Тематическое направление путь. Декабрьское сочинение тема путь - материалы для подготовки к егэ по русскому языку


Список литературы на тему «Путь»
  • В.Некрасов "Вася Конаков",
  • М.Ю. Лермонтов "Мцыри",
  • Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание",
  • А.П. Чехов "Ионыч", "Крыжовник",
  • М.А. Шолохов "Тихий Дон",
  • И.С.Тургенев."Отцы и дети",
  • Н.В.Гоголь. "Мёртвые души" Путь Чичикова,
  • Л.Н.Толстой. "Война и мир",
  • Б.Васильев. "Летят мои кони",
  • М.Горький. "Старуха Изергиль",
  • Р.Брэдбери. "451 градус по Фаренгейту",
  • В.Астафьев "Затеси", "Гимн жизни",
  • И.Курампшна "Сыновний долг"
  • Н.Телешов "Белая цапля",
  • М.Гелприн "Свеча горела..."

Цитаты и фразы к направлению "Путь", речевые клише

  1. Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли сделаться.
    Анри Бергсон
  2. Человек свободен, потому что пути Божьи неисповедимы и человеку дано выбрать свой путь.
    Владимир Микушевич
  3. В жизни бессмертными нам ничего не указано точно,
    И неизвестен нам путь, как божеству угодить.
    Феогнид
  4. Сколько бы человек ни бросался то в одну, то в другую сторону, что бы ни предпринимал, всё равно он вернётся на путь, предначертанный ему природой.
    Иоганн В. Гёте
  5. Мир наполнен светом для того, кто знает это, и покрыт тьмой для того, кто теряет свой путь.
    Рабби Барух
  6. За каждым поворотом ждут новые распутья.
    Ежи Лец
  7. Вина и несчастье - не конец, но лишь возможный путь к новому началу.
    Лион Фейхтвангер
  8. По счастью, жизнь пока ещё не слишком безмятежна, иначе путь от колыбели к могиле мы проходили бы много быстрее.
    Уинстон Черчилль
  9. Чем прямее извилины, тем извилистее путь.
    Аркадий Давидович
  10. Чтобы пройти свой путь в мире, полезно взять с собой большой запас предусмотрительности и снисходительности: первая предохранит нас от убытков и потерь, вторая - от споров и ссор.
    Артур Шопенгауэр
  11. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти.
    Библия Пр. 14.12.
  12. Путь благородного человека рождается в нём самом, но проходит проверку у народа.
    Конфуций
  13. Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь - есть выявление собственным опытом границ добра и зла.
  14. Сергей Довлатов
  15. Никакие рассуждения неспособны показать человеку путь, который он не хочет видеть.
    Ромен Роллан
  16. Злословие и клевета не имели бы такой силы, если бы глупость не пролагала им путь.
    Александр Дюма-сын
  17. Запасной путь ненависти - презрение.
    Эрве Базен
  18. Тяжек путь к умению жить в мире с миром, но не покоряться ему.
    Лион Фейхтвангер

1. «Путешествие в тысячу верст начинается с первого шага». (Лао-цзы)

2. «Либо я найду свой путь, либо проложу его сам». (Ф. Сидней)

3. «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно». (Данте Алигьери)

4. «Есть только одно важное для всех дело в жизни - улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает радостно». (Л.Н.Т олстой)

5. «У каждого из нас есть только одно истинное призвание - найти путь к самому себе». (Г. Гессе)

6. «Утешиться может только тогда, когда поймешь, что жизнь в содержании, а не в сосуде». (Л.Н. Толстой)

7. «Из каждого положения есть путь наверх и путь вниз…»

8. «В судьбе нет случайностей; человек скорее создает, нежели встречает свою судьбу». (А. Вильмен)

9. «Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд». (С.Д. Довлатов)

10. «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти». (Оноре де Бальзак)

11. «Быть в мире и ничем не обозначить своего существования – это кажется мне ужасным». (Н.В. Гоголь)

12. «Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни». (Л.Н. Толстой)

13. «Не плыви по течению, не плыви против течения - плыви туда, куда тебе нужно». (Восточная мудрость)

14. «Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только потому, что ум твой ложно направлен». (Л.Н. Толстой)

15. «Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует». (И.В. Гёте)

16. «Всегда выбирайте самый трудный путь - на нём Вы не встретите конкурентов». (Шарль де Голль)

17. «Судьба - путь от неведомого к неведомому». (Платон)

18. «Где розы - там и тернии - таков закон судьбы». (Н.А. Некрасов)

19. «Мудрый борется с судьбою, неразумный унывает». (Шота Руставели)

20. «Человек с ясной целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек безо всякой цели не продвинется и по самой гладкой дороге». (Томас Карлейль)

21. «Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся». (Оливер Холмс)

22. «Тот, кто несет фонарь, спотыкается чаще, чем тот, кто идет следом». (Жан Поль)

23. «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». (Сенека)

24. «Живет лишь тот, кто не для одного себя живет». (Менандр)

25. «Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали». (Мишель де Монтень)

26. «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». (Альберт Эйнштейн)

27. «Найти свою дорогу, узнать свое место в жизни - в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою». (В.Г. Белинский)

28. «Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем». (И.В. Гете)

29. «Единственное счастье в жизни - это постоянное стремление вперед». (Эмиль)

30. «Жизнь должна и может быть неперестающей радостью». (Л.Н. Толстой)

31. «Пусть дела твои будут великими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни». (Марк Аврелий)

32. «Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь». (Мишель де Монтень)

33. «И в одном поезде можно ехать в разные стороны».

34. «Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели». (Ф.М. Достоевский)

35. «Не поднимайте пыли на жизненном пути». (Пифагор Самосский)

36. «На высокую башню можно подняться лишь по винтовой лестнице». (Ф. Бэкон)

37. «Познание стран мира - украшение и пища человеческих умов». (Леонардо да Винчи)

38. «Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома». (Анатоль Франс)

39. «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя - это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть - это вы сейчас». (З. Фрейд)

40. «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать!» (И.А. Бунин)

41. «Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя». (Альбер Камю)

42. «Счастье - это не станция, а способ путешествовать».

43. «Весь мир находится в пути, маршрут которого еще нигде не определен». (Эрнст Симон Блох)

44. «Путешествие оценивается по найденным друзьям, а не по пройденным милям». (Тим Кэхилл)

45. «Единственный путь к достижению прочной устойчивости жизни - непрестанное движение вперед». (Генри Уэлис)

46. «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения». (А.Эйнштейн)

47. «Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться». (В. Бергсон)

48. «Цель жизни - поиск совершенства, а задача каждого из нас - максимально приблизить его проявление в самом себе». (Ричард Бах)

49. «Всякое восхождение мучительно. Перерождение болезненно. Не измучившись, мне не услышать музыки. Страдания, усилия помогают музыке зазвучать». (А.де Сент-Экзюпери)

50. «Жизнь - это постоянное изменение. Как только движение останавливается, человек старится и умирает». (А.Моруа)

Темы сочинений по данному направлению

Вопрос

Цитата

Повествовательные предложения

Почему жизнь сравнивают с путешествием?

«У каждого из нас есть только одно истинное призвание – это найти путь к себе» (Герман Гессе)

Шагнувшие в бессмертие.

Чем привлекает нас путешествие?

«Русь, куда же несѐшься ты? Дай ответ» (Н.В.Гоголь)

Дорога, ведущая к счастью...

О чём повествует дорога?

«Эх, путь-дорожка, фронтовая...» (Б.Ласкин)

Дорога длиною в жизнь.

Почему литературные герои так часто отправляются в путь?

«Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте». (Конфуций)

Жизненный путь как дорога чести.

Что ищем мы, отправляясь в дорогу?

«Жизнь прожить – не поле перейти» (пословица)

Путешествия литературных героев.

Нужно ли ставить цель в начале жизненного пути?

В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро» (Аристотель)

Путь праведника.

Какой путь можно назвать дорогой в никуда?

«Дорога лишь тогда бывает доброй, когда ведѐт она домой» (Мария Семѐнова. «Волкодав»)

  1. Ах, дорожка, фронтовая…
  2. Долгий путь домой…
  3. Жизненный путь
  4. Путь познания
  5. Путь в вечность (Человек родом из вечности.)
  6. Дорога в никуда…
  7. Дорога чести
  8. Тип « русского скитальца » в литературе
  9. «Ещё народу русскому пределов не поставлено - пред ним широкий путь» (Н.А.Некрасов)
  10. Путь верности природе - правый путь (Юн Сондо)
  11. Путь к себе...


Примеры готовых сочинений по тематическому направлению "Путь"

Образцы сочинений. Предложенные ниже сочинения не нужно воспринимать как выверенные и отточенные на отлично шпаргалки. Данные образцы предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

«Дорогу осилит идущий», - сказал когда-то какой-то мудрец. На первый взгляд, это обычная, банальная фраза для тех, кто находится в пути, жизненном или духовном. Попробуем вдуматься в эту фразу. Вдумавшись, заметим, что смысл этой фразы намного шире и глубже, чем мы увидели в первый раз. А ведь и вправду, жизненную дорогу осилит уверенный, целеустремленный и упорный человек. Любое дело можно довести до логического конца, если прикладывать к нему усилия. И тогда любая дорога будет нам по плечу.

Часто, находясь в дороге, мы заводим случайные знакомства и доверяем ему самые сокровенные мысли. Так случилось и с М.А.Шолоховым, когда ему встретился на пути Андрей Соколов. При знакомстве Андрей рассказал писателю о своей жизни и судьбе. Так родилась замечательная повесть «Судьба человека».

Главным героем этой повести является обычный русский человек с самой обычной судьбой. До начала войны он работал на заводе женился, обзавелся детьми и жил, как самый обычный человек, но война расставила все по – своему.

Андрей Соколов вместе со своим старшим сыном добровольно уходят на фронт. Сильно повоевать ему не пришлось, т.к. он попадает в плен. Находясь в плену, Андрей ведет себя очень мужественно и храбро. Эпизод допроса Андрея Соколова – один из самых моих любимых эпизодов. Герой, не закусывая, пьет 3 стакана водки за свою погибель и победу советской армии! Вызывает уважение и эпизод в тюремной камере. Даже там он ведет себя как Человек с большой буквы – делится куском сала и хлеба со всеми сокамерниками. Этот поступок является ярким примером проявления взаимопомощи и поддержки в тяжелый период. После побега из плена, Андрей попадает к нашим, а после госпиталя он едет навестить свою семью. Горе, отчаянье, ужас охватывают его, когда он на месте своего дома видит воронку. Жена с двумя сыновьями погибли…Кульминацией повести, по-моему, является эпизод встречи Андрея с мальчиком Ванюшей, которого он решает усыновить. Это мой самый любимый момент в повести! До глубины души потрясают слова Вани: «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдешь!» - это мой самый любимый момент в этом произведении! Ваня вернул к жизни Соколова, а Соколов дал шанс на жизнь Ване.

Прочитав это произведение, я задумался о главном герое, о его нелегкой судьбе, и мне захотелось перенять его лучшие черты. Действительно, с таким характером, как у него, можно осилить любую дорогу. Наша жизнь – это большая, неизведанная и сложная дорога, которую предстоит нам пройти. Сейчас мы – выпускники 11 класса. Через полгода мы закончим школу, разлетимся в разные стороны и выберем каждый свою дорогу. И только от нас будет зависеть, как мы пойдем по своему пути.

412 слов

Образ дороги, мотив пути архетипичны как для зарубежной, так и для русской литературы. Смысловое наполнение их глубоко и обширно.
Причины такого многообразия могут крыться как в неоднозначности самого понятия «путь», «дорога», так и в индивидуальном подходе автора, который сосредотачивается на определенном аспекте этих понятий.

Прежде всего, образ дороги может находиться в основе композиционного приема – приема путешествия. Одним из основоположников его в русской литературе считается Радищев. Его «Путешествие из Петербурга в Москву» стало беспрецедентным случаем использования мотива путешествия героя для панорамного и достоверного описания социальной реальности. Реальность с ее картинами унижения закабаленного крестьянства вышла столь правдоподобной, что произведение столкнулось с гнетом цензуры.

Этот же композиционный прием использовал Гоголь в поэме «Мертвые души». Авантюрист Чичиков скор в своих передвижениях, ведь в погоне за наживой ему приходится общаться с самыми разными представителями общества. Путешествуя от одного поместья к другому, он позволяет читателю наблюдать за контрастом, что открывается его глазам: крепость быта мужиков Собакевича соседствует с полнейшей разрухой в имении Плюшкина.

Однако учитывая разнообразие тем лирических отступлений Гоголя, уместно также говорить и о мотиве пути исторического. В знаменитом отступлении о птице-тройке Гоголь, сравнивая Русь с несущейся вперед тройкой лошадей, спрашивает ее и себя: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа». Вторит ему и лирический герой поэмы Пушкина «Медный всадник», обращающийся к памятнику Петру I, символу государства: «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?»

Задумываться о судьбе России – верный показатель того, что в своем духовном развитии авторы эволюционировали настолько, что от сосредоточенности на частном перешли к заботам общего, преодолели индивидуализм и обратились к сверхличным ценностям.

Именно поэтому произведения, посвященные этой теме, обычно приходятся на поздние периоды творчества авторов. Духовное развитие тоже является своеобразнымпутем, размышления о котором авторы воплощают в свои произведения. Существенной особенностью, которая способствует развитию этой темы, является ориентация на личность автора, атмосфера лиризма и тенденция к автобиографизму. Так, путь внутренней эволюции, т.е. путь к Богу, описан Лермонтовым в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»: «…Пустыня внемлет Богу… Я ищу свободы и покоя!..» Лев Толстой также дает нам классический образец творчества, организуемого идеей пути, развития и искания («Исповедь», «Детство и отрочество»). Господство категории пути и ее важность для А. Блока – неоспоримый факт. Расшатанность социальной почвы и процесс ее перестройки в период его жизни являлись стимулом для перехода в новые духовные сферы (от цикла стихов о Прекрасной Даме к «На поле Куликовом»). Позже Блок истолковал свое развитие, сравнив его со спиралью, на верхнем витке которой располагалась поэма «12», а цикл «Снежная маска» - на соответствующем ему нижнем витке.

Цитируя литературоведа Д.Е. Максимова, можно сказать, что «тема пути – порождение динамического, беспокойного, мятущегося сознания в период идейных брожений и ломок». Каждый из писателей переживал такие периоды по-своему, отчего тема пути звучала по-разному на протяжении истории русской литературы.

Никитина Валерия

450 слов

Образ дороги (пути) можно назвать архетипом: он присутствует в культуре различных эпох. В русской литературе мотив пути звучал еще в древнерусских произведениях: в поход «на землю половецкую», желая отомстить кочевникам за обиды, нанесённые русскому народу, отправился князь новгород-северский Игорь Святославович; в путь на битву с ханом Мамаем вел войско князь Московский Дмитрий Иванович («Задонщина»); тверской купец описал свое путешествие в «Хождении за три моря».

Позже мы увидим этот мотив в знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Тема дороги звучит и в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (Чацкий приезжает в фамусовскую Москву в начале произведения и уезжает из нее в конце; мы видим неприкаянного героя в поиске, в пути), в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова тема путешествия в фабуле романа отражает одиночество и потерянность главного героя - Печорина.

Но ведь слова «дорога», «путь» многозначны: они могут обозначать не только отрезок пространства между какими-либо пунктами, но и этапы жизни как отдельного человека, так и целой нации. И в этом смысле мы можем говорить о жизненном пути героя, историческом пути народа. Коротким оказался он для героини пьесы А.Н. Островского «Гроза»: от счастливого детства («я жила - ни об чем не тужила, точно птичка на воле») до преждевременной смерти, которую чистая и свободная Катерина предпочитает жизни в доме свекрови Кабанихи. В подобном ключе можно рассматривать и путь русского народа в Отечественной войне 1812 года (роман-эпопея «Война и мир»), когда разные слои населения от главнокомандующего Кутузова до «самого нужного человека» в партизанском отряде - Тихона Щербатого и «старостихи Василисы, побившей сотню французов», - сплотились в едином патриотическом порыве освобождения России от иноземных захватчиков.

А каким величественным представляется читателям поэмы «Мёртвые души» образ дороги, по которой, «что бойкая, необгонимая тройка», несётся Русь! Лирические отступления Гоголя полны размышлений об историческом пути России, о ее месте и значимости в целом мире.

О пути России и русского народа размышляет в ряде своих стихотворений и Александр Блок, поэт, оказавшийся на перепутье двух веков – ХIХ и ХХ. Особенно глубоко и необычно данная тема раскрывается в стихотворениях «Русь», «Россия» и в цикле «На поле Куликовом». В стихотворении «Русь» перед читателем возникает образ загадочной, колдовской страны, «где все пути и перепутья живой клюкой измождены». Отечество в дороге, в вечном движении предстает и в стихотворении «Россия», начинающемся со слов:

…И вязнут спицы росписные (орфография Блока)
В расхлябанные колеи…

В стихотворении «Россия» этот образ наделен целым рядом смыслов: «невозможное возможно, дорога долгая легка», и Россия, с лесом и полем, в «плате узорном до бровей», подарит уставшему путнику «мгновенный взор из-под платка». И, наконец, как олицетворение вершины неистового движения блоковской России представляется метафорический образ «степной кобылицы», летящей «сквозь кровь и пыль» вперед, в непокой, потому что «покой нам только снится», а ждет русских «вечный бой».

Итак, образ дороги в отечественной литературе многогранен и глубок. Среди произведений русских писателей можно найти самые разные его аспекты: путь как личная судьба человека, путь как дорога души к Богу и гармонии и, наконец, путь как судьба России и движение в истории целого народа. Последнее осмысление образа дороги производит особенное впечатление на любого русского человека, находя в его душе чистый, патриотический отклик.

Гулидова Арсения

503 слова

Использованы авторские материалы, материалы сети Интернет, материалы И.А. Суязовой

Дополнительно

– направление "Время " в итоговом сочинении 2015-2016
– направление "Дом" в итоговом сочинении 2015-2016
– направление "Любовь" в итоговом сочинении 2015-2016

Темы для проведения итоговых сочинений будут доступны начиная с 9-45 местного времени субъекта Российской Федерации в дату проведения итогового сочинения. Обращаем ваше внимание, что для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАПРАВЛЕНИИ «ПУТЬ»

  • Слово ПУТЬ так же, как и слово ДОМ, многозначно.
  • Это – пространство между какими-то пунктами назначения.
  • Это – путь следования.
  • Это – этапы жизни отдельного человека.
  • Это – этапы жизни целого государства.
  • Это – путешествие, которое позволяет узнать новые страны, увидеть новые места, познакомиться с новыми людьми.
  • Это – познание себя, окружающего мира.
  • Это – нравственный жизненный путь человека.
  • Путь (темы на 3 февраля 2016):
  • 421. Путь к самому себе: взлёты и падения.
  • 422. Почему важно осмысление пройденного пути?
  • 424. Любовь как путь самопознания.
  • 425. Согласны ли Вы с утверждением, что безвыходных положений не бывает?
  • 426. Каким может быть путь к познанию самого себя?
  • 427. Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • 428. Выбор пути как жизненная проблема.
  • 429. Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • 430. Каким путём человек идёт к самому себе?
  • 431. Чем путешествия обогащают личность?
  • 433. Какие спасительные ориентиры помогают человеку не заблудиться на жизненном пути?
  • ПРИСЛУШАЕМСЯ К МУДРЫМ...

    1. Д.С.Лихачёв. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека.
    2. Н.Д.Арутюнов. «Путь – это своего рода якорь спасения, брошенный человеку в бушующем океане стихии и хаоса.
    3. Вэйн Дайер. Пути к счастью нет: счастье – это и есть путь.
      Конфуций. Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте.
    4. Стив Джобс. Сделай шаг, и дорога появится сама собой.
    5. Фрэнсис Бэкон. Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.
    6. Поль Валери. Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью.
    7. Данте Алигьери. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.
    8. И.Губерман.
      Два смысла в жизни – внутренний и внешний,
      У внешнего – семья, дела, успех;
      А внутренний – неясный и нездешний –
      В ответственности каждого за всех.
    9. Хайам Омар (1048 - 1131) - персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог
      В этом замкнутом круге — крути не крути —
      Не удастся конца и начала найти.
      Наша роль в этом мире — прийти и уйти.
      Кто нам скажет о цели, о смысле пути?
    10. Энтони Роббинс. Дорога в «когда-нибудь» ведёт в никуда».
    11. Л.Н.Толстой. Для того чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать.
    12. В.Шекспир. Моя честь – это моя жизнь, обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придёт конец.
    13. О.Генри. Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.
    14. Р.Гамзатов.
      Наверное, на свете не найти
      Людей, ни разу не сбивавшихся с пути,
      Сердец, ни разу не окутанных туманом.
      И коль у друга твоего стряслась беда:
      Сказал не то, не тем и не тогда —
      Его ошибку не считай обманом… »
    15. Борис Акунин. Главный долг каждого человека перед Богом – найти себя, собственный путь, прожить свою, а не чужую судьбу.
    16. Рабби Барух. Мир наполнен светом для того, кто знает это, и покрыт тьмой для того, кто теряет свой путь.
    17. Конфуций. Путь благородного человека рождается в нём самом, но проходит проверку у народа.
    18. Сергей Довлатов. Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь - есть выявление собственным опытом границ добра и зла.
    19. Лион Фейхтвангер. Тяжек путь к умению жить в мире с миром, но не покоряться ему.
    20. Илья Шевелев. Жизнь — путь к счастью, но не каждому дано одолеть все этапы этого пути.
    21. Вадим Кулик. Каждый человек волен выбрать свой жизненный путь. Когда он совпадает с призванием, путь озаряется светом провидения и делает человека подобием зажжённой свечи. Её свет может греть, или освещать, суть не в этом. Важно зажечь её, ибо свеча без огня лишена своего изначального смысла.
    22. Марлон Брандо. Лишь тот, кто идёт своей дорогой, никогда и никем не будет обогнан.

    Тематические направления итогового сочинения 2015

    Всё осталось по-старому: для подготовки вам предложены тематические направления, а конкретные темы вы узнаете за 15 минут до начала экзамена. Тем будет много и, скорее всего, угадать их не получится.

    В прошлом году тематические направления были сформулированы иначе, они больше походили на темы сочинений, например: «Чем люди живы? », «Вопросы, заданные человеку войной », «Почему важно уметь сострадать другому? » В этом году специальному совету при Министерство образования и науки под председательством Н. Д. Солженицыной удалось предложить новый подход. Никаких подсказок: направление - это не тема, это именно направление ваших будущих размышлений и поисков. Каждое направление обозначено лишь одним словом.

    Для вас выбраны особые слова: Время. Дом. Путь. Любовь. Дополняет список словосочетание Год литературы . Так называется культурное событие, растянувшееся в нашей стране на весь 2015-й год.

    Постараемся понять: вам предложены особые слова. Это слова-стимулы, слова-образы, слова-символы. Они обозначают ключевые для языка, общества и отдельного индивида понятия. Они вызывают отклик в умах и душах людей. Значит, их можно толковать, трактовать, интерпретировать. Ожидается, что вы поразмышляете над этими понятиями и расскажете в форме сочинения, как вы их воспринимаете. Вам предоставлена полная свобода самовыражения.

    Свобода. Казалось бы, хорошо? Кто против свободы?
    Но ребята растерялись, не знают, как подступиться к подготовке, с чего начать. Получаю письма: «SOS! Помогите!!!»,
    «Не знаю, как готовиться. Спросил у учительницы, но она ничего не посоветовала», «Не представляю себе, с чего начать».

    Многого не обещаю, но некоторые отправные точки подскажу. Творчество — дело интимное. Чем прямее ответы, тем хуже: всё опять может свестись к шаблонным темам и сочинениям-клонам. Поэтому информацию дальше даю пунктиром.

    Мне не нравится комментарий ФИПИ к тематически направлениям этого года. От него несёт казёнщиной. Стиль противоречит идее помочь выпускникам сориентироваться. Но именно ФИПИ будет разрабатывать банк тем. Поэтому читаем.

    «Время» - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения - человек и время, общество и эпоха.

    «Дом» - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

    «Любовь» - направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

    «Путь» - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

    «Год литературы» - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой - обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

    Что важно учесть?

    Все слова, которые избраны в качестве тематических направлений, допускают не только узкое, бытовое, то и расширенное, социо-культурное толкование. Проще всего мы толкуем значения для детей.

    — Мама, что такое путь?
    — Дорожка.

    Но потом понимание слов в нашем сознании расширяется. Дом — это уже не только стены и крыша с трубой (так рисуют дома дети), но и родной дом, по которому тоскуют в разлуке. Человек постепенно осознаёт, что домашними бывают не только тапочки или пироги. Есть и такое понятие: домашний очаг . А для кого-то дом — тюрьма. Почему? Что не так в этом доме? Родительский дом. В него уходят корни нашего детства.

    Распутывайте клубки ассоциаций. Собирайте ассоциации. Это поможет расширить горизонты вашего взгляда, найти собственный ракурс.

    Я уже писала, что словами время, дом, путь, любовь обозначаются ключевые для языка и народа понятия. Поэтому целый кладезь образов и смыслов мы находим в фольклоре. Пословицы и поговорки, сказки, песни, былины... Это всё знакомый вам материал. Поройтесь в памяти, поищите примеры в Интернете, отберите то, что близко или интересно именно вам.
    А потом расширяйте круг поиска, привлекайте литературный материал.

    Рекомендую также познакомиться с комментарием Н. Д. Солженицыной , председателя специального совета при Министерсте образования и культуры. Послушайте, вдумайтесь. В этой записи много полезной информации из первых рук. Участники беседы: Дмитрий Ливанов — министр образования и науки, Н. Д. Солженицына и С. В. Волков. Возможно, кто-то изменит отношение к предстоящему сочинению и посмотрит на него как на ещё одну возможность или даже этап личностного роста.

    А теперь попробуем… нет, угадывать темы - пустое дело. Попробую помочь вам в отборе литературного материала. Для этого посмотрим, находят ли отражение понятий время, дом, путь, любовь в литературе.


    Время

    «Ход времени в русской литературе»
    Подумайте на тем, как течёт время для литературных героев. Ощущение времени героями. Время субъективное и объективное. Отражение человека и его времени, героя и эпохи в литературе. Время на войне.

    А. С. Пушкин «Дубровский», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка», «Медный всадник»
    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор», «Портрет»
    И. А. Гончаров «Обломов»
    Л. Н. Толстой «Война и мир»
    И. С. Тургенев «Отцы и дети»
    М. А. Булкаков «Мастер и Маргарита»
    К. Симонов «Живые и мёртвые»
    В. Гроссман «Жизнь и судьба»

    Р. Сенчин «Зона затопления»

    «Времена не выбирают»
    Мы не выбираем времени: каждому уготовано своё. Во времена любых исторических коллизий люди жили, оставаясь людьми. Как остаться человеком в любое время?


    Л. Н. Толстой «Война и мир»
    А. Н. Рыбаков «Дети Арбата»
    К. Симонов «Живые и мёртвые»
    В. Гроссман «Жизнь и судьба»
    В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
    А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
    В. Т. Шаламов «Колымские рассказы»
    Р. Сенчин «Нубук», «Зона затопления»

    «Путешествие во времени»
    Исторические романы переносят нас в другое время. История, черты и приметы времени: прошлое и настоящее в литературе. .

    А. Н. Толстой «Пётр первый»

    В. Г. Ян «Чингиз-хан», «Батый»
    Е. Г. Водолазкин «Лавр»
    Вальтер Скотт «Айвенго»

    «Время в антиутопии»
    Черты и приметы времени в антиутопии. Время реальное и воображаемое. Человек и время в эпоху тоталитаризма.

    Е. И. Замятин «Мы»
    Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
    Джордж Оруэлл «Скотный двор», «1984»

    «Приметы времени в русской литературе»
    Как о времени рассказывают писатели. Произведение литературы как портрет времени. Век XVIII, век XIX, век XX в произведениях русских писателей.

    Д. И. Фонвизин «Недоросль»
    А. С. Грибоедов «Горе от ума»
    А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
    Н. В. Гоголь «Ревизор», «Мёртвые души»
    И. С. Тургенев «Отцы и дети»


    А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»
    К. Симонов «Живые и мёртвые»
    В. Гросман «Жизнь и судьба»

    В. М. Шукшин Рассказы
    В. Распутин «Прощание с Матёрой», «Уроки французского»
    Р. Сенчин «Зона затопления», «Нубук»

    «Книги на все времена»
    Требования времени, проверка временем... Что есть в книгах, которые считаются книгами на все времена? Вечное и сиюминутное. Личное и всеобщее.

    Русская и зарубежная классика по вашему выбору. Примеры:

    А. С. Пушкин «Маленькие трагедии»
    А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
    В. Гроссман «Жизнь и судьба»
    К. Симонов «Живые и мёртвые»


    Дом

    «Дома и их обитатели»
    Что может рассказать о человеке его дом? Образы домов, вошедшие в историю литературы. Разные люди — разные дома. Материальное и духовное. Человек и место.

    Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
    Л. Н. Толстой «Война и мир»
    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
    М. А. Булгаков « Белая гвардия». «Мастер и Маргарита»
    Р. Сенчин «Елтышевы»
    Р. Сенчин «Чего вы хотите?»
    Р. Сенчин «Нубук»

    «Прекрасные и ужасные дома в русской литературе»
    Дом как миропорядок. Устои. Внешние проявления глубинных процессов. Ценное и бесценное в восприятии героев и авторов русской литературы.

    Д. И. Фонвизин «Недоросль»
    А. С. Грибоедов «Горе от ума»
    А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
    И. С. Тургенев «Муму», «Отцы и дети»
    А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»
    И. А. Гончаров «Обломов»
    Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
    М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита», Собачье сердце»
    Р. Сенчин «Елтышевы»
    Р. Сенчин «Минус»
    Р. Сенчин «Нубук»
    Р. Сенчин «Вперёд и вверх на севших батарейках»

    «Счастье в доме»
    «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему» (Лев Толстой). Что общего находим мы в счастливых домах? Что делает дома счастливыми?

    Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
    Т. Л. Сухотина-Толстая «Воспоминания»


    «Бездомные»
    Каково потерять дом и родных? Оказаться без родного дома уже от рождения? Сироты. Судьбы людей с ограниченными возможностями. Потери и обретения.

    Рубен Давид Гонсалес Гальего «Белое на чёрном»
    М. Шолохов «Судьба человека»
    В. Закруткин «Матерь человеческая»


    «Знаменитые дома: дом в Обухове
    переулке»
    История дома. Фантастическое и реальное. Мир профессора Преображенского.

    М. А. Булгаков «Собачье сердце»

    «Знаменитые дома: дом на Садовой»
    «Нехорошая квартира» — место событий романа М. Булгакова.

    М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»


    «Путешествия литературных героев»
    Литературные герои меняют место. Зачем литературным героям путешествовать?

    А. С. Грибоедов «Горе от ума»
    М. Ю Лермонтов «Герой нашего времени»
    Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор»
    Ф. М. Достоевский «Идиот»
    М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

    «Встреча в пути»
    Встречи, показывающие нам, кто мы такие. Неожиданные встречи. Судьбоносные встречи. Случайные встречи. Встреча как этап жизненного пути.

    А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
    Н. В. Гоголь «Ревизор»
    М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей», «Маленький принц»

    «Витязь на распутье»
    Литературные герои перед выбором. Трудный выбор литературных героев.

    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
    М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    В. Быков «Сотников»

    «Выбор пути»
    Молодой человек: становление и выбор жизненного пути. Ценности и антиценности. Обретение и потеря себя.

    Н. В. Гоголь «Портрет»
    Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
    Джек Лондон «Мартин Иден»
    Ги де Мопоссан «Милый друг»


    «Путь в никуда»
    Жизненные тупики. Поступки, которые приводят к наказанию. Преступления перед собой.

    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
    Теодор Драйзер «Американская трагедия»
    В. Распутин «Живи и помни»
    В. Быков «Сотников»

    «Пути и перепутья войны»
    Человек на войне — человек в пути. Трудные дороги войны.

    К. Симонов «Живые и мёртвые»
    В. Гроссман «Жизнь и судьба»
    В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»


    Любовь

    «Сила любви»
    Способность к любви как характеристика человека.

    М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита"
    Стендаль «Пармская обитель», «Красное и чёрное»

    «Ожидание любви»
    Любовное томление юности. Порывы души. Боль.

    В. Шекспир «Ромео и Джульетта»
    А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка»
    И. С. Тургенев «Первая любовь», «Ася»
    Л. Н. Толстой «Война и мир»
    А. В. Иванов «Географ глобус пропил»
    А. В. Дмитриев «Крестьянин и тинейджер»

    «Безответная любовь»
    Если на любовь не отвечают? Муки любви для любящего сердца и объекта безответной любви.

    А. С. Грибоедов «Горе от ума»
    А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
    А. Н. Островский «Снегурочка», «Бесприданница»

    «Любовь и верность, любовь и измена»
    От чувства верности супружескому долгу (Татьяна) до супружеской измены (Анна Каренина) - как русская литература прослеживает трансформацию любви своих героинь. Корысть и бескорыстие. Женская жертвенность. Русские литературные герои в любви.

    А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
    Л. Н. Толстой «Анна Каренина», «Война и мир».
    А. Н. Островский «Гроза».


    Год литературы

    https://godliteratury.ru/ — это сайт, посвящённый году литературы в России. Здесь можно найти много любопытных фактов, которые можно использовать в качестве исходного материала.

    «Человек и книга»
    «Круг чтения литературных героев»
    «Поэт в России больше, чем поэт»

    Что такое ХОРОШО?

    О качестве литературного материала сказано и написано довольно много. Повторю своё мнение.

    Хорошо писать по произведению, которое вы знаете: читали сами (лучше — недавно) и которое вы действительно помните.

    Очень хорошо писать по тексту, который произвёл на вас сильное впечатление. Ваши реакции будут искренними.

    Отлично , если произведение позволяет рассказать о нём интересно и содержательно, а большинство книг классической литературы именно такие.

    Прекрасно , если вам удастся показать себя зрелым читателем, не чурающимся классики, нашей и/или зарубежной. Классические произведения прошли самое главное испытание — испытание временем.

    Великолепно , если вы привлечёте произведения, которые прочитали сверх школьной программы. Но не образцы бульварной литературы, дешёвых детективов, любовного чтива, произведений самодеятельных (непрофессиональных) авторов из Интернета. Подобная «литература» никого не интересует. Покажите, что вы знакомы с современным литературным процессом.

    Если вы возьмёте на себя труд просмотреть предлагаемый вам список, вы заметите, что есть книги, которые можно использовать как литературную основу для сочинений по любым направлениям. Я во многом опиралась на книги, которые включены в школьную программу, а потому вам знакомы. Возможно, для кого-то здесь будут и новые имена. Читая и перечитывая книги, обдумывайте, как в них отражены понятия время, дом, путь, любовь .

    К. Г. Паустовский «Повесть о жизни» (Здесь столько материала для самых разных аргументов, что на всех хватит е ещё останется. Но нет ничего глупее читать Паустовского только ради аргументов!)
    С. Д. Довлатов (Что читать? Да всё! Я всё люблю. Берите трехтомник и читайте все подряд)

    Что искать в Интернете?

    Во всяком случае не готовые сочинения, не шаблоны и схемы.

    Поищите отзывы читателей, рецензии специалистов и интервью с авторами книг. Этот материал совсем другого рода. Он позволит существенно поднять уровень вашей собственной работы. Это важно для тех, кто собирается представлять в дальнейшем свою работу в вуз.

    Приведу пример. Я рекомендовала здесь повести современного российского писателя Р. Сенчина. Его «Зона затопления» вошла в этом году в шорт-лист самой престижной национальной премии России «Большая книга». Какую информацию об авторе искать?


    Публикация в СМИ

    В прошлом году мы впервые взяли на себя труд поддержать тех наших посетителей, которые написали хорошие работы.
    Ребята присылали работы на проверку, а мы отбирали лучшие из них. Сразу после экзамена сочинения были опубликованы на сайте, а их авторам мы выслали Свидетельства о публикации в СМИ.
    Сообщаем, что мы намерены продолжать эту работу и в 2015—2016 учебном году. Можете присылать свои работы. работает.

    УДАЧИ ВСЕМ!

    Вконтакте

    Мотив пути может выполнять как композиционную функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства, это способность к творчеству, путь к познанию и так далее. В данном материале предлагается рассмотреть 9 тематических блоков. В каждом из них называются литературные произведения и определяется круг вопросов и проблем, которые помогут при подготовке к итоговому сочинению.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    С мотивом дороги тесно

    Задание:

    • А.П. Чехов «Остров Сахалин»

    Следующий блок: «

    • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

    над следующими вопросами :

    Ещё один блок: « Бездорожье, перепутье»

    А. Блок «Двенадцать»

    М.Булгаков «Белая гвардия»

    Выделим вопросы и проблемы , решаемые писателями:

    • Что такое перепутье?

    выбором жизненного пути героями .

    А. Блок «На железной дороге»

    История блудного сына

    Н.В. Гоголь «Портрет»

    А.С. Пушкин «Борис Годунов»

    А.Н. Островский «Гроза»

    Л. Андреев «Иуда Искариот»

    М.Ю. Лермонтов «Маскарад»

    В.Г. Распутин «Живи и помни»

    Поразмышляем над такими вопросами:

    - Выбор произведений велик:

    Л.Н.Толстой «Война и мир»

    М.А. Шолохов «Тихий Дон»

    Рассмотрим вопросы:

    • Какие вопросы решают?

    «Путь праведников».

    И.С. Тургенев «Живые мощи»

    • Кто такие праведники?
    • Чему учат нас праведники?

    «Дороги войны » - обсуждались произведения:

    В. Быков «Сотников»

    В. Кондратьев «Сашка»

    Рассмотрим вопросы:

    • Путь предателя и героя
    • Дорогами плена

    «Путь к мечте» Рассмотрим произведения :

    А. Грин «Алые паруса»

    В. Каверин «Два капитана»

    Примерные вопросы

    • О чём мечтают герои?
    • Чем для них является мечта?

    Дорога творчества произведений:

    М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

    • Писатель среди людей

    Предварительный просмотр:

    Подготовка к итоговому сочинению

    По тематическому направлению «Путь»

    Для того чтобы подготовить школьников к сочинению по направлению «Путь», необходимо выделить блоки и соответствующие им произведения, а также очертить круг вопросов и проблем.

    С мотивом дороги тесно связана тема путешествий, странствий . По словам А.Блока, «первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».

    Задание:

    Вспомните, кто из писателей много времени проводил в дороге, путешествовал по России и за её пределами. В каких произведениях нашли отражение их дорожные впечатления? Для примера можно взять следующие произведения:

    • А. Никитин «Хождение за три моря»
    • Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
    • А.П. Чехов «Остров Сахалин»
    • И.А. Гончаров «Фрегат Паллада»
    • Н. Гумилёв Цикл стихов, результат путешествия в Африку

    Школьники под руководством учителя могут подобрать материал и подготовить сообщения об этих писателях и поэтах. В ходе беседы выясним, какое значение для формирования личности писателя имели путешествия. Как отразились дорожные впечатления на его творчестве. Как характеризуют писателя его произведения о поездках по стране и за её пределы.

    Следующий блок: « От дорожных впечатлений к судьбе русского народа, России». Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги, пути. Начиная с 5 класса, школьники знакомятся с древнерусской литературой. А значит, смогут оперировать своими знаниями при написании сочинения. Писатели XVIII – XX веков продолжают традиции древнерусской литературы. Дорожные впечатления героев перерастают в широкие обобщения о судьбах русского народа с России. Можно предложить ребятам назвать такие произведения. Вспомним некоторые из них:

    • А.Н. Радищев «Путешествия из Петербурга в Москву»
    • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
    • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
    • А. Блок «На поле Куликовом», «Русь», «Россия».

    Чтобы написать сочинение, надо подумать над следующими вопросами :

    • Каковы дорожные впечатления героя?
    • Отношение к тому, что он видит во время путешествия, странствия
    • Какие вопросы решает автор в произведении?
    • Как рисует путь русского народа?
    • Каким видит путь развития страны?
    • Какие образы, символы использует для создания образа России?

    Ещё один блок: « Бездорожье, перепутье» и рассмотреть следующие произведения:

    А.С. Пушкин «Бесы», «Метель», «Капитанская дочка», «Дорожные жалобы»

    А. Блок «Двенадцать»

    М.Булгаков «Белая гвардия»

    М. Шолохов «Донские рассказы»

    Выделим вопросы и проблемы , решаемые писателями:

    • Что такое перепутье?
    • Что символизирует образ метели (вьюги, бурана)?
    • Каково прямое и переносное значение слова «бездорожье»?
    • Как решается проблема выбора своего пути героем?
    • Как характеризует его этот выбор?
    • Что помогает «блуждающим» героям найти верный путь?
    • Что значит перепутье в отношении страны?
    • Какие периоды в истории можно назвать перепутьем?

    Самым понятным для старшеклассников является блок тем, связанных с выбором жизненного пути героями . Можно взять практически любое произведение, прочитанное ребятами. Главное, не уйти в пересказ и правильно расставить акценты, сделать выводы в зависимости от формулировки темы.

    Н.А. Некрасов «В дороге», «Тройка», «Пьяница», «Размышления у парадного подъезда»

    Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (жизненный путь Плюшкина, Чичикова)

    А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (судьбы Татьяна, Евгения Онегина)

    И.С. Тургенев «Отцы и дети» (судьба П.П. Кирсанова)

    И.А. Гончаров «Обломов» (жизненный путь Обломова)

    А.И Солженицын «Матрёнин двор» (судьба Матрёны)

    А. Блок «На железной дороге»

    Рассказывая о непростом жизненном пути героев, можно выделить ещё одну тему: « Путь деградации и духовного возрождения, грехопадения и раскаяния». Для анализа возьмём произведения:

    История блудного сына

    Н.В. Гоголь «Портрет»

    Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (разбойник Кудеяр)

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова и Родион Раскольников)

    А.С. Пушкин «Борис Годунов»

    А.Н. Островский «Гроза»

    Л. Андреев «Иуда Искариот»

    М.Ю. Лермонтов «Маскарад»

    В.Г. Распутин «Живи и помни»

    Поразмышляем над такими вопросами:

    • Как складывается жизненный путь героев?
    • От чего или кого это зависит?
    • Как ведёт себя герой, сталкиваясь с трудностями, соблазнами на своём жизненном пути?
    • Какие нравственные качества теряет или приобретает?
    • Как изменяется в течение жизни?
    • Какие уроки для себя извлекает?
    • Как и почему происходит духовное возрождение?

    В каждом произведении данная тема решатся по-разному в зависимости от задач, которые ставит перед собой писатель. Но суть нравственных категорий школьникам должна быть понятна.

    «У каждого из нас есть только одно истинное призвание - это найти путь к себе»,- писал Герман Гессе. Ещё одно значение слова «путь» - путь духовных исканий, путь к себе. Выбор произведений велик:

    Л.Н.Толстой «Война и мир»

    М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», «И скучно, и грустно», «Дума»

    Н. С. Лесков «Очарованный странник»

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    М.А. Шолохов «Тихий Дон»

    Рассмотрим вопросы:

    • Как вы понимаете словосочетание «путь к себе»?
    • Что значит духовные, нравственные искания?
    • Через какие испытания проходят герои, чтобы найти цель и смысл жизни?
    • Какие вопросы решают?
    • Что помогает преодолеть духовный кризис?
    • Какими нравственными качествами обладают?
    • К чему приходят в результате?

    Тема, которая довольно редко рассматривается на уроках - это «Путь праведников». Если старшеклассники владеют соответствующей лексикой и им близка эта тема, её можно раскрыть, взяв за основу

    Повесть о Петре и Февронии Муромских»

    Жизненный путь (житие) Ксении Петербургской, Матроны МосковскоЙ, княгини Елизаветы Фёдоровны

    И.С. Тургенев «Живые мощи»

    А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

    В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

    Рассмотрим следующие вопросы:

    • Кто такие праведники?
    • Какими качествами они обладают?
    • Чем отличаются от других людей?
    • Почему жизнь их нелегка, их часто не понимают и не принимают люди?
    • Как зачастую заканчивается жизненный путь и почему?
    • Чему учат нас праведники?
    • Почему в XXI веке возродился интерес к жанру житие?

    «Дороги войны » - ещё один блок тем, над которым стоит поработать. В этом году отмечали 70 лет победы в Великой Отечественной войне и, наверняка, на уроках литературы и внеклассного чтения обсуждались произведения:

    В. Быков «Сотников»

    В. Кондратьев «Сашка»

    М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за родину»

    К. Воробьёв «Убиты под Москвой»

    Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

    А. Твардовский «Василий Тёркин»

    Рассмотрим вопросы:

    • Взросление вчерашних мальчишек на войне.
    • Как проявляют себя герои на дорогах войны?
    • Боевой путь одного человека и всей страны
    • Путь предателя и героя
    • Дорогами плена
    • Какие качества помогают выжить и победить на войне?
    • Почему необходимо знать и помнить о героях войны?

    «Путь к мечте» - ещё одно направление. «Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам»,- сказал Леонардо да Винчи. Рассмотрим произведения :

    А. Грин «Алые паруса»

    М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

    В. Каверин «Два капитана»

    И.С. Тургенев «Накануне», «Рудин»

    Людям свойственно мечтать. Маниловы мечтают, но бездействуют. Их мечты бесплодны. А мы поговорим о героях, которые идут к осуществлению своей мечты. «Бороться и искать, найти и не сдаваться», - под таким девизом живут капитан Татаринов и Григорьев (роман Каверина «Два капитана»). Мечта становится явью для Ассоль (А. Грин «Алые паруса»), герои И.С. Тургенева идут к своей мечте, какой бы призрачной она не казалась.

    Примерные вопросы , над которыми стоит поработать:

    • О чём мечтают герои?
    • Чем для них является мечта?
    • Что делают, чтобы мечта стала явью?
    • Чем готовы пожертвовать ради её осуществления?
    • Как проявляют себя на пути к мечте?
    • Чем обернулось для них осуществление мечты?

    Дорога творчества – ещё один блок, который можно выделить в направлении «Путь». На уроках литературы мы уделяем немало времени изучению биографии писателей, рассматриваем эволюцию их творчества (например, путь от романтизма к реализму). Анализируя стихи, обращаем внимание на то, как авторы сами рассматривают роль поэта в обществе. Раскрыть данную тему можно на примере произведений:

    А С Пушкин «Пророк», «Поэт», «Поэту»

    М. Ю. Лермонтов «Поэт», «Пророк»

    В. Маяковский «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Во весь голос»

    М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

    Рассмотрим такие вопросы, как

    • Почему творческий путь писателя (поэта) труден?
    • Писатель среди людей
    • В чём он видит своё предназначение?
    • Какое значение имеет творчество талантливых художников для общества, особенно когда страна на перепутье?
    • Какое наследие оставил писатель?

    Дорога - образ, используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы ХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ, XX столетия, не забыт он и сейчас.

    Мотив пути может выполнять как композиционную (сюжетообразующую) функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства. Таким образом, философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Немыслима дорога без странников, для которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитию личности.

    Дорога - это художественный образ, это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление.

    Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.


    здесь уместно биографическое.

    И.С. Тургенев, один из плеяды великих русских писателей середины XIX века, хоть и принадлежал к дворянам, но всегда чутко и с неподдельным интересом присматривался и прислушивался ко всему, что к этому привилегированному слою не относилось. В «Записках охотника» он с глубокой симпатией изобразил крестьян, а в романах — героев, только приходящих на российскую историческую сцену. В романе «Отцы и дети» это Евгений Васильевич Базаров, совсем не похожий на других героев Тургенева. Автор с неподдельным интересом вглядывается в героя. Кто он? Выдержит ли жизненный путь, ему уготованный?

    Основная часть

    Прежде чем приступить к основной части итогового сочинения, давайте зададим вопросы: какой путь (от чего к чему) проходит главный герой?

    Что изменяется во взглядах и в нем самом?

    К чему он приходит в итоге?

    Перед вами план сочинения, от которого отходить не будем.

    План сочинения можно представить в виде логических схем. Определение-тезис - «подтезис» +иллюстрации из текста (их может быть несколько). Так вы от темы не отойдете, а это главный недочет в сочинении.

    Итак, Евгений Базаров в романе проходит путь от непримиримого нигилиста, материалиста, человека с упрощенными взглядами на жизнь до человека, осознающего сложность и многообразие жизни . Это тезис.

    Докажем это.

    1. В романе есть внешний путь Базарова: он ездит по губернии, встречается с разными людьми. Это братья Кирсановы, Анна Одинцова, родители. Каждый из героев привносит в жизнь Евгения что-то, обогащающее взгляды и жизнь молодого человека, меняющее его мировоззрение и мироощущение.
    2. В начале романа это человек, не принимающий чужой позиции. Он считает аристократию изжившим себя классом (и правильно!), не признает никаких авторитетов, духовной жизни человека, роли искусства, а романтизм и любовь для героя - «бабьи сказки» и игры разума. Но силу и достоинство Павла Кирсанова все же принимает (они пожимают в конце друг другу руки, прощаясь после дуэли).
    3. Встреча с Анной Одинцовой открывает Базарову силу любви. Он просто сражен чувством, если не сказать, раздавлен, ведь это опровергает его теорию материалистической природы человека. Нет, оказывается, он тоже способен любить и страдать от этого.
    4. После разрыва с Одинцовой Базаров возвращается в Марьино немного другим. Он уже не столь резок и непримирим. Изменение его взглядов Тургенев тонко иллюстрирует в сне перед дуэлью: Павел Петрович снится герою в виде темного леса. Темный лес в народном сознании - что-то незнаемое, непонятное, непознанное. Не может Базаров отказаться от своих взглядов, но сложность жизни уже признает, как и неоднозначность личности своего оппонента.
    5. Перед смертью Базаров признается: «Нужен я России? Видно, не нужен…». Горько такое признание, но симпатичен нам герой тем, что изжил свою безапелляционность и категоричность.

    Это только тезисы! Подберите к ним иллюстративный материал из романа!

    Заключение

    В заключении надо повторить тезис на новом уровне, или перефразировать его, не забыв автора романа.

    И.С. Тургенев с уважением относится к своему герою, но «проверяет» на прочность его взгляды, проводя Базарова через страницы романа, показывая, что путь (ТЕМА и НАПРАВЛЕНИЕ!) человека не исчерпывается и не мотивируется его мировоззрением, а жизнь не равна простой сумме знаний. Путь Базарова как нельзя точнее выражается в народной поговорке: «Жизнь прожить - не поле перейти». Только жаль, что герой понял это слишком поздно…

    Позволю себе повториться: чтобы не отойти от темы, идите по логической цепочке: вопрос - ответ (тезис) - аргументы («подтезисы») - иллюстративный материал из текста.

    Следите за тем, чтобы в сочинении звучало слово «путь», «движение», то есть ключевые слова темы.

    Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ