Тёмное царство в драме Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха. Характеристика героев в пьесе «Гроза

«Еще недавно люди были очень дикие»
(Л. Добычин)

Дикой в пьесе Островского «Гроза» полностью принадлежит «тёмному царству». Богатый купец, самый уважаемый и влиятельный человек в городе. Но одновременно с тем ужасно невежественный и жестокий. Характеристика Дикого в пьесе «Гроза» неразрывно связана с описанием нравов и привычек жителей города. Сам Калинов является вымышленным пространством, поэтому пороки распространяются до масштабов всей России. Выявив черты характера Дикого можно с лёгкостью понять ту печальную общественную ситуацию, которая сложилась в России XIX века.

Автор Дикому в «Грозе» характеристику даёт скудную: купец, значительное лицо в городе. О внешности не сказано практически ни слова. Тем не менее это колоритный образ. Фамилия персонажа говорит сама за себя. Семантическое поле «дикости» не раз упоминается в тексте произведения. В описании жизни города Калинова постоянно упоминаются пьянство, ругань и рукоприкладство, иначе говоря, дикость. Немотивированный страх перед грозой лишь укрепляет уверенность в том, что жители остановились на некоем первобытном этапе развития. Имя Савл тоже говорящее. Оно принадлежит христианской традиции. Этот библейский персонаж известен как гонитель христиан.

Образ Дикого в пьесе «Гроза» Островского вполне однозначный. Нет ни одной сцены или эпизода, где этот персонаж проявил бы свои положительные качества. Да и проявлять, собственно, нечего. Весь Дикой будто состоит из жёлчи, грязи и ругани. Практически во всех его репликах присутствуют бранные слова: «Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом», «Отстань ты от меня! Отстань! Глупый человек!», «Да вы, проклятые, хоть кого в грех введёте!»

Бездумное подчинение тем, у кого больше денег, создало некую легенду о Диком как о главном человеке в городе. И дикой ведёт себя в соответствии с этим условным статусом. Он грубит городничему, ворует у простых мужиков, угрожает Кулигину: «а за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!», «Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Дикой необразован. Он не знает историю, не знает современность. Имя Державина и Ломоносова, а тем более строчки из их сочинений, похожи для Дикого на самую оскорбительную ругань. Внутренний мир героя настолько беден, что у читателя нет оснований сочувствовать ему. Дикой даже не герой, а скорее персонаж. В нём нет внутренней наполняющей. За основу характера Савла Прокофьевича взято несколько качеств: алчность, себялюбие и жестокость. Больше в Диком совершенно ничего нет и априори не может появиться.

Практически незаметной читателям остаётся одна сцена из жизни Дикого. Кудряш рассказывает, что однажды один человек грубил Дикому и поставил того в неловкое положение, из-за чего над купцом ещё две недели смеялись. То есть Дикой на самом деле вовсе не такой, каким хочет казаться. Именно смех является показателем его незначительности и неуместного пафоса.

В одном из действий хмельной купец «откровенничает» с Марфой Игнатьевной. Кабаниха говорит с ним на равных, с её точки зрения Савл Прокофьевич был бы менее спесив, если в Калинове был человек богаче Дикого. Но Дикой не соглашается, вспоминая, как бранил мужика, а после извинялся, кланяясь тому в ноги. Можно сказать, что в его речах реализуется типичная черта русского менталитета: «знаю, что делаю плохо, но с собой ничего поделать не могу». Дикой признаётся: «я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». Кабаниха замечает, что часто Савл Прокофьевич специально пытается вызвать в себе агрессию, когда к нему приходят просить займы. Но Дикой парирует - «Кому своего добра не жалко!» Хоть купец и привык вымещать свою злобу на женщинах, с Кабанихой он осторожничает: она хитрее и сильнее его. Возможно, именно в ней он видит куда более сильного тирана, чем он сам.

Роль Дикого в «Грозе» Островского ясна. Именно в этом персонаже воплощено такое понятие, как самодурство. Дикой алчный никчёмный человек, возомнивший себя вершителем судеб. Он капризный и безответственный, как Тихон, точно так же любит пропустить рюмку водки. Однако за всей этой тиранией, хамством и невежеством скрывается обыкновенная человеческая трусость. Даже грозы Дикой боится. В ней он видит сверхъестественную мощь, кару Господню, поэтому как можно скорее пытается от грозы спрятаться.

Благодаря такому концентрированному образу можно выделить множество общественных изъянов. Например, чинопоклонничество, взяточничество, скудоумие, ограниченность. Наряду с этим можно говорить также и об эгоизме, падении моральных принципов и насилии.

Тест по произведению

Пьеса «Гроза» Александра Островского представляет яркую картину крепостного общества конца XVIII века. Драматург вводит нас в мир русского приволжского города Калинова, живущего уж который век одной и той же патриархальной размеренной жизнью. Это - мир мещан и купцов. Так ли он хорош? Много ли светлого в русском патриархальном добуржуазном обществе?

На ком держится «темное царство»?

Лишенная позитивного вектора развития городская община времен разложения крепостного права социально больна до такой степени, что Николай Добролюбов именует ее «темным царством».. Он же, назвав Островского «знатоком русской жизни», фактически подтверждает представленную драматургом типичность образов. Дикой и Кабаниха в пьесе «Гроза» действительно получают прямую выгоду от страданий окружающих и всячески поддерживают удушающую, антисоциальную атмосферу в обществе. Смысл сохраняемого ими «темного царства» - очевиден: трансформация людских страданий в их личное богатство, в капитал купцов - мироедов. Оба вышеупомянутых отрицательных образа в русской литературе считаются классическими. Они раскрыты автором с огромной художественной силой. Темой нашей статьи является типаж купца Савелия Прокофьича Дикого. К сожалению, многие критики подчеркивают его примитивность. По нашему мнению, это неверно. В частности, заслуживает внимание то, что Савел Прокофьич - одновременно является и властелином, и жертвой уездного «темного царства».

Специфика образа купца Дикого

Образ Дикого в пьесе «Гроза» типичен для российского общества. Это человек, «сделавший» огромное состояние, поднявшись из самых низов. Автор не дает нам прямого комментария по этому поводу, однако вдумчивый читатель обнаружит это. По психотипу купца. Поясним нашу версию. В народе когда-то бытовала пословица «Нет хуже пана за своего Ивана». Образ Дикого в пьесе «Гроза» - четкая иллюстрация справедливости этой мысли. Савел Прокофьевич, даже став главным магнатом города Калинова, не может остановиться в своей инерции эдакого киборга по зарабатыванию денег любыми путями.

Синдром Савела Прокофьича

Наша задача - понять образ Дикого в пьесе «Гроза» . Представьте себе, что вы - актер, «входящий в эту роль». Как это сделать кратчайшим путем? Что вам посоветовать? Допустим, вы хронически лишены милосердия. Представим: причинив человеку страдания и даже разорив его, вы не испытываете никаких моральных угрызнений. «Входя в образ», притворитесь, что вам неведомо чувство ответственности перед обществом… Вы ощутили это?

Согласитесь, страшный, разрушительный образ Дикого в пьесе «Гроза» - типичен и нередко встречается и в нашем обществе, только в других ипостасях… В своем стремительном и непрерывном обогащении он имеет одно странное преимущество перед другими людьми - он не терзаем совестью. Савел Прокофьич агрессивно расширяет свое жизненное пространство, останавливаясь лишь перед двумя факторами: перед Силой и перед Властью. Рассмотрим вышепредставленную сжатую характеристику подробней…

Немилосердие купца Дикого

Как мы уже упоминали, образ Дикого в пьесе Островского «Гроза» - даже не типаж человека, идущего на сделку с совестью (у Савела Прокофьича она попросту отсутствует). Его моральные принципы - весьма расплывчаты, а следование обрядам православной церкви скорее напоминает сделку с Богом по отпущению грехов, чем искреннее желание - гармонизировать себя и свои отношения с обществом и с семьей.

Ежедневно его супруга молит посетителей: не гневить его. Ведь Дикой в ярости не контролирует себя, даже домашние от него прячутся по чердакам да чуланам.

Рефлекторная ярость

Манипулировать человеком через страх - таково его комфортное состояние, о чем он стесняется открыто сказать. (Вслух же он говорит: «Сердце у меня такое!») Образ Дикого из пьесы «Гроза» - опасный типаж человека, получающего материальную выгоду, во время пребывания в состоянии неадекватном, граничащем с шизофренией.

Именно в состоянии измененного яростью сознания он творит вещи, которые зачастую не может объяснить потом. Вспомним хотя бы его повествование куме Марфе Кабановой о несчастном мужичонке-просителе, которого едва не «пришиб до смерти».

Привлекает внимание тот эпизод, когда рассказывает о своей неконтролируемой ярости Дикой в пьесе Островского «Гроза». Характеристика, данная им самому себе - лукава. Все - объяснимо: припадки бешенства его - изначально корыстны, они приносят ему деньги. Ведь когда он недоплачивает униженным криком нанятым людям за работу, то в его пользу работает принцип: «сэкономленные деньги - заработанные деньги!» Ежедневные припадки гарантируют ежедневную дополнительную прибыль.

Опасность психического расстройства

Беспокоит же его другое. Лишенный всякой духовности, образ Дикова в пьесе «Гроза», попадает в своеобразный замкнутый круг, напоминающий толкиеновское лживое кольцо всевластия. Он понимает, что выработанный им десятилетиями рефлекс «инициация бешенства - получение выгоды» может сыграть с ним злую шутку: окончательно свести с ума и погубить. Именно об этом он высказывает тревогу своей куме - купчихе Кабанихе. Савел Прокофьич уже сам не замечает, когда в нем срабатывает механизм, включающий безумие…

Почему образ Дикого представлен эпизодически?

Человек, терроризирующий город… Образ Дикого в пьесе Островского «Гроза» намеренно раскрыт Островским несистемно. По ходу действия он лишь трижды появляется перед взглядом зрителя спектакля. И это понятно. Довольно рискованно даже классику обличать своих современников - сильных мира сего.

Какие черты, не раскрытые автором, могут быть присущи Савелу Прокофьичу? Подобную характеристику большинство взрослых читателей без труда могут домыслить сами. Предоставим только две ключевые мысли к этому рассуждению. Типичным ли у современных властьимущих является наличие психотипа главного купца города Калинов? Обладает ли реальными правами в суде современный среднестатистический житель?...

Вывод

Это, конечно, печальная правда, но перед нами в масс-медиа ежедневно мелькает сонм современных бессовестных купцов Диких, апологетов неоверсии крепостного права. Это - современные феодалы, благоденствующие посреди целых слоев общества (по меткому выражению Пелевина, работающих «за еду»).

Итак, какие черты могут дополнить осовремененный образ Дикого в пьесе Островского «Гроза»? Такую практику, между прочим, демонстрируют театры Израиля, где на «ура» идет осовремененная версия гоголевского «Ревизора». Давайте «включим фантазию. Что может в современном обществе помогать типажу Дикого «подняв муть в воде», эффективней зарабатывать деньги и насаждать свое «эго»?

Ответим кратко. Талант по разжиганию ненависти между людьми и представителями разных национальностей. Отсутствие моральных тормозов при санкционировании убийства (или убийств). Желание загребать жар чужими руками, используя, как инструмент, свои деньги.

Заканчивая наши рассуждения, отметим, что подобная социопатия действительно отравляет гармонию общества, превращая отношения в нем в «темное царство».

Характеристика Дикого из пьесы «Гроза» Островского важна для раскрытия идейного смысла произведения. Образ этого персонажа необходимо проанализировать для понимания, что хотел показать автор. Выдуман этот человек или имел прототип? Почему Островский назвал его именно так? Какими чертами наделил героя? Обо всем этом речь пойдет в сочинении.

Краткая характеристика Дикого из пьесы «Гроза»

Савел Прокофьич Дикой – житель городка Калинов, где разворачивается действие «Грозы». Купец с очень большим доходом. Деньги любят его, и он расстается с ними крайне тяжело. В своем городе Дикой – уважаемый человек. Его считают авторитетом и побаиваются. Главная причина этого – богатство. В Калинове Дикой – самый обеспеченный житель.

Островский дает достаточно скудную характеристику Дикому. Практически отсутствует описание внешности этого персонажа. Составить представление о герое читатель может, лишь «наблюдая» за его поведением по ходу сюжета.

Особенности образа Дикого

Образ Дикого можно назвать цельным. Ему не свойственны какие-либо колебания, сомнения, метания. Он не занят поисками смысла жизни, не стремится к каким-то вершинам, не мучится угрызениями совести. Это человек-бульдог. Он уверен в себе и во всем, что делает. Он идет по жизни словно танк, не заботясь о том, что по пути может кого-то раздавить.

При этом Дикой совершенно не образован и невежественен. Искусство, наука, политические и общественные процессы очень далеки от него и не интересны. Более того, все это Дикой считает пустым, смешным, недостойным уважением, а то и вредным. Живет богач, руководствуясь предрассудками или приметами.
Это ярко проявляется, когда Кулигин обращается к купцу за помощью в устройстве громоотвода. Жители Калинова очень боятся грозы, потому и возникает такая идея. Однако Дико высмеивает идею Кулигина и его самого. Он утверждает, что гроза с громом и молниями – это знак Божий людям. Напоминание о том, что жить нужно правильно. И глупо пытаться бороться с высшей силой при помощи каких-то «шестов да рожнов». Другого мнения богач не признает.

Единственное, что имеет значение для Дикого – это деньги. Если они попали к нему в карман, то Савел Прокофьич ни за что не расстанется с ними. Даже жалованье работникам Дикого приходится выклянчивать. Однако это не всегда получается, а если и выйдет, то придется выслушать от богача много брани.
Главная черта Дикого – это грубость. Она прослеживается по ходу всего произведения. Из уст Савела Прокофьича постоянно сыплются бранные слова. Он абсолютно не стесняется в выражениях, не сдерживает себя, без всякого зазрения совести унижает, оскорбляет собеседника. Называет всех вокруг «дармоедами», «аспидами».

Грубияном и самодуром купец проявляет себя везде. Однако больше других достается его семье. Племянника Бориса Дикой просто затравил. И все потому, что тот зависит от него материально. Супруга толстосума, доведенная до отчаяния, стыдясь поведения мужа, дрожа перед ним, со слезами на глазах просит всех знакомых и близких не сердить Савела Прокофьича. Однако выполнить ее просьбу сложно даже при желании. Агрессивность Дикого часто не обоснована. Ему может не понравиться внешний вид человека, какое-то его слово, взгляд – и начинается брань.

Значение образа купца в произведении

С какой целью автор ввел в свое произведения этого персонажа? Для понимания значения образа Дикого в «Грозе», нужно вспомнить еще об одной черте этого человека. Самый богатый и уважаемый человек Калинова на самом деле – обычный трус. Дикой ведет себя по-хамски только с теми, кто не может «дать сдачи», кто слабее морально.

Если на пути встречается человек, готовый дать отпор, буян и самодур «поджимает хвост». Например, отношения Дикого с его конторщиком Кудряшом. Он нисколько не боится начальника и может ответить ему грубостью. По этой причине купец предпочитает с работником не связываться. С уважением толстосум относится и к властной и жестокой Кабанихе. Рядом с подобными людьми агрессивность купца пропадает.

В пьесе «Гроза» Дикой – представитель «темного царства». Более того, его ревностный хранитель. Дикой – противоположность «царству света». Оно побеждает, если человек не склоняет головы, может дать отпор.
На такие мысли и наталкивает образ Дикого, которому автор дал даже красноречивую фамилию. Возможно, недостатки персонажа несколько преувеличены – здесь присутствует гипербола.

Уж такого-то ругателя, как у нас
Савел Прокофъич, поискать еще!
А. Н. Островский
Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим «темное царство», которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим грубым законам. Никакого свободомыслия - безоговорочное и полнейшее подчинение старшим. Носителями этой «идеологии» являются Дикой и Кабаниха. Внутренне они очень похожи, но некоторое внешнее различие присутствует в их характерах.
Кабаниха ханжа и лицемерка. Под маской благочестия она, «как ржа железо», поедом ест своих домочадцев, совершенно подавляя в них волю. Кабаниха вырастила безвольного сына, хочет контролировать каждый его шаг. Ей неприятна сама мысль, что Тихон может самостоятельно принимать решения, не оглядываясь на мать. «Поверила бы я тебе, мой друг,- говорит она Тихону,- кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят».
Кабаниха не только сама унижает детей, она обучает этому и Тихона, заставляя мучить жену. У этой старухи все на подозрении. Не будь она так свирепа, не кинулась бы Катерина сначала в объятия Бориса, а потом - в Волгу. Дикой же просто как «цепной» набрасывается на всех. Кудряш, правда, уверен, что «...мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили». Это совершенно верно. Дикой не встречает должного сопротивления, поэтому и подавляет всех. За ним капитал - это основа его бесчинств, поэтому он так и держит себя. Для Дикого есть один закон - деньги. Ими он определяет «ценность» человека. Ругань для него обычное состояние. Про него говорят: «Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет».
Кабаниха и Дикой - «столпы общества», духовные наставники в городе Кали-нове. Они установили невыносимые порядки, от которых одна кидается в Волгу, другие бегут куда глаза глядят, а третьи спиваются.
Кабаниха вполне уверена в своей правоте, она одна знает истину в последней инстанции. Оттого и держит себя так бесцеремонно. Она враг всему новому, молодому, свежему. «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».
У Дикого же патологическая любовь к деньгам. В них он видит основу своей безграничной власти над людьми. Причем для него все средства хороши в добывании денег: он обсчитывает горожан, «ни одного путем не разочтет», у него из недоплаченных копеек «тысячи составляются», совершенно спокойно присваивает себе наследство племянников. Дикой не щепетилен в выборе средств.
Под гнетом Диких и Кабаних стонут не только их домашние, но и весь город. «Толстая мощна» открывает перед ними неограниченную возможность произвола и самодурства. «Отсутствие всякого закона, всякой логики - вот закон и логика этой жизни»,- пишет Добролюбов о быте города Калинова, а следовательно, и любого другого города царской России.
В пьесе «Гроза» Островский дает правдивую картину затхлой атмосферы губернского города. Ужасающее впечатление складывается у читателя и зрителя, но почему же драма актуальна и спустя 140 лет после создания? Мало что изменилось в психологии людей. Кто богат, у власти, тот и прав, к сожалению, и поныне.

Речь Дикого характеризует его как крайне грубого и невежественного человека. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. Своим поведением он полностью оправдывает данную ему фамилию. «Как с цепи сорвался!» характеризует его Кудряш. Но Дикой воюет только с теми, кто боится его или полностью находится в его руках. Трусость как характерную черту самодурства Добролюбов отмечал еще в статье «Темное царство»: «Только покажись где-нибудь сильный и решительный отпор, сила самодура падает, он начинает трусить и теряться». И действительно, Дикой не переставая ругает Бориса, своих домашних, мужиков, даже совершенно постороннего ему кроткого Кулигина, но от своего приказчика Кудряша получает достойный отпор. «…Он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»,- юворит Кудряш. Оказывается, предел власти самодура зависит от степени покорности окружающих. Это хорошо поняла другая владычица «темного царства» – Кабаниха.

В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического: слишком нелепо выглядит противоречие его поведения разуму, болезненное нежелание расставаться с деньгами. Кабаниха же, с ее хитростью, лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью, страшна по-настоящему. Она внешне спокойна, хорошо владеет собой. Размеренно, монотонно, не повышая голоса, она изматывает домашних своими бесконечными нравоучениями. Если Дикой стремится грубо утвердить свою власть, то Кабаниха действует под личиной благочестия. Она не устает повторять, что заботится не о себе, а о детях: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится». Но ее «любовь» – только лицемерная маска для утверждения личной власти. От ее «заботы» доходит до полного отупения Тихон, бежит из дома Варвара. Ее методичная, постоянная. тирания измучила Катерину, привела ее к гибели. «Кабы не свекровь!..-говорит Катерина.- Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны». Кабаниха – жестокий, бессердечный палач. Даже при виде вытащенного из Волги тела Катерины она сохраняет ледяное спокойствие

Но если Тихон с детства приучен к беспрекословному повиновению и не подозревает о возможности другой жизни, то Борис, получивший образование, живший в культурной среде, сознательно покоряется самодуру ради слабой надежды получить хоть ничтожную долю причитающегося ему наследства. Корыстный расчет заставляет Бориса терпеть унижения, является причиной его трусости. Даже при последнем свидании с Катериной, когда он ясно видит, что.любимая женщина погибает, Борис не может отделаться от трусливой мысли: «Не застали бы нас здесь!» Эта расчетливая осторожность до конца раскрывает ничтожество Бориса. Он, как и Тихон, фактически становится пособником самодуров, соучастником их преступлений; но Борису это более непростительно, так как он понимает всю преступность деспотизма.

В характере Кудряша есть черты, роднящие.его с лихим разбойником из русских народных былин и песен. Они проявляются и в стиле его речи: «…Я свою голову дешево не продам»; «Пойдем, Шапкин, в разгул!». Особенно лихой русский характер Кудряша. раскрывается в его песнях, гармонически сочетающихся с волжским пейзажем и придающих поэтическое звучание сцене первого свидания Катерины с Борисом. «Точно я сон какой вижу! Эта ночь, песни, свидания! Х

Смела и решительна, под стать Кудряшу, Варвара. Она не суеверна, не боится грозы, что для женщины того времени было редкостью. Не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своем. положению она не может открыто выступить в защи:у своих прав и вынуждена хитрить и обманывать. На слов:! Катерины о том, что она не умеет ничего скрывать. Варвара отвечает: «Ну, а ведь 6*ез этого нельзя! Ты вспомни, где. ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Воспитанная на лживой, показной морали. Варвара придерживается правила: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Она сочувствуем Катерине, презирает бесхарактерность брата, возмущается бессердечностью матери. Но душевные порывы Катерины ей непонятны.