Удивительные жилища разных народов. Жилища народов мира: балаган, вигвам, русская изба, иглу, мазанка, сакля Двор в русском стиле

Внутреннее убранство русской избы является неотъемлемой частью истории и культуры России. Именно она, старинная избенка, стала основной частью фольклора и даже героиней многих сказок и легенд. Вспомнить хотя бы избушку на курьих ножках - сказочное жилище Бабы-Яги, страшной колдуньи, которая пугает маленьких детей. Её же часто обводят вокруг пальца главные сказочные герои.

Так, Иван-Царевич обращается к ней за помощью, дабы избавить от страшной участи свою любимую, и не без хитрости получает дары старой колдуньи. Бабка-Ёжка - негативный персонаж, помогающий в сотворении злодеяний Кощею Бессмертному, Змею Горынычу и Коту Баюну. Но вместе с этим эта "героиня" является довольно весёлой, смешной и сатирической.

Об истоках

Слово "изба" на Руси имело множество интерпретаций в зависимости от места проживания людей, поэтому и называлась по-разному. Существуют такие синонимы, как: ызба, истьба, изьба, истопка и истобка. Эти слова часто употребляются в русских летописях, что, опять же, говорит о неотрывности и связанности жилья с жизнью человека. Такая фраза имеет прямую связь с такими русскими глаголами, как «топить» или «истопить». Это здание имело в первую очередь функциональную нагрузку, поскольку было призвано согревать в морозы и укрывать от природных условий.

Что представляла собой изба в общем

Внутреннее убранство русской избы сложно представить без печи, поскольку именно она была центром комнаты и излюбленной её частью. Известно, что у многих восточнославянских народов, украинцев, русских и белоруссов, сохранялся термин «истопка». Ну и, как говорилось раньше, он обозначал отапливаемое строение. Это были и кладовые для хранения запасов овощей, и жилое помещение разных размеров.

Чтобы знать, как нарисовать убранство русской избы, нужно понимать, что она значила для человека. Знаменательным событием было строительство дома для крестьянина. Мало было решить практическую задачу и обеспечить себе крышу над головой. В первую очередь дом являлся полноценным жилым пространством для всей семьи. Убранство избы должно было быть по мере возможности наполнено всеми необходимыми жизненными благами, обеспечивать жильцов теплом, давать им любовь и ощущение покоя. Такое жильё можно соорудить лишь по давним заветам предков, а традиции крестьяне всегда соблюдали очень тщательно.

О традициях

Особое значение при строительстве дома отводилось выбору места, чтобы строение впоследствии было светлым, сухим и высоким. Ритуальная ценность имела не меньшее значение.

Счастливое место - это то, которое прошло строгую проверку временем и было обжито ранее: стало благополучным для прежних хозяев, которые жили здесь. Неудачными считались територии около захоронений, бани, которые были построены там ранее, а также вблизи дороги. Считалось, что сам чёрт ходит по этому пути и может заглянуть в жилище.

О строительном материале

Материалы для строительства избы выбирали очень тщательно. Русские использовали для возведения брёвна сосны или лиственницы. Эти деревья имеют длинные и ровные стволы, ровно ложатся и плотно примыкают друг к другу. Они хорошо удерживают внутреннее тепло и долго не гниют. Выбор брёвен в лесу был довольно непростым занятием, веками от отцов к детям передавался свод правил, алгоритм подбора бревна. Иначе, если выберешь неправильный, негодный материал - дом будет приносить беды и несчастья.

Даже на внутренее убранство крестянской избы нельзя было рубить священные деревья. Они могли принести в дом тяжёлые хвори. Существовало поверье, которое говорило о том, что такие особые породы должны жить только в лесу и умереть своей смертью. Если нарушить запрет, они принесут смерть и горе в дом.

Сухая древесина также была непригодна к строительству. Место, где произрастали деревья, тоже имело важное значение. Дерево, которое росло на перекрёстке лесных дорог, является «буйным» и может принести в дом большое несчастье - разрушить сруб и тем самым убить хозяев дома.

Обряды

Без обрядов у славян не обходился и процесс возведения дома. В начале строительства совершалось жертвоприношение. Жертвой в таком случае считалась курица или баран. Такой процесс проводился при укладке первого венца избы. Под брёвна клали деньги, шерсть и зерно как символы богатства, процветания, любви, семейного тепла. Также туда клали ладан как знак святости дома, а также своеобразный оберег от нечистой силы. В конце работы (строительства) все участники процесса садились за стол и угощались вкуснейшими яствами.

Жертвоприношения проводился неспроста. Жертва должна была создать крепость дому и уберечь от напастей. Иногда в дар богам приносили человека, но это в редких случаях, дабы защитить всё племя от врагов. Чаще всего предавали страданиям крупный скот: быка или лошадь. Во время археологических раскопок на старых домах были найдены именно их скелеты, а также конские черепа.

Для обряда делалась специальная ямка, останки нужно было класть туда. Она находилась под красным уголком, где располагались иконы и другие обереги. Были и другие излюбленные животные для строительного жертвоприношения. Таким фаворитом для славян стал петух или курица. Об этом говорит и традиция размещения флюгеров в виде петушков, а также изображение или статуэтка этого животного на крыше дома.

Можно привести в пример бессмертное классическое произведение Н. В. Гоголя «Вий». Вся нечисть исчезала после крика петуха. Поэтому "крикун" призван охранять жилище от нечистой силы. Фото, убранство русской избы на которых показано во всей красе, представлены в этой статье.

Схема устройства крыши

Кровля также была сделана по особой схеме:

  • желоб;
  • охлупень;
  • стамик;
  • слега;
  • огниво;
  • князевая слега (кнес);
  • повальная слега;
  • самец;
  • повал;
  • причелина;
  • курица;
  • пропуск;
  • гнет.

Общий вид избы

Убранство русской избы снаружи, такое, каким представляли себе и строили наши прадеды, было особым. По старым традициям избы строили тысячи лет. Русское убранство избы зависело от того, где жил человек и к какому племени он принадлежал, поскольку у каждого племени были свои традиции и законы, по которым их можно различать.

И даже сейчас нельзя не различить избы на европейской территории России. Ведь на севере преобладали рубленные дома, поскольку леса там было вдоволь. На юге же были огромные запасы глины, поэтому и хаты-мазанки строили из неё. Так же оформлялось и внутреннее убранство русской избы. Фото явлются наглядным тому примером.

Как утверждают этнографы, ни одна народная мысль не была создана сразу же в первозданном виде, таком, как мы можем наблюдать сейчас. История, культура, а с ними и мысль людей, меняется и развивается, привнося во всё, что было создано, гармонию, красоту и великую силу любви. Это касается и жилища, которое формировалось и становилось всё более функциональным и удобным. Эти утверждения доказывает и масса проведённых археологических раскопок.

Русское убранство избы во многом зависело от климатических условий, в которых проживали люди, и от имеющегося строительного материала. Так, на севере была влажная почва и густые леса, полные брёвен, пригодных для возведения жилищ, а на юге преобладали и активно использовались другие изделия. Исходя из этого, в южных областях была распространена полуземлянка. Этот дум был с углублением на полтора метра в землю, соответственно, имел насыпной пол. Такой тип жилища на Руси просуществовал до 14-15-го веков.

После этого временного периода стали строить наземные постройки с деревянным полом, поскольку научились обрабатывать брёвна и делать из них доски. Также делались дома, приподнятые над землёй. Они были более многофункциональны, поскольку имели 2 этажа и предоставляли возможности для комфортной жизни, хранения овощных запасов, сена и жилья для скотины в одном доме.

На севере, с изобилием густых лесов и достаточно сырым холодным климатом, полуземлянки быстро превратились в наземные дома, быстрее, чем на юге. Славяне и их предки занимали достаточно большую территорию и отличались друг от друга вековыми традициями, в том числе и в построении жилья. Но каждое племя наилучшим образом подстраивалось под окружающие условия, поэтому нельзя сказать, что какие-то избы были хуже. Всему было своё место. Теперь можно понять, как нарисовать убранство русской избы.

Подробнее о строительстве

Ниже представлено фото. Убранство русской избы на нем продемонстрировано наиболее типичное для Ладоги, соответствующее временному периоду 9-11-го веков. Основание дома было квадратным, то есть ширина была равна длине, которая достигала 5 метров.

Строительство срубной избы требовало внимательного и тщательного подхода, поскольку венцы должны были совпадать, а брёвна - плотно прилегать друг к другу, иначё весь труд насмарку.

Брусья должны были прилегать как можно плотнее, дабы защитить жителей от холодных ветров и сквозняков. Поэтому делались углубления в срубе через одно бревно. В это отверстие укладывался выпуклым ребром другой брус. Пазы между ними утепляли болотным мхом, который нес не только теплоизоляционную ценность, но и антибактериальную. Сверху эту постройку промазывали глиной.

О нюансах строительства

Внутреннее убранство русской избы иногда предполагало который поливался водой и утрамбовывался, отчего становился твёрдым и гладким. Во время уборки слой грязи просто сметался метлой. Но чаще всего внутреннее убранство крестьянской избы предполагало пол деревянный и приподнятый над землёй на высоту в полтора метра. Это делалось для того, чтобы соорудить подполье. Из него в жилое помещение с печью вёл люк. В подполье сохранялись все овощные запасы.

Русское убранство избы у зажиточных людей предполагало ещё одну надстройку сверху. Снаружи этот дом был похож на трёхъярусный.

О пристройках

Внутренне убранство русской избы тоже имело несколько нюансов. Русские люди часто пристраивали к своему жилищу прихожую с большими широкими окнами. Она называлась сени. Так, при входе в дом нужно было сначала зайти в сени, а потом уже войти в горницу. Такая прихожая в ширину достигала 2 метров. Иногда сени соединяли с хлевом для скота, поэтому, соответственно, делали их больше.

Кроме того, у этой пристройки была масса и других предназначений. Там хранили добро и мастерили что-то нужное в непогоду, поскольку крестьянин без дела никогда не сидел. Летом там же можно уложить спать гостей после шумного праздника. Такому жилищу учёные-археологи дали название «двухкамерное», поскольку оно представляло собой 2 помещения.

Внутреннее убранство крестьянской избы не обходилось без клети. С начала 10-го века эта комната служит дополнительной спальней, которой пользовались только летом, поскольку она не отапливалась. Там же круглый год можно было хранить продукты. А зимой - даже скоропортящиеся блюда, ведь там всегда холодно.

Как строилась ковля

Крыша в избе изготавливалась по нескольким техникам: она могла быть деревянной, гонтовой, тесовой или из драни. С развитием истории, а с ней и умений народа, во временном периоде 16-17-го веков славяне выработали уникальную концепцию покрытия крыши берёзовой корой, которая защищала от протекания. Также она несла эстетическое предназначение, поскольку предавала пестроту постройки. На кровлю клали немного земли и дёрна. Это было старинной "смарт-технологией", защитой дома от пожара.

Землянки и полуземлянки окон, как правило, не имели. Внутренее убранство русской избы из-за этого выглядело, конечно, не так, как мы привыкли себе представлять. Были небольшие оконные отверстия, затянутые желудками крупного рогатого скота. Однако позже, когда изба «выросла» над землёй, стали делать большие застеклённые окна, которые не только пропускали свет, но и позволяли видеть, что происходит на улице. Внешнее убранство русской избы предполагало застеклённые которые вначале (10-й век) были только у зажиточных владельцев.

Туалет на Руси был назван «задок» и был расположен, как правило, в сенях. Это была дырка в полу, которая «смотрела» вниз, в сторону наземного яруса, где обычно держали скотину. Появился он в избах со времён 16-го века.

О строительстве окон

Русское убранство избы в позднее время не представлялось без окон. Обычно оконный проём представлял собой 2 смежных бревна, которые были разрублены до половины. Туда вставлялась прямоугольная рама, имеющая задвижку, которая "ходила" в горизонтальном направлении.

Внутреннее пространство избы

Внутреннее убранство русской избы представляло собой от одного до трёх жилых помещений. Вход в дом начинался с сеней. Помещение, предназначенное для жилья, всегда было очень тёплым и отапливалось печью. Внутреннее убранство избы (фото) прекрасно иллюстрирует жизнь простолюдинов тех времён.

Что касается зажиточных крестьян и людей, обладающих высоким чином, то в их жилище было место и дополнительной комнате, которая называлась горницей. В ней хозяева принимали гостей, и она также была очень тёплая, светлая и просторная. Отапливалась печью-голландкой.

Внутреннее убранство русской избы не представлялось без духовой печи, занимающей большую часть комнаты, которая была расположена у входа. Однако в южной части страны она располагалась в дальнем углу.

Внутреннее убранство русской избы отличалось особым, но вместе с этим достаточно простым, размещением предметов. Обеденный стол обычно стоял в углу, по диагонали от печи. Прямо над ним был "красный уголок" с иконами и прочими оберегами. Вдоль стен стояли лавки, над ними располагались полки, встроенные в стены. Такое внутренее убранство русской избы (фото) встречалось почти повсеместно.

Печь имела многофункциональную нагрузку, поскольку приносила не только тепло и вкусную еду, но и имела спальное место.

Внутренне убранство русской избы также демонстрирует, что существовало много общего с традициями восточнославянских народов, но были и различия. На севере Руси люди строили печи-камени. Своё название они получили потому, что были сложены из камня без использования какого-либо скрепляющего раствора.

В районах Старой Ладоги основание каменной топки равнялось полутора метрам в поперечнике. Убранство крестьянской избы в районе Изборска предполагало печь, сделанную из глины, но на каменном основании. В длину и ширину она достигала до 1 метра, так же как и в высоту.

В южных областях восточнославянских стран печь строилась более крупной и широкой, каменное основание ее закладывалось с приблизительным расчётом полтора метра в длину и 2 - в ширину. В высоту такие печи достигали 1,2 метра.

Разделы: МХК и ИЗО

Тема урока: Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Приходите в избу».

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Развивать творческую и познавательную активность.
  • Формировать практические умения работать в малом коллективе (группе).
  • Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта
  • Воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Форма урока: игра.

Оборудование и материалы:

  1. Схемы – таблицы с изображением элементов русской печи, «красного угла».
  2. Иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, загадкам.
  3. Примеры интерьеров крестьянского жилища
  4. Художественные материалы.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация.
  3. Игра – филворд.
  4. Постановка художественной задачи по выполнению интерьера русской избы.
  5. Работа в малых группах над деталями композиции.
  6. Подведение итогов и защита работы «Кто в избушке живёт?»

ХОД УРОКА

Класс делится на три группы каждая группа сидит вокруг своего стола.

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2. Актуализация

– Ребята, мы с вами к этому уроку готовились несколько уроков подряд. Давайте с вами вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках?

Ученик. Мы познакомились со знаками – символами; познакомились с избой, её конструкцией и декором; пробовали использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки; познакомились с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нём; узнали об устройстве внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой.

Учитель. А сегодня мы с вами, опираясь уже на изученные темы, займёмся устройством внутреннего пространства крестьянского дома. Тема нашего урока «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома». К концу урока мы с вами должны будем сделать коллективную работу «Приходите в избу». Для этого вы должны будете выполнить элементы внутреннего убранства. Чтобы вам легче было выполнить эту работу, давайте вспомним тот урок, когда мы знакомились с традиционным русским жилищем – избой.

3. Игра-филворд

В этом нам поможет игра – филворд «Внутреннее» убранство» Вы должны найти отгадки - слова, обозначающие элементы интерьера и внутреннего убранства крестьянского дома. Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но непересекаться.

Филворд вывешивается на доске. Учитель сам отмечает отгаданные слова.

Вопросы задаются группам по очереди.

Вопрос №1. Какой предмет играл очень важную роль в жизни русского человека.

Ответ. Прялка.

Вопрос №2.

Из ровных кирпичиков сложена ладно,
И рядышком с ней не бывает прохладно.
Не курит, а в небо пускает колечки
И любит сухие дрова и дощечки.

Ответ. Печка.

Вопрос №3. В каких русских народных сказках часто упоминается печка?

Ответ. «По щучьему велению», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Баба – яга» и др.

Вопрос №4. Как называлось место напротив устья печи?

Ответ. Угол напротив устья печи назывался рабочим местом хозяйки. Всё здесь было приспособлено для приготовления пищи.

Вопрос №5 . Какие орудия труда стояли возле печи?

Ответ. Кочерга, ухват, помело, деревянная лопата.

Вопрос №6. А ещё, какие предметы должны были находиться рядом с печью?

Ответ. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды.

Вопрос №7. Внимание! О чём идёт речь?

Был я копан
Был я топтан,
Был я на пожаре,
Был я на кружале,
Сто голов кормил,
сделался стар,
протекать стал,
выбросили за окно
и собакам не надобен.

Ответ. Горшок

Вопрос №8.

Рыба в море
Хвост на заборе.

Ответ. Ковш.

Вопрос №9 . Где располагалась не хитрая крестьянская посуда?

Ответ. На полках вдоль стен.

Вопрос №10 . Как называлось и где находилось почётное место в избе?

Ответ. Почётное место называлось «красный угол» находилось по диагонали от печи.

Вопрос №11 . А что ещё находилось в «красном углу»?

Ответ. В «красном углу» на специальной полке стояли иконы, и горела лампада.

Вопрос №12. Какой предмет мебели в избе считался главным?

Ответ. Главным предметом мебели считался стол.

Вопрос №13 . Где он стоял?

Ответ. Он стоял в «красном углу».

Вопрос №14. Что в избе стояло вдоль стен?

Ответ. Лавки

Вопрос №15. А знает, чем они отличаются от скамьи?

Ответ. Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

Вопрос №16 . А где же крестьяне хранили одежду?

Ответ. Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше был достаток в семье, тем и сундуков в избе было больше.

4. Постановка художественной задачи.

А теперь ещё раз давайте посмотрим на иллюстрации, которые мы рассматривали на
уроках в этом учебном году. Используя их, придумаем свою композицию интерьера избы. И в
этом нам помогут главные художники. Каждый из вас будет отдавать свой элемент внутреннего
убранства главным художникам, а они будут их вклеивать в наш интерьер.
На прошлом уроке мы с вами определили размер каждого элемента, поговорили о цвете, знаках символах, главные художники работали над изображением интерьера. Дома вы должны были вырезать силуэт элемента.
Сегодня вы будете работать в группах. Пожалуйста, выслушайте друг – друга, посоветуйтесь. У кого будут возникать вопросы, пожалуйста, обращайтесь к главным художникам.

5. Самостоятельная работа учащихся

Индивидуальная (работа с одним учеником).
Фронтальная (работа со всем классом, когда есть общая ошибка).

Работа над заранее выбранной композицией. На заранее подготовленном фоне делаем монтаж коллективной работы

6. Подведение итогов урока.

В конце урока каждая группа рассказывает, кто из сказочных героев живёт в этой избе

Интерьер в русском стиле.

Изба, терем, усадьба -

интерьер старинного русского стиля в современной жизни.

Интерьер в стиле русской избы в полной мере можно воссоздать только в деревянном доме из сруба, рубленным из бревна. Интерьер в стиле терема, усадьбы уместен в любом деревянном доме из сруба. В других случаях, когда речь идет о кирпичном доме, например, или квартире в многоэтажном доме, можно говорить лишь о стилизации, о привнесении некоторых черт, присущих русской избе или терему.

Центром русской избы всегда была печь, которую называли царицей дома. Печь в традиции древних русичей представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного. На печи и спали, в ней и мылись, а кроме того, считали обиталищем домового и местом общения с предками. Она обогревала и кормила, а потому воспринималась как центр дома. Поэтому не случайно выражение «танцевать от печки». Изба зонировалась на женскую половину, мужской и красный угол. В печном углу управляла женщина. В женском углу и располанались полки с различной кухонной утварью и посудой. В своем углу женщины прияли, шили и занимались различными видами рукоделия. Женская тематика вообще достаточно широко представлена в связи с печкой, и это понятно: кто ж возле нее возится, пироги печет да кашу варит! Потому и говорили: "бабья дорога - от печи до порога". А еще посмеивались: "баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает" (со страху).

Мужчина же проводил больше времени в мужском углу, под полатями.

Самое большое и красивое место в крестьянском доме, где принимали пищу и встречали гостей была горница. Это была одновременно и гостиная, и столовая, а иногда и спальня. В горнице по диагонали от печи устраивали красный угол - часть дома, где устанавливались иконы.

Возле красного угла обычно стоял стол, а в самом углу на божнице располагались иконы и лампада. Широкие лавки возле стола были, как правило, стационарные, вмонтированные в стену. На них не только сидели, но и спали. Если нужно было дополнительное место, к столу приставляли скамьи. Обеденный стол, кстати, тоже был стационарным, глинобитным.

В целом, остановка крестьянского быта была скромной, грубоватой, но не без украшательств. Над окнами располагали полки, на которых размещали красивую посуду, шкатулки и пр. на виду. Деревянные кровати были с красивыми резными спинками, покрытые лоскутными одялами, на которых располагались горкой пуховые подушки. Почти в каждой крестьянской избе можно было встретить сундуки различного предназначения.

Во времена Петра Первого появились новые предметы мебели, которые заняли свое место и в русских избах, и уж тем более в теремах. Это стулья, шкафы, частично вытеснившие сундуки, горки для посуды и даже кресла.

В теремах обстановка была более разнообразной, но в целом сохранялся тот же принцип: большой очаг, красный угол, те же сундуки, кровати со множеством подушек, горки с посудой, полки для демонстрации различных декоративных предметов. На подоконники ставили цветы в простых вазах: полевые цветочки в летние месяцы и садовые цветы в октябре. Ну и, конечно, в теремах было много дерева: это и стены, и полы, и мебель. Русский стиль кантри - это дерево, только дерево и почти ничего, кроме дерева.

Создание стиля русской избы или русской усадьбы в интерьере своего дома.

Для создания стиля русской избы или русской усадьбы в интерьере своего дома сначало нужно определиться со стилем эпохи... Будет ли это стилизация под древнерусскую избу или под избу первой половины ХХ века? А кому-то больше нравится пестрая и нарядная обстановка русских теремов, почти как из сказки или деревянных помещичьих домов прошлых веков, который иногда описывался в произведениях классиков, когда в типичный деревенский быт были занесены черты других стилей: классицизма, барокко, модерна. После выбора определенного направления можно подобрать и подходящюю мебель, предметы интерьера, текстиль и декор.

Основное. Деревянные стены лучше оставить без отделки. Для пола подойдет массивная доска - матовая, возможно, с эффектом состаренности. Под потолком - темные балки. Можно обойтись и без печи, но очаг все же необходим. Его роль может выполнять камин, портал которого облицован изразцами или камнем.

Двери, окна. Пластиковые стеклопакеты здесь будут совершенно не уместны. Окна с деревянными рамами стоит дополнить резными наличниками и деревянными ставнями. Двери тоже должны быть деревянными. В качестве наличников для дверных проемов можно использовать доски, неровные и нарочито грубо обработанные. Кое-где вместо дверей можно повесить шторки.

Мебель. Мебель, конечно, предпочтительнее деревянная, не полированная, а, возможно, состаренная. Шкафы, горки и многочисленные полки могут быть украшены резьбой. В зоне столовой можно устроить красный угол с божницей, массивным, очень тяжелым столом и лавками. Использование стульев тоже возможно, но они должны быть простыми и добротными.



Кровати высокие с резными спинками. Вместо прикроватных тумб можно поставить сундуки в русском стиле. Прекрасно подойдут лоскутные покрывала и многочисленные подушки - сложенные стопками от большей к меньшей.

Без диванов в современном интерьере не обойтись, хотя в избах их, конечно, не было. Выбирайте диван простой формы с обивкой под лен. Цвет обивки - естественный природный. Кожаная мебель будет выбиваться из стиля.

Текстиль. Как уже было сказано, стоит отдавать предпочтение покрывалам и чехлам для подушек, выполненным в лоскутной технике. Текстильных изделий может быть довольно много: салфетки на тумбах и маленьких столиках, скатерти, шторки и т.п. Все это может быть украшено вышивкой и простым кружевом.

Кстати, вышивкой интерьер избы не испортишь - женщины на Руси всегда любили заниматься этим рукоделием. Вышитые панно на стенах, шторы, украшенные шитьем, вышитые мешочки с травами и специями, подвешенные на кухонную балку, - все это будет к месту. Основные цвета текстиля в стиле русской избы - белый, желтый и красный.

Освещение. Для интерьера в стиле русской избы выбирайте светильники в форме свечей и лампад. Также уместны будут светильники с простыми абажурами. Хотя абажуры и бра больше подойдут для дома, интерьер которого стилизован под русскую усадьбу.

Кухня. Без бытовой техники в современной избе невозможно обойтись, однако техничный дизайн может испортить целостность картины. Благо существует встроенная техника, которая помогает по хозяйству, но не нарушает гармонии русского стиля.

Для кухни подойдет массивная мебель: кухонный стол с выдвижными полками и шкафчиками, буфеты открытые и закрытые, разнообразные подвесные полочки. Мебель, конечно, должна быть не полированной и не крашеной. Совсем некстати будут кухонные конструкции с фасадами, отделанными глянцевой эмалью, пвх пленкой, стеклянными вставками, алюминиевыми рамками и т.п.


Вообще, в интерьере в стиле русской избы должно быть как можно меньше стекла и металла, а пластик и вовсе будет неуместен. Выбирайте мебель с простыми деревянными фасадами - они могут быть украшены росписью в русском народном стиле или резьбой.


В качестве декора для кухни используйте самовар, плетеные корзины и короба, луковые косы, бочонки, глиняную посуду, деревянные изделия русских народных промыслов, вышитые салфетки.

Декор для интерьера в стиле русской избы. Декоративный текстиль изо льна с вышивкой, много деревянных предметов. Прекрасно впишутся деревянное колесо, прялка и рыболовные сети, если дом стоит неподалеку от реки, озера или моря. На пол можно постелить вязаные круглые коврики и дорожки-самотканки.


Создание стиля старинной деревянной усадьбы

У простой крестьянской избы и богатой старинной усадьбы много общего: это и преобладание дерева в интерьере, и наличие огромной печи (в усадьбе она всегда облицована изразцами), и красный угол с иконами и свечами, и текстиль изо льна и кружева.


Однако были и многочисленные отличия. Богатые активно заимствовали что-то новое из иностранных стилей. Это, например, яркая обивка мягкой мебели, фарфоровые тарелки и часы на стенах, изящная деревянная мебель в английском или французском стиле, абажуры и бра, картины на стенах. В интерьере в стиле русского терема будут весьма кстати витражи в качестве межкомнатных окон, перегородок или верандного остекления. Одним словом, здесь все достаточно просто, как в избе, но присутствует легкий налет роскоши.



Двор в русском стиле

И сам интерьер, и окна в нем, и «заоконное» пространство должны быть в гармонии. Для ограждения территории лучше заказать забор высотой примерно 180 см, собранный из заостренных бревен.


Как сейчас создают двор в русском стиле? Ответить однозначно невозможно, так как на Руси двор организовывался по-разному, в зависимости от местности. Однако дизайнеры нашли общие черты, которые и воссоздаются в ландшафтном дизайне. От калитки прокладывается дорожка (часто петляющая) ко входу в дом. Нередко ее настилают доской. По краям дорожки располагается цветочный бордюр. В старину крестьяне любой свободный участок земли отводили под грядки, но передний двор все же старались украсить цветочными клумбами.


Сейчас для заднего двора избы используют травы для газона. Этот участок затеняют высаженными по периметру соснами. Однако кусты смородины или малины тоже будут весьма в духе русского двора. Элементами ландшафтного дизайна в русском стиле являются различные предметы из дерева: беседка, деревянная детская горка, стационарный стол со скамьями, русские качели и т.п. Ну и, конечно, все постройки во дворе должны быть выполнены из дерева.



























Русское жилище - это не отдельный дом, а огражденный двор, в котором сооружалось несколько строений, как жилых, так и хозяйственных. Изба было общее название жилого строения. Слово "изба" произошло от древнего "истба", "истопка". Изначально так называлась основная отапливаемая жилая часть дома с печью.

Как правило, жилища богатых и бедных крестьян в деревнях практически отличались добротностью и количеством построек, качеством отделки, но состояли из одних и тех же элементов. Наличие таких хозяйственных построек, как амбар, рига, сарай, баня, погреб, хлев, выход, мшаник и др., зависело от уровня развития хозяйства. Все постройки в буквальном смысле слова рубились топором от начала до конца строительства, хотя были известны и применялись продольные и поперечные пилы. В понятие "крестьянский двор" включались не только строения, но и участок земли, на котором они располагались, включая огород, сад, гумно и т.п.

Основным строительным материалом было дерево. Количество лесов с прекрасным "деловым" лесом намного превосходило то, что сохранилось сейчас в окрестностях Саитовки. Лучшими породами дерева для построек считались сосна и ель, но сосне всегда отдавалось предпочтение. Дуб ценился за прочность древесины, но он был тяжел и труден в обработке. Его применяли только в нижних венцах срубов, для устройства погребов или в сооружениях, где нужна была особая прочность (мельницы, колодцы, соляные амбары). Другие породы деревьев, особенно лиственные (береза, ольха, осина), применялись в строительстве, как правило, хозяйственных построек

Для каждой надобности деревья выбирались по особым признакам. Так, для стен сруба стремились подобрать особые "теплые" деревья, поросшие мхом, прямые, но не обязательно прямослойные. В то же время для теса на кровлю обязательно выбирались не просто прямые, но именно прямослойные деревья. Чаще срубы собирали уже на дворе или поблизости от двора. Тщательно выбирали и место для будущего дома

Для возведения даже самых крупных построек срубного типа обычно не сооружали специального фундамента по периметру стен, но по углам изб закладывались опоры - крупные валуны или так называемые "стулья" из дубовых пней. В редких случаях, если протяженность стен была много больше обычной, опоры ставили и в середине таких стен. Сам характер срубной конструкции зданий позволял ограничиться опорой на четыре основные точки, так как сруб представлял собой цельносвязанную конструкцию.


В основе подавляющего большинства построек лежала "клетка", "венец", - связка из четырех бревен, концы которых были рублены в связь. Способы такой рубки могли быть различными по технике исполнения.

Основными конструктивными типами рубленых крестьянских жилых строений были "крестовик", "пятистенок", дом с прирубом. Для утепления между венцами бревен прокладывался мох вперемежку с паклей.

но назначение связи было всегда одним - скрепить бревна межу собой в квадрат прочным узлами без каких-либо дополнительных элементов соединения (скоб, гвоздей, деревянных штырей или спиц и т.п.). Каждое бревно имело строго определенное место в конструкции. Срубив первый венец, на нем рубили второй, на втором третий и т.д., пока сруб не достигал заранее определенной высоты.

Крыши у изб были в основном покрыты соломой, которая, особенно в неурожайные годы, нередко служила кормом для скота. Иногда более зажиточные крестьяне возводили крыши тесовые или из драни. Тес изготавливался вручную. Для этого двумя работниками использовались высокие козлы и длинная продольная пила.

Повсеместно, как все русские, крестьяне Саитовки по распространенному обычаю при закладке дома клали деньги под нижний венец во все углы, причем красному углу полагалась более крупная монета. А там, где ставилась печь, не клали ничего, поскольку этот угол по народным представлениям, предназначался для домового.

В верхней части сруба поперек избы располагалась матка - четырехгранная деревянная балка, служащая опорой для потолочин. Матка врубалась в верхние венцы сруба и часто использовалась для подвешивания к потолку предметов. Так, к ней прибивалось кольцо, через которое проходил очеп (гибкая жердь) колыбели (зыбки). Посредине для освещения избы подвешивался фонарь со свечой, а позднее - керосиновая лампа с абажуром.

В обрядах, связанных с завершением строительства дома, существовало обязательное угощение, которое называлось "матичное". Кроме того, укладка самой матки, после которой оставалось еще достаточно большой объем строительных работ, рассматривалась как особый этап в возведении дома и обставлялась своими обрядами.

В свадебном обряде для благополучного сватовства сваты никогда не проходили в дом за матку без специального на то приглашения хозяев дома. В народном языке выражение "сидеть под маткой" означало "быть сватом". С маткой связывалось представление об отчем доме, удаче, счастье. Так, уходя из дома, нужно было подержаться за матку.

Для утепления по всему периметру нижние венцы избы засыпались землей, образуя завалинку, перед которой устанавливалась скамейка. Летом на завалинке и скамейке коротали вечернее время старики. Сверху на потолок обычно укладывалась опавшая листва с сухой землей. Пространство между потолком и кровлей - чердак в Саитовке называлось еще иставкой. На ней обычно хранили отслужившие свой век вещи, утварь, посуду, мебель, веники, пучки травы и пр. Детвора же устраивала на ней свои нехитрые тайники.

К жилой избе обязательно пристраивались крыльцо и сени - небольшое помещение, предохранявшее избу от холода. Роль сеней был разнообразной. Это и защитный тамбур перед входом, и дополнительное жилое помещение летом, и хозяйственное помещение, где держали часть запасов продовольствия.

Душой всего дома была печь. Нужно отметить, что так называемая "русская", а правильнее всего духовая печь - изобретение сугубо местное и достаточно древнее. Она ведет свою историю еще из трипольских жилищ. Но в конструкции самой духовой печи в течение второго тысячелетия нашей эры произошли весьма значительные изменения, позволившие гораздо полнее использовать топливо.

Сложить хорошую печь - дело непростое. Сначала прямо на земле устанавливали небольшой деревянный сруб (опечек), служивший фундаментом печи. На него настилали расколотые пополам небольшие бревна и выкладывали на них днище печи - под, ровный, без наклона, иначе выпекаемый хлеб получится кособоким. Над подом из камня и глины сооружали свод печи. Боковая часть печи имела несколько неглубоких отверстий, называемых печурками, в которых просушивали варежки, рукавицы, носки и т.д. В старину избы (курные) топились по-черному - печь не имела трубы. Дым уходил через маленькое волоковое окно. Хотя стены и потолок становились закопченными, с этим приходилось мириться: печь без трубы была дешевле в строительстве и требовала меньше дров. Впоследствии в соответствии с правилами сельского благоустройства, обязательными для государственных крестьян, над избами стали выводиться печные трубы.

Прежде всех вставала "большуха" - жена хозяина, если была еще не стара, или одна из невесток. Она затопляла печь, открывала настежь дверь и дымарь. Дым и холод поднимали всех. Малых ребят сажали греться на шесток. Едкий дым наполнял всю избу, полз кверху, висел под потолком выше человеческого роста. В древней русской пословице, известной с XIII века, говорится: "Дымные горести не терпев, тепла не видали". Прокопченные бревна домов меньше подвергались гниению, поэтому курные избы были более долговечны.

Печь занимала почти четверть площади жилища. Она протапливалась несколько часов, но, нагревшись, держала тепло и обогревала помещение в течение суток. Печь служила не только для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанка. В печи пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, тушили мясо, овощи. Кроме того, в ней также сушили грибы, ягоды, зерно, солод. Нередко в печи, заменявшей баню, парились.

Во всех случаях жизни печь приходила крестьянину на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в течение всего года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь, чтобы испечь достаточный запас хлеба. Используя свойство духовой печи накапливать, аккумулировать тепло, крестьяне готовили пищу раз в день, утром, оставляли приготовленное внутри печей до обеда - и пища оставалась горячей. Лишь в летний поздний ужин приходилось пищу подогревать. Эта особенность духовой печи оказала решающее влияние на русскую кулинарию, в которой преобладают процессы томления, варения, тушения, причем не только крестьянскую, так как образ жизни многих мелкопоместных дворян не сильно отличался от крестьянской жизни.

Печь служила логовищем целому семейству. На печи, самом теплом месте избы спали старики, которые взбирались туда по приступкам - приспособлению в виде 2-3 ступеней. Одним из обязательных элементов интерьера были полати - деревянный настил от боковой стенки печи до противоположной стороны избы. На полатях спали, залезая с печи, сушили лен, пеньку, лучину. На день туда закидывали постельные принадлежности и ненужную одежду. Полати делали высокие, на уровне высоты печи. Свободный край полатей нередко ограждался невысокими перильцами-балясинами, чтобы с полатей ничего не падало. Полати были излюбленным местом детей: и как место для спанья, и как самый удобный наблюдательный пункт во время крестьянских праздников и свадеб.

Расположение печи определяло планировку всей жилой комнаты. Обычно печь ставили в углу справа или слева от входной двери. Угол напротив устья печи был рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом - ступа с пестом, ручные жернова и кадка-квашня для закваски теста. Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом стряпуха цепляла пузатые глиняные или чугунные горшки (чугуны), и отправляла их в жар. В ступе она толкла зерно, очищая его от шелухи, А с помощью мельницы перемалывала в муку. Помело и лопата были необходимы для выпечки хлеба: помелом крестьянка подметала под печи, а лопатой сажала на него будущий каравай.

Рядом с печью обязательно висел утиральник, т.е. полотенце и рукомойник. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. В печном углу также находилось судная лавка (судно) или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - шкафчики, полки для нехитрой столовой посуды: горшков, ковшей, чашек, мисок, ложек. Мастерил их из дерева сам хозяин дома. В кухне нередко можно было увидеть глиняную посуду в "одежде" из бересты - экономные хозяева не выбрасывали треснувшие горшки, корчаги, миски, а оплетали их для прочности полосами березовой коры. Выше размещался печной брус (шест), на который ставилась кухонная утварь и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. Полновластной хозяйкой печного угла была старшая женщина в доме.


Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавеской из пестрого ситца или цветной домотканины, высоким шкафом или деревянной переборкой. Закрытый, таким образом, печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан". Печной угол считался исключительно женским пространством в избе. Во время праздником, когда в доме собиралось много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности на женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.

Во время сватовства будущая невеста должна была находиться все время в печном углу, имея возможность слышать весь разговор. Из печного угла она выходила нарядно одетая во время смотрин - обряда знакомства жениха и его родителей с невестой. Там же невеста ожидала жениха в день отъезда под венец. В старинных свадебных песнях печной угол осмыслялся как место, связанное с отцовским домом, семьей, счастьем. Выход невесты из печного угла в красный угол воспринимался как уход из дома, прощание с ним.

В то же время печной угол, откуда имеется выход в подполье, на мифологическом уровне воспринимался как место, где может произойти встреча людей с представителями "иного" мира. Через печную трубу, по поверью, может прилетать к тоскующей по умершему мужу вдове огненный змей-дьявол. Принято было считать, что в особо торжественные для семьи дни: во время крещения детей, дней рождения, свадеб - к печи приходят умершие родители - "предки", чтобы принять участие в важном событии жизни своих потомков.

Почетное место в избе - красный угол - находилось наискосок от печи между боковой и фасадной стеной. Он, как и печь, важный ориентир внутреннего пространства избы хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла являлась божница с иконами, перед которыми горела лампада, подвешенная к потолку, поэтому его называли еще "святым".


Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. С появлением обоев красный угол нередко обклеивали или выделяли из остального пространства избы. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги и предметы.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь, как главный предмет мебели, стоял стол на массивных ножках, на которые установливались полозья. Полозья позволяли легко передвигать стол по избе. Его ставили к печи, когда пекли хлеб, перемещали во время мытья пола и стен.

За ним проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья. Каждый день в обеденный час за столом собиралась вся крестьянская семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля и устанавливали в красном углу.

"Первый сжатый сноп называли именинником. С него начинали осеннюю молотьбу, соломой его кормили больную скотину, зерна первого снопа считались целебными для людей и птиц. Первый сноп обычно зажинала старшая в семье женщина. Он украшался цветами, его несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы". Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным представлениям, магической силой сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству.

Всякий, входивший в избу первым делом снимал шапку, крестился и кланялся образам в красном углу, произнося: "Мир дому сему". Крестьянский этикет предписывал гостью, вошедшему в избу, оставаться в половине избы у дверей, не заходя за матку. Самовольное, без приглашения вторжение в "красную половину", где ставился стол, считалось крайне неприличным и могло быть воспринято как оскорбление. Пришедший в избу человек мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы - молодых. В обычные дни здесь за обеденным столом восседал глава семьи.

Последний из оставшихся углов избы, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь стояла лавка, на которой он спал. Под ней в ящике хранился инструмент. В свободное время крестьянин в своем углу занимался разными поделками и мелким ремонтом: плел лапти, лукошки и веревки, резал ложки, выдалбливал чашки и т.п.

Хотя большинство крестьянских изб состояло всего из одной комнаты, не деленной перегородками, негласная традиция предписывала соблюдение определенных правил размещения для членов крестьянской избы. Если печной угол был женской половиной, то в одном из углов дома специально отводилось место для сна старшей супружеской пары. Это место считалось почетным.


Лавка


Большая часть "мебели" составляла часть конструкции избы и была неподвижной. Вдоль всех стен, не занятых печью, тянулись широкие лавки, тесанные из самых крупных деревьев. Предназначены они были не столько для сиденья, сколько для сна. Лавки намертво прикреплялись к стене. Другой важной мебелью считались скамьи и табуретки, которые можно было свободно переносить с места на место, когда приходили гости. Над лавками, вдоль всех стен устраивали полки - "полавочники", на которых хранили предметы домашнего обихода, мелкие инструменты и т.п. В стене вбивались и специальные деревянные колышки для одежды.

Неотъемлемым атрибутом почти каждой избы Саитовки был шест - брус, вделанный в противоположные стены избы под потолком, который посредине, напротив простенка, подпирался двумя сохами. Второй шест одним концом упирался в первый шест, а другим - в простенок. Означенная конструкция в зимнее время являлась опорой стана для тканья рогож и других подсобных операций, связанных с данным промыслом.


Прялка


Особой гордостью хозяек были точеные, резные и расписные прялки, которые обычно ставили на видное место: они служили не только орудием труда, но и украшением жилища. Обычно с нарядными прялками крестьянские девушки ходили на "посиделки" - веселые сельские сборища. "Белая" изба убиралась предметами домашнего ткачества. Полати и лежанку закрывали цветные занавеси из льняной клетчатины. На окнах - занавески из домотканой кисеи, подоконники украшала милая крестьянскому сердцу герань. Особенно тщательно убиралась изба к праздникам: женщины мыли с песком и скоблили добела большими ножами - "косарями"- потолок, стены, лавки, полки, полати.

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко сундуки имели хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое.

В этом пространстве жил бедный русский мужик. Часто в зимнюю стужу в избе содержались домашние животные: телята, ягнята, козлята, поросята, а иногда и домашняя птица.

В украшении избы сказывались художественный вкус и мастерство русского крестьянина. Силуэт избы венчали резной

конек (охлупень) и кровля крыльца; фронтон украшали резные причелины и полотенца, плоскости стен - наличники окон, зачастую отражавшие влияние архитектуры города (барокко, классицизм и т.д.). Потолок, дверь, стены, печь, реже наружный фронтон расписывали.


Нежилые крестьянские постройки составляли хозяйственный двор. Часто их собирали вместе и ставили под одной крышей с избой. Строили хозяйственный двор в два яруса: в нижнем находились хлева для скотины, конюшня, а в верхнем - огромный сенник, забитый душистым сеном. Значительную часть хозяйственного двора занимал сарай для хранения рабочего инвентаря - сохи, бороны, а также телеги и саней. Чем зажиточней крестьянин, тем больше по размеру был его хозяйственный двор.

Отдельно от дома обычно ставили баню, колодец, да амбар. Вряд ли тогдашние бани сильно отличались от тех, что и сейчас ещё можно встретить - маленький сруб,

иногда без предбанника. В одном углу - печь-каменка, рядом с ней - полки или полати, на которых парились. В другом углу - бочка для воды, которую нагревали, бросая туда раскалённые камни. Позднее для подогрева воды в печи-каменки стали вделываться чугунные котлы. Для смягчения воды в бочку добавляли древесную золу, приготавливая, таким образом, щелок. Все убранство бани освещалось маленьким окошечком, свет из которого тонул в черноте закопчённых стен и потолков, так как с целью экономии дров бани топились "по-черному" и дым выходил через приоткрытую дверь. Сверху такое сооружение часто имело почти плоскую односкатную кровлю, крытую соломой, берестой и дерном.

Амбар, а нередко под ним и погреб, ставили на виду против окон и поодаль от жилья, чтобы в случае возгорания избы сохранить годовой запас зерна. На двери амбара вешали замок - пожалуй, единственный во всем хозяйстве. В амбаре в огромных ящиках (сусеках) хранилось главное богатство земледельца: рожь, пшеница, овес, ячмень. Недаром на селе говаривали: "Каково в амбаре, таково и в кармане".

QR код страницы

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение "Сканер QR кода".


Цель: Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы. Познакомить с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие духовного и материального. Актуализация опорных знаний - По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы. - Зачем люди украшали свои жилища.




В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей Л. Мей


















«Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу» «Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»






Под одной шляпой 4 брата стоят. К столу относились с уважением. Его называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. Непременным элементом всех крестьянских праздников и торжеств являлось застолье (за столом). Семья собиралась за столом, как бы показывая своё единство. Вдоль стен были расположены лавки. На них сидели и спали. Лавки прикреплялись к полу, а скамьи передвигались. К столу относились с уважением. Его называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. Непременным элементом всех крестьянских праздников и торжеств являлось застолье (за столом). Семья собиралась за столом, как бы показывая своё единство. Вдоль стен были расположены лавки. На них сидели и спали. Лавки прикреплялись к полу, а скамьи передвигались.