Сообщение о а е варламов. Композитор, аранжировщик, певец и дирижёр Варламов Александр Владимирович: биография, творчество и интересные факты

Александр Егорович Варламов

ВАРЛАМОВ Александр Егорович (15.11.1801-15.10.1848), композитор-песенник, певец, дирижер и вокальный педагог. Из молдавских дворян, сын военного.

В 1833 Варламов опубликовал сборник из 9 романсов, посвященных А. Н. Верстовскому. Романсы в этом сборнике “Не шей ты мне, матушка...”, “Что отуманилась, зоренька ясная” принесли Варламову широкую известность. В 1834 - 35 Варламов издавал нотный журнал “Эолова арфа”. В 1840 вышла его “Полная школа пения” - первое руководство по вокальному пению на русском языке. В 1830-е Варламов преподавал в Московском Театральном училище, Воспитательном доме, в аристократических домах Москвы. В 1845 Варламов переехал в Петербург, где стал давать частные уроки, выступал в концертах, занимался обработкой русских народных песен (в 1846 вышел сборник этих песен “Русский певец”).

Варламову принадлежит свыше 200 романсов, среди них: “Что мне жить и не тужить”, “На заре ты ее не буди”, “Горные вершины”, “Белеет парус одинокий”, “Разочарование”.

В. А. Федоров

ВАРЛАМОВ Александр Егорович (1801-1848) - российский деятель культуры , композитор-песенник, певец (тенор), дирижер и вокальный педагог. С 1811 г. - певчий, затем - солист Придворной певческой капеллы в Петербурге. Играл на фортепьяно, виолончели и гитаре. С 1819 г. - руководитель певческого хора в русской посольской церкви в Гааге и Брюсселе.

В 1823 г. вернулся в Петербург и в 1825 г. дал первый публичный концерт. Преподавал пение в Театральной школе, в гвардейских Семеновском и Преображенском полках, обучал молодых певчих в Придворной певческой капелле (1829-1831). С 1832 г. - помощник капельмейстера императорских московских театров, получил звание «композитора музыки» (1834) этих театров. Одновременно выступал в концертах с вокальными номерами, преподавал в Московском театральном училище и воспитательном доме. В 1845 г. переехал в Петербург, где давал частные уроки, выступал в концертах, обрабатывал русские народные песни (сборник «Русский певец», 1846).

Написал свыше 200 романсов и песен, в основном на стихи русских поэтов («На заре ты ее не буди», «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий» и др.). Опубликовал первое в России руководство по вокальному пению («Полная школа пения», 1840).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 68.

Варламов Александр Егорович (1801-1848) - весьма талантливый автор многочисленных русских романсов и песен, из которых многие приобрели чрезвычайную популярность, благодаря искренности, мелодичности, доступности и нередко русскому народному пошибу. В. родился в 1801 г., умер в 1851 г. Воспитывался в придворной певческой капелле, под руководством знаменитого Бортнянского. Готовился сначала к карьере певца, но вследствие ослабления голоса ему пришлось отказаться от этой мысли. Получив место псаломщика в Нидерландах, он пробыл некоторое время заграницей, где продолжал изучать музыкальное искусство. Вернувшись в Россию, он с 1832 г. был капельмейстером при московских театрах, а с 1835 г. поселился в Петербурге и преподавал пение в разных учебных заведениях. Начало композиторской деятельности В. относится к концу 30-х годов. Первые девять романсов В. были напечатаны в Москве в 1839 году у музыкального издателя Грессера. Из них особенную популярность получили: "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан" и "Что отуманилась зоренька ясная". К этой серии романсов относятся еще: "Пойми меня", "Вот идут полки родные", "Не шумите", "Ох болит", "Молодая молодка", "Ах ты молодость". Много романсов было написано В. в сороковых годах; они напечатаны у разных издателей Петербурга и Москвы. Весьма известная "Песнь Офелии", петая В. В. Самойловой в трагедии "Гамлет", издана в 1842 г. у Грессера в Москве; "Испанская серенада" - в 1845 г. у Бернарда, "Разлюби меня" - в том же году у Миллера, "Волшебница" (1844 г., издание магазина "Музыкальное Эхо"), "Белеет парус одинокий" - в 1848 г. у Грессера и пр. Позднее все романсы, счетом 223, изданы Стелловским в Петербурге. в 12 тетрадях. В. пробовал свои силы и в области духовной музыки. Ему принадлежит "Херувимская" на восемь и на четыре голоса (издание Грессера, 1844). Но автор скоро понял, что величественный, требующий строгой выдержки церковный стиль не подходит к характеру его дарования и к его музыкальной технике, не особенно развитой; он вновь перешел к любимым им формам песни и романса. В. заявил о себе, как о педагоге, в своей "Полной школе пения", в трех частях, изданной у Грессера в Москвы в 1840 г. Эта школа является у нас первым и для своего времени замечательным вокальным руководством. Теперь это издание Грессера составляет библиографическую редкость. Из трех частей слабее обработана первая, теоретическая часть, представляющая переработку "Nouvelle methode de chant et de vocalisation" парижского профессора Андраде. Но зато вторая, практическая, сделана совершенно самостоятельно, изобилует многими драгоценными замечаниями, не утратившими своего значения и в настоящее время и изобличающими в авторе большого знатока человеческого голоса. Третья часть заключает в себе десять упражнений для голоса, с аккомпанементом фортепиано, и две русские песни: "Ах не одна то во поле дороженька" и "Не будите меня молоду", переложенные на три голоса. Ни один композитор не выдержал у нас столько изданий, как В. В 1886 году начало выходить в Москве, у Гутхейля, новое полное собрание сочинений В., издаваемое его наследниками.

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.

Будущий композитор происходил из «волошских», то есть молдавских дворян. Родился он в Москве 15 (27) ноября 1801 г. в небогатой семье скромного, титулярного советника Егора Ивановича Варламова.

Еще ребенком Саша страстно любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на скрипке по слуху (русские песни).

В десятилетнем возрасте мальчик был определен отцом по совету друзей, оценивших рано проявившуюся его музыкальную одаренность, в Петербургскую придворную певческую Капеллу под руководством знаменитого Бортнянского. Сначала Варламов готовился к карьере певца, но вследствие ослабления голоса отказался от этой мысли.

В певческой Капелле Варламов обучался музыке, был певчим хора, а впоследствии - автором ряда духовных композиций.

За годы обучения в ней обнаружил наряду вокальным талантом незаурядные педагогические способности (прежде всего в качестве хормейстера).

В 1819 г. Варламов был назначен регентом придворной русской церкви в Гааге, где жила тогда сестра императора Александра I Анна Павловна, состоявшая в замужестве с кронпринцем нидерландским. Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы (в те времена руководство капеллы мало заботилось об общемузыкальном развитии своих питомцев).

В Гааге и Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой Варламов свел знакомство. Слушая «Севильского Цирюльника» Россини, Варламов приходил в особый восторг от искусного употребления в финале 2 акта русской песни «На что ж было огород городить», которую итальянский маэстро, по словам Варламова, «хорошо, мастерски свел на польский». Быть может, отсюда он и вынес свои познания в вокальном искусстве, давшие ему возможность сделаться впоследствии хорошим учителем пения.

Имея множество знакомств, особенно среди музыкантов и любителей музыки, Варламов, вероятно, тогда уже составил привычку к беспорядочной и рассеянной жизни, которая помешала ему впоследствии выработать как следует свое композиторское дарование.

В 1823 г. Варламов вернулся в Россию.

С 1823 г. он жил в Петербурге, где преподавал в театральной школе и некоторое время служил в Капелле хористом и учителем. В этот период Варламов сблизился с

М.И. Глинкой, принимал участие в исполнении его сочинений, выступал в публичных концертах как дирижер и певец.

Расцвет его творчества приходится на московский период жизни (1832–1844 гг.). Удачный композиторский дебют в пьесе

А.А. Шаховского Рославлев (1832 г.) и работа в театральных жанрах способствовали получению Варламовым места помощника капельмейстера (1832 г.), а затем «композитора музыки» при оркестре Императорских московских театров. Варламов написал музыку к шекспировскому «Гамлету» по заказу знаменитого актера

П.С. Мочалова (1837 г.), поставил в Москве свои балеты «Забавы султана» (1834 г.), «Хитрый мальчик и людоед» (1837 г.) и т.д.

В начале 1830-х гг. появляются первые романсы и песни Варламова (всего им создано более 100 произведений этого жанра, и среди них «Красный сарафан», «Что отуманилась, зоренька ясная», «Не шумите, ветры буйные» (изданы в 1835–1837 гг.)).

Варламов успешно выступал как певец, был популярным вокальным педагогом (преподавал в Театральном училище, Воспитательном доме, давал частные уроки).

В 1834–1835 гг. он издавал журнал «Эолова арфа», где публиковал как собственные романсы и фортепианные произведения, так и сочинения других авторов.

В 1840 г. Варламов выпустил «Полную школу пения».

Композитор пробовал свои силы и в области духовной музыки. Ему принадлежит «Херувимская» на восемь и на четыре голоса (издание Грессера, 1844 г.). Но Варламов скоро понял, что величественный, требующий строгой выдержки церковный стиль не подходит к характеру его дарования и к его музыкальной технике, не особенно развитой; он вновь перешел к любимым им формам песни и романса.

После 1845 г. музыкант жил в Петербурге, куда переехал в надежде устроиться учителем в Придворную капеллу, однако по разным причинам этот план не осуществился. Был вхож в петербургские литературные и художественные кружки; близко сошелся с

А.С. Даргомыжским и А.А. Григорьевым (Варламову посвящены два стихотворения этого поэта и критика).

В Петербурге Варламов стал давать частные уроки, выступал в концертах, занимался обработкой русских народных песен (в 1846 г. вышел сборник этих песен «Русский певец»).

Романсы Варламова исполнялись в салонах, их пела в своих концертах прославленная Полина Виардо (1821–1910 гг.).

Умер композитор в Петербурге 15 (27) октября 1848 г. Его памяти посвящен романс Гурилева «Воспоминание о Варламове», коллективные фортепианные вариации на тему его романса «Соловьем залетным» (среди авторов А. Г. Рубинштейн, А. Гензельт), а также вышедший в 1851 г. «Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова», включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских музыкантов.

Музыкальное наследие:

А.Е. Варламов оставил более 200 романсов (в том числе 42 народных русских песни, аранжированных им для одного голоса с фортепиано, из них 4 малорусских, небольшое число сочинений на 3 голоса, три церковных произведения для хора (херувимские) и три фортепианных пьесы (марш и два вальса).

Большинство его романсов и песен полодены на тексты русских поэтов (М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Н. Г. Цыганова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета).

Песни и Романсы:

«Красный сарафан»,

«Оседлаю коня» (оба послужили темами для скрипичной фантазии Венявского «Souvenir de Moscou»),

«Травушка»,

«Соловушко»,

«Что отуманилась»,

«Ангел»,

«Песнь Офелии»,

«Мне жаль тебя»,

«Нет, доктор, нет»,

«На заре ты ее не буди»,

«Вдоль по улице метелица метет»,

«Горные вершины», и т д.

Варламов - автор музыки к драматическим спектаклям, в том числе «Рославлев» (совместно с А. Н. Верстовским), «Двумужница», «Ермак», «Муромские леса», «Гамлет» и др.; балетов «Забавы султана» (1834 г.), «Хитрый мальчик и людоед» (по сказке Ш. Перро «Мальчик с пальчик», совместно с А. С. Гурьяновым, 1837 г.); хоров, вокальных ансамблей и др.

Варламову принадлежит также первая русская «Школа пения» (Москва, 1840 г.), первая часть которой (теоретическая) представляет собой переделку парижской школы Андраде, две же остальные (практические) имеют самостоятельный характер и содержат ценные указания по вокальному искусству, не утратившие своего значения и теперь.

Он - один из крупнейших мастеров вокальной лирики 1-й половины XIX в. Его романсы и «русские песни» пользовались большим успехом у массовой аудитории.

ВАРЛАМОВ, АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ (1801–1848), русский композитор, певец (тенор) и педагог вокала. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 в семье чиновника. В девятилетнем возрасте был отправлен в Петербург, где обучался музыке в Придворной певческой капелле, был певчим хора, а впоследствии – автором ряда духовных композиций. В 18-летнем возрасте был послан в Голландию в качестве учителя певчих русской посольской церкви в Гааге. С 1823 жил в Петербурге, где преподавал в театральной школе и некоторое время служил в Капелле хористом и учителем. В этот период сблизился с М.И.Глинкой, принимал участие в исполнении его сочинений, выступал в публичных концертах как дирижер и певец.

Расцвет творчества приходится на московский период жизни Варламова (1832–1844). Удачный композиторский дебют в пьесе А.А.Шаховского Рославлев (1832) и работа в театральных жанрах способствовали получению Варламовым места помощника капельмейстера (1832), а затем «композитора музыки» при оркестре Императорских московских театров. Варламов написал музыку к шекспировскому Гамлету по заказу знаменитого актера П.С.Мочалова (1837), поставил в Москве свои балеты Забавы султана (1834) и Хитрый мальчик и людоед (1837) и т.д. В начале 1830-х годов появляются первые романсы и песни Варламова; всего им создано более 100 произведений этого жанра, и среди них Красный сарафан , Что отуманилась, зоренька ясная , Не шумите, ветры буйные (изданы в 1835–1837). Варламов успешно выступал как певец, был популярным вокальным педагогом (преподавал в Театральном училище, Воспитательном доме, давал частные уроки), в 1849 издал свою Полную школу пения ; в 1834–1835 издавал журнал «Эолова арфа», куда входили романсы и фортепианные произведения, его собственные и других авторов.

После 1845 музыкант жил в Петербурге, куда переехал в надежде устроиться учителем в Придворную капеллу, однако по разным причинам этот план не осуществился. Был вхож в петербургские литературные и художественные кружки; близко сошелся с А.С.Даргомыжским и А.А.Григорьевым (Варламову посвящены два стихотворения этого поэта и критика). Романсы Варламова исполнялись в салонах, их пела в своих концертах прославленная Полина Виардо (1821–1910).

Умер Варламов в Петербурге 15 (27) октября 1848. Его памяти были посвящены романс Гурилева Воспоминание о Варламове , коллективные фортепианные вариации на тему его романса Соловьем залетным (среди авторов А.Г.Рубинштейн, А.Гензельт), а также вышедший в 1851 Музыкальный сборник в память А.Е.Варламова , включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских композиторов. Всего Варламовым создано около двух сотен романсов и песен на тексты более 40 поэтов, сборник обработок народных песен Русский певец (1846), два балета, музыка по крайней мере к двум десяткам спектаклей (большая часть утрачена).

Знаменитый фильм режиссера Карена Шахназарова «Мы из джаза» вошел в двадцатку самых кассовых картин в СССР 1983 года. В основу фильма легли истории о создании советского джаз-банда в 20-е годы. Их авторам картины рассказал композитор, певец, аранжировщик и дирижер Александр Варламов. Именно с его творчества, по словам Леонида Утесова, все и началось…

Краткая биография Александра Варламова будет представлена вашему вниманию в статье.

Современному поколению, не разбирающемуся в джазе, кажется, что эта негритянская музыка всегда была не в почете в СССР. Однако это не совсем так. Гонения на джаз были, но позже. В 30-х годах это музыкальное направление считалось идейно-прогрессивным искусством пролетариата. Джаз-оркестры играли в Кремле, участвовали в съемках на «Мосфильме», например, в картинах «Цирк», «Веселые ребята», «Девушка спешит на свидание». В стране было больше сотни джаз-оркестров. Этот стиль музыки полюбился многим. Его можно было услышать в ресторане, на танцплощадке, в фойе кинотеатра перед началом сеансов, в концерте, цирке, на радио и грампластинке.

В Москве в 1936 году учредили Государственный джаз-оркестр, которым управлял Виктор Кнушевицкий. Свои джазовые коллективы были у железнодорожников и Радиокомитета. Среди ценителей музыки были популярны такие жанры, как вокальный ансамбль и джазовая чечетка. В стране активно выступали и зарубежные джаз-оркестры из Польши, Германии, Чехословакии, Швеции.

Творческие принципы джаза 30-х годов определили путь развития этого направления в России. Оркестры под руководством Валентина Парнаха на практике показали, что джаз может стать самостоятельным номером в концерте и филармоническим жанром, так что 30-е годы можно назвать «золотым» временем советского джаза. В это же время появляется джаз-банд Александра Варламова. В 1930 году он создает «Первоксэ», иначе «Первый вокальный квартет современной эстрады».

Биография: Александр Варламов и его любовь к музыке в детские годы

19 июня 1904 года в творческой семье появился на свет Александр Владимирович Варламов. Хотя сам он говорил, что день его рождения на приходится на месяц позже - 19 июля. Мол в документах что-то перепутали и записали в июне. Друзья и близкие поздравляли композитора с днем рождения два раза - в июне и в июле. Он всегда был этому очень рад.

Родился Александр Варламов в городе Симбирске в довольно музыкальной среде. Его прадед был композитором и автором популярных романсов и песен. Константин Александрович Варламов, двоюродный дедушка, был известным драматическим актером. Стоит отметить, что многие члены семьи также увлекались музыкой. Мать маленького Саши блистала в роли оперной певицы, пела в церковном хоре.

Выбор между музыкой и театром

Логическим продолжением семейной династии стало и увлечение Александра Владимировича Варламова музыкой, которая стала его профессией. Живя до сентября 1918 года в Симбирске, Александр учился сначала в первой, а потом во второй мужской гимназии. В этом же городе он окончил музыкальную школу под руководством Е.В. Цетнерской. В Симбирске вышли в печать его первые музыкальные творения - вальс «Вечерок» и пьеса «Грусть».

Впрочем, музыка не сразу полностью овладела мечтами юного Александра. Он хотел реализовать себя и в карьере драматического актера. Для этого Варламов в 1922 году поступает на актерский факультет в ГИТИС. Однако любовь к музыке была сильнее, Александр уходит в музыкальное Там он занимается по классу композиции у таких мэтров, как Рейнгольд Глиэр и Дмитрий Рогаль-Левицкий.

Страсть к джазу

В годы учебы в Москве Варламов Александр впервые услышал джаз. Он побывал на концерте джаза Валентина Парнаха. Слушатели были восхищены и ошеломлены необычным зрелищем и новой музыкой. В 1926 году Александр Варламов посетил выступление гастролирующего джаз-банда Френка Уилтерса. Музыка потрясла и увлекла Александра Варламова. Он стал постигать основы джазовой оркестровки, метод игры, инструментовку.

Страсть к джазу Александру Варламову подарило и его увлечение радиотехникой. Через самодельный радиоприемник он слушал эту необыкновенную музыку. Наибольшее впечатление на него джаз произвел после просмотра фильма «Король джаза», в нем знаменитый композитор и пианист Джордж Гершвин исполнял собственную рапсодию. Александр Варламов начинает сам писать музыку в стиле джаз.

Первые шаги в джазе

Первым музыкальным коллективом Александра Варламова стал «Первоксэ». Он оканчивает учебу, с дипломом дирижера в 1931-1933 годах устраивается заведующим музыкальной частью театра миниатюр Москвы. Однако планы у него были другими. Варламов Александр собирает джазовый оркестр при Центральном доме Красной армии и с большим размахом проводит первый концерт.

Внимание публики он привлекает к себе сотрудничеством с афроамериканской певицей Целестиной Коол. Кстати, история с этой исполнительницей попала в фильм «Мы из джаза». В СССР ее пригласил родственник, рабочий Московского подшипникового завода, депутат Моссовета Роберт Робинсон. В Москве она получила гражданство и училась пению. Мастерство оркестра Варламова ей понравилось и, сотрудничая, они даже выпустили грампластинку.

Хотя во время первой встречи Целестина наотрез отказалась выступать с джаз-ансамблем, состоящем из белых. Администратор коллектива Феликс Данилевич с трудом, но уговорил певицу. Специально для нее Александр Варламов написал романсы «Желтая роза», «Лаллабай», «Рапсодию любви» Вильямса и «Время в моих руках».

Позже Варламов Александр собрал первый в союзе коллектив из музыкантов-импровизаторов «Семерка». В 1938 году работал с джаз-оркестром Всесоюзного радиокомитета, вместе с ним выступал на советском телевидении. В начале 40-х годов был руководителем джаз-оркестра МВТУ им. Н.Баумана, позже дирижировал Государственным джаз-оркестром СССР.

С началом войны Госджаз СССР преобразовали в Образцово-показательный джаз-оркестр Наркомата обороны. Коллектив выехал на фронт, где почти все оркестранты погибли. Варламов Александр остался в Москве и руководил симфоническим джазом при Всесоюзной студии эстрадного искусства. Он готовил музыкальные номера к выступлениям перед моряками США в портах Мурманска и Архангельска.

Годы в ссылке

Далеко идущие планы талантливого музыканта были неожиданно прерваны зимой 1943 года. Александра Варламова забрал под стражу военный конвой. Его выслали из Москвы на Урал, а затем в Казахстан. До 1948 года был руководителем лагерного оркестра, работал учителем в Караганде. Есть несколько версий причин задержания и ареста композитора, но точный повод неизвестен. Александра Варламова обвиняли в подготовке концертов для немцев, в подготовке побега за границу и предательстве Родины. 13 лет он провел в лагерях и ссылках.

После войны

Реабилитировали композитора в 1956 году, восстановили в Союзе композиторов. После возвращения в Москву Варламов Александр Владимирович сочинял музыку для эстрадных оркестров, телевизионных передач, кинофильмов. С его легкой руки получили популярность такие композиции для оркестра, как «Ранний час», «Веселый час», «Счастьем жизнь полна», «Дикси-ли» (Dixie Lee) и другие.

Он написал пьесы: "Романтическая рапсодия", "Край мой любимый", "Ты поверь, ты пойми" и другие. Варламов был талантливым переводчиком, переводил иностранные песни и исполнял их. Он был аранжировщиком итальянской баркаролы в исполнении Аделины Патти.

Александр Варламов - композитор, который в 70-е годы написал произведения для биг-бэнда. Родному городу Симбирску, позже названному Ульяновском, в 1986 году посвятил композиццию "Концерт для трубы с оркестром». Он усердно работал над исполнительской техникой и ансамблевой игрой музыкантов, что стало причиной заметного роста профессионализма в советском джазе и повлияло на развитие джазового направления в СССР. В конце жизни Александр Варламов жил в Москве в районе Бибирево. В 1979 году ему присвоили звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Умер композитор 20 августа 1990 года, похоронили его на

Русский композитор, певец (тенор) и педагог вокала. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 в семье чиновника. В девятилетнем возрасте был отправлен в Петербург, где обучался музыке в Придворной певческой капелле, был певчим хора, а впоследствии – автором ряда духовных композиций. В 18-летнем возрасте был послан в Голландию в качестве учителя певчих русской посольской церкви в Гааге. С 1823 жил в Петербурге, где преподавал в театральной школе и некоторое время служил в Капелле хористом и учителем. В этот период сблизился с М. И. Глинкой, принимал участие в исполнении его сочинений, выступал в публичных концертах как дирижер и певец.

Расцвет творчества приходится на московский период жизни Варламова (1832–1844). Удачный композиторский дебют в пьесе А. А. Шаховского Рославлев (1832) и работа в театральных жанрах способствовали получению Варламовым места помощника капельмейстера (1832), а затем «композитора музыки» при оркестре Императорских московских театров. Варламов написал музыку к шекспировскому "Гамлету" по заказу знаменитого актера П.С.Мочалова (1837), поставил в Москве свои балеты "Забавы султана" (1834) и "Хитрый мальчик и людоед" (1837) и т.д. В начале 1830-х годов появляются первые романсы и песни Варламова; всего им создано более 100 произведений этого жанра, и среди них "Красный сарафан", "Что отуманилась, зоренька ясная", "Не шумите, ветры буйные" (изданы в 1835–1837). Варламов успешно выступал как певец, был популярным вокальным педагогом (преподавал в Театральном училище, Воспитательном доме, давал частные уроки), в 1849 издал свою "Полную школу пения"; в 1834–1835 издавал журнал «Эолова арфа», куда входили романсы и фортепианные произведения, его собственные и других авторов.

После 1845 музыкант жил в Петербурге, куда переехал в надежде устроиться учителем в Придворную капеллу, однако по разным причинам этот план не осуществился. Был вхож в петербургские литературные и художественные кружки; близко сошелся с А. С. Даргомыжским и А. А. Григорьевым (Варламову посвящены два стихотворения этого поэта и критика). Романсы Варламова исполнялись в салонах, их пела в своих концертах прославленная Полина Виардо (1821–1910).

Умер Варламов в Петербурге 15 (27) октября 1848. Его памяти были посвящены романс Гурилева "Воспоминание о Варламове", коллективные фортепианные вариации на тему его романса "Соловьем залетным" (среди авторов А. Г. Рубинштейн, А. Гензельт), а также вышедший в 1851 "Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова", включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских композиторов. Всего Варламовым создано около двух сотен романсов и песен на тексты более 40 поэтов, сборник обработок народных песен "Русский певец" (1846), два балета, музыка по крайней мере к двум десяткам спектаклей (большая часть утрачена).

Энциклопедия Кругосвет

1. знаменитый романс

Варламовские романсы пользовались большой любовью московской публики и моментально разлетались по всему городу. Близкий приятель Варламова солист Большого театра Бантышев долгое время упрашивал композитора написать для него романс.
- Какой тебе?
- Какой сам пожелаешь, Александр Егорович...
- Хорошо. Приходи через неделю. Писал Варламов очень легко, но, будучи человеком чрезвычайно несобранным, очень подолгу собирался приняться за работу.
Через неделю Бантышев приходит - романса нет.
- Некогда было, - разводит руками Варламов. - Завтра приходи.
Назавтра - то же самое. Но певец был человеком упорным и стал приходить к Варламову каждое утро, когда композитор еще спал.
- Экий ты, право, - вознегодовал однажды Варламов. - Человек спит, а ты являешься, можно сказать, на заре! Напишу я тебе романс. Сказал же, напишу, и напишу!
- Завтра? - язвительно спрашивает Бантышев.
- Завтра, завтра!
Утром певец, как всегда, является. Варламов спит.
-Это вам, господин Бантышев, - говорит слуга и передает раннему гостю новый романс, которому было суждено прославиться на всю Россию.
Назывался романс "На заре ты ее не буди"!

2. птичка

Варламов был человеком добрым и нетщеславным. Изгнанный из Большого театра, он остался без работы и без копейки денег. Будучи отцом большого семейства, которое надо было как-то содержать и кормить, композитор и любимец московской публики не без труда занял весьма скромную должность учителя пения в воспитательном доме.
- Твое ли это дело? Ведь ты на Москве - первая знаменитость. Совсем себя не помнишь! - выговорил Варламову его друг трагик Мочалов.
- Ах, Паша, гордыни в тебе много, - отозвался композитор. - А я пою, как птичка. Пел в Большом театре - хорошо. Теперь с сиротками буду петь - разве плохо?...

3. злые языки утверждают...

Что знаменитую оперу Алексея Верстовского "Аскольдова могила" на самом деле написал Варламов. Но, будучи человеком беспечным и легкомысленным, он проиграл ее в карты Верстовскому.
Верстовский поставил "Аскольдову могилу" под своим именем в Большом театре и прославился. Когда же близкий друг Варламова, поэт Аполлон Григорьев, сказал ему с укоризной: "Ах, Александр Егорович, что ж ты наделал! Не жалко ли тебе оперы своей?"- тот будто бы ответил: "О чем жалеть, милый Аполлоша? Я и еще напишу, это ведь нетрудно!"

4. все очень просто

Однажды начинающий композитор пожаловался Варламову, что у него никак не выходит романс, и попросил совета...
- Да какой же тут совет, милый?- отозвался Варламов. - Поступите очень просто: напишите десять романсов и бросьте их в печку, глядишь, одиннадцатый и выйдет хорошим...