Сказка яблоко сутеев владимир григорьевич текст. Развитие речи

Яблоко – знакомый с детства фрукт, а что в действительности наши дети знают о нем? Давайте расскажем им интересные факты, проведем эксперименты, прочтем пару сказок и конечно же займемся творчеством. Рисунки, поделки, стихи и описание опытов – всё это вы найдете в данной статье.

Здравствуйте мои дорогие читатели, и вот мы опять вместе на блоге . Сегодня я расскажу сколько интересного мне с Александром удалось сделать по теме всего одного фрукта. Усаживайтесь поудобней, уверена, что каждый из вас найдет для своих детей что-то полезное. А начнем с творчества.

Яблоко: рисунок для детей

Мы не стали мелочиться и нарисовали целую корзину румяных яблочек. Сейчас коротко расскажу как мой сын 7 лет делает рисунки с мамой.

Для меня до сих пор остается загадкой почему такой смышленый мальчишка не может уловить элементарные навыки художества. При этом я считаю его творческой натурой: делает любые поделки, играет на фортепиано. С раннего детства пользуемся карандашами, красками, фломастерами, но если раньше я ссылалась на возраст, неуверенную координацию движений, то сейчас пенять не на что. Если это и ваш случай, то смотрите как я с этим работаю.

Выбрав одну из знакомых техник, я приступила к обучению азов. На стене в детской комнате висит магнитная доска. Она помогает с разными проектами, почти ежедневно на ней выполняется школьное домашнее задание, она же стала моим помощником в рисовании. На страничке в Фэйсбуке, я периодически делюсь находками пошаговых уроков. Подписывайтесь ! Начав яблочную недельку, скачала здесь прекрасный мастер-класс для детей.

В нашем случае это был урок с мамой – я рисовала каждый шаг на доске, Александр повторял на бумаге. И хотя не планировалось использование линейки, ее применение оказалось полезным для практики и окончательного вида творческой работы.

Что потребуется:

  • Лист плотной бумаги;
  • карандаш;
  • цветные мелки;
  • черный фломастер.

Руководство родителю:

  1. Распечатайте обучающий пошаговый экземпляр.
  2. Проведите линии центра на бумаге.
  3. Ребенок следуют за обучающей программой, используя карандаш.
  4. Обведите контуры черным маркером.
  5. Ученик аккуратно раскрашивает детали мелками.

Мы немного изменили процесс. С прошлого учебного года, в лицее на уроках рисования, используют акриловые краски. Тюбики с остатками переданы учителем домой. Не пропадать же! Поэтому сначала ребенок раскрасил картинку красками, затем обвели контуры черным цветом.

Что я замечаю: у сына появляется уверенность, так как конечный результат выглядит достаточно симпатично. А я, как всегда, откладываю законченные работы в специально заведенную папку. Придет время, будем вместе улыбаться над сложностями в рисовании.

Тем кто более продвинут и предпочитает реалистичные рисунки карандашами, предлагаю видео:

Стих про яблоко для детей

А теперь выучим короткий стишок.

День сегодня яркий -
Солнце и прохлада.
Мы корзину яблок
Принесли из сада.

И грушовка и ранет -
Слаще этих яблок нет!

Спросите у маленьких учеников какое время года описывает поэт? Мой сыночек сразу ответил – осень. Что дало возможность объяснить, когда поспевает большинство сортов. Слова грушовка и ранет могут быть пустым звуком для детского ушка, если есть возможность покажите их.

Можете рассказать про Яблочный Спас, который издавна отмечают на Руси 19 августа. До этой даты запрещалось рвать яблочки с деревьев. В этот день созревшие плоды снимали с яблонь, святили в храме и угощали друг друга.

Описание яблока для детей: скачать проверочный материал

Настало время познакомиться с плодом поближе. Хотя уверена, что многие, даже маленькие детки, смогут без проблем назвать все части яблочка. Они видели его в разрезе. Для начала подготовим:

  • Блюдца или одну форму поделенную на секции;
  • яблоко разделенное на необходимые части (мякоть, кожура, семена, “хвостик”, листик, кочерыжка);
  • лупу.

Последнее понадобится, во-первых, потому что с этим магическим прибором занятие для детей превращается в настоящее исследование. Во-вторых, может возникнуть ситуация как у нас – семена оказались недоразвитыми, а нам хотелось их рассмотреть. При хорошем качестве лупы можно отметить факт, что мякоть пористая. Он пригодится позже во время проведения эксперимента. Здесь отлично подходит чтение энциклопедии про яблоню, о ней написано ниже.

Лучше подготовить несколько плодов с разным вкусом, тогда получится расширить занятие:

  1. ПОСМОТРИТЕ цвет: кожуры, мякоти, семян и плодоножки.
  2. УСЛЫШЬТЕ: хруст делая укус или звук ножа разрезающего плод.
  3. ПОПРОБУЙТЕ: мякоть разных сортов, их сок.
  4. ПОЧУВСТВУЙТЕ ЗАПАХ: сладкий аромат.
  5. ПОТРОГАЙТЕ различные части фрукта: гладкий, липкий, влажный, твердый.

Теперь выложим на блюдо составляющие, назовите их, обсудите предназначение каждого. При желании можно усложнить задачу и назвать определения на родном и изучаемом иностранном языке. У нас не оказалось листика, его тоже стоит прибавить.

Проверим знания. Для подписчиков блога я подготовила пару материалов для распечатывания. Заполните, пожалуйста, форму ниже и на почтовый ящик придет ссылка для скачивания. Если не являетесь подписчиком, система внесет вас в список после вашего согласия. При желании можете ознакомиться с .

Распечатайте первую страницу из скачанного материала. Попросите ученика вырезать 6 слов расположенных в нижней части, приклеить их в пустые окошки и раскрасить картинку яблоко. Ниже представлена законченная работа Александра.

Жизненный цикл яблока

В продолжении темы мы задействуем вторую часть скачанного материала – обсудим как растет яблочко. В прошлом году сыну попалась проросшая косточка в поедаемом фрукте и мы решили ее высадить. Вскоре стало ясно – народилась дичка с шипами на юном стволе, к тому же огородник заливал ее водой. Поэтому дальше стаканчика дело не пошло. Но и этот опыт помог узнать из чего вырастает яблоня. Мы прочли тогда много информации, и Александр был удивлен как долго пришлось бы ждать плодов от нашего росточка.

На этот раз мы повторили жизненный цикл. Ребенку предлагается приклеить к шестиугольнику “лепестки” в правильном порядке и раскрасить картинку. Вот как это выглядит в готовом варианте.

Термомозаика: объемная поделка

Творчество продолжилось прекрасной поделкой из любимого материала. Если сделать несколько таких красавцев, то можно создать гирлянду. Мы уже закончили с , так что если читаете статью осенью, добро пожаловать за идеями.

Потребовалось:

  • Пюсла ;
  • основа для сборки.

По этому образцу дитя выкладывает две половинки фрукта. Внимательно просчитывайте количество бусин, тогда детали соединятся идеально.

Взрослый проглаживает детали через вощеную бумагу (прилагается к наборам) горячим утюгом. Мой гладильный аппарат имеет температурный режим от 1 до 6, с пюслами я работаю на четверке. Круговыми движениями, не надавливая считаю до 20. Если вижу не расплавленные бусины – значит они не приклеились к своим соседкам, проглаживаю еще секунд 5-6. Когда половинки остыли, снимаем бумагу и соединяем.

А для малышей можно смастерить поделки из настоящих сочных плодов, как это делают Диана и ее мама на канале Dianka Film:

Статьи о термомозаике на блоге:



Лабиринт “Яблоко”

Двигаемся дальше, и чтобы разбавить творчество, предлагаю провести гусеничку по лабиринту. Его любезно предоставляет mrprintables , я очень люблю его блог и когда сынишка был мал, много пользовалась бесплатными материалами с него. Прежде чем распечатывать, определите на глаз сложность прохождения, подойдет ли она для вашего ребенка. Мой сын любит это занятие и без стеснения скажу, что он находит выход из любых путаных вариантов.

Ароматная выпечка

Конечно же все используют этот замечательный фрукт на кухне: варенье, компоты, выпечка, салаты. И так как в домашней библиотеке появилась книга рецептов от Финдуса и Петсона, мы решили приготовить из нее что-нибудь вкусненькое по теме. К сожалению, яблочный пирог, рецепт которого там опубликован, не стоил наших усилий. Съели без особого удовольствия.

Заранее я подготовила стих, который может пригодиться вам если имеется проверенный рецептик:

Яблоки румяные,
В них медовый сок!
Испечет нам мама
Яблочный пирог.

Вкусный и душистый
Выйдет пирожок,
С коркой золотистой -
Съешь его, дружок!

На этом я конечно же не успокоилась, очень не люблю провалы на кухне. И найдя то, что мне показалось интересным, сотворила вкуснятину. Очень просто готовится, но детки до 10 лет вряд ли смогут помочь.

Ну разве не красота? Внизу есть подробное видео на английском языке, но для вашего удобства я укажу ингредиенты и шаги приготовления. Итак, для шести яблочных роз вам понадобится:

  • 2 яблока сладких сортов;
  • вода;
  • сок половины лимона;
  • 3 ст.л. абрикосового джема (варенья);
  • лист готового слоеного теста (у меня в упаковке их два, используем один);
  • немного муки для присыпки стола;
  • корица;
  • сахарная пудра для присыпки.
  1. Яблоки режем пополам, вырезаем сердцевину и тонко шинкуем как показано в видео.
  2. Миску наполовину наполняем водой, добавляем в воду сок половинки лимона и укладываем в раствор яблочную нарезку.
  3. Ставим в микроволновку на 3 минуты. Это делается для того, чтобы фрукт стал пластичным. Слейте воду, дайте остыть.
  4. Абрикосовый джем разбавляем 2 ст.л. воды и ставим в микроволновку на 1 минуту.
  5. Разворачиваем тесто на присыпанном мукой столе, немного раскатываем и разрезаем на 6 полосок.
  6. На полоску наносим немного абрикосовой массы, раскладываем яблочки с нахлестом от центра вверх (посмотрите на видео), присыпаем корицей. Накладываем вторую половинку теста поверх и скатываем.
  7. Все заготовки ставим в форму для кексов. Если она у вас не силиконовая, стоит смазать кокосовым маслом.
  8. Выпекаем при 180 градусах Цельсия 40 минут.
  9. Немного остудите и присыпьте сахарной пудрой.

Книги про яблоки для детей

Чтение обогащает внутренний мир детей, а родителям позволяет разнообразить занятия по любой теме. Поинтересуйтесь у чадушек, в каких произведениях встречается этот замечательный фрукт? Уверена, что каждый сможет назвать минимум три. Наш список прочитанного и прослушанного представляю ниже.

Русские народные сказки

  1. Гуси-лебеди – в разных сказках яблоня просит героев потрясти ее ветки. Так и здесь Маша стрясла спелые плоды, а деревце ей за это помогло.
  2. “Волшебное яблочко” – посадил отец по яблоньке для каждого из сыновей… но вылечил принцессу плод только от сына с чистой душой. (Музыкальную аудиосказку в исполнении Анофриева можно найти для прослушивания через поисковик).
  3. Серебряное блюдечко и наливное яблочко – русская народная сказка про Марьюшку и ее любимую игрушку – яблоко, которое катясь по блюдечку показывало все чудеса творящиеся на свете. Но не фрукт помог девушке стать царицею, а доброта ее.
  4. “Молодильные яблоки” – старый царь решил омолодиться и послал он трех сыновей за тридевять земель, чтобы молодильных плодов ему привезли да живой водицы. Но и тут отличился только Иван-царевич…

Последние три произведения имеют ярко выраженный русско-народный язык. Думаю, что понятен он будет не всем современным деткам, поэтому не советую читать до 6-7 лет, ибо придется часто прерываться для объяснений.

Авторские произведения

Из писателей хочу отметить сразу 2 книги про яблоки для детей:

  1. Сказки и картинки В. Сутеева – этот прекрасный сборник содержит произведения для самых маленьких: “Мешок яблок” и “Яблоко”.
  2. Золотые сказки Пушкина – изумительный сборник для ребят с 8-9 лет, читаем “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”. Эта история всем знакома из произведения “Белоснежка и семь гномов”, Александру Сергеевичу удалось оживить ее на русский лад.

Энциклопедии

Вы думали, что в этой категории не найдется места по нашей теме? Очень интересную книгу создал биолог А. Смирнов:

  1. Кто на яблоньку похож? Наглядное издание с большими яркими картинками и легко воспринимаемым текстом, из которого дети узнают о растениях семейства розоцветных. Опираясь на своего сына, я бы посоветовала книгу на возраст 5+.
  2. Не менее удивительную для деток от 2 до 5 ориентировочно, которую нужно читать с фонариком, выпустило издательство Феникс-Премьер: Что скрывает яблоня?

Матросский танец “Яблочко”

Настало время физкультминутки, а также приобщению к русской музыке: аккордеон, балалайка – всё здесь имеется! Если мелодия знакома, то можно сразу пускаться в пляс или сначала посмотреть танец в исполнении профессионалов. Уверяю Вас, настроение поднимется у всех!

Перейдем к науке и проведем несколько экспериментов. Смотрите на возраст детей, кому-то может потребоваться помощь взрослого, другие справятся со всеми действиями самостоятельно.

Яблочный вулкан

Этот опыт самый простой и подойдет даже малышам. Мы с Александром начали “взрывать” вулканы в возрасте трех лет, я . Не забывайте, что повторение экспериментов по-разному помогает укрепить понимание представляемых понятий. Удивительным образом такие простые ингредиенты вызывают бурную реакцию ребенка и сейчас. Итак, нам потребовалось почти ничего:

  • 1 яблоко;
  • сода;
  • яблочный уксус (заодно объясним из чего он делается), конечно можно взять и белый.

Всё предельно просто. Вырежьте “кратер” во фрукте. Попросите дитя насыпать соду, а затем струйкой влить кислотный раствор. Будьте готовы наполнять емкость с ингредиентами десяток раз!

Почему пищевая сода и уксус образуют пузырьки? Малышам достаточно понимать, что эти два продукта, соединяясь вызывают реакцию. Детям постарше уже можно дать азы химии:

Пищевая сода и уксус реагируют друг с другом из-за кислотно-щелочной реакции. Пищевая сода – бикарбонат натрия, и уксус – уксусная кислота. Одним из продуктов, который создает эта реакция, является углекислый газ. С этим явлением мы и познакомились на этот раз.

Утонет или нет?

Такой каверзный вопрос я задала сыну, выставляя перед ним емкость с водой и несколько яблок. Александр взял их в руки, оценил тяжесть и уверенно ответил: “Утонут”. Давай проверим!

Не тонут! Ты знаешь почему? У яблока есть воздух внутри, и тот мешает ему снижаться полностью. Эти фрукты менее плотные, чем вода. Ну раз они плавают, то стоит сделать кораблики и поиграть.

Что спасет от потемнения?

Многие обращали внимание, что порезанное яблоко темнеет. Окисление происходит, когда мякоть вступает в контакт с кислородом и начинает реагировать, становясь коричневой. Кстати, вы знали, что путем генетического изменения выведены сорта, которые остаются белыми в разрезе? Я отрицательно отношусь к подобным изменениям, которые неизвестно как отразятся на генетике наших деток спустя десятилетия. К сожалению в магазинах не указывается что именно мы покупаем…

Опыт, о котором мы говорим, покажет как мякоть реагирует на разную среду. Для этого потребовалось:

  • Баночки из Икея (используйте любые);
  • кусочки фрукта;
  • соль;
  • сахар;
  • растительное масло;
  • уксус;
  • сок лимона;
  • вода.

Я дала один вариант на выбор Александра – он наполнил баночку содой. Еще одну емкость оставили пустой, без крышки – воздух.

Теперь подождем, мы это делали 2 дня для более явного результата. Затем я всё достала, мы внимательно рассмотрели, потрогали. Самой удивительной оказалась масляная среда. В ней долька осталась достаточно светлой и абсолютно твердой, я бы сказала хрустящей. Соль также порадовала – цвет сохранился. Именно она поразила моего маленького ученика. Лимон приостановил окисление, но плоть стала очень рыхлой. Здесь я использовала яблочный уксус о чем пожалела, он окрасил экспериментальный кусочек.


Кликните на эти два фото

Что еще можно сделать с детьми по теме? Сразу пришла на ум наша в виде яблони с плодами.

На этом я прощаюсь с вами, мои дорогие читатели. Надеюсь мне удалось вдохновить вас на подобное занятие. Используйте картинки, читайте книги, проводите опыты – главное, чтобы для детей обучающий процесс был интересен. Пока, пока.

Какой же глубокий воспитательный смысл носят сказки Владимира Григорьевича Сутеева. Интересные, захватывающие, динамичные с большим количеством иллюстраций они увлекают ребенка и уносят его в мир фантазий. Но ребенок не только фантазирует, он еще и обучается через сказку, воспитывается.
Главные герои сказки Сутеева — звери. Так и в сказке «Яблоко» перед нами предстают главные персонажи — заяц, ворона, еж и медведь.

«Яблоко» Владимир Григорьевич Сутеев

С тояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.

В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.

Но как его достать? Яблоко высоко висит - не допрыгнешь!

Крра-крра!

Смотрит Заяц - на ёлке сидит Ворона и смеётся.

Эй, Ворона! - крикнул Заяц. - Сорви-ка мне яблоко!

Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала - упало оно вниз.

Спасибо тебе, Ворона! - сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало.

Что такое?

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

Стой, стой! - кричит Заяц. - Куда моё яблоко потащил?

Остановился Ёжик и говорит:

Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

К ним Ворона подлетела.

Напрасно спорите, - говорит, - это моё яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:

Моё яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:

Что такое? Что за шум?

Все к нему:

- Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю всё, как было.

Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

Кто яблоко нашёл?

Я! - сказал Заяц.

А кто яблоко сорвал?

Как р-раз я! - каркнула Ворона.

Хорошо. А кто его поймал?

Я поймал! - пискнул Ёж.

Вот что, - рассудил Медведь, - все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…

Но тут только одно яблоко! - сказали Ёж, Заяц и Ворона.

Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.

И все хором воскликнули:

Как же мы раньше не догадались!

Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре части.

Один кусочек дал Зайцу:

Это тебе, Заяц, - ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек Вороне отдал:

Это тебе, Ворона, - ты яблоко сорвала.

Третий кусочек Ёжик себе в рот положил:

Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвертый кусочек Ёжик Медведю в лапу положил:

А это тебе, Михаил Иванович…

Мне-то за что? - удивился Медведь.

А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

Краткий пересказ сказки для читательского дневника:

Заяц на дереве увидел яблоко и захотел его съесть. Но достать его не мог, поэтому и попросил ворону, которая сидела на этом же дереве, чтобы та сорвала яблоко. Ворона яблоко сорвала, но уронила на землю, на которой спал ежик. Яблоко зацепилось за иголки ежа, испугавшись еж бросился убегать. За ним погнались заяц и ворона. Все хотели забрать яблоко себе, из-за чего вышла драка. На шум пришел медведь, который предложил зверям поделить яблоко поровну. Ежик так и сделал и всем, даже медведю перепал кусочек яблочка.

Сказка учит детей делится, быть дружными и рассудительными.


Трогательная история, рассказанная американским писателем Шелом Сильверстайном, она будет интересна детям и поучительна взрослым.
Жила на свете Яблоня… И она любила маленького мальчика. Каждый день мальчик приходил к ней… И собирал ее листья, и сплетал из них венок, чтобы играть в Лесного Короля.. Он взбирался по ее стволу… И качался на ее ветвях… И ел ее яблоки. И они играли с Яблоней в прятки. А наигравшись, он засыпал в тени ее ветвей. И мальчик любил Яблоню… Очень. И Яблоня была счастлива.
Но шло время. И мальчик подрастал. И Яблоня частенько теперь оставалась одна. И вот однажды мальчик пришел к Яблоне, и она сказала: - Иди сюда, мальчик, взберись по моему стволу, покачайся на моих ветвях, поешь моих яблок, поиграй в моей тени, и ты будешь счастлив! -Я уже слишком взрослый для того, чтобы лазать по деревьям и качаться на ветвях,- ответил мальчик.- Я хочу покупать вещи и получать удовольствия. Мне нужны деньги. Ты можешь дать мне деньги? - Прости,- ответила Яблоня,- но у меня нет денег. У меня есть только листья и яблоки. Возьми мои яблоки, Мальчик, и продай их в городе. Ты получишь за них деньги и будешь счастлив. Мальчик взобрался по стволу, собрал все яблоки и унес. И Яблоня была счастлива. После этого мальчик долго не появлялся, и Яблоня грустила.
Но однажды мальчик вернулся, и Яблоня задрожала от радости и сказала: - Иди сюда, Мальчик, взберись по моему стволу, покачайся на моих ветвях и ты будешь счастлив. - Я слишком занят, чтобы лазить по деревьям,- ответил мальчик. Мне нужен теплый дом, — продолжал он.- Я хочу иметь жену и детей, и поэтому мне нужен дом. Ты можешь дать мне дом? - У меня нет дома,- ответила Яблоня,- мой дом - это лес. Но ты можешь срезать мои ветви и построить себе дом. И станешь счастливым. Мальчик срезал ветви Яблони и унес их, чтобы построить себе дом. И Яблоня была счастлива.
Потом мальчик снова исчез на долгое - долгое время. А когда вернулся, Яблоня была так счастлива, что едва могла говорить. - Иди сюда, Мальчик,- прошептала она, иди поиграй. - Я слишком стар и печален, чтобы играть,- ответил мальчик.- Мне нужна лодка, чтобы я мог уплыть далеко - далеко. Ты можешь дать мне лодку? - Спили мой ствол, и построй себе лодку,- ответила Яблоня.- Тогда ты сможешь уплыть далеко… и стать счастливым. И Мальчик спилил ствол Яблони, и построил себе лодку, и уплыл далеко- далеко. И Яблоня была счастлива…Но не совсем.
Опять прошло много времени, и мальчик вернулся к Яблоне. -Прости, Мальчик,- сказала она,- но мне нечего больше дать тебе. У меня не осталось яблок. - Яблоки мне теперь не по зубам,- ответил мальчик. - У меня не осталось ветвей,- сказала Яблоня,- ты не сможешь покачаться на них. - Я слишком стар, чтобы качаться на ветвях,- ответил мальчик. - У меня не осталось ствола,- сказала Яблоня,- и тебе не по чему больше взбираться вверх. - Я слишком устал, чтобы взбираться вверх,- вздохнул мальчик. - Прости,- вздохнула Яблоня,- мне бы хотелось дать тебе хоть что- нибудь…Но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости… - А мне теперь много и не нужно,- ответил мальчик,- мне бы теперь только тихое спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал. - Ну что ж,- сказала Яблоня,- выпрямилась, насколько это было возможно,- старый пень как раз годиться, чтобы посидеть и отдохнуть. Иди сюда, Мальчик, садись и отдыхай. Так мальчик и сделал. И Яблоня была счастлива.

О чем этот рассказ для вас? Какими мыслями и чувствами наполнились вы?

Светлана Садовщикова
«Чудесная яблонька». Экологическая сказка для детей

В живой природе всё устроено удивительно разумно и правильно. Проживающие вместе сообщества растений и животных образуют экологические цепочки. Деревья, травы и кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зелёных листочков - травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят то, что сделали растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники- волки, лисы, рыси. Чуть замешкался заяц - и пиши, пропало!. Но ведь и волк, и лиса, и рысь поживут своё и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят, их тела под действием бактерий разлагаются и превращаются как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям. А растения опять займутся переработкой минеральных веществ, превращая их в свои клетки. Вот это и есть экологическая цепочка , в которой каждое животное или растение как бы дополняет всех остальных и не сможет без всех остальных прожить.

Но как все это доходчиво объяснить ребенку. Для этого и существуют экологические сказки.

Моя сказка называется "История про одну Яблоньку"

В одной далекой стране, на одной чудесной полянке росли прекрасные яблоньки. Но среди этих деревьев выделялась самая стройная, самая красивая Яблоня. Ее красотой были наслышаны все звери и птицы и всегда прибегали полюбоваться на нее, покушать ее яблочки. Прослышал злой Кролик, что есть на свете такая яблоня и решил он ее погубить. Кролику было завидно, что на этой полянке собираются много птичек и зверят, которым всегда было вместе весело. Стал Кролик прибегать по ночам к Яблоньке и грызть самый низ ствола. И никто не мог помочь бедному деревцу. Яблонька стала по немного чахнуть, пожелтели листики. В одну ночь, как обычно злой Кролик прибежал к Яблоньке, но не тут то было… На охоту вышел Волк. Увидев, что Кролик грызет кору дерева, он решил спасти Яблоньку. Волк проглотил Злого Кролика… Но так как Кролик был злым у Волка заболел живот и он упал замертво. Трава спрятала Волка под собой и волк попал в темное царство, где жили добрые червячки и насекомые. Они узнали, что случилось с Яблонькой и захотели ей помочь. Они стали носить к ее кроне много полезных веществ. И Яблонька опять стала прекрасной как никогда. И все пташки и зверята стали снова прибегать на полянку к Яблоньке играть, веселиться и кушать самые сладкие яблочки.

Жила была яблоня. Веточки у нее были прямые-прямые. И была она совершенных форм - гармоничная, симметричная, стройная. Но однажды пришел человек и вылил на яблоню какую-то странную воду, от которой плохо пахло. И попала эта вода в почву, и последующий рост веточек ознаменовался одним изломом.

Яблоня долго переживала по этому поводу, но смирилась и зацвела дальше. Пришел другой человек. Решив, что с дерева не убудет, раз такое неправильное, он вылил другую воду, и она тоже воняла. И на следующий год на веточках яблони появился уже второй излом.

Так происходило несколько раз - снова и снова находились прохожие, недовольные ломаными, несимметричными ветками, и за это яблоню обижали кто как мог. На фоне цветущего и по-прежнему гармоничного сада она производила впечатление безобразного растения, но вырубить её по каким-то причинам было нельзя. И соседние деревья издевались: как она еще смела цвести при таком уродстве!

А беззащитная яблоня не могла ничего сделать - она корнями вросла в землю и потому стояла на месте. Так и осталась до наших дней - с неправильными ветками, но цветущая и дающая плоды, не смотря на изломы. С того времени яблоня опасалась каждого человека, хотя были люди, которые ухаживали за ней. Дерево не знало их язык и не могло с ними общаться. Некоторые оказывались с такими же изломанными судьбами, как ветки яблони. Со временем она научилась отличать добрых от злых.

И однажды в Божьем Промысле яблоне суждено было сыграть важную роль. Как-то сидел под ней человек, на которого она по обыкновению поглядывала с опаской. Занятый своими мыслями, он не обращал на дерево внимание. И яблоня расслабилась, в результате чего на голову человеку она уронила одно из своих яблок. Оба зажмурились - яблоня от страха, что человек сейчас её за это обидит, а человек от боли, поскольку яблоко упало с достаточной высоты.

Когда они открыли глаза, то сделали каждый своё открытие. Человек открыл закон тяготения. Сама же яблоня открыла совсем другой закон: всякое зло рано или поздно возвращается. Дело в том, то она слышала имя того человека - Ньютон - и знала, что он потомок тех, кто "ломал" ее ветки грязной водой.

Ньютон поднял яблоко, приняв его таким неприятным путём, как удар по голове. Задумчиво откусив кусочек, учёный порадовался тому, что Бог привёл его на это место и что здесь благоаря яблоку он сделал великое открытие закона тяготения.

Радость ощущала и яблоня. Не только потому, что Бог не дал обидеть в очередной раз. Под другой веткой сидел ребёнок, на голову которого тоже летело яблоко. Но над головой ребенка яблоко почему-то зависло в воздухе и потом плавно опустилось ему на ладошку. Для Ньютона открытый закон тяготения работал, а для ребенка - нет. При видимых равных условиях.

"Ибо таковых есть Царствие Божие" - мелькнуло в голове яблони, наблюдавшей за ребенком, который даже ничего не заметил.

Ньютон уносил из-под яблони закон тяготения. Яблоня смотрела ему вслед и легко сформулировала про себя другой - духовный закон: БОГ может нарушить все законы природы во исполнение ЗАКОНА БОЖЬЕГО.

Позже этот закон помог выяснть яблоне, что древом познания добра и зла была не она и никакой из её предков. И неправда, что яблоко и есть тот самый запретный плод - плоды яблони были так же благословлены Богом, как и многие другие.