Сочинение по картине «Баян» В. Васнецова

Описание картины Васнецова «Баян»

В основе картины Васнецова «Баян» - один из былинных одноименных героев.
Он знаменит тем, что был умелым сказителем.
Кроме того, этот герой упоминается в «Слове о полку Игореве».
Васнецов никак не мог обойти стороной столь яркую личность, чтобы не написать картину.
Ведь, как известно, этот художник славится работами, посвященными русским сказкам, былинам.

В центре картины - холм, на котором и расположились с дороги уставшие воины.
Они внимательно слушают слепого старика, который им повествует сказание.
При этом он играет на гуслях.
Воины очень внимательно и сосредоточенно его слушают.
Рассказ Баяна их буквально захватил своим интересным сюжетом.
К тому же, старец умеет рассказывать интересно, что просто заслушаешься.
Некоторые дружинники смотрят куда-то вдаль, представляя героев своей Родины, ее прошлое.
Воины буквально видят их наяву, так сосредоточенно они смотрят и представляют героические поступки таких же воинов, как они сами.

В самом центре этой группы сидит князь.
Лицо его выглядит суровым.
Он, как и все остальные, внимательно слушает слова старика.
Рядом с князем сидит его сын, который еще слишком молод для сражений, но слушает он не менее внимательно.
Его взгляд также устремлен вдаль.
Наверное, он представляет себя храбрым воином.
Будто он сам участвует в боях за родную землю, за ее свободу и независимость.
За его спиной стоит старый казак.
Он слушает старца, подперев голову руками.
Видно, он вспоминает времена своей молодости, когда принимал непосредственное участие во многих боях за Русь.

Вокруг этих действующих лиц изображена русская земля.
Просторы ее бесконечны.
Видны молодые деревья, которые делают картину буквально «живой».
Они будто говорят о том, что жизнь все время идет вперед, появляются новые поколения.
Художник изобразил над головами слушателей и сказителя серое небо.
Кажется, что даже оно слушает Баяна.
Его длинные волосы треплет ветер.
От этого картина получилась необычайно реалистичной.

Картина «Баян» пропитана любовью к русской земле, благодарностью воинам за их славные победы во время защиты своей отчизны от непрошенных гостей.

Картина «Баян» считается последним завершенным холстом Виктора Михайловича Васнецова, написанным в его традиционном стиле. Картина была окончена и представлена на обозрение иным художникам в 1910 году, хотя первый эскиз был выполнен ещё в 1880 году.

Некоторые, например, Нестеров, подвергли её резкой критике, указывая на закат творчества Васнецова. Другие, как Брюсов, напротив, восторгались ею.

Перед зрителем предстаёт высокий холм, на котором изображена группа людей. Панорамность просторов Руси, изображённая на этой картине, обозначает собирательный образ российской природы. Главного персонажа автор разместил несколько сбоку, вложив ему в руки большие гусли.

Согласно народным поверьям, Баян был прекрасным рассказчиком, особенно часто он повествовал о боевых сражениях. В частности, именно он является главным персонажем «Слова о полку Игореве», хотя из своего персонажа автор картины сделал собирательный образ. Его фигура резко выделяется среди остальных.

Баян одет в белоснежные одеяния, украшенные языческими узорами. Рот его открыт, рука динамично поднята вверх, кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Его серебристые волосы, контрастируя с чёрной бородой, развеваются на ветру.
Кстати, рассматривая как-то свой почти написанный холст, Васнецов подумал, не слишком ли «власы вьются», однако, поразмыслив, что для былины чрезмерное - нормально, оставил Баяна как есть.

В отличие от главного героя произведения, окружающие певца богатыри неподвижно сидят, заворожено застыв перед силой голоса оратора. Лица слушающих сосредоточены, видно, что они готовы повторять подвиги своих предков. Одно из изображенных Васнецовым лиц было написано с сына живописца, Владимира.

Васнецов стремился показать единство рассказчика и дружины. Преемственность поколений отражает и наличие мальчика-подростка среди компании дюжих дружинников.

Помимо описания картины В. М. Васнецова «Баян», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Виктор Михайлович Васнецов, один из выдающихся русских художников XIX века, прожив долгую и плодотворную жизнь, познал и восторженное преклонение, и холодную неприязнь, граничащую со злобными нападками. Он был первым из отечественных живописцев, посвятивших свой талант былинно-сказочному жанру - новому, не сразу понятому современниками. Впоследствии его назовут «истинным богатырём русской живописи».

Одна из поздних работ художника

Наверное, многим приходилось в школьные годы писать Васнецова «Баян». Все мы её знаем и любим. Это одна из поздних работ художника, созданная на основе ряда памятников древнерусской письменности, в частности «Слова о полку Игореве». Трудиться над ней автор закончил в 1910 году, но известно, что мысли о создании картины появились у Васнецова ещё за тридцать лет до этой даты, однако осуществить задуманное он не смог.

Когда же работа была завершена, картину представили широкой публике. Мнения разделились. Не все смогли сразу понять и оценить глубину произведения. Даже такой знаток живописи, как Нестеров, выступил с критикой. Он предрёк скорый упадок в творчестве автора. Другая же часть интеллигенции во главе с Брюсовым горячо приветствовала картину. Известный в то время критик Семенович опубликовал целое восторженное сочинение по картине Васнецова «Баян».

Кто это такой

Баян ─ слепой певец, который под звуки гуслей ведёт поэтические повествования о днях минувших. Его пение ─ это не развлекательное действие, а своего рода устная летопись, положенная на музыкальную основу. Но баян не только повествует о прошедшем. В его песнях заложены скрытые пророчества о том, что ждёт впереди. Баян ─ это ещё и предсказатель будущего, пророк, или, как говорили в старину, «вещун». Его почитали и боялись, как и всякого, кто общается с потусторонними силами. А он явно был с ними в ладу, иначе откуда эти тайные знания?

Картина Васнецова «Баян» представляет народного персонажа дохристианской, языческой Руси. Свою песнь он поёт, взывая к прося у них помощи и заступничества. Это не молитва, а заговор волхва-кудесника. Тяжела и опасна жизнь среди бесчисленных полчищ степных кочевников, взирающих на Русь своими жадными глазами. Одна надежда ─ на князя с его дружиной. Вот и благодарит в своих песнях баян народного защитника и его верных товарищей.

Васнецов, «Баян». Описание

Эта работа заслуживает пристального внимания. Картина Васнецова «Баян» величественна и монументальна. Грандиозности замысла соответствует масштаб исполнения. Дело не только в размерах полотна, но и в композиционном решении, и в цветовом. Оно притягивает взгляд и завораживает.

Пейзаж, на фоне которого Васнецов помещает своих героев, воплощает собирательный образ России с её бескрайними просторами. Центральная часть картины, холм, воспринимается как скульптурный постамент для фигур, расположенных на нём.

Каждый, кто берёт на себя труд писать сочинение по картине Васнецова «Баян», прежде всего останавливается на фигуре седовласого старца, вдохновенно вещающего под звуки гуслей. Пальцами одной руки он перебирает струны, а вторая вскинута вверх. Жестом подчёркивается грандиозность описываемых событий.

Выражение в картине

Расположившиеся полукругом воины внимают его пению. Лица их задумчивы, полны осознания сакральности момента. В кругу воинов выделяется величественная фигура князя, гордо смотрящего вдаль. В картине выражена преемственность поколений, защитников отечества. Перед нами предстают и старец, и молодые воины, и мальчик, задумчиво слушающий пение. Бегущие по небу облака придают картине ощущение напряжения и скрытого драматизма.

Языческому периоду истории Руси посвящено не одно научное сочинение. По картине Васнецова «Баян» можно судить, насколько высок в обществе интерес к этой теме. Он объясняется желанием заглянуть в истоки нашей национальной самобытности. Без этого невозможно понять законы развития культуры.

Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1910 году.

На первый взгляд картина производит несколько мрачное впечатление. Практически половину холста занимает пасмурное небо, выполненное в основном в серых тонах. Хотя серый цвет палитры не помешал художнику гармонично смешать его с красными оттенками, что с легкостью позволяет определить, что действие происходит на закате. Умело показано, что это не «рабочее время», а именно вечерний досуг русских богатырей-дружинников несущих службу. Доступная взору местность является типичной для средней полосы России. Желто-зеленый окрас травяного покрова и плавные переходы оттеков заставляют невольно перенестись в те места. Можно также отметить на холсте наличие нескольких веточек молодых деревьев, что придает изображению еще большую живость и реалистичность.

Ключевым моментов картины, естественно, являются люди. Главенствующее место, как и полагается, занимает князь. Рядом с ним находится его дочь и старый казак, видимо тоже высокого и почетного чина. Они сидят прямо напротив баяна, в то время как остальные воины расположились вокруг них. На лицах зрителей можно увидеть различные эмоции. Кто-то испытывает грусть, кто-то призадумался, а кто-то просто слушает, но все проявляют неподдельный интерес к рассказчику. Отдельное внимание стоит уделить непосредственно образу самого баяна. Первое, что бросается в глаза, это возраст сказителя. Это не просто актер, а умудренный временем старец, повидавший многое на своем веку. Волосы баяна развиваются на ветру, что также придает особую динамику изображению. Исконно русское белое одеяние старца еще раз подчеркивает классику жанра, в котором «работает» артист. Да! Не вызывает сомнений, что самозабвенный рассказчик повествует о военных походах великих воинов, о славе мудрых русских князей, которая разносится по всем заморским странам, о природе-матушке, которая кормит и поит могучих богатырей… Инструмент баяна старый и изрядно потертый, создается впечатление, что старец никогда с ним не расстается во время своих странствий и мытарств.

Есть на картине также элементы, хоть и не явно скрытые, но ускользающие от нас при первом рассмотрении полотна. Так, например, это чарка с вином и воткнутое рядом копье. При этом можно заметить, что чарка просто стоит, слушатели не проявляют особого интереса к хмельным напиткам, что является явным нравственным показателем людей того времени. Копье же – здесь символ силы русских богатырей. Можно заметить, что оно не просто слегка держится, а глубоко «сидит» в земле. Только у истинного воина хватит духу так вогнать оружие в твердую поверхность. Еще один такой элемент картины – витязи, идущие к «сцене» на заднем плане. Возможно, они не сразу заинтересовались происходящим, но послушав немного издалека, все-таки решили подойти поближе.

«Баян» – одно из последних значительных произведений художника, завершающих былинную тему в его творчестве. Умело подобранная композиция и палитра, а также несколько грубоватое исполнение пейзажных деталей заставляют не просто проникнуться сюжетом картины, а оказаться, как бы одним из слушателей баяна - рассказчика, историка и пророка в одном лице. Противоречивое впечатление спокойствия и одновременно надвигающейся бури охватывает сознание при внимательном изучении картины. Величественность и эпичность сюжета поистине мастерски переданы В.М. Васнецовым в его бессмертном творении «Баян».

1. Что изображено на первом плане?

На первом плане картины В.М. Васнецова изображены русские воины, расположившиеся на холме. Во главе рати сидит князь с сыном и старым воином. Все они внимательно слушают певца, которого художник изобразил справа чуть в стороне от остальных героев картины. В центре стоит на камне чаша.

2. Выделите и опишите основные группы героев картины.

Впереди можно выделить двух молодых воинов. Они сидят спиной к зрителям. На одном из них надета кольчуга, на другом темный плащ. Все их внимание поглощено сказителем. За ними влево расположились еще четыре молодых воина. Они все в кольчугах. Все воины держат в руках кто меч, опершись на него, кто щит, кто топорик. Они или только после битвы, или готовятся к ней. Чуть выше художник нарисовал группу из трех человек. Это старый казак, князь и его сын, юный княжич. На казаке надет белый кафтан. Волосы казака и усы совсем седые. На княжиче голубой кафтан и желтые сапоги. Князь опирается на меч в ножнах. На его плечи накинут коричневый расписной плащ. Выделяются красные сапоги князя. За этой группой сидят три воина разных возрастов. А перед ними отдельно сам Баян. И еще одна группа видна за спиной Баяна на правом склоне холма.

3. Опишите главного героя картины. Обратите внимание на выражение лиц слушающих его людей.

Главным героем картины является сказитель Баян. Он нарисован отдельно от других героев произведения. Одет он в белоснежную длинную рубаху. Свой рассказ Баян сопровождает игрой на гуслях. Он, возможно, рассказывает о былых битвах, о героических сражениях. Его лицо сурово. Седые волосы разметал ветер. Одну руку сказитель поднял вверх, как бы призывая воинов храбро сражаться за русскую землю. И слушатели задумались. Кто опустил голову, кто задумчиво смотрит вдаль. Но мысли, наверное, у всех бродят в голове одинаковые.

4. Какой фон у картины? Опишите небо, землю. Обратите внимание на цвет плащей дружинников и одежды певца. Какие тона преобладают в картине?

Фон у картины серый. Серое небо. По нему бегут тучи. Серые доспехи у воинов. Темная вода у холма. Темный плащ у одного из воинов. У другого плащ яркий, красный. Малиновыми пятнами выделяются щиты у двух воинов. Преобладают темные тона. Они контрастируют с белым одеянием певца.

5. Какому периоду в истории нашей Родины посвящена картина? В каком произведении древнерусской литературы упоминается Баян?

Картина посвящена периоду становления Русского государства, когда князьям приходилось много сражаться с половцами и другими захватчиками. Баян упоминается в «Слове о полку Игореве».