Спектакль раймонда. Билеты на балет «Раймонда Балет раймонда либретто большой театр

С середины 30 х гг. XVIII в. в Петербурге стали регулярными придворные балетные представления. В 1738 в Петербурге открыта первая русская балетная школа (с 1779 Театральная школа), включавшая балетные классы (ныне Хореографическое училище); … Санкт-Петербург (энциклопедия)

"Раймонда" - РАЙМÓНДА, балет в 3 актах 4 картинах с апофеозом (на сюжет рыцарской легенды). Комп. А. К. Глазунов, сцен. Л. А. Пашкова и М. И. Петипа. 7.1.1898, Мариинский т р, балетм. М. И. Петипа, худ. O. K. Аллегри, K. M. Иванов, Л. М. Ламбин, дирижёр P. E … Балет. Энциклопедия

Балет в филателии - Почтовая марка СССР (1969): I Международный конкурс артистов балета в Москве Тема балета в филателии составляет одно из направлений тематического коллекционирования почтовых марок и других филателистических материалов, посвящённых балетным… … Википедия

Балет - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Балет в России - У этого термина существуют и другие значения, см. Русский балет. Балет в России достиг истинного расцвета, став одной из визитных карточек страны и русского искусства. Содержание 1 История 2 Современность … Википедия

Балет - БАЛÉТ (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo – танцую), вид музыкально театрального иск ва, содержание к рого выражается в хореографич. образах. В ряду др. иск в Б. принадлежит к зрелищным синтетич., пространственно временным … Балет. Энциклопедия

Балет - (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва; спектакль, содержание к рого воплощается в муз. хореографич. образах. На основе общего драматургич. плана (сценария) Б. соединяет музыку, хореографию… … Музыкальная энциклопедия

БАЛЕТ ДО 1900 ГОДА - Происхождение балета как придворного зрелища. В конце эпохи Средневековья итальянские князья уделяли большое внимание пышным дворцовым празднествам. Важное место в них занимал танец, что породило потребность в профессиональных танцмейстерах.… … Энциклопедия Кольера

Балет Мариинского театра - Основные статьи: Мариинский театр, Репертуар Мариинского театра Содержание 1 XIX век 2 XX век 3 См. также … Википедия

Книги

  • Сказки балета , Гольцер Н. Категория: Культура и искусство Издатель: Детское время , Купить за 1230 руб
  • Сказки балета , Гольцер Н. , Чтобы сказочный балетный мир ожил, каждый раз требуются усилия самых разных людей. Главный из них - композитор: он создаёт музыку. Либреттист сочиняет либретто - краткую сюжетную основу того,… Категория: Искусство. Культура Серия: Издатель:

Александр Константинович Глазунов (1865-1936) занимает выдающееся место среди представителей «новой русской музыкальной школы» и как крупнейший композитор, в творчестве которого богатство и яркость красок соединяются с высочайшим, совершеннейшим мастерством, и как прогрессивный музыкально-общественный деятель, твердо отстаивавший интересы отечественного искусства. Необычно рано привлекший к себе внимание удивительной для такого юного возраста по своей ясности и законченности Первой симфонией (1882), он уже к тридцати годам завоевывает широкую известность и признание как автор пяти замечательных симфоний, четырех квартетов и многих других произведений, отмеченных содержательностью замысла и зрелостью его выполнения.

Весной 1896 года директор Петербургских императорских театров Всеволожский заказал Глазунову музыку к балету «Раймонда». Срок, отпущенный на эту работу, был крайне мал: балет уже стоял в репертуаре сезона 18978/98. Несмотря на то, что Глазунов в это время был погружен в замысел Шестой симфонии, он согласился.

«Приемлемые заказы на произведения не только не связывали меня, но, наоборот, воодушевляли», — писал он. Танцевальная музыка также не была для него чем-то новым: к тому времени им были уже написаны мазурка и два концертных вальса для симфонического оркестра, получившие широкую известность.


Сценарный план принадлежал Мариусу Петипа (1818—1910), ведущему русскому балетмейстеру 2-й половины XIX века. Либретто «Раймонды» взялась писать Л. Пашкова (1850—?; после 1917 года ее след затерялся), русско-французская писательница, издававшая романы на французском языке, регулярно сотрудничавшая с парижской газетой «Фигаро» и благодаря обширным связям получавшая заказы на балетные сценарии от дирекции императорских театров. Правда, по свидетельству современников, она одинаково неважно владела как русским, так и французским языком, и ее литературные опусы оставляли желать лучшего.

Либретто «Раймонды» было основано на средневековой рыцарской легенде, но содержало в себе массу несуразностей. В частности, венгерский король Андрей, наголову разбитый сарацинами, здесь оказывался их победителем, а местом действия стал Прованс. Глазунов, продолжая сочинение симфонии и еще не получив сценария, начал обдумывать первые номера «Раймонды». Работал он с большим увлечением. Весной 1896 года был написан эскиз симфонии, летом набросана ее партитура. Балет же созревал исподволь. По ходу сочинения в либретто пришлось внести значительные изменения, чтобы связать концы с концами. Из дачного местечка Озерки под Петербургом Глазунов писал: «Десять номеров от начала балета я уже придумал и запишу за границею...» Из Ахена, куда он вскоре выехал, сообщал, что симфония окончена и вовсю идет работа над «Раймондой». Сочинение ее продолжалось и на курорте Висбаден, куда композитор поехал из Ахена. Там были написаны два первых акта «Раймонды». По возвращении в Петербург Глазунов закончил симфонию, передал партитуру для исполнения и приступил к завершению балета.



Одновременность сочинения двух таких разных произведений наложила на них свой отпечаток: сценические образы «Раймонды» явно повлияли на образный строй симфонии, а балет оказался пронизан приемами симфонического развития. Глазунов, как в свое время Чайковский, пользовался советами Петипа, что впоследствии дало право балетмейстеру написать: «Талантливые композиторы находили во мне и достойного сотрудника и далекого от зависти искреннего поклонника» .

Глазунов же писал о том, что испытывал к Петипа почтение и благодарность за помощь. Ему приходилось строго соблюдать условия, предъявляемые Петипа к музыке, однако это не стесняло творческого вдохновения.

«... В этих железных оковах разве не скрывалась лучшая школа для развития и воспитания чувства формы? Разве не нужно учиться свободе в оковах? » — задавал риторический вопрос композитор.

«Принципы такого содружества закреплялись как эстетическая норма, открывая новые перспективы перед хореографией, — пишет известный историк балетного театра В. Красовская. — Ведущая роль музыкальной драматургии в балетном спектакле становилась совместным делом композитора и хореографа, они объединялись на путях симфонизации танцевального действия».

Партитура «Раймонды» была закончена в 1897 и тотчас передана Петипа.

Для старого хореографа, чье творчество составило целую эпоху в истории русской балетной сцены, «Раймонда», по словам той же В. Красовской, «явилась лебединой песней... В этом балете последний раз пышно расцвела эстетика спектаклей XIX века, утверждая, но и исчерпывая свои законы». В хореографии с неистощимой фантазией воплотилось все богатство русского балетного стиля XIX века. С наибольшей полнотой отражены в ней слова критика о Петипа: «Хореографические партитуры его спектаклей включали все существующие и очень редкие формы классических танцев. Их комбинации и сочетания были всегда новы, оригинальны, образны... составные части его балетного спектакля поражали ясностью и четкостью формы, красотой, изяществом... кордебалет он умел показать и расположить каждый раз в новом ракурсе, запечатлеть в оригинальных рисунках».



Оркестр и артисты балета Большого театра СССР. Постановка Юрия Григоровича, 1989. Дирижер Альгис Жюрайтис. Графиня Сибилла де Дори - Елена Боброва. Раймонда - Наталья Бессмертнова. Андрей, король Венгрии - Андрей Ситников. Рыцарь Жан де Бриен - Юрий Васюченко. Абдерахман, сарацинский рыцарь - Гедиминас Таранда.

Премьера состоялась 19 января 1898 года на сцене петербургского Мариинского театра. Спектакль стал новым триумфом знаменитого композитора. Глазунову преподнесли лавровый венок, был прочитан торжественный адрес от артистов балета. Через два года в Москве «Раймонду» поставил Горский, сохранив хореографию Петипа. В 1908 он сделал новую редакцию балета. На протяжении XX века появились постановки «Раймонды», осуществленные другими балетмейстерами, которые, однако, опирались на первоначальный замысел Петипа.

Музыка «Раймонды» принадлежит к числу выдающихся достижений русского музыкального искусства. Красота, яркая образность и мелодическая щедрость сочетаются в ней с действенностью, драматическим противопоставлением «европейских» и «восточных» интонаций; танцевальные эпизоды объединяются в стройные сюиты, а в симфонической партитуре широко используется система лейтмотивов.

Основа сюжета очень проста: юная Раймонда, племянница провансальской графини, ждет возвращения из похода своего жениха рыцаря де Бриенна. Тем временем плененный красотой Раймонды сарацин Абдерахман пытается ее похитить, но подоспевший де Бриенн вступает с ним в поединок и убивает его. Драматургически слабое либретто, написанное светской писательницей Пашковой и переработанное постановщиком балета Мариусом Петипа, содержит ряд натяжек и слабо мотивированных ходов, что отмечалось как авторами первых критических отзывов на постановку «Раймонды» в Мариинском театре, так и позднейшими исследователями. Особенность действия заключается в том, что основные события повторяются в нем как бы дважды: сначала в снах героини, затем наяву. На этой примитивной драматургической канве композитором и балетмейстером было создано произведение, увлекающее сочностью колорита, темпераментностью и разнообразием танцевальных ритмов, но полностью преодолеть слабость сценарной драматургии им не удалось.

Основной принцип музыкально-хореографической композиции «Раймонды» Асафьев определяет как «сплетение сюит» различного рода: характерно-национальной, полухарактерной и классической. Создавая яркий увлекательный фон для драматического повествования, они способствуют рельефному выделению отдельных моментов действия, подготавливают и оттеняют его кульминационные точки, обрисовывают окружающий главных героев мир. Вместе с тем широкое развитие фоновых элементов при бедности драматургической основы приводит к замедлению хода сценических событий и преобладанию картинно-эпических элементов над драматически действенными. Этот тип развертывания действия можно уподобить ряду монументальных фресок, иллюстрирующих основные моменты в развитии сюжета.

Следуя при сочинении музыки подробно разработанному балетмейстерскому плану, вплоть до указания числа тактов в отдельных сценах и танцевальных номерах, Глазунов внес в партитуру балета широту симфонического дыхания, богатство и роскошь оркестровых красок наряду со стройной логикой и законченностью целого. Одним из средств достижения этой цели служит разветвленная сеть лейтмотивов и реминисценций. Постоянными музыкальными характеристиками наделены не только Раймонда, де Бриенн и Абдерахман, но и некоторые второстепенные персонажи. Иногда темы или мотивы местного, ситуационного значения, возвращаясь далее в буквальном или измененном виде, выполняют такую же обобщающую функцию. Той же цели служит и закрепление за кем-либо из действующих лиц определенной группы оркестровых тембров. Так, девственно чистый и хрупкий облик Раймонды обрисован главным образом с помощью инструментов смычковой и деревянной духовой групп, тема доблестного воителя де Бриенна звучит большей частью у медных.

В балете противопоставлены два мира: полный достоинства и рыцарского благородства мир идеализированного романского Средневековья, в котором обитает Раймонда, и варварский мир необузданных диких страстей, олицетворяемый Абдерахманом и его свитой. Вторжение этого чуждого начала в ровно и безмятежно протекавшую жизнь Раймонды становится источником драматургического конфликта. Обрисовке окружающего Раймонду мира посвящены большая часть первого и все последнее действие, Абдерахман и его окружение широко представлены во втором действии, центральном по своему драматургическому значению.

Первое действие по длительности почти равно двум последующим. Игры и танцы придворных дам и кавалеров, торжественный выход вассалов и крестьян характеризуют окружающий Раймонду быт. Ритмы торжественного шествия, воинских упражнений фехтующих пажей чередуются с увлекательным пластичным движением большого вальса и несколько меланхоличной стилизованной Романеской. На этом фоне экспонируется образ Раймонды, сопровождаемой грациозно-задумчивым лейтмотивом (на этом мотиве основана и небольшая интродукция к первому действию, содержание которой охарактеризовано ремаркой: «Раймонда томится в ожидании жениха»).



Мимическая сцена погружения Раймонды в волшебный сон служит переходом ко второй половине этого действия (Глазунов приписал в соответствующем месте предложенного ему плана-заказа: «Сновидения Раймонды»), которую подготавливает поэтичный оркестровый антракт с томной мечтательной темой, мягко и нежно интонируемой двумя кларнетами в терцию. Музыка приобретает таинственно мерцающую окраску, и на фоне приглушенной разреженной оркестровой звучности словно из тумана возникает образ де Бриенна, сопровождаемый торжественной ритмически размеренной хоральной темой (впервые эта тема проходит при чтении Раймондой письма, присланного де Бриенном).



Введение волшебного элемента позволило авторам балета создать вслед за лирическим Adagio Раймонды классическую танцевальную сюиту. Она состоит из Фантастического вальса (звучащего по контрасту с предыдущим вальсом из этого действия легко и прозрачно, с оттенком скерцозности), трех вариаций и коды. Сюита подготавливает драматически переломный момент действия, когда Раймонда, устремляясь навстречу де Бриенну, видит перед собой не своего жениха, а Абдерахмана. Взрыв грозного tutti передает ее ужас и отчаяние. Отзвуки темы Абдерахмана еще слышатся некоторое время после того, как страшное видение исчезает и возобновляются игры и хороводы фантастических существ, но колорит музыки проясняется и при свете наступающего дня все кошмары рассеиваются.

В центре второго действия большое Adagio, в котором Абдерахман признается в любви к прекрасной юной графине и тщетно старается прельстить ее обещанием роскошной жизни, полной радости и наслаждений. Впервые тема Абдерахмана появляется в полном виде с исполненным жгучей страсти ответным построением скрипок (в предыдущих сценах звучали только начальные обороты этой темы).

Следуя канонам классического балета, постановщик дополняет Adagio группой вариаций, среди которых выделяется последняя, в духе игривой польки, исполняемая Раймондой.


Пометка, сделанная рукой Глазунова в плане-заказе: «Раймонда издевается над Абдерахманом», объясняет драматургическое значение этой вариации.

«Восточная сюита», занимающая почти половину всего действия, принадлежит к самым ярким страницам музыки балета. Как уже не раз отмечалось, она была создана не без влияния Глинки и Бородина, но Глазунов находит новые, оригинальные краски для обрисовки дикого и в то же время пленительно завораживающего Востока. Своеобразный экзотический эффект создается с помощью остинатных ритмов, ладовых и оркестрово-тембровых средств. Терпкой диатонике выхода сарацинов контрастирует игра ладовых красок в танце арабских мальчиков и изысканная хроматика Восточного танца. Особую характерность оркестровому звучанию придает обилие стучащих и звенящих тембров (в оркестр введены большой и малый барабаны, тарелки, тамбурин, ксилофон).

Завершающая весь этот ряд танцев головокружительная Вакханалия, объединяя все группы танцующих в стремительном кружении, служит переходом к лаконичному, но драматически напряженному финалу действия. Появление де Бриенна, сопровождаемое мощным, торжествующим звучанием его темы у медных инструментов, пресекает попытку похищения Раймонды Абдерахманом, и ожесточенная схватка двух соперников решает исход борьбы за обладание юной графиней.

Третье действие, обрамляемое торжественно ликующим оркестровым вступлением (Глазунов определяет его содержание словами «Торжество любви») и заключительным апофеозом, в драматургическом отношении не вносит ничего нового. Но хореографически и музыкально этот пышный великолепный дивертисмент изобилует яркими и интересными находками. Ряд сольных и групповых венгерских танцев образует красочную национально-характерную сюиту (драматургическим оправданием для введения в балет этой сюиты служит довольно условный внешний повод — присутствие на свадьбе короля Венгрии). Особенно интересны по музыке вариации для четырех солистов с ритмически подчеркнутыми окончаниями фраз, напоминающими прищелкивание каблуков, и соло Раймонды с изысканно-узорчатым мелодическим рисунком и своеобразием ладового строя (вариация написана в так называемом «цыганском» или «венгерском» ладу с двумя увеличенными секундами), в духе медленных напевов вербункоша.

Неистощимость хореографической выдумки маститого Петипа в соединении с сочным полнокровием и симфоническим богатством музыки Глазунова доставили балету огромный успех на сцене Мариинского театра. Его появление было воспринято как событие равное по значению «Спящей красавице». «Глазунов, — как замечает Асафьев, — волею судьбы оказался наследником Чайковского в данном направлении и, к сожалению, кажется, завершителем, ибо нить развития классического балета как музыкально изыскуемой формы пока прекратилась».


Раймонда - Ирина Колпакова, Жан де Бриен - Сергей Бережной

Сарацинский шейх Абдерахман - Геннадий Селюцкий. Графиня Сибилла де Дорис - Ангелина Кабарова. Король Андрей Венгерский - Юрий Потёмкин. Подруги Раймонды - Ольга Искандерова и Нина Солдун. Трубадуры - Валентин Оношко и Виталий Афанасков.


Ирина Колпакова на сцене Мариинского в балете «Раймонда»

Ещё: Александр Константинович Глазунов (1865 - 1936). "Восточная рапсодия"

Балет «Раймонда» – один из самых известных русских балетов, он всегда нравится зрителям, благодаря гармоничному соединению сложной и красивой хореографии, романтичного сюжета и прекрасной музыки. В Большом театре этот балет поставил Юрий Григорович, использовав при этом частично элементы Петипа и Горского.

О балете «Раймонда»

Композитором А. К.Глазуновым и авторами либретто М.Петипа и И. Всеволожского балет «Раймонда» был создан по сценарию Пашковой. Сценарий был не слишком удачен, но Мариус Иванович был великим балетмейстером, он внёс в спектакль такие сложные элементы, что в итоге это музыкальное произведение в сочетании с великолепной музыкой вошло в историю балетного искусства.

В начале 1898-го года в Мариинском театре публика увидела балет впервые. Успех был просто ошеломляющим, Глазунову даже торжественно преподнесли лавровый венок. Надо сказать, что Глазунов создал свой первый балет, когда Петипа это был уже почто закат карьеры.

Балет «Раймонда» - это образец лучшей классики мирового искусства балета, он ставился и ставится лучшими театрами мира, и неизменно пользуется популярностью у публики. Музыка «Раймонды» прекрасна: она мелодичная и драматичная, с небольшими «восточными» интонациями, народными сценами и лиричными эпизодами.

О балете «Раймонда» в Большом театре

Это музыкальное произведение считается не только одним из наиболее красивых, но одним из самых сложных балетов. Далеко не все театры решаются постановить его, однако, в Большом такой проблемы никогда не было. Первым на столичной сцене поставил «Раймонду» Ал. Горский в 1908-ом году, в 1945-ом году этот балет был обновлён Леонидом Лавровским.

Сегодня балет «Раймонда» в Большом театре можно увидеть в прекрасной постановке Ю. Григоровича, он впервые его поставил в 1984-ом году, а в 2003-м обновил, работая совместно с художником С. Вирсаладзе. Балетмейстер сохранил основные фрагменты из хореографии, созданной Петипа, однако добавил вариации из более поздней постановки Горского, а также свои собственные элементы. В итоге действие получилось более ярким, драматичным и обрело восточную живописную характерность.

Все Декорации, а также костюмы к балету «Раймонда» в Москве были сделаны по эскизам из Италии. Костюмы воистину великолепны: они просто сияют белизной, они воздушны, переливаются золотым блеском, и этим создают особое настроение – очень легкое, совершенно непринужденное и искрящееся.

Как купить билеты на балет «Раймонда»

Прекрасный вариант из идеального сочетания незабываемой музыки и безупречной хореографии в мастерском исполнении - это вполне достаточное основание, чтобы купить билеты на балет «Раймонда». Выбрать самые удобные места в зрительном зале помогут квалифицированные менеджеры нашего агентства. Кроме этого мы, имея огромный опыт работы (агентство существует с 2006-го года), предлагаем:

  • бесплатную доставку любых билетов не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге;
  • получение любой информационной поддержки по поводу продажи билетов на балет «Раймонда» в 2018-ом году;
  • оплату билетов не только наличными, но и картами, а также (по собственному желанию) банковским переводом;
  • скидку, если приобретаются билеты для компаний от десяти человек или более.

Итак, бесконечно темпераментный, очень яркий, эмоциональный и динамичный балет - это «Раймонда», которую можно увидеть в Большом. Не стоит лишать себя возможность провести прекрасный вечер в мире высокого музыкального искусства.

А. Глазунов балет «Раймонда»

«Раймонда» принадлежит к числу самых красочных и зрелищных спектаклей балетного театра. Романтический сюжет балета навеян средневековыми легендами о девушке, ожидающей из рыцарского похода своего возлюбленного. Для постановщика балета Мариуса Петипа «Раймонда» стала последней большой работой. Для композитора Александра Глазунова , напротив, это был первый опыт обращения к жанру балета, оказавшийся впоследствии самым удачным в его творчестве.

Эпоха Средневековья оживает в образах «Раймонды», но благодаря пленительной музыке и яркой хореографии герои балета воспринимаются не как застывшие исторические персонажи, а как живые люди, способные самозабвенно радоваться, глубоко страдать и искренне любить.

Краткое содержание балета Глазунова «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Сибилла де Дорис графиня из Прованса
юная родственница графини Сибиллы
Андрей II венгерский правитель
Жан де Бриен рыцарь, нареченный Раймонды
Абдерахман страстный поклонник Раймонды, сарацин
Бернар трубадур из Прованса
Беранже трубадур из Аквитании
Клеманс наперсницы Раймонды
Генриетта

Краткое содержание «Раймонды»


Действие балета происходит в средневековом Провансе. Прелестная Раймонда, живущая в замке пожилой тетушки, обручена с венгерским рыцарем-крестоносцем Жаном де Бриеном. Но счастье девушки омрачает разлука - ее нареченный в составе войска венгерского правителя Андрея II отправляется в военный поход. Однажды ночью Раймонда видит сон, повергающий ее в полное смятение - вместо жениха, о котором она мечтает, к ней приходит грозный сарацинский шейх, домогающийся ее любви. Этот сон лишает девушку покоя, и вскоре ей предстоит убедиться, что он оказался вещим.

На празднике, устроенном в честь дня рождения Раймонды, ей представляют сарацинского рыцаря Абдерахмана. Охваченная недобрыми предчувствиями, девушка старается избегать его общества, но Абдерахман, пораженный в самое сердце красотой Раймонды, повсюду преследует ее. Он обещает бросить к ее ногам все свое могущество и несметные сокровища, которыми владеет, если она согласится выйти за него замуж, но Раймонда гордо отвергает грозного сарацина. Отказ девушки приводит его в ярость, и он с помощью свиты пытается похитить предмет своей страсти, но на его пути внезапно возникает вернувшийся из похода Жан де Бриен. В честном поединке он одерживает победу над Абдерахманом и женится на Раймонде.


Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
55 мин. 40 мин. 35 мин.

Фото :

Интересные факты:

  • Первой исполнительницей роли Раймонды была знаменитая итальянка Пьерина Леньяни.
  • На титульном листе партитуры «Раймонды» автор написал, что посвящает свой первый балетный опус артистам петербургского балета.
  • Партия Раймонды в балетном мире считается одной из самых сложных для исполнения. У нее целых семь сольных вариаций, поэтому для балерин эта роль является «высшим пилотажем».
  • Непревзойденной Раймондой считалась современница Глазунова Елизавета Гердт. Она обладала поистине царственной осанкой, характерной для образа Раймонды, и была настолько органична в этой роли, что создавалось впечатление, будто этот балет написан специально для нее.
  • Существует несколько экранизаций «Раймонды». В 1973 была выпущена телеверсия спектакля, поставленного Л. Лавровским. Ровно 10 лет спустя Ив Андре Юбер снял полную версию спектакля в цвете для показа на французском телевидении. В 1989 году был экранизирован балет «Раймонда» в редакции Ю. Григоровича, запечатлевший в главных ролях Н. Бессмертнову, Ю. Васюченко и Г. Таранду.
  • Юрий Слонимский, написавший либретто «Раймонды» к постановке Вайнонена, буквально перевернул первоначальный сюжет с ног на голову. Жениха Раймонды в версии Слонимского зовут Коломан, и именно он является вероломным предателем, тогда как сарацинский рыцарь Абдерахман предстает воплощением благородства.
  • «Раймонда» стала лебединой песней великого балетмейстера Мариуса Петипа , который поставил за свою жизнь более 40 спектаклей.
  • О 19-летней Майе Плисецкой театральный мир заговорил именно после ее выступления в «Раймонде». Фото балерины в этой роли было опубликовано в популярном журнале «Огонек» в победном 1945 году.
  • На премьере «Раймонды», поставленной в Большом театре Григоровичем, присутствовала приемная дочь автора балета Е. Глазунова-Гюнтер. Новое прочтение известного балета привел почетную гостью в восхищение. «Это – русская «Раймонда». В ней есть те глубокие мысли, которые заложил отец в музыке », - заключила она.
  • Оригинальная постановка Петипа не исчезла безвозвратно. Режиссер труппы императорского балета Николай Сергеев досконально записал ее по особенной системе, придуманной его учителем. В 1917 г. Сергеев вынужден был эмигрировать и в своем багаже увез уникальные рукописи балетов, которые успел записать. В настоящее время эта коллекция является достоянием Гарвардского университета.
  • В 1999 г. в России была выпущена серия из 6 памятных монет, посвященная «Раймонде». В нее вошли три серебряные монеты номиналом 3, 10 и 25 рублей и три золотых достоинством 25, 50 и 100 рублей, на которых изображены различные фрагменты из «Раймонды».


  • Одними из самых ярких фрагментов балета являются «Восточная сюита», звучащая во втором действии, и венгерский Гран-па - знаменитый танец четырех кавалеров.
  • Дж. Баланчин считал музыку «Раймонды» одной из лучших балетных партитур. Он был настолько впечатлен ею, что создал одноактный балет на музыку Глазунова «Вариации на темы Раймонды». В него вошли вальс кордебалета, адажио и 7 женских вариаций.

Популярные номера из балета «Раймонда»

Венгерский Гран-па (слушать)

Выход Сарацин (слушать)

Испанский танец (слушать)

История создания «Раймонды»

Либретто «Раймонды» было рождено фантазией петербургской журналистки и писательницы Лидии Пашковой. Правда, ее произведения не могли похвастать глубиной и оригинальностью сюжетных поворотов. Вот и будущему шедевру русской балетной сцены изначально с сюжетом не слишком повезло, он оказался путаным и противоречивым. Но, несмотря на очевидную слабость сценария, директор Петербургских императорских театров И. Всеволожский, заботившийся о расширении балетного репертуара, принял судьбоносное решение: спектаклю - быть. Он самолично доработал либретто и весной 1896 года заказал Александру Глазунову музыку к новому балету. Справиться с задачей композитору предстояло в очень сжатые сроки - премьера балета была намечена на сезон 1897/1898 г. У Глазунова шла работа над Шестой симфонией, но он согласился взяться за «Раймонду» - тема Средневековья и рыцарства его интересовала с юношеских лет. Не дожидаясь, пока получит на руки либретто, Глазунов в мыслях уже начал выстраивать первые номера будущего балета. Летом молодой композитор отправился за границу. В Ахене он завершил симфонию и с головой окунулся в работу над «Раймондой». Следующим курортом, куда он направился, был Висбаден, там и родились два первых акта балета.

Параллельная работа над симфонией объясняет своеобразие музыки «Раймонды». Партитуру балета отличает изобилие оркестровой палитры и особенная широта звучания, присущая симфоническим произведениям.

Глазунов работал в тесном содружестве с патриархом русского балета и будущим постановщиком «Раймонды» Мариусом Петипа, внимательно прислушиваясь к советам знаменитого балетмейстера. Петипа попытался еще более оживить либретто, сделав драматургические линии балета более законченными и выразительными. Два талантливых мастера сумели сочинить к абсолютно непримечательному сюжету яркую, выразительную хореографию и ее гениальное музыкальное воплощение.

Постановки


Премьера «Раймонды» стала настоящим событием в театральном мире Петербурга. Она прошла 7 января 1898 года. В этот вечер на сцене Мариинского театра блистала итальянка Пьерина Леньяни, ее партнерами были известные танцовщики Сергей Легат и Павел Гердт. Премьерный показ обернулся триумфом создателей балета. Композитору преподнесли лавровый венок победителя, а артисты зачитали сочиненное в его честь поздравление.

Спустя два года «Раймонду» перенес на московскую сцену А. Горский. Изначально он воспользовался хореографическими находками Петипа, но в 1908 году представил оригинальную постановку балета с Екатериной Гельцер в главной партии.

В 1938 году за обновление «Раймонды» на сцене Мариинского взялись балетмейстер В.Вайнонен и известный театральный деятель Ю. Слонимский, который полностью переработал сюжет балета. В этой редакции спектакль вошел в репертуар прославленных Галины Улановой и Наталии Дудинской, их партнерами по сцене в новой «Раймонде» стали Константин Сергеев и Вахтанг Чабукиани.

7 апреля 1945 года Большой театр представил зрителям балет Глазунова в редакции Л.Лавровского, использовавшего хореографические находки своих предшественников - Петипа и Горского.

Особое место занимает «Раймонда» в творчестве современного мастера хореографии Ю. Григоровича. Бывший главный балетмейстер Большого обращался к этому балету дважды - в 1984 и 2003 г. Для спектакля он создал не только свою хореографию, но и собственное либретто. Он бережно отнесся к хореографическому наследию Петипа, но укоротил сюжет, заменив пантомимные сцены, которых в балете Петипа было достаточно много, танцевальными. Сценографическое решение обоих спектаклей принадлежит художнику С. Вирсаладзе. Если в постановке 1984 г. в костюмах и декорациях преобладал белый цвет, то в более позднем варианте оформление «Раймонды» выдержано в синих тонах. Из-за этого в балетной среде за двумя редакциями закрепились названия «белая» и «синяя».

В середине 20-х годов прошлого века «Раймонда» получила известность за рубежом. Известный хореограф Дж. Баланчин показал нью-йоркской публике отдельные номера из балета Глазунова. Но настоящую популярность у зарубежного зрителя балет обрел благодаря Рудольфу Нурееву. «Раймонда» стала его первой большой работой на западной сцене. В 1964 году Нуреев стал работать с Английским Королевским балетом над «Раймондой» для фестивального показа балета в Италии.


Первым делом он попытался разыскать оригинальный литературный опус либреттистки Пашковой, однако потерпел фиаско. Знаменитому танцовщику и хореографу ничего не оставалось, как только опираться на собственную память и опыт - в самом начале своей карьеры он танцевал рыцаря королевской свиты в «Раймонде» Вайнонена. Остальное довершила фантазия артиста. В 1965 году прошла премьера, на которой Нуреев с блеском станцевал роль де Бриена. В следующем году он перенес «Раймонду» на сцену Австралийского балета, в 1972 году поставил для балетной труппы Цюриха, в 1975 году слегка видоизмененный вариант шедевра Глазунова был представлен им в Американском Балетном театре в Бостоне. В 1983 году Нуреев был приглашен на пост директора балета Парижской Оперы. Постановочную деятельность в коллективе Парижской Оперы он начал именно с «Раймонды».

В октябре 2012 года в Миланском театре «Ла Скала» постановщик Сергей Вихарев в тесном соавторстве с координатором по архивным исследованиям Павлом Гершензоном попытался восстановить «Раймонду» Петипа в ее первоначальном виде, основываясь на записях режиссера Николая Сергеева. Спектакль оказался не только одним из самых успешных, но и одним из самых дорогостоящих в истории балетных постановок. Его бюджет составил миллион долларов.

» и сегодня остается одним из самых сложных спектаклей для любой балетной труппы. Ее насыщенная хореография требует от всех исполнителей виртуозности и физической выносливости. Для артистов это - возможность показать все грани техники классического танца. Для зрителей - насладиться впечатляющим зрелищем балетного мастерства. За это «Раймонду» ценят поклонники балета во всем мире. Музыка «Раймонды» входит в сокровищницу шедевров русского музыкального искусства. Борьба добра и зла, победа красоты и силы духа над темными сторонами человеческой натуры вносят в балет жизнеутверждающее начало, а красочный фейерверк ярчайших танцевальных номеров оставляет в душе каждого зрителя ликующее ощущение праздника.

Видео: смотреть балет «Раймонда» Глазунова

Первым хореографом балета «Раймонда» стал великий Мариус Петипа. Постановка снискала себе славу лебединой песни маэстро, ведь вскоре после ее создания хореографа не стало. С момента своей мировой премьеры в Мариинском театре Санкт-Петербурга, «Раймонда» не покидает афиши известных театров в разных уголках мира.

Либретто к балету подготовила российская писательница и журналистка Лидия Пашкова. Однако, ее произведение получилось уж слишком запутанным, противоречивым и не достаточно оригинальным. Несмотря на это, директор Петербургских императорских театров И. Всеволожский принял решение поставить балет на сцене Мариинского театра. Для этого он сам исправил либретто и передал его композитору для написания музыки.

В Большом театре балет ставится с 1900 года. Он пережил несколько успешных редакций, самой популярной среди них оказалась версия хореографа Юрия Григоровича 1984 года.

В 2003 году балет «Раймонда» в Большом театре был реконструирован. Он стал еще более пышным, помпезным и ярким. Зрителей покорили величественная музыка Александра Глазунова и восхитительные венгерские, сарацинские и испанские народные танцы.

Главные действующие лица балета «Раймонда»:

  • Графиня Сибилла де Дорис
  • Раймонда, племянница графини
  • Андрей II, король Венгрии
  • Рыцарь Жан де Бриен, жених Раймонды
  • Абдерахман, сарацинский рыцарь
  • Клеманс и Генриетта, подруги Раймонды

События спектакля разворачиваются во Франции времен средневековья. В центре истории рыцарь Жан де Бриен и его очаровательная возлюбленная Раймонда де Дорис. Противник крестоносца сарацинский рыцарь Абдерахман желает похитить его невесту и сорвать запланированную свадьбу. Получится ли у него помешать влюбленным или в финале балета все-таки состоится желанное бракосочетание, узнают те, кто решит купить билет на балет «Раймонда».

Купить билеты на балет «Раймонда»

Если вы любите посещать театр, то, вероятно, хотели бы иметь надежного агента по приобретению билетов. Наш сервис уже более 10 лет слаженно работает для того, чтобы помогать тысячам клиентов в организации их культурного досуга.

Оформить заказ вы можете онлайн, выбрав из афиши интересующий вас спектакль и заполнив поля с контактной информацией. Также вы можете позвонить по телефону, указанному на сайте, и менеджеры с радостью помогут вам получить заветные билеты.

Воспользовавшись услугами нашего сайта, вы получите:

  • Гарантию подлинности билетов
  • Бесплатную курьерскую доставку по Москве и Санкт-Петербургу
  • Широкий выбор билетов на балет «Раймонда» и другие мероприятия в разных ценовых категориях
  • Бонусы для постоянных клиентов
  • Возможность выбрать удобный способ оплаты

Приходите в Большой театр и посетите один из балетов золотой классики мировой хореографии.