Теперь "Сделано у нас" и в Telegram. Гранд макет россия Сколько времени заняла реализации проекта

Помимо интересных для любого техноманьяка технических музеев , в которых можно поразглядывать технику былых времен, на свете существует еще одна категория музеев, ради которых можно отправиться за тысячи километров. Это — музеи-макеты, в которых абсолютно вся экспозиция представлена в виде масштабных моделей и панорам. Самый большой музей подобного класса — Miniatur Wunderland в Германии. Второй же по величине, находится у нас — это Музей «Гранд Макет Россия» в Санкт-Петербурге.

Сегодня я хочу показать вам музей «Гранд Макет Россия» таким, каким я его увидел в конце мая 2012 года — за несколько дней до его официального открытия.

Музей «Гранд Макет Россия» в Санкт-Петербурге: история создания

Музей «Гранд Макет Россия» в Санкт-Петербурге является частным проектом предпринимателя и инвестора Сергея Морозова. Сергей несколько лет обдумывал и «вынашивал» этот проект, прежде чем приступить к его реализации. Первоначальный замысел включал в себя только макет Санкт-Петербурга, но в процессе размышлений было принято решение реализовать в подобном ключе всю Россию. Естественно, возник вопрос с помещением для такой задумки. Так как приходилось отталкиваться от «международного» масштаба 1:87, принятого во всем мире для моделей железных дорог, то и все остальное должно плюс-минус соответствовать. А значит — макет России, выполненный в таком масштабе, займет по площади территорию реальной Великобритании. Не говоря уже о том, что такую работу нереально выполнить в сопоставимые с человеческой жизнью сроки, вне зависимости от размера команды. Просто представьте полноценный макет всей сибирской тайги в масштабе 1:87!

Так что — было решено делать макеты ключевых, узнаваемых мест — чтобы получились визуальные образы различных регионов России. И все равно, суммарная площадь «Гранд Макета» превысила 800 м 2 !

Идея создания подобного макетного комплекса не вызывала энтузиазма у властей Санкт-Петербурга и не получила никакой финансовой поддержки. Поэтому, Сергей Морозов реализовал ее самостоятельно, на собственные средства. Почти пять лет команда из более чем сотни специалистов воссоздавала Россию в миниатюре. Над макетом работали макетчики, моделисты, художники, архитекторы. Поверх подманенной металлической рамы воздвигались фанерные каркасы гор, холмов и оврагов. Дальше, для формирования ландшафта, накладывался гипс — его на весь макет потребовалось больше одиннадцати тонн.А после — прокладывались автомобильные и железные дороги. Суммарная протяженность железных дорог на макете — 2 километра! Плюс — все это нужно электрифицировать, синхронизировать различные события и как-то всем этим управлять.

В середине 2011 года, музей «Гранд Макет Россия» в Санкт-Петербурге открыл свои двери для первых посетителей — пока еще в тестовом режиме, по выходным дням. На панораме еще не все было доделано, постоянно велась работа над теми или иными кусочками, кое-где был виден фанерный каркас, еще не скрытый макетом горы — но это никого из посетителей не смущало.

Официальное открытие музейного комплекса «Гранд Макет Россия» состоялось 8 июня 2012 года. Фотографии, которые вы видите здесь, я сделал 29 мая 2012го — за неделю до открытия. Сейчас, спустя несколько лет, наверняка в музее многое изменилось — а это повод посетить его еще раз.

Экспозиция музея «Гранд Макет Россия»

Как я уже писал, музей «Гранд Макет Россия» в Санкт-Петербурге представляет собой собирательный образ России в миниатюре. На макет попали узнаваемые места со всей территории государства — от Москвы до Владивостока, от Карелии до Сочи. Только Крыма, само собой, нет — напомню, это же 2012 год. Хотя вот интересно — а вдруг сейчас уже добавили?

Территории оживили железными и автомобильными дорогами, по которым, по своим делам, бежит транспорт. Наблюдать за движением миниатюрных транспортных потоков — одно удовольствие, можно залипнуть на полчаса.

К сожалению, корабли сделаны статичными и не плывут по воде, как это сделано в Германии на Miniatur Wunderland. Но даже так все смотрится очень здорово.

Авиация тоже статична — самолеты и вертолеты замерли на миниатюрных полосах, готовые к взлету. А воображение дорисовывает все остальное.

«Вишенка на торте» — это освещение. На «Гранд Макете» сделана имитация смены дня и ночи, поэтому свет над миниатюрной Россией загорается и гаснет неравномерно. Электронная система управления освещением включает и выключает лампы в соответствие с циклом смены времени суток в зависимости от географической долготы. Когда наступает рассвет — с востока, как и положено, сначала начинает слегка светать, потом уже дальневосточные дороги и сопки заливаются утренним светом, а над центральной Россией еще ночь. В качестве источников света впервые в мире было использовано более 500 000 мощных светодиодов разного цвета, которые позволяют равномерно осветить всё макетное пространство, не создавая теней.

Музей «Гранд Макет Россия» — сотни маленьких историй

Но, конечно, самое классное в «Гранд Макете» — это миниатюрные сюжеты, десятки и сотни маленьких историй, которые встречаются чуть ли не на каждом сантиметре макета. Где-то дети играют в футбол, где-то — пожарные тушат пожар. Тут полиция штурмует дом с засевшими террористами, там — археологи откапывают остов похороненного горной породе паровоза.

Есть истории большие, масштабные — как возведение эстакады.

А есть — маленькие, камерные. Вот, например, полярники встречают вертолет «с Большой Земли».

В колонию прибывают новые осужденные:

На свалке мужички утилизируют автомобили:

Подростки прыгают на веревке со старого разрушенного моста. В то же самое время, по соседнему мосту проходит товарняк

В аэроклубе планеристы пристыковывают консоль крыла к планеру — собираются в полет.

Мамочки с ребенком беззаботно купаются в Черном море.

Спелеологи нашли себе симпатичную пещерку.

Кого-то провожают в последний путь…

А тут — просто валят лес.

Есть на макете истории анимированные, движущиеся. Например, можно посмотреть на скачки на ипподроме. Чтобы запустить забег — нужно всего лишь нажать кнопку на боковой стенке макета.

Вот тут простой челябинский завод — просто работает.

Киностудия с макетом «Авроры» и тарелкой НЛО на крыше. Кстати, обратите внимание на розовое пятно на заднем плане — этот кусок макета еще не доделан.

На какой-то старой фабрике менты повязали «братков».

Выброшенный на берег буксир.

Завод по ремонту вертолетов. Миниатюрные ремонтники тянут куда-то фюзеляж «пластикартовского» Як-24 в масштабе 1:100.

А в самом цеху — две милевские «шестерки».

Воинская часть. Зацените, что называется, «масштаб трагедии»:

Благодаря «Гранд Макету» я узнал как разгружают вагоны с углем.

Вообще, сценки — это главное, что завораживает в Гранд-Макете, их можно разглядывать не то, что часами — сутками. Их тысячи там, и ты просто поражаешься с какой тщательностью и любовью они сделаны.

Узнаваемые места в миниатюре на «Гранд Макет Россия»

Также очень классно узнавать определенные места на макете — особенно такие, в которых сам был. Вот, например — железнодорожный вокзал в Тюмени. В свою студенческую юность я проезжал мимо этого вокзала четыре раза в год, так что — очень хорошо его помню.

А вот — Кижи. Я не был, но согласитесь — узнается сразу!

Как и Питер.

А вот где у нас так спокойно стоит Ту-144 — я не знаю. Напишите в комментариях, если вы в курсе!

Крайний Север. Посмотрите — как красиво!.

Резюмируя, могу сказать, что это просто офигительное место, где у любого, даже у самого непробиваемого и серьезного "мачо" глаза загораются как у семилетнего мальчишки. Про детей и говорить нечего — они в совершеннейшем восторге. Особенно, когда солнце плавно заходит за горизонт и над страной в миниатюре наступает ночь. Или когда наступает рассвет — с востока, как и положено, сначала начинает слегка светать, потом уже дальневосточные дороги и сопки заливаются утренним светом, а над центральной Россией еще ночь. Или когда включается какая-нибудь из многочисленных анимаций — на ипподроме начинаются скачки, рабочие начинают долбить горную породу отбойными молотками, отряд ОМОНа производит штурм здания с бандитами…

Обязательно побывайте там, это необыкновенное место! Я, пожалуй, при случае тоже загляну — очень интересно увидеть, что же там изменилось за это время!

Бизнесмен из Санкт-Петербурга построил целую страну. Макет России площадью 800 кв. м. В нем есть города с улицами и домами, озера, леса, горы, автотрассы с движущимися машинами и железные дороги с поездами. День сменяется ночью. Макет почти ничем не отличается от оригинала.

С вами снова Вероника veronikanews из сообщества strana_mechta . Для доброго утра и отличного настроения покажу вам видео-интервью с Сергеем Борисовичем Морозовым - автором и создателем уникального макета, аналогов которому нет в мире.



Создать объект, который мог бы привлечь к себе множество туристов, бизнесмен решил после своих путешествий по миру. Изначально планировалось показать лишь вид Санкт-Петербурга. Но предприниматель решил, что одним Санкт-Петербургом ограничиваться не стоит и лучше показать всю страну и днем, и ночью, и утром.


На площади в 800 кв. м разместилась вся Россия от Владивостока до Калининграда. Это сочинские пляжи и деревенская ферма, корабельный док в Калининграде и отель в Нижнем Новгороде. Работают над миниатюрной страной около 100 человек — художники, дизайнеры и специалисты по электронике. Многие воссоздавали те места, откуда они родом. Спутниковыми снимками создатели макета не пользовались. «Это в большей степени проект художественный. Собирательный образ», — объясняет Сергей Морозов.


На макете Солнце встает на востоке — садится на западе, в Калининграде. За 10 минут небо над страной трижды меняет цвет: от дневного белого к красноватому закатно-рассветному и к темно-синему ночному. Достичь такого эффекта помогли 500 тыс. светодиодов и лампочек. В ночное время на земле включается городское уличное освещение, огни автомобилей, свет в окнах домов и подсветка рекламных вывесок.

За съемки и монтаж благодарим Сергея yegres.ru.

Читайте истории о сбывшихся мечтах и публикуйте свои в нашем сообществе

Совладелец крупного промышленного предприятия в прошлом и основатель музея «Гранд Макет Россия» в настоящем Сергей Морозов - о том, что заставляет успешного предпринимателя оставить привычный бизнес и решиться на необычный проект.

Миниатюра нашей страны разместилась на 700 квадратных метрах в Санкт-Петербурге. А вот ее значение определяется уже совсем другим масштабом.

Каково это: придумать и вынести что-то новое на суд обывателя?

Много путешествуя, я обратил внимание на то, как за границей устроено стандартное времяпрепровождение для туристов. Их сажают в автобусы, куда-то везут, что-то показывают, дают время на прогулку и покупку сувениров. Турист не понимает, хорошо или плохо то, что ему показывают, насколько полезна его туристическая программа. Потом я подумал, что в Петербурге есть классические музеи, которые могут поспорить с любыми музеями мира. Но таких объектов, куда можно было бы спокойно отпустить группу и не волноваться, что у них обшарят карманы или продадут какую-то подделку, не так много. Я стал рассуждать: чего именно не хватает городу? И мне пришла в голову идея создать некое новое сооружение, показывающее собирательный образ России. Показать, как и чем живет страна, дать почувствовать ее дух, объем, масштаб. Мне хотелось сделать что-то яркое, положительное. Мой проект должен был нравиться всем: от мала до велика, независимо от образования и вероисповедания, мужчинам и женщинам, россиянам и иностранцам. Весь интерес был – в решении задачи: найти, что бы это могло быть.

И как появилась идея «Гранд Макета»?

Изначально это была идея макета ночного зимнего Санкт-Петербурга. Хотелось создать мощный центр притяжения туристов и своих граждан. Однако с макетом Петербурга не вышло. Во-первых, город больше ассоциируется с летом, с белыми ночами. Во-вторых, подвела жадность партнеров. Я вел переговоры по поводу помещения в центре города, и условия по аренде были поставлены невыполнимые. Стал думать дальше, и возникла идея, что надо пытаться показать всю страну. Сделать макет России. Найти партнеров, чтобы воплотить идею, я не рассчитывал. Любой нормальный человек перед входом в бизнес задал бы три вопроса: сколько это будет стоить, сколько вкладывать денег, и когда это окупится? На такие вопросы я ответа не знал, потому что никогда не просчитывал свой бизнес. Было такое слово раньше – «чуйка». На нее я и полагался.

По «Гранд Макету»: я не представлял, сколько будет стоить входной билет, я не понимал, во сколько мне обойдется проект, сколько людей будет работать. Но я чувствовал, что если поверю в идею, если начну работать, то будет фурор. И у меня развилась удивительная убежденность: в тот момент я знал, где будет гардероб, куда можно поставить чемодан, как найти туалет, кафе и так далее. Было ощущение, что я уже вижу будущую структуру. Закрывал глаза и видел огромный макет – дороги, машины, домики.

А откуда пришло это видение? Просто родилось в голове?

Просто родилось в голове. А дальше началась история, в которую мало кто верит, многие считают, что я просто списал идею с Гамбурга, с Miniatur Wunderland. На самом деле, когда я узнал, что в Гамбурге есть такой макет, – просто не поверил. Я до чего-то додумался своим скудным умишком, а оказывается, кто-то уже подобное сделал.

Итак, я понял, что мне нравится, а что нет. И начал заниматься своей идеей. У меня был очень хороший контакт с талантливым инженером, моделистом Максимом Станиславовичем Иванцовым, он до этого изготавливал модели кораблей. Я буквально за руку втащил его в работу над «Гранд Макетом»: он с первого дня стал его техническим директором. Я сам по образованию инженер-механик, по второму – искусствовед, то есть, в сумме, инженер-искусствовед. И мне было легче смотреть на проект с точки зрения искусства. Максим же закостенелый технарь, для которого между 3,76 см и 3,75 см – огромная разница. Мне трудно было добиться от него осознания, что мы создаем не копию чего-либо, а художественный образ, работаем как художники. Поэтому у нас достаточно много времени ушло на притирку друг к другу, но сейчас мы мыслим по макету одинаково.

Когда вы стали начали воплощать свои замыслы?

В 2009 году. Только начало вырисовываться что-то, и мы сразу приступили к работе. Но до чертежей конкретных моделей шли целый год.

Что вас заставило уйти из доходного бизнеса в идею?

Мне тогда было 45 – возраст, когда человек по-другому начинает воспринимать некоторые вещи. На первый план вышло то, на что раньше не обращалось внимания. Более того, с точки зрения бизнеса появилась уверенность, что сумасшедшая идея более мощная и перспективная.

Было ли в том образе, который вы себе представляли в 2009–2010 годах, что-то, что потом не состоялось?

Нет, все получилось. Все, что хотел, сделал.

Консультантов европейских приглашали?

Чашу горя надо было выпить до дна. И я ее выпил. Лучше всего макеты строит Германия. Там это национальное увлечение. Я написал письма кое-какие, нашел фирму, готовую разработать макеты, но за очень большие деньги. Этот поступок был моей ошибкой. Когда я слышал какие-то некорректные вещи в адрес русского бизнеса, создавалось такое ощущение, что люди вообще не понимают, что такое этика. Фирма, с которой я столкнулся, строила «макетики», но на большую задачу у нее не хватило мощности. Поэтому мы долго терпели, оплачивали им билеты, гостиницы, рестораны, пока не разобрались: макет они не построят. Через полгода работы поняли все немецкие ошибки и начали делать по-своему. Ошибки, к слову, были большие: приписки, двойные документы, все некомпетентно, неграмотно...

Вы запустили проект в кризисный 2009 год. Как удалось справиться?

Я был на корабле между Австралией и Новой Зеландией, когда начали приходить смс, поступать звонки… Здесь уже люди вовсю строили макет. Мои доходы стали уменьшаться, а расходы продолжали расти. Работа набирала обороты и требовала все больше ресурсов. В этот период на алтарь идеи было брошено многое: мне пришлось расстаться с частью своей коллекции скульптуры. С дорогой коллекцией во всех смыслах. Пришлось и в долг брать. Было тяжело, но плакаться не интересно. И у меня все получилось, но не оттого, что я такой крутой и сильный, а потому, что я так привык.

Многие предприниматели говорят, что основные решения они принимают на уровне каких-то ощущений, «чуйки», как вы говорите, но потом все равно включается механизм расчета.

Я не мог ничего просчитать – это было невозможно. Я не мог сказать, сколько людей понадобится. Но я мог сказать, что нужно сделать для того, чтобы проект понравился людям. Здесь за один раз невозможно увидеть все. Я знал, какие нужно поставить «капканы», чтобы человек захотел прийти еще раз.

Как вы запустили проект?

Сначала делали тестовый осмотр раз в неделю для тех, кому интересно это уникальное зрелище. А формально открыли «Гранд Макет» прошлым летом. Сейчас работаем каждый день, без выходных.

Было ли что-то, что пришлось доделывать после запуска?

Было, к сожалению. Глобальной проблемой оказался менталитет современного человека. У нас эра демократии, которую путают со вседозволенностью. Отдельные люди поняли, что можно делать все, что угодно, и тебе за это ничего не будет, а другие решили, что можно ничего не делать, – и за это тоже ничего не будет. Однажды я был шокирован: проезжая мимо Медного всадника, увидел на копытах коня мужчину с распростертыми руками, а по хвосту коня в свадебном платье карабкалась невеста. Они так фотографировались. Если бы это случилось лет 30–40 назад, я подумал бы, что с ними что-то случилось, что они заболели. Теперь это обычное поведение современных людей. В «Гранд Макете» посетители стали вести себя аналогично: пытались перелезть за заграждение, потрогать все, попробовать пальцем. Причем взрослые лезли больше, чем дети. Это для меня оказалось самым большим шоком, самым большим отрицательным эмоциональным моментом – я полгода находился в состоянии, которое бывает у боксера, который получил сильный удар. Я этого не ожидал.

Не может быть, чтобы этого не ожидали.

Мне такое не могло прийти в голову, я думал о другом. Я вложил столько труда, столько сил, и люди, которые придут, неужели они будут… Людей как подменили, – они оказались варварами. Я не говорю, что все так поступали, ни в коем случае. Многие вели себя прилично. Но есть часть людей, которые…

И еще меня очень сильно удивила нацеленность людей на скандал. За границей, например, охранник объекта всегда может проверить сумку посетителя. У нас же каждый человек при этом доказывает права, ссылается на суд в Гааге, только чтобы не выполнять элементарных правил посещения музея. Мы расписали эти правила, опубликовали в Интернете, на сайте «Гранд Макета». Все заранее сказано, но все равно есть нацеленность на скандал. Есть тот, кто выполняет любой инструктаж, а есть тот, кто идет конфликтовать. Более того, я слышал один раз фразу, которая стала для меня ужасом, когда мама говорила ребенку: «Что ты! Мы же за границей!». То есть там нельзя, а дома – можно. Вот это страшно.

Как вы решили проблему в музее?

Пришлось доделывать сигнализацию. Но все равно оставили макет открытым. Как только его закроешь, он станет мертвым архитектурным объектом. Да, тогда его можно будет обезопасить, но уйдет красота, уйдет изюминка, не будет доверия. И сейчас могу сказать, что наш комплекс охранных мер работает, поломки и утраты свелись к минимуму.

Макет начал зарабатывать?

Но планируете сделать проект экономически самостоятельным?

Колоссальная победа – это уже то, что он перестал «сжирать» деньги. Гораздо легче теперь работать. Сделать проект окупаемым хочу, несомненно. Но сейчас он стал как-то... Знаете, это уже моя война за свою страну. Можете так и написать.

Справка:

Сергей Морозов родился 8 октября 1962 года в Ленинграде в семье кандидата технических наук. С 16 лет работал в литейном цехе. Окончил ЛМЗ ВТУЗ по специальности инженер-механик. В 2003 году получил квалификацию искусствоведа в Российской Академии художеств. В настоящий момент развивает несколько направлений бизнеса: автомобильное, туристическое, антикварное и музейное. В 2012 году стал победителем районного этапа конкурса «Лучший предприниматель Санкт-Петербурга – 2012» в номинации «инновационная деятельность: НИОКР, новая продукция». Весной 2013 года стал победителем премии «Собака.ru ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» в номинации «Наука / Соцсфера».

ООО Производственно-образовательный центр «ГРАНД МАКЕТ» основан в 2011 году. «Гранд Макет Россия» – это современный двухэтажный музейный комплекс. Здесь представлен собирательный образ Российской Федерации, расположены лекционный зал, парковки для автомобилей, гардеробная зона, кафе, сервисный центр, мастерская, магазин. Это самый большой макет в России и второй по величине в мире. Научные разработки, например, способ движения автомобилей на макете или использование более 500 000 мощных светодиодов, применены впервые в мире.

Интервью Тимофей Кареба

Фото Юрий Цой

В Санкт-Петербурге есть интересный музей, о котором многие ещё не слышали - уникальный макет всей России в масштабе 1: 87. Его построил на собственные средства энтузиаст - Сергей Борисович Морозов, и ушло у него на это четыре года. Популярный блоггер alkopona , пишущий о Санкт-Петербурге, побывал в этом фантастическом месте.

Конечно, макет не точный - если уменьшить площадь нашей страны в 87 раз, то получится территория чуть меньше Белоруссии, но намного больше Греции. Макет же занимает всего 800 квадратных метров, так что на нём представлены собирательные образы регионов. Но результат всё равно поражает воображение.

Кропотливая работы целой команды мастеров заняла четыре года. Одно только это поле из подсолнухов клеили почти четыре месяца. В нем 39 260 подсолнухов! Причем каждый - это самостоятельная модель.

Наконец, музей открылся - и произвёл настоящий фурор. Проработка деталей и сюжетов просто поразительная, но главная изюминка - макет не статичный. Всё шевелится, движется и живет собственной жизнью. Есть и интерактивная составляющая, которая позволяет вам вмешаться в жизнь нашей страны - качать нефть, задержать преступников или устроить пожар. Нажми на кнопку - сюжеты оживут.

Машины передвигаются самостоятельно! Это главное ноу-хау всего проекта. Ни у кого другого в мире такого нет. Разработана специальная собственная система, которая позволяет машинам распознавать преграды впереди и сзади, самостоятельно поворачивать, передвигаться, тормозить и обгонять. Бывают и аварии, что только добавляет реалистичности проекту. Ну и форс-мажорные ситуации - пыль, волос, капля.

Машинки покупаются, в основном, готовые. Инженеры музея их разбирают, наполняют, устанавливают программы и запускают на макет. Аналогично поступают и с поездами.

Естественно, за жизнью России следят. Необходимо чтобы все было в порядке, поезда ходили точно по расписанию, ночь наступала в установленное время, вовремя приезжали пожарные. Этим заняты специалисты пункта наблюдения и контроля.


Да-да, ночь! Наступает она каждые 15 минут и длится всего 2 минуты. За это время можно посмотреть на Россию при другом освещении. И это очень красиво!

Сюжеты придумывает целая команда. Они реалистичны и передают дух и настроение разных мест. Вот девушки спорят, кто виноват в аварии, на пляжах Сочи полно отдыхающих, а в Питере, как водится, пьют. А ещё в них много юмора - от улыбки удержаться невозможно.

Есть среди этих сюжетов и «пасхалки». Можно встретить ниндзя на корабле, моряка играющего в карты с пингвином, бэтмена, фрагменты из любимых фильмов. На основе этих сюрпризов, спрятанных на макете, здесь проводят квесты - нужно разгадать загадки и найти спрятанный сюжет! Так что скучно не будет ни вам, ни детям.


Пару лет назад к руководству музея обратились американцы с идеей построить макет мира в Нью-Йорке. Выступили с коммерческим предложением, все долго согласовывали и в итоге пришли к решению, что будет там макет России, но не 800, а всего 40 квадратных метров. Однокомнатная квартира. А на ней нужно было разместить всю нашу страну! Но с задачей героически справились, макет уже улетел в Америку и будет выставлен в апреле на постоянной экспозиции в Madison Square Garden. А пока – ещё несколько фотографий петербуржского музея.