Стоит ли учиться на психолога? Я б в психологи пошел, пусть меня научат.

Вопрос психологу

Добрый день! Меня зовут Алексей, 18 лет. У меня такой вопрос, а какими качествами должен обладать человек чтобы пойти учиться на психолога ? Есть ведь ряд требований, как и к любой другой специальности. Мне это интересно, я добр к людям, как то всегда хочется помочь, поговорить, выслушать, но отталкивают несколько моментов. Я не слишком стрессоустойчив, порой вспыльчив, могу долго что то переживать, думать об этом, обидчив. Еще конечно стоит отметить что в сторону психологии меня подтолкнула гуманитарность этой специальности) в школе у меня не очень шли физика, математика, химия.. на менеджмент отталкивает что это больше экономического плана, микро макро экономика..статистика, боюсь что не потяну. Еще рассматривал как вариант Социологию. как быть? Спасибо.

Зддравствуйте, Алексей! Психологи бывают разные. Если говорить о профессии после института, то тогда вы сможете работать- научным психологом (исследовательская деятельность), которые как правило преподают в институтах, школьным психологом, детским, кадровым (HR), организационным, и т.д. Если же вы хотите быть психологом -практиком, то обязательно повышение квалификации, это как правило второй институт, а значит время, большие деньги , и терпение в том числе на самообразование, личную терапию, практику и т.д. В этом случае необходима большая любовь к профессии и конкурентноспособность. Есть еще вариант психолог как бизнес-тренер, доход тут очень высокий, предложений масса, при этом требуется также повышение квалификации (1-2 года), но уже с гораздо меньшими затратами и быстрой окупаемостью.

Джамалова Теврият Султановна, психолог г. Москва

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Давыдова вызвала большую волну споров, но я поддерживаю его мнение, поэтому делаю репост:

Оригинал взят у denis_a_davydov в Судьба психолога. Почему детям нельзя учиться на психолога

Бодрое утро!

Еще раз извиняюсь перед всеми друзьями психологами за эдакий правдорубский цикл.
Я вас очень уважаю, но как говорится "пулемет я вам не дам" .
Уж лучше всю дозу правды сразу принять, чем пить яд малыми дозами.
Это как в том старом анекдоте про очень сердобольного человека, который так любил свою собачку, так любил, что купировал ей хвост маааленькими кусочками каждый день...

Я может быть на проблему и не обратил бы даже внимание, много в мире тихих сумасшедших. Но у меня сестра младшая окончила психологию и теперь доучивается в Германии. И меня волнует наше взаимопонимание. Понятно, что взрослые люди, разные жизни, разные менталитеты, цели уже итп. Но чует моя селезенка дело не в этом.

Почему я бы сделал все возможное, чтобы мой ребенок получил не психологическое образование?

Об этом наш рассказ сегодня

Так получилось, что по своей предпринимательской деятельности мне было трудно найти полноценное взаимопонимание всего с 3 группами людей.
Среди них не мало друзей у меня и очень достойных людей, но когда больше 70% имеют общую черту, я начинаю делать выводы о некой системной особенности, а если не ошибке.

Психологи, дизайнеры и программисты.

Такое ощущение, что все с настолько разных планет, что даже не понятно откуда такие берутся.

Программисты - увеченные ребята, им лишь бы код писать и никто под руку не лез, но и в единомышленники их брать не хочется - на своей волне.
У них свой язык и свой мир.
Видимо не зря "аквариумные" корпоративные культуры замкнутого цикла от воспроизведения единицы до ее смерти, аля гугл, эппл или яндекс офисы свойственны именно этим ребятам.
Единственный программист, с которым я бы пошел в разведку это товарищ Нео из Матрицы)

Дизайнеры - понятно, люди творческие, практически художники современности, их профессия развивает нарцисизм и самомнение почему-то. Избранные практически.)
Наверное они правы, наше общество создает мало красоты и не прививает людям к ней любовь. Но дизайн и красота это не одно и тоже. Об этом отдельный разговор.
Но считать, что все заказчики уроды, которые их не понимают, ведь только они знают как лучше для людей, а не заказчики, которые непосредственно с этими людьми общаются.
В общем апологет этого течения товарищ Тема. Почитайте сами все поймете.

У этих двух достойных профессий перекосы либо в умище, либо в эмоции.

Но психологи...
Меня огорчает, что они-то как раз должны быть развиты всесторонне.
Цель современной психологии как мне кажется - понять законы развития человека, чтобы иметь возможность помочь каждому найти себя.
А для этого каждый уважающий себя психолог должен быть бОльшим или равным.
Как минимум в нем должна быть гармония всех основных начал человека: и интеллект, и душевность, и сердечность, и сила воли, и сила духа, и разум - все составляющие человека.
Он пониманием кода или законов пропорции не отделается.
Ему досталась самая сложная материя - люди.

Но ни фига.
Психологов развивают только в сторону раскачки интеллекта и силы воли в лучшем случае.
Ни гибкости и объемности мышления свойственному ученым первопроходцам, ни силы духа, свойственному лидерам и деятелям, ни сердечности и душевности, свойственному детям и простым труженникам.
Скажите задираю планку?

Отнюдь.
Понятно, что это векторы, по которым можно развиваться бесконечно.
Но хоть бы начали, хоть бы захотели.
Хоть бы озвучили такие цели и сами начали дерзать.

Но увы, это не принято.

Такое ощущение, что мы живем в век инквизиции.
Только теперь ученые, которых обычно сжигали, сами вошли в стройные ряды инквизиторов.
Ибо управлять людьми одной лишь религией теперь невозможно, вот видимо и ищут новые способы "пасти стадо".
Инакомыслие не принято.
Каждый вроде бы может думать что ему вздумается, но в научной среде ты либо в системе,либо изгой.
"Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков" как писал уважаемый и любимый мною Высоцкий.

Знают ли друзья наши психологи, что корабль идет на скала или им пофиг?

Мне кажется, что и знают, но им пофиг.
Такова жизнь скажут.
Самое страшное в психологии - это завладевшая ими идея потребления, идея обывательства.
Идеей пользы общества и людям там никто уже не горит.
Каждый стремится обустроить свой маленький тихий мирок как можно удобнее, снести туда соломку посуше, навешать шкурок потеплее.
В лучшем случае помочь окружающим сделать также.

А мир?
Да гори синим пламенем.
Вот и горим.

Вы все еще хотите узнать, чтобы я посоветовал, если ребенок захотел учиться на психологии?

Я спросил бы зачем ему эти знания.
Дети еще помнят альтруизм, и они хотят сделать мир лучше.
Вот поэтому я и предложил бы ему укрепить характер и сформировать мышление в другой среде, а потом уже получить доп образование в психологии, если знаний не хватит.
Потому что обретать знания и навыки по сути об управлении людьми должен сформировавшийся и зрелый человек.
Сформировавшийся не по объему жизненного опыта, но прежде всего, по нравственности и мышлению.
Иначе на выходе мы получим высококачественного эгоиста нашпигованного технологиями и мечтающего поэксперементировать на кошках на людях.
А как известно настоящий успех, счастье и любовь эгоистам не встречаются.
А я хотел бы, чтобы мои дети были счастливы и нашли себя.
Но пойти на психолога - это зайти в жизненный тупик, из которого трудно выйти.
Вот такие неутешительные выводы.

Почему-то так происходит, что процент закончивших психфак и после работающих по своей специальности, самый низкий из других направлений. Неужели идущие учиться на психолога не понимают, что за профессию они выбрали? Именно такие выводы можно сделать из опросов и по информации интернет-ресурсов, публикующих подобные данные.

Скорее всего, именно так и есть. Многие молодые люди считают, что учиться на психолога просто и увлекательно, а по окончании обучения обязательно гарантированно счастье и успех, ведь психология - всего лишь набор приемов, техник и маленьких секретиков, пользуясь которыми можно обеспечить себе радужное существование. Увы, так не выходит. Всему виной и популярная литература, представляющая психологию столь примитивным образом, и мнение обывателей - «так любой сможет!».
На деле же большинство предметов довольно скучны и не слишком просты. К тому же, студентов-психологов ждет еще одно разочарование - психология не отвечает «на все вопросы по любому поводу», потому потребуется постоянно заниматься саморазвитием, не прекращать «учиться на психолога» всю жизнь. Именно неготовность постоянно учиться, расширять кругозор, знакомиться с новыми направлениями «выбрасывает» психологов из профессии или оставляет в узких рамках одного направления, лишая результативности. А страдают те, кто надеется на квалифицированную помощь.

Мотивация поступления на психологический факультет может звучать по-разному, но всегда выделяются три основные причины - «управлять людьми», «помогать людям», «решить свои проблемы». Не стоит сбрасывать со счетов ту же ошибочную идею о «самом простом» способе получить высшее образование. Первые и последние быстро понимают, как правило, что не туда попали.

Идущий решать личные проблемы вполне может ограничиться хорошим тренингом и выбрать по-настоящему любимое дело, а не врать себе, придумывая объяснение интереса к психологии. Тем более, далеко не все проблемы можно решить в процессе обучения и даже будучи уже практикующим психологом.

По сути, только несущие в себе желание помогать и способны максимально воспользоваться полученным образованием. Именно им можно рекомендовать учиться на психолога. В подавляющем большинстве они и поступают на психологические факультеты, движимые не столько осознаваемым желанием, сколько потребностью выполнить заданную природой видовую роль. Впрочем, это не исключает и желания избавиться от проблем или страхов.



Есть еще одна причина, по которой ребята желают учиться на психолога - представление о будущей работе, как о постоянном общении с интересными людьми. Не всегда получается именно так, но стремление быть в центре внимания, общаться, свойственное тем же людям, кто имеет стремление помогать другим. Почему так, расскажу дальше.

Каковы бы ни были озвучены основания учиться на психолога, реальные причины зависят исключительно от свойств абитуриента, которые определяет лишь системно-векторная психология. Так вот странно выходит, что классическая психология, несмотря на констатацию очевидных причин и весьма схожие личностные характеристики студентов, не объясняет, какая именно сила этого конкретного человека «гонит» учиться на психолога. А знать это не лишне, дабы избежать ошибки в выборе вуза.

«Если вы легко приспосабливаетесь к новым условиям, если вы умеете признавать свои ошибки и быстро изменять свое поведение в зависимости от ситуации, то вы обладаете одним из профессионально важных для психолога качеств. Будущему психологу необходима и сензитивность, иначе говоря, чувствительность. Если вы хорошо чувствуете настроение другого человека, умеете догадаться о его потребностях, ощущаете боль и радость близких как свою собственную, значит, вы обладаете еще одним важным качеством».

(Из статьи для будущих абитуриентов)


Конечно же, речь о зрительном векторе, обладающем наибольшей эмоциональной чувствительностью, и о кожном с его умением адаптировать любые условия.

С древних времен девочки с кожно-зрительной связкой векторов выполняли роль психологов . Они своими песнями да танцами возбуждали воинов на ратные подвиги или успокаивали, расслабляли после битвы. Они со сцены несли эмоции, даря переживания, может быть, которых никогда в жизни простой зритель и не испытывал. Эти девочки подарили человечеству любовь, культуру, идеи гуманизма. В зависимости от развитости, жертвовали свое тело или душу другим, избавляясь от своего природного страха смерти. Или не выполняли свою видовую роль, проживая жизнь в борьбе со страхами и фобиями.



Почему речь о девочках? Потому что столь эмоциональные мальчики раньше попросту не выживали.

Сегодня такие же кожно-зрительные девочки мечтают стать актрисами или фотомоделями, а у кого зрительный вектор более развит, идут учиться на психолога. Или помогают подружкам решать житейские проблемы путем простейшей методики - «поговорить на кухне по душам». Эмоциональное включение в проблему другого человека решает сразу две задачи - данное природой желание эмоциональной отдачи и борьба со своими страхами.

Так уж получается, что именно те, у кого есть желание помогать другим, кто обладает врожденной эмпатией для понимания скрытых за словами проблем, наиболее уязвимы в эмоциональном плане и зачастую сами нуждаются в поддержке. Но этому не учат на психфаке.

Образование не гарантирует навыки, но до некоторой степени обещает статус и возможности социального комфорта. Для многих «корочка» еще имеет значение. Учиться на психолога идут не столько кожно-зрительные ребята, сколько мальчики и девочки, имеющие вдобавок к кожному и зрительному векторам еще и анальный вектор. Вот уж кто любит учиться! Именно обладателю анального вектора в удовольствие изучать «скучные» предметы. Они же - любители получать второе высшее образование. А когда кожный вектор еще и видит выгоду в будущем, грех не пойти дополнительно учиться на психолога или с расчетом на продолжение обучения.

Из людей, имеющих и кожный, и анальный векторы (при должном развитии, конечно) выходят отличные специалисты в любой области. Стоит ли учиться только «ради корочки», когда можно получить более перспективное образование? Может, и не стоит, но для этого необходимо понимать свои настоящие желания и адекватно представлять свои возможности. Увы, психологические тесты ошибаются куда чаще, чем представляется.



А может так случиться (и нередко случается), что учиться на психолога планирует обладатель звукового вектора. Ему очень быстро становится неинтересно. Классическая психология не способна ответить на его вопросы. Звуковики уходят в психиатрию или просто уходят. Впрочем, при наличии еще и зрительного вектора, возможна весьма достойная психологическая практика, когда звуковик продолжает свой заданный природой поиск смыслов существования. Опять же, тут нужно осознавать свои цели.

Стань психологом, чтобы понять, стоит ли «учиться на психолога»

Возможно, некоторые скажут, что никакой проблемы выбора нет: хочешь учиться на психолога - поступай, учись и разбирайся. И я соглашусь. Проблемы выбора нет, есть проблема ошибочного выбора, выбора, сделанного на основании стереотипов и чужого мнения. Но иначе не получается, нет еще собственного опыта и получить его негде.

Выход необычайно прост - познать себя до того, как приступить к обучению и «познаванию человека» на психфаке. И не нужно будет думать, стоит ли учиться на психолога - ответ будет очевиден. В том числе и ответ на вопрос - где учиться на психолога, ведь от учебного заведения во многом зависит будущая специализация в профессии.

Разобраться со своими целями и желаниями, понять, какая деятельность будет наиболее подходящей лучше всего на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Пожалуй, это единственный тренинг, дающий человеку полное представление о самом себе и окружающих.

Практикующие психологи подтверждают, что благодаря системно-векторной психологии в разы увеличилась эффективность их работы. Конечно, речь о тех, кто ставит своей целью реальную помощь, а не стремится заставить страждущих снова и снова приходить на консультацию.
После тренинга, может быть, вы решите, что учиться на психолога - слишком мало. Или, наоборот, сделаете профессию психолога своей судьбой, по-настоящему помогая людям в поиске выхода из трудных жизненных ситуаций. Одно знаю совершенно точно - вы гарантированно решите все свои психологические проблемы, избавитесь от обид и страхов, наладите отношения с окружающими. Для вас станет очевидным, стоит ли именно вам учиться на психолога. Это уже будет ваш осознанный выбор, ведущий к полноценной реализации в профессии.

Написано после прохождения

В Высшей школе экономики давно уже развивается масса направлений, не связанных собственно с экономикой. Одно из них - психология. Расскажем подробнее, чему и как учат студентов на бакалавской программе , и приведем аргументы, почему нужно идти именно в Вышку, если вы решили стать психологом.

1. Возможность выбрать подходящую именно вам специализацию.

На программе «Психология» предусмотрено три специализации, которые отражают основные потребности современного рынка труда в психологах.

Во-первых, это социальная и организационная психология - она подходит для тех, кто хочет помогать налаживать работу в компаниях и организациях или работать с персоналом.

Во-вторых, исследования личности и консультирование - это направление должно заинтересовать тех, кто хочет заниматься психологическим консультированием, в том числе открыть свою частную практику.

И наконец, когнитивная психология и психофизиология - на эту специализацию стоит обратить внимание тем, кого интересует, как мы вопринимаем окружающий мир, как работает человеческий мозг, и кто хочет заниматься самыми передовыми исследованиями с использованием современнейшей аппаратуры.

2. Востребованность на рынке труда.

Более 70% выпускников программы начинают работать в различных компаниях по специальности сразу после окончания бакалавриата. Их можно встретить в кадровых службах, отделах рекламы, консультантами в «Сбербанке», «МТС», «Вимм-Билль-Данне», «Норильском никеле», Московской службе психологической помощи населению, KPMG, PwC, PEPSI и др.

Около 5% выпускников продолжают свое обучение в зарубежных университетах: Университете Калифорнии (США), Нью-Йоркском университете (США), Сямыньском университете (Китай), Венском университете (Австрия), Университете Гронингена (Нидерланды), Лондонской школе экономики и политических наук (Великобритания), Женевском университете (Швейцария), Брюссельском свободном университете (Бельгия) и др.

3. Шанс стать «своим» в Европе.

Обучение на программе «Психология» позволяет выпускникам быть кандидатами на получение сертификата EuroPsy, который подтвердит их квалификацию для европейского рынка труда.

4. Индивидуальная траектория обучения и получение дополнительной специальности.

Образовательный процесс в «Высшей школе экономики» построен таким образом, что большую часть курсов студент выбирает для изучения сам. Кроме того, в университете введена система «мейджоров» (основная специальность) и «майноров» (дополнительная). Помимо «мейджора» по психологии у студента есть возможность специализироваться в одном из 22 других направлений - от философии и социологии до компьютерных наук и финансов.

5. Учеба у выдающихся .

В департаменте психологии ВШЭ преподают один из создателей нового направления психологического консультирования - персонологии - Вадим Артурович Петровский , ведущий российский позитивный психолог Дмитрий Алексеевич Леонтьев , выдающийся семейный психотерапевт Анна Яковлевна Варга , известный российский психофизиолог Юрий Иосифович Александров , нейробиологи Михаил Вениаминович Угрюмов и Василий Андреевич Ключарев , ведущий специалист в области психологии труда и способностей Владимир Дмитриевич Шадриков (научный руководитель департамента, ординарный профессор НИУ ВШЭ) и многие другие.

6. Приобщение к настоящей передовой науке.

В департаменте психологии ВШЭ шесть крупных научных лабораторий, часть из них носят статус международных, соруководителями которых являются ученые с мировыми именами. Это единственные в России , а также , оснащенный самым современным и передовым оборудованием.

7. Доведение английского языка до совершенства.

Ряд курсов преподается на английском языке. В международных научных центрах и лабораториях департамента работают иностранные ученые и профессора. В аспирантской школе по психологии учатся иностранные аспиранты. Таким образом, английская речь в звучит отовсюду, обеспечивая постоянную и естественную практику языка. Кроме того, у лучших студентов есть возможность изучать второй язык - немецкий или французский.

8. Справедливая оценка результатов.

В университете действует кумулятивная система оценивания. Это означает, что при выставлении итоговых оценок учитываются все предыдущие достижения студента в ходе изучения курса. Таким образом, если вам на экзамене достался неудачный билет, это еще не значит, что экзамен провален.

9. Возможность еще в бакалавриате попробовать себя в роли преподавателя.

У студентов программы есть уникальная возможность попробовать себя в роли преподавателя уже с 1-2 курса - как в , так и работая учебным ассистентом в одной из лабораторий департамента.

10. Свободный доступ к информационным ресурсам.

Wi-Fi, электронная библиотека и лучшая в России система онлайн-подписки к книгам и журналам значительно облегчает подготовку к занятиям и написание студенческих работ.

11. Возможность получать стипендию. И не одну.

В университете действуют множество стипендиальных программ. У студентов программы «Психология» есть возможность получать как именные стипендии (Потанинская стипендия, Оксфордская стипендия, стипендия Альфа-шанс, стипендии Президента и Правительства), так и обычные стипендии за успехи в учебе, науке, спорте, творчестве, социальную активность.

12. Масса интересных занятий помимо учебы.

В департаменте есть свой Студенческий совет и студенческий актив, организующий множество мероприятий - Весеннюю психологическую школу, Школу юного психолога, благотворительные проекты, посвящение в студенты, творческий конкурс «Голос PSY», известный далеко за пределами департамента и даже университета. А еще - КВН, танцевальная, театральная, вокальная студии и т.д.