Тренинги по речи для актеров. Дыхание

Конспект открытого занятия по сценической речи

Ф.И.О. педагога д.о. : Бывшева Галина Ивановна

Объединение : Театральная студия «Бродячие артисты»

Тема занятия: «Речевой тренинг» (элемент разминки).

Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга.

Задачи:

  1. Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля.
  2. Воспитывать навыки коллективной работы.

Возраст детей : 12-14 лет

Оборудование и материалы : маленькие зеркальца, салфетки, карточки с заданиями, мяч.

Наглядные пособия : Планшет «Речевой тренинг»

План занятия:

  1. Организационный момент – 5 минут
  2. Теоретическая часть - 10 минут
  3. Практическая часть – 25 минут
  4. Подведение итогов урока- 5 минут

Ход урока:

  1. Организационный момент . Педагог приветствует детей, отмечает отсутствующих в журнале учета работы д.о. Раздает маленькие зеркальца, салфетки.
  2. Теоретическая часть . Дается педагогом перед каждым видом упражнений.
  3. Практическая часть .

РАЗОГРЕВАЮЩИЙ МАССАЖ.

Массирование (1 – 1,5 минуты) Разогревающий массаж начинаем с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с лёгким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно, - лбу стало тепло. После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Время и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы.

Постукивание (1 – 1,5 минуты). Постукивание проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуком «з – з – з».

ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ

Вибрационный массаж делаем открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер.

Массаж делается именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый, позитивный, мягкий контакт. Массаж проводится в игровой форме – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, не забываем, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.

«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)

Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.

«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

«Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу», «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее».

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГУБ

Улыбка – хоботок

Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений.

Часы

Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно. Можно предложить ребятам взять вытянутыми вперед губами карандаш и написать им в воздухе своё имя.

« Веселый пятачок»:

а/на счет раз сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б/ сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в/ пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Шторки

Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только нижнюю, а потом совмещаем эти движения со звуками:

  1. «в» - верхняя губа поднимается вверх;
  2. «м» - возвращается на место;
  3. «з» - нижняя губа опускается вниз.

Затем попеременно натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, нижнюю – на нижние.

Для того чтобы губы двигались вертикально, можно приставить указательные пальцы к щекам, как бы ограничивая пальцами возможность растягивания губ.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА

Упражнения выполняются 5-6 раз

Уколы

Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.

Змея

Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.

«Самый длинный язычок». Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа, а затем до подбородка.

Чаша

Широко открыв рот, выдвигаем вперёд язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.

Коктейль

Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.

Львёнок и варенье

Представляем себя львёнком, который весь, от кончиков усов до кончика хвоста, перепачкан вареньем, и нам нужно слизать это варенье огромным длинным языком. Мы «облизываемся», начиная с подушечек пальцев рук и заканчивая пальцами стоп.

«Жало змеи» . Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.

«Конфетка». Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.

«Колокольчик» . Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

«Язык на ребро». Поставить язык на ребро между челюстями, раскрыв рот. Затем перевернуть язык на другое ребро. Добиваться быстроты выполнения упражнения.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

  1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди
  2. «Удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
  3. « Зевающая пантера » : нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
  4. «Горячая картошка »: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).

УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ

«Треугольник» . С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.

«Я» (из упражнений Е. Ласкавой) . Участнику становятся полукругом, и каждый, выходя к залу, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её вперёд с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача – послать звук вместе с рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если вместо «я» будут произноситься буквы из треугольника.

«Соединение гласной и согласной». В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произнесение однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д. Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно.

«Парные» согласные». . Ребята в полукруге хором попарно произносят пары согласных. Вот эти пары: д – т, г – к, б – п, в – ф, ж – ш, з – с.

«Сложные звукосочетания . Дети стоят боком к преподавателю. Одна рука на груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на груди, и вместе с ходом руки произносится одно из следующих звукосочетаний: «рство», «пктрча», «пство», «ремкло».

«Эхо». Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у»,первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.

«Звуки».

БАП-БОП-БУП-БЭП-БЫП-БИП

ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТЭТ-ТЫТ-ТИТ

МАМ-МОМ-МУМ-МЭМ-МЫМ-МИМ

ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКЫ-ПТКИ

ПТКАПТ-ПТКОПТ-ПТКУПТ-ПТКЭПТ-ПТКЫПТ-ПТКИПТ

ПДГА-ПДГО-ПДГУ-ДПГЭ-ПДГЫ-ПДГИ

БДГАБДТ-БДГОБДТ-БДГУБДТ-БДГЭБДТ-БДГЫБДТ-БДГИБДТ

«Чистоговорки»

В сценической речи используются ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания. Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете хором за мной.(Если слышны ошибки, то произносит каждый отдельно)

  1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку
  2. Купи кипу пик
  3. Стоит поп на копне, колпак на попе
  4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок

У быка бела губа была тупа

  1. Сшит колпак не по-колпаковски, отлит колоко не по-колоколовски

Надо колпак переколпаковать, колокол перевыколоколовать

  1. Из- под пригорка, из- под подвыподверта,

Зайчик приподвыподвернулся

Вот некоторые упражнения с чистоговорками, которые мы с вами сейчас выполним.

«Сплетня». С помощью разных чистоговорок участники передают друг другу новость. Основной акцент сделан на чёткость произношения.

«Переброс». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники стоят в кругу, у одного из них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.

  1. «Чистоговорка в образе». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники по одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»
  1. как учительница русского языка, читающая диктант.
  2. как преподаватель по речи
  3. как обиженный ребенок
  4. как скандальная бабка
  5. как робот
  6. как рассерженный человек

РАЗВИТИЕ МАСОЧНОГО ЗВУКА.

  1. Произносим звук «м» с закрытым ртом в нос.
  2. Произносим звук «н» с закрытым ртом и постукивая попеременно, то по правой ноздре, то по левой.

«Больной зуб». Участникам предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук должен направляться в затылок. При выполнении каждый участник должен добиваться, чтобы у него дрожали ноздри, а губам было щекотно.

«Капризуля». Участники изображают капризного ребёнка, который ноет, требует взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос. Затем постукать пальцем сначала по одной ноздре не прерывая звука, потом по другой.

«Идиотики». Участники стоят в полукруге. Нижняя челюсть резко откидывается вниз. Надо постараться, не наклоняя головы, положить челюсть на грудь. Язык широкий, вываливается. Упражнение выполняется 7 -8 раз.

«Коровка» и «Коровка бодается». На правильном дыхании и на удобной средней ноте берётся звук «м» с закрытым ртом. Когда слышен каждый голосок и все они примерно равны по силе звука, руководитель уходит в другой конец зала и просит «забодать его», то есть весь звук отправить на него. Когда и это выполнено, руководитель даёт команду: «По моей руке – «идиотики». Рука быстро идёт вниз - вверх и также работает нижняя челюсть. В результате должен получится звук подобие «м – м – мам – м – м». Обязательно напомните детям, чтобы, выполняя это упражнение, они следили за тем, чтобы ноздри дрожали, а губам было щекотно.

«Баня». (из упражнения Е. Ласкавой). Это упражнение выполняется в двух позициях. Первая позиция. Дети сидят на полу и похлопывают себя по ступням, потом по икрам, потом по коленям, потом по голеням, потом по бёдрам. Похлопывание производится поочерёдно сначала по одной стороне, потом по другой. Одновременно с похлопыванием произносится нонсерный звук «м» на удобной ноте. Вторая позиция – стоя, и при этом тело согнуто в пояснице. Постепенно тело выпрямляется до вертикального состояния, а в положении стоя похлопывание переходит на живот, спину, грудь. Упражнение хорошо тем, что автоматически включает резонаторы.

Выращивание цветов

Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающаяся кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Сейчас проведем упражнения на дыхание. Каждое упражнение делаем 6-8 раз.

«Свечка». Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

«Погреем руки» (из упражнений Е. Ласкавой). Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.

«Снайпер». То же, что и «свечка», но воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время.

«Упрямая свечка». То же, что и «снайпер», но воздух выдыхается в несколько приёмов без дополнительного добора дыхания.

«Львенок греется»

Мягким, долгим выдохом (как бы беззвучно произносят слог «ха»), который у нас называется «тёплым дыханием», греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост». Упражнение «Львёнок греется» всегда последнее в этом блоке, разогреваем им голосовые связки и приступаем к следующему блоку.

«Комарик».* Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

«Насосик». Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй – насосик. Вначале «мячик» сдут, то есть ребёнок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс» и сгибается в пояснице до прямого угла «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. «Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух набирается дискретно, порциями. Когда «мячик» надут, «насосик», выдёргивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш - ш – ш» сдувается. Выдох происходит длительно. Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребёнок проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.

«Егорка». : «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д. Перед началом счёта Егорок подбирается дыхание. Это упражнение хорошо тем, что наглядно показывает, насколько ученики смогли продвинутся по сравнению с прошлым разом.

Очень важно помнить, что время выполнения каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребёнка. Нельзя поощрять у детей стремление быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.

Скакалка

Произносится текст ритмичного стихотворения, дети прыгают со скакалкой, чётко отслеживая доборы воздуха.

Катер, катер, белый катер

Белый, белый катерок

Катит, катит, словно гладит

Скатерть белый утюжок.

«Два вдоха и два выдоха»

Ученики хаотично двигаются по помещению. Дыхание свободно. По хлопку педагога они останавливаются и делают по два вдоха и выдоха. Затем двигаются дальше, меняя темп. Хлопок, опять смена темпа и т.д., пока дети не научатся делать вдохи (в живот) и выдохи совершенно синхронно.

«Дровосек»

Вдох – руки подняты вверх, как бы держат топор. Выдох со словами «и – раз», руки опускаются вниз – раскололи полено. Таким образом, вдох – замах, выдох – удар.

Все эти упражнения направлены на развитие диафрагматического дыхания. В игровом пространстве, посредством физических движений, помогающих «открывать» диафрагму, мы постепенно увеличиваем объём воздуха и учимся распределять протяженность и силу выдоха, от которых напрямую зависит долгота и сила звука.

4.Подведение итогов занятия.

Педагог – На этом наша речевой тренинг закончен. Те, у кого не все получалось во время тренинга, дома постараются повторить упражнения. (Называет имена ребят, кому и какие упражнения следует повторить дома). После небольшого перерыва переходим к актерскому тренингу. Перерыв – 10 минут.


Елена Бутова
Тренинг по сценической речи с элементами актерского мастерства для детей 6–7 лет

Цели :

Развивать умение изображать эмоции, используя голос, мимику, жесты

Развивать интонационную выразительность

Развивать творческий потенциал каждого ребёнка, способности к импровизации

Формировать творческое воображение, фантазию

Оборудование :

Музыкальный центр, фонограммы;

Пиктограммы эмоций,

Доска, маркер, иллюстрации обложек с названием сказки (для игры «Перевертыши» )

Артистическая разминка «Поздороваемся»

Скажем : «Доброе утро! Мы рады Вас видеть!» со следующей интонацией :

Радостью

Удивлением

Как президент страны

Как иностранец, плохо говорящий по-русски.

Игра на развитие дикции «Снежки»

Бросаем вверх воображаемый «снежок» со звуками : птки-пткэ-птка-птко-птку-пткы, бдги, вспи, взжи, вздри… и тд…

Затем «играем в снежки» . Произносим четко и громко, бросая воображаемый снежок, скороговорки :

«Бобр добр для бобрят» ,

«Жужжит над жимолостью жук» ,

«Лежебока рыжий кот отлежал себе живот» ,

«В грязи у Олега увязла телега, сидеть тут Олегу до самого снега» ,

«Лена искала булавку, а булавка упала под лавку» ,

«Шесть мышат в камышах шуршат»

Упражнение "Эхо".

Известно, что эхо повторяет всё, что слышит дважды. Попробуйте произнести знакомое с детства "Ау-у-у!". Педагог произносит, посылая звук детям 1 раз, им же, поскольку они «эхо» , необходимо дважды произнести слово, отправленное педагогом, причем активно посыла звук. Губы при этом вытянуты, а из рук делается большой «рупор» . А теперь «бросаем» каждое слово из скороговорки

«Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз»

Виды эмоций

Показать эмоции при помощи мимики и жестов : радость, грусть, удивление, испуг, злость, неприязнь

Интонационная выразительность.

Фразы : «Ну вот и всё…» , «Я люблю манную кашу» , «Ура! Скоро новый год!»

Произнести :

Кровожадно,

Печально,

Радостно,

Злостно,

Удивлённо,

«Главное слово»

(«ударное слово» , выделяется интонационно)

Используем чистоговорки и скороговорки, давая задание выделить интонационно то или иное слово, обратить внимание на то, как меняется смысл фразы, при переносе интонационного ударения на «главное» слово»:

«Аня гладила кота»

«У Оли новое пальто»

«Кукушка кукушонку купила капюшон»

«Слишком много ножек у сороконожек»

«Муха Горюха села на ухо»

«Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках»

«Галка села на забор, грач завел с ней разговор»

Упражнение на беспредметное действие - «Моё утро» .

Каждый участник тренинга играет этюд на тему «Моё утро» . Важно, чтобы действие выполнялось не формально, а подробно, учитывая все мелочи утренних процедур , например в ванной : открыть краны, умыться, почистить зубы, одеться и тд.

Включить спокойную музыку, способствующую размеренному физическому действию.

Игра «Перевертыши»

Предложить детям самостоятельно «зашифровать» (необходимо подобрать противоположные по смыслу слова) названия сказок :

«Аленький цветочек» (Зелёненький листочек)

«Красная шапочка» (Синий носок)

«Кот в сапогах» (Мышь босиком)

«Три толстяка» (Один худыш)

Список литературы :

1. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. / М. Н. Щетинин – М.: Метафора, 2006. – 128 с.

2. Леокарди, Е. И. Дикция и орфоэпия [Текст]: сборник упражнений по сценической речи . / Е. И. Леокарди. – М.: Просвещение, 1967г.

3. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко – М.: Просвещение, 1984 г

4. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / Изд-во Института Психотерапии. – М., 2001.

5. Л. М. Шихматов Сценические этюды / «ПРОСВЕЩЕНИЕ» , М., 1986.

6. К. С. Станиславский. Работа актера над собой . Ч. 1 – М.: Изд. “Искусство”, 1954

7. Театр, где играют дети : Учеб. - метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под редакцией А. Б. Никитиной–М.: Изд. центр ВЛАДОС,2001 .- 286 с.

8. Куликовская Т. А. Чистоговорки и скороговорки / Изд. «Гном и Д» , 2010

9. В. Дмитриева Скороговорки и чистоговорки для развития речи / АСТ , Астрель, 2008

Чтобы столкнуться с трудностями при произношении некоторых слов, не обязательно иметь проблемы с дикцией. Сложности произношения характерны для русского языка из-за растущего количества сложносоставных слов, львиная доля которых приходится на специфические, но часто употребляемые, в т. ч. заимствованные термины (сельхозпродукция, гидрометеорология, ребренд...

Мы, певцы, – главный инструмент оркестра. Мария Каллас Для начинающего певца важно проанализировать типы голосов и классифицировать собственный тембр, это не просто информация «для галочки». Принадлежность голоса к конкретному типу (а это исключительно природные данные) определяет направление, в котором вокалисту лучше всего развиваться. По аналогии со сп...

Задумываясь о том, как расширить диапазон голоса вверх или вниз, нужно понимать, что это такая же природная данность, как рост или длина руки, его невозможно расширить за естественные границы. Начинающему вокалисту следует знать, что он не расширяет диапазон голоса, а учится им пользоваться. Это умение никому не дается от природы – даже исключительно талан...

Звук [С], хоть он и не так сложен, как [Р] или [Л], все же представляет некоторую трудность для освоения детьми дошкольного возраста. Искаженное произношение [С], например, межзубное или призубное, подмена [С] другим звуком, обычно [Ш], или пропуск звука – все это массовые явления, встречающиеся в практике логопедов каждый день. Если вы считаете, что ребен...

Звуки [Р] и [Л] в речевых нормативах стоят особняком, их закрепление в детской речи допускается к 5–6 годам, в то время как все остальные звуки ребенок должен четко проговаривать уже в 4,5 года. Послабление обусловлено сложностью звука, для его освоения требуются определенные физические данные и достаточно развитый речевой аппарат. Автоматизация звука [Р] ...

Речь – убранство души.Луций Анней Сенека Сценическая речь – обязательная дисциплина в программах подготовки ораторов, эстрадных артистов, актеров театра и кино, дикторов, спортивных комментаторов и других специалистов, имеющих отношение к публичным выступлениям. Голос и речь артиста – это гибкий многофункциональный инструмент, который служит ему как в инф...

В связи с тем, что человек существо социальное и большую часть времени проводит в социуме, то и общаться с людьми ему приходится очень часто. Более того, первое впечатление, которое накладывает большой отпечаток на отношение к вам вашего нового знакомого, складывается при оценивании многих составляющих. Это и внешний вид, и манеры, голос и, конечно, речь. ...

Многие люди склонны считать красноречие природным талантом, а людей, которые им обладают, – редкими счастливчиками. Но, как показывает практика во всех сферах жизни и искусства, талант – это лишь малый процент успеха, все остальное – упорство и ежедневный труд. Развить красноречие нетрудно. Это хорошо изученный предмет, которому обучались и который препода...

Сильный уверенный голос нужен не только генералу, но и всем тем, кто хочет завоевать уважение к себе и добиться поставленной цели. Многие из нас забывают, что голос, как и мышцы, можно тренировать и развивать. Только, если в случае с мышцами тела нужны занятия физкультурой, то для развития силы голоса понадобятся дыхательные упражнения и вокальные заняти...

Диапазон голоса среднего вокалиста составляет две октавы. Обычно этого вполне достаточно для эстрадного пения. Если вы начинающий вокалист и ваша цель – научиться петь комфортно и уверенно, то именно до этих границ и следует расширять диапазон. Развить диапазон голоса вверх несложно, если действовать с умом и не торопить события. Главная ошибка дилетантов...

Хороший голос – результат упорного труда над ним, в котором часто задействованы не только собственные силы, но и регулярная бдительность и контроль со стороны педагогов сценической речи и вокала. В процессе постановки голоса необходимо научиться регулировать свой вдох и выдох, делать их бесшумными и короткими, но при этом мощными и удобными. Наша студия...

Чтобы добиться определенного результата в таком нелегком деле, как развитие певческого голоса, необходимо точно сформулировать себе задачу. Если вы хотите выйти на профессиональный уровень и улучшить голос для пения, по силе и красоте звучания не уступающий звездам мировой эстрады, то вам не обойтись без грамотного педагога по вокалу. Конечно, педагог – эт...

Каждый начинающий вокалист в начале своей профессиональной карьеры задумывается о качестве своего голоса и о том как улучшить его для пения перед аудиторией. На эти вопросы давно ответили педагоги актёрского мастерства и вокала и, не прибегнуть к их советам было бы глупо. В основном выделяют следующие недостатки звучания голоса: Гнусавость – это час...

Голос – это вторая внешность: при первой встрече вас сначала видят, затем слышат и лишь потом вникают в суть слов и манеру поведения. Как бы ни было обманчиво первое впечатление, именно оно заменяет незнакомому человеку всю первостепенную информацию о вас, в которой он остро нуждается, но еще не успел собрать. Невероятно, но один только звук вашего голоса...

Женщинам, обладательницам бархатного голоса, можно сказать, повезло в жизни. Чарующий низкий объемный голос вызывает доверие, создает ореол тепла и нежности вокруг своей хозяйки, вызывает желание слушать, особенно у мужчин. Все, сказанное таким голосом, звучит убедительнее и весомее, такому голосу хочется верить, доверять и даже подчиняться. Если природа н...

Некрасивый от природы голос сам по себе очень редкое явление. Если не верите, то вспомните хотя бы одного ребенка, голос которого показался бы вам противным. Почему ребенка? Дело в том, что только маленькие дети обладают настоящим открытым голосом, которым не стесняются пользоваться. Перед ними не стоит задача сделать голос красивым, ведь он естественен. В...

Большинство учеников театральной студии это те, кто хотят улучшить звучание речи путём тренировок. Работа над голосом предполагает работу сразу в нескольких направлениях: Правильная работа речевого дыхания. Разберёмся для чего на курсах постановки речи и голоса, уделяют внимание правильному дыханию. Главное назначение дыхания предоставить говорящему...

Москва – это город огромных возможностей для людей с деловой хваткой: бизнесменов, талантливых организаторов и лидеров. Чтобы добиться здесь чего-то, необходимо уметь обратить на себя внимание, заинтриговать, убедить в том, что на фоне гигантской конкуренции именно вы и ваше предложение достойны внимания работодателя, покупателя, делового партнера, инвесто...

Пришло время оспорить тот факт, что только женщины любят ушами. Мужчины не прочь влюбиться в красивый голос и речь идёт об абсолютно всех мужчинах. В то время, как только эстет и избалованный вниманием женщин модельной внешности мужчина будет любить исключительно глазами и отдавать своё сердце только девушке с параметрами 90-60-90. Мы рекомендуем удел...

Телефонный этикет и его основные правила обязаны знать деловые люди, которым по долгу работы приходится вести переговоры по телефону. Этикет существует, чтобы обе стороны в переговорах могли чувствовать себя комфортно, не тратить время на поиск взаимопонимания и общего языка, а сразу вести разговор в конструктивном русле взаимных выгод. Иными словами, собл...

Можно долго спорить, что будет более убедительным в вашей речи - использование вами угроз, шантажа, битьё кулаком по столу или же грамотно составленная речь и соответствующая манера поведения. Второму способу ведения себя во время публичного выступления придётся учиться там, где изучают искусство делового общения, в то время как для первого, достат...

Во время проведения вашей запланированной презентации, вам придется произносить речь, как минимум, дополняющую ваши визуальные материалы. К этому нужно быть готовым, а помогут вам в этом несколько простых правил устной публичной речи, которым учат наши преподаватели на тренинге «Мастерство презентации». Устная часть вашей презентации раскрывается...

Основная и главная цель речи - это не только высказать позицию по определённой теме, но и быть услышанным в аудитории. И тут, как говорится, все средства из полного курса ораторского мастерства и риторики хороши. Лучше всего управлять вниманием аудитории можно с помощью юмора, который расположит её к оратору. Весёлый, непринуждённый смех слушателей...

Чтобы не теряться в догадках, совершенна ли ваша речь, голос или это ваша маниакальная идея, рекомендуем задуматься над некоторыми моментами: Вы солидный мужчина в годах, обладаете достаточно высоким статусом, но ваш голос звучит слишком молодо и не вызывает должного доверия и уважения. Эта проблема вполне решаема, ваш выход в развитии грудного гол...

Сейчас наметилась тенденция в появлении и развитии многочисленного количества радио - вещательных станции. Молодёжь всегда стремилась попасть либо на «голубой» экран, либо на радио. С виду, работа радио - ведущего достаточно лёгкая. Что сложного запускать музыку и иногда озвучивать в эфире дату и время на часах в студии? У ди- джея, который только отв...

Красивая речь – это не безусловное врожденное качество, как, например, красивый цвет глаз или красивые волосы. Это качество приобретенное и составное. Если раньше вы думали, что успешным ораторам просто повезло такими родиться, то для вас есть хорошие новости: каждый оратор делает свою речь с нуля. Существуют некоторые предрасположенности к умению красиво...

Чтобы речь была грамотной, она должна соответствовать языковым нормам во всем, даже в кажущихся мелочах вроде произношения и отдельных ударений. Чтобы сделать речь грамотной и красивой, недостаточно просто «подтянуть» русский язык. Это поможет научиться писать без ошибок, но устная речь сильно отличается от письменной. Как бы быстро человек ни писал, говор...

Кому нужна правильная постановка голоса для речи? Разве у меня нет голоса? Постановка чего, простите? Зачем? Какое еще искусство речи? Если у вас появляются подобные вопросы в качестве первой реакции, значит, вы не жаждете славы, признания, а умение проникать в умы и сердца других людей вам ни к чему. Но многим по долгу профессии просто необходимо попада...

Если вы только что обнаружили, что в записи ваш голос совсем не тот, каким вы привыкли его слышать каждый день, не удивляйтесь. Вы не уникум и случай ваш не исключительный, т. к. в записи не нравится свой голос почти всем. Это явление известно и хорошо изучено. Суть его в том, что вы слышите себя иначе, чем другие люди. Возникающее при этом чувство неприя...

Кого же принято называть хорошим рассказчиком? Как развить умение красиво говорить? Хороший рассказчик проявляет себя и успешным оратором монолога и активным участником диалога. Он в состоянии следить за мыслями всей компании рассказчиков и умеет вовремя поддержать разговор. Иногда, внутри, нам кажется, мы можем поддержать разговор и, действительно...

Всем нам нравится, когда с нами общаются доброжелательно и обходительно. Такое поведение мы воспринимаем как должное, и быстро к нему привыкаем. Это очень заметно в тех ситуациях, когда влюблённый молодой человек, или супруг постоянно дарит своей второй половинке цветы, или говорит комплименты, проявляет внимание к её самочувствию. Но стоит лишь раз...

Очень многие люди мечтают красиво и убедительно говорить. Но не все понимают, из чего же складывается само искусство говорить красиво. Между тем, помимо техники речи желающим говорить красиво нужно обрести уверенность в себе, побороть закомплексованность, научиться держать спину и смотреть в глаза собеседнику. Тренинги по сценической речи, полезные и...

Человек - существо социальное. Он постоянно контактирует со множеством людей. Для успеха на работе и в других сферах жизни необходимо научиться говорить, чтобы тебя слушали и слышали. В этом вопросе важно: содержание, смысл того, что ты говоришь; как ты формулируешь мысли; как ты произносишь слова, интонируешь предложения; невербальная информац...

Следующий просто приём поможет вам создать ощущение единства с собеседником. Чтобы плавно перейти к нему, давайте вначале пройдёмся по основным стадиям общения между людьми. Стадия первая – люди разговаривают о простых, банальных вещах – о погоде, о политике, о цветах, о природе. Как правило, эти люди только что познакомились, и их беседа выглядит...

О том, как раскрепощаются в общении, мы уже говорили. Но как часто вы замечали, даже в ходе деловых телефонных переговоров, что на многие вещи вы просто напросто не обращаете внимания, а реагируете следующими словами: «ага», «хм», «угу», «ммм, понятно». Ещё один яркий пример – в онлайн общении вы посылаете самый простой улыбающийся смайлик Это хорош...

Вы не замечали никогда, как вас бесит то, что все люди разговаривают избитыми фразами и крылатыми выражениями, которые опостылели вам? Вас буквально начинает трясти от того, когда говорят «после дождичка в четверг», «когда рак на горе свистнет», да и вообще множество всяких фраз, которые выскакивают у отдельных людей после каждого произнесённого ими с...

Перед свиданием каждый парень – герой. В его мыслях все проходит блестяще, как в голливудском фильме: разговор складывается сам собой, девушка не перестает смеяться и одаривать его восхищенными взглядами, а в завершение вечера сбываются самые смелые желания. Но за столиком в кафе что-то идет не так, разговорить девушку, если она молчит или отвечает односло...

Сценическая речь – одно из ведущих выразительных средств любого актера, и людям, занимающимся театром или кино, — можно и даже должно практиковать основные упражнения по сценической речи каждый день. Но сегодня мы бы хотели поговорить не о речи на сцене. А о том, какие техники и упражнения по сценической речи следует использовать «простому» человеку.

Скороговорки

Скороговорки – это инструмент оттачивания дикции и артикуляции. Проще говоря, с их помощью Вы сможете улучшить четкость произношения звуков, усилить слитность Ваших фраз, и вообще – потянуть логику Вашей речи. «Пойте мысль», — так говорил великий актер и режиссер К.С. Станиславский, имея в виду, что речь должна быть связной, слитной и четкой. Так вот, скороговорки позволят Вам решить поставленные задачи. Приведем некоторые наиболее качественные скороговорки:

Повар Петр, Повар Павел

Петр пек, а Павел парил,

Павел парил, Петр пек,

Повар Павел, Повар Петр.

И еще одна:

От топота копыт

Пыль по полю летит.

На дворе — трава,

На траве – дрова,

Дрова вширь двора,

Дрова вглубь двора,

Не вместит двор дров,

Надо дрова выдворить

На дровяной двор

При произношении скороговорок необходимо:

— не торопиться, стараться говорить медленно, проговаривая каждый звук,

— стараться говорить слитно (без пауз и запинок),

— стараться говорить громко.

Упражнения на силу звука

Как и вытекает из названия таких упражнений, они призваны усилить громкость (звучность) Вашей речи. Она зависит от того, как работает Ваша диафрагма. Диафрагма, это мышца, расположенная на уровне Вашего живота, от сокращения которой зависит то, насколько Вас слышно. Ее работу Вы сможете обнаружить, если положите руку на живот и рассмеетесь. Силу содрогания Вашего живота при смехе продиагностирует Ваша рука.

Как же тренировать диафрагму? Для этого существует несколько упражнений:

  1. Положите руку себе на живот и втяните как можно больше воздуха так, чтобы Ваш живот надулся. Далее, начните медленно тянуть на выдохе звуки «а», «о». «и», «у» (попеременно, конечно). При этом очень важно, чтобы Ваш подбородок был приподнят, а глаза устремлены в точку, расположенную на противоположной стене или объекте, чуть выше Вашей макушки. Конечно же, точка должна быть воображаемая.

Каждый звук желательно «тянуть» не менее 7 секунд.

  1. После того, как освоите описанное выше упражнение по сценической речи – переходите к следующему. Теперь – необходимо на одном и том же выдохе чередовать перечисленные выше звуки. То есть, тянуть не один звук, а несколько, чтобы получилось: «ааааааааааааааа-оооооооооооооооо-ииииииииииииииииииии-уууууууууууууууууу».

Каждый звук на едином выдохе — следует тянуть около 3 секунд.

  1. После освоения двух первых упражнений – следует делать так называемые «звуковые акценты». Это быстрое усиление и убыстрение звука в конце, с финальным его «посылом» в воображаемую точку. Например, возьмем звук «а». Начинаем его тянуть медленно, потом постепенно ускоряемся и усиливаем звук, доводим звук до максимума и как бы «выплевываем» его. При звуковом посыле Ваш живот должен сильно и быстро сжаться, что покажет лежащая на нем Ваша рука.

С момента начала звучания до момента звукового посыла должно пройти 3-4 секунды.

Помните, что если при упражнениях на диафрагму у Вас начинает болеть или першить горло – значит, основная звуковая нагрузка у Вас пока приходится на горловые связки, и это ошибка. Тогда постарайтесь звучать чуть тише так, чтобы связкам было комфортно. Как Вы видите, упражнения по сценической речи нужно совершать, периодически отслеживая свое состояние, и не перенапрягаясь на начальном этапе.

Артикуляционная гимнастика

Скороговорки и упражнения на диафрагму должна предварять артикуляционная разминка. Перечислим некоторые ее упражнения:

  • «улыбка-трубочка». Растяните губы как можно шире (чтобы получилось подобие неестественной улыбки, но губы размыкать нельзя), а затем быстро соберите их в трубочку (как при поцелуе). Это упражнение нужно делать быстро не менее 1 минуты,
  • «язык-копье». Кончиком языка упритесь в одну из щек и максимально надавите на щеку изнутри. Затем – так же нужно сделать и с другой щекой. Быстро чередуйте. Длительность данного упражнения также – 1 минута,
  • «балаболка». Приоткройте рот и поболтайте языком вверх и вниз так, чтобы язык касался верхней и нижней губы попеременно. Получится звук, что-то типа «рла-рла-рла». Важно расслабить язык и вращать им быстро. Это упражнение стоит делать от 30 секунд до минуты.

Новички посчитают это упражнение довольно сложным: у некоторых уже на 15 секунде начинает «сводить язык». Если это Ваш случай – начните секунд с 10-15, но постепенно увеличивайте время,

  • «немой». Закатите губы внутрь так, чтобы на Вашем лице была видна лишь щель рта. Слегка надавите на губы, сжимая рот (но не до боли). А затем как бы «выплюньте» губы обратно. Это упражнение следует исполнять также минуту,
  • «гримасы». Подойдите к зеркалу и состройте себе пять самых страшных и самых смешных «рож». Постарайтесь сделать так, чтобы при гримасе были максимально задействованы все мышца лица.

Удачи при наработке техник и упражнений по сценической речи! А если Вы хотите практиковать упражнения по сценической речи под руководством опытных профессионалов – Вам

Техника сценической речи.
Голос человека – явление сложное, связанное не только с работой определенных мышц, но и со всем психофизическим аппаратом человека. Любое волнение отражается на дыхании и звучании голоса, известны случаи, когда голос пропадал в результате нервного потрясения при абсолютно здоровом речевом аппарате.
Голос и его развитие тесно связаны с раскрытием творческой индивидуальности актера. Профессиональное владение голосом предполагает не только умение находить точное и верное звучание, но и умение закреплять и совершенствовать найденное.
С.М. Михоэлс – актер, создававший яркие и разнообразные образы говорил: "У актера не один голос, у актера сто голосов, тысячи граней. Мы меньше всего знаем себя и привыкли к одному тембру голоса, а у нас их тысячи. У нас есть тысяча скрытых, еще никогда не раскрывшихся возможностей!"
Система работы над техникой речи включает в себя:
1. Постановка дыхания:
2. Работа над артикуляцией:
o гласные звуки;
o согласные звуки;
o скороговорки и поговорки.
3. Работа над звуком:
o стон;
o интонация.
4. Работа над дикцией:
o слоги;
o скороговорки (логические ударения, ускорение и замедление скорости чтения).
5. Работа над голосом:
o произношение звуков в одном тоне, с переходом от тихого к громкому звучанию, и наоборот;
o произношение звуков в разных резонаторах – из нижнего в верхний, и наоборот.
6. Логическое чтение:
o логическое ударение;
o логические и психологические паузы.

1. Постановка дыхания.
Процесс дыхания имеет особое значение для развития сценической речи. От того, как человек умеет пользоваться своим дыханием, зависит красота, сила, легкость голоса, богатство динамических эффектов, музыкальность и мелодичность речи.
o Выработка носового дыхания.
Во время выступления актеру часто приходится "добирать" дыхание и через рот, но должен быть воспитан носовой вдох.
Упражнения:
; Выдох беззвучный, затем на выдохе произносится согласная «М», или «Н».
; Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом (10-12 р.)
; Упражнения с движениями головы. Вдох носом. Медленно выдыхая через звук "Н", медленно повернуть голову направо, налево, затем принять и.п. Вдох на "Н", на выдохе поднять голову, опустить ее, и.п. (4-6 р.)

O Выработка реберного дыхания.
Наиболее эффективное дыхание - грудное или реберное. Для контроля дыхания положить руки с боков на нижние ребра (большой палец на спине) и медленно набирать воздух. Руки должны ощутить горизонтальное расширение кольца ребер, которые они обнимают. Взятый воздух надо задержать и потом плавно выдохнуть.
Начальные упражнения на дыхание.
Упражнение 1. (1 день).
3сек. - 3сек. - 3сек.

Плавный вдох задержать дыхание выдох в течении.
носом за 3 секунды. на 3 секунды. 3 секунд.

С каждым последующим днем увеличивать время вдоха, задержки дыхания и выдоха.
От 3 – 4 – 3; 5 – 5 – 5; 8 – 5 – 10 и, наконец, до 10 – 5 – 10.

«Цветочный магазин».
И.п. – стоя. Выдохнуть на звук «п-фф» и втянуть при этом живот. Делая вдох, представить, что нюхаем цветок. После этого на звук «п-фф» медленно и плавно выдохнуть. Вдох – короткий, выдох – длинный.

«Трубач».
Прижать к губам воображаемую трубу (это может быть собственный кулак) и, выдувая воздух протрубить (без звука) какой-нибудь энергичный мотив.

«На одном дыхании» (упр. для распределения выдоха)
Произнести большую по объему фразу на одном дыхании: глубоко вздохнуть и на выходе проговорить текст.
Например, из Гомера: «Гневно его прервав, отвечал Ахиллес благородный:
- Робким ничтожным меня справедливо бы все называли,
Если б во всем, что не скажешь, тебе угождал я, безмолвный…»

2. Работа над артикуляцией.
Для того чтобы ясно и четко говорить, необходимо в первую очередь правильно произносить каждый гласный и согласный звук в отдельности.
Артикуляция – это образование звуков с помощью речевого аппарата.
o Гласные звуки.
1. Вначале работа над отдельными гласными: У, Ы, И, О, Э, А, Ю, Е, Я, Ё.
2. Затем работа над сочетанием звуков:
; У – У – Ы – Ы;
; У – У – И – И;
; У – У – О – О;
; У – У – А – А;
3. Положив руки на ребра, вдох в течение 2 секунд, задержка воздуха на счет
1, 2, 3 и плавный, медленный выдох на звуке "У": 2 – 3 – "У"
Постепенно увеличивается счет:
; 3 – 4 – выдох "У"
; 4 – 4 – выдох "У"
; 4 – 5 – выдох "У"
; 5 – 5 – выдох "У"
4. Добившись плавных выдохов, упражнения усложняются: быстрый вдох на 1-2, задержка дыхания на 5 секунд, выдох на гласном звуке.
o Согласные звуки.
Отрабатывая каждый согласный звук, следует его произносить сильнее и ярче, чем в разговорной речи.
П, Б, Т, Д, Х, К, Г, Н, М, Ф, В, Л, Р, Ч, Ц, С, Ш, Щ, З, Ж.
1. Упражняться в произнесении отдельных звуков, а затем в различных сочетаниях согласных, например: П – Ч, Т - Ч, Ж – С.
2. Когда твердые согласные усвоены, начинается работа над мягкими согласными звуками: ЧЩ, ТЬ, ДЬ, ЛЬ.
3. Соединение согласных звуков к гласным: ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ, ПИ.

O Скороговорки и поговорки.
Скороговорки помогают преодолевать вялость губ и языка, добиться их подвижности. Вначале скороговорки произносятся на шепоте. Постепенно ускоряя темп.
Попытка не пытка.
Купи кипу пик.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Добыл бобов бобыль.
У быка бела губа, была тупа.
Обычий бычий, ум телячий.
Молодец, что огурец, огурец, что молодец.
Во мраке раки шумят в драке.
Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп.
От топота копыт пыль по полю летит.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла клорнет.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

На мели мы налима лениво ловили, для меня вы ловили линя.
О любви, не меня ли вы мило молили, и в малину манили меня?
3. Работа над звуком.
Звук – это ощущение, воспринимаемое слухом. Звучащим телом могут быть всевозможные предметы, дающие разнородные слуховые ощущения: шум, скрип и т.д.
Тон – это гармоничный звук, который создается правильным чередованием звуковых волн.
o Стон.
«Боль».
И.п. сидя, плечи опущены, шея расслаблена. Вообразить, что болит голова или горло. Негромко стонать с целью, чтобы успокоить боль, отвлечься от нее. Звук не зажимать, звук на средней ноте, свойственной на вашей разговорной речи. Затем постепенно переходить на стон с гласным звуком, затем на звуковых сочетаниях: ммум-ммом-ммам-ммим-ммым-мм.
Затем постепенно переходить к повышению, затем к понижению голоса.

Полезно читать на стоне какую-либо былину. Например:
Как у ласкова князь-Владимира… Ка-а-ак у-у-у л-а-а-аска-а-ава-а-а…
Человеческий голос способен меняться по высоте в очень большом диапазоне: для тренированного голоса этот диапазон – примерно две октавы. Однако в обыденной речи используется такой диапазон нечасто, что приводит к звуковому монотону. Для актера это совершенно не допустимо.

O Интонация.
Силу звука в речи нужно искать не в громкости и крике, а в голосовых повышениях и понижениях, т.е. в интонации. Силу речи нужно еще искать в постепенности нарастания от тихого к громкому и их взаимоотношениях.

«Оттенки».
Произнести фразу с различной интонацией: весело, грустно, по-деловому, укоряющее, мечтательно, по-дружески, гневно, раздумывающее, удивленно и т.д. «Я хочу это взять», «Нет, никогда» и др.

«Не своим голосом».
Произнести одну фразу «голосами разных животных» - кролика, бегемота, коня, лисы, мышки, медведя, белочки, коровы, собаки, змеи, ежа и др. – так, чтобы резко менялся ритм, регистр голоса, интонации, окраска,; фразу лучше брать нейтральную. «Сегодня очень хорошая погода». Можно вести диалог «языком разных животных».

4. Работа над дикцией.
Начинается с тренировки активных речевых органов речи – губ, языка.
«Пробка».
Плотно сжать губы, натянуть их край на зубы, чуть прикусив. Воздухом, находящимся в полости рта (не делая выдоха!), резко прорвать смычку, как бы выстреливая пробку, зажатую губами.
«Коса».
Представить, что точите бруском косу. Брусок скользит то с одной, то с другой стороны лезвия: ссс-ззз … ссс-ззз …ссс-ззз… Коса наточена, можно косить. Взмах косы – и она звучно режет траву: жжж…жжж…

1. Каждый согласный прибавляется к каждому гласному звуку: ПА-ПЯ, ПО-ПЁ, ПУ-ПЮ, ПЭ-ПЕ, ПЫ-ПИ.
2. Соединяется другой согласный: ПРА-ПРЯ, ПРО-ПРЁ и т.д.
3. Далее идут более сложные звукосочетания:
ТАДИТА-ТАДИТЯ ДАТИДА-ДАТИДЯ
ТАДИТО-ТАДИТЁ ДАТИДО-ДАТИДЁ
ТАДИТУ-ТАДИТЮ ДАТИДУ-ДАТИДЮ
ТАДИТЕ-ТАДИТЭ ДАТИДЭ-ДАТИДЁ
ТАДИТЫ-ТАДИТИ ДАТИДЫ-ДАТИДИ.

ТЫТА, ТЫТЯ, ТЫТО, ТЫТЁ, ТЫТУ, ТЫТЮ, ТЫТЭ, ТЫТЕ, ТЫТЫ,ТЫТИ.

Продолжается работа над скороговорками. Сначала в медленном темпе, затем с ускорением.

5. Работа над голосом.
Для создания наилучших условий для свободного звучания голоса сначала необходимо снять мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса. Зажим в гортани можно убрать, вызвав сознательно ощущение зевка.

Упражнение на развитие умения направлять звук в сторону публики.
Произнесение слова «с позывом»: как бы посылая вдаль через большое пространство; А-ЛЕ-НУШ-КА!!! Е-КА-ТЕ-РИ-НА!!! Э-ВО-ЛЮ-ЦИ-Я!!!
o произношение звуков в одном тоне, с переходом от тихого к громкому звучанию, и наоборот.
1. Сначала тихо, постепенно расширяя звучание, опять привести к тихому, соединяя при этом А со звуком У.
2. АУОУЭУ взять дыхание ЫУИУ АЫОЫУЫ взять дыхание ЭЫИЫ
АУОИУИ взять дыхание ЭИЫИ АОУОЭО взять дыхание ЫОИО
АЭОЭУЭ взять дыхание ЫЭИЭ ОАУАЭА взять дыхание ЫАИА

3. ЯМЬ ЕМЬ ЮМЬ дыхание ЭМЬ ИМЬ ЯНЬ ЕНЬ ЮНЬ дыхание ЕНЬ ИНЬ
ЯЛЬ ЕЛЬ ЮЛЬ дыхание ЕЛЬ ИЛЬ все упражнение в одном тоне.

4. Произношение звуков в разных резонаторах – из нижнего в верхний, и наоборот.

1. 2. 3.
Э дых.
Оу Ыу Аы Иы Уу дых.
Ау Иу Оы Эи Ои Эи
У дых. Аи Ыи

5.От тихого звучания доводить до громкого, и, наоборот, от громкого постепенно к тихому на одном дыхании.
У Ы И О Э А М Н А Р В З Ж.

6. Логическое чтение.
Логическое ударение.
Каждая фраза речи должна нести свое содержание и иметь определенный смысл, ради которого они произносятся. Найти смысл фразы – выяснить, какие слова являются главными, определяющими основную мысль, т.е. найти логический центр. В разговорной речи мы это делаем бессознательно. Но когда мы сталкиваемся с текстом другого лица, бывает затруднительно определить слова, несущие в фразе основу. Живая речь несет в себе, кроме мысли, и чувство. При выделении слов пользуемся усилением, повышением голоса, или понижение и замедлением темпа.
Логические и психологические паузы.
Имеют влияние на выразительность речи, эмоциональность чтения.
Логические паузы – смысловые;
Психологические паузы – диктуемые чувством, это подтекст, красноречивое молчание.

Работа над скороговорками.
По очереди выделяется логическое ударение.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Таким образом, с помощью логического ударения не изменяется порядок слов, фразу можно произнести по-разному, в зависимости от вкладываемого в нее смысла.
Психологическая пауза имеет право приостанавливать течение речи, на определенном слове. Она направлена к сверхзадаче по линии подтекста и сквозного действия и зависит от уровня творческого потенциала исполнителя, эмоционального содержания текста. Она может совпадать с логической паузой, а может быть просто молчанием.
Психологическая пауза важнейшее орудие общения. Без психологических пауз речь безжизненна. Пауза заменяет слова глазами, мимикой, лучеиспусканием, намеками, едва уловимыми движениями и другими средствами общения. Все они умеют доказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Бессловесный разговор может быть интереснее, содержательнее и убедительнее, чем словесный.

Два сильных козыря в словесном общении: интонация и пауза. С ними можно сделать очень много, не прибегая даже к слову, а ограничиваясь лишь звуками.
Секрет в том, что на слушателя действуют не только передаваемые мысли, представления, образы, связанные с произносимыми словами, но и звуковая окраска слов - интонация и красноречивое молчание, договаривающее недосказанное словами.
Интонация и пауза по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателей.