим, о которых мы ничего не знаем? Так сознание делает нас всех трусами; и так врожденный цвет решимости покрывается болезненно-бледным оттенком мысли, и предприятия большого размаха и значительности в силу этого поворачивают в сторону свое течение и теряют имя действия. Но тише! Прекрасная Офелия! Нимфа, в твоих молитвах да будут помянуты все мои грехи!». Быть или не быть, - таков вопрос; Что благородней духом - покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы Иль,ополчасьна море смут, сразить их Противоборством? Умереть, уснуть, - И только; и сказать, что сном кончаешь Тоску и тысячу природных мук, Наследье плоти, - как такой развязки Не жаждать? Умереть, уснуть. - Уснуть! И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность; Какие сны приснятся в смертном сне, Когда мы сбросим этот бренный шум, Вот что сбивает нас; вот где причина Того, что бедствия так долговечны; Кто снес бы плети и глумленье века, Гнет сильного, насмешку гордеца, Боль презренной любви, судей неправду, Заносчивость властей и оскорбленья, Чинимые безропотной заслуге, Когда б он сам мог дать себе расчет Простым кинжалом? Кто бы плелся с ношей, Чтоб охать и потеть под нудной жизнью, Когда бы страх чего-то после смерти, - Безвестный край, откуда нет возврата Земным скитальцам, - волю не смущал, Внушая нам терпеть невзгоды наши И не спешить к другим, от нас сокрытым? Так трусами нас делает раздумье, И так решимости природный цвет Хиреет под налетом мысли бледным, И начинанья, взнесшиеся мощно, Сворачивая в сторону свой ход, Теряют имя действия. Но тише! Офелия? - В твоих молитвах, нимфа, Да вспомнятся мои грехи.