Трилогия старая крепость. Владимир беляев - старая крепость

Первая книга романа «Старая крепость» рассказывает о подростках, проживающих в небольшом приграничном украинском городке. Ребята учатся в городском начальном училище. Повествование ведется от имени Василя Манджуры – одного из главных героев романа. Действия произведения развиваются в период гражданской войны и на каждый из героев романа становятся свидетелями, а иной раз и активными участниками происходящих революционных событий.

Вторая книга трилогии «Дом с привидениями» продолжает историю становления подростков. Уже установлена Советская власть, и повзрослевшие герои романа становятся активными участниками становления комсомола и обучаются на получение рабочих специальностей. Главный герой Василь Манджура решил учиться на литейщика, его друг Маремуха – желает встать за токарный станок. Саша Бобырь будет ремонтником моторов, Галина пошла в слесарное дело. В борьбе за идеалы революции проявляются характеры ребят и, как выясняется, не всем есть место в комсомоле.

Третья книга роман «Город у моря» продолжает рассказ о судьбах героев, об их комсомольской молодости. С ними происходят различные непредвиденные события и, даже, встречи с вражескими агентами. Ребята заканчивают обучение и получают распределение и приступают к работе на заводе.

В книге рассказывается о трудовых буднях, личных взаимоотношениях героев романа. Некоторым из них придется, даже, ловить вражеского шпиона. Главный лейтмотив повествования – становление личности, умение преодолевать трудности. Заканчивает роман эпилог.

В эпилоге происходит встреча Василя Манджуры, который через двадцать лет вернулся в родной город, с Петром Маремухой. Старые друзья узнают о сложившихся непростых судьбах своих друзей детства.

Картинка или рисунок Беляев - Старая крепость

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Платонов Разноцветная бабочка

    На морском побережье проживала бабушка Анисья. Окружающие не знают о ее возрасте. Живет она исключительно ожиданием собственного сыночка Тимоши, однажды побежавшим в горы за бабочкой

  • Краткое содержание Пришвин Лисичкин хлеб

    Повествование рассказа ведется от лица автора. Вернувшись на закате дня, он с удовольствием демонстрирует маленькой Зиночке разные дары природы, принесенные из леса. Девочка с большим интересом слушает занимательные истории о птицах - тетереве и рябчике

  • Краткое содержание Киплинг Маугли

    Всемирно известная сказка своим текстом довольно отличается от мультфильмов, снятых по её мотивам. Конечно, в произведении Киплинга нет поющих и танцующих животных. Это боле мрачное, даже жестокое произведение. Оно входит в

  • Краткое содержание Царь рыба Астафьев

    Игнатьич - главный герой повести. Его ценят в селе за его ум, добрые дела. Он один из богатых людей, все у него получается, все он умеет. Не откажет и в помощи, но односельчане не чувствуют в нем открытости

  • Краткое содержание Одоевский Русские ночи

    Девять мистических сюжетов Одоевского, наполненных глубокими философскими размышлениями, описывают проблемы современного общества.

В разделе на вопрос Народ плииз ПАМАГИТЕ надо краткое содержание заданный автором Запрос лучший ответ это В первой и второй книгах романа известного советского писателя,
лауреата Государственной премии СССР и премии имени Т. Шевченко,
рассказывается о жизни ребят маленького пограничного городка Западной
Украины в годы гражданской войны. Юные герои становятся свидетелями, а порой и участниками революционных боев за Советскую власть.
Каменец-Подольский до революции, друзья-мальчишки, русские и поляк, разные сословия, разные семьи
Рассказ от главного лица Василя Манжуры, рассказывается, как он был свидетелем взятия города красными, бело-поляками, войском Пилсудского, как вступил в комсомол, как боролся с перевертышем-сыном доктора Костей Григоренко, как учился в школе и гимназии, потом о первой его любви, как работал, сражался с белыми бандами у Буга, с какими людьми-врагами Советской власти встречался, его отношение к религии, как был свидетелем казни большевика. Очень красиво дается описание города, крепость-главное действующее лицо, история ее взятия разными воинами, вообще нравы городка, жители, но все идеологически оформлено (в 1952 году написана повесть) . Взгляд на историю крепости в духе Советского времени.
Очень подробно описана Гражданская война на Западной Украине, в конце, как Василь воевал в Отечественную

Владимир БЕЛЯЕВ

Старая крепость

Книга вторая

Дом с привидениями

МЫ ПЕРЕЕЗЖАЕМ

Мне очень хотелось до прихода Петьки установить новую голубятню посреди двора. Острый, хорошо отклепанный заступ все глубже уходил во влажную землю, перерезая на ходу дождевых червей, корни травы. Когда нога вместе с загнутой кромкой заступа касалась земли, я обеими руками тянул на себя гладкую ручку. Целая груда земли взлетала наверх. Я ловко отбрасывал ее в сторону - черную, местами проросшую белыми жилками корней.

Вскоре глубокая яма зачернела посреди нашего небольшого дворика. Поддерживая голубятню одной рукой, я набросал в нее несколько булыжников, окружил ими столб и, когда голубятня перестала шататься, быстро засыпал яму свежей землей. Мне оставалось разровнять ее, как за домом скрипнула калитка.

«Ну вот и Петька!» - подумал я.

Издали голубятня выглядела еще лучше. Сколоченная из тонких досок, выкрашенная охрой, она заметно выделялась среди старых сараев. Славно будет житься в этом домике моим голубям. Позавидует мне сейчас Петька Маремуха. Как бы он ни пыхтел, никогда не сделать ему такой голубятни. Вот уже слышны позади шаги. Я медленно обернулся. Ко мне подходил отец. Он остановился рядом и сказал:

Голубятня приличная, а вот зря.

Почему зря?

Завтра отсюда переезжаем, - ответил отец. - Пойдем в хату - расскажу.

До прихода Петьки Маремухи я уже знал все. Уездный комитет партии направлял отца на работу в совпартшколу. Отец должен был устроить в совпартшколе маленькую типографию и печатать в ней газету «Голос курсанта». А так как все сотрудники совпартшколы жили на казенных квартирах, то и мой отец должен был переехать туда вместе с нами.

А что же будет с новой голубятней? Не оставлять же ее здесь в подарок тому, кто поселится в нашей квартире.

Тато, а голубятню я возьму туда! - сказал я отцу.

Еще чего не хватало! - Отец усмехнулся. - Все курсанты только и ждали, когда ты заведешь у них голубей! - И, снимая со стены фотографию Ленина, добавил серьезно: - Не дури, Василь, голубятню оставишь тут.

Да, оставишь! А где ж я голубей буду держать?

А кто тебе позволит держать голубей?

Совсем тихо я пробормотал:

А там разве нельзя?

А ты думал? - сказал отец. - Пойми ты, чудак, там люди учатся - тишина должна быть, а ты голубей станешь гонять по крышам…

Не стану, тато, честное слово, не стану. Я тихо…

Знаю, как тихо: сам голубей когда-то водил. Голубь воздух любит, простор. Это не курица. Курицу можно в чулане держать, да и та заскучает…

В эту минуту во дворе скрипнула калитка, и кто-то осторожно крикнул:

Приятель твой пришел. Вот отдай ему голубей на попечение - и весь сказ.

Когда я рассказал Петьке Маремухе, что мы переезжаем, он отмахнулся. Он, слушая мой рассказ, недоверчиво заглядывал мне в глаза, думая, что я его обманываю.

Лишь когда мы подходили к главной улице города, Почтовке, Петька наконец поверил моим словам и - было видно по всему - огорчился, что я покидаю Заречье.

Петро, давай меняться на твой зауэр, - предложил я.

Выдумал! - сразу встрепенулся Маремуха. - Пистолет я ни на что менять не буду. Он мне нужен самому.

- «Нужен, нужен»! - передразнил я Маремуху. - Все равно его у тебя отымут.

Кто отымет? - переполошился Маремуха.

Известно кто: милиция.

Кому он нужен? Он же ржавый.

Ну и что ж такого? Все равно оружие.

Какое там оружие! Ты же знаешь, что на Подзамче у каждого хлопца есть по десяти таких пистолетов. Обрезы прячут, и то ничего.

Петька говорил правду. После гражданской войны, после гетмана, петлюровцев и сичевиков в нашем городе оставалось много всякого оружия, и хлопцы продолжали хранить его в разных потайных местах.

Но все равно я решил припугнуть Маремуху и уверенно сказал:

Отымут твой пистолет, вот посмотришь. Это раньше можно было держать оружие, а теперь война кончилась - и довольно. Давай лучше, пока не поздно, я выменяю его у тебя.

Ничего не дурного. Я же в совпартшколу переезжаю, а там мне никто ничего не скажет. Там военные живут.

Несколько минут мы сидели молча.

Мы давно дружили, и я знал, что Петька трусоват. «Лучше помолчу, - думал я. - Пусть призадумается над моими словами».

Помолчав немного, Петька засопел от волнения и спросил:

Ну, а что бы ты дал за пистолет?

Голубей могу дать…

Всех? - приподымаясь, спросил Петька.

Зачем всех? Пару…

Ну, тоже, пару… За пару я не отдам…

И не надо… Завтра пойду на Подзамче и на одного своего чубатого полдюжины пистолетов выменяю…

Ну иди меняй, попробуй… А на мосту тебя милиционер задержит…

А я нижней дорогой, возле мельницы, пройду.

Ну и иди.

Ну и пойду…

Мы опять замолчали.

Далеко внизу на реке женщина полоскала белье. Она гулко хлопала по нему вальком, то отжимала, то снова прополаскивала в быстрой воде. Рядом с ней чуть заметными белыми точками плавали гуси. Я следил за гусями. Вдруг Маремуха торопливо зашептал:

Васька! Отдай всех голубей, я тебе тогда еще двенадцать запасных патронов дам. Хочешь?

Ага! Попался Петька. Моя взяла!

Я встал, потянулся и нехотя сказал:

Ладно, только ради дружбы… А другому ни за что бы не отдал.

КОТЬКА ЧИНИТ ПОСУДУ

Когда мы шли по тропинке, каждый был доволен и думал, что надул другого. Петька изредка посапывал носом. Давно он зарился на моих голубей, еще с прошлой зимы, а теперь вот счастье неожиданно привалило. А у меня будет пистолет. Завтра же намочу его в керосине, чтобы отстала ржавчина, а потом и пострелять можно будет.

Новый бульвар давно кончился. Мы шли по Заречью. Потянулись базарные рундуки, низенькие будочки сапожников, стекольщиков, медников. На углу Житомирской, за афишной тумбой, виднелась мастерская одного из лучших медников Заречья, старика Захаржевского. Около мастерской на улице валялись покрытые белой накипью самоварные стояки, опрокинутые вверх дном котлы из красной меди, ржавые кастрюли с проломанными днищами, эмалированные миски, цинковые корыта. Из мастерской вышел сам Захаржевский в грязном брезентовом фартуке. Он стал рыться в своем добре. Резкими, сердитыми движениями он перебрасывал из одной кучи в другую завитки жести, блестящие полосы латуни; все это звенело, дребезжало.

Когда мы были уже в нескольких шагах от мастерской, Захаржевский выпрямился и гулким сердитым голосом закричал в мастерскую:

Костэк, иди сюда!

И на этот крик из открытых дверей мастерской на улицу вышел наш старый знакомый и мой недруг Котька Григоренко.

Смуглое лицо его было выпачкано сажей. Он был в таком же грязном брезентовом фартуке, как и старый медник. В огрубелых, изъеденных соляной кислотой руках Котька держал тяжелую кувалду.

Увидев нас, Григоренко несколько смутился, но сразу же, небрежно размахивая тяжелой кувалдой, вразвалку подошел к Захаржевскому.

Говорят, он от своей матери отказался, - тихо прошептал мне на ухо Петька Маремуха, оглядываясь назад.

Отказался? А живет-то он где?

Ты что - не знаешь? - удивился Петька Маремуха. - На Подзамче, у садовника Корыбко. На всем готовом.

В самом деле?

Ну конечно. Скоро месяц как живет! - ответил Петька.

Что бы все это значило?

…Пока мы ходили в кинематограф, отец поснимал со стен фотографии; на обоях всюду - и в спальне и в столовой - виднелись темные квадратные следы. Мы давно не меняли обои, они выцвели от солнца и лишь под фотографиями сохранили свой прежний цвет. Уложив в корзину всю посуду и шесть серебряных столовых ложек, тетка стала опорожнять бельевые ящики комода. Отец снял со стены ходики, отцепил гирю и обернул вокруг циферблата длинную цепочку. Мне стало скучно здесь, в разоренной комнате, и я вышел во двор, чтобы поймать голубей. Я неслышно открыл дверь сарая. Оттуда пахнуло запахом дров. Вверху под соломенной крышей сквозь сон ворковали голуби. По голосу я узнал банточного турмана. Вот и лесенка. Засунув за пояс мешок, я полез по ней к голубям. Почуяв недоброе, один из них, глухо урча, шарахнулся в угол. Ладно, не пугайся, и у Петьки будешь кукурузу получать! Голуби тяжело хлопали тугими крыльями. Я быстро похватал их друг за дружкой, теплых, чистых моих голубей, и с болью в сердце бросил в просторный мешок.

"Если случится кому-нибудь из читателей "Старой крепости" попасть в Каменец-Подольский, он через все наслоения нового обязательно узнает в нём город Василя Манджуры и Петьки Маремухи, родной город самого автора трилогии, хотя в книге он нигде не назван. И как бы давно ни читал эту книгу приезжий, он сразу же почувствует, как в памяти его возникает тот удивительный, полный романтики колорит столько пережившего украинского городка, который с подлинно поэтическим талантом сумел передать автор в первой части своей трилогии".

С.С. Смирнов, лауреат Ленинской премии. Из предисловия к книге.


Части трилогии "Старая крепость" были написаны Владимиром Беляевым в разные годы: "Старая крепость" — 1936,
"Дом с привидениями" — 1941, "Город у моря" — 1950.

Издание 1984 года иллюстрировал украинский художник-график Павел Анатольевич Крысаченко.


Часто встречаю мнения, что Владимир Беляев в книге довольно точно описал свой родной город Каменец- Подольский и по тексту можно понять, в каких реальных городских объектах живут, учатся, работают его герои и где они находятся.
На самом деле это не так. Автор создал собирательный образ старинного украинского города с крепостью, костёлами, церквями, учебными заведениями и т.п., не ставя перед собой цель точного соответствия. В этом можно убедиться, если сравнить даже небольшой фрагмент книги с реальностью.

Начало первой книги:
"Гимназистами мы стали совсем недавно. Раньше все наши хлопцы учились в городском высшеначальном училище. Желтые его стены и зеленый забор хорошо видны с Заречья. Если на училищном дворе звонили, мы слышали звонок у себя, на Заречье. Схватишь книжки, пенал с карандашами - и айда бежать, чтобы вовремя поспеть на уроки. И поспевали. Мчишься по Крутому переулку, пролетаешь деревянный мост, потом вверх по скалистой тропинке — на Старый бульвар, и вот уже перед тобой училищные ворота. .....
Три окна в нашем классе выходили к Старой крепости и два - на Заречье. Надоест слушать учителя - можно в окна глядеть. Взглянул направо — возвышается над скалами Старая крепость со всеми её девятью башнями. А налево посмотришь — там наше родное Заречье. Из окон училища можно
разглядеть каждую его улочку, каждый дом".

Прежде всего надо сказать, что района Заречье в Каменце не было, ни официально, ни в народном названии. Был топоним Заводье, За водой - так называли Онуфриевскую улицу, расположившуюся на на узкой полосе левого берега Смотрича.

Для начала определимся, где по книге находится Заречье.
Училище, как мы понимаем — в Старом городе: на Старом бульваре или рядом с ним.
Крутой переулок находится в Заречье. Заречье и Старый город разделяет река. Соединяет эти два района деревянный мост
"Мчишься по Крутому переулку, пролетаешь деревянный мост, потом вверх по скалистой тропинке - на Старый бульвар, и вот уже перед тобой училищные ворота."

Представим, что Заречье - Польские фольварки.
Действительно, оттуда в Старый город ведёт деревянный мост (сейчас — каменный).

Есть деревянный мост, но вместо тропки — удобная каменная лестница Фаренгольца. "Скалистую тропку" в этом месте трудно себе представить.
Вот это место у деревянного моста:

На следующих двух фотографиях видим еще один мост с Польских фольварок в Старый город. По "скалистой тропке" около Башни на броде, через Кузнечную улицу как раз можно выйти на Старый бульвар.

Но тут же упираемся в главное несоответствие: если училище находится здесь, то крепость от него слева, а Заречье (Польские фольварки) находится прямо и справа, то есть не так, как у Беляева:

"Три окна в нашем классе выходили к Старой крепости и два - на Заречье.
Взглянул направо - возвышается над скалами Старая крепость со всеми ее девятью башнями.
А налево посмотришь - там наше родное Заречье"

Представим, что Заречье - Русские Фольварки.

Отсюда в Старый город есть небольшой деревянный мост (кладка), но здесь нет и не может быть "скалистой тропки". Есть лестница и Замковый мост. Справа и слева отвесные скалы.

Где находилось училище?
Мы помним, что из его окон видны и крепость, и Заречье.
Если допустить, что училище находится в зданиях на скале справа от моста,

то можно предположить, что это похоже на описание Беляева: крепость справа, Заречье слева. Вдобавок, из окон зданий хорошо видны строения этой части Русских фольварок.
"Из окон училища можно разглядеть каждую его улочку, каждый дом".

Но здания эти находятся не на Старом бульваре, к тому же, как на Русских, так и на Польских фольварках трудно понять, какой переулок Беляев назвал Крутым.
"Мчишься по Крутому переулку, пролетаешь деревянный мост, потом вверх по
скалистой тропинке - на Старый бульвар, и вот уже перед тобой училищные
ворота".

Название Старобульварная в настоящее время носит улица, протянувшаяся от Тринитарского костела до Ратуши на Польском рынке. Когда-то Старым бульваром называлась проходящая вдоль стен монастырей францисканцев и доминиканок. Если здание училища находилось на Старом бульваре над скалой (что в реальности маловероятно), то из его окон была бы видна крепость, но никак не просматривалось бы Заречье-Русские фольварки.

Где находилась Старая усадьба?
"Миновав Успенскую церковь, по узенькому Крутому переулку мы повернули к... Через кусты и бурьяны бросились к Старой усадьбе."

На этот вопрос можно было бы ответить, если бы мы определили местоположения Заречья, а это нам не удалось. К тому же невозможно понять, какую церковь Беляев назвал Успенской. Успенская церковь в Каменце когда-то находилась в районе Турецкого бастиона и т.е. не в Заречье, как у Беляева, а в Старом городе. И В 1700 году Успенской церкви уже не существовало — она была разрушена во время

Подобные несоответствия с реальностью есть и в других частях книги, но это не мешает с удовольствием читать замечательное произведение каменчанина Владимира Беляева.

В 1972 году на киностудии им. А.Довженко был снят семисерийный художественный фильм "Старая крепость", большинство сюжетов которого снималось в Каменце.

В основу остросюжетной трилогии Владимира Беляева «Старая крепость» легли события первого послереволюционного десятилетия. Книга переиздавалась более тридцати раз, в том числе в серии «Золотая библиотека», и дважды экранизировалась - в 1938-м (1-я часть) и 1955-м (под названием «Тревожная молодость»).
Идею рассказа о судьбах мальчишек из небольшого украинского городка, очутившихся в самой гуще гражданской войны, Беляеву подкинул С.Я.Маршак. Сам автор называл своё детище, работа над которым продолжалась вплоть до 1967 года, «дневником воспоминаний», настолько сильны были в нём автобиографические мотивы. В сущности, я сама недавно узнала, что все три повести – это своеобразная и довольно подробная автобиография Беляева.
Формирование характера рабочего-подростка, нового советского человека – основная тема трилогии, возможно, для нас сейчас это не актуально, а в те времена такие книги приветствовались.
Если не вникать в патриотические и идейные соображения трилогии, то можно сказать, что Беляев написал интересную и приключенческую книгу для мальчишек-подростков.

Трилогия состоит из следующих книг:
Старая Крепость
Дом с привидениями
Город у моря

Первая часть книги повествует о детстве мальчишек, о ссорах, конфликтах, дележке улицы, прыжков на спор в глубокую реку с моста. Думаю, чтобы показать патриотическую направленность повести, Беляев ввел в сюжет момент, когда мальчишки полезли в старый таинственный лаз исследовать старую заброшенную часть крепости и оказались в конце пути в саду. Наступила ночь, и ребята невольно стали свидетелями расстрела красноармейца. Смерть человека, который еще недавно с ними общался, улыбался, потрясла мальчишек до глубины души. Что, кстати, подтолкнуло их к еще больше ненависти в отношении белогвардейцев.
Хорошо прописаны эпизоды учебы в гимназии, происшествие со старинными колоколами. Первая часть, на мой взгляд, наиболее сильна в приключенческом отношении.
Вторая часть книги уже показывает мир повзрослевших друзей, первые робкие чувства любви к соседской девочке, желание выделиться и понравиться на фоне других ребят. Особенно запал в память момент, когда главный герой книги приглашает соседку Валю в кино, а потом ведет ее в кондитерскую. Денег у юного кавалера, конечно, нет на эти мероприятия. И он решается украсть теткины серебряные ложки, которые составляют для тетки все ее богатство. Как на грех, незадачливую парочку детей увидит отец в кафе, скоро выплывет наружу пропажа ложек и придется во всем признаться.
В заключительной части книги вчерашние мальчишки стали взрослыми людьми. Здесь в сюжете основное место заняла Великая Отечественная война, воспоминания из детства о дружбе и о том, что нет уже в живых многих ребят.
Страница за страницей проводит нас почти через отрезок сорока лет жизни главных героев.
Книга, наверное, больше ориентирована на наше поколение, нам она более понятна и ясна, мы правильнее воспримем описание политических передряг в стране. А вот моему сыну пришлось иногда даже объяснять некоторые моменты, приводить примеры из прошлого, чтобы до конца был понятен сюжет и идея того государства, которое уже давно стало другим.
Ничуть не жалеем о покупке этих замечательных произведений.
В традициях серии книга выпущена на газетной бумаге немного сероватой, но в целом, качественной. Лакированная белая обложка и красный буквы – визитная карточка этой серии.