Татьяна назаренко: "чем дольше живу, тем меньше знаю, как начинать и заканчивать романы". Игорь Новиков, Татьяна Назаренко: «Есть профессия Художник

Регалий у Татьяны Назаренко более чем достаточно: лауреат Государственной премии, действительный член Академии художеств, член президиума этой академии. К тому же эта светская львица защитила диссертацию, а ее картины находятся в самых престижных музеях Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Берлина, в нашей Третьяковке, в Русском музее в Питере...

Е е искусство стало классикой. Работы Татьяны Назаренко заслуженно дорого стоят. Но в канун недавнего юбилея Татьяна... решилась на разговор не об искусстве, а о своей судьбе, событиях и ощущениях очень личных.

— В детстве я была угловатой, застенчивой, нескладной девочкой, — вспоминает художница. — Мама всегда боялась, что я никогда не выйду замуж. Поэтому мне давали такое воспитание: танцы, музыка, рисование...

— Как ты стала художником?

— Сначала была музыкальная школа. И уже потом я поступила в художественную школу при Суриковском институте. Дети, поступая туда, имели специальную подготовку, занимались с преподавателями по нескольку лет. Я даже не знала значения слов «натюрморт», «пейзаж», «акварель», «масляные краски». Перед экзаменом по живописи преподаватель мне все популярно объяснил. Потом я поступила в институт. Окончив его в 1969 году на «отлично», попала в мастерскую Академии художеств. Через некоторое время среди очень немногих старших коллег была премирована месячной поездкой в Италию.

— Сравни себя сейчас и ту в 70-х годах. Что бы ты хотела вернуть из прошлого? Может, жажду жизни?

— Ничего! Я и так полна жажды жизни. Ощущаю себя лет на 30, даже на 25! Хотя молодыми мы много открывали для себя. Мотались, как живчики, по всем музеям и выставкам. Усталыми шли к автомату, выпивали пару доз портвешку по 40 копеек, хохотали, возвращались в суриковские мастерские и писали, как звери. Мысли после «красненького» смелели и оттачивались.

Позже меня стало многое волновать, например, противоречие человека и власти. Среди приговоренных к повешению была Софья Перовская, которую я написала с фотографии Натальи Горбаневской, а мудрый и бородатый человек рядом с ней на эшафоте — Андрей Синявский, писатель и философ, изгнанный из СССР. Тогда об этом никто не знал. Открыто выступать против строя я не могла, не хотела внести в дом еще одно горе. Бабушкин муж, мой дед, был расстрелян в 1937-м...

«Народовольцы» долго ходили по разным выставкам: от московской городской до всесоюзной. Я получила за нее комсомольскую премию. Еще не взяв деньги в руки, решила их пропить. Пригласила друзей помочь это сделать. «Комсомольские — никогда!» И все друзья вместе с преподавателем Дмитрием Жилинским дружно отказались пить на эти деньги. «Ну тогда приходите ко мне на день рождения, 24 июня», — не растерялась я. Мы объедались бабушкиными пирожками. Я вспоминаю эту комсомольскую премию, как пощечину от друзей.

— Что за казус произошел с картиной «Партизаны пришли», которую сняли с выставки, поскольку рядом с виселицей углядели лежащего мертвого Ленина?

— На самом деле лежал художник Виктор Попков, который мне позировал. Так что претензии комиссии были абсурдны, хотя усы и бороду Виктор носил под вождя революции. Мне пришлось на картине лицо закрыть платком. Сделала и жалею. После этого случая почти сразу же Попков был случайно убит на улице при нападении бандитов на инкассаторов. Прямо мистика какая-то. Мои «Партизаны» находятся сейчас в Третьяковке. Думаю, не вернуть ли мне лик художника на место, коль так вышло?!

— А у тебя было много советчиков в жизни?

— У меня была очень мудрая бабушка. Она мне многое советовала, но замуж я вышла вопреки ее совету, хотя обожала ее. «Если ты выйдешь замуж за него, я умру» — так отреагировала бабушка, узнав моего первого жениха. «Хорошо, бабушка, я не выйду, только не умирай». И тогда на ночь глядя бабушка сказала: «Я не умру, делай что хочешь».

— Второй муж ей, кажется, понравился?

— Да, бабушка любила красивых и деловых мужчин. Александр имел свой бизнес и, кроме того, очень мне помогал в работе. Оформлял, продавал картины. Саша выпилил толстые фанерные контуры 130 картин. Это были силуэты, подсмотренные мною в переходах, это люди разных характеров, прямо социальный срез общества. Люди 90-х в переходах — это интеллигенты, служащие, пенсионеры, которые враз стали нищими. Их объединяли озабоченность, неустроенность, они оказались за бортом. Это был переходный период нашего общества.

— Эта тема исчерпала себя?

— Частично, конечно, да, хотя люди стали другими, менее ершистыми. Поколение за 10 — 12 лет изменилось. Мы с Сашей расстались, и я научилась выпиливать сама, хотя «обманки» — уже пройденный этап.

— А что, по-твоему, любовь? Привычка, внутреннее движение, болезнь?

— Нет-нет. Что такое любовь, я не знаю. Пожалуй, это пристрастие к одному мужчине. Я любила и первого, и второго мужа и не понимаю, как можно жить с мужчиной без любви. Хотя любви я жду всегда, жду с нетерпением. Для меня понятие «выйти замуж по расчету» невозможно. По расчету я ничего не делаю.

— Ты совсем не пишешь картины о плотской любви, хотя романтические отношения с мужчинами, подозреваю, — часть твоей жизни.

— Истинной правды о любви и сексе я не знаю. Все просто идет само собой. Но чем дольше я живу, тем меньше знаю, как начинать романы, как безвредно для обоих заканчивать. Вопреки советам глянцевых женских журналов, я люблю звонить мужчинам первой, особенно красивым. Часто корю себя за это. Сказывается нехватка романтики в молодости. Был у меня роман с человеком, который младше меня на много лет. Я только что вернулась из Германии, накупила много одежды — модной и разной и, не распаковывая чемоданов, рванула в Пицунду. В поезде познакомилась с молодым парнем. Так вот этот чемодан за все время отдыха я так и не распаковала. Не до модной одежды было.

— Ну а если произойдет опять любовь, ты готова к этому? Вдруг мужчина захочет иметь общего ребенка?

— Я и сама мечтаю о девочке. Сейчас со мной может быть все что угодно. Я — здоровая сильная женщина. В мире немало дам, которые легко рожают в моем возрасте. Я только что недавно проверялась, и организм у меня, как у 30-летней женщины. А ты знаешь, сколько мне сейчас лет? Мне много лет...

— Чтобы вырастить ребенка, нужны здоровье и деньги. Представь себе, что живопись невостребована. Как бы ты зарабатывала деньги?

— Мало ли как. Я не боюсь ничего и нормально отношусь к физической работе. Я могу делать что угодно: выращивать в теплице овощи и продавать соседям. Могу петь, в конце концов, в ночных клубах, принадлежащих друзьям.

— Ты хорошая хозяйка? Любишь свой дом?

— Я очень привязчива к каким-то вещам, обожаю старую мебель. Люблю посуду бело-синюю. Привожу сервизы из Германии, Италии и Чехии. Покупаю только антиквариат. Люблю потчевать гостей из хороших тарелок. После ухода понимаю бессмысленность затеи — посуду бьют. Я не приучена к приходящим кухаркам, поэтому могу быстро приготовить обед, люблю печь пирожки. Это делается быстро, поскольку я и моя семья равнодушны к еде, хотя кулинарию как вид искусства я признаю, но дальше отбивной с луком и картошкой я не иду. Люблю засаливать сама норвежскую семгу, опускаю просто кусок рыбы в рассол (соль и сахар) ровно на три часа — и к столу. Консервирую огурцы с чесноком, помидоры и кабачки. Радуюсь, когда мое производство оценивают гости. А по большим праздникам могу испечь торт «Наполеон» по бабушкиному рецепту. Семь коржей прокладываются заварным кремом — и под груз на полтора-два дня.

— По воскресеньям у тебя вся семья садится за стол, пропускаете рюмочку?

— Нет, ни первый муж, ни второй, ни дети у меня совершенно непьющие. А сама я люблю! Но одна же не будешь пить.

— О тебе говорят, что ты сделана из крепкой стали — пробьешь все, что захочешь.

— Это только видимость!

Беседовал Анатолий МЕЛИХОВ

В материале использованы фотографии: АНАТОЛИЯ МЕЛИХОВА

Назаренко Татьяна Григорьевна

Tatyana Nazarenko

(Род. 1944)

Живописец. Занимается художественной фотографией. Портретист, пейзажист, жанрист, мастер исторической картины.

В 1955-1962 училась в Московской средней художественной школе при Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова, затем в 1962-1968 в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова у Д.Д.Жилинского.

В настоящее время преподает в этом же институте.

Лауреат Государственной премии России, действительный член РАХ.

Т.Г.Назаренко является одним из лидеров художественной жизни 1970-х годов. Для творчества ее поколения характерны аналитичность, стремление к многоплановому прочтению смысла произведения, акцент личностной интонации, ирония.

Язык иносказаний был близок многим мастерам этого времени. Назаренко вспоминает: "70-е годы заставили прибегнуть к иносказанию: двусмысленное время, когда вроде бы многое разрешено, и вместе с тем снова нет, снова закрыто".

Особую известность ей принесли картины на исторические темы ("Казнь народовольцев", 1969-1972; "Декабристы", 1978). В них она сочетает документальность, дух свидетельства, исторический взгляд и свое представление о событии.

Интерес к различным этапам истории и культуры, элементы стилизации и прямого цитирования известных произведений - все это сближает искусство Назаренко с эстетикой постмодернизма.

__________________________

Назаренко Татьяна Григорьевна

Заслуженный художник России, лауреат Государственной премии РФ, премии Правительства Москвы, член президиума, действительный член Российской академии художеств, профессор

Родилась 24 июня в Москве. Отец — Назаренко Григорий Николаевич (1910—1990). Мать — Абрамова Нина Николаевна (1920 г. рожд.). Супруг — Жигулин Александр Анатольевич (1951 г. рожд.). Дети: Назаренко Николай Васильевич (1971 г. рожд.), Жигулин Александр Александрович (1987 г. рожд.).

Отец Татьяны Назаренко, фронтовик, кадровый военный, после войны получил назначение на Дальний Восток, и родители уехали. Таня осталась в Москве у бабушки, Анны Семеновны Абрамовой. Ей она показывала сначала школьные отметки, а потом свои рисунки и картины.

А. С. Абрамова была вдовой с 1937 года. Ее муж, Николай Николаевич Абрамов, был незаконно репрессирован и погиб в заключении. Оставшись одна, она работала воспитательницей в детском саду, медсестрой, вырастила и помогла получить высшее образование двум своим дочерям, воспитала внучку Татьяну, а потом помогала растить и ее старшего сына Николая. Бабушка имела в себе бесконечный источник любви, но, кажется, главной ее любовью была все-таки Таня, которая тоже любила ее. Анна Семеновна Абрамова осталась жить в картинах художницы Татьяны Назаренко: "Утро. Бабушка и Николка" (1972), "Портрет А. С. Абрамовой" (1976), "Воспоминания" (1982), "Жизнь" (1983), "Белые колодези. Памяти моей бабушки" (1987).

В 11 лет Татьяна поступила в Московскую художественную школу. Там быстро определился круг друзей: Наталья Нестерова, Ирина Старженецкая, Любовь Решетникова, Ксения Нечитайло — будущие яркие мастера 1970-х годов. Это было время бурное, щедрое, богатое разнообразными событиями культурной жизни, время подъема отечественного искусства, знакомства с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной классики XX века, до той поры находившимися под запретом и неведомыми молодежи.

В 1962 году Татьяна Назаренко поступила на живописный факультет Художественного института имени В. И. Сурикова, где ее учителями стали Д. Д. Жилинский, А. М. Грицай, С. Н. Шильников. После окончания института с 1968 по 1972 год она работала в творческой мастерской Академии художеств СССР у Г. М. Коржева.

Искусство Татьяны Назаренко формировалось под влиянием бурных событий 1960-х годов и воспоминаний о трагических событиях 1930-х. В нем соединились полнокровность мироощущения, жизнелюбие, умение переживать будничные события как праздник — и постоянная тревога, позволяющая превращать эти праздники в странные и сложные действа, где все правда — и неправда, где столько же веселья, сколько печали, где много слоев восприятия, много пространств, наложенных одно на другое, где зыбко время, переплетены точность натурных наблюдений и самая безудержная фантазия.

В творчестве Татьяны Назаренко сильно аналитическое начало. В каком бы жанре живописи она ни работала, главное содержание ее картин выражается не только и не столько через сюжет, сколько через общую духовную атмосферу, которая определяет и психологическое состояние героев, и эмоциональную окрашенность пейзажей, предметов, и пластический язык ее искусства. Эта одухотворенность живописи в соединении с аналитически-пристальным подходом к изображаемым явлениям и составляет содержательное своеобразие произведений художницы.

Адекватность времени, глубокая современность — одна из определяющих черт творчества художницы. Назаренко привносит в свои работы нечто неуловимо, но несомненно делающее их порождением наших дней, способа мышления нашего современника. Зритель чувствует время, пульсирующее в ее искусстве.

Эти черты начали проявляться уже в первых самостоятельных работах художницы, в разнонаправленных поисках первых последипломных лет.

В конце учебы в институте, в 1965—1967 годах, Назаренко ездила в Среднюю Азию. Казахстан, Узбекистан, Киргизия на несколько лет определили круг сюжетов ее работ. Среднеазиатские картины Назаренко ("Мать с ребенком", "Материнство", "Самарканд. Двор", "Узбекская свадьба", "Молитва", "Мальчики в Бухаре") отразили ее живые наблюдения. Но не только. В этих работах как будто собрался весь багаж ее ученических приобретений. Но в них уже видно и другое неотъемлемое качество молодой художницы — самобытность. Из-под привычных форм "искусства шестидесятых" в них проглядывает иное содержание. В них все гораздо более зыбко и неоднозначно, они необычайно музыкальны, в них появляются черты примитива: желание снять репрезентацию, внести улыбку, простоту и игру.

И не случайно сразу после среднеазиатской серии Назаренко обращается к темам, значительно более для себя близким. Она пишет картины, где главными героями являются она сама и ее друзья. Жизнь поколения становится предметом ее искусства.

Начало 1970-х годов для Назаренко, как и для большинства художников ее поколения, — время поисков жанра, манеры, темы. Художница пробует свои силы и в примитивистской манере, и в системе строгой неоклассики, пишет полотна романтически-декоративные и игровые. В эти годы ею были написаны такие разные работы, как "Казнь народовольцев" (1969—1972), "Дерево в Новом Афоне" (1969), "Воскресный день в лесу" (1970), "Портрет цирковой актрисы" (1970), "Проводы зимы" (1973), "Новогоднее гуляние" (1973), "Утро. Бабушка и Николка" (1972), "Молодые художники" (1968), "Мои современники" (1973), "Обед" (1970), "Портрет Игоря Купряшина" (1974).

Среди ее героев почти всегда можно встретить собственное изображение — и мера зоркой беспощадности глаза, умение подчеркнуть острохарактерное в ущерб идиллически-благополучному так же сильно в отношении к самой себе, как и к любой другой модели.

Характерны в этом смысле групповые портреты, решенные как жанровые картины ("Студенты", 1969; "Молодые художники", 1968; "Мои современники", 1973; "Туманный день на Шикотане", 1976; "После экзамена", 1976). Их персонажи узнаваемо-портретны, коллизии правдоподобны: праздники молодежи, беседы в мастерской... И вместе с тем в них есть и нечто таинственное, превращающее бытовые сценки в романтические фантазии.

В исторических композициях Татьяны Назаренко отражен взгляд нашего современника на прошедшее. В ее картинах одномоментно присутствует прошлое и настоящее, историческое событие — и наше нынешнее представление о нем. Характерен уже сам подход к решению темы: в исторических полотнах — "Казнь народовольцев", "Партизаны пришли" (1975), "Декабристы. Восстание Черниговского полка" (1978), "Пугачев" (1980) — художница избирает трагедийные, кульминационные моменты, требующие высшего напряжения духовных сил участников действия. Многозначительны здесь тишина, молчание.

Картина Татьяны Назаренко "Казнь народовольцев" появилась на Московской молодежной выставке в 1972 году. Картина была замечена всеми, хотя и не всеми принята. В ней причудливо соединялись приверженность образцам Ренессанса, склонность к обобщенным размышлениям и трагическое чувство уязвимости борцов за свободу, за духовные идеалы перед крушащей безликой силой машины подавления. За картину "Казнь народовольцев" Назаренко была удостоена премии Московского комсомола. В 1976 году ей была присуждена 1-я премия на Международном конкурсе молодых живописцев в Софии (Болгария).

Сострадание, чувство социальной ответственности — в дальнейшем эти качества развивались и крепли в искусстве Татьяны Назаренко, обретая разные, подчас причудливые формы воплощения, переплетаясь с мотивами карнавалов, праздников, гуляний, с романтическими автопортретами, с артистической игрой. И всюду незримо и отчетливо присутствуют тревога, чувство, что за зыбким благополучием наших будней стоят суровые судьбы других поколений, их боль и страдания.

Назаренко любит писать карнавалы. Одна из первых "карнавальных" работ художницы — "Новогоднее гулянье" (1973), в которой она стремится показать внутренний смысл карнавала, гамму разнообразных и достаточно сложных чувств, которые испытывают случайно собравшиеся люди.

С годами игровое начало усиливается в творчестве художницы. Из работ уходит повествовательность, и появляется аллегория. В аллегорическом качестве пользуется и реминисценциями искусства прошлого — будь то почти прямые цитаты из классических произведений, исторические костюмы на наших современниках или присутствие в композициях, посвященных сегодняшнему дню, предметов из прошлого.

Во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов Назаренко пишет несколько групповых портретов друзей, собравшихся по праздничному поводу. Это картины "Встреча Нового года" (1976), "Московский вечер" (1978), "Карнавал" (1979), "Татьянин день" (1982), "Сентябрь в Одессе" (1985) и многие другие, а также написанные ранее полотна "Молодые художники" (1968) и "Мои современники" (1974).

Если в ранних групповых портретах Назаренко отчетливо ощущались тишина, сосредоточенность, стремление героев услышать друг друга, прислушаться к истине, то в последующих работах ("Карнавал", "Татьянин день" и др.) царит безудержная стихия карнавала. Экстравагантны костюмы и позы, дух празднества владеет не только людьми, но и предметами. Однако это — праздник без веселья, общение без взаимопонимания и духовной близости. Тема одиночества, столь важная для художницы, причудливо соединяется в ее творчестве с темой карнавала ("Портрет в маскарадном костюме", 1982).

Элементы карнавализации есть и в картинах "Карусель" (1982), и в диптихе "Танец" (1980).

В работах Назаренко звучит стремление к контакту со зрителем, готовность открыть себя внимательному, сочувствующему взгляду. Художница написала несколько работ, где она почти впрямую говорит об исповедальности своего искусства, о том, как больно и трудно показывать себя незащищенной, раскрытой перед судом всеобщего равнодушия ("Цветы. Автопортрет", 1979; "Циркачка", 1984; "Зрители", 1988; "Трапеза", 1992).

Одна из самых необычных картин Татьяны Назаренко — триптих "Мастерская" (1983). Художник представляет зрителю реальную мастерскую, в которой создавались реальные картины ("Татьянин день" и "Карнавал"), и одновременно процесс воплощения своего замысла.

Есть и еще одна форма "исповедальности" в работах Назаренко. В таких произведениях ей не нужна ирония, не требуются пестрые одежды карнавала: здесь воплощается самое близкое, теплое... И почти всегда в этих картинах присутствует образ бабушки: "Утро. Бабушка и Николка", триптих "Жизнь" (1983) и другие. В 1982 году была написана картина "Воспоминания", где художница как бы материализует жизненные ассоциации, возникшие при рассмотрении старых фотографий.

Среди основных работ Татьяны Назаренко также: "Домашний концерт" (1986), диптих "Счастливая старость" (1988), "Маленький оркестр" (1989), "Обломки" (1990), "Памятник истории" (триптих, 1992), "Время" (триптих, 1992), "Безумный мир" (1992), "Заклинание" (1995), "Бездомная" (2001).

Татьяна Назаренко — социальная художница. "Меня всегда интересовали люди, — говорит она. — Я не могу отвернуться, отмахнуться от чужого несчастья. Заставить людей задуматься, призвать их к сочувствию — вот главная цель моей работы". Ярким доказательством тому послужила ее выставка "Переход" (1995—1996) — инсталляция из 120 крашеных фанерных "обманок", выполненных в человеческий рост. На выставке посетителям пришлось остановиться, вглядеться в лица несчастных старух, инвалидов, бродячих музыкантов — всех тех, кого видят ежедневно в подземных переходах, но чаще всего проходят мимо, не задерживая взгляда. Выставка имела большой успех (в дальнейшем ее увидели жители Германии, США, Финляндии), и "Переход" стал для художницы в буквальном смысле переходом к новому этапу в жизни, к новому искусству.

В 1997 году состоялась ее выставка "Мой Париж", где тоже были фигуры из фанеры — гарсоны парижских кафе в длинных белых фартуках, продавцы рыбы... Другая выставка Татьяны Назаренко — "Московский стол" состоялась в том же году в галерее Марата Гельмана, а затем была показана в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга в программе выставки "Искусство против географии". В мае — сентябре 2002 года в музее "Кусково" прошла выставка художницы "Я сам обманываться рад..." (Искусство обманки).

Начиная с 1966 года, когда Назаренко впервые показала свои работы на VII Московской молодежной выставке, она постоянно участвует в городских и всероссийских выставках, выставках изобразительного искусства в России и за рубежом. Первые персональные выставки состоялись в Леверкузене (1986), Бремене, Ольденбурге, Одессе, Киеве, Львове (все — 1987). С тех пор персональные выставки художницы прошли в Москве (первая — 1989), Кельне, Вашингтоне, Нью-Йорке, Бостоне, Мадриде, Таллине, Хельсинки и других городах. Работы Татьяны Назаренко хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Национального музея "Женщины в искусстве" (Вашингтон), Национального еврейского музея (Вашингтон), Музея современного искусства (София), Музея современного искусства (Будапешт) и других художественных музеев мира, в частных коллекциях.

Творческие работы Татьяны Назаренко отмечены высокими наградами: Государственной премией РФ (1993), премией Правительства Москвы (1999), серебряной медалью Академии художеств СССР (1985), золотой медалью Российской академии художеств (2005).

Т. Г. Назаренко — заслуженный художник России (2002), с 1997 года — член-корреспондент, с 2001 года — действительный член, член президиума Российской академии художеств; профессор кафедры живописи, руководитель мастерской станковой живописи Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова (1998). Член Союза художников с 1969 года.

Живет и работает в Москве.

Родилась 24 июня 1944 года в Москве.
Окончила Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова в 1968 году.
С 1969 по 1972 работала в мастерской при Академии художеств СССР.
C 1969 года член Союза художников.
Лауреат Государственной премии России 1993 года.

В каких собраниях работы

Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве,
Государственном Русском музее С.-Петербурге,
художественных музеях Саратова, Вологды, Киева, Архангельска, Перми, Николаева, Брянска, Новокузнецка, Новосибирска, Элисты, Ростова-на-Дону, Братиславы, Ростока, Берлина, Софии,
музее П.Людвига, Аахен, Германия,
частных коллекциях в Германии, Франции, Финляндии, Турции, Италии, Великобритании, Испании, Португалии, США,
фонде Кремоны, фонде Вейсмана в США.

Участие в выставках, аукционах

1975 5 московских художников. Москва;
1978 3 московских художницы 3-х поколений. Берлин, Росток, Шверин, Халле. Германия;
1981 23 московских художника. Центральный Дом художника. Москва;
1982 Russische Malereiheut. Thoma Levy Galerie. Гамбург. Германия;
1982-83 Выставки советских художников из коллекции П.Людвига. Кельн, Любек, Ребензбург, Майнс. Германия; Вена. Австрия; Тибург. Нидерланды; Онстад, Ховикодон. Швеция;
1984 Russische kunst des zwanzigsten jahnunderts. Sammu long Seemjonow Galeria der stadt essfibgen an Neckar. Germany;
1986 Art of Moscow. Западный Берлин;
1986 Kunstlerinnenaus der sowjetunion. Kunsthalle Recklinghausen. Germany;
1987 Contemporary Soviet Art. Selection from c. Norton T. Dodge. Kennesaw College Art Gallery. USA;
1987 Персональная выставка. Одесса, Киев, Львов. Украина;
1987 - 88 Персональная выставка. Леверкузен, Бремен, Олденбург. Германия;
1988 Русский авангард и современное искусство. Аукцион "Сотбис". Москва;
1988 Sowjetkunst heute. Музей П. Людвига. Кельн. Германия;
1988 International images. Cевиклей. Пенсильвания. США;
1989 Von der revolution zur perestroika. Работы советских художников из коллекции П.Людвига. Барселона. Испания;
1989 Персональная выставка. Центральный Дом художника. Москва;
1990 Персональная выставка. Галерея "Сохо". Бостон. США;
1990 Moscow theasures and traditions. Сиэтл. США;
1990 Москва - Вашингтон. Государственная Третьяковская галерея. Москва;
1990 The quest for self expression. Painting in Moscow and Leningrad 1965-1990. Columbus museum of art. Columbus, Ohio, USA;
1990 26 художников Москвы и Ленинграда. Центральный выставочный зал Союза художников РСФСР. С.-Петербург;
1990 Frammenti d`arte contemporanea 32 protagonisti daol USSR. Рим;
1991 Figuration-Critique. Grand Palais. France;
1991 Washington - Moscow Art exchange exhibition. Garneqie Library. Washington;
1991 Artistas rusos contemporaneos. Satiago de Compostela. Spain;
1991 Pintusa russae sovietica em Portugal de Nicolay IIa Gorbachev. Castel de Leirea. Leirea. Portogal; 1992 Expo-92. Барселона. Испания;
1992 Персональная выставка. Gallery Fernando Duran. Madrid;
1993 Сон раскрывает природу вещей. Государственная Третьяковская галерея. Москва;
1993 Татьянин день. Государственная Третьяковская галерея. Москва;
1993 Персональная выставка. Галерея Грегори. США;
1993 Персональная выставка. Галерея "Сегодня". Москва;
1994 Персональная выставка. Русская галерея. Таллинн. Эстония.
1995 Галерея Грегори, Нью-Йорк, США
1995 Галерея Студия, Москва
1996 Центральный дом художника, Москва
1996 Государственная Третьяковская галерея, галерея Московская палитра
1997 Центральный выставочный зал "Манеж", Москва
1997 Галерея М. Гельмана, Москва
1997 Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
1997 Галерея "EXIT-ART", Кельн, Германия

Я работаю для того, чтобы высказать что-то для меня важное. Мне очень хотелось бы быть понятой - хотя и не обязательно в точности так, как я задумала свою работу. Мне важно передать общий строй своего замысла.
Я все время занимаюсь одним, варьирую одну и ту же тему - тему одиночества. Одиночество представляется мне одной из самых значительных драм человека. В разных работах - в больших исторических полотнах, в портретах или жанровых картинах - эта тема многое определяет в моих холстах. Я думаю над тем, как страшно одиночество, как оно тяжело и как неизбежно подстерегает человека в разных ситуациях жизни.
Заставить людей задуматься, призвать их к сочувствию - вот главная цель моей работы...
Обычно я приступаю к холсту, когда картина полностью продумана и сложилась у меня в голове. Иногда от замысла до исполнения может пройти год или два - это неважно.
Если впечатление от виденного очень сильно и мне кажется, что в картине будет изображено много людей, я предварительно рисую - на обрывке бумаги, на ресторанной салфетке, словом, на всем, что может оказаться под рукой. Обычно я не отхожу от первоначального замысла и только обогащаю холст какими-то деталями...
То, что меня волнует, я должна оставить на холсте или, по крайней мере, на обрывке бумаги. Это моя жизнь. Пока замысел не будет на холсте, не могу от него освободиться, как мать, которая ждет дитя. К картинам ведь и относишься, как к детям - они уходят из мастерской, покидают меня, имеют свою судьбу - счастливую, несчастливую...
Мне кажется, настоящее искусство начинается там, где есть секрет, некоторая недоговоренность, благодаря которой для каждого человека полюбившаяся вещь таит раскрывшееся лишь одному ему очарование...
Создавая картину, как бы подводишь итог какому-то этапу своей жизни. Во всяком случае, у меня со многими холстами происходило именно так. Неосуществленная вещь мешает жить, тревожит и напоминает о себе, так что ощущаешь свою ответственность перед жизнью, которая дала тебе возможность творчества.

Творческая звезда Татьяны Назаренко вспыхнула на небосводе русского искусства ярко и неожиданно в самом начале семидесятых годов. Ее духовное свечение не убывает и не растворяется во времени. Мир образов и язык живописи художника во многом обусловлены определенными историческими воззрениями, создающими ту атмосферу, в которой пробуждается наше понимание природы человека. Если мысленно представить галерею картин Назаренко от исторических жанров и "маскарадных" буффонад до портретов и натюрмортов, то все в них будет располагаться как бы на одной вневременной плоскости значимого, независимо от конкретности и тщательности воспроизведения отдельных атрибутов и реалий прошлого и настоящего.
Произведения Татьяны Назаренко обладают особым магнетизмом, они связаны не только с воспоминаниями о свершившемся, но и обращены к будущему. Ее работы будоражат воображение зрителя своей многоассоциативностью, метафоричностью...
В ее картинах предстают, словно воскресшие, герои давних событий, но воспринимаются они уже вне конкретных временных параметров, возможно благодаря тому, что она наделяет их чертами самой себе присущими, пытаясь соединить конкретные исторические характеры и судьбы с достоинствами и пороками нашего поколения. Таким образом, Назаренко выходит на особый уровень художественного обобщения, позволяющий оперировать общечеловеческими понятиями и ценностями даже применительно к ситуациям сугубо частной жизни.
Рассуждая о творчестве Назаренко в историко-философском аспекте, нельзя обойти стороной чисто живописные, пластические достоинства ее произведений. Она подолгу вынашивает замыслы своих картин, мысленно совершенствуя сюжетную фабулу, расставляя необходимые смысловые акценты. Одновременно она уже представляет будущую композицию, ее колористическую драматургию, световой аккомпанемент строго сдержанному, торжественному хору красок. Живописная манера Назаренко вобрала в себя и художественные приемы старых мастеров, с их представлениями о светоносности цвета, фактуре, и пластические открытия, привнесенные в искусство веком двадцатым. Как уже отмечалось, Назаренко видит будущую картину еще до того, как ее кисть прикоснется к холсту, поэтому ее работы отличает выверенность образных решений, цветовых и композиционных построений, а внутри этой статичной гармонии бурлят страсти, переживания.

А.Рожин
Библиография

А. Дехтярь "Молодые художники 70-х годов" изд. "Советский художник", 1979;
А. Каменский "Татьяна Назаренко ", журнал "Bildende kunst", N1, 1976;
А. Морозов "Татьяна Назаренко . Новые имена.", изд. "Советский художник", 1978;
Gambrell Samey "Soviet Art Today", журнал "Art in Amerika", ноябрь 1985;
Л. Кричевская "Картины Татьяны Назаренко ", журнал "Художник", N6, 1982;
А. Якимович "Исторические композиции и жанры Т. Назаренко ", журнал "Советская живопись", N5, 1982;
В. Лебедева "Живопись Татьяны Назаренко ", журнал "Soviet Union Today" (на немецком яз.), N10, 1987;
Каталог персональной выставки, 1988;
А. Морозов "Татьяна Назаренко ", Ленинград, изд. "Аврора", 1988;
Каталог аукциона "Sotheby`s", "Russian Avant-Garde and Soviet Contemporary Art", 1988;
Weiss Evelin "Sowjet kunst teute Cologne", Museum Ludwig, 1988;
Matthew Gullern Bown "Contemporary Russian Art", Phaidon Press Limited, Oxford, Great Britain, 1988;
В. Лебедева "Татьяна Назаренко ", изд. "Советский художник", 1991.