Стилевое многообразие искусства xvii xviii dd. Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII в.в
План – конспект урока
Тема: «Возникновение новых стилей в XVII – XVIII вв.»
Цель урока:
– образовательная (дать представление об основных художественных стилях, возникших в XVII – XVIII вв.);
– развивающая (формировать умение понимать стилевое разнообразие искусства, навыки анализа конкретных художественных произведений);
– воспитательная (воспитывать интерес к искусству и формировать понимание его ценности).
Оборудование:
– доска (обозначение темы урока, названия стилей, новые термины, фамилии и имена мастеров, работавших в каждом конкретном стиле);
– ноутбук с колонками (для демонстрации иллюстраций картин художников и прослушивание аудиозаписей).
Ход урока
Организационный момент.
Добрый день, класс. Сегодня мы изучим новую тему, которая позволит нам совершить краткий обзор того, с чем подробнее будем знакомиться на следующих уроках. Речь пойдет о стилях, появившихся в европейском искусстве в период Позднего Возрождения и развивавшихся вплоть до конца XVIII вв.
Убедитесь, что на ваших столах есть тетради и ручки, т.к. сегодня вам предстоит зафиксировать немало важной информации.
Объяснение нового материала.
Итак, тема нашего урока - «Возникновение новых стилей в XVII – XVIII вв.» (обращаю внимание детей на тему: она записана на доске и выделена мелом) .
Прежде чем начать, давайте постараемся вспомнить, какая ситуация складывалась в западноевропейском искусстве конца XVI в.
Начиная со второй его половины уже заметно падение итальянской живописи, и чем далее, тем оно становится все сильнее и сильнее. За расцветом следует период подражательный. Индивидуальные черты гениальных мастеров превращаются у их подражателей в манерность и канон.
Многим знаменитым мастерам, при всем совершенстве их техники и удачном приближении к образцам, недостает чувства меры - первого условия красоты и серьезного достоинства. Происходит «выпадение» из принципов живописи, характерных для Возрождения, в преувеличение. Это преувеличение ложится в основу нового художественного стиля.
Маньеризм (от лат. прием, манера) (новый термин и его перевод записаны на доске, как и имена представителей этого стиля, обращаю внимание детей на эти записи и прошу их перенести их к себе в тетради) отражает кризис ренессансных представлений об идеальном.
Маньеризм появился в Италии, однако очень быстро стал общеевропейским стилем.
Этому способствовали 2 фактора:
деятельность итальянских мастеров за пределами Италии;
широкое распространение картин, графики, гравюры и ДПИ мастеров-маньеристов.
Сам термин принадлежит биографу и живописцу Джорджо Вазари, который называет им новую живописную систему, которой характерны 3 основные черты:
Острота образов;
Экспрессия поз, удлиненность пропорций фигур;
Световые и цветовые контрасты (выше обозначенные принципы так же фиксируются учащимися и потом разбираются на примерах полотен художников–представителей стиля).
Все три принципа находили свое отражения в работах мастеров-маньеристов, которыми принято считать:
- Аллесандро Аллори ;
- Франческо Пармиджанино;
- Якопо Тинторетто.
Маньеристами так же считаются представители школы Фонтенбло во Франции и Эль Греко в Испании.
В литературе и музыке термин «маньеризм» применяется шире, чем в изобразительном искусстве; маньеристскими называются литературные произведения, которым свойственна усложненность слога и синтаксиса, использование причудливо-фантастических образов.
Яркий пример тому – двухтомный роман «Эвфуэс» Джона Лили, породивший термин «эвфуизм», означающий в высшей степени искусственный и вычурный стиль.
Маньеризм в музыке – это творчество Карло ди Виноза, которому характерны гармония, смена темпа, яркая экспрессия.
Несмотря на все вышесказанное, очень часто историками искусства маньеризм вовсе не выделяется в отдельный стиль, а считается лишь ранней стадией одного из грандиознейших направлений в искусстве XVII – XVIII веков – барокко .
Барокко читается стилем синтетическим, т.е. искусственно-созданным на базе двух предшествующих ему направлений – возрожденческого и маньеристского. От первого ему досталась пышность и основательность, от второго – динамичность и эмоциональность.
Барокко преобладало в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII века и охватило все виды творчества, наиболее полно отразившись в архитектуре и изобразительном искусстве.
Термин произошел от португальского слова barocco , что значит жемчужина неправильной формы. Однако в итальянском языке есть эквивалент – baroque – пышный, красный, странный. Собственно эти три слова – пышный, красный, странный, – и определили барочное искусство – яркое, роскошное, тонущее в золоте и бархате (термин и его трактовки переписываются с доски) .
Барокко производило на людей огромное впечатление, поэтому очень скоро пустило глубокие корни в католических странах, став непременным атрибутом власти и могущества Папы Римского. Именно по этой причине величайшие памятники архитектуры барокко – церкви и монастыри.
Яркий пример тому – площадь и собор Святого Петра в Риме архитекторов Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.
Традиционно, представителями барокко считаются:
- архитекторы Лоренцо Бернини и Франческо Борромини
- художники Караваджо, Карраччи, Питер Пауль Рубенс и Рембрандт Ван Рейн (имена мастеров, записанные на доске, копируются детьми в тетради) .
Искусству барокко, как в архитектуре, так и в скульптуре и живописи, свойственны:
Контрастность, совмещение света и тени;
Динамика;
Пристрастие к эффектной зрелищности, пышность и яркость (принципы могут быть записаны, а могут быть лишь обозначены устно, т.к. будут разбираться на последующих уроках подробнее) .
Многоцветная скульптура, лепка, резьба, зеркала, росписи, плафонная живопись, десятки метров шелка, бархата и парчи в отделке помещений – вот то обширное наследие, что оставило нам барокко.
Все эти декоративные элементы помогли впоследствии Шарлю Лебрену и Луи Лево – архитектору и скульптору – воплотить в жизнь проект величайшего памятника дворцово-парковой архитектуры, Версаль. Но об этом чуть позже.
А пока у нас век XVIII , первая его половина. Короли Людовики, монархи династии Бурбонов, стремятся упрочить свою власть, подчеркивая «избранный» статус всеми доступными средствами. Огромный королевский двор требует развлечений и роскоши. Их не устраивает пышность барокко, им нужно что-то нужно что-то менее вычурное, но более изящное. Находкой становится новый стиль «галантных празднеств» – рококо.
Рококо (от фр. rocaille – декоративный мотив в форме раковины) – это стиль или стилевое направление в искусстве Франции первой половины XVIII века (название стиля переписывается детьми с доски вместе с именами его представителей) .
Термин «рококо» возник далеко не сразу, позднее так презрительно стали называть ту манерность, что была присуща стилю.
Для рококо характерны:
Изящные, утонченные формы,
Идиллические (пасторальные), либо же чувственные сюжеты,
Неяркие краски, тонкая игра света, затуманенность образов (каждый из принципов разбирается на примере полотен художников, приведенных ниже) .
В современном искусствоведении представителями рококо принято считать четверку выдающихся французских художников-декораторов: Франсуа Буше, Антуана Ватто, Никола Ланкре и Жана Фрагонара .
Эти четыре живописца в процессе своей деятельности создали тот стиль, картины и мебель которого украшали дворцы богатейших людей Франции на протяжении многих лет.
Рококо – стиль камерный (малых форм), преимущественно живописи и скульптуры, немалое место в нем уделено и ДПИ.
Тематика произведений колеблется в рамках мифологических и пасторальных сюжетов.
Однако, чрезмерное тяготение к амурам и Венерам, прекрасным пастухам и пастушкам, в конечном счете, и сгубило этот стиль.
В середине 50-х годов XVIII века рококо подвергся критике за манерность, чрезмерную чувственность и нелепое усложнение композиции.
Эпоха Просвещения подкралась незаметно и нанесла сокрушительный удар по тем принципам, благодаря которым рококо и развивался. В первую очередь, Просвещение с его новыми идеалами воздействовало на архитектуру, никогда не являвшуюся сильной стороной рококо. Мастеров стали привлекать строгость и спокойствие античной, в большинстве своем, греческой архитектуры.
Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 году города Помпеи с богатейшим художественным наследием, а так же изучение архитектуры на юге Италии. Результатом новых веяний стал высокий стиль в искусстве и литературе именуемый классическим.
Итак, классицизм (дети переписывают термин с доски) – это стиль в литературе и искусстве XVIII – начала XIX , обратившийся к античному наследию как норме и идеальному образцу.
Стиль этот появился во Франции, затем распространившись в другие страны месте с художниками и архитекторами, которых активно приглашали ко дворам европейских монархов, как носителей знаний «абсолютной гармонии».
Художники, писатели и архитекторы классицизма считали, что художественное произведение – это плод разума и логики, поэтому оно должно быть лишено хаоса и текучести форм.
Основываясь на античном искусстве, мастера выработали ряд принципов, в соответствии с которыми обязались творить все представители стиля:
Изображение высоких (героических и нравственных) идеалов;
Строгая организованность логичных, ясных образов;
Цветовая сдержанность (все указанные принципы демонстрируются детям с помощью иллюстраций художественных произведений мастеров-классицистов) .
Может показаться, что установление таких жестких рамок обедняли художественные формы стиля, превращая их в шаблоны. Однако это не так. Известно, что именно архитекторам классицизма удалось создать те дворцы и парковые ансамбли, что теперь восхищают весь мир.
Три выдающихся архитектора – Жюль Ардуэн-Мансар, Андре Ленотр, а позднее Луи Лево, возводят Версаль – ярчайший образец классического искусства.
Версаль, построенный из белого мрамора – воплощение в жизнь всех канонов античного наследия. Снаружи – это четкость, ясность, простота формы. Внутри – второе рождение стиля барокко. Почему так получилось, мы постараемся выяснить на следующих занятиях.
Крупнейшими представителями классицизма являются:
- архитекторы Жюль Ардуэн-Мансар, Андре Ленотр, Луи Лево;
- скульптор Антонио Канова;
- художники Жак-Луи Давид и Никола Пуссен (имена мастеров дети копируют в тетради) .
Во времена Наполеона, который видел назначение искусства в прославлении своей личности, своих подвигов, классицизм переродился в торжественный и во многом более цельный стиль – ампир.
Что касается музыки классического периода, то здесь выделяется «венский кружок» – Гайдн, Моцарт и Бетховен. Литература классицизма представлена творчеством Мольера и Вольтера на Западе, Ломоносова, Новиковского и Грибоедова в России.
Подведение итогов.
Сегодня мы с вами познакомились с четырьмя новыми стилями европейского искусства, разобрали характерные особенности каждого из них, а так же посмотрели иллюстрации типичных представителей. На следующем занятии мы продолжим изучение этих стилей, более подробно остановимся на самом грандиозном из них – барокко.
Задание на дом.
А теперь запишите задание на дом. Прочитать параграф №1 в учебнике, 1 – 3 его части. И подумать над ответом на вопрос: «Какой из стилей XVII – XVIII вв. вам понравился больше?», объяснить почему. Это все. Всем спасибо за внимание, все свободны.
Библиографический список
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. – 366, с.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч 2. – М.: Просвещение, 2012. – 255 с.
Виртуальный музей живописи Small Bay . Электронная энциклопедия художественно-исторического музея/ , 8.10.2016 г.
8.10.2016 г.
< http :// smallbay . ru / rocoko . html > , 8.10.2016 г.
< http :// smallbay . ru / classic . html > , 8.10.2016 г.
Урок по технологии смешанного обучения
Модуль «Смена рабочих зон»
Предмет - Мировая художественная культура 11 класс
Учитель МХК и музыки, высшей квалификационной категории - Очирова З.М., «Почётный работник общего образования»
Тема урока «Разнообразие стилей в культуре17-18 веков»
Так много новостей за 20 лет
и в сфере звёзд,
и в области планет,
на атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
всё стало относительным для нас.
Джон Донн (1572-1631)англ. поэт
Цель урока
Выявить характерные особенности многообразия стилей культуры 17-18 веков.
Задачи
Определить закономерность смены художественных стилей.
Развивать способность учащихся к отбору и анализу информации. Умение вербализировать свои ощущения и чувства
Воспитание у учащихся более осознанного восприятия произведений искусства.
Тип урока – обобщающий урок комплексного применения знаний/урок развивающего контроля/.
Форма обучения : фронтальная, групповая
Формируемые УУД
Коммуникативные – приобретение умений учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.
Познавательные
умение высказывание основной мысли и вычленять основной смысл.
умение анализировать задание с различных точек зрения и на основе разных параметров.
Личностные
умение слушать и слышать собеседника.
умение формулировать свою позицию в корректной и убедительной форме, проявляя уважение к позиции и мнениям других людей.
Регулятивные (рефлексивные)
Умение контролировать свою речь с учетом коммуникативной ситуации, этических и социокультурных норм.
Умение прогнозировать восприятие собеседника.
Оборудование урока : персональный компьютер(4 шт.), интерактивная доска, мультимедийный видеопроектор, аудиозаписи, магнитофон, презентация к уроку в формате программы Microsoft Office PowerPoint, раздаточный материал (репродукции произведений, карточки с текстами, тестовые задания).
План урока
1.Организационный момент 1-2 мин.
2. Введение в тему 2- 3 мин.
3.Фронтальный опрос 3- 5 мин.
4.Основной этап урока 25 -30 мин.
5.Подведение итогов урока 3-5 мин.
6.Рефлексия 1-2 мин.
7. Заключение 1-2 мин .
Ход урока
Организационный момент - приветствие.
/На слайде название темы урока, эпиграф. Учитель начинает урок на фоне звучания IV части цикла «Времена года» А. Вивальди - «Зима» /
2.Введение в тему
XVII-XVIII века - одна из самых ярких и блистательных эпох в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло иное ощущение жизни.
Каждое время несет в себе присущие ему законы и целесообразности. Известно, что произведения архитектуры, скульптуры, музыки, декоративно-прикладного искусства, живописи и др. являются своеобразным средством кодирования “культурных посланий”. Мы общаемся с прошедшими эпохами, используя нашу способность к абстрагирующему восприятию. Зная «коды», а в нашем случае это черты и признаки стилей искусства 17-18 вв., мы сможем более осознанно воспринимать произведения искусства.
Итак, сегодня наша задача - постараться выявить закономерность смены стилей и научиться видеть “код” того или иного стиля (слайд-понятие «стиль»). Стиль – это устойчивое единство выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие произведения или совокупности произведений.
3 .Фронтальный опрос - Ребята, кто может назвать основные стили в искусстве 17-18веков? Учащиеся называют основные стили данного периода (маньеризм, барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм).
В течение ряда уроков вы познакомились с каждым из них. Мы, конечно же, согласимся с высказыванием современного русского искусствоведа Виктора Власова: «Стиль - есть художественное переживание времени»
Давайте коротко охарактеризуем каждый из них. Дается словесное определение каждому стилю.
4.Основной этап урока . Итак, мы с вами сегодня работаем по модулю «Смена рабочих зон». Класс поделён на 4 группы, каждая из которых выполняет своё задание. Очень важно ваше умение работать сообща, советуясь друг с другом и приходить к общему мнению.
Группа «А» (слабые ученики) работает с раздаточным материалом, который надо распределить по 6-ти названным стилям. Здесь у вас и определение стиля, и черты каждого из них, репродукции картин, высказывания и поэтические строки известных людей.
Группа «В» (учащиеся средней обученности) работает с тестовыми заданиями по нашей теме.
Вам необходимо соотнести название картин с фамилией автора, стиль – с названием картины, черты стиля с его названием и т.д.
И группа - «D» (отличники), она работает с презентацией «Стили в искусстве 17-18вв…» на ноутбуках с доступом в Интернет. Это практическая работа, в ней непростые задания, которые требуют глубоких знаний по предмету «МХК».
Ребята, задания вы выполняете в течение 10-12 мин., а затем меняете свои рабочие зоны: группа «А» перемещается на место группы «В» и наоборот; группа «С» меняется с рабочей зоной группы «D». Я – учитель, плотно работаю с группой «А», а с тремя остальными работают мои помощники – призёры олимпиад по МХК, назовём их тьюторами. На слайде - «Тьютор- от английского «tutor» – куратор, наставник, воспитатель. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, поддерживать стремление к выполнению заданий и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт между учениками, психологически настроить подопечного на продуктивную работу, является связующим звеном между учениками и учителем».
В течение урока вам предлагается выяснить причину смены стилей и попытаться выявить закономерности этого процесса. Это и будет итогом нашей сегодняшней работы.
Учащиеся работают в группах. Учитель ненавязчиво следит за процессом выполнения заданий, по возможности корректирует ответы внутри группы. Тьюторы координируют работу в каждой группе.
С группой «А» необходима более кропотливая и тщательно контролируемая работа. Для более высокой мотивации необходимо создание проблемных ситуаций и постановки отдельных задач. К примеру, при определении стиля картины обратить особое внимание учащихся на детали в репродукции, которые помогут более точно справиться с заданием. А в работе с поэтическим текстом найти ключевые слова или фразы, помогающие определить стиль и направление в искусстве.
5.Подведение итогов урока.
Ну, что ж, давайте выясним, как вы справились с заданием и какие сделали выводы? Представители каждой группы высказывают свою точку зрения…. Учитель опосредованно подводит учеников к правильной формулировке ответов: творческие люди всегда стремились к чему-то новому, неизведанному, что позволяло создавать новые шедевры; 17-18 века – время научных открытий, что повлекло за собой изменение во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве; изменение стилей – это закономерный процесс освоения мира по законам красоты, естественное отражение жизни человека….
Итоговое слово учителя - Таким образом, мы с вами пришли к выводу, среда, окружение и отражение мира в движении становится главным для искусства XVII – XVIII вв. Однако искусство отнюдь не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре не только эстетические (художественные) функции, хотя эстетическое всегда составляло сущность искусства. Общество с древности научилось использовать мощную действенную силу искусства в самых разных социально-утилитарных целях - религиозных, политических, терапевтических, гносеологических, этических.
Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты. Оно эстетически содержательно и несет в себе художественную концепцию мира и личности.
6.Рефлексия
А сейчас постарайтесь оценить сегодняшний урок и ваше отношение к нему. Анкета анонимная.
/ на фоне звучания пьесы Л. Бетховена «К Элизе»/
7. Заключение
А теперь нам осталось оценить вашу работу. Участники каждой группы получают одинаковые оценки. Итак, оценки таковы…. (группа «А» получает заслуженные «четвёрки», а остальные учащиеся, я думаю, вы с этим согласитесь, - оценку «пять»).
Всем спасибо за урок!
Ванюшкина Л.М., Современный урок: Мировая художественная культура, Санкт-Петербург, КАРО, 2009.
Дмитриева Н.А., Краткая история искусств, Москва, «Искусство», 1990.
Данилова Г.И., Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс, Москва, Дрофа, 2010.
Данилова Г.И., Мировая художественная культура. 11 класс, Москва, «Интербук» 2002.
Полевая В.М., Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство, Москва, «Советская Энциклопедия», 1986.
Урок по технологии смешанного обучения
Модуль «Смена рабочих зон»
Предмет - Мировая художественная культура 11 класс
Тема урока «Разнообразие стилей в культуре17-18 веков»
Так много новостей за 20 лет
и в сфере звёзд,
и в области планет,
на атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
всё стало относительным для нас.
Джон Донн (1572-1631)англ. поэт
Цель урока
Выявить характерные особенности многообразия стилей культуры 17-18 веков.
Задачи
Определить закономерность смены художественных стилей.
Развивать способность учащихся к отбору и анализу информации. Умение вербализировать свои ощущения и чувства
Воспитание у учащихся более осознанного восприятия произведений искусства.
Тип урока – обобща ющий урок комплексного применения знаний/урок развивающего контроля/.
Форма обучения : фронтальная, групповая
Формируемые УУД
Коммуникативные – приобретение умений учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.
Познавательные
умение высказывание основной мысли и вычленять основной смысл.
умение анализировать задание с различных точек зрения и на основе разных параметров.
Личностные
умение слушать и слышать собеседника.
умение формулировать свою позицию в корректной и убедительной форме, проявляя уважение к позиции и мнениям других людей.
Регулятивные (рефлексивные)
Умение контролировать свою речь с учетом коммуникативной ситуации, этических и социокультурных норм.
Умение прогнозировать восприятие собеседника.
Оборудование урока : персональный компьютер(4 шт.), интерактивная доска, мультимедийный видеопроектор, аудиозаписи, магнитофон, презентация к уроку в формате программы Microsoft Office PowerPoint , раздаточный материал (репродукции произведений, карточки с текстами, тестовые задания).
План урока
1.Организационный момент 1-2 мин.
2. Введение в тему 2- 3 мин.
3.Фронтальный опрос 3- 5 мин.
4.Основной этап урока 25 -30 мин.
5.Подведение итогов урока 3-5 мин.
6.Рефлексия 1-2 мин.
7. Заключение 1-2 мин .
Ход урока
Организационный момент - приветствие.
/ На слайде название темы урока, эпиграф. Учитель начинает урок на фоне звучания IV части цикла «Времена года» А. Вивальди - «Зима» /
2.Введение в тему
XVII- XVIII века - одна из самых ярких и блистательных эпох в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло иное ощущение жизни.
Каждое время несет в себе присущие ему законы и целесообразности. Известно, что произведения архитектуры, скульптуры, музыки, декоративно-прикладного искусства, живописи и др. являются своеобразным средством кодирования “культурных посланий”. Мы общаемся с прошедшими эпохами, используя нашу способность к абстрагирующему восприятию. Зная «коды», а в нашем случае это черты и признаки стилей искусства 17-18 вв., мы сможем более осознанно воспринимать произведения искусства.
Итак, сегодня наша задача - постараться выявить закономерность смены стилей и научиться видеть “код” того или иного стиля (слайд-понятие «стиль»). Стиль – это устойчивое единство выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие произведения или совокупности произведений.
3 . Фронтальный опрос - Ребята, кто может назвать основные стили в искусстве 17-18веков? Учащиеся называют основные стили данного периода (маньеризм, барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм).
В течение ряда уроков вы познакомились с каждым из них. Мы, конечно же, согласимся с высказыванием современного русского искусствоведа Виктора Власова: «Стиль - есть художественное переживание времени»
Давайте коротко охарактеризуем каждый из них. Дается словесное определение каждому стилю.
4.Основной этап урока . Итак, мы с вами сегодня работаем по модулю «Смена рабочих зон». Класс поделён на 4 группы, каждая из которых выполняет своё задание. Очень важно ваше умение работать сообща, советуясь друг с другом и приходить к общему мнению.
Группа «А» (слабые ученики) работает с раздаточным материалом, который надо распределить по 6-ти названным стилям. Здесь у вас и определение стиля, и черты каждого из них, репродукции картин, высказывания и поэтические строки известных людей.
Группа «В» (учащиеся средней обученности) работает с тестовыми заданиями по нашей теме.
Вам необходимо соотнести название картин с фамилией автора, стиль – с названием картины, черты стиля с его названием и т.д.
И группа - « D » (отличники), она работает с презентацией «Стили в искусстве 17-18вв…» на ноутбуках с доступом в Интернет. Это практическая работа, в ней непростые задания, которые требуют глубоких знаний по предмету «МХК».
Ребята, задания вы выполняете в течение 10-12 мин., а затем меняете свои рабочие зоны: группа «А» перемещается на место группы «В» и наоборот; группа «С» меняется с рабочей зоной группы « D ». Я – учитель, плотно работаю с группой «А», а с тремя остальными работают мои помощники – призёры олимпиад по МХК, назовём их тьюторами. На слайде - « Тьютор- от английского «tutor» – куратор, наставник, воспитатель. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, поддерживать стремление к выполнению заданий и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт между учениками, психологически настроить подопечного на продуктивную работу, является связующим звеном между учениками и учителем».
В течение урока вам предлагается выяснить причину смены стилей и попытаться выявить закономерности этого процесса. Это и будет итогом нашей сегодняшней работы.
Учащиеся работают в группах. Учитель ненавязчиво следит за процессом выполнения заданий, по возможности корректирует ответы внутри группы. Тьюторы координируют работу в каждой группе.
С группой «А» необходима более кропотливая и тщательно контролируемая работа. Для более высокой мотивации необходимо создание проблемных ситуаций и постановки отдельных задач. К примеру, при определении стиля картины обратить особое внимание учащихся на детали в репродукции, которые помогут более точно справиться с заданием. А в работе с поэтическим текстом найти ключевые слова или фразы, помогающие определить стиль и направление в искусстве.
5.Подведение итогов урока.
Ну, что ж, давайте выясним, как вы справились с заданием и какие сделали выводы? Представители каждой группы высказывают свою точку зрения…. Учитель опосредованно подводит учеников к правильной формулировке ответов: творческие люди всегда стремились к чему-то новому, неизведанному, что позволяло создавать новые шедевры; 17-18 века – время научных открытий, что повлекло за собой изменение во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве; изменение стилей – это закономерный процесс освоения мира по законам красоты, естественное отражение жизни человека….
Итоговое слово учителя - Таким образом, мы с вами пришли к выводу, среда, окружение и отражение мира в движении становится главным для искусства XVII – XVIII вв. Однако искусство отнюдь не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре не только эстетические (художественные) функции, хотя эстетическое всегда составляло сущность искусства. Общество с древности научилось использовать мощную действенную силу искусства в самых разных социально-утилитарных целях - религиозных, политических, терапевтических, гносеологических, этических.
Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты. Оно эстетически содержательно и несет в себе художественную концепцию мира и личности.
6.Рефлексия
А сейчас постарайтесь оценить сегодняшний урок и ваше отношение к нему. Анкета анонимная.
/ на фоне звучания пьесы Л. Бетховена «К Элизе»/
7. Заключение
А теперь нам осталось оценить вашу работу. Участники каждой группы получают одинаковые оценки. Итак, оценки таковы…. (группа «А» получает заслуженные «четвёрки», а остальные учащиеся, я думаю, вы с этим согласитесь, - оценку «пять»).
Всем спасибо за урок!
Ванюшкина Л.М., Современный урок: Мировая художественная культура, Санкт-Петербург, КАРО, 2009.
Дмитриева Н.А., Краткая история искусств, Москва, «Искусство», 1990.
Данилова Г.И., Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс, Москва, Дрофа, 2010.
Данилова Г.И., Мировая художественная культура. 11 класс, Москва, «Интербук» 2002.
Полевая В.М., Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство, Москва, «Советская Энциклопедия», 1986.
Описание презентации Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков В по слайдам
В Европе завершился процесс разделения стран и народов. Наука расширила знания о мире. Были заложены основы всех современных естественных наук: химии, физики, математики, биологии, астрономии. Научные открытия начала XVII века окончательно расшатали образ мироздания, в центре которого находился сам человек. Если раньше искусство утверждало гармонию Вселенной, то теперь человека страшила угроза хаоса, распада Космического миропорядка. Эти перемены отразились и на развитии искусства. XVII – XVIII века – одна из самых ярких страниц в истории мировой художественной культуры. Это время когда на смену Возрождения пришли художественные стили барокко, рококо, классицизм и реализм, по новому увидевшие мир.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ Стиль – сочетание художественных средств и приёмов в произведениях художника, художественного направления, целой эпохи. Маньериз м Барокко Классици зм Рококо Реализм
МАНЬЕРИЗМ Маньеризм (итал. manierismo, от maniera - манера, стиль), направление в западноевропейском искусстве 16 в. , отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений. Эль Греко «Христос на Масличной Горе», 1605. Национ. гал. , Лондон
Характерные особенности стиля Маньеризм (вычурный): Изысканность. Вычурность. Изображение фантастического, потустороннего мира. Изломанность контурных линий. Световой и цветовой контраст. Удлинение фигур. Неустойчивость и сложность поз.
Если в искусстве Возрождения человек – владыка и творец жизни, то в произведениях маньеризма он – малая песчинка в мировом хаосе. Маньеризм охватывал различные виды художественного творчества – архитектуру, живопись, скульптуру, декоративно – прикладное искусство. Эль Греко «Лаокоон», 1604 —
Галерея Уффици Палаццо дель Те в Мантуе Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо). В маньеристском духе выдержано здание Галереи Уффици во Флоренции.
БАРОККО Барокко (итал. barocco — причудливый) — художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи Ренессанса.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ БАРОККО: Пышность. Вычурность. Изогнутость форм. Яркость красок. Обилие позолоты. Обилие витых колонн и спиралей.
Основные черты барокко — парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Кафедральный собор Сантьяго — де — Компостела. Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690 -1704. Москва.
Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств — основополагающая черта барокко. Версаль
КЛАССИЦИЗМ Классицизм от лат. classicus - «образцовый» — художественное направление в европейском искусстве XVII -XIX вв. , ориентированное на идеалы античной классики. Никола Пуссен «Танец под музыку времени» (1636).
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЛАССИЦИЗМА: Сдержанность. Простота. Объективность. Чёткость. Плавная контурная линия.
Главными темами искусства классицизма были торжество общественных начал над личными, подчинение чувства долгу, идеализация героических образов. Н. Пуссен «Пастухи Аркадии» . 1638 -1639 гг. Лувр, Париж
В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов. Клод Лоррен «Отплытие царицы Савской» Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.
В странах Европы класссицизм просуществовал два с половиной столетия, а затем, видоизменяясь, возрождался в неоклассических течениях XIX – XX вв. Произведения архитектуры классицизма отличали строгая организованность геометрических линий, четкость объемов, регулярность планировки.
РОКОКО Рококо (франц. rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1 -й половины 18 в. Церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОКОКО: Изысканность и сложность форм. Причудливость линий, орнаментов. Лёгкость. Изящество. Воздушность. Кокетливость.
Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы. Амалиенбург под Мюнхеном.
Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера. Преимущественно декоративный характер имела живопись рококо. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. Антуан Ватто «Отплытие на остров Цитеру» (1721) Фрагонар «Качели» (1767)
РЕАЛИЗМ Реал змии (фр. réalisme , от позднелат. reālis «действительный» , от лат. rēs «вещь») - эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50 -х гг. Жюль Бретон. «Религиозная церемония» (1858)
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗМА: Объективность. Точность. Конкретность. Простота. Естественность.
Томас Икинс. «Макс Шмитт в лодке» (1871)Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819- 1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма» В 1870 -е гг. реализм разделился на два основных направления - натурализм и импрессионизм. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». 1849 -1850 гг.
Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. В разных странах она была известна под разными названиями, в России - передвижничество. И. Е. Репин. «Бурлаки на Волге» (1873)
Выводы: В искусстве XVII – XVIII веков сосуществовали различные художественные стили. Разнородные в своих проявлениях, они все же обладали единством и общностью. Подчас совершенно противоположные художественные решения и образы были лишь своеобразными ответами на важнейшие вопросы жизни общества и человека. Нельзя однозначно выразить какие перемены случились к XVII веку в мироощущении людей. Но стало очевидно, что идеалы гуманизма не выдержали испытания временем. Среда, окружение и отражение мира в движении становиться главным для искусства XVII – XVIII вв.
Основная литература: 1. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. 11 класс. – М. : Дрофа, 2007. Литература для дополнительного чтения: 1. Солодовников Ю. А. Мировая художественная культура. 11 класс. – М. : Просвещение, 2010. 2. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7. — М. : Аванта+, 1999. 3. http: //ru. wikipedia. org/
Выполнить тестовые задания: К каждому вопросу дано несколько вариантов ответов. Верные, по Вашему мнению, ответы необходимо отметить 1. Расположите перечисленные ниже эпохи, стили, направления в искусстве в хронологической последовательности: а) Классицизм; б) Барокко; в) Эпоха Возрождения; г) Реализм; д) Античность; е) Маньеризм; ж) Рококо
2. Страна – родина барокко: а) Франция; б) Италия; в) Голландия; г) Германия. 3. Соотнесите термин и определение: а) барокко б) классицизм в) реализм 1. строгий, уравновешенный, гармоничный; 2. воспроизведение действительности посредством чувственных форм; 3. пышный, динамичный, контрастный. 4. Многие элементы этого стиля воплотились в искусстве классицизма: а) античный; б) барокко; в) готика. 5. Этот стиль считается пышным, вычурным: а) классицизм; б) барокко; в) маньеризм.
6. Строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов- характерны для этого стиля: а) рококо; б) классицизм; в) барокко. 7. Произведения этого стиля отличаются напряженностью образов, манерной изощренностью формы, остротой художественных решений: а) рококо; б) маньеризм; в) барокко.
8. Представители классицизма в живописи. а)Делакруа; б) Пуссен; в) Малевич. 9. Представители реализма в живописи. а) Делакруа; б) Пуссен; в) Репин. 10. Периодизация эпохи барокко: а) 14 -16 в. б) 15 -16 в. в) 17 в. (конец 16 -середина 18 в). 11. Г. Галилей, Н. Коперник, И. Ньютон — это: а) скульпторы б) ученые в) живописцы г) поэты
12. Соотнесите произведения со стилями: а) классицизм; б) барокко; в) маньеризм; г) рококо