Третьяковская г. Десять неизвестных фактов о третьяковской галерее

Государственная Третьяковская галерея - самый известный музей столицы, уникальная сокровищница художественных шедевров. Об интересных фактах из истории знаменитых картин галереи - в нашем материале

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Эта довольно жуткая картина Ильи Репина написана в 1885 году и известна также под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Данное произведение искусства не понравилось императору Александру III, вследствие чего было запрещено к показу на три месяца, став первой картиной в Российской империи, подпавшей под цензуру.

В 1913 году картину три раза ударил ножом душевнобольной иконописец.

Узнав о случившимся, хранитель галереи Е. М. Хруслов бросился под поезд. Сам Репин специально приехал в город, чтобы воссоздать лица изображенных, но сделал это не очень удачно в связи с изменившимися художественными взглядами. Реставраторам пришлось хорошенько поработать над тем, чтобы довести шедевр до своего первоначального вида. А Репин даже не заметил изменений, увидев позже восстановленное полотно.


Фото: artpoisk.info

А совсем недавно, в 2013 году, группа историков и православных активистов потребовала убрать картину из Третьяковской галереи, так как она, по их словам, оскорбляла патриотические чувства русских людей. Полотно снимать отказались.

А в насмешку над такой просьбой арт-группа «Митьки» сообщила о том, что начала работу над картиной «Митьки дарят Ивану Грозному нового сына», которая станет заменой «неподобающего» полотна.

«Грачи прилетели»

История создания этого шедевра, ставшего одной из вершин русского пейзажа, загадочна и не особо освещена. Известнейшая картина Алексея Саврасова была создана художником в период после смерти новорожденной дочери и во время болезни жены. Автор культового пейзажа много раз пытался повторить свой шедевр позже и закончил тем, что за еду и выпивку расписывал стены трактиров копией своей картины.


Фото: mikle1.livejournal.com

«Черный квадрат»

Ну как же обойтись без одной из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве? Автор «Черного квадрата» Казимир Малевич утверждал, что на создание знаменитого детища ушло несколько месяцев. Причем, по одной из версий, шедевр вышел вследствие того, что художник не успел к нужному сроку закончить картину и замазал работу черной краской.

А после завершения работы, получив признание публики, авангардист произвел на свет еще несколько копий своего шедевра (по некоторым данным, их число достигает семи). Точно известно о четырех «Черных квадратах» с различными фактурой, оттенком, рисунком и размерами, два из которых можно отыскать в Третьяковской галерее, одну - в Эрмитаже, и еще одну - в Русском музее.


Фото: theoutlook.com.ua

После тщательного исследования «Черного квадрата» с помощью микроскопа и рентгена было обнаружено, что под ним спрятано целых две работы художника. Причем было установлено, что одна из них относится к кубофутуристическому периоду творчества Казимира Малевича, а вторая - к протосупрематическому. Нашлась и надпись, сделанная рукой автора: «Битва негров ночью». Она является отсылкой к полотну Альфонса Алле, написанному ранее и в шутку сделанному полностью в черном цвете. А еще расположение этой самой надписи говорит о том, что шедевр Малевича висит в галерее вверх ногами.

Портрет писателя Антона Павловича Чехова

Основатель галереи, Павел Третьяков ради заполучения нужной картины оплачивал художникам дорогу к объекту творчества, который порой находился на очень даже приличном расстоянии от Москвы. Именно так произошло и с портретом Антона Чехова, для созданием которого Осип Браз был отправлен в Ниццу в 1898 году. Но тогда еще совсем молодому начинающему живописцу так и не удалось раскрыть на полотне черты характера известного писателя. Первый вариант, написанный в России в 1897 году, забраковал как сам художник, так и Третьяков. Второй же, созданный в Ницце, увы, не понравился самому Чехову, который написал о нем в одном из писем следующее: «Выражение такое, точно я нанюхался хрену».


Фото: imperor.net 5

«Утро в сосновом лесу»

Кто же не знает знаменитую картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу»? Многие привыкли именовать ее проще - «Три медведя», хотя на полотне четко изображено четыре медведя. А связано народное название с популярностью советских конфет «Мишка косолапый» с репродукцией данного произведения на фантике, где четвертый мишка попросту не поместился.

Интерес составляет и подпись картины, ведь на самом деле мишек нарисовал художник Константин Савицкий - друг Шишкина, а сам Шишкин создал красивый лесной пейзаж. То есть перед нами результат совместного творчества двух авторов. Существует история, что когда шедевр приобрел у Шишкина за 4 тысячи рублей Третьяков, он и снял с него подпись Савицкого, поскольку видел в картине лишь свойственное творчеству Шишкина.


Фото: dic.academic.ru

Узнав о такой щедрой сумме, выплаченной за полотно, Константин Савицкий пришел к другу получить свою долю. Шишкин же предложил ему тысячу рублей. То, что его работу оценили в четверть стоимости картины, очень задело самолюбие Савицкого, который с возмущением заявил, что главное в ней - именно медведи, а Шишкин лишь нарисовал фон. На это заявление обиделся уже Шишкин, считавший полотно самостоятельным произведением и без зверей. К тому же художник сам нарисовал эскизы медвежьей семьи. В итоге совместных картин бывшее друзья больше не создавали.

«Портрет неизвестного в треуголке»

Этот портрет молодого человека с очень нежными чертами лица был создан Федором Рокотовым еще в начале 1770-х годов. По поводу личности героя, изображенного на одном из самых загадочных творений художника, существует две версии. Согласно первой, полотно является портретом графа А. Г. Бобринского, сына Екатерины II и ее фаворита Г. Г. Орлова.


Фото: opisanie-kartin.com

Вторая же версия куда интереснее, к тому же основана на данных рентгенограммы. Результаты исследования показали, что на картине на самом деле изображена женщина: под верхним слоем краски были обнаружены брошь и декольте. Лицо же осталось нетронутым. Выяснилась и следующая история: когда-то близкий друг Рокотова заказал у него портрет супруги, но она умерла, а когда мужчина женился во второй раз, то попросил художника дорисовать картину так, чтобы он мог любоваться ею, не оскорбляя при этом чувств второй супруги. Рокотов принял решение изменить пол персонажа картины, вследствие чего и получился портрет неизвестного.

В данной статье вам будет представлена Третьяковская галерея. Картины с названиями «Богатыри», «Утро в сосновом лесу», «Грачи прилетели» известны не только в России, но и во многих других государствах.

Сегодня мы совершим небольшую экскурсию по музею и рассмотрим семь наиболее известных картин этой выставки.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея. Картины с названиями «Утро в сосновом лесу», «Девочка с персиками» и прочие с детских лет известны многим. Этот музей хранит полотна лучших мастеров русского изобразительного искусства.

Он был создан купцом Третьяковым в 1856 году. Здесь хранятся иконы, живопись времен царской России, картины советской эпохи.

"Демон сидящий"

Итак, местом нашей экскурсии является Третьяковская галерея.

Картины с названиями «Богатыри», «Грачи прилетели» говорят сами за себя. Но наш следующий экспонат воспринимается по-разному, в зависимости от того, знаете вы его название или нет.

Если к полотну подойдет человек, мало разбирающийся в живописи, он увидит атлетически сложенного юношу, сидящего возле скалы. Но когда зритель узнает, что это демон, восприятие изменяется кардинально.

Хотя сам Михаил Врубель говорил, что образ его героя не подразумевает ничего злого. Это страдающий, скорбный и одновременно величавый дух.

Примечательно, что при создании была использована техника письма мастихионом. Это нанесение красок с помощью тонкой металлической пластины. Подобные манипуляции создают эффект мозаики.

"Иван Грозный"

Много сюрпризов для новичков хранит в себе Третьяковская галерея. Картины с названиями миролюбивыми и радостными пейзажами внезапно прерываются жестокой и кровавой сценой. Сейчас речь пойдет о трагическом полотне Ильи Репина.

Искусствоведы часто при анализе творчества того или иного художника задумываются о мотивах, подвигнувших мвстера на написание картины. Если, не зная реальной истории, задаться таким вопросом относительно полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», можно домыслить много вещей.

На самом деле Илья Репин написал ее, будучи под впечатлением от симфонической сюиты «Антар» Римского-Корсакова. Звуки этой мелодии стали катализатором для прежних порывов, которые возникли у художника во время путешествия по Западной Европе. Там он был поражен зрелищем на Подобное «кровавое» настроение и выразилось в этой трагической сцене.

На картине царь постепенно отходит от гнева и осознает, что только что смертельно ранил своего ребенка.

"Девочка с персиками"

Многие знаменитые картины Третьяковской галереи являются пейзажами или эпичными изображениями мифичных героев. Наш следующий экспонат - это всего лишь портрет.

На нем видна часть комнаты, стол, стулья, окна, девочка и персики. Да, это одна из самых известных композиций Валентина Серова «Девочка с персиками». Нужно сказать, что данный шедевр дался автору достаточно трудно. Сложность заключалась в вопросе, не связанном с живописью.

Ребенок на картине - дочь известного московского мецената Саввы Мамонтова, Вера. Главной проблемой было уговорить сидеть непоседливую девочку по несколько часов в день. Работа над шедевром длилась почти месяц.

Вторая особенность заключается в персиках. Это не привозные фрукты. Их принесли из сада, в котором работал мастер садоводства. Этот человек добивался того, что первый раз деревья в цвели в феврале, а ранний урожай собирали в июне.

"Богатыри"

В данной статье мы рассматриваем знаменитые картины Третьяковской галереи. Но если говорить о нашем следующем шедевре, то невозможно не упомянуть о «сказочности» творчества Виктора Васнецова.

Большую часть жизни художник посвятил работе над эпическими образами русского фольклора. Его кисти принадлежат «Аленушка», «Богатырский скок», «Витязь на распутье» и прочие шедевры.

Но наиболее грандиозным из всех является полотно «Богатыри». Сам автор описывает его сюжет следующим образом. Витязи выехали в чисто поле и наблюдают, не обижают ли кого, нет ли врага поблизости?

На картине изображены Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. О том, кто стал прототипом лиц богатырей для Васнецова, ходит интересная история.

Автор долго не мог найти подходящее лицо, чтобы оно отражало доброту и силу витязя Ильи Муромца. Однажды он увидел на улице Москвы крестьянина, приехавшего на заработки. Мужика звали Так, благодаря счастливой случайности, крестьянин остался запечатлен в веках.

В образе Добрыни Васнецов показал себя. Для подтверждения достаточно сравнить «Богатырей» с любым из его автопортретов.

Таким образом, картины художников в Третьяковской галерее отражают различные грани русской души. От грусти и отчаяния («Апофеоз войны») до радостной легкости («Утро в сосновом лесу») и щемящего чувства ушедшего детства («Грачи прилетели»).

Апофеоз войны

Если говорить про самые знаменитые картины Третьяковской галереи, невозможно обойти вниманием полотно

На нем изображена безжизненная пустошь с мертвым и разрушенным городом на горизонте. На первом плане находится гора из человеческих черепов, на которых пирует воронье. Таким способом Василий показал обществу весь ужас и трагизм сражений.

Картина «Апофеоз войны», в отличие от остальных батальных полотен, изображает не бравых воинов, храбрых полководцев и красивых коней. Здесь нет залпов оружий, удалых взглядов и показной радости победы.

Находясь рядом с шедевром, зритель попадает совершенно в другую реальность. Словно пелена спадает с глаз, и взору открывается истинное лицо сражений. Только разруха и отчаяние.

Подобный шедевр стал отражением жизненного опыта художника, так как он провел не один месяц в военных походах.

Утро в сосновом лесу

В данной статье мы кратко обсуждаем наиболее Третьяковской галереи. Без сомнения, к таким относится полотно Ивана Шишкина. Раньше особенно популярны были ковры и репродукции «Утра в сосновом лесу».

С этим полотном связана интересная история. Шишкин был мастером в вырисовывании мельчайших деталей флоры. То есть ему особенно удавались разнообразные пейзажи.

Представителей же животного мира он рисовал с трудом. Поэтому над «Утром в сосновом лесу» работало два мастера Иван Шишкин и Константин Савицкий (изобразил медведей).

Впоследствии, когда картину продавали, Иван предложил Константину тоже поставить на ней автограф. Но коллекционер сказал, что приобрел полотно у Шишкина, а Савицкого никакого не знает. Поэтому сегодня на шедевре стоит только одна подпись.

Грачи

Если говорить про самые известные картины Третьяковской галереи, невозможно не упомянуть про полотно «Грачи прилетели». В России, наверное, нет ни одного школьника, который не писал бы о нем сочинение.

Картина поражает своей жизнерадостностью, предвестием весны. Она наполнена каким-то щемящим чувством утраченного счастья детских лет.

Впечатляет история художника. Мальчика отец нехотя отпустил учиться, но вскоре он должен был оставить школу по семейным проблемам. Учитель Саврасова попросил московского обер-полицмейстера Лужина помочь ему.

Только благодаря этому Алексей смог продолжить учебу и стать именитым художником.

Таким образом, в данной статье мы с вами поговорили о том, какие картины в Третьяковской галерее имеются, рассмотрели наиболее известные полотна некоторых русских художников.

Удачи вам, дорогие читатели! Путешествуйте чаще!

Всем привет! Надеюсь, в вашем городе весна уже потихоньку вступает в свои права, а я сегодня хочу вернуться к новогодним праздникам и рассказать о посещении Третьяковской галереи.

Вообще, я считаю, что в Третьяковке нужно побывать хотя бы раз в жизни. Этакий «must see» для русского человека. Знатоки искусства советуют «прикасаться к прекрасному» поэтапно, чтобы не получить обратную реакцию.

Одним морозным новогодним утром автор статьи приехала на Лаврушенский переулок 10, чтобы наконец-то своими глазами увидеть оригиналы картин, которые раньше разве что в учебниках попадались. Нет, я конечно предполагала, что на вход будет очередь, но даже не предполагала, что очередь будет такая….

Видите вдалеке светло-желтое здание? Нам туда. А народ все прибывал и прибывал. Сначала, я решила, что именно сегодня в Третьяковку бесплатный вход. Оказалось, что — нет. Просто праздники, туристы и общий ажиотаж сделали свое дело.

Надо сразу оговориться, что у Третьяковской галереи два адреса: Лаврушенский переулок и Крымский вал. На Лаврушенском переулке экспонируются картины XI — начало XX века, а на Крымском валу — XX в. В любом случае, столько прекрасного за один день, я бы не вынесла, поэтому выбрала историческое здание на Лаврушенском.

Долго ли коротко, но прошло 1,5 часа. Охрана пропускала страждущих порциями, а экскурсионные группы — без очереди. Отбросив все эпитеты, скажу, что я околела до дури и пошла греться пить чай в близлежащую кафешку. Потом случилось счастье и меня пропустили в теплое помещение галереи. «Ну, наконец-то, сейчас я увижу такие знакомые с детства картины» — подумала я. Не тут-то было 🙂

Увидев очередь в гардероб, мне стало дурно. Это еще минут 20-30 времени, но по крайней мере в тепле. Я решила вопрос проще, запихнула куртку в рюкзак, рюкзак сдала в камеру хранения и тем самым сэкономила время. Кстати, билет был куплен в специальном автомате на входе, стоимость 400 руб. Для определенных категорий граждан есть скидки, смотреть по ссылке .

По Третьяковской галерее интересно ходить с гидом. Кто еще расскажет вам различные интересные детали? Я примкнула к одной из групп и немного послушала рассказ.

Картины буду показывать в произвольном порядке, не привязываясь к залам галереи.

Карл Брюллов — Всадница

На картине изображена Джованина (на коне) и Амалиция Пачини, воспитанницы графини Самойловой. А все видят зеленую вуаль на шляпе? Я и сама никогда раньше не обращала внимание на эту деталь. Именно эта часть дамского гардероба придает динамику картине. Некоторые критики высказывались негативно относительно «застывшего» лица всадницы, но стоит только посмотреть на вздыбленного коня и все сразу становится на свои места.

А.А. Иванов — Явление Христа народу

Полотно просто огромное. К сожалению, мне никак не удалось сфотографировать картину без людей. Помимо того, что в галерее и так было много народа, так еще и каждый норовил запечатлеть себя на фоне картины. Зачем? Не понятно.

Александр Иванов работал над картиной 20 лет и все равно не успел ее закончить. Только представьте себе — 20 лет! Помимо этого, Иванов сделал 600 этюдов с натуры (когда подбирал персонажей).

По центру — Иоанн Креститель, указывающего на приближающегося Иисуса. Фигура Мессии немного размыта. Слева от Иоанна группа апостолов, справа — абсолютно разные люди, и стар, и млад. И эмоции у них на лице разные. Кто-то радуется, кто-то смотрит с недоверием. Справа от Христа, человек в красной накидке, с недоверием оглядывается на Иисуса. Николай Васильевич Гоголь был другом Иванова и послужил прототипом для персонажа. Художник навсегда запечатлел его профиль на холсте. А человек в серой шляпе и с посохом, сразу за Иоанном, сам автор полотна. Иванов решил увековечить себя в образе странника.

Обратите внимание на двух людей слева картины — молодой парень и старик. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что накидка старика серого цвета, а отражение в воде — красного отттенка. По центру картины, мужчина в голубом одеянии — у него лицо зеленоватого оттенка. Это и есть те самые недоделки, которые не успел завершить художник.

Василий Перов — Тройка

«Тройка» — печально известная картина Василия Перова. Художник долго не мог найти прототип для паренька в центре композиции. Нужный типаж он случайно увидел в толпе переселенцев и попросил мать мальчика дать разрешение на позирование ему. Она согласилась. Через некоторое время после завершения картины, в двери дома Перова постучала изможденная женщина, та самая мать мальчика Васи. Она рассказала художнику, что Васенька умер и просила продать ей картину. В то время «Тройка» уже находилась в картинной галерее и купить ее не было никакой возможности.

Василий Перов — Приезд гувернантки в купеческий дом

Еще одна известная картина Перова. Опечалено склонив голову, молодая гувернантка ждет указаний своего хозяина. У прислуги на лице любопытство, а вот молодой барчонок смотрит свысока.

Картина «Три богатыря» известная всем нам с детства. Ракурс я взяла неудачный, но по другому никак сфотографировать не удавалось 🙁

Зато понятны масштабы.

Васнецов — Три богатыря

Художник создавал картину около 30 лет. Мало кто знает, что в качестве Добрыни Никитича Васнецов изобразил самого себя. Факт этот не подтвержден документально, но уж больно хороша история).

Я уже никогда не вспомню откуда знаю ту или иную картину. Так вышло и с Боярыней Морозовой. Глубинная память срабатывает резко, словно по щелчку. Подходишь к картине и уже знаешь как она называется.

Справа от саней расположилась знать, а слева — простой народ. Бегущий мальчик придает картине дополнительную динамику. Рядом с основной картиной, в Третьяковской галерее размещены первоначальные наброски. Очень похоже, но все таки разницу легко уловить.

В.Суриков — Боярыня Морозова

Репин — Письмо запорожцев турецкому султану

Казаки пишут, смеются и явно издеваются). Репин запечатлел абсолютно реальное историческое событие. Турецкий султан ультимативно предложил запорожским казакам перестать нападать на «Блистательную Порту» и сдаться. Самое интересное, что оригинальный ответ казаков сохранился. Текст полон самых изысканных ругательств.

Верещагин — Апофеоз войны

Что такое война по своей сути? Не доблестные победы и не политические игры, а боль, смерть и покалеченные жизни. Именно это и хотел сказать художник. Недаром один прусский генерал советовал императору Александру II избавиться от картин Верещагина. Я ждала личной встречи с этой работой художника. Она до ужаса простая и пугающе настоящая…

Шишкин — Утро в сосновом бору

Добрая, известная с детства картина. Мало кто знает, что Иван Шишкин писал эту картину в соавторстве с Константином Савицким. Шишкин был пейзажистом, а Савицкий нарисовал медведей. Третьяков в свое время стер имя Савицкого с картины, посчитав, что его вклад слишком мал.

Кстати, в медвежьих семьях не бывает трех медвежат, только один или два. Об этом нам рассказал гид Третьяковской галереи. Просто три медвеженка и крупный медведь по центру, смотрятся более интересно.

В. Суриков — Утро стрелецкой казни

«Утро стрелецкой казни» самое первое большое полотно Сурикова. Хотя художник перенес на картину печальное событие исторической расправы, но зритель не наблюдает, ни на переднем плане, ни на заднем, казненных стрельцов. По одной из версий, Суриков сначала хотел изобразить на картине повешенных и даже создал эскизы, но одна из служанок была настолько шокирована увиденным, что упала в обморок.

М. Врубель — Демон сидящий

Картину можно трактовать по-разному. Кто-то видит уставшего и обессилившего мужчину-демона, а кто-то — сильную, благородную личность, выступающую на стороне добро, но зло управляет им и побеждает. Наверное, в этом и есть особенность картин — каждый видит что-то свое.

И еще несколько экспонатов Третьяковки:

Саврасов — Грачи прилетели

На самом деле, картина очень маленькая. Фотографии обманчивы 🙂

Перов — Охотники на привале

Васнецов — Иван-Царевич на Сером Волке

Репин — Иван Грозный и сын его Иван

Эпизод с убийством собственного сына до сих пор не доказан историкам.

Все известные картины из Третьяковки показать просто невозможно. Это нужно видеть собственными глазами. У каждого из нас есть свои собственные воспоминания и ассоциации, связанные с легендарными полотнами. Они всплывают из потаенных уголков памяти внезапно…

До сих пор не могу провести параллели с картиной Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке». Какое-то далекое воспоминание шевелится в подсознании, но никак не выплывет наружу. То ли тканное полотно на стене из детства грезится, то ли картинка из какой-то книги…

В Третьяковской галерее проводятся индивидуальные экскурсии и даже квест для детей и взрослых. На двухчасовой экскурсии « » вы познакомитесь с переломным моментом в истории русского искусства, а поможет детям познакомиться с искусством.

Датой основания знаменитой Третьяковки считается 1856 год. Собрание включает в себя более 170 полотен русских художников. Основатель галереи Павел Михайлович Третьяков стремился создать первый в истории России музей, где бы хранились произведения только отечественных мастеров. Спустя более сотни лет со дня открытия экспозиции можно с уверенностью сказать, что мечта предприимчивого купца и подлинного ценителя российского искусства сбылась.

Каждая из картин собрания уникальна по-своему. Но все эти полотна объединяет стремление воплотить подлинную русскую идею, раскрыть богатство русской души, отразить основные вехи российской истории и своеобразие менталитета народа.

Пройдем по залам Третьяковки…

Перечисляя , знатоки непременно вспоминают знаменитый «Портрет Марии Ивановны Лопухиной», который был создан еще в 1797 году Владимиром Лукичом Боровиковским. Чувственная и невероятно женственная красота девушки ощущается в ее глубоком, будто направленном внутрь себя, взгляде, изящном повороте головы и нежной полуулыбке, едва коснувшейся сомкнутых губ. Сдержанный пейзаж выступает здесь фоном, оттеняя грациозность героини портрета. Этот прием использован художником в полном соответствии с особенностями сентиментализма - одного из основных течений живописи тех времен. Юная девушка, изображенная на полотне, скончалась в раннем возрасте, но портрет смог пронести сквозь века красоту ее лица и души.

Картина Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» была написана в 1883 году. История этого портрета успела обрасти многочисленными легендами, основанными на том, что художник не оставил никаких достоверных сведений о прототипе своей героини. С полотна на зрителей гордо, но с толикой кокетства взирает изящно одетая восточная красавица. В образе читается безукоризненная утонченность - автор полотна явно любуется сдержанностью, грацией и неизбывной женственностью героини.

Картина «Утро в сосновом лесу» широко известна и под другим, неофициальным, названием - «Три медведя». Источник ошибки - обычная обертка конфет «Мишка косолапый», для оформления которой производители лакомства воспользовались идеей великого живописца Ивана Ивановича Шишкина. На самом деле на картине изображено четыре медведя, но на фантике поместилось всего трое. Но вернемся к полотну. Работа была написана автором в 1889 году с невероятной любовью к родной природе, ко всем чудесам растительного и животного мира. Сегодня часто можно увидеть живописные шедевры на фото высокого разрешения, так вот эта картина представляется совершенно реальной, искушенному зрителю даже кажется, что через мгновение станут слышны звуки леса. Эту картину любят и знают не только взрослые, но и дети.

Шедевр «Апофеоз войны» был создан Василием Васильевичем Верещагиным в 1871 году. Это произведение потрясает силой вложенной в него мысли о разрушительности любой воинственности. На раме полотна написано посвящение всем завоевателям, прошлым и будущим. Протест художника против войн, насилия и завоеваний сквозь века взывает к разуму человечества и одновременно с тем отсылает мольбу о пощаде. Все изображенное на картине символизирует смерть и разорение, пугая и завораживая безапелляционной однозначностью.

Полотно Михаила Александровича Врубеля «Демон сидящий» было создано в 1890 году. Картина стала частью иллюстраций к собранию сочинений Михаила Юрьевича Лермонтова. Рукой великого мастера живописи создан образ не столько полной злобы, сколько страдающий и скорбный, но при этом, несомненно, величавый и властный. Последней работой художника стало вновь обращение к этой же теме: картина получила название «Демон поверженный», где герой находится на пороге собственной гибели.

Произведение Михаила Васильевича Нестерова «Видение отроку Варфоломею» датируется 1890 годом. Именно с этой картины и началась коллекция работ художника, посвященных Сергию Радонежскому. Основой для сюжета этого полотна стал эпизод из «Жития преподобного Сергия», написанного Епифанием Премудрым. Роль святого Сергия для становления и сплочения русского народа несомненна, а сама картина символизирует непоколебимую нравственность и чистоту, присущую русским людям и много веков спустя.

Шедевры Третьяковской галереи включают и картину «Грачи пролетели», которая была создана в 1871 году талантливым мастером Алексеем Кондратьевичем Саврасовым. Это полотно стало самым известным произведением художника. Каждая маленькая деталь картины пронизана бесконечной любовью творца к природе родного края, каждое движение его кисти передавало всю теплоту чувств Саврасова. Чуткий ценитель изобразительного искусства, глядя на этот шедевр, непременно чувствует едва уловимый запах оттаивающей земли, слышит потрескивание сухих веток, хлопанье птичьих крыльев и ощущает приближение весны шаг за шагом.

Истинным шедевром в наследии Николая Константиновича Рериха можно назвать картину «Заморские гости», созданную в 1901 году. Примечательно, что это полотно было написано художником в Париже, а приобрел впоследствии картину сам Николай Второй. Полотно входит в цикл картин «Начало Руси. Славяне». Перед зрителями разворачивается словно видение из прошлого: лица полустерты, а природные сюжеты раскрываются постепенно. Изумление и удивление заморских гостей варяжских племен прочитывается в самом взгляде художника на русскую природу.

Подборки картин великих мастеров в Третьяковской галерее

Илья Ефимович Репин

Живопись Ильи Ефимовича Репина широко представлена в галерее. Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», известная широкой публике под названием «Иван Грозный убивает своего сына», считается одной из самых знаменитых работ этого художника. Полотно было создано в 1885 году. Образы, воплощенные мастером на холсте, потрясают и ошеломляют. Картина вызывает смешанные чувства, заставляя сопереживать происходящему вновь и вновь уже более века. Отчаяние, прозрение, горе, ужас и осознание всей тяжести произошедшего - все это изумляет зрителей, осматривающих легендарное полотно.

Картина Репина «Не ждали» широко известна во всем мире. Репродукции этого произведения мастера используются даже в школьных учебниках и хрестоматиях. Полотно датируется 1888 годом. Изображение пронизано множеством противоречивых чувств и эмоций, которые неизбежно возникают при возвращении ссыльного домой: страх и радость, отчаяние и восхищение. На главного героя устремлены взоры всех присутствующих, а в его глазах прочитывается ожидание, смешанное с напряжением. В следующее мгновение эта сцена приобретет черты определенности, однако художник оставляет продолжение истории на усмотрение зрителей. Насколько точно переданы жизненные события в этой живописной работе, показывают хранящиеся в музеях исторические фотографии, запечатлевшие аналогичные ситуации.

Виктор Михайлович Васнецов

Не будет большим преувеличением утверждение, что имя Виктора Михайловича Васнецова известно буквально в каждом уголке нашей планеты. Его картины, даже со сказочными сюжетами, кажутся настолько реальными, что зритель буквально слышит малейшие шорохи, которыми насыщено изображение, ощущает движение воды и легкое трепетание листьев.

Несомненным шедевром Третьяковской галереи является картина «Аленушка», написанная рукою великого мастера в 1881 году. Героиня - печально сидящая у пруда юная девушка, в глазах которой читается очень взрослая и отчаянная грусть. Создается впечатление, что сказка замерла на секунду, чтобы счастливо продолжиться в следующее мгновение. Этим полотном художнику удалось невероятно точно отразить неоднозначность русского характера.

В коллекции галереи представлена и еще одна своего рода легенда - работа «Три царевны подземного царства». Картина датируется 1881 годом. Основой сюжета стала известная в народе сказка о подземных царевнах. Художник сделал своих героинь олицетворением богатств русской земли: золота, меди и угля. Полотно насыщено разнообразными знаками и символами, которые можно трактовать по-разному. Однако ясно одно: в образах царевен воплотились характеры русских девушек.

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» написана в 1889 году. В основу ее сюжета вновь легла русская народная сказка. Фольклорные мотивы тонко переплетаются с таким реальным страхом царевны, напряжением царевича и готовностью волка к самопожертвованию. Это полотно словно пропитано загадкой, чудом и душевной красотой персонажей.

Настоящим художественным достоянием, вне всякого сомнения, является картина «Богатыри» (распространенный вариант названия - «Три богатыря»), созданная в 1898 году. Для того периода характерно обращение к русскому фольклору, а Виктор Михайлович Васнецов нашел собственное видение народной культуры. Знаменитые Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович предстают во всей своей телесной мощи и душевной силе: внушительные размеры холста только подчеркивают это ощущение. Картина создавалась на протяжении практически тридцати лет. Полотно дышит предчувствиями опасности, сама природа словно замерла в ожидании грозных событий. Однако поводов для беспокойства нет: храбрые и отважные фигуры богатырей вселяют уверенность в победе.

Василий Иванович Суриков

Картину «Утро стрелецкой казни» можно назвать несомненным шедевром, вышедшим из-под кисти Василия Ивановича Сурикова. Это полотно датируется 1881 годом. Глазам зрителей предстает масштабное изображение исторических событий, созданное рукой настоящего мастера. Примечательно, что эта работа стала первым произведением Сурикова, представленным на суд широкой публики. Внимание на картине приковано к скрещенным взглядам стрельца с рыжей бородой и царя Петра: ненависть в глазах одного наталкивается на непримиримость взора другого. Словно обрезанный храм Покрова призван символизировать образ той Руси, которая была изменена Петром Первым.

Художественный талант Сурикова в полной мере воплотился в картине «Боярыня Морозова», написанной в 1887 году. Церковный раскол отразился на судьбе всего русского народа. На полотне художник не изобразил ни одного счастливого женского лица. Смеются и веселятся только беззаботные дети. Эмоции людей разнообразны, но все они искренние и неприкрытые. Прототип главной героини Сурикову найти было непросто, именно поэтому работа над картиной заняла четыре года. Ссыльная боярыня и ее крамольный жест благодаря великой силе искусства прорываются сквозь века, воздействуя на эмоции и мысли зрителя.

Валентин Александрович Серов

Искусство портрета - вот чему в основном посвятил свой талант Валентин Александрович Серов. Картина «Девочка с персиками», хранящаяся в Третьяковке, является одним из лучших творений мастера. Полотно это датируется 1887 годом, изначально его предполагалось назвать «Портрет В. М.». За этими инициалами скрывается дочь знаменитого русского мецената Верочка Мамонтова. Однако жизнерадостность, легкость, теплота и радость во взгляде и во всей позе героини полотна создали обобщенный образ самой юности. Именно поэтому картина и была впоследствии переименована.

В 1910 году Серов написал полотно «Похищение Европы». В этой работе античный сюжет получил кардинально новое воплощение, а сама картина стала последней для мастера. Сегодня посетители галереи могут увидеть вещественное послание художника своим потомкам. Европа и бык манят за собой в неизвестность, обещая показать зрителям нечто запретное и доселе неизвестное.

О Третьяковской галерее что-нибудь слышал каждый россиянин, ведь это самый известный музей изобразительного искусства в нашей стране. Именно здесь собрана самая богатая коллекция русского искусства от икон XI века до живописи и скульптур начала XXI столетия, и меня этот музей манил с самого детства. Так что и свой первый визит сюда в 10 лет, и последующие посещения я всегда вспоминаю с удовольствием - столько нового я открываю для себя в каждый поход сюда!

Сегодня коллекции галереи разместились в двух зданиях: основная экспозиция, посвященная искусству старых мастеров, находится в особняке в Лаврушинском переулке, а коллекция XX века представлена в здании на Крымском валу. Мне кажется, побывать хотя бы на одной из экспозиций Третьяковки каждому гостю столицы строго обязательно, ведь это одна из главнейших достопримечательностей в Москве.

Как добраться в Третьяковскую галерею

Здание в Лаврушинском переулке

Историческое здание музея в Лаврушинском переулке так хорошо известно москвичам, что в свое время даже дало название ближайшей станции метро «Третьяковская» Калужско-Рижской линии (на карте ниже обозначена цифрой 1 ). От метро по Климентовскому и Большому Толмачевскому переулкам можно дойти до галереи пешком всего за 7-9 минут.