Стилевые черты фортепианного творчества М.Равеля. Морис Равель: биография, интересные факты, видео, творчество Сообщение про морис равель краткая биография

Содержание статьи

РАВЕЛЬ, МОРИС (Ravel, Maurice) (1875–1937), французский композитор. Родился 7 марта 1875 в Сибурне близ Сен-Жан-де-Люз (департамент Атлантические Пиренеи). Очень рано обнаружил музыкальные способности, в 1882 начал заниматься фортепиано у А.Гиза и в 1887 гармонией у Ш.Рене. Два года Равель обучался в подготовительном классе Парижской консерватории, в 1891 поступил в фортепианный класс Ш.де Берио. Теоретические дисциплины проходил у Пессара и Дюбуа, композицией занимался в 1898 у Г.Форе.

В годы ученичества из-под пера Равеля вышло лишь несколько незначительных произведений, в их числе Старинный менуэт (Menuet antique , 1895), и только в 1899 он показал ныне широко известную фортепианную Павану усопшей инфанте (Pavane pour une infante défunte ). В консерватории Равель подружился с испанским пианистом Р. Виньесом, который стал первым исполнителем сочинений композитора.

В 1901, после неудавшейся попытки завоевать Римскую премию, Равель создал фортепианный цикл Игра воды (Jeux d"eau ), который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты листовского пианизма сочетаются здесь с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента. Новые попытки победить в конкурсе на Римскую премию, предпринятые Равелем в 1902 и 1903, потерпели неудачу, что не помешало композитору сочинить в это время прекрасный Струнный квартет фа мажор. Неудача Равеля с Римской премией породила в Париже много толков: говорили, что причиной является размолвка между Равелем и Форе. С тех пор и до конца своих дней Равель вел лишенную примечательных событий жизнь «кабинетного» композитора. Исключением стали лишь годы Первой мировой войны, когда он служил шофером в медицинской бригаде; в 1927–1928 он выезжал на гастроли в США.

Список наиболее значительных сочинений Равеля выглядит следующим образом: Сонатина для фортепиано (1905); оперы Испанский час (L"heure espagnole , 1907) и Дитя и чудеса (L"enfant et les sortilèges , 1917); балет Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chloé , 1909) – великолепное сочинение, которое появилось вслед за другим шедевром – большим фортепианным циклом Ночной Гаспар (Gaspard de la nuit , 1908); Благородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales , 1911), первоначально написанные для фортепиано, но вскоре переложенные для оркестра; камерный опус Три поэмы Стефана Малларме (Trois poèmes de Stéphane Mallarmé , 1913); Фортепианное трио (1914); хореографическая поэма Вальс (La valse , 1917); сюита Гробница Куперена (Le tombeau de Couperin , 1917), тоже написанная сначала для фортепиано, а потом инструментованная автором; вокальный цикл Мадагаскарские песни (Chansons madécasses , 1926); оркестровое Болеро (Bolero , 1928); два фортепианных концерта (один из них – для левой руки, 1931).

В 1933 Равель попал в автомобильную катастрофу. В результате травмы стала развиваться опухоль мозга, и к 1936 композитор перестал узнавать собственную музыку. Умер Равель в Париже 27 декабря 1937.

Творчество Равеля.

Имя Равеля часто упоминается вместе с именем Клода Дебюсси (1862–1918), однако эстетические установки этих композиторов принципиально различны. Гармонии Равеля строятся по терцовому принципу, и в них нет ничего «туманного». Его больше интересовали тембровые возможности инструментов, нежели колорит, создаваемый средствами гармонии. Лишь в Испанской рапсодии (Rapsodie espagnole , 1907) ощущаются импрессионистические веяния.

Равель обладал ясным чувством формы, хотя, например, его Интродукция и аллегро (1905–1906; сочинение иногда называют септетом) состоит целиком из повторений не слишком ярких мелодических фраз. То же можно сказать о медленной части струнного квартета. В общем же это сочинение, противоречащее всем канонам квартетного письма, отличается красотой музыкального содержания.

Ряд не самых удачных сочинений композитора написан в абстрактном неоклассическом стиле: ни соната для скрипки и виолончели (1922), ни соната для скрипки и фортепиано (1923) не возбуждают особого интереса.

Равель виртуозно владел оркестром. Дафнис и Хлоя , Вальс , оркестровка Картинок с выставки Мусоргского (1922) – настоящие учебники инструментовки. Тембровая фантазия Берлиоза сочетается здесь с гармоничностью оркестрового колорита Римского-Корсакова. Парадоксально, но такой мастер, как Равель, написал всего одно концертное симфоническое произведение, а именно Испанскую рапсодию ; все остальные партитуры, кроме двух фортепианных концертов, предназначались для театра. Знаменитое Болеро (которое превзошло септет по части повторений одной мелодической фразы) идеально соответствует задаче сценического воплощения танца. Сам Равель называл Болеро «оркестровым сочинением без музыки». Равель имел удовольствие присутствовать на обеих премьерах Болеро – театральной и на следующий день концертной. В зале аудитория реагировала враждебно, тогда как в театре музыка была принята как должное, без всяких протестов.

Равель великолепно использовал ресурсы фортепиано. Самое популярное среди его фортепианных сочинений – сонатина. Два его фортепианных концерта демонстрируют разные подходы к одному жанру. Концерт для левой руки – грандиозное, роскошное, великолепное произведение; концерт для двух рук – дерзкий вызов от начала до конца. Сам Равель называл его «дивертисментом в духе Моцарта» и брал за образец изящное фортепианное письмо Сен-Санса. Эти произведения сочинялись одновременно. Концерт для левой руки, заказанный и впервые исполненный в 1931 одноруким пианистом П. Витгенштейном, – одно из сочинений, опровергающих измышление, будто Равель был мастером только малых форм.

Равель всегда тщательно отделывал свои сочинения. Так, в опере Испанский час он скрупулезно выставил указания метронома даже на бой часов. Это замечательное сочинение, одно из самых обаятельных в мировом оперном репертуаре, является оригинальным решением проблемы «разговорной» оперы.

Наибольшей известностью пользуется фортепианное творчество Равеля. Он сам оркестровал Альбораду (Alborado del graсioso , 1905) и Гробницу Куперена , но фортепианные версии этих пьес не уступают оркестровым. Трудно поверить, что на премьере первоначального, фортепианного варианта Благородных и сентиментальных вальсов сочинение было встречено враждебно, тогда как всего через несколько лет его оркестровый вариант не встретил никаких возражений.

Равель был очень оригинальной личностью. В его сознании причудливо связывались музыка и механика. Он собрал коллекцию механических игрушек – точность их движений восхищала композитора. Неудачи, связанные с Римской премией, наложили отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, и когда Равелю был предложен орден Почетного легиона, он отказался от награды, сочтя ее оскорблением. Однако степень почетного доктора музыки Оксфордского университета он принял как дань уважения.

Морис Равель (1875-1937) был младшим современником Дебюсси и долгое время воспринимался просто как его подражатель. «Тень» основоположника музыкального импрессионизма мешала увидеть истинное лицо Равеля, а между тем, его творческий почерк во многом отличен от стиля Дебюсси, которого Равель пережил на два десятилетия.

Его творческая биография началась в пору расцвета импрессионизма, а продолжалась после I мировой войны, когда импрессионизм исчерпал себя, уступив место новым художественным течениям. Война стала тем рубежом, который разграничил творческий путь Равеля на два периода:

  • I - с 1895 (когда был издан «Старинный менуэт», первое опубликованное сочинение) по 1914;
  • II - 1917-1932 («3 песни Дон Кихота», последнее произведение композитора).

В парижской консерватории, куда Равель поступил в 14-летнем возрасте, он прошел строгую школу музыкального профессионализма. Его учителем композиции был Габриэль Форе. Уже тогда проявилась независимость художественных вкусов Равеля. Его интересовали «нетрадиционные» произведения Эрика Сати, «Послеполуденный отдых фавна» и «Ноктюрны» Дебюсси (Равель сделал их фортепианные переложения), (с русской музыкой Равель впервые познакомился во время Всемирной выставки, которая открылась в год его поступления в консерваторию). Он всегда много читал (его любимцами были Шарль Бодлер, Эдгар По), увлекался современной живописью Моне, Ван Гога.

Интерес к новому искусству причудливо смешивался с тяготением к рационализму XVIII века. Равель изучал классическую французскую философию, произведения Дени Дидро («Парадокс об актере»), поэзию Ронсара и Маро (поэты франц. Ренессанса), восхищался творчеством франц. клависинистов. Следовательно,художественные вкусы Равеля формировались под воздействием различных, порой противоположных факторов.

Своих единомышленников Равель обрел в кружке молодых поэтов, художников, музыкантов, именовавших себя в шутку «апашами» («бродягами», «босяками»). Встречи апашей посвящались в основном музицированию. Кроме того, Равель посещал артистический салон польской семьи Годебских (с которыми был дружен Тулуз-Лотрек). В салоне Годебских собирался художественный и артистический цвет Парижа.

1 период творчества (1895-1914)

В I период творчества были созданы:

  • фортепианные произведения « Павана на смерть инфанты», «Игра воды», Сонатина, циклы «Отражения», «Ночной Гаспар», «Моя матушка Гусыня»;
  • вокальные циклы «Шехерезада», «Естественные истории», романсы и поэмы на стихи поэтов-символистов;
  • опера «Испанский час»;
  • балет «Дафнис и Хлоя»;
  • «Испанская рапсодия».

В этих произведениях преобладают поэтич. картины природы, народного быта, образы Востока, родной ему Испании. Композитор обращается к поэтизированному танцу, сказке, мотивам античности (т.о. отсутствует социальная тематика). Мелодика Равеля избегает вводнотоновости (тема «Паваны»), в ней часто встречаются секундово-квартовые, пентатонные обороты, Ритмы очень активны, характерны полиритмические комбинации, смещения акцентов, сложные размеры. В гармонии встречаются необычные аккорды (например, «колючий» аккорд с неприготовленным задержанием), многозвучные аккордовые комплексы (до 12-звучия). В терцовую структуру включаются побочные тоны, альтерации (характерны созвучия с ум.8). Используются архаические лады, лады испанской музыки.

Оркестровка изысканна и блестяща, с частыми solo, необычными эффектами звукоизвлечения, флажолетами и glissando, сложнейшими пассажами струнных и деревянных. В целом - доминирует интерес к красочности, любование «прекрасным мгновением».

2 период творчества (1917-1932)

События I мировой войны глубоко потрясли Равеля. Несмотря на освобождение от воинской службы он добровольно вступил в действующую армию и только после перенесенных тяжелых болезней весной 1917 года демобилизовался. В этом году он сочинил свой последний фортепианный цикл - сюиту «Гробница Куперена» - «дань уважения не только Куперену, но и всей французской музыке XVIII века». Посвятил погибшим друзьям.

«Гробница Куперена» открыла новый - послевоенный период в творчестве Равеля. Если раньше оно развивалось в русле импрессионизма, то сейчас импрессионистские черты теряют главенство, хотя и не исчезают бесследно. Равель понял и отразил горечь войны с ее неслыханными жертвами. Его творчество эволюционирует от радостного восприятия жизни к большему драматизму отельных произведений («Вальс», 2-й фортепианный концерт).

Меняется его стиль, сам композитор определил эту тенденцию как «лаконизм, доведенный до предела». Появились новые черты:

  1. - стремление к отчетливости мелодического рисунка и его преобладанию над колоритом; при этом на смену кратким мотивам приходят протяженные мелодии широкого дыхания (они встречались эпизодически и раньше). Яркий пример - тема «Болеро».
  2. - возрастает роль полифонии;
  3. - усиливается роль конструктивного начала;
  4. - усиливается контрастность музыкальной формы, действенность развития;
  5. - в произведениях послевоенных лет Равель чаще обращается к традициям прошлых веков, к искусству XVII - XVIII веков, т.о. его стиль соприкасается с эстетикой неоклассицизма. Очень ярко это проявилось в «Гробнице Куперена», в Первом фортепианном концерте.
  6. - новым было и увлечение джазом. Равель был в числе музыкантов, увидевших в джазе источник обновления традиционных форм.

Произведения 2-го периода

  • фортепианные - цикл «Гробница Куперена», два фортепианных концерта;
  • вокальные - «Мадагаскарские песни», «3 песни Дон Кихота»;
  • симфонические - хореографич. поэма «Вальс», «Болеро»;
  • камерные - соната для скрипки и виолончели; соната для скипки и ф-но; опера-балет «Дитя и волшебство».

Говоря о стилистических отличиях, произведений I-го и II-го периодов, следует выделить и некоторые общие приметы равелевского стиля:

  • тяготение к рельефному тематизму, в котором ясно ощущаются народные истоки;
  • интерес к фольклору, особенно испанскому;
  • огромная роль танцевальных элементов; тяготение к танцевальной ритмике самых разных жанров, от менуэта до фокстрота;
  • четкость музыкальной формы. К Равелю, в отличие от многих других композиторов рубежа веков, вполне применимы критерии классичности (стройность, уравновешенность формы). В отличие от Дебюсси, Равель вполне лоялен к традиционным формам, в частности, к сонатной, которую часто использует;
  • мастерство оркестрового письма («виртуоз оркестровки»).

Жозеф Морис Равель (1875-1937) – французский дирижёр и композитор-импрессионист, считается одним из наиболее влиятельных реформаторов и деятелей в музыке ХХ века. Самое знаменитое его сочинение – «Болеро».

Детство

Морис появился на свет на юге Франции, почти у границы с Испанией, в небольшом городке Сибур (сейчас относится к департаменту Атлантических Пиренеев). Произошло это 7 марта 1875 года.

Его папа был очень талантливым инженером и изобретателем, на момент рождения сына работал инженером-путейцем. Отец даже трудился над усовершенствованием двигателя внутреннего сгорания. Несмотря на уникальные технические способности, папа был страстным любителем музыки и превосходно играл на рояле. С раннего детства любовь к музыке он прививал и маленькому сыну.

Мама принадлежала к старинному роду басков, она была удивительная рассказчица.
Вскоре после того, как родился сын, семья Равель уехала в Париж. В шестилетнем возрасте мальчику наняли преподавателя Анри Гиза, который систематически проводил занятия с Морисом и учил его играть на рояле. С 1887 года ребёнок учился ещё у одного педагога Шарля Рене, который преподавал ему азы гармонии.
В возрасте двенадцати лет Равель впервые сочинил музыкальное произведение – вариацию на тему Шумана.

Учёба

В 1889 году Морис начал обучение в Парижской консерватории по классу фортепиано. Сначала его педагогом был Ш. Антиома. Затем большую помощь молодому музыканту оказывал знаменитый французский пианист и композитор Шарль де Берио.

Композиторский талант Равеля проявлялся всё чаще, однако особенный интерес к сочинению музыкальных композиций и импровизации у него возник после того, как он познакомился с творчеством Эрика Сати. Этот композитор отличался экстравагантностью и считался «подпольным» родоначальником импрессионизма в музыке. Через много лет, несмотря на сложность личных отношений, Морис говорил о Сати как о своём «Предтече» и заявлял, что творческими успехами во многом обязан именно ему.

Также немалое влияние на Равеля оказала личное знакомство с испанским композитором и пианистом Рикардо Виньесом. После их встречи у Мориса возникла неудержимая страсть к написанию музыки.

На последнем курсе обучения он занимался в классе у крупнейшего французского педагога и композитора Габриэля Форе. Именно от учителя исходила идея для сочинения Морисом цикла музыкальных композиций на мотивы испанских мелодий:

  • «Хабанера»;
  • «Старинный менуэт»;
  • «Павана на смерть инфанты».

После этого тематика Испании занимала большое место в творчестве Равеля. Окончив учебное заведение, с 1900 по 1914 годы он написал много произведений на испанские мотивы, особенной популярностью среди которых пользовались «Испанская рапсодия» (её премьера прошла с ошеломительным успехом) и юмористическая остроумная опера «Испанский час».

По классу композиции Морис обучался до 1905 года. Помимо музыки, молодой композитор много внимания уделял изучению современной и классической французской литературы. Ещё его очень интересовала живопись.

Скандал вокруг Римской премии

Среди профессиональных академических кругов творчество Мориса долгое время не признавалось. В этом нет ничего удивительного: такая участь постигала практически всех новаторов.

Три года подряд (1901, 1902, 1903) Морис принимал участие в конкурсе на знаменитую Римскую премию. И каждый раз ему приходилось довольствоваться «Малой Римской премией». В 1901 году Равеля обошёл Андре Капле. В 1902 году главная премия досталась Эме Кунцу (ученику французского профессора и композитора Шарля Леневе). В 1903 году снова подопечный Леневе Рауль Лапарра выиграл состязание у Мориса.
В 1904 году Равель пропустил конкурс, он воздержался сознательно, чтобы набраться сил для последней попытки.

1905 год был последним, когда он мог стать участником конкурса. Потому что для соискателей премии был установлен возрастной ценз в тридцать лет. Равель приблизился к этому возрасту вплотную и в будущем претендовать на премию уже не мог. С заявкой допустить его к участию он обратился к организаторам конкурса последний раз, но получил отказ. В качестве причины сослались на возрастные ограничения. На самом же деле членов жюри раздражала его «антимузыкальная и разрушительная деятельность». К тому времени его яркие сочинения, наполненные импрессионисткой эстетикой, пользовались известностью в Париже. Музыкант-новатор уже много раз исполнял свою знаменитую «Игру воды».

В музыкальном мире разразилась буря негодования, последовала волна протестов. А когда выяснилось, что все соискатели премии, допущенные к конкурсу, были подопечными Леневе, жюри обвинили в коррупции. Околомузыкальная печать объявила цинизм жюри беспрецедентным, а решение пристрастных судей позорным.

Сам Морис отнёсся к инциденту спокойно и комментариев на этот счёт не давал. Общественный резонанс был таким широким, что скандал сослужил Равелю добрую услугу, его популярность и авторитет стали резко повышаться.

Скандал провёл в творчестве Мориса строгую черту, он окончательно порвал с консерваторией. Его не допустили к конкурсу, но для всего общественного и музыкального мира он вышел победителем. Всё внимание было приковано к Равелю, его произведения исполняли на концертах и издавали нарасхват, о музыканте постоянно спорили и говорили. Так Морис стал вторым лидером в музыкальном импрессионизме и вышел на одну планку с Клодом Дебюсси.

Война

С началом Первой мировой войны Морис решил вступить в ряды действующей армии. Состояние здоровья у композитора было удовлетворительное, однако члены медицинской комиссии его забраковали и не приняли ни в один род войск. Равель был слишком маленького роста, а как следствие, из этого он не обладал достаточным для солдата весом и не подходил ни под одни армейские стандарты.

Композитор подключил все свои знакомства и связи и три месяца упорно добивался, чтобы его взяли в действующую армию. Он мечтал стать лётчиком. Осенью 1914 года его приняли добровольцем в автомобильный дивизион.

Чуть больше трёх лет он служил шофёром на грузовике и санитарной машине, сначала в сухопутных войсках, потом был переведён в авиационный полк. Служба резко подорвала его здоровье, Морис отморозил ноги, что стало причиной сильного нервного истощения. В начале 1918 года его комиссовали по причине болезни.

Послевоенное творчество

Служба в действующей армии изменила духовный мир композитора, его послевоенная музыка стала более эмоциональной. Всё меньше он сочинял оперы, всё больше создавал инструментальные пьесы. Широко известно его произведение того времени – «Гробница Куперена». Он посвятил эту фортепианную сюиту своим друзьям, погибшим на фронте.

Вскоре в Париж приехал знаменитый русский постановщик и продюсер Сергей Дягилев, он собирался ставить в столице Франции «Русские сезоны». Морис познакомился с ним. Композитор написал музыку к балету «Дафнис и Хлоя», главную партию в котором исполнял великий русский танцовщик Вацлав Нижинский.

Затем последовал балет «Вальс». После грандиозных премьер балетные произведения Мориса стали использовать как отдельные музыкальные композиции. Наступил период его расцвета и славы.

Несмотря на популярность, композитор временами находился в подавленном состоянии. После того, как в 1917 году умерла его мама, он не мог находиться в родительской квартире в Париже. К тому же стало ещё больше ухудшаться здоровье. Он много путешествовал, ездил в Испанию и Швейцарию. Потом с помощью друзей приобрёл в 50 км от Парижа домик в местечке Монфор-Ламори.

В 1920-х годах Морис начал вести активную гастрольную деятельность, с турами он съездил в Англию, Голландию и Италию. Благодарные почитатели его таланта везде оказывали Морису восторженный приём.

Русский дирижёр Кусевицкий заказал Равелю оркестровку «Картинок с выставки» Мусоргского. Трудясь над этим заказом, Морис одновременно продолжал работу над главным сочинением своей жизни ‒ «Болеро». Идею этого балета ему подсказала знаменитая балерина Ида Рубинштейн. В нём композитор соединил испанские ритмы с традиционной классикой. «Болеро» в свой репертуар включала великая русская балерина Анна Павлова.

В 1925 году Европа услышала его новое сочинение – оперу-балет «Дитя и чудеса (волшебство)».

В 1929 году Оксфордский университет присвоил Равелю почётное звание доктора музыки.

В 1932 году он сочинил свой знаменитый фортепианный концерт для левой руки. Об этом Мориса попросил пианист из Австрии, который во время войны лишился правой руки. В этом же году Равель совершил ещё один грандиозный европейский тур, в котором его сопровождала выдающаяся пианистка Маргарита Лонг.

Вернувшись из турне, Морис задумал новое сочинение – балет «Жанна д’Арк». Он начал над ним трудиться, но в 1933 году попал в автокатастрофу, балет так и остался неоконченным. В аварии Морис получил сильнейшую черепно-мозговую травму, которая стала причиной тяжёлого неврологического заболевания.

Уже тяжело больной Равель писал своё последнее сочинение – «Три песни Дон Кихота Дульсинее». Изначально музыка задумывалась для первого звукового фильма, но фирма, которая должна была его снимать, обанкротилась. «Три песни» Равель писал специально для русского певца Фёдора Шаляпина.

Смерть

Морис вынужденно прекратил свою музыкальную деятельность, так как у него стала прогрессировать опухоль головного мозга, нарушилась речь. Медики настаивали на операции, и Равель дал согласие. Но оперативного вмешательства Морис не выдержал. Он скончался 28 декабря 1937 года. Похоронили композитора в пригороде Парижа Леваллуа-Перре.

Творческий путь Равеля охватывает около 40 лет, пересекая две исторические эпохи, разделённые Первой Мировой войной. В 1890-100 гг. он создаёт превосходные импрессионистские примеры образно-звуковой картинности, откликается на эстетику неоклассицизма. В годы войны и поздний период его творчества Равель отражает тему войны, сближается с современностью, стиль вбирает некоторые элементы джаза.

Образное содержание разнопланово: углублённо-психологические образы, природа, сказочно-фантастические (циклы «Ночной Гаспар», «Сказки Матушки Гусыни»), античные мотивы, танец («Болеро», «Испанская рапсодия»), поэзия различных эпох, обращение к другим национальным культурам. Импрессионистские черты – красочность, изысканность ладогармонического языка; богатый оркестр, но не в составном значении, а в умелом использовании различных оригинальных тембров. Классические традиции – стройность, ясность мышления, тяготение к старинным жанрам.

Интерес к классике и античным сюжетам (цикл «Гробница Куперена») у композитора сочетается с ярким воплощением национальности – испанской, французской, других экзотичных народов («Еврейские мелодии», «Новогреческие песни», «Мадагаскарские песни», вокальный цикл «Шехеразада»).

Огромное влияние на оркестровые и ладогармонические принципы Равеля, как и на Дебюсси, оказали представители Могучей кучки: Римский-Корсаков, Балакирев, Бородин, Мусоргский.

Творчество отличается жанровым многообразием:

Симфонические произведения: «Испанская рапсодия», две сюиты «Дафнис и Хлоя», «Вальс», «Болеро», Рапсодия для скрипки с оркестром – «Цыганка», оркестровка фортепианного цикла «Картинки с выставки» Мусоргского;

Оперы «Испанский час» (комическая), «Дитя и волшебство»;

Балеты «Дафнис и Хлоя» (по замыслу Дягилева), «Сон Флорины», «Сказки Матушки Гусыни»;

Фортепианные: два фортепианных концерта (Второй – для левой руки), циклы и сюиты «Благородные и сентиментальные вальсы», «Гробница Куперена», «Сказки Матушки Гусыни», «Ночной Гаспар»; «Хабанера», «Античный менуэт», Сонатина, «Игра в лады», «В духе Шабрие», «В духе Бородина»;

Инструментальные: струнный квартет, фортепианное трио, соната для скрипки, соната для виолончели памяти Дебюсси, соната для скрипки и фортепиано;

Вокальные: цикл «Шехеразада», «Новогреческие песни», «Мадагаскарские песни», баллады, мелодии, песни.

Историческое значение творчества Равеля заключается в том, что в пору крайних левых течений кризисного периода европейского искусства, он сохранил верность традициям. Вместе с Дебюсси он является крупнейшим композитором рубежа 19-20 вв.

4 курс пианисты



М. Равель Фортепианное творчество.

Щедрый вклад Равеля во французскую фортепианную музыку начала ХХ века можно сравнить с вкладом его старшего современника Дебюсси. Оба композитора обновляли его, опираясь на сходные истоки: романтический пианизм и творчество клавесинистов. Равелю была ближе, скорее, линия, идущая от Листа, чем от Шопена, что отличало пианизм Дебюсси.

Сочинениями для фортепиано композитор начинал свой творческий путь. Фортепиано – это лаборатория его стиля. Некоторые его фортепианные опусы приобретали затем известность в оркестровой версии («Павана», «Альборада», «Хабанера», «Сказки Матушки гусыни»).

К подлинным шедеврам импрессионистского пианизма принадлежит ранняя пьеса Равеля «Игра воды». Другие зрелые работы композитора в сфере фортепиано – Сонатина и «Отражения» (1905 г.) ярко воплощают две характерные для автора стилистические тенденции – классицистскую и импрессионистскую. С одной стороны, непрограммный цикл Сонатины, воскрешающий – в современной стилистике – утончённый лаконизм французской клавесинной музыки XVIII века; с другой – программно-импрессионистские «пьесы настроения», навеянные созерцанием природы или сценками быта Испании.

Фортепианный цикл «Ночной Гаспар» (1908) представляет тип программности, опирающейся на развёрнутые эпиграфы-цитаты из одноименного поэтического сборника Алоизиуса Бертрана. В «трансцендентально виртуозных» пьесах преобладает атмосфера мрачных видений, трагической экзальтации. В их виртуозности и поэмности нашла продолжение «мефистофельская» романтика Листа.

Первая поэма «Ундина» повествует о неразделённой любви русалки к человеку. На фоне зыбкой вибрирующей фигурации возникает певучая холодноватая мелодия в высоком регистре. Её продолжением служит вторая тема с характерными тритоновыми оборотами. В кульминации мощно звучит преобразованная вторая тема. Зеркальная реприза показывает постепенный спад звучности. Грустная мелодия – вариант первой темы – растворяется в сложной инструментальной фактуре.



Образы трагического оцепенения запечатлены во второй поэме цикла «Виселица». Непрерывное остинато имитирует далёкие удары колокола, на которые наслаивается скорбная мелодия небольшого диапазона в уменьшённом ладу. Необычны звуковые эффекты: острота целотонного лада, строгость старинных контрапунктических приёмов, семизвучные и восьмизвучные аккордовые комплексы.

Драматической вершиной цикла служит труднейшая по фактуре поэма «Скарбо». Из тревожных звучаний вырастают возбуждённые мотивы, передающие причудливый облик Скарбо. Скерцозный характер музыки изобилует острыми диссонансами, изломанной интерваликой. Его гримасы предстают в резко синкопированных скачущих аккордах на пульсирующем фоне. Апогей пьесы воплощён в гигантски разрастающихся звучностях, а внезапное исчезновение Скарбо – в отзвуках тремоло. Структура пьесы имеет черты сонатности. Особого внимания заслуживает виртуозная фактура пьесы с её «гирляндами секунд», параллельными кварто-квинтовыми созвучиями и грозными martellato. Равель признавал, что в виртуозности «Скарбо» был в известной мере отражён опыт «Исламея» Балакирева. В каждой из трёх поэм применён определённый круг виртуозных средств: в «Ундине» - льющаяся фактура legato, в «Виселице» - строгий баланс звуковых пластов, в «Скарбо» - стремительная токкатность.

Триптих «Ночной Гаспар» иногда рассматривают как единый сонатный цикл, в котором «Ундина» играет роль сонатного allegro, «Виселица» - Adagio, а «Скарбо» - скерцо-финала. Все три поэмы объединены также некоторыми тематическими перекличками.

4 курс инструменталисты

Морис Равель Испанская рапсодия

Состав оркестра: 2 флейты, 2 флейты-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 3 фагота, саррюзофон, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, кастаньеты, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, ксилофон, челеста, 2 арфы, струнные.

Морис Равель родился 7 марта 1875 г. в городе Сибур на юге Франции (ныне департамент Атлантические Пиренеи). В 1882 году начал заниматься фортепиано у А. Гиза, с 1887 года занимался гармонией у Ш. Рене. Город Сибур находился на самой границе с Испанией, где в это время служил его отец инженер- путеец, страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано. Молодому музыканту очень много помогал его учитель Шарль Берно, известный пианист того времени. Однако интерес к импровизации, созданию композиции появился у Равеля после знакомства с творчеством «подпольного» родоначальника музыкального импрессионизма и просто экстравагантного композитора Эрика Сати, а также личной встречи с другим композитором и пианистом Рикардо Виньесом. Именно после этого у Мориса появилась страсть к сочинительству. Спустя двадцать и тридцать лет, несмотря на сложные личные отношения, Равель неоднократно подчёркивал, сколь многим в своём творчестве он обязан Сати и называл его не иначе, как своим «Предтечей» (или Прекурсором).

На последнем году обучения он попал в класс к крупному французскому композитору Габриэлю Форе. По его инициативе Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии - «Хабанеру», «Павана на смерть инфанты», «Античный менуэт». После окончания за период 1900-1914 гг он пишет множество сочинений.

Когда слушаешь музыку этого композитора, то создается впечатление, будто наблюдаешь, за работой художника создающего свое полотно. Однако, как и большинство композиторов, творчество Мориса Равеля некоторое время не было признано. Только после выступлений в его защиту крупнейших деятелей культуры Франции Р. Ролана и Г. Форе Равелю была присуждена большая Римская премия. Это позволило ему отправиться на трёхгодичную стажировку в Италию.

Во время первой мировой войны Морис работал водителем грузовика на аэродроме. Прослужив более года, Равель был демобилизован после двух серьёзных ранений. После войны в музыке Равеля стало преобладать эмоциональное начало. Поэтому от сочинения опер он переходит к созданию инструментальных пьес и пишет сюиту «Гробница Куперена». Примерно в это же время Морис Равель знакомится со знаменитым русским продюсером и постановщиком С. Дягилевым, ставящим в Париже «Русские сезоны». Специально по его заказу ставится балет на музыку Равеля «Дафнис и Хлоя», в главной партии - В. Нижинский - великий русский танцовщик. Затем будет поставлен ещё один балет, «Вальс». Сочинение после премьеры стало использоваться как отдельное произведение. Наступает время рассвета славы Мориса Равеля.

Однако популярность и известность гнетут композитора, и он переезжает из Парижа в местечко Монфор-Ламори, что в принципе не означает отказ от дальнейшей музыкальной деятельности.

Равель много гастролирует: выступает с турами в Италии, Голландии и Англии. И всюду его встречал восторженный приём благодарных почитателей. По заказу русского дирижёра С. Кусевицкого Равель выполняет блестящую оркестровку «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Всё это происходит во время работы Мориса над самым известным его произведением «Болеро». В нём композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн.

Сорасположенность частей, их строгая последовательность в развитии главной темы позволили передать танцевальную стихию испанской музыки. Знаменитая русская балерина Анна Павлова включила «Болеро» в свой репертуар. В 1925 году М. Равель завершил работу над новаторским произведением «Дитя и чудеса (волшебство)». Оно было названо оперой-балетом. Наряду с традиционными инструментами впервые прозвучал, при исполнении этого произведения, инструмент композитора - элиофон, искусно имитирующий порывы ветра.

В 1932 году Равель вновь совершает турне по Европе вместе с выдающейся пианисткой Маргаритой Лонг. В это же время он начинает работы над новым произведением - балетом «Жанна д"Арк». Однако попадает в автомобильную катастрофу, и работа прекращается. Начиная с 1933 года Равель страдал от серьёзного неврологического заболевания, ставшего, возможно, последствием черепно-мозговой травмы, которую он получил в автокатастрофе. Последним произведением тяжело больного композитора было «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Ф. И. Шаляпина.