Сказка где главный герой время года. Сказка «Бузинная матушка

О сказке

Сказка «Двенадцать месяцев» о человеческой вере в чудеса

Замечательная сказка «Двенадцать месяцев» знакома каждому взрослому с раннего детства. Великий русский поэт, автор детских книг написал эту увлекательную историю по мотивам словацкой народной сказки.

Советский писатель трудился в тяжелые военные годы и в 1942 году адаптировал богемскую легенду о двенадцати месяцах под театральную постановку для студии МХАТ. В 1947-48 годах драматическая сказка-пьеса была представлена юному зрителю на подмостках двух прославленных театров. История поразила и впечатлила советских детей. С тех пор прошло более полувека, но озорная детвора не перестает удивляться волшебству загадочной и поучительной легенды.

На этой красочной страничке представлена «Двенадцать месяцев». С необыкновенными иллюстрациями, которые подобраны к увлекательному повествованию, чтение превращается в настоящее путешествие. Ребенок вместе с родителями, бабушками и дедушками сможет перенестись в огромный мир детской литературы и погрузиться в богатую сокровищницу русских народных промыслов.

Малыши часто не могут понять, почему в сказках бывают добрые и злые персонажи? Чтобы разобраться в глубоком смысле сказочной истории, необходимо поближе познакомиться с интересными и характерными героями:

Злая мачеха – частый персонаж в русских сказках. Женщины в деревнях много работали, и бывало, что малые детки оставались сиротами из-за потери родной матери. Отцы женились вновь, и мачехи уделяли больше времени, любви и заботы родным детям, а приемные выполняли самую тяжелую работу и лишались куска хлеба.

Родная дочка мачехи – ленивая и вредная девчонка. Избалованная родной маменькой бездельница целый день лежала на печи и жевала калачи. Когда сводной сестрице удалось в январе добыть подснежников, она из зависти побежала в морозный лес и решила выпросить у месяцев грибов и ягод.

Падчерица – главная героиня сказки. По законам жанра она все время трудится и терпит издевательства мачехи. Когда в холодную стужу девочку послали за подснежниками, она безропотно подчинилась и надеялась только на чудо. Чистая душа падчерицы, ее доброта, вера и трудолюбие помогли встретить двенадцать месяцев и пройти это сложное испытание.

Трое мальчиков – март , апрель и май . Дети у костра символизировали весенние месяцы. В это время наступает равноденствие, и жизненный круг начинается сначала.

Трое молодых – июнь , июль , август . Это летние месяцы, когда природа прогревается щедрым солнышком, а в полях и в садах зелень наливается свежим соком.

Трое пожилых – сентябрь , октябрь и ноябрь . Осенние месяцы, щедрые на дары и подношения, в это время матушка-земля отдает человеку плоды, которые уродила за теплое время года.

Трое стариков – декабрь , январь , февраль . Эти зимние старцы, покрывающие поля и луга теплым снежным одеялом. В эти холодные месяцы природа отдыхает и набирается новых сил для следующего весеннего возрождения.

Падчерица в походе за подснежниками увидела настоящий круговорот в природе. Костер в центре круга символизирует солнце, а двенадцать месяцев вокруг – вечное и нескончаемое движение вселенских природных циклов.

Зло в сказке обязательно будет наказано, как и в жизни! А добрая девочка, которая верит в чудо, получит от матушки-природы настоящее волшебное вознаграждение.

Читайте детскую сказку «Двенадцать месяцев» с красивыми красочными картинками и крупным шрифтом бесплатно онлайн и без регистрации на нашем сайте. В конце сказки вы увидите ссылки на одноимённый , и .

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Двенадцать.

А как их зовут?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

Как же это случилось? А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить.

Что ни сделает падчерица — всё не так, как ни повернётся — всё не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела.

А падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай.

То хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь.

Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шёл январь месяц.

Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:

Да и какие среди зимы подснежники!

Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах. А сестра говорит ей:

— Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет!

— Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает.

Всё темнее становится кругом.

Небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.

Вот и лес. Тут уж совсем темно — рук своих не разглядишь.

Села девочка на поваленное дерево и сидит. Всё равно, думает, где замерзать.

И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонёк — будто звезда среди ветвей запуталась.

Поднялась девочка и пошла на этот огонёк. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, — думает, — огонёк не погас!»

А он не гаснет, он всё ярче горит. Уж и тёплым дымком запахло, и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра сидят люди — кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.

Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков ещё того меньше: вон они какие нарядные — кто в серебре, кто в золоте, кто в зелёном бархате.

И вдруг обернулся один старик — самый высокий, бородатый, бровастый — и поглядел в ту сторону, где стояла девочка.

Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает её старик громко:

— Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?

Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:

— Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников. Засмеялся старик:

Стоит девочка, слушает, а слов не понимает — будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

— Что же ты делать будешь, если не найдёшь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.

Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

— Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.

— Ну, теперь твой черёд, братец, — сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю. Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землёю.

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю!

Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри. А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:

Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

Девочка даже руками всплеснула.

Куда девались высокие сугробы?

Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке?

Под ногами у неё — мягкая весенняя земля.


Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под тёмной кожуры первые зелёные листики.

Глядит девочка — наглядеться не может.

Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать.

На кочках и под кочками — куда ни поглядишь.

Набрала она полную корзину, полный передник —

И скорее опять на полянку, где костёр горел, где двенадцать братьев сидели.

А там уже ни костра, ни братьев нет: Светло на поляне, да не по-прежнему.

Не от огня свет, а от полного месяца, что взошёл над лесом.

Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой. А месяц за нею поплыл.

Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей — и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи.

«Ох, — думает мачехина дочка, — и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в тёплой постели, а теперь ходи да мёрзни! Ещё пропадёшь тут!»

И только она это подумала, как увидела вдалеке огонёк — точно звёздочка в ветвях запуталась.

Пошла она на огонёк. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костёр горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют.

Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться.

Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.

— Ты кто такая? — спрашивает. — Откуда взялась?

— Из дому, — отвечает мачехина дочка. — Вы нынче моей сестре целую корзинку подснежников дали. Вот я и пришла по её следам.

— Сестру твою мы знаем, — говорит Январь-месяц, — а тебя и в глаза не видали. Ты зачем к нам пожаловала?

— За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц — огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август — яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц — орехов спелых. А Октябрь:

— Погоди, — говорит Январь-месяц. — Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко ещё до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду.

А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала — нет её, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдёшь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень!

Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замёрзла.

Так и остались они обе в лесу лета ждать.

И был у неё, рассказывают, около дома сад — да такой чудесный, какого и свет не видывал.

Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.

— У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.В двенадцать лет я стал вести дневник, стихи,…

  • Кому двенадцать лет, тот в детский сад, стихи,…
  • Сказка "Времена года" для 1 класса.

    Галина Васильевна Егорова, учитель надомного обучения.
    Место работы: Мотыгинская коррекционная школа-интернат VIII вида, п. Мотыгино Красноярского края.
    Описание работы: Данная сказка будет интересна учителям начальных классов. В ней рассказывается о четырех сестрах - временах года.
    Цель: Формирование представления о временах года с использованием сказки.
    Задачи:
    -образовательная: рассказать о временах года, как о четырех сестрах, повторить названия зимних, весенних, летних, осенних месяцев;
    -развивающая: развивать внимание, мышление, воображение, память, любознательность;
    -воспитательная: воспитывать интерес к сказкам, к окружающему миру.
    Содержание:
    Давным - давно, в некотором царстве, в некотором государстве жили четыре сестры. Они были очень разными по - своему характеру. Одна была очень холодная, морозная и суровая. За это ее не все любили. Она всегда старалась подчинить себе других сестер, потому что была самой старшей. И звали ее Зима .

    За ней шла вторая сестра: веселая, жизнерадостная, скромная. Все считали, что ее теплый взгляд поможет растопить любые снежные горы. Ее любили за доброту, безграничную нежность, веселый смех. Ее звали Весна .


    Помладше была девочка по имени Лето .


    Это необычное имя, но оно очень ей шло. Так как она сильно любила тепло, солнышко, море. Девочка была ласковой, горячей, жизнерадостной, солнечной. А самую младшую из четырех сестер звали Осень .


    Осень часто грустила, плакала, печалилась, скучала. Временами очень нелегко было понять ее резкую смену настроения. Осень то смеялась заразительно, то начинала горько плакать. Но все жители сказочного царства были уверенны в том, что девочке нравилась пасмурная дождливая погода, слякоть, грязь и прохлада. При виде всего этого, у Осени поднималось настроение, интерес к окружающему миру. Ей хотелось взять в руки краски и кисти, расписать все вокруг красными, желтыми, пунцовыми цветами.
    Такими вот разными и непохожими были четыре сестры.
    Однажды выпало много - много снега. Радость и восторг старшей сестры Зимы были безграничны. Всем казалось, что счастливей и веселей нет никого во всем дворце. Такое настроение у девочки длилось в течении трех месяцев: декабря, января, февраля. Дул сильный порывистый ветер, шел пушистый снег, стоял трескучий мороз. Однажды Весне надоела такая погода. И как только она так подумала, все вокруг начало таять. Зазвенели ручьи, стали появляться маленькие почки на деревьях и кустарниках, вылезла первая весенняя травка, стали громче щебетать птички. Зима очень разозлилась на свою сестру. И чем больше она злилась, тем холоднее становилась погода. Пока две сестры ругались день и ночь, дули сильные ветра, завывали вьюги, вихрем снег слетал с деревьев. Наконец Зима устала бороться с Весной и уступила ей. Обрадовалась Весна! Надела свой самый красивый зеленый сарафан и пошла гулять по дворцу, одаряя всех теплой улыбкой, веселыми ручейками и солнечными зайчиками. И длилась ее радость три весенних месяца: март, апрель и май . Тут и Лето захотело побольше солнца, света и тепла. Тем более, что наступил июнь. Первый летний месяц. Стало очень жарко, распустились на деревьях и кустарниках цветы, соловьи распевали свои трели в дворцовом саду. Лето тоже правило три месяца: июнь, июль и август.
    И снова наступил черед Осени. Она правила три осенних месяца: сентябрь, октябрь,ноябрь , пока не наступила очередь Зимы. И все снова было подчинено ее зимнему характеру. Снова холод, метели, сугробы и вьюги. Но Весна, спустя три месяца, побеждала Зиму, уступая свое правление Лету, а затем Осени.
    И вот так каждый год: Зима с Весной воюют, Осень приходит на смену Лету. Но, благодаря волшебству четырех времен года, мы купаемся в реке,загораем, гуляем по осеннему лесу, катаемся на санках с горы, любуемся красотой природы!

    Зайчик і весна

    Був гарний, погожий день. Маленький зайчик сидів під кущиком і дивився на свій старенький кожушок.
    - Ой горе мені, - плакав бідолашний, - сніг розстав, ніде заховатися, скрізь видно мій білий кожушок.
    Ласкаве сонечко побачило заплакане зайченя, витерло йому промінчиком слізки і пообіцяло допомогти. Воно звернулося до весни. Уважно вислухала вона сонечко і вирушила на пошуки зайчика. Де проходила, там зеленіла трава, розквітали дерева, щебетали пташки. Усе раділо Весні-чарівниці.
    Нещасне зайченятко, яке сиділо під кущиком на купці сірого снігу, раптом із жахом побачило, як останній сніг розтанув, і навколо нього розцвіли проліски. Тремтячий зайчик підвів голову і помітив дівчину незвичайної вроди. Вона була одягнена в шати з прекрасних квітів. Вітер грався її русявим волоссям, а пташки співали для неї найкращих пісень.
    - Ти хто? - зачаровано запитав зайчик.
    - Я - весна, - лагідно відповіла дівчина, - сонечко розповідало про твою біду. Ось дивись. Це тобі.
    Вона простягнула йому гарненький сірий кожушок.
    - Дякую тобі, Весно! - закричав зайчик. - Тепер ніхто не побачить мене серед кущів!
    Одягнувши нового кожушка, щасливий зайчик зник у лісі. А весна-чарівниця помандрувала далі, даруючи всім радість і втіху.

    http://nashakazka.org.ua/poltavschini/zaychik_i_vesna.html

    Казка про Весну

    Зібралася Весна-красна в гості в північні краї. Всю зиму вона провела разом з перелітними птахами на теплому півдні, а як стало сонечко все вище і вище на небі підніматися, тут вона і вирішила летіти.

    Просить Весна перелітних птахів - гусей, лебедів: «Віднесіть мене подалі на північ, там мене чекають не дочекаються і люди, і звірі, і птахи, і різні крихітні жучки-павучки». Але птахи побоялися летіти на північ: «Там, кажуть, сніг і лід, холод і голод, там, кажуть, ми всі замерзнемо і загинемо». Скільки Весна не просила, ніхто не хотів її у північні краї віднести. Зовсім вона засумувала: що ж, видно, доведеться все життя на півдні прожити. Раптом вона чує голос звідкись з височини: «Не журися, Весна-красна, сідай на мене, я тебе швидко на північ доставлю». Глянула вгору, а по небу над нею пливе біла пухнаста хмарка. Зраділа Весна, забралася на хмарку і полетіла у північні краї. Летить та вниз, на землю, поглядає. А там, на землі, всі радіють, всі її зустрічають. У полях рясніють проталини, біжать струмки, зламують на річці лід, а кущі та дерева в лісах і садах покриваються великими, готовими ось-ось вже розкритися бруньками.

    Полетіла Весна красна з півдня на північ на білій пухнастій хмарці. А слідом за нею потягнулися в рідні краї незліченні зграї перелітних птахів - гусей, лебедів і всякої крилатої дрібниці: жайворонки, шпаки, дрозди, зяблики, піночки, славки...

    Так з того часу люди й запримітили: як з’явиться на небі перша пухнаста хмарка, так, значить, на ньому Весна-красна прилетить. Чекай тепер з дня на день тепла, талої води, чекай з півдня веселих крилатих гостей...

    (Г. Скребицький)

    http://metodistdnz.at.ua/load/opovidannja/kazka_pro_vesnu/3-1-0-66

    Як весна зиму прогнала

    Розляглася в полі зима, розпустила сиві косми. Лежить - і ні з місця. Ніяких у неї турбот. Служать зимі вірні слуги - колючий вітер та пекучий мороз. Обидва сердиті.
    Колючий вітер листя з дерев обтрусив, траву в полі висушив, щоб зимі м’яко лежати було. А пекучий мороз скував землю і річки крижаними оковами. Лишилася в морозу і вітру одна турбота - вартувати спокій матінки-зими. Пекучий мороз по засніжених просторах шастає, пильнує, щоб ніхто без потреби не прокидався. А колючий вітер свою службу несе. Тільки-но вигляне сонечко - вітер як почне дути! Не може сонечко на небо забратися. Так і котиться горизонтом. Світить, а не гріє. А зима потішається: добрі в неї слуги!
    Набридла дітям зима. Мами на вулицю не пускають, бояться, щоб не простудилися. Якщо й дозволять надвір вийти, то спочатку так вкутають, що й кроку не ступиш. А їм погратися хочеться.
    Де та весна забарилася! Чекали, чекали діти весну. Стали гукати:
    Весно-краса,
    Золота коса!
    Приходь, весно,
    З білою хмаркою
    І з припаркою,
    З травою-муравою,
    З пташиним граєм -
    Ми тебе чекаєм,
    Дуже чекаєм!

    Почула весна, прибігла на край поля. Стала сонечко вгору підкидати. Що не день - все вище, даремно старався колючий вітер. Стомився, а не може здмухнути сонечка до горизонту. Поліз в очерети, притих, полагіднішав.
    А мороз навтіки кинувся. Не озираючися, аж до Північного полюсу біг. Почав просити білих ведмедів:
    - Пустіть весну й літо перечекати.
    Махнув білий ведмідь лапою:
    - Будь ласка! Ми тебе не боїмося.
    Залишилася зима без слуг. Сповзла з степових пагорбів у кущі, причаїлась. А весна тут як тут. Весела. Йде, квіти по луках розкидає.
    Заплакала зима, питається:
    - Чого ти прийшла? Хто тебе кликав?
    Відповіла весна:
    - Діти кликали. Тепер я їх забавлятиму. А ти, бабусю, йди собі геть.
    Недобре зробилося зимі. Закінчилася її влада. Прикульгала вона до річки, сіла на останню крижину й попливла в море-океан.
    А весна забралася на балкон, відчинила двері до кімнати. Сонячний зайчик стрибнув по стіні, із стіни - на ліжко. Прокинулися діти, а весна їхній теплий одяг в шафу складає. Може, ще знадобиться?

    http://belaruskazka.pp.ua/pages/yak-vesna-zimu-prognala.html

    Сказка «Ссора времен года» на двух языках


    Гофман Анастасия, 11 лет, ученица 5 «А» класса МБОУ «Михайловская СОШ» Бугурусланского района
    Руководитель: Крикунова Ирина Геннадьевна, педагог дополнительного образования МАУДО «ЦРТДЮ» МО «город Бугуруслан»
    Описание материала: Предлагаем вашему вниманию сказку «Ссора времен года». Версия сказки на русском языке будет интересна дошкольникам при ознакомлении с временами года и месяцами, версия сказки на английском языке пригодится во время изучения темы «Seasons» в 3 классе (Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.), в 4 классе (Enjoy English), 5 классе (Spotlight). К английской версии также предлагается ряд заданий, которые позволяют использовать ее в качестве материала для уроков развития навыков чтения.
    Цель: закрепление лексики по теме «Времена года» (Seasons).
    Задачи:
    Обучающие. Учить мыслить самостоятельно, применять изучаемый лексический материал в письменной речи.
    Развивающие. Развивать творческие способности, зрительную память.
    Воспитательные. Воспитывать интерес к изучению английского языка.

    «Ссора времен года»

    Давным-давно жили-были 4 сестры. Они были временами года. Их звали Весна, Лето, Осень и Зима.


    У каждой сестры было три сына – три месяца. У Весны – Март, Апрель и Май. У Лета Июнь, Июль и Август. У Осени – Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. А у Зимы сыновей звали Декабрь, Январь и Февраль. Жили они всегда счастливо и никогда не ссорились.
    Но однажды сестра по имени Лето сказала: «Осень и Зима, какая от вас польза? Вы бесполезны!»


    «Как это бесполезны? Почему?» - спросили сестры Осень и Зима.
    «Вы бесполезны, потому что Весна и я, Лето, работаем, не покладая рук, а вы только бездельничаете», - ответила сестра Лето.
    «Когда Зима вступает в свои права, дети только играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на коньках, лыжах и санках», - добавила сестра Весна.


    «Да, а когда Осень правит, вечно идут дожди. Это так скучно!» - воскликнула сестра по имени Лето.


    Между четырьмя сестрами началась война. Их сыновья стали храбрыми воинами. Двоюродные братья месяцы воевали, так как хотели помочь своим матерям. Но, конечно, им было трудно сражаться, ведь они были не только родственниками, но и хорошими друзьями. Они провели вместе детство и не хотели враждовать.
    Вдруг известный волшебник по имени Солнце пришел к сестрам Весне, Зиме, Лету и Осени.


    Он сказал: «Прекратите воевать! Вы не должны этого делать! Каждое время года прекрасно по-своему! Если вы будете продолжать воевать, ваше королевство исчезнет». Сестры поняли, что волшебник по имени Солнце прав. По правде говоря, они и сами устали от войны, поэтому они простили друг друга, и война прекратилась. Их сыновья были счастливы, потому что многочисленные битвы истощили их силы. Двенадцать двоюродных братьев вновь подружились и накопили много энергии.
    Конец

    Written by Anastasia Gofman

    There lived four sisters long ago. They were seasons. Their names were Spring, Summer, Autumn and Winter. Every sister had three sons - three months. Spring had March, April and May. Summer had June, July and August. Autumn had September, October and November. And Winter had December, January and February. They always lived happily and never quarreled.
    But one day Summer told, “Autumn and Winter, you are absolutely useless!”
    “Why are we useless?” asked Autumn and Winter.
    “You are useless because Spring and me, Summer work hard and you don’t work at all”, answered Summer.
    “When Winter is the Head of the Earth, children only play in the snow, make snowmen, skate, ski and toboggan”, Spring added.
    “Yes, and when Autumn is the Head of the Earth, it always rains. It’s so boring!” exclaimed Summer.
    The war between the four sisters began. Their sons became brave warriors. The cousins fought because they wanted to help their mothers. But, of course, it was difficult for them to fight because they were relatives and friends. They spent their childhood together and didn’t want any war.
    Suddenly a famous magician named the Sun came to Spring, Summer, Autumn and Winter. He said, “Stop fighting! You mustn’t do it! Every season is amazing. Every sister is beautiful! If you continue fighting, your kingdom will disappear.”
    Sisters understood that the Sun was right. To be honest, they were tired of the war themselves. So, they forgave each other and the war stopped. Their sons were happy because numerous battles made them powerless. The twelve cousins made friends again and saved much energy.
    The End
    1. True or False?
    1) There lived twelve sisters. They were seasons.
    2) Every sister had three sons.
    3) Summer had March, April and May.
    4) The war between the four sisters began because Summer told that Autumn and Winter were absolutely useless.
    5) The famous magician’s name was the Moon.
    6) The twelve cousins made friends again when the war was over.
    2. Explain why:
    1) the four sisters quarreled;
    2) the twelve cousins didn’t want to fight.
    3. Put the sentences in the correct order.
    1) He said, “Stop fighting! You mustn’t do it! Every season is amazing”.
    2) The cousins fought because they wanted to help their mothers.
    3) The war between the four sisters began.
    4) There lived four sisters long ago.
    5) So, they forgave each other and the war stopped.
    6) Their names were Spring, Summer, Autumn and Winter.
    7) Suddenly a famous magician named the Sun came to Spring, Summer, Autumn and Winter.
    8) But one day Summer told, “Autumn and Winter, you are absolutely useless!”
    4. Retell the story.

    Сказки про весну: 11 познавательных сказок в картинках и заданиях для детей. Знакомим детей с окружающим миром.

    Сказки про весну

    В статье Вы найдете подборку занимательных познавательных сказок про весну в картинках и заданиях для детей. Используйте их на прогулке, при рассматривании весенних картин и фотографий, в беседах о весне.

    • обсудить ее,
    • на прогулке понаблюдать за явлениями, о которых говорится в сказке.
    • разыграть диалоги из сказки с игрушками или с картинками.
    • придумать продолжение сказки, в котором будут участвовать новые герои.

    В статье Вы найдете 11 сказок про весну для детей разного возраста – от дошкольного до младшего школьного, а также два мультфильма — сказки про весну («Весенняя сказка» и «Снегурочка»).

    Сказки про весну: Как услышать весну в лесу?

    Весну можно увидеть на улице, на фотографии, на картине. А можно ли услышать весну? Как? Попробуйте с ребенком на прогулке или по дороге в детский сад, детский клуб, в магазин, в гости послушать весну. Как по звукам понять, что пришла весна? (капают капли сосулек, звенят ручейки, поют птицы и т.д.)

    Послушайте сказку Весны о ее секретах и о том, как можно ее услышать.

    Э. Шим. Весна.

    «Слышите?
    Светлые капли вызванивают, струйки плещутся, волны струнами рокочут…Всё громче, всё радостней музыка!
    Это я, Весна, еду нынче по лесу. У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!

    Летите, мои серебряные кони, – эгей, эгей! Впереди лежит земля пустынная, заснувшая мёртвым сном. Кто её разбудит, кто к жизни вызовет?
    Я, Весна, это сделаю.

    У меня полные пригоршни живой воды. Я спрысну землю этой водою, и тотчас всё кругом станет оживать…

    Глядите – я махнула рукой, и – просыпаются реки… вот они подымаются, взбухают… ломают зеленые льды надо собой!

    Глядите, я взмахнула еще и – пробуждаются деревья и кусты… распрямляются ветки… почки клейкие разворачивают!

    Глядите – в третий раз я махнула рукой, и – всякая мелкая живность засновала… птицы с далекого юга летят… звери из темных нор выбираются!

    Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу – тороплюсь и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придется.

    Я ждать не могу, мне большой путь предстоит. С южного края земли до северного, до самых студеных морей должна я промчаться на резвых своих конях.

    А тут еще Мороз упрямится, по ночам исподтишка на моих коней ледяную узду накидывает. Охота ему задержать меня, остановить, живую воду превратить в мертвую.

    Но я не уступлю ему.

    Поутру разгорячит моих коней солнышко, рванутся они снова и в путь – и порушат все ледяные преграды.

    И опять светлые капли вызванивают, опять струйки плещутся, опять рокочут… Поет живая вода, и земля просыпается к новой жизни!»

    Путешествие в весенний лес. После чтения сказки предложите ребенку представить, что вы оказались в лесу весной. Какие звуки вы услышите? А какие звуки Весны Вы с детьми услышали в сказке (перечитайте слова из рассказа:

    • «просыпаются реки… вот они подымаются, взбухают… ломают зеленые льды над собой!» — и спросите – «Если реки подымаются, ломают льды, значит, что можно услышать?,
    • «всякая мелкая живность засновала» — что это за звуки? Значит, что еще можно услышать в весеннем лесу?
    • «птицы с далекого юга летят» — что можно услышать?
    • «У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!» — что за звуки мы слышим весной?

    Обсудите с детьми: «Почему в сказке говорится, что «коней разгорячит солнышко»? Что за кони у весны? Как солнышко их разгорячит? Что за ледяную узду накидывает Мороз на коней весны? (льдом их ночью покрывает, а утром и днем лед тает, и бегут ручьи)». Очень важно, чтобы дети сами попробовали разгадать, что это за кони, сами открыли для себя это образное сравнение – ручьи как кони в упряжке Весны, на которых она едет по земле.

    Нарисуйте Весну в ее упряжке.

    Спросите ребенка: «Как весна не дает лесному народу спать? Как она их будит?». Перечитайте отрывок: «Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу – тороплюсь и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придется». Расскажите о весеннем половодье.

    Рассказать про половодье Вам помогут следующие сказки про весну.

    Сказки про весну: Весеннее половодье

    Г. Ладонщиков. Медведь

    «Без нyжды и без тpевоги
    Спал медведь в своей беpлоге.
    Спал всю зимy до весны,
    И, навеpно, видел сны.

    Вдpyг пpоснyлся косолапый,
    Слышит: каплет! —
    Вот беда!
    В темноте пошаpил лапой
    И вскочил —
    Кpyгом вода!
    Заспешил медведь наpyжy:
    Заливает — не до сна!
    Вылез он и видит:
    Лyжи,
    Тает снег…
    Пpишла весна».

    И вот как это было – послушайте сказку.

    Н. Сладков Медведь и Солнце

    «Просочилась в берлогу Вода - Медведю штаны промочила.
    - Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! - заругался Медведь. - Вот я тебя сейчас!

    Не я, Медведушка, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное - теку под уклон.
    - Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! - взревел Медведь.
    Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:

    Не я, Медведь, виноват. Солнце виновато. Так припекло, так прижгло - растаешь тут!

    Ах, так это Солнце мне штаны промочило? - рявкнул Медведь. - Вот я его сейчас!

    А что «сейчас»?

    Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
    Делать нечего - убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать».

    Эта сказка очень хороша для инсценирования. Вот фигурки, которые Вы можете использовать для разыгрывания диалогов из сказки. Можно сделать простой пальчиковый театр или фигурки на магнитах или для коврографа.

    О том, как просто и быстро сделать вместе с детьми пальчиковый театр, Вы найдете информацию в разделе «Диалоги- драматизации»

    Э. Шим. Лось и мышь

    «- Ты чего, лось, отдуваешься?

    — Река разлилась. Я через нее плыл, чуть не утонул… Фу-у!

    — Подумаешь, горюшко! Я больше тебя намучилась.

    — Отчего же ты намучилась?

    — А у моей норки лужа разлилась. Всё моё жилье затопила, все пути – дорожки отрезала… Я третий день на сучке плаваю!»

    Э. Шим. Лиса и сорока

    «- Апчххи!..

    — Будь здорова, Лисонька!

    — Будешь тут здорова… Снег везде мокрый, ручьи разлились, с деревьев капает. Не только лапы – хвост насквозь сырой. Хоть выжми да на куст повесь!»


    Прочитайте сказку «Дятел, зайцы и медведь» и разыграйте ее с помощью игрушек, картинок или пальчикового театра. Разыграйте пластические этюды – мишка спит, мишка проснулся, медведь испугался и рассердился, что вода его промочила, медведь обрадовался, найдя сладкие корешки в земле, медведь поет весеннюю песню.

    Э. Шим. Дятел, зайцы и медведь

    «В лесу начал снег таять, полая вода поднялась и затопила медвежью берлогу.

    Проснулся Медведь – ахти, горе какое! — под брюхом лужа, лапам холодно, даже на загривке шерсть намокла… Выскочил наружу, трясется, зубами стучит.

    А снаружи – то не слаще. Со всех деревьев капает, ручьи бегут с пригорков, на полянах озёрца разлились. Ступить посуху некуда!

    Шлёпает Медведь по воде – злой – презлой, рычит:

    — Тьфу, ты пропасть, что за житье пошло!.. Зиму спать было скверно, а просыпаться – на тебе! – еще хуже… За что же такое наказанье?!

    И вдруг слышит – песенка. Кто-то задорно так выводит:

    Тук-тук, трясется сук,
    Ту-тук, несется стук!
    Фыр- фыр? Шестнадцать дыр,
    Др-р-р-р-р-р-р-р-ррр!

    Задрал Медведь голову и увидел на березе дятла в красной шапочке. Опёрся Дятел на свой хвостик- подпорку, носом по березовой коре бьёт, хихикает, — уж так-то доволен!

    — Ты чего, долгоносый, распелся? – спрашивает Медведь.

    — А как же не петь-то, дедка? Весна пришла!..

    — Ну и чего хорошего?

    — Да ты, видно, не проснулся еще! Весна красна, понимаешь?!

    — Тьфу, пропасть! Да чем она тебе так приглянулась?!

    — Как чем? Нынче каждый день – праздник, на каждом сучке – угощенье. Вот я на березу прилетел, дырочек в коре наколотил – стук! Стук! – и гляди-ка… сладкий сок из них капает. Пей вволю да Весну-красну похваливай!

    — Кому сладкий сок, а кому водичка холодная, — Медведь говорит. – Замолчи, не дразни, без тебя тошно.

    Через кустик прыг-нем,
    Через кочку скок-нем,
    Вперед – назад,
    Вперед — назад.

    Подошел Медведь поближе – видит: на поляне зайцы играют, друг за дружкой гоняются. До того развеселились, что ничего вокруг себя не замечают.

    — «Цыц, косые! –рявкнул Медведь. – что за кутерьма?!

    — Весна ведь, дедушка! Весна красна!

    — А вам-то какой от нее прок?!

    — Да как же, дедушка! У нас что ни день, то праздник, на каждом – шагу угощенье. Вот на эту полянку прибежали, а тут уже зеленая травка проклюнулась, позубрить ее можно… Как же Весну красну не хвалить да не славить?

    — Кому травка, кому грязь да слякоть, — Медведь говорит. Брысь отсюда, не бередите мне душу, окаянные…

    Дальше побрел, шлепает по лужам лапами. А чем дальше в лес, тем больше песен и плясок. Все жители – от малых пичужек и до больших зверей – радуются великой радостью, вешний праздник празднуют. Звенит лес, гуляет!

    Сел Медведь на сухом пригорочке, лапой подперся, загоревал:

    — Как же так… Всем в лесу хорошо, мне одному нету радости. Нешто я хуже всех?

    И тут из-за облачка солнышко выглянуло. Пригрело Медведю спину, над мокрой шкурой парок завился… Закряхтел Медведь от удовольствия, бока подставляет. Так приятно после холодов-то погреться!

    От теплой земли тоже парок пошел. Потянул Медведь носом – пахнет!.. Знакомым, сладким!

    Начал землю рыть, дерновину отворотил – а там корешки завиднелись. Как же он про них-то забыл?! Ведь приходилось лакомиться, весною-то корешки сочны, сахаристы – не найдешь лучше угощения!

    Потом слышит: песенка. Выводит кто-то:

    Ох, ох, обед неплох,
    Левый бок – на припёк,
    А за ним – правый бок,
    Под собой не чую ног,
    Спасибо, весна, разутешила!

    Оглянулся – нет никого. А песня совсем рядышком была!

    Не сообразил сразу-то, что это сам распевать начал.

    Вот как Весна угодила»

    А вот еще одна сказка про весну и весеннее половодье. Придумайте вместе с ребенком, чем закончилась эта сказочная весенняя история.

    Н. Сладков. Трое на одном бревне

    «Вышла речка из берегов, разлилась вода морем. Застряли на островке Лисица и Заяц. Мечется Заяц по островку, приговаривает:

    Впереди вода, позади Лиса - вот положение!

    А Лиса Зайцу кричит:

    Сигай, Заяц, ко мне на бревно - не тонуть же тебе!

    Островок под воду уходит. Прыгнул Заяц к Лисе на бревно — поплыли вдвоем по реке.

    Увидела их Сорока и стрекотнула:

    Интересненько, интересненько… Лиса и Заяц на одном бревне - что-то из этого выйдет!

    Плывут Лиса и Заяц. Сорока с дерева на дерево по берегу перелетает.

    Вот Заяц и говорит:

    Помню, до наводнения, когда я в лесужил, страсть я любил ивовые ветки огладывать! До того вкусные, до того сочные…

    А по мне, — вздыхает Лиса, — нет ничего слаще мышек — полевок. Не поверишь, Заяц, целиком их глотала, даже косточки не выплевывала!

    Ага! - насторожилась Сорока. - Начинается!..

    Подлетела к бревну, на сучок села и говорит:

    Нет на бревне вкусных мышек. Придётся тебе, Лиса, Зайца съесть!

    Кинулась голодная Лисица на Зайца, но бревно окунулось краем - Лиса скорей на своё место. Закричала на Сороку сердито:

    Ох, и вредная же ты птица! Ни в лесу, ни на воде от тебя нет покоя. Так и цепляешься, как репей на хвост!

    А Сорока как ни в чём не бывало:

    Теперь, Заяц, твоя очередь нападать. Где это видано, чтобы Лиса с Зайцем ужились? Толкай её в воду, я помогу!

    Зажмурил Заяц глаза, бросился на Лису, но качнулось бревно - Заяц назад скорей. И кричит на Сороку:

    Что за вредная птица! Погубить нас хочет. Нарочно друг на друга науськивает!

    Плывёт бревно по реке, Заяц с Лисой на бревне думают»

    Сказки про весну: весенние разговоры в лесу

    В марте у зайчих рождаются зайчатки. Их так и называют – «настовичок» (от слова – «наст» — корка на снегу). Появляются волчата у волчихи. Они рождаются очень маленькими и слепыми. Рождаются детеныши и у других животных.

    Вот весенняя сказка про одного такого такого зайчонка – малыша. В ней встречается очень необычное слово «зубрить», то есть делать зазубрины.

    Э. Шим. Всему свой срок

    «Зайчонок- настовичок в марте родился, когда еще земля в белых снегах лежала.

    Шубка у Зайчонка теплая. Молочко у Зайчихи сытное. Сидит Зайчонок под кустиком, круглыми глазами во все стороны поглядывает. Ничего, жить можно…

    Дни проходят. Растет Зайчонок. И скучно ему стало.

    — Что же, говорит он Зайчихе, — так всё время и будет? Под кустом сиди, на белый снег гляди, дожидайся, когда тебя молочком покормят?

    — Погоди, — Зайчиха говорит. – Всему свой срок. Скоро весна разыграется, будешь по зеленому лесу бегать, сладкую травку зубрить.

    — А скоро это?

    Дни проходят. Солнышко пригревает, снег в лесу оседает, вокруг деревьев лужицы.

    Зайчонку не терпится:

    — Ну, где же лес зеленый, где травка сладкая? Не хочу больше ждать!

    — Погоди, — Зайчиха говорит. – Всему свой срок.

    Дни проходят. Снег в тает в лесу, капли щелкают, ручейки позванивают.

    Зайчонку невтерпеж:

    — Ну, где же лес-то зеленый? Где травка сладкая?! Не буду, не буду ждать больше!

    — Погоди, — опять Зайчиха говорит. – Всему свой срок.

    Дни проходят. В лесу половодье, над сырой землей туманы стелются, в небе клики журавлиные слышны.

    — Ну, — грустит Зайчонок, — видать это сказки – про зеленый лес да травку… Ничего этого не бывает на свете. И напрасно я ждал!

    — А посмотри-ка! – Зайчиха говорит. – Оглянись!

    Оглянулся Зайчонок – и увидел на березе первые зеленые листики. Махонькие- махонькие! Посмотрел на землю — и увидел, как первый травинки проклюнулись. Тоненькие – тоненькие!

    И так-то обрадовался Зайчонок. Так-то развеселился! Прыгает на нескладных лапках своих, кричит:

    — Ага! Ага! Разгорелась весна! На деревьях листики зеленые! На земле травка сладенька! Вот хорошо! Вот славно!

    — Пришел срок твоей радости, — усмехается Зайчиха.

    — Да-а, — говорит Зайчонок, — а долго-то как! Я весь изождался! Ждал-ждал, ждал- ждал…

    — А если бы не ждал, — говорит Зайчиха, — разве ты бы махонькому листочку, тоненькой травинке обрадовался?»

    Весной рождаются не только зайчата, но и другие малыши – зверюшки. Послушайте сказку о том, как мамы зверюшек друг с другом разговаривали. Перед чтением покажите ребенку картинки зверей и их детенышей и попросите догадаться, сколько у кого деток. Запишите цифрой или зарисуйте кружочками названное число. А потом прочитайте рассказ и посмотрите, догадались ли дети. Это не математическая задача, и в ней самое важное – не угадать и зарисовать число, а как раз наоборот, открыть для себя чудо! – и удивиться миру природы! Поэтому не подсказывайте малышам правильный ответ, дайте им возможность пережить радость открытия удивительного мира природы!

    Э. Шим. Заячье семейство

    «На березовой опушке лесные мамы хвалились друг перед другом своими детками.

    — Ах, какой у меня сын! – сказала мама Олениха. – Наглядеться на него нельзя. Копытца точеные, ножки пряменькие, шейка высоконькая… легонький, как ветерочек!

    — М-м-м, сын, конечно, неплох, — сказала мама Барсучиха. – Но куда ему до моих деточек! Уж такие они нарядненькие, такие разумненькие! Родились в марте, в апреле уже глазки открыли, а нынче – поверите ли? – даже из норы выбегают…- А сколько их у вас? – спросила Олениха.

    — Уж, конечно, не один и не два. Целых три!

    — Можно вас поздравить, — скаала мама Ежиха . – Но все-таки моих деток с вашими не сравнить. У меня их – пять душ! И вы знаете, у них уже шерстка появилась… и даже иголочки тверденькими становятся… Ну, не чудо ли?

    — Хрю! – сказал мама Кабаниха. – Пять – это хор-рошо. Ну, а что вы скажете, если их – десять?

    — А у кого их десять?! – поразилась мама Ежиха.

    — Хрю-хрю… У меня ровно десяточек, и все как один.. хрю!.. мохнатенькие… хрю!.. полосатенькие… хрю! Повизгивают этак тоненько, как птички… Где еще такое семейство найдешь?

    Не успели мамы согласиться, как вдруг с поля раздался голос:

    — А у меня семейство получше!

    — И на опушке появилась мама Хомячиха.

    — Ну-ка,– сказала она, — попробуйте догадаться, сколько у меня деток!

    — Тоже десять! – хрюкнула мама Кабаниха.

    — Двенадцать?- спросила мама Барсучиха.

    — Пятнадцать? – шепнула мама Ежиха и сама испугалась, назвав такое большое число.

    — — Как бы не так! – сказала мама Хомячиха – Подымайте выше! У меня деток – восемнадцать душ, во сколько! И чего там болтать про шёрстку, про глазки, — это всё пустяки. Мои детки уже работать начали. Даром что малы, а уже каждый себе норку копает, жилье готовит. Представляете?

    — Да, ваше семейство – самое замечательное! – признали все мамы. – Вы подумайте: восемнадцать деток – работничков!

    Долго бы еще удивлялись мамы, если бы на опушке не появилась Зайчиха.

    Хвалиться она не стала, шла тишком – молчком.

    Никто не узнал бы, сколько у нее деток, если бы мама Олениха не спросила:

    — Ну, а сколько душ в вашем семействе?

    — Не знаю, — сказала Зайчиха. – Кто же их считал… Может, — сто, может, — тыща, а может, — и еще больше.

    — Как так?! – подскочили мамы. – Не может быть!!.

    — У нас именно так и бывает, — сказала Зайчиха. – Мы со своими детками не привыкли нянчиться. Рождаются зайчата, мы их разок покормим, а потом где-нибудь под кустом оставим – и до свиданьица!

    — Зачем же? Как безжалостно! – закричали мамы.

    — А затем, что так – лучше. Затаятся зайчата под кустом, притихнут –ни волк, ни лиса их не найдут. А будь мы рядом, так навлекли бы на них беду.

    — Но ведь они же маленькие!

    — Маленькие, да удаленькие… И прятаться умеют, видят зорко, и слышат чутко. Да шубки у них тепленькие.

    — А кто же их кормит–то?

    — Да любая Зайчиха, которая встретится. У нас ведь нету чужих деток, все — родные. Нынче я одного покормлю, завтра – другого. Вот и выходит, что все зайчата в лесу – из моего семейства. А сколько их, — никто не ведает. Может, — сто, может, — тыща, а может, и – и того больше. Посчитайте, попробуйте!

    И тут уж все мамы поняли, что все — таки самое удивительное семейство в лесу – заячье».

    Сказки про весну: перелетные птицы

    Весной возвращаются домой перелетные птицы. Первыми прилетают грачи. Они не боятся холода. Позже – скворцы, а за ними жаворонки.

    На земле появляются проталины, на проталинах птицы находят семена, жучков, личинок.

    Прочитайте детям очень интересную весеннюю познавательную сказку для детей о том, что однажды случилось на весенней проталине.

    Н. Сладков. Чья проталина?

    «Увидела Сорока первую проталину - тёмное пятнышко на белом снегу.
    - Моя! - крикнула. - Моя проталина, раз я первая её увидела!
    На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку - отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись - Грач.

    Здр-расте, уже явилась! Зимой по вороньим помойкам шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво!
    - Это почему же она твоя? - застрекотала Сорока. - Я первая увидала!
    - Ты увидала, - гаркнул Грач, - а я о ней всю зиму мечтал. За тыщу вёрст к ней торопился! Ради неё тёплые страны покинул. Без неё и меня бы тут не было. Где проталины, там и мы, грачи. Моя проталина!
    - Что он тут каркает! - затарахтела Сорока. - Всю зиму на юге грелся-нежился, ел-пил что хотел, а вернулся - проталину ему без очереди подавай! А я всю зиму мёрзла, с помойки на свалку металась, вместо воды снег глотала и вот, чуть живая, слабая, высмотрела наконец проталину, так и ту отнимают. Ты, Грач, только на вид тёмный, а сам себе на уме. Кыш с проталины, пока в темя не клюнула!

    Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал:
    - Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь. И где - на моей проталине! Не омрачайте мне радость встречи с ней. Я жажду песен!
    Сорока и Грач только крыльями всплеснули.
    - Почему же она твоя? Наша это проталина, мы нашли. Сорока всю зиму её ждала, все глаза проглядела.
    А я, может, так торопился с юга к ней, что чуть крылья в пути не вывихнул.
    - А я родился на ней! - пискнул Жаворонок. - Если поискать, так тут ещё и скорлупки от яичка, из которого я вылупился, можно найти! Вспомню, бывало, зимой на чужбине гнездо родное - и петь неохота. А сейчас песня так и рвётся из клюва - даже язык дрожит.

    Вспрыгнул Жаворонок на кочку, глаза прижмурил, горлышко у него задрожало - и полилась песня как весенний ручеёк: зазвенела, забулькала, зажурчала. Сорока и Грач клювы разинули - заслушались. Им-то никогда так не спеть, горло у них не то, только и могут, что стрекотать и каркать.

    Долго бы, наверное, слушали, разомлев на вешнем солнышке, да дрогнула вдруг под ногами земля, вспучилась бугорком и рассыпалась.
    И выглянул Крот - зашмыгал носом.

    Никак прямо в проталину угодил? Так и есть: земля мягкая, тёплая, снега нет. И пахнет… Уф! Весной, что ли ча, пахнет? Весна, что ли ча, у вас наверху?

    Весна, весна, землерой! - сварливо закричала Сорока.
    - Знал, куда угодить! - подозрительно буркнул Грач. - Хоть и слепой…
    - Тебе-то зачем наша проталина? - проскрипел Жаворонок.
    Крот принюхался к Грачу, к Сороке, к Жаворонку - глазами-то он худо видит! - чихнул и говорит:

    Ничего мне от вас не надо. И проталина ваша мне не нужна. Вот землю вытолкну из норы и назад. Потому что чую: погано у вас. Ссоритесь, чуть не дерётесь. Да ещё и светло, сухо, воздух свежий. Не то что у меня в подземелье: темно, сыро, затхло. Благодать! Ещё и весна у вас тут какая-то…

    Как ты можешь так говорить? - ужаснулся Жаворонок. - Да знаешь ли ты, землерой, что такое весна!
    - Не знаю и знать не хочу! - фыркнул Крот. - Не нужна мне никакая весна, у меня под землёй круглый год одинаково.
    - Весной проталины появляются, - мечтательно сказали Сорока, Жаворонок и Грач.

    А на проталинах скандалы начинаются, - снова фыркнул Крот. - А ради чего? Проталина как проталина.

    Не скажи! - подскочила Сорока. - А семена? А жуки? А ростки зелёные? Всю зиму без витаминов.

    Посидеть, походить, размяться! - гаркнул Грач. - Носом в тёплой земле порыться!

    А петь-то как над проталинами хорошо! - взвился Жаворонок. - Сколько в поле проталин - столько и жаворонков. И все поют! Нет весной ничего лучше проталины.

    А чего тогда спорите? - не понял Крот. - Жаворонок хочет петь - пусть поёт. Грач хочет маршировать - пусть марширует.
    - Правильно! - сказала Сорока. - А я пока семенами и жуками займусь…
    Тут снова начались крики и перебранка.
    А пока кричали и ссорились, в поле новые проталины появились. Разлетелись птицы по ним весну встречать. Песни петь, в тёплой земле порыться, червячка заморить.

    Пора и мне! - Крот сказал. И провалился туда, где ни весны, ни проталин, ни солнца и ни луны, ни ветра и ни дождя. И где даже спорить не с кем. Где всегда темно и тихо».

    Разыграйте сказку с помощью пальчикового театра. Вам помогут картинки. Вырежете изображения и сделайте вместе с детьми фигурки для разыгрывания диалогов из сказки.

    Интересные сказки — мультфильмы для детей про весну

    Сказка про возвращение перелетных птиц на родину весной «Весенняя сказка»

    Весенняя сказка — мультфильм Снегурочка

    Все картинки этой статьи в хорошем разрешении и качестве Вы найдете в презентации «Сказки про весну» в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видеозаписями). В этом же разделе Вы найдете и сможете бесплатно скачать презентации и ко всем другим статьям сайта «Родная тропинка».

    Еще о весне — игры, картинки, материалы для занятий с детьми, речевые упражнения Вы найдете в статьях сайта: Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки