Урок литературы дефо робинзон крузо. Урок внеклассного чтения по роману Д

Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность - мы ежедневно узнаём об этом из “Новостей”. И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми - чтобы с нами ни произошло.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по книге Д. Дефо "Робинзон Крузо"»

Роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» -
книга о безграничных возможностях человека

Материал будет полезен учителям, работающим в 6 классе.
Урок-приключение и путешествие, в процессе которого учащиеся 6 класса
демонстрируют умения находить выход в экстренных ситуациях. Задания
довольно разные: ученики состязаются в умении ловить рыбу, мастерить предметы из пластилина, расшифровывают «размытые письма» и др. Самым интересным моментом является встреча с Робинзоном, который с удовольствием отвечает на вопросы ребят.
Цель:
- показать учащимся глубоко воспитательное значение книги;
- убедить в том, что история жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове – это гимн созидательному труду человека;
- научиться находить выход в экстремальных ситуациях.
Задачи:
- развитие в учениках творческих способностей, социальной компетентности;
- обучение вдумчивому восприятию текста, быстрому реагированию на создавшуюся ситуацию;
- воспитание значимой личности.
Оборудование: портрет Д. Дефо, иллюстрации к произведению; нарисованный корабль на листе ватмана; ткань для имитации моря; стол + кресло; игрушки (кошка и собака); листы оценивания; микрофоны для интервью; диск с кинофильмом; диск с музыкой; бутылки + миска с водой; памятки написания сенкана; календари для награждения в конце урока всех участников; конверты с заданиями; зонт, пластилин, воздушные шары, иголки; предметы для ролевой игры.
Тип урока: интегрированный урок – приключение и путешествие.
Эпиграф: «Ты знаешь, что ты – человек…»
В Симоненко

План урока:

1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания.

4.Конкурс «Рыболовы».

6.Конкурс «Размытое письмо».
7.Физкультминутка.
9.Ролевая игра «Экстремальная ситуация».
10.Подведение итогов урока.
11.Домашнее задание.
12.Заключительное слово.

Ход урока

1.вучит музыка в исполнении А. Пугачёвой «Робинзон».
Дети заходят в класс под музыку, танцуют и присаживаются на свои места.
Учитель: Здравствуйте, мои дорогие робинзончики. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке, а также рада видеть всех гостей. Недаром наш урок начался именно под эту музыку. Мы завершаем работу над замечательнейшим произведением Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
2.Проверка домашнего задания. Сочинение – миниатюра. «Каким я представляю себе Р. Крузо?»
3.Постановка целей и задач урока.
У нас сегодня необычный урок. Это будет урок – приключение и в некотором смысле путешествие… И я предлагаю вам, ребята, побыть в роли Робинзона.
Откройте тетради и запишите тему урока и эпиграф.
Объявление целей урока (записаны на доске).
У нас 4 команды смелых и знающих робинзонов, решившихся на столь отчаянное приключение. Ваши группы будут маленькими корабликами, путешествующими по бескрайнему морю. Ведут корабли увлечённые и эрудированные капитаны. …именно они в конце урока оценят работу членов экипажа. Я буду оценивать в целом работу команд.
А теперь, юные искатели приключений, - в путь! Он будет непрост, но я надеюсь, что вы знаете, что в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба.
4.Конкурс «Рыболовы».
На прошлом уроке мы с вами выясняли, какими ремёслами овладел Робинзон на острове. Напомните мне их…
1.Охотник;
2.Строитель;
3.Зверолов;
4.Пастух;
5.Земледелец;
6.Пекарь;
7.Гончар;
8.Портной;
9.Рыболов.
Сейчас мы выясним, какая команда лучше умеет рыбачить. Ваша задача – ответить на мои вопросы, связанные с произведением. За каждый верно отгаданный вопрос вы получите рыбку. Приготовились…
Вопросы:
1.Сколько лет прожил Р. Крузо на острове? (28 лет, 2 месяца, 19 дней)
2.Что выполняло роль календаря у Крузо? (деревянный столб)
3.«Ненужный хлам…, зачем ты мне теперь». О каком хламе идёт речь? (мешок с деньгами)
4.Как звали друга Робинзона? (Пятница)
5.Что испугало Робинзона на острове? (следы)
6.Какая находка на корабле оказалась для него дороже «корабля с золотом»? (ящик плотника)
Умнички, вы замечательно справились с этим заданием. Капитаны подсчитывают улов и выставляют оценки за этот вид работы, а наши приключения на этом не заканчиваются.
5.Конкурс «Мастер на все руки».
Теперь вы продемонстрируете своё творческое мастерство. Представьте, что вы оказались на необитаемом острове. И вам, как и Робинзону, нужно продемонстрировать свои способности делать что-то своими руками. Ваша задача – слепить из пластилина своими руками тот предмет, который будет написан на листочке, находящемся в воздушном шарике. Но это должно быть сделано не только быстро, но и красиво, и аккуратно. (музыка)
Ложка, чашка, корзинка, стол.
6.Конкурс «Размытое письмо».
Ребята, за бортом что-то искрится и бьётся об него. Давайте же взглянем, что там… Да это бутылки, возможно, в них какое-то послание, которое поможет человеку выбраться из беды… Срочно вскройте их и прочитайте… Это будет нелегко сделать, так как письма размыло морской водой… Но настоящие герои справятся с любой задачей… Раздаю бутылки, вскрываем, читаем… (музыка)
“Потерпел… Нахожусь… острове… Помогите… Крузо…”
7.Физкультминутка. Кадры из кинофильма «Р. Крузо». Шторм.
(Фонограмма – шум моря).
Учитель:
Начинается шторм. Встали все.
Было тихо, тихо (разводят руки в стороны)
Вдруг подул ветер (руки вверх, имитируют ветер)
Волны поднялись высоко – высоко (на носочки, руки вверх)
Загремел гром (топают)
Засверкала молния (хлопают в ладоши)
И пошел дождь (пальчиками перебирая, стучат по столу)
Стало тихо, тихо (разводят руки в стороны)
8.Пресс - конференция с Робинзоном Крузо.
Учитель: Я вижу впереди остров. На острове человек. Он кричит, подает нам сигналы. Капитан, давайте команду!
Капитан: Причалить к острову! Взять человека на борт!
Учитель: Конечно же, это Робинзон Крузо! (музыка БИ-2 «Последний герой»)
Выходит Робинзон Крузо.
Учитель: Дорогой Робинзон! Мы очень рады видеть тебя в целости и сохранности. Наши ученики прочитали твоё послание о бедствии, и вот ты с нами. Мы, конечно, понимаем, насколько ты устал, но ребятам не терпится задать тебе несколько вопросов. Ты готов принять участие в пресс – конференции? (Дети задают вопросы Крузо.) Спасибо огромное за твои содержательные ответы. До свидания, Робинзон!
9.Ролевая игра «Экстремальная ситуация». Музыка. Пока вы будете выполнять этот вид работы, наши кораблики отправятся в обратный путь.
Представьте, что вы оказались на тонущем корабле. Рядом – необитаемый остров. Спасаясь, вы можете взять с собой только 5 предметов.
Ваша задача - выбрать из предложенного списка самое необходимое. Свой выбор обоснуйте.
Ножницы, нитки, тетрадь, мобильный телефон, гречка, спички, фасоль, шапка, часы, тарелка, ложка, книга, рис, ручка.
10.Подведение итогов урока.
Вот мы и вернулись домой.
Ответьте на несколько вопросов:
1.Какие качества воспитывает это произведение в человеке? (выносливость)
2.Является ли история Робинзона гимном созидательному труду человека? В чём он выражается? (труд стал основой жизни Робинзона)
3.Какое главное качество должно преобладать над человеком в экстремальной ситуации? (рассудительность, самообладание, спокойствие)
4.Как вы понимаете эпиграф? (в любой ситуации нужно оставаться человеком)
Капитаны, оцените работу каждого члена экипажа и сдайте листы.
11.Домашнее задание.
Составить сенкан к образу Пятницы (1 вариант), к слову остров (2 вариант). Памятки есть в тетради.
12 Заключительное слово.
Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность. И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми – что бы с нами ни произошло.
Спасибо всем огромное за работу на уроке. До новых встреч.

Урок № 33

Тема. Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо». История создания романа

Цель: ознакомить учащихся с отдельными фактами биографии Д. Дефо, с историей создания романа «Робинзон Крузо», осуществлять межпредметные связи; вызвать интерес к книге «Робинзон Крузо».

Оборудование: текст романа «Робинзон Крузо», иллюстрации к книге, карта Южной Америки, титульный лист первого издания книги (на английском языке).

Интерактивный опрос

Дети, хотели бы вы попасть на необитаемый остров? Почему?

Интересно, что в современном мире есть еще много необитаемых островов, например, в Греции, Хорватии, Индонезии, а туристические агентства многих стран предлагают путешествия и даже отдых на таких островах для людей, которые мечтают уединиться и почувствовать себя «робинзонами».

А вот герой романа Д. Дефо совсем не мечтал попасть на необитаемый остров. Но судьба решила иначе. Она сделала Робинзона Крузо героем одной из любимейших детских книг. Жан-Жак Руссо, французский просветитель, считал: «“Робинзон Крузо” - это первая книга, которую стоит прочитать каждому человеку, как только он научится читать по букварю».

II. Изучение нового материала

Один только перечень его произведений составляет увесистый том. А всех его книг, как кирпичей, хватило бы на постамент памятника, на котором возвышалась лишь одна фигура. И это не был бы он сам. Человек в странной одежде, в козлячій шапке и с мохнатой зонтиком стояла бы там, словно на холме, осматривая все вокруг внимательным взглядом моряка. Это Робинзон Крузо, герой книги, которая единственная принесла автору славу на века.

Дефо родился в семье религиозных эмигрантов, выходцев из Фландрии. Отец его был торговцем, а парня готовили к карьере проповедника. Но священником он так и не стал, избрав судьбу коммерсанта: торговал вином, табаком и трикотажем, занимался производством кирпича и черепицы; жил в Испании, побывал в Италии, Франции и Баварии, верхом на коне объездил всю родную Англию. Рискованные проекты Дефо часто заканчивались банкротством, поэтому неоднократно ему грозила долговая тюрьма.

Судеб таких изменчивых никто не испытал,

Тринадцать раз я был богат и снова беден стал,-

писал он на склоне лет, подводя итоги своей бурной жизни.

Много бед пришлось ему претерпеть, многое пережить. Иногда, особенно в дни невзгод, ему казалось, что его захватила стихия в открытом море. Однако, энергичный, выносливый, умный, ловкий, он возрождался, словно феникс, чтобы снова взяться за несколько рискованных проектов.

Молодому коммерсанту очень хотелось быть дворянином, но его фамилия - Фо - ясно указывало на простое происхождение будущего писателя. Тогда Даниэль стал называть себя «мистер де Фо», а уже позже фамилия стала писаться в одно слово. Изобретатель и фантазер, Дефо даже создал собственный фамильный герб: три грифоны на фоне красных и золотых лилий и рядом латинский девиз: «Похвалы достоин и горд сам».

Но Дефо никогда не ограничивался одним делом. Он принимал активное участие в политической борьбе и даже в восстании. За страстные политические памфлеты его наказывали штрафами, тюремным заключением и - однажды - страшным унижением у позорного столба. Но, ожидая на это наказание, Дефо написал «Гимн позорному столбовые» и распространил его среди лондонцев. Когда его вывели для наказания, жители столицы Англии устроили ему пышную овацию.

В конце жизни он стал одиноким. Писатель хорошо понимал чувства Робинзона Крузо, который отмечал: «Посреди огромного скопления людей в Лондоне, где я пишу эти строки, я самотніший, чем был все 28 лет заточения на необитаемом острове».

На могилу Дефо положили белую плиту. С годами она заросла, и, казалось, что и память об этом человеке покрылась травой забвения. Прошло более 100 лет. И время отступило перед его крупными произведениями. Когда журнал «Крисчен уорд» в 1870 г. обратился мальчиков и девочек Англии с просьбой прислать деньги на сооружение нового памятника на могиле Дефо, тысячи сторонников, в том числе и взрослых, откликнулись на этот призыв. В присутствии потомков великого писателя состоялось открытие гранитного монумента, на котором было высечено: «В память автора “Робинзона Крузо”». И это справедливо: из 500 произведений, написанных Д. Дефо, настоящую славу ему принесла именно эта книга.

Что поразило вас в биографии Д. Дефо?

Какие факты запомнились, привлекли внимание? Почему?

3. История создания романа

Название произведения

1-й литературовед. Первое издание «Робинзона Крузо» было напечатано в Лондоне 25 апреля 1719 года без имени автора. Дефо выдал это произведение за рукопись, созданный самим героем истории.

Вы удивитесь, но книги «Робинзона Крузо» Дефо нет! Роман был назван иначе. (Демонстрируется обложка первого издания книги.)

Игровое задание

Кто лучше переведет название книги с английского на украинском языке? (См. приложение)

(Чтение заголовка на английском языке и перевод, возможна помощь ученика - знатока английского языка или учителя.)

Ученик записывает на доске полное название романа:

необычные и удивительные

ПРИКЛЮЧЕНИЯ РОБИНЗОНА КРУЗО -

МОРЯКА ИЗ ЙОРКА,

что прожил двадцать восемь лет в полном одиночестве

НА НЕОБИТАЕМОМ ОСТРОВЕ,

у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, оказавшись на берегу после кораблекрушения, во время которого погиб весь экипаж, кроме него, с приложением рассказа о не менее удивительный способ, каким его, в конце концов, освободили ПИРАТЫ. Написано им самим».

Обратите внимание на слова, которые выделены крупным шрифтом (жизнь, приключения, Робинзон Крузо, пираты). Как вы думаете, почему автор выделил именно эти слова?

Посчитайте, сколько слов имеет это название в переводе на украинском языке. (59)

4. Прототип Робинзона

2-й литературовед. В основу сюжета книги Дефо положена история шотландского матроса Александра Селькирка, который прожил на острове Мас-а-Тьерра (у побережья Чили) в полном одиночестве 4 года и 4 месяца. Оказался на острове боцман по своему желанию: не мог найти общего языка с капитаном, и судно, на котором они путешествовали, был слишком старым и ненадежным.

Селькирк надеялся вернуться домой на одном из судов, которые заходили к островам за пресной водой. Так и случилось. Но только через 4 года и 4 месяца, моряку надо было прожить на необитаемом острове.

Как первобытные люди, он научился добывать огонь трением, а когда у него закончился порох, ловил руками диких коз.

Когда корабль «Дьюк» приблизился к острову, моряки увидели человека в звериных шкурах, которая не могла вымолвить ни слова... Но сразу вернуться Селькірку не суждено. Ему пришлось объехать вокруг света и вернуться домой капитаном парусника «Інкриз». Александр Селькирк - прототип Робинзона Крузо.

Прототип - это реально существующая личность, которая служила автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа.

5. Работа с картой

Ученик-географ (показывает на карте остров Мас-а-Тьерра (ныне - остров Робинзона Крузо (у побережья Чили), а затем демонстрирует место, где мог расположиться вымышленный Д. Дефо остров у берегов Бразилии, у устья р. Ориноко). Парадокс: остров, названный в честь героя, был, по замыслу автора, совсем в другой географической точке.

Литературный герой и его прототип - это не одно и то же. Чем они отличаются, мы выясним, заполняя табличку

6. Чтение романа

(Становление молодого Робинзона: поиски своей мечты, неудержимое влечение к морских путешествий вопреки воле родителей.)

К чему призывал юного Робинзона отец?

Что означает теория «золотой середины»?

Почему юноша не послушался отца и матери?

Какие испытания выпали на его судьбу?

III. Выводы урока

Сегодня мы:

Помечтали о пребывании на необитаемом острове;

Узнали о жизни Д. Дефо;

Ознакомились с понятием «прототип»;

Начали путешествовать вместе с героем романа.

Приложение

Так выглядела название романа Д. Дефо в 1-м издании (для перевода)

LIFE

And Strange Surprizing

ADVENTURES

ROBINSON CRUSOE;

OF YORK, MARINER:

Who lived Eight-and-twenty Y^ars all alone in an uninhabited Iceland on the Coast of America, near the Mouth of the Great River Orooneque; having been cast on Shore by Shipwreck, where in all the Men perished but Himself. With an ACCOUNT how he was at last as strangely delivered by PIRATES. Written by Himself

Урок литературы в 5 классе по теме «Д. ДЕФО. Краткие
сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и
удивительные приключения Робинзона Крузо» (1й урок).
Класс: 5.
УМК: Меркин Г.С. Учебник по литературе за 6 класс. Изд­во: 10­е изд.
стер. – М. 2012.
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Воспитательные:

Способствовать воспитанию всесторонне развитой, гармоничной
личности, уважающей человека, его возможности и способной к восприятию и
осмыслению произведений искусства, формированию гуманистического
мировоззрения учащихся.
Развивающие:


Способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
Способствовать развитию интереса к литературе эпохи Просвещения, а также
к такому жанру в мировой литературе, как "робинзонада". Помогать развитию
речевых навыков. Способствовать развитию образного, абстрактного
мышления.
Образовательные:
Познакомить учеников с биографией и основными этапами
творчества Д.Дефо, дать представление об особенностях творчества
английского писателя. Продолжать работу по формированию читательской
компетенции через использование различных педтехнологий на основе анализа
литературного произведения.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация
Microsoft Power Point; раздаточный материал, портрет Даниеля Дефо,
иллюстрации учеников к роману Даниеля Дефо, текст.
Формируемые компетенции: социально­личностная компетенция,
учебно­
ценностно­смысловая и личностная компетентности учащихся,
познавательная компетентность, информационная и коммуникативная
компетентности, ценностно­смысловая и общекультурная компетентности.
Формы работы обучающихся: индивидуальные, парные, групповые,
фронтальные.
Оргмомент. Звучит музыка с шумом моря.
1.
­ Учитель читает отрывок из романа «Приключения Робинзона Крузо»
Этапы урока
на английском языке (у детей на столе на английском языке).
I WISH TO BE A SAILOR (я хочу быть моряком)
MY name (мое имя) is Robinson Crusoe. I was born in the old city of York
(был рожден в старом городе Йорке), where there is a broad river (где есть

широкая река; there is/are - имеется), with ships coming and going (с
кораблями приходящими и уходящими).
When I was a little boy (был маленьким мальчиком), I spent much of my
time (проводил много своего времени) looking (глядя) at the river.
How pleasant was the quiet stream (каким красивым был тихий поток),
flowing (текущий; to flow - течь), always flowing, toward the far­away sea (по
направлению к далекому морю)!
I liked to watch (смотреть на) the ships as they came in (как они
приходили) with their white sails (с белыми парусами) spread to the wind
(распростертыми на ветру).
I liked to think of the strange lands (думать о чуждых землях) which they
must have visited (которые они должно быть посетили), and of the many
wonderful things (прекрасных вещах/событиях) they must have passed (которые
они увидели/с которыми столкнулись).
I wished to be a sailor. I thought how grand it must be to sail and sail (я
думал как прекрасно это должно быть плавать под парусами) on the wide blue
sea (по широкому синему морю), with the sky above (сверху) and the waves
beneath (волнами сзади). Nothing could be pleasanter (ничто не могло быть
прекраснее).
My father wanted me to learn a trade (хотел /чтобы/ я научился ремеслу).
But I could not bear the thought of it (не мог вынести мысли об этом). I could not
bear the thought of working every day in a dusty shop (мысль о работе каждый
день в пыльном магазине).
I did not wish to stay in York all my life (все жизнь). I wanted to see the
world (увидеть мир). I would be a sailor and nothing else (хотел быть моряком и
никем другим).
My mother was very sad (печальна) when I told her.
A sailor"s life, she said, was a hard life (тяжелая жизнь). There were many
storms (штормов) at sea, and ships were often wrecked (корабли часто терпели
крушение; wreck - крушение).
She told me, too, that there were great fishes (огромные рыбы) in the sea,
and that they would eat me up if I fell into the water (съедят меня, если я упаду в
воду).
Then she gave me a cake (дала мне пирог), and kissed (поцеловала) me.
"How much safer (как намного = насколько безопаснее) it is to be at home!" she
said.
But I would not listen (не слушал ее) to her. My mind was made up (мое
решение было принято; to make up one’s mind - принять решение), and a
sailor I would be (и моряком я стал бы = хотел стать).
When I was eighteen years old (когда мне было 18 лет), I left my pleasant
home and went to sea (покинул мой красивый дом и отправился в море).
2. Постановка цели урока.

­ Как вы думаете, о каком произведении и авторе пойдет речь сегодня
на уроке?
­ Почему я прочитала кусочек произведения на английском языке?
­ Для чего прозвучала музыка?
­ Что вы услышали за этими звуками?
­ О чем же пойдет речь на уроке?
3. Биография Дефо.
­ Дома вы читали это прекрасное произведение на русском языке. Для
вас подготовлено сообщение о жизни Даниэля Дефо (сообщение ученицы с
презентацией). Попробуйте уловить связь с текстом, прочитанным на
английском языке, есть ли сходство? (Приложение 1.)
4.
История создания романа и главный прототип Робинзона
(сообщение ученицы с презентацией). (Приложение 2.)
Что удивило вас в этой истории?
5. Физкультминутка (проводит ученик).
А над морем - мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба)
Сядьте, дети, на песок,
Продолжаем наш урок.
6. Были проведены исследования к изучению этого произведения.
Это исследование поможет нам при изучении произведения.
1 ученик представляет исследовательскую работу на тему
«Прототипы Робинзона Крузо».
Мы считаем, что наша тема актуальна, так как до сих пор неизвестно,
кто из прототипов является главным. Наша гипотеза состоит в том, что все
представленные версии могут иметь место, и эти факты интересны нам и
помогут в установлении истории создания романа.
Полное название книги звучало так: «Жизнь и удивительные
приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать
восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки
близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во
время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб; с изложением его
неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим».

Прототипов популярнейшего героя романа Даниеля Дефо «Робинзон
Крузо» было два, как минимум.
Первым прототипом героя романа Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» был
врач Хенри Питман. Он участвовал в бунте против английского короля Якова
II в 1685 году и поэтому был сослан на один из островов в Карибском море.
Он сумел выжить на необитаемом острове в ужасных условиях одиночества.
Построив самодельную лодку, бежал с острова. Однако на своей пироге он
причалил опять к необитаемому острову у берегов Венесуэлы. И все же, он
был спасен прибывшими за пресной водой венесуэльскими моряками. После
своего возвращения в Англию Питман опубликовал книгу под названием
«Удивительные приключения Хенри Питмана».
Исследователи творчества Дефо предполагают, что «робинзон» Питман
и Дефо были хорошо знакомы, и бывший врач рассказал писателю многие
детали своего приключения. Даже аборигена по имени Пятница Дефо взял из
рассказов Питмана.
Второй прототип Робинзона Крузо ­ шотландский моряк Александр
Селькирк. В 1704 году корвет под названием «Пять портов» совершал
кругосветное плавание. Моряк Александр Селькирк служил на нём боцманом.
Он всю дорогу не ладил с капитаном. Ему это всё надоело, и он сам попросил
высадить его на необитаемом острове. Остров расположен в южной части
Тихого океана очень далеко от ближайшего побережья. Из жалости моряку
дали немного еды и воды. Селькирк надеялся, что его вскоре подберёт какое­
нибудь судно.
Когда­то на острове, куда высадили Селькирка, жили люди и у них
были домашние животные. Они не дали Селькирку умереть с голоду. Сначала
Селькирк охотился на одичавших овец и коз, питаясь их мясом и одеваясь в
их шкуры. Затем он соорудил загон, где держал животных. Проблема была
только с одеждой – её грызли крысы. Селькирк приручил диких кошек – они и
спасли его от грызунов.
Александр Селькирк рассчитывал пробыть на острове месяц­полтора,
но был подобран британским кораблем в 1709 году, лишь через четыре года и
4 месяца. Он почти разучился говорить, приобрел повадки дикого зверя.
Когда лондонцы узнали о похождениях их земляка, Селькирк стал
популярной личностью английской столицы. Однако нежиться в лучах
всеобщего внимания Селькирку пришлось недолго. Немногословный, не
умевший красочно и ярко рассказывать о пережитом, он быстро наскучил
публике, перестал быть для нее забавой. Тогда он уехал в свой родной Ларго.
Встретили его здесь поначалу радушно, но потом отношение к нему
изменилось. Пребывание на острове не прошло бесследно: мрачный вид и
угрюмый взгляд Селькирка отпугивали людей, молчаливость и замкнутость
раздражали. Спустя несколько лет Селькирк вернулся на флот, стал
лейтенантом «на службе его величества короля Великобритании». Ему
поручили командовать кораблем «Уэймаус». Во время очередного плавания к

берегам Западной Африки в 1720 году Селькирк умер от тропической
лихорадки и был похоронен с воинскими почестями.
В 2008 году учеными британского Общества постсредневековой
археологии было обнаружено место стоянки Александра Селькирка. Находки
археологов позволяют предположить, что, находясь на острове, моряк
построил у ручья два шалаша и наблюдательный пункт, с которого можно
было видеть проходящие корабли. Там же была найдена пара навигационных
приборов начала XVIII века, которые, как полагают, принадлежали А.
Селькирку: капитан корабля, обнаружившего шотландца, упоминал, что
вместе с человеком на борт были подняты и какие­то математические
инструменты. Правда, он также писал, что Селькирк на своем острове
охотился на диких коз, однако никаких следов этого ученые пока не нашли.
Говорят, что встреча Александр Селькирк с Даниелем Дефо состоялась
в одном из портовых кабачков. История Селькирка вдохновила Дефо на
написание романа «Робинзона Крузо». Только
в романе Даниель
Дефо переместил остров Робинзона Крузо к берегам Бразилии, добавил к
сюжету аборигенов и «заставил» героя провести на необитаемом острове
почти 28 лет!
В романе Робинзон вырос в состоятельной семье и не имел
представления, как выполняют простую работу: шьют одежду, плотничают,
обжигают горшки, сеют и пекут хлеб, доят коз, взбивают масло и делают сыр.
Поэтому он постоянно вынужден был «изобретать колесо». Молодой человек
превращается в подлинного творца, обретает собственный внутренний мир,
становится мудрым человеком. Это книга о самовоспитании, о том, как
человек «делает себя сам».
Кстати, в наше время россияне читают не перевод знаменитого романа,
а русский пересказ Корнея Чуковского. От полного текста пересказ
отличается количеством страниц, их осталось не более половины.
Наше исследование подтвердило гипотезу: при создании своего романа
Дефо пользовался реальными историями, случившимися с реальными людьми,
причем прототип был не один.
2 ученик. «Что такое «робинзонада» и какую роль сыграл роман
Дефо в дальнейшем развитии мировой литературы?»
Нас заинтересовала, были ли в мировой литературе произведения,
написанные после романа Дефо, на похожую тему и кто являлся его
продолжателями, а также, что такое «робинзонада», которое мы встретили в
литературной критике, изучая роман Дефо.
«Робинзонада» ­ эпический литературный жанр, описывающий
поведение человека или группы людей, оказавшихся в изоляции от общества,
цивилизации, но преодолевающих все трудности, препятствия, возникающие
на их пути. «Робинзонады» ­ это один из популярных жанров в мировой
литературе.
Мы узнали, что Робинзонада - поджанр приключенческой

литературы, который вслед за романом Д. Дефо «Робинзон Крузо»
живоописует перипетии выживания одного или нескольких людей
на необитаемом острове. Примеры - «Коралловый остров» Р. Баллантайна,
«Таинственный остров» Ж. Верна, «Остров доктора Моро» Г. Уэллса,
«Повелитель мух» У. Голдинга, «Остров накануне» У. Эко.
В более широком смысле под робинзонадой понимаются все
произведения (не только литературные, но и фильмы, как, например,
«Остаться в живых»), рисующие жизнь и приключения «обособленных
личностей вне общества». При таком подходе под определение робинзонады
подпадают рассказы о «детях джунглей» - Маугли и Тарзане, а также,
например, романы «Семеро братьев» Алексиса Киви и «Пан» Кнута Гамсуна.
Среди наиболее известных произведений этого жанра следует отметить
следующие:
1.
Верн Ж. Таинственный остров. Школа робинзонов. Клодиус
Бомбарнак. Зимовка во льдах. Опыт доктора Окса.
2.
3.
Как
Внуков Н.А. Один.
Голдинг У. Повелитель мух.
видите, среди перечисленных мною произведений, которые
отнесены к жанру «робинзонады», можно увидеть и произведения XIX века,
и XX века, как серьезные, заставляющие задуматься о судьбе человечества, о
его будущем, так и те, которые являются пародией.
Итак, мы в результате исследования мы выяснили, что термин
«робинзонада» произошел от имени главного героя романа Дефо, а также
узнали последователей этой темы.
Как вы думаете, чем нам помогут эти исследования при изучении
произведения?
7. Викторина. (Работа в группах). Вы готовили вопросы по уроку и на
знание текста произведения. Высшую отметку получит группа, которая
задаст самые интересные вопросы и ответит на предложенный блок от
соперников.
1 группа.
­ Из скольких томов состоит книга о Робинзоне? (Из 3­х томов: 1­й –
1719 г., 2­й – 1719 г., ­ «Дальнейшие приключения Р. Крузо», 3­й – 1720 г. –
«Серьезные размышления Р. Крузо».)
­ Англичане XVII­XVIII веков иногда слышали от моряков о людях,
живших какое­то время на необитаемых островах, назовите причину, по
которой можно было оказаться жителем острова. (На английском флоте был
жестокий обычай оставлять на островах в чем­либо провинившихся
матросов.)
­ Кто был прототипом Р. Крузо? Джеймс Кук. Александр Селькирк.
Марко Поло.

­ Сколько лет было Р. Крузо, когда он впервые отправился в морское
путешествие? 18 лет. 27 лет. 32 года.
­ Робинзон потерпел кораблекрушение и волной был выброшен на
остров. Где он провел первую ночь? В пещере. На берегу. На дереве. (Он
боялся, что на острове водятся хищные звери.)
­ Откуда на необитаемом острове у Робинзона появились рабочие
инструменты и ружье? Переправил с разбитого корабля. Их выбросило на
берег. Нашел на острове в хижине.
2 группа.
­ Каких животных взял с корабля Р. Крузо? Двух кошек и собаку.
Морских свинок. Попугая.
­ Как Р. Крузо доставил продукты и вещи с корабля на берег? На себе.
На плоту. На шлюпке.
­ По каким признакам Робинзон искал себе место для жилища? (Дом
должен быть расположен в сухом месте, укрыт от солнечного зноя, защищен
от возможного нападения хищников и людей; из его окон должно быть видно
море, чтобы Робинзон не пропустил корабль, если тот появится.)
­ В какой одежде ходил Робинзон? (Первые три года носил рубашки и
брюки, а затем сшил себе одежду из шкур убитых им животных.)
­ Какую вещь «не первой необходимости» изготовил своими руками
Робинзон? (Зонтик, который мог открываться и закрываться.)
­ Почему и зонтик, и одежду Робинзон Крузо шил мехом наружу?
(Дождевая вода стекала по меху, как по наклонной крыше.)
3 группа.
­ Сколько лодок построил Робинзон Крузо? (Две: одну большую,
которую не смог спустить на воду; вторую меньших размеров.)
Однажды, изучая остров, Р. Крузо открыл цветущую зеленую долину.
Что на ней росло? Яблоки, груши. Персики, абрикосы. Дыни, виноград,
апельсины.
­ Что придумал Р. Крузо, чтобы не потерять счет времени? Складывал в
ящик маленькие палочки. Делал ножом зарубки на столбе. Подсчитывал дни в
дневнике.
­ Чем успокаивал себя Р. Крузо? Вспоминал о прошлом. Мечтал о
будущем. Вел дневник.
­ Из каких зерен вырастил урожай Р. Крузо? Из риса, ячменя. Из
пшеницы, овса. Из гречки, кукурузы.
­ Когда Робинзон смог позволить себе отделить часть зерна на еду?
(Только на четвертый год он приготовил себе лепешки.)
4 группа.
­ Птицы причиняли вред урожаю. Что сделал Р. Крузо, чтобы их
отпугнуть? Повесил подстреленных птиц на высоком столбе. Поставил
чучело. Бегал по полю, крича и размахивая руками.

­ Какой посудой пользовался Робинзон? Сплетенной из прутьев.
Глиняной. Деревянной.
­ На одиннадцатом году пребывания на острове Р. Крузо приручил
животное. Какое? Лошадь. Козу. Барана.
­ Какой фразе в первую очередь научил попугая Р. Крузо? «Бедный,
бедный Робинзон. Куда ты попал?» «Робинзон родился в Англии. Хочу
домой». «Мы вернемся домой».
­ Незадолго до конца жизни на острове Р. Крузо спас от смерти дикаря.
Как его звали? Суббота. Понедельник. Пятница.
­ Сколько лет прожил на острове Р. Крузо? 28 лет. 32 года. 15 лет.
5 группа. Разгадать кроссворд. (Приложение 3)
Вопросы от учителя всем группам.
­ Кого Робинзон взял с собой, когда покидал остров? Кошку и собаку.
Пятницу и попугая. Пятницу и собаку. Почему?
­ Может ли на самом деле существовать райский необитаемый остров,
описанный в романе? (О существовании такого острова ничего не известно)
­ Благодаря чему Р. Крузо, живя на необитаемом острове, сумел
остаться в живых? Продуктам, которые взял с корабля. Оружию. Энергии,
настойчивости и труду.
8. Робинзон Крузо после своего долгого путешествия приехал к нам
в гости. Предлагаю взять у него интервью на тему «Что помогло
Робинзону выжить на необитаемом острове». В парах подготовьте по 2
вопросу знаменитому герою. Инсценируйте интервью. Остальные
оценивают Робинзона и корреспондента.
9. Беседа с учениками, работа с текстом.
Меняется ли Робинзон Крузо на острове?
(Он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить,
а не существовать, не предаваться унынию).
На острове Робинзон ведёт дневник и скрупулезно заносит в него всё,
что с ним происходит, причем не только с внешней стороной его жизни, но и
внутри него, в душе, в мыслях, в чувствах, в настроениях. Почему он так
поступает?
(Робинзону Крузо важно проанализировать всё происходящее. Он
находится в постоянном поиске самого себя, своего предназначения, в поиске
истины).
10. Рефлексия.
­ Подтвердились ли ваши знания о романе?
­ Чем был интересен урок?
­ Почему образ Робинзона интересен до сих пор?
11. Синквейн со словом «Робинзон».
12. Подведение итогов. Отметки.
Так кто же такой «Робинзон» и почему сейчас это имя стало нарицательным?

Чему учит нас этот роман?
Домашнее задание.
1 группа – Какие качества характера необходимы человеку для
выживания?
2 группа – Какие предметы необходимы для выживания?
3 группа – Нарисовать иллюстрацию к роману. Почему выбрали этот
эпизод?
4 группа – Если бы я был Робинзоном…(продолжите)
5 группа – Каким я увидел Робинзона.
1.
2. Урнов Д. М. Дефо. ­ М., 1978.
Даниель Дефо «Робинзон Крузо». М.: Эксмо, 2008.
Литература
Перечень используемых на занятии ЭОР
Название ресурса
1. Набор
информационных
инструментов
2. Биография
3. Исследовательские
работы
4. Текст на
английском языке
Гиперссылка на ресурс,
обеспечивающий доступ к ЭОР
Форма
предъявлени
я
информации
Презентация www
.900

Igr
. net ,
Сообщение,
презентация
Защита
Чтение
http://ppt4web.ru/literatura/defo­
puteshestvennik.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дефо,_Дани
ель
http://shkolazhizni.ru/culture/articles/2486
4/
http://lingualeo.com/ru/jungle/robins
on­crusoe­1­frank­19987#/page/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ "НАЙДЁНОВ СКАЯ ШКОЛА "

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Открытый урок по литературе в 5 классе

Тема:


Составила:

учитель русского языка

и литературы МБОУ

"Найдёновская школа"

Великая И.В.

с.Найдёновка,2016г

Тема:

Произведение Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо».

Выживание главного героя на необитаемом острове

Цель урока:

    знакомство учащихся с представителем зарубежной литературы Д.Дефо;

    обратить их внимание на интерес писателя к человеческой личности, подчиняющей себе природу, на примере главного героя романа «Приключение Робинзона Крузо»;

    донести мысль о том, что труд оказался условием и способом спасения жизни, проанализировать характер главного героя, его поведение, душевные и нравственные качества.

Задачи:

    Обсудить книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо».

    Выявить знание текста обучающимися.

    Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.

    Привить любовь пятиклассников к чтению зарубежной литературы.

    Развивать речь, память, мышление через постановку конкретных вопросов и ответов, работу с текстом.

    Воспитывать положительные нравственные качества детей: доброту, отзывчивость, ответственность, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалку, изобретательность.

    Показать учащимся глубоко воспитательное значение книги.

    Убедить в том, что история жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове – это гимн созидательному труду человека.

    Научиться находить выход в экстремальных ситуациях.

Планируемые результаты:

Предметные умения: уметь анализировать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; доказывать, что роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Метапредметные умения:

    познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, структурировать материал;

    регулятивные : организовать своё рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения, самостоятельно организовывать собственную деятельность;

    коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, соблюдает правила речевого поведения.

    • личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы, проявлять уважительное отношение к русской литературе, осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества .

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: портрет писателя, книга Д. Дефо “Робинзон Крузо”, выставка рисунков учащихся, иллюстрации к произведению, словарь незнакомых слов, нужных для урока, музыкальная миниатюра, передающая звуки моря, иллюстрация «Робинзон Крузо» художник И. Ильинский, компьютер, проектор, тетрадь, учебник, раздаточный материал.

Форма работы : индивидуальная, в парах, фронтальная.

Словарная работа : приключенческий, психологический роман.

Тип занятия: урок открытия новых знаний с использованием технологии нестандартного подхода к изучению нового материала, элементов системно-деятельностного подхода к обучению, здоровье-сберегающей технологии и ИКТ.

Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа и т.д.

Знакомство с биографией писателя (Инсценировка образа писателя ).

3 мин

Беседа по прочитанному материалу.

Работа с текстом

5 мин

Актуализация знаний

5 мин.

Изучение нового материала (исследование )

25 мин.

Выводы в результате работы

2 мин.

Рефлексия

1 мин

Домашнее задание

1 мин.

Книга щедро расплачивается за любовь к ней.
Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждёте, и, может быть, не хотите.
Власть книги огромна.

Н.П. Смирнов-Сокольский.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Ф.Тютчев.

Этап 1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

Прозвенел звонок в срок…

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё в порядке?

Учебник Коровиной и тетрадки?

Все ли правильно стоят?

За учителем следят?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе .

Выясняю эмоциональный настрой обучающихся, для этого провожу тест о настроении. (в листках эмоционального контроля в любом из трёх столбиков «на начало урока» обучающиеся ставят знак «+», в зависимости от настроения).

Так себе

Хорошее

На начало урока

На конец урока

На начало урока

На конец урока

На начало урока

На конец урока

Ход урока

Свой урок я хотела бы начать с китайской притчи. Китайская притча гласит: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления . Учитель предлагает поразмышлять : Какой же путь самый трудный . Выслушав всех, учитель воспроизводит: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь.

    Посмотрите на иллюстрации, портрет и скажите, какое произведение мы будем рассматривать сегодня на уроке?

Мы с вами будем изучать Даниэля Дефо и сегодня на уроке речь пойдет о произведении «Приключения Робинзона Крузо».

    Главный герой попадает на необитаемый остров. Какова главная цель героя романа? (выжить) Как вы бы сформулировали тему урока? (выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»)

    Обратимся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете? Как они связаны с темой нашего урока? (В любой ситуации нужно оставаться человеком).

    Над чем нам сегодня необходимо задуматься?

Цель урока : (на слайде) знакомство с биографией писателя Д. Дефо, с историей создания романа «Приключения Робинзона Крузо» и прототипами героев, совершенствовать навыки анализа текста и характеристику героя, развитие навыков вдумчивого чтения, развивать творческие способности обучающихся.

Гипотеза урока: Произведение « Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения. Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман “Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове. В 1660 году в Лондоне в семье мясника родился Даниель Дефо. Это был веселый жизнелюбивый мальчишка, предводитель в играх, умеющий за себя постоять. Больше всего на свете любит путешествовать в неведомые и таинственные края, каких немало было в огромной столице. Отец мечтал видеть сына священником и в 12 лет отдал в Академию, готовящую пасторов. С усердием и интересом занимался мальчик историей, географией, физикой, астрономией. Даниель не стал пастором, его жизнь была связана с политикой, коммерцией, литературой. Он неоднократно достигал богатства и неоднократно в одночасье терял то, что приобретал долгие годы: становился жертвой мошенников и кредиторов.

Учитель: О создании романа и прототипах героя познакомят нас историки (рассказ историков + оценка ученика + учителя = итоговая ).

В основу сюжета книги Дефо положена история шотландского матроса Александра Селькирка, который прожил на острове Масс-А-Тьерра (возле побережья Чили) в полном одиночестве 4 года и 4 месяца. Оказался на острове боцман по своему желанию: не мог найти общего языка с капитаном, да и судно, на котором они путешествовали, было слишком старым и ненадежным. Селькирк надеялся вернуться домой на одном из судов, которые заходили к островам за пресной водой. Так и произошло. Но только через 4 года и 4 месяца, которые моряку необходимо было прожить на безлюдном острове.

Как первобытные люди, он научился добывать огонь трением, а когда у него закончился порох, ловил руками диких коз.

Когда корабль «Дьюк» приблизился к острову, моряки увидели человека в звериных шкурах, который не мог выговорить ни одного слова... Но сразу вернуться Селькирку не судилось. Ему пришлось объехать вокруг света и вернуться домой капитаном парусника «Инкриз». Александр Селькирк - прототип Робинзона Крузо.

Прототип - это реально существующее лицо, которое служило автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа. Запись

Учитель : Дополнит информацию эксперт. (рассказ эксперта + оценка ученика + учителя = итоговая.

Но есть у Робинзона еще один прототип – это сам Дефо.
Робинзон старше Дефо почти на 30 лет. Он черпал сведения из книг “Открытие Гвианы” Уолтера Рели, “Путешествия вокруг света” и “Дневнике” Уильяма Дампьера и др. Благодаря этим источникам книга Дефо весьма достоверна.
Роман писался быстро, с удовольствием. При жизни Дефо книга выдержала 17 изданий и стала завоевывать читателей во всем мире.
Книга вышла в свет 25 апреля 1719 года. Успех был небывалый! В том же году появились новые 4 издания! Издатель Тейлор положил в карман 1000 фунтов – сумму огромную. Но раскупался роман быстро.


Работа с текстом романа.

Беседа, делимся впечатлениями .

Учитель:

    Понравился ли вам роман?

    Что больше всего запомнилось?

    Кто является главным героем книги? (Робинзон Крузо).

Кто такой Робинзон? (человек, живущий вдали от людей ) Запись

Учитель : в романе Робинзон сам рассказывает историю своей жизни.

Учитель : - Как вы думаете, почему Дефо делает рассказчиком Робинзона, а не сам повествует о жизни героя? (так автор добивается большей выразительности повествования, живой, непосредственной формы, простоты и безыскусственности. Дефо подчеркивает безысходность положения героя. В романе, безусловно, видна реалистическая достоверность, искренность).

Учитель :

    Мы знакомимся с героем задолго до того, как он попадает на остров.

О жизни Робинзона Крузо до острова расскажут нам биографы.

(рассказ биографов о жизни Робинзона Крузо до острова)

Робинзон вырос в семье буржуа, который нажил торговлей своё состояние. Его не готовили ни к какому ремеслу. Голова его была "набита всякими бреднями". Отец считал, что Робинзону следует держаться "середины". Он мечтает о морских путешествиях и "не хотел слушать ни о чем другом". Нет, он никого не слышит, ничьи уговоры не воспринимает. Ради наживы Робинзон способен даже торговать людьми, забыв христианские заповеди. За это и был жестоко наказан. Все рушится тогда, когда Крузо решает купить рабов в Гвинее. Это является заслуженной карой за антигуманное, противоречащее природе человека поведение. «мне по-прежнему суждено было самому быть виновником всех моих несчастий:". "благоразумием я никогда не отличался".

    Каким показан герой до острова? (дерзкий юноша, жаждущий приключений, слабый, неопытный)

Физкультминутка .

    На острове поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

    Начинает капать дождь. (Щелканье пальцами)

    Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

    Начинается настоящий ливень. (Хлопки по ногам).

    Стихает дождь. (Хлопанье ладонями по груди).

    Редкие капли падают на землю. (Щелканье пальцами).

    Солнце! (Руки вверх).

Работа с текстом произведения.

Учитель:

Как называется литература, в которой произведение насыщено интересными событиями, приключениями? ( приключенческая литература )

- Перечислите приключения Робинзона Крузо (убежал из дома, кораблекрушение, попал на необитаемый остров, спас Пятницу, наблюдал за дикарями-каннибалами, боролся с пиратами)

Учитель:

Один-одинёшенек жил Робинзон

На острове необитаемом.

Учитель: Какие слова ассоциируются со словом «остров»? (необитаемый, страх, одиночество, надежда, выживание, отчаяние и т.д.) Запись

Учитель: Давайте проверим, как вы внимательно прочитали отрывок из произведения «Робинзон Крузо». «Лови ошибку» (самопроверка) . Из предложенных высказываний исключите ненужное. Запишите то, что нужно исключить.

    Робинзон решает добраться до корабля.

    Строительство корабля. (плота)

    Герой снаряжает лодку. (плот)

    Выбор места для жилья и ночлега.

    Робинзон 15 раз посещает корабль. (12 раз)

    Построение жилища.

Выполнение задания, самопроверка .

Ответ: 2, 3,5

Оценка

3 б – «5»

Учитель :

Мы, современные люди, всецело зависим от тысяч неизвестных нам людей, которые где-то сеют пшеницу, пекут хлеб, выпускают электролампы, строят дома, шьют одежду. Все мы вместе можем всё. Но, по отдельности – очень мало.

Но жизнь так непредсказуема! Никто из нас не застрахован от трагических случайностей, приводящих к различным экстремальным ситуациям. Вот вы только что плыли на комфортабельном корабле и вдруг оказались на острове (как Робинзон Крузо) в условиях, казалось бы, несовместимых с вашей жизнью. Но разве вам всё равно, сколько лет вы проживёте – пять или пятьдесят? Выжить в экстремальных условиях может любой человек. Ведь все мы способны сделать во сто крат больше, чем предполагаем. Но надо знать, что делать. Умение рождает уверенность. А уверенность поможет выжить в любой, самой экстремальной ситуации. Так, Робинзон за время жизни на острове овладел множеством ремёсел (специальностей): охотник, строитель, зверолов, пастух, земледелец, пекарь, гончар, портной, рыболов, плотник .

Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, угрожающую его жизни или здоровью, возникает естественная реакция человека - страх. Страх за своё здоровье, страх за свою жизнь. Иногда страх может перерасти в панику, когда человек начинает необдуманно совершать какие-либо действия и поступки, которые могут наоборот, привести к его гибели, а не спасению! Поэтому, запомните, что в какую бы экстремальную ситуацию вы бы не попали, нужно в первую очередь успокоиться, оценить обстановку, оценить свои силы, составить план своих действий и действовать! Только это поможет вам выжить.

Я предлагаю вам, ребята, вместе проанализировать действия главного героя романа Д. Дефо – Робинзона Крузо.

- Как вёл себя Робинзон в первый день, оказавшись на острове? Правильно или нет? ( он бегал по берегу, кричал, плакал. )

- Какая пословица есть в русском языке, соответствующая этому выражению? (Слезами горю не поможешь)

- Как называет свой остров Робинзон? Чтобы вам ответить на этот вопрос, я предлагаю разгадать кроссворд:

Робинзон назвал остров – остров Отчаяния. И почему именно так? (Потому, что это была его первая реакция – отчаяние от одиночества, безысходности, растерянности и т.д.)

Но, в итоге Робинзон успокоился, стал осмысливать свои действия. В своих бедах и горестях он стал искать и положительные моменты. Для этого он записывал в своём дневнике все перенесённые им горести, а рядом всё, что с ним случилось радостного.

Откройте свои учебники (стр. 213 ) и книги, где указан дневник Робинзона. Я вам буду называть всё то, что Робинзон записывал в дневник как «зло», а вы мне по тексту найдите, что наш герой относил к «добру».

Как дневник характеризует героя? (Пошел путем размышления)

«Итак, вняв голосу рассудка, я начинал мириться со своим положением. Прежде я поминутно смотрел на море в надежде, не покажется ли где-нибудь корабль; теперь я уже покончил с напрасными надеждами и все свои помыслы направил на то, чтобы по возможности облегчить свое существование».

- Что начал делать Робинзон Крузо, чтобы облегчить своё существование на острове? (переправил на остров всё необходимое, что могло бы ему пригодиться, построил палатку и т.д.)

Учитель : Ответьте, пожалуйста, сколько рейсов совершил Робинзон, чтобы перевезти необходимые ему вещи? (12)

Задание : посмотрите на список предметов и вещей на слайде и в каждом из столбиков выберите 5 лишних.

В любой ситуации, в том числе и в экстремальной, человеку необходимо такое важное качество как внимательность . А теперь я проверю вашу внимательность по прочтении книги. Ответьте мне на вопросы :

    Где провёл свою первую ночь на острове Р. Крузо? (На дереве)

    Каких животных взял с корабля Р. Крузо? (Двух кошек и собаку)

    Как Р. Крузо перевёз продукты и вещи с корабля на берег? (На плоту)

    Где выбрал Робинзон место для жилища и почему? (На склоне холма)

    Почему Р. Крузо решил покинуть своё первое место стоянки? (Место болотистое, низменное у самого моря, не было близко пресной воды).

    Как отмечал Р. Крузо дни пребывания на острове? (Делал зарубки на столбе)

    Какие зерновые культуры посеял Робинзон на своём острове? (Рис, ячмень)

    Какой предмет Робинзон ценил меньше всего? (Деньги)

    Какую первую вещь своими руками изготовил Р. Крузо? ( Плот)

    Какая находка на корабле оказалась для него дороже «корабля с золотом»? (Ящик плотника)

    Какие животные водились на острове Р. Крузо? (Козы, черепахи, птицы)

    Какие съедобные плоды росли на острове? (Дыни, виноград, лимоны)

    Кого из первых животных на острове приручил Робинзон Крузо? ( Козу)

    Сколько времени пробыл Робинзон на острове? (28 лет, 2 месяца, 19 дней)

    Что сделал Робинзон, чтобы отпугивать птиц, наносящих вред его урожаю? (Повесил подстреленных птиц на высоком столбе)

    Где Р. Крузо хранил свои запасы? (В пещере)

    Из чего сделал лопату Р. Крузо? (Из железного дерева)

    Когда Робинзон испёк себе первые лепёшки из зерна? (На 4-й год жизни на острове)

    Какой посудой пользовался Р. Крузо? ( Глиняной)

Молодцы!

Учитель : Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться в сложной, казалось бы, безвыходной ситуации, но ему выстоять помогают нравственные качества характера.

Какие черты характера Робинзона помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы сегодня каждому современному человеку? (Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм, смелость, настойчивость ).

Составление кластера.

Запись в тетрадь.

Учитель : А теперь вернемся к эпиграфу урока и ответим на вопрос:

Как вы думаете, пригодится лично вам эта книга? Почему?

Учитель:

Рефлексия (слайд)

Домашнее задание:

    Составить кроссворд из вещей и предметов, которые Робинзон переправил с корабля на остров.

    У Робинзона на изготовление одной доски уходил примерно один месяц. Придумайте более простой способ изготовления полок для хранения различных предметов в его пещере.

Проверка эмоционального настроя учеников на конец урока