Структура и свойства организационной культуры. Организационная культура как элемент управления организацией

Организационная культура - это комплекс наиболее стабильно и продолжительно существующих характеристик организации. Организационная культура объединяет ценности и нормы, свойственные для организации, стили процедуры управления, концепции технологического социального развития. Организационная культура задает пределы, в которых возможно уверенное принятие решения на каждом уровне управления, возможности рационального использования ресурсов организации, определяет ответственность, дает направление развития, регламентирует управленческую деятельность, способствует идентификации работников с организацией. Под влиянием организационной культуры складывается поведение отдельных работников. Организационная культура оказывает существенное влияние на эффективность деятельности организации.

Основные параметры организационной культуры:

  • 1. Акцент на внешних (обслуживание клиентов, ориентация на потребности потребителя) или внутренних задачах. Организации ориентированы на удовлетворение потребностей потребителя, имеют значительные преимущества в рыночной экономике, отличается конкурентоспособностью;
  • 2. Направленность активности на решение организационных задач или на социальные аспекты функционирования организации;
  • 3. Меры готовности к риску и внедрению нововведений;
  • 4. Степень предпочтения групповых или индивидуальных форм принятия решения, то есть с коллективом или индивидуально;
  • 5. Степень подчиненности деятельности заранее составленным планам;
  • 6. Выраженное сотрудничество или соперничество между отдельными членами и группами в организации;
  • 7. Степень простоты или сложности организационных процедур;
  • 8. Мера лояльности работников в организации;
  • 9. Степень информированности работников о их роли в достижении цели в организации

Свойства организационной культуры:

  • 1. Совместная работа формирует у коллектива представления об организационных ценностях и способах следования этим ценностям;
  • 2. Общность означает, что все знания, ценности, установки, обычаи используются группой или трудовым коллективом для удовлетворения;
  • 3. Иерархичность и приоритетность, любая культура представляет ранжирование ценностей, часто главными для коллектива считаются абсолютные ценности общества;
  • 4. Системность, организационная культура является сложной системой, объединяющей отдельные элементы в единое целое.

Влияние организационной культуры на деятельность организации проявляется в следующих формах:

a) Идентификация сотрудниками собственных целей с целями организации через принятие ее норм и ценностей;

b) Реализация норм предписывающих стремление к достижению цели;

c) Формирование стратегии развития организации;

d) Единство процесса реализации стратегии и эволюции организационной культуры под влиянием внешней среды (меняется структура, следовательно, меняется организационная культура).

Успех в деятельности современной фирмы определяется в значительной степени сплоченностью персонала, надежностью и привычностью вертикальных и горизонтальных связей, доверительными, гармоничными и взаимовыгодными отношениями между руководством и сотрудниками. “Хорошая организация - самое выгодное вложение капитала” - гласит один из принципов управления.

Успех предприятия возникает в результате взаимодействия всех сотрудников, преследующих общие цели, которые должны быть реальны, пониматься каждым сотрудником и отражать основной характер предприятия. Учреждение, которое не будет отличаться от многих других, подобных ему, сразу же запрограммировано на неудачу, провал и банкротство. Годами нам твердят об организованной работе, отождествляя ее с работой организации, но работает не организация, а люди - персонал фирмы. Именно человеческий фактор, то есть хорошо развитая организационная культура и корпоративный дух, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

Страница 15 из 20

Основные характеристики организационной (корпоративной) культуры.

В любом из ресторанов «McDonald’s» независимо от того, в какой стране мира он находится, можно увидеть знакомую обстановку, идентичное меню - все это составляющие имиджа одной из наиболее преуспевающих организаций в мире. Успех этой компании объясняется не только вкусовыми качествами пищи, но и сильной организационной культурой. Каждый работник компании хорошо знаком с нормами поведения, принятыми в ней. Высокое качество, квалифицированное обслуживание и чистота - вот основные условия успеха. Не компрометировать фирму, использовать только наилучшие ингредиенты для приготовления пищи - вот основополагающие принципы компании.

Эту корпоративную культуру сформировал Р. Крок, стоявший во главе компании до 1984 г. После его смерти положение компании на рынке остается стабильным. Сегодняшние руководители, полностью проникнувшись философией Р. Крока, обычно приходят к решениям, во многом схожим с теми, которые принимал Крок в период его руководства. Это в большой степени разъясняет феномен компании «McDonald’s», символизирующий стабильность и гармоничность.

Корпоративная культура - это неуловимая, неосязаемая, невыраженная категория, наличие которой не требует доказательств. Каждая организация разрабатывает набор правил и предписаний, управляющих повседневным поведением сотрудников на своем рабочем месте. До тех пор, пока новички не усвоят эти правила поведения, они не смогут стать полноценными членами коллектива. Следование им поощряется администрацией соответствующими вознаграждениями и продвижением по службе. Например, не случайно сотрудники компании «Disney» воспринимаются всеми как обаятельные, всегда подтянутые и всем улыбающиеся люди. Таков имидж компании, поддерживаемый всеми ее сотрудниками. Именно поэтому совершенно очевидно, что, получив работу в компании, сотрудники будут стараться вести себя в соответствии с теми правилами, которые в ней приняты.

Согласно современному теоретическому подходу, организация, как любая социальная группа, имеет свои правила поведения, роли. ритуалы, героев, ценности. Культурологический подход рассматривает и организацию, и ее членов как носителей единых ценностей и исполнителей единых задач. Подобно гражданам одной страны рабочие должны способствовать росту и процветанию своей организации. С другой стороны, они же пользуются плодами этого процветания. Таким образом, производительность труда членов организации и их моральный дух неразделимы.

У каждой организации своя культура. Корпоративная культура аналогична личностной характеристике человека: это некий нематериальный, но всегда присутствующий образ, который придает значение, направление и основу ее жизнедеятельности. Корпоративная культура - это разделяемые всеми ценности, представления, ожидания, нормы, приобретенные по мере вхождения в компанию и за время работы в ней. Подобно тому, как характер влияет на поведение человека, организационная культура влияет на поведение, мнения и действия людей в компании. Корпоративная культура определяет, как служащие и менеджеры подходят к решению проблем, обслуживают заказчиков, ведут дела с поставщиками, реагируют на конкурентов и как они в целом осуществляют свою деятельность сейчас и в будущем. Она определяет место организации в окружающем мире, олицетворяет собой те неписаные законы, нормы и правила, которые объединяют членов организации и связывают их вместе.

Корпоративная культура развивается во времени подобно национальным или этническим культурам и таким же образом вырабатывает свои ценности и поведенческие нормы. Определенные модели поведения в одних организациях поддерживаются, в других - отвергаются. Некоторые организации, например, создают «открытую» культуру, в которой считается правильным все подвергать сомнению и выдвигать новые оригинальные идеи. В других новизна не поддерживается и общение сведено к минимуму. Кому-то приятнее работать в организации с «закрытой» культурой: человек приходит на работу, выполняет свое индивидуальное задание и возвращается домой к своей личной жизни, ничем не связанной с работой, кому-то же необходима организация семейного типа, в которой личная жизнь и работа тесно связаны.

Организация обычно создает традиции и нормы, которые вносят свой вклад в ее корпоративную культуру. Например, церемония награждения отличившихся работников утверждает ценность упорного труда и творчества в организации. Во многих компаниях распространена традиция по пятницам не надевать на работу пиджак с галстуком, а приходить в более свободной одежде, что способствует созданию атмосферы неформального общения и сближению коллектива. В других же организациях подобное даже представить невозможно: все члены рабочего коллектива придерживаются формальных правил в одежде, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на формы общения.

Корпоративная культура определяет степень риска, допустимую в организации. Некоторые компании вознаграждают сотрудника, стремящегося испытать новую идею, другие - консервативны, в них предпочитают иметь четкие инструкции и руководства при принятии любого решения. Отношение к конфликту - еще один показатель корпоративной культуры. В одних организациях конфликт считается созидательным и рассматривается как составная часть роста и развития, в других - конфликтов стремятся избегать в любых ситуациях и на любых организационных уровнях.

Существует много подходов к выделению различных аспектов, характеризующих и идентифицирующих культуру той или иной организации как на макроуровне, так и на микроуровне. Так, С. П. Роббинс предлагает рассматривать корпоративную культуру на основе следующих 10 критериев:

Личная инициатива, т.е. степень ответственности, свободы и независимости, которой обладает человек в организации;

Степень риска, т.е. готовность работника пойти на риск;

Направленность действий, т.е. установление организацией четких целей и ожидаемых результатов выполнения;

Согласованность действий, т. е. положение, при котором подразделения и люди внутри организации координированно взаимодействуют;

Управленческая поддержка, т. е. обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;

Контроль, т. е. перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;

Идентичность, т. е. степень отождествления каждого сотрудника с организацией;

Система вознаграждений, т. е. степень учета исполнения работ, организация системы поощрений;

Конфликтностъ, т. е. готовность отрыто выражать свое мнение и пойти на конфликт;

Модели взаимодействия, т. е. степень взаимодействия внутри организации.

Оценивая любую организацию по этим критериям, можно составить полную картину организационной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации.

Федеральное агентство по образованию

Пермский государственный технический университет

Кафедра менеджмента и маркетинга

Контрольная работа

по организационному поведению

на тему: Характеристики организационной культуры

Выполнила студентка

Гуманитарного факультета

Заочного отделения

Специальность:

Менеджмент организации

Проверил преподаватель:

Введение 4

Характеристика предприятия 5

Основные параметры организационной культуры 8

Развитие организационной культуры 9

Развитие организационной культуры «Практической Магии» руководство проводит через обучение работников, а также мотивирование их деятельности, в основном это материальное стимулирование. 9

Знания, навыки, умения работники приобретают на семинарах, обучениях, которые проводят представители компаний-поставщиков. На этих семинарах повышается уровень знаний по ассортиментному ряду, специфике производства товаров, качественным характеристикам. 9

Регулярно проводятся тренинги по технике продаж, предпродажной подготовке товаров, техники выкладки товаров. 9

Работник ожидает от организации достойную заработную плату, карьерного роста, понимания и сотрудничества, а так же хороших условий туда. Во всей сети «Практическая Магия» существуют такие конкурсы как: «Лучший отдел», «Лучший продавец», «Хеллоуин». Победители этих конкурсов получают призы..Так же в организации существуют такие льготы как, декретный отпуск, оплачиваемый больничный, оплачиваемый очередной отпуск. 9

Предложения, по улучшению результатов работы персонала. 14

Организация ожидает от человека, что он проявит себя как: 14

Заключение 16

Список использованных источников 17

Введение

Человек – это субъект культуры; в своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях он опирается на общечеловеческие, духовные и нравственные установки; культура, как онтологические корни, которые питают и взращивают личность, обеспечивая человека образцами и средствами решения личностных задач.

Носителями организационной культуры являются ее сотрудники. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей, и становиться атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.

Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами.

Для характеристики организационной культуры выбранного предприятия необходимо разобрать следующие пункты:

    Представить краткую характеристику организации.

    Описать основные параметры организационной культуры на предприятии и определить их влияние на трудовое поведение.

    Охарактеризовать действия руководства по развитию организационной культуры.

    Представить предложения, направленные на улучшение результатов работы персонала.

Характеристика предприятия

«Практическая Магия – сеть парфюмерных супермаркетов» ЧП Кошляк отдел ЦУМ, является магазином из торговой сети самообслуживания «Практическая Магия», включающая 33 отдела в городе Перми и 6 магазинов в других городах области.

Основной деятельностью сети является продажа бытовой химии, косметики, парфюмерии. Режим работы отдела 11 часов, что определяет сменный график работы (две смены по 10 часов). Магазин самообслуживания отличается возможностью выбора для покупателя, то есть задачей работников такого магазина является предоставление товаров отвечающих требованиям покупателя. Организация (отдел) имеет линейную структуру управления, при которой всей полнотой власти обладает руководитель конкретного отдела, осуществляющий непосредственное управление всеми сотрудниками. Если брать во внимание стиль управления, то предпочтительным является директивный стиль, при котором решения принимаются руководителем индивидуально. При таком управлении преобладают административные методы воздействия, строящиеся на формальных, традиционных средствах стимулирования и мотивирования труда работников: система премирования, поощрения, штрафов, наказаний. Численность персонала отдела насчитывает 25 человек. В структуру работников входят: продавцы – консультанты, продавцы – кассиры, старший отдела, старший смены, операторы ПК. График работы для продавцов-консультантов, продавцов-кассиров, операторов ПК скользящий – 4 через 2. График работы старшего отдела - вторник-суббота, воскресенье, понедельник – выходной; старшего смены – воскресенье – четверг, пятница, суббота – выходной; график смен – скользящий.

Если брать во внимание половозрастной состав сотрудников, то преобладающим полом является женский, а возраст колеблется в пределах от 18 до 25 лет. Образование большинства работников не выше средне профессионального, встречаются, и такие которые имеют только среднее образование, некоторые работники имеют высшее образование, но не связанное с торговлей, в основном – это студенты заочного отделения.

В организации система продвижения по службе представлена в виде категорий, начиная с 3 и заканчивая 1 категорией. Различающиеся между собой размером оклада, мерой самостоятельности при принятии решения, ответственности.

В организации существует высокая степень неопределенности. Зачастую работник даже не знает целей своей организации, которые она стремиться достичь, не говоря уж о мисси организации. Хотя каждому работнику выдают должностную инструкцию, за соблюдение которой они расписываются в специальном журнале. Должностная инструкция продавца представляет список обязанностей по выполнению работы, причем этот список детально характеризует всю сущность деятельности работника. Зафиксированы также права работника и организации. Контроль над соблюдением обязанностей осуществляется непосредственно старшим отдела, а также старшим смены. Если раньше перерыв на обед не регламентировался, то в последнее время сотрудники расписывались уже за ознакомление с новой должностной инструкцией, в которой четко распределено время для обеда и отдыха.

К нормативным документам в области управления персоналом также относится положение о премировании работников – это также является нововведением, если раньше зарплата состояла из должностного оклада, а также стимулирующей надбавки, которые зависят от категории работника, то теперь к этому добавилась премия в размере 12% от суммы должностного оклада. Начисление премии зависит от качества работы каждого работника. За качеством и надлежащим исполнением трудовых обязанностей следит старший сменой, которая в конце каждой рабочей недели заполняет на каждого сотрудника оценочный лист, в нем отражены замечания к работе сотрудника. Если работа сотрудника не удовлетворяет руководителя он вправе снизить размер премии или лишить ее совсем. При этом сотрудник заблаговременно об этом не осведомляется, а узнает только при получении зарплаты. Этот оценочный лист играет важную роль при аттестации сотрудников.

В организации практически отсутствует стабильность персонала по причине высокой текучести кадров. Из-за высокой текучести кадров изменилась и программа найма и отбора персонала. При приеме на работу учитывается только возраст работника, следовательно, отбора практически нет, а есть только привлечение и найм.

Основные параметры организационной культуры

Организационная культура включает в себя множество характеристик, но основными параметрами культуры являются:

    Внешняя атрибутика организации (стиль одежды сотрудников, форма их поведения и т.п.) т.е. то, что заметно покупателю;

    Внутренняя среда организации (различные подготовки сотрудников, их жизнь внутри организации: взаимоотношения, устои сотрудников, коммуникации) т.е. то, что стимулирует их к работе в этой организации;

    Развитие работников, их обучение и мотивирование.

В целом организационную культуру «Практической Магии» можно отнести к бюрократическому типу. Организация направляется сильным руководством, оно определяет лидеров и направления деятельности, желания и интересы отдельных работников подчиняются интересам организации.

Не получая от организации никаких стимулов и компенсаций сотрудник теряет мотивы к совершению своих должностных обязанностей. Находясь в плохих отношениях с коллективом, и ничего при этом не происходит с обеих сторон, работник теряет свое место в нем, а потом и место в организации. Не удовлетворяя своих личных потребностей (карьерный рост, уверенность в завтрашнем дне и т.п.) человек так же теряет мотивы работы, и более того, он начинает искать лучшую работу.

Развитие организационной культуры

Развитие организационной культуры «Практической Магии» руководство проводит через обучение работников, а также мотивирование их деятельности, в основном это материальное стимулирование.

Знания, навыки, умения работники приобретают на семинарах, обучениях, которые проводят представители компаний-поставщиков. На этих семинарах повышается уровень знаний по ассортиментному ряду, специфике производства товаров, качественным характеристикам.

Регулярно проводятся тренинги по технике продаж, предпродажной подготовке товаров, техники выкладки товаров.

Работник ожидает от организации достойную заработную плату, карьерного роста, понимания и сотрудничества, а так же хороших условий туда. Во всей сети «Практическая Магия» существуют такие конкурсы как: «Лучший отдел», «Лучший продавец», «Хеллоуин». Победители этих конкурсов получают призы..Так же в организации существуют такие льготы как, декретный отпуск, оплачиваемый больничный, оплачиваемый очередной отпуск.

На предприятии материальное стимулирование происходит через:

    заработную плату, повышение категории;

    премии (за личные достижения, за перевыполнение плана);

    продажа товаров своим сотрудникам со скидкой, предоставление товара «под зарплату»;

    двойная оплата за работу в праздничные дни.

Заработную плату работник получает по своей категории, поэтому если в ходе аттестации у работника повышается категория (аттестация происходит каждые шесть месяца), то его производительность повышается.

В отделе уровень премии зависит от итогов деятельности за прошедший плановый период. Поэтому, если отдел не перевыполнил план, то сотрудники получают обычную премию 12% (за личные достижения). При перевыполнении плана сотрудники получают еще одну премию к 12% «за перевыполнение плана». Конечно, сети будет невыгодно выплачивать премию, если план был не перевыполнен, поэтому работники заинтересованы в перевыполнении, хотя это происходит только за счет новых сотрудников, которые еще «морально не устали» от этой работы. Но если все-таки не получилось перевыполнить план, то сотрудники не получат премии и производительность труда снизится. Вследствие этого стимулы перестают действовать.

В исследуемой организации используется пятибалльный рейтинговый метод оценки персонала. Аттестация проходит каждые шесть месяцев, о проведении аттестации сообщается за одну неделю до первого этапа. На первой стадии старшие отделов предоставляют руководителю отдела персонала оценочные листы, заполненные на каждого сотрудника. В таком листе содержаться все негативные моменты работы сотрудника: опоздания на работу, прогулы, курение в неположенное время, некачественное исполнение трудовых обязанностей (не выставлен товар, просроченный товар, нет ценников на товар и другие), грубость, агрессия в общении с покупателями, коллегами. Руководитель отдела персонала, используя полученные данные, свои собственные наблюдения, а также данные «тайных» покупателей проставляет баллы в оценочной шкале. В рейтинговой шкале используется 5 показателей деятельности работника: внешний вид, дисциплина, отношение к покупателям, коллегам, скорость выполнения работы, качество работы. На второй стадии проводится тестирование на знание характеристик ассортиментного ряда, знание кассовой дисциплины.

Следующий этап представляет собой собеседование, которое проводит комиссия в составе менеджера руководителя отдела персонала и руководителя отдела развития с каждым сотрудником. В ходе собеседования выявляются положительные и отрицательные стороны работы сотрудника. Беседа носит рекомендательный характер, определяются варианты карьерного роста сотрудника, задачи, достижение которых будет способствовать повышению категории работника.

Практически на каждом этапе проведения аттестации существуют слабые места, которые оказывают нежелательное влияние на результаты оценки.

Во-первых, высока степень субъективизма. Пусть даже самый опытный и беспристрастный человек оценивает работников, не нужно забывать, что он человек, а не машина и у него есть свои предпочтения и свое понимание хорошего и плохого. В данном случае необходимо минимизировать субъективизм до приемлемого уровня, значение которого в меньшей степени способно влиять на результат. Субъективизм проявляется и при оценке руководителем отдела персонала, в основном он ориентируется на информацию, полученную из оценочного листа, его непосредственные наблюдения носят спонтанный характер, как правило, обход каждого отдела осуществляется раз в неделю. К тому же авторитарный стиль управления предполагает отношение к сотрудникам на уровне от плохого от среднего, но встречаются и исключения, это так называемые «любимчики», которые пользуются дополнительными привилегиями и никогда не опасаются за результаты аттестации. Стать «хорошим» для руководителя с авторитарным стилем управления очень сложно, но некоторые добиваются этого, причем разными способами. Понятие хороший сотрудник в данной ситуации не означает, что он такой на самом деле, зачастую это лишь видимость, на самом же деле это может быть очень ленивый и несамостоятельный работник.

Во-вторых, для оценки персонала используется недостаточное количество необходимой информации. Так в оценочном листе отражаются только факты некачественного исполнения работы, недисциплинированность. А положительные моменты, например, работник в течение всей рабочей недели выступал в качестве наставника нового работника, или выходил на работу в свой выходной день, не учитываются. Это в большей степени влияет на мотивацию сотрудников. Поняв, что его деятельность никаким образом не оценивается, он в будущем отказывается от данного типа поведения, считая, что дополнительные физические затраты ни к чему хорошему не приведут.

В-третьих, при оценке используется недостаточное количество показателей, как правило, для каждой должности базовыми являются около10 показателей. Снижение их числа уменьшает затраты времени, но уменьшают и такой показатель оценки как всесторонность.

В-четвертых, нередко случаются такие ситуации, при которых в результате оценки, одному работнику, проработавшему не более трех месяце, повысили категорию, а другому работнику, проработавшему год в данной организации, оставили на прежнем уровне. В данном случае второй работник выражает недовольство данным положением, результатом которого могут явиться как внутриличностный, так и межличностный конфликты. В такой ситуации руководителю отдела пероснала просто необходимо объяснить причины своего решения, определить основные моменты в работе, которыми недовольны оценивающие работника. Такие ситуации встречаются очень часто, и в основном определяют снижение эффективности работы в целом организации.

Подводя итоги данному разделу, можно сказать, что существующая методика оценки персонала с высокой степенью субъективизма, при использовании необходимой информации в недостаточном объеме, является одним из важнейших факторов снижения мотивации, заинтересованности в работе сотрудников. Следовательно, трудовой потенциал сотрудников реализуется не в полной мере, у них появляются пессимистические взгляды на свой карьерный рост, что может привести работника к принятию решения об увольнении, возникают межличностные конфликты, что ухудшает психологический климат коллектива. Перечисленные результаты влияют на снижение эффективности работы организации в целом, на высокий процент текучести кадров, на невыполнение поставленных целей и решение задач.

Предложения, по улучшению результатов работы персонала.

Организация ожидает от человека, что он проявит себя как:

    специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией;

    член организации, способствующей ее успешному функционированию и развитию;

    человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами;

    член организации, способный поддерживать хорошие отношения с коллегами;

    работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей;

    человек, преданный организации и способный отстаивать ее интересы;

    исполнитель определенной работы, готовый осуществлять ее с должной отдачей и на должном качественном уровне;

    член организации, способный занять определенное место внутри организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность;

    сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и распоряжениям руководства.

Комбинация ожиданий организации по отношению к человеку, а так же степень значимости для организации каждого отдельного ожидания могут отличаться у различных организаций. Более того, и в рамках одной и той же организации по отношениям к индивидам могут складываться различные комбинации ожиданий. Поэтому нельзя предложить единой универсальной модели ожидания организации по отношению к человеку, так же как нельзя предложить аналогичной универсальной модели ожидания человека по отношению к организации.

Для построения эффективной системы материального стимулирования на предприятии необходимо усовершенствовать несколько факторов материального стимулирования:

    Уровень премии работников не должен зависеть от итогов деятельности предприятия за прошедший плановый период;

    Работник должен стимулироваться только за ту работу, которую он выполняет.

Так как в магазинах люди работают по 10 часов, и в некоторых магазинах, в которых расположены отделы, или это отдельные точки нет мест общественного питания, то организация могла бы ввести доставку горячих обедов или обустроить мини-кухни. Конечно, это увеличит материальные издержки предприятия, но за такое проявление внимания сотрудники отзывались бы об организации очень хорошо.

На сегодняшний день многие руководители используют творческий подход к стимулированию персонала, вводят различные премии, не касающиеся заработной платы.

Любой человек хочет, чтобы его признали лучшим, чтобы его заметило начальство, к этому все стремятся. Поэтому, можно ввести социальные соревнования. Отдел, добившийся максимальной выручки по итогам квартала, конечно, это будут не единоличные награды, а для всего отдела, получит ценные подарки. С помощью этих соревнований у компании значительно повыситься объем продаж, возрастет конкурентоспособность и командный дух.

Заключение

Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающим людям ориентиры их действий и поведения. Эти ценностные ориентиры передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.

Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать для интересов организации, что, когда и в каких объемах он должен делать в организации, в каких условиях функционировать в организации, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация и т.п. От этого и ряда других факторов зависит удовлетворенность человека взаимодействием с организацией, его отношение к организации и его вклад в деятельность организации.

культуры 9 1.3. Структура организационной культуры 12 1.4. Содержание организационной культуры 14 Глава 2. Корпоративная культура ИНВЕСТСБЕРБАНК (ОАО) 2.1. Общая характеристика предприятия ...
  • Организационная культура предприятия (4)

    Реферат >> Менеджмент

    В широком смысле, термин "управленческая культура" употребляется для характеристики организационно -технических условий и традиций управления... то, что мы объединяем в понятие "организационная культура предприятия" . 3 В неформальной системе тоже есть...

  • Что делает организационную культуру организационной культурой? Почему организационная культура это не психологический климат? Почему организационная культура это не набор традиций и ритуалов?

    © Антон Зродников

    Сущностные характеристики организационной культуры

    Системность
    Важнейшим свойствоморганизационной культуры, как сложной системы, объединяющей отдельные элементы в единое целое, руководствуясь определенными приоритетами является системность. Элементы, составляющие организационную культуру, строго структурированы, иерархически соподчинены и обладают своей собственной приоритетностью.
    Поверхностное изучение организационной культуры начинается с первого, «поверхностного» или «символического», уровня, включающего такие видимые внешние факторы, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемые образцы поведения, способы вербальной и невербальной коммуникации, лозунги и т.п., или всё то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств человека. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но их достаточно трудно интерпретировать в терминах организационной культуры без знания других её уровней. Те, кто пытаются исследовать организационную культуру глубже, затрагивают её второй, «подповерхностный», уровень, на котором изучению подвергаются ценности, верования и убеждения, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке, каким образом они несут в себе смысловое объяснение первого уровня. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Второй уровень организационной культуры получил у Шейна название «организационная идеология». Здесь особо подчёркивается роль жизненного кредо лидера компании. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем возникают почти непреодолимые сложности.
    Третий, «глубинный», уровень включает новые («фундаментальные») предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Среди этих, принимаемых на веру, скрытых предположений, направляющих поведение людей в организации, Э.Шейн выделил отношение к бытию в целом, восприятие времени и пространства, общее отношение к человеку и работе.
    Соответственно тому, какие из указанных уровней изучаются, существует деление организационной культуры на объективную и субъективную. Субъективная организационная культура включает разделяемые всеми работниками ценности, убеждения, ожидания, этические нормы, восприятие организационного окружения, а также ряд элементов духовной части «символики» культуры: героев организации, мифы, истории об организации и её лидерах, организационные обряды, ритуалы и табу, восприятие языка общения и лозунгов.
    Объективную организационную культуру обычно связывают с физическим окружением: здание компании и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, применяемые технологии, цвета и объём пространства, удобства, кафетерий, стоянки для автомобилей и сами автомобили, униформа, информационные стенды, брошюры и т.п. Всё это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается организация.

    Согласно другой типологии любую культуру можно представить как двухкомпонентную структуру - ядро культуры и защитный пояс.
    Ядро культуры концентрирует в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности, а также систему ценностей, выработанных в реальной истории организации. Эти специфические стандарты, правила и т. д. связанные с историей компании, ее победами и поражениями, реальными условиями, в которых она формировалось, спецификой окружающей социальной среды. Структурами, в которых реализуется ядро культуры, являются, прежде всего, мифология, предрассудки, обряды, привычки, правила поведения, традиции. Главная функция ядра культуры - сохранение и передача самоидентичности, оно обладает высокой устойчивостью и минимальной изменчивостью. Ядро культуры выполняет функцию социальной памяти, хранящей информацию об истории, этапах формирования, условиях жизни и деятельности. Эта информация, аккумулируемая в ядре, через систему социализации, механизм социального «запоминания», транслируется в организации, и именно этим гарантируется ее самоидентичность. Для сохранения ядра культуры в процессе развития возникает особый культурный защитный пояс. Он выполняет функцию фильтрующего механизма, пропускающего директивную информацию, идущую из ядра культуры и отслеживающего и поглощающего информационные импульсы, поступающие в организацию из других культур. Эти импульсы, особенно если они несут угрозу ядру культуры, нейтрализуются и даже растворяются в защитном поясе. Вместе с тем он обеспечивает и другую функцию - адаптацию к внешней среде. Однако, ядро культуры при всей своей стабильности не может оставаться неизменным. Представляя собой информационную структуру, оно должно изменяться, ибо по определению, по своей сущности информация есть способ фиксации и передачи изменений. Говоря о стабильности ядра культуры, его устойчивости, мы фиксируем то обстоятельство, что ядро культуры как информационное образование изменяется и трансформируется несопоставимо медленнее, чем защитный пояс, и тем более чем реальная окружающая среда. Речь, следовательно, идет о разных скоростях изменения, причем скорости изменения ядра столь незначительны по сравнению со скоростями изменения защитного пояса и среды, что практически их можно не принимать во внимание на довольно больших временных интервалах. Это позволяет говорить о стабильности ядра культуры, хотя довольно относительной. Однако в случае резкого изменения условий внешней среды, при глубинных ее трансформациях стабильность ядра культуры может оказаться сугубо негативным явлением, мешая адаптации организации к новым условиям жизнедеятельности и тем самым толкая ее к саморазрушению.

    Диалектичность
    Организационная культура обладает свойством диалектичности, поскольку не является «вещью в себе», а постоянно соотносит свои элементы, как со своими собственными целями, так и с окружающей действительностью, другими организационными культурами, отмечая при этом свои слабые и сильные стороны, пересматривая и совершенствуя те или иные параметры.
    Организационная культура - противоречивое единство смысла деятельности и ее результата, постоянно обновляемая организацией, программа этой деятельности. Вместе с тем она является и основой социальных отношений.
    Организационная культура и организационные отношения - два аспекта организационной деятельности. Организационные отношения, воссоздаваемые в конечном итоге организационной культурой, представляют собой одновременно систему коммуникаций, специализации и интеграции организационной деятельности по обмену ресурсами, информацией в процессе реализации организационных целей. Они принимаются через нормы, обычаи, ритуалы т.д. Социальные отношения существуют не только в рамках единой организации, но и в рамках, групп т. е. ее подсистем, составляющих некоторую целостность, имеющих специфический опыт, формирующий субкультуры. Эти группы, как и организация в целом, могут существовать, если деятельность их членов противостоит перманентным разрушительным факторам, и их деятельность сводится в конечном итоге к решению проблем внутренней интеграции и внешней адаптации.
    Единство субкультур и социальных отношений обеспечивается деятельностью групп организации, состоящей как раз в решении вышеуказанных проблем. Ключевым фактором, обеспечивающим динамический гомеостаз социальных отношений организации компании, являются, прежде всего, способности людей переносить социальные отношения из прошлого в будущее, восстанавливать разрушенное, отводить реальные и потенциальные угрозы, сохранять жизнеспособность организации, что реализуется в рамках коммуникативной среды организационной культуры.
    Следовательно, суть социальных отношений может быть понята как некоторая система содержательных человеческих отношений и как социальная цельность и как деятельная способность входящих в него людей. Деятельность по решению проблем внешней адаптации и внутренней интеграции противостоит постоянному процессу разрушения, культуры, социальных отношений, постоянной тенденции роста дезорганизации.
    Процесс решения проблем внутренней интеграции и внешней адаптации- единственная преграда социальной энтропии, способная не только ее остановить, но и повернуть вспять. Энтропия является неизбежным следствием, организационных проблем, тогда как их решение приводит к проявлению эффекта негэнтропии. Это становится особенно очевидным при анализе возникновения противоречий в организационной деятельности. Сложность заключается в том, что в организации постоянно возникают противоречия между социальными отношениями и культурой, т. е. социокультурные противоречия. Они появляются в результате существования энтропийных процессов, т. е. ошибок, дезорганизации в освоении культуры, потери определенных ее элементов, а также попыток установить неэффективные отношения, что порождает несоответствие накопленной культуры складывающимся отношениям.
    Социокультурное противоречие обнаруживается в появлении культурных программ, которые смещают организационную деятельность таким образом, что в результате становятся нефункциональными жизненно важные социальные отношения. Это противоречие проявляется в конфликтах между исторически сложившимся и инновациями, которые это изменяют, между привычными и новыми политическими отношениями, что в конечном итоге обуславливается противоречиями внутри организаионной деятельности.
    Как установлено выше, эффективная организация должна, чтобы существовать, воспроизводить, обновлять свою культуру, свои социальные отношения, обеспечивать их единство, взаимопроникновение, снимая постоянно возникающие социокультурные противоречия, не допуская их роста до критического уровня. Возможность возникновения социокультурного противоречия связана с тем, что изменения культуры и изменения социальных отношений подчиняются разным закономерностям. Изменение социальных отношений в принципе всегда влечет за собой изменения эффективности организационной деятельности. Поэтому существуют ограничения, запреты на многие отношения, которые снижают эту эффективность ниже критического порога.
    Организационная культура в отличие от социальных отношений изменяется по другим законам. Культура всегда несет в себе оценки любого реального или возможного явления с точки зрения некоторого набора ценностей, независимо от возможности воплотить эти ценности.
    В культуре также есть ограничения, но природа их не та, что в социальных отношениях. Ограничения в культуре всегда являются лишь одним из аспектов ее содержания. Причем характер запретов некоторым образом двусмыслен, так как они сами постоянно превращаются в содержание человеческого мышления. Общеизвестно, то, что запрещено, привлекает к себе повышенное внимание. Не позволяя проявлять девиантное поведение, культура тем самым вынуждает людей мыслить в подобных представлениях.

    Динамичность
    В своем движении культура проходит стадии зарождения, формирования, поддержания, развития и совершенствования, прекращения (замены). На каждом из этапов появляются свои «проблемы роста», что является закономерным для динамичных систем. Различные организационные культуры выбирают свои пути их решения, более либо менее эффективные. Быстрорастущие организации ориентированы, как правило, на успешное достижение поставленных задач. Приоритетами организационной культуры таких предприятий являются: профессиональная компетентность, уверенность в себе и своих знаниях, желание самосовершенствования, «равенство шансов» при продвижении по служебной лестнице, достоверность и быстрота информации, высокие требования к качеству. Достижения сотрудников обязательно учитываются и оплачиваются. Все это рождает удовлетворенность трудом, приверженность организации и ее организационной культуре. Чтобы способствовать успешному росту такого быстрорастущего предприятия, организационная культура должна обладать повышенным динамизмом, гибкостью и высокой способностью к изменениям. Медленнорастущие организации ориентируются, как правило, на бюрократические нормы и ценности, прежде всего на власть и статус, самоутверждение, иерархию, единоначалие. Такая бюрократическая культура может доста­точно долго существовать без изменений и движения вперед, до тех пор, пока какие-либо действительно серьезные противоречия не приведут к необходимости ее изменений.
    Питательной средой, в которой культура формируется, реализуется и воспроизводится, является складывающееся естественным образом историческое движение. Представляя собой механизм сохранения и трансляции достигнутого, культура обеспечивает возможность систематической реконструкции отдельных событий организационной истории в контекст, и, следовательно, в то или иное видение исторических траекторий, тех или иных движений, как последовательные (логические) цепи событий-сдвижек.
    Изучая культуру, важно понимать ее как единство двух противоположных, но переходящих друг в друга полюсов, как постоянный процесс их взаимного проникновения. С одной стороны, культура - это нечто общеорганизационное. Но, с другой стороны, она всегда личностна. Для личности накопленная организацией культура является реальным предметом, характеристики которого личность превращает в содержание своего сознания и деятельности.

    Неоднородность
    Отличительной чертой той или иной культуры является приоритетность формирующих ее базовых характеристик, указывающая на то, какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между ее разными составляющими. В этом контексте говорить об организационной культуре как однородном феномене не приходится. В любой организации потенциально заложено множество субкультур, отражающих дифференциацию культуры по уровням, отделам, подразделениям, возрастным, национальным группам.Субкультура может находиться в том же измерении, что и доминирующая организационная культура, или создавать в ней как бы второе измерение.
    Фактически любая из этих субкультур может стать доминирующей, т.е. собственно организационной культурой, если она целенаправленно поддерживается и используется организационной властью как инструмент консолидации индивидуальных целей в направлении общей организационной цели.
    Субкультура — это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу . При этом под организационной культурой понимается одна, преобладающая во всей организации культура и культура её частей. Часто (хотя и не всегда) структура субкультур повторяет культуру самой организации.
    Носителями субкультур являются отдельные личности, выражающие сходные интересы. Субкультуры при этом повторяют структуру самого предприятия: управления, отделы, администрация предприятия будут иметь различные субкультуры. При наличии соответствующего потенциала обучения развиваются новые нормы и образцы поведения, которые ранее никем не привносились в организацию, возникает новая, сильная культура.
    Одна или несколько субкультур в организации могут по своей природе находиться в одном и том же измерении, что и доминирующая в организации культура, или создавать как бы второе измерение в ней.
    К первому виду взаимосвязи относятся, например, субкультура центрального аппарата управления, субкультура топ-менеджеров и т.п. — это будет некий анклав, в котором приверженность ключевым ценностям доминирующей культуры проявляется в большей мере, чем в других частях организации.
    Во втором случае ключевые ценности доминирующей культуры принимаются членами какой-нибудь из ее групп одновременно с отдельным набором для себя других, как правило, не конфликтующих ценностей. Субкультуры являются следствием проблем и опыта, через которые прошли подразделения организации. Контркультуры могут находиться в прямой оппозиции доминирующей культуре, в оппозиции к структурам власти и органам управления, либо в оппозиции к определенным элементам общей организационной культуры, ее структурным составляющим, нормам взаимоотношений, ценностям и т.п.
    Обычно это имеет место в субкультуре центрального аппарата какой-либо организации или системы органов управления. Такое можно наблюдать на периферии организации или в территориальных органах управления. Таким путём может идти приспособление к специфике деятельности (функциональные службы) или местным условиям (территориальные отделения).
    В организациях может существовать третий тип субкультур, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть. Среди этих организационных контркультур могут быть выделены следующие виды:

    • прямая оппозиция ценностям доминирующей организационной культуры;
    • оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации;
    • оппозиция к образцам отношений и взаимодействия, поддерживаемыми организационной культурой.

    Контркультуры в организации обычно появляются тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения. В определённом смысле организационные контркультуры являются призывом к помощи в период стресса или кризиса, т.е. когда существующая система поддержки разрушилась, и люди пытаются восстановить хоть какой-то контроль за своей жизнью в организации. Некоторые «контркультурные» группы могут стать достаточно влиятельными в ходе крупномасштабных трансформаций, связанных со значительными изменениями в природе, конструкции и характере организации.

    Ценностная консолидированность
    Ценностная консолидированность — еще одно важнейшее свойство организационной культуры. Любая организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации, приносят с собой груз прошлого опыта, в котором нередко таятся "вирусы" других культур. Иммунитет организации от подобных "инфекций" зависит от силы ее культуры, которая определяется тремя моментами:
    1) "глубиной";
    2) той степенью, в какой ее разделяют члены организации;
    3) ясностью приоритетов.
    "Глубина" организационной культуры определяется количеством и устойчивостью важнейших убеждений, разделяемых работниками. Культуры со многими уровнями убеждений и ценностей имеют сильное влияние на поведение в организации. В некоторых культурах разделяемые убеждения, верования и ценности четко ранжированы. Их относительная важность и взаимосвязь не уменьшают роли каждой их них. В других культурах относительные приоритеты и связи между разделяемыми ценностями носят размытый характер. Четкая приоритетность убеждений оказывает больший эффект на поведение людей, так как они твердо знают, какая ценность должна преобладать в случае ценностного конфликта.
    Таким образом, сильная культура имеет более глубокие корни в сознании людей, она разделяется большим числом работников и в ней более четко определены приоритеты. Соответственно, такая культура имеет более глубокое влияние на поведение работников в организации.
    Сильная культура не только создает преимущества для организации, но может также выступать серьезным препятствием на пути проведения организационных изменений. «Новое» в культуре вначале всегда слабее. Поэтому оптимальной для реорганизации, по-видимому, является умеренно сильная организационная культура. Сразу следует подчеркнуть: каждое предприятие обладает культурой, даже если она выражена исключительно через обоюдное недоверие. Хотя существует и такое мнение, что о культуре следует говорить лишь там, где группе удалось достичь стабильности и когда можно обратиться к общей истории развития. Это суждение имеет право на существование в отношении групп, но не крупных организаций, которые сами состоят из мелких сообществ, находящихся одновременно на различных стадиях развития и имеющих тем самым признаки сильных или слабых организационных культур. Характеризовать культуру как сильную — значит допускать возможность появления недоразумений: сильная как доминирующая, мощная, нечувствительная, с огромным фасадом, всё из одного монолита, подавляющая чувства и настроения, неживая, унифицированная, игнорирующая серые тона, подавляющая индивидуальные различия, формы и нюансы.
    Чем сильнее организационная культура, тем легче она сопротивляется попыткам разрушить ее со стороны внешних сил или контркультур, и тем легче такая сильная культура адаптируется к любого рода изменениям. Сильная культура — это предмет гордости персонала; она является открытой, живой, бесспорной, легко узнаваемой. Причастность к такой культуре сама по себе становится мощным инструментом мотивации персонала, удовлетворения его потребностей в успехе, самореализации, достижении цели, морали и нравственности, высокой культуре деловых отношений, постоянном движении вперед. От персонала в такой культуре требуется постоянная самоактуализация, совершенствование и развитие своих способностей, желание не только провозглашать нормы и ценности, но и реально следовать им в своем развитии.
    Сильные культуры, если они сразу распознаваемы, являются бесспорными, открытыми, живыми — тем, чем живут люди. Их можно распознать по тому, что на предприятии принято некоторое небольшое число ценностей, которые понимаются, одобряются и вынашиваются всеми членами организации.
    В содержании этих основных ценностей постоянно выражаются две тенденции: гордость и стиль. Так как во многих случаях основные ценности представляют программу того, чего желают представить и достичь, с одной стороны, во внешней сфере, то есть, например, на рынке, в обществе. С другой стороны эти основные ценности в значительной мере затрагивают вопрос, какие взаимоотношения желательны внутри организации. Бесспорная культура является решающим элементом мотивации: гордость за собственное предприятие и ощущение, что на основе практикуемого стиля общения ты находишься на высоком уровне.
    Результативный аспект выражается, несмотря на все неудачи, провалы и прокламации, в постоянно преследуемой цели, желании быть первыми, господствующими на рынке или просто лучшими в определённой области, в определённой сфере, в определённой рыночной нише или, если это уже достигнуто желанием расширить и удержать эти позиции. Бесспорные культуры предприятий развивают сильную собственную динамику, они прививают иммунитет субъектам культуры и представляют тем самым существенную опору для развития самопонимания.
    Характерным признаком сильной культуры является также то, что основные представления о том, как надо относиться друг к другу, являются бесспорными. Сильные культуры характеризуются широкой областью общности предположений и ценностей, которые влияют на действия людей больше, чем мотивы несвязанные с культурой
    Организационные культуры считаются слабыми, если они очень раздроблены и не связаны вместе общими ценностями и убеждениями. Компания может страдать, если субкультуры, которые характеризуют её различные подразделения, не связанны или в конфликте друг с другом. Копирование норм поведения в неофициальных группах, может играть важную роль в развитии этих различных субкультур. Компания, в которой общие дела, высказывания, события и чувства не очевидны, не имеет чёткой культуры вообще.
    Слабую культуру можно распознать на основе следующих симптомов:

    • отсутствуют ясные представления о ценностях и общие убеждения относительно того, как можно достичь успеха в определённой отрасли, определённой ситуации или в определённом деле. Распространяется беспомощность, спасения ищут в постановке краткосрочных производственных целей, долгосрочные цели отсутствуют, и выяснение всеобъемлющей философии предприятия рассматривается просто как роскошь;
    • в целом представления о ценностях и убеждениях имеют место, но не существует согласия по поводу того, что в настоящий момент является правильным, важным и действенным. Это состояние переходит в осложняющую проблему тогда, когда отсутствие решительности исходит от руководства предприятия. Противоречия накапливаются и продолжаются на нижних уровнях организации. Следствием этого могут являться войны между заместителями и скрытая борьба между «сильными на предприятии»;
    • отдельные части организации неспособны прийти к согласию между собой: представлены в основном различные точки зрения, отсутствует цельная картина. Имеются в виду, прежде всего, традиционные фронтальные позиции, которые могут выступать между штабом и линией, техниками и коммерсантами, маркетингом и производством, внутренней и внешней службами, региональной организацией и центром и т.д.;
    • ведущие фигуры возникают и действуют скорее демотивирующе и ничего не делают, чтобы способствовать развитию общего понимания того, что является важным, а что — нет.

    Это может, например, означать, что руководящие кадры принимают неосознанно смешанные, т.е. противоречивые решения. В идентичных ситуациях они реагируют совершенно по-разному. В случае успеха превышение полномочий сотрудником поощряется как предприимчивость, в случае неудачи — наказывается как недисциплинированность.
    Однако в последние годы мнения относительно значимости этой характеристики и ее роли в организационных процессах разделились. Так, утверждение, что наличие в организации «сильной» культуры хорошо уже само по себе, сегодня считается спорным по ряду причин которые, по мнению, А.Браун опровергают это:
    1) сильная культура облегчает достижение целей, но их постановка в рамках культуры не всегда бывает позитивной, когда эти цели неэтичны или не поощряют отличную экономическую деятельность;
    2) на мотивации сотрудников сильная культура сказывается двояким образом, т.е. может поощрять совершенно разные отношения к организации или работе, и не всегда исключительно позитивные;
    3) организация, высоко оценивающая свое прошлое и фиксирующая информацию о нем в историях и рассказах, обладает преимуществом по сравнению с аналогичной компанией, которая не придерживается таких правил. Вместе с тем существует едва различимая граница между умением делать выводы из уроков прошлого и слепым ему подчинением;
    4) очень сложно выделить определяющую причину успеха компаний с сильной организационной культурой, т.к. вполне допустимо, что именно успешная экономическая деятельность приводит их к установлению сильной культуры, а не наоборот. Успех организации часто объединяет убеждения и ценности, утверждаемые культурой, а, следовательно, именно экономический успех усиливает организационную культуру.

    Аннотация: Понятие организационной культуры. Три уровня организационной культуры по Э. Шайну. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Оценка организационной культуры (OCAI) и использование результатов ее анализа. Формирование и поддержание организационной культуры. Организационные обряды. Национальные факторы в организационной культуре. Модель Г. Хофштеда. Модель Лэйн и Дистефано. Модель У. Оучи. Организационное развитие. Управление изменениями. Типы изменений. Движущие силы изменений. Сопротивления изменениям: формы, источники. Методы преодоления сопротивлений по Дж. Коттеру и Л. Шлезингеру.

    Цель лекции: рассмотреть понятие организационной культуры , а также подходы к ее формированию на основе научных исследований. Определить методы преодоления сопротивления.

    Большинство западных и российских предпринимателей пришли к пониманию того, что эффективно развивается та организация, в которой создан сплоченный коллектив, устранены иерархические преграды, каждый максимально заинтересован в общем успехе, т.к. от этого зависит его материальное благополучие. Активнее развивается та организация, в которой имеется развитая организационная культура .

    Направление " Организационная культура " представляет собой область знаний, входящую в серию управленческих наук. Она исходит из сравнительно новой области знаний "Организационного поведения", которая исследует общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации.

    Основной целью организационного поведения является помощь людям в более продуктивном осуществлении своих обязанностей в организациях и получение от этого большего удовлетворения.

    Для достижения этой цели необходимо, кроме всего прочего, определить ценностные установки личности, организации, и т.д. Прежде всего, имеются ввиду нормы, правила, или стандарты.

    Для каждого конкретного организационного поведения существует собственная организационная культура , которые составляют единое целое.

    Организационная культура - это совокупность норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в обществе и организационных отношениях. Таким образом, организационные отношения - это взаимодействие, противодействие или нейтральное отношение структурных элементов в организации и вне ее.

    Таким образом, организационная культура , представляет собой:

    • усвоенные и применяемые членами организации ценности и нормы, которые одновременно решающим образом определяют их поведение;
    • атмосфера или социальный климат в организации;
    • доминирующая в организации система ценностей и стилей поведения.

    Уровни организационной культуры

    Согласно исследованиям Э. Шайна, организационную культуру необходимо рассматривать с позиции трёх уровней.

    Так, первым уровнем является познание организационной культуры . На этом уровне человек познаёт всю совокупность внешних факторов, формирующих культуру оргнизации.

    На втором уровне, который получил название "подповерхностный" или "организационная идеология", человеком начинают восприниматься ценности, убеждения, верования, разделяемые всеми членами организации через язык, символы, поведение.

    На третьем уровне "глубинном" происходит неосознанное принятие на веру скрытых предложений. К примеру, отношение к бытию, восприятие пространства и времени, отношение людей к работе и друг другу и пр.

    Характеристики организационной культуры по Ф. Харрису и Р. Морану

    Согласно исследованиям этих учёных, организационную культуру следует рассматривать по следующим характеристикам: ( таблица 30.1).

    Таблица 30.1. Характеристики организационной культуры по Харрису и Морану
    Характеристика организационной культуры Что понимается под данной характеристикой.
    Осознание самого себя и собственного в организации в одних культурах ценятся сокрытия работниками собственных внутренних настроений, в другие - поощряются их внешние проявление
    Система коммуникации и язык общения используется устная, письменная, невербальная коммуникации, которая претерпевает изменения с каждой новой группой, организацией
    Внешний вид одежда и манера поведения на работе
    Питание работников что, где и как едят работники организации
    Осознание времени отношение ко времени, поощрение за соблюдение распорядка
    Отношения между людьми по полу и возрасту, власти и статусу, интеллекту и мудрости, знаниям и опыту
    Ценности и нормы что люди ценят в организации и как эти ценности ими сохраняются
    Вера вера в руководство, собственные силы, справедливость, в этическую сторону поведения
    Процесс развития работников Спонтанное или осознанное исполнение работы, внимание на интеллект или на силу, подходы к объяснению причин
    Трудовая этика и мотивы отношение к труду и ответственности за него, качество и оценка результатов работы, вознаграждение

    Определённые выше культуры организации, отражают и придают смысл организационной культуре. Коллектив организации, разделяя веру и ожидания, создаёт своё физическое окружение, вырабатывает язык общения, совершаёт адекватно воспринимаемые другими действия и проявляет принимаемые всеми чувства и эмоции. Все это, помогает работникам понимать и интерпретировать культуру организации, т.е. придать свое значение событиям и действиям.

    Инструмент оценки корпоративной культуры OCAI базируется на теоретической модели "Рамочная конструкция конкурирующих ценностей". Четыре доминирующих типа корпоративной культуры вырисовываются на основании этой рамочной конструкции. Инструмент был разработан на основе анализа эмпирических исследований 39 индикаторов, определяющих исчерпывающий набор измерителей организационной эффективности. В результате этих исследований были выделены два наиболее важных индикатора и сформулированы четыре стержневые ценности, представляющие собой противоположные или конкурирующие допущения. Инструмент предназначен для оценки эффективности корпоративной культуры и определение тех ее аспектов, которые для компании желательно изменить, и рассматривает те аспекты, которые определяют фундамент культуры организации.

    Компоненты организационной культуры , по которым строится оценка:

    1. Внешние характеристики.
    2. Общий стиль лидерства в организации.
    3. Управление наемными работниками.
    4. Связующая сущность организации.
    5. Стратегические цели.

    Формирование организационной культуры

    Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и приспособлением её к постоянно изменяющемуся внешнему окружению. Это и есть процесс достижения организацией своих собственных целей и взаимодействия с внешней средой. В рамках данного процесса решаются вопросы относящиеся к выполняемым задачам, методам их решения, реакции на успехи или неудачи и пр.

    Практически в любой организации работники стремятся принимать участие в следующих процессах:

    • определять во внешнем окружении, что является важным, а что нет;
    • разрабатывать варианты измерения достигнутых результатов;
    • определять причины успеха и неудачи в достижении целей.

    Замечено, что сотрудники организации испытывают потребность в развитии допустимых способов доведения до представителей внешнего окружения информации о собственных возможностях, преимуществах и успехах.

    Процесс внутренней интеграции представляет собой связь с установлением и поддержанием эффективных отношений в работе между членами организации. По сути, это процесс нахождения способов совместной работы и сотрудничества в организации. Процесс внутренней интеграции начинается с определения самого себя, что определённым образом относится как к отдельным группам (субкультуры), так и ко всему коллективу организации в целом.

    Работая друг с другом, члены коллектива организации стремятся определить для себя окружающий их "организационный мир".

    Практически на всех стадиях развития организации управленческая культура её руководителя (личная вера, ценности, нормы и поведение) в большинстве случаев определяет и культуру организации.

    Как было определено ранее, формирование культуры организации связано с внешним организационным окружением:

    • деловая среда в целом и в отрасли в частности;
    • элементы национальной культуры.

    Принятие организацией определенной культуры может быть предопределено спецификой вида хозяйственной деятельности, в котором она функционирует, с особенностями рынка, потребителей и т.п.