Стоит ли просить прощения (извиняться). Нужно ли просить прощенья если не виноват? Прошу прощения или прощение - как грамотно написать

— Я не прощу, — сказала Она. - Я буду помнить.

— Прости, — попросил ее Ангел. - Прости, тебе же легче будет.

— Ни за что, — упрямо сжала губы Она. — Этого нельзя прощать. Никогда.

— Ты будешь мстить? - обеспокоенно спросил он.

— Нет, мстить я не буду. Я буду выше этого.

— Ты жаждешь сурового наказания?

— Я не знаю, какое наказание было бы достаточным.

— Всем приходится платить за свои решения. Рано или поздно, но всем… — тихо сказал Ангел. — Это неизбежно.

— Да, я знаю.

— Тогда прости! Сними с себя груз. Ты ведь теперь далеко от своих обидчиков.

— Нет. Не могу. И не хочу. Нет им прощения.

— Хорошо, дело твое, — вздохнул Ангел. - Где ты намерена хранить свою обиду?

— Здесь и здесь, — прикоснулась к голове и сердцу Она.

— Пожалуйста, будь осторожна, — попросил Ангел. - Яд обид очень опасен. Он может оседать камнем и тянуть ко дну, а может породить пламя ярости, которая сжигает все живое.

— Это Камень Памяти и Благородная Ярость, — прервала его Она. - Они на моей стороне.

И обида поселилась там, где она и сказала - в голове и в сердце.

Она была молода и здорова, она строила свою жизнь, в ее жилах текла горячая кровь, а легкие жадно вдыхали воздух свободы. Она вышла замуж, родила детей, завела друзей. Иногда, конечно, она на них обижалась, но в основном прощала. Иногда сердилась и ссорилась, тогда прощали ее. В жизни было всякое, и о своей обиде она старалась не вспоминать.

Прошло много лет, прежде чем она снова услышала это ненавистное слово - «простить».

— Меня предал муж. С детьми постоянно трения. Деньги меня не любят. Что делать? - спросила она пожилого психолога.

Он внимательно выслушал, много уточнял, почему-то все время просил ее рассказывать про детство. Она сердилась и переводила разговор в настоящее время, но он снова возвращал ее в детские годы. Ей казалось, что он бродит по закоулкам ее памяти, стараясь рассмотреть, вытащить на свет ту давнюю обиду. Она этого не хотела, а потому сопротивлялась. Но он все равно узрел, дотошный этот дядька.

— Чиститься вам нужно, — подвел итог он. - Ваши обиды разрослись. На них налипли более поздние обиды, как полипы на коралловый риф. Этот риф стал препятствием на пути потоков жизненной энергии. От этого у вас и в личной жизни проблемы, и с финансами не ладится. У этого рифа острые края, они ранят вашу нежную душу. Внутри рифа поселились и запутались разные эмоции, они отравляют вашу кровь своими отходами жизнедеятельности, и этим привлекают все новых и новых поселенцев.

— Да, я тоже что-то такое чувствую, — кивнула женщина. - Время от времени нервная становлюсь, порой депрессия давит, а иногда всех просто убить хочется. Ладно, надо чиститься. А как?

— Простите ту первую, самую главную обиду, — посоветовал психолог. - Не будет фундамента - и риф рассыплется.

— Ни за что! - вскинулась женщина. - Это справедливая обида, ведь так оно все и было! Я имею право обижаться!

— Вы хотите быть правой или счастливой? - спросил психолог. Но женщина не стала отвечать, она просто встала и ушла, унося с собой свой коралловый риф.

Прошло еще сколько-то лет. Женщина снова сидела на приеме, теперь уже у врача. Врач рассматривал снимки, листал анализы, хмурился и жевал губы.

— Доктор, что же вы молчите? - не выдержала она.

— У вас есть родственники? - спросил врач.

— Родители умерли, с мужем в разводе, а дети есть, и внуки тоже. А зачем вам мои родственники?

— Видите ли, у вас опухоль. Вот здесь, — и доктор показал на снимке черепа, где у нее опухоль. - Судя по анализам, опухоль нехорошая. Это объясняет и ваши постоянные головные боли, и бессонницу, и быструю утомляемость. Самое плохое, что у новообразования есть тенденция к быстрому росту. Оно увеличивается, вот что плохо.

— И что, меня теперь на операцию? - спросила она, холодея от ужасных предчувствий.

— Да нет, — и доктор нахмурился еще больше. - Вот ваши кардиограммы за последний год. У вас очень слабое сердце. Такое впечатление, что оно зажато со всех сторон и не способно работать в полную мощь. Оно может не перенести операции. Поэтому сначала нужно подлечить сердце, а уж потом…

Он не договорил, а женщина поняла, что «потом» может не наступить никогда. Или сердце не выдержит, или опухоль задавит.

— Кстати, анализ крови у вас тоже не очень. Гемоглобин низкий, лейкоциты высокие… Я пропишу вам лекарства, — сказал доктор. - Но и вы должны себе помочь. Вам нужно привести организм в относительный порядок и заодно морально подготовиться к операции.

— А как?

— Положительные эмоции, теплые отношения, общение с родными. Влюбитесь, в конце концов. Полистайте альбом с фотографиями, вспомните счастливое детство.

Женщина только криво усмехнулась.

— Попробуйте всех простить, особенно родителей, — неожиданно посоветовал доктор. - Это очень облегчает душу. В моей практике были случаи, когда прощение творило чудеса.

— Да неужели? - иронически спросила женщина.

— Представьте себе. В медицине есть много вспомогательных инструментов. Качественный уход, например… Забота. Прощение тоже может стать лекарством, причем бесплатно и без рецепта.

Простить. Или умереть. Простить или умереть? Умереть, но не простить? Когда выбор становиться вопросом жизни и смерти, нужно только решить, в какую сторону ты смотришь.

Болела голова. Ныло сердце. «Где ты будешь хранить свою обиду?». «Здесь и здесь». Теперь там болело. Пожалуй, обида слишком разрослась, и ей захотелось большего. Ей вздумалось вытеснить свою хозяйку, завладеть всем телом. Глупая обида не понимала, что тело не выдержит, умрет.

Она вспомнила своих главных обидчиков - тех, из детства. Отца и мать, которые все время или работали, или ругались. Они не любили ее так, как она этого хотела. Не помогало ничего: ни пятерки и похвальные грамоты, ни выполнение их требований, ни протест и бунт. А потом они разошлись, и каждый завел новую семью, где ей места не оказалось. В шестнадцать лет ее отправили в техникум, в другой город, всучив ей билет, чемодан с вещами и три тысячи рублей на первое время, и все - с этого момента она стала самостоятельной и решила: «Не прощу!». Она носила эту обиду в себе всю жизнь, она поклялась, что обида вместе с ней и умрет, и похоже, что так оно и сбывается.

Но у нее были дети, были внуки, и вдовец Сергей Степаныч с работы, который пытался неумело за ней ухаживать, и умирать не хотелось. Ну правда вот - рано ей было умирать! «Надо простить, — решила она. - Хотя бы попробовать».

— Родители, я вас за все прощаю, — неуверенно сказала она. Слова прозвучали жалко и неубедительно. Тогда она взяла бумагу и карандаш и написала: Уважаемые родители! Дорогие родители! Я больше не сержусь. Я вас за все прощаю.

Во рту стало горько, сердце сжалось, а голова заболела еще больше. Но она, покрепче сжав ручку, упрямо, раз за разом, писала: «Я вас прощаю. Я вас прощаю». Никакого облегчения, только раздражение поднялось.

— Не так, — шепнул Ангел. - Река всегда течет в одну сторону. Они старшие, ты младшая. Они были прежде, ты потом. Не ты их породила, а они тебя. Они подарили тебе возможность появиться в этом мире. Будь же благодарной!

— Я благодарна, — произнесла женщина. - И я правда очень хочу их простить.

— Дети не имеют права судить своих родителей. Родителей не прощают. У них просят прощения.

— За что? - спросила она. - Разве я им сделала что-то плохое?

— Ты себе сделала что-то плохое. Зачем ты оставила в себе ту обиду? О чем у тебя болит голова? Какой камень ты носишь в груди? Что отравляет твою кровь? Почему твоя жизнь не течет полноводной рекой, а струится хилыми ручейками? Ты хочешь быть правой или здоровой?

— Неужели это все из-за обиды на родителей? Это она, что ли, так меня разрушила?

— Я предупреждал, — напомнил Ангел. - Ангелы всегда предупреждают: не копите, не носите, не травите себя обидами. Они гниют, смердят и отравляют все живое вокруг. Мы предупреждаем! Если человек делает выбор в пользу обиды, мы не вправе мешать. А если в пользу прощения - мы должны помочь.

— А я еще смогу сломать этот коралловый риф? Или уже поздно?

— Никогда не поздно попробовать, — мягко сказал Ангел.

— Но они ведь давно умерли! Не у кого теперь просить прощения, и как же быть?

— Ты проси. Они услышат. А может, не услышат. В конце концов, ты делаешь это не для них, а для себя.

— Дорогие родители, — начала она. - Простите меня, пожалуйста, если что не так… И вообще за все простите.

Она какое-то время говорила, потом замолчала и прислушалась к себе. Никаких чудес - сердце ноет, голова болит, и чувств особых нет, все как всегда.

— Я сама себе не верю, — призналась она. - Столько лет прошло…

— Попробуй по-другому, — посоветовал Ангел. - Стань снова ребенком.

— Опустись на колени и обратись к ним, как в детстве: мама, папа.

Женщина чуть помедлила и опустилась на колени. Она сложила руки лодочкой, посмотрела вверх и произнесла: «Мама. Папа». А потом еще раз: «Мама, папа…». Глаза ее широко раскрылись и стали наполняться слезами. «Мама, папа… это я, ваша дочка… простите меня… простите меня!». Грудь ее сотрясли подступающие рыдания, а потом слезы хлынули бурным потоком. А она все повторяла и повторяла: «Простите меня. Пожалуйста, простите меня. Я не имела права вас судить. Мама, папа…».

Понадобилось немало времени, прежде чем потоки слез иссякли. Обессиленная, она сидела прямо на полу, привалившись к дивану.

— Как ты? - спросил Ангел.

— Не знаю. Не пойму. Кажется, я пустая, — ответила она.

— Повторяй это ежедневно сорок дней, — сказал Ангел. - Как курс лечения. Как химиотерапию. Или, если хочешь, вместо химиотерапии.

— Да. Да. Сорок дней. Я буду.

В груди что-то пульсировало, покалывало и перекатывалось горячими волнами. Может быть, это были обломки рифа. И впервые за долгое время совершенно, ну просто ни о чем, не болела голова.

Как научить своих детей искренне просить прощения? И как научиться этому самим? Почему сегодня мы теряем эти навыки? Почему важно не скрывать свои обиды, а выговаривать их? И как при этом не превратить свою семью в «концлагерь доброты и открытости»? Об этом и многом другом мы поговорили с настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде протоиереем Павлом Великановым.

Простить — значит начать с чистого листа

— Отец Павел, скажите честно, а Вы человек обидчивый?

— Скорее да, чем нет. Но я быстро отхожу.

— А что помогает не копить в себе обиды, а быстро отходить от них?

— В моей жизни была одна ситуация, которая мне очень помогла. Однажды определенная группа людей, к которым я был достаточно близок и всегда испытывал симпатию, меня осудила. Причем массово. В один прекрасный день я пришел к этим людям и вдруг почувствовал, что между нами каменная стена. Поначалу не мог понять, в чем причина, и пытался эту стену как-то пробить. И встретился с жестким неприятием и полным отторжением. А потом выяснил, что на самом-то деле меня просто оклеветали. Кто-то приписал мне то, чего на самом деле не было, и все остальные в это поверили. Я, конечно, очень сильно обиделся и расстроился. Очень сильно. Для меня это был очень болезненный удар.

Но по прошествии недолгого времени меня посетила мысль, которая помогла мне со всем этим справиться. Я сказал сам себе: «Хорошо, конкретно этого ты не совершал. Но неужели в твоей жизни нет ничего такого, за что тебе по сей день стыдно? Ты же не безгрешен! И если бы эти люди узнали — они отреагировали бы точно так же?» И эта мысль меня очень обрадовала. C тех пор я к подобным ситуациям отношусь очень просто: вместо того чтобы утверждать свою правду и доказывать, что я не верблюд, я вспоминаю тот случай, улыбаюсь и говорю себе: «Ладно, хорошо, пусть так и будет».

Любая обида — это всегда претензия. Претензия на то, что с тобой поступили неправильно, не увидели, не оценили, не поняли и так далее. И, пожалуй, самое обидное — когда тебя предает близкий человек, когда он отказывается от той первой любви, которую к тебе имел, и обращается против тебя. Как на это реагировать? Мне кажется, если мы станем адекватно относиться к самим себе, то все основания требовать к себе уважения и любви у нас просто исчезнут.

Самые правильные отношения между людьми — отношения асимметричные. Когда ты даешь окружающим больше, чем они тебе, и не ждешь от них ответной реакции. А когда ты ждешь симметрии: «вот я простил, а он меня не прощает», «вот я сделала для него, а он что для меня сделал?» — это уже изначально искаженное понимание отношений.

— То есть всегда нужно первыми делать шаг навстречу и не ждать другого? Прощать даже тех, кто у нас прощения не просит?

— Конечно. Потому что в таких симметричных отношениях можно только утонуть, больше ничего. Если только не приложить усилие и не начать искать путей примирения. А примирение начинается с преодоления той обиды, которая в нас сидит. Когда мы прощаем человека еще до того, как он просит у нас прощения, мы даем ему шанс изменить отношения с нами, мы первыми делаем шаг навстречу. А если мы ждем, пока он сделает этот шаг, то получается — мы становимся его заложниками, мы играем по тем правилам, которые он нам определил. А это, конечно, неправильно. Тем более для христианина.

Простить — значит полностью убрать какие бы то ни было ожидания и претензии по отношению к другому человеку. Начать все с начала, без предыстории. Дать человеку еще один шанс и, как заповедует нам Спаситель, давать этот шанс бесконечно.

— А мы, как правило, этих шансов человеку не оставляем.

— Ну, или, по крайней мере, большинство из нас. Это очень тяжело — дать человеку шанс, особенно если этот шанс уже неоднократно давался и был использован против тебя. Чаще всего мы в подобной ситуации даем условное прощение: «Я готов тебя простить, если ты…» — и дальше начинается список наших пожеланий и предложений. Но настоящее христианское прощение — это прощение безусловное. Когда ты прощаешь не просто потому, что от тебя этого ждут, а потому, что сам хочешь избавиться от своей обиды и не хочешь жить с ней дальше и смотреть на людей через призму собственных претензий.

Так же, как Бог смотрит на нас и видит в нас то лучшее, что можно развить, а через худшее переступает в надежде на то, что мы сами вырвемся из этой шкурки, оболочки греха — так же и мы призваны видеть в других только лучшее. Не судить — и тогда сами не будем судимы.

Сказать другому: «Ты меня обидел» — это нормально

— А как перевести это безусловное прощение в область практики? Разве правильно делает жена, которая постоянно прощает своего гулящего или пьющего мужа, который уже тысячу раз обещал исправиться и каждый раз снова и снова предает ее и семью? Ведь уже многие священники, психологи сегодня говорят, что от таких людей лучше бежать…

— Если переводить все это в практичес-кую плоскость, то здесь все очень и очень непросто. Да, конечно, если муж — хронический алкоголик, если он мастер в плане лицедейства, если он умелый манипулятор, а вся семья — это его заложники, то, скорее всего, в этом случае надо развестись. Но ведь прощение — это про другое. Супруги могут развестись, но при этом «обиженная сторона» может простить обидчика. Перебороть эту боль, не иметь претензий, простить. Но просто из категории самых близких, самых дорогих перевести этого человека в категорию «других».

— Давайте немного остановимся на состоянии обиженности. Психологи, психотерапевты говорят, что обиды в себе копить нельзя, что, если тебя обидели, надо, во-первых, признаться в этом самому себе, а во-вторых, сказать об этом обидчику. А это вообще по-христиански?

— Сказать человеку: «Ты меня обидел» — это нормально. Потому что «я обиделся» — это не значит «я перестал к тебе хорошо относиться». Вовсе ведь не обязательно после этой фразы кричать: «Пошел вон отсюда, чтобы я тебя больше не видел!»

Поэтому я всегда говорю своим детям, да и своим прихожанам: если кто-то чем-то недоволен, не нужно стесняться выражать свое недовольство. Нет такой добродетели — стеснительность, есть добродетели смирения, кротости и скромности. Но любая стеснительность говорит о наличии в человеке серьезного внутреннего конфликта. Внутри его одно — а снаружи другое. Поэтому откровенность в любом деле, открытость и честность, особенно если это касается семейных отношений — это, я думаю, принципиально важная установка. Потому что ненормально, когда члены семьи находятся друг с другом в состоянии предельной отчужденности, и каждый за пазухой носит целый мешок обид и претензий — при этом все могут мило улыбаться друг другу, думая, что тем самым сохраняют в семье мир.

Но в попытке быть откровенными друг с другом важно не уйти в другую крайность и не превратить семью в концлагерь доброты и открытости.

Это когда каждый только и делает, что копошится в чужой душе, в уме, в сердце, и как только кому-то что-то не понравилось, начинает выяснять: «А что это ты обиделся? Наверное, мы тебя чем-то задели? Давай сядем, поговорим. Надо все ситуации проговаривать внимательным образом, чтобы ничего не накапливалось!» Естественно, в такой обстановке нормальному человеку захочется послать всех куда подальше. И чтобы избежать этой крайности, прежде всего нужна внутренняя установка на уважение человека, на понимание того, что он имеет право быть не таким, как мы хотим его видеть, иметь собственное внутреннее пространство.

Однажды мужчина пришел на исповедь к преподобному отцу Порфирию Кавсокаливиту с целью проверить, прозорливый этот батюшка или нет. Он во всем исповедался и не рассказал только самого главного — что у него была любовница. Старец выслушал его исповедь, что-то ему сказал, прочитал разрешительную молитву. И только когда они стали прощаться, старец назвал гостиницу, в которой этот мужчина встречался со своей любовницей, и попросил его там больше с ней не встречаться — потому что там теперь работает его дочь, и если она это увидит, это станет для нее большой травмой. Тот, конечно, был ошарашен. Я здесь вижу два очень важных момента. Во-первых, старец мог сказать: как ты, негодяй, мерзавец, смеешь приходить на исповедь и попирать Священное Таинство ложью! Ничего подобного он не сказал. А во-вторых, он сказал это лишь для того, чтобы предотвратить еще большую беду в жизни этого мужчины, чем та, в которую он загонял себя своим образом жизни. И здесь мне видится огромное уважение к человеку — именно Христово уважение и безусловная, безграничная любовь.

Соприкоснувшись с такой любовью, человек изменится — не сразу, но зато это будет настоящее, спасительное, а не лицемерное, покаяние — что и произошло в случае с этим мужчиной через какое-то время.

Просить прощения должно быть трудно

— С темой прощения мы сталкиваемся в раннем детстве, когда родители учат (или заставляют) нас просить прощения. И часто бывает так, что в одной и той же семье один ребенок просит с легкостью, а другой — ни в какую. Как Вам кажется, можно ли научить ребенка просить прощения искренне?

— Когда человеку трудно попросить прощения, легче всего сказать, что он горд и надменен. Но мне кажется, что все может быть куда сложнее. Может быть, человек просто еще не дозрел до покаяния. Он кого-то обидел. Он знает, что это неправильно, но он это сделал. И он не хочет к этой теме возвращаться, она ему неприятна, она ему не нравится. О «прости» в таком состоянии не может быть и речи. Ведь сказать «прости» — значит взять на себя ответственность: ты выстраиваешь отношения с тем, кого обидел, на каком-то другом уровне.

Если вернуться в детство, чтó такое «прости» со стороны ребенка, который сделал что-нибудь недолжное? Любой ребенок может сказать маме: «Я больше так не буду». Попросил он при этом прощения или нет? Мне кажется, нет. Он понимает, что нарушил мамины требования — но при этом не чувствует вины, не переживает, что его поступок прежде всего приносит маме боль. А вот если он это поймет, он обязательно попросит прощения. И даже если он не скажет «я больше так не буду», он не повторит свой поступок только потому, что не захочет снова причинять маме боль.

Поэтому я никогда не требую, чтобы мои дети механически говорили мне «прости». Может, я поступаю неверно, может, это манипуляция, но я считаю, что это правильно. Обычно я говорю детям: «Мне очень не нравится, как вы поступили. Меня очень расстраивает, что вы ругаетесь и друг друга обижаете». То есть я даю им понять, что они не просто нарушили какой-то закон, а совершили поступок, обращенный против меня.

— В православном кругу часто можно услышать слово «прости», но далеко не всегда за ним стоит искреннее раскаяние. Как Вы думаете, почему так?

— Мне кажется, потому, что мы не всегда понимаем, сколько на самом деле весит слово «прости». В православном кругу это слово, действительно, часто замыливается. А оно должно говориться с душевной болью, с покаянием. Ведь если слово «прости» не прожигает человека, как настоящее покаяние, если у него не подкашиваются ноги, если он произносит его с легкостью, может быть, лучше его и не произносить?..

Я думаю, что маркер настоящего «прости» — это его «трудность». Если ты причинил кому-то боль, ты должен потрудиться, должен подумать, каким образом ты можешь эту боль уменьшить, даже если это боль давняя. И тогда твое «прости» будет не пустым сотрясением воздуха, оно будет подкреплено плодами твоего покаяния. Попросить прощения — значит не только признать свою вину, но и каким-то образом засвидетельствовать, что в тебе что-то изменилось. А если это слово как собака лает, что толку от твоего «прости»?

И, конечно, настоящее «прости» невозможно без смирения, без того, что ты снова открываешь свою непотребность, греховность и через это «прости» пытаешься сквозь них прорваться.

— Вы сейчас упомянули давние обиды. Наш читатель задается вопросом: как быть, если чувствуешь, что должен попросить прощения за то, что совершил когда-то давно, но боишься причинить боль, толкнуть кого-то к обиде на себя, разрушить чью-то жизнь?

— Универсального ответа здесь быть не может. Ситуации бывают очень разные. Иногда кажется, что какие-то давние раны уже затянулись, что не надо ворошить прошлое, а на самом деле оказывается, что эти душевные травмы определяют нынешнее положение дел. В другом случае человек, принеся свои извинения, может стать источником соблазна и разрушить внутренний мир другого. Хотя даже тут понять, что в действительности произойдет, созидание или разрушение, может только опытный священник с достаточной погруженностью в жизнь человека, который мучается этим вопросом. А этим вопросом можно мучиться очень и очень сильно, годами и десятилетиями: ведь бывают же случаи, когда люди не могут умереть до тех пор, пока не попросят у кого-то прощения. Видимо, их Господь любит настолько сильно, что не дает им уйти в вечность с грузом вины. И это очень показательные случаи: значит, наши прощения и правда имеют большое значение.

Поэтому я думаю, что вопросы о давних обидах должны решаться с участием не только самого человека, но и его духовника. Главным критерием, на мой взгляд, здесь должно быть понятие пользы: полезно ли человеку это услышать, или это только разрушит его внутренний мир.

— Как Вам кажется, сегодня, в связи со спецификой нашего времени, просить прощения, прощать — сложнее? Или это всегда было сложно?

— Скорее всего, эта тема всегда была сложной и актуальной, потому что человек и сто, и пятьсот, и три тысячи лет назад один и тот же. И страсти, которые бушевали в древних людях, бушуют и в нас, они никуда не исчезают. Но предположу, что особенность нашего времени в том, что отношения между людьми становятся поверхностными, безответственными, недолговременными, без соблюдения многих принципов, которые раньше соблюдались по умолчанию.

Простой пример: еще пятьдесят лет назад считалось нормой, когда девушка вступает в брак девицей, а сейчас это стремительно исчезает. Эта поверхностность, на мой взгляд, выхолащивает саму значимость отношений. И там, где отношения поверхностные, мне кажется, тема прощения звучит уже совершенно по-другому.

И, конечно, представления наших современников во многом определяются тем фоном, который создают средства массовой информации, бесконечные сериалы и прочее, где сплошной поток всяких обид, прощений, новых связей, романов и так далее. Этот фон создает ощущение того, что все в жизни течет, меняется, все непостоянно — и что это-то и прекрасно: тут не получилось, там попробую. И так до бесконечности. О каких попытках по-настоящему просить прощения или искренне прощать тут может идти речь?..

А ведь в реальности круг людей, с которыми мы общаемся в течение всей нашей жизни, не так уж и велик. Гораздо меньше, чем кажется пятнадцатилетнему подростку. И выходит так, что из этого круга сознательно выбрасываются те, с кем человек мог бы выстроить долгосрочные отношения, созидающие его и полезные ему.

Чтобы прощать, нужно безгранично уважать человека

— Отец Павел, какие истории из Вашего пастырского служения, связанные с прощением или, наоборот, непрощением,
Вам особенно запомнились?

— Была одна очень страшная ситуация: у двоих супругов, моих прихожан, по вине одной женщины погиб ребенок. И они смогли ее по-настоящему простить. На словах они ее простили сразу же, ведь и для нее это было страшной личной трагедией. Но боль и отчуждение еще очень долго продолжали жить в их сердцах. Но со временем стало видно, что они через эту боль переступили и действительно простили эту женщину.

Но чаще всего я сталкиваюсь с ситуацией, когда человек никак не может простить за что-то… самого себя. И это большая проблема. Перекос в переживании греха как прежде всего твоей страшной и непростительной вины — а не твоей личной беды, не твоей кровоточащей раны — легко может привести к болезненному зацикливанию на вине и тем самым — отказу от настоящего покаяния как решительного шага вперед, прорыва к Богу — и к себе самому — настоящему. Никогда нельзя забывать о том, что Христос — Спаситель и Исцелитель, а не Мститель, подкарауливающий грешника в темном месте!

Когда мы говорим: я такой плохой и нет мне прощения, мы тем самым не разрешаем Богу войти в нашу жизнь, мы пытаемся Им манипулировать, мы дерзаем не разрешать Спасителю нас спасать. «Вот я себя не прощаю, и Ты, Господи, не посмеешь меня простить, потому что я-то себя не прощаю!» Я в этом вижу очень тонкую гордыню — и лукавый отказ от труда по преодолению своей греховности. В евангельской притче о званых и избранных есть один загадочный персонаж — некто, оказавшийся на пиру не в брачных одеждах и поэтому выброшенный вон. Мне кажется, это хорошая иллюстрация к непрощению себя: человек по тонкой гордыне отказывается прикрыть свое недостоинство праздничными одеждами, которые даются всякому, кто переступает порог царского дворца. Богатые одежды для царского пира — это, конечно же, образ Божественной милости, «облекшись» в которую, человек только и может войти в Царство Небесное.

Мне кажется, что пока мы не научимся прощать себя, мы не сможем прощать других. Понимая свою слабость, мы начинаем понимать и других людей. У святых отцов есть такой образ, что все грехи мира, собранные воедино — это не более чем маленькая песчинка, которая тонет в бездне океана Божественной любви. Даже если эта песчинка будет размером с булыжник в несколько тонн — все равно по сравнению с океаном это будет ничто. Когда понимаешь это, тебе легче принимать себя и других людей, какие бы грехи они ни совершили.

— Есть ли в Вашей жизни люди, которые стали для Вас примером в способности прощать?

— Есть. Один из таких людей, не буду называть его имя, является администратором. И для меня очень важно, что если вдруг его подчиненный полностью проваливает какое-то ответственное задание, то этот человек отстраняет его от работы по этому направлению, но при этом никоим образом не меняет своего отношения к этому подчиненному как к человеку, он не отождествляет человека и функцию, которая на него была возложена. И для меня это очень сильный пример того, что не надо путать значимость личности и способность человека участвовать в том или ином процессе какого-то учреждения или организации.

И, конечно, большим примером для меня стал архимандрит Кирилл (Павлов), который на протяжении многих лет был духовником Троице-Сергиевой лавры. За все то время, когда он был здесь, при огромном количестве людей, которые проходили через него со своими житейскими историями, проблемами, я никогда не видел его на кого-то обиженным. Даже если люди поступали бесчестно по отношению к нему, он никогда от них не дистанцировался, он предоставлял им полное право пользоваться своей свободой и поступать так, как они считают нужным, притом что эти поступки, с его точки зрения, были совершенно неправильными и недопустимыми. Он не пытался своими силами, своим авторитетом повлиять на ситуацию, переломить чужую волю своей. И я знаю, что именно это нередко становилось причиной изменения людей и их раскаяния. А если бы он начал требовать, наказывать, принимать активное участие, играть по тем правилам, которые своим нечестивым поступком задал этот человек, я думаю, такого результата бы не было. И это снова о безграничном уважении к чужой свободе и к праву другого поступать не так, как тебе хочется.

Еще мне вспоминается история из «Нового Афонского патерика». Как-то раз в одном скиту выяснилось, что кто-то по ночам ворует дыни. Скит маленький, все друг друга знают. Кто мог это сделать? И вот один монах решил устроить ночью засаду и выяснить, кто ворует и ест эти дыни. Утром радостный монах прибегает к старцу и говорит ему: «Я знаю, кто тут у нас вор!» На что старец ему отвечает: «Если ты соберешься пойти в следующий раз искать вора, я тебя очень прошу, спрячься так, чтобы он тебя не заметил — чтобы ты не смутил его совесть». Понимаете? Он заботится об этом воре точно так же, как и о том, кто пытается его поймать. Он ждет, пока укравший сам не придет к покаянию. И для меня это вершина педагогической мудрости и силы духа, абсолютное желание целиком и полностью вручать судьбу человека и свою собственную судьбу в руки Божии, со стопроцентной уверенностью, что Он выправит ситуацию гораздо лучше нас. У греков есть на эту тему прекрасная поговорка: «Любит Бог вора — любит и хозяина».

— Вы могли бы посоветовать какие-то книги о прощении?

— Прежде всего, я бы посоветовал одну книгу, самую любимую — Евангелие, где Сам Христос на протяжении всей Своей жизни прекрасно показывает, что значит прощать. Когда Иуда приходит предать Христа, Он, казалось бы, мог сказать: «Какой же ты мерзавец! Ты столько лет с нами ходил, за одним столом с нами ел, а теперь на Меня пяту свою поднимаешь, дрянь такая!» Но Он так не сказал. Он с болью и скорбью говорит: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк 22:48). Или на Тайной Вечери, когда Христос говорит своим ученикам: Один из вас предаст Меня (Мф 26:21), Он ведь не показывает на Иуду пальцем и не говорит: «Вот, представляете, Иуда, сейчас собирается идти Меня предавать!» Спаситель ничего не говорит, Он не обличает Иуду, хотя Иуда понимает, что Христос обо всем знает. И мне кажется, это снова потрясающее свидетельство того, что Бог никому ничего не навязывает. Он всегда создает условия, но в этих условиях Он оставляет за самим человеком полное право выбирать, как себя вести и что делать. Хотя иногда Он очень жестко обличает фарисеев и саддукеев. Бывают в жизни случаи, когда поступить иначе, то есть смолчать, было бы просто неправильно. Например, супруги десятилетиями живут в браке и при этом не могут прямо сказать друг другу о каких-то принципиально важных вещах просто потому, что боятся друг друга обидеть. Муж может нахваливать ненавистную ему кашу из самых лучших побуждений — чтобы не расстраивать жену, и тем самым превратит совместную жизнь в муку. Почему? Потому что нет откровенности, есть только страх обидеть другого, сказав ему то, что ты думаешь на самом деле.

И тут мы выходим на интересную тему. Когда человек умеет любить и прощать, он гораздо свободнее общается с другими людьми. Он не становится заложником такой хитросплетенной схемы, в которой я не могу сказать вам, что я обижен, потому что если я скажу, то вы на меня обидитесь и еще поймете, что и я на вас тоже обижен. А вот когда человек любит другого, он всегда может сказать ему в лицо правду, даже горькую, даже хлесткую, но сказать ее таким образом, что другой человек не обидится. Но для этого каждое слово должно быть пропитано огромной любовью — Христовой любовью.

0 88 085


Здорово иметь в своей жизни близких людей. Зная, что есть друзья и родные, которым небезразличен, которые всегда смогут поддержать в трудную минуту, человек имеет чувство защищенности и нужности. Но, как часто бывает, самых дорогих людей мы обижаем чаще, чем других. Там, где можем сдержаться при посторонних, в присутствии родных это не всегда получается. И возникает вопрос: как просить прощения у близких людей правильно?

Выдавить из себя: «Прости меня» очень непросто. Если ничего не делать и оставить все как есть, то напряжение в отношениях будут расти. Думая, что со временем все наладится само собой неправильно, ведь это показатель незрелости. Человека, признающего свои ошибки легче уважать и доверять ему. Но, как попросить прощение у любимой девушки, у папы и мамы, у сестры или лучшей подруги?

Почему извиняться трудно

Можно говорить долго о пользе просить прощения. Готовить речь в стихах или вымолить его. Все это бесполезно, если не будет правильного настроя. Трудность заключается в следующем:
  • Гордость и эгоизм могут стать помехой к примирению. Именно гордость заставляет думать человека: «А почему я? Он тоже неправ». Каждый ждет первый шаг от другого и, обида может перерасти в ненависть. Чтобы разорвать этот замкнутый круг, необходимо успокоиться и проанализировать, что вы сделали не так и, как можете исправить ситуацию. В этом поможет такое качество, как смирение. Это сейчас немодно? Да, так думает много людей, но речь идет о взаимоотношениях с близкими. Мнение большинства не должно сказываться на ваших решениях. Признать свою неправоту не стыдно, родные и друзья это оценят.
  • Воспитание также играет немалую роль. Если в детстве вы не слышали от папы и мамы слова «извини», то и вам это будет даваться с трудом. Здесь необходимы осознание этого факта и работа над собой. Попробуйте один раз «наступить» на себя и извиниться, вы почувствуете легкость на душе и в отношениях. Следующий раз попросить прощение будет нетрудно. Придумайте извинения в стихах, это поможет сгладить напряжение.
  • Правильный настой. Как же он необходим. Часто люди думают: «Если я попрошу прощение, то я дам понять, что виноват и покажу свою слабость». Это мнение ошибочное. Согласитесь, в ссоре участвуют, как минимум, двое. Хотите сказать, что не наговорили лишнего или своим ледяным молчанием не демонстрировали пренебрежение? Вы сами знаете, что есть и доля вашей вины.

Что можно сделать

Прежде, чем извиниться важно учитывать некоторые моменты. В противном случае можно наломать дров, имея самые лучшие побуждения. Выяснять отношения, когда вы раздражены не стоит. Подождите, пока вы оба остынете. И еще несколько советов:
  • Придумывая, как попросить прощения у девушки, в стихах или прозой, важно быть искренним.
Нотки сарказма неуместны, даже если вы уверены в своей правоте. Выражение типа: «Прости, я не думал, что ты шуток не понимаешь», можно воспринять как издевку. Если вы будете искренним, об этом скажет ваш взгляд и ваш тон голоса. Даже если обида необоснована, признайте, что вы могли задеть чувства. Искреннее извинение убирает стену, которая выстраивается человеком обиженным. Разрушьте эту стену и, вы заметите, что девушка уже не занимает оборонительную позицию, мир восстановлен.
  • Нужно учитывать разное воспитание.
То, что вам покажется забавной шуткой, для другого это станет оскорблением. Не нужно умолять чувства другого или как-то высмеивать их. Если в вашей семье заведено подкалывать друг друга и на это никто не обижается, то это не значит, что и для других это является нормой. Не требуйте, чтобы к вам приспосабливались и понимали ваши шутки. Со временем это, возможно, будет, но пока извинитесь и больше не отпускайте шуточные насмешки в адрес других.
  • Эмоциональный фон тоже нужно учитывать, он у каждого человека разный.
Воспитываясь в одной семье, характеры не могут быть одинаковыми. Кто-то более эмоционален, а кто-то не очень.Вы считаете, что взять кофту сестры без разрешения можно, а ее это может раздражать. В итоге скандал. Вы думаете, что сестра завелась напрасно. Прислушайтесь к ее словам, а не к тому каким это тоном было сказано. Постарайтесь понять, что ей не нравится. Понимание поможет вам прийти к правильному решению. И если нужно попросить прощение у сестры, то не медлите с этим. Поймите, что она может чувствовать по-другому, не так, как вы.


Иногда, просто одним словом можно ранить человека. Вот и я, совсем не со зла, обидела тебе, и теперь просто не нахожу места себе. Прости меня, пожалуйста. Мне так грустно без тебя. Не держи больше на меня зла. Эта ссора стала большим уроком для меня.


С тобою рядом я дышу,
С тобою рядом я пылаю,
С тобою рядом я живу,
А без тебя я умираю,
Прости меня, я умоляю!

Ёжик мой колючий, перестань фырчать.
Хоть и больно будет, но хочу обнять.

Любимый, жизнь - это ошибки, на ошибках мы учимся! Ведь нет боли сильнее, чем та, что причиняют друг другу влюбленные. И я оступилась и сделала ошибку. Но, единственный человек, который не ошибается тот, кто никогда ничего не делает. Я не оправдываюсь нет, просто хочу чтобы ты понял, что ты очень дорог для меня, и все что я не делаю, то это только из- за того что боюсь потерять тебя!

Боязнь потерять тебя, и вскружила мне голову и я ошиблась. И я прошу тебя любимый, не суди меня строго, а пойми. Я прошу извинения за содеянное мною. Я очень люблю тебя и буду делать все для и твоего счастья! Прости меня дорогой.

Учимся налаживать отношения

Понимание вышесказанных принципов поможет и в отношениях с лучшей подругой.Все зависит от того, какой вы вкладываете смысл в это понятие. Если слово «дружба» - понятие поверхностное с корыстными побуждениями, то не стоит переживать, что вы кого-то обидели. Вашей дружбе в любом случае придет конец. А если в основе дружбы лежит привязанность, верность, взаимовыручка, то такие отношения нужно беречь.

Понятно, что идеальных людей не бывает. Время от времени взаимные обиды и претензии будут. Не следует ставить точку в ваших отношениях. «Заштопать» дружбу можно. Чаще всего, обижают людей не специально: сказала, не подумав; нагрубила, находясь в плохом настроении; на правах подруги вмешалась не в свое дело.

После того, как вы поняли почему обиделась подруга, заведите разговор с целью решить проблему и сохранить дружбу. Объясните, что вы расстроили ее не со зла. Это не будет выглядеть как будто вы оправдываетесь, вы просто внесли ясность в ваши мотивы и побуждения. Можно извиниться за задетые чувства. Если подружка – натура романтическая и эмоциональная, попробуйте ей преподнести просьбу о прощении в стихах.



Мне в жизни сказочно повезло, что судьба подарила мне тебя. Ты мой ангел, моя самая любимая девушка на свете. Я прошу прощения за то, что обидел тебя, моё солнышко. Прости, пожалуйста, меня. Недоверие по отношению к тебе, стало для меня большим уроком. Давай помиримся, мой котёнок.

Я обещаю сделать тебя самой счастливой девушкой на свете, только прости и поверь мне, моя хорошая. Моя любовь станет оберегом для тебя, моя единственная и желанная.


Каждый день, прожитый без тебя, это просто невыносимое испытание . Я каждую минуту думаю о тебе, моя радость. Прости меня, пожалуйста, за то, что обидел тебя. Ведь это было не со зла. Я люблю тебя больше жизни. Не обижайся больше на меня.

Давай сохраним нашу любовь, ведь нам так хорошо быть вместе. Любимая, я тобой дышу. Ты мне нужна, как воздух.


Но ведь это сгоряча.
Так бывает с каждым.
Ты прости, прошу, меня,
Так любят лишь однажды!

Ты извини за лишние слова , и за поступки глупые мои. Поверь, что моему раскаянью нет предела! Хочу я вновь смотреть в глаза твои... Прошу прости!

Эти же принципы применимы, если раздор произошел между двумя приятелями. Если друг или подруга не приняли ваших извинений, то вам будет легче оттого, что со своей стороны вы сделали все возможное.

Родители, люди, которые простят всегда. Они прощают за бездумно сказанные слова, за, то, что не находится времени им позвонить. Остановитесь в своем круговороте жизни. Мама и папа самые близкие и дорогие, кто у вас есть. С девушкой может не сложиться, дружба может изжить себя, а родители всегда с вами.

Возьмите за правило каждый день звонить им и узнавать, как дела. Попросите прощения за свое безразличие к ним. А как быть, если вы еще не достигли, того возраста, когда полностью можете принимать решения и заботится о себе материально?

Прежде всего, нужно осознавать, что вы тоже бываете неправы. Если видеть только недостатки родителей, а своих не замечать, то просить прощение крайне сложно. К тому же родители не идеальны. Они хотят вам добра, но не всегда знают, как это делать правильно. В одном можно быть уверенными, они искренне заботятся о вас.

ФОТО Getty Images

Никому не нравится просить прощения. Это совсем не весело. Даже взрослые произносят «Прости, пожалуйста» так, словно это извинение из них три часа вытягивали клещами, или, наоборот, краснее и бледнея, стеснительно шепчут его, уткнувшись глазами в пол. Никому не нравится оказываться неправым, ведь из этого следует, что я плохой человек. И мы делаем все, что в наших силах, чтобы избежать этого чувства. Ведь мы хорошие люди, правда? Заботливые, любящие. Мы слушаем голос совести, не обижаем маленьких, заступаемся за слабых, заботимся об окружающей среде и жертвуем на благотворительность. Мы хорошие люди! А хорошим людям не за что просить прощения.

А потом внезапно оказывается, что есть.

Наше нежелание попросить прощения зачастую приносит больше вреда, чем сам плохой проступок. Мы спорим, мы передергиваем. Мы вынуждаем человека, которого мы задели, раз за разом доказывать, что он имеет право быть оскорбленным, и в итоге все равно отказываем ему в этом праве. Мы начинаем воспринимать его как врага, и вот уже мы - оскорбленная сторона; мы требуем извинений за то, что нас вынудили ощутить себя хуже, чем мы про себя думаем. И мы ничему не учимся.

На то, чтобы примириться с необходимостью просить прощения, уходит много лет. И это постепенное привыкание к мысли, что я тоже могу оказаться неправ и кого-то задеть, что за это нужно просить прощения, составляют важную часть взросления.

Итак, пять советов, которые помогут овладеть этим взрослым навыком.

1. Забудьте про «я знаю, что ты чувствуешь»

На самом деле представить себя в чужой шкуре и почувствовать, что испытывает другой человек, - невозможно. Мы все переживаем и ощущаем мир по-разному. Мы можем догадываться и предполагать, что творится на душе у нашего собеседника, но не знать наверняка. Более того, нам и не нужно уметь почувствовать чужую боль как свою, чтобы верить в ее искренность. Если эта конкретная ситуация кажется нам нормальной, это еще не значит, что и другим тоже. «Я бы на такое не обиделся», - говорим мы себе. Ну и что? Речь вообще не о нас.

2. Просите прощения за поступок

Откажитесь от «Мне жаль, что это тебя задело», забудьте про «Прости, я не думал, что ты это так воспримешь». Извинение выглядит так: «Я сделал ________, из-за этого ты ______. Мне жаль. Извини». Если вы не понимаете, чем именно обидели человека, либо приложите больше усилий, чтобы понять, либо честно признайтесь, что вам все равно.

И если вам все равно, просто признайте это. Скажите об этом вслух. Бывает, что мы обижаем людей и чувствуем себя виноватыми. Бывает, что мы не испытываем по этому поводу ни малейших угрызений совести. В любом случае мы отвечаем за наши действия. Более того, даже если мы не чувствуем себя виноватыми, человек, которого наши действия задели, все еще имеет право чувствовать себя оскорбленным.

3. Если вы чувствуете себя виноватым, подумайте, как исправить ситуацию или как не дать ей повториться

Сообщите о своем желании тому, кого вы обидели (если вас хотят слушать). Извинения ничего не стоят, если через пару минут вы уже забыли о том, что сделали.

Извинения взрослого человека предполагают, что он хочет компенсировать последствия своих действий или хотя бы вынести из своего проступка урок на будущее. Также стоит иметь в виду, что человек, которого мы задели, совершенно не обязан никак нам помогать в наших попытках исправить положение дел. Это наше личное дело, а если вдруг он все же идет нам навстречу - мы должны быть за это благодарны.

4. Никаких «но»

«Прости, но…» - после такого начала фразы нам стоит остановиться и окатиться ледяной водой, чтобы прийти в себя. Так не просят прощения. Так спорят. Если же мы просим прощения, речь идет только о нашем поступке и о чувствах человека, которого этот поступок обидел. Наши мысли и переживания в этот момент не имеют к делу никакого отношения.

«Но он тоже меня обидел!..» Пусть так. Отложите это на секунду. Извинитесь. Дайте человеку принять извинения. И только потом, в подходящий момент, заговорите с ним о ваших оскорбленных чувствах. А если собеседник не желает просить прощения в ответ, что ж, его дело. Это не дает нам права забрать свои извинения обратно. Мы взрослые ответственные люди.

5. Никто не обязан нас прощать

Человек, которого мы обидели, ничего нам не должен. Он имеет право не слушать наших извинений. Он имеет право не принимать их. Он имеет право не любить нас. Он имеет право в ответ на все наши извинения сказать: «К черту твои извинения. Ты ужасный человек».

И это нормально. Возможно, вы действительно ужасно себя повели. И он имеет право так думать. Никто не обязан с нами дружить. Никто не обязан нас прощать. И даже если вы каетесь каждый день, а вам опять говорят: «Не-а, ты не прощен», - это тоже нормально. Из этого не следует, что вы должны каяться всю оставшуюся жизнь, но отказ принять ваши извинения не должен вас оскорблять. Вы поступили плохо. Так что человек, по отношению к которому вы поступили плохо, имеет полное право вас презирать. И это не означает, что не надо просить прощения.

Как ни крути, пусть сказать «извини» тягостно и неприятно, это все равно лучше, чем краснеть и прятать глаза, встретив человека, которого мы обидели.

Подробнее см. на женском сайте XoJane.com

Здравствуйте дорогие читатели. В этой статье я хотел бы рассказать Вам о таком человеческом душевном и духовном даре, как прощение.

Тема эта актуальна, поскольку фактически все люди которые обращаются ко мне за помощью, страдают от затаенной обиды. Современная среда нашего с Вами обитания зачастую бросает нас на амбразуру хамства, лицемерия, безразличия и многого другого, от чего нам с Вами лучше бы быть чистыми и свободными.

Казалось бы что тут непонятного, взял да и простил, но практика показывает что многие этого делать просто не умеют и не могут, потому носят обиду внутри себя долгие годы. Обида — это сдержанная нами агрессия, а агрессия — имеет тенденцию разрушать своего носителя изнутри, поворачивая свои острые лезвия против него самого. Обида является производной от вины других людей перед нами. Так же в некоторых случаях возможна трансформация обиды в вину перед собой и наоборот.

Зачем нам нужно прощать?

Для того чтобы простить другого человека, прежде всего важно понимать, зачем это нужно для вас.

Прощать нужно для того чтобы исцелить себя от обиды и агрессии, а также чтобы избежать ухудшения отношений с другими людьми, вражды и возмездия по отношению к ним. Недаром в Библии написано: «Тот кто посеет ветер — пожнет бурю» (Книга пророка Осии, гл. 8, ст. 7). Если учитывать то, что обида очень часто перерастает в агрессию и насилие, то данная мудрость абсолютно права. Как только Вы в ответ на грубость или неучтивость, ответите агрессией, велика вероятность обоюдного ответа, с повышением ставок, в отношении Вас, и далее этот порочный круг, сможет прекратить самый разумный из конфликтующих, или велика вероятность того что Вы перейдете к открытой конфронтации (может даже физической), или вражде. Как альтернатива всему этому, существует возможность Прощения.

Как простить другого человека.

Вина и прощение это взаимосвязанные категории идущие рука об руку, поскольку мы прощаем тех людей, которые виновны в наших глазах.

Более всего прощение похоже на великодушный подарок который мы преподносим другому человеку. По сути, оно и является подарком. Это подарок идущий от нашего великодушия. Прощение — это победа человеческого великодушия над злом и несправедливостью.

Прощая человека, Вы даете ему шанс быть другим, быть лучше чем сейчас. Снимаете с него клеймо злодея. Прощением мы делаем себя и мир вокруг нас чище.

Возможность простить другого становится осуществима тогда, когда мы можем понять этого человека, понять его позицию и мотив совершенного им в отношении нас поступка. В основании совершаемого человеком зла, очень часто лежат глубоко скрытые, психологические причины (глубоко ранившая его боль, пережитое унижение, возможно некий моральный изъян, который например является следствием его пребывания во враждебной, деформирующей среде, сформировавшей в нем недостаток способности сопереживать другим людям). Когда человек становится нам понятен, нам легче его простить. Несправедливость совершенную в отношении нас простить тяжело, а простить человеку его боль выливаемую на окружающих в например виде хамства или грубости, уже возможно, поскольку чужую боль мы можем понять и простить.

Безусловно, самым лучшим вариантом простить другого, является случай, когда провинившийся перед нами человек, просит у нас прощения. В этом случае, нам сделать ему этот дар проще всего (можно дать ему наказ, не поступать так больше с другими людьми и с нами).

Более сложно простить человека, который не видит того что творит. Он может причинять людям боль и не замечать этого. Вы можете сделать и ему этот внутренний подарок великодушия, но в данном случае, если этот человек не может сделать из ситуации соответствующих моральных выводов, то здесь больше подходит фраза: «Простить и проститься», поскольку велика опасность снова быть подверженным нападкам со стороны этого человека.

Вы можете попробовать провести самостоятельную работу, по прощению тех кто перед Вам виновен. Для этого прибегнуть к следующей психологической нарративной практике:

  1. Определите для себя ситуацию или ситуации, когда кто-либо провинился перед Вами. Запишите их на бумаге.
  2. Решите для себя зачем Вам нужно простить человека или людей в выбранной ситуации. Если Вы действительно решили простить, то переходим к следующему пункту.
  3. Вспомните и тщательно опишите на листе бумаги произошедшее с Вами событие. Старайтесь быть максимально честным и не предвзятым. Констатируйте факты произошедших событий и слов сказанных Вами и в Ваш адрес, но ни кого не обвиняйте. Важно посмотреть на ситуацию со стороны, эмоционально в неё не вовлекаясь.
  4. Подумайте над тем, что побудило другого человека, поступить с Вами таким образом а не другим. Учитывайте все возможные и доступные источники информации, свои мысли и догадки по поводу мотивов его поступка. Быть может этот человек был уставшим, возможно у него проблемы в семье и на работе, быть может он болен, возможно он воспитывался в неблагополучной семье и т. д.
  5. На листе бумаги напишите, что Вы понимаете то, что настоящая природа человека, добрая и светлая, но иногда жизнь травмирует людей таким образом, что они озлобляются, становятся хуже, развращаются и далеко не всегда и не все могут сопротивляться давлению окружающей среды, для этого нужно быть по настоящему сильным, мудрым, великодушным а сила приходит не ко всем, не всегда и не во всем. Задайте себе вопрос, можете ли Вы простить человеку проявленную им слабость? Задайте себе вопрос, кто из людей совершенен и есть ли такие? Спросите у себя, являетесь ли Вы настолько сильным, чтобы никогда, ни кого не обидеть и не согрешить? Вероятнее всего, Вы столкнетесь с тем, что и сами не идеальны и допустите возможность того, что и другие люди не идеальны тоже. Возможно человеку стоить простить его несовершенство?
  6. Подумайте над тем, что принес Вам опыт проделанной работы. Запишите приходящие Вам в голову мысли на листе бумаги. Возможно Вы стали лучше разбираться в себе и в других людях, возможно Ваша обида начала отступать. Побудьте некоторое время в этом состоянии, подмечая то что Вам приходит на ум и записывая эти мысли. Такая работа может длиться несколько дней, возможно и большее время.
  7. Можете перейти к проработке следующего пункта списка. Часто бывает так, что выполняя это упражнение, мы сразу беремся за самую сложную и болезненную для нас ситуацию. Со сложными ситуациями, работа ведется более длительное время, для их проработки, как правило нужен определенный опыт и эмоциональный ресурс, поэтому если у Вас не получается простить другого человека с первого раза, также переходите к следующему пункту, а пропущенному пункту, возвращайтесь позже, когда разберетесь с менее сложными ситуациями своего списка.

Зачем нам нужно просить прощения у других людей?

Просить прощения у другого человека, необходимо для того чтобы освободить себя от груза вины, стыда и страха . Ведь если человек виноват перед другим человеком, он испытывает чувство вины перед ним и собой, страх за свою репутацию и стыд за содеянное. В случае если мы провинились перед кем-либо, то нам необходимо попросить у него прощения, для того чтобы сохранить с этим человеком отношения. Не всегда возможно сохранить их в первоначальной, незапятнанной форме, но по крайней мере, будет сохранена возможность общения и в дальнейшего налаживания отношений до прежнего уровня. Принесенные извинения и полученное прощение, во многом исключает дальнейшую вражду и агрессивность в отношениях, а признанная вина делает совесть попросившего прощения человека, чище.

Как попросить прощения?

Иногда и нам самим приходится просить прощения, и в этой ситуации, мы можем испытывать вину перед собой, стыд перед другим человеком или людьми и страх (за свою репутацию, страх перед реакцией на произошедшее окружающих Вас людей). Прощения лучше попросить, сразу же после осознания своей вины, не проявлять упрямства пытаясь убедить себя в своей правоте и пытаясь заглушить голос совести, а преодолеть свою гордость и стыд, и подойти с извинениями и просьбой о прощении к тому перед кем Вы провинились. Иногда, если степень эмоций высока, стоит подождать пока буря в сердце этого человека несколько уляжется, и уже после подойти к нему с просьбой о прощении.
Просьба о прощении — это практика, которая позволяет признать нарушение правил и норм, восстановить мир и добрые отношения.
Если говорить о классической форме, того как прощение нужно просить, то она выглядит так:

  1. Выражение сожаления по поводу произошедшего.
  2. Признание своих проступков и вины.
  3. Признание за человеком права, чувствовать по отношению к Вам негативные эмоции (обида, гнев, злость и т. д.).
  4. Просьба о прощении.
  5. Предложение о возмещении ущерба.

Как простить себя?

Бывает и так, что прощать приходится самих себя. Такое случается например когда Вы упускаете некий важный для Вас шанс, совершаете нечто что не вписывается в Ваши представления о самом себе. Как правило, человек укоряет себя в своих проступках очень долгое время, причиняя большие страдания, он чувствует вину и стыд, поэтому, очень важно уметь проявлять великодушие и к самому себе тоже. Не ставьте на себе штамп неудачника (или любой другой штамп), а сделайте соответствующие выводы из произошедшей ситуации, улучшите себя и ответственно делайте дальше самое лучшее что Вы можете и умеете, применяя полученный Вами новый опыт. Жизнь обязательно предоставит Вам ещё шансы проявить себя с нужной стороны. Помните, что все мы учимся совершая ошибки, а извлекая из них уроки, мы становимся лучше, совершеннее, эффективнее.

Для того чтобы простить себя, Вы можете проделать следующую нарративную практику.

  1. Определите, за что именно Вы хотите себя простить. Составьте список и выберете тот пункт, с которого Вы хотите начать свою внутреннюю работу над прощением себя.
  2. Подумайте над тем, действительно ли Вы хотите простить себя? Если у Вас возникают сомнения, то запишите на бумаге по пунктам, что может принести в Вашу жизнь прощение себя, и отдельно какую роль играет в Вашей жизни не прощение. Если исходя из написанного, причины простить себя более веские, то регулярно перечитывайте их на всем протяжении проведения работы над прощением себя. Если у Вас возникают сомнения, отложите эту работу до других времен.
  3. Как можно более тщательно опишите (лучше на листе бумаги), то событие которое привело Вас к чувству вины. Постарайтесь быть максимально не предвзяты и объективны. Старайтесь не заниматься самообвинением и самооправданием.
  4. Вслух (если позволяет ситуация) или письменно выразите сожаление по поводу произошедшего. Признайте, что Вы как и любой другой человек, несовершенны и способны совершать ошибки. Если Вы верующий человек, то Вы можете попросить Бога простить Вас за совершенный поступок и помочь Вам принять себя такого, какой Вы есть. Поразмышляйте над тем, что положительного принесла проведенная Вами работы, в Вашу жизнь. Возможно, в ходе проведенных Вами размышлений Вы научились чему-то новому, возможно теперь Вы лучше понимаете других людей и себя, ведь прощение, дает нам шанс стать мудрее и лучше.
  5. Если это возможно для Вас, попросите прощения у участников событий — это самый правильный путь. Лучше если Вы сделаете это в живую, но если по каким-либо причинам для Вас это невозможно, то Вы можете написать письмо к человеку перед которым хотите извиниться, отправлять его необязательно, но очень важно выразить своё сожаление, таким образом перейдя рубикон между Вашей «старой» жизнью и жизнью, когда Вы раскаялись в содеянном и новый урок, который позволит отныне Вам быть лучше, чем Вы были прежде.
  6. Можете выбрать следующий пункт своего списка. Если же проведенная работа над каким-либо пунктом (ситуацией) не принесла Вам большого облегчения, перейдите к следующему пункту списка, вернитесь к не проработанному пункту, после того как разберетесь с остальными ситуациями.

Заключение.

Прощение, это тот феномен, который позволяет нам быть людьми, при этом непросто людьми, но людьми великодушными и сильными. Прощать способен только человек сильный духом. Именно про людей умеющих прощать и просить прощения, говорят что к чистому грязь не липнет. Именно люди умеющие прощать и умеющие признавать свою неправоту могут добиваться высот, которые недоступны людям, не умеющим этого делать, поскольку они менее терзаемы обидой, виной и собственной совестью. В целом, люди умеющие прощать и просить прощения гораздо более здоровы и их фон тревоги зачастую ниже чем у людей, которые не умеют делать этого.

Надеюсь эта статья была Вам интересна и полезна.

С искренним Уважением!
Психолог Центра Семейной Помощи «Энергия Семьи»
Альхименко Илья Александрович.