Сочинение по картине Е. Широкова "Друзья"

Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» часто встречается в школьной программе. по картине? Как написать текст от имени мальчика и от первого лица? Обо всем этом расскажем в статье, предоставив примеры работ.

по картине?

Чтобы написать сочинение по картине, нужно в первую очередь ориентироваться на то, что изображено на ней. Конечно, как и в каждом сочинении, здесь должна быть вступительная часть, основная и заключительная.

Во вступительной части можно написать краткие сведения о художнике, интересные факты создания произведения или описать общую концепцию метким афоризмом. Например, если писать сочинение по картине Е. Широкова «Друзья», то уместно будет использовать высказывания о дружбе и преданности.

Основная часть тоже зависит от сюжета. Так, если на полотне нарисованы:

  • Пейзаж . Его нужно подробно описать, уделив внимание даже самым незначительным деталям. Обратить внимание на то, что художник изобразил на переднем и заднем плане и написать свои мысли относительно того, что он хотел этим показать.
  • Историческое сражение . В первую очередь, кратко рассказать о нарисованном историческом событии. При описании картины обратить внимание не только на главных героев, но и других участников сражения, описать их выражение лиц и позы и определить, что именно хотел изобразить автор (ликование от предстоящей победы, равнодушие к происходящему, горечь поражения и т. д.)
  • Портрет . Описывая личность, изображенную на портрете, нужно уделить внимание ее выражению лица, почувствовать настроение, попытаться передать чувства, что он вызывает. Разрез глаз, мелкие морщинки, линия рта - все это нужно учитывать на написании текста.

Закончить сочинение можно размышлениями о том, чем понравилась или не понравилась картина. Можно написать о том, какими приемами пользовался автор, чтобы добиться желаемого эффекта, или же описать актуальность изображенного действия в современных реалиях.

От имени персонажа

Чтобы описание картины не показалось простым занятием, в школьной программе его немного усложнили. Поэтому часто приходиться ломать голову над тем, как написать сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» от имени мальчика, что на ней нарисован. Это действительно сложное задание, ведь только художник знает все о своем персонаже.

Первое, что нужно сделать, это попытаться понять его настроение, а потом представить себя на месте героя. В качестве сюжетной завязки можно описать ситуацию, которая вызвала то или иное настроение. Например, в сочинении по картине Е. Широкова «Друзья» можно написать, что мальчик с кем-то поссорился, поэтому и грустит. В основной части описать то, что изображено на картине, но от имени ее героя. К примеру, использовать такие вводные, как: «В моей комнате…», «Я вижу…», «Передо мной…» и т. д.

От первого лица

Немного легче выполнить сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» от первого лица. Основная суть такого задания - показать свой личный взгляд на произведение. Поэтому стоит использовать такие вводные, как:

  • «я вижу»;
  • «я думаю»;
  • «мне кажется»;
  • «с моей точки зрения» и т. д.

Здесь главное помнить, что в этом задании ключевую роль играет личное местоимение «Я». Даже в сочинении по картине Е. Широкова «Друзья» основное место займут размышления автора о том, как он видит дружбу.

Пример 1: Что думает мальчик?

Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» от имени мальчика можно представить следующим образом:

«Сегодня, впрочем, как и всегда, обо мне забыли. Иногда мне кажется, что я невидимка. Те, кого звал раньше друзьями, больше не обращают на меня внимание. Из окна я слышу, как они играют в футбол и веселятся. Наверное, человеческой дружбе свойственно заканчиваться.

Снова вокруг меня серые стены, на кухне из крана тихо капает вода. Я уселся на красную собачью подстилку, чтобы не так остро ощущать свое одиночество. Странно, я помню, как принес его еще совсем щенком, а сейчас у него такая красивая, блестящая и гладкая шерсть, что хочется прикоснуться. Моя собака. Единственное существо, что всегда рядом. Вот даже сейчас он оттопырил ухо и готов выслушать все, что я ему скажу. Если бы люди умели так же.

Возможно, завтра все будет по-другому и в моей жизни настанет новая эпоха. Но сегодня - это сегодня. Дружок, давай еще немного так посидим, а потом гулять пойдем. Без твоей поддержки я бы уже давно упал духом».

Пример 2: От первого лица

Что касается сочинения по картине Е. Широкова «Друзья» от своего имени, то здесь писать несколько проще. Ведь автор точно знает, о чем он сам думает.

«В жизни люди редко замечают тех, кто их поддерживает. И часто этим кем-то может быть вовсе не человек. Не зря говорят, что собака - друг человека. На картине Е. Широкова «Друзья» показано безмолвное единение двух душ. И не имеет значения, что один из этих двоих - пес.

Мне кажется, что особенной эту картину делает задний фон: серое полотно с нарисованной в левом верхнем углу линией, которая показывает, что это стены. Думаю, художник специально обделил вниманием интерьер, чтобы показать, насколько тесна связь между друзьями. Они словно находятся в другом, своем собственном мирке. А там у них все делится поровну: и радость, и горе, и мысли. Я уверен, в своем мире они могут разговаривать друг с другом, это только на полотне изображен мальчик с собакой, а в месте, где соединяются их души, это два равноценных друг другу товарища. Думаю, об этом и хотел сказать автор».

Вот так создаются сочинения по картине: немного понимания происходящего и все готово.

1 вариант сочинения:

Передо мной картина Е.Н Широкова «Друзья». Всё пространство картины занято двумя фигурами. Это мальчик и собака.
Можно догадаться,что собака больна. Верные друзья сидят на собачьей подстилке. Мальчик сидит, скрестив ноги. Глаза его опущены вниз, а щеки и губы слегка надуты. На лице мальчика видна грусть. Рука мальчика лежит на спине собаки и тихонько поглаживает её, как будто утешает. Второй герой картины - собака. В её глазах заметна тоска. Одно ухо собаки стоит торчком, как будто она пытается уловить настроение своего хозяина, а второе опущено. Мордочка собаки лежит на передних лапах, а задние лапки пес поджал под себя. В картине художник использовал темные оттенки цветов, передавая нам этим всю грусть, которую чувствуют герои картины. На заднем плане изображения ничего нет. Это передаёт нам всё одиночество, которое чувствуют друзья.
Вся картина проникнута грустным настроением, так что невольно вспоминаешь своего четвероногого друга. Но хочется верить что собака выздоровит, и вновь со своим хозяином они будут веселиться.

2 вариант сочинения:

Передо мной лежит иллюстрация к картине Е.Широкова «Друзья». Главные персонажи в этой картине - мальчик и собака.
Мальчик одет в синюю футболку, серые штаны и сандалии. Он нежно гладит своего друга по мягкой шерсти, как будто прося о помощи.
Собака смотрит на него понимающими глазами, но, к сожалению, не может ничего ответить.
Собака черного окраса, только кончики лап белые. Одно ухо у нее прижато к голове, другое приподнято, как будто она хочет вникнуть в проблему хозяина. Она тоже грустит, наверное, потому что грустит ее хозяин.
Отношения между мальчиком и собакой очень теплые, нежные. Недаром эта картина называется друзья. Ведь у друзей радости и печали одни на двоих. Собака умеет выслушать все проблемы хозяина от двойки в школе, до проблем в доме. Ну, и радоваться она имеет вместе с ним.
Наверное, мальчик сейчас думает о том, как ему плохо, и надеется, что собака ему поможет своим вниманием и умением слушать.
Собака, скорее всего, думает о том, как плохо ее хозяину и что надо ему помочь, выслушать его проблему. Еще мне кажется, что она переживает, потому что не может помочь ему по-другому, но я думаю, что умение выслушать – это тоже большая помощь.
В этой картине очень темные цвета. Наверное, из-за того, что мальчик и собака грустят. Диван, на котором они сидят, красного цвета. Он помят. Стена на этой картине тусклая. Это говорит о грусти тех, кто находится в этой комнате.
Мне очень понравилась эта картина, потому что она показывает взаимоотношения между мальчиком и собакой.

3 вариант сочинения:

Передо мной репродукция картины Е.Широкова «Друзья». Она была написана этим художником в самый расцвет его творческой деятельности.

Главные персонажи в этой картине - мальчик и собака. Мальчик одет в синюю футболку, серые штаны и сандалии. Он нежно гладит своего друга по мягкой шерсти, как будто прося о помощи.
Собака смотрит понимающими глазами, но, к сожалению, не может ничего ответить, и вряд ли чем-то сможет ему помочь. Хотя я думаю, что умение выслушать – это уже большая помощь.
Пёс этот черного окраса, только кончики лап белые. Одно ухо у нее прижато к голове, другое приподнято. Он как будто хочет вникнуть в проблему хозяина. Собака тоже грустит, потому что грустит её хозяин, а она помочь никак не может.
Отношения между мальчиком и его питомцем очень теплые, нежные. Недаром эта картина называется друзья. Ведь у друзей все радости и печали одни на двоих. Пёс умеет выслушать все проблемы хозяина: от двойки в школе до проблем дома, с семьёй или с друзьями. И все его радости он тоже разделяет.
В этой картине очень темные цвета. Наверное, из-за того, что мальчик и собака грустят. Диван, на котором они сидят, красного цвета. Он помят. Стена на этой картине тусклая. Всё это и говорит о печали тех, кто находится в этой комнате.
Мне очень понравилась эта картина, и писать по ней сочинение было очень приятно. В ней очень красиво описаны отношения лучших друзей: человека и собаки.

4 вариант сочинения:

Передо мной находится репродукция одной очень известной картины «Друзья». Её автор - замечательный русский художник Евгений Вадимович Широков. Это произведение искусства было написано им в самый расцвет своей творческой деятельности, в 1976 году.

Главные персонажи, изображённые на картине, - обычный мальчик и его верный пёс. Хозяин сидит на небольшом красном коврике и правой рукой гладит своего питомца, который лежит рядом. Оба героя грустят. Им очень плохо.

Мальчик одет довольно интересно, хотя на первый взгляд так не кажется: обычная футболка, простые штаны, носки и сандалии. Но если присмотреться повнимательнее, то можно заметить, что цвета в его одежде чередуются: сначала тёмно-синий, потом серый, затем опять тёмно-синий и наконец снова серый. Вероятно, автор хочет показать, что его жизнь соответствует цветам одежды. Ведь у всех же нас бывают разные моменты: хорошие и плохие, радостные и грустные, приятные и не очень. У мальчика же, к сожалению, таких светлых мгновений может быть крайне мало. В основном он испытывает печаль, скорбь, грусть, разочарование... Или всё-таки дела обстоят не так уж и плохо?

Да, у героев однозначно какое-то горе. Возможно, собака чем-то болеет, а может, у мальчика проблемы в школе или в семье. Точно определить это нелегко. Но ведь они же друзья! А настоящие друзья всегда и во всём поддерживают друг друга. Они вместе радуются, вместе грустят, всегда готовы прийти на помощь своему товарищу, никогда не бросают его в беде. Именно так и поступают мальчик с собакой. Они вместе в трудную минуту, готовы выслушать проблему друга, прекрасно зная, что поймут его, даже не владея его речью. И поэтому герои картины, несомненно, преодолеют все те невзгоды, которые стоят у них на пути, ясно осознавая, что вместе они - великая сила.

Вот почему Широков назвал своё произведение «Друзья». Он хотел обратить наше внимание на то, что настоящая дружба поможет победить всё, и ценить её нужно превыше всего остального.

Эта картина мне очень понравилась, и писать по ней сочинение было очень приятно. Она очень красивая, несёт в себе глубокий внутренний смысл и заставляет зрителя задуматься о своей системе ценностей, а главное - прекрасно показывает взаимоотношения двух лучших друзей: собаки и человека.

5 вариант сочинения:

Нашему взору представлена картина Евгения Широкова «Друзья». Картина народного художника поражает своим скрытым художественным сюжетом. Ведь, если присмотреться к данной репродукции, то можно сразу же задуматься над многими вопросами: А почему они грустят? Что случилось у человека и у его верного друга? Почему такая обстановка? И многие-многие другие.

На переднем плане расположены два верных друга: мальчик и собака. Мальчик одет в синюю майку с короткими рукавами, черные штаны, синие носки и обут в сандалии темного цвета. Он сидит, облокотившись на свою левую руку, правой рукой он гладит своего черного большого пса, у которого лишь белые лапы. Пес преданно лежит возле ног своего хозяина и полностью переживает грусть, из-за чего грустит и мальчик. Грустные глаза собаки, очень четко рассказывают о том, что что-то случилось, они передают все беспокойство, всю преданность и всю дружбу, что возникла между такими настоящими друзьями. Пес полностью разделяет грусть мальчика, которая благодаря ему теперь стала общая. Мальчик в благодарность за это нежно гладит своего черного друга, смотрит на него и благодарит молча. Им не нужно лишних слов, чтобы понимать друг друга. Достаточно лишь прикосновения, взгляда, чтобы понять и попытаться помочь друг другу.

Наши друзья находятся на красном коврике, наверное, это подстилка собаки, где она спит и проводит большинство своего времени. Хотя может мальчик специально постелил ее, чтобы вместе со своим другом, побыть на территории, которая принадлежит только им, где нет ни лишних людей, ни плохой погоды и проблем. А собаке ничего не жалко, особенно такой мелочи для своего хозяина.

Мне картина очень понравилась, она проникнута каким-то особенным смыслом, какой-то чувствительностью. Каждому знакома эта горькая тема – дружба. Любой человек когда-нибудь, но терял своих друзей, своих верных друзей детства. Конечно, я не сомневаюсь, что для этого было много причин: у кого-то трагедия, кто-то менял дружбу на жену, девушку, кто-то уходил и не возвращался, кто-то предавал. Каждому будет что рассказать по этому поводу, немало горькой придется выпить, чтобы забыть, да и возможно ли? Так или иначе, но картина действительно трогает, ведь она пробуждает в нас память, заставляется задуматься над многими важными вещами, касающихся данной темы.

Мы начинаем ценить и беречь своих друзей, ведь только они смогут понять и поддержать нас в трудной минуте и ситуации, никто кроме них не сможет вовремя остановить, сказать правду, какой бы горькой она не была, уйти в сторону, если вдруг случится такое, что полюбите одну. Цените своих друзей, ведь истинный друг дается лишь раз в жизни и дается от Бога!

Известный художник и живописец Широков Евгений Николаевич, создал огромное количество картин и полотен, посвященных образам людей. Одним из таких душевных полотен стала картина «Друзья».

В центре картины нарисован мальчик и его преданный друг – пес, который верно лежит возле своего хозяина. Что интересно, оба персонажа картины одинаково значимы и необходимы. Это говорит о том, что и мальчик и его собака играют важную, необходимую роль на картине.

Рассматривая полотно, мы видим с одной стороны темноволосого мальчика лет одиннадцати, который сидит на темно–коричневом покрывале и о чем-то задумчиво и грустно размышляет. Одной рукой он гладит своего друга, который преданно скрутился калачиком у его ног.

Пес достаточно большой, черного цвета, с белыми лапами. Глядя ему в глаза, можно заметить, что это очень умное животное, и оно наверняка чувствует всю грусть своего хозяина. Мальчишка грустит о том, что случилось сегодня с ним утром. Конечно, мы этого точно не знаем. Возможно, у него неприятности в школе, он не выполнил задание так, как ему хотелось. Возможно, он поссорился со своим товарищем и теперь сожалеет о содеянном. А может быть, мальчишку отругали родители за проступки и проделки. Он словно хочет заплакать и пожаловаться своему преданному другу. А пес, в свою очередь, хочет поближе прижаться к хозяину и хоть как–нибудь его утешить. Одно ухо у него приподнято, видимо, для того, чтобы лучше различать интонации, высказанные мальчишкой.

Изображенные персонажи передают нам то прекрасное чувство, которое всегда поддерживало нас - дружбу. Только настоящие друзья могут доверить друг другу свои секреты, рассказать о неудачах и поражениях. Мы видим, что при любых обстоятельствах, в любом настроении друзья всегда рядом, всегда помогают друг другу. Возможно, в другой ситуации они проводят время весело и задорно. Но именно сейчас, мальчишка и собака тихонько сидят и грустят.

1.Слово о картине

2.Главные герои

3.Собственное восприятие

Картина Е.Н. Широкова «Друзья» названа так не случайно, ведь на ней изображена искренняя дружба. Только друзьями в нашем случае стали собака и человек, хотя это вполне реально.

На полу лежит одеяло, на нем сидит мальчик, а у его ног – собака. На парне надета темно-синяя майка, серые брюки, и такого же цвета сандали. На ногах синие носки. Мальчик грустно смотрит на собаку и гладит её по спине. Его четвероногий друг положил голову на передние лапы и смотрит вперед. Мне кажется его взгляд тоже понурым. Возможно пес болен.

У собаки черная шёрстка, а лапы белого цвета. Его тело абсолютно расслаблено, одно ухо поднято вверх, возможно, он слушает, что ему говорит мальчик. Мальчик сейчас поддерживает его, уделяя как можно больше внимания. Стоит заметить, что и хозяин обеспокоен грустью четвероногого друга, ведь его лицо так же не выражает радости. Именно в этом и заключается настоящая дружба, в поддержке в минуты трудностей и болезней.

Рассматривая данное полотно, мне стало жаль и собаку и мальчика. Мне захотелось помочь им обоим, чтобы они стали счастливыми. Надеюсь, что у них все будет хорошо.

Сочинение по картине Друзья Широкова 7 класс

1.Какие они, настоящие друзья

2.Кто на полотне

3.Оценка увиденного

Самыми преданными из всех животных чаще всего оказываются собаки. Они никогда не убегут от вас в трудной ситуации, не променяют вашу заботу, они подобно людям нуждаются в нашем внимании. Дружба между человеком и собакой описана во многих литературных, музыкальных и кинематографических произведениях. И всегда поражает верность этого животного. Именно такая истинная дружба изображена на репродукции картины «Друзья» Широкова.

Основную часть полотна занимают фигуры главных героев: мальчика и его четвероногого друга. Посреди комнаты лежит коричневый плед. Он весь в складках, возможно до этого ребенок и животное играли на нем. Сейчас же наши герои изображены задумчивыми. Юноша одет в синюю футболку, серые брюки, сандалии и носки, можно предположить, что на улице последние деньки лета. Глаза мальчика опущены и устремлены на животное.

Пес, мирно поджав лапы, лежит у ног хозяина. Одно ухо его опущено, другое приподнято, для того, чтобы слышать, о чем говорит мальчик. Ребенок одной рукой опирается о пол, другой гладит спину собаки. Черная шерсть щенка лосниться при дневном освещение, что говорит о хорошем уходе мальчика за ним. Глаза пса открыты и смотрят в даль, взгляд его печален, возможно, это связано с рассказом хозяина.

Эта картина мне очень понравилась. Я давно мечтаю о таком же верном товарище, с которым я буду делить печали и радости, который будет встречать меня из школы. Здорово, что у этого мальчика есть такой замечательный друг.

Сочинение по картине Друзья Широкова от лица мальчика

1.Возвращение домой

2.Что-то случилось

3.Собачья тоска

Сегодня я пришел из школы раньше обычного. Последний урок литературы отменили. Я спешил домой, чтобы скорее сделать уроки и отправиться на улицу. Тем более мне нужно было обязательно выгулять собаку. Обычно, когда я подхожу к двери квартиры, то уже слышу радостный лай Джека, но сейчас было тихо.

Я быстро открыл дверь, собаки нигде не было видно. Я не стал снимать сандалий, только сбросил рюкзак и куртку, прошел в свою комнату, Джека там не было. Я нашел его в комнате брата, пес успел стащить с кровати красное покрывало, и сейчас мирно лежал на нем посреди комнаты. Но что-то было не так…

Джек был абсолютно здоров, блестящая черная шерсть, мокрый нос, только глаза какие-то особенно печальные. Я присел рядом с ним, оперившись одной рукой о пол. Позвал его тихонько: «Эй, Дружище!», Джек не повернул головы, только поднял одно ухо. Он прекрасно слышал, что я говорю с ним, я уверен, что он понимал меня, ведь собаки - умные животные. Но что-то тревожило его в эту минуту. Тогда я начал гладить его спину, медленно вел пальцы по его шерсти, ощущая выпирающие лопатки, позвонки.

Пес продолжал лежать все так же. Его огромные золотые глаза пристально смотрели в окно, на минуту мне показалось, что взгляд его буквально застыл. В такие моменты человек обычно плачет, этого я ждал и от Джека, а еще, чтобы он рассказал мне о том, что его так тревожит. За окном светило солнце, слышались голоса птиц, а он о чем-то грустил. Я тоже стал грустить вместе с ним. Возможно, Джек уже начал скучать по ушедшему лету, а может его расстроило то, что утром я так быстро собрался в школу, что не успел с ним поиграть. Ведь обычно именно Джек приносит мне рюкзак и ботинки к порогу, когда я ухожу, а сегодня я торопился, так как проспал. И сейчас мне стало стыдно вдвойне и перед учительницей, к которой опоздал на урок и перед лучшим другом, который так ждет моего внимания.

Е. Н. Широков, ныне профессор государственного институту искусств и культуры в Перми, знаменит среди своих студентов. Дело даже не в том, что он – один из выдающихся представителей «сурового стиля». Дело даже не в грустно-романтичном характере его работ, навеивающих на зрителей впечатления будничных забот и монументальных характеров, а в его особом таланте.

Имя этого живописца в свое время (1960-1980 гг.) было у всех на слуху, он стал живым художественным символом Перми. Его полотен ждали, как сегодняшних премьер блокбастеров. Да и, по сути дела, они были своего рода экшенами, только из области живописи. Зрители и коллеги, искусствоведы и партийные деятели того времени – равнодушных к творчеству Е. Широкова не было. Картины перепечатывались в журналах, становились обязательной атрибутикой советского дома.

Поражает то, как не словом, не делом, а кистью Широков смог донести до тоталитарной власти, «повернутой» на коммунизме и народу, на который старательно вешали ярлык труженика силу изобразительного искусства. О нем писали и будут писать – Википедия, периодика, местная и региональная. Его студенты будут с восторгом слушать лекции, а зрители в очередной раз восторгаться картиной «Друзья».

О том, что у собаки и человека отношения особые, и говорить не стоит. Сколько фильмов снято про мальчиков и собак! Но они не идут ни в какое сравнение с полотном Широкова, в его реалистичностью и необычностью. Художник на подсознательном уровне пытается донести до нас, что животное может выслушать и облегчить страдания, всегда будет рядом и никогда не предаст.

Кстати, Широков не единственный, кто рисовал животных и детей. Если вы вспомните Мурильо, то увидите восторженного ребенка из 16 века, радующегося общению со своим четвероногим другом. Здесь же – мальчик из 20 века, одетый в синюю футболку, темно-синие штаны и сандалии.

Свою собаку он просто обожает, да и она в восторге от прикосновений хозяина и его присутствия. Черная лоснящаяся шерсть, ухоженная, словно шелковая, передает всю любовь мальчика к домашнему животному. Его породу сложно назвать, но это не так важно, ведь глядя в его умные глаза, мы замечаем, что помимо красоты они светятся умом и здоровьем.

А еще у этого животного очень забавные лапки, словно одеты в элегантные белые носочки. Голова, лежащая на них занимает практически весь передний план картины. В добрых глазах-бусинках читается понимание проблем его ближайшего друга. Одно ухо приподнято, видно, что животное внимательно слушает мальчика, стараясь не пропустить ни одного его слова. И пес, и хозяин грустны. Но первый переживает о печалях человека, а не о своих. Животные могут слушать, понимать и сочувствовать – вот что зритель видит на полотне. И в этом заключается их преданная дружба человеку.

Скорее всего, мальчик рассказал ей что-то печальное из своей жизни. Собака загрустила вместе с ним, приняла его эмоции, как свои. Мы можем только догадываться, что произошло со школьником на самом деле: друзья не позвали его гулять, получил он «двойку» или был наказан родителями за проступок. Видно только одно – в жизни этого ребенка произошла несправедливость, спасти от которой может только общение с животным.

Примечательно, что задний фон картины художник четко не выписывает. Размытые стены – вот то, что окружает друзей. Но если посмотреть на чем они сидят, то зрители нисколько не удивится. Это собачья подстилка. Не кровать, не пол, и не кресло. Скорее всего, животное даже и не знало об обидах, а мальчик пришел именно к нему, ведь только с ним вместе и на его территории он чувствует себя уверенно и спокойно.

Расположение героев полотна относительно друг другу, практически одинаковое выражение глаз передают самые теплые, искренние и дружеские чувства. Собака для мальчика – не просто домашний питомец, а друг, благодарный слушатель и советчик. И, если вы относитесь к литературно подкованным людям, то можно смело вспоминать Тургенева, сказавшего о том, что в животном и человеке «одна и та же жизнь».

Что касается колористических особенностей картины «Друзья», то все оттенки передают настроение мальчика и собаки. Задний фон окружает грязно-серая стена – лучшее подтверждение безрадостности и мрачности домашней атмосферы, подавленность ребенка и его угнетенное состояние. Кроме этого, серый фон несет и другую смысловую нагрузку – он становится отражением четкости фигур.

Красно-коричневый собачий коврик и желтый пол на фоне образов главных героев, выполненных темными красками, кажутся несколько неуместными. Но Широков не был бы Широковым, если не достиг гармонии. Зритель не просто видит грусть – он ее ощущает, и, в первую очередь, благодаря колористическим решениям произведения.

Холодные тона красок, используемые художником, выполняют еще одну функцию – они становятся контрастом для теплых душевных человеческих чувств.

Удивительно, но друзья здесь не люди. Дружба, показанная Широковым, уникальна. Она заключается в единстве душ, умении любить и быть преданным. Собаке и мальчику даже не нужно разговаривать – им важно уметь слушать сердце своего друга. Возможно, мальчик на картине не нашел среди людей такого же преданного и честного друга, которого обрел в лице пса. Такое потрясающее родство душ не может не активизировать все самые теплые чувства зрителей.

Работа достойна восхищения хотя бы потому, что Широкову удалось передать не просто позы героев, а самое важное в человеческом мире – эмоции. Видно, что художник вложил всю свою любовь в каждый мазок кисти, все свои воспоминания из детства, и всю свою любовь к животным.

Всего две фигуры на грязно-сером фоне: человек и животное – а мы уже видим практически хрестоматийный пример понятия «дружба». Это и взаимопомощь, и умение выслушать и поддержать в горе, и преданность, и желание быть нужным своему другу.

Мальчику на картине «Друзья» очень повезло: он нашел то, что находят немногие – преданное живое существо, которое будет не просто его любить, а и охранять, и оберегать. Черный пес на картине «Друзья» — это настоящий Полкан из русских сказок, который дарит свою привязанность только самым лучшим людям.