Сообщение о захаре из романа обломов.

В романе слуга Захар неразделимо связан с образом своего барина Ильи Ильича. Они настолько давно вместе, что Захар помнит Обломова младенцем, а сам Илья Ильич помнит своего верного слугу молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем.

Захар - старик по меркам той эпохи. Со временем растерял красоту и удаль, стал неуклюжим, ленивым. Барские вещи, попав в руки слуги, непременно ломаются и разбиваются. Во внешности Захара примечательными остались только пышные, на птичье гнездо похожие, бакенбарды, при абсолютно лысой голове.

Одевается неопрятно, одну и ту же одежду носит годами. Невозможно понять, какого цвета были его сюртук или рубашка, так как сейчас все выглядит серым и изношенным.

В свободное время Захар уходит во двор болтать с другими слугами. Он любит приврать и приукрасить. Возвеличивает своего барина, рассказывает всякие небылицы, давая понять, что Илья Ильич и богат, и умен, и Захар при барине живет сыто и удобно.

Внешне равнодушный и ленивый, Захар, тем не менее, сохранил в себе качества отличного слуги, приобретенные при старом барине в Обломовке. Он отлично справляется с одеванием барина, напомаживанием и причесыванием его волос. Достаточно рачительно ведет хозяйство, не разбазаривает хозяйское добро. Хотя оставить несколько медяков сдачи при покупке еды для него - само собой разумеется. Он не считает это воровством, и с удовольствием потом пропивает утаенные гроши.

Захар предан всей душой своему хозяину. Он без колебаний умрет за него. Слуге очень жалко своего барина, развращенного городской жизнью и ленью. Однажды, в пылу очередного спора, Захар сравнивает Обломова с другими барами. Барин, уязвленный сравнением не в свою пользу, укоряет слугу в неблагодарности, в том, что его, «не натянувшего чулка ни разу на ногу», сравнивают с кем - то. Захар осознает свою ошибку, винится перед хозяином, жалеет его и сам плачет вместе с ним.

Скорее всего, Захар относится к Илье Ильичу как к своему собственному неразумному, балованному ребенку.

После смерти Обломова верный слуга, обнищавший, живущий милостыней на паперти, отказывается уезжать в Обломовку, так как не хочет покидать могилу своего барина.

Сочинение на тему Характеристика Захара

Одним из второстепенных персонажей произведения является старый слуга главного героя Обломова, ранее бывший крепостным, по имени Захар.

Писатель представляет Захара в виде пожилого человека с лысой головой и проседью на шикарных бакенбардах, небрежно одетым в потрепанные и залатанные вещи.

По натуре Захар является нерасторопным и неловким растяпой, ленивым и нерасторопным, в раках которого случаются постоянные поломки, объясняющиеся им божьей волей. Но в отношении хозяйского добра Захар проявляет истинное чувство бережливости, внимательно следя за сохранностью вещей хозяина и не разрешая их передавать в чужие руки.

Захар приставлен к Илье Ильичу с детских лет и испытывает к барину сильную привязанность, изучив за многие годы жизни с ним все его недостатки, с которыми верный слуга успешно справляется, и положительные качества.

Помимо преданной службы Обломову, Захар не отказывается и от дружеских попоек, во время которых не прочь посплетничать о любимом хозяине, рассказывая неприглядные факты о нем, но при этом любящим в своих беседах приукрасить действительное. Кроме того, не гнушается Захар и мелким воровством в торговых лавках, не заметно забирая чужую сдачу при оплате покупок.

Верно прислуживая барину, работа Захара заключается в помощи хозяину с утренним пробуждением, а также вечерним отбытием ко сну. Захар тщательно оберегает тесную связь со своим барином, образовавшуюся с давних времен, и после женитьбы Обломова не допускает к нему даже свою жену-кухарку, считая только себя его преданным слугой, способных доставить хозяину максимум наслаждений.

Захар не представляет себя без жизни с Обломовым и его родовым поместьем, поскольку Обломовка является для Захара его родиной, где он вырос и получил жизненные уроки, усадьба представляется Захаром как идеальное воплощение ценностей помещичьего общества. В других местах старик чувствует себя обделенным, одиноким и неприкаянным.

После смерти Обломова Захар отказывается от предложения обустроиться в деревне, предпочитая остаться рядом с могилой любимого барина, не представляя дальнейшей жизни без Обломова.

Раскрывая образ старого и верного слуги Захара, писатель характеризует образ Захара в виде носителя устаревающих ценностей, носящих архаичную сущность и соответствующих, в отличие от сторонников просвещения и обновления, понятию «обломовщины».

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Анализ рассказа Возвращение Платонова (рассуждение)

    Военная тема является одной из самых популярных в литературе. Многие произведения повествуют о течении войны, о солдатах и героизме, а некоторые описывают послевоенное время. К последнему типу можно отнести работу Андрея Платонова

    Илья Фомич Кочкарев является одним из ярчайших второстепенных персонажей произведения, представленный в образе друга главного героя пьесы Подколесина.

Роман И.А. Гончарова, основная тема которого - обломовщина: образ жизни, для которого характерны апатия, пассивность, оторванность от действительности созерцание жизни вокруг себя при отсутствии груда и практической деятельности, выстроен как рассказ о жизненном пути Ильи Ильича Обломова с детских лет до смерти. Самый знаменитый роман писателя, как считается, с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века. Еще в заслугу Гончарову, по признаниям современников и литературных критиков, ставят то, что роман смог нанести удар по «лишним людям», людям слова, а не дела, столь же, как и Обломов, не способным к действию.

Этот типичный для крепостничества характер обломовщины становится особенно ясен, если обратиться к образу не только Ильи Ильича, но и его слуги Захара. Недаром критика указывала, что Захар - тот же Обломов, они выросли на одной и той же почве и невозможны друг без друга.

Слуга находится при барине с самого его детства: «Он только что проснется у себя дома, как у постели уже стоит Захарка, впоследствии знаменитый камердинер его Захар Трофимыч».

Как и самого Илью Ильича, «сонное царство» Обломовки с самого детства приучало Захара к лениво-неспешно-сонному бытию. Из «Сна Обломова» мы узнаем, что батюшка Ильи, сидя у окна, прикрикивал на Захарку: «А ты, Захарка, постреленок, куда опять бежишь? Вот я тебе дам бегать!.. Пошел опять в прихожую! И Захарка шел опять дремать в прихожую». Любовь к дремоте и сну сохранится на всю жизнь rie только в хозяине, но и в его слуге.

Конечно, положение заставляло Захарку исполнять свои обязанности, т. е. трудиться. При этом приходилось быть даже расторопным, кидаться исполнять любое желание барчука, не то получишь от старших колотушку. Но с тех пор как Илюша вырос и стал жить самостоятельно, его слуга «как-то не чувствовал над собой барина». Поэтому он в какой-то мере даже любил капризы барина, «на которые хотя и ворчал, и про себя и вслух, но которые уважал внутренно, как проявление барской воли, господского права...».

Безволие Ильи Ильича, видимо, меняет и характер Захара. Тот становится все ленивее, понимая, какое из приказаний барина стоит выполнять, а о каком можно вообще забыть. Захар очертил себе круг деятельности, за который никогда не переступал. Утром он ставил самовар, чистил сапоги и то платье, которое барин спрашивал, мел не всякий день середину комнаты и обтирал пыль со стола, на котором ничего не стояло. «Затем он уже считал себя вправе дремать на лежанке или болтать с Анисьей... Никакими средствами нельзя было заставить его внести новую постоянную статью в круг начертанных им себе занятий».

Для Ильи Ильича жизнь разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья. Служба была для него неприятна, и он очень быстро ушел в отставку. Он может себе это позволить: в его распоряжении кроме Захара еще 350 душ крепостных, которые работают на него. И если дела в имении идут плохо, то только из-за нежелания и неумения Обломова управлять поместьем.

Из этого можно сделать вывод, что, возникнув в помещичьем кругу, обломовщина заразила близко стоящих к нему дворовых людей. Захар «был убежден, что они с барином дело делают и живут нормально, как должно, и что иначе жить не следует». Это автор подтверждает даже бытовыми зарисовками. Как Обломова невозможно представить без любимого им халата из персидской материи, так Захар любит свой старый, рваный серый сюртук - «слабое воспоминание ливреи» и не стремится изменить свой внешний вид.

В нравственном отношении барина и его слугу сравнивать не приходится: Илья Ильич обладает чистой душой, открытой высоким чувствам, он уважителен и нежен по отношению к обеим женщинам, которых любит, он верен дружбе, мы не видим его злословящим в обществе. В этом он выше Захара, у которого полным-полно недостатков.

Он и грязнуля, и неловок, и ворчун, и сплетник, и подворовывает у барина потихонечку, и выпить любит, и с женой своей груб, но при всем том «он был глубоко преданный барину слуга». И в этом его главное нравственное достоинство, унаследованное от предков. «Боже сохрани, чтоб он поставил другого какого-нибудь барина не только выше, но даже наравне со своим!» Барин был для него неотделим от Обломов-ки, которую Захар любил, «как кошка - свой чердак, лошадь - стойло, собака - конуру, в которой родилась и выросла».

«Старинная связь была неистребима между ними. Как Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, пи отобедать без помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренно благоговеть перед ним».

Взаимная обусловленность существования Обломова и Захара выражается и в том, что Захар, будучи рабом Обломова, держит своего барина в рабской зависимости от себя, и в том, что смерть Обломова ст ановится началом гибели Захара. В финале романа Штольц встречает у церкви полуслепого, оборванного нищего. Штольц признает в нем Захара. Расспрашивая его, как он дошел до нищенства, он узнает, что Захар, изгнанный после смерти барина из дома братцем барыни, оказался непригодным ни к какому делу: пытался служить у купца буфетчиком, но при своей известной неловкости разбил дорогую посуду и лишился места. Попав в швейцары к графине, не удержался в ее доме из-за нечистоплотности склонности к спиртному. Извозчиком быть нет у него уже сил по старости. Штольц предлагает ему кров и стол у себя в деревне, но Захару не хочется уезжать от могилы своего барина: ему все кажется, что тот его зовет.

Так типичный для крепостничества характер обломовщины в романе подтверждается образом Захара, тем самым помогая более глубокому раскрытию основной темы произведения.

Роман «Обломов» - одна из вершин творчества великого русского писателя и публициста И.А.Гончарова. Произведение было опубликовано в далёком 1859 году, но и поныне не утихают дискуссии критиков вокруг его главного героя и других персонажей. В Обломове сплелись воедино и привлекательные, и, подчас, отталкивающие стороны его противоречивой натуры. Он одновременно кажется добрым, мягким, великодушным и, в то же время, довольно ленивым барином, который абсолютно не приспособлен к активной жизни, не имеет никаких интересов и целей.

Крепостной Захар – этакий своеобразный клон Обломова, но отражённый в кривом зеркале.

Образ слуг играет в произведении важнейшую идейно-композиционную роль. Захар не только «отражает» худшие черты Обломова, но и косвенно влияет на ход физического и нравственного угасания главного героя.

Во время повествования, Захар – умудрённый опытом человек, которому далеко за пятьдесят. В юности он являлся лакеем в помещьичем доме в Обломовке, затем его приставили в дядьки к молодому Илье, а позже, в Санкт-Петербурге, он уже стал камердинером. Лень Захара - его врождённая, природная черта. Он появился на свет и вырос в спокойнейшем уголке России, где «все тихо и сонно». Крепостные в деревне Обломовке жили счастливо и размеренно, потому что считали: только так, а не иначе можно пахать землю, сеять овёс, жать и торговать, собранным урожаем. Они абсолютно были уверены, «что и все другие живут точно так же и что иначе - грех». Служба в качестве лакея преумножила в Захаре ту порцию лени, которую он получил от рождения до предела. Когда наш герой стал служить лакеем, он обязательно должен был сопровождать господ в поездках в гости и на службу в церковь. Всё оставшееся время Захар спал в прихожей, сплетничал с кухарками и прислугой на кухне, многими часами простаивал у ворот. Как только он стал дядькой маленькому Илье, он тут же возомнил себя аристократом. Поэтому, кроме утреннего и вечернего туалета малыша, более не заботился ни о чём.

Захар фантастически неловок. Любая вещь в его неуклюжих руках падает или ломается. Обломов абсолютный лентяй, не делает практически ничего. Его слуга, на самом деле, тоже: он пытается обозначить лишь видимость хоть какой то деятельности. Неловкость Захара – непосредственное отражение жизни Обломова.

Одежда – ещё одна важнейшая деталь в образе слуги Обломова, так же, как и в образе самого главного героя романа. Гардероб персонажей как бы изменяется, но на самом деле не претерпевают изменений ее хозяева. Захар постоянно носит не совсем понятного вида одежду. Сначала ливрея, затем сюртук, куртка, вылинявшая шинель с отсутствующей полой несомненно копируют наряды Ильи Ильича: халат – сюртук – халат. Комфортный мягкий халат - это своеобразный символ барства главного героя. У слуги Обломова предметы гардероба тоже символичны. После смерти хозяина, Захар стал носить шинель без одной полы. Он будто бы расстался со своей половиной – любимым барином, он как некая вещь, которая внезапно лишилась владельца.

Между Захаром и Обломовым несомненно имеется глубинное сходство. Слуга главного героя воплощает в себе худшую сторону Обломова – барство, леность и праздность. Со смертью главного героя завершается и судьба его слуги. Захар не может жить в других местах, не может служить у других господ. Гончаров показывает, как крепостнические барские порядки духовно убивают личность, лишают её цели в жизни.

Роман «Обломов» занимает центральное место в творчестве Гончарова. Это произ-ведение, по выражению М. Горького, один из «самых лучших романов нашей лите-ратуры». В основе романа - жизнь и несбывшиеся планы Ильи Ильича Обломова. В сущности, композиция романа отличается лаконичностью: Обломов лежит; Обломов вспоминает детство; любовь героя к Ольге; Выборгская сторона.

Образ героя давно уже стал нарицательным, и слово «обломовщина» означает лень, фантастическую, глобальную лень и нежелание что-либо делать. Образ Ильи Обломова в романе прописан четко и выразительно, с анализом причин, приведших к характерному для Ильи Ильича стилю жизни. И образ каждого из персонажей призван, помимо самостоятельного значения, глубже раскрыть образ главного героя.

Захар - слуга Обломова - всегда рядом с ним. С первых страниц романа мы видим Илью Ильича, развалившегося на диване, и Захара на печи. Роль образа Захара в раскрытии образа Ильи. Обломова сложно переоценить. Захар - порождение той же жизни, что и Обломов. В некоторой степени, Захара можно назвать копией Ильи Ильича, только из другого общественного класса. Обломов лежит на диване - Захар, в сущности, тоже достаточно индифферентная личность. Обломов оправдывает свое бездействие плохим самочувствием, необходимостью подумать и т.д. Захар говорит, что не убирается, потому как барин ему не дает это сделать.

В начале романа показана жизнь Обломова - герой лежит на диване и принимает гостей. Лежание - его образ жизни, Обломов неразделим со своим халатом и мягкими удобными домашними туфлями. Обломова совершенно не волнует, В каком состоянии его жилище. Его не беспокоят залежи пыли. Но Захар тоже обращает на интерьер внимание в очень редких случаях: если ему об этом скажут.

Захар и Обломов во многом очень похожи. Оба они из Обломовки, оба выросли в одной и той же обстановке, получили одинаковое воспитание, с некоторой поправкой на общественный круг. То есть и Обломов, и Захар выросли в атмосфере неги, медлительности и бездействия. Жизнь, состоящая из еды и сна, наложила свой отпечаток на Илью Обломова. Но Захар также не миновал подобной судьбы. Его понятия нормальной жизни сводятся к тихому и мирному сельскому существованию, когда не нужно никуда спешить, чистить барину одежду и особенно часто убираться в квартире.

Все делается долго и обстоятельно, но ничто, в сущности, не доделывается до конца. Захар своим образом оттеняет и дополняет образ Обломова. Захар - тот же Обломов, только из другого общественного слоя. Гончаров включением в роман такого «двойника» Обломова добился значительной масштабности и обобщенности повествования. Если бы Захара не было, допустим, слугой Ильи Ильича стал бы расторопный малый, исполняющий свои обязанности, в лице Обломова читатель мог прежде всего увидеть обленившееся барство. Но глобальная лень - обломовщина - не минует любого, неспособного ей противиться.

Обломовщина - это не только Обломов, но и Захар с его рабской преданностью барину, и одновременно - нежеланием менять устоявшийся быт, совершенствовать себя и окружающий мир.

Обломову свойственно мечтать, строить заведомо несбыточные планы. Несбыточные потому, что Илья Ильич не научился действовать. Ему это слишком тяжело, совершенно не возникает желания пошевелиться, подняться с дивана. Он сам себе придумывает нелепые оправдания - нездоровье и прочее, когда в начале романа его пытаются отвезти в гости. Захар - такой же мечтатель, ему также нравится ничего не делать. На мой взгляд, здесь возникает взаимная зависимость героев друг от друга. Захар предан барину душой и телом, привык к размеренному существованию и традиционному укладу жизни. Обломов же, в сущности, ничего не умеет и ничего не способен совершить самостоятельно. В итоге Илья Ильич зависит от своего слуги так же, если не больше, чем Захар от барина. Читая страницы романа, мы понимаем, что Захар - даже более самостоятельный, менее зависимый человек. Илья Обломов не может заставить Захара сделать то, что нужно ему. Если, конечно, слуга сам не пожелает исполнить волю барина. Как писал Добролюбов, «чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, он сделает и против воли барина, и барин покорится». Зависимость Обломова от Захара дает последнему замечательную возможность спокойно спать на своей лежанке. Зависимость Захара от Обломова позволяет Илье Ильичу надеяться на действия слуги, самому же - спокойно погрузиться в мечты.

Итак, подведем итоги. Роль образа Захара в раскрытии характера Обломова чрезвычайно велика. Захар - двойник Ильи Ильича. В сущности, этих двух героев даже нельзя полностью разделить, разграничить. Обломов и Захар - это две стороны одной медали. Два героя, воспитанные почти в одинаковых условиях, они одинаково неспособны жить полноценной настоящей жизнью.

Захар – один из второстепенных персонажей в романе И. А. Гончарова , преданный слуга Обломова . Это человек преклонных лет в сером сюртуке с лысой головой и русыми бакенбардами. По натуре Захар довольно ленив и неряшлив. Он может подать хозяину еду в грязной посуде и даже поднять, упавшую на пол еду, и подать на стол. Ко всему он относится по-философски, приговаривая, что все что ни делается, угодно Богу.

Однако внешняя расхлябанность Захара обманчива. На самом деле он бережно относится к хозяйским вещам и боготворит своего барина. Несмотря на напористость Тарантьева , не даёт ему вещей Ильи Ильича, так как уверен, что тот может не вернуть. Захар относится к слугам старой закалки. Он всегда был верен роду Обломовых и будет до конца. Он считает своего хозяина самым лучшим и особенным человеком. Даже, женившись на кухарке Анисье, всё делает для барина сам, стараясь не подпускать её, так как считает это своей святой обязанностью. Временами автор раскрывает и другую сторону Захара. Так, например, он любит и может прикарманить сдачу, выданную в магазине. Он не прочь выпить с друзьями и посплетничать о жизни хозяина с другими слугами.

Со смертью Обломова, жизнь Захара теряет всяческий смысл. Он уходит из дома Пшеницыной и нищенствует. Когда Штольц предлагает перейти к нему на служение, Захар отказывается, говоря, что не может оставить могилу своего барина без присмотра.