Сообщение о творчестве а к лядова. Биография - анатолий константинович лядов

Анатолий Константинович Лядов - русский композитор, дирижер, педагог. Он родился 11 мая 1855 года в Петербурге. Музыкальное образование он получил в Петербургской консерватории; ученик Ю. Иогансона, Н. Римского-Корсакова.

В 1878 году Лядов был приглашен на педагогическую работу в консерваторию, профессором которой он состоял до конца жизни (с небольшим перерывом в 1905 году, когда покинул консерваторию в знак протеста против увольнения Римского-Корсакова). В 1879 году он приступил к дирижерской деятельности, продолжавшейся до 1910 года. С 1884 года Лядов стал преподавателем в инструментальных классах Придворной певческой капеллы.

Лядов был участником Беляевского кружка. К ученикам Лядова принадлежали многие советские композиторы: Б. Асафьев, В. Дешевов, С. Майкапар, Н. Мясковский, С. Прокофьев, В. Щербачев и другие.

По складу дарования композитор был выдающимся мастером симфонической миниатюры. Творчество его отмечено верностью реалистическим принципам русской музыкальной классики, связью с народно-песенным и поэтическим искусством, изяществом выражения, совершенством формы.

В музыке Лядова огромную роль играет русская народная песня. Он не только обработал более 150 народных мелодий, но и творил свои собственные мелодии на интонациях народной песни. Особенной известностью пользуется сюита "Восемь русских народных песен для оркестра" (1905), где композитор необычайно тонко и глубоко передал характер и особенности русских песен различного вида.

Лядов сочинил много пьес для фортепиано, чаще всего не больших, но всегда лаконичных и мастерски отделанных. Особенно популярна его пьеса "Про старину" (1889), где изображен народный сказитель, играющий на гуслях. Шутливая пьеска "Музыкальная табакерка" воссоздает звучание музыкальной игрушки. Хороши его "Детские песни" на народные тексты - здесь Лядов просто, но очень метко зарисовал ряд живых сцен: " ", " ", " " и другие.

Лядов развивал в своих произведениях другую линию творчества своего учителя Римского-Корсакова. Он создал ряд маленьких сказочных картинок для оркестра: "Баба-Яга" (1904), "Кикимора" (1910), "Волшебное озеро" (1909). В них проявился замечательный талант художника, способного рисовать музыкой яркие и оригинальные образы, создавать портреты сказочных персонажей, фантастические пейзажи.

СОЧИНЕНИЯ:

- Заключ. сцена из "Мессинской невесты" (по Шиллеру) для 4 сол., хора и орк. (1878, перераб. в 1890 в кантату)

Кантата памяти М. Антокольского для хора и орк. (совм. с А. Глазуновым, 1902)

Полонез памяти Пушкина (1899)

- "Баба-Яга" (1904)

8 нар. песен для орк. (1906)

- "Волшебное озеро" (1909)

- "Кикимора" (1910) и др. произв. для орк.

Многочисл. пьесы для фп., в т.ч. "Бирюльки" (1876), "Арабески" (1878), баллада "Про старину" (1889), "Музыкальная табакерка" (1893), 3 багатели (1903), Вариации на нар. польск. тему (1901), прелюдии, мазурки, этюды, интермеццо и др.

4 романса (ор. 1, 1873-74), 18 дет ских песен на народные слова (тетрадь 1, ор. 14, 1887; тетрадь 2, ор. 18, 1887; тетрадь 3, ор. 22, изданы 1890);

Романсы

Сборник русских на родных песен (ор. 43, издан 1898), 35 песен русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано из собранных в 1894-95 годы И. В. Некрасовым и Ф. М. Истоминым (издано 1902), 50 песен русского на рода для одного голоса с сопровождением фортепиано из собранных в 1894-1899 и 1901 годы И. В. Некрасовым, Ф. М. Истоминым и Ф. II. Покров ским (издано 1903), 35 песен русского народа из собранных в 1894, 1895 и 1902 годы И. В. Некрасовым, Ф. М. Истоминым и Ф. И. По кровским в губерниях: Владимирской, Нижегородской, Сара товской, Тверской и Ярославской для одного голоса с сопровождением фортепиано (издание Песенной комиссии Русского географ. общества, б. г.);

для хора a cappella:

10 русских народных песен (переложено для женских голосов, ор. 45, издано 1899), гимн А. Рубинштейну в день торжественного открытия статуи А. Г. Рубинштейна в С.-Петербургской кон серватории (ор. 54, 1902), 5 песен русского народа, положенных на голоса (для женского, мужского и смешанных хоров, издание Песенной комиссии Русского географического общества, 1902), 15 русских народных песен для хора (ор. 59, изданы 1907), 15 русских народных песен для женских голосов (1908), 10 переложений из Обихода (ор. 61, изданы 1909?)

5 русских песен (для женского хора, 1909-10);

для хора с инструментальным сопровождением:

Слава (для женского хора с coпpовождением 2 арф и 2 фортепиано в 8 рук, ор. 47, издано 1899), Сестра Беатриса (хор в сопровождении фисгармонии в 4 руки, ор.60, 1906);

Орк. отд. номеров из оперы Мусоргского "Сорочинская ярмарка" и др.

Искания своего учителя, Римского-Корсакова, продолжил композитор Анатолий Константинович Лядов . Вместе со своим наставником он преподавал в Петербургской консерватории. В 1905 году в знак протеста против увольнения , сочувствовавшего революционным студентам, подал вместе с Александром Константиновичем Глазуновым прошение об отчислении из профессуры.

Лядов не писал симфоний, опер, вообще больших музыкальных сочинений. Он был принципиальным миниатюристом. Но каждую свою миниатюру отделывал как первоклассный ювелир.

Вы, должно быть, слышали его «Музыкальную шкатулку». Ее можно увидеть в исполнении балетных артистов. Изумительная пьеса!

А его «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро»?

Кикимора

Это, действительно, музыкальные акварели. Выписаны они изящно, тонко, с подлинной поэзией.

Оркестровые краски миниатюр Лядова настолько богаты, что мы как бы видим не только очертания картины, возникшей в нашем воображении, но и ее цвет, ее узор, удивительно русский орнамент.

Русью пахнет у Лядова не только в обработках народных песен, но и там, где нет ни одной цитаты из подлинной песни, сочиненной народом.

Его оркестровая миниатюра «Волшебное озеро» звучит, как русская сказка. Она вся соткана из легких, прозрачных звучаний, и, кажется, слушать ее надо не дыша, чтоб не спугнуть очарование волшебства.


Оркестровая миниатюра А.К. Лядова «Волшебное озеро» звучит, как русская сказка

Лядов долго искал какое-нибудь описание озера в русских былинах, стараясь «опереться» на него, но нигде не нашел то, что будоражило его воображение. И наконец обнаружил это озеро совсем рядом, неподалеку от деревни, в которой родился и куда любил приезжать летом.

Ну, простое лесное русское озеро, - восхищался композитор, - и в своей незаметности и тишине особенно красивое.

Композитор, как зачарованный, смотрел на это лесное чудо:

Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и в кажущейся неподвижности!

Свои впечатления Лядов перенес «на зыбкую речь музыки, и оно, озеро, стало волшебным» (Б. Асафьев).

Завораживающая, тонкая, как лесная паутинка, мелодия возникает едва слышно, словно зазвучала сама тишина. Едва различимо тремоло литавр, слегка касаются струн смычки скрипок, альтов и виолончелей, почти бесплотно звучат арфы.

Вдруг скользнул ветерок, подняв легкую рябь. Короткие фразы деревянных духовых инструментов, челесты и арфы подобны красочным бликам, мерцающим на воде, или искоркам звезд, вспыхивающих в густой синеве ночного неба.

Вступают виолончели, потом флейты. Оркестр все более оживляется. Волнообразные пассажи скрипок передают усиливающееся волнение озера. В звучании гобоев слышатся как бы вздохи, таинственные и неопределенные - точно из глубины вод появляются русалки. Они подплывают к берегу, качаются на ветвях плакучих ив…

Оркестр передает это сказочное очарование в каких-то словно мерцающих звуках. Все теплее поют скрипки, призывнее становится их голос. Сладостное томление достигает предела. И снова истаивают звуки, успокаивается озеро. Оно погружается в сон. Исчезают русалки. Вновь еле слышно шуршит тишина…

Ах, как я его люблю! - восклицал композитор. - Как оно картинно, чисто, со звездами и таинственностью в глубине!.. Одна мертвая природа - холодная, злая, но фантастичная, как в сказке.

И это сказочное очарование колдовского лесного озера Лядов передал в своей оркестровой миниатюре. Музыка «Волшебного озера» Лядова настолько воздушна, изменчива и неуловима, что напоминает творения импрессионистов.

"Самый ленивый классик русской музыки"-

Анатолий Константинович Лядов

Анатолий Константинович Лядов [(11 мая 1855 - 28 августа 1914)
Личность яркая и самобытная. Он сочинил не так уж много произведений, но зато каких! Русский эпос в музыке - основное направление в его творчестве. Современники говорили, что он превзошёл Римского-Корсакова.

Современники упрекали Лядова за малую творческую продуктивность.

Одна из причин этого — материальная необеспеченность Лядова, вынужденного много заниматься педагогической работой. Надо сказать, что как педагог Лядов добился немалых успехов. Среди его учеников Прокофьев, Асафьев, Мясковский. Преподавание отнимало в день не менее шести часов. Лядов сочинял, по его собственному выражению, «в щелочки времени», и это его очень удручало. «Сочиняю мало и сочиняю туго, — писал он своей сестре в 1887 году. — Неужели я только учитель? Очень бы этого не хотелось! А кажется, что кончу этим...»

Д.Мацуев.

"Арабески"

Вершиной камерной формы явились прелюдии Лядова.
Его вполне можно назвать основоположником русской фортепианной прелюдии. Этот жанр был особенно близок эстетическому мировоззрению Лядова-миниатюриста. Неудивительно, что именно в ней наиболее ярко проявились индивидуальные, специфические черты его почерка.








Особое место занимают «Восемь русских народных песен для оркестра», в которых Лядов мастерски использовал подлинные народные напевы — эпические, лирические, плясовые, обрядовые, хороводные, выразив разные стороны духовного мира русского человека.
8 русских народных песен для оркестра.



Симфонические миниатюры А.К. Лядова появились в зрелый период творчества композитора. Их немного, и все они программны. И некоторые из них имеют конкретную литературную программу, изложенную автором. «Восемь русских народных песен» музыкальные исследователи обычно не относят к программной музыке Лядова, но и к обработкам народных песен, которых у него более 200 - тоже. В чем же тут подвох? Давайте разберемся.
Сочинение представляет из себя цикл миниатюр для оркестра. Собственного названия у него нет, но каждая пьеса имеет свое «имя» по жанру народных песен. Некоторые из этих песен уже были опубликованы ранее в сборниках обработок народных песен Лядова для одного голоса и фортепиано. Но композитор вновь решил обратиться к этим подлинным мелодиям, только в инструментальном виде. Но зачем это ему понадобилось? Ведь из песни слово не выкинешь... А он это сделал свободно, без угрызений совести... Неужели ему нечего было оркестровать?
Как всегда, у гениев все просто, но не так примитивно...
Как поведала история, Лядов жил «двойной» жизнью. Зимой он преподавал в Петербургской консерватории, а все лето проводил на даче, в деревне Полыновке. Что же удивительного? На дачах написано много произведений Чайковского, Рахманинова, Прокофьева и других композиторов. Но Лядов жил не просто на даче. Он жил в деревне. Много времени проводил в общении с семьей крестьянина Ивана Громова, ходил по окрестностям и записывал народные песни. Конечно, он весь был пропитан духом русского фольклора. Он знал не только крестьянский быт (особенно любил косить и рубить дрова), но и понимал тип мышления «простых людей», их нравы и характеры, отношение к земле, к жизни. В то же время он был прекрасно образованным, «начитанным» и глубоко мыслящим человеком. И это сочетание интеллегентности и деревенской простоты сказалось в его творчестве. Именно в «Восьми русских народных песнях» он соединил две непересекаемые в обычной жизни вещи - деревенскую хоровую песню и симфонический оркестр. Это делали и другие русские композиторы - Мусоргский и Бородин, Римский-Корсаков, и Чайковский, и даже Скрябин. Но Лядов это сделал по-своему неповторимо.
Да, автор использует подлинные народные мелодии, у которых раньше были слова. Но это не просто еще одна «обработка», и его задумка не в том, чтобы к народной мелодии «приписать» оркестровый аккомпанемент. А в том, чтобы богатыми средствами оркестра выразить то, что между слов, между строк, о чем не принято говорить словами.
Да, он тоже, как и его коллеги, соединял народные мелодии с европейскими принципами гармонизации, применял в оркестре инструментальные приемы народных инструментов (жалеек, балалаек); использовал народные жанры и рисовал сказочных персонажей. Но в «Восьми песнях» он пошел дальше и глубже.
В этом цикле - емкое отражение души народа в символическом проявлении. Литературной программы, как в других его симфонических картинах, здесь нет. Но если Лядов сам не выписал сюжет из русских сказок, то это еще не значит, что его там нет вовсе. Программа заложена в самих жанрах песен, которые выбраны автором не случайно, не просто для «разнообразия» и выстроены не случайно именно в таком, а не ином порядке.
Как это может быть? Жанр - это всего лишь классификация песен по тем или иным признакам.
В науке - да. Но не в фольклорной традиции. Ни одна песня в деревне не поется «просто так». Она всегда «к месту». И «ко времени». Речь идет не только о «приуроченных песнях», которые связаны с календарным обрядом, и который творится в определенное время года (Колядки - в новогодье, заклички - весной, купальские - летом и так далее). Плясовые, застольные, свадебные, шуточные песни - тоже соответствуют своему действию. Словом, за каждой песней - целая сказка. Поэтому композитору не пришлось комментировать песни. Каждый жанр говорит сам за себя. Лядову, видимо как раз нравилось то, что коротко и лаконично можно выразить очень глубокую мысль.
Каждая песня из цикла - это характер. Не столько портрет персонажа, сколько выражение состояния души. Эта душа многогранна. И каждая пьеса - это ее новая грань.
Теперь подробнее о каждой пьесе и о том, что она означает в неписанной программе Лядова.

Духовный стих - это характер калик перехожих. В старину в зеленые Святки (неделя перед Пасхой) в дом приходили бродячие музыканты и пели Духовные стихи. В каждой песне - сюжеты о «небесной» жизни, о загробном мире, о душе и так далее. В данном цикле - это символ молитвы. И эта «духовность», собственно, задает тон всем остальным пьесам.
***
Коляда-Маляда - это зимние Святки, неделя перед Рождеством, когда в дом приходили ряженные, плясали с хозяевами дома, пели им величальные (то есть хвалебные) песни, показывали кукольный театр (вертеп) на библейский сюжет. Быть может, это марионетки зажигают вифлеемскую звезду и несут дары младенцу Иисусу? В оркестровке все «кукольное», «крошечное» - тихие шаги пиццикато, негромкие трубы - голоса кукол, но характер все же торжественный.
***
Протяжная - это наиболее красочное выражение страдания народного. Как сказал поэт, «этот стон у нас песней зовется». Несомненно, имелись ввиду протяжные. В каждой такой песне рассказывается о тяжкой судьбе, женской доле или какая-то душещипательная история с грустным концом... Мы не будем даже искать подлинные слова этой песни, ведь средствами оркестра композитор выразил еще больше... Хочется обратить внимание, как ансамбль виолончелей исполняет основную мелодию в подражание ансамблю голосов хора. Виолончели здесь особенно задушевны...
***
Шуточная - «Я с комариком плясала». Изображение писка комаров - это не самая главная прелесть пьесы. Звукоизобразительность - это неотъемлемая часть почерка автора, но этим он лишь отвлекает внимание, желая немного приободрить слушателя после такого глубокого горя, которое было в предыдущей пьесе. Вспомним, что значит выражение «чтоб комар носа не подточил»... Или - как это Левша блоху подковал? Все эти символы - тонкость, отточенность ума, остроумие. Веселая шутка - что может лучше отвлечь от горя и печали?
***
Былина о птицах - это разговор особый.
Былина - это какая-то быль, то есть история о том, что было. Она обычно рассказывает о подвигах русских богатырей. И музыка обычно повествовательного характера, медленная спокойная, «эпическая». А отношение к птицам в древние времена было особенным. Птицы были почитаемы на Руси как священные. Весной, «закликали» жаворонков, а осенью провожали журавлей на юг. Но автор не использовал веснянки, а написал «былина», что говорит о каком-то мифе.
В сказках часто упоминаются вороны, орлы, голуби, ласточки, которые могут разговаривать человеческим голосом. Так же есть примета, что если птица бьется в окно, значит вестей жди. По поверьям - птица - это символ человеческой души, летящей с «того» света, то есть из загробного мира. Словно наши далекие предки подсказывают нам что-то очень важное.
В то же время музыка этой былины - далеко не повествовательного характера. Композитор остался верен самому себе, выбрав звукоизобразительный путь: сплошь я рядом форшлаги деревянных духовых, что изображает полеты птиц и порхания с ветки на ветку; в начале пьесы - птица словно стучится в окно (пиццикато), и, судя по музыке, несет весть недобрую... Она мечется, стонет, а в самом конце - низкие унисоны струнных словно выносят суровый приговор Судьбы. И, скорее всего, он неотвратим...
***
Колыбельная - логическое продолжение «приговора». Традиционные колыбельные песни для детей обычно очень спокойные. Но здесь - не все так прямо. Если кто и качает люльку - так это не добрая мамаша, а сама Смерть. Это она стучалась в дверь в прошлой пьесе. А сейчас - стонет и вздыхает. Словно кто-то прощается навеки с дорогим человеком. Но ведь это не похоронная песня, а колыбельная! Все правильно. Когда человек умирает своей смертью - он постепенно засыпает и больше не просыпается. И вот смерть поет эту жалобную колыбельную, словно окутывает своим туманом, увлекая за собой в сырую могилу. «Спите, спите... вечным сном...»
***
Но тут - Плясовая - появилась волшебная дудочка пастуха, свирель. Связь с загробным миром в деревне приписывалась всем пастухам, потому что они знали язык птиц и зверей, и скота. А дудочки делали из «волшебной» травы, которая играет сама. Эта волшебная дудочка - маленькая, тоненькая как комар, может проскользнуть в царство смерти и вывести человека обратно на «этот» свет. Но он должен не просто идти, а плясать. И тогда, пройдя по тонкой ниточке, связывающей «тот» свет и «этот», человек возвращается к жизни.
И что он видит первым делом?
Свет! То есть Солнце!
И людей - друзей и родных.
***
Хоровод - это когда все вместе держатся за руки и идут по кругу. Круг - это символ солнца. А солнце - это тепло, изобилие и богатство. Последняя пьеса - это победа над смертью и радостный гимн Ее Величеству Жизни.

Вот так в коротких пьесах, буквально, в «нескольких словах» вместилась вся философия и поэзия русского народа в гениальном пересказе композитора-миниатюриста Анатолия Лядова. Прислушайтесь, и вы услышите там частичку себя как истинно русского человека.
Инна АСТАХОВА



Блестящим подтверждением творческой эволюции Лядова являются и его знаменитые программные миниатюры — «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». Созданные в 1904- 1910 годы, они отразили не только традиции предшественников, но и творческие искания современности. Оркестровые сказочные картины Лядова, при всей самостоятельности их замыслов, можно рассматривать как своеобразный художественный триптих, крайние части которого («Баба-Яга» и «Кикимора») представляют собой яркие «портреты», воплощенные в жанре фантастических скерцо, а средняя («Волшебное озеро») — завораживающий, импрессионистский пейзаж.


Последняя работа в сфере симфонической музыки — «Кеше» («Скорбная песнь»), связана с образами Метерлинка.

«Скорбная песнь» оказалась «лебединой песнью» самого Лядова, в которой, по словам Асафьева, композитор «приоткрыл уголок своей собственной души, из своих личных переживаний почерпнул материал для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая жалоба».
Этой «исповедью души» завершился творческий путь Лядова, чей оригинальный, тонкий, лирический талант художника-миниатюриста, быть может, проявился несколько раньше своего времени.

Совершенно неизвестен Лядов как художник. Он рисовал много для своих детей, рисунки развешивались на стенах квартиры, составляя маленькие семейные тематические выставки. То это был вернисаж мифологических существ: странных человечков, чертиков - кривых, хромых, косых и даже «благообразных», или карикатур на «творческую личность»: литератора, певицы, учителя танцев…

Цикл состоит из четырнадцати миниатюрных пьесок, из которых первая и последняя, выполняющая роль финала, основаны на одном и том же музыкальном материале. При контрастности отдельных пьес произведение в целом окрашено в беспечно-жизнерадостные тона с оттенком некоторой «детскости», «игрушечности» (что отражено и в названии цикла).
Средняя часть № 1 представляет собой изящный вальс. Вальсовая основа встречается и в некоторых других номерах цикла, приобретая иногда лирическую окраску (например, в № 3). Для некоторых пьесок характерна большая подвижность, моторность, порой с оттенком игривого юмора или жизнерадостной задорной устремленности (см. № 4, 12, 13).
Два номера «Бирюлек» выделяются ярко выраженным национально-русским характером интонаций. Это —№ 5 (си мажор), начальная попевка которого навеяна темой «Прогулки» из «Картинок с выставки» Мусоргского и пятидольный № 6 (ми минор), напоминающий эпические образы Бородина и Мусоргского.

Анатолий Константинович Лядов родился в Петербурге в 1855 году . Композитор творил и работал в родном городе. Его любовь к музыке далеко не случайна. Семья Лядова была связана с музыкой. Отец Анатолия работал в Мариинском театре где был дирижёром. Игре на фортепиано юного Толика научила тетя. Жизнь композитора складывалась непросто. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Отец начал вести разгульную жизнь. Это, скорее всего, и стало причиной формирования некоторых негативных личностных качеств, таких как безволие и несобранность.

С 1867 по 1878 годы Лядов учился в консерватории родного города . Его преподаватели были знамениты на весь мир. Окончил обучение композитор на отлично. Его хвалили все педагоги и возлагали на юношу огромные надежды. Один из учителей Лядова помог юношевлиться в «Могучую кучку» - содружество композиторов. Однако, в скором времени, данное сообщество распалось. Появилось новое «Беляевский кружок» , в которое и вступил Анатолий. Вместе с другими композиторами Лядов включился в работу и руководство колективом. Он отбирал, редактировал и издавал новые сочинения.

Личная жизнь Анатолия Константиновича Лядова

Свою личную жизнь композитор не выставлял напоказ. Он старался максимально скрыть ее от лишних и назойливых глаз. Лядов не хотел акцентировать внимание свою свадьбу с Толкачевой , что даже не поделился этим радостным событием с близкими людьми. Вскоре у них появился ребенок.

Жена Лядова практически никогда не выходила с ним в свет. Однако, это не помешало отношениям. Он прожил с ней счастливую и долгую жизнь. Они стали родителями и воспитали двоих чудесных детей, которые впоследствии стали их самой большой радостью в жизни.

Творчество композитора

Современники иногда говорили, что Лядов очень мало пишет. Возможно, это можно оправдать тем, что финансовое положение композитора было очень трудным . Ему приходилось зарабатывать деньги, чтобы прокормить себя и семью. Композитор много времени уделял педагогике.

В конце семидесятых годов девятнадцатого века Лядова приглашают на работу в консерваторию профессором . Работа была на первом месте у композитора. Там Анатолий и задержался до конца дней. Однако, он нашел и дополнительный заработок. Лядовпреподавал в певческой капелле при дворе.

Как-то раз композитор признался, что сочиняет очень мало и только в перерывах между преподаванием. Цикл «Бирюльки» оказался наиболее оригинальным и востребованным из раннего творчества Лядова. К концу восьмидесятых композитор проявляется себя как мастер миниатюры. В промежутке с 1887 по 1890 годы Лядов написал три тетради «Детских песен». Позже Лядов увлёкся русским фольклором .

Последние годы жизни Анатолия Лядова

Именно в эти годы появились шедевры, созданные Лядовым.

В первое десятилетие двадцатого века Анатолий создал такие произведения как «Кикимора», «Волшебное озеро», «Баба-Яга». В симфонической музыке последним произведением стала «Скорбная песнь».

В августе 1914 года композитор умер .

Биография
Анатолий Константинович Лядов - русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Родился 11 мая 1855 года в Петербурге в семье дирижера Мариинского театра К.Н. Лядова и пианистки В.А. Антиповой. Свои музыкальные занятия он начал под руководством отца, мать рано умерла. Анатолий Константинович- выходец из семьи профессиональных музыкантов (не только отец, но дядя, и дед композитора были известными дирижерами своего времени), он с ранних лет воспитывался в музыкальном мире. Одаренность Лядова проявлялась не только в его музыкальном таланте, но и в прекрасных способностях к рисованию, поэтическому творчеству, о чем свидетельствуют многие сохранившиеся остроумные стихотворения и рисунки.
В 1867-1878 годах Лядов обучался в Санкт-Петербургской консерватории у профессоров Ю. Иогансена (теория, гармония), Ф. Беггрова и А. Дубасова (фортепиано), а с 1874 года – в классе композиции у Н.А. Римского-Корсакова. Лядов закончил консерваторию, представив в качестве дипломной работы кантату «Заключительная сцена из "Мессинской невесты", по Шиллеру».
Общение с Н. А.Римским-Корсаковым определило всю дальнейшую судьбу молодого композитора - уже в середине 70-хгг. он вошел в состав «Могучей кучки» как младший представитель (вместе с А.К. Глазуновым) «Новой русской музыкальной школы», а вначале 80-х гг. - Беляевского кружка, где Лядов сразу проявил себя как талантливый организатор, возглавив издательское дело. На рубеже 80-х гг. началась дирижерская деятельность. Лядова в концертах Петербургского кружка любителей музыки и Русских симфонических концертах. В 1878г. он стал педагогом Петербургской консерватории. Среди его выдающихся учеников - Прокофьев, Асафьев, Мясковский, Гнесин, Золотарев, Щербачев. А с 1884 года он преподавал в инструментальных классах Придворной певческой капеллы.
Современники упрекали Лядова за малую творческую продуктивность (особенно его близкий друг Александр Глазунов). Одна из причин этого – материальная необеспеченность Лядова, вынужденного много заниматься педагогической работой. Преподавание отнимало у композитора много времени. Лядов сочинял, по его собственному выражению, «в щелочки времени» и это его очень удручало. «Сочиняю мало и сочиняю туго, - писал он своей сестре в 1887 году. - Неужели я только учитель? Очень бы этого не хотелось!»
До начала 1900-х гг. основу творчества Лядова составляли фортепианные произведения, преимущественно пьесы малых форм. Чаще это не программные миниатюры – прелюдии, мазурки, багатели, вальсы, интермеццо, арабески, экспромты, этюды. Большой популярностью пользовалась пьеса «Музыкальная табакерка», а также фортепианный цикл «Бирюльки». В жанровых пьесах оригинально претворены некоторые характерные черты музыки Шопена и Шумана. Но автор внес в эти жанры свое индивидуальное начало. В фортепианных произведениях встречаются образы русского песенного фольклора, они ярко национальны и в своей поэтической основе родственны музыке Глинки и Бородина.
Лирика Лядова обычно светлая и уравновешенная по настроению. Она сдержанна и слегка застенчива, ей чужды пылкие страсти и патетика. Отличительные особенности фортепианного стиля – изящество и прозрачность, отточенность мысли, преобладание мелкой техники – «ювелирная» отделка деталей. «Тончайший художник звука», он, по словам Асафьева, «на место импозантности чувства выдвигает бережливость чувства, любование крупицами – жемчужинами сердца».
Среди немногочисленных вокальных произведений Лядова выделяются «Детские песни» для голоса с фортепиано (1887-1890 годы). В их основу легли подлинно народные тексты древних жанров - заклинаний, прибауток, присказок. Эти песни, преемственно связанные с творчеством М.П.Мусоргского (в частности, циклом «Детская»), в жанровом отношении нашли продолжение в вокальных миниатюрах И. Ф. Стравинского на народные песни.
В конце 1890 -начале 1900-х гг. Лядов создал свыше 200 обработок народных песен для голоса с фортепиано и других исполнительских составов (мужские и женские, смешанные хоры, вокальные квартеты, женский голос с оркестром). Сборники Лядова стилистически примыкают к классическим обработкам М.А. Балакирева и Н.А. Римского-Корсакова. В них собраны старинные крестьянские песни и сохранены музыкально-поэтические особенности.
Итогом работы над песенным фольклором явилась сюита «Восемь русских народных песен» для оркестра (1906). Новое качество приобрела малая форма: его симфонические миниатюры при всей сжатости композиции - не просто миниатюры, а сложные художественные образы, в которых концентрировано выражено богатое музыкальное содержание. В симфонических произведениях Лядова сложились принципы камерного симфонизма - одного из характерных явлений в симфонической музыке ХХ века.
В последнее десятилетие жизни кроме сюиты «Восемь русских народных песен» были созданы и другие миниатюры для оркестра. Это программные оркестровые «картинки» сказочного содержания: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро», а также «Танец Амазонки», «Скорбная песнь». Последняя работа в сфере симфонической музыки – «Скорбная песнь» (1914 год)связана с образами Метерлинка. Она оказалась «лебединой песнью» самого Лядова, в которой, по словам Асафьева, композитор «приоткрыл уголок своей собственной души, из своих личных переживаний почерпнул материал для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая жалоба». Этой "исповедью души" завершился творческий путь Лядова, композитор умер 28 августа 1914 года.
В течение своего творческого пути Лядов оставался поклонником классически ясного искусства Пушкина и Глинки, гармонии чувства и мысли, изящества и законченности музыкальной мысли. Но вместе с тем, он живо откликнулся на эстетические устремления своего времени, сблизился и вошел в творческие контакты с представителями новейших литературных и художественных течений (поэт С.М. Городецкий, писатель A. M. Ремизов, художники Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, А.Я. Головин, театральный деятель С. П. Дягилев). Но неудовлетворенность окружающим миром не побуждала композитора к социальной проблематике в творчестве, искусство олицетворялось в его сознании с замкнутым миром идеальной красоты и высшей истины.