Сказка спектакль 12 месяцев. Спектакль «Двенадцать месяцев

Ekaterina V отзывы: 16 оценок: 16 рейтинг: 2

Живем недалеко от этого театра и регулярно ходим туда всей семьей на детские спектакли. Они всегда добротные, понятные детям даже маленького возраста, с красивыми костюмами и убедительной игрой актеров. А цены на билеты вполне демократичные. Мы уже почти весь репертуар пересмотрели, т.ч. премьере нового спектакля "12 месяцев" были только рады.
Театр сам небольшой, в фойе еще стоит елка, можно поразглядывать. Есть небольшая лавочка с игрушками, но на них в театрах у нас табу. Есть аквагрим для желающих. И неплохой буфетик на -1м этаже. Мы обычно сразу идем туда) Так и посидеть можно и подкрепиться перед спектаклем.
Постановка "12 месяцев" классическая, почти полностью по пьесе. Немного осовремененная музыкой и танцами. Все персонажи яркие и понятные, благодаря костюмам и конечно же же актерам. Декорации оригинальные, вроде бы условные, но создающие правильную атмосферу: темный лес с голыми деревьями, сугробы "по колено", высокий костер братьев месяцев. В конце даже снег пошел - очень красиво. Получили с ребенком удовольствие от сказки.

Елена Маслова отзывы: 86 оценок: 85 рейтинг: 22

Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит.
Думаю каждый из вас знает,из какой сказки эти строки.Конечно же,из сказки"Двенадцать месяцев"..Именно этот спектакль мы посмотрели с Мишкой в Московском театре А. Джигарханяна.
Сказка началась уже в фойе театра.Нас встретила красиво украшенная ёлка,и сразу появилось Новогоднее настроение.Прозвенел третий звонок,и мы пошли в зал,ждать начала спектакля.Как только занавес открылся,я поняла,вот оно,настоящее чудо!
Все как и положено.Зимний лес,падчерица,которая пришла в лес за хворостом и солдат,который ищет ёлку для дворца.Как же я люблю,когда в спектакле все так,как мы знаем с раннего детства
И принцесса,которая не хочет писать "Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит.".И 12 месяцев,которые собираются в лесу возле костра.И мачеха с сестрицей,которые превращаются в собак.
Но ведь мы живем в современное время,и театр внес маленькие коррективы,но они так вписались в действие,что все думали,что так оно и должно быть.
Мне очень понравилось то,как мачеха и падчерица вошли во дворец с корзиной подснежников.Они продефилировали по красной дорожке,словно модели))
А зажигательные танцы в стиле диско?
Потрясающая постановка.Мне и Мишке понравилось все.И снег,который идет на сцене,и костюмы всех героев,и красивые 3д декорации.
"Двенадцать месяцев", этот тот спектакль,который я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Марина Сафронова отзывы: 6 оценок: 6 рейтинг: 4

Очень интересный спектакль. Понравится как 5-нему, так и 11-летнему ребенку.

Andrey Travin отзывы: 49 оценок: 49 рейтинг: 10

Начали театральный год с «Двенадцати месяцев». В театре Армена Джигарханяна на спектакль установлен ценз 3+. В других местах, к примеру в театре Щепенко, театре Сац и театре Дуровой - 6+. И я ожидал, что тут-то сказку как-то специально адаптировали для малышни, которая и занимала половину зала. Поэтому я взял трехлетку вместо семилетки. Но к моему изумлению, мы посмотрели просто классический добротный спектакль «Двенадцать месяцев», которому все возрасты покорны, начиная, пожалуй, действительно с шести. Я, разумеется, получил большое удовольствие, а вот что понял ребенок, решил даже не спрашивать. Зато возник интересный эпизод на почве малолетства зрительницы. Когда в первом отделении Апрель подарил падчерице свое бриллиантовое кольцо, моя девочка пришла в большое волнение: а где же ее кольцо, которое она надевала на выход в свет? Я ответил, что сдал его в гардероб в кармане куртки. И в антракте пришлось идти в гардероб и вызволять колечко, с которым девочка уже не расставалась до того момента, когда пришлось одевать на улицу варежки.

В театре Армена Джигарханяна обычно остается хотя бы полдюжина непроданных билетов, а в наш день был аншлаг: я сам разговаривал с женщиной, которая купила последние.

Сказка Маршака многократно переиздавалась в советское время — и пере-изда-ется сей-час. Она входит в стандартную программу по литературе для сред-них школ. В 1947 году ее впервые поставили в театре — во МХАТе, и за этой поста-новкой последовали сотни других. В 1956-м «Двенадцать месяцев» адап-тиро-вали для мультфильма, в 1972-м — экранизировали. В 1980-м на основе пьесы в Японии сняли мультфильм.

Реабилитация Нового года

Обложка пьесы-сказки Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». 1946 год Российская государственная детская библиотека

«Двенадцать месяцев» — новогодняя сказка: ее действие происходит 31 декабря и 1 января. Этот хронологический рубеж особенно важен, если вспомнить, что в оригинальной богемской сказке, которую перекладывал для театра Маршак, мачеха и сестра посылают па-дче-рицу в лес за фиалками в середине января, а не под Новый год. Образ Нового года как времени чудес и удивительных происшествий неоднократ-но подчеркивается и обыгрывается в пьесе. Для чего это понадобилось Маршаку?

Возобновление празднования Нового года как аналога и светского замещения Рождества в Советском Союзе произошло после долгого перерыва только в 1935 году. Многие родители и дети, не говоря уже о работниках детских учре-ждений, плохо представляли себе, как следует отмечать Новый год: как наря-жать елку, организовать ритуал дарения подарков, какое представление поста-вить, какие стихи читать. Начиная с 1936 года в помощь родителям, учителям и массовикам-затейникам издавались специальные сборники со сценариями детских праздников, стихами о елке и Новом годе. Немало написал в предвоен-ные годы для таких сборников и Самуил Маршак. Его пьеса «Двенадцать меся-цев» стала, наверное, самым популярным советским сценарием для Нового го-да, поддержав начатую в 1935 году традицию создания семейного светского праздника.

Военная сказка

«Двенадцать месяцев» написаны зимой 1942-го — ранней весной 1943 года, в раз---гар битвы за Сталинград. В позднейших воспоминаниях Маршак писал о том, что, создавая свою пьесу, пытался максимально отдалить ее от тревож-ных военных событий: «Мне казалось, что в суровые времена дети, да, пожа-луй, и взрослые, нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэти-ческой сказке». Однако он не скрывал, что писал свое драматургическое сочи-нение в перерывах между работой для газет, писанием листовок и плакатов и выступлениями на фронте.

На первый взгляд, в пьесе действительно нет ни войны, ни боев, ни враждую-щих стран и наций. Однако в ней есть рассказ о тяжелом труде, который выпа-дает на долю главной героини, и о лишениях, которые она претерпевает в доме мачехи. Первые читатели и зрители сказки не могли не обратить внимания на эти подробности — ведь их и без того не самые благополучные жизни пере-вернула война.

«Юный Фриц», режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. 1943 год

Впрочем, в пьесе можно увидеть и более глубокие связи с советской культур-ной историей военного времени. Маршак начинал в 1920-е годы как автор пьес для детского театра, однако потом надолго оставил это занятие. В «Двенадцати месяцах» он вернулся к драматургической форме и сразу стал писать текст для театральной постановки. Этому предшествовал еще один опыт — не театраль-ного, но кинематографического рода: Маршак написал стихотворный сценарий к фильму Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Юный Фриц» — о немец-ком мальчике, которого воспитали в «истинно арийском духе», потом взяли на службу в гестапо, потом отправили в завоевательные походы по странам Европы и, наконец, на Восточный фронт, где он и закончил свою военную карье-ру, попав в плен. Фильм был снят, но так и не вышел на экраны. Маршак считал, что причиной тому стала слишком юмористическая и легкомысленная манера постановки. Спустя несколько месяцев после запрета фильма Маршак взялся за пьесу.


Киностудия «Союзмультфильм»

В «Двенадцати месяцах» есть отчетливые структурные переклички с «Юным Фрицем---», которые заставляют нас иначе посмотреть на некоторые сцены пьесы. В обоих произведениях едко высмеивается рабское послушание, в кото-ром в фа--шистской Германии и сказочном королевстве живут подданные. Но осо-бенно яркое сходство проявляется в финалах обоих произведений. Фриц и его военный товарищ, кутаясь в женские шубы и муфты, едва не замерзают до смер--ти зимой 1942 года в подмосковном лесу — зимний лес становится мес-том их «проверки на прочность». Точно такое же испытание проходят и отри-цательные персонажи «Двенадцати месяцев» — королева, мачеха и доч-ка. Симметричны и наказания, которые победители раздают побежденным: ма--чеху и дочку месяцы-волшебники превращают в собак, а Фрица помещают в клетку в зоопарке и демонстрируют детям на экскурсии. Эти трансформации тел и душ должны были сообщить зрителям очевидную мораль: корыстные и глупые люди, начав служить силам зла, заслуживают исключения из мира людей.

Антитоталитарная сказка


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Определение «антитоталитарная сказка» чаще всего используется примени-тельно к драматическим сказкам Евгения Шварца «Тень», «Дракон» и «Обык---но--венное чудо», а также к сказочной пьесе Тамары Габбе «Город мастеров». В этом жанре под видом сказочных королевств и их обитателей изображаются худшие черты тоталитарных государств XX века и то разруши-тельное влияние, которое они оказали на человеческую психологию. Неудиви-тельно, что своего расцвета в советской литературе антитоталитарная сказка достигла в годы войны, когда под видом сатиры на нацистскую Германию мож-но было писать и даже публиковать сатиру, которая была нацелена и на совет-ские порядки. Из военных лет особенно щедрыми на произведения такого жанра стали 1942-1943 годы, когда появились «Двенадцать месяцев», «Город мастеров» и «Дракон».

О причинах такой урожайности писал и Василий Гроссман в романе «Жизнь и судьба», и Мариэтта Чудакова в своих статьях по истории советской литера-туры: советское государство, а за ним и советская цензура, почувствовав смер-тель-ную опасность, несколько ослабили прессинг, и в печати стали появляться ранее недозволенные вещи. Однако уже к лету 1943 года маятник качнулся в противоположную сторону — военная оттепель оказалась очень недолгой.


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Мотивы бездумного распоряжения чужими жизнями, безосновательных угроз лишить жизни из-за малейшей прихоти самовлюбленного правителя видны в «Двенадцати месяцах». Все помнят сцену урока, на котором королева пове-левает казнить одного из своих подданных только потому, что слово «казнить» более короткое, чем «помиловать», а задуматься над собственным решением, как просит ее профессор, категорически не хочет. В другом эпизоде королева угрожает казнью главному садовнику: тот не смог найти в январе подснежни-ков. Механизм репрессивного страха запускается, и садовник в панике объявля-ет виновным главного лесничего.


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

В январе королева решается на лесную прогулку за ягодами, орехами и слива-ми. Никто не смеет ей перечить, и прогулка заканчивается настоящей ката-стро-фой: пережив за несколько минут смену всех времен года, королева и при--дворные остаются в лесу без средств передвижения и без зимней одежды в один из самых холодных зимних дней. Конечно, эту цепочку событий можно воспринимать только в сказочном контексте, ведь сказка не была пря-мой сати-рой на советскую действительность. Однако к концу 1942 года у мно-гих выро-сло ощущение неуверенности и неудовлетворенности решениями, кото-рые руководители страны, в том числе Сталин, принимали и на фронте, и в ты-лу. Об этом, конечно, должен был неоднократно думать и автор «Двенадцати месяцев».

Апокалипсис 1942 года


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Юная королева у Маршака — правительница, своими безответственными реше-ниями радикально меняющая весь ход мировых событий. В сказке она устраи-вает просто-таки конец света, от которого все спасаются только чудом:

К о р о л е в а (гневно) . Никаких месяцев в моем королевстве больше нет и не будет! Это мой профессор их выдумал!
К о р о л е в с к и й п р о к у р о р. Слушаю, ваше величество! Не будет!
Становится темно. Поднимается невообразимый ураган. Ветер валит деревья, уносит брошенные шубы и шали.
К а н ц л е р. Что же это такое? Земля качается…
Н а ч а л ь н и к к о р о л е в с к о й с т р а ж и. Небо падает на землю!
С т а р у х а. Батюшки!
Д о ч к а. Матушка!
<…>
Тьма еще больше сгущается.

Среди произведений советской литературы, написанных незадолго до «Две-надцати месяцев», есть одно, в котором порядок действий именно таков: пра-витель принимает одно-единственное безответственное решение — и меня-ет всю мировую историю, причем роковой и необратимый характер его реше-ния, как и вселенский масштаб происходящих событий, подчеркивается наступаю-щей тьмой и ураганом. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Мар-шак должен был прочитать в 1941-1942 годах Судя по сохранившимся документам, вплоть до 1942 года в руководстве Союза писателей обсуждалась возможность издания много-томного собрания сочинений Булгакова. . После распятия Иешуа «тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокура-тором го-род». В этот момент Пилат — желающий, видимо, встретить стихию (или волю высшей силы?) лицом к лицу — остается в колоннаде дворца и прояв-ля-ет само-дурство, ничем не уступающее злым капризам королевы:

«Слуга, перед грозою накрывавший для прокуратора стол, почему-то растерялся под его взглядом, взволновался от того, что чем-то не уго-дил, и прокуратор, рассердившись на него, разбил кувшин о мозаичный пол, проговорив:
— Почему в лицо не смотришь, когда подаешь? Разве ты что-нибудь украл?
Черное лицо африканца посерело, в глазах его появился смертельный ужас, он задрожал и едва не разбил и второй кувшин, но гнев прокура-тора почему-то улетел так же быстро, как и прилетел» Другой очевидный источник сцены апока-лип-сиса в «Двенадцати месяцах» — «Мисте-рия-буфф» Маяковского, где есть и слово «тьма»: «Нечистые двинулись ввысь. Ломае-мые, па-дают тучи. Тьма». .

Маршак регулярно общался с Булгаковым в последние месяцы его жизни, а по-сле смерти писателя 10 марта 1940 года вошел в комиссию по его литератур-ному наследству. Члены комиссии иногда собирались у Маршака дома. Он не то-----ль-ко имел доступ к неопублик--ованному роману, но и, как член комис-сии по литературному наследству, был обязан его прочитать.


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Вероятно, после того, как «Юного Фрица» обвинили в излишнем легкомыслии, Маршак в самом деле решил написать нечто более серьезное и моралистичес-кое. Он создал сказку, в которой могущественные потусторонние силы — оли-цетворенные духи времени — после мирового катаклизма восстанавливают спра-ведливость, спасая слабых и униженных и наказывая надменных и само-уве-ренных.

Елена Маслова отзывы: 86 оценок: 85 рейтинг: 22

Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит.
Думаю каждый из вас знает,из какой сказки эти строки.Конечно же,из сказки"Двенадцать месяцев"..Именно этот спектакль мы посмотрели с Мишкой в Московском театре А. Джигарханяна.
Сказка началась уже в фойе театра.Нас встретила красиво украшенная ёлка,и сразу появилось Новогоднее настроение.Прозвенел третий звонок,и мы пошли в зал,ждать начала спектакля.Как только занавес открылся,я поняла,вот оно,настоящее чудо!
Все как и положено.Зимний лес,падчерица,которая пришла в лес за хворостом и солдат,который ищет ёлку для дворца.Как же я люблю,когда в спектакле все так,как мы знаем с раннего детства
И принцесса,которая не хочет писать "Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит.".И 12 месяцев,которые собираются в лесу возле костра.И мачеха с сестрицей,которые превращаются в собак.
Но ведь мы живем в современное время,и театр внес маленькие коррективы,но они так вписались в действие,что все думали,что так оно и должно быть.
Мне очень понравилось то,как мачеха и падчерица вошли во дворец с корзиной подснежников.Они продефилировали по красной дорожке,словно модели))
А зажигательные танцы в стиле диско?
Потрясающая постановка.Мне и Мишке понравилось все.И снег,который идет на сцене,и костюмы всех героев,и красивые 3д декорации.
"Двенадцать месяцев", этот тот спектакль,который я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Katya Khripunova отзывы: 57 оценок: 57 рейтинг: 15

Недавно побывали с дочкой впервые в Театре Джигарханяна. Смотрели зимнюю сказку "Двенадцать месяцев".
Гаснет свет - и начинается волшебство - давно знакомая сказка из книги и мультика оживает на сцене, бедная падчерица собирает в лесу хворост, а своенравная королевна пишет "Казнить" вместо "Помиловать", потому что в этом слове всего 2 слога, а не 4! Как водится:), ей вдруг приходит в голову захотеть подснежников, награда - корзина золота. Правда, вряд ли кто-то отважится их принести в середине зимы.
Но мачеха с дочкой не теряют надежды стать владелицами корзины:) и отправляют падчерицу в холодный лес. Дальше вы все знаете...
Не буду мучать вас подробностями известного произведения:) Расскажу о костюмах месяцев, они очень классные, яркие, характерные. У всех месяцев отличительные особенности - какие-то детали, характерные времени года - цветы, ягоды, и соответствующие цвета костюмов - от ярко-зеленого к темно-коричневому через бежевый и золотой, и конечно бело-серебристые, сияющие зимние месяцы, у одного из которых на плече сидит снегирь!
Вообще, костюмы просто потрясающие, извините, не могу перестать о них говорить:) В свите королевы даже без ее обращений к героям можно было понять кто есть кто! Вот просто браво художнику по костюмам!
Интересная идея с тем, как представлен на сцене глубокий снег - актеры шагают по чему-то вроде поролона и в него, естественно, проваливаются:)
Но конечно все заканчивается хорошо, королева оказывается достаточно разумной чтобы научиться не приказывать, а просить, мачеха с дочкой, вестимо, превращаются в собак и продолжают лаяться, а падчерица становится хозяйкой в доме и получает сундук с очень красивой шубой (даже не знаю, что лучше:))
В общем, спектакль нам с дочкой очень понравился, причем костюмы заметила и она тоже (снегиря и шубу отметила отдельно:)). Хорошая красивая сказка для детей и взрослых, надо идти!

Andrey Travin отзывы: 49 оценок: 49 рейтинг: 10

Начали театральный год с «Двенадцати месяцев». В театре Армена Джигарханяна на спектакль установлен ценз 3+. В других местах, к примеру в театре Щепенко, театре Сац и театре Дуровой - 6+. И я ожидал, что тут-то сказку как-то специально адаптировали для малышни, которая и занимала половину зала. Поэтому я взял трехлетку вместо семилетки. Но к моему изумлению, мы посмотрели просто классический добротный спектакль «Двенадцать месяцев», которому все возрасты покорны, начиная, пожалуй, действительно с шести. Я, разумеется, получил большое удовольствие, а вот что понял ребенок, решил даже не спрашивать. Зато возник интересный эпизод на почве малолетства зрительницы. Когда в первом отделении Апрель подарил падчерице свое бриллиантовое кольцо, моя девочка пришла в большое волнение: а где же ее кольцо, которое она надевала на выход в свет? Я ответил, что сдал его в гардероб в кармане куртки. И в антракте пришлось идти в гардероб и вызволять колечко, с которым девочка уже не расставалась до того момента, когда пришлось одевать на улицу варежки.

В театре Армена Джигарханяна обычно остается хотя бы полдюжина непроданных билетов, а в наш день был аншлаг: я сам разговаривал с женщиной, которая купила последние.

Марина Сафронова отзывы: 6 оценок: 6 рейтинг: 4

Очень интересный спектакль. Понравится как 5-нему, так и 11-летнему ребенку.

cheryba отзывы: 42 оценок: 42 рейтинг: 4

Я очень взыскательный зритель. И предъявляю большие требования к театральным постановкам, особенно детским. Но от просмотра детского спектакля "Двенадцать месяцев" в полном восторге. Вот такие должны быть постановки для детей! А ведь, несмотря на многообразие в Москве детских развлечений и спектаклей, частенько бывает, что найти что-то именно качественное сложно. В погоне за прибылью утрачивается настоящее искусство. И так приятно, когда видишь, что люди работают от души.
Я люблю, когда не коверкают текст, а стараются сохранить его в первозданном виде и не путают малышей, знающих сказку, перекраиванием сценария. Да, все хотят привнести что-то новое, чтобы быть непохожими на постановки в других театрах, но иногда это получается грубо и топорно. Здесь же очень тонко и органично внесли нотку современности в виде, например, красной дорожки с дефиле, танцев под современную музыку, тонких шуток, понятных взрослым, но абсолютно без пошлого юмора. Получилась такая изюминка.
Но самое главное это, конечно, игра актеров. Они были искренни. Нельзя было сказать, что они играли, они жили жизнью своих персонажей. И еще удивило, как они искали глаза малышей, т.е. не эфимерного зрителя где-то там в зале, а именно каждого. Мы сидели в первом ряду. И это было особенно заметно.
В общем мы получили огромное наслаждение от посещения этого Театра.

Ekaterina V отзывы: 16 оценок: 16 рейтинг: 2

Живем недалеко от этого театра и регулярно ходим туда всей семьей на детские спектакли. Они всегда добротные, понятные детям даже маленького возраста, с красивыми костюмами и убедительной игрой актеров. А цены на билеты вполне демократичные. Мы уже почти весь репертуар пересмотрели, т.ч. премьере нового спектакля "12 месяцев" были только рады.
Театр сам небольшой, в фойе еще стоит елка, можно поразглядывать. Есть небольшая лавочка с игрушками, но на них в театрах у нас табу. Есть аквагрим для желающих. И неплохой буфетик на -1м этаже. Мы обычно сразу идем туда) Так и посидеть можно и подкрепиться перед спектаклем.
Постановка "12 месяцев" классическая, почти полностью по пьесе. Немного осовремененная музыкой и танцами. Все персонажи яркие и понятные, благодаря костюмам и конечно же же актерам. Декорации оригинальные, вроде бы условные, но создающие правильную атмосферу: темный лес с голыми деревьями, сугробы "по колено", высокий костер братьев месяцев. В конце даже снег пошел - очень красиво. Получили с ребенком удовольствие от сказки.Сюжет этой сказки знают, наверняка, все, ведь первый раз этот спектакль был поставлен аж 70 лет назад! Вкратце, если вы забыли: Капризная Королева пожелала на Новый год получить корзину подснежников, посулив за это столько же золота. Иначе, Нового года не будет! Злая мачеха со своей дочкой, пожелав обогатиться, отправили падчерицу в лес за цветами, где она встречает 12 братьев - месяцев. Апрель решает помочь девушке...
В общем, Королева получила свой желанный подарок и Новый год наступил! А как иначе? В сказке добро всегда побеждает зло. Так и здесь, мачеха с дочкой были наказаны и превратились в собак, а Королева получила хороший урок.

Дочке понравилась сказка, а из героев - Апрель, которого она назвала Подснежником. Уж очень он улыбчивый был и добрый (актер Алексей Лапшин).
Вообще, все актеры были хороши. Но у меня тоже появились свои любимчики - Селиванова Надежда (падчерица), Лясковец Инна (Королева) и Надточий Денис (солдат).

Спектакль поставлен с небольшим сокращением сказки-пьесы и длится 1,5 часа с одним антрактом. Но зато режиссер немного осовременил постановку и добавил зажигательные танцы. Юными зрителями это было воспринято на "ура!", детки все хлопали и пританцовывали. И мачеха с дочерью во дворец явились не абы как, а как настоящие модели с походкой от бедра. По-моему, очень забавно вышло. Декорации достаточно простые. Зато платье у Королевы было красивое! А вот у мачехи платье было "современное", хотя у остальных героев костюмы были очень даже "сказочные".
В самом театре мы были впервые. Театр небольшой, зал основной сцены на 88 посадочных мест. Мы сидели на первом ряду, но видно, думаю, отовсюду хорошо.
Так что, всем, кто хочет продлить новогоднее настроение себе и детям, рекомендую сходить на этот спектакль!

С. Маршака «12 месяцев»


Действующие лица:
Куклы - бабушка и внук
Королева
Профессор
Канцлер
Глашатай
Старуха
Дочка старухи
Падчерица
12 братьев-месяцев

Эпиграф

На сцене две куклы - бабушка и внук. Бабушка вяжет и напевает песню «Тихая ночь», внук читает книгу.


Внук (читает): «Наше летоисчисление начинается с Рождества. С этого дня на земле наступила новая эра...» У-м, интересно. Бабушка, а что такое Рождество?
Бабушка: О, внучек, это великий день. Даже, точнее, великая ночь, когда на земле родился Святой Младенец. В эту ночь на небесах ликовали тысячи ангелов, славя Бога.
Внук: А кто Он, этот Младенец? Расскажи, пожалуйста!
Бабушка: Тогда устраивайся поудобнее и слушай: я расскажу тебе рождественскую сказку. В одной маленькой стране правила юная капризная королева…

Действие первое


Дворец. Классная комната королевы. Широкая доска в резной золотой раме. Парта из розового дерева. На бархатной подушке сидит и пишет длинным золотым пером четырнадцатилетняя Королева. Перед ней седобородый Профессор арифметики и чистописания, похожий на старинного астролога. Он в мантии, в докторском причудливом колпаке с кистью.

Королева: Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!
Профессор: Вы совершенно правы, Ваше Величество. Это весьма неприятное занятие. Недаром древние поэты обходились без письменных приборов, почему произведения их отнесены наукой к разряду устного творчества. Однако же осмелюсь попросить Вас начертать собственной Вашего Величества рукой ещё четыре строчки.
Королева: Ладно уж, диктуйте.
Профессор: Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит!
Королева: Я напишу только «Травка зеленеет». (Пишет.) Травка зе-не...

Входит Канцлер.

Канцлер (низко кланяясь): Доброе утро, Ваше Вели¬чество. Осмелюсь почтительнейше просить Вас подписать один рескрипт и три указа.
Королева: Ещё писать! Хорошо. Но уж тогда я не буду дописывать «зеленеет». Дайте сюда ваши бумажки! (Подписывает бумаги одну за другой.)
Канцлер: Благодарю Вас, Ваше Величество. А теперь позволю себе попросить Вас начертать...
Королева: Опять начертать!
Канцлер: Только Вашу высочайшую резолюцию на этом ходатайстве.
Королева (нетерпеливо): Что же я должна написать?
Канцлер: Одно из двух, Ваше Величество: либо «каз¬нить», либо «помиловать».
Королева (про себя): По-ми-ло-вать... Каз-нить... Лучше напишу «казнить» — это короче.

Канцлер берёт бумаги, кланяется и уходит.

Профессор (тяжело вздыхая): Нечего сказать, короче!
Королева: О чём это вы?
Профессор: Ах, Ваше Величество, что Вы написали!
Королева: Вы, конечно, опять заметили какую-нибудь ошибку. Надо писать «кознить», что ли?
Профессор: Нет, вы правильно написали это слово — и всё-таки сделали очень грубую ошибку.
Королева: Какую же?
Профессор : Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись!
Королева : Ещё чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время.
Профессор: И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, Ваше Величество!
Королева: Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала и под конец, наверно, сошла бы с ума или придумала Бог знает что... Но, к счастью, я вас не слушаюсь... Ну, что у вас там дальше? Спрашивайте скорее, а то я целый век не выйду из классной!
Профессор: Осмелюсь спросить Ваше Величество: сколько будет семью восемь?
Королева: Не помню что-то... Это меня никогда не интересовало... А вас?
Профессор: Разумеется, интересовало, Ваше Величество!
Королева: Вот удивительно!.. Ну, прощайте, наш урок окончен. Сегодня, накануне Рождества, у меня очень много дел.
Профессор: Как угодно Вашему Величеству! (Грустно и покорно собирает книги).
Королева (ставит локти на стол и рассеянно следит за ним): Право же, хорошо быть королевой, а не простой школьницей. Все меня слушаются, даже мой учитель. Скажите, а что бы вы сделали с другой ученицей, если бы она отказалась ответить вам, сколько будет семью восемь?
Профессор: Не смею сказать, Ваше Величество!
Королева: Ничего, я разрешаю.
Профессор (робко): Поставил бы в угол...
Королева: Ха-ха-ха! (Указывая на углы.) В тот или в этот?
Профессор: Это всё равно, Ваше Величество.
Королева: Я бы предпочла этот — он как-то уютнее. (Становится в угол.) А если она и после этого не захотела бы сказать, сколько будет семью восемь?
Профессор: Я бы... прошу прощения у Вашего Величества... я бы оставил её без обеда.
Королева: Без обеда? А если она ждёт к обеду гостей, например, послов какой-нибудь державы или иностранного принца?
Профессор: Да ведь я же говорю не о королеве, Ваше Величество, а о простой школьнице!
Королева (притягивая в угол кресло и садясь в него): Бедная простая школьница! Вы, оказывается, очень жестокий старик. А вы знаете, что я могу вас казнить? И даже сегодня, если захочу!
Профессор (роняя книги): Ваше Величество!..
Королева: Да-да, могу. Почему бы нет?
Профессор: Но чем же я прогневал Ваше Величество?
Королева: Ну, как вам сказать. Вы очень своенравный человек. Что бы я ни сказала, вы говорите: «Неверно». Что бы ни написала, вы говорите: «Не так». А я люблю, когда со мной соглашаются!
Профессор: Ваше Величество, клянусь жизнью, я больше не буду с Вами спорить, если это Вам не угодно!
Королева: Клянётесь жизнью? Ну хорошо. Тогда давайте продолжать наш урок. Расскажите мне что-нибудь интересное.
Профессор: Рассказать что-нибудь интересное, Ваше Величество? О чём же? В каком роде?
Королева: Ну, не знаю. Что-нибудь рождественское... Ведь сегодня канун Рождества.
Профессор: Ваш покорный слуга. (Задумывается). На небе очень много звезд, Ваше Величество.
Королева: Вот как? В самом деле?
Профессор: Совершенно точно, Ваше Величество. Я читал в научных книгах, что однажды на Востоке взошла звезда, которая указывала людям дорогу к месту, где родился Царь.
Королева: Царь!? Кроме меня есть еще какой-то царь? Я хочу знать, что это за царь! Принесите мне эту звезду!
Профессор: Это невозможно, Ваше Величество! Звезды находятся на небе, и еще ни одному человеку не удалось их достать.
Королева: Скажите, пожалуйста, а если я издам такой закон и поставлю большую печать?
Профессор: Боюсь, что и это не поможет, Ваше Величество. Это противоречит законам природы!
Королева: Вот и хорошо! Я издам новый закон природы! Эй, кто там? Пришлите мне канцлера. А вы садитесь за мою парту и пишите. Теперь я вам буду диктовать (задумывается). Королевский указ: «Всемилостивейше повелеваем в корзине доставить к Рождеству во дворец звезду с Востока. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски». Что бы им такое пообещать? Погодите, это писать не надо. Вот, придумала. Пишите: «Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском рождественском катании». Давайте перо, я начертаю свое высочайшее имя.

Входит канцлер.


Ставить печать сюда и сюда, и позаботьтесь, чтобы все в городе знали мой приказ!
Канцлер: К этому печать? Воля Ваша, королева!
Королева: Да, да! Воля моя, и вы должны ее исполнять!
Глашатай (читает указ): Королевский указ: «Всемилостивейше повелеваем в корзине доставить к Рождеству во дворец звезду с Востока. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском рождественском катании».

Действие второе


Маленький домик на окраине города. Жарко топится печка. За окнами метель. Сумерки. Старуха раскатывает тесто. Дочка сидит перед огнём. Возле неё на полу несколько корзинок. Она перебирает корзинки. Сначала берёт в руки маленькую, потом побольше, потом самую большую.


Дочка (держа в руках маленькую корзину): А что мама, в эту корзинку много золота войдёт?
Старуха: Да, немало.
Дочка: На шубку хватит?
Старуха: Что там на шубку, доченька! На полное приданое хватит: и на шубки и на юбки. Да ещё на чулочки и платочки останется.
Дочка: А в эту сколько войдёт?
Старуха: В эту ещё больше. Тут и на дом каменный хватит, и на коня с уздечкой, и на барашка с овечкой.
Дочка: Ну, а в эту?
Старуха : А уж тут и говорить нечего. На золоте пить-есть будешь, в золото оденешься, в золото обуешься, золотом уши завесишь.
Дочка: Ну, так я эту корзинку и возьму. (Вздыхает). Одна беда — звезд с неба достать невозможно. Видно, посмеяться над нами захотела королева.
Старуха: Молода, вот и придумывает всякую всячину.
Дочка: А вдруг кто-нибудь пойдёт в лес, да и достанет эту звезду. И достанется ему вот этакая корзина золота!
Старуха: Ну, где там — достанет! Раньше ночи звезды и не покажутся. А ночью в лесу и замерзнуть можно.
Дочка: Я все равно пойду.
Старуха: Что ты, доченька! Да я тебя и за порог не выпущу. Погляди в окошко, какая метель разыгралась. А то ли ещё к ночи будет!
Дочка (хватает самую большую корзину): Нет, пойду — и всё тут. Я на самое высокое дерево залезу и достану королеве эту звезду, корзинкой её зацеплю. В кои-то веки во дворец попасть случай вышел, к самой королеве на праздник. Да ещё целую корзину золота дадут. (Плачет).
Старуха: Ну, полно, доченька, полно, не плачь. Вот съешь-ка горяченького пирожка!
Дочка (сквозь слезы): Не надо мне пирожков, хочу звезду! Ну, если меня не пускаете, так пусть хоть сестра сходит. Вот придёт она из лесу, а вы её опять туда пошлите.
Старуха: А ведь и правда! Отчего бы её не послать? Лес недалеко, сбегать недолго. Зацепит звездочку, положит в корзинку — а мы с тобой её во дворец снесём, а замёрзнет — значит, такая её судьба. Кто о ней плакать станет?

Входит падчерица.


Падчерица: Так метёт, что ни земли, ни неба не ви¬дать. Словно по облакам идёшь. Еле до дому добралась.
Старуха: Придется тебе еще раз по облакам походить.
Падчерица: Не пойму, о чем вы говорите.
Старуха: Что же здесь непонятного? В лес опять пойдешь.
Падчерица: В лес? Зачем? Я хворосту много привезла, на неделю хватит.
Дочка: Да не за хворостом, а за звездой!
Падчерица: За звездой? В такую вьюгу? Да и не один человек ещё звезд с неба не доставал.
Старуха: За эту звезду целую корзину золота дадут. Так что вот тебе корзина, иди и без звезды не возвращайся!
Падчерица: Не пойду я!
Дочка: Как это — не пойдёшь?
Падчерица: Неужели вам меня совсем, совсем не жалко? Не вернуться мне из лесу.
Дочка: А что же — мне вместо тебя в лес идти?
Падчерица (опустив голову): Да ведь не мне золото нужно.
Старуха: Понятно, тебе ничего не нужно. У тебя все есть, а чего нет, то у мачехи да у сестры найдётся!
Дочка: Иди и без звезды не возвращайся!

Падчерица закутывается в платок, берёт корзину и уходит. Молчание.

Действие третье


Лес. На землю падают крупные хлопья снега. Густые сумерки. Падчерица про¬бирается через глубокие сугробы. Кутается в рваный платок. Дует на замёрзшие руки. В лесу всё больше и больше темнеет. С верхушки дерева шумно падает ком снега.


Падчерица (вздрагивает): Ох, кто там? (Оглядывается.) Снеговая шапка упала, а мне уж почудилось, будто на меня кто с дерева прыгнул... А кому быть здесь в такую пору? Звери и те по своим норам попрятались. Одна я в лесу... Не пойду дальше. Тут и останусь. Всё равно, где замерзать. (Садится на поваленное дерево.) Мало я хорошего в жизни видела, а все равно страшно помирать. Ay! Помогите! Ay! Нет, никто не отзывается. Что же мне делать? Так и сидеть здесь, пока конец не придёт? Взобраться, что ли на дерево? Там хоть меня волки не достанут. (Взбирается на одну из ветвей и усаживается в развилине. Начинает дремать.)
Январь: Не спи — замёрзнешь!
Падчерица: Что такое? Кто это сказал? Кто здесь, кто? (Потирает глаза, видит Января). Добрый вечер, дедушка!
Январь: И тебе вечер добрый! Что ты делаешь в лесу одна в такую пору?
Падчерица: Мачеха меня в лес послала звезду с Востока принести. Под этой звездой какой-то Царь родился.
Январь: Иди домой, девочка.
Падчерица: Не могу я домой идти, меня мачеха на порог без звезды не пустит.
Январь: Плохи твои дела, голубушка. Не дано нам звезды с неба срывать.
Падчерица: Да я и сама это знаю. Спасибо, что поговорил со мной, пойду я дальше.
Январь: Погоди, девочка, не спеши. Пойдем-ка лучше к огоньку погреться. Знаю я про звезду, о которой ты говоришь.
Падчерица: Знаешь, дедушка?
Январь: Знаю. Пойдем, мы с братьями тебе о ней расскажем.

Приходят к костру. Там сидят братья-месяцы.


Январь: Здравствуйте, братья - месяцы.
Февраль: Здравствуй, Январь. Кто это с тобой?
Март: Я её знаю. Она круглый год работает на свою мачеху и сестру. Просыпается с первым лучом солнца и ложится, когда уже луна на небе блестит.
Апрель: А зачем ты, девочка, в лес пошла? Ведь здесь и замерзнуть не мудрено.
Падчерица: Не по своей воле я в лес пришла. Меня мачеха отправила за звездой, под которой Царь родился. А я не только про звезду эту ничего не слышала, я даже не знаю, что это за Царь такой.
Январь: Ну что же, девочка, садись к костру поближе и слушай историю о рождении Царя. Давным-давно, больше 2000 лет назад, зажглась на небе та самая звезда, за которой тебя в лес послали. Зажглась она в далекой стране Израиле в древнем городе Вифлееме. Это была самая красивая и самая яркая звезда на всем небосводе. Это была непростая звезда. Она освещала путь к новой жизни.
Февраль: Она сияет в вышине.
Она восходит в тишине,
Когда на землю ночь придет,
И хор небесный воспоет,
И люди вторят той хвале —
Христос родился на земле!
Январь: Эту звезду увидели волхвы  мудрецы, жившие на Востоке. Они узнали, что, согласно древним пророчествам, на небе загорится новая звезда, когда родится Мессия, Царь Иудейский. Мудрецы тронулись в путь, чтобы поклониться рожденному Царю, а звезда, которую они видели на Востоке, стала двигаться перед ними и остановилась над тем местом, где родился Младенец.
Падчерица: А кто Он, этот Младенец?
Март: Этот Младенец  Сын Самого Бога. Он послал Своего Сына Иисуса Христа в этот мир, чтобы спасти людей от грехов и вечной погибели.
Январь: История рождения Иисуса удивительна. Подумай только, Ему, Сыну Творца всей Вселенной пришлось родиться в хлеве для животных.
Падчерица: Разве Царь может родиться в хлеве? Он должен жить во дворце!
Март: Бог послал Своего Сына на землю не для того, чтобы Он жил в царских хоромах. Бог дал Ему очень важную миссию.
Падчерица: Какую миссию?
Апрель: Задолго до рождения Иисуса в прекрасном Эдемском саду жил человек по имени Адам и его жена Ева. Они общались с Богом и были счастливы. Но однажды они ослушались Бога и таким образом совершили грех. За это Бог изгнал их из Рая. Они потеряли самое ценное, что имели  вечную жизнь. Так люди познали смерть.
Март: Потом у Адама и Евы родились дети, которые тоже огорчали Бога своими грехами. В конце концов, вся земля наполнилась злом. Чтобы искупить свои грехи, людям приходилось приносить в жертву животных.
Апрель: Богу не нравилось то, что люди должны убивать животных. Представь, если бы каждый человек за каждый свой грех убивал животное, их бы просто не осталось на земле! Бог очень любит всех людей, но ненавидит грех. Поэтому Он послал на землю Своего Сына, чтобы Он стал единственной жертвой за грехи всего мира.
Март: Бог отдал частичку Себя, чтобы человек стал ближе к Нему. Он хочет, чтобы мы были счастливы и вновь получили вечную жизнь.
Январь: Итак, Сын Божий, став Младенцем, родился в небольшом городе Вифлееме. Он во всем стал похожим на людей. Единственное отличие  в Нем не было греха. Иисус Христос жил на земле около тридцати трех лет. За это время Он совершил очень много добрых дел. Он исцелял больных, слепым возвращал зрение, воскрешал мертвых. Но Он пришел на землю не только для того, чтобы творить добрые дела. Иисус Христос совершил для нас очень важное дело. Он отдал Себя на крест, добровольно умер за нас. Умер, чтобы заплатить за все наши грехи. Он взял наказание наше на Себя.
Март: О, как Бог добр к нам! Как сильно Он нас возлюбил! Он послал Сына Своего, Иисуса Христа, на смерть вместо нас. И как сильно любит нас Иисус Христос! Он добровольно согласился уме¬реть за нас.
Падчерица : Он умер за меня тоже? Из-за моих грехов? (Плачет). Что мне сделать, чтобы Бог простил меня?
Январь: Нужно только поверить в то, что Иисус Христос  твой Бог и Спаситель, Который отдал Свою жизнь, чтобы подарить тебе жизнь вечную. Попроси у Бога прощения за твои грехи, и Он станет твоим любящим Отцом!
Падчерица: Но где мне найти Его, чтобы попросить прощения? Он ведь умер.
Апрель: На третий день после Своей смерти Он воскрес, а через некоторое время вознесся к Богу-Отцу на небеса. Он сегодня жив! Иисус Христос находится среди тех, кто верит в Него. Он рядом! Сегодня в рождественскую ночь все говорит об этом  и звезды, и луна, и лес. Настало время чудес!
Падчерица (молится): Иисус, Иисус! Ты рядом, я чувствую это. Спасибо Тебе за то, что Ты родился в эту ночь. Спасибо Тебе за то, что Ты умер за мои грехи. Прости меня. Я очень хочу, чтобы Ты стал моим Отцом, таким, Какого у меня никогда не было!

Зажигается свеча. Её свет озаряет сцену.


Падчерица : Как стало светло!
Апрель: Произошло чудо! На небе зажглась новая звезда. Для Бога родилась новая душа. (Обращается к падчерице). Теперь Бог стал твоим Отцом. (Подает ей свечу). Возьми, это твоя звезда. Пусть её свет озарит сердца людей и никогда не погаснет!

Эпилог


На сцене снова куклы.


Внук: На этом сказка заканчивается? А что же случилось с той капризной королевой? Она так и не получила Вифлеемскую звезду?
Бабушка: На праздник Рождества она получила еще более ценный подарок.
Внук: Какой же?
Бабушка: Падчерица и братья-месяцы принесли во дворец радостную весть о рождении Иисуса Христа. Они рассказали королеве о том, что Бог верующим в Него дарует жизнь вечную и настоящее счастье. Тогда королева, канцлер, профессор и другие слуги во дворце преклонились пред Единым Великим Богом и Царем земли. Свет рождественской звезды озарил и их сердца. Вера в Иисуса Христа навсегда изменила их жизни. В королевстве воцарился мир. Теперь там владычествовал новый Царь  Господь Иисус Христос.
Внук: Бабушка, а что случилось с Вифлеемской звездой?
Бабушка: Она до сих пор сияет в небе. Она напоминает людям о том, что уже более двух тысяч лет назад в Вифлееме родился Царь и Спаситель мира. В эту ночь ангелы на небесах и люди на земле славят Бога за Его любовь.

Все актеры выходят на сцену и поют рождественскую песню «Звезды над домом Христовым сияют».

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».