Следы язычества в современном мире. Современное язычество! (для заинтересованных)

Язычество в современной России имеет целый ряд движений и общин, которые сделали своей целью возрождением Родноверия (язычества) — исконно русской веры, которая была широко распространена до крещения Киевской Руси князем Владимиром. Однако, не смотря на то, что численность современных русских языческих общин значительно меньше христианских и других религиозных направлений, численность единомышленников растет с каждым годом. Язычество сегодня имеет ряд явлений, которые препятствуют подлинному возрождению веры на территории РФ. Существует два вида причин:

  1. Внешние: социально-политические;
  2. Внутренние: духовно-психологические.

Очень печально наблюдать, что язычество в современном мире имеет в своих рядах единомышленников, которые относят себя к данной вере лишь формально, так как они выделяют очень мало внимания основным религиозным аспектам язычества. Иногда политические, социальные, финансовые и иные цели выдвигаются на передний план, тем самым заслоняя собой самопознание и богопознание. Таким образом, они преодолевают всякую действительность внутри себя. Язычество сейчас должно выработать в своих последователей целостный взгляд на действительность, тем самым позволив видеть божественное проявление во всем нас окружающем. Однако, всякое действие язычника должно также опираться и на его личный духовный опыт, при этом не вступая в дисбаланс с Мировой Гармонией.

Стоит отметить, что язычество в России сегодня является не каким-то культом, а уникальной и всеохватывающей философией, которая продолжает оставаться при этом национальным явлением. Если сказать одним словом, то это Традиция, которая проявляется в совокупности традиций каждого конкретного народа, а также изложенная понятным и характерным для него языком, учитывающая все специфические аспекты национального мировоззрения.

Стоит кратко отметить опасность абсолютизации национального начала, которое может превратить здоровый патриотизм (естественная любовь человека к родному народу) в анти-природный национализм, который характеризуется не столько своей любовью к народу, сколько ненавистью ко всем остальным национальностям. Такими, к примеру, являются иудаисты с догматически прописанной неприязнью к иным национальностям, или же квазирелигия фашизма, которая несколько десятков лет назад привела Германию к поражению в Мировой войне.

Современное язычество учит, что любовь к родному городу ни в коем случае не должна измеряться уровнем ненависти к людям другого народа. Бездумный нацизм некоторых из современных языческих общин напрямую противоречит самым главным принципам Родолюбия (язычества).каждый русский язычник, который проявляет неприязнь и ненависть к инородцам, становится анти-языческим проводником, который принимает анти-языческую философию, тем самым попирая Законы Прави Небесной и в то же время бросая огромное оскорбление родным славянским богам.

Современное язычество в России имеет одну из характерных черт – это различие между сельским и городским образом жизни. Подобное различие тем или иным образом проявляется также и в языческих общинах села или города. Особенно ярко выражено это различие при сравнении программных принципов, которые исповедуют язычники в крупных городах, а также язычники сельских языческих объединений.

Язычество в России, а именно языческие общины крупных городов, уделяют большое внимание концепциям, литературно-научной деятельности, философско-историческим разработкам и т.д. Деревенские общины же предпочитают практическую сторону веры (обряды, ритуалы, обустройство капищ, сопутствующая ремесленная деятельность и т.д.). Оба этих движения имеют ряд своих преимуществ, однако это не дает им права становиться примером полной религиозной практики.

К сожалению, современное общество утратило ощущение своей целостности, развивая лишь одну сторону своей природы принося в жертву все остальные. Это состояние усугубляется деятельностью огромным количеством современных религиозных движений, которые, по сути, являются анти-языческими. Человек, который воспринимает действительность преимущественно как совокупность идей, постигаемых разумом, фактически такой же человек, который привык доверяться лишь своим чувствам и инстинктам, что в равной степени очень далеко от целостного восприятия мира.

Преимущество язычества перед другими религиями заключается в том, что у него нет каких-либо жестких систем предписаний и догм, которые обязательны для безоговорочного выполнения всеми последователями. Язычество возвращает современному человеку целостный взгляд на мир, а также стимулирует его личный духовный поиск и не подгоняет под узкие догматические рамки.

На данный момент на территории нашей страны, практически во всех её субъектах, можно встретить общины и группы, исповедующие современное, или, как его также именуют, неоязычество. Второе имя, как правило, чаще употребляется в негативном контексте, и на то имеются свои причины, ведь далеко не всё то вера, что обещает вам искупление.

Согласно исследовательским работам, рассматривающим историю современной России, современное славянское язычество начало зарождаться в конце 70-ых и начале 80-ых годов прошлого столетия, а уже к началу века многие более мелкие организации объединились в единые конфессии. Нет смысла оспаривать тот факт, что в те годы, ввиду мировоззренческого кризиса не только в России, но и во всём мире, зародилась волна новых религиозных учений, в том числе и неоязычество в России. Вот только все эти общины и их иные формы не имели ничего общего с культами наших предков, их взглядами и обычаями.

Современное язычество и неоязычество, а с этой поры мы предлагаем провести между этими понятиями разделяющую черту, — это абсолютно разные вещи. Не зря к последней была приделана вовсе не наша, чуждая, приставка “нео”. Неоязычество во всём своём многообразии — это общественно-политические организации, светские общины и, даже более того, секты. Им присуща своя собственная политика и уставы, которые не совпадают с тем, что стоит именовать «Современное язычество» в России.

Характерные отличия неоязычества.

Характерные отличия неоязычества состоят в том, что в данных организациях присутствует культ личности, иными словами лидер движения ставится на ступень выше своих подданных. Это имеет, как минимум, две причины: во-первых, если данная организация имеет политическую подоплёку, во-вторых, в том случае, если организация является сектой. Мотивы таких решений наверняка объяснять не стоит. В современном язычестве нет и не может быть места культу личности, которые открыто пропагандируют лжеязычники.

Подобное положение дел активно используется различными экстремистскими движениями, цель которых подорвать веру в Россию изнутри, ведь, согласно их лозунгам, русского мира, как такового, ныне не существует. Набор новобранцев осуществляется через мелкие ячейки своих организаций, где им прививается якобы языческая идеология, а на деле насаждаются антигосударственные веяния. Пропаганда ведётся весьма активно, ведь, помимо семинаров и лекций, подкреплена циклом литературных изданий. Например, книга “Удар русских богов”, написанная неким В.Истарховым.

Помимо множества книг, существуют также и регулярные издания, как газета “Славянин”. На страницах этих произведений активно насаждается ненависть ко всему отличному от уставов неоязычества. Это плавно подводит нас ко второй характеристике неоязычества – Противопоставление.

Согласно принципам и законам неоязычества, православие является абсолютным злом, которое необходимо уничтожать, используя для этого любые, даже радикальные, способы. Подобного рода суждениям нет места в истинном славянском язычестве. Ведь, как и любая другая религия, она никогда не противопоставляется иным религиозным движениям. Не противопоставляется же Христиансво Буддизму? Нет, ведь это течения, которые следуют параллельно друг другу, и никогда не пересекаются, и, уж тем более, никогда не требуют от своих последователей уничтожать идеи и устои иной веры. Мы видим открытую эксплуатацию религиозных учений в политических и меркантильных целях.

В частности к радикализму призывают такие издания, как “Русский партизан” и “Царский опричник”. Прикрываясь верой наших предков, подобные организации заворачивают в ритуалы наших отцов собственную алчность, стремясь выдать желаемое за действительное. У данных веяний нет ничего общего с язычеством в современном мире, и, чтобы разобраться в нём, это первое, что необходимо понять.

Помимо уже приведённых характеристик, отличающих истинное от ложного, следует также и вспомнить, что, в отличии от политического суррогата веры, современное язычество - это вовсе не религия вседозволенности, а как раз наоборот – это ответственность, которая возлагается на плечи русского человека. Ответственность за себя и свои поступки, за взгляды и суждения, за воспитания своих детей и будущее, за память предков, и, безусловно, за будущее родных земель.

Язычество в России может существовать и без вспомогательных организаций, общин и политических объединений, которые, прикрываясь народными верованиями, стремятся добиться поставленных перед собою меркантильных задач.

Данный вопрос именно поэтому и вызывает столько споров и дебатов, ведь люди, неспособные отличить настоящую славянскую веру от ростков неоязычества, принимают всё это за единое начало. Именно поэтому в современно России нередко можно встретить людей, которые крайне категорично настроены против славянских праздников, традиций и ритуалов. Именно это обстоятельство и можно считать главной проблемой современного язычества в России, которое не даёт культу наших предков вновь полноценно вернуться в родные края, в каждый дом.

О разрушительном влиянии неоязычества

Политические веяния это не самое страшное, что может таить в себе змей неоязычества, которого многие по незнанию пригревают на своей груди. Политическая агитация, лозунги, собрания – это всё сугубо коммерческие проявления алчности, куда страшнее попытка одурманить и очернить человеческую душу.

Примером этого является, в частности, А. Дугин, которые легко и просто среди рассказов о славянской культуре и ритуалах растворяет тексты Алистера Кроули, известнейшего чернокнижника 20-ого века, колдуна и оккультиста.

Существует целый ряд общин, которые не стремятся привлекать к себе внимание, но активно вербуют в свои ряды всё новых прихожан. Распространение подобных очернённых знаний, в основу которых легли наши славянские устои, формирует идеологическую секту, цель которой не только обобрать своих слушателей, но и поработить их разум и волю. Рядом со славянским язычеством, основным принципом которого, является чистая и свободная душа, живущая в гармонии со всем живым, в гармонии с природой, это является страшнейшим преступлением. Потому смело можно заключить, что далеко не всё то культура наших предков, что именует себя язычеством.

Подобные тенденции имеют крайне критические последствия для истинного современного язычества, в основе которого лежит почитания памяти предков, их заветов и устоев. Люди, попавшие под влияние неязыческих организаций, имеют ложные представления о природе славянской веры. Радикальность, категоричность и заимствования из оккультизма, которые присущи данному веянию, оскверняют веру славян и настраивают протии неё неискушенных в данном вопросе людей.

Помните, что основными принципами современного язычества в России являются любовь ко всему сущему, почитание отцов и их заветов, забота о детях. В славянской культуре априори нет места ненависти и отрицанию, а уж, тем более, призывам к радикальным действиям. Культура неоязычества зародилась в нашей стране лишь в прошлом веке, в то время как славянское язычеству является незыблемым уже на протяжении тысяч лет.

Язычество и его формы в современном мире – интересный вопрос, исследуемый многими религиоведами и теологами по всему свету. Как так вышло, что язычество не отошло в историю, а продолжает существовать? Видимо, всему виной его закоренелая мифологическая традиция, от которой невозможно избавиться, так как генетическая и историческая память народа довольно сильны.

Любая языческая религия базируется на основной категории – категории рода, благодаря чему также продолжает существовать. В каждой семье и в каждом роде традиции и религия передаются по наследству, поэтому продолжают существовать испокон веков и по сей день. Любые действие, мысли и желания человека должны расцениваться исключительно в контексте его родства с семьей и всеми людьми-братьями на земле, а также в контексте его взаимоотношений с окружающей его природой и ее одухотворенными частями.

Традиционно большинство языческих религий ограничиваются одной нацией или одним народом, который мыслится в качестве надродовой структуры, имеющей главенствующее значение. Большинство ученых и исследователей предполагают, что со временем и процессами глобализации в мире нивелируются такие понятия, как нация или этнос. Вследствие этого произойдет вымирание этнических религий в рамках язычества. Но пока этого не произошло, несмотря на все перемены в общественной жизни большинства языческих народов.

По мнению меньшинства, предположительно процессы глобализации наоборот – подстегивают языческие религии к развитию в современном мире. Некоторые язычники стараются оставаться староверами и отчаянно противостоят глобализации, некоторые же наоборот – изо всех сил помогают этому процессу и стремятся принять в нем участие. Так или иначе, и те, и другие помогают сохранить язычество, как бы парадоксально это ни звучало. Ведь основой для любой языческой религии является ее традиция, то есть, тот набор установок и моделей поведения, которые помогают человеку адаптироваться и гармонично существовать в этом мире. Но традиция не является тождественной культуре народа, так как она не такая явная и предпочитает быть скрытой от любопытных глаз. Таким образом, язычники считают свою традицию расположенной над всем, а это значит, что к ней можно относиться как в реставрационном духе, так и в духе инноваций и нововведений.

В подтверждение предыдущим мыслям достаточно привести в пример современную Японию или страны Западной Европы, которые довольно либерально относятся к своей религии и даже наличию нескольких религий – монотеистических и языческих. Что же касается Восточной Европы и нашей страны в частности, то здесь пока что преобладают националистические консервативные тенденции, не позволяющие религии языческой выделиться из общего православного пласта и стать более податливой к переменам. Поэтому на данной территории продолжает существовать православная монотеистическая религия с отчетливыми элементами язычества и поклонения силам природы. Чего только стоят ежегодные празднования Масленицы или Ивана Купала. Язычеству на Руси требовалось время, оно ему требуется и сейчас.

Часто православным христианам приходится сталкиваться с так называемыми язычниками. Что это? Кем являются на практике современные язычники? На чём базируют свою веру? Попытаемся поразмышлять на эти темы с известным спортсменом, православным христианином Андреем Кочергиным, президентом союза боевого карате IUKKK.
Интервью берёт сотрудник Православного миссионерско-апологетического центра «Ставрос» Питанов В.Ю.

1. Андрей, как произошло ваше первое знакомство с современными язычниками?
- крайне забавно, я иду по набережной напротив Петропавловки и вдруг мне на встречу попадается мужик плотного сложения в каких то дерматиновых сапогах, с бубном и со шкурой собаки на голове, сзади шла стайка явных студентов с важными лицами… Толкинисты, — подумал я, интересно, а пузатый то на чем торчит, что его так плющит? Через пару лет в начале нулевых, я вдруг всерьез услышал о том, что эти «артисты народной самодеятельности» уже не клоуны, а трагики, они уже что-то там возродили и активно тюнингуют то, что эксгумировали. Опять поулыбался и подумал: «чем бы дитё не тешилось, лишь бы не оторвало.»

2. Какое у вас сложилось впечатление о современных язычниках после общения с ними? Они искренне верят в то, что утверждают или это всё форма игры на публику?
- следует определится: верят во что? Потому что я так и не добился в многочисленных диалогах и диспутах, — что есть содержание «веры» современных псевдоязычников, они сбивчиво бормочут, что-то там, про «род», не зная имени своего прадеда, про живую природу и ни слова, как именно жертвы идолам приносить, какие боги и за что отвечают в их представлении, они разнятся даже в количестве, так называемых богов и не разнятся только в одном, в животной ненависти к Православию. А вот тут есть два очень важных замечания:
а) поразительным образом, псевдоязычники приводят скандальные места из Ветхого завета, цитируя их на современном Русском языке, причем набор для цитирования поразительно типичен. То есть с учетом оперативных данных, финансирование «неоязыческой волны» происходит из некого зарубежного центра по борьбе с Русским самосознанием, где помимо именно финансового содержания готовятся именно тезисные материалы опирающиеся на протестанскую литературу, что вполне понятно, всилу дремучей духовной неграмотности предполагаемого «сырья для обработки». То есть искатели древних корней, брезгуют древним, церковно-славянским языком и не брезгуют данными от тоталитарных сект.
… Воевать с Русскими бесполезно, мы поняли это за сотни лет истории, но стоит им привить ложные ценности и они уничтожат сами себя!(с) Бисмарк
б) не имея собственного канонического представления о своих верованиях, они стыдливо заменяют их в диспутах на веру в силы природы и некое родовое мировоззрение, подменяя религиозную составляющую на природоохранную, превращаясь в аналог «зеленого патруля» посещающего сходки воинствующих атеистов (были такие при СССР)
Ничего объединяющего, кроме критики и ненависти к Православию у псевдоязычников нет, уверен в этом совершенно. Каждый нео-волхв, затягивает свою волынку и лепит такие перлы, что для образованного человека даже слушать это как то неловко, просто «детский Зад» какой -то…
Итого: современное псевдоязычество, это новая формация воинствующего атеизма, закамуфлированного под сектанские формации разной направленности.

3. Насколько неоязычники критично подходят к источникам, на которых строят своё мировоззрение? Насколько эти источники серьёзны по вашему мнению?
- псевдоязычники не имеют источников старше 10 лет от роду. Все упоминания о неких таинственных Ведах, Летописях и Велесовой книги, не выдерживают критики всилу фактического отсутствия последних в природе, более того, поражает даже не упоминание об этих мифических источниках, а точная информация о переводчика и толкователи их. Вопрос: Кто их переводил, с какого именно языка, с какой именно письменности и кто именно толковал их содержание? Ставит псевдоязычников в тотальный тупик…

4. Кем неоязычники считают себя и кем, на ваш взгляд, являются на практике? Нарисуйте психологический, интеллектуальный, нравственный портреты среднего неоязычника.
- псевдоязычники это представители самой подвижной части социума, те самые «массы» которые считают улицу своей территорией, — ранее это называлось люмпен пролетариат. Именно из их среды выходят футбольные фанаты, уличная преступность, но если касаться именно языческих закосов, то это и есть идеалогическая основа для российских гитлерюгенд, то есть неофашиствующих группировок, для которых Православие и сионизм — это одно и то же.
Еще раз уточню, кроме ненависти к Православию в данных воззрениях нет ничего, а значит носители данных воззрений исповедуют религию ненависти.

5. Как неоязычники относятся к христианству, они его знают?
Как к объекту тотальной критики, уже говорил выше об этом. Их знания сводятся к набору, кем-то подобранных формулировок, вырванных из контекста и набору провокационных вопросов по этим формулировкам. То есть именно так зомбируют «паству» протестанты-харизматы… Так что источник «знаний» понятен. Все что угодно, лишь бы убить Православие в России

6. Какие обвинения в адрес христианства вам приходилось выслушивать от неоязычников, как вы отвечали на эти обвинения?
- как уже говорил, все обвинения в адрес Православия крайне типичны, а именно:
а) «Христианство придумали евреи, чтобы захватить мир и управлять им из-за кулис»(с)
Позвольте, но именно иудеи распяли Христа и именно им он сказал: …Прости их Отец Небесный, ибо не ведают, что творят!(с) После чего Иудея была разбросана Богом по миру за это преступление против Бога, именно иудеи, взявшие власть в октябре 17-го первым делом стали взрывать храмы, физически уничтожая духовенство, или кто-то не в курсе этнической и религиозной принадлежности верхушки большевизма?
Возможно кто-то не в курсе решений Первых Вселенских соборов связанных с отношением к иудеям? Кто-то не в курсе, чем в большей степени занималась инквизиция в Европе и почему в Православной России была черта оседлости?
Я не готов комментировать эти меры, всего лишь уточняю многовековую борьбу народа убившего нашего Бога с Церковью Его и реакцию Православия на эту борьбу!
в) «…если Ветхий Завет это неотъемлемая часть Святого Писания, то там черным по белому и неоднократно говорится о том, что оно написано для сынов Израиля, то есть иудеев… Но ни как не для славян»(с)
Да именно так и написано. А теперь найдите в Святом Писание слово «Христианин»?
Не нашли? Вот же как странно… Спаситель видимо не ввел этот термин при жизни и оперировал общим понятием, тем не менее говоря о Новом Завете, как о вершине всего Святого Писания и именно мы, дети Нового Завета, Православные, принявшие картину построения мира от Ветхого Завета и принявшие религию Любви от Завета Нового. В Ветхом Завете, Бог «наводит порядок во вселенной», в Новом Завете он дарит нам источник вечной жизни и именно жертвенную Любовь, когда жизнь отданная за ненавидящих тебя людей не слишком высокая плата, за истинную Веру!
Что и где в Новом завете может вызвать разночтения или непонимание, возможно я глуп, но я не нашел таких мест, более умным и лукавым и в надвигающемся дожде видится заговор мирового сионизма.
в) «…как быть с щеками? Это ли не религия слюнтяев и именно рабов?»(с)
Все Святое писание написано о главной битве в жизни человека — сражению с грехом на поле боя собственной Души, когда Ваша воля или тянет Вас в безду порока и греха или соединяется с Волей Бога, делая Вас богом…
Так вот готовность подставить щеку под удар судьбы это мужество принятия ударов порочного мира на Вашей груди! Более того эта фраза — полный аналог иудейских «ока за ока, зуб за зуб» перекочевавших в Коран. Чем не ярчайшее отличие от иудейских зверств? Мы воины Христовы, убивая врага на поле боя не испытывает ненависти и сладострастия, отрезающий уши трупу, поклоняется сатане… Мы же скорбим о участи наших врагов, но никогда не уподобимся животным с оружием в руках и сатанинским блеском глаз и клыков. Не уподобимся! Но помним слова Афанасия Великого: … Убийство врага на поле боя, есть проявление доблести и чести!(с)
г) «…но вы же рабы, вы сами это говорите, а у наших богов рабов нет и они меня в рабство не взяли»(с)
Отвечу ссылкой



7. Как неоязычники относятся к спорту? Можно ли утверждать, что неоязычество способствует развитию спортивных достижений?
- если считать что неоязычники это как правило правые радикалы, то без хорошей физической формы им не обойтись, эти ребята реально заняты контактными видами, силовой подготовкой, вот только нельзя жить с ненавистью в сердце, она его сожрет. По этому мы говорим — сильные люди, — добрые люди! Люди стремящиеся свою силу показать как фигу под нос всему миру, слабы… И ничего тут не поделаешь. Те же исламские маджахеды презрительно бросают в сторону Русских:
- мы сражаемся за Аллаха, а вы за падших женщин, водку и деньги (с)
Не имея истинной, истовой Веры в сердце, а имея лишь какие то там мировоззренческие обрывки в голове, отдать свою жизнь за свои убеждения будет крайне сложно. А Евгений Радионов уже просиял как Воин Христов, как пример Русского Солдата, не вставшего на колени перед врагом! Аллилуйя!

8. Как бы вы могли рекомендовать православным христианам общаться с неоязычниками?
… Православие не борется с иными верованиями, то есть нас не интересует во что и как веруют сектанты, псевдоязычники или иудеи, мы категорически не приемлим греха или хулу на Бога… Если этого нет, то не вижу ни каких ограничений в общении с кем угодно, почему нет?

9. Что, на ваш взгляд, собою представляет неоязыческое движение, каковы причины его появления, какие перспективы его развития в России вы видите?
- чуть не так.
Появление феномена гитлеризма в России объясняется очень просто. Эта крайне привлекательная для молодежи форма социального протеста коренного населения против агрессивно настроенных мигрантов, а значит любой неоязычник-неонацист, это человек, которого не нужно зазывать на улицу для выражения его протеста, он туда выскочит при первой возможности и … Окрасит своим присутствием и «зигами» все в коричневый цвет… Что даст право западным СМИ верещать о гуманитарной катастрофе и коричневом метяже в России… Вводим войска НАТО, … Как вводили их в Косово. Вот и не нужно с нами воевать, разделим страну на протектораты, посадим марионеток и готов неоколониализм в действии, а мы рабы победителей, спасибо невольным провокаторам со свастиками

10. Что бы Вы хотели сказать язычникам на последок?
- я не видел людей которые сами выучили грамоту, а после этого сумели читать книги на незнакомом языке. Если Вы реально хотите разобраться в Святом Писании, то найдите старца-духовника, который по-отечески разъяснит Вам все сложные для понимания позиции, потому для толкования Святого Писания создана целая наука Теология, которая скоро 2000 лет изучает не большую по размерам книгу и находит столь поразительным откровения что диву даешься глубине этого источника.
- я не видел людей которые сами выучили грамоту, а после этого сумели написать какие то книги… Так отчего Вы решили, что не имея на руках даже микроскопических источников, Вы праве выдумать собственно язычество? Почему Вы избегаете разговоров о процессе жертвоприношений и «каноническом виде» вкапываемых болванов для поклонения? Почему каждый Ваш «волхв» это либо бывший сотрудник КГБ или секретарь комсомольской организации? Проверьте меня, удивитесь проверке… Нет ни каких язычников, есть вполне продуманная провокация воинствующих атеистов, желающих опорочить само понятие Патриотизма!
P. S. Как именно я отношусь к неофашистам? …Я отношусь к ним более хорошо, чем к любителям пива и слюнтяям из «интернет недоносков», потому так называемые язычники очевидно ошибаются во многих вещах, но делают это искренне и реально пытаются делать хоть что-то, любая ошибка в итоге будет выявлена и уверен, позиция изменится! Но эти ребята уже неравнодушны! Уже дееспособны, а значит они идут пока ложной дорогой, но идут! А не тонут в болоте лени, пьянства и ущербности нового мира… Верую, Господь поправить и направит. Мы Русские, а значит мы победим! (с)


Доклад Александра Дворкина на Восьмой встрече межправославного совещания центров по изучению новых религиозных движений и тоталитарных сект", 17 - 20 сентября 2015, Оточец, Словения...

Общие сведения

Неоязычеством мы называем новые или реконструированные языческие учения и псевдодуховные практики, тип новых религиозных движений. Идеологи и последователи неоязычества, как правило, не скрывают современную природу своих учений, хотя и возводят их основы к традициям, корни которых якобы уходят в глубокую древность. Большая часть языческих новообразований возникает на почве идеологии современного неоязыческого оккультного движения “New Age”("Новая эра").

Неозычество может проявляться в разных формах – например псевдоиндуистские или псевдобуддийские новообразования; оккультные системы, построенные на вере во множество персонифицированных или, по меньшей мере, самостоятельно действующих природных сил; неошаманизм; культы псевдонародных целителей и т. д. Можно и нужно говорить о языческой основе таких многочисленных и известных тоталитарных сект как "Свидетели Иеговы" и мормоны.

Но, наверное, самые популярные виды неоязычества в России это славянский нативизм (родноверие) – попытки реконструкции дохристианских языческих верований древних славян на основе немногих исторических сведений и собственных представлений с заимствованием из учений и обрядов политеистических верований других народов и современного оккультизма. Параллельно с славянским нативизмом в России существует с большим (хотя не с безусловным) основанием претендующая на преемственность языческая традиция, бытующая среди некоторых представителей народов Сибири и Поволжья (удмуртская мифология, марийская традиционная религия, якутское язычество и т. д.).

К возрожденным этническим религиям относят себя также Асатру (германское неоязычество), Викка, позиционирующая себя как имеющая кельтские корни (западная неоязыческая религия, основанная на ведьмовстве вместе с почитанием природы), прибалтийское неоязычество, греческий нативизм, религия солнцепоклонников. Сюда может быть отнесен и алтайский бурханизм.

На Украине особую популярность приобрело неоязыческое движение "Рун-вира". По сути, оно является идеологическим знаменем нового украинского национализма. Точно также в свое время арийское неоязычество использовалось в нацистской Германии. Движение зародилось в украинской диаспоре Канады и США. Первая община была зарегистрирована в 1966 году в Чикаго. Штаб-квартира движения и сегодня находится отнюдь не на Украине, а в городе Спринг Глен штата Нью-Йорк. Дочерью одного из ведущих активистстов движения, являлась, в частности, родившаяся в США Катерина Чумаченко, будущая супруга первого майданного лидера Виктора Ющенко.

Виды неоязычества

1) Народно-бытовое язычество. Преобладает в сельской местности и составляет набор суеверий (вера в приметы, гадания и оккультно-магическое воздействие (сглаз, порча, приговор) и упрощенный набор представлений о потустороннем мире. Оно зачастую переплетается с мировоззрением той религии, которая традиционна для данной местности, будь то ислам или православие, но может и включаться как органичная составляющая в местный этнический культ.

2) Этническое язычество. Политеистические культы, имеющие глубокие исторические корни. Их отличительной чертой являются автохтонность и цельность мировоззрения. Таковыми, к примеру, являлись шаманистские культы коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Практикующие их сегодня представители этих народов, несомненно, включают в них элементы реконструкции, но, по всей видимости в меньшем объеме, чем нативисты славянские.

3) Экологическое языческое течение. Организациям, входящим в данную ветвь, присуще оккультное, синкретическое, квазиэтническое политеистическое мировоззрение с идеологией экологизма. К таковым относятся общины, входящие в "Круг языческой традиции".

4) Националистическое течение. Включает религиозные и политические организации, имеющие синкретическое, квазиэтническое политеистическое мировоззрение с идеологией национализма: "Союз славянских общин", "Древлеправославная церковь инглингов", "Партия духовного ведического социализма", "Русское национально-освободительное движение", "Русская трудовая партия России", "Движение”К Богодержавию”" генерала Петрова, "Союз сотворцов Святой Руси" Леонида Маслова и т. д.

5) Молодежная массовая культура. Проводником неоязычества является рок-музыка, пропагандирующая национализм, расизм, культ силы и откровенный сатанизм. Появляются изначально связанные с оккультизмом стили, такие как ambient, dark wave electronic, trance music.

6) "Авторские" неоязыческие культы , такие как "Звенящие кедры России" (Анастасия), "Тропа Троянова" (она же "Академия самопознания") Александра Шевцова, привлекающая людей "возрождением" народных промыслов, педагогический культ "Школа Щетинина", "Бажовцы", "ДЭИР", и т. д.

7) "Целительские" неоязыческие культы , самым известным (но далеко не единственным) из которых является культ Порфирия Иванова.

8) Псевдоиндуистские и псевдобуддийские культы.

Статистика

Согласно статистическим данным, собранным фондом "Общественное мнение" совместно с исследовательской службой "Среда" в рамках проекта "Арена" (Атлас религий и национальностей России), представленным 16 января 2013 года, язычниками ("Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы") себя назвали 1,5 % россиян. Но нужно подчеркнуть, что в это число вошли только представители нативистского крыла неоязычества, которыми весь феномен неоязычества далеко не исчерпывается.

Лиц, активно участвующих в группировках и ритуалах, сравнительно мало – несколько тысяч человек. Однако лиц, сочувствующих неоязыческим культам, тех, кто без серьезной мировоззренческой позиции идентифицирует себя с язычеством и иногда использует соответствующую атрибутику – существенно больше (как минимум, сотни тысяч человек).

Основные причины распространения неоязычества

1) Интерес к национальной культуре в сочетании с поверхностным образованием. На фоне тенденции к стиранию национальных различий и формированию космополитической масскультуры возникает возвратное движение, признаком которого является интерес к "этническому", к "национальным мотивам". Способствует распространению таких взглядов и появление на телеэкране сомнительных с исторической точки зрения художественных фильмов и программ ("Детство Ратибора", "Русь изначальная" и прочие). Яркий пример пропаганды неоязычества на большом экране – современный художественный фильм "Евпатий Коловрат". Это дехристианизированный пересказ "Повести о разорении Рязани Батыем" о событиях 1237 года. По замыслу режиссера, воевода Евпатий, погибший в неравной битве с монголами, предстает в героическом образе могучего язычника (на самом деле он был православным христианином). Становление личности Евпатия напрямую связывается с языческим радением Перуну, с подробного описания которого начинается фильм.

2) Политизированность неоязычества. Неудача создания влиятельной общественной силы на основе Православия заставляет националистически настроенных людей искать основу для политической деятельности в иных идеях. Их интерес к неоязычеству опирается на тезисы о том, что христианство - заимствованная и к тому же "еврейская" религия, нанесшая удар по духовной культуре Древней Руси. Многие предпочитают язычество Православию по причине того, что являются последовательными националистами и антисемитами.

3) Тесная связь неоязычества с оккультизмом, магией и "народным целительством". Крайне популярны в широких народных массах сообщения астрологов, советы "русских колдунов", "русских народных целителей".

4) Противопоставление этики неоязычества христианским заповедям. Обличение христианства как якобы религии рабов, суть которой – "в учении о греховности человека, необходимости смирения и страха Божия". Само выражение "раб Божий", по мнению нативистов, унижает человека; они именуют себя "внуками божьими".

5) Росту интереса к неоязычеству способствует и получивший распространение культ физической силы и красоты человеческого тела. Как результат – изобретение "древнерусских ратоборств". Создатель якобы открытой им древней, но забытой "славяно-горицкой борьбы" Александр Белов (Селидор) – не только тренер, но и автор ряда программных статей по русскому неоязычеству, он является лидером организации "Русское воинское сословие".

6) Экологические проблемы. По мнению идеологов неоязычества, причины экологического кризиса связаны с христианской идеей господства над природой. В связи с этим, предлагается пересмотреть христианские верования и заменить их язычеством, в основе которого лежит поклонение природе.

Сферы влияния

Неоязыческие настроения распространены cpeди спортивных болельщиков, сотрудников среднего звена силовых структур. Есть свидетельства о наличии групп неоязычников в спецподразделениях "Альфа" и "Вымпел".

Неоязычники в силовых структурах склоняют колеблющихся военнослужаших к присоединению к их общинам. Последнее возможно, в том числе, на фоне национального единства определенных групп (кавказцы) внутри вооруженных сил и силовых структур. Существуют также неоязыческие группы среди заключенных. Языческое движение в России организуется, помимо прочего, вокруг спортивных клубов единоборств.

Неоязыческое движение пополняется за счет патриотически настроенных людей в условиях поиска ими своей идентичности в условиях морального и экономического кризиса. В то же время, интересу к язычеству подвержены как люди с плавающей идентичностью, так и пассионарии, ищущие свои корни, а кроме того люди, озабоченные проблемой экологии и "естественных" способов сохранения здоровья.

Неоязычество глазами секулярных лидеров общественного мнения

Некоторые медийные персонажи положительно отзываются о язычестве или даже заявляют, что стали язычниками:

Известный режиссер Андрей Кончаловский пишет в статье, опубликованной в апреле 2013 года в "Российской газете": "Эта языческая "пассионарность" русского народа особенно ярко проявилась в октябре 1917 года. "Большой" русский народ вышел на историческую сцену и сразу продемонстрировал возвращение к варварской цивилизации. Большевизм и расцвел как месть русского "большого" народа-язычника "малому" европейскому, стоящему у власти".

Одна из недавних книг известного писателя-сатирика Михаила Задорнова называется "Язычник эпохи Водолея" (эпоха Водолея – "время, когда человечество вернет свои сакральные знания, обретет высших учителей и встанет на новую ступеньку духовного развития, а каждый представитель его уподобится богу"). Помимо постоянного обращения в своих сценических выступлениях к вымышленной истории древних славян, М.Н. Задорнов заявлял, что хочет уйти с эстрады и стать жрецом. Передачи Задорнова регулярно транслируются некоторыми телеканалами "второго плана" и имеют массовую аудиторию.

***

  • Вещий Олег. Потерянный Задорнов - иерей Николай Сушков
  • "Вещий Олег" Михаила Задорнова - два часа лжи и мракобесия. Часть первая - OldBotanik
  • "Вещий Олег" Михаила Задорнова - два часа лжи и мракобесия. Часть вторая - OldBotanik
  • "Вещий Олег" Михаила Задорнова - два часа лжи и мракобесия. Часть третья - OldBotanik

***

Заслуженный мастер спорта России, регулярный чемпион мира по боксу в тяжёлом весе Александр Поветкин увлекается язычеством. Он заявил: "Как-то утром я проснулся, включил телевизор, а там шел мультик "Детство Ратибора". Он меня очень зацепил. После этого посмотрел фильм "Русь изначальная". <…> Мне и по совести, и по духу ближе то, что было до христианства. То, что было в Киевской Руси. Поэтому я язычник. Я русский славянин. Я воин – мой бог Перун. Природа – наш храм. Не тот, который люди создавали. А то, что создано природой. Самое главное у язычника – жить в гармонии с природой. Поэтому мне особенно неприятно наблюдать за тем, как ее сейчас уничтожают. Я просто придерживаюсь образа жизни, который был у наших предков. На левом плече – звезда Руси. А на ладони рунами написано "За Русь". Еще на груди я ношу Секиру Перуна. Крестик я не ношу" (из расширенного интервью интернет журналу Sports.ru от 29 января 2014 года).

Бывший губернатор Алтайского края (ныне покойный) известный сатирик Михаил Евдокимов и популярный актер Александр Михайлов открыто пропагандировали неоязыческую секту Анастасии.

Позицию государственной власти в отношении представителей неоязыческих культов можно охарактеризовать как примирительную. Делаются кулуарные призывы к сосуществованию с адептами указанных культов, заявления о том, что нельзя создавать "образ врага из язычников". Некоторые региональные политики и административные структуры в своих регионах оказывают неоязычникам скрытую или даже явную поддержку.

Богословская полемика с язычеством пока еще недостаточно развита, в то время как большинство аргументов лиц, симпатизирующих язычникам, опровергаются обращением к церковным догматам и фактам истории, а то и просто к здравому смыслу.

Аргументы в полемике с неоязычеством

1. Нативизм зародился в 60-е годы ХХ века в Англии и Франции – это вовсе не древняя традиция славян. Это западный проект, который ведет к разрушению общественных связей изнутри, противопоставляя одни подгруппы "волхвов" другим.

2. Язычество никогда не существовало как сплоченная община. Сообщества язычников всегда дробились на более мелкие части по причине амбиций вождей. В истории можно видеть ряд попыток создать сплоченное государство на основе возроженных или реформированных и унифицированных языческих верований – все они не увенчались успехом (примеры – византийский император Юлиан Отступник, князь Владимир до принятия Православия). Анархия и нравственный индифферентизм – конечные стадии развития в обществе языческих течений.

3. Многие популярные языческие символы корнями уходят не в глубокую древность , а являются или калькой с популярных индуистских изображений, или вообще изобретением художников XIX-ХХ веков (например, "коловрат" появился в 1923 году благодаря гравюре польского художника Станислава Якубовского).

4. Неоязычество представляет собой плодородную почву для "майданных" настроений. Столкновение националистов-язычников с мусульманами и кавказцами может стать эффективным детонатором для дестабилизации общества и революции. "Русский марш" в некоторых вариантах уже контролируется неоязычниками. На месте спиленного активисткой Femen Поклонного креста в Киеве сейчас стоит идол Перуна.

5. Активные представители неоязычества предпринимают шаги по приобретению огнестрельного оружия. Контрабанда идет с Украины, Кавказа. Также среди неоязычников большое число фактов предательства своей страны. Например, многие из них переходят на сторону радикальных фашиствующих украинских националистов. Более того, отечественным нативистам гораздо ближе любой из зарубежных нативистов, чем их православный соотечественник.

6. Развитие неоязычества в российском обществе фактически направлено на выполнение директивы Адольфа Гитлера по уничтожению России , данной Генриху Гиммлеру в отношении реализации Генерального плана "Ост": "В каждой русской деревне, городе, поселке должен быть свой культ, свое божество, своя вера. … Нельзя допустить, чтобы они изучали философию и свою историю, христианство, летописи".

7. Официальная идеология гитлеровской Германии открыто базировалась на оккультизме и неоязыческих культах. Заключенный 28 июня 1919 года в результате Первой Мировой войны Версальский мирный договор, определявший политический и экономический разгром Германии, привел немецкий народ в беспрецедентно унизительное положение. В угнетенное сознание немцев оппозиционерами была заложена мечта о национальном возрождении новым путем. Традиционные христианские институты отождествлялись с капитуляцией в Первой Мировой войне. Решающим фактором возрождения могущества было признано обращение Германии в неоязычество. Свастика как иной, языческий крест, знак победы и удачи, связанный с культом солнца и огня, противопоставлялась христианскому кресту как символу унижения, достойного "недочеловеков". Под конец гитлеровского режима осуществлялись организуемые сверху попытки заменить и вытеснить христианские Таинства неоязыческой обрядностью, праздник Рождества Христова - праздником зимнего солнцеворота.

В массовых мероприятиях и закрытых торжествах нацистов всегда присутствовал языческий контекст. В Германии в 1935-1945 годах активно действовала организация "Ahnenerbe" ("Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков"), созданная для изучения традиций, истории и наследия германской расы с целью оккультно-идеологического обеспечения функционирования государственного аппарата Третьего рейха. Именно из языческой основы гитлеровской Германии выросла тема национального унижения неарийского населения Земли.

Таким образом можно сделать вывод, что современный российский нативизм идет по стопам Адольфа Гитлера.

Александр Дворкин