Состояние василия степанова. Близкие Василия Степанова о его состоянии: «К съемкам он вернется еще нескоро
Актера Василия Степанова, похоже, преследует злой рок. Выйдя из затяжной депрессии и вернувшись к съемкам, он получил тяжелую травму.
Восемь лет назад на экраны вышла экранизация романа братьев Стругацких, снятая Федором Бондарчуком. Об исполнителе главной роли Василии Степанове заговорили как о новом секс-символе нашего кинематографа. Но карьера актера оборвалась так же резко, как и началась. И такое впечатление, что все последующие годы он только и делает, что расплачивается за яркий взлет…
После «Обитаемого острова» Василий исчез: не снимался, не выходил в свет, не общался с журналистами. Причиной тому – начавшаяся у него депрессия. Пару лет назад он нарушил молчание и дал интервью, в котором рассказал, что четыре года сидит без работы, потому что в хорошие проекты его не зовут, гонорары потрачены, он расстался с девушкой, актрисой Дарьей Егоровой, и переехал к родителям.
Но прошлой осенью в «Инстаграме» Василия появились фото с киноплощадки. Как выяснилось, он снимается в фильме Алексея Пиманова «Танкисты» о Великой Отечественной войне.
«Играю советского офицера, роль эпизодическая, ничего тяжелого, без экшена, – поделился тогда Степанов с Woman`s Day. - Приглашать на пробы стали после того, как мы с родителями выступили на телевидении. Сейчас периодически хожу на кастинги. Новых ролей, естественно, жду, но сниматься в больших проектах сильно не рвусь. Сейчас нужно освоиться в профессии. Но вижу себя только актером, я же театральное училище окончил, у меня диплом есть. Других перемен пока нет, семью создать не успел, живу с родителями».
И вот новая беда: Василий упал и получил переломом тазобедренной кости и двух позвонков, и теперь ему придется заново учиться ходить.
«Несчастье произошло в середине декабря, – рассказал изданию „СтарХит“ приятель актера Владислав. - Вася вместе с друзьями возвращался домой из гипермаркета, они покупали подарки к Новому году. На улице тогда было очень холодно, и вся слякоть заледенела. Около подъезда Вася поскользнулся, упал на спину прямо на ступеньки и встать уже не смог! Врачи приехали уже через 10 минут. Ну а в больнице после обследования и рентгена поставили диагноз».
Фото: кадр из фильма «Обитаемый остров»
В СМИ тут же записали актера в инвалиды. Однако журналистам Woman’s Day удалось дозвониться до родных Степанова.
«О какой инвалидности речь? - удивился вопросу родной брат Василия Максим Степанов. - Точно не могу утверждать, я не врач, но сам доктор особо не говорит. Но не настолько все серьезно. Да, там поврежден позвоночник, два позвонка, но они не влияют на функциональную его деятельность. И таз. На данном этапе собираются ставить корсет. Вчера говорили про операцию, но она, видимо, уже не нужна. Во вторник должна была быть операция и лечащий врач говорил нам об этом. Но все оказалось возможным без хирургического вмешательства. Узнаем точно только завтра-послезавтра».
Максим также отметил, что Василий лежит уже больше 33 дней. Все это время семья старалась сохранить случившееся в секрете.
«Лежать в больнице столько времени ему тяжело. Никакого особого настроя нет. Мы прикладываем все усилия, чтобы он больше веселился. Вроде положительно. Но у него лежачее состояние, врачи не разрешает ходить, – отмечает мужчина. - Вы не переживайте, у него хороший врач, кандидат медицинских наук. Нам звонят очень многие, предлагают помощь, спасибо им огромное! Но пока справляемся своими силами. Съемки отложены, и нельзя прогнозировать, когда он снова начнет работать. Мы регулярно приезжаем, навещаем. Невеста рядом с ним, конечно! Он нашел работу, несмотря на все эти тяжелые периоды… И тут такое…»
1. /социальная психол конфликтология/Андреева Г.М. Социальная психология.doc 2. /социальная психол конфликтология/Буртовая Е,В, Конфликтология/101.DOC 3. /социальная психол конфликтология/Буртовая Е,В, Конфликтология/Библиографический список.doc 4. /социальная психол конфликтология/Буртовая Е,В, Конфликтология/Вопросы для повторения.doc 5. /социальная психол конфликтология/Буртовая Е,В, Конфликтология/Практические задания.doc 6. /социальная психол конфликтология/Буртовая Е,В, Конфликтология/Словарь важнейших понятий и терминов.doc 7. 8. /социальная психол конфликтология/Емельянов Практикум по конфликтологии.doc 9. /социальная психол конфликтология/Майерс Д. Изучаем социальную психологию.doc 10. /социальная психол конфликтология/Управление персоналом/Уч. Управление персоналом (1).doc 11. /социальная психол конфликтология/Управление персоналом/Уч. Управление персоналом (2).doc 12. /социальная психол конфликтология/Управление персоналом/Уч. Управление персоналом (3).doc 13. /социальная психол конфликтология/Управление персоналом/Уч. Управление персоналом (4).doc 14. /социальная психол конфликтология/Управление персоналом/Уч. Управление персоналом (5).doc 15. /социальная психол конфликтология/Управление персоналом/Уч. Управление персоналом (6).doc 16. /социальная психол конфликтология/Управление персоналом/Уч. Управление персоналом (7).doc 17. /социальная психол конфликтология/Управление персоналом/Уч. Управление персоналом (8).doc 18. /социальная психол конфликтология/Управление персоналом/Уч. Управление персоналом (9).doc 19. /социальная психол конфликтология/Управление персоналом ред. Базарова Еремина.doc 20. /социальная психол конфликтология/Хелена Корнелиус и Шошана Фэйр Выиграть может каждый КОНФЛИК.doc 21. /социальная психол конфликтология/Юридическая конфликтология ред. Кудрявцева.doc 22. /социальная психол конфликтология/хрестоматия по конфликтологии.doc | Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2000. 373 с. Библиогр.: с. 370-374 и в конце гл. Имен указ.: с. 366-369. Содержание Библиографический список Вопросы для повторения Практические задания Глава Становление конфликтологии Две концепции конфликта в философии Нового времени Задание 1 Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы конфликтология (учебное пособие) Внутриличностный конфликт С. М. Емельянов Дэвид Майерс Изучаем социальную психологию Н. Д. Эриашвили Управление персоналом Организационный контекст управления персоналом Стратегии управления персоналом Методы управления персоналом V мы расскажем Вам не только о «классических» Цели и факторы повышения производительности труда 13 Процессы реорганизации Менон. Что же, по-твоему, значит «правильно» 16. Конкурс как технология привлечения персонала Конфликтологические основы кадрового менеджмента Корпоративный pr Управление персоналом Хелена Корнелиус и Шошана Фэйр. Выиграть может каждый Http://www koob ru Хрестоматия по конфликтологии тематическое содержание |
Л. И. Никовская, Б. И. Степанов СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭТНОКОНФЛИКТОЛОГИИ
Рассматриваемая авторами проблема является попыткой всестороннего анализа такого нового явления российской действительности конца XX века, как этноконфликт. Данная работа написана уже в ситуации, когда утверждается конфликтологическая парадигма, которая ориентирует массовое сознание на понимание неизбежности противостояния в социальных взаимодействиях, где конфликт может выполнить позитивную роль. В концептуальном аспекте межэтнические конфликты рассматриваются авторами исходя из принципов регулирования межнациональных коллизий в постсоветском пространстве. В технологическом аспекте авторами обосновывается необходимость формирования эксперт-ноконсультационных служб, способных осуществлять конфликтологиче-ский мониторинг и менеджмент.Печатается по изданию:
Никовская Л. И., Степанов Е. И. Конфликты в современной России. - М., 2000.
Прежде всего, сама содержательная характеристика этого периода как трудного и противоречивого перехода к демократии ориентируется на то, чтобы при анализе складывающихся в этом процессе многочисленных и острых этноконфликтных ситуаций в первую очередь постараться понять и оценить, в какой мере они несут в себе освободительные тенденции, то есть служат уничтожению тоталитарных структур и связей, демократизации внутри- и межнациональных отношении в данной республике или регионе.
Такой подход прежде всего обеспечивает реализацию важного аспекта этноконфликтологического анализа: от-членение позитивных межнациональных конфликтов от деструктивных - позитивными, с его позиций, представляются все те конфликты между этносами, которые ослабляют тоталитаристские структуры и отношения, выступая фактором расширения и углубления процесса демократизации, негативными - конфронтации, которые тормозят и свертывают этот процесс или вносят в него элементы деструкции..
Кроме того, этот подход позволяет оценить целый спектр национальных сил и движений, стремящихся так или иначе использовать межэтнические отношения в своих интересах, относительно характера и меры их антитоталитаристских или антидемократических устремлений и намерений.
В частности, он дает возможность показать, что нередко межэтнические отношения в данном регионе, начав развиваться на основе освободительных и демократических идей и лозунгов, под действием интересов и установок определенных движении и сил довольно быстро приобретают такую направленность, которая не может обеспечить ни освобождения, ни демократизации. Больше того, может сложиться ситуация, в которой все более опасным испытаниям подвергается не только жизнь и благосостояние отдельных членов данной этнической общности, но и существование всего этого этноса в целом, поскольку он все глубже втягивается в безнадежные кровавые конфронтации с другими этносами, составляющими его окружение.
К сожалению, такого рода сценарии развертывания межэтнических конфликтов, в которых экстремистские лозунги и программы, выдвигаемые национальными движениями, снижают эффективность освободительных устремлений и ведут к эскалации напряженности и конфронтации, на территории бывшего Союза весьма распространенны. На основе их анализа можно сформулировать тот общий вывод, что острота современных межэтнических конфликтов прямо пропорциональна экстремизму и обратно пропорциональна демократичности выдвигаемых в них требований.
Другой важный ориентир, обеспечивающий адекватное и эффективное этноконфликтологическое исследование, - учет того обстоятельства, что конфликтные ситуации в современных межнациональных отношениях формируются целым комплексом взаимодействующих между собой кризисных факторов - экономических, политико-правовых, идеологических, социокультурных. В сложившейся в обществе острой обстановке тотального кризиса формирование межнационального конфликта, как правило, начинается с формирования у населения тревожных ощущений того, что происходит серьезное ухудшение материального и социального положения. Они, в свою очередь, провоцируют ухудшение национальных отношений в данной республике или регионе, рост взаимных претензий и напряженности между населяющими их этносами. На этой основе активизируется деятельность национальных кадров и элит, которая находит свое воплощение в формировании этнополитических движений и программ. Еще больше взвинчивая межнациональные напряжения и обостряя проблемы, они одновременно усложняют этим их разрешение. Это прогрессирующее ухудшение ситуации обусловливает дальнейшую радиолокализацию национальных движений, рост в них настроений экстремизма и сепаратизма. И так далее.
Можно утверждать, что по такому сценарию в рамках бывшего Союза развивалась большая часть межнациональных конфликтов. Хотя внимательный анализ показывает, что задача облегчения материального и социального положения населения на этом пути радикально не решается, а общий кризис и межнациональные требования лишь обостряются.
Причины и механизмы этноконфликтов
Этнонациональные конфликты - это организованные политические действия, массовые беспорядки, сепаратистские выступления и даже гражданские войны, в которых противостояние проходит по линии «этнические общности». Чаще всего такого рода конфликты происходят между меньшинством и доминирующей этнической группой, контролирующей власть и ресурсы в государстве. Существует несколько теорий объяснения причин эт-нонациональных конфликтов, которые были сформулированы на основе исследований в различных регионах мира. Одним из доминирующих является социологический подход, который основывается на анализе этнических параметров социальных групп (классы, страты, социально-профессиональные группы и т.д.) и выявляет феномен узурпации тех или иных привилегированных социальных ниш представителями одной группировки в ущерб другой и социальной дискриминации по этническому или расовому признаку. Совпадение социальной стратификации с этнической структурой населения, а также этнические диспропорции по линии «город - село» при всей их конфликтогенности все же не могут быть истолкованы как основная причина этнонациональных конфликтов.
В социологическом подходе представляет интерес анализ феномена экономического посредничества, особенно роли торговли, которая, как правило, в полиэтнических обществах имеет тенденцию контролироваться представителями какой-то из групп или выходцами из определенного региона. Это обычно вызывает недовольство со стороны остального населения, которое проецирует на торговцев свои негативные реакции через прямые и частые контакты. В целом, однако, соревновательность и конкуренция в сфере трудовых отношений и экономических взаимодействий далеко не всегда может быть названа в числе основных факторов крупных этнических конфликтов.
При объяснении причин этнонациональных конфликтов важное место занимает политологический подход, который выявляет роль элит, прежде всего интеллектуальных и политических, в мобилизации этнических чувств, усилении межэтнической напряженности и эскалации ее до уровня открытого конфликта. Именно вопросы о власти, о стремлении элитных групп к обладанию ею, о связи власти с материальным вознаграждением в форме обеспечения доступа к ресурсам и привилегиям являются ключевыми для понимания причин роста этнического национализма и конфликгности, в том числе и на территории бывшего Советского Союза.
За годы советского режима в бывших республиках СССР и в российских автономиях сложились многочисленные и очень образованные этнические элиты титульных национальностей. Начиная с политики «коренизации» 20-х гг. и вплоть до середины 80-х гг. действовала система преференций в сфере подготовки «национальных кадров» из республик во всех областях деятельности. Как только ослаб контроль Центра над национальными элитами и образовался вакуум власти, началась борьба за реальную власть и право контролировать политическую жизнь своих республик и автономий. Однако не стоит преувеличивать или целиком объяснять причину конфликтов только генерирующей и организующей ролью элит. Недостаточность этого подхода в том, что он не может в полной мере объяснить феномен массовой мобилизации и интенсивность эмоций участников межэтнических конфликтов, изначальную силу группового стремления к автономии, жертвенность, готовность перейти ради этого к самым жестоким методам насилия.
По-видимому, социально-психологический подход, выявляющий поведенческие механизмы этнических конфликтов, играет в этом плане гораздо более важную роль, чем представлялось раньше. Иррациональное восприятие той или иной этнической группой (а значит и принадлежащими к ней личностями) угрозы утратить самоценность является мощным средством их мобилизации в политической реальности, помогающим понять жесткость оформляющихся предубеждений, экстремизм этнических требований и достаточность мотивов для вовлечения в конфликт широких масс рядовых участников.
К ряду социально-психологических причин межэтнических конфликтов и национальных движений можно отнести и чувства утраты достоинства, пережитых «исторических несправедливостей».
На стыке социально-психологических и политологических подходов находится проблема групповой легитимности, связи коллективного самосознания и идентичности с фактом существования политического образования в форме сложившейся государственности. Со стороны этнических групп формулируется требование, а затем и политическая программа, что государство есть атрибут и гарант сохранения групповой целостности, а значит и то, что составляет государство (территория, институты власти и пр.), должно иметь национально-этнический характер. Аргументы в пользу такой формулы, как правило, берутся из истории со ссылками на те периоды, которые наиболее выгодно могут быть использованы для определения границ и статуса «национального» государства. Именно эти представления и основанная на них стратегия политической мобилизации заключают в себе огромную силу возможного массового этнического конфликта. Создание «национального» государства видится как гарантия от реальных или гипотетических угроз иноэтнического или просто чужого доминирования над физической и культурной средой обитания. Этот страх оказаться в подчинении может
Быть сильнее любых материальных расчетов, и, как реакция на него, возникает стремление к оформлению определенных символов своей групповой легитимности и защищенности. Такими символами чаще всего выступает территория. Анализ поведения государства, а точнее - его граждан в отношении территориальных вопросов часто поражает своей иррациональностью: государства более готовы терять своих собственных граждан в виде жертв насилия, чем делать территориальные уступки. Вообще же территориально-этнические притязания составляют около 2/3 всех национально-этнических конфликтов на территории бывших республик СССР. Это и требование изменения границ между национально-государственными образованиями, и требование перехода под новую государственную юрисдикцию целых национально-территориальных единиц (например возвращение Крымской автономии России и пр.), и стремление к созданию (или воссозданию) национальных образований (автономий или районов) - например немцев в Поволжье; это конфликты, связанные с репатриацией либо возвращением на свою историческую родину давно вытесненных с нее или репрессированных в годы сталинщины народов (немцы, крымские татары, турки-месхетинцы и пр.), с возвращением беженцев в свои оставленные дома (осетины, ингуши, чеченцы, русские и пр.).
Типология и стадиальность развертывания этноконфликтов
Наконец, важное значение для конкретизации анализа конфликтных ситуаций представляет учет стадии их развертывания и типа, ибо то и другое служит более точному описанию и оценке состояния и тенденций развития этно-конфликта и более целенаправленному поиску средств его урегулирования и разрешения. Так, типология этноконфликтов позволяет более точно и содержательно осмыслить как особенности их протекания, так и конкретные средства и способы их регулирования и разрешения. Ведь, к примеру, конфликты на почве этнотерриториальных притязаний обладают существенными отличиями по сравнению с конфликтами, связанными с борьбой сил сепаратизма и федерализма, автономии и централизма, а эти последние, в свою очередь, имеют качественные отличия от конфликтов, имеющих в своей основе выяснение статусного соотношения этносов.
Важно иметь в виду, что при значительном разнообразии объяснительных моделей конфликтов адекватность выбора концепции для исследования зависит именно от определения типа того конфликта, который мы собираемся изучить.
Провести классификацию этнонациональных конфликтов по одному основанию не представляется возможным в силу сложности самого объекта конфликта-этноса и причин, приводящих к этнонациональному столкновению или коллизии. Думается, что сочетание различных оснований для типологической характеристики этого рода конфликтов вполне обоснованно и плодотворно, поскольку позволяет шаг за шагом разблокировать и урегулировать конфликтные ситуации.
Прежде всего, многие этнонациональные конфликты можно назвать ложными из-за высокой составляющей эмоционального характера. Слишком высокая степень эмоциональной насыщенности затрудняет адекватное восприятие ситуации и противоположной стороны, рождая ложные образы и опасения, агрессивность и дегумани-зируя восприятие оппонентов.
Многие этнические конфликты можно смело обозначить и как замещенные конфликты, поскольку часто антагонизм интересов направлен на этническую группу, которая реально не является участником конфликта, а замещает какие-либо иные интересы и соображения. Так, часто «национальная карта» разыгрывается в борьбе этнополи-тических элит за передел постимперского наследия.
Учитывая, что в феномене нации особую конституирующую роль играют историко-культурные факторы, можно сказать, что межнациональные конфликты - это чаще всего конфликты культур как результат различного понимания, различного отношения к жизненным реалиям, их толкования.
И, наконец, при классификации этноконфликтов мы имеем дело с реальным конфликтом интересов - из-за неравного доступа различных этносов к ресурсам, неравного распределения объемов и полномочий власти и т.д.
Исследователями выделяются еще два принципа типо-логизации этнических конфликтов: один - по характеру и образу действий конфликтующих сторон и второй - по
Э. А. Паин и А. А. Попов выделяют конфликты стереотипов, т.е. ту стадию конфликта, когда этнические группы не всегда даже четко осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ недружественного соседа, нежелательной группы. Примером этого служат армяно-азербайджанские отношения.
Действительно, социологические и полевые этнографические исследования до данного конфликта, еще в советское время, фиксировали взаимные негативные стереотипы армян и азербайджанцев. Так, этносоциологические исследования, которые в начале 80-х годов были проведены в Ереване и других городах Армении под руководством Ю.В. Арутюняна и Р. Карапетяна, установили, что в гетеростереотипе азербайджанцев не только присутствуют негативные бытовые черты, но и отсутствуют положительные деловые и интеллектуальные качества. Данные были настолько тревожны, что их было решено не публиковать, дабы не провоцировать открытого противоборства. Полевые наблюдения фиксировали то же самое у азербайджанцев в гетеростереотипах армян.
Другой тип конфликта - «конфликт идей». Характерными чертами таких конфликтов (или их стадий) является выдвижение тех или иных притязаний. В литературе, средствах массовой информации обосновывается «историческое право» на государственность, как это было, например, в Эстонии, Литве, Грузии, Татарстане и других республиках СССР, на территорию, как это было в Армении и Азербайджане, Северной Осетии и Ингушетии.
Третий тип конфликта - конфликт действий. Это митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений вплоть до открытых столкновений.
Можно было бы возразить, что подобная типологиза-ция есть отражение стадий или форм конфликтов. Но это было бы неточным. В защиту авторов подобной типологи-зации можно сказать, что бывают конфликты, которые остаются только «конфликтом идей». В начале 70-х годов в Чикаго проходили демонстрации с лозунгами «Не покупайте у евреев!». Но никаких действий за этим не следовало. На съездах русских общественных движений, например КРО, можно услышать призывы «Россия для русских», но до открытых конфликтов на этой почве не доходит (антикавказские погромы на рынках российских городов имели другую основу).
Иная типологизация - по основным целям, содержанию требований - была предложена в 1992-1993 гг. Л. М. Дробижевой. На основе оценки событий конца 80-х - начала 90-х гг. ею были выделены следующие типы этноконфликтов.
Первый тип - статусные институциальные конфликты в союзных республиках, переросшие в борьбу за независимость. Суть таких конфликтов может быть не этнона-циональной, но этнический параметр в них присутствует непременно, и мобилизация по этническому принципу - тоже. Так, национальные движения в Эстонии, Литве, Латвии, в Армении, в Украине, в Грузии, Молдове с самого начала выдвигали требования реализации этнонацио-нальных интересов. В процессе развития этих движений казуальная основа конфликтов изменялась и «дрейфовала» от этнонациональных к государственным, но мобилизация по этническому принципу оставалась. Как известно, очень небольшая часть русских на начальных этапах участвовала в Народном фронте Эстонии и тем более в Са-юдисе Литвы.
Основная форма конфликтов этого типа была институциальной. Острый конституционный конфликт возник, когда Эстония, а за ней и ряд других союзных республик, приняли поправки к своим конституциям, внеся в них приоритетное право на использование ресурсов и верховенство законов республики.
Президиум Верховного Совета СССР отменил эти поправки. Но по Конституции СССР сделать это мог только Верховный Совет, а не Президиум (но Верховный Совет тогда, в 1989 г., мог и не отменить эти решения, и именно потому М.С. Горбачев принял решение провести обсуждение на Президиуме Верховного Совета). Так возник первый конституционный кризис, который был проявлением острого институциального конфликта. Поскольку решения законодательных органов республик в Эстонии, Литве, Латвии поддерживало большинство титульной национальности, есть все основания относить их к этнонациональным конфликтам.
Статусными конфликтами были и конфликты в союзных и автономных республиках, автономных областях за повышение статуса республики или его получение. Это характерно для части союзных республик, желавших конфедеративного уровня отношений (например Казахстан), для ряда бывших автономий, которые стремились подняться до уровня союзных республик (например Татарстан). Впоследствии, после создания независимой России, радикальная часть национального движения Татарстана поставила вопрос об его ассоциированном членстве. Конфликт завершился подписанием Договора между государственными органами Российской Федерации и государственными органами Татарстана, который содержит элементы как федеративных, так и конфедеративных отношений.
За повышение статуса республики до уровня конфедеративных отношений ведут кровавый конфликт абхазы с грузинами.
К этому же типу конфликтов можно отнести движения за создание своих национальных образований, например ингушей в Чечено-Ингушетии, ногайцев, лезгин в Дагестане, балкарцев в Кабардино-Балкарии.
Автономистские движения были среди таджиков Узбекистана, узбеков Кыргызстана, кыргызов Горного Бадах-шана в Узбекистане.
Второй тип конфликтов - этнотерриториальные. Это, как правило, самые трудные для урегулирования противостояния. На территории бывшего СССР на период 1992 года было зафиксировано около 200 этнотерриториальных споров. По мнению В.Н. Стрелецкого (Институт Географии РАН), одного из разработчиков Банка данных этнотерриториальных притязаний в геопространстве бывшего СССР, к 1996 г. сохраняли актуальность 140 территориальных притязаний.
Конечно, не все заявленные притязания перерастают в конфликт. Специалисты считают, что к таким конфликтам надо относить споры, ведущиеся «от имени» этнических общностей относительно их прав проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. В. Н. Стрелецкий, например, считает, что любое притязание на территорию, если оно отрицается другой стороной- участницей спора, - уже конфликт.
Вот тут-то, видимо, и важно, какой это конфликт: конфликт представлений, идей или уже действий? Большинство этнотерриториальных споров идет от имени политических элит, правительств, движений. И далеко не всегда эти споры охватывают хотя бы значительные группы какого-то народа. С точки зрения принятого определения этнического конфликта, к ним надо отнести те ситуации, когда идеи территориальных притязаний «обеспечивают» этническую мобилизацию. Если подходить с такой меркой, то число этнотерриториальных конфликтов будет, несомненно, меньше, чем точек территориальных споров.
Например, Калмыкия потеряла какую-то часть своих территорий в годы репрессий. Заявления об этом были, но в конфликты по этому поводу калмыки не вступают.
В то же время ингушско-осетинский конфликт за территорию Пригородного района и часть Владикавказа перерос осенью 1992 г. в военные действия.
Территориальные споры часто связаны с реабилитационным процессом в отношении репрессированных народов. Но все же конфликты, связанные с репрессированными народами, - особый тип этнических противоборств. Только часть такого рода конфликтов связана с восстановлением территориальной автономии (немцы Поволжья, крымские татары), в отношении других стоял вопрос о правовой, социальной, культурной реабилитации (греки, корейцы и др.). И только в ряде случаев речь идет о территориальных спорах. Так, турки-месхетинцы стремились к возвращению на территорию прежнего Проживания в Грузию.
Еще один тип - конфликты межгрупповые (межобщинные). Именно к такому типу относятся конфликты, подобные тем, что были в Якутии (1986), в Туве (1990), русско-эстонский в Эстонии и русско-латышский в Латвии, русско-молдавский в Молдавии.
Массовые межгрупповые насильственные столкновения имели место в Азербайджане, Армении, Киргизии, Узбекистане.
Наряду с приведенной выше все большее распространение в литературе получает типологизация на основе содержания конфликтов, целевых устремлений сторон.
Надо сказать, что типологизация конфликтов, конечно, достаточно условна и нередко в одном конфликте соединяются разные цели и содержание.
Например, карабахский конфликт - это конфликт, связанный и с территориальными спорами, и с повышением статуса автономии, и с борьбой за независимость.
Ингушско-осетинский конфликт - это и территориальный, и межреспубликанский, и межобщинный на территории Северной Осетии.
Поэтому исследователи говорят о «кластерах» конфликтов, поскольку такое понимание дает более широкое основание для их урегулирования. При этом сам процесс регулирования связан с формой, длительностью, масштабами конфликтов.
Важное значение для понимания особенностей конкретных ситуаций и выработки мер по их урегулированию имеет и учет стадий развертывания этноконфликтов, а также тех основных сил и движений, которые действуют на них и определяют их течение. Ибо он позволяет более детально раскрыть процесс и механизмы их детерминации. Так, применительно к нашим условиям, он позволяет показать, что появление национально-патриотических и особенно национально-радикальных движений переводит межнациональный конфликт из потенциальной в актуальную стадию и знаменует начало выработки четких и твердых притязаний и позиций в нем, находящих выражение в программных документах и декларациях этих движений.
Как правило, эта стадия, в случае дальнейшей эскалации конфликта, служит подготовкой к следующей стадии - конфликтных действий, становящихся в ходе нарастания остроты конфликта все более насильственными. По мере накопления жертв и потерь конфликт на этой стадии делается все менее управляемым и цивилизованно разрешимым. Тем самым развитие межнациональной конфронтации все больше подводит конфликт к черте, за которой может последовать национальная катастрофа, и потому жизненно необходимым становятся меры по его скорейшему ослаблению и умиротворению, такие, как посредничество, консультирование, переговорный процесс и т.п., нацеленные на достижение национального консенсуса или, по крайней мере, компромисса.
Результативность достижения последних, в особенности консенсуса, является показателем того, в какой мере приведень* в действие демократические и гуманистические способы урегулирования и разрешения межнациональных конфликтов, позволяющие нейтрализовать националистические установки и конфронтационные устремления их участников и помочь каждому из них перейти от жесткого или даже насильственного противодействия национальных общностей и их представителей к эффективному и согласованному взаимодействию с ними ради совместного удовлетворения коренных потребностей и интересов всех участников возникшей межэтнической коллизии. Развертывание этого процесса означает укоренение и закрепление общедемократического принципа приоритетности и неотъемлемости прав и свобод каждого человека в специфической сфере межнациональных отношений.
Конфликтрлогический анализ под углом зрения возможностей достижения консенсуса между этносами не может удовлетвориться простым обоснованием значимости данного прогрессивного по своей направленности процесса для демократизации межнациональных отношений. Он предполагает также осмысление технологических и организационных мер по его обеспечению. «Стержневой» проблемой здесь в настоящее время выступает создание специальной и разветвленной этноконфликтологической экспертизы, основная задача которой, как показывает мировой опыт, должна состоять в том, чтобы на базе серьезного диагностического и прогностического анализа отслеживать зарождение и развертывание конфликтных процессов и в зависимости от их характера выдвигать обоснованные предложения по их локализации, рационализации и урегулированию посредством компромиссных или кон-сенсусных технологий.
Опыт последних лет отчетливо показывает: очаги межнационального «возгорания» можно эффективно обезопасить, а тем более потушить лишь целенаправленными, последовательными и терпеливыми усилиями. И эти усилия должны опираться на специально разработанные для этого меры и соответствующим образом организованные посреднические структуры, концептуально и методически оснащенные.
В настоящее время наибольшие организационные трудности в урегулировании и предотвращении этнонаци-ональных конфликтов и конфронтации связаны с отсутствием в государствах СНГ, в том числе РФ, разветвленной специализированной сети организаций^ю предотвращению и урегулированию внутренних конфликтов. Больше всего ощущается отсутствие институтов, осуществляющих мониторинг за развитием этнополитической ситуации в обществе, раннюю диагностику и прогнозирование возникновения конфликтов, а также отсутствие конфликто-логического менеджмента в виде службы «быстрого реагирования». Главной задачей такой службы является защита
Людей, недопущение эскалации конфликтов, расширения их зоны, организация переговорного процесса, а также интенсивное обучение людей способам правильногб реагирования на конфликтную ситуацию и поведения в ней.
Такого рода служба (или их совокупность) должна, по-видимому, постепенно и целенаправленно складываться при содействии властных структур из множества организационных звеньев разного уровня и охвата и носить общественно-государственный характер, то есть тесно взаимодействовать с административными и представительными органами в центре и на местах и в то же время быть относительно независимой от них, избегая их возможного диктата и манипулирования.
Подобная организация позволила бы, наряду с налаживанием мониторинга, дающего представление о состоянии и динамике этноконфликтных ситуаций, осуществлять практическое посредничество между различными группами населения, участвующими в них, а также между администрацией и населением и вместе с тем критически анализировать и оценивать характер и результаты различных управленческих воздействий на эти ситуации с целью их разрешения. Обосновывая необходимость принципиального отказа от методов насилия в отношениях между этносами, затрудняющих демократизацию общества и тянущих его назад, к тоталитаризму, ориентируясь на-обеспечение компромисса как признания конфликтующими сторонами правомерности притязаний их оппонентов и особенно консенсуса как способа принципиальной и долговременной гармонизации взаимоотношений этносов, участвующие в посредничестве конфликтологи получили бы возможность содействовать восстановлению в правах и значимости глубинных ценностей человеческого бытия, укреплению оснований жизни и деятельности общества и тем самым возвращению ей ее подлинного.смысла, а социальным конфликтам - позитивного общественного значения и функции.
Важную роль в этом отношении должно сыграть оформление результатов конфликтологического анализа в виде соответствующей экспертизы межэтнических конфликтных ситуаций и коллизий и превращение ее на этой основе в специфическую технологическую процедуру, позволяющую доводить результаты конфликтологического анализа до их практического востребования и использования для
Регулирования и разрешения реальных конфликтных столкновений.
Прежде всего, общая задача такого рода экспертизы видится в том, чтобы обеспечить конструктивное участие конфликтологии в демократическом преобразовании современного российского общества. Именно в рамках этой основной задачи она должна содействовать практическому налаживанию в межнациональных отношениях конф-ликтологического мониторинга и менеджмента как действенных инструментов, позволяющих отслеживать зарождение конфликтных ситуаций, выявлять их «болевые точки», уровень напряженности, динамику, характер действий конфликтующих сторон и т.п. и на этой основе разрабатывать и претворять меры по предупреждению и урегулированию конфликтов, стабилизации социальных отношений и содействию реформам.
При этом важно учитывать, что острота и размах межэтнических конфликтов обусловлены прежде всего как полиэтническим составом населения России, которое состоит из представителей более 100 больших и малых этнических общностей, так и значительной долей в федеративной структуре национально-государственных образований: среди 89 самостоятельных субъектов Федерации - более трети приходится на национальные республики и разного рода национальные автономии.
Не случайно поэтому с развалом советской «империи» на всем ее обширном пространстве образовалось множество зон межнационального напряжения, которое при определенных условиях грозит вылиться или уже вылилось в открытые столкновения, в том числе и вооруженного характера, несущие многочисленные жертвы и разрушения. В настоящее время специалисты насчитывают свыше 200 такого рода зон, основная часть которых приходится на территорию РФ.
По уровню напряженности их можно подразделить на три основных вида:
- «горячие точки», Где пролилась или продолжает литься кровь, применено вооруженное насилие и имеются существенные потери человеческих и ма-" териальных ресурсов;
Зоны, напряжение в которых находится на грани возможного перерастания в открытые межэтнические противостояния или приближается к ней;
Зоны, в которых межнациональное напряжение уже отчетливо проявилось, но имеет еще достаточно низкий уровень.
Общим для всех трех зон является то, что повсюду межнациональная напряженность, а тем более конфликты, особенно с применением вооруженного насилия, затрудняют проведение социально-экономических и политических преобразований, тормозят объединение общественности вокруг гуманистических, демократических идеалов. Вместе с тем ясно, что в каждой из зон способы социального контроля за развертыванием межнациональных конфликтов и меры по их эффективному урегулированию и предупреждению должны иметь существенные различия. Особую остроту межэтнические отношения приобретают в автономных республиках и других национально-территориальных субъектах Российской Федерации, поскольку именно там ширится представление о том, что только укрепление суверенитета способно обеспечить национальные интересы. Сами эти интересы зачастую понимаются при этом только как интересы титульной нации, а суверенитет - как перевод федеративных отношений, по существу, в конфедеративные.
Обострению межэтнической напряженности содействуют и другие социальные факторы. Все они в совокупности создают опасность для втягивания этих национально-государственных субъектов в крупномасштабное вооруженное насилие - межэтнические войны, а также в столкновение с федеративными властями. При этом в противоборство, как показывает практический опыт, могут быть вовлечены государства как ближнего, так и дальнего зарубежья, что обостряет не только внутреннюю, но и международную напряженность и усиливает опасность превращения вооруженного столкновения в многосторонний широкомасштабный и даже ядерный конфликт, выходящий за локальные региональные рамки и приобретающий глобальный характер.
В этой ситуации основной акцент в этноконфликтоло-гической экспертизе, как представляется, необходимо сделать на выявлении конфликтогенных факторов (политических, экономических, социально-психологических, этнических, культурных, религиозных и т.п.), вызывающих и обостряющих типичные конфликтные ситуации во взаимоотношениях этносов в различных регионах страны,
В особенности тех, которые ведут к вооруженному насилию, на раскрытии дестабилизирующих и деструктивных последствий действия этих факторов, а также на поиске и обосновании возможных мер по их нейтрализации и по приданию социальным конфликтам характера и форм,содействующих общему улучшению социальной ситуации и движению общества к развитой демократической стадии. При этом основной, «стержневой» проблемой, вокруг которой должна, как представляется, «вращаться» вся современная конфликтологическая экспертиза, выступает проблема обеспечения социального партнерства как основного способа принципиального разрешения социальных конфликтов вообще, этнополитических конфликтов в частности.
На этом принципе, как фундаменте, должна базироваться, по-видимому, национальная политика, если она хочет быть адекватной, эффективной и демократически ориентированной, и опираться на научный анализ и мировой опыт.
Пока что этого о нашей национальной политике сказать нельзя, как, впрочем, нельзя сказать и того, что мы вообще имеем сейчас последовательную, целенаправленную и принципиальную политику в сфере национальных отношений и присущих им коллизий. Скорее в этом отношении со стороны теперешних властей наблюдается сугубо ситуативный подход, стремление воздействовать на развертывающиеся и обостряющиеся межнациональные конфликты с точки зрения «целесообразности», задаваемой определенной позицией и оценкой, зачастую весьма слабо опирающимися на предварительную конфликтоло-гическую экспертизу и вытекающие из нее рекомендации. Нельзя сказать, что в духе обеспечения партнерства и взаимопонимания, избегания конфронтационности в межнациональных отношениях действуют и наши средства массовой информации. В этом направлении также требуется поэтому большая аналитическая, разъяснительная и корректирующая деятельность конфликтологов.
Предстоит всесторонне изучить и технологически проработать и такое важное направление в регулировании межнациональных противоборств, как налаживание партнерских взаимоотношений Центра и регионов, без которого невозможно обеспечить развертывание и укрепление федеративных начал в национальной политике как выражение ее демократичности.
Этноконфликтологическая экспертиза и составляющий ее основу конфликтологический мониторинг и менеджмент призваны в конечном итоге показать, что при правильной и принципиальной национальной политике центральная власть может нейтрализовать разыгрывание местными политическими лидерами и национальными элитами этнической карты и сохранить необходимую стабильность Российского государства на почве усиления интегративных, объединительных, партнерских усилий. При этом под межэтнической интеграцией, объединением, партнерством имеется в виду вовсе не отказ от национальной культуры, самобытности, традиций, а перераспределение акцентов: примат общечеловеческого
Человеческих прав, ценностей, коллективного баланса интересов над более частными - узкоэкономическими, конкретно-политическими и этнокультурными интересами, национальными и государственными - и налаживание доброжелательного взаимодействия на этой общезначимой почве.
Однако эффективность этих усилий в посттоталитарном обществе в значительной мере определяется исходом борьбы между демократическими силами и такими разнородными, но постоянно стремящимися к тактическому объединению силами, как тоталитаристский реваншизм, великодержавные и националистические течения. Поэтому Этноконфликтологическая экспертиза призвана показать, что интеграционистская ориентация может и должна выступить как преграда на пути эт-нонационального эгоизма и взаимной агрессии, как эмоциональная и интеллектуальная предпосылка для предотвращения и урегулирования межнациональных конфликтов.
Чтобы сделать это на основе квалифицированного эт-ноконфликтологического мониторинга и менеджмента, в экспертизе необходимо:
Определить уровень недовольства различных этнических групп населения своим экономическим, политическим, социальным положением, культурным и бытовым состоянием как в ряде конкретных регионов (прежде всего таких, как Северный Кавказ, Южное приграничье, Поволжье, Западная Сибирь и др.), каждый из которых соответствует тому или иному уровню межэтнической напряженности, так и по стране в целом;
выявить:конфликтогенные факторы объективного и субъективного порядка, дестабилизирующие межэтническую ситуацию, их взаимосвязь и взаимосоотнесенность по степени важности и значимости в зависимости от способности влиять на обострение конфронтации этнических групп;
Уровень готовности представителей различных этнических групп к конфронтационным или компромиссным и консенсусным формам поведениям конфликтных ситуациях, а также степень их образовательной и специальной подготовки к активному участию в предотвращении, урегулировании и ненасильственном разрешении конфликтов;
Разработать и предложить для реализации соответствующим представительным органам и административным структурам в регионах способы и формы предотвращения и урегулирования конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений на основе учета и нейтрализации конфликтогенных факторов, стабилизации общей экономической и социально-политической обстановки и корректировки массового сознания и поведения в направлении более широкого и основательного освоения демократических норм и правил.
При этом в разработке концептуальных оснований и организационных принципов этноконфликтологического мониторинга и менеджмента основной упор, как представляется, необходимо сделать на учете и использовании внутренней мотивации поведения представителей конфликтующих этносов и других участников межэтнических коллизий, их ценностных ориентации и социально-психологических установок, идентификаций и стереотипов. Это связано с тем общим представлением, что человек или группа людей, включенные в систему общественных, в том числе и межэтнических, отношений, могут определенным образом трансформировать свое поведение, лишь корректируя свои идентификации с теми или иными об-щностями, их установками и ориентациями и тем самым, меняя регуляторный механизм своего индивидуального и группового поведения.
Главная роль в фильме Федора Бондарчука "Обитаемый остров", снятого по книге братьев Стругацких, вознесла молодого актера Василия Степанова на вершину киноолимпа. Дополнительную популярность артисту принесла его яркая внешность – девчонки были от Василия просто без ума. Казалось бы, Степанову грозила головокружительная карьера, в которой одна звездная роль сменялась бы другой.
ПО ТЕМЕ
Но не сложилось. После съемок у Бондарчука Степанов ни разу не отметился в кино, хотя он участвовал в разных телепроектах и даже побывал ведущим. Несмотря на то что его имя было у всех на слуху, вытащить новый счастливый билет Василий так и не смог. Он долго ходил на пробы, однако все время слышал отказы. "Я был на куче кастингов, но меня никуда не берут. Я вел переговоры с продюсерами, но в итоге все затихло. Мне предложили сняться в клипе в Германии, но, к сожалению, у меня не было заграничного паспорта, а связей, чтобы за три дня его получить, у меня нет”, – рассказывал журналистам Василий.
Степанов признался, что готов был браться за любую работу. Якобы он работал грузчиком, ночным мойщиком автобусов, пытался устроиться в полицию, сколотить карьеру модели. Все без толку. Вскоре Степанова постигло новое несчастье: от него ушла невеста Дарья Егорова. Кстати, в разговоре с журналистами она утверждала, будто врачи поставили неудачливому актеру диагноз "маниакальная депрессия".
Егорова утверждала, что Степанову, вопреки официальной версии, поступало много предложений о съемках, однако он сам отказался. "Он просто больше не хочет сниматься. Он просто разочаровался в кино. Это очень сложный вопрос, понимаете, когда у человека психологический сдвиг, его поведение очень сложно объяснить. У него реальность путается с прошлым, с будущим, с событиями, которые он пережил. Он сам не знает, чего он хочет", – заявила Егорова. Дарья прямо сказала, что рассталась с ним потому, что у него "нет воли", а"тащить все на себе, строя с ним семейные отношения, для меня было бы очень тяжело".
В августе 2015 года Василия Степанова срочно госпитализировали. У артиста оторвался тромб в левой ноге. В отделении реанимации врачи "ловили" тромб: это необходимо было сделать как можно быстрее, чтобы он не пошел в сердце. Если бы актера вовремя не доставили в больницу, проблема с сосудами могла привести к летальному исходу. К счастью, Василия спасли.
Это событие вернуло к актеру внимание прессы. Журналисты даже наведались к Степанову домой, к тому же был повод – день рождения. Однако то, что они увидели, их просто обескуражило. Когда в дверь квартиры актера позвонили, отец Василия с возмущением крикнул в его адрес: "Сам открой, ****!" А когда дверь открылась и на пороге появился именинник, было очевидно, что ни о каком празднике и речи не идет. Круглую дату Степанов отмечал в грязной футболке. Как предположили журналисты, ни родители ни его младший брат Максим не нашли возможности устроить для юбиляра праздника, что заставляет сделать выводы о том, какие отношения царили в семействе.
К концу 2016 года в покрытой мраком и пылью кинокарьере Степанова забрезжил просвет. На своей страничке в социальной сети Instagram артист опубликовал фотографии со съемок исторического фильма. Многочисленные поклонницы немедленно осыпали поздравлениями Василия. А журналисты сделали вывод, что актер наконец вышел из забвения. Степанов даже сменил имидж, посетив салон известного стилиста Александра Тодчука.
Но не тут-то было. В январе в СМИ появилась информация о том, что Василий Степанов сломал позвоночник, поскользнувшись на льду. Врачи даже не давали никаких прогнозов относительно того, сможет ли ходить актер. Целый месяц Степанов был прикован к больничной койке. Тем не менее, Василий смог встать на ноги и даже выписался из больницы.
И вот опять несчастье. На днях Василий Степанов выпал из окна. Актер снова оказался в клинике, где ему диагностировали множественные переломы, в том числе перелом таза, правого плеча, обеих пяточных костей и многочисленные ушибы. Очевидцы рассказали, что актер выпал из окна квартиры, расположенной на пятом этаже. Также свидетели уверяли, что Степанова никто не толкал, он упал сам.
В пользу того, что в жизни актера разыгралась настоящая драма, свидетельствуют последние события. Накануне вечером, 12 апреля, пожаловавшемуся на боли в груди Степанову вызвали скорую. Приехавшие медики констатировали странное поведение артиста. Тогда вызвали специальную бригаду. В итоге, звезду фильма "Обитаемый остров" госпитализировали в психиатрическую больницу имени Алексеева. В клинике артисту поставили диагноз "шизофрения".
Позднее выяснилось, что Василий уже предпринимал попытки свести счеты с жизнью летом 2016 года. Тогда родным удалось спасти актера. Кроме того, выяснилось, что вскоре после съемок первой части "Обитаемого острова" Степанов лечился в клинике неврозов.
А по последним данным СМИ оказалось, что сломал Василий позвоночник зимой не просто так. Якобы он не поскользнулся, а выпал из окна четвертого этажа своего дома и приземлился на козырек. Однако родственники предпочли скрыть этот факт.
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Первого заместителя Министра В.В. Степанова
в рамках Всероссийского сбора по подведению итогов деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2015 году и постановке задач на 2016 год
Слайд № 1
«Состояние защиты населения и территорий страны
от чрезвычайных ситуаций в 2015 году
и задачи на 2016 год »
Уважаемые коллеги!
Слайд № 2
Вопрос состояния и перспективы защиты населения и территорий в настоящее время, когда мир динамично развивается, особенно актуален.
Глобализация, экономические потрясения, проявление экстремизма, новое качество социума, развитие науки и техники, хозяйственное освоение новых арктических и других территорий, использование ресурсов мирового океана и иные факторы современности требуют реальной и адекватной оценки всех опасностей и угроз, которые сопровождают эти процессы.
Слайд № 3
Во-первых, сформирована современная законодательная основа защиты населения и территорий и механизмы последующей реализации.
МЧС России в рамках своих полномочий последовательно формирует и реализует государственную политику в области обеспечения безопасности населения.
С учетом современных социально-экономических условий МЧС России за последние годы внесены изменения в законодательство Российской Федерации. Они направлены на совершенствование системы управления, координации органов управления и сил, системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также развитие системы подготовки различных категорий населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Проведена большая работа по оказанию методической нормативной правовой помощи муниципальным образованиям, в которой участвовали органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальные органы МЧС России. При этом акцент был сделан на индивидуальные особенности муниципалитетов, а также учитывались риски, которые существуют на их территориях.
Для реализации законодательной основы за последние годы сформированы механизмы исполнения требований нормативных документов в рамках современной Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Выполняется комплекс программ и мероприятий , рассчитанный на долгосрочную перспективу и направленный на защиту национальных интересов и приоритетов, достижение целей и решение задач в области внутренней и внешней политики. Он призван укрепить природную и техногенную безопасность, обеспечить устойчивое развитие страны.
Слайд № 4
Учитывая существующие риски и прогнозы, мы приступили к созданию новых эффективных механизмов организации современных законодательных основ. Реализуются экономические, инфраструктурные, социальные и другие проекты регионов нашей страны с учетом вектора защиты жизни и здоровья людей от различных угроз.
Слайд № 5
Развивается система антикризисного управления , в которой реализована система снижения рисков. Модернизируется система реагирования на чрезвычайные ситуации и бедствия, совершенствуются технологии спасения, сформирован качественно новый облик профессий пожарного и спасателя.
В 2015 году вновь подтвердила свою эффективность система резервирования финансовых и материальных ресурсов , которая сформирована во всех субъектах Российской Федерации на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
Хочу отметить, результативность и продуктивность оказания помощи пострадавшим в Сахалинской, Волгоградской, Мурманской областях, Приморском, Хабаровском, Краснодарском, Забайкальском краях, Республике Татарстан, Карачаево-Черкесской и Чеченской Республиках.
Именно совместная и эффективная деятельность федерального центра и регионов нашей страны позволяет нам ежегодно сокращать количество чрезвычайных ситуаций, техногенных пожаров и других бедствий, уменьшая при этом гибель людей и потери.
В лучшую сторону по этим показателям отмечаются Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Красноярский и Краснодарский края, Курская, Свердловская, Кемеровская, Оренбургская, Ленинградская, Московская области и г. Москва.
Целесообразно и в дальнейшем осуществлять меры по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов на федеральном уровне и в регионах.
Во-вторых , создана мощная система реагирования на чрезвычайные ситуации и пожары.
В обеспечении защиты от бедствий и катастроф важную роль играет совершенствование технической оснащенности органов управления и сил МЧС России
и РСЧС, ведение активной инновационной деятельности.
Слайд № 6
В 2015 году Россия столкнулась с рядом крупномасштабных техногенных и природных чрезвычайных ситуаций и пожаров . При ликвидации их последствий были задействованы все силы РСЧС.
Это сложные природные пожары в различных регионах Сибири, затопление судов в морях, обрушения зданий, крупные дорожно-транспортные происшествия
и многие другие чрезвычайные ситуации и пожары.
Слайд № 7
Беспрецедентной стала операция по реагированию в связи с крушением самолета Аэробус A-321 над Синайским полуостровом. В кратчайшие сроки была организована оперативная переброска сил и средств МЧС России со всем необходимым оборудованием, снаряжением и техникой для проведения поисково-спасательных работ в сложнейших климатических условиях . Спасателями было оказано всестороннее содействие Межгосударственному авиационному комитету и другим органам при проведении следственных мероприятий. В максимально короткие сроки была организована доставка граждан России и их багажа из Египта. Эта масштабная комплексная работа продемонстрировала результативность взаимодействия всей системы РСЧС .
Эффективность РСЧС была продемонстрирована и на территории Крымского федерального округа, где в условиях полного прекращения поставок электроэнергии была обеспечена жизнедеятельность населения и налажена работа социально-значимых объектов.
Слайд № 8
Особое внимание уделяется Арктической зоне Российской Федерации, которая практически полностью прикрыта пожарно-спасательными подразделениями МЧС России. Создаются комплексные аварийно-спасательные центры МЧС России, продолжается работа по наращиванию численности и возможностей арктической группировки сил и средств МЧС России.
Слайд № 9
Хочу отметить большую работу по всестороннему жизнеобеспечению населения Юго-Востока Украины и лиц, вынужденно покинувших её территорию.
И во всей этой работе неоценимая помощь была оказана регионами нашей страны . Благодаря совместным и слаженным действиям были созданы необходимые условия для стабилизации социально-экономической обстановки , тем самым не допущена гуманитарная катастрофа в данных регионах.
Слайд № 10
Учитывая тенденции современного мира, энергично развиваются авиационно-спасательные технологии , беспилотная авиация и робототехника , перспективные средства инженерной, радиационной и химической защиты населения и территорий в ЧС, обеспечения пожарной безопасности.
При этом значительное внимание уделяется взаимодействию МЧС России с Российской академией наук, отраслевыми научно- исследовательскими организациями и национальными исследовательскими университетами по следующим направлениям:
Первое.
Разработка новых средств и технологий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
в том числе средств коллективной и индивидуальной защиты.
Второе. Развитие и внедрение автоматизированных систем поддержки принятия решений органами управления РСЧС, комплексной системой техногенной безопасности и защиты населения и территорий Российской Федерации, системы оповещения и информирования населения, системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Третье. Разработка новых образцов пожарно-спасательной техники и оборудования в рамках реализации программы импортозамещения.
Четвертое.
Внедрение новейших достижений науки и техники в области создания антропоморфной робототехники, новой элементной базы, нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных технологий для решения прикладных задач в области обеспечения безопасности защиты населения
и территорий.
Слайд № 11
Также важным направлением является активное развитие беспилотной авиации , которое позволит с высокой эффективностью осуществлять мониторинг и разведку территории субъектов Российской Федерации. В прошлом году созданы центры беспилотной авиации во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации. Они позволили перейти на качественно новый уровень проведения всех видов воздушной разведки, мониторинга и поисково-спасательных работ.
Ключевой задачей внедрения новых технологий и образцов техники станет сокращение времени реагирования и повышение готовности пожарно-спасательных подразделений и эффективности их борьбы за сохранение жизни и здоровья граждан, а также обеспечение безопасности самих спасателей
и пожарных.
Слайд № 12
- реализованы современные подходы предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также оказания помощи пострадавшим.
Оценивая опасности и риски РСЧС на сегодняшнем этапе должна развиваться
от принципов оперативного реагирования к принципам профилактики
, управления рисками и уменьшения опасности бедствий.
Для повышения системы реагирования требуется комплексное взаимодействие и профильных профессиональных служб
- МЧС России, МВД России и Минздрава России. Необходимо динамично развивать общественные организации и объединения
.
Сегодня это – «Российский союз спасателей» (Россоюзспас), Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО) и сотни различных общественных организаций, которые работают в сфере безопасности жизнедеятельности населения, а также добровольцы.
Развитие РСЧС определяется использованием современных форм и методов предупреждения и реагирования на бедствия и уровнем ее технической и технологической оснащенности .
Все основные планы и программы по совершенствованию РСЧС подготовлены и реализуются в рамках утвержденной Стратегии национальной безопасности. Также выполнены положения Государственной программы защиты населения и территорий, Плана строительства сил и средств МЧС России и ряда других важных документов.
В ближайшие годы с учетом экономических условий финансовые и материальные ресурсы должны быть сосредоточены на задаче проведения эффективных мероприятий по сбалансированному развитию системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров и территориальных подсистем РСЧС.
Слайд № 13
Важно опережающими темпами развивать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, наращивать систему космического мониторинга . Сегодня в этой сфере наблюдается серьезный мощный прорыв, причем работает наша отечественная техника, технологии и специалисты.
Система космического мониторинга уже показала свою эффективность в решении задач защиты населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами, паводками и другими катаклизмами.
В интересах увеличения объемов, улучшения качества и повышения оперативности получения космической информации МЧС России активно развивает межведомственное сотрудничество в этой области.
Так, в октябре 2015 г. запущен в работу совместный центр приема космической информации
на базе Главного управления МЧС России в Мурманске. Аналогичные центры планируется развернуть в городах Дудинка и Анадырь, создание которых позволит контролировать Арктическую территорию Российской Федерации.
Для реализации возрастающей потребности МЧС России планируется:
создать комплексную многофункциональную систему космического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и внедрить его в систему сети наблюдения и лабораторного контроля для прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
оснастить ЦУКСы территориальных органов МЧС России аппаратно-программными средствами приема (получения) и обработки данных дистанционного зондирования Земли из космоса для включения в Единую территориально-распределенную информационную сеть.
провести поисковые исследования и разработать системный проект по созданию и развитию космического сегмента единой системы предупреждения и парирования астероидно-кометной опасности.
Слайд № 14
Особенно остро востребована система космического мониторинга в период весеннего половодья, летне-осенних паводков и пожароопасный период.
С его помощью осуществляется оперативный контроль более 3 тысяч паводкоопасных участков
на территории России.
Опыт крупномасштабных наводнений прошлых лет показал, что одним из основных источников возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями, является контроль состояния гидротехнических сооружений , в том числе бесхозяйных.
Организован комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности бесхозяйных ГТС и сокращение их количества . В результате проделанной работы в 2015 году уменьшили число бесхозяйных ГТС на 981 сооружение (21,9%). Планируем продолжить работу по данному направлению.
Ежегодно проводятся превентивные и профилактические мероприятия, направленные на снижение риска негативного воздействия паводковых вод на населенные пункты и объекты экономики. В субъектах Российской Федерации создан весь необходимый резерв материальных и финансовых ресурсов для обеспечения этих мероприятий.
Прошлый год вскрыл ряд проблем
в организации предупреждения и тушения лесных пожаров
, а также ликвидации их последствий. Несмотря на предпринимаемые меры, природные пожары в Сибирском федеральном округе и ряде других регионов привели к потере жилья и объектов социальной инфраструктуры.
К сожалению, не удалось избежать и гибели людей.
Причинами этому послужили не только сложные погодные условия, но и ряд нерешенных проблем в области защиты от природных пожаров.
Обращаю внимание на положительный опыт применения нового комплексного подхода к профилактике, а там, где было необходимо к тушению природных пожаров на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов с привлечением сил всех территориальных подсистем субъектов Российской Федерации.
По поручению Председателя Правительства Российской Федерации МЧС России продолжает проводить системную работу для устранения выявленных недостатков и направленную на соблюдение норм законодательства в области лесных отношений и выполнения профилактических мероприятий.
Благодаря комплексному подходу к существующим рискам выстроена эффективная система «непрерывности технологического цикла прогнозирования» , при которой каждый последующий вид прогноза уточняет предыдущий. Это позволит снизить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и минимизировать материальный и финансовый ущерб от катастроф.
Слайд № 15
В последние годы МЧС России проведена значительная работа в области совершенствования государственных надзоров , повышения их роли в современных условиях, ориентированных, прежде всего, на профилактическую работу. При планировании государственного надзора используется система оценки рисков потенциальной опасности видов экономической деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами.
В этой связи, внедрен и используется риск-ориентированный подход при осуществлении соответствующих мероприятий по надзору. Создана модель риск-ориентированного метода проведения проверок , исходя из класса потенциальной опасности объектов и видов экономической деятельности для населения и территорий.
Таким образом, мероприятия по контролю в текущем году в основном коснутся только учреждений социальной сферы, образования, здравоохранения, а также критически важных объектов для национальной безопасности страны. Примерами успешного внедрения риск-ориентированного подхода в пилотных зонах реализации новой модели контрольно-надзорной деятельности являются Республика Татарстан, Краснодарский край, где уже сегодня налицо высокие результаты повышения качества контрольных мероприятий и сокращения проверок.
Планируем продолжать мероприятия по сохранению устойчивого безопасного функционирования критически важных объектов и потенциально опасных объектов, проработать и нормативно закрепить требования, предъявляемые к таким объектам.
Организована работа по проведению профилактических осмотров объектов защиты по заявлению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
без применения административных процедур принудительного характера. Главным результатом таких мероприятий будет являтьсяработа
по устранению нарушений в ходе осмотра.
Важно, что в этом случае инспектор будет выступать как консультант и помощник.
Для субъектов малого бизнеса введены «надзорные каникулы» - запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства на три текущих года.
Также МЧС России внедряет новые подходы институтов негосударственного контроля , таких как добровольное декларирование пожарного риска, независимая оценка риска и другие.
Внедрение новой системы государственных надзоров МЧС России позволяет снижать нагрузку на представителей малого и среднего бизнеса , региональные и муниципальные органы власти . При этом внимание акцентируется на объектах с массовым пребыванием людей, а также представляющих наибольшую опасность для граждан.
МЧС России продолжит внедрение новых подходов по профилактике и предупреждению чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также активно развивать и внедрять в практику систему прогнозирования опасностей и угроз.
Слайд № 16
В-четвертых, сформирована и функционирует система антикризисного управления.
Большую роль в защите населения и территории играет созданная вертикаль системы антикризисного управления
, стержнем которой является Национальный центр управления в кризисных ситуациях
.
На федеральном уровне он осуществляет общую координацию центров управления в кризисных ситуациях и Единых дежурно-диспетчерских служб на территориях.
НЦУКС внедряет современные технологии управления, формирует базы данных, программы.
В январе этого года индийская делегация во главе с премьер-министром Нарендрой Моди посетила НЦУКС. Сотрудничество МЧС России и МВД Индии развивается по ряду направлений. Подготовлен ряд документов, совместных планов, которые планируется обсудить и утвердить в первом полугодии 2016 года.
Центры управления в кризисных ситуациях МЧС России обладают мощными ресурсами прогнозирования . Функционируют секторы космического мониторинга, моделирования и поддержки принятия решения, обеспечивается координация всех органов управления и сил РСЧС. Организовано взаимодействие и информационный обмен между федеральными структурами, органами власти регионов и местного самоуправления.
МЧС России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации непрерывно совершенствует свою деятельность по развитию и оптимизации систем управления, сил и средств , предназначенных для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Созданы современные ЦУКСы в Московской и Мурманской областях, Чеченской и Кабардино-Балкарской республиках, Татарстане и Ингушетии.
Повышается значимость деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям регионов . Это управленческие структуры, обеспечивающие регулирование, взаимодействие и обеспечение энергичной работы при катаклизмах. В городе Санкт-Петербурге, Алтайском крае и в других субъектах их лично возглавляют высшие руководители региона.
Следующим шагом в этой работе мы видим консолидацию финансового, материально-технического и кадрового потенциалов , которая обеспечит дальнейшее развитие взаимодействия между МЧС России и регионами страны в новых экономических условиях.
Немаловажным аспектом является укрепление взаимодействия в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций трансграничного характера , и в этом направлении проводится большая системная работа.
В перспективе будем активно модернизировать НЦУКС и задействовать его возможности для обеспечения решений социальных, экономических и других проблем в регионах страны. Внедрять новые информационные и телекоммуникационные продукты, отечественные технологии в сферу управления.
Это придаст мощный импульс в реализации современных идей и подходов МЧС России.
Слайд № 17
В-пятых, совершенствование международной кооперации системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Прошлые годы были также отмечены переходом на новый уровень международного сотрудничества по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В 2015 годуМЧС России возглавило межведомственную делегацию от российской стороны в третьей Всемирной конференции ООН (г. Сендай, Япония). Результатом совместной работы послужило принятие Сендайской рамочной программы действий по снижению риска бедствий.
Для дальнейшей реализации основных направлений принятой программы в октябре 2015 года в Москве проведен Международный конгресс управления рисками катастроф и стихийных бедствий.
Выработанные в ходе его работы приоритетные направления задают вектор нашего развития. Это позволит России подтвердить свой статус государства-лидера в области уменьшения опасности бедствий и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Несмотря на современные экономические условия и сложную геополитической обстановке Россия сохраняет тренд в гуманитарном чрезвычайном реагировании и продолжает последовательно продвигать инициативу по развитию сетей антикризисного управления. Они будут служить основой для создания международного механизма преодоления чрезвычайных ситуаций и оказания помощи людям в районах бедствий.
Планируем и в дальнейшем продвигать интересы России и внедрять современные подходы в сфере международного сотрудничества. По-прежнему основополагающим принципом остается – МЧС России приходит на помощь пострадавшим в любой точке земного шара.
Слайд № 18
В-шестых, развитие пожарно-спасательных гарнизонов, деятельность которых впервые регламентирована федеральным законодательством.
МЧС России ведет непрерывную работу по совершенствованию и развитию всех видов пожарно-спасательных подразделений . В этом году будут переоснащаться и создаваться новые подразделения на Дальнем Востоке, в Сибири, в Заполярье, в Калининграде, на вооружении которых стоят высокотехнологичные средства спасения, современное оборудование и экипировка.
Хочу отметить, что 2016 год в системе МЧС России и в целом в РСЧС объявлен Годом пожарной охраны, совместно с регионами спланированы новые масштабные шаги по развитию пожарной охраны.
В целях развития сил противопожарной службы и реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации необходимо :
Создать специализированные пожарно-спасательные части, способные выполнять задачи по тушению крупных пожаров и проведению различного вида аварийно-спасательных работ на территории субъектов Российской Федерации.
Завершить работу по развитию группировки сил и средств МЧС России на территории Крымского полуострова.
Прикрыть особо важные для национальной безопасности страны объекты экономики, в том числе, объекты атомной энергетики, оборонно-промышленного комплекса, ракетно-космической отрасли.
Сформировать аэромобильную группировку для реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, в том числе с использованием авиационных технологий.
Укрепить реагирующие подразделения МЧС России, осуществляющие тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Обеспечить деятельность центров беспилотной авиации и оснастить их современными беспилотными летательными аппаратами.
Развить подразделения федеральной противопожарной службы для прикрытия объектов Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, кубка конфедерации FIFA 2017 года, а также XXIX (29) Всемирной зимней универсиады 2019 года.
Кроме этого, до конца года будет создан Корпус сил добровольной пожарной охраны . Каждый населенный пункт, независимо от его величины, количества жителей, удаленности от районного центра будет прикрыт подразделением пожарной охраны.
Следует отметить, что комплексный системный подход по развитию всех видов пожарной охраны позволит повысить эффективность системы реагирования на чрезвычайные ситуации, пожары и другие бедствия. Благодаря чему будет гарантировано обеспечена помощь и поддержка каждому человеку, оказавшемуся в беде или в трудной жизненной ситуации.
Слайд № 19
В-седьмых, развитие системы гражданской обороны и защиты населения.
В связи с появлением новых видов угроз и опасностей сформирована современная система гражданской обороны, продолжается работа по развитию её сил и средств, в том числе нештатных и специальных формирований, привлекаемых для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Внедряется комплексная защита населения , направленная на реализацию принципа «защита обеспечена дома» , которая предусматривает всестороннее обеспечение безопасности людей в местах проживания и на работе.
Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 24 июля 2015 г. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, организована переработка планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации с учетом современных требований.
Меры по совершенствованию государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны рассмотрены иодобрены на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации 22 сентября 2015 года.
Подготовлен и направлен на согласование в установленном порядке проект основ государственной политики в области гражданской обороны на период до 2030 года, в котором определены основные направления развития с учетом нового облика гражданской обороны .
В соответствие с современными вызовами приведены подходы к предоставлению населению средств коллективной и индивидуальной защиты, сокращены в разы требования к объемам ресурсов гражданской обороны, накапливаемых в запасах, а также эвакуации населения. Это позволяет регионам экономить сотни миллионов рублей ежегодно и внедрять новый формат гражданской обороны.
Продолжается работа по нормативному техническому регулированию в области гражданской обороны и защиты населения. В ближайшее время будет выпущен Технический регламент Евразийского экономического союза по безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны. Его принятие защитит отечественного производителя.
Все это должно привести к сокращению расходов бюджетов всех уровней, повышению эффективности выполнения мероприятий по гражданской обороне, и в целом, укрепит оборонный потенциал страны и социальную защищенность населения.
Слайд № 20
В-восьмых, совершенствование системы подготовки населения.
От уровня подготовки и культуры безопасности жизнедеятельности граждан напрямую зависит обеспечение защиты населения и территории страны.
В последние годы сформирована Единая система подготовки и обучения населения . В нее входят ВУЗы МЧС России, учебные центры федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методические центры по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации, курсы гражданской обороны муниципальных образований, учебно-консультационные пункты и иные образовательные организации.
В 2015 году подготовку прошли более 256 тыс . руководителей всех уровней, около 67 млн. работников организаций и неработающего населения, свыше 9 млн. учащихся.
Совершенствуются существующие и внедряются новые эффективные, формы, методы и технологии подготовки населения с учетом новых видов угроз, в том числе с использованием IT-технологий.
Особое внимание уделяется обучению подрастающего поколения основам безопасности жизнедеятельности . На различных уровнях проведено более 24,7 тысяч тематических мероприятий , соревнований «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник». В них приняли участие более 2,7 млн. обучающихся . Всероссийские соревнования «Школа безопасности» уже не первый раз проводились на территории Липецкой области. Победителями в 2015 году в двух возрастных группах стали команды г. Москвы . Команды Республик Марий Эл и Мордовии, Вологодской области, Пермского края и Ханты-Мансийского автономного округа – «Югра» неоднократно выступали на международных соревнованиях юных спасателей и пожарных, занимая призовые места.
МЧС России активно участвует в подготовке и проведении ряда молодежных образовательных форумах: «Таврида» в Республике Крым, «Территория смыслов» на Клязьме, «Селигер» в Тверской области.
Еще раз обращу внимание, что подготовка подрастающего поколения – это инвестиция в безопасность нашей России. Необходимо оказывать всестороннюю практическую помощь в их становлении и формировании культуры безопасности жизнедеятельности.
Уважаемые коллеги!
В 2015 году мы активизировали наши внутренние резервы и обеспечили рост развития МЧС России и РСЧС. Создали хороший задел на 2016 год и перспективу, доказав свою эффективность, значимость, открытость и близость к людям. РСЧС сегодня - это высокотехнологичная современная служба страны. Она является главной резервной системой на случай крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров, бедствий и катастроф. Ее силы своевременно оказывают квалифицированную помощь и поддержку каждому, кто оказался в беде, и создают условия для стабильного социально-экономического развития страны и её регионов.
МЧС России во взаимодействии с территориальными подсистемами, субъектами Российской Федерации и дальше продолжит активную работу по развитию и совершенствованию РСЧС , улучшению реагирования и созданию системы безопасности жизнедеятельности населения, повышению защищенности граждан нашей страны.