Урок - размышление по рассказу К. Паустовского "Телеграмма"

« Как важно вовремя успеть»

(урок нравственности по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»)

Цель урока: обучая, развивать коммуникативную, социальную и информационную компетенции; создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

Задачи:

Метапредметные:

Формировать представления о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии.

Раскрыть духовно-нравственные ценности, по которым живут герои;

Обучающие: формировать

Навыки самостоятельного анализа текста;

Умение высказывать свое отношение к прочитанному;

Умение выделять наиболее важные качества в человеке;

Способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.

Воспитательные:

Учить заботиться о тех, кто дорог;

Формировать способность быть заботливыми, внимательными и благодарными детьми.

Технология системно-деятельностного подхода

Форма: урок-размышление

Оборудование: компьютер, проектор, музыка (П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»)

Запись на доске:

    Словарная работа:

Сольвейг (норвеж. – солнечный путь) – олицетворение поэтичности, красоты.

Пустельга (простореч.) – пустой, легкомысленный человек.

Ветла – вид ивы.

Зарубка – отметка рубящим предметом на чем-нибудь.

    Эпиграф:

Есть на свете удивительное существо, перед которым мы в вечном долгу. М.Горький.

Будь человеком! За добро плати добром. Не будь пустельгой. К.Паустовский.

Предварительное домашнее задание: проанализировать систему образов произведения, работая в группах, составить схему (прием «Цветок лотоса») по образам.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Опаздывают поезда,

Опаздывают вёсны,

Опаздывают иногда

Зажечься в небе звёзды.

Усеять пашни серебром

Опаздывает замять,

И за добро платить добром

Опаздывает память.

Опаздывает почтальон

И даже – «неотложка».

А в чьём-то доме за столом

Осиротеет ложка…

Опаздывает иногда

Ко времени и гордость.

Но непростительно, когда

Опаздывает совесть.

Этот урок я начала со стихотворения Л. Татьяничевой «Опаздывают поезда». Соотносится ли оно с темой нашего урока?

У нас сегодня непростой урок. Непростой – по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Сегодня у нас урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца. А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Паустовского. Дома вы прочитали рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма». Поделитесь своими чувствами.

Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.

    Беседа «Что же обозначает слово «нравственность»»?

Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность? (доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость)

Вспомните произведения, изучая которые мы обращались, к этим нравственным категориям? («Уроки французского» В.Распутина, «Юшка» А.Платонова, ...)

Что общего между этими рассказами? (они заставляют задуматься о доброте, о любви к близким, учат быть неравнодушными)

А какие проблемы затрагивает Паустовский в рассказе «Телеграмма»? (одинокой старости, материнской любви, взаимоотношений между родителями и детьми, человечности)

3. Определение проблемного вопроса.

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Надеюсь, вы в будущем с удовольствием прочитаете повести, рассказы и очерки о Лермонтове и Гоголе, Чехове и Блоке, Грине и Горьком. Но всё-таки чаще всего Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением и трепетом в душе, хотя в произведении нет осторого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело? Может быть в необыкновенной любви к людям, в желании разобраться в истинности человеческих чувств? На это и другие вопросы мы попытаемся ответить, размышляя над рассказом «Телеграмма».

Скажите, а что такое «телеграмма»? (сообщение о чем-то важном)

Какое чувство рождает это слово? Что испытывает человек в момент получения телеграммы? (тревогу, беспокойство)

А как название рассказа отражено в содержании? (в рассказе было 2 телеграммы)

Выполнили ли они своё предназначение? (одна опоздала, а другой не поверили)

Тогда стоило ли их упоминать? Может, автор имеет ввиду что-то другое?

Итак, сегодня на уроке мы постараемся ответить на проблемный вопрос: кому адресована телеграмма Паустовского, что вы услышали в ней? прошли ли герои Паустовского испытание на истинную человечность?

Чтобы ответить на сформулированные вопросы предлагаю проанализировать систему образов (у каждой группы свой образ). Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.

4. Аналитическая беседа по образу Катерины Петровны.

Кто из героев рассказа нуждается в помощи, поддержке?

Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково её душевное состояние? (Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.)

Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – живое существо, связанное незримой нитью с человеком. В какое время года происходят события, описанные в рассказе и почему? Какие детали в описании пейзажа выделяет автор, чтобы подчеркнуть одиночество доживающей свой век женщины? ( 1. «Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю» – параллель: Катерину Петровну как бы тоже позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

2. « Доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора» - «Доживала свой век в старом доме».

3. Озябший клён «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи» - К.П. тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает. Клён – это её память, видя его, она вспоминает себя.)

Какова роль эпизода встречи с кленом? (Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.)

(Учащиеся читают письмо (слайд) : "Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень".

А что-то удивило в письме? ( Никакой радости, только одиночество. Тоска прорывается в письме, всю силу материнской любви вложила она в письмо. Нет у неё никакого,у дивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти ("зиму эту я не переживу", "смерть забыла ко мне дорогу").

- А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени).

Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Паустовский мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны. Она и окружающий ее мир - единое целое. А что обозначает ее имя?

-Катерина (греч.)-чистая,непорочная. Именно такой представляем ее (слайд)

Спасибо. Вы очень подробно раскрыли образ Катерины Петровны.

Составление синквейна.

5. Аналитическая беседа по образу Насти.

Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?( Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад.)

.

Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива. - Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.)

Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза – о жестоком сердце ).

Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.

И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать.(-Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку .)

Выставка удалась? Чья это заслуга?

Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку , незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).

Очень странно,что такая равнодушная к матери Настя сумела понять строптивого художника. Паустовский использует прием контраста в изображении характера Насти, показывает несоответствие ее поступков и похвалы.(зачитать)(Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”. А в это время в Заборье умирала мать.)

Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя?(Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой.)

Кто словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”Он видит насквозь фальшь и предательство, презирает ее за тщеславие и эгоизм.)

Почувствовала ли Настя укор Гоголя?-Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения.(Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала ).

Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать.

Что означает слово «совесть»?(Чувство моральной ответственности за свое поведение)

- Имя «Настя»(греч.)-воскрешающая,поэтому хочется верить,что она изменится .

Действительно, мать могла бы успокоить, простить, но ее нет, и теперь до конца жизни она будет испытывать чувство вины.Оказывается, что к тому, кто был и, кажется, всегда будет, можно не успеть,не сказать самое главное.

Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (пятую )

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Так какие же качества характера мы увидели у Насти?(приколоть на доску)(Черствость, равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта, тщеславие,фальшивость.)

Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это?

Составление синквейна.

6. Аналитическая беседа по образу Тихона и Манюшки.

- Тихон в отличие от Насти проявил настоящую человечность, чуткость, заботу и преподнес урок нравственности Манюшке.»Не будь пустельгой! За добро плати добром.» ". Что значит "пустельгой?(на слайде)

Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных.

2. Легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

-Сторож Тихон помогает старой женщине:рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).

Две телеграммы: настоящая и мнимая, в обеих- большая душа простого человека, отнюдь не родного Катерине Петровне, но в какой-то мере более человечного, чем ее родная дочь. Сущность человека проявляется в его поступках. Как вы оцениваете Тихона?(на доске прикалывают лист с качествами характера Тихона)

Вместе с Тихоном рядом с Катериной Петровной находилась девочка Манюшка. Она занимала то место, которое должна занимать дочь Настя.

-Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде - надо помогать

-. Девочка окружает одинокую старушку теплом и заботой. Милосердие и сострадание проявляются у маленькой девочки в большей степени,чем у дочери.

- Меня до глубины души тронул эпизод,когда Манюшка относила письмо на почту(зачитывает) «Жестяная пустота» в почтовом ящике имеет многозначительный смысл: такая же пустота на душе у Катерины Петровны.Очень жаль девочке эту старую одинокую женщину,Она напугана смертью, трясется,но на похоронах несет крышку гроба,

Кто же из героев проявил гуманное отношение к Катерине Петровне?(Тихон и Манюшка ) (Читаем на доке слова-характеристики каждого из героев) .Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.А что же родная дочь?(Она забыла о матери )

7. Исследование проблемной темы.

А теперь приступим к исследованию проблемы человечности в рассказе «Телеграмма». Посмотрим, прошли ли герои испытание на истинную человечность?

Но сначала попрошу вас подобрать близкие по значению слова к слову «человечность».

Человечность – это (милосердие, доброта, забота, участие, сострадание, внимание,жалость, сочувствие, ненависть, предательство, злость, гуманность).

- Проблемный вопрос: прошла ли Настя испытание на человечность, милосердие?

Дополнительные вопросы:

Почему же добрая и внимательная к другим людям Настя оказалась такой чёрствой по отношению к матери? (Она неправильно определила жизненные приоритеты, поставила на первое место не самое главное. )

Можно ли назвать Настю эгоистичным человеком (равнодушным, безразличным, безучастным)?

- А «человечность» может быть ненастоящей? (Да, у Насти она именно такая. Она занимается делами пусть хорошего, но чужого человека, не найдя времени для последней встречи с мамой.)

Прошли ли Тихон с Манюшкой это жизненное испытание?

Дополнительные вопросы:

Почему Тихон решился на обман? (Чтобы поддержать Катерину Петровну, утешить, смягчить горечь одиночества)

Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

О какой телеграмме говорится в названии рассказа и почему? (О второй телеграмме Тихона, он хотел ободрить Катерину Петровну, подарить ей надежду и продлить её жизнь. Первой же он хотел достучаться до Насти, но, увы, безрезультатно. Обе телеграммы были важны, но вторая из них наполнена милосердием, которое, по мнению автора, так необходимо всем людям)

Дополнительные вопросы:

А для чего вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Этот образ противопоставлен образу Насти. Она сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. Сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной.)

А почему она сделала это? (Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.)

- Подведём итог нашему исследованию. Кто из героев прошёл испытание на истинную человечность? (Чужие для К.П. люди не прошли мимо горького одиночества брошенной дочерью старушки. А вот Настя это испытание не прошла, поэтому из него она вышла с чувством непоправимой вины, невыносимой тяжести.)

8. Заповеди Паустовского.

Я думаю, ребята, в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. К. Паустовский оставил нам бесценные нравственные заповеди.

Чтение заранее подготовленным учеником стих. Андрея Дементьева «Как важно вовремя успеть»

Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! -
Ведь все порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо - научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена

9. Заключительное слово учителя.

Помните, ребята, я когда-то вам читала слова Бернарда Шоу: «Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, нам осталось научиться жить по-человечески». Будьте Человеком! Не забывайте о самых близких и родных людях. Не гасите свет своей души.

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал родное чадо,

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

К тому же – минёт час: ты старцем будешь сам,

Смотри же, не нарушай священного уклада.

Урок-размышление по рассказу К. Г.Паустовского «Телеграмма». Урок внеклассного чтения.

Тема : «Не дай вам бог…» Размышления о трудолюбии и безработности души.

Цель :

Создать условия для понимания основной мысли рассказа, замысла писателя, предупреждающего о том, что прозрение бывает запоздалым, что душевная чёрствость губительна и приносит страшные плоды;

Создать условия для формирования внимательного, вдумчивого читателя; стремления оценивать свои поступки, своё отношение к людям.

Подготовка учащихся к уроку:

Письмо, которое могла бы написать Настя Катерине Петровне (индивидуальное задание 4-5 учащимся);

Пересказ эпизодов «Настя получает письмо» и «Манюшка отправляет письмо Катерине Петровне» от лица персонажей (по вариантам).

Пословицы о матери и их толкование (весь класс);

Стихотворения «Чем ты, мама, для меня была» Х.Худайбердыевой и «Уходят наши матери от нас» Е.Евтушенко» - наизусть (2 человека).

Ход урока:

Вступительное слово.

В одном из стихотворений Н.Заболоцкого есть строки: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Сегодня мы поразмышляем об этом (о трудолюбии и безработности души н примере рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Одна из книг писателя называется “Золотая роза”. В ней раздумья Паустовского о писательском труде.

В книге есть глава, названная “Зарубки на сердце”, в которой автор рассказывает, на основе чего он написал рассказ “Телеграмма”.

Как вам кажется, почему писатель так назвал эту главу? (Это о тех событиях, которые оставляют следы в сердце, заставляют задумываться о своей жизни, поступках, своём отношении к людям)

В этой главе Паустовский рассказывает об удивительной женщине, Катерине Ивановне Пожалостиной, с которой он познакомился, живя в Рязанской области в доме академика живописи Ивана Петровича Пожалостина. Эта история оставила зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылилась в содержание рассказа “Телеграмма”. Катерина Ивановна явилась впоследствии прототипом героини рассказа «Телеграмма».

Не всё реальное, увиденное и передуманное вошло в рассказ. Не вошли туда и строки, которые, как говорил Паустовкий, «неотступно вспоминались тогда»:

Ненастный день потух, ненастной ночи мгла

По небу стелется одеждою свинцовой,

Как привидение, за рощею сосновой

Луна туманная взошла.

Почему именно эти строки преследовал писателя?

Природа создавала своё, особое, настроение. «У осени много примет,- говорил Паустовский,- но одно я знаю твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи…»

Пейзаж.

В рассказе пейзаж тоже играет особую роль. Какую? Покажите это на примерах (Учащиеся приводят примеры и комментируют их: « октябрь был на редкость холодный, ненастный. Спутанная трава в саду полегла, и всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться только один маленький подсолнечник у забора»

«Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь».

«Ночи были уже долгие, тяжёлые, как бессонница. Рассвет всё больше медлил, всё запаздывал и нехотя сочился в немытые окна».

«Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти».)

Какую же роль играет пейзаж в произведении?

Сопровождает ли природа Настю, живущую в Ленинграде? Почему? Только ли потому, что она жила в городе? (Нет, там есть парки, сады, скверы)

А Катерина Петровна живёт с природой в гармонии. Даже провожая её в последний путь, природа принарядилась. Зачитайте этот отрывок. («Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое…Дали за речкой стояли сизые. От них тянуло острым и весёлым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры».)

Письмо.

В ту ночь, когда К.П. встретилась и, наверное, простилась со своим клёном, она написала Насте письмо.

С каким чувством оно могло быть написано? (Прочитайте письмо выразительно: «Ненаглядная моя…Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мнене то что ходить, а даже сидеть и лежать – смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».)

Это письмо в рассказе осталось безответным, а я просила вас придумать своё письмо, то, которое так ждала и хотела получить К.П., или письмо с запоздалым раскаянием. (Чтение писем, придуманных учащимися).

Настя письма не написала. Она жила в большом городе, работала секретарём в Союзе художников.

Давайте попробуем пересказать следующие эпизоды от лица персонажей:

Настя получает письмо;

Манюшка отправляет письмо К.П.

Чем отличаются эти эпизоды?

«Ленинградские» страницы

«Ленинградские» страницы имеют особое значение. Какие вопросы они вызывают у вас? (Учащиеся задают свои вопросы к этим страницам: от участия Насти в судьбе художника до получения ею письма от К.П.)

Некоторые из вопросов, заданных учащимися:

Можно ли говорить о чёрствости Насти, зная о её участии в судьбе художника? (Профессиональный интерес взял верх над долгом дочерним.)

Когда прозвенел первый звоночек разбуженной совести? (« Сверлящие гоголевские глаза».)

Почему именно скульптурное изображение Гоголя так подействовало на Настю? (Гоголь – сатирик, который, по мнению Пушкина, «обладал удивительной способностью сразу угадывать человека». Настя, конечно, знала об этом.)

О чём думает Настя, прочитав письмо? О чём это говорит вам?

Что мы увидели?

За что художники называли Настю Сольвейг (доброй, верной, нравственно чистой)

В чём парадокс? (Несоответствие внешности и внутренней сущности.)

Невольно приходят на память строки из стихотворения Н.Заболоцкого:

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мёртвые лица,

Закрыты решётками, словно темница,

Другие, как башни, в которых давно

Никто не живёт и не смотрит в окно».

О приёме контраста.

Одним из художественных приёмов в рассказе является метод контраста, показывающий несоответствие поступков героини и похвалы в её адрес.

Прокомментируйте сцену обсуждения выставки с этой точки зрения: «Началось обсуждение. Говорили много, хвалили, горячились и мысль, брошенная старым художником о внимании к человеку, к молодому, незаслуженно забытому скульптору, повторялась в каждой речи».

Почему Настя не сказала о телеграмме?

Выразительное чтение стихотворения Халимы Худайбердыевой ученицей:

Чем ты, мама, для меня была?

Луком со звенящей тетивою.

Я - твоя последняя стрела -

К дальней цели пущена тобою.

Я в тревоге думаю порой:

Мама, что с тобою будет бедной,

Если мне - стреле твоей заветной -

Не достигнуть цели заповедной?

У тебя ведь нет стрелы другой!

Может быть, мысли об этом заставили Настю встать, быстро одеться и выбежать на улицу?

Зачитайте этот эпизод. (« Валил водянистый снег. На Исакиевском соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо всё ниже опускалось на город, на Настю, на Неву…

Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами.

Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье.»)

Почему здесь появляется описание природы?

«Дожидайтесь, выехала, остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»

Почему К.П. сказала Тихону, читавшему эту телеграмму: «Не надо, Тиша, не надо, милый. Бог с тобой».

Как она поняла, что телеграмма не от Насти?

Зачем Тихон обманул К.П.?

«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать»,- это написал М.Горький.

Об этом знал и помнил Тихон, бескорыстная Манюшка – простые люди, люди из народа. Ведб неслучайно именно народная мудрость заключена в пословицах. Есть такие пословицы и о матери, доброте, долге.

Зачитайте и прокомментируйте пословицы, которые нашли вы.(Материнское сердце в детях, а детское – в камне», «Нет друга нежнее матери», « При солнце тепло, а при матери добро».)

Путь наших нелёгких размышлений о совести, трудолюбии и безработности души на этом уроке заканчиваются. Давайте вернёмся к началу. Рассказ называется «Телеграмма».

О какой телеграмме идёт речь, ведь их было две? Почему о второй?

В теме нашего урока фраза К.Паустовского «не дай вам Бог…» не закончена. Наверное мы могли бы её завершить. Как? («не дай вам Бог» опоздать – забыть о матери – забыть, что можно не успеть сказать слова любви и благодарности маме – забыть о дочернем и сыновьем долге и т. д.)

Выразительное чтение стихотворения Евгения Евтушенко «Уходят матери»:

Уходят наши матери от нас,

уходят потихонечку,

на цыпочках,

а мы спокойно спим,

едой насытившись,

не замечая этот страшный час.

Уходят матери от нас не сразу,

нам это только кажется, что сразу.

Они уходят медленно и странно

шагами маленькими по ступеням лет.

Вдруг спохватившись нервно в кой-то год,

им отмечаем шумно дни рожденья,

но это запоздалое раденье

ни наши души не спасет.

Все удаляются они,

все удаляются.

К ним тянемся,

очнувшись ото сна,

но руки вдруг о воздух ударяются -

в нем выросла стеклянная стена!

Мы опоздали.

Пробил страшный час.

Глядим мы со слезами потаенными,

как тихими суровыми колоннами

уходят наши матери от нас...

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: урок - размышление

Технологии: ИКТ (презентация).

Методы: беседа, работа с текстом, выразительное чтение, составление кластера.

Оборудование: портрет писателя, мультимедийный проектор, экран.

Место работы: МОУ СОШ № 34, с. Сбега, Забайкальский край, Могочинский район.

Тема урока: Одиночество - вот проклятая вещь…

По рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Нет! Человеку никак нельзя жить без родных,

как нельзя жить без сердца.

К.Г. Паустовский.

Цель урока: определение идейного содержания произведения, авторской позиции, формулирование личного отношения к поднятой писателем проблеме.

Задачи урока:

Прочитать рассказ К.Г. Паустовского; проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь учащимся определить проблемы, поднятые автором;

Воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. (Стук в дверь, почтальон: «Вам телеграммы»). Кому телеграммы? Вам, ребята! (раздать телеграммы учащимся) (Приложение 1).

Прочитайте, пожалуйста. (чтение вслух текста телеграммы: «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца») От кого телеграмма?

Телеграмма, ребята, от Константина Георгиевича Паустовского. (Слайд № 3).

Какой смысл вложен писателем в эти слова? (Ответы учащихся)

Вывод учителя: Родные люди - мать, отец, бабушка, дедушка, без которых, действительно, жить нельзя. Они всегда рядом. Выслушают, поймут, поддержат, помогут добрым словом.

III. Опрос по домашнему заданию.

Цель: проверить усвоение содержания рассказа, умение кратко пересказывать художественный текст, определять тему художественного произведения.

Сегодня на уроке мы поразмышляем, ребята, над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма». Для начала вспомним содержание рассказа.

1. Краткий пересказ произведения. (Индивидуальное задание)

2. Размышления над прочитанным рассказом.

Я думаю, что рассказ не оставил вас равнодушными. Поделитесь мыслями, впечатлениями. (Ответы учащихся).

Попробуйте определить тему произведения. О чём рассказ? (о матери и дочери, их взаимоотношениях)

Вывод учителя: Писатель говорит о взаимоотношениях близких людей, матери и дочери. Всегда ли дети, особенно повзрослевшие, спешат на помощь к своим родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, звонят, умеют ли проявить заботу о них, всегда ли добры к ним, отзывчивы, ласковы?

IV. Анализ рассказа. Осмысление.

Цель: способствовать формированию умения анализировать текст, ИВС; давать оценку поступкам героев; формулировать свою точку зрения, делать выводы.

1) Тема урока.

Слово учителя: - Слова К.Г. Паустовского «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца» мы возьмем в качестве эпиграфа к нашему уроку. Они помогут понять основную мысль рассказа, раскрыть авторский замысел. А тему урока обозначим так: «Одиночество - вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека». (Александр Грин). (Слайд № 4)

2) «Главный герой». (Монологический рассказ. Чтение эпизодов).

Кто является главным героем рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»? (Катерина Петровна). (Слайд № 5).

Расскажите, что вы узнали о ней. (Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом - известным художником, «мемориальном», по словам самой хозяйки. Она сетовала на то, что не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни. Когда-то она жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна очень страдала, что её «единственный родной человек» дочь Настя, живущая в Ленинграде, не приезжала к ней, не писала писем).

Параллельно Паустовский изображает ещё один «живой образ». Что это? (Природа). Обратимся к пейзажным зарисовкам. (Чтение эпизодов) («Спутанная трава в саду полегла…» «Над лугами тащились из-за реки, цепляясь за облетевшие вётлы, рыхлые тучи» «Из них назойливо сыпался дождь».) (Слайд № 6)

Мы видим картину поздней осени. Природа увядает, мертвеет, замирает. Какие средства языка использует автор для её изображения? (эпитеты, олицетворения)

А теперь вернёмся в дом героини. Описание комнаты Катерины Петровны. Её жизнь - в далёком прошлом. Обратим внимание на детали интерьера: «пыльный дореволюционный журнал»Вестник Европы», «пожелтевшие чашки на столе», «давно нечищеный самовар», «потускневшие от времени картины».

Какие чувства вызывает осенний пейзаж? Интерьер дома? Пейзаж и интерьер схожи. Чем? (Вызывают чувства грусти, тоски, одиночества, беспокойства от неухоженности, ненужности, забытья, заброшенности)

Вспомним эпизод короткой прогулки Катерины Петровны: «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён…он облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи…» (Грусть, тоска на сердце у Катерины Петровны. Она вспомнила свою молодость и воспринявший клён как родное существо: он так же одинок и бесприютен, как она).

Сравните два образа «живой» и «одушевлённый». Их состояние. Какая между ними взаимосвязь? (Писатель с помощью пейзажных зарисовок показывает состояние души главной героини. Они обречены. Сад «доцветал», Катерина Петровна «доживала»)

Вывод учителя: Катерина Петровна доживает свой век в забытьи и одиночестве. Одиночество вдвойне страшнее и ужаснее, если у страдающих есть родные, которые не проявляют внимания и заботы.

3) Родные. (Монологический рассказ. Выборочное чтение)

Умирающая Катерина Петровна беспрерывно думает о дочери Насте, находящейся в далёком Ленинграде. (Слайд № 7)

Что вы узнали о Насте, о её жизни, работе, делах? (Настя - единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов. Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. Карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла «писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей»).

Как характеризует Настю её отношение к матери? (Мы наталкиваемся на стену бессердечия, равнодушия, чёрствости, эгоизма)

Ко всем ли, ко всему ли Настя бездушна? (Отнюдь. Она сочувствует скульптору Тимофееву, тратит много времени на организацию его выставки. «Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», «этой выставкой мы целиком обязаны одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне» - эти слова в адрес Насти). (Слайд № 8)

Вспомните, как называли Настю художники? (Сольвейг - солнечный путь или луч). Почему? (За её заботу, требовательность, за умение довести дело до конца)

Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? (Одно дело - увлекаться работой, делать её от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое - помнить о близких своих, о матери - самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами. Испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.)

Осуждает ли Катерина Петровна свою дочь? (Катерина Петровна знала, что Насте не до неё, старухи, «у них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». «Лучше не мешать», - думала.. Она не осуждала свою дочь).

Вывод учителя: Как бы там ни было, гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достичь не удалось. В этом трагизм её положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести.

4) Чужие близкие.

Вина Насти перед матерью выглядит особенно отчётливо в сравнении с поведением чужих для матери людей, проявляющих искреннюю заботу о ней - Манюшки и Тихона.

Кто рядом с ней? Кто эти люди?

(Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване). (Слайд № 9).

(Тихон - сторож при пожарном сарае. Хлопотал часто по хозяйству, от жалости, но всё же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья на дрова. Тихону невмоготу было смотреть на «сгорбленную, маленькую» женщину. От имени Насти он, пошептавшись с почтальоном Василием, взял телеграфный бланк и написал телеграмму и принёс Катерине Петровне). (Слайд № 10)

Какие чувства они проявляли к Катерине Петровне? (заботу, уважение, привязанность)

Вспомните, как воспитывал Тихон Манюшку, что он ей говорил? («За добро плати добром, не будь пустельгой, - говорит Тихон Манюшке.

Как вы поняли смысл этой фразы? (ПУСТЕЛЬГА - 1. Хищная птица семейства соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.) (Такой пустельгой оказалась Настя).

Вывод учителя: Это односельчане Катерины Петровны. Простые люди. Они помогали ей, проявляя сочувствие, заботу. Люди с добрым сердцем. Но они не могли постоянно находиться с Катериной Петровной. У них свои дела, семейные заботы. В их отсутствие Катерина Петровна была одна.

4) Письмо. (Слайд № 11).

Катерина Петровна пишет Насте письмо. («Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень»)

Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? («спрятала его в сумочку, не читая, раз мать пишет - значит жива»).

Какие слова должны были насторожить Настю? (Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу)

Почему? (Мать одинока, больна, беспомощна, ей нужен уход. Она хочет умереть, она устала от одиночества).

Вывод учителя: Настя не ответила на письмо, просьбу матери. Не проявила сочувствия, уважения, сердечности, любви к своей матери, одновременно заботясь о благополучии чужих ей людей.

5) Совесть.

Кто пробуждает её сознание? (Гоголь (скульптура): «насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё», «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. - Эх, ты, сорока!») (Слайд № 12).

Вывод учителя: Гоголь взывает к совести. Великий сатирик Н.В. Гоголь, и автор рассказа К.Г. Паустовский показали, что истинной душевности, человечности Настя лишена. Она думает только о себе, о своей карьере.

6) Телеграмма.

Настя получает телеграмму: «Катя помирает. Тихон». (Слайд № 13).

Успела ли Настя на похороны матери? Что произошло? (Слайд № 14 + Звук-песня «Грустная песня про маму». Прослушать 1, 2 куплеты или 2 куплет). (Возможны другие варианты)

Вывод учителя. Настя потеряла родного, самого близкого человека - маму. Катерина Петровна умирает, так и не дождавшись свою дочь. Умирает от одиночества и тоски. Дочь не успевает на похороны своей матери. Уехала Настя из Заборья крадучись, чтобы никто её не увидел и ни о чём не расспрашивал. (Слайд № 15).

Чего испугалась Настя? (человеческого суда)

Кто смог бы простить Настю? (Простить её могла только мама: «…никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести»).

Зачем писатель вводит образ молоденькой учительницы? (Есть на земле люди с добрым, чутким сердцем, которые мимо чужого горя не пройдут никогда. «Там, в областном городе, у нее осталась мать - вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая»).

Вывод учителя: Перечитаем эпизод «Похороны». Как меняется природа? (Морозно, но свежо и ясно. Закончились страдания Катерины Петровны. Она успокоилась навсегда).

IV. Составление кластера. Коллективная работа. (учащиеся работают у доски, делают записи) (Приложение 2)

Цель: учить составлению кластера, способствовать свободному выражению мыслей.

Что случилось? Почему так произошло? Кто в этом виноват?

Выводы учащихся: Произошло страшное! Умер человек! Умер от одиночества, тоски и горя. Рядом были с ним люди, которые помогали, ухаживали, заботились. Но в их отсутствие Катерина Петровна оставалась одна. У неё была дочь, но она жила далеко. Катерина Петровна была одинока. Человек не может долго быть в одиночестве, ему нужно общение, уход, забота, помощь.

V. Итог урока.

Цель: подвести учащихся к определению идейного содержания произведения

Печальная история... Ребята, тему произведения мы определили в начале урока. (рассказ о взаимоотношениях родителей и детей, матери и дочери). Вернёмся к эпиграфу: «Нет! Человеку нельзя жить без родных…». Как помогли слова К.Г. Паустовского понять идейное содержание рассказа? (Человеку нельзя жить без родных. Престарелые родители требуют особого внимания. Часто болеют. Они нуждаются в заботе, внимании, помощи, в любви. А если рядом нет близких, они беспомощны и одиноки. «Одиночество - вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека». (Александр Грин).

К чему призывает автор читателя? (Помните о родителях - это ваша святая обязанность перед теми, кто дал вам жизнь. Сейчас, когда вы рядом с родителями, окружите их заботой, теплом, вниманием. Помогайте им справляться с домашними делами. Хорошо учитесь, радуя их своими успехами. Любите своих родных, звоните им почаще, навещайте, не скупитесь на ласковые слова, рассказывайте им побольше о себе, им интересно знать о каждом шаге вашей жизни). (Слайд № 16).

VI. Весточка родным. (Песня «Мама - первое слово»)

Я предлагаю вам отправить телеграммы своим родителям. Напишите им добрые, тёплые слова любви. Подарите им радость. Я доставлю ваши телеграммы адресату. (все пишут телеграммы, собрать).

VII. Задание на дом.

Составить список-перечень проблем, которые автор поднимает в рассказе. Прокомментируйте каждую коротко. Помните! Проблема (чего?)
Написать сочинение на тему «С чем осталась Настя?»

VIII. Всего доброго! Спасибо за урок!

Использованные источники

Беленький Г.И. Литература 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ авт.-сост. Г.И. Беленький. - 10-е изд., стер.- М.: Мнемозина, 2012. - 383 с.
Беленький Г.И. Методические советы к учебнику для 8 класса. Литература. Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2010.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.- М.: Аз, 1996. - 938 с.


Просмотров: 1890 | Загрузок: 241
Автор: Ушанфа О.Т.
Теги: Паустовский
Предмет: Литература
12.01.2015 5906 824

Милосердие и доброта облагораживают, украшают человека, делают его счастливым.

Цель: дать представление о К.Г.Паустовском как о человеке и писателе, познакомить с творчеством замечательного художника слова; дать характеристику героев; раскрыть основную мысль рассказа; совершенствование логического мышления и умения работы над художественным текстом; воспитание доброты, нравственности, милосердию; привить любовь к близким, помнить о великом долге перед матерью; воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни;

Оборудование: « Литература в школе» 1996 -6; «Уроки литературы» 2004 -3; «Мегариф» 2005 – 11; Виль Казыханов «Уроки нравственности» -2004; Крамской «Неизвестная»; текст рассказа «Телеграмма»; портреты писателя; иллюстрации; стихи о маме; фрагмент из кинофильма В.Шукшина «Калина красная»;

Записи на доске: слова –антонимы:

Милосердие

Доброта бессердечность

Чуткость жестокость

Верность бездушие

Отзывчивость черствость

Преданность неблагодарность

Щедрость души равнодушие

Душевность

Добросердечность

Бескорыстие

Совесть стыд

Высказывания известных людей.

- Никогда не делайте того, за что вам придется казнить себя. Кант.

- Кто творит добро, тот и процветает. Кант.

- Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы быть счастливым. Стендаль.

- Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное. Платон.

- Есть только один способ положить конец злу – делать добро злым людям. Л.Толстой.

- Добрых людей на свете, было, есть и будет всегда больше, чем плохих и злых. В.Астафьев.

- Тот, кто не делает добро, когда имеет возможность делать его, будет страдать. Саадин.

- Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив.

Сенека.

- Зорко следите за юными всходами зла и добра, восхищения и зависти. Будьте красивыми, сильными, добрыми, зависть и зло вырывайте без жалости. О.Фонеко.

- Когда одна свеча зажигает другую и одной свечой зажигаются тысячи, так и одно сердце зажигает другое, и зажигаются тысячи. Л.Н.Толстой.

- Делая добро другим, вы помогаете себе.

- Самое большое счастье в жизни – это уверенность в том, что тебя любят. Гюго.

- Счастье – ощущение собственной нужности. Хемингуэй.

- Добродетель развивается последствием дел, а не болтовни. Я.Коменский.

- За добро плати добром. К.Паустовский.

- Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать.

М.Горький.

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово –

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его. Шехтер.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей. В.Берестов

Ход урока:

Слово учителя.

Быть всегда нужным людям, чувствовать веление времени – большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского. В этом году весной ему исполнится 115 лет.

Деятельность его разнообразна: он – автор романов, повестей, рассказов; он – драматург, критик, публицист. Его книги - яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоты в повседневной жизни и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы.

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Он с удовольствием писал очерки и рассказы об известных людях – о Гоголе, о Грине, Чехове, Блоке, Лермонтове.

Читая его книги, мы не можем ощущать и обаяние личности писателя, его бескорыстие, честность, принципиальность. Это неслучайно: Паустовский – человек, «создавший себя», его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему делу.

Биография К.Паустовского. (сообщение ученика)

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве 31 мая 1892 года в семье железнодорожного статистика.

Отец был из запорожских казаков, а бабка со стороны отца была турчанка.

Несмотря на профессию статистика, которая требовала трезвого взгляда на жизнь, отец Паустовского был мечтателем. И поэтому не мог долго засиживаться на одном месте. После Москвы они переехали в Вильно, потом в Псков и,наконец, надолго засели в Киеве.

Мать писателя была женщиной властной и суровой.

Семья была большая, склонная к занятиям к искусству, много пели, играли на рояле, спорили, любили театр.

Мальчик начал учиться в 1 классической гимназии, где учился на год старше писатель М.Булгаков, автор романа «Мастер и Маргарита». Но когда он перешел в 6 класс, их семья распалась и ему пришлось самому зарабатывать на жизнь и на учение. Перебивался репетиторством.

В 1911 году в последнем классе он написал первый рассказ и напечатал в литературном журнале «Огни». А свои первые стихотворения Паустовский отправлял Бунину. И.

После окончания гимназии он пробыл 2 года в Киевском университете, а затем перевелся в Московский.

В начале первой мировой войны работал кондуктором в трамвае, затем санитаром на санитарных поездах

Однажды в отряде ему попался обрывок газеты, где он узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах оба его брата. Он вернулся к матери – она жила в Москве, но долго просидеть на месте не смог и начал скитальческую жизнь.: уехал в Екатеринослав и работал на металлургическом заводе. Затем в Новороссийск, а оттуда в Таганрог. В свободное время начал писать роман «Романтики».

Во время февральской революции вернулся в Москву и начал работать журналистом, здесь же стал свидетелем и революции 1917 года.

И снова его завертело. Он уехал с матерью на Украину, в Киев, затем в Одессу. Там он впервые попал в среду писателей – Ильфа, Багрицкого, Бабеля, Юрий Олеша.

Паустовский очень любил путешествовать, во время них он знакомился с интересными людьми, видел мир, народы – и все это помогало ему в работе над произведениями. Писатель побывал в Батуми, Тифлисе, в Армении, в Персии. Изъездил всю Украину и Кавказ, Волгу, Оку, Каму, был в Средней Азии, на Алтае, в Сибири, в Михайловском- на родине Пушкина, В Эстонии, в Литве, в Белоруссии и Чехословакии. В 1956 году плавал вокруг Европы и побывал в Стамбуле, Афинах, Риме, Париже…

Во время 2 мировой войны был военным корреспондентом.

В своих воспоминаниях он говорил так: «…моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать».

Произведения писателя переведены на многие языки мира. В музее Паустовского в Москве, над последней его фотографией запись: «Мы жили на этой земле. Не отдавайте ее в руки опустошителям, пошляков и невежд». Эта запись звучит как напоминание, как завет потомкам, точнее, нам.

Слово учителя.

Паустовский часто писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением, хотя в произведениях нет острого сюжета, захватывающего происшествия. В чем же дело? Может в любви к людям? Может в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает?

Сегодня мы с вами обсудим произведение Паустовского «Телеграмма». Дома вы должны были прочитать этот рассказ. Я попрошу вас кратко изложить его.

Краткое содержание рассказа «Телеграмма».

Слово учителя.

Вот видите, никакого захватывающего сюжета, но ИНТЕРЕСНО.

- Как начинается рассказ? Его эмоциональный фон. Природа и Катерина. Описание природы – осень

- Расскажите о жизни Катерины Петровны.

- Как передается одиночество Катерины Петровны?

- Как чувствовала себя она в последнее время?

- Прочитайте письмо Катерины Петровны, кому оно адресовано? Что вас удивило в письме?

- Кто же такая Настя? Опишите ее внешность. («холодные глаза»)

- Можно назвать Настю черствой, бессердечной, неблагодарной?

- по отношению к матери;

- а ее участие в судьбе художника Тимофеева?

- Почему, когда говорится о Катерине Петровне, писатель показывает пейзаж, а когда о Насте, никакого пейзажа мы не встречаем?

- Катерина Петровна осуждала свою дочь?

- почему писатель использует именно картину Крамского «Неизвестная»?

Эта картина напоминает о жизни Катерины Петровны, когда она была молодой, веселой. Таких неизвестных, одиноких матерей очень много.

- Так о ком же должна была подумать, прежде всего, Настя?

- Какие причины она придумывала, чтобы не поехать к матери?

- Почему дважды в рассказе появляется скульптура Гоголя?

- Осознала ли Настя ошибку?

- Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

«Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле». (5 заповедь Божия).

- Что означают имена Катерина и Настя?

Катерина (греч.) – чистая, Настя (греч.) – воскресающая.

- Писатель знакомит нас в конце рассказа с молоденькой учительницей. Почему?

- А еще, каких людей мы встретили в рассказе?

- Скажите, ложь во имя спасения допустима?

- Какой урок нравственности преподал девочке Тихон?

- Ребята, а все-таки, что дороже: карьера или семья, мама?

- В вашем сердце, какие зарубки оставил этот рассказ?

- Как вы думаете: больше добрых или жестоких людей?

Вывод:

Надеюсь, талант Паустовского задел ваши сердца, и вы посмотрите на себя со стороны и подумайте: а я не пустельга?

- Какой же вывод вы сделали из этого урока? Что поняли? Что нового вы для себя узнали?

Надо быть добрым, и за добро платить добром. Мы поняли, что настоящая доброта – это забота о близких, это чуткое отношение к матери. Доброта, преданность, верность необходимы в нашей жизни.

Я хочу пожелать, чтоб на вашем пути никогда не встречались неблагодарные, жестокие, бездушные люди.

(Чтение стихотворений о маме).

Я хочу быть ласковым с тобою.

Ласковым и нежным до конца,

Чтобы ни единою слезою

Ты не опечалила лица.

Я хочу, чтоб ты спала спокойно,

Слушая осенние дожди,

Чтобы все печали и невзгоды

Навсегда остались позади. В.Ломанов.

Мать… Мы землю так называем,

Когда растим хлеба и цветы,

Когда в ракете над ней взмываем

И видим, какая она с высоты.

Читая, чистая, вся голубая –

Это, наверное, потому,

Что мамы ходят по ней, улыбаясь

Детям, будущему своему.

Взял бы цветы – миллиард букетов

И разбросал бы их над планетой.

Мамы получат их, улыбнутся

И сразу повсюду наступит лето.

Мать, я землю изъездил. Я многие знал города.

И добро повидал, и война по мне смертью строчила.

Но друзей своих, мать, не бросал я в беде никогда.

И не лгал никогда. Это ты меня так научила.

Ты меня научила не прятать у сердца обид.

(Сердцу трудно и так, для чего ему тяжесть такая?)

Если слово ты дал – это значит навеки. Гранит.

Если в гору идешь – поднимайся, других не толкая.

Ах, завет материнский, и что тебя в мире мудрей!

Ты нас к звездам ведешь даже в темные ночи глухие.

Я берусь утверждать: в мире мало плохих матерей!

Отчего же тогда появляются люди плохие?

Отчего же тогда по земле еще ползает зло?

И смердит себялюбство? И сушит сердца скопидомство?

А ведь как на планете бы сделалось людям светло,

Если б всех матерей своих слушаться стало потомство!..

Это вы нас учили, куда бы мы в жизни ни шли, -

Мы судьбу свою метили самой высокой метой!

Если бьемся с врагом – так уж бьемся за счастье Земли!

Если счастье несем – так уж делимся с целой планетой!

Мама, как ты добра!.. Как была ты огромна добра!

Целый город, бывало, к тебе приходил за советом.

Если мерз человек, ты ему отдавала тепло.

И всегда незаметно, всегда от души. Сокровенно.

Вот за это за все – я твой сын! И пока я живу,

Мама, имя твое я несу через жизнь, как святыню.

Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.

Будет солнце всходить. Будут реки врываться в пустыню.

Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.

Будет жизнь бушевать. Каждым атомом. Жилкою каждой.

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!

Настоящая Мать – человеку дается однажды. С. Островой.

Слово учителя.

Этот дом расположен на окраине города. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь; другим не нашлось места в семьях их родных детей; третьи не могли найти общего языка с невестками или внуками; четвертые… Впрочем, стоит ли перебирать все причины? Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.

Найти этот дом не так уж трудно. К нему ведет узенькая тропинка от автобусной остановки. Окна его тусклы, отчего кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг не растет ни деревца, ни единого кустика.

Самое любимое место во дворе – та самая площадка, где дорожка соединяется с тропинкой от остановки. Сядут на скамейки и подолгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы, машины. Они кого-то отчаянно ожидают, но здесь мало кто бывает. Некогда их родственникам хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек…

Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней.

Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно…» - Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:

Мне к 6 часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей сегодня день рождения.

Ступив на крыльцо дома, женщина произнесла: «Слава Богу, наконец-то, дошли!»

Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.

Проходите, пожалуйста, садитесь.

Женщина вынула из сумочки какой –то сверток, небрежно завернутый в газету и положила перед директором. Он взял и не спеша начал читать. Затем спросил:

Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?

Как кем? Дочерью, конечно.

Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?

Да, мне в соцобесе заверили, что все в порядке с документами.

Конечно, конечно, - полуиронически сказал директор, - только одно непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас?

Она сама сюда захотела.

Да, да, - поддержала ее мать, - я сама напросилась.

Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую.

Все понятно, - сказал директор, - вы можете идти.

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор спросил у старушки напрямую:

Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, пришли сюда?

Да откуда такому желанию –то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость…..

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

«Пока не стало поздно» по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Субкомпетенции Ученик знает: о жизни и творчестве писателя, литературоведческие термины, содержание рассказа. Ученик умеет: работать с текстом произведения, анализировать, сравнивать, сопоставлять, логично излагать свои мысли, высказывать свою точку зрения. Ученик способен: давать оценку поступкам героя, связывать с современной жизнью. Воспитательные цели: воспитание бережного и благородного отношения к своим родителям. Оборудование: Записи «Времена года. Октябрь». П. И. Чайковского. «Песня о матери» в исполнении ансамбля « Белый день». Компьютер. «Притча о блудном сыне». Выставка книг Паустовского. Эпиграф:

I . Представление. Тема, цели урока. (слайд-1)

II .Актуализация ЗУН Вступительное слово учителя. Когда называешь имя К.Г. Паустовского, то в памяти оживает Мищерский край, средняя полоса России, с ее неброской красотой, о которой Н. Рыленков написал: (слайд-2) Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. - Вот так и Паустовский всмотрелся, вслушался, а потом сказал: «Она завладела мной навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые близкие люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». И может стоит поучиться у писателя великому умению- остановиться и внимательно всмотреться и увидеть то, что нас окружает, и тех, кто живет рядом с нами.

(слайд-3) Эпиграф: « Есть на свете прекрасное существо, у которого мы всегда в долгу,- это мать». М.Горький

Сегодня мы продолжим разговор по произведению К.Г.Паустовского «Телеграмма»,где мы познакомились с печальной историей о матери, напрасно ожидающей приезда дочери.

Итак, скажите, пожалуйста, когда посылают телеграммы? (Когда нужно сообщить что-то срочное) (Когда стряслась беда) (Когда у человека радость) -А сколько телеграмм послано в рассказе? -Куда, кому и кем они были отправлены? (дочери -Насте в Ленинград: «Катя умирает. Тихон».)

(слайд-4) «Катя умирает. Тихон».

(матери- Катерине Петровне в Заборье: « Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»)

(слайд-5) « Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя».

Исходя из нашего разговора, определите тему рассказа. (Взаимоотношения родителей и детей).

Действительно, рассказ Паустовского затрагивает одну из важнейших проблем- отношения детей и родителей.

Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стараниями?

А теперь, ребята, перейдем к следующему этапу нашего урока. Работа над композицией рассказа на основе дом. зад.

Задание: Обсудите в группе свои композиционные планы рассказа, составьте общий, подберите к каждой части эпиграф из текста. Примерный план. 1. Мать. «Эх, горе, ее горькое, сострадание неписаное!». 2. Дочь. «Эх ты, сорока!». 3. Телеграмма. «За добро плати добром, не будь пустельгой!» 4. Развязка. «Безмятежно уснувшая».(смерть, похороны). 5. Раскаяние. Никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять непоправимой вины, невыносимой тяжести.(приезд с опозданием).

III .Развитие. -Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны Паустовский? Описание пейзажа, интерьера.(Исследовательская работа с чтением фрагментов рассказа-Катерина осеннего пейзажа). Звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Октябрь».

Холодная осень, назойливо сыпался дождь, тащились, цеплялись рыжие тучи. Маленький подсолнечник все доцветал и не мог доцвесть. Вывод : пейзаж печален, когда печален человек. Описание интерьера: цвет желтый, сумрачный, есть и серый. Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности.

Работа с текстом. К.Г.Паустовского считают мастером детали. Подумайте, какой многозначный смысл заключен в выделенных выражениях.

Обсудите в группах. Ответ обоснуйте.

1 гр. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме,- без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.(Пр. от. Ночник- единственное существо, он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, ее грусть, боль. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и угасает.)

2 гр. Она задохнулась, остановилась, у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила, уже девушкой -хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. (Пр. от. Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отожествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности. Каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины- глубину ее тоски по дочери)

3 гр. Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь,- что там? Но внутри ничего не было видно- одна жестяная пустота. (Пр. от. Пустота-Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота- бездушие, неоправданная жестокость дочери). -Какой вы увидели Катерину Петровну? Как ей живется? (Пр. от. Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее- известный художник, дом «мемориальный», она последняя обитательница его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем говорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго- французского писателя. Добрая- страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.

(слайд-6) ..все перебирает какие-то бумажки в ридикюле….. Каково ее душевное состояние, какими словами вы бы определили? (одинокая, разочарована, душевная, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери.

В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? (с учебника. Как-то в конце октября… побрела назад).

Найдите метафору в предложении «Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю». Что хотел этим подчеркнуть автор? (Автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь ее как бы позабыли, и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.)

Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба. В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видно неустроенность, одиночество. «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает).

Вывод: Страдает человек, и природа у Паустовского сочувствует ему. Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.

Чтение письма. (слайд-7)

«Наглядная моя, -писала Катерина Петровна. -Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай наглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уже не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело, вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».

Что вас удивило в этом письме? (Удивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти «зиму эту не переживу», «смерть забыла ко мне дорогу»). А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени).

Действительно, образ Катерины Петровны и окружающий ее мир- единое целое. А пейзаж- это действующее лицо рассказа. Может быть, именно природа и помогает ей жить. Ведь и сад, которым занимался еще отец, и замерзший клен, который она жалеет, так как его посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, - это все близкий ей мир, ее родная земля.

Обратимся к образу Насти.

1 гр.Что мы узнаем о ее жизни и работе в Ленинграде? (Она секретарь в Союзе художников, Работы много. Устройство выставок- конкурсов- все это проходило через ее руки).

2 гр. Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева? Как оценили деятельность Насти художники? (Седой вспыльчивый художник подошел к Насте и похлопал ее по руке. Благодарю….Слышал, что вы извлекли Тимофеева на свет божий. Прекрасно сделали. А что у нас много болтающих о внимании к художнику, о заботе и чуткости, а как дойдет до дела, так натыкаешься на пустые глаза. Еще раз благодарю! Мысль, брошенная стариком художником о внимании к человеку, повторялось в каждой речи.

(Прямых авторских оценок нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает самолюбование Насти. ……Настя нравилась сама себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза. Глаза- зеркало человеческой души. Здесь такой разоблачающий эпитет. Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя. Насмешливый -это олицетворение, с помощью которого тоже выражается авторская позиция.

А почему именно взгляд Гоголя, а не другого писателя?

(Гоголь- сатирик, который обладал удивительной способностью угадаывть человека. А письмо-то в сумочке нераспечатанное, казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх, ты, сорока!)

Настя получила письмо, что она с ним сделала? (Она скомкала телеграмму и нахмурилась. Она даже не поняла, о какой Кате идет речь. Неприятное известие нарушило ее планы).

А ведь в таких случаях, казалось, надо кричать, плакать, бежать, что- то делать. А она так далека от матери, что не поняла, о ком говорится в телеграмме. И Паустовский подчеркивает ее недоброту, фальш, когда сразу после ее мыслей: «Какая Катя? Какой Тихон? Должно быть, это не мне»,-читаем слова художника Першина: «В наши дни забота о человеке становится той реальностью, которая помогает нам расти и работать».

Какой художественный прием использует автор и для чего?

(Резкий контраст. Он подчеркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы).

Считаете ли вы, что взаимоотношения между матерью и дочерью нормальные?

(Нет, конечно, ведь она не была дома уже три года, да и письмо не сразу прочитала, а скомкала).

Да, такая жизнь, когда приходится лгать самому себе и другим когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту своей души ложью, - такая жизнь ненормальна, она фальшива, неспокойна, когда-то приходит прозрение.

Приходит она и к Насте. С чего оно началось?

Взгляд Гоголя свершил ее. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: « Эх, ты»!

И все-таки душа Насти не очерствела до конца. Будь так она не почувствовала и смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы его.

Покажите динамику пробуждения Насти.

(быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила «ненаглядная моя»,-заплакала, поняла, что ее никто не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, выскочила, побежала на железнодорожную станцию- лишь бы успеть, билетов не оказалось, чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).

Какой мы видим Настю после смерти матери?

(чтение отрывка из учебника стр. 318….Валил ледянистый снег..)

Вывод: Да, Настя изменилась,она совсем другая, но уже поздно: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Даже не успела увидеть в последний раз, приехала с опозданием.

Чтение эпилога- конец рассказа.

Какова роль этой концовки?

Какую притчу вы вспомнили?

(слайд-8) Притча о блудном сыне.

Да, в отличии от блудного сына Настя не увидела мать, и она ее не простила.

А какую библейскую заповедь нарушила Настя?

Вывод: Да, холод души растоплен слезами боли и раскаяния. Настя в переводе с греческого- «воскресшая». Наверное, недаром это имя дал своей героине автор. Только мать смогла бы облегчить ее страдания. В народе всегда отмечалась особенная любовь матери к детям, в отличии от последних.

Какие пословицы и поговорки о матери вы нашли?

    - Материнская молитва со дня моря вынимает.

    - Материно сердце в детях, а детское - в камне,

    - Материны глаза слепы.

    - Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

Вывод:

Очень жаль, что в суматохе жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы очень хотелось, чтобя вы тихим вечером посмотрели на маму, постарались понять ее, вовремя сказать доброе слово, пока не стало роздно.

Эпиграфом к уроку у нас были слова Максима Горького

(слайд-9) «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу,- это мать»

Как вы это выражение понимаете?

Согласны ли вы с этим высказывнием?

Вывод:

Тему рассказа мы определили в начале урока: взаимоотношение родителей и детей.

А какова основная мысль текста?(Помни о родителях, навещай- это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь.)

IV .Рефлексия.

Поделимся впечатлениями, которые оставил у вас рассказ Паустовского, продолжив фразу: «Я сегодня понял(а)…..»

Актуальна ли проблема, поднимаемая писателем?

Стих.Сергея Викулова «Пишите письма матерям»-читает ученик.

Сергей Викулов

Поют гитар походных струны

В тайге, в горах, среди морей…

О сколько вас сегодня, юных,

Живет вдали от матерей!

Вы, вечно юные, в дороге -

То там объявитесь, то тут…

А ваши матери в тревоге

Вестей от вас все ждут и ждут.

Они считают дни, недели,

Слова роняя невпопад…

Коль рано матери седеют -

Не только возраст виноват.

И потому, служа солдатом

Или скитаясь по морям,

Почаще все-таки, ребята,

Пишите письма матерям!

Послушаем песню о матери, исполняемую группой «Белый день».

Напишите синквейн на тему « Телеграмма».

Например. Телеграмма. Краткая, неожиданная. Летит, волнует, сообщает. Я получил хорошую весть. Радость.

V .Домашнее задание. Письменная работа.

(слайд-10)

1.Какой след на вашем сердце оставил рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»?

2.Всегда ли я поступаю по совести?

3.Письмо Насте.

О людях, по- настоящему добрых, пойдет у нас речь на следующем уроке.

Благодарю вас всех.

Выставление оценок.