Скорость оборачиваемости товарных запасов формула. Оборачиваемость запасов на складе — расчет по формуле и калькулятор

Если товар есть, то это, безусловно, хорошо, но только до тех пор, пока его не становится слишком много. Склад полон товаров – мы платим с запасов налоги, но продается он слишком медленно. Тогда мы говорим – оборачиваемость товара низкая. Но если она очень высокая, то это значит, что товар продается быстро, слишком быстро. Тогда покупатель, придя к нам, рискует не найти нужного товара. Ответ в умении анализировать и планировать оборачиваемость товарных запасов.

Понятия, которыми мы оперируем

Каждый руководитель оперирует такими терминами, как "товарный запас", "оборачиваемость", "уходимость", "товарооборот", "коэффициент оборачиваемости" и т. д. Однако при использовании экономических и математических методов анализа часто возникает путаница в этих понятиях. Как известно, точные науки требуют точных определений. Попробуем разобраться в терминологии прежде, чем мы подробно рассмотрим понятие оборачиваемости.

ТОВАР – продукция, которая продается и покупается; она – часть товарно-материальных запасов. Товаром может являться и услуга, если за нее мы требуем деньги с нашего покупателя (доставка, упаковка, оплата мобильной связи по карточкам и т. д.).

ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ – это перечень активов (товаров, услуг) компании, пригодных для продажи. Если вы занимаетесь розничной и оптовой торговлей, то вашими товарно-материальными запасами являются не только продукты, лежащие на полках, но и товары, имеющиеся в наличии, поставляемые, хранимые или получаемые – все, что подлежит продаже.

Если мы говорим о ТОВАРНОМ ЗАПАСЕ, то таковым считается товар в пути, товар на складе и товар, находящийся в дебиторской задолженности (поскольку право собственности на него остается у вас до тех пор, пока он не оплачен покупателем, и теоретически вы можете вернуть его к себе на склад для последующей продажи). НО: для расчета оборачиваемости товар в пути и товар в дебиторской задолженности не учитывают – нам важен только товар, присутствующий на нашем складе.

СРЕДНИЙ ТОВАРНЫЙ ЗАПАС (ТЗср) – величина, которая нам требуется для собственно анализа. ТЗср за период рассчитывается по формуле 1.

Пример

Расчет среднего товарного запаса (ТЗср) за год для компании, торгующей, например, мелкой бытовой химией и товарами для дома, приведен в табл. 1.
Средний ТЗ за 12 месяцев составит 51 066 долларов.

Также существует упрощенная формула расчета средних остатков:

ТЗср" = (остатки на начало периода + остатки на конец периода)/2.

В вышеприведенном примере ТЗср" будет равен (45 880 + 53 878)/2 = 49 879 долларов. Однако при подсчете оборачиваемости все же лучше пользоваться первой формулой (ее еще называют средней хронологической моментного ряда) – она точнее.

ТАБЛИЦА 1. Расчет среднего товарного запаса

ТОВАРООБОРОТ (Т) – объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени. Товарооборот рассчитывается в закупочных ценах или ценах себестоимости. Например, мы говорим: "Товарооборот магазина за декабрь составил 40 000 рублей". Это означает, что в декабре нами было продано товаров на 39 000 рублей и еще оказано услуг по доставке товаров на дом нашим покупателям на 1000 рублей.

Оборачиваемость и коэффициент оборачиваемости

Финансовый успех компании, показатель ее ликвидности и платежеспособности напрямую зависит от того, насколько быстро средства, вложенные в запасы, превращаются в живые деньги.

В качестве показателя ликвидности запасов используется КОЭФФИЦИЕНТ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ЗАПАСОВ, который чаще всего называют просто оборачиваемостью.

Этот коэффициент может быть посчитан по разным параметрам (по стоимости, по количеству) и для разных периодов (месяц, год), для одного товара или для категорий.

Существует несколько видов оборачиваемости запасов:

  • оборачиваемость каждого наименования товара в количественном выражении (по штукам, по объему, по массе и т. д.);
  • оборачиваемость каждого наименования товара по стоимости;
  • оборачиваемость совокупности наименований или всего запаса в количественном выражении;
  • оборачиваемость совокупности позиций или всего запаса по стоимости.

Для нас актуальными будут два показателя – оборачиваемость в днях, а также число оборотов товара.

ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ ЗАПАСОВ (ОБ) или СКОРОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ. То, с какой скоростью товар оборачивается (то есть приходит на склад и уходит с него), и есть показатель, характеризующий эффективность взаимодействия закупок и продаж. Существует еще термин "ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТЬ", что в данном случае одно и то же.

Рассчитывается оборачиваемость по классической формуле:

(Остаток товара на начало месяца)/(Товарооборот за месяц)

Но для повышенной точности и корректного расчета вместо остатка товара на начало периода мы будем использовать средний товарный запас (ТЗср)

ОТМЕТИМ ТРИ ВАЖНЫХ МОМЕНТА, прежде чем приступим к вычислению оборачиваемости.

1. Если у компании нет запасов, то нет смысла вычислять оборачиваемость: например, мы торгуем услугами (содержим салон красоты или даем консультации населению) или осуществляем поставки покупателю со склада поставщика, минуя свой собственный склад (например, книжный интернет-магазин).

2. Если мы неожиданно для себя реализовали какой-то крупный проект и продали необычно большую партию товара под заказ покупателя. Например, компания выиграла тендер на поставку отделочных материалов в строящийся рядом торговый центр и под этот проект завезла на склад большую партию сантехники. В таком случае товары, поставленные под этот проект, не должны приниматься в расчет, так как это была целевая поставка уже проданного заранее товара.

И в том, и в другом случае магазин или компания получает прибыль, но товарные запасы на складе остаются нетронутыми.

По сути дела нас интересует только ЖИВОЙ ЗАПАС – это количество товара, который:

  • приходил на склад или продавался за рассматриваемый период (то есть любое его движение); если движения не происходило (например, целый месяц элитный коньяк не продавался), то необходимо укрупнить период анализа по данному товару;
  • а также это количество товара, по которому движения не было, но товар был на остатке (в том числе и с отрицательным остатком).

Если было обнуление товаров на складе, то эти дни необходимо вычеркнуть из анализа оборачиваемости.

3. Все подсчеты по оборачиваемости необходимо проводить в закупочных ценах. Товарооборот считается не по цене реализации, а по цене закупленного товара.

Формулы для расчета оборачиваемости

1. ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ В ДНЯХ – число дней, требующихся для продажи имеющихся запасов (см. формулу 2).

Иногда ее еще называют средним сроком хранения товара в днях. Так можно узнать, сколько дней требуется для продажи средних запасов.

Пример
Анализируется товарная позиция "Крем для рук", в качестве примера в табл. 2 приведены данные по продажам и запасам за полгода.
Рассчитаем оборачиваемость в днях (за сколько дней мы продаем средний запас товаров). Средний запас крема – 328 штук, количество дней в продаже – 180, объем продаж за полгода составил 1701 штук.
Обдн = 328 шт. (180 дн. / 1701 шт. = 34,71 дн.
Средний запас крема оборачивается за 34–35 дней.

ТАБЛИЦА 2. Данные продаж и запасов позиции "Крем для рук"

2. ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ В РАЗАХ – сколько оборотов делает товар за период (см. формулу 3).

Чем выше оборачиваемость запасов компании, тем более эффективной является ее деятельность, тем меньше потребность в оборотном капитале и тем устойчивее финансовое положение предприятия при прочих равных условиях.

Пример
Рассчитаем оборачиваемость в оборотах (сколько раз продается запас за полгода) для того же крема.
1-й вариант: Образ = 180 дн. / 34,71 = 5,19 раз.
2-й вариант: Образ = 1701 шт. / 328 шт. = 5,19 раз.
Запас оборачивается в среднем 5 раз за полгода.

3. УРОВЕНЬ ЗАПАСОВ ПРОДУКЦИИ (УТЗ) – показатель, характеризующий обеспеченность магазина запасами на определенную дату, другими словами, на сколько дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса (см. формулу 4).

Пример
На сколько дней хватит нам имеющегося запаса крема?
Утз = 243 шт. (180 дн. / 1701 шт. = 25,71.
На 25–26 дн.
Можно рассчитать оборачиваемость не в штуках или других единицах, а в рублях или другой валюте, то есть по стоимости. Но итоговые данные все равно будут коррелироваться между собой (разница будет только за счет округления чисел) – см. табл. 3.

ТАБЛИЦА 3. Итоговые данные по расчету Обдн, Обр, Утз

Что дает оборачиваемость?

Основная цель анализа оборачиваемости запасов – определить те товары, у которых скорость цикла "товар–деньги–товар" минимальна, чтобы принять решение об их дальнейшей судьбе.

Для иллюстрации рассмотрим пример анализа коэффициента оборачиваемости двух товаров – хлеба и коньяка, являющихся частью ассортимента продуктового магазина (см. табл. 4 и 5).

ТАБЛИЦА 4. Анализа коэффициента оборачиваемости двух товаров

Из данной таблицы видно, что хлеб и дорогой коньяк имеют совершено разные показатели – оборачиваемость хлеба в разы выше коньяка. Но неправомерно сравнивать товары из разных товарных категорий – такое сравнение нам ничего не дает. Очевидно, что у хлеба одна задача в магазине, а у коньяка – совершенно другая, и возможно, на одной бутылке коньяка магазин зарабатывает больше, чем от продаж хлеба за неделю.

ТАБЛИЦА 5. Анализ коэффициента оборачиваемости четырех товаров

Поэтому сравнивать между собой мы будем товары внутри категории – хлеб сравним с другими хлебными изделиями (но не с печеньем!), а коньяк – с другими элитными алкогольными продуктами (но не с пивом!). Тогда мы сможем сделать выводы об оборачиваемости товара внутри категории и сравнить его с другими продуктами, сходными по свойствам.

Сравнивая товары внутри категории, мы можем делать выводы о том, что у текилы период оборачиваемости больше, чем у того же коньяка, а интенсивность оборачиваемости меньше, и что виски в категории элитных алкогольных напитков имеют самую высокую оборачиваемость, а у водки (несмотря на то что ее продажи в два раза больше, чем у текилы) этот показатель меньше, что, видимо, требует корректировки складского запаса – возможно, завозить водку надо чаще, но более мелкими партиями.

Кроме того, важно отследить динамику изменения оборачиваемости в оборотах (Обр) – сравнить с прошлым периодом, с аналогичным периодом прошлого года: снижение оборачиваемости может свидетельствовать либо о падении спроса, либо о скоплении товаров плохого качества или устаревших образцов.

Оборачиваемость сама по себе ни о чем не говорит – нужно отслеживать динамику изменения коэффициента (Обр), учитывая следующие факторы:

  • коэффициент уменьшается – идет затоваривание склада;
  • коэффициент растет или очень высокий (срок хранения меньше одного дня) – работа "с колес", что чревато отсутствием товара на складе.

В условиях постоянного дефицита средняя величина складского запаса может быть равна нулю – например, если спрос все время растет, а мы не успеваем привозить товар и продаем его "с колес". В таком случае нет смысла считать коэффициент оборачиваемости в днях – возможно, его надо считать в часах или, наоборот, в неделях.

Если компания вынуждена хранить на складе товары нерегулярного спроса, товары с сильно выраженной сезонностью, то достижение высокой оборачиваемости – нелегкая задача. Для обеспечения удовлетворенности клиента мы будем вынуждены иметь широкий ассортимент редко продающихся товаров, что будет тормозить общую оборачиваемость запасов. Поэтому расчет оборачиваемости по всем запасам в компании некорректен. Правильно будет считать по категориям и по товарам внутри категорий (товарным позициям).

Также для магазина большую роль играют условия поставки товара: если закупка товара производится с использованием собственных средств, то оборачиваемость очень важна и показательна; если же в кредит, то собственные средства вы инвестируете в меньшей степени или не инвестируете совсем, тогда низкая оборачиваемость товаров не является критичной – главное, чтобы срок возврата кредита не превышал показатель оборачиваемости. Если же товар берется в основном на условиях реализации, то в первую очередь надо исходить из объема складских помещений, и оборачиваемость для такого магазина является последним по важности показателем.

Оборачиваемость и уходимость

Важно не путать два понятия – оборачиваемость и уходимость.

ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ – это число оборотов товара за период.

УХОДИМОСТЬ – показатель, говорящий, за сколько дней товар уходит со склада Если при расчете мы оперируем не средним ТЗ, а подсчитываем оборачиваемость одной партии, то реально мы говорим об уходимости.

Пример
1 марта на склад поступила партия карандашей в количестве 1000 штук. 31 марта карандашей на складе не осталось (0). Продажи равны 1000 штук. Вроде оборачиваемость равна 1, то есть один раз в месяц обернулся этот запас. Но необходимо понимать, что в данном случае мы говорим об одной партии и о времени ее реализации. Одна партия за месяц не оборачивается, она "уходит".
Если посчитаем по среднему запасу, то получится, что в среднем на складе за месяц находилось 500 штук.
1000/((1000 + 0)/2) = 2, то есть получится, что оборачиваемость среднего запаса (500 шт.) будет равна двум периодам. То есть, если бы мы завезли две партии карандашей по 500 штук, то каждая партия была бы реализована за 15 дней. В данном случае некорректно считать оборачиваемость, потому что речь идет об одной партии и не учитывается период, когда карандаши были проданы до нулевого остатка – возможно, это произошло в середине месяца.
Для вычисления коэффициента оборачиваемости запасов партионный учет не нужен. Есть приход товара и расход товара. Имея период (например, 1 месяц), мы можем рассчитать средний запас за период и разделить на него объем продаж.

Норма оборачиваемости

Очень часто можно услышать вопрос: "А какие нормы оборачиваемости существуют? Как правильно?"

Но в компаниях всегда есть понятие "НОРМА ОБОРАЧИВАЕМОСТИ" и в каждой фирме она своя.
НОРМА ОБОРАЧИВАЕМОСТИ – это количество дней (или оборотов), за которые, по мнению руководства фирмы, должен быть реализован запас товара, чтобы торговлю можно было считать успешной.

В каждой отрасли – свои нормы. Некоторые компании имеют различные нормы для различных групп товаров. Так, например, наша торговая компания использовала следующие нормы (оборотов в год):

  • строительная химия – 24;
  • лаки, краски – 12;
  • сантехника – 12;
  • панели облицовочные – 10;
  • рулонные напольные покрытия – 8;
  • керамическая плитка – 8.

В одном из сетевых супермаркетов норма оборачиваемости по непродовольственной группе делится на основе АВС-анализа: для товаров А – 10 дней, для товаров группы В – 20 дней, для С – 30. В этой розничной сети закладывают в показатель товарного запаса месячную оборачиваемость, а товарный остаток по магазину складывается из нормы оборачиваемости плюс страховой запас.

Так же некоторые специалисты по финансовому анализу пользуются западными нормами.

Пример
"Обычно торговцы промышленными товарами на западных предприятиях имеют значение коэффициента оборачиваемости 6, если прибыльность 20–30%, – пишет Добронравин Е. в статье "Коэффициент оборачиваемости и уровень обслуживания – показатели эффективности товарных запасов". – Если прибыльность составляет 15%, число оборотов приблизительно 8. Если прибыльность 40%, то солидная прибыль может быть получена 3 оборотами за год. Однако, как было замечено ранее, из этого не следует, что если 6 оборотов хорошо, то 8 или 10 оборотов лучше. Эти данные являются ориентировочными при планировании обобщающих показателей".
Генри Ассэль в книге "Маркетинг: принципы и стратегия" пишет: "ѕДля того чтобы предприятия работали с прибылью, их запасы должны оборачиваться 25– 30 раз в год".

Интересный метод расчета нормы оборачиваемости предлагает Добронравин Е. Он использует западную разработку, учитывающую множество переменных факторов: частоту, с которой заказывается товар, время транспортировки, надежность поставки, минимальные размеры заказа, необходимость хранить определенные объемы и т. д.

Какое количество оборотов запасов является оптимальным, которое можно закладывать в план конкретного предприятия? Чарльзом Боденстабом было проанализировано большое количество компаний, использующих одну из систем SIC в управлении запасами. Результаты эмпирического исследования были обобщены в формуле 5.

f в предложенной формуле – коэффициент, который обобщает действие прочих факторов, влияющих на теоретическое количество оборотов. Эти факторы следующие:

  • ширина ассортимента в хранении, то есть необходимость хранения медленно оборачивающихся запасов в целях маркетинга;
  • большие, чем требуется, покупки в целях получения скидок за объем;
  • требования минимальной партии закупки от поставщика;
  • ненадежность поставщика;
  • факторы политики экономичного размера заказа (EOQ);
  • затоваривание в целях промоушн (продвижения товаров);
  • использование поставки в два или более этапа.
Если эти факторы на обычном уровне, то коэффициент должен быть около 1,5. Если один или несколько факторов имеют экстремальный уровень, то коэффициент принимает значение 2,0.

Пример
Магазин имеет факторы (они обозначены в табл. 6), примененные для разных поставщиков.
Можно привести несколько примеров, как будет выглядеть норма оборачиваемости при примененной формуле (см. табл. 7).

ТАБЛИЦА 6. Факторы магазина для поставщиков

Это означает, что если в среднем мы завозим товар 3 два раза в месяц (0,5) и везем его 1 месяц, при том что у нас некоторые факторы (возможно, поставщик ненадежен) неидеальны, то нормой оборачиваемости можно считать 9,52. А на товар 5, который мы завозим редко (идет он долго, и влияющие факторы очень далеки от идеала), лучше установить норму оборачиваемости 1, 67 и не требовать слишком много от его продажи.

ТАБЛИЦА 7. Расчет нормы оборачиваемости

Но практика западных компаний сильно отличается от российских условий – слишком многое зависит от логистики, объемов закупок и сроков поставки, надежности поставщика, роста рынка и спроса на товар. Если все поставщики местные, а оборот высокий, то коэффициенты могут достигать 30–40 оборотов в год. Если поставки идут с перебоями, поставщик ненадежен и, что часто бывает, спрос колеблется, то по аналогичному товару в дальнем регионе России оборачиваемость будет 10–12 оборотов в год, и это нормально

Нормы оборачиваемости будут выше у небольших предприятий, работающих на конечного потребителя, и гораздо меньше у предприятий, производящих продукцию группы А (средства производства), – из-за длительности производственного цикла.

Опять же есть опасность грубого следования нормативам: например, вы не вписываетесь в норматив по оборачиваемости и начинаете снижать страховой запас. Как результат получаются провалы на складе, возникает дефицит товара и неудовлетворенный спрос. Или начинаете снижать размер заказа – как следствие растут расходы на заказ, транспортировку и обработку товаров. Оборачиваемость повышается, а проблемы с наличием остаются.

Норма является общим показателем, и следует реагировать и принимать меры, как только обнаруживается какая-то негативная тенденция: например, рост запасов опережает рост продаж, и одновременно с ростом продаж снизилась оборачиваемость запасов.

Тогда нужно оценить все товарные товары внутри категории (возможно, какие-то отдельные наименования закупаются с избытком) и принять взвешенные решения: искать новых поставщиков, способных обеспечить более короткие сроки поставки, или стимулировать продажи по этому виду товара, или выделить ему приоритетное место в зале, или обучить продавцов консультировать покупателей именно по этому товару, или заменить на другой более известный брэнд и т. д.

Все, что лежит на нашем складе или движется по направлению к нему, – это оборотный актив магазина. Но это и замороженные средства, возврат которых мы с нетерпением ожидаем. Чтобы понять, как надолго мы «вынимаем» деньги из оборота и вкладываем их в запасы, мы проводим анализ оборачиваемости товарных запасов.

Если товар есть, то это, безусловно, хорошо, но только до тех пор, пока его не становится слишком много. Склад полон товаров – мы платим с запасов налоги, но продается он слишком медленно. Тогда мы говорим – оборачиваемость товара низкая. Но если она очень высокая, то это значит, что товар продается быстро, слишком быстро. Тогда покупатель, придя к нам, рискует не найти нужного товара. Ответ в умении анализировать и планировать оборачиваемость товарных запасов.

Понятия, которыми мы оперируем

Каждый руководитель оперирует такими терминами, как «товарный запас», «оборачиваемость», «уходимость», «товарооборот», «коэффициент оборачиваемости» и т. д. Однако при использовании экономических и математических методов анализа часто возникает путаница в этих понятиях. Как известно, точные науки требуют точных определений. Попробуем разобраться в терминологии прежде, чем мы подробно рассмотрим понятие оборачиваемости.

ТОВАР – продукция, которая продается и покупается; она – часть товарно-материальных запасов. Товаром может являться и услуга, если за нее мы требуем деньги с нашего покупателя (доставка, упаковка, оплата мобильной связи по карточкам и т. д.).

ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ – это перечень активов (товаров, услуг) компании, пригодных для продажи. Если вы занимаетесь розничной и оптовой торговлей, то вашими товарно-материальными запасами являются не только продукты, лежащие на полках, но и товары, имеющиеся в наличии, поставляемые, хранимые или получаемые – все, что подлежит продаже.

Если мы говорим о ТОВАРНОМ ЗАПАСЕ , то таковым считается товар в пути, товар на складе и товар, находящийся в дебиторской задолженности (поскольку право собственности на него остается у вас до тех пор, пока он не оплачен покупателем, и теоретически вы можете вернуть его к себе на склад для последующей продажи). НО: для расчета оборачиваемости товар в пути и товар в дебиторской задолженности не учитывают – нам важен только товар, присутствующий на нашем складе.

СРЕДНИЙ ТОВАРНЫЙ ЗАПАС (ТЗср) – величина, которая нам требуется для собственно анализа.
Как рассчитывается ТЗср за период см. в таблице 1 и примере ниже:

Пример

Расчет среднего товарного запаса (ТЗср ) за год для компании, торгующей, например, мелкой бытовой химией и товарами для дома:

Средний ТЗ за 12 месяцев составит 51 066 долларов.

Также существует упрощенная формула расчета средних остатков:

ТЗср’ = (остатки на начало периода + остатки на конец периода) / 2.

В вышеприведенном примере ТЗср ‘ будет равен (45 880 + 53 878)/2 = 49 879 долларов. Однако при подсчете оборачиваемости все же лучше пользоваться первой формулой (ее еще называют средней хронологической моментного ряда) – она точнее.

ТОВАРООБОРОТ (Т) – объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени. Товарооборот рассчитывается в закупочных ценах или ценах себестоимости. Например, мы говорим: «Товарооборот магазина за декабрь составил 40 000 рублей». Это означает, что в декабре нами было продано товаров на 39 000 рублей и еще оказано услуг по доставке товаров на дом нашим покупателям на 1000 рублей.

Оборачиваемость и коэффициент оборачиваемости

Финансовый успех компании, показатель ее ликвидности и платежеспособности напрямую зависит от того, насколько быстро средства, вложенные в запасы, превращаются в живые деньги.

В качестве показателя ликвидности запасов используется КОЭФФИЦИЕНТ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ЗАПАСОВ , который чаще всего называют просто оборачиваемостью.

Этот коэффициент может быть посчитан по разным параметрам (по стоимости, по количеству) и для разных периодов (месяц, год), для одного товара или для категорий.

Существует несколько видов оборачиваемости запасов:

  • оборачиваемость каждого наименования товара в количественном выражении (по штукам, по объему, по массе и т. д.)
  • оборачиваемость каждого наименования товара по стоимости
  • оборачиваемость совокупности наименований или всего запаса в количественном выражении
  • оборачиваемость совокупности позиций или всего запаса по стоимости

Для нас актуальными будут два показателя – оборачиваемость в днях, а также число оборотов товара.

ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ ЗАПАСОВ (ОБ) или СКОРОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ.
То, с какой скоростью товар оборачивается (то есть приходит на склад и уходит с него), и есть показатель, характеризующий эффективность взаимодействия закупок и продаж. Существует еще термин «ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТЬ», что в данном случае одно и то же.

Рассчитывается оборачиваемость по классической формуле:

(Остаток товара на начало месяца)/(Товарооборот за месяц)

Но для повышенной точности и корректного расчета вместо остатка товара на начало периода мы будем использовать средний товарный запас (ТЗср)

ОТМЕТИМ ТРИ ВАЖНЫХ МОМЕНТА, прежде чем приступим к вычислению оборачиваемости.

1. Если у компании нет запасов, то нет смысла вычислять оборачиваемость: например, мы торгуем услугами (содержим салон красоты или даем консультации населению) или осуществляем поставки покупателю со склада поставщика, минуя свой собственный склад (например, книжный интернет-магазин).

2. Если мы неожиданно для себя реализовали какой-то крупный проект и продали необычно большую партию товара под заказ покупателя. Например, компания выиграла тендер на поставку отделочных материалов в строящийся рядом торговый центр и под этот проект завезла на склад большую партию сантехники. В таком случае товары, поставленные под этот проект, не должны приниматься в расчет, так как это была целевая поставка уже проданного заранее товара.

И в том, и в другом случае магазин или компания получает прибыль, но товарные запасы на складе остаются нетронутыми.

По сути дела нас интересует только ЖИВОЙ ЗАПАС – это количество товара, который:

  • приходил на склад или продавался за рассматриваемый период (то есть любое его движение); если движения не происходило (например, целый месяц элитный коньяк не продавался), то необходимо укрупнить период анализа по данному товару
  • а также это количество товара, по которому движения не было, но товар был на остатке (в том числе и с отрицательным остатком)

Если было обнуление товаров на складе, то эти дни необходимо вычеркнуть из анализа оборачиваемости.

3. Все подсчеты по оборачиваемости необходимо проводить в закупочных ценах. Товарооборот считается не по цене реализации, а по цене закупленного товара.

Формулы для расчета оборачиваемости

1. ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ В ДНЯХ – число дней, требующихся для продажи имеющихся запасов, иногда ее еще называют средним сроком хранения товара в днях. Так можно узнать, сколько дней требуется для продажи средних запасов.

Пример

Анализируется товарная позиция «Крем для рук», в качестве примера в таблице 2 приведены данные по продажам и запасам за полгода.

Рассчитаем оборачиваемость в днях (за сколько дней мы продаем средний запас товаров).

Средний запас крема – 328 штук, количество дней в продаже – 180, объем продаж за полгода составил 1701 штук.

Обдн = 328 шт. (180 дн. / 1701 шт. = 34,71 дн.

Средний запас крема оборачивается за 34–35 дней.

2. ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ В РАЗАХ – сколько оборотов делает товар за период (см. формулу 3).

Чем выше оборачиваемость запасов компании, тем более эффективной является ее деятельность, тем меньше потребность в оборотном капитале и тем устойчивее финансовое положение предприятия при прочих равных условиях.

Пример

Рассчитаем оборачиваемость в оборотах (сколько раз продается запас за полгода) для того же крема.
1-й вариант: Образ = 180 дн. / 34,71 = 5,19 раз.
2-й вариант: Образ = 1701 шт. / 328 шт. = 5,19 раз.
Запас оборачивается в среднем 5 раз за полгода.

3. УРОВЕНЬ ЗАПАСОВ ПРОДУКЦИИ (УТЗ) – показатель, характеризующий обеспеченность магазина запасами на определенную дату, другими словами, на сколько дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса:

Пример

На сколько дней хватит нам имеющегося запаса крема?

Утз = 243 шт. (180 дн. / 1701 шт. = 25,71.

На 25–26 дн.

Можно рассчитать оборачиваемость не в штуках или других единицах, а в рублях или другой валюте, то есть по стоимости. Но итоговые данные все равно будут коррелироваться между собой (разница будет только за счет округления чисел) – см. табл. 3.

Что дает оборачиваемость?

Основная цель анализа оборачиваемости запасов – определить те товары, у которых скорость цикла «товар–деньги–товар» минимальна, чтобы принять решение об их дальнейшей судьбе.

Для иллюстрации рассмотрим пример анализа коэффициента оборачиваемости двух товаров – хлеба и коньяка, являющихся частью ассортимента продуктового магазина (см. табл. 4 и 5).

Из данной таблицы видно, что хлеб и дорогой коньяк имеют совершено разные показатели – оборачиваемость хлеба в разы выше коньяка. Но неправомерно сравнивать товары из разных товарных категорий – такое сравнение нам ничего не дает. Очевидно, что у хлеба одна задача в магазине, а у коньяка – совершенно другая, и возможно, на одной бутылке коньяка магазин зарабатывает больше, чем от продаж хлеба за неделю.

Поэтому сравнивать между собой мы будем товары внутри категории – хлеб сравним с другими хлебными изделиями (но не с печеньем!), а коньяк – с другими элитными алкогольными продуктами (но не с пивом!). Тогда мы сможем сделать выводы об оборачиваемости товара внутри категории и сравнить его с другими продуктами, сходными по свойствам.

Сравнивая товары внутри категории, мы можем делать выводы о том, что у текилы период оборачиваемости больше, чем у того же коньяка, а интенсивность оборачиваемости меньше, и что виски в категории элитных алкогольных напитков имеют самую высокую оборачиваемость, а у водки (несмотря на то что ее продажи в два раза больше, чем у текилы) этот показатель меньше, что, видимо, требует корректировки складского запаса – возможно, завозить водку надо чаще, но более мелкими партиями.

Кроме того, важно отследить динамику изменения оборачиваемости в оборотах (Обр) – сравнить с прошлым периодом, с аналогичным периодом прошлого года: снижение оборачиваемости может свидетельствовать либо о падении спроса, либо о скоплении товаров плохого качества или устаревших образцов.

Оборачиваемость сама по себе ни о чем не говорит – нужно отслеживать динамику изменения коэффициента (Обр), учитывая следующие факторы:

  • коэффициент уменьшается – идет затоваривание склада
  • коэффициент растет или очень высокий (срок хранения меньше одного дня) – работа «с колес», что чревато отсутствием товара на складе

В условиях постоянного дефицита средняя величина складского запаса может быть равна нулю – например, если спрос все время растет, а мы не успеваем привозить товар и продаем его «с колес». В таком случае нет смысла считать коэффициент оборачиваемости в днях – возможно, его надо считать в часах или, наоборот, в неделях.

Если компания вынуждена хранить на складе товары нерегулярного спроса, товары с сильно выраженной сезонностью, то достижение высокой оборачиваемости – нелегкая задача. Для обеспечения удовлетворенности клиента мы будем вынуждены иметь широкий ассортимент редко продающихся товаров, что будет тормозить общую оборачиваемость запасов. Поэтому расчет оборачиваемости по всем запасам в компании некорректен. Правильно будет считать по категориям и по товарам внутри категорий (товарным позициям).

Также для магазина большую роль играют условия поставки товара: если закупка товара производится с использованием собственных средств, то оборачиваемость очень важна и показательна; если же в кредит, то собственные средства вы инвестируете в меньшей степени или не инвестируете совсем, тогда низкая оборачиваемость товаров не является критичной – главное, чтобы срок возврата кредита не превышал показатель оборачиваемости. Если же товар берется в основном на условиях реализации, то в первую очередь надо исходить из объема складских помещений, и оборачиваемость для такого магазина является последним по важности показателем.

Оборачиваемость и уходимость

Важно не путать два понятия – оборачиваемость и уходимость.

ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ – это число оборотов товара за период.

УХОДИМОСТЬ – показатель, говорящий, за сколько дней товар уходит со склада Если при расчете мы оперируем не средним ТЗ, а подсчитываем оборачиваемость одной партии, то реально мы говорим об уходимости.

Пример
  • 1 марта на склад поступила партия карандашей в количестве 1000 штук
  • 31 марта карандашей на складе не осталось (0)
  • Продажи равны 1000 штук

Вроде оборачиваемость равна 1, то есть один раз в месяц обернулся этот запас. Но необходимо понимать, что в данном случае мы говорим об одной партии и о времени ее реализации. Одна партия за месяц не оборачивается, она «уходит».

Если посчитаем по среднему запасу, то получится, что в среднем на складе за месяц находилось 500 штук.

1000/((1000 + 0)/2) = 2,

то есть получится, что оборачиваемость среднего запаса (500 шт.) будет равна двум периодам.

То есть, если бы мы завезли две партии карандашей по 500 штук, то каждая партия была бы реализована за 15 дней. В данном случае некорректно считать оборачиваемость, потому что речь идет об одной партии и не учитывается период, когда карандаши были проданы до нулевого остатка – возможно, это произошло в середине месяца.

Для вычисления коэффициента оборачиваемости запасов партионный учет не нужен. Есть приход товара и расход товара. Имея период (например, 1 месяц), мы можем рассчитать средний запас за период и разделить на него объем продаж.

Норма оборачиваемости

Очень часто можно услышать вопрос: «А какие нормы оборачиваемости существуют? Как правильно?»

Коэффициент оборачиваемости не имеет рекомендуемых значений. Закономерность одна: чем он выше, тем меньше времени товары находятся на складе, тем быстрее они превращаются в деньги.

Но в компаниях всегда есть понятие «НОРМА ОБОРАЧИВАЕМОСТИ» и в каждой фирме она своя.
НОРМА ОБОРАЧИВАЕМОСТИ – это количество дней (или оборотов), за которые, по мнению руководства фирмы, должен быть реализован запас товара, чтобы торговлю можно было считать успешной.

В каждой отрасли – свои нормы. Некоторые компании имеют различные нормы для различных групп товаров. Так, например, наша торговая компания использовала следующие нормы (оборотов в год):

  • строительная химия – 24
  • лаки, краски – 12
  • сантехника – 12
  • панели облицовочные – 10
  • рулонные напольные покрытия – 8
  • керамическая плитка – 8

В одном из сетевых супермаркетов норма оборачиваемости по непродовольственной группе делится на основе АВС-анализа: для товаров А – 10 дней, для товаров группы В – 20 дней, для С – 30. В этой розничной сети закладывают в показатель товарного запаса месячную оборачиваемость, а товарный остаток по магазину складывается из нормы оборачиваемости плюс страховой запас.

Так же некоторые специалисты по финансовому анализу пользуются западными нормами.

Пример

Добронравин Е. в статье «Коэффициент оборачиваемости и уровень обслуживания – показатели эффективности товарных запасов» пишет:

«Обычно торговцы промышленными товарами на западных предприятиях имеют значение коэффициента оборачиваемости 6, если прибыльность 20–30%.
Если прибыльность составляет 15%, число оборотов приблизительно 8.
Если прибыльность 40%, то солидная прибыль может быть получена 3 оборотами за год.
Однако, как было замечено ранее, из этого не следует, что если 6 оборотов хорошо, то 8 или 10 оборотов лучше. Эти данные являются ориентировочными при планировании обобщающих показателей».

Генри Ассэль в книге «Маркетинг: принципы и стратегия» пишет: «Для того чтобы предприятия работали с прибылью, их запасы должны оборачиваться 25– 30 раз в год». Интересный метод расчета нормы оборачиваемости предлагает Добронравин Е. Он использует западную разработку, учитывающую множество переменных факторов: частоту, с которой заказывается товар, время транспортировки, надежность поставки, минимальные размеры заказа, необходимость хранить определенные объемы и т. д.

Какое количество оборотов запасов является оптимальным, которое можно закладывать в план конкретного предприятия? Чарльзом Боденстабом было проанализировано большое количество компаний, использующих одну из систем SIC в управлении запасами. Результаты эмпирического исследования были обобщены в следующей формуле:

f в предложенной формуле – коэффициент, который обобщает действие прочих факторов, влияющих на теоретическое количество оборотов. Эти факторы следующие:

  • ширина ассортимента в хранении, то есть необходимость хранения медленно оборачивающихся запасов в целях маркетинга
  • большие, чем требуется, покупки в целях получения скидок за объем
  • требования минимальной партии закупки от поставщика
  • ненадежность поставщика
  • факторы политики экономичного размера заказа (EOQ)
  • затоваривание в целях промоушн (продвижения товаров)
  • использование поставки в два или более этапа

Если эти факторы на обычном уровне, то коэффициент должен быть около 1,5. Если один или несколько факторов имеют экстремальный уровень, то коэффициент принимает значение 2,0.

Пример

Магазин имеет факторы (они обозначены в табл. 6), примененные для разных поставщиков.
Можно привести несколько примеров, как будет выглядеть норма оборачиваемости при примененной формуле (см. табл. 7).

Это означает, что если в среднем мы завозим ТОВАР 3 два раза в месяц (0,5) и везем его 1 месяц, при том что у нас некоторые факторы (возможно, поставщик ненадежен) неидеальны, то нормой оборачиваемости можно считать 9,52. А на ТОВАР 5, который мы завозим редко (идет он долго, и влияющие факторы очень далеки от идеала), лучше установить норму оборачиваемости 1, 67 и не требовать слишком много от его продажи.

Но практика западных компаний сильно отличается от российских условий – слишком многое зависит от логистики, объемов закупок и сроков поставки, надежности поставщика, роста рынка и спроса на товар. Если все поставщики местные, а оборот высокий, то коэффициенты могут достигать 30–40 оборотов в год. Если поставки идут с перебоями, поставщик ненадежен и, что часто бывает, спрос колеблется, то по аналогичному товару в дальнем регионе России оборачиваемость будет 10–12 оборотов в год, и это нормально

Нормы оборачиваемости будут выше у небольших предприятий, работающих на конечного потребителя, и гораздо меньше у предприятий, производящих продукцию группы А (средства производства), – из-за длительности производственного цикла.

Опять же есть опасность грубого следования нормативам: например, вы не вписываетесь в норматив по оборачиваемости и начинаете снижать страховой запас. Как результат получаются провалы на складе, возникает дефицит товара и неудовлетворенный спрос. Или начинаете снижать размер заказа – как следствие растут расходы на заказ, транспортировку и обработку товаров. Оборачиваемость повышается, а проблемы с наличием остаются.

Норма является общим показателем, и следует реагировать и принимать меры, как только обнаруживается какая-то негативная тенденция: например, рост запасов опережает рост продаж, и одновременно с ростом продаж снизилась оборачиваемость запасов.

Тогда нужно оценить все товарные товары внутри категории (возможно, какие-то отдельные наименования закупаются с избытком) и принять взвешенные решения: искать новых поставщиков, способных обеспечить более короткие сроки поставки, или стимулировать продажи по этому виду товара, или выделить ему приоритетное место в зале, или обучить продавцов консультировать покупателей именно по этому товару, или заменить на другой более известный брэнд и т. д.

Катерина Бузукова
Консультант проекта «Супер-Розница»

Процессы производства, обращения и потребления в обществе происходят непрерывно. Но эти процессы не совпадают ни в пространстве, ни во времени. Поэтому для обеспечения их непрерывности необходимы товарные запасы.

Товарные запасы - это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю.

Товарные запасы образуются на всех стадиях движения товаров: на складах производственных предприятий, в пути, на и и предприятий.

Соответствие достигается за счет товарных запасов. Товарные запасы в опте и рознице должны служить реальным предложением товаров, обеспечивающим их бесперебойную продажу.

Необходимость образования товарных запасов вызвана многими факторами:

  • сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
  • несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров;
  • особенности в территориальном размещении производства;
  • условия транспортировки товаров;
  • звенность товародвижения;
  • возможности для хранения товара и т.п.

Классификация товарных запасов

В основе классификации товарных запасов лежат следующие признаки:

  • местонахождение (в или ; в промышленности; в пути);
  • сроки (на начало и на конец периода);
  • единицы измерения (абсолютные — в стоимостном и натуральном выражении, относительные — в днях товарооборота);
  • назначение , в том числе:
    • текущего хранения — для обеспечения повседневных нужд торговли,
    • сезонного назначения — для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения,
    • досрочного завоза — для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях на протяжении периода между сроками завоза товаров,
    • целевые товарные запасы — для осуществления определенных целевых мероприятий.

Управление товарными запасами

Большое значение в последнее время приобретает местонахождение товарных запасов. В данный момент большинство товарных запасов сконцентрировано в розничной торговле, что нельзя считать положительным фактором.

Товарные запасы должны быть постепенно перераспределены между звеньями торговли таким образом, чтобы большая доля принадлежала оптовой торговле по следующим причинам.

Основная цель образования товарных запасов в оптовой торговле заключается в обслуживании потребителей (в том числе и предприятий розничной торговли), а в предприятиях розничной торговли они необходимы для формирования широкого и устойчивого ассортимента для удовлетворения покупательскою спроса.

Размер товарных запасов в значительной мере определяется объемом и структурой товарооборота торговой организации или предприятия. Поэтому одна из важных задач торговых организаций или предприятий поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов .

Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходима четко налаженная система управления запасами.

Управление товарными запасами означает установление и поддержание такой их величины и структуры, которая отвечала бы поставленным перед торговым предприятием задачам. Управление запасами предполагает:

  • их нормирование - т.е. разработку и установление их необходимых размеров для каждого вида товарных запасов;
  • их оперативный учет и контроль - ведется на основании действующих форм учета и отчетности (карточки учета, статистические отчеты), в которых отражаются остатки товаров на начало месяца, а также данные о поступлении и продаже;
  • их регулирование — поддержание их на определенном уровне, маневрирование ими.

При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота организации или предприятия, с устойчивостью ассортимента; излишние запасы вызывают дополнительные убытки, увеличение потребности в кредитах и рост расходов на выплату процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий.

Следовательно, вопрос количественного измерения величины товарных запасов и определение соответствия этой величины потребностям товарооборота весьма актуален.

Показатели товарных запасов

Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях.

Абсолютные показатели выражаются, как правило, в стоимостных (денежных) и натуральных единицах. Они удобны при выполнении бухгалтерских операций (например, при инвентаризации). Однако абсолютные показатели имеют один большой недостаток: с их помощью невозможно определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота.

Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставить величину товарного запаса с товарооборотом торговых организаций или предприятий.

Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является величина товарных запасов, выраженная в днях товарооборота. Этот показатель характеризует обеспеченность товарными запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.

Рассчитывается величина товарного запаса 3, в днях товарооборота по формуле

  • 3 — размер товарных запасов на определенную дату;
  • Т одн — однодневный товарооборот за рассматриваемый период;
  • Т — объем товарооборота за рассматриваемый период;
  • Д — количество дней в периоде.

Вторым важнейшим относительным показателем, характеризующим товарные запасы, является товарооборачиваемость. До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной изменяющейся: он постоянно вовлекается в товарооборот, продается, перестает быть запасом. Так как товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.

Кругооборот товаров, смена статичной формы запаса динамичной формой товарооборота составляют экономическое содержание процесса товарооборачиваемости. Товарооборачиваемость позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.

Время товарного обращения - это период, в течение которого товар перемещается от производства до потребителя. Время обращения складывается из времени перемещения товаров в различных звеньях товародвижения (производство — оптовая торговля — розничная торговля).

Время товарного обращения, или товарооборачиваемость, выраженная в днях товарооборота, рассчитывается последующим формулам:

где 3 т.ср — средняя величина товарных запасов за рассматриваемый период, руб.

Использование при расчетах средней величины товарных запасов обусловлено как минимум двумя причинами.

Во-первых, для приведения к сопоставимому виду данных о товарообороте, учитываемом за определенный период, и товарных запасах, учитываемых на определенную дату, исчисляется средняя величина товарных запасов за этот период.

Во-вторых, в пределах каждой совокупности товаров имеются разновидности с различным временем обращения, а также возможны случайные колебания размеров запасов и объема товарооборота, которые необходимо сгладить.

Товарооборачиваемость, выраженная в днях товарооборота, показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. оборачивается средний товарный запас. Скорость товарного обращения , т.е. товарооборачиваемость, или число оборотов за рассматриваемый период рассчитывается по следующим формулам:

Между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая обратно пропорциональная зависимость.

Уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения позволяют осуществлять больший объем товарооборота при меньших размерах товарных запасов, что способствует снижению товарных потерь, уменьшению расходов но хранению товаров, оплате процентов за пользование кредитами и т.п.

Величина товарных запасов и товарооборачиваемость являются показателями взаимосвязанными и зависят от следующих факторов:

  • внутренней и внешней среды торговой организации или предприятия;
  • объема производства и качества продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий;
  • сезонности производства;
  • объемов импорта;
  • широты и обновляемости ассортимента;
  • звенности товародвижения;
  • колебания спроса;
  • насыщенности товарных рынков;
  • распределения запасов между оптовыми и розничными звеньями торговли;
  • физико-химических свойств товаров, определяющих сроки их хранения и, соответственно, частоту поставок;
  • уровня цен и соотношения спроса и предложения на конкретные товары и товарные группы;
  • объема и структуры товарооборота конкретной организации или предприятия торговли и других факторов.

Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, как улучшая, так и ухудшая эти показатели.

У разных товаров и товарных групп скорость товарооборачиваемости неодинакова. Доля товарных групп с более низкой скоростью оборота выше в товарных запасах и наоборот. Решение о постепенной ликвидации медленно продающихся товарных групп и их замещении быстро продающимися кажется очевидным, тем не менее, торговые предприятия не очень активно избавляются от медленно продающихся групп по следующим причинам:

  • отсутствуют возможности изменить товарную специализацию;
  • произойдет резкое сужение ассортимента и круга покупателей;
  • невозможно поддерживать отпускные цены на уровне конкурентов.

Для этого необходимы систематический контроль и проверка товарных запасов, т.е. возможность в любой момент времени знать и анализировать их величину.

Методы анализа и учета величины товарных запасов

В торговле традиционно применяются следующие методы анализа и учета величины товарных запасов:

Расчетный метод

Расчетный метод , при котором анализируются величина товарных запасов, товарооборачиваемость и их изменение. Для проведения такого анализа используются различные формулы;

Инвентаризация , т.е. сплошной подсчет всех товаров, и количественная оценка при необходимости. Полученные данные оцениваются в натуральном выражении в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму. Недостатками этого метода являются большая трудоемкость и невыгодность непосредственно для организации или предприятия, так как при проведении инвентаризации предприятие, как правило, не функционирует. Учет физического товародвижения трудоемок, но крайне важен как для коммерческих служб, так и для руководителей торговых предприятий.

Применение двух видов учета (стоимостного и натурального) позволяет:

  • выявить, какие именно товарные группы и наименования товара пользуются наибольшим спросом, и, соответственно, делать обоснованные заказы,
  • оптимизировать вложения капитала в товарные запасы,
  • принимать обоснованные решения по оптимизации ассортимента через закупку товаров;

Снятие остатков или оперативный учет, т.е. сверка материально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного учета. Причем подсчитываются не товары, а товарные места (ящики, рулоны, мешки и др.). Затем по соответствующим нормам производится пересчет, определяется количество товаров, которое и оценивается по действующим ценам. К недостаткам данного метода относится меньшая точность, чем при инвентаризации;

Балансовый метод

Балансовый метод , который основан на использовании балансовой формулы. Данный метод менее трудоемок, чем остальные, и позволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов во взаимосвязи с другими показателями.

Недостатком балансового метода является невозможность исключить из расчета различные не установленные потери, что приводит к некоторым искажениям величины товарных запасов. Для устранения этого недостатка данные балансового учета должны систематически сопоставляться сданными инвентаризации и снятия остатков. Используя балансовый метод, легко осуществлять оперативный контроль над движением товаров. Особенно эффективен названный метод при автоматизированном учете на базе компьютерной сети.

Для управления товарными запасами, определения их оптимальной величины применяются:

  • технико-экономические расчеты с использованием известных формул, математических методов и моделей;
  • система с постоянным размером заказа;
  • система с постоянной периодичностью повторения заказа;
  • (S"- S) система.

Первая группа способов применима как в розничной, так и в оптовой торговле. Наиболее известным способом технико-экономических расчетов является последовательное определение оптимальной величины товарных запасов на каждой стадии товародвижения с последующим суммированием полученных по каждой стадии результатов.

Второй и третий способы используются преимущественно в розничной торговле, так как требуют постоянных проверок наличия товаров, что возможно в основном в розничной торговле.

Смысл этих способов заключается в том, что для доведения величины товарных запасов до необходимого уровня следует заказывать одинаковое количество товаров через любые промежутки времени, по мере потребности, или заказывать необходимое количество товаров через равные интерваты времени.

Четвертый способ применяется для управления товарными запасами на оптовых торговых предприятиях.

При этом устанавливаются два уровня наличия товарных запасов на складе:

  • S " - предельный уровень, ниже которого размер товарных запасов не опускается; и
  • S - максимальный уровень (в соответствии с установленными расчетными нормами и нормативами).

Наличие товарных запасов проверяют через равные промежутки времени и делают следующий заказ, если величина запаса опустится ниже S или S — S".

В практике торговли величину товарных запасов, которые необходимо иметь, определяют несколькими способами:

  • как отношение товарного запаса на определенную дату к объему реализации на ту же дату за предшествующий период (обычно на начало месяца);
  • как число недель торговли, на которое хватит данного запаса. Исходными данными служит намеченная товарооборачиваемость;
  • учет реализации по возможно более дробным товарным группам. Поэтому в узлах расчета магазинов применяют контрольно-кассовые машины, позволяющие учитывать реализацию товара по нескольким признакам.

Помимо перечисленных способов управления товарными запасами есть и другие, и ни один из них нельзя назвать абсолютно безупречным. Торговым предприятиям следует выбирать тот, который больше соответствует условиям и факторам их функционирования.

Как фактические, так и плановые товарные запасы отражаются как в абсолютных суммах, т.е. в рублях, так и в относительных величинах, т.е. в днях запаса.

В процессе анализа фактическое наличие запасов товаров следует сопоставить с нормативом запасов, как в абсолютных суммах, так и в днях запаса. В результате этого определяются сверхнормативные товарные запасы либо величина незаполнения норматива, дается оценка состояния товарных запасов, а также устанавливаются причины отклонений фактических запасов товаров от установленных нормативов.

Основными причинами образования сверхнормативных запасов товаров могут быть следующие: невыполнение планов товарооборота, завоз товаров в торговую организацию в количествах, превышающих спрос на них, нарушение сроков поставки товаров, некомплектность поставляемых товаров, нарушение нормальных условий хранения товаров, приводящее к ухудшению их качества и др.

Исходные данные для анализа товарных запасов представим в следующей таблице: (в тыс. руб.)

По данным этой таблицы сделаем вывод о соответствии фактических товарных запасов нормативу. Необходимо учитывать, что плановая величина товарных запасов в сумме 3420,0 тыс. руб. устанавливалась в соответствии с намечавшейся ежедневной продажей товаров на сумму 33,3 тыс. руб. Однако фактическая ежедневная продажа товаров равнялась 34,7 тыс. руб. Отсюда вытекает, что для поддержания увеличившегося объема реализации товаров необходимо иметь большую величину товарных запасов, чем это предусматривалось планом. Вследствие этого запас товаров на конец года нужно сопоставить с фактической однодневной реализацией товаров, умноженной на плановую величину товарных запасов в днях.

Поэтому в анализируемой торговой организации принимая во внимание увеличившийся товарооборот имеет место сверхнормативный товарный запас в сумме:

4125 — (34, 7 * 103) = 551 тыс. руб.

Теперь рассмотрим относительные показатели — запасы в днях (остатки в днях запаса). На величину запасов в днях оказывают влияние два основных фактора:

  • изменение объема товарооборота;
  • изменение абсолютной величины товарных запасов.

Первый фактор оказывает обратное влияние на величину запасов в днях

Из последней таблицы следует, что величина товарных запасов, выраженная в днях, увеличилась на 14 дней. Определим влияние названных факторов на это отклонение.

За счет повышения суммы розничного товарооборота относительная величина товарных запасов текущего хранения уменьшаюсь на величину: 3420 / 34,7 — 3420 / 33,3 = -4,4 дня.

За счет увеличения абсолютной суммы товарных запасов текущего хранения относительная величина этих запасов возросла на 4060 /12480 — 3420 /12480 = +18,4 дня.

Общее влияние двух факторов (баланс факторов) составляет: — 4,4 дня + 18,4 дня = +14 дней.

Итак, запасы товаров, выраженные в днях, увеличились исключительно за счет роста абсолютной суммы товарных запасов. В то же время повышение суммы розничного товарооборота снизило относительную величину товарных запасов.

Затем следует установить влияние отдельных факторов на величину среднегодовых запасов товаров. Такими факторами являются:

  • Изменение объема товарооборота . Данный фактор оказывает прямое влияние на величину среднегодовых товарных запасов
  • Изменение структуры товарооборота . Если в общей сумме товарооборота увеличивается удельный вес товаров, имеющих медленную оборачиваемость, то запасы товаров увеличатся, и наоборот, при росте доли товаров с более быстрой оборачиваемостью товарные запасы будут снижаться.
  • Оборачиваемость товаров (товарооборачиваемость). Этот показатель приближенно характеризует среднее время (среднее количество дней), спустя которое денежные средства, направленные на формирование товарных запасов, возвращаются обратно в торговую организацию в виде выручки от продажи товаров.

Имеем следующие значения показателя оборачиваемости товаров:

  • по плану: 3200 х 360 / 1200 = 96 дней.
  • фактически: 4092 х 360 / 12480 =118 дней.

Следовательно, в анализируемой имело место замедление оборачиваемости товаров по сравнению с предусмотренной планом на 118 — 96 = 22 дня. При анализе необходимо установить, какие причины обусловили замедление оборачиваемости товаров. Такими причинами служат накопление сверхплановых товарных запасов (как в рассматриваемом примере), а также снижение суммы товарооборота (в анализируемой торговой организации это явление не имело места)

Вначале следует рассмотреть оборачиваемость по всем товарам в целом, а затем — по отдельным видам и группам товаров.

Определим способом цепных подстановок влияние перечисленных трех факторов на величину среднегодовых запасов товаров. Исходные данные:

1. Среднегодовые товарные запасы:

  • по плану: 3200 тыс. руб.
  • фактические: 4092 тыс. руб.

2. Розничный товарооборот:

  • по плану: 12000 тыс. руб.
  • фактически: 12480 тыс. руб.

3. план по розничному товарообороту выполнен на 104 %. товарооборачиваемость составляет:

  • по плану: 96 дней;
  • фактически 118 дней.
Расчет. Таблица №57

Таким образом, среднегодовой запас товаров увеличился по сравнению с планом на сумму: 4092 — 3200 = + 892 тыс. руб. Это произошло за счет влияния следующих факторов:

  • увеличения объема товарооборота: 3328 — 3200 = + 128 тыс. руб.
  • изменения структуры товарооборота в сторону увеличения в нем доли товаров с более быстрой оборачиваемостью: 3280 — 3328 = — 48 тыс. руб.
  • замедления оборачиваемости товаров: 4092 — 3280 = +812 тыс. руб.

Общее влияние всех факторов (баланс факторов) составляет: + 128-48 + 812 = +892 тыс. руб.

Следовательно, среднегодовой запас товаров возрос за счет увеличения товарооборота, а также вследствие замедления оборачиваемости товаров. В то же время изменение структуры товарооборота в сторону увеличения в нем удельного веса товаров с более быстрой оборачиваемостью снизило величину среднегодового запаса товаров.

Анализ поставок товаров по отдельным поставщикам, по видам , их количеству, срокам их поступления можно осуществлять по состоянию на любую дату или за любой отрезок времени (5, 10 дней и т.д.).

Если по определенным поставщикам имеют место повторяющиеся факты нарушений условий поставки, то при анализе следует использовать информацию о предъявлявшихся к этим поставщикам претензиях и о примененных к ним мерах экономического воздействия (санкциях) за нарушение условий договоров поставки товаров. При анализе следует оценить возможность отказа от заключения в дальнейшем договоров на поставку товаров с поставщиками, ранее допускавшими неоднократные нарушения условий заключенных договоров.

Оборачиваемость запасов — аналитический показатель, отражающий эффективность использования материалов и товаров предприятием. На основании данных об оборачиваемости запасов строится логистическое управление системой снабжения организации.

Оборачиваемость товарно-материальных запасов

Показатели оборачиваемости используются для оценки деловой активности организации.

Про оборачиваемость активов можно прочитать в материале .

Под оборачиваемостью запасов понимают количество оборотов, которое делают материалы, товары, готовая продукция в анализируемом периоде. Высокая оборачиваемость запасов говорит о рациональности их использования. Каждый оборот запасов приносит предприятию прибыль. Неэффективные товарные остатки могут говорить о том, что денежные средства предприятия переведены в менее ликвидные активы и не работают.

С другой стороны, предприятия могут иметь повышенный товарный запас, и это связано с необходимостью ускорения процесса продаж, с получением скидок при закупке большой партии товара, с уменьшением транспортных расходов на единицу товаров при перевозке крупных партий, с сезонным характером работы. А повышение товарного остатка неизбежно приведет к снижению оборачиваемости запасов.

Расчет оборачиваемости производственных запасов

Для анализа оборачиваемости запасов пользуются данными, содержащимися в бухгалтерской отчетности.

Какие данные содержатся в бухгалтерском балансе, рассказано в материале .

Коэффициент оборачиваемости запасов можно рассчитать двумя способами - через себестоимость проданных товаров или через выручку.

Оборачиваемость запасов — формула через себестоимость представлена ниже:

КОЗ = СПТ / СВЗ,

СПТ — себестоимость проданных товаров;

СВЗ — средняя величина запасов, равная половине суммы запасов на начало и на конец анализируемого периода.

Коэффициент оборачиваемости производственных запасов — формула через выручку выглядит так:

КОЗ = В / СВЗ,

КОЗ — коэффициент оборачиваемости запасов;

В — выручка;

СВЗ — средняя величина запасов.

Второй способ чаще используется в западной практике. По мнению российских аналитиков, он является менее точным, чем расчет через себестоимость проданных товаров, поскольку возможно значительное искажение результатов при изменениях торговой наценки.

Коэффициент отражает величину оборачиваемости запасов в оборотах. Чем выше значение коэффициента, тем выше оборачиваемость запасов, а значит, высока результативность их использования.

Период оборачиваемости запасов

Для составления логистических схем товародвижения и планирования закупок нужна информация не только о скорости оборачиваемости запасов, но и о величине периода, за который товарные запасы делают полный оборот.

Формула оборачиваемости в днях:

ПОЗ = Т / КОЗ,

ПОЗ — период оборота запасов;

Т — количество дней в анализируемом периоде (как правило, 365 дней);

КОЗ — коэффициент оборачиваемости запасов.

Нормативов для этого показателя нет. Каждое предприятие самостоятельно определяет для себя оптимальное количество дней, в течение которых запасы совершают оборот. Как и любой другой аналитический элемент, оборачиваемость запасов следует рассматривать в динамике и в сравнении с аналогичными предприятиями той же отрасли.

Положительный тренд показателя в динамике, т.е. рост количества дней в периоде, говорит об увеличении запасов на складах. Сокращение показателя отражает уменьшение складских запасов.

Сами по себе эти тенденции не позволяют сделать положительные или отрицательные выводы об эффективности использования запасов и требуют дальнейшего анализа. Финансовые эксперты совместно с отделами снабжения и сбыта проводят дальнейшую оценку товарных запасов уже по группам. С этой целью можно провести анализ оборачиваемости запасов в оборотах и в днях отдельных групп материалов, товаров для перепродажи, готовой продукции. Далее выявляются причины возникновения избытка или недостатка тех или иных групп товарных запасов. При этом отдельное внимание следует уделить неликвидным запасам. После подробного изучения структуры и оборачиваемости запасов можно разработать стратегию управления запасами.

Итоги

Оборачиваемость запасов является одной из характеристик деловой активности предприятия. Рассчитывается в оборотах и в днях. Является основой для разработки политики управления запасами.

Разберем . Данный коэффициент входит в состав группы показателей Деловой активности предприятия (Оборачиваемости). Коэффициенты из данной группы показывают интенсивность (скорость оборота) использования активов или обязательств. С помощью них можно узнать, как активно предприятие ведет свою деятельность. Отсюда второе название у группы – Деловая активность. В иностранных литературных источниках данный коэффициент носит название – Inventory turnover.

Коэффициент оборачиваемости запасов . Экономический смысл

Коэффициент показывает эффективность управления запасами на предприятии. Он определяет сколько раз за анализируемый период, предприятие использовало свои запасы. Другими словами, коэффициент показывает скорость, с которой товарные запасы производятся и отпускаются со склада предприятия. Это показатель эффективности отдела закупок (склад) и отдела продаж.

Анализ коэффициента оборачиваемости запасов

Как же анализировать значение данного коэффициента? Если значение снижается (▼), то говорит о том, что:

  • предприятие накапливает излишек запасов,
  • у предприятия плохие продажи.

Если значение коэффициента увеличивается (▲), то это говорит о том, что:

  • у предприятия увеличивается оборачиваемость складских запасов,
  • увеличиваются продажи.

Высокие значения данного коэффициента также нежелательны для предприятия, так как это зачастую связано с постоянным дефицитом товара на складах, что приводит к потерям клиентов и перебоям производственного процесса. Необходимо находить золотую грань для каждого предприятия.

Коэффициент оборачиваемости запасов и его синонимы

У коэффициента существуют синонимы, которые зачастую попадаются в экономической литературе. Чтобы у вас не возникали трудности с трактовкой коэффициентов, ниже приведу синонимы коэффициента оборачиваемости запасов:

  • Коэффициент оборота запасов,
  • Оборачиваемость товарных запасов,
  • Оборачиваемость запасов,
  • Коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов,
  • Коэффициент оборачиваемости материальных средств,
  • Inventory turnover ratio,

Коэффициент оборачиваемости запасов . Формула расчета

Формула расчета коэффициента оборачиваемости запасов выглядит следующим образом:

Коэффициент оборачиваемости запасов = Выручка от продаж/Средняя величина запасов

За место Выручки от продаж иногда используют Себестоимость проданной продукции.

Для расчета коэффициента достаточно наличие публичной отчетности предприятия. По РСБУ формула расчета выглядит следующим образом:

Коэффициент оборачиваемости запасов = стр.2110/(стр.1210нп.+стр.1210кп.)*0,5

Нп. – значение строки 1210 на начало период.
Кп. – значение строки 1210 на конец периода.

Не забудьте разделить сумму запасов начала и конца периода на 2, чтобы найти среднюю величину запасов предприятия.

Отчетный период может быть не год, а, к примеру, месяц, квартал.

По старой форме бухгалтерского учета формула расчета будет следующая:

Коэффициент оборачиваемости запасов =стр.10/(стр.210нп.+стр.210кп.)*0,5

Иногда, как говорилось выше, вместо Выручки (стр.10) используется Себестоимость проданной продукции (стр.20).

Трансформация коэффициента оборачиваемости запасов в Оборачиваемость запасов

Наряду с коэффициентом используют показатель Оборачиваемость запасов (период оборота запасов). Он отражает количество дней необходимых для превращения запасов в денежную массу. Формула трансформации коэффициента оборачиваемости запасов в период оборота запасов следующая:

Оборачиваемость запасов (в днях) = 360/Коэффициент оборачиваемости запасов

Иногда в формуле вместо 360 дней используют 365. Экономический смысл оборачиваемости запасов заключается в том, что он определяет, на сколько дней предприятию хватит имеющихся запасов на складе.

Два подхода к расчету коэффициента оборачиваемости запасов по МСФО

Есть два подхода вычисления коэффициента по МСФО (международная система финансовой отчетности) в первом подходе в формуле учитывается Выручка, а во втором – Себестоимость проданной продукции. Как вы, скорее всего, заметили, в российской практике также существуют эти два подхода к расчету коэффициента.

Приведу все в виде сравнительной таблицы.

1 подход к расчету Коз 2 подход к расчету Коз
Inventory turnovers = Sales/Inventories Inventory turnovers=Cost of goods sold/Average Inventory
В этом подходе Sales – Выручка,Inventories – запасы на конец отчетного периода Cost of goods sold – себестоимость проданной продукции,Average Inventory – среднее значение запасов за отчётный период (сумма на начало и конец /2)

Расхождение в результатах по этим двум подходам будет значительным. Связано это с тем, что Выручка значительно превышает значение Себестоимости проданной продукции.

Цикл оборотного капитала (денежный цикл, cash conversion cycle)

Оборачиваемость запасов тесно связана с циклом оборотного капитала . Что такое денежный цикл? Это количество дней, которое проходит с момента приобретения на денежные средства сырья и материалов для производства и до момента продажи изготовленных товаров. Цикл оборотного капитала (денежный цикл) измеряется в днях и определяет эффективность управления оборотным капиталом предприятия.

Формула расчета цикла оборотного капитала:

Цикл оборотного капитала (денежный цикл) = Оборачиваемость запасов (в днях) + Оборачиваемость дебиторской задолженности (в днях) – Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях)

Чем меньше цикл, тем быстрее предприятие возвращает деньги из оборота. Оптимальное значение цикла не существует, все зависит от отраслевых особенностей.

Видео-урок: «Расчет ключевых показателей деловой активности для ОАО «Газпром»

Коэффициент оборачиваемости запасов . Расчет на примере ОАО «АЛРОСА»

Расчет коэффициента оборачиваемости запасов для ОАО «АЛРОСА». Баланс

Расчет коэффициента оборачиваемости запасов для ОАО «АЛРОСА». Финансовые результаты

Данные по балансу ОАО «АЛРОСА» берутся с официального сайта компании. Рассчитаем коэффициент оборачиваемости запасов за год. Возьмем 4 периода 3,4 за 2013 год и 1,2 за 2014 год. Это позволит охватить один календарный год.

Расчет коэффициентов оборачиваемости запасов для ОАО «АЛРОСА»:

Коэффициент оборачиваемости запасов 2013-4 = 138224744/(43416382+39598628)*0,5 = 3,3
Коэффициент оборачиваемости запасов 2014-1 =41503568/(39598628+37639412)*0,5 = 1
Коэффициент оборачиваемости запасов 2014-2 =81551030/(37639412+41581870)*0,5 = 2

Значения коэффициента оборачиваемости запасов для ОАО «АЛРОСА» не постоянно, не выражено четкой тенденции и к росту или падению. Для более детального анализа желательно определить среднее значение коэффициента по отрасли.

Коэффициент оборачиваемости запасов . Норматив

Определенного нормативного значения у коэффициента нет. У каждой отрасли будут свои средние значения коэффициента. Анализ коэффициента можно проводить следующим образом:

  • Динамический анализ. Рассчитать значения коэффициента для нашего предприятия за несколько периодов и построить временной ряд его изменения. Это позволит определить тенденцию его изменения.
  • Сравнительный анализ . Рассчитать значение коэффициента для отрасли в среднем, а также выделить предприятие лидера по коэффициенту. Это даст возможность определить наше место в сравнении с предприятиями отрасли в целом.

Резюме

Подведем итоги анализа коэффициента оборачиваемости запасов. Он показывает интенсивность использования запасов предприятием. Чем выше данный коэффициент, тем предприятие более эффективно предприятие работает