Тематика евгения онегина. А

» (из статей 8, 9)

«Прежде всего, в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица. Историческое достоинство этой поэмы тем выше, что она была на Руси и первым и блистательным опытом в этом де. В ней Пушкин является не просто поэтом только, но и представителем впервые пробудившегося общественного самосознания — заслуга безмерная!

…Форма романов вроде «Онегина» создана Байроном… Байрон писал о Европе для Европы… эта личность… стремилась… к суду над его прошедшею и настоящею историею… Пушкин писал о России для России… он далек был от того, чтобы соблазниться создать что-нибудь в байроновском роде, пиша русский роман… И зато его «Онегин» — в высшей степени оригинальное и национально-русское произведение. Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова — «Горе от ума» — стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе. До этих двух произведений, как мы уже и заметили выше, русские поэты еще умели быть поэтами, воспевая чуждые русской действительности предметы, и почти не умели быть поэтами, принимаясь за изображение мира русской жизни…

…Вместе с «Онегиным» Пушкина его (Грибоедова) «Горе от ума» было первым образцом поэтического изображения русской действительности в обширном значении слова. В этом отношении оба эти произведения положили собою основание последующей литературе, были школою, из которой вышли и Лермонтов и Гоголь. Без «Онегина» был бы невозможен «Герой нашего времени », так же как без «Онегина» и «Горя от ума» Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины.

…Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи. Чтоб верно изображать какое-нибудь общество, надо сперва постигнуть его сущность, его особность, а этого нельзя иначе сделать, как узнав фактически и оценив философски ту сумму правил, которыми держится общество. У всякого народа две философии: одна ученая, книжная, торжественная и праздничная, другая — ежедневная, домашняя, обиходная. Часто обе эти философии находятся более или менее в близком соотношении друг к другу, и кто хочет изображать общество, тому надо познакомиться с обеими, но последнюю особенно необходимо изучить… И вот глубокое знание этой-то обиходной философии и сделало «Онегина» и «Горе от ума» произведениями оригинальными и чисто русскими.

К числу великих заслуг Пушкина принадлежит и то, что он вывел из моды и чудовищ порока и героев добродетели, рисуя вместо их просто людей.

В двадцатых годах текущего столетия русская литература от подражательности устремилась к самобытности: явился Пушкин. Он любил сословие, в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества и к которому принадлежал сам, и в «Онегине» он решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с ним и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху, то есть в двадцатых годах текущего столетия».

Характеристика Онегина

«Поэт очень хорошо сделал, выбрав себе героя из высшего круга общества. Онегин — отнюдь не вельможа, Онегин — светский человек…

…Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека! Это мало, многие добродушно верили и верят, что сам поэт хотел изобразить Онегина холодным эгоистом. Это уже значит — имея глаза, ничего не видеть. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям… Онегин не был ни холоден, ни сух, ни черств… в душе его жила поэзия… вообще он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей. Невольная преданность мечтам, чувствительность и беспечность при созерцании красот природы и при воспоминании о романах и любви прежних лет — все это говорит больше о чувстве и поэзии, нежели о холодности и сухости. Дело только в том, что Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что человек с озлобленным умом бывает недоволен не только людьми, но и самим собою. Дюжинные люди всегда довольны собою, а если им везет, то и всеми. Жизнь не обманывает глупцов; напротив, она все дает им, благо немногого просят они от нее — корма, пойла, тепла…

Онегин — добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность… В душе его еще тлелась искра надежды — воскреснуть и освежиться в тиши уединения, на лоне природы, но он скоро увидел, что перемена мест не изменяет сущности некоторых неотразимых и не от нашей воли зависящих обстоятельств… Онегин — страдающий эгоист… Его можно назвать эгоистом поневоле…

Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтоб не захотеть больше ничего знать…»

Характеристика Ленского и Ольги

«В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Тогда это было совершенно новое явление, и люди такого рода тогда действительно начали появляться в русском обществе.

Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Нет нужды говорить, что это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, чистая душа и благородная. Но в то же время «он сердцем милый был невежда», вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее. Действительность на него не имела влияния: его радости и печали были созданием его фантазии. Он полюбил Ольгу, — и что ему была за нужда, что она не понимала его, что, вышедши замуж, она сделалась бы вторым, исправленным изданием своей маменьки, что ей все равно было выйти — и за поэта, товарища ее детских игр, и за довольного собою и своею лошадью улана? Ленский украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых у ней не было и о которых она и не заботилась… Ленский видел в ней фею, сильфиду, романтическую мечту, нимало не подозревая будущей барыни. В простом желании Онегина подшутить над ним он увидел и измену, и обольщение, и кровавую обиду. Результатом всего этого была его смерть, заранее воспетая им в туманно-романтических стихах…

Люди, подобные Ленскому, при всех их неоспоримых достоинствах, нехороши тем, что они или перерождаются в совершенных филистеров, или …делаются этими устарелыми мистиками и мечтателями, которые так же неприятны, как и старые идеальные девы, и которые больше враги всякого прогресса, нежели люди просто, без претензий, пошлые. …Становя себя центром мира, они спокойно смотрят на все, что делается в мире, и твердят о том, что счастие внутри нас, что должно стремиться душою в надзвездную сторону мечтаний и не думать о суетах этой земли, где есть и голод, и нужда… Ленские не перевелись и теперь; они только переродились. В них уже не осталось ничего, что так обаятельно прекрасно было в Ленском… в них только претензии на великость и страсть марать бумагу. Все они поэты, и стихотворный балласт в журналах доставляется одними ими. Словом, это теперь самые несносные, самые пустые и пошлые люди.

…Ольга — существо простое, непосредственное, которое никогда ни о чем не рассуждало, ни о чем не спрашивало, которому все было ясно и понятно по привычке и которое все зависело от привычки. Она очень плакала о смерти Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время».

Характеристика Татьяны

«Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину…

Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения. Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же; портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, впоследствии является только развившимся, но не изменившимся.

…Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины — ровное, светлое пламя; в противном случае — упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям… но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство. И все это без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур.

Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков с страстию к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал, и только разве тяжкое горе жизни могло потом разбудить его, да и то для того, чтоб сдержать страсть и подчинить ее расчету благоразумной морали… Дикое растение, вполне предоставленное самому себе, Татьяна создала себе свою собственную жизнь, в пустоте которой тем мятежнее горел пожиравший ее внутренний огонь, что ее ум ничем не был занят.

Без книги она была бы совершенно немым существом, и ее пылающий и сохнущий язык не обрел бы ни одного живого, страстного слова, которым бы могла она облегчить себя от давящей полноты чувства. И хотя непосредственным источником ее страсти к Онегину была ее страстная натура, ее переполнившаяся жажда сочувствия, — все же началась она несколько идеально. Татьяна не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого-нибудь из известных ей мужчин: она так хорошо их знала, и они так мало представляли пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению… И вдруг является Онегин. Он весь окружен тайною, его аристократизм, его светскость, неоспоримое превосходство над всем этим спокойным и пошЛым миром, среди которого он явился таким метеором, его равнодушие ко всему, странность жизни — все это произвело таинственные слухи/ которые не могли не действовать на фантазию Татьяны, не могли не расположить, не подготовить ее к решительному эффекту первого свидания с Онегиным. И она увидела его, и он предстал перед нею, молодой, красивый, ловкий, блестящий, равнодушный, скучающий, загадочный, непостижимый, весь неразрешимая тайна для ее неразвитого ума, весь обольщение для ее дикой фантазии… Есть женщины, которых внимание мужчина может возбудить к себе только равнодушием, холодностью и скептицизмом, как признаками огромных требований на жизнь или как результатом мятежно и полно пережитой жизни; бедная Татьяна была из числа таких женщин…

…Объяснение Онегина с Татьяною в ответ на ее письмо. Как подействовало на нее это объяснение, — понятно: все надежды бедной девушки рушились, и она еще глубже затворилась в себе для внешнего мира.

Итак, в Татьяне, наконец, совершился акт сознания (после посещения дома Онегина): ум ее проснулся. Она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви. Но поняла ли она, в чем именно состоят эти другие интересы и страдания, и если поняла, послужило ли это ей к облегчению ее собственных страданий? Конечно, поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге. И потому книжное знакомство с этим новым миром скорбей если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление: оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнью сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещение дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина.

Теперь перейдем прямо к объяснению Татьяны с Онегиным. В этом объяснении все существо Татьяны выразилось вполне. В этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитою обществом, все: и пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота и святость наивных движений благородной натуры, и резонерство, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которою замаскирована рабская боязнь общественного мнения, и хитрые силлогизмы ума, светскою моралью парализовавшего великодушные движения сердца…

Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете — его мнение всегда будет ее идолом, и страх его суда всегда будет ее добродетелью…

…Татьяна — тип русской женщины… Восторженные идеалисты, изучившие жизнь и женщину по повестям Марлинского, требуют от необыкновенной женщины презрения к общественному мнению. Это ложь: женщина не может презирать общественного мнения, но может им жертвовать скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому, высшему закону — закону своей натуры, а ее натура — любовь и самоотвержение…»

«Итак, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какою истиною, с какою верностию, как полно и художественно изобразил он его! Мы не говорим о множестве вставочных портретов и силуэтов, вошедших в его поэму и довершающих собою картину русского общества, высшего и среднего; не говорим о картинах сельских балов и столичных раутов, — все это так известно нашей публике и так давно оценено ею по достоинству… Заметим одно: личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною, но в то же время по преимуществу артистическою. Вез де видите вы в нем человека, душою и телом принадлежащего к основному принципу, составляющему сущность изображаемого им класса; короче, везде видите русского помещика… Он нападает в этом классе на все, "что противоречит гуманности, но принцип класса для него — вечная истина… И потому в самой сатире его так много любви, самое отрицание его так часто похоже на одобрение и на любование… Вспомните описание семейства Лариных во второй главе и особенно портрет самого Ларина… Это было причиною, что в «Онегине» многое устарело теперь. Но без этого, может быть, и не вышло бы из «Онегина» такой полной и подробной поэмы русской жизни, такого определенного фактора для отрицания мысли, в самом же этом обществе так быстро развивающейся…

«Онегин» писан был в продолжение нескольких лет, — и потому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава поэмы была интереснее и зрелее. Но последние две главы резко отделяются от первых шести: они явно принадлежат уже к высшей, зрелой эпохе художественного развития поэта. О красоте отдельных мест нельзя наговориться довольно, притом же их так много! К лучшим принадлежат ночная сцена между Татьяною и нянею, дуэль Онегина с Ленским и весь конец шестой главы. В последних двух главах мы и не знаем, что хвалить особенно, потому что в них все превосходно; но первая половина седьмой главы (описание весны, воспоминание о Ленском, посещение Татьяною дома Онегина) как-то особенно выдается из всего глубокостию грустного чувства и дивно-прекрас- ными стихами… Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такой любящею, такой гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с таким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на современную ей и на последующую русскую литературу? А ее влияние на нравы общества? Она была актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него!.. Этот шаг был богатырским размахом, и после него стояние на одном месте сделалось уже невозможным… Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина» — как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…»

Тема любви в романе "Евгений Онегин" заставляет задуматься даже самого искушенного читателя. Благодаря ей произведение не теряет актуальность и интерес для ценителей из самых разных аудиторий.

В нашей статье вы сможете увидеть краткий анализ данной темы, несколько точек зрения по поводу анализа и трактовки, а также сочинение.

О романе

В свое время произведение стало настоящим прорывом в словесном искусстве в целом и поэзии в частности. А тема любви в романе «Евгений Онегин» - предмет и для восхищения, и для дискуссий.

Неоднозначность подачи, особая форма "романа в стихах" тоже была в новинку даже искушенному читателю. Титул "энциклопедии русской жизни" был получен им по праву - настолько точно, четко была изображена атмосфера обитания дворянства девятнадцатого века. Описание быта и балов, одежды и внешнего вида героев удивляет точностью и тонкостью деталей. Создается впечатление перенесения в ту эпоху, что помогает лучше, тоньше понять автора.

О теме любви в произведениях Пушкина

Любовь пронизывает лирику Пушкина и его "Повести Белкина"», а рассказ "Метель", входящий в состав их, можно назвать настоящим манифестом той мистической, сильной любви, что творит чудеса.

Тема любви в романе Пушкина "Евгений Онегин" вмещает множество проблемных вопросов: супружеской верности, ответственности и страха быть ответственным. В ракурсе данных подтем любовная тема обрастает особыми деталями, развивается уже не в плане личных отношений, но намного шире. Проблемные вопросы на фоне заглавной темы заставляют задуматься, и, несмотря на то, что автор не дает четкие ответы на них прямо, мы прекрасно понимаем, что именно он хочет сказать.

"Евгений Онегин". Тема любви в романе. Анализ

Любовь в романе показана в двух вариантах: первая, искренняя Татьяны. Вторая, возможно, последняя, страстная - Евгения. Чувства открытой, природной любви девушки вначале произведения совершенно контрастируют с усталым от любовных игр в Петербурге, холодным сердцем Евгения. Он настолько разочарован во всем, что желает уединиться и отдохнуть от переживаний, показных страданий дам и своей тоски "лишнего человека". Он настолько утомлен и искушен в сердечных делах, что не ждет от них больше ничего хорошего. Ему невдомек, что Татьяна не играет, ее письмо - не дань моде и романтическим книжкам, а искреннее выражение настоящих чувств. Он поймет это позже, когда во второй раз встретит девушку. В этом и загадка произведения "Евгений Онегин".Тема любви в романе кратко, но емко поднимает важные и нужные сопутствующие темы, о том, что же такое любовь и существует ли она. На примере Евгения мы убеждаемся, что существует, и убежать от нее невозможно. Любовь и судьба в данном контексте у Пушкина пересекаются, возможно, даже становятся тождественными друг другу. От этого произведение приобретает особую атмосферу мистицизма, рока, загадки. Все в совокупности делает роман безумно интересным, интеллектуальным и философским.

Особенности раскрытия темы любви у Пушкина

Отличительные черты темы обусловлены как жанром, так и структурой произведения.

Два плана, два внутренних мира главных героев имеют много общего, но много и отличий, чем и обусловлено понимание самого сильного из чувств.

Тема любви в романе "Евгений Онегин" разворачивается на примере главных персонажей произведеня.

Татьяна - дочь деревенского помещика, она выросла в уютном тихом поместье. Приезд Евгения всколыхнул и поднял с потаенных глубин бурю чувств, с которыми совладать девушке оказалось не под силу. Она открывает свое сердце возлюбленному. Девушка симпатична (как минимум) Евгению, однако он настолько боится ответственности и несвободы брака, что отталкивает ее почти мгновенно. Его холодность и выдержка ранит Татьяну еще больше, чем сам отказ. Назидательные нотки разговора "на прощание" становятся заключительным ударом, убившем в девушке все ее стремления и запретные чувства.

Развитие действия

Через три года герои встретятся снова. И тут уж чувства завладеют Евгением. Он увидит уже не деревенскую наивную девушку, а светскую даму, холодную, держащую себя в руках так естественно и натурально.

Тема любви в романе "Евгений Онегин" приобретает совершенно иные черты, когда герои меняются местами. Теперь уже очередь Евгения писать письма без ответа и тщетно надеяться на взаимность. Тем более тяжко ему понимать, что эта прекрасная в своей сдержанности дама стала такой благодаря именно ему. Своей же рукой он уничтожил чувства девушки и теперь желает вернуть их, да поздно.

План-схема сочинения

Прежде чем мы перейдем к сочинению, предлагаем составить краткий план. Роман - очень неоднозначно трактует тему любви, каждый способен по-своему определить и понять ее. Мы же выберем простую схему, с помощью которой выразить свои умозаключения будет проще. Итак, план сочинения:

  • Введение.
  • Герои в начале произведения.
  • Перемены, произошедшие с ними.
  • Заключение.

После работы над планом мы предлагаем вам ознакомиться с результатом.

Тема любви в романе "Евгений Онегин". Сочинение

Во многих сюжетах А. С. Пушкина так называемые "вечные темы" раскрываются одновременно через призму восприятия нескольких героев. К таким относиться и тема любви в романе "Евгений Онегин". Проблема понимания чувств трактуется с точки зрения самого критика. В сочинении мы попробуем рассказать об этом чувстве так, как его воспринимали сами герои.

Герои в начале романа - совершенно разные люди. Евгений - городской сердцеед, который не знает, чем развлечь себя, чтобы спастись от скуки. Татьяна - искренняя, мечтательная, чистая душа. Ее первое чувство для нее - отнюдь не развлечение. Она живет, дышит им, поэтому совершенно не удивляет, как такая скромная девушка, "как лань пуглива", внезапно идет на такой смелый шаг, как У Евгения тоже есть чувства к девушке, но он не желает потерять свою свободу, которая, впрочем, совсем не приносит ему радости.

В ходе развития сюжета между героями происходит много драматических событий. Это и холодный ответ Евгения, и трагическая гибель Ленского, и переезд и замужество Татьяны.

По истечении трех лет герои встречаются снова. Они очень изменились. Вместо пугливой, закрытой мечтательной девушки теперь - рассудительная, знающая себе цену светская дама. А Евгений, как оказалось, теперь умеет любить, писать письма без ответа и мечтать о единственном взгляде, прикосновении той, что когда-то вручала в его руки свое сердце. Время изменило их. Оно не убило любовь в Татьяне, но научило ее держать под замком свои чувства. А что ж до Евгения, то он, возможно, впервые понял, что такое любить.

В заключение

Финал произведения не зря открыт. Автор подсказывает нам, что главное он уже показал. Любовь на мгновение соединила героев, она сделала их близкими в своих чувствах и страданиях. Именно она - главное в романе. Неважно, через какие тернистые пути шли к ней герои, главное - они поняли ее суть.

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. Собы-тия 14 декабря 1825 года круто повернули историю страны, направили ее в иное рус-ло. Произошла смена эпох: работа над ро-маном была начата еще при Александре I, а продолжена и закончена в царствование Николая I, когда в обществе все нравствен-ные ориентиры резко изменились.

Прежде чем начать анализировать роман, необходимо отчетливо уяснить особеннос-ти жанра этого произведения. Жанр «Евге-ния Онегина» — лиро-эпический. Следова-тельно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой — рас-сказчик). Лирический сюжет в романе до-минирует, так как все события реальной жизни и романного бытия героев препод-носятся читателю сквозь призму авторско-го восприятия, авторской оценки.

Проблемы цели и смысла жизни — ключе-вые, центральные в романе, ведь в пере-ломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского вос-стания, в сознании людей происходит кар-динальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художни-ка — указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Луч-шие люди пушкинского, то есть декабрист-ского, поколения как бы «выходят из игры»: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых усло-виях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение, то, кото-рое Лермонтов назовет «толпой угрюмою и скоро позабытой», изначально «поставле-но на колени». В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в ро-мане течет так, что мы видим героев в ди-намике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах пере-живают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в ми-ре, назначение своего существования.

Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэто-му проявление сути человека в выборе воз-любленного, в характере чувства — важ-нейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступ-ления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свой-ственному «ветреной младости»), и к ис-тинному глубокому преклонению перед возлюбленной.

В домашней жизни зрим один

Ряд утомительных картин...

Супруг воспринимается как объект для насмешек:

...рогоносец величавый,

Всегда довольный сам собой,

Своим обедом и женой.

Но необходимо обратить внимание на противостояние этих стихов и строк «От-рывков из путешествия Онегина»:

Мой идеал теперь — хозяйка,

Мои желания — покой...

То, что в юности казалось признаком огра-ниченности, духовной и умственной скуднос-ти, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в ко-ем случае нельзя заподозрить автора в хан-жестве: речь идет о возмужании, о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел.

Ведь и трагедия главных героев проистека-ет из неумения Онегина «вовремя созреть», из-за преждевременной старости души:

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.

Любовь для автора и для его героини Та-тьяны Лариной — огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского — необхо-димый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальнос-ти Ольгу, в которой слились все типичные черты героини сентиментальных романов. Для Онегина любовь — «наука страсти неж-ной». Истинное чувство познает он к концу романа, когда придет опыт страданий.

Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом фор-мируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор оценивает неоднозначно. 1-я глава дает резко сатирическое изображение све-та. Трагическая 6-я глава заканчивается ли-рическим отступлением: размышления ав-тора о возрастном рубеже, который он го-товится перешагнуть. И он призывает «младое вдохновенье» спасти душу поэта от гибели, не дать

...окаменеть

В мертвящем упоенье света,

В сем омуте, где с вами я

Купаюсь, милые друзья!

Общество неоднородно. От самого чело-века зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или луч-ших представителей света.

Образ «милых друзей», окружающих че-ловека в «мертвящем» «омуте света», появ-ляется в романе не случайно. Как карикату-рой на настоящую любовь стала «наука страсти нежной», так карикатурой на истинную дружбу — светское приятельство. «От делать нечего друзья» — таков приговор ав-тора. Дружба без глубокой духовной общ-ности — лишь временный пустой союз. Не-возможна полноценная жизнь без бескоры-стной самоотдачи в дружбе — потому так страшны автору эти «светские» дружбы. Для автора неумение дружить — страшный признак моральной деградации современ-ного общества.

Сам автор обретает смысл жизни в ис-полнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышления-ми об искусстве. Образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не па-шет и не сеет. У него нет потребности в ра-боте. И образование Онегина, и его по-пытки погрузиться в чтение, и его усилие писать («зевая, за перо взялся») автор воспринимает иронически: «Упорный труд ему был тошен».

Особенно важна в «Евгении Онегине» проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина — не любовная героиня, это герои-ня совести. Появившись на страницах ро-мана 17-летней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга — превыше всего. Ольга, не-веста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: «младой улан ее пленил». Для Тать-яны смерть Ленского — трагедия. Она про-клинает себя за то, что продолжает любить Онегина: «Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего». Обостренное чувст-во долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Та-тьяны — высший нравственный выбор, смысл жизни для нее — в соответствии высшим моральным критериям.

Кульминационный момент сюжета — 6-я глава, дуэль Онегина и Ленского. Цен-ность жизни проверяется смертью. Траги-ческую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставле-ние его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяна. Для Онегина понятие «светской чести» оказывается значительнее нравст-венного долга — и он платит страшную цену за допущенное смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им товарища.

Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьба ре-альнее, — важно, что никакой не будет, ведь Ленский убит. Для света, не ведающе-го истинного смысла жизни, сама челове-ческая жизнь — ничто.

Роман «Евгений Онегин» является ключевым произведением в контексте литературы и культуры. Соединение нескольких направлений, необычная форма изложения и наличие автора в качестве персонажа произведения делает роман необычным и привлекательным.

Жанр произведения

Александр Сергеевич Пушкин сам дал определение жанра своего произведения. По его мнению, это роман в стихах, привязанный к лиро-эпосу. В то время как вопросов к определению «Онегина» как романа не возникало – несколько сюжетных линий, продолжительность действия, определенное количество героев, то вопрос о лиро-эпической принадлежности вызывал сомнения. Развеял их сам Пушкин. Свою позицию на этот счет он объяснил так: в романе лирическое начало занимают размышления автора и разнообразные лирические отступления, а эпическое представлено развитием событий, связанных с любовной линией героев.

Потребность в выборе формы произведения, по мнению исследователей, также закономерна и предсказуема. Пушкин сам неоднократно упоминал о том, что в его время русская проза была фактически неразвита, так как русский язык у аристократов, как, впрочем, и у писателей, в большинстве случаев был не востребован, поэтому вопрос о развитии языка и обретении им специфических форм и оборотов, позволяющих широко осветить мысль, был абсурдным. В противовес этому, стихотворная форма была популярна и обрела определенную лингвистическую базу.

Структура «Евгения Онегина»

Роман Пушкина состоит из 10 глав. Однако в самом романе невозможно отыскать все 10 глав. На это есть вполне объективные причины. Первые семь глав не вызывают особых трудностей и недоразумений – предположительно они все соответствуют первоначальному замыслу автора (этот постулат не может быть абсолютной уверенностью, так как некоторые части, как, например, 6-я глава не дошли до нас в виде рукописи). Восьмая же глава «Евгения Онегина» должна была повествовать о путешествии главного герое после дуэли с Ленским, и описывать Одесу и окрестные населенные пункты. Некоторые фрагменты этой главы были опубликованы в «Московском вестнике», однако позже Пушкин отказался от ее размещения в романе. Место 8-ой главы заняла 9-я, которая по замыслу Пушкина должна была стать последней главой. В этой главе идет речь о встрече Онегина и Татьяны после поездки Евгения.

Спустя некоторое время, после публикации романа Пушкин решил написать продолжение. До нас дошли фрагменты 10-ой главы. Незаконченность главы и зашифровка ее текста значительно затруднили заботу исследователей творчества Пушкина. По мнению литературоведов, в 10 главе Пушкин планировал рассказать о поездке Онегина после встречи с Татьяной в Москве и его смерти. Эта глава должна была поставить окончательную точку в его романе, но осуществить свой замысел Пушкин не успел.

Герои романа

Как и любой другой роман, произведение Пушкина имеет широкую систему образов, которые можно распределить на две категории – главные и второстепенные.

Главные герои романа

Главными героями романа Пушкина «Евгений Онегин» являются всего два персонажа – Евгений Онегин и Татьяна Ларина.

Евгений Онегин

Евгений Онегин – молодой аристократ по происхождению (на момент повествования, ему около 26 лет). Он не состоит на какой-либо службе. Онегин все свое время посвящает светской жизни. Последнее время такой образ жизни вызывает у него отвращение, но по привычке Онегин все также следует привычному ритму жизни.

Татьяна Ларина

Татьяна Ларина – аристократка по происхождению, это девушка, которая заметно выделяется в обществе и внешностью (ее красота отлична от канонов аристократического общества), и любимыми занятиями (Ларина не занимается рукоделием, не умеет жеманничать). Татьяна мечтает стать героиней любовного романа, но ее мечты грубо разбиваются о невзаимность и порядки общества.

Второстепенные герои романа

К второстепенным героям романа относятся Ольга Ларина, Владимир Ленский, Полина Ларина, Фильпьевна, Зарецкий, княжна Алина, князь N.

Ольга Ларина

Ольга Ларина приходится главной героине романа родной сестрой. Однако она совсем не похожа на свою старшую сестру – Ольга классический пример аристократки того времени. Девушка обладает внешними данными, которые являются эталоном и примером для подражания, она обожает светскую жизнь, да и в целом это ветреная особа, жеманная кокетка.

Владимир Ленский

Владимир Ленский – сосед Онегина и Лариных. Молодой человек влюблен в Ольгу и собирается жениться на девушке. Он вспыльчив и очень ревнив. Владимир не умеет сдерживать свои эмоции, а также здраво мыслить в моменты эмоционального напряжения.

Полина Ларина

Полина Ларина – мать Татьяны и Ольги. Женщину принудительно выдали замуж за Дмитрия Ларина. Со временем она смогла полюбить своего мужа и прожить счастливо с ним в браке.

Филипьевна

Филипьевна – няня Татьяны Лариной. Это милая и добрая старушка, которая знает множество необычных и таинственных историй.
Зарецкий

Зарецкий приходится Владимиру Ленскому другом и соседом. Он присутствует на дуэли Владимира и Евгения, а затем увозит тело умершего Ленского в родовое имение.

Княжна Алина

Княжна Алина – сестра Полины Лариной. Женщина не смогла в своей время выйти замуж и осталась старой девой. Она приютила у себя Татьяну и Полину Лариных, во время ярмарки невест.

Князь N

Муж Татьяны Лариной. Военный генерал. Судя по всему вполне добродетельный человек.

Сюжет

Евгений Онегин – сирота, его отец в наследство сыну оставил только кучу долгов, поэтому кредиторы охотно требовали возвращения денег с сына. Проблему Онегина решает болезнь и возможность преждевременной кончины дяди – как единственный наследник, Онегин получает в наследство имение дяди. Это позволило расплатиться с кредиторами и остаться с имением. Онегин не состоит на службе – вся его жизнь посвящена светской жизни. Что правда Евгений не получает удовольствие от этого – балы, театры, женщины – это все вызывает у него отвращение, поэтому Онегин полагает большие надежды на переезд в деревню – он думает, что сможет здесь отдохнуть от этого всего и найти умиротворение.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в поэме А. С. Пушкина “Евгений Онегин”.

В деревне Евгений знакомится со своими соседями – Владимиром Ленским и сестрами Лариными. Несмотря на то, что Владимир и Евгений совершенно разные и в плане темперамента и в плане взглядов на жизнь, люди, они все же находят способ заинтересовать друг друга во время общения.

Между молодыми людьми завязывается дружба. Владимир Ленский давно влюблен в младшую Ларину – Ольгу. Молодой человек давно пленен девушкой и даже сделал ей предложение. Онегин крайне удивлен таким поступком Ленского – ему кажется немыслимым, что такой интересный и умный человек в жены выбрал Ольгу, в то время как ее сестра Татьяна намного интереснее как личность. Однако разубедить в такой сомнительной позиции по поводу выбора жены Онегин Ленского не пытается. Евгений воспринимает происходящее как факт, не вмешиваясь в процесс. В это время Татьяна Ларина влюбляется в Евгения. Девушка пишет Онегину письмо, в котором рассказывает о своих чувствах – Евгений сохраняет факт написания этого письма в тайне, но взаимностью девушке не отвечает.

На именинах Татьяны, куда Онегин попал по прихоти Ленского, Евгений решает наказать Владимира за то, что он притащил его к Лариным – он кокетничает с Ольгой, что возмущает Владимира. Ленский вызывает Онегина на дуэль. На дуэли Владимир погибает, а Онегин, после этого события уезжает в путешествие. Вернувшись в Москву, Онегин наносит визит своему родственнику и узнает, что Татьяна стала его женой. Евгений осознает, что влюблен в Татьяну, но теперь их отношения невозможны – женщина хоть и не любит мужа, но изменять ему не будет. Роман заканчивается сценой объяснений в чувствах Онегина и Лариной – Евгений слишком поздно осознал, что любит Татьяну и это спровоцировало трагедию в их жизни.

Композиция

Анализ композиции романа Пушкина «Евгений Онегин» осложняется наличием двух сюжетных линий. В связи с этим происходит смещение некоторых композиционных элементов.
Первая глава романа является экспозицией и для первой линии, и для второй. Здесь мы знакомимся с главным героем и его привычками.

Предлагаем ознакомиться с Александра Сергеевича Пушкина.

Вторая глава является завязкой для первой сюжетной линии – «Онегин-Ленский». В этой главе Евгений впервые видит Ленского, между молодыми людьми складываются дружеские взаимоотношения.
Третья глава является завязкой для второй сюжетной линии – «Онегин- Ларина». Евгений впервые попадает в дом Лариных и знакомится с Татьяной и ее семьей.

Четвертая и пятая главы закономерно представлены в качестве развития действия – череда событий обрисовывает общую ситуацию вокруг личности главного героя, обличает его сущность.



Шестая глава является кульминацией и в то же время развязкой для сюжетной линии «Онегин-Ленский»: в этой главе происходит ссора Владимира с Евгением, дуэль и, как ее результат, смерть Владимира.
Седьмая глава в сюжетной линии «Онегин-Ларина» является продолжением развития действия – после отъезда Онегина, Татьяна открывает новые, до тех пор неведомые ей качества Онегина.
Восьмая глава – кульминация и развязка в рамках сюжетной линии «Онегина-Ларина».

Темы

Тема лишнего человека

В рамках литературы Евгений Онегин является классическим примером лишнего человека – это личность в искусстве, которая «опережает» свое время. Именно поэтому и жизненная позиция Онегина и его уныние, и разочарование не понятны всем окружающим. Высшее общество воссоздало ошибочную позицию по поводу смысла жизни у сути аристократов – фактически, можно сказать, что именно это и спровоцировано апатию Онегина.

Тема любви

Тема любви, по сути, является второй по значимости в романе. Любовь в жизни людей является одним из самым сильных чувств, поэтому не удивительно, что Пушкин также уделяет этой теме много внимания. В «Евгении Онегине» эта тема имеет воплощение в двух ипостасях – Онегин и Татьяна и Владимир и Ольга.

И в первой, и во второй паре присутствует элемент истиной, бескорыстной любви. В случае в Онегиным и Татьяной ее представляет Татьяна, которая любит Евгения, несмотря на все его негативные качества. В случае Ленский – Ольга таким человеком является Владимир.

Тема дружбы и преданности

Эта тема, подобно теме любви освещается двояко: Владимир Ленский искренне верит в дружбу и преданность. Евгений Онегин, напротив, считает, что истинная дружба, как и истинная любовь – сущая выдумка. Евгений эгоистично занят своими чувствами и мыслями, ему нет дела до чувств других людей. Он не ценит людей и не испытывает привязанности к ним – Онегин с легкостью «прощается» с людьми. Ольга Ларина в этой позиции является схожем с Евгением персонажем – девушка, которая с трепетом ждала своей свадьбы с Ленским, легко забывает возлюбленного и выходит замуж за другого человека.

Тема воспитания и способа жизни

Пушкин на страницах романа обличает традиционные принципы воспитания и их результаты. Основные положения в жизни аристократов, типичное поведение людей этой категории. Автор размышляет о необходимости некоторых принятых в обществе позиций и их абсурдности.

Проблемы

Влияние общества на личность

Пушкин утверждает, что в жизни человека действуют определенные стереотипы и правила.


Очень часто люди в своих действиях руководствуются именно ими, так как боятся осуждения, или же бездумно живут по принципу «так принято». Очень часто при этом человек чувствует себя некомфортно, он понимает, что эта система не позволяет ему обрести счастье, но отступить от стереотипов не решается.

Проблема счастья

Каждый человек стремиться к счастью. Раскрывая эту проблему в романе, Пушкин наталкивает читателя на мысль, что проблема счастья заключает в себе много составляющих – этического, политического, религиозного характера и прочее. Только в том случае, если человек испытывает гармонию во всех ипостасях, он сможет обрести истинное счастье.

Суть жизни

Этот вопрос является философским, как в общесоциальном плане, так и в романе Пушкина. На примере жизненного пути Онегина Пушкин пытается разобраться, что делает нашу жизнь бесполезной. Есть ли в мире такие занятия и дела, которые бы не просто развлекали нас, а были бы полезными и целесообразными.

Байроническое уныние

Эта проблема очень тесно связана с предыдущей. Очень часто в жизни мы испытываем неудовлетворенность, как кажется на ровном месте (Онегин богат, знатен, красив – у него есть все, чтобы быть счастливым, но в результате он глубоко несчастен). Каковы причины такой неудовлетворенности и возможно ли от нее избавиться – вот что занимает Пушкина.

Личность и эгоизм

В то время как общество стремиться воспитать людей индивидуалистов, оно тут же воспитывает эгоистов, которые равнодушны к жизни и к чувствам других людей. Они готовы пожертвовать всем, из-за сущего пустяка или скуки, при этом эти жертвы не носят обоснованный характер – их можно было с легкостью избежать.

Идея романа

Идеей «Евгения Онегина» является описание современного Пушкину способа жизни аристократии в контексте предреволюционного времени. Исходя из этой позиции, роман обретает важное историческое и социальное значение.

Выделяющаяся из толпы Татьяна Ларина, вынуждена была смириться с порядками и скрыть свою истинную суть. Александр Сергеевич в романе показывает, что общество пытается положить на прокрустово ложе всех, кто хоть как-то выделяется из общей массы. В результате социум теряет необычные личности, которые бы могли активно развивать окружающую среду и систему взаимоотношений.

Направление в литературе

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» необычен не только своей формой и проблемами, но и своей направленностью в литературе. Именно это произведение олицетворяет переход от романтизма к реализму. Логично, что такой переход осуществлялся плавно, а значит, в произведении Пушкина возможно отыскать как черты романтизма, так и черты реализма.

Первые главы романа ярко обозначены романтизмом – это отображается в описании образа Татьяны, ее манере изложения информации и образах, используемых в письме к Евгению.

Да и сам образ Евгения в первой половине романа сугубо романтичный и сродный с байроническими образами Чайльд Гарольда и Дон Жуана. Затем Пушкин начинает использовать реалистическую манеру написания. Вряд ли автор специально планировал такой переход, вполне вероятно, что это осуществилось исторически – роман писался почти 7 с половиной лет, поэтому переход от романтизма к реализму был обусловлен реальными историческими событиями и новыми позициями в обществе. В последних главах Пушкин добавляет прагматики, которая бы была вполне закономерна для реализма, но на фоне романтического начала выглядит трагично и брутально.

Влияние на дальнейшее развитие литературы

Роман Пушкина, как, впрочем, и все его произведения, имели существенное влияние на развитие литературы. Фактически этот роман, несмотря на то, что он был написан в стихах, стал катализатором для развития прозы. Однако на этом парадоксы не закончились – чем больше стало выходить романов в прозе, чем меньшее значение придавали современники значение работе Пушкина.

Пушкин проявил новаторство в создании образов главных героев. Евгений Онегин стал первым образом «лишнего человека» – персонажа, который имел существенное отличие от классического байронического персонажа, но был также наделен чувством неудовлетворенности миром.

Образ Татьяны Лариной по своей сути является также новаторским – впервые в литературе читателю был предоставлен женский образ, наделенный «мужскими» чертами характера наряду с традиционно женскими.

Таким образом, Александру Сергеевичу Пушкину удалось создать неповторимый и уникальный роман. Описанные события в нем заставили задуматься об истинности человеческой жизни и спровоцировали появление нового вида людей, готовых изменять окружающую среду в сторону лояльности и гуманности. В области литературоведения и искусства это произведение также имело существенное влияние – оно стало толчком для развития нетипичных образов.

Анализ романа “Евгений Онегин” Пушкина: суть, смысл и идея произведения

5 (100%) 1 vote

Русская реальность 20-х годов XIX века предстает перед читателем в романе великого поэта действительности Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". Это произведение имеет очень большое значение в мировой литературе. Автор смог в нем соединить воедино романтизм и реализм, юмор и элегию, правду и мечту. Прекрасные стихи соединились с лирическими отступлениями и передали удивительные картины русского национального бытия. Пушкин тонко описывает городскую действительность Москвы и Петербурга, деревенский быт, времена года. Энциклопедией русской жизни назвал великий критик Белинский роман "Евгений Онегин". Анализ произведения продемонстрирует вам его значимость и грандиозность.

Как создавался роман?

Анализ "Евгения Онегина" Пушкина доказывает, что роман создавался на протяжении нескольких периодов творчества поэта. Сам гений говорил, что работа над книгой длилась чуть более 7 лет. Роман публиковался частями по мере написания, а в 1833 году появилось полное издание. Пушкин все время до этого вносил какие-то поправки в текст. В итоге у мастера получился шедевр, состоящий из 8 песен, или частей, и приложения "Отрывки из путешествия Онегина". Пушкиным была написана еще одна глава, но так как она содержала некоторые опасные политические намеки, связанные с декабризмом, автору пришлось ее сжечь. Начинал работу над книгой поэт, находясь в ссылке на юге (в Одессе), закончил работу в деревне Болдино.

Направленность и жанровое своеобразие произведения

"Евгений Онегин" является реалистическим романом с социально-психологическим направлением. Написан он в стихотворной форме. Подобного произведения в русской литературе того времени еще не было. Александр Сергеевич отступил от романтических канонов и придал своему творению больше реалистичности.

Что же хотел показать в своей книге А.С. Пушкин? Читатель видит молодого человека, Евгения Онегина, типичного героя того времени. Рядом с ним поэт рисует еще несколько образов, их характеры, поведение, ситуации, в которые они попадают. Этим самым автор объясняет различные социальные проблемы. Формирование взглядов и характера героя происходило под воздействием различных событий в светском обществе. Детальное и тщательное описание поступков персонажей позволяет назвать роман социально-бытовым.

Любовная история произведения лишена привычной романтичности. Пушкин показывает взаимное чувство, которое героям приходится искоренить под воздействием внешних обстоятельств. Кроме мира героев произведения (Евгения, Татьяны, Ленского) в романе четко прослеживается мир автора - рассказчика, который отражается в лирических отступлениях. Это позволяет отнести произведение к лиро-эпическому роду.

Краткий анализ "Евгения Онегина" Пушкина

Шедевр Александра Сергеевича начинается обращением к читателю, где он характеризует свое произведения, называя его главы полусмешными, полупечальными, простонародными и идеальными. Познакомьтесь с сюжетом и кратким анализом "Евгения Онегина" по главам:


  • Именины . Ленский сделал Ольге предложение и готовится к свадьбе. Ленские приглашают Евгения на именины Татьяны. Перед этим девушка видит вещий сон, в котором Онегин убивает Ленского. Взволнованная Татьяна на вечере не знает, как вести себя перед Евгением. Тот заметил это растерянное поведение девушки и сердится на Ленского, который его туда привез. В знак мести Евгений ухаживает за Ольгой, а она кокетничает с ним. Ревнивый поэт вызывает Онегина сразиться на дуэли.
  • Поединок . Анализ 6 главы "Евгения Онегина" очень важен для общего понимания всего романа. Евгений осознает свой подлый поступок, но все же соглашается на поединок. Онегин стреляет первым и убивает Владимира. Погиб поэт, который мог бы прославиться на весь мир.
  • Москва . Ольга не долго тужила за Ленским и вскоре вышла замуж. Татьяна все еще любила Онегина. Через некоторое время ее увозят в Москву, чтобы выдать замуж. Ее мужем стал один генерал.
  • Странствие. Большой свет . Онегин несколько лет путешествовал по свету. По возвращению на одном из балов в столице он встретил Татьяну, которая превратилась в светскую даму. Он влюбляется в нее и пишет несколько писем с признанием. Изменившаяся Татьяна все еще любит его, но выбирает честь семьи и мужа. Роман заканчивается трогательным прощанием между героями.

Зеркальность композиции романа

Александр Сергеевич для создания своего шедевра использовал прием зеркальной композиции. Такой способ раскрывает духовное становление Онегина и Татьяны. В начале произведения читатель видит влюбленную Татьяну, страдающую от неразделенных чувств. Автор всячески поддерживает, сочувствует и симпатизирует своей героине.

В конце романа всем открывается влюбленный Евгений, но Татьяна уже вышла замуж. Теперь автор сопереживает Онегину. Все повторяется в зеркальной последовательности. Примерами эффекта бумеранга являются два письма: одно от Татьяны, другое от Онегина.

Еще одним примером зеркальной симметрии является сон Татьяны и ее замужество. Медведем, спасшим ее во сне, стал ее будущий муж.

Основные темы и проблемы

В романе "Евгений Онегин" Александр Сергеевич показал типические натуры своей эпохи в их формировании. Читатель видит представителей разных прослоек общества: столичный высший свет, провинциальное дворянство, простых городских жителей и крестьян. Изображая реалистические образы дворянства, Пушкин затрагивает следующие темы:

  • образование;
  • воспитание;
  • семейные отношения;
  • культурные традиции;
  • любовь;
  • дружба;
  • политика;
  • обычаи и нравы;
  • исторические вопросы;
  • мораль.

Роман насыщен лирическими отступлениями, где ярче всего видны размышления автора о жизни. Пушкин рассуждает по поводу литературы, театра, музыки. Автор раскрывает важнейшие общественные и нравственно-философские проблемы:

  • цель и смысл жизни;
  • настоящие и ложные ценности;
  • губительность эгоизма и индивидуализма;
  • верность любви и долгу;
  • быстротечность жизни;
  • ценность мгновений.

Главная мысль и пафос

Роман Пушкина назван именем главного героя, это говорит о значимости этого персонажа в книге. Задачей автора было создать героя того времени. И он это сделал. Пушкин показывает, что счастливая жизнь ждет только мало думающих, мало знающих людей, которые не стремятся ни к чему духовному и высокому. Людей, имеющих чуткую душу, ждут страдания. Одни, подобно Ленскому, гибнут, другие томятся в бездействии, как Онегин. Таким, как Татьяна, предначертано молча страдать.

Пушкин винит во всем не героев, а ту среду, в которой формировались их характеры. Она прекрасных, благородных и умных людей сделала несчастными. Московское и петербургское высшее общество писатель рисует критически. Для его изображения Пушкин использует сатирический пафос.

Герой своего времени - Евгений Онегин

Онегин представляет высший петербургский свет. Он вырос эгоистичным, не приучен к труду, его обучение проходило шутя. Все свое время он тратит на светские развлечения. Это привело к тому, что он не смог понять чувств юной Татьяны, ее душу. Жизнь героя так и не сложилась, как бы он того хотел. Причина такого несчастья в том, что он не понял простую истину - счастье рядом с преданным другом, верной женщиной.

Анализ героя "Евгения Онегина" доказывает, что на его преобразования повлияли многие события, особенно смерть Ленского. Внутренний мир Онегина в конце книги стал намного богаче.

Татьяна Ларина - милый идеал поэта

С образом Татьяны Лариной у Пушкина связаны представления о русском национальном характере. Русская душою она впитала все традиции и обычаи семейства Лариных. Героиня выросла среди русской природы на сказках и преданиях своей няни. У героини очень тонкий внутренний мир и чистая душа.

Татьяна - сильная личность. Даже в конце романа она остается простой и естественной. Свою любовь она приносит в жертву нравственной чистоте, верности долгу, искренности в отношениях.

Владимир Ленский

Еще один представитель дворянства, Ленский, выступает юным романтиком-мечтателем. Автор сочувствует этому герою, восхищается им, иногда грустит и улыбается. Владимир стремится к героизму, живет воображаемым миром. Он очень пылкий, порывистый и далек от действительности.

Святыми понятиями для Ленского являются любовь, благородство и честь. В героическом порыве Владимир погибает во время нелепой дуэли с другом.