« Требуется лжец! Требуется лжец.

Вечная тема лжи, затрагиваемая многими классиками мира, как нельзя актуальнее подходит к театральной сцене любой эпохи. Декорации сменяются, а люди остаются прежними и все также нужны специалисты «профессионально сочиняющие правду». Комедия «Требуется лжец!», которая идет на сцене Театра русской драмы имени Леси Украинки, как нельзя лучше описывает нынешнею ситуацию в Украине, да и во всем мире.

Комедия начинается с назначения на место депутата Теофилоса Ферекиса, который «заслужил» свое место всевозможными обещаниями, о которых, как оно часто водиться, после выборов тут же забыл. Но вот незадача, сами избиратели не забыли про обещанные им блага. Так как сам Теофилос не намерен заниматься своими прямыми обязанностями, а секретарша его, Пипица, по натуре человек честный, и не может лгать избирателям, то им нужен специальный помощник по правде. Тут то и появляется главный герой, Тодорос, который способен выполнить любое обещание, точнее заставить людей верить в то, что их дела очень важны для депутата Ферекиса.

Тодорос - профессионал политической и медиа сферы. Он уже много лет работал в сфере медиа и насочинял там и море в Сахаре, и засуху в Антарктиде. Все его выступления проходит на одной ноте - он как вихрь залетает в зал и вылетает из него, оставляя после себя только восхваляющие отзывы тех, кто повелся на его обман. «Я, Тодорос, лжец с талантом, верю в то, что я вру», - и в этом заключается главный успех его лжи. Дело в том, что на протяжении всего спектакля от самого Тодороса исходит правда лишь два раза и то, потому, что она сама настолько абсурдна, что врать там просто грешно. А о самой судьбе Тодороса зрителю становиться известно лишь из его уст «чистейшая, ни чем не приукрашенная правда».

Главный персонаж - это скорее символ, объединяющий в себе в лживые ланки политической системы: обещание депутатов, неправдивые материалы в СМИ, истощение государственной казны с целью личной наживы и многое другое. Даже обещания в духе: «слепые прозреют, глухие услышат, старые омолодятся и будут жить вечно», - для Тодороса выполнить,. точнее сделать вид, что оно выполнено, не проблема. Но, как говориться в старой притче, если долго будешь врать, то тебе никто уже не поверит. Так и те единственные два правдивых факта, произнесенные Тодоросом, вызывают недоверие у всех сторон действия, так как всем известно, что он лжец. То же самое можно сказать о политиках, и не только в нашей стране. Эта профессия уже давно стала синонимом лжи.

Но, главный режиссер Украинского национального театра русской драмы имени Леси Украинки Михаил Резникович все же хотел меньшей политизации этой работы и перед началом репетиций так сказал в своем интервью: «Это комедия, будем работать. Потом знаете, есть пьеса, которая идет сейчас в Москве, мы ее немножко по-другому будем делать. Пьеса написана в середине прошлого века, но не утратила своей сумасшедшей актуальности сегодня, это пьеса Псафаса «Требуется лжец». Это такая, комедия современного Остапа Бендера».

Не стоит обходить в пьесе «Требуется лжец!» и вруна второго плана, который делает свое дело куда хитрее и изощреннее - молодую жену депутата Дженни. Именно она первая знакомиться с Тодоросом и мгновенно понимает, что он собой представляет. Но, на своем лживом поприще Дженни хочет лишь материальной выгоды от своего супруга, и понимает, что новый помощник будет удерживать депутата на плаву своими лживыми сказками лишь недолгое время. Поэтому жена депутата и объявляет ему войну, но, как и все её действия, негласную. Так что линия конфликта между Тодоросом и Дженни, построенная на сплошном вранье добавляет пьесе даже некую интригу.

Некоторые из зрителей обвиняли постановку в том, что она больше напоминает спектакли на школьной или институтской сцене. Это замечание было вызвано некой буффонадностью спектакля. Но, учитывая, во-первых, сюжет пьесы, можно сказать, что гротеск и окарикатуривание ситуации служат тут инструментами сатиры, на которой собственно и спориться всё действие. А, во-вторых, автор писал современную пьесу в стиле древнегреческой комедии, которой также характерны эти приемы.

Не можем не упомянуть о музыкальном сопровождении спектакля. Практически все зрители были просто в восторге от основной темы комедии, которая удерживает настроения зрителей на максимуме. К тому эта главная тема приводила моментально в движение всех персонажей, добавляя еще большей динамичности спектаклю. А вот вставки с песнями Андрея Миронова не совсем понятны. Если еще саундтрек из «12 стульев» как-то можно понять, проводя параллели с Остапом Бендером, то вот «Остров невезения» в исполнении девушек из кабаре, совсем не вписываются в общий сюжет пьесы.

Небольшая историческая справка:

Пьеса Димитриса Псафаса, греческого драматурга, был написана в 1953 году и уже тогда пользовалась успехом во всем мире, как и другие его работы («Фон Димитракис», «Заколдованный», «Набитый дурак и другие). Очень примечательно, что первые свои работы автор написал, будучи журналистом-фельетонистом, поэтому характерные особенности этого публицистического стиля очень явно проглядываются в пьесе «Требуется лжец!». Именно сатирическая острота отображения действительности принесла автору такую любовь среди народа.

Впервые на киевской сцене пьеса «Требуется лжец!» появилась 2 декабря 1963 года и очень полюбилась советским зрителям. В независимой Украине премьера пьесы состоялась 10 октября 2014 года на сцене Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки. Кстати, в данные момент этот же спектакль также идет на сцене «Молодого театра».

«Эта история случилась давно, в другое время и в другой стране», - именно этими словами начинается пьеса, которая вот уже более полувека актуальна в любой точке земного шара и, возможно, останется таковой еще надолго.

Ближайшие спектакли:

Великие античные драматурги создали трагедии, прославившиеся на весь мир и ставшие основой для всего мирового театра. Могут ли их современники представить достойные драматические образцы? Спектакль Требуется лжец представляет зрителям прекрасную комедию современного греческого драматурга Димитриса Псафаса. Автор создал свое творение в середине двадцатого столетия, но и сегодня оно кажется невероятно актуальным и близким реалиям сегодняшнего дня. В центре - авантюрная история с захватывающими поворотами сюжета и непредсказуемым финалом. Главный герой - молодой обманщик, который может мастерски заговорить любого, наобещать золотые горы, легко втереться в доверие.

Такой дар не может остаться без внимания - юноша становится настоящей находкой для одного депутата. Народный избранник по традиции клянется служить своим избирателям, а в итоге нарушает все данные обещания. Именно теперь депутату нужен человек, который бы помог ему избежать скандала. И все складывается удачно - до того момента, пока юный обманщик не влюбляется в жену своего «работодателя». Чтобы насладиться комедийной историей, нужно непременно купить билеты на спектакль Требуется лжец.