Сообщение о культуре 19 века. Русская культура XIX в

1. Культура России XIX века: общая характеристика

Русское искусство дооктябрьской эпохи занимает важное место в истории мировой художественной культуры.

Развитие русской культуры в 19 веке опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Новый этап характеризовался расширением культурного взаимодействия с другими странами и народами, общей демократизацией творческого процесса.

Культура России развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года.

Особенно остро противоречия времени обозначились в 40-е годы. Именно тогда началась революционная деятельность А.И.Герцена, с блестящими критическими статьями выступил В.Г.Белинский, страстные споры вели западники и славянофилы. В литературе и искусстве появляются романтические мотивы, что естественно для России, уже более столетия вовлеченной в общеевропейский культурный процесс. Многое изменилось по сравнению с XVIII в., возросла общественная роль художника, значимость его личности, его право на свободу творчества, в котором теперь все более остро поднимались социальные и нравственные проблемы.

Рост интереса к художественной жизни России выразился в здании определенных художественных обществ и издании специальных журналов: «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801), «Журнала изящных искусств» сначала в Москве (1807), а затем в Петербурге (1823 и 1825), «Общества поощрения художников» (1820), «Русского музеума...» П.Свиньина (1810-е годы) и «Русской галереи» в Эрмитаже (1825), провинциальных художественных школ, вроде школы А.В.Ступина в Арзамасе или А.Г.Венецианова в Петербурге и деревне Сафонково.

Гуманистические идеалы русского общества отразились в высокогражданственных образцах зодчества этого времени и монументально-декоративной скульптуры, в синтезе с которыми выступает декоративная живопись и прикладное искусство, которое нередко оказывается в руках самих архитекторов. Главенствующий стиль этого времени - зрелый, или высокий, классицизм.

Историю русского искусства XIX века принято делить на этапы.

1-ю половину называют Золотым веком русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. После разгрома декабристов начался новый подъем общественного движения. Это вселяло надежду на то, что Россия постепенно справится со своими трудностями. Наиболее впечатляющих успехов в эти годы страна добилась в области науки и особенно культуры. 1-я половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова.

Изобразительное искусство первой половины XIX века обладает внутренней общностью и единством, неповторимым обаянием светлых и гуманных идеалов. Классицизм обогащается новыми чертами, его сильные стороны отчетливее всего проявились в архитектуре, исторической живописи, отчасти в скульптуре. Восприятие культуры античного мира стало более историчным, чем в XVIII веке, и более демократичным. Наряду с классицизмом получает интенсивное развитие романтическое направление и начинает формироваться новый реалистический метод.

Романтическое направление русского искусства первой трети XIX века подготовило развитие реализма в следующие десятилетия, ибо оно до известной степени сближало художников-романтиков с действительностью, с простой реальной жизнью. Это было внутренней сущностью сложного художественного движения всей первой половины XIX века. В целом искусство названного этапа - архитектура, живопись, графика, скульптура, прикладное и народное творчество - выдающееся, полное своеобразия явление в истории русской художественной культуры. Развивая прогрессивные традиции предшествующего столетия, оно создало множество великолепных произведений большой эстетической и общественной ценности, внеся вклад в мировое наследие.

2-я половина - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. В середине XIX века Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась Крымская война 1853-1856 гг. Умер император Николай I, взошедший на престол Александр II осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. Популярной в искусстве стала «русская тема». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира.

Во второй трети XIX века в связи с усилившейся правительственной реакцией искусство во многом утратило те прогрессивные черты, которые были свойственны ему ранее. Классицизм к этому времени в сущности исчерпал себя. Архитектура этих лет вступила на путь эклектики - внешнего использования стилей разных эпох и народов. Скульптура утеряла значительность содержания, она приобретала черты поверхностной эффектности. Перспективные поиски наметились лишь в скульптуре малых форм, здесь так же, как в живописи и графике, росли и укреплялись реалистические начала, утверждавшиеся вопреки активному сопротивлению представителей официального искусства.

В 70-е годы прогрессивная демократическая живопись завоевывает общественное признание. У нее появляются собственные критики - И.Н.Крамской и В.В.Стасов и свой собиратель - П.М.Третьяков. Наступает пора расцвета русского демократического реализма второй половины XIX в. В это время в центре официальной школы - Петербургская Академия художеств.

Девятнадцатый век отличался еще и расширением, углублением связей русского искусства не только с жизнью, но и художественными традициями других народов, населявших Россию. В произведениях русских художников стали появляться мотивы и образы национальных окраин, Сибири.

Разнообразнее становился национальный состав учащихся российских художественных заведений. В Академии художеств, в организованном в 1830-е годы Московском училище живописи, ваяния и зодчества учились уроженцы Украины, Белоруссии, Прибалтики, Закавказья и Средней Азии. Активную роль в подготовке художников в многонациональной России сыграли провинциальные художественные училища, пользовавшиеся методической поддержкой профессоров Высшего художественного училища. Так были сохранены и развиты традиции русской академической художественной школы, профессионального мастерства.

В конце XIX - начале XX века еще работали крупнейшие представители Товарищества передвижных художественных выставок: И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.М.Васнецов, В.В.Верещагин, В.Д.Поленов и другие. Тогда расцвел талант В.А.Серова - крупнейшего мастера-реалиста предреволюцион-ной эпохи. Эти годы были временем формирования молодых представителей передвижничества А.Е.Архипова, С.А.Коровина, С.В.Иванова, Н.А.Касаткина.

Русская культура получила всемирное признание и заняла почетное место в семье европейских культур.

Особенно значительный этап в научном освоении искусства конца XIX - начала XX века начался в 1960-е годы. Были опубликованы многочисленные труды, которые стали ценным вкладом в отечественное искусствознание.

Башкирские народные танцы

На праздниках знатоки народного творчества - сэсэны выступали не только в роли рассказчиков, но и пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. Эти представления сэсэнов были настоящей школой художественного мастерства для молодежи...

Великие создания мастеров Возрождения

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев...

Детские творческие клубы сегодня

Древнерусское искусство

Духовная культура

Духовная культура - это сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества, и направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты (результаты) этой деятельности...

Жизнь и творчество художника И.Н. Крамского

Иван Николаевич Крамской - один из самых замечательных художников и общественных деятелей России второй половины XIX века. Автор широко известных картин и портретов, «величайший художественный критик» и теоретик реализма...

Культура просвещенного абсолютизма

Давая общую характеристику культуры просвещенного абсолютизма в России, необходимо отметить наиболее важные результаты этого времени, не исключая и недостатки. Известный российский историк Карамзин, а позднее и Ключевский...

Культура Российской империи (XVIII в. – нач. XX В.)

В начале XVIII в. русская история сделала крутой поворот, связанный с реформами Петра I (1672 - 1725). Этот царь перенес столицу России из Москвы в Петербург и объявил себя императором. Восхищаясь западным образом жизни...

Культура, традиции и обряды Кореи

Праздники и ритуалы годового цикла в современной Корее изменились в заметно большей степени, чем обряды жизненного цикла. По-видимому, это вызвано тем обстоятельством, что обряды жизненного цикла связаны с событиями человеческой жизни...

Образование в эпоху Екатерины II

Период зарождения собственно русской школы датируется примерно X веком, хотя академик Б. Д. Греков полагал, что обычная грамотность, а, следовательно...

Особенности развития и специфика культуры России

XIX век - эпоха блистательного развития русской культуры, которая сыграла ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества - она оказала влияние на мировой культурный процесс...

Постмодернизм как направление в искусстве

Термин «постмодернизм» был введен в искусствоведческую практику в начале 70-х годов 20 века и стал служить в дальнейшем для обозначения структурно схожих процессов в общественной жизни и культуре современных индустриально развитых стран...

Русская культура первой половины 18 века

Существует давняя традиция выделения XVIII в. как отдельного, целостного в экономическом, общественном и культурном отношениях. Мы говорим: культура Древней Руси IX-XVII вв., но мы никогда не включим сюда XVIII в. Это поистине "новый" период нашей истории...

Становление и развитие культуры и досуга населения в Средние века (Япония)

Первая глава состоит из двух параграфов: историко-культурное развитие Японии в средние века и географическое положение страны. Эти параграфы в полной мере раскрывают особенности японского общества и как историко-культурные...

Творчество выдающихся мастеров импрессионизма

История импрессионизма как художественного течения укладывается всего в два десятилетия. Однако общеизвестно, что художники нашли друг друга задолго до выставки 1874 г. Их объединяли отрицание застывших принципов, насаждавшихся Академией...

1. Сфера просвещения.

Рост национального самосознания, который стал прямым следствием победы в войне 1812 г., в значительной степени определил прогресс и достижения отечественной культуры и науки.

В сфере просвещения продолжался процесс формирования единой системы народного образования. Её основными звеньями становятся: церковноприходские школы и двухклассные уездные училища (для представителей всех сословий) – начальная ступень; гимназии (за исключением крепостных) – средняя ступень; университеты и технические учебные заведения – высшая ступень. Университеты действовали в Петербурге, Москве, Дерпте, Вильно, Казани, Киеве, Харькове. Университетский устав 1804 г. закрепил автономию университетов, разрешив Совету профессоров выбирать ректора и деканов.

В 50-е гг. при университетах открываются педагогические институты и специальные пансионы, которые готовили к поступлению в высшие учебные заведения. Высшее образование предоставляли также и специальные учебные заведения: кадетские корпуса, военные академии, институты Горный, Технологический, Инженеров путей сообщения, Московское коммерческое училище. Чиновников для государственных учреждений готовили в Лицеях (Петербурге, Одессе, Ярославле) – привилегированных учебных заведениях с программой высшей и средней школы. Развитие и совершенствование системы образования было прямым следствием экономического развития страны и увеличения численности аппарата управления.

Значительные успехи были достигнуты в науке. Особенно интенсивно и эффективно развивалась университетская наука. Университеты становятся крупными научными центрами. Мировое признание в области математики получили труды Н.И. Лобачевского (Казанский университет) – создатель неевклидовой геометрии, П.Л.Чебышева (Петербургский университет) доказал закон больших чисел; М.В.Остроградский и В.Я. Буняковский (Академия наук) изучали проблемы математической статистики и теории вероятностей. Выдающиеся открытия были сделаны в области органической химии Н.Н. Зининым и А.М. Бутлеровым (Казанский университет). Успехи в изучении электричества и магнетизма связаны с именами В.В.Петрова, Э.Х. Ленца и Б.С. Якоби (Академия наук). В медицине большое значение имели труды Н.И. Пирогова, положившего начало анатомо-экспериментальному направлению в хирургии и отечественной военно-полевой хирургии.

Важнейшей вехой на пути развития отечественной исторической науки стала 12-томная «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Оформление дворянского направления в историографии связано с именами историков Н.Г. Устрялова и М.Н. Погодина. В этот период получают широкую известность труды по всеобщей истории профессора Московского университета Т.Н. Грановского.

Реформы 60-70-х гг., экономическое развитие, формирование новых общественных отношений, либеральное и революционное движение – всё это в значительной степени способствовало развитию культуры, определяло её приоритеты.

Экономический рост, активизация общественной и политической жизни в стране приводят к дальнейшему развитию и совершенствованию системы образования. Уровень грамотности к концу 19 в. по отношению к началу 60-х гг. возрос на 15% и составил 21%. Церковноприходские и земские школы предоставляли начальное образование с 3-4-летним циклом обучения. Первые финансировались государством, вторые – земствами. В городах действовали воскресные школы для взрослых. Основу среднего образования по-прежнему составляли гимназии, реальные и коммерческие училища. Однако право поступления в университет давали только в гимназии. В стране существовало около 100 высших учебных заведений – университетов и институтов. В 1878 г. открываются Высшие женские (Бестужевские – названные так по имени профессора русской истории К.Н. Бестужева-Рюмина) курсы, положившие начало высшему женскому образованию.

Русская наука и техника в пореформенный период была представлена целой плеядой выдающихся учёных. В области математики продолжал свои работы П.Л.Чебышев, мировое признание получили открытие А.М. Ляпунова, деятельность С.В. Ковалевской. В химической науке А.М. Бутлеров предложил теорию химического строения веществ, Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов.

Крупные научные открытия были сделаны в физике. А.Г. Столетов исследовал и описал фотоэлектрические явления. П.Н. Яблочков создал дуговую лампу и впервые осуществил трансформацию переменного тока. А.Н. Лодыгин сконструировал лампу накаливания. Основным направлением научной деятельности А.С. Попова было изучение электрических явлений, её итогом стало изобретение радиотелеграфа. Большое значение для становления авиастроения и практического воздухоплавания имели труды Н.И. Жуковского, основоположника современной гидро- и аэромеханики. Первые опыты по конструированию летательных аппаратов (самолётов) были произведены А.Ф. Можайским.

Появляются новые обобщающие труды по русской истории, ставшие явлением не только в исторической науке, но и культурной жизни России: 29-томная «История России с древнейших времён» С.М. Соловьёва и «Курс русской истории» его ученика В.О. Ключевского. Начинают свою научную, педагогическую и общественную деятельность такие яркие представители русской исторической науки как П.Н. Милюков, С.Ф. Платонов, Н.П. Павлов-Сильванский, В.И. Семевский, М.Н. Покровский. Заметным событием научной жизни стали работы М.М. Ковалевского по всеобщей истории.

В первой половине 19 в. предпринимаются многочисленные кругосветные путешествия. Первое в истории России кругосветное путешествие было совершено под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ф.Ю. Лисянского в 1803-1806 гг. Были открыты новые острова в Тихом и Ледовитом океанах, получены и зафиксированы ценные этнографические сведения о жизни коренного населения Сахалина и Камчатки. В 1812 г., также во время кругосветного путешествия, совершённого под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.И. Лазарева, была открыта шестая часть света – Антарктида. Русские географы и путешественники внесли значительный вклад в изучение азиатского материка. Экспедиции Ф.П. Врангеля, Ф.Ф. Матюшина составили описание северо-восточных берегов Азии, П.К. Пахтусова, Ф.П. Литке – островов Северного Ледовитого океана, А.Ф. Миддендорфа – обследовала территорию в бассейне реки Енисей и Якутии.

Во второй половине XIX в. русские географы и путешественники продолжают исследования малоизученных территорий нашей планеты. Адмирал Ф.П. Литке осуществил обследование Камчатки, Чукотки и некоторых островов в северной части Тихого океана. Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, П.П. Семёнов-Тяньшанский во время своих путешествий изучали районы Центральной и Средней Азии. Н.Н. Миклухо-Маклай – побережье Новой Гвинеи и острова Тихого океана.

Тенденции развития русского искусства во многом определялись сложным, но достаточно интенсивным процессом смены одних стилей и направлений другими: сентиментализма – романтизмом, романтизма – реализмом. Господствующей областью искусства и духовной жизни становится литература. Сентиментализм в русской литературе утверждается на рубеже 18-19 вв. Его основоположником и наиболее ярким представителем стал Н.М. Карамзин. Становление и развитие романтизма во втором десятилетии 19 в. связано с творчеством В.А. Жуковского. Переводы Жуковского открыли отечественному читателю лучшие произведения западноевропейской романтической поэзии. К данному направлению следует отнести поэтов-декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.И. Одоевского. Идеи романтизма пронизывают и ранние произведения М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. С 30-х гг. в русской литературе начинает утверждаться реализм.

У его истоков стояли А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский. А.С. Пушкин не только основатель русского реализма, но вместе с Н.М. Карамзиным ему принадлежат значительные заслуги в становлении и развитии современного литературного языка. Русская литература вступала в свой «золотой век».

Вторая половина 19 в. – важнейший этап в развитии отечественной литературы. Творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.С. Тургенева оказало огромное влияние не только на русскую литературу, в которой утверждается критический реализм, но и мировую. В 70-80-е гг. создаёт основные свои произведения выдающийся писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин. К лучшим образцам русской лирической поэзии принадлежат стихи А.А. Фета.

Изобразительное искусство было представлено двумя основными направлениями – классицизмом и романтизмом. Традиции классицизма развивали в своих произведениях Ф.А. Бруни, Ф.И. Толстой. Сюжетами для их картин служили главным образом библейские и мифологические темы. Влияние романтизма особенно проявлялось в портретной и пейзажной живописи. Черты романтизма присущи портретным работам О.А. Кипренского и пейзажам итальянской природы С.Ф. Щедрина. Жанровые сюжеты, идеалистическое изображение простых людей, и в первую очередь крепостных крестьян, было характерно для творчества А.Г. Венецианова и В.А. Тропинина. Романтическая трактовка образов в сочетании с элементами и традициями академической живописи отличала произведения выдающегося художника первой половины 19 в. К.П. Брюлова. Более 20 лет работал над созданием своего монументального полотна «Явление Христа народу» А.А. Иванов. Многочисленные этюды и пейзажи к картине оказали влияние на становление реалистического искусства. Идеи реализма получают развитие в жанровой живописи ученика Брюллова П.А. Федотова.

В живописи, как в литературе, доминирующим становится реалистическое направление. В 1870 г. возникает «Товарищество передвижных выставок», объединившее большинство художников-реалистов (И.Н. Крамской, В.Г. Петров, А.К. Саврасов, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, В.И. Суриков и другие). В творчестве «передвижников» была широко представлена панорама современной жизни, глубокий поэтический мир русской природы, героические эпизоды отечественной истории. Талант и кисть Репина, Крамского, Серова придали портретной живописи особые черты: глубокий психологизм, тончайшее отображение душевного состояния и духовного мира человека. Выставки «передвижников» имели большое общественное значение.

Первая половина 19 в. характеризуется развитием искусства скульптуры, и в первую очередь монументальной. Этот процесс был непосредственно связан с укреплением российского государства, ростом национального самосознания, вызванного победой в войне 1812 г. Героические страницы отечественной истории получили своё воплощение в памятниках Минину и Пожарскому в Москве, сооружённому по проекту И.П. Мартоса, Кутузову и Барклаю де Толли в Петербурге у Казанского собора по проекту Б.И. Орловского. Всемирную известность принесла П.К. Клодту скульптурная группа «Укрощение коня» на Аничковом мосту в Петербурге.

Русские зодчие первой половины 19 в. внесли выдающийся вклад в сокровищницу отечественной архитектуры. Новое содержание и развитие получили основные принципы классицизма. Стиль, сложившийся под влиянием патриотического подъёма, вызванного победой в войне 1812 г., получил название русского классицизма или русского ампира. Однако в 30-50 гг. в русской архитектуре начинают формироваться черты нового архитектурного направления. На смену русскому классицизму приходит «историзм» или «эклектика». Прекрасными образцами классицизма в русской архитектуре стали творения А.Н. Воронихина (Казанский собор, Горный институт), А.Д. Захарова (Адмиралтейство), архитектурные ансамбли К.И. Росси (Александринского театра с улицей Зодчего Росси, здания главного штаба с двойной аркой, Сената и Синода) – в Петербурге, О.И. Бове (Манеж и Большой театр) – в Москве. Одной из разновидностей «эклектики» стал «русско-византийский» архитектурный стиль. Представитель его К.А. Тон, по проектам которого построены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец – в Москве, здания железнодорожных вокзалов в Москве и Петербурге.

По своим эстетическим взглядам к «передвижникам» был близок выдающийся русский скульптор М.М. Антокольский. Он является автором скульптурных портретов «Ермака», «Нестора-летописца», «Ивана Грозного».

По проекту М.О. Микешина в Новгороде сооружён памятник «Тысячелетие России». В его многочисленных скульптурных группах отражены важнейшие этапы российской истории. Микешин является также автором памятников Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве. Яркими образцами монументальной скульптуры стали памятники, воздвигнутые по проектам А.М. Опекушина (Пушкину – в Москве и Лермонтову – в Пятигорске).

Уровень и состояние архитектуры в значительной степени определялись промышленным прогрессом и развитием строительной техники.

Появляются новые для отечественной архитектуры сооружения: доходные дома, железнодорожные вокзалы, банки, большие крытые торговые помещения. В ряду архитектурных стилей доминировала эклектика.

Разновидностью эклектики стал псевдорусский стиль, пришедший на смену русско-византийскому. Он вобрал в себя элементы древнерусского зодчества, народного декоративного искусства (резьба, вышивка), крестьянской деревянной архитектуры. Образчиками данного стиля стали в Москве здания Исторического музея (архитекторы А.А. Семёнов и В.О. Шервуд), Городской думы (архитектор Д.Н. Чичагов), нынешнего Гумма (архитектор А.Н. Померанцев).

С именем М.И. Глинки связано становление и развитие русской классической музыки и национальной музыкальной школы. Основу произведений М.И. Глинки составляла русская народная музыка. М.И. Глинка – автор первых русских опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», симфонических произведений, многих романсов. Традиции и музыкальную эстетику Глинки продолжал и развивал Д.С. Даргомыжский (опера «Русалка»). Народные мотивы пронизывают также песни и романсы А.Н. Верстовского, А.А. Алябьева, А.Л. Варламова, пользовавшиеся широкой популярностью в самых различных слоях общества.

Для самых широких слоёв русского общества одним из самых доступных видов искусства был театр. Основу репертуара как столичных, так и провинциальных театров составляли пьесы А.Н. Островского, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя. Реалистические традиции в актёрском искусстве, заложенные М.С. Щепкиным, успешно продолжили и развивали выдающиеся русские актёры М.П. и О.О. Садовские, Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова. Центром театральной жизни России по праву считался Малый театр в Москве.

Таким образом, рассмотрев, как развивалась культура в России в XIX в., мы видим, что в течение этого периода было сделано очень много важных открытий в области науки, было открыто много школ и гимназий, искусство XIX в. характеризовалось своими стилями. Все эти открытия и изменения смогли благотворно повлиять на культурное состояние общества.

1. Вернадский Г.В. Русская история. М., 1997.

2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней: учебное пособие, СПб., Издательство «Лань», 2001.

3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

4. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX – XX вв.: учебное пособие, М., 1996.

Введение

1. Общественная мысль

2. Художественная культура Западной Европы

3. XIX век как культурно историческая эпоха

3.1. Литература

3.2. Архитектура

3.4. Живопись

3.5. Музыка

Заключение

Литература


Введение

Культура XIX века является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).

Духовная культура XIX века развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX века была наука.

Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда - появление столь несходных явлений в культуре XIX века: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д.


1. Общественная мысль

Важным сдвигом в культуре Западной Европы стало утверждение в идеологии, искусстве, философии принципа реализма. Мифологическое и религиозное мировосприятие замещается признанием действительности, которая требует учета обстоятельств и преодоления иллюзий. Утверждалось утилитарное мышление, тесно привязанное к потребностям реальной жизни. В социальной жизни сформировалась автономия церкви и государственно-политической власти, установились стойкие буржуазные отношения в каждом социальном слое.

На протяжении XIX - XX вв. в буржуазном обществе происходит выработка специализированных ценностных ориентации и внедрение в общественное сознание высокого престижа предпринимательства. В идеологических установках утверждается имидж преуспевающего человека, воплощающего дух предприимчивости, решимости, стремления к риску, соединенного с точным расчетом, а соединение духа предпринимательства с национальным духом оказывается важным средством сплоченности общества. Утверждение национального единства означало сглаживание внутренних различий, барьеров, границ. На государственном уровне осуществляются различные программы, направленные на смягчение последствий социального расслоения, на обеспечение выживания и сохранения статуса малообеспеченных слоев населения.

Межгосударственные отношения европейских стран стремились к социокультурному плюрализму, хотя борьба за самостоятельность и автономные права приводила к длительным и кровопролитным войнам. Иногда соперничество переносилось на колониальные пространства.

Постепенно снижался уровень централизации, политической и духовной монополии, что в итоге и способствовало усилению плюрализма. Взаимодействие различных центров влияния создавало такую плюралистическую систему, в которой регуляция отношений вырабатывалась на основе взаимного соотношения прав и обязанностей. Такая система способствовала уничтожению анархии, авторитаризма и формированию механизма правовой регуляции отношений.

Принципы демократии осуществлялись прежде всего в государственной жизни, распространяясь и на другие сферы общества.

Сложный механизм промышленно развитой системы требует для поддержания не только соответствующей социальной структуры, разделяемой прежде всего на различные категории, но и приоритета ценностей, присущих буржуазному индустриальному обществу, таких как: достижение и успех, частная собственность, индивидуализм, право, активность и труд, потребительство, универсализм, вера в прогресс, уважение к науке и технологии.

Эти ценности активно утверждаются всей системой духовного воздействия на массы населения.

Формирование новых принципов регуляции социокультурной жизни отвечало тем переменам в западноевропейском обществе, которые сопровождают его на позднем этапе развития, называемом обычно модернизацией.

Отчуждение стало одной из важнейших характеристик индустриального общества. Из сферы производственных отношений отчуждение распространилось и на социальные нормы.

Подчинение более отсталых стран с целью эксплуатации их ресурсов не ограничилось установлением политического и экономического господства, а сопровождалось подавлением локальных культур во имя универсализма западной индустриальной цивилизации. Это вызвало движение за национальное освобождение, приобретшее крупномасштабный характер.

2. Художественная культуры Западной Европы

Для культуры XIX в. характерны многостильность, борьба различных направлений, начало кризисных явлений. Принципиально меняется характер взаимодействия человека с окружающей действительностью: появляется созерцательное мироощущение, стремление к чувственному контакту с миром, причем в разных течениях это осуществляется по-разному. В натурализме - через фиксацию мимолетного, через индивидуальное впечатление. В импрессионизме - через передачу динамически наполненной жизни. В символизме - благодаря одушевлению внешнего мира, а в модернизме - благодаря созданию образов духа.

Необходимо отметить две важные черты культуры XIX в.:

1. Утверждение ценностей буржуазного образа жизни, что проявлялось в ориентации на потребление и комфорт, а в искусстве привело к появлению новых художественных стилей (ампир, академизм, псевдоромантизм и т. п.)

2. Совершенствование институционных форм культуры, т. е., объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев, библиотек, театров, художественных выставок. Появилась художественная промышленность. Искусство превратилось в товар и структуру буржуазных экономических отношений.

Важнейшим достижением культуры XIX в. является появление искусства фотографии и дизайна. Развитие фотографии привело к пересмотру художественных принципов графики, живописи, скульптуры, соединило художественность и документальность, что не достижимо в других видах искусства. Основу дизайну положила Международная промышленная выставка в Лондоне в 1850 г. Ее оформление знаменовало сближение искусства и техники и положило начало новому виду творчества.

Очень важным фактом в культуре XIX в. явилась дифференциация художественной культуры на эстетику, художественную критику, историю искусств как отдельных областей гуманитарного знания.

XIX в. являлся веком взлетов и упадка, веком многостильности и противоречий, но он подготовил тот перелом в сознании и культуре человечества, который разделил традиции классической и современной эпох.

3. XIX век как культурно историческая эпоха

XIX век стал веком «перманентной революции», происходившей во всех сферах жизни общества. Техническая цивилизация сменяет в Европе традиционную. Современные исследователи называют такой процесс модернизацией, включая в него индустриализацию, научно-технический прогресс, урбанизацию, демократизацию политических структур, секуляризацию, рост образования и изменение социального статуса женщины.

Индустриализация и урбанизация изменили социальную структуру европейских стран: общество все более четко делилось на два класса – владевшей средствами производства буржуазии и лишенных этих средств пролетариев, продающих свою рабочую силу. Экономическое и социальное положение рабочего класса было чрезвычайно тяжелым: длительный рабочий день 14-16 часов, низкий уровень жизни, колоссальная безработица, широкое использование более дешевого детского и женского труда. В этих условия естественными стали экономические и политические выступления рабочих, требовавших социальных реформ.

Социальные конфликты капитализма были осмысленны политиками и философами, возникли социалистическое и коммунистическое движения. Эти партии имели определенное политическое влияние. Настоящей социальной силой становилось профсоюзное движение. К концу XIX века проведенные политические реформы смягчили неблагоприятные последствия индустриализации и в большинстве стран государство стало брать на себя борьбу с бедностью.

XIX веке были сделаны научные и технические открытия, которые привели к изменению образа жизни людей, к возможности человека сделать больше за более короткий промежуток времени: к концу века были изобретены пароход, телеграф, телефон, газовое и электрическое освещение, фотография и кинематограф.

Наука от периода собирания фактов перешла к этапу выявления закономерностей, возникло теоретическое естествознание. В физике был сформулирован закон сохранение и превращение энергии в биологии - созданы клеточная теория и теория эволюции, в химии - периодическая система, а в геометрии – теория Лобачевского.

Наука стала не просто формой рационального знания и новым социальным институтом. Ее претензии на создание собственной картины мира, заявленные в эпоху Просвещения в знаменитой «Энциклопедии», подтверждались все новыми и новыми теориями и научными достижениями, внедряемые в производство. наука становилась производительной силой, а ее роль в обществе все более возрастала. Науку воспринимали, как совершенное знание о природе и человеке. На нее старались походить и философия, и искусство.

В философии в качестве именно научного знания будут утверждать себя марксистское и позитивистское направление. В искусстве такое направление как натурализм станет попыткой использования позитивистского метода.

Позитивизм был не только философией, он стал и весьма распространенным мировоззрением эпохи. Казалось, что методы позитивных наук должны распространиться и в казавшейся излишне умозрительной философии, и в современном искусстве, которое теперь должно ориентироваться на науку как образец.

XIX век стал Золотым веком русской культуры. Господствующим видом искусства становится литература. Смена литературных направлений определяет развитие всей эпохи.

Русская культура 19 века и Европа

Начиная с реформ Петра I Россия находилась под мощным культурным влиянием Европы. Особенности развития культуры 19 века выразились в проникновении западных стилей и направлений.

Кратко о культуре 19 века в России сказал А. И. Герцен: на реформы Петра Россия ответила гением Пушкина.

Литературные стили

На рубеже XVIII-XIX вв. в литературе утвердился сентиментализм. Его ведущим представителем стал Н. М. Карамзин.

В 20-е гг. XIX века на смену сентиментализму приходит романтизм. Прежде всего это связано с творчеством В. А. Жуковского.

Рис. 1. Портрет В. А. Жуковского. О. А. Кипренский. 1815.

Романтиками были поэты-декабристы:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • К. Ф. Рылеев,
  • В. К. Кюхельбекер,
  • А. И. Одоевский.

С 30-х гг. в русской литературе ведущим направлением становится реализм. А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь заложили основы современного русского языка. Русская литература вступила в свой Золотой век.

Во второй половине XIX века русские писатели прочно утверждаются в мировой литературе. Произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова относятся к критическом реализму. В них поднимаются важнейшие философские и нравственные проблемы человечества.

Архитектурные стили

В первой трети XIX века в русской архитектуре наступает период “строгого” классицизма или ампир. Он пришел в Россию под влиянием наполеоновской Франции и представлен архитекторами:

  • К. Росси (Александринский театр);
  • А. Д. Захаров (Адмиралтейство);
  • А. Н. Воронихин (Казанский собор).

В 30-50-е гг. XIX века формируется новое направление – эклектика или историзм. В отечественной архитектуре оно проявилось в появлении русско-византийского стиля. По проектам К. А. Тона были построены:

  • Храм Христа Спасителя,
  • Большой Кремлевский дворец,
  • железнодорожные вокзалы в Москве и Петербурге.

Рис. 2. Современный вид Храма Христа Спасителя.

Во второй половине XIX века разновидностью эклектики стал псевдорусский стиль. Он представлен следующими архитекторами:

  • А. А. Семенов (Исторический музей в Москве);
  • Д. Н. Чичагов (московская Городская дума);
  • А. Н. Померанцев (современный ГУМ).

Стили в живописи

В первой половине XIX века в творчестве русских художников преобладали классицизм и романтизм. Для первого было характерно использование античных и библейских сюжетов. Ведущими представителями классицизма были Ф. А. Бруни и Ф. И. Толстой.

Художники-романтики предпочитали портретную и пейзажную живопись. Среди них выделяются:

  • С. Ф. Щедрин;
  • О. А. Кипренский;
  • А. Г. Венецианов.

Особое место занимает К. П. Брюллов, вершиной творчества которого является картина “Последний день Помпеи”.

Во второй половине XIX века в живописи прочно утверждается реализм. В 1870 г. возникает “Товарищество передвижных выставок”, в котором объединились художники-реалисты:

  • И. Е. Репин,
  • Н. Н. Ге,
  • И. Н. Крамской и др.

Скульптура XIX века

Особое значение в России имела монументальная скульптура, представленная в следующей таблице: