Строгановский дворец - lizzy_darcy. Строгановский дворец - lizzy_darcy Растрелли строгановский дворец

При посещении Санкт-Петербурга, мне кажется, никого из путешественников не оставят равнодушными прекрасные старинные здания нашего города. Я сама очень люблю (особенно летними вечерами) бродить по центру и наслаждаться окружающей красотой!

Кстати, уже рассмотренный мною у , по некоторым предположениям, создан «по образу и подобию» героя моего сегодняшнего рассказа.

Я имею в виду - Строгановский дворец.


Возможно, для этого есть свои основания. Так как изначально последний был построен к 1756 году, а хоромы Белосельских–Белозерских появляются уже к 1848. Хотя, это не столь и существенно. Главное, что в наше время мы с вами имеем возможность полюбоваться этим шедевром XVIII века, как прогуливаясь по Невскому проспекту (у его пересечения с Мойкой), так и зайдя вовнутрь здания, являющегося в настоящее время филиалом .

Исторический экскурс

Появление дворца

Начну с того, что предпосылкой для появления Строгановского дворца, по мнению историков, стало то, что в 1720-е годы близ Зеленого моста, перекинутого через Мойку, высокородное семейство Строгановых обзавелось скромным особнячком. Через 20 лет, предположительно в 1742 г., они прикупили рядом недостроенный двухэтажный дом, выходящий с Мойки одним из фасадов на Невский проспект, который ранее затеял строить портной Иоганн Нейман по проекту зодчего М. Г. Земцова. И тут Строгановы столкнулись с неожиданным препятствием. Отмечу, что в один комплекс с этим «недостроем» в ту пору входили дома соседей: придворного повара Шестакова и адъютанта генерала Салтыкова. По существующему при Государыне Анне Иоанновне положению о градостроительстве фасады близстоящих домов на Невском должны были выглядеть «не разнокалиберно», а в едином стиле. При этом ущемлялся «творческий замысел» нового владельца - барона С. Г. Строганова, хотевшего достроить новое владение по-своему.


Сергей Григорьевич принялся упрашивать повара продать его дом, но тот оказался крепким орешком. Да и был резон его упрямству. Хоть и не богатое жилье у него было, да располагалось-то на Невском проспекте! Сразу почему-то мне вспоминаются питерские коммуналки в центре города. Ведь и в наши дни жильцы не очень-то стремятся переселяться из них в индивидуальные квартиры на окраинах. Пришлось Строганову смириться и достроить новый дом в «общем архитектурном ключе» с поварским и адъютантским. Для этой цели он привлек знаменитого Франческо Бартоломео Растрелли.


Далее, согласно мнениям отдельных историков, этот дом был уничтожен пожаром в 1752 году как раз в тот момент, когда повар наконец-то по каким-то своим новым соображениям уступил всё же свой особнячок семейству Строгановых. Руки у хозяина были теперь развязаны, и строительство нового дворца, также под началом Растрелли, закипело.


Это здание поглотило фундаменты и нижние этажи прежних домов и возрастало стремительно, словно «на дрожжах». Уже осенью в 1754 году (хоть готова была только часть дворца со стороны Мойки) в нём был устроен бал по поводу новоселья хозяев, который посетила даже Императрица Елизавета Петровна.


Окончательным годом постройки считается 1756.

Архитектура и внутреннее убранство «по Растрелли»

Я думаю, вы при посещении Петербурга сами увидите, что построен этот дворец, как раньше говорили, «глаголем», то есть в форме буквы «Г».


Фасады и интерьеры выполнены были в барочном стиле. Растрелли стремился к тому, чтобы оба фасада, выходящие и на Невский, и на набережную Мойки, находились в гармонии друг с другом. С этой целью в их центрах архитектор поместил портики с фамильным гербом семьи Строгановых, венчающиеся баронской короной. Под окнами второго этажа вы можете увидеть медальоны с изображением профиля мужчины. Кто-то считает его портретом Сергея Григорьевича, кто-то - принадлежащим Растрелли, по эскизам которого во дворце было оформлено также 50 комнат.


Отмечу, что приходилось не забывать и о правилах градостроительства. Никаких усадебных подъездов с ризалитами у дворца не могло и быть. Но все равно Растрелли удалось создать парадную представительность входов.


Думаю, что вам будет интересен и тот факт, что этот мастер за обустройство частных домов до этого момента не брался. «Не барское» было сие дело для придворного архитектора. Строганов, как частный заказчик, стал исключением (видимо, из-за своей близости к дому Романовых). Так что, вы можете видеть единственный сохранившийся первый частный дом, исполненный Растрелли. К сожалению, сегодня его Зеркальная галерея и Парадная лестница не сохранились. А вот Большой зал, служивший для устройства балов, к счастью, цел и не вредим.


Он и в наше время блистает своим великолепием.

Последующие изменения в интерьерах дворца

После кончины хозяина Строгановский дворец стал собственностью его сына - Александр Сергеевича. Расскажу, что он был весьма видной фигурой в Петербурге: искусствовед, меценат, президент Академии художеств, директор Публичной библиотеки.


По его желанию в период с 1788 по 1793 годы в интерьеры были внесены перемены при помощи архитектора Фёдора Ивановича Демерцова. Тот заменил служебные постройки двумя флигелями и замкнул здание в форме каре. Далее, с 1793 года перепланировкой занимался бывший крепостной Строгановых, так сказать, их «домашний» архитектор - Андрей Воронихин (именно он является автором знаменитого петербургского ).


Барочный «растреллевский» стиль Строгановского дворца был изменен этим мастером на классический. Фасады перекрашены в желтовато розовый цвет. Именно в тот период во дворце произошел пожар, в результате чего из всех помещений первоначального оформления сохранился лишь Бальный зал.


Обратите внимание, что сегодня это единственный подлинный, а не вновь созданный парадный интерьер Растрелли в Санкт-Петербурге. Зодчий Воронихин работал и проживал в Строгановском дворце до начала XIX века.


Его трудам принадлежит знаменитый Угловой зал, устроенный на месте прежней Зеркальной галереи. Сохраненная по счастливой случайности воронихинская акварель этого помещения позволила специалистам в конце XX воссоздать первоначальный авторский замысел.


Также особо примечателен в Строгановском дворце двухъярусный Минералогический кабинет. Это подлинный шедевр русской архитектуры XVIII века. Сначала он служил лишь для размещения собрания минералов, но затем здесь появилась и библиотека.


Паруса сводов хоров второго яруса тут поддерживают колонны из искусственного мрамора. Первый ярус отделан барельефами, аллегорически означающими четыре стихии: «Огонь», «Воду», «Землю» и «Воздух». Обрисую для вас ещё одно из творений Воронихина - дворцовую Картинную галерею, которую искусствовед А. Бенуа назвал «душой здания».


Талантливый зодчий создал здесь удивительный русский интерьер рубежа XVIII-XIX веков. Комната расположена на втором этаже в восточном флигеле. Она представляет собой галерею и две лоджии, расписанные кессонами.


Здесь в позолоченных багетах располагались полотна в основном европейских художников XVII века. Вдоль стен стояли диваны и кресла, обитые зеленым шелком.


Сразу обращу ваше внимание на то, что этот мебельный гарнитур в советское время сохранялся в Русском музее и в 2015 году вновь вернулся на свое законное место. Так что вы при посещении дворца можете им полюбоваться. В Картинной галерее также красовалась удивительная малахитовая ваза, выполненная Екатеринбургскими мастерами.


Размеры её весьма значительные: 1, 34 метра в высоту и 1 метр в диаметре. Теперь это достояние . Коллекция живописи, представленная в Галерее, принадлежала самому А. С. Строганову. Он собирал её более 40 лет. Сюда входили полотна Рембрандта, ван Дейка, Робера, Рени и работы известнейших скульпторов. Я уже упоминала, что Александр Сергеевич являлся президентом Академии художеств. Вот он и использовал свою галерею в качестве учебного класса для студентов. Воспитанники Академии изучали здесь теорию искусства, а также копировали произведения величайших мастеров.


Кстати, в воскресные дни этот своеобразный музей был открыт для посещения петербургских любителей живописи. Мне показался интересным тот факт, что при Александре Сергеевиче в здании не было предусмотрено спальни. Оказывается, хозяин этого роскошества попросту почивал в разных помещениях.


Он укладывался то в креслах, то на кушетках, то на походной кровати. Тем не менее, дворец обслуживало сразу около 600 человек. Среди них были не только слуги в обычном понимании, но и актеры, танцоры, музыканты. Ведь в те времена дворец Строгановых был настоящим культурным центром Санкт-Петербурга.


Здесь зачастую устраивали маскарады, оперные вечера, концерты, где собиралась масса гостей. Среди них могу назвать Г. Р. Державина, Д. С. Бортнянского, Д. Г. Левицкого. Именно в Строгановском дворце Фонвизин в первый раз прочел выдержки из «Бригадира», а Крылов - свои басни.


После кончины Александра Сергеевича в 1811 году дворец достался его наследнику Павлу Александровичу.


Сын Павла Александровича, участвуя вместе с отцом в Краонском сражении в 1814 году, погиб. Есть строки А. С. Пушкина, откликнувшегося на эту трагедию:

О страх! о горькое мгновенье!
О Строганов, когда твой сын
Упал, сражен, и ты один,
Забыл ты славу и сраженье
И предал славе ты чужой
Успех, ободренный тобой.

Павел Александрович пережил сына всего на три года... Лишившись наследника, он учредил маойрат - неделимое имущество, переходившее старшему в роду. А дворцом стала владеть его вдова Софья Владимировна Строганова.


Расскажу вам, что эта неординарная женщина за 30 лет распоряжения громадными семейными имениями сумела привести их в блестящее состояние.


Она позволила проживать в о дворце двум своим дочерям с семьями. Для них в 1820-х годах здание вновь было перестроено стараниями архитектора П. С. Садовникова. Он создал Арабесковый зал, надстроил южный флигель, отделав фасады в барочном стиле, а во дворе соорудил голубятню.


После смерти Софьи Владимировны дворец переходил разным членам семейства Строгановых. В тот довольно продолжительный период он не единожды перекрашивался и в результате стал розовым. Кстати, если вы заглянете в дворцовый дворик, то увидите премилых сфинксов.


Они перекочевали сюда в 1908 году от дачи А. С. Строганова, построенной также по проекту Воронихина в конце XVIII века на берегу большой Невки. Это - не «новодел». Их мастер неизвестен, но искусствоведы склонны к мнению, что он - наш соотечественник.

Последним хозяином дворца становится граф С. А. Строганов.


Но его главными увлечениями были охота и лошади. Он предпочитал петербургским хоромам имение на Псковщине в Волышово.

Открытые обеды во дворце или знаменитый бефстроганов

Думаю, стоит дополнить рассказ небольшим штрихом о «бефстроганове». Да-да, это блюдо, которое поначалу называлось «Беф а ля Строганов», что значит «мясо по-строгановски», изобретено было именно «в недрах» данного семейства.


Назван этот кулинарный изыск в честь графа Александра Григорьевича Строганова.


Он проживал не в Петербурге, а в Одессе, и его повар - француз - объединил в бефстроганове секреты его родной, а также русской кухонь. Будучи человеком богатым и щедрым граф устраивал в своём доме приемы «открытых столов» для любого прилично одетого человека, где и подавалось так интересно приготовленное мяско. Кстати, сегодня это блюдо входит в перечень мировой ресторанной кухни как «русское», хотя представляет собой смесь русского и французского рецептов. Так вот, и обитатели Строгоновского петербургского дворца у себя во дворе также частенько накрывали столы и устраивали «открытые обеды», но уже для всех желающих, включая бедных петербуржцев.

Дворец после революции 1917 года

Во время политической бури, потрясшей Россию в 1917 году, род Строгановых покинул страну. Дворец был национализирован. Богатейшую библиотеку перевели в Томский университет. А в самом здании был создан историко-бытовой музей, ставший с 1925 года филиалом Эрмитажа. Правда, просуществовал он недолго, лишь до 1929 года. После его закрытия все ценности из Строгановского дворца перешли в другие музеи.


Так получилось, например, с малахитовой вазой и трехметровыми торшерами работы Ф. Томира, которые теперь находятся в . Также часть коллекционного собрания была продана за границу, в том числе ушла с берлинского аукциона, проводимого в 1931 году. В самом дворце теперь стала находиться Всесоюзной Академии Сельскохозяйственных наук, затем с 1937 года - « Электромортрест», а за ним - предприятие по судостроению «Эра».


Фасад здания в 1935 году перекрасили, и он до 2003 года выглядел бело-зеленым. Именно таким этот дворец я и увидела впервые. Отмечу, что к середине XX века обветшалая кровля здания привела к протечкам, изрядно повредившим помещения, в том числе и знаменитый Минералогический кабинет. Во время перестройки, в 1988 году Строгановский дворец решением Ленгорисполкома отдан .


Благодаря этому здесь в период 1989–2014 гг. были осуществлены грандиозные реставрационные работы.

Строгановский дворец сегодня

Рассказ о современной судьбе дворца хочу начать с приятной ремарки. Оказывается, в 1992 году внучатая племянница графа С. А. Строганова Элен де Людингаузен основала в Благотворительный Строгановский фонд.


Основной целью этой организации является финансирование реставрационных проектов не только Строгановского дворца, но и других шедевров Петербурга и России. Благодаря фонду Элен де Людингаузен, кропотливой работе петербургских реставраторов и инициативам правительства нашего города уже в 1995 году дворец вновь растворил свои двери для гостей.


Правда, его официальное открытие, как музея, произошло в 2003 году. Сегодня здесь воссоздана коллекция минералов (при помощи московского Минералогического музея, куда она в 1919 году была отдана из Строгановского дворца). Из особенного вы можете здесь увидеть подлинный пример творчества Воронихина - Малую гостиную.


Сегодня на первом этаже проходят временные выставки. Об их расписании вы можете узнать . На втором этаже для вашего внимания предложено две постоянные экспозиции:


Кроме того, даже не побывав в Санкт-Петербурге, очутиться в замечательном Строгановском дворце вы вполне можете благодаря современным техническим возможностям. Предлагаю вам ознакомиться с внутренним и внешним видами здания посредством виртуальной экскурсии, которую можно совершить .

Как добраться

Вы уж поняли, что этот дворец расположен на пересечении Невского проспекта и реки Мойки. Кстати, он находится рядышком с Герценовским педагогическим Университетом по адресу: Невский проспект, 17. Сюда (2) можно просто немного пройти пешком от станции метро и «Адмиралтейская» (1).


Это самый удобный способ. Есть вариант следования и от станции метро «Невский проспект» (1).


При этом по пути ко дворцу (2) по левую руку от вас будет располагаться шедевральное творение Воронихина, о котором я упоминала, (3).

Музей вас ожидает

Вы можете посетить этот музей во все дни недели, кроме вторника (выходной). В четверг- с 13:00 до 21:00, в остальные дни - с 10:00 до 18:00

Билеты

Если вы являетесь гражданами России или Белоруссии, то

  • Взрослый билет стоит 200 рублей;
  • Студенты, пенсионеры могут посетить дворец за 100 рублей;
  • Лица, которым ещё не исполнилось 16 лет проходят бесплатно.

Для граждан иных государств:

  • Билет для взрослого - 300 рублей;
  • Студентам - 150 рублей;
  • Все, кому ещё нет 16 лет, и в этом случае проходят бесплатно.

Напоследок

Строгановский дворец по своей популярности уступает Махайловскому, Зимнему и Аничкову, но также, на мой взгляд, является очень интересным для гостей Петербурга.


Здесь вы сразу погружаетесь в аутентичную атмосферу имперских времен. Отмечу, что в этом музее не предусмотрены скамейки для отдыха, но и на осмотр экспозиции понадобится не так много времени (около часа). Если вы окажетесь на Невском проспекте в непогоду, то самое верное решение - провести время в этом гостеприимном музее!


Кстати, его служительницы зачастую сами любят рассказать что-нибудь об истории здания и судьбах его хозяев.

Есть что добавить?

Строгановский дворец – архитектурный шедевр 18-го века, расположенный в историческом центре Санкт-Петербурга. Домом в стиле барокко владела влиятельнейшая купеческая семья Строгановых.

Строительство дворца продолжалось с 1752 по 1754-й годы: по тем временам небывалая скорость возведения здания. Архитектурный план дома создал Б. Растрелли.

В честь открытия дворца Строгановы устроили шикарный бал, который посетила императрица Елизавета I. Царице настолько понравилось здание из 50-ти роскошных комнат, что она распорядилась следующие свои именины справлять в доме Строгановых.

К сожалению, Строгановский дворец не сохранился в своем изначальном виде. В конце 18-го века в здании вспыхнул мощный пожар, огнем было уничтожено почти все внутреннее убранство. Нетронутыми оказались лишь Большой зал и Парадный вестибюль: эти интерьеры Растрелли дошли до нашего времени. В остальных помещениях обстановка неоднократно менялась.

После пожара во дворце был проведен масштабный ремонт, и он быстро вернул себе звание одного из главных светских мест столицы. На балы к Строгановым приезжали самые красивые дамы Петербурга, богатые кавалеры, знаменитости.

Купцы жили с царским размахом, содержали огромный штат слуг, насчитывающий 600 человек. На весь Петербург славилась щедрость Строгановых: во дворце устраивались бесплатные обеды для горожан. Кстати, знаменитый бефстроганов был придуман поварами этой купеческой семьи.

После 1917-го года Строгановский дворец перешел в собственность государства: владельцы здания эмигрировали. Большевики организовали в доме музей быта русского купечества, затем он был передан петербургской Сельхозакадемии. Многочисленные коллекции картин, статуй, драгоценностей были отправлены в фонды Эрмитажа, а обширную библиотеку Строгановых перевезли в Томск, в местный университет.

Сейчас Строгановский дворец передан в управление Русскому музею. Зданию присвоен статус объекта культурного наследия.

Видео:

Стоимость билетов :

Цена входного билета колеблется в зависимости от возраста посетителя


График работы :

  • понедельник – 10:00 – 18:00;
  • вторник – закрыто;
  • среда – 10:00 – 18:00.
  • четверг – 13:00-21:00;
  • пятница – воскресенье – 10:00 – 18:00.

Как добраться:

Дворец находится в пешей доступности от станции метро “Невский проспект”, на автобусах №3, 7, 22, 27 или троллейбусах №1, 5, 7, 10, 11, 22 можно доехать до остановки «Большая Конюшенная улица». Поскольку это центр города, то парковок рядом нет. Если не любите общественный транспорт, то лучше доехать на такси.

Строгановский дворец: история создания

Из исторических фактов известно, что участок на Невском проспекте, под строительство будущего дворца, изначально принадлежал портному Иоганну Нейману. Он то и начал отстраивать дом из камня, к которому примыкали строения жилищ придворного повара Шестакова и адъютанта генерала Салтыкова – Янкова.

Недостроенный дом Неймана и был куплен братьями Строгановыми, примерно в 1942 году. Так как изначально он был единым комплексом для трех семей, Неймана, Шестакова и Янкова, то фасады спроектировали в едином стиле, что немало огорчало барона Строганова, который хотел все переделать по своему вкусу.

Но в то время существовала строгая дисциплина по градостроению в центре города. Известный факт, что Барон никак не мог договориться с соседом поваром о выкупе его части дома. Шестаков не желал расставаться с ним, по причине того, что дом находился в сердце Санкт-Петербурга.

Строительство было начато в 1753 году и окончено в 1754. В некоторых источниках указывается, что дворец был возведен за 6 недель. Это строительство назвали стремительным. Оно облегчалось тем, что строилось на конструкциях предыдущих домов.


В средине ХVIII Невский проспект активно застраивался дворянскими домами. И после окончания строительства, Сергей Григорьевич Строганов, принадлежавший к роду Новгородских купцов, разбогатевших за счет Уральских солеварен, поселился в своем новом дворце вместе с супругой Софьей Кирилловной и сыном Александром. Последний и стал самым знаменитым представителем строгановского рода и владельцем родового гнезда.

Строгановский дом стал чрезвычайно популярен. В нем собиралась вся блистательная верхушка общества, проводились шумные балы и маскарады, театральные постановки, балет и опера.

Были вхожи Фонвизин, Державин, композитор Бортнянский. Сама императрица Елизавета Петровна, почтила честью Строгановых церемонией празднования своего дня рождения. Александр был образованным человеком и искусствоведом.


После смерти отца, продолжил собирать коллекцию произведений искусства: картин, скульптур. Так же во дворце была обширная минералогическая и нумизматическая коллекция.

Семья Строгановых слыла богатейшими людьми. Они часто устраивали благотворительные обеды во внутреннем дворе, на которые могли прийти все желающие горожане. Строгановы держали приличный штат прислуги, в исторических документах упоминается о более 600 человек обслуживающего персонала.

Строгановский дворец: залы

Дворец включил в себя полсотни просторных искусно украшенных лепниной залов.

Так же как и дворец, все интерьеры выполнены были в стиле барокко. Высокие потолки, главный зал с огромными зеркалами и скульптурами, кажется огромным и воздушным.

Главная его достопримечательность – это необыкновенной красоты плафон, созданный знаменитым итальянским живописцем Джузеппе Валериане из тринадцати холстов, которые обрамляют необыкновенной архитектурной красоты колоннада и балюстрады.

Это единственное помещение, которое сохранилось в барочном стиле и не было перестроено. Все остальные помещения получили новое оформление уже к концу ХVIII века, автором проекта был архитектор Деменцов.

Обеденные залы Строгановского дворца

Строгановский дворец выполнен в лучших канонах стиля барокко. В обеденных залах дворца полсетите получит возможность увидеть места, где обедали представители высших слоев того времени. Перед посетителем предстанет четыре зала, выполненных в разных стилях: классицизм, барокко и рококо. Доступ в залы («Орденский», «Гербовый», «Тронный» залы и «Аванзал») является свободным для всех. На данном этапе там был открыт ресторан “Русский Ампир”. Это место станет настоящей находкой для желающих почувствовать себя императором. Рецепты тщательно восстанавливались из книг времен Российской империи.

Каждый зал снабжен разной посудой, выполненной из фарфора. Стол сервируется в лучших традициях барокко с помощью позалоченных приборов и хрусталя.

Просторная галерея вмещала в себя большое количество картин прославленных художников Рембрандта, Боттичелли, Ван Дейка, Пуссена и многих других. Были отдельно оформлены залы Публичной библиотеки и минералогического кабинета.

Минералогический кабинет строгановского дворца

Кабинет спроектировал А.Воронихин, сейчас он считается архитектурным шедевром. Известно, что граф Строганов был любителем книг и коллекционировал минералы. С учетом таких увлечений Ворохин выделил первый ярус под огромное собрание книг, а второй для минералов.

Потолок кабинета был украшен плафоном, а пол выполнен из редких видов дерева.

Время жестоко обходилось в миниралогическим кабинетом, в 19 веке из него даже сделали бильярдную. Однако к настоящему моменту кабинету полностью вернули первозданный вид. И он продолжает восхищать посетителей своим величием.

Строгановский дворец внутри: интерьеры

Ближе к концу 18 века, дворец начали перестраивать, менять некоторые интерьеры следуя новым модным веяниям в архитектурной моде. Уменьшалась барочная пышность и вычурность форм. Зеркальную Галерею заменили на Парадную Столовую. Интерьер стал выглядеть более просторно благодаря зеркальным панелям, которые разместили между полуколоннами ионического ордера.


Минералогический кабинет, является завершающим звеном Невской анфилады. Он считался шедевром русской архитектуры того времени. Сначала в нем экспонировались исключительно минералы. Потом его дополнила и огромная коллекция книг. Кабинет был выполнен в двух ярусной технике.

Первый был украшен барельефами четырех стихий в античном стиле, второй ярус поддерживался колоннами выполненными из искусственного мрамора. Купол был расписан перспективной живописью, которая была выполнена предположительно П.Гонзаго. К сожалению, многочисленные протечки из – за последующих переделок повредили эту роспись. Одно из лучших творений Воронихина располагается в восточном крыле корпуса. Картинная галерея изящно и деликатно отделанная, вмещала огромное количество картин, которые занимали все плоскости стен.

Картины собирались более 40 лет и обрамлялись резными золочёными багетами. Стены были обиты шелком, колонны из искусственного мрамора, для удобства гостей расставлялась дорогая резная мебель.

Некоторые кресла восстановлены и выставлены на экспозиции в наше время. Так же в залах дворца представлена коллекция восковых фигур, в которой представлено семейство Строгановых, известных людей того времени, которые принимали участие в строительстве и обустройстве дворца, а так же члены царской фамилии.

Одна из визитных карточек Санкт-Петербурга – это сфинксы. Строгановские были самыми первыми из установленных. Их разместили у парадного входа.

Хотя вначале они украшали спуски к воде на Строгановской даче построенной по проекту А.Н. Воронихина на берегу реки Большая Невка.


О том, что они действительно украшали эту лестницу, ведущую к воде свидетельствует, картина Воронихина написанная маслом «Вид Строгановской дачи», их можно отчетливо там разглядеть.

В 1908 году дача была перестроена, а гранитные сфинксы переехали и украсили дворец. Автор их неизвестен и выглядят они довольно наивно, но именно после их появления, гранитные стражи стали появляться по всему городу.

Архитектура здания

Проектирование и возведение дворца, Сергей Григорьевич Строганов доверил Франческо Бартоломео Растрелли. Который, уже на тот момент был прославленным придворным архитектором.

Хотя он никогда не брался за строительство частных домов, для барона было сделано исключение. Богатство и пышность стиля барокко просматривалось во всем от фасада, щедро украшенными лепниной, нарядных колонн, скульптур, до родового герба Строгановых в виде двух соболей до внутреннего убранства.

Сторона, обращенная на Мойку, была не такая нарядная, но выглядела изящно. Над окнами первого этажа архитектор расположил медальоны с античными неизвестными профилями. Кто это, до сих пор не выяснено. Существует гипотеза, что это сам Растрелли увековечил себя таким образом.

Строгановский дворец, что посмотреть снаружи и внутри


Кто жил в Строгановском дворце?

  • Сергей Григорьевич Строганов (1707-1756);
  • Александр Сергеевич Строганов (1736-1811);
  • Павел Александрович Строганов (1772-1817);
  • Софья Владимировна Строганова (1775-1845);
  • Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882);
  • Сергей Александрович Строганов (1852-1923).

Мифы и легенды

  • Из-за того, что замок был построен так быстро, в народе ходили слухи, что к архитектору Ф.Расстрели каждую ночь во сне приходил злой дух и угрожай расправой, если сроки постройки затянутся, это сводило его с ума, и он стал одержим идеей.
  • Из-за того, что достоверно неизвестно, в каких целях граф Строганов использовал тайные комнаты, сложилось много легенд. Одна из них гласила, что из-за давления со стороны окружающих, у него начались проблемы со психикой. И именно подвал стал местом, где он мог выместить злобу и отдохнуть от людей.
  • Строгановский замок был построен на месте другого после поджога. История с пожаром все еще вызывает сомнения у многих экспертов. Бытует мнение, что он сам поджог дворец из-за плохих воспоминаний. В тот день от него ушла любимая, и чтобы облегчить страдания, он решил уничтожить то, что напоминало о ней больше всего, – дворец.
  • Ходили легенды о суеверии рода Строгановых. Каждое воскресенье в 12 часов в замке должны были зажигаться свечи. Возможно, таким образом они хотели очистить род от проступков, которые приходилось совершать.

Строгановский дворец: видео

Какие проводятся экскурсии

Строгановский дворец входит в комплекс Русского музея. Музей предлагает следующие экскурсии:


Музей в наши дни

В двадцатых годах прошлого века, музейная деятельность Строгановского дворца была прекращена и его заняли постройки хозяйственного назначения. И все коллекции были переданы в Эрмитаж. Очень сильно пострадали и интерьеры, была утрачена большая часть бесценных коллекций картин, книг и минералов.

Когда в середине восемнадцатого века случившийся на Невском проспекте пожар практически полностью уничтожил небольшой особняк - собственность графа С. Г. Строганова, на этом месте был выстроен один из самых великолепных дворцов Санкт-Петербурга. Строительство велось в 1753-1754 годах по проекту и под руководством архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.

Хозяин строящегося дворца полностью положился на вкус и умение придворного архитектора. И Растрелли не разочаровал его, за два года создав величественное здание. Огромные окна и лепнина на фасаде в лучших традициях русского барокко. Пятьдесят просторных комнат с высокими потолками, роскошно украшенный большой зал и галерея, заполненная искусно подобранными скульптурами и зрительно расширенная высокими зеркалами. В галерее была размещена одна из лучших частных коллекций картин России - работы Рембрандта, Боттичелли, Греза, Пуссена, Ван Дейка и других прославленных живописцев. Строгановы были богатейшим родом в России. Поэтому и дворец архитектор проектировал, учитывая этот факт: парадный подъезд дворца украшен гербами Строгановых - соболями и копьями - символами Сибири, родины этого рода. Со временем под влиянием изменения моды интерьеры дворца много раз переделывались. В этих работах принимали участие известнейшие архитекторы: Воронихин, Боссе, Росси, Садовников и другие. Из интерьеров же Растрелли здесь сохранились Парадный вестибюль и Большой зал с уникальным плафоном «Триумф Героя».

Строгановский дворец был местом встреч культурной элиты города: его частыми гостями были писатели Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, И. Л. Крылов, композитор Д. С. Бортнянский и другие известные личности. После революции дворец был национализирован. Тут был открыт Народный дом-музей. Прежние коллекции дворцы были частью распроданы, частью переданы в Государственный Эрмитаж.

С 1925 г. в Строгановском размещались различные проектные и хозяйственные учреждения, а музейная жизнь прекратилась. Изысканные интерьеры сильно пострадали и к моменту передачи здания Русскому музею, их состояние было плачевным. 16 лет Русский музей реставрировал Строгановский дворец, в результате чего был возвращен первоначальный облик этому прекраснейшему творению восемнадцатого века. В 2005 году Строгановский дворец был открыт для посетителей.

Редко кому из посетителей будет неинтересен Минеральный кабинет, созданный архитектором Воронихиным. В нём находится уникальная коллекция минералов, собранных по всей России и за рубежом. Замечательны Угловой и Арабесковый залы. А зал с дубовым камином очаровывает уютом и покоем обстановки.

В здании дворца организована выставка восковых фигур, в которой можно увидеть представителей императорской фамилии, членов семьи Строгановых, архитекторов, принимавших участие в строительстве дворца и оформлении его интерьеров.

Здесь проводят интересные временные выставки, а к 2012 году, возможно, будут открыты Картинная галерея, библиотека и Физический кабинет, в которых всё еще продолжается реставрация. Русский музей, чьим филиалом сейчас является Строгановский дворец, планирует организовать во дворце постоянную экспозицию, посвященную русским меценатам и коллекционерам императорской эпохи.