Сказка о завистнике и внушившем зависть. Конспект занятия "о зависти" Вспомни народные сказки в которых зависть

Тысяча и одна ночь

Говорят, о ифрит, - сказал я, - что в одном городе было два человека, жившие в двух смежных домах с общим простенком, и один из них завидовал другому и поражал его глазом и силился повредить ему. И он все время ему завидовал, и его зависть так усилилась, что он стал вкушать мало пищи и сладости сна, а у того, кому он завидовал, только прибавлялось добра, и всякий раз» как сосед старался ему повредить, его благосостояние увеличивалось, росло и процветало. Но внушивший зависть узнал, что сосед завидует ему и вредит, и уехал от соседства с ним и удалился от его земли и сказал: «Клянусь Аллахом, я покину из-за него мир!» И он поселился в другом городе и купил себе там землю (а на этой улице был старый оросительный колодец), и построил для себя у колодца келью и, купив себе все, что ему было нужно, стал поклоняться Аллаху великому, предаваясь молитве с чистым сердцем.И к нему со всех сторон приходили нуждающиеся и бедные, и слух о нем распространился в этом городе, и весть дошла до его соседа-завистника, и тот узнал о благе, которого он достиг, и о том, что вельможи города ходят к нему. И он вошёл в келью, и его сосед, внушивший зависть, встретил его пожеланием простора и уюта и оказал ему крайнее уважение. И тогда завистник сказал ему: «У меня с тобой будет разговор, и в нем причина моего путешествия к тебе. Я хочу тебя порадовать; встань же и пройдись со мною по твоей келье». И внушивший Зависть поднялся и взял завистника за руку, и они прошли до конца кельи, и завистник сказал: «Вели твоим факирам, чтобы они пошли в свои кельи. Я скажу тебе только в тайне, чтобы никто не слышал нас». И внушивший зависть сказал факирам: «Войдите в свои кельи», и они сделали так, как он им приказал, а внушивший зависть прошёл немного с завистником и дошёл с ним до старого колодца. И завистник толкнул внушившего зависть и сбросил его в колодец, когда никто не знал этого, и пошёл своей дорогой, думая, что убил его.
А в колодце жили джинны, и они подхватили внушившего зависть и мало-помалу спустили его и посадили на камень и спросили один другого: «Знаете ли вы, кто это?» - «Нет», - ответили джинны. И тогда один из них сказал: «Это человек, внушивший зависть, который бежал от завистника и поселился в нашем городе. Он воздвиг ту келью и развлекал нас своими молитвами и чтением Корана, а завистник пришёл к нему и встретился с ним и ухитрился сбросить его к нам. А весть о нем дошла в сегодняшний вечер до султана этого города, и он решил завтра посетить его ради своей дочери».
«А что с его дочерью?» - спросил кто-то из них. И говоривший сказал: «Она одержимая; в неё влюбился джинн Маймун ибн Дамдам, и если бы старец знал для неё лекарство, он бы наверное её исцелил. А лекарство для неё - самая пустая вещь». - «А какое же это лекарство?» - спросил кто-то из джиннов. И говоривший ответил: «У чёрного кота, что у него в келье, есть на конце хвоста белая точка величиною с дирхем. Пусть возьмёт семь волосков из этих белых волос и окурит ими царевну, и марид уйдёт у неё из головы и никогда не воротится к пей, и она тотчас же вылечится».
И все это происходило, о ифрит, а внушавший зависть слушал. Когда же настало утро и взошла заря и Заблистала, нищие пришли к старцу и увидели, что он поднимается из колодца, и он стал великим в их глазах. А у внушившего зависть не было другого лекарства, кроме чёрного кота, и он взял из белой точки, что была у него на хвосте, семь волосков и спрятал их у себя. И едва взошло солнце, как прибыл царь со своими вельможами, а остальной свите приказал стоять. Когда царь вошёл к возбудившему зависть, тот сказал: «Добро пожаловать!» - и, велев ему подойти ближе, спросил: «Хочешь, я открою тебе, для чего ты ко мне прибыл?» - «Хорошо», - ответил царь. И старец сказал: «Ты прибыл, чтобы посетить меня, а в душе хочешь меня спросить о своей дочери». - «Да, праведный старец!» - воскликнул царь. И внушивший зависть сказал: «Пошли кого-нибудь привести её, и я надеюсь, что, если захочет Аллах великий, она сию же минуту исцелится».
И царь обрадовался и послал своих телохранителей, и они принесли царевну со скрученными руками, закованную в цепи, и возбудивший зависть посадил со и покрыл её покрывалом и, вынув волоса, окурил её ими. И тот, кто был над её головой, испустил крик и покинул её, а девушка пришла в разум и закрыла себе лицо и спросила: «Что это происходит и кто привёл меня в это место?» И султан обрадовался радостью, которой нет сильнее, и поцеловал её в глаза и поцеловал руки у старца, возбудившего зависть, а после того он обернулся к вельможам своего царства и спросил их: «Что вы скажете? Чего заслуживает тот, кто исцелил мою дочь?» - «Жениться на пей», - отвечали они. И царь воскликнул: «Вы сказали правду!» Потом он выдал дочь замуж за внушившего зависть, и тот сделался зятем царя. А спустя немного умер визирь, и царь спросил: «Кого сделаем визирем?» - и ему сказали: «Твоего зятя». И ею сделали визирем, и ещё немного спустя умер султан, и когда спросили: «Кого сделаем царём?» - ответили: «Визиря». И визиря сделали султаном, и он стал царём и правителем.
Однажды царь сел на коня, и завистник проходил по его дороге, и вдруг видит: тот, кому он завидовал, в царственном великолепии, среди эмиров, визирей и вельмож своего царства! И взор царя упал на завистника, и он повернулся и сказал одному из своих визирей: «Приведи ко мне этого человека и не устрашай его». И визирь пошёл и привёл его соседа, завистника. А царь сказал: «Дайте ему тысячу москалей из моей казны и принесите ему двадцать тюков товаров и пошлите с ним стражника, чтобы он доставил его в город», - и потом он простился с ним и уехал, не наказавши его за то, что он сделал с ним.
Посмотри же, ифрит, как возбудивший зависть простил завистника и как тот сначала завидовал ему, потом причинил ему вред и отправился к нему и довёл до того, что бросил его в колодец, и хотел его убить, но он не воздал ему за его это, а простил ему и отпустил».

Тема занятия: «Зависть»

«Зависть- признание себя побеждённым»

Цель: раскрыть понятие «зависть», воспитывать у детей умение радоваться успехам окружающих людей.

Коррекция речи и памяти детей.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Ребята мы с вами с первой минуты жизни находимся среди людей. С каждым годом мы взрослеем, и круг нашего общения расширяется. И порой бывает так сложно разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому из нас удаётся сберечь в себе человеческое, зависит то, какой будет наша жизнь.

Ребята! В начале нашего часа общения вам предлагается посмотреть маленькую инсценировку рассказа Толстого «Молния и Солнце».

Спросила Молния у Солнца:

М. Скажи, почему люди любят тебя больше чем меня, ведь я тоже очень яркая?

С. Они любят тепло и ласку – отвечало Солнце

М. – От моих пожаров тоже много тепла, но это их не устраивает

С. Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А все беды от зависти.

Итак, ребята, сегодня мы посвятим наш разговор интересному вопросу «Что такое зависть?»

Скажите, кому из участников рассказа вы симпатизируете? (кто понравился). Почему?

Какова основная мысль рассказа?

Как вы понимаете значение слова «зависть».

(дети высказываются)

В толковом словаре Ожегова Зависть - это чувство досады, вызванное успехом другого.

Ребята, как вы думаете, чему люди могут завидовать ?

(ответы детей)

- А вы завидовали когда – нибудь?

(затрудняются сразу ответить)

Да, на этот вопрос нелегко решится ответить, ведь признаться что завидуешь – значит согласится с тем, что другой человек лучше. Но завидуют все без исключения. Зависть возникает тогда, когда сравниваешь себя с кем- нибудь. А в жизни всегда есть кто-нибудь красивее, сильнее, умнее, богаче.

Давайте вспомним сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке». Ребята, как вы думаете, в этой сказке встречается зависть?

Да, старуха всё сравнивала себя с теми кто богаче и завидовала им.

К чему привела старуху её зависть? (опять к разбитому корыту)

Какие сказки вы ещё знаете, в которых проявляется зависть?

Золушка, Морозка и др.

Молодцы, много читаете и знаете сказок.

Итак, мы с вами выяснили, что объект зависти – человек, который имеет что- то такое, чего у тебя нет.

Ребята, подумайте, зависть – это положительное чувство или отрицательное?

Почему?

Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует войны, склоки и ведёт к смерти.

К вам часто приходят гости из церкви. Помните, они рассказывали о главных библейских заповедях, одна из которых - не завидуй. Из- за зависти происходят трагедии.

(сейчас давайте посмотрим презентацию о двух братьях Каине и Авеле).

Русский народ посвятил много внимания этому чувству в литературных жанрах

В басне Крылова «Лягушка и Вол» рассказывается как лягушка увидела огромного вола и тут же захотела быть с него ростом. Она стала изо всех сил надуваться – надуваться.(вот как автор об этом пишет:

Пыхтела, да пыхтела

И кончила моя затейница на том,

Что, не сравнявшись с Волом,

С натуги лопнула и – околела.

Ребята, о чём эта басня?

Какое отношение к лягушке?

Смогла ли лягушка добится того, чего хотела?

Какой вы сделали для себя вывод?

И человек иной так может разлететься,

Гоняясь за чужим успехом, кошельком иль славой,

Не будь же дураком – завидуй меньше и живи по средствам.

Ребята, завидуя другим людям, мы становимся лучше или хуже?

Завистникам никогда не показывайте, что их зависть вас напрягает. Вы просто не принимайте его зависти. Это как подарок от плохого человека, если вы его не принимаете, то у кого останется этот подарок. То же происходит и с завистью. Просто держите дистанцию с такими людьми.

Сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и прослушать песню Розенбаума «Зависть». Вначале песни мы все встанем и немножко разомнём свои ножки и пальчики (потопаем ногами - представим что мы топчим свою зависть, сгибаем пальчики – представим что мы давим свою зависть, отталкиваемся ладошками - прогоняем свою зависть)

Звучит песня «Зависть»

Русский народ создал много пословиц и поговорок:

Кто чужое желает, тот своё потеряет

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Где счастье, там и зависть.

(задание их сложить).

А сейчас ребята, я хочу чтобы мы с вами прочитали сказку о зависти, называется она «О зёрнышке».

Текст сказки у детей. Читают

О чём эта сказка? Мальчик Игорь не желал добра другому, а только самому себе.

Всё то, во что человек вкладывает душу, согревает своим теплом – это даёт результат и делает человека достойным.

Девочка Василиса пригласила своих друзей – она желала добра не самой себе, а всем. Она пригласила настоящих друзей, которые могли порадоваться за неё.

Сильный и умный человек направит свою зависть в нужное русло. Зависть только лишь подтолкнёт его приложить усилия, чтобы достичь того же успеха, а может быть стать и лучше.

А чтобы избавиться от зависти

    Развивай в себе хорошие качества –доброту, терпение, уважение

    Трудись, достигая своей цели

    Радуйся успехам друзей и одноклассников

Притча о волке:

Старый индеец рассказывает внуку:

Внутри каждого человека идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло –зависть, ревность, зло

Другой волк представляет добро, мир

Внук задумался, а потом спросил:

А какой волк побеждает?

Всегда побеждает волк, которого ты кормишь.

Всё зависит от вас, какой путь вы изберёте- озлобитесь от зависти или используете её как толчок для достижения своей цели.

О чём мы говорили сегодня на занятии?

(зависть плохое чувство, не завидовать, уметь радоваться успехам других)

Я надеюсь, что в вашей душе не поселятся зависть и злоба.

Вы все станете хорошими, независтливыми людьми.

В одном месте, не скажу где точно, давно или недавно жили два мальчика — Ваня и Саня.
Ваня рос вредным мальчиком: завидит игрушку у соседа, обязательно отнимет; услышит как ребята в свистульку дуют — отберет; унюхает запах бутерброда – отнимет, не раздумывая…Не мог Ваня пройти мимо того, чего у него не было, сразу же начинал завидовать и хотел присвоить себе.
Все дети недолюбливали Ваню, но и связываться с ним не хотели, им просто было противно.
Саня же был совершенно иным. Понравится ему игрушка, он себе такую же смастерит, да еще и получше; услышит свист свистульки, дудочку выстругает; почует какую-нибудь вкуснятину, еще вкуснее приготовит, да еще и других угостит. Дети обожали Саню и дружили с ним, а с Ваней никто не водился.
Иззавидовался Ваня наблюдать такую картину, захотелось ему, чтобы с ним все дружили и чтобы завидовали ему.
Как-то увидел Саня, как дети складывают бумажные самолетики и пускают их в небо, но те быстро опускаются на землю. Почесал в затылке Саня и …соорудил бумажного змея, привязал к нему нитку, и змей поднялся выше крыши самого высокого дома, а Ваня тут как тут — вырвал нитку из Саниных рук и дал теку. Подбежал он к ребятам и говорит, запыхавшись: «Смотрите, что я для вас смастерил!!! Кто хочет запустить змея, дает мне за это свой самолетик, а те, у кого нет, пусть мне завидуют!!!»
Дети без сожаления отдали ему все свои самолетики и ушли к Сане, помочь ему построить нового змея, чтобы запустить его всем вместе… А Саня их уже с новой поделкой ждет — большим воздушным шаром, который он соорудил из целофана и наполнил паром из горячего чайника, так что тот выше змея поднялся. От зависти Ваня разломал змея на кусочки…
И так продолжалось день за днем, год за годом. Увидит Саня что-то, что ему захочется, так пожелает этого, что еще лучше сделает. Помогало это желание Сане во всем: и в учебе, и в дружбе, и в спорте и в музыке, а как он танцевал, просто загляденье. А когда стал взрослым, то и в работе это желание ему пригодилось. Ваня же продолжал пользоваться плодами трудов Сани, но ни в чем не смог преуспеть — ведь это было все за счет другого.
Так что же за Желание было у Сани? Он ведь, как и Ваня, хотел иметь то, чего у него не было? Так значит и он завидовал? Тут многие дети отрицательно покачают головой и скажут, как их учили папы и мамы, что мол это вовсе не зависть. Так что это? Конечно, зависть… «Но как же, — скажут дети, — ведь родители нас учили, что завидовать плохо. Рассказывали нам про Белую и даже Черную Зависть и учили не завидовать».
Но посмотрите на Саню! Зависть помогла ему, а Ване – нет. Значит, Зависть может быть полезной. Надо только правильно научиться ей пользоваться!!! Саня умел, а Ваня — нет…
Я бы хотел использовать Зависть, как делал это мальчик по имени Саня! И не хотел бы, как мальчик по имени Ваня!
А вы, дети?

Духовно-нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКЭС на уроках модуля «Основы светской этики»

Человеком быть трудно,

Стать человеком – большая работа.

Э. Межелайтес

Ребёнок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми. (А. Пьерон)

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию нравственных качеств личности.

В школах введён предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Наша школа работает по модулю «Основы светской этики». Выбору данного модуля предшествовало проведение родительского собрания, на котором мы познакомили родителей с новым курсом и предложили на выбор шесть модулей. Родители выбрали модуль «Основы светской этики». Курс призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Перед учителем стоит задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. А это всегда актуально, так как если человек делит с кем-то кров, живёт рядом, то между ними возникают взаимоотношения, которые строятся по определённым правилам. Люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Уже первые люди поняли, что если помогать друг другу, то жизнь становится легче, а если лениться, враждовать, обманывать - то жить будет хуже. Постепенно стали складываться представления о добре и зле, появилась потребность поддерживать хорошие поступки и запрещать плохие.

Жить в мире и согласии, мы учили всегда.

Если мы сравним воспитательную работу и новый курс, то увидим следующее: