Тибетские поющие чаши. Поющие тибетские чаши слушать онлайн

В этой статье вы узнаете:

Поющие чаши интересуют людей со времен древности из-за их лечебных свойств , способности очищать организм. Воздействие этих предметов на сознание человека связано со специфическим тембром звучания, которое при длительном воздействии на человека вызывает особое состояние сознания. Это свойство сотни и тысячи лет используется адептами многих религиозных учений для концентрации и сосредоточения.

Что это за предмет

В наше время делаются попытки применять чаши в различных психологических практиках, основанных на восточных системах самосовершенствования: йоге, цигун, тайцзицюань.Тибетские поющие чаши являются разновидностью колокола. Для их создания используют сплавы металлов, в числе которых – медь, олово, цинк, золото или серебро. Используют для извлечения музыки, которая звучит все время в процессе молитвы в индуизме или буддизме.

Историческая справка о тибетских чашах

Тибетские чаши появились достаточно давно. Существует поверье, что они использовались для сбора подаяний буддистскими монахами, которые путешествовали по свету для распространения священного знания.

Есть легенда, что однажды духи поведали мудрецам об особых приспособлениях для общения с космическим разумом, чтобы черпать великие познания о мире. При помощи медитаций шаманы смогли разглядеть внешний вид предмета и его состав: сосуд, скованный из 8 элементов.

Западный же мир увидел их в 1950 году, благодаря китайскому вторжению в Тибет.

Как используют сегодня

Способы использования этих инструментов с течением времени не изменились. Считается, что их звучание оказывает воздействие на человека : нормализуется рассудок, улучшается кровообращение, расслабляются мышцы.

Мелодия способна выводить человека из состояния напряжения, лечить недомогания.

Помимо лечебных свойств , необычное звучание часто используется в современной музыке в жанрах нью-эйдж, неоклассика и даже рок.

Со времен появления поющие сосуды претерпели много изменений. Поэтому для оптимального выбора существует несколько советов:

  1. Предметы могут отличаться способами изготовления . Помимо Тибета, они часто встречаются в Индии, Японии, Корее, Непале, Китае. В каждой стране есть свои технологии. В состав китайских изделий может входить всего 3 вида металла. Но классическими считаются тибетские поющие чаши , в состав которых входят 7 металлов: серебро, медь, олово, железо, ртуть, золото, свинец.
  2. В зависимости от концентрации различных металлов, ритуальный предмет будет иметь цвет от нежно-золотого до багрово-серого.
  3. Изделия различны по своим размерам. Рекомендуется выбирать инструмент от 12 до 22 см в диаметре для гармоничного звучания в стенах дома.
  4. Для каждой чаши предназначен свой стик-резонатор в виде палочки или молоточка. Металлические или сделанные из сортов твердой древесины палочки могут извлекать громкий, режущий звук, а палочки, обитые войлоком, дают смягченное звучание.

Поверхность

Поющая чашка должна быть исключительно ручной работы. Это необходимое условие. Поверхность чаши должна быть украшена небольшими углублениями – следами от инструментов мастера. Помимо этих неровностей, на звук влияет и толщина стенок: чем она больше, тем ниже тон. Если присутствуют дребезжащие ноты, значит, изделие имеет дефекты.

Размер

Чаши бывают разного размера. Это связано не только с тем, что они создавались для помещений, но и с таким важным аспектом, как энергия Ци . При подборе чаши нужного размера идет быстрое накопление энергии Ци, способной исцелять организм от различных болезней.

Наполненность

Тибетские поющие чаши не используются, как правило, для употребления пищи или ношения вещей. Это священный предмет, предназначенный для других целей. Но иногда мастера могут наполнить чашу какими-либо предметами или жидкостью, тем самым изменив звучание музыки.

Звук проходит через препятствия, изменяя свои колебания и их направление. При взаимодействии с жидкостью колебания могут создать небольшие волны, выплескивающие излишки воды изнутри.

Как правильно использовать инструмент

Есть 2 способа извлечения звука. Оба метода применяются как при совершении ритуальных действий, так и при создании музыки. Эти способы:

  1. Извлечение звука путем трения обода.
  2. Использование принципа колокольного звучания.

Трение обода

Метод считается «правильным» или «истинным». Необходимо взять стик-резонатор, прислонить его к краю чаши и медленно вести по окружности обода до появления резонирующего звука. Тибетские поющие чаши устроены так, что при колебании их оболочки формируется гудящий звук, дополняющий пение мантр.

Мелодию возможно изменять в зависимости от многих факторов:

  • угла соприкосновения со стиком;
  • того, насколько сильно надавливать на обод;
  • скорости вращения по ободу;
  • материала, из которого был изготовлен резонатор;
  • направления вращения по окружности.

Принцип колокола

Можно воспользоваться и иным методом. Для этого вместо стика используется молоточек. Способ применяют в основном к чашам малого диаметра, но он подходит и для изделий больших размеров. Достаточно легко ударить молоточком по ободу или стенам. Возникает долго не затихающий гудящий звук.

Иногда совмещают два стиля использования. Можно сначала стукнуть по чаше резонатором, чтобы создать начальные колебания, а затем поддерживать их, водя по ободу стиком. Но это не считается каноническим использованием инструмента.

Использовать поющие чаши могут не только верующие. Эти предметы обладают поистине целительной силой, а их музыка воодушевляет и расслабляет тело и разум. Они достаточно компактны и могут применяться в любом месте, что делает их переносным целительным средством и помощником при общении со своим подсознанием во время медитации.

Поющие чаши (наиболее распространены так называемые "тибетские поющие чаши", производящиеся в Гималайском районе) - это древний музыкальный инструмент и средство для медитаций. Но не только...

Являясь стационарной разновидностью колоколов (см. Колокольный звон), поющие чаши сильно отличаются от колоколов и по издаваемому ими звуку, и по воздействию на человека и окружающее пространство. Поющие чаши, также, имеют более широкие возможности применения. Давайте подробнее поговорим о поющих чашах и о том, как и для чего их можно применять.

Поющие чаши - как из них извлекают звук.

"В начале, был первозданный Звук, и первозданный звук был у Бога. Из этого первозданного Звука Бог сотворил Вселенную и всё живое. Все развилось из единого бесконечного звука. "

Поющие чаши, в отличие от обычных колоколов, никуда не подвешиваются и не крепятся на ручке. Звук производится трением или ударами деревянной или металлической палочки, называемой стик, о металл чаши. От вибрации стенок чаши и ее краев рождается многослойный звук, состоящий из основного звучания и дополненный многочисленными обертонами по волновому принципу. Звук распространяется по двум спиралям - одна спираль раскручивается от поющей чаши в окружающее пространство, а другая - внутрь поющей чаши. Звучание каждого витка спирали уникально и не похоже на звучание предыдущего витка.

Вариантов "игры" на поющей чаше два:

  1. Первый вариант игры на поющей чаше: стиком водят по внутреннему краю чаши, вызывая многократные вибрации, дающие несколько обертонов. Создается ощущение, будто звучит несколько гудящих колоколов. Важно, чтобы стик по краям чаши скользил безотрывно, иначе звук будет прерывистым.
  2. Второй вариант игры на поющей чаше: стиком ударяют по внешнему краю чаши, вызывая продолжительные вибрации.

Соприкосновение стика с нижней частью чаши дает более низкий звук, чем соприкосновение с ее краями. Например, из проводя стиком по "околодонной" части перевернутой кверху дном большой чаши, можно извлечь необычные низкочастотные гипнотические пульсации (воспринимается как почти неслышный гул - Вы вроде и слышите его и не слышите).

Поющие чаши - от чего зависит их звучание.

Размер поющей чаши.

Диаметр чаши может варьироваться от 10 сантиметров до нескольких метров. Существует определенная закономерность: чем меньше диаметр поющей чаши, тем выше ее звучание. При этом, звук слишком маленьких чаш не очень силен и ее вибрации сложно ощутить в полной мере. Традиционными считаются чаши с диаметром 20 сантиметров. На такой чаше легче всего играть.

Поверхность, на которой установлена поющая чаша.

Для того, чтобы чаша звучала лучше и насыщеннее, ее устанавливают на небольшой горизонтальной поверхности (можно - на подушке или на пальцах). Чем меньше поверхность, с которой соприкасается чаша, тем лучше будет ее звучание.

Толщина стенок поющей чаши.

Звук поющей чаши зависит и от толщины ее стенок. Чаши с более толстыми стенками издают более низкие, глубокие звуки. Такие звуки многим могут по-началу казаться угрожающими и вызывать неприятные ощущения. Но, постепенно, по мере "проникновения" звука, ощущение может измениться, сменившись на приятное расслабление и благоговение. Тонкостенные чаши издают более высокие, "радостные" звуки.

Стик, который используют для "игры" на поющей чаше.

Материал, из которого изготовлен стик, также влияет на звучание чаши. Металлические стики или палочки из твердых сортов дерева извлекают резкий и чистый тон, а войлочные стики издают мягкий звук, обладающий умиротворяющим воздействием.

Важно, чтобы стик соответствовал чаше по размеру и материалу (твердости и весу). Так, для больших и тонкостенных чаш лучше всего подойдет тяжелый стик - такой стик даст наиболее богатое и мощное звучание обеспечивается низкочастотное и очень гулкое. А из маленькой чаши, напротив, трудно извлечь звук тяжелым стиком. Небольшой стик из легкого дерева извлекает из маленьких чаш красивые, хотя и не богатое обертонами, звуки.

Вода, налитая в поющую чашу.

Дополнительным элементом, изменяющим звучание чаши, может стать вода. Если в поющую чашу налить воды, то ее звучание значительно изменится. По мере возрастания интенсивности звука, вода начнет разбрызгиваться и чаша станет издавать журчание.

Несколько поющих чаш.

Можно "играть" на нескольких поющих чашах. Это создаст интересный эффект. Взаимодействуя, чаши могут усиливать или гасить звучание друг друга. Также, благодаря резонансу, одна чаша может "перенять" обертоны другой чаши.

Состав и способ производства поющей чаши.

Разумеется, звучание чаши зависит от металла или сплава металлов, из которого она сделана, от ее формы и способа производства. Об этом - ниже.

Поющие чаши - из чего сделаны.

Современные поющие чаши значительно отличаются от древних.

Древние поющие чаши делались из сплава пяти металлов. В основе сплава была медь, с добавлением олова, цинка, железа и других металлов, чаще всего золота, серебра или никеля. Впрочем, часто поющие чаши делались из самых разных сплавов, состоящих из от 3-х до 12 различных металлов.

Каждый металл, входящий в состав сплава, из которого изготовлена чаша, обладает собственным звучанием. В результате, древние поющие чаши издают звук, состоящий из нескольких обертонов.

Согласно легендам, железо, входящее в состав сплава, из которого изготавливали поющие чаши, было метеоритным. Метеориты, падающие в Тибете, проходят через более тонкий слой атмосферы (поскольку Тибет находится высоко над уровнем моря) и имеют иные свойства, нежели метеориты, найденные в других, более низменных, районах. Этим часто объясняют необычное звучание древних тибетских чаш. В этом ли причина на самом деле, остается загадкой.

Другая загадка - само возникновение поющих чаш. На эту тему существуют 3 легенды. В самой древней из трех легенд, говорится о том, что первой религией на Тибете был шаманизм, и ламы получали информацию непосредственно общаясь с Высшими Духами. Однажды им было предсказано, что на Земле должны появиться особые предмет Силы, через который люди смогут общаться с Космическим разумом. В медитациях глубоких ламы увидели, что предмет Силы должен иметь форму чаши и состоять из сплава 8 элементов: золота, серебра, железа, меди, свинца, олова... но восьмой элемент оставался им неизвестен.

Монахи изготовили чаши из первых семи металлов, но не получили ожидаемого эффекта. Тогда Верховные ламы обратились к Высшим Духам за помощью, чтобы те подсказали им, как же все-таки изготовить предмет Силы. И, в ответ на просьбу Верховных лам, из Космоса был послан метеоритный дождь, упавший в район священной горы Кайлас. Руда из метеоритов оказалась тем самым восьмым элементом. Чаша, изготовленная из сплава этих восьми элементов, стала издавать необыкновенные по силе и вибрации звуки. Чаши стали использовать во время религиозных церемоний. Посредством музыки тибетских поющих чаш, монахи очищали пространство и призывали потоки чистой энергии, которые воздействовали на сознание людей и делали их мысли более светлыми.

Современные поющие чаши делаются, чаще всего, из бронзы или меди, без добавления редких и драгоценных металлов, что сказывается на звучании. Поющие чаши ручной работы значительно превосходят чаши, изготовленные машинным способом. Такие чаши, конечно, дешевле, но их звучание ограничено всего двумя обертонами.

От количества обертонов зависит не только качество (глубина и "богатство" звука), но и степень воздействия, которое поющая чаша способна оказывать на человека и окружающее пространство. Поэтому, рекомендуется приобретать и использовать поющие чаши ручной ковки, изготовленные из сплава нескольких металлов.

Литые чаши могут использоваться далеко не для всех целей. Многие эффекты можно получить лишь от кованных чаш. Об этом мы поговорим ниже.

При выборе чаши, руководствуйтесь, прежде всего, собственными ощущениями. Послушайте, как звучит чаша. Хорошая поющая чаша звучит продолжительно, чисто и ясно и не издает дребезжания, негармоничных "лишних" звуков. Если от этого звука у Вас пробегают "мурашки" по всему телу, значит - это Ваша чаша. Ум может ошибаться, но тело Вас никогда не обманет.

Поющие чаши для очищения и гармонизации пространства.

Как уже упоминалось выше, поющая чаша создает две спирали:

  • звук расходится расширяющимися кругами, по спирали, от чаши наружу,
  • в то же время, звук закручивается по спирали внутрь чаши.

Как эти спирали воздействуют на пространство, в котором находится поющая чаша?

Негативная и застоявшаяся энергия уносится по спирали, направленной вовне. А новая, чистая, светящаяся, космическая энергия "призывается" спиралью, закручивающейся внутрь чаши. Таким образом, поющая чаша очищает может очистить Ваш дом от негативной энергии и, одновременно, наполнить дом благоприятной энергией (энергией Ци, которая необходима для здоровья, благополучия, богатства и процветания, да и просто для душевного равновесия и хорошего настроения).

Поющую чашу не следует носить с собой. Лишь оставаясь неподвижной, чаша достигает полного объема звука.

Использовать поющую чашу для очищения и пространства и "призывания" энергии Ци, следует регулярно (имеется в виду, не забывайте, что поющая чаша предназначена для извлечения звуков - именно так она очищает и гармонизирует пространство).

Не зря различные чаши используются в фен шуй для самых разных целей - для привлечения богатства, изобилия, удачи, исполнения желаний. Поющая чаша - не исключение. Она уничтожает негативную энергию, помогает накапливать положительную энергию, способствует созданию баланса между Инь и Янь (женской и мужской энергиями), приносят в дом удачу и благоденствие.

Поющие чаши для воздействия на человека.

С помощью поющих чаш, можно оказывать самое разнообразное воздействие на человека на всех уровнях: на тело, сознание, энергетику. Они могут:

  • поднять уровень жизненной энергии (Ци),
  • нормализовать артериальное давление (см. уникальный метод лечения давления),
  • восстановить иммунную систему,
  • помочь избавиться от вызванных стрессами и негативными эмоциями зажимов на физическом уровне,
  • помочь расслабиться физически и эмоционально, избавиться от бессонницы,
  • синхронизировать работу правого и левого полушарий мозга, улучшить способность к сосредоточению и повысить творческие способности,
  • гармонизировать процесс дыхания, что, само по себе, может избавить от множества проблем (см. Как правильно дышать),
  • улучшить слух,
  • восстановить костную систему.

Давайте рассмотрим несколько способов воздействия звука поющих чаш на человека:

Поющие чаши - прослушивание.

Можно просто слушать музыку поющих чаш, можно "играть" на них самостоятельно. И в том, и в другом случае, поющие чаши будет оказывать на вас свое благотворное воздействие. Под музыку поющих чаш (живую или в записи) можно заниматься медитациями, медитативными упражнениями (йога, Цигун), танцами (например, танец Мандала).

Многие отмечают способность музыки поющих чаш вызывать у слушателя разнообразные измененные состояния сознания, ощущения "невесомости", пустоты. Не стоит верить на слово - послушайте и попробуйте почувствовать это сами.

Я сделала для Вас подборку записей музыки тибетских поющих чаш:

Естественно, никто не предлагает непосредственно массировать тело человека самими чашами. Массаж поющими чашами - это звуковой массаж, хотя прикосновение чаш к телу возможно (иногда чаши размещаются на теле человека).

В одном из возможных вариантов звукового массажа, чаши располагаются вокруг лежащего человека следующим образом: крупные чаши, издающие глубокие звуки, ставят ближе к ногам, а маленькие, тонкостенные чаши, издающие высокие, радостные звуки, помещают ближе к голове. Затем начинают попеременно извлекать из них звуки легкими ударами.

Если ударять по поющей чаше, проводя ее над телом человека, можно заметить, что в некоторых местах звучание чаши меняется. Так "отзывается" проблемная область. В этом месте следует задержаться и продолжать ударять по чаше до тех пор, пока звук не станет "нормальным". Проблемная область поглощает вибрации поющей чаши, наполняется ими и энергетика в этой части тела временно приходит в равновесие. Можно считать такое воздействие симптоматическим лечением, поскольку через какое-то время проблема, скорее всего, вернется, если не устранить ее причины.

Массаж тибетскими поющими чашами (звукотерапия) - видео:

Массаж поющими чашами можно проводить, воздействуя на семь основных энергетических центров - чакр. Каждой чакре соответствует свой цветовой спектр. Также ей соответствует определенная звуковая частота. Прежде, чем начинать массаж, следует определить, как именно должна звучать каждая чакра (попробуйте на себе определить, какая область тела отзывается на определенный звук, или с каким цветом данный звук вызывает ассоциации). Затем, можно воздействовать на чакры звуковыми вибрациями поющих чаш так, как описано выше (не не проводя чашу над телом, а держа ее над определенной чакрой, на которую хотите оказать воздействие).

Выкладываю отдельно записи тибетских поющих чаш для каждой из семи чакр:

Возможны различные варианты массажа - не существует четких и строгих правил. Как вариант, можно поставить две поющие чаши на спину человека (большую - на нижнюю область спины, а меньшую - на верхнюю).

Можно проводить и самомассаж поющими чашами, хотя это, конечно, сложнее. Поскольку при самомассаже невозможно полностью расслабиться, воздействие будет слабее. Для самомассажа можно поместить поющую чашу на свой живот чуть пониже пупка (вторая чакра - свадхистана), или на любую другую чакру, медленно ударить стиком по краю чаши и наблюдать, как вибрации распространяются по вашему телу.

Если хотите "поработать" со всеми чакрами, следует начинать с нижней,первой чакре (которая является, как бы, "фундаментом дома"), затем переходить ко второй, к третьей и так далее, до верхней - седьмой. Это правило распространяется и на самомассаж и на массаж, который делается другому человеку.

Важно: массаж можно проводить только кованными поющими чашами.

Для целительства лучше всего подойдет чаша большого размера. Она обладает полным спектром звука, производя обертоны в широком частотном диапазоне. Большая чаша лучше всего способна воспроизводить ритмы, гармонизирующие работу мозга человека.

Для массажа поющими чашами существуют некоторые противопоказания. Это: первый триместр беременности, тромбоз, наличие у человека кардиостимулятора, онкологические заболевания и острые вирусные заболевания.

Если Вы серьезно интересуетесь звукотерапией с помощью поющих чаш, очень рекомендую посмотреть это видео:

Что нужно знать о поющих чашах и звукотерапии?

Поющие чаши - структурирование воды.

О важности воды для нашего здоровья и сохранения молодости можно прочитать в статье Сколько нужно воды?

Но вода, как показали научные исследования Масару Эмото, еще и обладает способностью запоминать и переносить информацию - музыку, молитвы, разговоры, события. Музыка поющих чаш обладает особыми вибрациями, способными воздействовать на человеческий организм на клеточном уровне, проникая в ядро клетки.

Чтобы "зарядить" воду, налейте ее в поющую чашу (желательно использовать натуральную минеральную воду из чистых природных источников или предварительно очистить воду) и проводите по краю чаши резонатором (стиком). Звуковые вибрации поющей чаши воздействуют на молекулы воды. Считается, что вода, подвергшаяся воздействию вибраций поющей чаши, обретает качества, сравнимые с качествами воды из горного источника.

Как употреблять воду, заряженную в поющей чаше?

Употребляйте такую воду внутрь (3 раза в день, за 30 минут до еды) и для умывания. Заряженная вода будет оказывать очищающее, оздоравливающее и омолаживающее воздействие на весь организм. При регулярном применении, результат станет заметен довольно быстро - в виде улучшения самочувствия и внешности.

Поющая чаша с эффектом закипания воды.

Проводя стиком по краям поющей чаши, можно добиться интересного эффекта - закипания воды. В приведенном ниже видео показывается, как это происходит.

Тибетские «поющие чаши» - удивительное и загадочное явление, которое сейчас набирает небывалую популярность как в рамках духовных практик, так и среди целителей. И это не случайно, ведь «поющие чаши» - это артефакты, обладающие тонким энергетическим воздействием, способным трансформировать вокруг себя пространство и время, погружая человека в измененное состояние сознания. Но почему так происходит? В чем тайна «поющих чаш»?

Шаманская легенда о происхождении «поющих» чаш

Эта древняя легенда утверждает, что некогда, в далекие времена, когда мир был совсем другим, тибетские духовные мастера и шаманы получили знание о тайнах «поющих» чаш от самих Высших Духов. А точнее предсказание о том, что на Тибете должны появиться артефакты невероятной магической силы. Шаманы потратили много сил на то, что бы выяснить, что эти артефакты будут иметь форму чаши и состоять из сплава 8 металлов: золота, серебра, железа, меди, свинца, олова, ртути. Но был еще один металл – восьмой, который так и оставался неизвестным, а без него волшебная сила не могла быть активирована. И тогда, отчаявшись обнаружить его, шаманы попросили помощи Высших Духов и те, откликнулись, послав на землю метеоритный дождь, «пролившийся» в районе священной горы Кайлас. Метеоритное железо и оказалось тем загадочным восьмым элементом. Когда его добавили в сплав, чаша стала издавать невероятное по силе звучание, обладающее глубоким оккультным воздействием.

Буддийская легенда о происхождении «поющих» чаш

Другая легенда связывает появление «поющих» чаш со странствующими буддистскими монахами, а точнее с их чашами для подаяний. Монахи с благодарностью должны были принимать любое, даже самое скудное пожертвование, которое миряне бросали в чаши для подаяний, и это учило их принятию того, что дается свыше. Поэтому к разряду самых священных и ритуальных предметов в тибетском буддизме считаются металлические чаши для пожертвований. И однажды некий монах получил столько искренних подаяний, а сам был настолько скромен и усерден в своей духовной практике, что его чаша «запела» и стала прообразом последующих тибетских «поющих» чаш.

Одна из «поющих» чаш, находящаяся в монастыре Дрепунг, как раз и «претендует» на ту самую первую «поющую» чашу. Поэтому 15 июля многие тибетцы приходят в этот монастырь, чтобы поклониться ей, веря в то, что человек, который слышит ее пение, никогда не попадет в ад.

Важность сплава тибетских «поющих» чаш

Для того, чтобы тибетская «поющая» чаша имела тот удивительный и чарующий звук, которым она обладает, ее следует изготовить из специального сплава металлов, ибо от этого напрямую зависит тембр чаши, богатство ее звучания и вибрационные характеристики звука.

У чаш, сделанных из одного металла или более простого сплава звук совершенно иной - нет богатства звучания, а, значит, отсутствует и необходимая частота вибрации.

Настоящие тибетские чаши делаются из сплава 5, 7 или 9 различных металлов:

5-компонентный сплав – свинец, ртуть, олово, медь и железо;

7-компонентный сплав – золото, серебро, свинец, ртуть, олово, медь и железо;

9-компонентный сплав – цинк, никель, золото, серебро, свинец, ртуть, олово, медь и железо.

Тайна сплава древних тибетских «поющих» чаш

Согласно легендам, в сплав, из которого были изготовлены первые «поющие» чаши, входило метеоритное железо. Именно на него, если верить преданиям, указали шаманам Высшие Духи, утверждая, что без него не будет магии «поющих» чаш.

И что любопытно, при изучении аутентичных тибетских «поющих» чаш, сделанных старыми мастерами, действительно было обнаружено присутствие в их составе метеоритного железа.

Интересен и другой факт: метеориты, найденные в Гималаях, прошли через более тонкий слой атмосферы, а, следовательно, метеоритное железо Тибета по своим свойствам несколько отличается от железа других метеоритов.

Загадки инструментов извлечения звука из «поющих» чаш

Чтобы извлечь из чаши ее чарующие звуки, используют молоточки и палочки различной величины. Чаще всего применяют гладкие деревянные палочки, иногда с резиновой насадкой, реже - маленькие металлические палочки или большие войлочные молотки.

Но, что характерно, для того, чтобы «случилась» магия, они также должны быть изготовлены из разных материалов. От них зависит особенность «пения» чаши: металлические или твердые древесные палочки извлекают из чаши резкий чистый тон, войлочные молоточки дают мягкий умиротворяющий звук.

«Открытие» тибетских «поющих» чаш

Интересно, что как бы ни были популярны «поющие» чаши в самом Тибете, там о них тоже на какое-то время забыли, используя не так повсеместно, как нам это представляется. Даже когда археологи и исследователи древностей впервые обнаружили чаши, их сначала приняли за обычные ритуальные сосуды для хранения масел, благовоний и других веществ, применяемых в религиозных практиках. И только потом выяснилось истинное предназначение этих предметов.

Хотя, конечно же, духовные мастера никогда не забывали, для чего создавались «поющие» чаши, и на протяжении многих веков использовали их для духовного совершенствования и специфических целительных техник.

Первое знакомство Запада с «поющими чашами»

На Западе о «поющих» чашах узнали только после китайского вторжения, когда тибетская культура стала более активно проникать в «большой» мир. И вместе с буддизмом, тибетской йогой и культурой на Запад «пришли» и эти удивительные артефакты – «поющие» чаши.

«Поющие» чаши в других традициях

Также впоследствии выяснилось, что «поющие» чаши существуют в Японии и Таиланде, хотя они не похожи на тибетские. Их от других чаш можно отличить даже по внешнему виду, поскольку они содержат больше цинка и серебра, что придает им особую матовость. Для сравнения можно привести непальские чаши - их отливают с большей добавкой золота.

Как правильно выбрать «поющую» чашу

Желающие использовать тибетские «поющие» чаши для духовной практики или исцеления должны понимать, что от правильного выбора инструмента зависит оказываемый им эффект. Чем индивидуальнее будет подбор, чем точнее вы совпадете с чашей по вибрационным характеристикам, тем более глубокие изменения вызовет работа с ней, и, напротив, практика с «первой попавшейся» чашей может свести на нет все ваши усилия.

Хорошая чаша имеет правильную форму, все ее изгибы безупречны, поскольку изменить звучание может любая мелочь.

Чем толще стенка поющей чаши - тем богаче унтертона, чем тоньше - тем явственнее слышатся обертона.

Хорошая чаша не должна дребезжать и издавать лишние звуки. Настоящая чаша звучит продолжительно, чисто и ясно.

Технология изготовления «поющей» чаши

При выборе своей «поющей» чаши обращайте пристальное внимание на то, из чего и как она изготовлена. Поющие чаши хорошего качества должны быть сделаны по традиционным технологиям. В последнее время получили большое распространение поющие чаши небольшого размера промышленного производства (это около 80% чаш на рынках). Хотя они внешне могут быть ярки и красивы, но они не передают и доли того волшебного звучания, которое исходит от аутентичных кованых тибетских поющих чаш.

Аутентичные («правильные») чаши изготовлены из сплавов следующего состава: свинец, ртуть, олово, медь и железо или более расширенный «состав» - цинк, никель, золото, серебро, свинец, ртуть, олово, медь и железо. Состав может слегка варьироваться, но в любом случае чаша, изготовленная просто из меди – это не тибетская «поющая» чаша, а подделка!

Правильный подбор звуковой вибрации «поющей» чаши

Этот момент в подборе «поющей» чаши, пожалуй, самый важный и ответственный.

У каждого человека своя вибрация, поэтому выбирать «поющую» чашу надо интуитивно. Облегчить эту задачу можно, если приложить «поющую» чашу к животу или к сердцу, и почувствовать, как она резонирует с вашими энергетическими центрами.

Как извлекать звук из «поющей» чаши

Для тех, кто впервые берет в руки «поющую» чашу важно запомнить, что она - не ударный инструмент, по ней не стучат!

Для того, чтобы извлечь из чаши звук по ней достаточно уверенно, но плавно потереть палочкой обод чаши, и она «запоет». Плавные круговые движения дают непрерывный основной тон. Интенсивность звучания можно изменять, слегка варьируя скорость трения, угол наклона палочки и силу нажима на обод. Каждому углу наклона палочки соответствует свой звуковой диапазон.

© Алексей Корнеев

Тибетские поющие чаши – это особенный вид колоколов и музыкальный инструмент. Невесомые, насыщенные гармоническими обертонами звуки, издаваемые тибетскими чашами, – это наполненная мощной энергетикой музыка для релаксации и установления контакта с космосом.

От традиционного колокола этот инструмент отличается не только тем, что его не нужно подвешивать и закреплять. Поющий колокол издаёт другой звук, производя иной эффект на тело человека и пространство вокруг него.

Как получить звучание тибетской чаши?

Вследствие неторопливого вождения специальной деревянной палочкой (стиком) по краю изделия его стенки начинают вибрировать, рождая длительный, многослойный «поющий» звук. Нажимая на края инструмента с разной силой или используя разные стики, удаётся получать различные тональности звучания. Распространение звука происходит по двум спиралям: первая раскручивается внутрь чаши, а вторая идёт от неё в пространство.

Существует ещё один способ получить волшебное пение чаши – нужно ударять стиком по её внешней стенке. Такой удар рождает тёплый звук, напоминающий звучание колокола.

О целительном эффекте тибетских чаш

Как уже отмечалось, чаша создаёт две звуковые спирали: в первом случае звук всё более широкими кругами расходится от чаши, во втором случае звук по спирали заходит в чашу. Вместе со звуком, направленным вовне, уходит застоявшаяся негативная энергия. Звук, направляемый внутрь, создаёт позитивную энергию ци, которая нужна для физического и ментального здоровья, для процветания.

Пение тибетских чаш оказывает позитивное влияние на организм и сознание человека, на его энергетику. Их звучание способно:

  • восполнить силы иммунной системы и поднять жизненный тонус;
  • снять стресс и избавить от бессонницы;
  • привести в норму артериальное давление;
  • гармонизировать дыхательный процесс (при гармонизации процесса дыхания уходят многие проблемы со здоровьем);
  • улучшить качество слуха;
  • оздоровить костную систему организма;
  • гармонизировать работу полушарий мозга, что приводит к улучшению внимания и повышению творческих способностей.

Поющие чаши могут «заряжать» воду живительной энергией. Наполняющая чашу вода приобретает качества, аналогичные качествам воды чистого горного источника. На организм человека такая вода действует, очищая его и даря ему силу и здоровье, особенно если её употреблять регулярно.

Применяют эти уникальные инструменты и для избавления помещений от плохой энергетики.

История появления поющих тибетских чаш

Нет никаких письменных подтверждений того, как появились поющие чаши Тибета и как они использовались в древности, но существует много скульптур и изображений с этим уникальным предметом. С происхождением чаш связано несколько интересных легенд.

В одной легенде утверждается, что пятый Далай Лама трон в своём дворце в Дрепунге сделал в форме этого инструмента. Многие тибетцы считают чаши священными, связывая историю их возникновения с этим дворцом, и 15 июля идут поклониться им в монастырь Дрепунг. Считается, что человек, слышавший, как поёт тибетская чаша , обязательно попадёт в рай.
В другой истории рассказывается о путешествующих буддистских монахах, ходивших именно с такими приспособлениями для подаяния. Монахи учились с чувством благодарности получать всякое, даже очень бедное подношение. Это помогало им приходить к просветлению, ощущать единство со всей Вселенной и познавать радость Божественной любви.

Как говорится в наиболее старой легенде, шаманизм возник в Тибете раньше всех религий, и тогда ламы получали Знание напрямую от Высших Духов. Как-то раз ламы узнали, что на нашей планете требуются специальные приспособления Силы, способные помогать людям в установлении связи с космосом. После долгого времени, проведенного в молитвах, ламам удалось понять, что эти предметы должны иметь форму чаши и быть изготовлены из сплава восьми ингредиентов – это золото, серебро, железо, медь, свинец, олово и ещё один неизвестный компонент. Верховные ламы попросили Высших Духов указать, что это за элемент. В ответ был послан дождь из метеоритов, руда которых и оказалась этим загадочным элементом. Созданные чаши звучали необыкновенно сильно, очищая пространство и формируя открытые каналы, по которым проходила благодатная энергия.

Современные поющие чаши

Сейчас тибетские чаши приобретают в качестве сувениров, поэтому магазин поющих чаш предлагает покупателям большой выбор этих изделий. Современные чаши обычно изготавливают из меди или бронзы, не добавляя в сплав драгоценных и редких металлов, и украшают всевозможными буддийскими религиозными символами или рисунками. Форма и размер изделий могут быть сильно различаться.

Интернет магазин тибетских чаш может предложить своим покупателям литые чаши, изготовленные на станке, и кованые, изготовленные вручную. По своему звучанию инструменты, изготовленные вручную, существенно превосходят литые чаши, звучание которых ограничено лишь двумя обертонами. Количество обертонов сказывается на глубине и богатстве звука, соответственно, и на степени влияния на организм и пространство. Именно поэтому лучше покупать кованые чаши, изготовленные вручную.

Тибетские поющие чаши – запад о них узнал после вторжения Китая в священный Тибет. Поначалу этим чашам не придали особого внимания, как и принято, во всем мире люди подумали, что это обычные тары в которых готовят еду и все остальное. Но, видимо, кто-то все же рассказал или увидел истинное предназначение этих чаш. Конечно, после этого к ним люди стали уже относиться по-другому и начали изучать их. В дальнейшем выяснилось, что такие поющие чаши есть и у Японии и Таиланда. Но самыми лучшими из них все же оказались именно Тибетские.

Пятым духовным правителем священного Тибета был построен дворец в Дрепунге, и трон его был выполнен в виде поющей чаши, и это дает повод связывать появления чаш с появлением данного дворца, называемым Кунгар Ава. Поющие чаши считаются священными и каждый год 15 июля тибетцы прибывают во дворец Дрепунг, для поклонения. Тибетцы верят в то, что если послушать пение этой чаши, то человек никогда не попадет в ад.

Свойства и особенности

Тибетские поющие чаши имеют особый состав и форму, это обязательное сочетание от 3 до 9 различных металлов, причем есть версия, что одним из них является метеоритное железо. Поэтому именно уникальная пропорция выбранных металлов является причиной чистоты и ясности звучания, а также его продолжительности.

Настоящая тибетская чаша, если по ней ударить молоточком, звенит очень долго и при этом звук как бы затихает, отдаляется, но не обрывается. Переносить чаши с места на место нельзя, поскольку для достижения полного объема звучания им следует оставаться неподвижными.

Несмотря на всю древность происхождения, тибетские чаши своим звучанием решают вполне современные проблемы со здоровьем. Это как различные физические дисфункции – спазмы, блоки мышц, воспаления в различных органах, дискинезии, потеря сил и ослабление организма, так и эмоциональное воздействие:

  • наступление полной релаксации организма;
  • умиротворение;
  • ощущение гармонии с собой и окружающим миром;
  • снятие стресса.

Помимо всего перечисленного, они оказывают эффект вибромассажа, причем достигает он таких мест, куда для обычного мануального массажа доступа нет. Такая вибрационная терапия незаменима при остеохондрозе, а также проблемах с межпозвоночными дисками получается , но здесь конечно это больше похоже на фантастику.

Если вспомнить о принятом на Востоке делении всего существующего на инь и ян, то чаша является едва ли не самым наглядным воплощением этого. Сама чаша – это женское начало, а жезл, или молоточек, – мужское. А их энергетика, соединенная вместе, рождает третью энергию – звук, т. е. ребенок, появившийся в лоне чаши.

Возможно, именно поэтому часто отмечается, что она способна обострить все те чувства, которые человеку даны природой, а в особенности – восприимчивость и интуицию.

При серьезных занятиях - тибетские поющие чаши солнечной системы помогут лучше узнать самого себя и окружающих, меняется эмоциональный фон: как мы уже писали выше, человек успокаивается, начинает прислушиваться к себе. Вибрация и звуковое воздействие приводят к гармонии внутренних органов, расслаблению мышц, внутреннему массажу, глубокому ровному дыханию, повышению иммунитета, и сердце начинает работать в правильном режиме.

Все это способствует насытиться организму кислородом, и помогает достичь душевной внутренней гармонии. Также считается, что звуки и вибрации стимулируют нейроны головного мозга и клеток нашего тела, помогая тем самым восстановить нарушенные при различных заболеваниях естественные ритмы организма.

Играть на таком инструменте тоже нужно уметь, но научиться этому нет никакой сложности, все очень просто. Самое основное, как уже упоминалось, – это полная неподвижность чаши, для этого существует специальная подушечка.

Палочкой следует водить по внешнему краю чаши – возникает вибрация. Существует мнение, что полезнее всего поставить ее себе на живот – считается, что таким образом вибрации окажут более явный оздоравливающий лечебный эффект.

Палочки и молоточки отличаются по размеру, форме и составу, что позволяет достичь разнообразия звуков. При этом стучать по ней со всей силы не нужно – важны именно потирания – чаша поет сама. Если в нее налить воды, ее звучание заметно изменится и, разумеется, в этом случае будет несколько другой терапевтический эффект. Используя одновременно несколько чаш, одни из которых пусты, а другие – наполнены водой, можно создать самую настоящую музыкальную композицию, не имеющую аналогов в мире!

Разумеется, немалое значение имеет и материал, из которого изготовлены палочки: войлочные действуют умиротворяющее, тогда как металлические больше тонизируют организм.

В Россию чаши стали привозить в XXI веке, совсем недавно. Первыми кто начал покупать их стали те люди, которые практиковали разные направления йоги, в том числе и тибетские. Первоначально тибетские чаши покупали посвященные, для своих медитаций. Следующим кто начал ими пользоваться это целители и массажисты, которые узнали чудодейственные свойства их звуков и вибраций.