Сказочный мир виктора васнецова. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Сюжетный рассказ по картине В

Жанна Тенищева
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Цель : Cюжетный рассказ , по картине В . М. Васнецова «Богатыри »

Задачи :

Учить рассматривать картину

Учить отвечать на вопросы связно, последовательно, употребляя в речи сложные предложения , развивать умения рассуждать , анализировать;

Учить составлять рассказ по картине , используя раннее приобретённые навыки построения сюжета

Самостоятельно придумывать события предшествующие и последующие по картине

Учить делить слова на слоги, производить звуковой анализ слова;

Формировать элементарные представления о твёрдом и мягком знаках.

Интеграция с другими областями :

“Чтение художественной литературы” Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи .

“Познание” Развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

“Социализация” Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Ход занятия:

1. Организация детей. Формулирование темы занятия

Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

А начну я нашу беседу с поговорки "Славна богатырями земля русская ".

Попробуйте определить в ней главное слово… (богатыри )

Именно о богатырях и пойдёт у нас сегодня речь.

2. Основная часть. Беседа. Актуализация знаний.

Кто же такие богатыри (ответы детей)

Какими словами можно заменить слово "богатырь "?

Богатырь- силач , борец, воин, храбрец

Воспитатель обобщает :

Сегодня мы поговорим о трёх богатырях , которых озобразил Виктор Михайлович Васнецов на картине "БОГАТЫРИ "

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ В , М, ВАСНЕЦОВА

Подвиги русских героев-богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри » . Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней .

Кто изображён на картине художника Васнецова ? (Три богатыря .)

Кто находится в центре картины ? (Илья Муромец.)

Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь .)

Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.)

Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей .)

Какими качествами обладал Алёша Попович? (Хитростью, смекалкой, дерзостью.)

Куда смотрит каждый из богатырей ? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.)

Что охраняют богатыри ? (Землю русскую, её границы.)

Главным другом богатырей был конь . Снаряжение на лошади называется упряжь. Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло.)

Можно ли богатырей назвать друзьями ? Почему? (Богатыри защищали Русскую землю, берегли ее от врагов.)

Я приглашаю вас войти в картину и представить , что очутились мы в широком поле. А поможет нам в этом музыка. Пока играет музыка оглядитесь, какая природа нас окружает, представьте какие звуки мы можем услышать в картине , какие запахи почувствовать. (Слушание произведения П. И. Чайковского)

- Расскажите , какое настроение вызвала у вас эта музыка? (тревожное, печальное, грустное.) .

ФИЗМИНУТКА.

дружно встанем- раз, два, три-

Мы теперь богатыри !

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим ,

Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё, через левое плечо.

Буквой "Л" расставим ноги ,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо-

Получается на славу!

(Дети садятся на места, занятие продолжается)

Какие впечатления у вас вызвала картина "БОГАТЫРИ "? (ответы детей)

А теперь расскажите мне как вы думаете что может произошло как богатыри выехали в это поле , что может произойти после?

ЛЕКСИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ "СКАЖИ НАОБОРОТ" (игра с мячом)

Храбрый., Сильный., Быстый., Добрый., Умный., Высокий., Большой., Побеждать.

А теперь, давайте вернёмся в наше время.

Как вы считаете, есть богатыри в наше время ? (ответы детей) .

Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь ? (ответы детей)

Где их можно встретить? (пожарные, пограничники, космонавты, врачи и т. д.)

Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.

Как и в старину, матушка- Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, зщитников Родины.

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вспомнить, какие буквы мы уже изучили. Но, к сожалению, у нас кончился мел. Как же мне показывать вам буквы, не называя их?

Дети : Можно рисовать в воздухе.

В : Действительно, это выход. Тогда я буду рисовать для вас букву в воздухе, а вы записывайте ее на листочке. (Воспитатель “рисует” в воздухе буквы Б, О,Г, А, Т, Ы, Р,Ь правой рукой, повернувшись спиной к детям. Дети записывают буквы у себя на листочках и проговаривают вслух.

Давайте это слово разобьём на слоги

Какие из этих букв обозначают на письме гласные звуки? (О, Ы, А) .

А остальными буквами, какие звуки обозначаются? (согласные)

Выложить фишками.

В : я вспомнила, что утром нашла вот эту коробочку. В ней спрятана отгадка на загадку. (Показывает коробочку) .

Отгадайте : Белый камешек растаял,На доске следы оставил.

Д : Это мел.

В : Предлагаю разобрать это слово.

Назови первый звук. Какой он?

Каким цветом обозначим?

Назови второй звук. Какой он?

Каким цветом обозначим?

Назови третий звук. Какой он?

Каким цветом обозначим?

Сколько всего звуков в этом слове?

Сколько согласных?

Сколько гласных?

Какой по счету гласный звук?

Какой по счету согласный мягкий?

Какой по счету согласный твердый?

Знакомство с буквами “Ь”.и «Ъ»

В : Посмотрите к этому слову я прибавлю мягкий знак, Как теперь прозвучит это слово?

Д : Мель.

В : Получилось новое слово. Что такое “мель”?

Д : Мелкое место. Где не глубоко, где мало воды…

В : Да, мель – это неглубокое место в водоеме.

Сколько букв в этом слове? А сколько звуков? Почему же букв больше, чем звуков?

Дело в том, что буква “ь” не обозначает звука сама по себе, а только подсказывает, как читать согласный звук.

Давайте напишем эту букву :

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой вот так :

Букву капелька смягчит,

Слово мягко прозвучит.

(Дети пишут букву вместе с воспитателем в воздухе, пальчиком на парте, на листочках).

Так же есть буква»Ъ» На мягкий пуфик надо сесть, чтоб бутерброд удобно есть. ?

Чем отличаются слова сесть и съесть? Объясните мне значение этих слов.

Давайте с вами напишем «Ъ»

7. Игра “Отгадай слово”.

Дети выходят на ковер, садятся полукругом перед прикрепленным к стене или подставке листом бумаги. На листе слова :

СОЛ, ДЕН, РОЛ, КОН, ЛЕН, НОЛ

В : Чтобы слово отгадать, нужно смягчить последний звук. Как показать это на письме?

Д : Добавить букву “ь”.

(Дети дописывают по очереди букву “ь” к словам и читают их)

С. ЕЛ, С. ЁМКА, ПОД. ЕЗД, ОБ…ЯВЛЕНИЕ.

(Дети дописывают Ъ знак и читают слова)

Что сегодня узнали нового?

С какими буквами познакомились?

Для чего они нужны?

Как прививать интерес ребенка к искусству? Люди рассматривают картины, слушают музыку, читают художественную литературу и поэзию, восхищаются архитектурой, танцами, театром, кино… Можно слушать музыку и не понимать, можно смотреть картины и ничего не чувствовать… Восприятие искусства начинается с раннего детства.

Раннее знакомство с миром красоты воспитывает вкус, развивает зрительную память, воображение, наблюдательность, учит мыслить, обобщать, анализировать, находить красоту в обыденных вещах.

С раннего дошкольного возраста дети должны знакомиться с одним из видов изобразительного искусства — живописью. Живопись воспринимается легко, если в семье понимают, любят и чувствуют произведения искусства. Родители, заинтересованные в эстетическом развитии детей, могут организовывать маленькие радостные встречи с искусством.

Сказки сопровождают детей чуть ли не с колыбели, и представить образы многих сказочных героев им помогут картины Виктора Михайловича Васнецова.

Виктор Михайлович Васнецов – художник-сказочник, создавший картины-сказки, картины-былины: «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич на Сером Волке»…

Художник называл себя «сказочником», былинником, гусляром». Слово «былина» происходит от слова «быль», сказка – от слова «сказывать», гусляр от слова «гусли» (старинный музыкальный инструмент). Родина художника — Вятский край, село Лопьял. Сама природа, таинственная и суровая внушала ему образы героев древних былин, поверий, сказаний.

Картина «Аленушка»

Сюжет картины «Аленушка»взят из русской народной песни: «Уж как осина – то горькая – это я бедна – горькая». Босоногая крестьянская девочка прибежала к лесному омуту, чтобы утопить в нем свои обиды и печали. Сидит Аленушка на камушке неподвижно, опустив голову на колени. Злая доля иссушила ей душу. Поникшая хрупкая фигурка словно окаменела, застыла от безысходного горя. Прекрасные глаза погасли от тоски и одиночества.

Одна природа слышит и понимает Аленушку. Хмурое небо затянулось серыми облаками, грустные осины роняют от горькой обиды слезы-листья. Легкий ветерок нежно поглаживает волосы. Густой лес встает стеной, защищая бедняжку от страшной судьбы. Все элементы пейзажа имеют символическое значение: темный омут символизирует девичью тоску-кручину, а режущая осока вокруг камня предвещает неминуемое несчастье.

В картине «Аленушка» показана эмоциональная связь человека и природы, их взаимопонимание.

Это интересно:

Героиня картины многим напоминает персонажа русской сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Однако в этой сказке сюжет был совсем другим: к пруду бежал несчастный козленок Иванушка, чтобы пожаловаться на свою судьбу своей сестрице:

«Аленушка, сестрица моя.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати».

А она ему отвечала:
«Ах, братец мой Иванушка.
Тяжел камень ко дну тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Люта змея сердце высосала».

Прочитайте сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обсудите ее сюжет. Найдите сюжетные отличия в сказке и картине.

Прослушайте вместе с ребенком народную песню, которая поможет понять настроение картины.

«То ли ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит.
То мое, мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит».

Спросите ребенка о том, нравится ли ему эта картина, какие чувства она вызывает, что он думает об Аленушке.

  • Почему она убежала в лес?
  • Кто ей сочувствует? (зрители, природа)
  • Как относится к ней художник?
  • По сказке злая ведьма столкнула Аленушку в воду, а кто на картине Васнецова желает ей добра? (осинка, ласточки).

После обсуждения картины и сказки не забудьте сделать совместный вывод о том, что же должно связывать человека и природу.

Картина «Три царевны подземного царства»


Картина создана по мотивам русской народной сказки о том, как крестьянский сын Иван нашел под землей три царства – золотое, драгоценных камней и железное. Картина была написана по заказу купца С. И. Мамонтова для украшения конторы северодонецкой железной дороги.

Сюжет сказки в картине другой: железное царство заменено на каменноугольное. Две царевны предстают на фоне пламенеющего заката. Первая охраняет самый дорогой металл – золото. Гордая и надменная царевна облачена в золототканую одежду. Ее головной убор отлит из чистого золота. Она держит в руках платочек, украшенный золотыми нитями.

Вторая смотрит свысока на свою младшую сестру. Ее одежда осыпана голубыми сапфирами, красными рубинами, фиолетовыми аметистами, ослепительными бриллиантами. На голове мерцают изумруды.

Младшая царевна скромно стоит в тени, у самого спуска в подземелья. Черное платье и волосы украшены жемчугами и алмазами, а на голове сияет маленький огонек. Царевна охраняет самое нужное сокровище – каменный уголь.

  • Прочитайте сказку «Три царевны подземного царства».
  • Теперь попробуйте разгадать загадку: какие подземные сокровища охраняют три царевны?
  • Как изменил сюжет сказки художник Васнецов?
  • Что охраняет самая младшая царевна?
  • Что изображено на переднем плане картины? (Черные глыбы угля)
  • Как относится художник к младшей царевне?
  • Что же важнее в жизни: золото, драгоценные камни или уголь? (из золота и драгоценных камней делают украшения, а уголь дает людям тепло и свет)

Картина «Иван-Царевич и Серый волк»

В картине изображен эпизод из сказки А. А. Афанасьева: «Иван Царевич, сидя на Сером Волке вместе с Прекрасною Еленою, возлюбил еевсем сердцем…» От этого чувствав холодном лесу распустилась ветка яблони бело-розовыми цветами. Цветущая яблоня символизирует весну, как пробуждение природы ото сна и любовь, как рождение самого прекрасного чувства человека. В сказочном лесу Елене Прекрасной холодно. Она склонила голову к своему спасителю, который крепко обнимает ее. Он готов сражаться за свою любовь.

Царевич похитил заморскую царевну из дальних стран, у царя Далмата, поэтому на ней восточный наряд: тюбетейка, усыпанная драгоценными каменьями, парчовый халат, золотые башмачки с изогнутыми носами. Красавица как будто заколдованная, словно в полусне. Молодые спасаются от погони. Огромный волк мчится сквозь сумрачный лес. Удивляют отдельные детали картины, указывающие на стремительность действия: прижатые волчьи уши, распустившийся хвост, высунутый язык, развевающиеся царевны, летящий тяжелый меч в ножнах Ивана-царевича…

  • Прочитайте и обсудите сказку А. А. Афанасьева «Иван Царевич и Серый Волк».
  • Спросите у ребенка о том, что изображено на этой картине?
  • Почему эта картина кажется живой? (мчится со скоростью громадный волк…)
  • Кто сидит на Сером Волке?
  • Почему Иван-царевич обнимает царевну? Как ее зовут?
  • Есть ли на картине подсказки о том, что Елена Прекрасная была заморской царевной?
  • Какое чудо произошло в сумрачном лесу? (распустилась яблоня).
  • Почему распустилась яблоня?
  • Что такое любовь? Почему это чувство сравнивается с распустившими нежными цветами яблони? (для любви нет ничего невозможного…)
  • Кто на этой картине может помешать и помочь героям?
  • Понравилась ли эта картина? Чему она учит?

Картина «Богатыри»

На картине изображена богатырская застава. Стоят на страже земли Русской три главных героя Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. За ними бесконечные леса и поля. По небу плывут облака, которым не страшны злобные тучи. Облака как бы расступаются перед богатырской силой.

В центре самый старший из богатырей – Илья Муромец. Был он крестьянским сыном и всю жизнь отдал служению народа. Об Илье Муромце и его подвигах рассказывают многие былины:

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,
  • «Илья Муромец и Калин-царь»,
  • «Илья Муромец и Идолище Поганое»,
  • «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»…

Наделен был герой невиданной физической силой и владел оружием для «ближнего боя» — тяжелой палицей и круглым щитом. Под ним могучий вороной конь, цвет которого совпадает с «землей-матушкой», из которой богатырь черпал свою богатырскую силу. Кажется, что земля треснула под тяжестью коня и его всадника.

Слева правая рука Ильи – Добрыня Никитич, отличающийся мудростью и предусмотрительностью. Его светлый и быстрый конь Белеюшка уже почуял врага, и Добрыня достаёт из ножен свой волшебный меч.

О подвигах Добрыни рассказывается в нескольких былинах: «Добрыня и змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович»… Добрыня – воин, защитник Русской земли, обладающий тонким умом и умением обходиться с людьми. Он прекрасно играет в шахматы, хороший гусляр, лучше всех стреляет из лука.

Третий богатырь – «млад-удал» Алеша Попович. О его борьбе с врагами Руси рассказывает былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Он смел, хитер, решителен, коварен, но и хвастлив, иногда неблагоразумен. Алеша любит землю беззаветно и готов в бою за нее сложить свою голову. Его оружие предназначено для «дальнего боя» — лук и стрелы, поэтому его рыжий конь пока спокойно щиплет траву. За плечами героя не только колчан со стрелами, но и «гусли-самогуды».

Перед сильными богатырскими конями растут маленькие беззащитные елочки. Художник Васнецов говорит нам о том, что елочки вырастут могучими и сильными, если человек будет их защищать. Вся наша обильная земля может нас напоить из своих родников, накормить хлебом своих полей, укрыть в тени прохладных лесов, но она не может сделать одно – защитить себя.

В картине «Богатыри» спрятана загадка художника. В облике Добрыни Никитича, самого благородного витязя, Васнецов передал свои портретные черты. Художник мысленно примерил богатырские доспехи, и принял богатырский облик.

Прочитайте былину ««Илья Муромец и Соловей-разбойник», чтобы сыну (дочери) было понятно, что такое былина.

Объясните различия былины от сказки.

Задайте ребенку следующие вопросы:

  • Почему Илья Муромец стал любимым богатырем русского народа.
  • Кого защищали русские богатыри? (слабых стариков, детей, женщин, родную землю…)
  • Какими были наши защитники?
  • Как звали самого старшего богатыря?
  • Известно, что по указаниям мудрецов-странников Илья увидел в жеребенке своего будущего коня. Какие внешние приметы помогли богатырю выбрать коня под стать себе? (Белое пятнышко на носу и задней ноге коня).
  • Кто из богатырей был княжеского происхождения? Что его отличает от других защитников? На кого похож Добрыня Никитич?
  • Кто из богатырей самый младший? Какие элементы картины говорят о том, что Алеша Попович был мастером воевать и сказки рассказывать? (колчан со стрелами и гусли-самогуды).
  • Какой богатырь понравился больше и почему?

Закончить разговор лучше всего маленькой былинной историей об источнике богатырской силы. «Когда-то странники подсказали Илье Муромцу, «сиднем сидевшему тридцать лет и три года», как обрести могучую силу. Они поднесли ему ковш с родниковой водой, сказав такие слова: «Выпей остаточек. В остаточке этом – вода всех полноводных рек и озер, роса со всех хлеборобных полей, всех зеленых лугов Руси. Выпей – и почувствуешь силу богатырскую».

Где наши предки черпали богатырскую силу? Источником богатырской силы была и остается родная земля.

Картины В. М. Васнецова вошли в золотой фонд Третьяковской галереи. Их можно рассматривать и читать. Все, кто неоднократно посещал галерею и видел картины Васнецова воочию, всегда находил в них то, чего не замечал раньше. Желаю всем интересных прогулок в мир прекрасного.

1881 г. Холст, масло. 295 x 446 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Описание картины Васнецова В.М. «Богатыри»

Около 30 лет жизни и творчества Виктор Васнецов посвятил созданию картины, впоследствии ставшей самой узнаваемой его работой. Защитники и стражи русского народа – «Богатыри» - каждый знает их именно такими, какими они предстали на полотне великого мастера былинных сюжетов.

В чистом поле, на границе земли русской, богатыри пристально следят – не притаился ли где враг коварный и не обижают ли где слабого. Это они – три главных героя эпических сказаний - Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.

В центре изображен Илья Муромец. Могучий и сильный, он осматривает родные просторы, выискивая недруга, которому всегда готов дать отпор. Богатырь силен настолько, что, кажется, не ощущает тяжести сорокапудовой палицы, висящей на поднесенной ко лбу руке. Недюжинная сила удивительно сочетается в нем с широтой души и добротой открытого людям сердца. Илья Муромец – реальная историческая личность, а сказания о его небывалых подвигах – подлинная хроника жизни. Позднее богатырь стал монахом Киево-Печерской лавры и сейчас его имя можно найти среди всех святых. Васнецов писал Илью Муромца с простого крестьянина Ивана Петрова, человека сильного и высокорослого, доброго и душевного – каким был сам богатырь.

По правую руку от Ильи Муромца изображен образованный и мужественный Добрыня Никитич. Он всегда готов защитить родной край от супостата – его меч уже наполовину вынут из ножен. Только на нем надет золотой крест. Этим Васнецов напоминает, что его Добрыня связан с легендарным воеводой войска Владимира, князя киевского и крестителя Руси. Богатырь стал для художника воплощением собирательного образа рода Васнецовых: себя, своего отца и дяди. Не случайно исследователи творчества мастера отмечали сходство внешности Добрыни и художника.

Самый младший – Алеша Попович. Храбрый и ловкий стройный юноша может побороть врага силой, хитростью и даже обманом. Прототипом ему послужил умерший в раннем возрасте сын Саввы Мамонтова. Этот веселый и общительный человек подарил свой озорной нрав молодому богатырю – художник перенес эти черты его характера на картину.

Каждый из богатырей в любой момент готовы отразить нападение врага – Илья Муромец крепко держит копье, Добрыня Никитич – меч, а Алеша Попович уже вложил стрелу в лук. Шлемы на их головах подобны куполам православных церквей и выступают символом правого дела, благословенных подвигов на благо народа.

Кони – под стать всадникам. Огромного воронка Ильи способна удержать лишь металлическая цепь. Мощный и сильный, он дополняет величие образа своего хозяина, которому будет предан до конца. У Добрыни – горделивый, исполненный достоинства конь, тревожным ржанием предупреждающий наездника о возможной опасности. А огненный конь Алеши готов ринуться в бой, кипит молодым задором и энергией.

Неспроста объединили силы былинные герои. Приближается буря. Облака, издалека гонимые порывистым ветром, колышущееся разнотравье, развевающиеся гривы лошадей не сулят ничего доброго. Но защитники здесь, они готовы встреться с врагом.

Лучшие картины Васнецова В.М.

«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Васнецова. Богатыри и царевны вышли за рамки книжных строк и иллюстраций. Художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках, звучавших под треск лучины. И уже будучи в Петербурге, воспоминания детства не забыл и перенес те волшебные истории на холст. Рассматриваем сказочные полотна с Натальей Летниковой .

Аленушка

Босая простоволосая девушка на берегу лесной реки. С невыразимой печалью смотрит в глубокий омут. Грустная картина навеяна сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке, а рисовал сироту с крестьянской девушки из усадьбы Ахтырка, добавляя, как признавался сам, черты Веруши Мамонтовой - дочери известного московского мецената. Девичьей печали вторит и природа, переплетаясь с поэзией народных сказаний.

Иван Царевич на Сером Волке

Мрачный темный лес. И вполне ожидаемый для такой чащи серый волк. Только вместо злобного оскала у хищника человеческие глаза, а на нем - два седока. Настороженный Иванушка бережно придерживает покорную судьбе Елену Прекрасную. Узнаваем не только сюжет русской сказки, но и образ девушки. Художник наделил сказочную героиню реальными чертами - племянницы Саввы Мамонтова, Натальи.

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

В.М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889 г.

Богатыри

Виктор Васнецов. Богатыри. 1898

Одной из самых известных картин в русской живописи Васнецов посвятил 20 лет жизни. «Богатыри» стали и самой масштабной картиной художника. Размер полотна - почти 3 на 4,5 метра. Богатыри - образ собирательный. Илья, к примеру, это крестьянин Иван Петров, и кузнец из Абрамцева, и извозчик с Крымского моста. В основе картины - детские ощущения автора. «Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства».

Песнь радости и печали

Виктор Васнецов. Сирин и алконост. Песнь радости и печали. 1896

Алконост и сирин. Две полуптицы с призрачными обещаниями безоблачного рая в будущем и с сожалениями о рае утраченном. Васнецов приукрасил бесполых птиц, подарив мифическим существам прекрасные женские лица и богатые короны. Пение сирина столь печально, что почернели листья векового дерева, восторг алконоста может заставить забыть обо всем… если задержаться взглядом на картине.

Ковер-самолет

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880

Картина для Управления железной дороги. Не поезд и даже не почтовая тройка. Ковер-самолет. Так откликнулся Виктор Васнецов на просьбу Саввы Мамонтова написать картину для нового проекта промышленника. Сказочный летательный аппарат - символ победы над пространством озадачил членов правления и вдохновил самого художника. Мамонтов приобрел картину, а Васнецов открыл для себя новый мир. В котором нет места обыденности.

Три царевны подземного царства

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Золото, медь и уголь. Три богатства, что скрыты в недрах земли. Три сказочные царевны - воплощение благ земных. Гордая и надменная золотая, любопытная медная и робкая угольная. Царевны - хозяйки горных рудников, привыкшие повелевать людьми. Картин с таким сюжетом сразу две. На одной из них в углу - в качестве просителей фигуры двух мужиков, угодливо заглядывающих в красивые холодные лица.

Кощей Бессмертный

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926

Богатые хоромы с шоколадными, красными и золотыми оттенками. Роскошь парчи и редких пород дерева - достойное обрамление для неподъемных сундуков с сокровищами, и главного сокровища, что Кощею в руки не дается, - молодой красавицы. Девушку интересует меч, которым, правда, Кощея не победить. Образ главного сказочного злодея Виктор Васнецов писал девять лет. Хронологически картина стала для художника последней.

РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА
«БОГАТЫРИ». ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА

Реализация содержания программы в образовательных областях : « Речевое развитие », « Познавательное развитие », « Художественно-эстетическое развитие ».

Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, коммуникативная, изобразительная.

Цели : закреплять умение рассматривать картину (В. М. Васнецов «Богатыри»), слушать рассказывание; учить составлять рассказ по картине; отрабатывать умения пользоваться кистью, смешивать краски.

Целевые ориентиры дошкольного образования : различает жанры литературных произведений; знает структуру и особенности исполнения былины; имеет представление о творчестве художника В. М. Васнецова; знает биографию и название картин В. М. Васнецова; умеет составлять описательный рассказ по картине «Богатыри», употребляя в речи образные выражения, синонимы и антонимы; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, воспевающие красоту русских богатырей и русской природы; самостоятельно выполняет рисунки цветов разными способами; умеет правильно смешивать краски.

Материалы и оборудование : картина В. Васнецова «Богатыри»; гуашь, кисти; листы бумаги; живые цветы (астры, георгины, хризантемы) ; аудиозапись музыки С. В. Рахманинова «Полька».

Содержание
организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

И садился тут Илья да на доброго коня,

Брал с собою доспехи богатырские:

Во-первых, брал палицу булатную,

А еще брал саблю вострую,

А еще брал лук со стрелами,

И поехал он из города из Киева.

Что это за произведение? (Это отрывок из былины.) Что такое былина? Былина – это русская народная песня-сказание о богатырях. О ком эта былина? (Эта былина об Илье Муромце.) Что вы знаете об Илье Муромце? (Илья Муромец – это крестьянин из города Мурома, стоял на защите русской земли и т. д.)

Как исполнялись былины? (Их исполняли распевно, тягуче, сопровождая игрой на гуслях.)

2. Рассказ воспитателя по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. И, как все добрые люди, делал добрые дела – приносил людям радость. Был он художником. Звали его Виктор Михайлович Васнецов. В студенческие годы он увлекся былинами, протяжными, как дорога в степи. Один из былинных рассказов так понравился Виктору Михайловичу, что он выписал его к себе в тетрадь:

Под славным городом Киевом,

На тех степях на днепровских

Стояла застава богатырская,

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович…

А и конь под Ильей, словно лютый зверь,

А и сам на коне, как ясный сокол!

А и был на заставе Добрыня Никитич млад,

И пошел его добрый конь богатырский

С горы на гору перескакивать,

С холма на холм перешагивать.

А и был там Алеша Попович лад,

Что из красна города из Ростова.

Рассмотрите картину В. Васнецова «Богатыри». Кто изображен на ней? (На картине изображены древнерусские богатыри Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич.) Три богатыря зорко стоят на страже границ Родины. Число 3 на Руси имело значение множественности, поэтому трех богатырей, стоящих на заставе и зорко охраняющих русскую землю, воспринимают так, словно весь народ охраняет свою землю. Где происходит действие? (В Древней Руси.) Где стоит богатырская застава? (На просторе Руси.) Чтобы это подчеркнуть, художник построил картину особым образом. Вот она – богатырская застава: мимо нее ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит! На границе степи и леса стоят богатыри. Прекрасны и суровы необъятные просторы Родины. Пейзаж скромный, степной. Степь поросла ковыльной травой, вдали видны холмы, перелески. В бескрайнем небе клубятся тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи. Какое чувство вызывает у вас окружающая природа? (Тревоги, торжественности.) Пейзаж прост, он не отвлекает внимания от героев-богатырей. Рассмотрите фигуры богатырей. Всадники заняли почти все пространство картины. Кони упираются в землю у нижнего края полотна, а верх завершают стальные шлемы. Мы видим богатырей всех вместе. Они олицетворяют народную силу. Этого впечатления и добивался Васнецов. В чем богатырская сила? (Ответы детей.) Художник не скупился на подробности. И каждая деталь имеет свой смысл. Центральная фигура – Илья Муромец. Как вы думаете, почему? (Он старше других, самый главный на заставе.) Рассмотрите, как он выглядит. Что чувствуется во всем облике богатыря? (Мужество, сила, мощь.) Куда смотрит богатырь? (Он смотрит вдаль.) Рассмотрите воинские доспехи богатырей. Чем защищены их головы? (Шлемами.) Какую форму имеет шлем? (Он высокий, остроконечный.) Из какого материала он сделан? (Из железа, меди.) Чем защищена грудь, спина и руки богатыря? (Они защищены кольчугой.) Кольчуга – это старинный русский доспех в виде рубашки из металлических колец. Что держит богатырь в левой руке? (Щит.) Для чего он нужен? Хорошо виден щит у Добрыни. Щиты делали из железа, меди, кости, дерева: на лицевой стороне было выпуклое украшение посередине, а кругом – кайма. Чем вооружен Илья Муромец? (У него палица и копье.) А Добрыня Никитич, Алеша Попович? (Мечом, луком со стрелами.) Лук и стрелы были на вооружении у каждого богатыря. Стрелы носили в колчане на правой стороне, пристегнутыми к поясу, а с левой стороны – лук в специальном чехле. Рассмотрите богатырского коня Ильи Муромца. Какой он? (Вороной, могучий, статный, сильный.) Как можно описать позу коня? (Стоит, точно в землю врос; изгибает крутую шею, стоит величаво, высоко поднял голову, гривой потряхивает.) Чем украшена грудь коня? (Она украшена кожаным ремнем с украшением.) Какое впечатление возникает у вас, когда вы смотрите на Илью Муромца? (Чувствуется спокойствие, надежность, уверенность, выдержка, мудрость.) Посмотрите на Добрыню. Этот витязь также спокоен, как Илья Муромец? (Нет, на картине видно, что путь белогривому коню, на котором восседает Добрыня, преграждает копье Ильи Муромца.) Художник, видимо, хотел подчеркнуть, что этот богатырь не так рассудителен и спокоен, как Илья Муромец. Добрыня отважен, смел и силен, но более нетерпелив: он готов в любую минуту ринуться на врага, он сжимает рукоятку меча.

Рассмотрите Алешу Поповича. Опишите его лицо. (Густобровый, над губой чернеют усики. Глаза лукавые, его взгляд говорит о хитрости, смотрит не прямо, а искоса. Где не может взять силой, возьмет хитростью.) Рассмотрите одежду Алеши Поповича. (Одежда красива и богата. Широкие молодецкие плечи туго обтянуты серебристой кольчугой.) Как вооружен Алеша Попович? (Луком и стрелами.) В одной руке наготове держит лук со стрелами, а в другой, опущенной – плетку, чтобы мигом подстегнуть коня. А за спиной Алеши видны гусли, прихватил их молодец даже на богатырский выезд. Да и по всему видно, что Алеша Попович и поэт, и гусляр. Есть в его живом взгляде, в выразительном смуглом лице что-то задорное.

3. Рисование «Цветочная поляна».

Веселые краски нарисовали ковер-самолет и отправились осматривать свои владения. Как хорошо было лететь всем вместе по разноцветному небу, обгонять пушистые облака! Краскам вдруг опять стало хорошо и весело. Вдруг их внимание привлекли яркие пятна на земле. Что же это могло быть? (Листья, дома, цветы.) Ковер-самолет спустился пониже, и краски увидели удивительную поляну, покрытую огромными цветами, которые уставились в небо своими разноцветными головками. Они росли так густо, что покрывали всю землю, только немногие листочки и травинки виднелись между ними. Как это было красиво! Краски подумали: «Нужно остаться на этой поляне и устроить веселый праздник, чтобы всем жителям страны волшебных красок было весело». Так они и сделали. Но злая Клякса покрыла цветочную поляну чернотой и краски не смогли устроить праздник. Давайте мы нарисуем с вами эти цветы, а когда сложим работы вместе, у нас получится волшебная поляна для веселого праздника. Ребята, как вы думаете, что у цветов самое красивое? (Яркие лепестки.) У всех цветов есть серединка и лепестки. Какие цвета мы можем взять для изображения головок цветов? (Любые, кроме зеленого. Он понадобится для изображения листьев.) Обмакните кисточку в воду, отожмите. Выберите свой любимый цвет и в любом месте листа поставьте точку. Это серединка цветка, из нее будут расти лепестки. Точка может быть в центре листа или ближе к любому из краев. Легким движением кисти от центра цветка в стороны рисуем лепестки, стараемся класть мазки так, чтобы цветок получился пушистым. Теперь выберем другой цвет и нарисуем нашим цветам второй ряд лепестков. Опять в центре цветочка ставим точку и от нее в стороны ведем лепестки другого цвета, но чуть короче по длине. Может ли на поляне расти всего один цветок? (Нет.) Остальные цветы дорисуйте самостоятельно, имейте в виду, что мы видим только цветочные головки, что одни из них могут быть большими, а другие – поменьше. Замечательные цветы распустились на наших работах! Только можем ли мы их оставить на белом фоне? (Нет. Получается, что они растут в снегу. Надо добавить зеленый фон.) Но сделать это надо аккуратно, не закрасив нежные лепестки. Лучше всего нам использовать прием примакивания, когда кисточка «прыгает» по бумаге и оставляет отпечатки своих «следов», а не мазки. Какие еще цвета мы можем добавить в зелень травы? (Желтый, тогда получится салатовый, или синий, тогда зелень будет темнее.)

Дети выполняют рисунки самостоятельно.

4. Итог занятия.

Давайте положим наши работы друг с другом так, чтобы получилась большая цветочная поляна. Посмотрите, какие разные у нас распустились цветы, красивые, как в сказке. Какое настроение у вас вызывает наша цветочная поляна?