Скептики будут посрамлены. Диана вишнева, ксения собчак и другие о назначении николая цискаридзе Самый родной банк

Назначение экс-премьера Большого театра России ректором петербургской Академии русского балета имени Вагановой стало, конечно, самым резонансным сюжетом культурной повестки минувшей недели. Почему - понятно: информационные сети давно уже не приносили сюжета более, что называется, хайпогенного. Взорвавшаяся негодованием блогосфера, раскол в балетоманских рядах, обсуждение сложившейся ситуации в прайм-тайм Первого канала, сольная вариация Ксении Анатольевны Собчак, не без излишней прямоты указавшей на то, что Цискаридзе получил назначение благодаря протекции и заступничеству Катерины Чемезовой, - и, как следствие, тридцать два фуэте дискуссии о гипотетической коррупционной составляющей «дела Цискаридзе». Весь этот эйсид-джаз - на фоне непрекращающихся бла-бла-бла обо всем и ни о чем: об извечном антагонизме питерской и московской балетных школ, о том, как Вагановке в условиях навязанной свыше глобализации сохранить свою культурную идентичность, о том, что несогласные с рейдерским захватом педагоги массово пишут заявления об уходе, о том, как уживутся друг с другом ректор Цискаридзе и худрук Лопаткина (ну ведь в одну телегу впрячь неможно), о том, сыграл ли в назначении Цискаридзе свою роль Валерий Гергиев и объединят ли все-таки АРБ и Мариинку в Национальный центр искусств, - и прочая, и прочая.

В пылу эмоциональной горячки между тем как-то забылось, что у сюжета с долгожданным удовлетворением властных амбиций Николая Максимовича Цискаридзе в действительности есть и обратная, куда более содержательная сторона.

Общеизвестно, что новоиспеченный ректор АРБ обладает впечатляющим даром внушения - в том, что нынешние хозяева больших и малых отечественных музыкальных театров все как один христопродавцы, Цискаридзе в свое время убедил не только Тинатин Гивиевну Канделаки, но даже и значительную часть российского (около)культурного комьюнити. Многие вполне вдумчивые его представители до сих пор, похоже, убеждены в том, что в отношении Цискаридзе существует некий заговор, ставящий целью очернить его доброе имя и не позволить талантливому танцовщику реализовать его уникальный управленческий потенциал. Едва ли не после каждого из многочисленных эффектных антраша Николая Максимовича - критику художественной политики бывшего руководства ГАБТа изощренно чередовавшего с прямыми обвинениями в растратах и прочих грехах - в воздухе повисала задумчивость: а вдруг и в самом деле заговор? А вдруг и в самом деле проглядели большой менеджерский талант? А вдруг дело не только в слепом неутолимом желании царствовать и всем владеть?

Спровоцированный этой задумчивостью мильон терзаний, что и говорить, только усугублял и без того непростую ситуацию, в которой отечественный балет оказался к началу десятых.

И вот наконец луч света в темном царстве - и откуда! Взбесившийся принтер Минкульта в кои-то веки выдал не просто что-то принципиально более авантажное, чем привычное уже «съешь еще этих мягких французских булок да выпей чаю», - министр Мединский, если задуматься, выступил с достойной Суворова многоходовкой, которой не откажешь ни в остроумии, ни в стратегической дальновидности. Министерская инициатива бесспорна: любой итог воцарения господина Цискаридзе на улице Зодчего Росси пойдет на пользу утомленному скандалами фрустрированному балетному департаменту, да и культурному сектору вообще.

Цискаридзе так настойчиво и страстно рвался к власти, так долго вожделел административного ресурса, что единственной, в сущности, возможностью как-то прикрутить этот не в меру коптивший фитилек оставалось немедленное и полное удовлетворение всех амбиций экс-этуали. В принципе, вероятно, стоило еще раньше совершить смелый шаг и доверить Цискаридзе художественное руководство балетной труппой Большого. Не решившуюся на столь рискованный поступок власть можно понять: даже после всех недавних стрессов ГАБТ по-прежнему (пускай и скорее формально) числится главным театром страны, в недавнем прошлом - культурным фасадом сверхдержавы, по сей день располагающимся аккурат напротив Кремля, а однозначной уверенности в том, что воцарение мятежного премьера пройдет гладко и без последствий, не было, да и не могло быть ни у кого.

Вместо этого в кулуарах - не так уж важно, с чьей именно подачи, - с нездешним изяществом разыграли ловко придуманную партию со ссылкой в АРБ. А это, безусловно, именно ссылка. Нетрудно заметить, что Николаю Максимовичу доверено руководство не театром, не публичным институтом, деятельность в котором всегда будет на виду, а учебным заведением, причем совершенно особого - не слишком тесно связанного с повседневной реальностью, или, проще говоря, откровенно режимного, - типа, за толстыми стенами которого без всякой огласки может происходить вообще-то все что угодно. Отдавая Вагановку на откуп Цискаридзе, власть отправляет поднадоевшего борца за справедливость (вариант: поднадоевшего паяца с ограниченным набором реприз) куда подальше, прочь из Москвы, с глаз долой - в глушь, в Петербург, к арьеру отечественной культурной сцены (интересно, что назначение Цискаридзе выдает истинное отношение сегодняшних федералов к Северной столице как к совершеннейшей маргиналии, провинции, где не происходит ничего по-настоящему важного в масштабах страны).

Так и видится картина из жизни высших культурных коридоров: мягкий, приглушенный свет, мебель из карельской березы, за чаем с молоком и медом беседуют двое. Один - обладатель вальяжного бархатного баритона, другой - изнуренный информационными войнами, оскорбленный нарушением презумпции невиновности и униженный изгнанием из отчего дома художник. Первый увещевает второго: зачем вам эта Москва с ее суетой и неблагодарностью - поезжайте-ка лучше в Петербург. Окно в Европу, культурная столица, где до сих пор помнят, как вдохновенно вы танцевали в 2005-м бенефис на фестивале «Мариинский». Неужто ж вы не устали от московской клаки, неужто ж не хотите отдохнуть от требующих хлеба и зрелищ нуворишей - в вашем возрасте стоит думать не о сиюминутном, а о вечном. Вам так пойдет благородная миссия заботы о подрастающем поколении! Ну и место, место - улица Росси, лучшая улица в мире, и площадь Ломоносова, лучшая площадь на свете, даром что зовется у балетных «ватрушкой»...

Цискаридзе провалится - тем лучше: никому больше не придет в голову нести ахинею о том, что у культурного руля стоит неизвестно кто, а настоящих талантов (тех, что талантливы во всем, за что бы ни взялись) держат на скамейке запасных. Операция «Ректор» завершится успехом - тоже не так уж плохо: в обстоятельствах свирепствующего в культурном секторе кадрового голода каждый успешный менеджер на вес золота. Как бы ни легла в конечном итоге карта, Минкульт внакладе не останется - скептики будут посрамлены при решительно любом исходе дела.

За бюджетные миллионы будет развлекаться руководство Рособоронэкспорта.

Жизнь – это театр?

Акционерное общество «Рособоронэкспорт», которое входит в госкорпорацию «Ростех», заплатит 13,2 млн рублей за абонемент в ложу Большого театра. Соответствующая информация размещена на портале госзакупок.

Компания намерена купить у театра шесть ежемесячных театральных билетов в ложу бенуара левой стороны №4 основной сцены. Срок действия контракта – с 1 сентября текущего года по 31 июля 2017 года.

Стоимость билетов на спектакли Большого театра варьируется от 100 рублей до 12 тыс. рублей .

«Странно, что это вообще стало какой-то новостью, - удивляется информатор «МК», - вероятно, только потому, что Рособоронэкспорт - государственное ведомство, и все тщательно следят за их тратами. Абонирование лож - вековая практика, очень распространенная как в Европе, так и у нас, в Большом театре, начиная с постперестроечного времени. Была же ложа Висконти в Ла Скала; а у нас один известный олигарх аж две ложи снимал в Большом; сейчас одна известная зарубежная аудиторская компания абонирует ложу. Крупные нефтяные компании так и вовсе не ложу какую-то снимают, а целый театр могут выкупить на день», - прокомментировал ситуацию один из театральных экспертов.

Стремление чиновников пускать пыль в глаза не может не резать глаз. Но зачем? Особенно сейчас, в эпоху бесконечного кризиса. Ведь оружейным партнерам важны не люстры, ложи и прекрасные голоса оперных див, а условия контрактов.

А билеты можно было бы найти и подешевле. Хотя бы для того, чтобы не раздражать почтеннейшую публику, которой ложа бенуара только снится. Ведь ничем иным кроме как беспределом такое бездумное вложение казенных средств назвать нельзя.

Так что, неудивительно, что миллионы казенных рублей (и не только рублей) тратятся на такие «важные» дела, как богема.

Одним из наиболее скандальных топ-менеджеров госкорпорации является заместитель генерального директора «Ростеха» Игорь Завьялов, которого оппозиционер Алексей Навальный уличил в участии в коррупционных скандалах, еще когда Завьялов еще работал в ВТБ .

Напомним, что изначально «спасатели» «Крыльев советов» в лице Чемезова и Артякова обещали футбольному клубу из Самары субсидии, но не тут-то было.

Ведь вместо обещанной спонсорской поддержки «Крыльям Советов» был выдан кредит через подконтрольный Чемезову ЗАО «АКБ Новикомбанк» под завышенный процент (16-19% годовых), в то время как средние ставки для юридических лиц в России тогда составляли от 8,7 до 13,8%.

Причем, похоже, и глава «Ростеха», и тогдашний региональный руководитель, а ныне первый заместитель Чемезова, смогли неплохо «поиметь» с этого «спасения». Ведь топ-менеджером «Новикомбанка» по работе с корпоративными клиентами является брат теперь уже бывшего губернатора Самарской области Юрий Артяков, а это значит, что в банке «все свои».

Владимир Артяков, первый заместитель генерального директора «Ростеха»

В итоге, Чемезов и Артяков вместо спасения загнали «Крылья Советов» в еще большие долги. Кстати, а как же руководство футбольного клубы «перепутало» безвозмездные субсидии с дорогостоящим кредитом?

Очевидно, этот вопрос стоит задать заместителю главы «Ростеха» Завьялову, который тогда был президентом «Крыльев Советов».

Однако, на этом данный скандал не закончился, так как во время этой сомнительной «спасательной операции» куда-то «пропали» и те 200 млн.руб., которые были выделены для нужд ФК из областного бюджета. По слухам, они и пошли на оплату процентов «Новикомбанку».

Самый родной банк?

Кстати, затем «Ростех» стал владельцем 20% уставного капитала «Новикомбанка», а Чемезов начал перетаскивать в этот банк счета таких крупных дочерних структур «Ростеха» , как «Концерн «Радиоэлектронные технологии»» и т.д.

После того, как в 2015 году в России грянул финансовый кризис, Чемезов не оставил свой «любимый банк» без господдержки. 27 января 2015 года стало известно об увеличении капитала АО АКБ «Новикомбанк на 1,5 млрд. рублей путем привлечения субордированного займа от ОАО «Рособоронэкспорт» .

По официальной информации, 20 января 2015 года капитал достиг 31,66 млрд. рублей. По данным на январь 2015 года, «Новикомбанк» контролируется на 57,68% госкорпорацией «Ростех», которой принадлежит «Рособоронэкспорт».

Илья Губин, президент и член совета директоров «Новикомбанка»

Кстати, недавно произошел еще один громкий скандал, связанный с «Новикомбанком». 25 февраля 2015 года стало известно о том, что управлением Фондсервисбанка совместно с временной администрацией (в лице Агентства по страхованию вкладов) займется «Новикомбанк» , подконтрольный «Ростеху».

Тот факт, что «оздоровлением» Фондсервисбанка, через который финансировались проекты Роскосмоса , будет заниматься «чемезовский» Новикомбанк, эксперты сравнили с рейдерским захватом.

В лучших традициях «Ростеха» госпожа Игнатова стала акционером Itera Group (материнской компании холдинга) через принадлежащую ей белизскую фирму Elsamex Enterprises Ltd еще в 2006 году.

Сергей Чемезов, генеральный директор государственной корпорации «Ростех»

Таким образом, руководство Новикомбанка и «Ростеха» имеет «родственный интерес».

Получается, что так или иначе все руководство «Ростеха» связано с «Новикомбанком». Разумеется, что никто из тех, кто причастен к этой «банковской схеме», также не будет уволен из «Ростеха» в связи с массовым сокращением управленческого персонала.

Веселые соседи?

Однако, одной только «горячей любовью» к «Новикомбанку» общие интересы руководства «Ростеха» явно не ограничиваются. Все дело в том, что топ-менеджеры этой госкорпорации даже дачи имеют по соседству – в элитном коттеджном поселке Акулинино , расположенном в Домодедовском районе Московской области.

К примеру, в этом поселке гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов имеет 6,2 га.

С Чемезовым соседствует Артяков. Но его участок поменьше - около 5 га. Через речку от Чемезова и Артякова и находятся владения Завьялова, который владеет 9 га.

Интересно, на какие деньги были куплены эти землевладения, если, к примеру, в 2013 году максимальная стоимость земли на престижном Рублево-Успенском шоссе достигла $307 тысяч (10,1 млн рублей по курсу на 8.08.2013) за сотку ? А ведь зарплат Чемезова, Завьялова и Артякова явно не хватает, чтобы легально купить все эти гектары.

Семейные ценности?

Кроме «земельного вопроса» и «банковского дела», у главы «Ростеха» Чемезова есть и еще одна сфера интересов, непосредственно связанная с возглавляемой им госкорпорацией.

Глава Императорских театров Теляковский в воспоминаниях жаловался, что у каждой балерины есть покровитель, и каждая чуть что ему жалуется, и каждый покровитель норовит его, Теляковского, снять. Так, балерина Кшесинская была удачливее коллег - бегала снимать директора к самому Великому Князю. Так что фаворитка козырного туза, снимающая доблестного главу очень большого театра, - старый сюжет.

Большой театр был построен на месте чумного кладбища. В его закулисье чума тлела всегда. После революции Ленин вообще собирался Большой закрыть. В нем уж не топили, артистам не платили. Но балерины были любовницами товарищей по революционной борьбе, и товарищи объяснили вождю, что театр можно использовать для просвещения масс, а кроме того, там удобно и съезды проводить.

Сталин, в отличие от предшественника, балеты и оперы любил. Благоволил Лепешинской, которая была партийным секретарем Большого. Фаворитками тирана были и оперные примадонны Шпиллер и Давыдова. Балерины, не охваченные НКВДшниками, в 30-х почти все были замужем за генералами. Традиция «тиран плюс балерина» - еще один из вечных сюжетов Большого.

Бывший директор Большого Иксанов долго удерживал театр в стороне от политики. Например, не дал провести там съезд ни одной пропутинской партии. А его противник Николай Цискаридзе избрал верный способ пробиться к кормушке - стал активно хороводиться с женами путинского окружения. Так, балерун сдружился со второй женой ближайшего соратника Путина Сергея Чемезова Екатериной. Цискаридзе учил балету дочь путинского соратника Игоря Шувалова . И со слов Цискаридзе, господа Чемезов и Шувалов зудели своему патрону при каждом скандале в театре, и того это раздражало.

ПАТРОН больше всего хочет, чтобы в стране ничего не происходило вообще. Чтобы все было тихо. Пусть все бульдоги грызутся под ковром, главное, чтобы ничего не доносилось наружу. Как это было в советское время. Тогда все скандалы тлели глубоко в дупле, социальных сетей не было, а критика Гаевского, который посмел раскритиковать Григоровича, перестали печатать во всех подконтрольных советским властям изданиях.

Пока Большой был на реконструкции, желающих порулить им особо не наблюдалось. Как только Большой открылся, Иксанов сформировал Попечительский совет, привел толпу спонсоров, набежали желающие. И с той поры Иксанов стал напоминать одинокий дзот: фронт давно ушел, а одинокая крепость отстреливается.

У него было много сторонников из образованных людей. После скандала с Филиным Цискаридзе опять оккупировал уши Сергея Чемезова. Но тогда подсуетилась группировка, поддерживающая Иксанова, знающая цену этому руководителю, и, благодаря премьеру Медведеву, с ним был подписан контракт до 2014 года. Анатолий Иксанов успокоился и перестал отстреливаться.

И тут - крайне неудачное стечение обстоятельств. Против Иксанова давно была глава Московской Государственной Академии Хореографии при ГАБТ Мария Леонова. У нее давно уже была не самая славная репутация женщины, которая пристраивает «нужных» девочек в Академию, а затем и в балет Большого театра далеко не за красивые глаза. При Иксанове с Московского балетного училища, где учились дочери и внучки генсеков, отклеили ярлык «при ГАБТ», потому что школа там сдавала, и выгоднее было брать балерин из Вагановского. Осталась просто Московская Государственная Академия Хореографии. Леоновой испортили бизнес, и она не смогла этого перенести.

А к Леоновой до сих пор ходит заниматься балетным станком вице-премьер РФ Ольга Голодец, которая считает себя сведущим в балете человеком. И вот, смотрите, какой расклад: с одной стороны против Иксанова объединились Голодец и Леонова. А с другой стороны, Чемезов, чья жена привечает Цискаридзе, тут же подсуетился и завел Голодец к Путину. Чемезов давно был Цискаридзе накручен, давно щелкал зубами, что Сердюкова снял, всех, кого хотел, посадил, а Иксанова не может. Чемезов привык к своей всесильности и здорово обламывался, что директор Большого ему не по зубам.

Два фронта объединились в один. А дальше - стечение обстоятельств. Иксанов перестал отстреливаться. И проглядел, как обидели любимицу Кремля Светлану Захарову. И вот, на носу премьера балета Евгений Онегин. Но хореограф Рид Андерсон, который привез этот балет из Штутгарта в Большой, категорически не хотел Захарову в первом составе.

Предполагаю, потому, что Захарова пустая. Она больше подходит для классического балета, она великая Одетта-Одилия, прекрасная Баядерка, красавица с выдающейся линией ног и рук, но там, где нужны не выдающиеся данные, а наполнение, она не выигрывает. Не хватает сценического интеллекта. (Светлана Захарова - православный патриот, не будем утверждать, что православный патриотизм лишает мозгов, пусть это останется на усмотрение публики).

Но прима абсолюта сочла, что Иксанов, с которым она дружила и которому она была лояльна, должен был ее отстоять, уговорить Филина и Рида Андерсона. Иксанов же не хотел расстраивать Филина, а также не имел права давить на Рида Андерсона. И тут как раз Универсиада в Казани. И как раз через пару дней после визита Голодец через Чемезова прима-балерина Светлана Захарова несет флаг, а вечером видится с Путиным на приеме после открытия.

Светлана Захарова к Путину крайне лояльна. Она своя. В 2009 году было уникальное событие. Путин, который никогда в Большой не ходил как зритель (был только на двух приемах, к искусству никакого отношения не имевших, - юбилее «Коммерсанта» и концерте в честь Ельцина), пришел на репетицию к Светлане Захаровой и поздравил ее. А по приглашению Захаровой на ее бенефис пришла вся Государственная Дума, - все богатейшие коротышки с охранниками. В одном из европейских театров Захарова как-то вышла на сцену с криком «За Родину!»

Иксанов в силу своей дистанцированности от политики был Путину чужеродным элементом, он не был своим, не был партийным. Захарова - своя, а за своих Путин всегда впрягается. Политика бессменного российского президента - подбор кадров по принципу личной преданности.

Мы можем только домысливать, что именно сказала Светлана Захарова Путину. Возможно, она сделала это очень по-женски. Хотела, мол, вас пригласить на премьеру, но меня сняли, я не танцую. И это стало последней каплей. Чаша терпения переполнилась. Надоело, что со всех сторон жалуются на Большой театр.

Поручение снимать Иксанова было дано лично Путиным с утра в понедельник 8 июля. Утром Иксанов был вызван к своему личному врагу Голодец. Приказа о его снятии не было аж до среды, что вызывало бешенство у руководителя аппарата правительства Сергея Приходько. Но в прессу все слили мгновенно, чтобы сделать отставку Иксанова невозвратной и непоправимой.

Николай Цискаридзе воспринял отставку Иксанова как свою победу - рассылал всем коллегам радостные рожицы со своего телефона. Черт ним, с Цискаридзе, его неадекватность так прогрессирует, что ничего хорошего балеруна не ожидает. Черт с ним, с Иксановым, в конце концов, он остался порядочным человеком на таком сложном посту, его пустят в рай. Да и Большой устоит. А нас всех жалко ужасно, жалко, что человеку-эпохе можно найти замену за СУТКИ, если его недруги достучались до первого лица.

["Сноб", 05.02.2013, "Скандал в Большом театре. Часть I: версия Иксанова" : 9 ноября 2012 года стало известно о письме Владимиру Путину двенадцати деятелей культуры с просьбой отставки Иксанова и назначения на должность генерального директора Большого Николая Цискаридзе. Письмо, в частности, подписали Марк Захаров, Олег Табаков, Галина Волчек, Алиса Фрейндлих, Геннадий Хазанов и другие. Часть из них позднее отозвала свои подписи. По Москве поползли слухи, что за планами Цискаридзе занять директорское кресло в Большом стоят влиятельные представители бизнеса, а именно миллиардер Рашид Сардаров и его жена Марианна, а также приближенный к Путину глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов и его жена Екатерина . В правительстве среди сторонников назначения Цискаридзе называли вице-премьера Ольгу Голодец. К продвижению кандидатуры Цискаридзе подключается Тина Канделаки, занимающаяся бизнесом в сфере пиара. Наблюдатели обратили внимание на ее связи с Сергеем Чемезовым. В частности, компания Тины получила контракт на полтора миллиона долларов на ребрендинг «Ростехнологий». Однако в интервью для телеканала «Дождь» Цискаридзе опроверг слухи о поддержке своей кандидатуры Чемезовым и Голодец. [...]
Усков: То есть письмо деятелей культуры Путину с просьбой назначить Цискаридзе генеральным директором было отправлено по просьбе Цискаридзе?
Иксанов: Конечно. Он ходил лично, сам ходил к тем подписантам, они мне говорили об этом. И понятно, что он этого хотел при очень серьезной поддержке. Снова сорвалось. Министр культуры подписал со мной договор на следующие два года. - Врезка К.ру]

[ТК "Дождь", 09.07.2013 "Цискаридзе, Чемезов, Голодец. Кто поспособствовал отставке Анатолия Иксанова" : Отомстить Иксанову за Цискаридзе помогли влиятельные покровители танцовщика из числа близких Путину людей - глава «Ростеха» Сергей Чемезов и его жена Екатерина Игнатова. «Вместе с вице-премьером Ольгой Голодец, курирующий социальную и культурную политику, они выступили главными лоббистами отставки, сумев донести свою точку зрения до президента», - рассказывает источник близкий к театру. Кроме того, они опасались, что вслед за Цискаридзе будет уволена подруга Голодец Марина Леонова, ректор престижной Московской академии хореографии; Леонова также враждовала с Иксановым и даже подписывала письма с требованием о его отставке. Сотрудник Большого говорит, что решение о снятии Иксанова и назначении теперь уже бывшего руководителя театра Станиславского и Немировича Данченко Владимира Урина приняли несколько недель назад. Сам Иксанов, предчувствуя скорый уход, готовил себе на замену спецпредставителя по международным вопросам Михаила Швыдкого , но его кандидатуру не поддержали. [...]
Недовольны в театре и отсутствием позиции со стороны премьер-министра Дмитрия Медведева, который, будучи президентом, открывал историческую сцену Большого после многолетней реконструкции. «От ситуации с Иксановым он просто абстрагировался, не желая вступить в конфликт с Путиным», - рассказал наш источник. Другой собеседник вспоминает инцидент, когда жена премьера Светлана Медведева присутствовала при обсуждении одной из постановок режиссера Дмитрия Чернякова, после чего произнесла: «Ну, где здесь искусство»? Добавлю, Иксанов руководил театром рекордные 13 лет. На это время пришлась затяжная и дорогая реконструкция исторической сцены, а также смелые эксперименты в виде «Детей Розенталя» Владимира Сорокина, «Онегина» Дмитрия Чернякова, а также «Золотого петушка» Кирилла Серебренникова. - Врезка К.ру]

FLB: Кто и как увольнял гендиректора Большого театра Тахира Гадельзяновича Иксанова


Со временем становятся известны некоторые любопытные подробности скандальной отставки гендиректора Большого театра Анатолия Иксанова. Об этом на этой неделе продолжают писать российские СМИ.

«Скандальная обстановка вокруг Большого театра обострилась после увольнения из театра Николая Цискаридзе , когда за танцовщика заступились влиятельные покровители в лице главы «Ростеха» Сергея Чемезова и его жены Екатерина Игнатовой . Повлиял и недавний скандал с примой Большого Светланой Захаровой : балерину не включили в первый состав постановки «Онегина», хотя она давно мечтала станцевать партию Татьяны Лариной в хореографии культового англичанина Джона Крэнко. А состав труппы подбирал британский постановщик Рид Андерсон – руководство Большого в его решение не вмешивалось, - полагает телеканал «Дождь» .

Премьера балета «Онегин», за постановку которого отвечают руководители Штутгартского театра оперы и балеты, назначена на 12 июля. По замыслу режиссеров, в первый день на сцене должны присутствовать молодые представители труппы. Так было в парижской Гранд-опера, так случилось и в Большом. Для Светланы Захаровой в роли Татьяны Лариной в грядущей премьерной неделе отводилось два вечера . Говорят, приму это не устроило, из-за чего разразился скандал, итог которого – отсутствие имени Захаровой на афишах.

Пока Большой был на реконструкции, желающих порулить им особо не наблюдалось. Как только Большой открылся, Иксанов сформировал Попечительский совет, привел толпу спонсоров, набежали желающие .

После скандала с Филиным Цискаридзе опять прожужжал уши Сергея Чемезова, - полагает светская журналистка . - Но тогда подсуетилась группировка, поддерживающая Иксанова, знающая цену этому руководителю, и, благодаря премьеру Медведеву, с ним был подписан контракт до 2014 года . Анатолий Иксанов успокоился.

И тут - крайне неудачное стечение обстоятельств. Против Иксанова давно была глава Московской Государственной Академии Хореографии при ГАБТ Мария Леонова. У нее давно уже была не самая славная репутация женщины, которая пристраивает «нужных» девочек в Академию, а затем и в балет Большого театра далеко не за красивые глаза , - предполагает BFM.Ru . - При Иксанове с Московского балетного училища, где учились дочери и внучки генсеков, отклеили ярлык «при ГАБТ» , потому что школа там сдавала, и выгоднее было брать балерин из Вагановского. Осталась просто Московская Государственная Академия Хореографии. Леоновой испортили бизнес.

А к Леоновой до сих пор ходит заниматься балетным станком вице-премьер РФ Ольга Голодец , которая считает себя сведущим в балете человеком. С одной стороны против Иксанова объединились Голодец и Леонова. А с другой стороны, Чемезов, чья жена привечает Цискаридзе, - предполагает Божена Рынска .

Знатоки балета Ольга Голодец и Игорь Шувалов

Два фронта объединились в один. А дальше - стечение обстоятельств. Иксанов проглядел, как обидели любимицу Кремля Светлану Захарову . И вот, на носу премьера балета Евгений Онегин. Но хореограф Рид Андерсон, который привез этот балет из Штутгарта в Большой, категорически не хотел Захарову в первом составе.

Но прима сочла, что Иксанов, с которым она дружила и которому она была лояльна, должен был ее отстоять, уговорить Филина и Рида Андерсона . Иксанов же не хотел расстраивать Филина, а также не имел права давить на Рида Андерсона. И тут как раз Универсиада в Казани. И как раз через пару дней после визита Голодец прима-балерина Светлана Захарова несет флаг, а вечером видится с Путиным на приеме после открытия .

Светлана Захарова к Путину крайне лояльна. Она своя. В 2009 году было уникальное событие. Путин, который никогда в Большой не ходил как зритель (был только на двух приемах, к искусству никакого отношения не имевших, - юбилее «Коммерсанта» и концерте в честь Ельцина), пришел на репетицию к Светлане Захаровой и поздравил ее . А по приглашению Захаровой на ее бенефис пришла вся Государственная Дума. В одном из европейских театров Захарова как-то вышла на сцену с криком «За Родину!», - сплетничает Рынска .

Можно только домысливать, что именно сказала Светлана Захарова Путину. Возможно, она сделала это очень по-женски. Хотела, мол, вас пригласить на премьеру, но меня сняли, я не танцую. И это стало последней каплей. Чаша терпения переполнилась. Надоело, что со всех сторон жалуются на Большой театр, - предполагает автор BFM.Ru .

Поручение снимать Иксанова было дано с утра в понедельник 8 июля . Утром Иксанов был вызван к своему личному врагу Голодец. Приказа о его снятии не было до среды , что якобы вызывало бешенство у руководителя аппарата правительства Сергея Приходько. Но в прессу все слили мгновенно, чтобы сделать отставку Иксанова невозвратной и непоправимой, - полагает светская журналистка .

Николай Цискаридзе воспринял отставку Иксанова как свою победу - рассылал всем коллегам радостные рожицы со своего телефона».


Николай Цискаридзе (слева)

Ранее на FLB о скандалах вокруг Большого театра: «Сделал с «Большим» все, что смог» , “Сергей Филин избегает личного осмотра”, «Сергею Филину плеснули из-за дамы» , «Судебные антраша Павла Дмитриченко» , «Промышляя между «земным и небесным» ,

29 октября 2013, 13:49

Первую информацию о назначении агентство «РИА Новости» опубликовало еще в субботу, 26 октября, со ссылкой на «источник, знакомый с ходом переговоров». Источник сообщил следующее: «После того как отношения Николая с Большим театром были прекращены, ему сразу стали поступать предложения о работе. В частности, ему понравилась идея министерства возглавить балет Мариинского театра.

Николай встречался с Гергиевым, но, к сожалению, дальше встречи дело не пошло.

Было предложение возглавить труппу Кремлевского балета, но оно не показалось интересным Николаю. А предложение возглавить Вагановскую академию полностью совпало с желанием Николая передать свой поистине бесценный опыт юным ученикам». В выходные Академия имени Вагановой сообщила, что соответствующего приказа Министерства культуры не получала. Министр Владимир Мединский отметил лишь, что «слухами земля полнится». Однако замминистра культуры Григорий Ивлиев сообщил СМИ, что Минкульт продлил контракт с действующим ректором Академии Вагановой - 67-летним профессором Верой Дорофеевой - сроком на один год.

«Но дальше по возрасту контракт не может быть продлен. Идут соответствующие переговоры. Для нас очень важно, чтобы решение о новом назначении было осознанным как для министерства, так и для общества»,- уточнил господин Ивлиев. Однако уже сегодня замминистра опроверг сам себя: еще до официального брифинга министра Мединского господин Ивлиев официально уведомил то же агентство «РИА Новости» о назначении Николая Цискаридзе ректором Академии Вагановой. Одновременно со сменой ректора был заменен и действующий худрук академии. Вместо народной артистки СССР Алтынай Асылмуратовой, занимающей этот пост с 2000 года,

худруком академии стала народная артистка России, прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина, работающая в его труппе с 1991 года. 40-летняя балерина, впрочем, не желает покидать сцену и собирается совмещать артистическую карьеру с работой худрука Академии Вагановой (к слову, по уставу вуза занимать этот пост может только его выпускник).

Таким образом, большая часть нагрузки по руководству старейшей и лучшей балетной школы России, в этом году отметившей свое 275-летие, ляжет на плечи Николая Цискаридзе.

Возможно, столь поспешная смена руководителей петербургской балетной школы связана с открытым конфликтом, вспыхнувшим между ректором и худруком академии с одной стороны и худруком Мариинского театра Валерием Гергиевым - с другой. На заседании, проведенном советником президента по культуре Владимиром Толстым еще в середине октября, стороны обменялись взаимными претензиями: маэстро Гергиев обвинил академию в некачественном обучении артистов балета, ректор Дорофеева - в желании худрука Мариинского театра завладеть недвижимостью и репетиционными залами академии.

Стоит отметить, что обвинения господина Гергиева вызвали недоумение в профессиональной среде: мировой авторитет школы Вагановой по-прежнему недосягаем, ее выпускники занимают ведущее положение во многих театрах мира, включая, разумеется, и саму Мариинку. В отличие от претензий дирижера, обвинения ректора не выглядят беспочвенными: известно, что общежитие Вагановской академии не первый год привлекает внимание руководителя Мариинки, принимающего в свой театр достаточное количество иногородних артистов. К тому же в новом здании Мариинского театра (Мариинка-2) всего один балетный зал, и, когда историческое здание Мариинского театра закроется на реконструкцию, разросшейся по инициативе господина Гергиева балетной труппе просто негде будет репетировать. С назначением нового руководства академии эти щекотливые вопросы, вероятно, будет благополучно разрешены.

Впрочем, излюбленную идею господина Гергиева об объединении под одним руководством Мариинского театра, Академии имени Вагановой, Санкт-Петербургской консерватории и Института истории искусств министр Мединский, опираясь на выводы экспертов, счел нецелесообразной, а дирижерские претензии к качеству балетного обучения косвенно опроверг тем, что представил уволенных руководителей академии к правительственным наградам. Заверения в том, что слияния Мариинского театра и Академии имени Вагановой не предусмотрено, прозвучали на брифинге в очередной раз, однако нельзя не признать, что новым назначением Министерство культуры убило двух зайцев: трудоустроило народного артиста Цискаридзе и избавилось от излишне неуступчивого ректора, которая, впрочем, на первых порах будет консультировать своего преемника.

Назначение Николая Цискаридзе ректором вызвало весьма неоднозначную реакцию трудового коллектива Академии Вагановой. Помимо естественной реакции на внезапность министерского решения известную роль в этом сыграл извечный антагонизм московской и петербургской школ. Недаром Николай Цискаридзе сразу подчеркнул: «Здесь учились все мои педагоги» (хотя на самом деле его школьный педагог Петр Пестов окончил Пермское, а театральные - Николай Симачев и Николай Фадеечев - Московское хореографическое училище). Невинное лукавство и. о. ректора объясняется тем, что петербуржцы (и не только они) не подвергают сомнению превосходство собственной методики обучения. Исторически ленинградцы не раз занимали ключевые места в Москве (так было, скажем в 1930-х годах, когда главой московской школы был назначен замечательный педагог Виктор Семенов), но во всей почти 300-летней истории отечественного балетного театра не было прецедента, чтобы москвич возглавил петербургскую балетную академию.

Недовольство педагогического коллектива академии усугубляет тот факт, что Николай Цискаридзе не имеет достаточного опыта работы с детьми и, как можно предположить исходя из скоропалительности назначения, не представлял ни Академии Вагановой, ни Министерству культуры развернутую научную программу методических преобразований.

Стоит напомнить, что при прежнем руководстве разделение обязанностей не предусматривало участие ректора в сугубо балетной деятельности академии - это входило в сферу обязанностей худрука. Профессор Дорофеева занималась организационными, финансовыми и общеобразовательными вопросами. Однако при занятости худрука Лопаткиной в Мариинском театре едва ли Николай Цискаридзе ограничится этими задачами, которыми к тому же никогда ранее не занимался.

Таким образом, трудоустройство Николая Цискаридзе, с которым согласны далеко не все его подчиненные, может подорвать монолитность педагогических рядов петербургской академии и соответственно благополучное течение учебного процесса. Однако стоит заметить, что недавно в Петербурге появилась еще одна балетная школа - Бориса Эйфмана, превосходно оборудованное учебное заведение, нуждающееся в опытных педагогических кадрах. Так что не исключено, что чреватое производственным конфликтом назначение Николая Цискаридзе разрешится самым благополучным образом.