Тест по произведениям 20 века. Основные вопросы литературы XX века
1. Фантастический реализм» М.А.Булгакова в романе «Мастер и Маргарита». Художественное своеобразие и структурная организация романа. Значение романа для развития современной русской литературы.
2. Творчество А.Н.Толстого советской эпохи. Жанрово-тематические особенности романа «Петр I». Новаторство писателя.
3. Творческий путь В.В. Набокова. Жанрово-стилевое многообразие романов писателя (2-3 произведения по выбору).
4. Концепция социалистического реализма в литературных дискуссиях конца 20-х - начала 30-х годов. Основные идейно-эстетические категории метода. Споры о соцреализме в современной критике.
5. Художественное осмысление гражданской войны в России в ранней советской прозе 20-х годов (А. Фадеев, М. Булгаков, Б. Пильняк, М. Шолохов и др. - 2 автора по выбору). Жанрово-стилевое многообразие прозы этого периода.
6. Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» как литературный памятник эпохи. Трагический эпос романа. Споры о романе в литературной критике.
7. Основные темы и мотивы дореволюционной прозы И.А. Бунина. Мастерство Бунина-художника.
8. Творчество С.А. Есенина. Особенности его художественного мира. Своеобразие поэтики.
9. Русский символизм и его литературно-эстетические концепции. Старшие и младшие символисты. Кризис идей.
10. Концепция мира и человека в творчестве А. Платонова. Своеобразие философской прозы писателя (на материале рассказов и повестей «Усомнившийся Макар», «Джан», «Чевенгур», «Котлован» и др.).
11. Творческая эволюция А. А. Блока. Особенности художественного мира поэта (поэтические циклы «Стихи о Прекрасной Даме, «Страшный мир», «На поле Куликовом»).
12. М.А. Булгаков - драматург. Пьесы о гражданской войне в контексте героико-революционной драмы 20-х годов. («Дни Турбиных», «Бег»). Жанрово-композиционные особенности.
13. Поэзия постмодернизма. Основные направления и творческие установки (Д. Пригов, Л. Рубинштейн, Е. Шварц, Т. Кибиров, И.Жданов и др.).
14. Проза И.А. Бунина эмигрантского периода. Традиции русской классической литературы в творчестве писателя («Жизнь Арсеньева», цикл рассказов «Темные аллеи»).
15. Русский футуризм как авангардное течение в литературе XX века. Творчество В.В. Маяковского дореволюционного периода. Урбанистические мотивы. Образ лирического героя, своеобразие поэтики.
16. Новые тенденции в изображении Великой Отечественной войны в прозе 50-60-х годов: жанры, своеобразие конфликта и героя (Ю. Бондарев, В. Гроссман, К.Воробьев, В. Астафьев и др. – 2 автора по выбору).
17. Творчество В.В. Маяковского 1917-1930 гг. Многообразие тем и образов в лирике поэта. Сатира Маяковского в процессе утверждения социалистических идеалов нового общества.
18. Акмеизм как литературно-эстетический феномен «серебряного века». Творческие манифесты и поэзия акмеистов (А.А.Ахматова, Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам).
19. Пути развития поэмы 50-60-х годов. Социально-философское осмысление эпохи, судеб народа в произведениях А.Твардовского, А.Ахматовой, А.Смелякова, В.Федорова и др. (на примере 2-3 произведений). Образ лирического героя, особенности жанра и стиля.
20. Постмодернизм в русской литературе: причины зарождения, жанровое и стилевое своеобразие постмодернистской прозы (на примере 2-3 авторов).
21. Творческий путь Л.М. Леонова. Проблемы эволюции творческого метода, жанра и стиля. Особенности психологизма в романах писателя («Вор», «Русский лес», «Пирамида» - по выбору).
22. «Возвращенная» литература и ее место в литературном процессе конца 1980-90-х годов («Дети Арбата» А.Рыбакова, «Белые одежды» В.Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина и др. - на примере 2-3 произведений).
23. Поэзия Н. Рубцова. Основные темы и мотивы в лирике поэта. Своеобразие поэтики.
24. Драматургия 50-60-х годов: проблемно-тематические и жанрово-стилевые аспекты (на примере 2-3 авторов).
25. Проблематика и поэтика ранних пьес А.М. Горького («Мещане», «Варвары», «Враги» - по выбору). Мастерство Горького-драматурга в пьесе «На дне».
26. Творчество А.М. Горького советского периода. Роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» как «движущаяся панорама десятилетий». Особенности психологизма в романе.
27. Жанр исторического романа в литературе русского зарубежья. Особенности проблематики и стиля (М. Алданов, М. Осоргин, А. Солженицын - по выбору).
28. Творческий путь М.М. Пришвина. Основные темы и мотивы творчества писателя.
29. Развитие драмы 1980-90-х годов: нравственная проблематика, характер конфликта, типология героя (М. Рощин, В. Розов, А.Галин, Э.Радзинский, Л. Петрушевская, Н. Коляда и др. - на примере 2-3 авторов).
30. Культурная атмосфера «оттепели». Поэзия этого периода (на примере творчества 2-3-х авторов).
31. Гуманистический пафос творчества А.И. Куприна. Мастерство Куприна- новеллиста. Повести «Молох» и «Поединок» как образцы русской реалистической прозы на рубеже веков.
32. Жанровое и стилевое многообразие лирики военных лет. Поэма в годы войны. Поэма А.Твардовского «Василий Теркин» как литературный памятник эпохи.
33. Литературная эмиграция первой волны: судьба и творчество (К.Бальмонт, И.Шмелев, Д.Мережковский и др.- по выбору).
34. А.И.Солженицын. Жизнь, творчество, личность писателя.
35. Творческие искания А.М. Горького на рубеже 1890-1900-х годов. Идейно-художественное своеобразие романтических и реалистических произведений писателя.
36. Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Творческая история произведения. Судьба России, народа и интеллигенции, трагические коллизии эпохи и их художественное осмысление.
37. Театр А.Вампилова. Философичность образно-художественной мысли, острота социальной и нравственной проблематики. Автор и его герои (на примере 1- 2-х пьес). Влияние творчества А. Вампилова на отечественную драму 1970-80-х годов.
38. «Деревенская проза» 50-70-х годов и споры о ней в критике. Русский национальный характер в рассказе А.Солженицына «Матренин двор», в повестях В.Белова «Привычное дело», В. Распутина «Последний срок». «Деревенская проза», на современном этапе: общая характеристика
39. Творческие искания Л.Н.Андреева. Своеобразие его художественного метода. Особенности психологизма в прозе писателя. Место Андреева в русской литературе XX века
40. В.М.Шукшин: жизнь, творчество, личность писателя.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Жизнь и творчество немецкого романиста, поэта, критика и публициста Г. Гессе. Вступление в литературное общество, первый роман. Автобиографичность произведений Гессе, противоречие между природой и духом, телом и сознанием как основная тема его романов.
презентация , добавлен 22.03.2013
Культурно-социальные и общественно-политические основы эволюционирования послевоенной американской литературы. Творчество Дэниела Киза как образец "продуманной» литературы". Анализ взаимоотношения человека и личности в рассказе "Цветы для Элджернона".
курсовая работа , добавлен 20.02.2013
От фельетонов до романов. Идейно-художественный анализ романа "Учитель фехтования" и романа "Королева Марго". Романтизм в западно-европейских литературах 1 половины 19 века.
курсовая работа , добавлен 12.09.2002
Основные проблемы изучения истории русской литературы ХХ века. Литература ХХ века как возвращённая литература. Проблема соцреализма. Литература первых лет Октября. Основные направления в романтической поэзии. Школы и поколения. Комсомольские поэты.
курс лекций , добавлен 06.09.2008
Творчество Э. Хемингуэя в культурно-историческом контексте ХХ века. Тип героя и особенности поэтики романа "Острова в океане". Автобиографический аспект в творчестве писателя. Прототипы персонажей в романе. Роль монологов в структуре образа героя.
дипломная работа , добавлен 18.06.2017
Подлинный расцвет европейской литературы XIX века; стадии романтизма, реализма и символизма в ее развитии, влияние индустриального общества. Новые литературные тенденции ХХ века. Характеристика французской, английской, немецкой и русской литературы.
реферат , добавлен 25.01.2010
Герман Гессе как одна из самых сложных фигур западноевропейской культуры XX века. Краткий анализ книги "Процесс" Ф. Кафки. "Голодарь" как одно из самых прекрасных и трогательных сочинений Франца. Краткая характеристика проблематики толкования Кафки.
реферат , добавлен 09.04.2014
Таинственная недосказанность в произведениях Хемингуэя, его отношение к своим героям, используемые приемы. Особенности раскрытия темы любви в произведениях Хемингуэя, ее роль в жизни героев. Место войны в жизни Хемингуэя и тема войны в его произведениях.
Класс
Фамилия, имя
Тест по русской литературе второй половины 20 века
№ п п
Вопрос
Ответ
1
Русский поэт, главный редактор журнала «Новый мир» (1950-54, 1958-70). Автор строк: Переправа, переправа!Пушки бьют в кромешной мгле.Бой идет святой и правый.Смертный бой не ради славы,Ради жизни на земле.
1) М.Булгаков2) А.Твардовский3) Н.Заболоцкий4) Б.Пастернак
2
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,Как шли бесконечные, злые дожди,Как кринки несли нам усталые женщины,Прижав, как детей, от дождя их к груди,Назовите автора этих строк.
1) Евгений Симонов2) Константин Симонов3) Александр Твардовский4) Борис Пастернак
3
Русский писатель. В автобиографических повестях, отмеченных психологической точностью, беспощадно изображает бессмысленную жестокость войны («Крик», 1962; «Убиты под Москвой», 1963; «Это мы, Господи!»)
1) А.Солженицын2) Ю.Бондарев3) В.Распутин4) К.Воробьев
4
В 1943 по горячим следам событий Гроссман в редкие свободные от фронтовых командировок и редакционных заданий часы начал писать роман о Сталинградской битве. В августе 1949 рукопись романа «За правое дело» была представлена в редакцию «Нового мира». Редактирование рукописи продолжалось почти три года. Назовите появившийся роман.
1) Мастер и Маргарита2) Горе от ума3) Жизнь и судьба4) Валентин и Валентина
5
Впервые это понятие было введено в 1954 в повести И. Г. Эренбурга, которая так и называлась.
1) заморозки2) утренник3) оттепель4) вечерня
6
°Фамилия писателя и личности в истории и культуре второй половины 20 века, лауреата Нобелевской премии. Его имя Александр Исаевич.
1) Куприн2) Пастернак3) Булгаков4) Солженицын
7
Какую тему поднимает в "Колымских рассказах" В.Шаламов?
1) природы2) лагерную3) деревни4) любви
8
Назовите писателей направления - "деревенской прозы"
9
Назовите две поэтические противоборствующие группы второй половины 20 века.(50-60 -х гг)
10
Под каким псевдонимом выходили статьи Бабеля?
11
Название психологического сборника дневниковых записей, написанных на фронтах гражданской войны Бабелем?
12
Каким поступком молодой еврей из рассказа Бабеля "Мой первый гусь" вошел в среду казаков?
13
Перечислите известные вам сатирические произведения Булгакова
14
Название романа Булгакова о русских офицерах, трагедии семьи белогвардейцев?
16
Назовите главного героя романа "Тихий Дон"
17
Волосы какой героини романа «Тихий Дон» пахли травой дурнопьяном?
18
За какой роман-эпопею Шолохову вручена в 1965 году Нобелевская премия?
19
Какую тему поднимает Шолохов в романе "Поднятая целина"?
20
Кем был Шолохов в годы Великой Отечественной войны?
21
Какие произведения Шолохова о войне вы запомнили?
22
Назовите известные вам названия произведений Набокова.
23
Какими областями знаний интересовался Набоков?
24
Кто из поэтов 20 века родился близ Казани в 1903 г, выпустил первый сборник "Столбцы" в 1929 г.
Контрольный тест по теме «Произведения русских писателей 20 века»
(творчество А.И. Куприна, А.С. Грина, А.П. Платонова, К.М. Симонова, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина).
Предмет: литература;
Класс: 6;
Инструкция к выполнению теста
Тест состоит из 30 заданий. Время выполнения - 40 мин.
Выполнение теста проходит без использования справочных материалов.
Все задания с выбором ответов. Это задания, к которым предложены три варианта ответа, из которых два неверных и только один верный. Из трех предложенных вариантов необходимо выбрать правильный. Внести правильные ответы в отдельный бланк.
1.Литературовед О.Н. Михайлов, определяя главную особенность таланта этого писателя писал: «При мысли о … сразу хочется сказать: « добрый талант».
а) Куприне;
б) Грине;
в) Астафьеве.
2.Определите, о ком идет речь: « Его воображение рисовало ему дальние страны, загадочные берега, морские просторы. Ему захотелось путешествовать, и он попытался стать моряком»
а) о А.С. Грине;
б)А.П. Платонове;
в) В.Г. Распутине
3. Кто из писателей написал о себе такие строки: «Вот и начал я помаленьку да полегоньку писать рассказы о своем детстве, о селе родном, о его обитателях, о дедушке и бабушке, ни с какой стороны не годных в литературные герои той поры»?
а)А.С. Грин;
б) В. П. Астафьев;
в) К.М. Симонов.
4. Великая Отечественная война сделала его фронтовым корреспондентом газеты « Красная звезда». Он получил возможность печатать рассказы и очерки от героических событиях и людях воны. Однако другие его произведения не печатались. О ком идет речь?
а) А.П. Платонов;
б) В. П. Астафьев;
в) К.М. Симонов.
5. Кто из писателей написал о себе такие строки: « Вот так и случилось, что спустя более чем двадцать лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной. Пятиклассником, мальчишкой из глубокой сибирской деревни»?
а) В. П. Астафьев
б) К.М. Симонов.
в)В.Г. Распутин
а)А.С. Грин;
б) В. П. Астафьев;
в) К.М. Симонов.
7. Какой рассказ имел первоначальный заголовок « Истинное происшествие»?
а) Чудесный доктор;
б) Конь с розовой гривой;
в) Уроки французского.
8. Какое произведение относится к жанру феерия?
а) Неизвестный цветок;
б) Алые паруса;
в) « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..».
9. В каком литературном произведении «живут» профессор Пирогов, Гришка Мерцалов, Машутка, Елизавета Ивановна?
а) Уроки французского;
б) Чудесный доктор;
в) Алые паруса.
10. Название произведения «Уроки французского» говорит о том, что перед нами
а) рассказ юного героя о трудностях изучения иностранного языка;
б) рассказ об уроках нравственности и доброты;
в) рассказ о жизни обычного мальчика из обеспеченной семьи.
11. Истинный смысл игры в «замеряшки» в рассказе В.Г. Распутна «Уроки французского»
а) подготовить ученика к районной олимпиаде по французскому языку;
б) повысить общую успеваемость в классе;
в) помощь учительницы способному, но голодному ученику.
12. Мечтой всех деревенских мальчишек в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» был
а)пряник конем с розовой гривой, розовым хвостом, розовыми глазами, розовыми копытами;
б) пряник конем с розовой гривой, розовым хвостом, вишневыми глазами, розовыми копытами;
в)калач конем с розовой гривой, розовым хвостом, разовыми глазами, розовыми копытами;
13. Мальчик в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» обманул бабушку, потому что:
а) не любил бабушку;
б) поддался на уговоры деревенских ребят;
в) решил, что всё обойдётся.
14 . Описание главного героя «…тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки» принадлежит главному герою из произведения
а) Конь с розовой гривой;
б) Уроки французского;
в) Чудесный доктор.
а) мелким и легким;
б) звонкий и быстрый
в)тихий и вкрадчивый
16. К кому обращается К.М. Симонов в стихотворении
а) к К. Паустовскому;
б) к А. Суркову;
в) к В. Шукшину.
17. Какой троп использован в строках
« Мы вас подождём!» — говорили нам пажити.
« Мы вас подождём!»—говорили леса.?
а) метафора;
б) гипербола;
в) олицетворение.
18. Чей образ предстаёт в последней строфе в стихотворении К.М. Симонова « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..»?
а) образ русской женщины, который сливается с образом Родины;
б) образ бравого, непобедимого солдата;
в)образ врага, которого ждет погибель.
19. Какой период войны описан в данном стихотворении?
а) начало войны - самый сложный и тяжелый период войны;
б) время первых побед;
в) окончательный разгром врага.
20. За что возненавидел Меннерса Лонгрен в произведении А.Грина «Алые паруса»?
а) за то, что он не пришёл на п омощь Мери и обрёк её на смерть;
б) за то, что он утаил правду о корабле с алыми парусами;
в) за то, что он разбил лодку Лонгрена.
21. Какую сказку Эгль подарил девочке?
а) о золотой карете, в которой ее увезет прекрасный принц;
б) о прекрасном замке, хозяйкой которого она станет;
в) о корабле под алыми парусами, на котором приплыв ёт прекрасный принц и увёзёт её.
22. Кому из героев произведения А.Грина «Алые паруса» принадлежат данные слова: « Надо уметь любить, а этого они не могут »?
а) Меннерс;
б) Лонгрен;
в) Ассоль;
23. Каким образом жители Каперны узнали историю о корабле под алыми парусами, на кот ором приплывёт прекрасный принц?
а) историю рассказал Меннерс перед смертью
б) её подслушал нищий и рассказал всем в отместку за то , что Лонгрен не дал ему табаку;
в)историю рассказал кабатчик, который услышал ее от Эгля.
24. Как изображает Платонов животных и растения в своих произведениях?
а) как равноправных героев и добрых друзей человеку;
б) как зависимых от людей существа;
в) как немых свидетелей человеческого вмешательства в природу.
25. Какова мораль сказки-были А.П. Платонова « Неизвестный цветок»?
а) уметь не обозлиться и вопреки обстоятельствам сохранить доброе сердце;
б) жить по принципу «после нас хоть потоп»;
в) жить на зависть всем.
26. Какую заветную мечту высказал автор в сказке?
а) о будущем человечества, где труд победит враждебные силы природы, а любовь и добро помогут людям объединиться и преодолеть все преграды
б) о том, чтобы не было войны, и люди жили в согласии с природой
в) о том, чтобы родители не отправляли своих детей в лагеря, а всегда были с ними вместе
27. Главный герой рассказа В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой» расплакался на кухне, потому что:
а) считал себя незаслуженно обиженным;
б) ему не удалось обмануть бабушку;
в) ему было стыдно за своё поведение перед бабушкой и дедушкой;
28. Что символизирует подаренный бабушкой пряник из рассказа В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой»:
а) мудрое умение любить и прощать;
в) искреннюю заботу о мальчике;
б) обыкновенный знак внимания.
29. Какую роль в жизни героя сыграла его учительница Лидия Михайловна из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»?
а) Она научила его азартным играм, что пригодилось ему в будущем;
б) Общение с Лидией Михайловной стало для героя уроками жизни, воспитанием чувств;
в) Она научила его выживать в трудное, послевоенное время.
30. Чем закончилось произведение В.Г. Распутина «Уроки французского»?
а) Лидия Михайловна уехала домой на Кубань;
б) герой перешел учиться в другую школу
в) директор попросил прощения у Лидии Михайловны за нечуткое отношение к учителям и ученикам.
Ключ ответов.
Бланк правильных ответов (печатается на каждого ученика)
ФИО ученика |
|
Класс |
|
Номер вопроса | Буква правильного ответа |
Система оценки: верный ответ на 1 вопрос дает 1 балл. Для получения отметки «отлично» необходимо выполнить верно 29-30 заданий, для получения отметки «хорошо» необходимо выполнить верно от 19 до 28 заданий, для получения отметки «удовлетворительно» необходимо выполнить верно от 13 до 18 заданий.
Литература XX века. Вопросы к экзамену.
1. . Русский символизм, его философско-эстетические особенности. Литературные манифесты 1890-х гг.
2. «Старшие» символисты. /Н.М. Минский, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонта, В.Я.Брюсова – автор на выбор/ .
3. Роман Ф.К.Сологуба «Мелкий бес».
4. «Младшие» символисты. Философско-эстетические основы творчества
младосимволистов. Влияние идей и поэзии Вл.Соловьева. Теургизм и жизнетворчество.
5.. Лирика А.А.Блока первого тома "Стихотворений"
6. Лирика А.А.Блока второго томов "Стихотворений"
7. Лирика А.А.Блока третьего тома "Стихотворений"
8. Поэмы А.А.Блока «Соловьиный сад», «Возмездие» или «Двенадцать» /на выбор/
9. Роман А.Белого "Петербург".
10. Творчество М.Горького в дооктябрьский период /Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Песнь о Буревестнике. Человек. Матъ. Сказки об Италии/.
11.Творчество И.А.Бунина в дооктябрьский период /Антоновские яблоки.
Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско. Легкое дыхание. Сны Чанга. Петлистые уши/
12. Творчество А.И.Куприна в дооктябрьский период / Молох. Поединок. Олеся. Гранатовый браслет/.
13. Творчество Л.Н.Андреева / Баргамот и Гараська. Петька на даче. Ангелочек. Большой шлем. Мысль. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот/.
14. Проэзия акмеизма. Литературная позиция акмеистов /дооктябрьская поэзия Н. С. Гумилева, А.А.Ахматовой или О.Э.Мандельштама – автор на выбор /.
15. Русский футуризм. Основные направления художественного эксперимента.
17.Повести и рассказы о гражданской войне /Б.Пильняк, Б.А Лавренева, И. Бабель, А. Фадеев –два автора на выбор /.
18. «Донские рассказы» М.Шолохова
19. Романтическая литература 1920-х годов. /Э.Багрицкий, Н.Тихонов, М.Светлов –обзорно/ .
20.Творчество А.Грина.
21.Сатирическая проза 1920-1930-х годов. Творчество М.М.Зощенко.
22.Сатирические повести М.А.Булгакова. / Роковые яйца. Собачье сердце –по выбору /.
23.Романы И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
24.Роман М.А.Булгакова «Белая гвардия».
25.Русская антиутопия 1920-х годов. Роман Е.Замятина «Мы».
26.Творчество А.Платонова. Повесть «Котлован»
27. Советский исторический роман. Роман А.Толстого «Петр Первый».
28. Советский Маяковский.
29. Поэзия А.Ахматовой советской эпохи.
30. Поэзия О.Мандельштама 20-30-х гг.
31. Поэзия С.Есенина.
32. Поэзия Б.Пастернака.
33. Творчество ОБЭРИУ /Д.Хармс, А.Введенский, Н.Заболоцкий – автор на выбор / .
34. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита".
35. Проза русского зарубежья /В.Набоков, М.Алданов, М.Осоргин - автор на выбор /.
36. Поэзия русского зарубежья /М.Цветаева. В.Ходасевич, Г.Иванов - автор на выбор /.
37. Военная проза конца 40 - начала 70-х гг. /В.Некрасов "В окопах Сталинграда", Э. Казакевич «Звезда». В.Панова "Спутники", Ю.Бондарев "Батальоны просят огня", К.Воробьев "Убиты под Москвой", В.Астафьев "Пастух и пастушка", В.Распутин "Живи и помни" - два автора на выбор/.
38. Эпические тенденции в военной прозе (В.Гроссман "Жизнь и судьба", Г.Владимов "Генерал и его армия" или В.Астафьев "Прокляты и убиты" – автор на выбор /.
39. Деревенская проза 60-70-х гг. /А.Солженицын "Матренин двор", В.Белов. "Привычное дело", В.Астафьев "Царь-рыба", В.Распутин "Прощание с Матерой", В.Шукшин - восемь рассказов; два автора на выбор /
40. Б.Пастернак. "Доктор Живаго".
41. А.Солженицын. "Один день Ивана Денисовича"
42. А.Солженицын. Роман "В круге первом".
43. В.Шаламов "Колымские рассказы".
44. Романтическая /исповедальная/ проза 60-х гг. В.Аксенов. "Коллеги" или "Затоваренная бочкотара". Романы "Остров Крым"или "Ожог" /на выбор/.
45. Поэзия 60-70-х: Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Н.Рубцов, А.Кушнер /2 автора на выбор/.
46.. Поэзия И.Бродского.
47. Бардовская поэзия /Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Галич – на выбор/ .
48. Социально-философская фантастика А. и Б.Стругацких /одно произведение на выбор./
49. Возникновение русского постмодернизма. Роман А.Битова "Пушкинский дом". Поэма В.Ерофеева "Москва-Петушки". Проза С.Соколова "Школа для дураков" - /автор на выбор/ .
50. Проза последних десятилетий 20 - начала 21 вв.: Вик.Ерофеев, В.Сорокин, Л.Петрушевская, С.Довлатов, Т.Толстая, В.Пелевин, В.Пьецух, А.Слаповский, Л.Улицкая, А.Мелихов, А.Азольский, В.Маканин, Д.Быков, П.Крусанов, З.Прилепин, А.Иванов… - автор на выбор .
51. Поэзия последних десятилетий 20 - начала 21 вв. (Д.Пригов. Т.Кибиров, Л.Рубинштейн, О.Седакова, А.Еременко, А.Парщиков, И.Жданов, Е.Шварц, Т.Вольтская, О.Николаева, С.Кекова, Д.Быков, Б.Рыжий и др. - на выбор ).