Срок рассмотрения заявок по 223 фз аукцион.

Законы 44 и 223-ФЗ предусматривают несколько форм выбора подрядчика. Разберем в этой статье осуществление госзакупок в электронном виде, так как в перспективе все торги планируется подвести именно к электронному.

Электронные торги представляют собой способ определения поставщика товаров, работ или услуг, при котором весь процесс осуществляется исключительно в сети Интернет на предназначенных для этого платформах.

С чего начать электронные торги

Заказчики, работающие по 44-ФЗ обязаны размещать заказы на . Заказчики по 223-ФЗ могут выбирать электронные торговые площадки для размещения запросов как из числа государственных, так и негосударственных.

Для начала предполагаемому участнику госзакупки необходимо аккредитоваться (зарегистрироваться) на площадках. Далее поиск извещения подходящего аукциона. В Единой информационной системе (ранее ООС (Официальном общероссийском сайте) zakupki.gov.ru размещены уведомления о проведении любых торгов. Также информация о проведении аукциона должна быть размещена заказчиком и в плане-графике.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Заказчики, решая, как провести торги, должны выбрать тип электронных торгов:

  • аукцион,
  • конкурс,
  • запрос котировок,
  • запрос предложений.

44-ФЗ строго устанавливает перечень видов электронных торгов, допустимых к проведению, а также ограничивает условия закупок у единственного поставщика. Торги по 223-ФЗ не столь жестко регламентированы: обязательными у каждого заказчика являются два способа закупок - и конкурс. Другие виды торгов заказчик вправе выбирать по собственному усмотрению.

Как принять участие в электронных торгах

Участие в торгах на электронных площадках предполагает использование электронной цифровой подписи для осуществления документооборота и обмена сведениями, поэтому в первую очередь участник должен получить ЭЦП, после пройти аккредитацию на платформе торгов и перечислить на счет площадки сумму в размере обеспечения заявки.

Следующий этап - подача заявки . Заявка на торги в электронной форме представляет собой документ, подтверждающий согласие участника на участие в торгах. В зависимости от того, в рамках какого закона осуществляется закупка - 44 или 223 - установлены определенные требования к оформлению и содержанию. Заявка на участие в торгах бывает конкурсной и аукционной.

Заявка на участие в торгах должна содержать:

Конкурсная заявка

  1. Письмо об участии на официальном бланке.
  2. Ценовое предложение.
  3. Анкета участника.
  4. Документы, установленные заказчиком.

Аукционная заявка

  1. Первая часть заявки - согласие участника на выполнение работ и оказание услуг, соответствующих требованиям документации, и сведения о технических характеристиках товара;
  2. Вторая часть заявки - документы и сведения, предусмотренные документацией .

Как «играть» на электронных торгах

После подготовки и подачи заявки следует процедура торгов, когда участники подают ценовые предложения. Победителем признается подрядчик, предложивший наиболее выгодную цену или наилучшим образом соответствующий требованиям.

Для того чтобы понять, как победить на торгах по конкретной заявке, участнику необходимо подробно изучить документацию и требования заказчика, а также серьезно подойти к вопросу установки стоимости на свои работы, товары или услуги: еще до начала торгов рекомендуется установить минимальное ценовое предложение. При проведении электронного аукциона участник подает ценовое предложение в течение 10 минут.

Участвуя в электронных торгах, необходимо также знать, что такое переторжка в электронных торгах. Это вторичные торги, по сути, второй этап запроса предложений. Данная процедура проводится только в том случае, когда информация о возможности её проведения, прописана в документации о проводимом запросе предложений.

Совместные торги

Такие торги 223-ФЗ и 44-ФЗ предусматривают в случае, когда одновременно у нескольких госзаказчиков возникает потребность в одном и том же товаре или услуге. По 44-ФЗ может быть организован совместный конкурс или аукцион. В таком случае между заказчиками заключается соглашение о распределении прав, обязанностей и ответственности. В соглашении определяется, кто из заказчиков является организатором.

Торги в электронной форме по 223-ФЗ предусматривают совместные закупки в целях закупки продукции только одного наименования (идентичные коды продукции по Общероссийской классификации). Заказчики так же обязаны заключить соглашение и назначить организатора. На торги выставляется один лот по результатам суммирования всех потребностей каждого заказчика.

Ответственность за сговор

За сговор на торгах ответственность предусмотрена как административная, так и уголовная. КоАП РФ за картельное соглашение предусматривает наложение «оборотного» штрафа , исчисляемого из максимальной цены предмета торгов.

Ответственность несут все участники сговора. Уголовная же ответственность предусмотрена в том случае, если в результате сговора государству, гражданам или организациям причинен ущерб, указанный в статье 178 УК РФ. В таком случае привлекают исключительно физлица: руководителей или представителей хозяйствующих субъектов, вступивших в сговор.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Информацию о закупках предприятие должно размещать на официальном сайте .

Внимание! Заказчику нужно учитывать, что за нарушение требований закона предусмотрена административная ответственность. В частности, Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность, если заказчик:

  • осуществляет закупку в случае, если ее нужно проводить в электронной форме, в иной форме (п. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • осуществляет закупку в случае, если ее нужно проводить в рамках контрактной системы , в ином порядке (п. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • нарушает сроки размещения или не размещает информацию о закупке (п. 4, 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • не соблюдает требования к содержанию извещений или документации о закупке (п. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • предъявляет к участникам, товарам или условиям договора требования, которые не указаны в документации о закупке. А также оценивает или сопоставляет заявки по критериям, не указанным в документации (п. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • не выполняет предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (п. 7, 7.2 ст. 19.5 КоАП РФ);
  • не предоставляет, несвоевременно предоставляет информацию о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (подрядчиках, исполнителях). А также предоставляет заведомо недостоверную информацию (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ).

Документы, необходимые для закупок

Прежде всего, нужно разместить на официальном сайте:

Эти документы должны быть постоянно размещены на официальном сайте . При этом если предприятие вообще не проводит закупки, то плана закупок может не быть.

Чтобы непосредственно провести закупку, необходимо разместить на официальном сайте информацию о закупке:

  • проект договора;
  • разъяснения документации о закупке (при необходимости). Такие разъяснения могут понадобиться участнику закупки, поэтому предприятию стоит закрепить в положении о закупке порядок и сроки их предоставления;
  • иную информацию, если она предусмотрена положением о закупке (ч. 6 ст. 4 Закона о закупках).

Положение о закупке

Основной внутренний документ, который предприятию необходимо принять, - это положение о закупке. Оно регулирует всю процедуру закупки.

Положение о закупке должно содержать:

  • условия применения процедур закупки;
  • порядок заключения и исполнения договоров;
  • положения, связанные с обеспечением закупки.

Такое правило установлено в части 2 статьи 2 Закона о закупках.

Положение о закупке и изменения, которые внесены в него (положение в новой редакции), размещают на официальном сайте в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона о закупках).

Руководитель предприятия утверждает положение приказом. В нем можно определить состав комиссии, которая будет проводить закупки.

План закупки

Заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров (работ, услуг) на срок не менее года.

Порядок составления плана регламентирует постановление Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».

Также нужно разместить план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств на срок от пяти до семи лет (ч. 3 ст. 4 Закона о закупках).

Нужно ли размещать план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств, если компания не планирует закупать такую продукцию?

Да, нужно.

Закон прямо не устанавливает такую обязанность, но это следует из его общих положений.

Процедура закупки должна быть гласной и прозрачной (ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, закон устанавливает принцип информационной открытости закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Как показывает судебная практика, этот принцип нужно трактовать в системной взаимосвязи со статьей 4 Закона № 223-ФЗ (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 марта 2015 г. № Ф01-597/2015 по делу № А43-8810/2014).

Эта статья устанавливает требования по опубликованию положения о закупке и всех изменений в него, общего плана закупки товаров (работ, услуг), а также плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств (ч. 1-3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). При этом последний должен оформляться отдельно, а не в составе общего плана закупки. При отсутствии потребности в закупке такой продукции план фактически будет пустым.

Если не разместить его, возможно, это станет основанием для привлечения к ответственности (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Документация о закупке

Документация о закупке должна содержать сведения, которые определены в положении о закупке. В том числе установленные предприятием требования:

  • к качеству товара (работы, услуги);
  • к техническим характеристикам товара (работы, услуги);
  • к безопасности товара (работы, услуги);
  • к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;
  • к размерам, упаковке, отгрузке товара;
  • к результатам работы;
  • иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям заказчика;
  • к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
  • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
  • порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
  • формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
  • критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
  • порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Предприятию необходимо иметь в виду два правила:

  • не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования, не указанные в документации о закупке, а также осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке;
  • требования, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Такие правила установлены в части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о закупке

Извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке (ч. 8 ст. 4 Закона о закупках).

Закон о закупках устанавливает обязательные реквизиты извещения о закупке. В нем должны быть указаны следующие сведения:

  • способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • срок, место и порядок представления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев представления документации в форме электронного документа;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Если закупка проводится посредством конкурса или аукциона, то предприятие использует соответственно извещение о проведении конкурса или аукциона. Непосредственно к такому извещению закон устанавливает обязательное правило - такое извещение должно быть размещено на официальном сайте не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках).

Если предприятие использует , такой документ может называться просто извещением о закупке, или, например, соответственно, «извещением о проведении запроса предложений», или «извещением о проведении конкурентных переговоров». Извещение размещается на официальном сайте в порядке, который установило для него предприятие в положении о закупке. При этом совершенно не обязательно придерживаться указанного правила о 20 днях, предприятие вправе самостоятельно определить срок его размещения.

Изменения условий закупки

Если предприятие внесло изменения в:

  • извещение о закупке;
  • документацию о закупке;
  • разъяснения положений такой документации,

то такие изменения размещаются предприятием на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

Если предприятие проводит закупку в форме торгов (т. е. конкурс либо аукцион), а изменения в извещение и документацию о закупке оно внесло позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, оно должно продлить срок подачи заявок на участие в такой закупке так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение и документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем 15 дней.

Такие правила установлены в части 11 статьи 4 Закона о закупках.

Протоколы

При проведении закупочных процедур в соответствии с Законом о закупках протоколами могут оформляться различные действия предприятия. Положением о закупке могут быть предусмотрены следующие виды протоколов:

  • протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке;
  • протокол рассмотрения заявок на участие в закупке;
  • иные протоколы (например, о ходе проведения аукциона);
  • протокол об итогах проведенной закупки и определении победителя.

Кто может быть участником закупки

Участником закупки может быть:

  • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо
  • любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Такое правило установлено в части 5 статьи 3 Закона о закупках.

Способы закупки

Конкурс. Закон о закупках, в отличие от Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), не устанавливает подробных правил проведения конкурса, предоставляя возможность предприятию самостоятельно их установить в положении о закупке.

Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках).

Аукцион. Выигравшим торги на аукционе считается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках). Как и в отношении конкурса, Закон о закупках также не устанавливает подробных правил для аукциона.

Иные способы закупки. Закон о закупках устанавливает важное для предприятия правило о свободе в выборе иных способов закупки, тем самым позволяя ему выбрать для себя наиболее оптимальный, удобный вариант. Предприятие обязано установить в положении о закупке порядок закупки такими способами (в случае если оно намеревается ими пользоваться) (ч. 3 ст. 3 Закона о закупках). К иным способам закупки относятся: запрос котировок, конкурентные переговоры, запрос предложений и закупка у единственного поставщика. Подробнее см. Как провести закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ: запрос котировок или предложений, конкурентные переговоры, закупки у единственного поставщика) .

Размещение на официальном сайте

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

Если доступ на сайт по техническим причинам заблокирован более чем один рабочий день, заказчик размещает информацию на своем сайте. Когда станет возможно разместить информацию на официальном сайте, в течение одного рабочего дня заказчик обязан это сделать (ч. 13 ст. 4 Закона о закупках).

Предприятие дополнительно вправе размещать информацию о закупках на своем собственном сайте (ч. 7 ст. 4 Закона о закупках). При этом размещенные на официальном сайте и на сайте предприятия информация о закупке, положения о закупке, планы закупки должны быть доступны для ознакомления без взимания платы (ч. 14 ст. 4 Закона о закупках).

При размещении информации о закупках на официальном сайте необходимо учитывать требования следующих документов:

  • постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке»;
  • приказа от 10 августа 2012 г. Минэкономразвития России № 506, Казначейства России № 13н «Об установлении Порядка регистрации юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru )».

Споры с участниками закупки

Закон о закупках предусматривает право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (или бездействие) предприятия при закупке.

Сделать это он вправе, обратившись с жалобой в антимонопольный орган, в следующих случаях:

  • предприятие не разместило на официальном сайте положение о закупке, изменения, внесенные в него, информацию о закупке (извещение, документацию о закупке) или нарушило сроки такого размещения;
  • предприятие предъявило к участникам закупки требования представить документы, которые не были предусмотрены документацией о закупке;
  • предприятие осуществило закупку в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона № 44-ФЗ (который предприятие обязано применять при отсутствии у него положения о закупке).

Кроме того, участник закупки может обжаловать ее в связи с нарушением антимонопольных требований к торгам, установленных в статье 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Например, в случае наличия ограничения доступа к участию в торгах (закупке). Такое ограничение может быть выражено в том, что предприятие не допустило к участию в конкурсных процедурах тех или иных лиц, подавших заявки, ввиду отсутствия у них опыта, специалистов, рейтинга финансовой устойчивости и т. д. Однако если такие требования не препятствовали допуску к участию в закупке (например, в форме конкурса), а являлись критериями оценки участников, то такая закупка признается законной.

Пример из практики: суд отказал в иске о признании незаконными действий предприятия при проведении открытого конкурса, указав, что включение требований к участнику торгов о наличии опыта, специалистов и других подобных параметров в виде критериев его оценки является законным и обоснованным

Муниципальное унитарное предприятие (далее - Предприятие) на официальном сайте опубликовало извещение о проведении открытого конкурса.

Предприятие признало победителем конкурса ООО «Р.», которое набрало наибольшее количество баллов.

Проигравший участник конкурса ООО «С.» (далее - Общество) посчитало, что конкурсная документация Предприятия содержала необоснованные дискриминационные условия для участников конкурса. К ним Общество относило следующие требования к участникам: «опыт участника по данному виду страхования», «наличие у участника в филиалах и представительствах в г. Вологде специалистов, прошедших обучение по программе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов», «деловая репутация участника», «срок работы на рынке страховых услуг на территории Вологодской области», «представление интересов заказчика в суде и иных органах в случае необходимости защиты интересов заказчика в связи с претензиями пострадавших».

В связи с этим Общество обратилось в арбитражный суд с иском к Предприятию о признании незаконными его действий при проведении открытого конкурса и его результатов.

Суд учел, что Предприятие является муниципальным, а Закон о закупках применяется к муниципальным унитарным предприятиям по общему правилу с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования. Суд установил, что представительный орган муниципального образования, который являлся учредителем Предприятия, не принимал решения, которое обязывало бы Предприятие применять положения Закона о закупках в более ранний срок, чем с 1 января 2014 года.

Однако, несмотря на эти обстоятельства, суд применил Закон о закупках, сославшись на то, что Предприятие не отрицало, что организовывало подобный конкурс впервые и при этом использовало положения Закона о закупках.

Суд отказал в иске, указав, что на этапе предварительного отбора участников (допуска до участия в торгах) применение перечисленных Обществом условий, которые оно считало дискриминационными, не допускается. А включение таких условий в виде критериев оценки участников торгов (что и было сделано Предприятием) является законным и обоснованным.

Суд также указал, что выбор из общего числа участников торгов того контрагента, который имеет в наличии более опытных и грамотных специалистов по роду деятельности заключаемого договора, с более высоким рейтингом финансовой устойчивости, не противоречит Закону о закупках. Наличие лицензии не может являться единственным критерием для отбора победителя торгов, поскольку, согласно специфике своей деятельности, все участники торгов должны иметь такую лицензию (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2012 г. по делу № А13-3870/2012).

Чтобы подать жалобу в ФАС России, необходимо учитывать положения Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. № 339.

Кроме того, участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) предприятия при закупке в судебном порядке (ч. 9 ст. 3 Закона о закупках).

Если лицо не подавало заявки на участие в закупке, по общему правилу оно не может ее обжаловать. Однако если при проведении закупки было допущено нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, то закупку имеет право обжаловать такое лицо, если его права или законные интересы могли быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Пример из практики: суд отказал в удовлетворении заявления, поскольку отсутствие в извещении об аукционе формы заявки и проекта договора купли-продажи нарушило права потенциальных участников аукциона, создав препятствия для участия в торгах

Комитет по управлению государственным имуществом принял решение о проведении аукциона по продаже земельного участка для проектирования и строительства трехэтажного здания. Организатором аукциона выступило государственное предприятие «А.». Все восемь участников, подавших заявки, были допущены к участию в аукционе. Победителем признано ООО «Р.».

ЗАО «В.» заявку на участие в аукционе не подавало, однако обратилось в УФАС по Кемеровской области с жалобой о нарушении своих прав и законных интересов. Антимонопольный орган жалобу удовлетворил и вынес предписание об аннулировании торгов.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, организатор аукциона обратился в суд.

Суд в иске отказал, указав следующее. В извещении об аукционе отсутствовали форма заявки и проект договора купли-продажи земельного участка. Значит, потенциальные участники аукциона, в том числе и ЗАО «В.», не могли получить полную информацию о нем. Это нарушило их права и законные интересы, поскольку препятствовало участию в аукционе.

Вопреки доводам организатора аукциона, ЗАО «В.» имело право обжаловать аукцион, хотя и не подавало заявку на участие. Ведь по смыслу части 2 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» таким правом наделены не только лица, подавшие заявку на участие в аукционе, но и иные лица, чьи права и законные интересы могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ФАС Западно-Сибирского округа от 18 июля 2014 г. по делу № А27-13853/2013).

Отчетность предприятия о проведенных закупках

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам:

  • закупки товаров, работ, услуг в целом;
  • закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ.

Такое правило установлено в части 19 статьи 4 Закона о закупках.

Реестр недобросовестных поставщиков

На официальном сайте ведется реестр недобросовестных поставщиков (далее - реестр). В него включаются сведения:

  • об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров;
  • о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Включение или содержание таких сведений в реестре может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Такое правило установлено в части 6 статьи 5 Закона о закупках.

Пример из практики: суд отменил решение УФАС о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку не счел общество уклонившимся от подписания договора

МУП «В.» на специализированном сайте разместило извещение о проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку.

ООО «Ц.» направило заявку на участие и было признано победителем запроса котировок.

МУП «В.» предоставило победителю проект договора для подписания. Однако ООО «Ц.» договор не подписало, протокол разногласий к договору не предоставило. После этого МУП «В.» сочло ООО «Ц.» уклонившимся от подписания договора и обратилось в УФАС.

Антимонопольный орган, рассмотрев предоставленные материалы, вынес решение о включении ООО «Ц.» в реестр недобросовестных поставщиков.

Не согласившись с вынесенным решением, ООО «Ц.» обратилось в суд.

Удовлетворяя заявление, суд исходил из следующего. 2 декабря 2014 г. МУП «В.» по электронной почте направило ООО «Ц.» скан-копию договора на поставку. Однако протокол о подведении итогов запроса котировок составлен 3 декабря 2014 г. Согласно требованиям котировочной документации 13 декабря 2014 г. МУП «В.» направило проект договора на поставку посредством почтовой связи. ООО «Ц.» проект договора получило 24 декабря 2014 г. и должно было его подписать в течение 5 дней. Однако МУП «В.» уже 18 декабря 2014 г. направило сведения об ООО «Ц.» в антимонопольный орган, то есть до истечения срока подписания договора.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика. В данном случае недобросовестное поведение поставщика отсутствовало. Значит, у антимонопольного органа не было оснований для включения ООО «Ц.» в реестр (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2015 г. № 02АП-8326/2015 по делу № А17-1908/2015).

Перечень сведений, которые включаются в реестр, порядок их направления, порядок ведения реестра установлен в постановлении Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"».

Сведения, содержащиеся в реестре, по истечении двух лет со дня их внесения в него исключаются (ч. 5 ст. 5 Закона о закупках).

В каких случаях Закон о закупках не применяется

Не проводится в порядке, установленном Законом о закупках, в том числе не подлежит размещению на официальном сайте, закупка:

  • которая содержит государственную тайну, при условии что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора;
  • по которой Правительство РФ приняло решение не размещать ее на официальном сайте;
  • которая является закупкой товаров, работ или услуг, которые входят в перечни и (или) группы товаров, работ или услуг, сведения о закупке которых в соответствии решением Правительства РФ не подлежат размещению на официальном сайте.

Кроме того, предприятие вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке, стоимость которой не превышает:

  • 100 000 руб.;
  • 500 000 руб. (в случае если годовая выручка предприятия за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб.).

Такие исключения установлены в части 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закон о закупках не применяется также в том случае, когда предприятие не разместило на официальном сайте утвержденное положение о закупке. В таком случае предприятие при закупке обязано руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ. Такое правило установлено в части 4 статьи 8 Закона о закупках.

Необходимо иметь в виду, что Закон о закупках не распространяет свое действие на отношения, связанные с:

  • куплей-продажей ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов;
  • заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров);
  • приобретением биржевых товаров на товарной бирже;
  • осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
  • закупкой в области военно-технического сотрудничества;
  • закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;
  • отбором аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для субъектов оптового рынка - участников обращения электрической энергии и (или) мощности;
  • осуществлением кредитной организацией лизинговых операций и межбанковских операций.

Такое правило установлено в части 4 статьи 1 Закона о закупках.

Сегодня в законе нет однозначного определения, что такое закупка в электронной форме по 223-ФЗ. ФАС России и правоохранительные органы настаивают, что электронная форма закупки полностью исключает бумажный документооборот. На практике не все заказчики следуют этому определению. Обсудим проблемы и риски заказчиков при выборе электронной формы закупки сегодня.

Способы закупок в электронной форме по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В настоящее время обязанности по проведению закупки в электронной форме есть у госзаказчиков (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Они обязаны проводить электронный аукцион для закупок продукции, входящей в определенный Правительством перечень. Аукционный перечень аукционный перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-Р . То есть, здесь закрепляется не только форма проведения закупки: электронная, но и предлагается единственно возможный способ определения поставщика.

Есть еще заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ. Для них установлен перечень продукции, закупки которой они проводят в электронной форме, но каким способом - они решают сами. Это может быть конкурс, может быть аукцион, а может - запрос котировок, запрос предложений или что-то еще, самостоятельно придуманное заказчиком и закрепленное в Положении о закупке. То есть для них обязательна именно электронная форма, а способ они выбирают самостоятельно. Региональные органы власти, органы местного самоуправления могут установить дополнительные ограничения для отдельных категорий заказчиков по выбору способа электронной закупки.

Добровольно проводить закупки в электронном виде могут все категории заказчиков по 223-ФЗ.

223-ФЗ: перечень закупок в электронной форме:

Перечень товаров, работ, услуг, которые заказчики по 223-ФЗ обязаны закупать в электронной форме исчерпывающий, утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 . В него входят:

  • пряжа бумажная;
  • шнуры, изделия канатные и веревочные, не включенные в другие группировки;
  • одежда для поддержания физической формы (противоперегрузочные, профилактико-нагрузочные, профилактические костюмы) специальная;
  • тара деревянная;
  • целлюлоза, бумага и картон;
  • полный перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме по 223-ФЗ.

Каждый раз, когда заказчику нужен товар, работа или услуга из этого перечня, он обязан проводить закупку по 223-ФЗ в электронном виде.

А что делать, если заказчик проводит закупку, в которую входит как номенклатура, включенная в Перечень, так и товары (работы, услуги), закупки которых ничем дополнительно не регламентированы? Закупки, которые надо проводить в электронной форме, рекомендуется вычленять в самостоятельный лот. Если этого сделать нельзя, лучше ориентироваться на порог 5%.

По общей практике контролирующих органов разрешается включать в лот, который содержит в себе смешанную продукцию, не более 5% тех товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться в электронной форме. Речь идет о стоимостном выражении по отношению к начальной максимальной цене.

Закупки по 223-ФЗ - дистанционный курс повышения квалификации в Школе электронных торгов. Обучение проводится с учетом всех законодательных изменений. Заказчик научится грамотно составлять документы, а поставщик - правильно их читать и понимать. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Удостоверение о повышении квалификации 72 часа.

Исключения из правил

Есть ли исключения, когда закупку продукции из Перечня № 616 разрешается проводить не в электронной форме? Оказывается, есть:

  • сумма сделки не превышает 100 000 рублей;
  • сделка или товар (группа товаров) входят в утвержденный перечень, информация о которых не подлежит размещению на официальном сайте;
  • информация, содержащаяся в извещении, документации о закупке или проекте договора содержит сведения, относящиеся к государственной тайне;
  • потребность в закупке возникла вследствие аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения. В этой части заказчикам рекомендуется иметь документальное подтверждение, что действительно сложились обстоятельства непредвиденной силы, которые было невозможно предсказать. Если возникла авария, лучше составить подтверждающий акт. В идеале такой акт должен быть подписан не только сотрудниками заказчика, но и третьими незаинтересованными лицами. Но если у заказчика возникает слишком много чрезвычайных и непредвиденных ситуаций - это повод контролерам задуматься, соответствуют ли данные акты действительности. Возможно, акты поддельные;
  • закупка подходит под условия закупки у единственного поставщика в соответствии с Положением о закупке, утвержденным заказчиком. Эта норма означает, что, по сути, заказчик может вовсе не проводить закупку из Перечня № 616 в электронном виде, а обойтись закупкой у единственного поставщика. Если пропишет такое право в своем Положении о закупке, конечно. Но такая находчивость заказчика фактически является злоупотреблением, т.к. «в чистом виде» не соответствует целям и принципам законодательства о контрактной системе. Скорее всего, по мере вступления в силу поправок в 223-ФЗ, такая практика станет невозможной. Поэтому заказчикам рекомендуется адаптироваться к электронным формам закупочных процедур и учиться работать на электронных торговых площадках.

Заказчик своим Положением может расширить перечень товаров, работу, услуг, который он будет закупать в электронной форме. Принимая добровольно на себя такую обязанность, заказчик несет и ответственность за исполнение этих обязанностей.

Как заказчику организовать электронную форму закупки по 223-ФЗ

Как только заказчик определился, что товары, работы, услуги подлежат закупке в электронной форме, он должен понять, как организовать эту форму закупки. На сегодня нет однозначного определения, что такое закупка в электронной форме и как ее проводить. Заказчик обязан в своем Положении установить правила и порядок проведения такой закупки.

Можно ориентироваться на межправительственные соглашения и руководствоваться аналогичными нормами Контрактной системы:

  • «Электронная форма (формат) закупок» — процедура закупок, осуществляемая с использованием сети Интернет, веб‑портала и (или) электронной торговой площадки (электронной площадки), а также программно‑аппаратных средств (Соглашение о государственных (муниципальных) закупках, заключено 09.12.2010).

Схожее определение есть в 44-ФЗ:

  • В рамках отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, допускается обмен электронными документами , предусмотренными законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений (ч. 1 ст. 5
  • Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, проведение которого обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе).

Но эти подходы не закреплены в рамках 223-ФЗ. А значит, не могут быть истиной в последней инстанции. Единственный регулятор, который давал разъяснения по электронной форме закупки по 223-ФЗ, - это антимонопольная служба.

В письме ФАС России от 02.07.2014 № АЦ/26473/14 сказано: «… в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участником закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, установленными в положении о закупке» . Некоторые заказчики трактовали это разъяснение субъективно и расширительно: не гнушались истребовать документы на бумажных носителях параллельно к электронной форме, обязывали участника закупки явиться на ту или иную стадию закупочной процедуры. Были случаи, когда заказчики собирали заявки в электронном виде, но на подачу ценовых предложений участники должны были явиться лично.

Чтобы устранить подобные неверные трактовки, ФАС России уточняет: «… в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться закупочная процедура, при которой исключается обмен бумажными документами между заказчиком и участниками закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, а также обязанность участника закупки присутствовать на тех или иных стадиях закупочной процедуры». Заказчикам рекомендуется руководствоваться этим разъяснением ФАС, пока не вступят в силу поправки в 223-ФЗ, и не появится однозначной формулировки понятия «закупка в электронной форме».

Позиция ФАС находит отражение на практике

Рассмотрим несколько примеров.

Решение № 223ФЗ-119/15 по результатам рассмотрения жалобы ФГУП «Спецстройсервис при Спецстрое России» на действия (бездействие) заказчика ОАО «ЦИУС ЕЭС». Заказчик требовал представить конверты на бумажном носителе по адресу и месту нахождения заказчика. Рассматривая жалобу, комиссия ФАС России признала действия заказчика необоснованными, неправомерными, не соответствующими нормам Положения о закупке и выявила нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Ситуация в московском метрополитене. Заказчик закупал систему видеонаблюдения для московского метрополитена. Проводился конкурс. По ценовым параметрам и прочим характеристикам конкурс действительно был уместен. Но в Положении о закупке обнаружилось противоречие: заказчик прописал условия проведения электронного аукциона, составив себе электронный перечень, куда вошли товары, работу, услуги, входящие в состав лота, в отношении которого подавалась жалоба. С одной стороны, заказчику целесообразнее и эффективнее провести конкурс, с другой стороны, - прямая норма Положение о закупке обязывала его провести электронный аукцион. Закупочная процедура была аннулирована. Заказчик изменил Положение о закупке и все-таки провел конкурсную процедуру, которая отражала его объективные потребности.

На основе двух этих решений нельзя делать вывод, что контролеры всегда стоят на стороне участника закупочной процедуры. Нет. Если заказчик правильно прописал порядок проведения электронной формы закупки и строго его соблюдает, любой контролирующий орган будет на стороне заказчика. Вот пример.

Решение № 223ФЗ-137/14 по результатам рассмотрения жалобы ООО «УВЗ - Сервис», ООО «ГТР», ООО «БТ (Рус)». Заказчик проводил закупку в электронной форме. Участник поленился или не захотел проходить аккредитацию на электронной площадке и привез заявку на бумаге. Заявка была укомплектована в полном соответствии с документацией, содержала все нужные документы, но порядок представления заявки участник нарушил. Заказчик так и не дождался заявки в электронном виде до окончания срока подачи заявок. Заявку в бумажном виде участнику вернули, не рассматривая. Участник подал жалобу, которую признали необоснованной. Заказчик обоснованно руководствовался Положением и соблюдал принципы электронной формы закупки. Принимать заявку в бумажном виде он был не обязан.

Подобную позицию поддерживают некоторые суды. В целом судебная практика противоречива, но постепенно приближается к пониманию, сформированному антимонопольной службой. В частности, ФАС Московского округа в постановлении от 02.12.2013 № Ф05-14297/2013 по делу № А40-4091/13-152-41 отметил: «…указанная в Законе о закупках и Постановлении Правительства РФ от 21 июня 2012 года N 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» электронная форма подразумевает осуществление лицами, участвующими в закупке, в том числе заказчика всех действий при помощи электронных средств и таким образом исключает возможность использования бумажного документооборота ». Интересно, что московские суды выносили и противоположные решения, допуская представление части заявки на бумажном носителе. Но ориентироваться на такую позицию не стоит. Ее не поддержит антимонопольная служба или прокуратура. ФАС России и правоохранительные органы настаивают, что электронная форма закупки полностью исключает бумажный документооборот.

Электронные закупки по 223-ФЗ в Положении о закупке

Рассмотрим два возможных варианта для заказчика. Оба рискованны, но иначе организовать процесс пока невозможно.

Вариант 1: принимать заявки по электронной почте

Допустим, заказчик установил в Положении о закупке, что для него электронная форма закупки - это обмен письмами через электронный ящик. Придется обеспечить равенство и справедливость, начиная с этапа подачи заявок. Заказчик принимает на себя обязательства, исполнение которых от него, по сути, не зависит. Он должен обеспечить бесперебойность работы электронного ящика, который может перестать работать по техническим причинам провайдера.

Возможен вариант, когда участник подал заявку от лица, не имеющего права на подачу заявки. В этом случае заказчик несет риски неисполнения обязательств по договору.

Допустим, все прошло гладко, и все заявки пришли в нужном виде. Открытым остается вопрос: как заказчик гарантирует одномоментное открытие доступа к заявкам? Высока вероятность, что заказчик вскроет заявки до обозначенной в документации даты, создав преимущественные условия участия тем или иным лицам.

На стадии подачи заявок и их вскрытия - наибольшие коррупционные риски. Велика вероятность нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, когда заказчик может координировать действия участников процедуры, предоставлять информацию о содержании заявок участников иным лицам, в том числе конкурирующим.

Еще одна проблема - в проведении закупочной процедуры. Как заказчику организовать аукцион или переторжку силами электронного ящика? Возможно, но не прозрачно.

Вывод: для заказчика слишком рискованно проводить закупку в электронной форме посредством обмена электронными письмами через электронный ящик. Это возможно, но создаст больше сложностей, чем облегчит работу.

Вариант 2: организовать электронную форму закупки через оператора электронной площадки

Если в Положении о закупке прописано, что электронная форма закупки предполагает использование услуг оператора электронной торговой площадки, заказчик несет полную ответственность за действия данного оператора. Ведь пока нет поправок в 223-ФЗ, нет и такого субъекта как «Оператор электронной площадки»: ни субъекта как участника закупочного цикла, ни субъекта ответственности в рамках 223-ФЗ.

К сожалению, не все площадки гарантируют надлежащую и бесперебойную работу. Возможные сбои и нарушения в работе оператора будут отнесены к вине заказчика. В случае жалобы именно заказчик, а не оператор площадки получит соответствующее предписание. И если оператор площадки не идет навстречу заказчику и не позволяет совершить действия, предписанные антимонопольным органом, заказчика могут оштрафовать за неисполнение предписания контролирующего органа. Сумма такого штрафа составляет до 500 000 рублей!

Совет заказчикам: выбирайте оператора с осторожностью. Прописывайте, как вы будете делить ответственность.

Рекомендуем заказчикам сделать следующую оговорку в Положении о закупке. Укажите, что порядок проведения конкретного способа закупки, который прописан в вашем Положении, и порядок проведения на ЭТП, могут отличаться с учетом функционала оператора ЭТП.

В противном случае, если оператор площадки не гарантирует 100% соблюдения вашего Положения о закупке, то любые действия в рамках данной закупочной процедуры, можно будет признавать необоснованными, несоответствующими Положению о закупке, и действия заказчика будут квалифицированы как нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках. Это нарушение не влечет за собой административных последствий, но на основании такого решения заказчик может получить предписание, заставляющее его внести изменения в порядок проведения закупочной процедуры, переиграть ту или иную стадию закупки.

А как должно быть?

В 223-ФЗ подготовлены поправки, которые, наконец, дадут понимание, что такое электронная форма закупки и как ее проводить. Оператор площадки должен стать полноценным субъектом закупочного процесса, его действия можно будет обжаловать, для него предусмотрят ответственность в КоАП РФ.

Законодатели выдвинули ряд инициатив, которые регламентируют электронную форму закупки. В первую очередь, это позволит отслеживать каждое действие любого участника закупочного процесса.

Сегодня участникам бывает сложно понять, как подать заявку, в каком месте, а также сложно впоследствии доказать, что заказчик чинил препятствия при подаче заявки. Если поправки будут приняты, все этапы закупочной процедуры будут понятны, одинаковы для всех и их легко будет контролировать.

ФЗ 223 был принят в 2012 году и обязал все компании осуществлять закупки прозрачнее и отчитываться по их результатам. В частности, разработать положение о закупках, разрабатывать и вовремя публиковать извещения и планы. На какие компании распространяется действие 223 ФЗ? Одни компании руководствуются 223-ФЗ для проведения закупок с 2012 года, другие - с 2014. Это зависит в первую очередь от размера компании и ее типа: Важно помнить, что:

  1. 223 ФЗ регулирует все закупки, осуществляемые компанией, вне зависимости от их цены;
  2. договор мены по 223 ФЗ является закупкой и должен соответствовать требованиям закона;
  3. сайт организации НЕ считается официальным ресурсам, где можно размещать положение о закупке: оно обязательно должно быть на сайте zakupki.gov.ru.

Алгоритм проведения электронного аукциона в соответствии с 223-фз

Шаг аукциона также может быть фиксированным (определенная сумма либо процент от сделки) или нефиксированным (определенный диапазон сумм, либо диапазон процентов от сделки). При этом шаг аукциона может быть снижен. Документация заказчика ФЗ обязывает заказчика разработать и опубликовать следующую документацию:

  • Положение о закупке;
  • План закупки;
  • Извещение о закупке;
  • Сопутствующую документацию о закупке (требования к оформлению, содержанию, составу и форме заявки, а также техническое задание и прочие инструкции).

Положение о закупке – это документ, знаменующий о начале закупочной деятельности заказчика.
В документе прописывается способ закупки, план ее подготовки и ведения, регламент заключения и исполнения договора, а также перечень закупаемых работ (товаров или услуг). Это положение публикуется на сайте госзакупки.

Основные положения закона №223-фз

План закупки составляется сроком не менее 1 года. План размещается в открытой части сайта zakupki.gov.ru и содержит сведения о закупке и дату ее поставки (с учетом срока прохождения закупочной процедуры). Годовой план закупки разбивается на периоды: помесячно или поквартально.

Извещение о закупке формируется заказчиком в личном кабинете на zakupki.gov.ru с помощью функционала официального сайта госзакупки. Обеспечение контракта согласно 223-ФЗ Согласно закону установление обеспечения контракта не является обязательным условием, однако, заказчик может потребовать гарантии обеспечения на свое усмотрение.


На практике же принято обеспечивать контракт путем перечисления залоговой суммы на счет заказчика либо предоставлять банковскую гарантию. Все требования и способы предоставления гарантии должны быть изложены в Положении о закупке.

Участие в торгах по 223 фз

Итак, заказчик должен публиковать следующую информацию:

  1. в течение 15 дней после утверждения - положение о закупке;
  2. план закупки - не менее, чем на 1 год;
  3. документы закупки (извещение, проект договора, протоколы и т.д.);
  4. ежемесячные отчеты не позднее 10-го числа месяца;
  5. изменения в договорах.

Разъяснения по плану закупок в рамках 223 ФЗ Средний срок плана закупок — 1 год. но для отдельных видов “товаров” установлен другой, более длительный период. Например, для инновационной, высокотехнологичной и лекарственной продукции - 3 года, а с 2015 г.
- 5-7 лет.

Электронный аукцион по 223-фз

В рамках 223-ФЗ заказчику предоставляется возможность проводить такую торговую процедуру, как открытый аукцион в электронной форме. Он представляет собой способ проведения закупки, при котором победителем становится участник, предложивший мимимальную цену контракта при условии соответствия поданной заявки требованиям документации, причем определение лидера проводится путем торгов.

Внимание

Особенности процедуры Основной особенностью процедуры становится наличие стадии торгов. Все участники, чьи заявки признаны соответствующими требованиям документации, получают допуск на участие в аукционе.


В ходе торгов они поочередно предлагают цену контракта. В современных закупках чаще применяется аукцион на понижение, то есть каждая следующая цена поданная участником, должна быть ниже последней лидирующей. Организатор закупки обязан разместить всю необходимую информацию на ООС.

Каков срок заключения договора по 223-фз?

Ведение электронного аукциона Федеральный закон №223 предусматривает два способа отбора предложений поставщиков – аукцион и конкурс, проводимые в электронной форме. Электронные аукционы проводятся в открытой либо закрытой формах.

Инфо

Для проведения открытого аукциона необходимо опубликовать информацию о нем в план-графике закупок заказчика на сайте госзакупки. В открытом аукционе могут принимать участие любые организации, зарегистрированные на торговой площадке.

В случае ведения закрытого аукциона нет надобности публиковать информацию о нем в план-графике. Причем принимать участие в закрытом аукционе могут лишь приглашенные заказчиком компании.

В связи с этим 223-ФЗ определяет ограничения на проведение таких аукционов.

Порядок и сроки проведения аукциона по 223 фз

Этапы проведения аукциона и регламентированные сроки Вся процедура состоит из следующих этапов:

  1. Согласно утвержденному план-графику закупок на текущий год заказчик разрабатывает аукционную документацию и формирует извещение.
  2. Извещение и необходимые документы размещаются на ЭТП и дублируются на ООС. Сделать это необходимо минимум за 20 дней до даты завершения срока подачи заявок.
  3. Этап формирования участниками заявок. Это время, которое отводится потенциальным поставщикам для изучения всей документации, разработки своего предложения и оформления заявки. На этот этап отводится минимум 20 календарных дней.

  4. Если участником был подан запрос на разъяснение аукционной документации, то на ООС должен появиться ответ заказчика.

    На это заказчику отводится не больше трех дней с момента поступления запроса.

Как проводить аукционы по 223-фз

Поскольку залог денежных средств ведет к неэффективному отвлечению финансов из компании, большинство участников электронных торгов предпочитают использовать банковскую гарантию для обеспечения контракта. Запрос котировок Запрос цены – это порядок определения поставщика путем принятия от участников предложений о цене. Запрос ценовых котировок представляется конкурентным способом осуществления закупки, при котором заказчик сообщает потенциальным поставщикам о потребности в товарах (услугах или работах), рассылая извещения в электронном режиме. Запрос котировок может быть проведен в случае не слишком дорогой поставки и при условии рассылки извещения не менее чем трем поставщикам.


Тендер считается состоявшимся, если заявку на участие подали три и более компании-участника.
Подробнее о деятельности ФАС в сфере закупок можно прочитать в статье Стандарт осуществления закупочной деятельности — ФАС. Однако не всегда судебные решения были однозначны и выносились в пользу ФАС. Переломный момент в судебной практике наступил, когда Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 23.07.2015 № Ф09-3736/15 в кассационной инстанции признал предписание, вынесенное ФАС, ошибочным и отказался считать заключение договора до момента истечения сроков на обжалование проведенной закупки нарушением действующего законодательства. Дело было передано на рассмотрение в Верховный суд Российской Федерации, который своим определением от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 отменил постановление АС Уральского округа, поставив точку в решении данного вопроса.

Сроки проведения аукциона по 223 фз

Указанные выше статьи предусматривали, что заключение контракта должно происходить в срок не ранее 10 дней с момента опубликования или размещения итогового протокола на сайте. ВАЖНО! Данные положения соответствуют требованиям закона о ЗК, однако при работе с малым бизнесом это может повлечь нарушение при заключении договора за пределами 20 дней с момента подведения итогов.

Сроки заключения договоров в положениях о закупках на усмотрение организатора торгов Третья часть разработчиков, не увидев в законе № 223-ФЗ сроков подписания контрактов и отсылочных статей, установила свои сроки. Например:

  • Подписание договора осуществляется в течение 10 дней с момента составления итогового протокола.
  • Организатор конкурсных процедур передает победителю подписанный договор в течение 3 дней с момента подведения итогов.

    Победитель подписывает его в течение 5 дней с момента получения и т. п.

Какие сроки для проведения аукциона по 223 ap

Госзакупка ФЗ №223 призван регламентировать порядок совершения закупки отдельными видами юридических лиц. Данный закон регулирует общие принципы ведения закупок.
223-ФЗ предполагает самостоятельную разработку заказчиком положения о закупках для собственной организации. Содержание

  • 1 Основное о ФЗ №223
  • 2 Ведение электронного аукциона
    • 2.1 Правила ведения электронного аукциона по 223-ФЗ
    • 2.2 Документация заказчика
  • 3 Обеспечение контракта согласно 223-ФЗ
    • 3.1 Запрос котировок
    • 3.2 Запрос предложений

Основное о ФЗ №223 Согласно закону №223 в роли заказчика могут выступать:

  • организации, доля участия государства в которых составляет более 50%;
  • компании, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и т.

Какие сроки для проведения аукциона по 223 фз

Подробнее этот момент раскрыт в последнем разделе нашей статьи. ВАЖНО! В ходе реформы гражданского законодательства законом «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» от 08.03.2015 № 42-ФЗ ст.

448 ГК РФ изложена в новой редакции, в которой отсутствует положение о сроках заключения договоров при проведении торгов. В настоящее время ограничение срока подписания договора 20 днями предусмотрено только в отношении субъектов малого бизнеса (подп. «б» п. 4, п. 27 постановления

Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352). Сроки заключения договоров в положениях о закупках по аналогии с законом № 94-ФЗ Закон № 223-ФЗне содержит отсылочных норм к законам, регулирующим государственные и муниципальные закупки. Однако часть разработчиков положений прописывали сроки по аналогии со ст.

29, 38 применяемого на тот момент закона № 94-ФЗ.

Как правило, электронный аукцион по 223-ФЗ заказчики проводят при соблюдении одного из двух условий: для определения победителя важна только цена договора или закупаемые товары, работы или услуги можно сравнивать только по ценам. Аукцион по 223-ФЗ может проводиться в закрытой и открытой форме, а также с ограниченным участием.

Из статьи вы узнаете:

Проведение торгов по 223-ФЗ

О проведении конкурентных закупок говорится в ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ. В том числе в ней сказано о правилах проведения аукциона. По 223-ФЗ открытый аукцион в электронной форме - это способ закупки, при котором победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену договора и подавший заявку, которая соответствует всем требованиям заказчика. Если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, торги проводятся на право заключить договор. Победителем в такой ситуации становится участник, предложивший самую высокую цену за право заключить договор.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

При подготовке к открытому аукциону 223-ФЗ заказчик разрабатывает закупочную документацию и создает комиссию, которая впоследствии будет оценивать заявки. В документации может содержаться требование о предоставлении обеспечения заявки. Это возможно, если начальная цена договора больше 5 млн руб. Размер обеспечения не может превышать 5% от стартовой цены.

Любой участник аукциона по 223-ФЗ вправе подать запрос на разъяснение документации о закупке. Заказчик обязан дать ответ в течение 3 рабочих дней. Он размещается в ЕИС. Подать запрос можно не позднее чем за 3 дня до конца срока направления предложений участников. Каждый участник может подать на электронный аукцион по 223-ФЗ только одну заявку . До конца установленного срока ее можно отозвать или изменить.

Заказчик вправе отменить конкурентную закупку, в том числе и аукцион по 223-ФЗ, в части одного лота или целиком. Сделать это можно до конца срока подачи заявок. По итогам аукциона договоры можно заключить с несколькими участниками. Закон оставляется это на усмотрение заказчика. Обратите внимание, что подписать договор нужно не ранее 10 дней с даты подведения итогов закупки, но не позднее 20 дней.

Вопрос из практики

Отвечает Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

Чтобы провести закупку по Закону № 223-ФЗ, опишите в положении способы и порядок закупок. Далее подготовьте техзадание, рассчитайте НМЦД, включите закупку в план и создайте закупочную комиссию. Проведите открытую или закрытую закупку либо выберите поставщика на электронной площадке. Соблюдайте правила для торгов среди МСП.
По итогам закупки заключите договор с победителем, а затем разместите отчет в ЕИС. Детально закупочные процедуры опишите в положении. , выборе поставщика и отчетности.

Электронные торги по 223-ФЗ

О том, как проводится открытый аукцион в электронной форме 223-ФЗ, вкратце сказано в ст. 3.3 Закона о закупках отдельными видами юрлиц. Подавать заявки, направлять запросы о разъяснениях документации нужно через функционал электронной площадки.

Там же проводится процедура снижения цены. Чтобы получить доступ к личному кабинету, участнику необходимо аккредитоваться на ЭТП и . Порядок проведения электронного аукциона по 223-ФЗ подразумевает, что каждый участник вправе подать только одну заявку в установленные заказчиком сроки.

Сроки проведения электронного аукциона по 223-ФЗ

Каждый заказчик указывает сроки проведения открытого аукциона по 223-ФЗ в своем положении о закупках.
Например, у «Транснефть - Сибири» этот период составляет 20 дней. Главное, чтобы у участников было не менее 15 дней на направление предложений.

Срок подачи заявок на участие в электронном аукционе по 223-ФЗ для субъектов малого бизнеса установлен в ст. 3.4 223-ФЗ. Если начальная цена меньше 30 млн руб., на подачу заявок дается как минимум 7 дней. Если стоимость обязательств больше 30 млн руб., направлять предложения можно в течение 15 дней.

Что должно быть в извещении электронного аукциона

Извещение о закупке и способе определения поставщика – это неотъемлемая часть закупочной документации. Сведения в извещении и других документах должны совпадать. Как составить и опубликовать извещение об электронном аукционе -

Закон №223-ФЗ устанавливает некоторые требования к составлению извещения об электронном аукционе. В этот документ, публикуемый не менее чем через двадцать дней до дня окончания подачи заявок в ЕИС, следует внести такие сведения, как (ч.9 Ст.4):

  • способ, которым будет проводиться закупка: открытый конкурс / открытый аукцион / иной способ, утвержденный положением о закупке;
  • полные реквизиты и контакты заказчика (офиц.наименование, место нахождения, почтовой адрес и индекс, адрес электронной почты, контактный номер);
  • предмет закупки с указанием количества товара либо объема работ и услуг, подлежащих поставке или предоставлению, а также место выполнения;
  • для конкурентных способов определения поставщика, особенно для электронного аукциона, также важна информация об НМЦК или лота и сроках, в которые будет проведена процедура;
  • порядок предоставления документации о закупке;
  • дата начала и окончания срока подачи заявок и порядок подведения итогов.

Что должно быть в документации об электронном аукционе

В документации к электронному аукциону, публикуемой на Официальном сайте ЕИС, должен присутствовать целый перечень документов, определенные также в положении о закупке (ч.10 ст.4):

  • требования к безопасности, качеству, тех.характеристикам, потребительским свойствам;
  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие;
  • требования к описанию участниками закупки товара, работы или услуги;
  • место, условия и временные рамки выполнения обязательств по контракту;
  • НМЦК или конкретного лота;
  • порядок оплаты товара или выполненной работы;
  • наглядный расчет участником цены контракта / лота в целях антидемпинговых мерах;
  • критерии оценки и сравнения заявленных предложений.

Учтите, что описание параметров предмета закупки не должно быть слишком расплывчатым. Для удобства проведения процедуры стоит перечислить критерии, согласно которым будет оцениваться соответствие заявок требованиям заказчика.

Открытый аукцион в электронной форме 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Порядок проведения аукциона зависит от конкретного заказчика. У некоторых компаний аукцион подразумевает три этапа: рассмотрение первых частей заявок, процедура снижения цены и оценка вторых частей. У других торги одноэтапные. Участники подают заявки в течение срока, указанного в документации о закупке, комиссия оценивает их, допускает или не допускает участников до аукциона.

На самой процедуре аукциона максимальная цена договора снижается на шаг. Победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену. В любом случае в течение срока подачи заявок участники могут запрашивать у заказчика разъяснения по документации. Когда заявку могут не принять:

  • превышена цена договора (максимальная цена всегда указана в документации о закупке, превышать этот показатель нельзя);
  • предоставлена недостоверная информация;
  • участник не соответствует требованиям;
  • участник уже заключал договоры с заказчиком, которые были расторгнуты по инициативе заказчика или по суду;
  • несоответствие товаров, работ, услуг и условий, которые предложил участник, требованиям документации о закупке;
  • наличие сведений в реестрах недобросовестных поставщиков;
  • не было предоставлено обеспечение заявки.

Отчитываемся по Закону № 223-ФЗ по новым правилам

С июля вступили в силу отложенные изменения в Закон № 223-ФЗ. Поменялось многое, в том числе отчетность. Читайте о том, какие сведения теперь публиковать, о каких закупках можно не отчитываться, и смотрите, как сформировать отчеты в ЕИС.
Из статьи вы узнаете :
☆ Какие отчеты теперь публиковать
☆ О каких закупках можно не отчитываться
☆ Как формировать отчеты в ЕИС.

Когда период подачи заявок заканчивается, комиссия переходит к оценке предложений. По итогу рассмотрения некоторых участников могут не допустить до процедуры снижения цены.

Если аукцион трехэтапный, то после процедуры снижения цены заказчик ранжирует поданные заявки от самого выгодного ценового предложения до самого невыгодного и оценивает вторые их части. Если аукцион одноэтапный, победителем признается участник закупки, первым предложивший наиболее низкую цену договора.

Шаг аукциона по 223-ФЗ

Аукционная комиссия определяет шаг снижения цены. Максимальная цена последовательно снижается на этот шаг, а участники выражают свое согласие заключить договор на таких условиях. Для субъектов малого бизнеса шаг аукциона по 223-ФЗ составляет 0,5 процента до пяти процентов начальной цены договора. Такое требование установлено в законе. Снижать цену можно на величину в пределах этого шага.

Участник не может подать ценовое предложение, превышающее стоимость, названную предыдущим участником, а также равное нулю. В ходе аукциона заказчик вправе менять величину шага. Однако это правило не распространяется на закупки у СМП.

Ответственность и регулирование аукционов по 223-ФЗ

В Законе 223-ФЗ основное внимание уделено именно заказчикам и алгоритму их действий при составлении документов, а также их обнародования.

А именно, в соответствии со ст. 2 Закона №223-ФЗ, каждый заказчик должен разработать и утвердить положение о закупке. Это положение, в котором заказчик, должен предусмотреть и указать все необходимые моменты, и является основным документом для проведения аукционов по 223-ФЗ.