Скачать содержание сказки е чарушина теремок. На овчарку он похож

Урок литературного чтения по УМК "Школа России".

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки.

Тип урока: изучение новых знаний.

Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е. И. Чарушин «Теремок».

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.

Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка.

Ход урока

Организационный момент

Мы друг друга понимаем? Хорошо уже читаем?
Буквы все мы тоже знаем? На уроке засыпаем?

– Посигнальте мне, обозначьте своё настроение.

Напоминаю:

  • красный цвет- тревожное настроение, вы чем-то обеспокоены, огорчены;
  • зелёный цвет – хорошее, радостное настроение, вам комфортно.
  • Актуализация знаний.

Конкурс проектов «Город букв».

Постановка цели урока.

– Расставьте книги по порядку и прочтите слово.

Ответ: сказка .

Сформулируйте учебную задачу урока.

Подумайте, зачем нам в начале каждого урока необходимо формулировать учебную задачу. (Чтобы знать, каких результатов достичь к окончанию урока, чтобы наша деятельность была целенаправленной и последовательной.)

– Какие сказки вы знаете?

– Сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется.

Прочитайте, с чем мы познакомимся при изучении данного раздела.

Как называются сказки, созданные писателями? (авторские)

Теперь давайте обсудим, чему мы научимся в ходе изучения раздела «Сказки. Загадки. Небылицы."

Как вы понимаете эту цель? Объясните.

Чему ещё мы будем учиться?

Давайте прочитаем диалог с писателем на с. 30 (часть 1).

С кем разговаривает писатель?

– Найдите в диалоге пословицу.

– Как вы её понимаете?

Работа с учебником стр.30-31

Рассматривание книг со сказками.

Физкультминутка

Изучение нового материала

а) Вступительная беседа .

– Я вижу, что вы знаете много сказок. Это хорошо. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Сказки. Загадки. Небылицы»

– Наш урок будет посвящен первой теме этого раздела. Мы поговорим о сказках.

– Какие виды сказок бывают? (волшебные, бытовые, о животных).

– Почему одни сказки мы называем народными, а другие – авторскими?

Составление схемы.

Народные о животных

Бытовые

– Для того, чтобы узнать, что за сказку мы будем читать сегодня, вам необходимо отгадать ребус.

– Мы сейчас прочитаем сказку, содержание которой вам знакомо. Её рассказал детям известный писатель Евгений Иванович Чарушин

(Слово учителя о писателе, показ портрета).

С самого детства его окружала живая природа - родительский дом с огромным садом, домашний зоопарк с поросятами, кроликами, цыплятами и птицами, которых Чарушины вылечивали и выхаживали. Понятно, что в таком доме и в такой семье - его отец был известным архитектором - мог вырасти только удивительный и талантливый человек, каким и был Евгений Чарушин. Евгений Иванович вспоминал, как еще будучи ребенком он, слушая сказки, держал в руке карандаш и рисовал приходящие ему на ум сюжеты.

Он рос добрым, отзывчивым, любящим животных мальчиком

Когда он вырос, исполнил свою заветную мечту, закончил академию художеств в Петербурге.

Важной вехой в биографии Чарушина стало знакомство с Самуилом Яковлевичем Маршаком, который убедил художника в том, что он должен начать писать сам. Это оказалось непростым делом, но Чарушин продолжал упорно работать и еще до войны уже успел издать десятки своих книг , продолжая при этом иллюстрировать и других детских писателей - Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Самуила Маршака. Книга Маршака «Детки в клетке» стала последней иллюстраторской работой Чарушина. За нее он был посмертно награжден золотой медалью на международной выставке детской литературы в Лейпциге.

Мир животных - был и его миром, вот почему его рисунки были такими живыми, яркими, талантливыми, вот почему не одно поколение юных читателей завороженно рассматривало его рисунки и зачитывалось его рассказами.

Какое произведение (и какого жанра) мы с вами уже читали…?

(«Как мальчик Вова научился говорить букву «р»)

Иллюстрации-подсказки

Чтение учителем произведения (установка: «Слушайте, я читаю…»)

Моделирование обложки книги

Я прочитала вам сказку Е.И. Чарушина «Теремок» Давайте сделаем обложку книги.

Откройте тетради.

Кто написал эту сказку? (Евгений Иванович Чарушин)

Это фамилия, имя, отчество писателя мы заменим красной рамочкой.

Дети вместе с учителем рисуют «заместитель»

Назовите заголовок. («Теремок»)

Это рассказ, сказка или стихотворение? (Это сказка)

Нарисуем круг вместо слова «сказка»

О ком эта сказка?

О животных

Зарисуем прямоугольник коричневым цветом, так как это книга о животных.

Евгений Иванович Чарушин

Сказка о животных

«Теремок» (заголовок)

Выразительное чтение сказки по ролям.

Проверка понимания услышанного

– Понравилась вам сказка?

– Каких героев мы здесь не увидели?

– Знаете ли вы, чем закончится сказка?

Назовите имена действующих лиц в том порядке, как они появляются в сказке.

  • мышка-норушка
  • лягушка-попрыгушка

зайчик – на горе увёртыш.

Объясните значение слова «увёртыш».

Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности

  • лисичка-сестричка
  • волчок-серый бочок
  • медведь косолапый

– В чем необычность имён героев сказки?

– На какие особенности героев указывают их имена?

Какие особенности в своем поведении проявляют герои этой сказки?

(Вежливость, воспитанность, гостеприимство, взаимопомощь, дружелюбие).

Выборочное чтение .

– Найдите в тексте отрывок, в котором есть внешнее описание теремка.

– Найдите в тексте и прочитайте слова мышки.

– Найдите в тексте слова лягушки, когда она просилась в теремок. Прочитайте.

– Найдите в тексте все слова зайца. Прочитайте их.

Инсценирование сказки «Теремок».

а) вступление.

Дети, проведем инсценирование сказки «Теремок».

Сказка эта вам хорошо знакома. Обратите внимание, как ваши одноклассники будут играть героев, кто из детей особенно ярко будет выражать настроение, чувства персонажей сказки.

б) инсценирование сказки.

в) обсуждение.

Как вели себя все животные?

(Дети: гостеприимно, вежливо, культурно; медведь - глупый, не подумал, не дождался ответа - сломал домик).

Кто из персонажей вам понравился?

Игра каких детей вам особенно запомнилась?

(Дети называют: мышка - тонко пищала, лягушка - хорошо квакала, волк- говорил басом, заяц- скакал, лиса- говорила ласково, певуче, медведь- когда домик сломался, сделал такой вид, что ничего не понял)

Понравилось вам, как играли дети?

Чему учит сказка?

(Дети: вежливости, дружбе, взаимопомощи, коллективизму).

Работа в паре.

Соберите пословицу. Зачитайте её классу.

По ходу работы на доске вывешиваются карточки с текстом получившихся у ребят пословиц:

В тесноте, да не в обиде.
Знает сорока, где зиму зимовать.
Согласие крепче каменных стен.

Какая из записанных на доске пословиц больше всего подходит к этой сказке?

– Как вы её понимаете?

– Прочитаем её хором.

Подведение итогов

– Как называется сказка, с которой сегодня познакомились?

– Чему она нас учит? (Дружбе, доброте …)

Рефлексия

В конце урока предложить каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Приложение

(окончание сказки «Теремок»)

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

- Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, а ты кто?
- А я волчок-серый бочок.
- Иди к нам жить!

Стали пятеро жить. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок остановился и заревел:
- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок.
- А я медведь-косолапый!.
- Иди к нам жить.
Медведь и полез в теремок.

Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:
-Я лучше у вас на крыше буду жить.
-Да ты нас раздавишь!
-Нет, не раздавлю.
-Ну так влезай!

Влез медведь на крышу и только уселся и затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Выбежали звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь. Но потом договорились каждый по веточке, да по бревнышку принести, чтобы теремок заново смастерить.
Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! И стали дружно жить-поживать и добра наживать.

Русская народная сказка «Теремок»

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

Я, мышка-норушка! А ты кто?

А я лягушка-квакушка.

Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка!

Я, лягушка-квакушка!

А ты кто?

А я зайчик-побегайчик.

Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик-побегайчик.

А ты кто?

А я лисичка-сестричка.

Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик-побегайчик.

Я, лисичка-сестричка.

А ты кто?

А я волчок-серый бочок.

Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик-побегайчик.

Я, лисичка-сестричка.

Я, волчок-серый бочок.

А ты кто?

А я медведь косолапый.

Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:

А я лучше у вас на крыше буду жить.

Да ты нас раздавишь.

Нет, не раздавлю.

Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся - трах! - развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побе-гайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

Используемая литература

  1. Литературное чтение. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2012.

2.Литератцрное чтение. Методические рекомендации.1 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Н.а.Стефаненко. М.- Просвещение,2012.

3.Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие. –М.:Вентана – Граф,2006г.

Интернет -ресурсы


Художник и писатель Евгений Иванович Чарушин (1901 -1965) широко известен многим юным читателям, живущим на разных континентах земного шара. Его книги напечатаны в СССР, Англии, Франции, Чехословакии, Болгарии, Японии, США, Индии, Австралии и в других странах, тиражом свыше 50 миллионов экземпляров.
Рассказы и рисунки художника пришлись по сердцу всем, кто любит животных и природу. Чарушин всегда изображал то, что сам сильно любил и хорошо знал.
Еще мальчиком он часто бывал с отцом на охоте, бродил по полям и лесам. Он знал повадки животных и птиц, сам приручал их, поил, кормил.
Нарисованные им зайчата, медвежата, оленята, волчата вызывают добрые, теплые чувства. Художник изображает животных, тонко передавая их характер; мы узнаем хищника в барсе и тигренке, видим незащищенность зайчика, задиристость петуха, суетливость вороны.
Чарушин работал также в фарфоре, писал декорации для театра. Расписывал стены детских садов и домов пионеров, создавал модели игрушек. Он был талантливым педагогом, много сделавшим для художественного воспитания детей. За выдающуюся творческую и общественную деятельность ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Своим искусством Чарушин способствовал расцвету советской детской книги.

И. А. Бродский

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение,
а затем на прямоугольник слева внизу на панели плеера.

В. Бианки
"Теремок"
Рисунки Е. Чарушина
Гиз, 1929, 22,5 х 19,5
8 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
"Животные жарких стран"
Рисунки автора
ОГИЗ ДЕТГИЗ
1935 год, 29 х 12 см
8 стр. с иллюстрациями
С. Маршак
"Детки в клетке"
Рисунки Е. Чарушина
ОГИЗ
24 стр. с иллюстрациями
29 х 22,5 см, 1935
М. Пришвин
"Зверь бурундук"
Рисунки Е. Чарушина
ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ
1936 год, 22 х 17,5 см
120 стр. с иллюстрациями
Сказки северных народов
"Олешек Золотые Рожки"
Рисунки Е. Чарушина
ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ
1937 год, 26,5 х 20 см
50 стр. с иллюстрациями
С. Маршак
"Мой зоосад"
Иллюстрации Е. Чарушина
Серия Для маленьких
ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ
1938 год, 14 х 10 см
16 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
"Волчишко"
Рисунки Е. Чарушина
Серия Для маленьких
ДЕТИЗДАТ
1938 год, 13,5 х 10,5 см
16 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
"Никитка и его друзья"
Рисунки Е. Чарушина и
Р. Великановой
ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ
1938 год, 22 х 17 см
52 стр. с иллюстрациями
В. Бианки
"Чей нос лучше"
Рисунки Е. Рачева и Е. Чарушина
ДЕТГИЗ
32 стр. с иллюстрациями
16 х 13 см, 1942 г
С. Маршак
"Детки в клетке"
Рисунки Е. Чарушина
ДЕТГИЗ
24 стр. с иллюстрациями
29,5 х 22,5 см, 1947
Русские сказки про зверей
Рисунки Е. Чарушина
Калинин, издание газеты
Пролетарская правда
1948 год, 25,8 х 19,4 см
64 стр. с иллюстрациями
И. Белышев
"Упрямый котенок"
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз
1948 год,
20 х 26 см
12 стр. с
иллюстрациями
Е. Чарушин
"Что за зверь"
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз
1950 год, 20 х 15 см
72 стр. с иллюстрациями
Русские сказки про зверей
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз
1951 год, 26 х 20 см
76 стр. с иллюстрациями
Виталий Бианки
"Первая охота"
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз
1951 год, 29 х 22,5 см
16 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
"Три рассказа"
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз 1953 год
16 стр. с иллюстрациями
22 х 17 см
"Тюпа, Томка и сорока"
Е. Чарушин
Рисунки Е. Чарушина
В твердом переплете
Детгиз 1963, 29 х 22 см
64 стр. с иллюстрациями
Е. Сладков
"Бежал ежик по дорожке"
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз 1953 год
16 стр. с иллюстрациями
27 х 21 см
Корней Чуковский
"Цыпленок"
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз 1958 год
12 стр. с иллюстрациями
22 х 16,5 см
Н. Сладков
"Воробьишкина весна"
Иллюстрации Е. Чарушина
Детгиз 1959 год
20 стр. с иллюстрациями
27,5 х 22 см
Е. Чарушин
"Бежал ежик по дорожке"
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз 1961 год
24 стр. с иллюстрациями
27 х 21 см
Н. Смирнова
"Мишка - большой медведь"
Рисунки Е. Чарушина
Художник РСФСР, 1966 год
32 стр. с иллюстрациями
21 х 16,5 см
Н. Сладков
"Медвежья горка"
Рисунки Е. Чарушина
Изд-во Ленинград
Детская литература
12 стр. с иллюстрациями
27,5 х 21,5 см, 1967
Е. Чарушин
"Рассказы"
Иллюстрации Е. Чарушина

272 стр. с иллюстрациями
22 х 16,5 см, 1971 год
В. Бианки
"Мышонок Пик"
Иллюстрации Е. Чарушина
Издательство Детская литература
64 стр. с иллюстрациями
22 х 17 см, 1972 год
Е. Чарушин
"Большие и маленькие"
Иллюстрации Е. Чарушина
Издательство Детская литература
24 стр. с иллюстрациями
26 х 20 см, 1973 год
Е. Чарушин
"Никитка и его друзья"
Рисунки Е. Чарушина
Серия Мои первые книжки
Издательство Детская литература
16 стр. с иллюстрациями
23 х 16,5 см, 1971 год
"Теремок"
Русская народная сказка
Рисунки Е. Чарушина
Серия Для маленьких
Изд-во Детская литература
1974 год, 13,5 х 10,5 см
16 стр. с иллюстрация
"Заячья избушка"
Русская народная сказка
Иллюстрации Е. Чарушина
Серия Для маленьких
Изд-во Детская литература
1975 год, 13,5 х 10,5 см
16 стр. с иллюстрация
Е. Чарушин
"Болтливая сорока"
Иллюстрации Е. Чарушина
Издательство
Художник РСФСР
28 х 22 см, 1975 год
24 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
"Волчишко"
Рисунки Е. Чарушина
Серия Мои первые книжки
Издательство
Детская литература
1977 год, 23,5 х 16,5 см
16 стр. с иллюстрациями
И. Соколов-Микитов
"От весны до весны"
Рассказы о природе
Иллюстрации
Е. Чарушина, Н. Чарушина
Серия Книга за книгой
Издательство Детская литература
1978 год, 21 х 14 см
32 стр. с иллюстрациями
М. Пришвин
"Ярик"
Рассказы
Рисунки Е. Чарушина
Издательство
Детская литература
1978 год, 23,5 х 16,5 см
16 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
"Васька, Бобка и крольчиха"
Иллюстрации Е. Чарушина
Издательство
Детская литература
1978 год, 23,5 х 17 см
16 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
"Зверята"
Рисунки автора
Издательство
Детская литература
1982 год, 21,5 х 19,5 см
20 стр. с иллюстрациями

Лецких Л.А. учитель начальных классов МАОУ СОШ №21, г.Кунгур У р о к 8. Е. ЧАРУШИН «ТЕРЕМОК» Ц е л и деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки. Тип урока: изучение новых знаний. Планируемые результаты образования: П р е д м е т н ы е: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику. Л и ч н о с т н ы е: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков. М е т а п р е д м е т н ы е (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно­ иллюстративный, частичнопоисковый. Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка. С ц е н а р и й у р о к а I. Актуализация знаний. Личностные УУД: умение испытывать эстетические чувства на основе знакомства с разными видами искусства, оценивать свои эмоциональные реакции. К о н к у р с п р о е к т о в «Город букв». II. Постановка цели урока.

Познавательные УУД: уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров. – Расставьте книги по порядку и прочтите слово. О т в е т: сказка. – Любите ли вы читать сказки? – Какие сказки вы знаете? – Назовите свои любимые сказки. – Сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется. III. Изучение нового материала. 1. Р е ч е в а я р а з м и н к а. – Прочтите скороговорку: Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день. 2. Ч т е н и е д и а л о г а с писателем на с. 30 (часть 1). Рассматривание книг со сказками. Познавательные УУД: знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы. Учащиеся читают текст по цепочке. – Почему говорят, что сказка – мудрость народа, его мечты и желания? – Прочтите записанную на доске пословицу. – Какие буквы закрыты карточками? (Буквы к и м). – Объясните смысл этой пословицы. 3 . П о д г о т о в к а к ч т е н и ю с к а з к и Е. Ч а р у ш и н а «Теремок». Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам.

Личностные УУД: уметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке. Э в р и с т и ч е с к а я б е с е д а. – Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется. Мышка дом себе нашла, Мышка добрая была: В доме том в конце концов Стало множество жильцов. («Теремок».) Н а д о с к е рисунок теремка. (По ходу сказки один из учеников помогает учителю менять изображения животных на доске.) – Прочтите названия животных – героев сказки «Теремок» – сначала по слогам, затем целыми словами: мышка­норушка, лягушка­попрыгушка, зайчик­ побегайчик, лисичка­сестричка, волчок­серый бочок, медведь косолапый. – В чем необычность имён героев сказки? – На какие особенности героев указывают их имена? – В каком порядке появлялись в сказке герои? – Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Теремок». Расположите их по порядку изложения событий в сказке. – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами. ос­та­но­ви­лась – остановилась в теремочке в те­ре­моч­ке – не­вы­со­ком – невысоком не отвечает не от­ве­ча­ет – распевать рас­пе­вать – у­вёр­тыш – увёртыш за­бра­лась – забралась Объясните значение слова «увёртыш». Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности. 4 . Ч т е н и е с к а з к и заранее подготовленными учащимися. Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы. – При чтении интонацией выделяйте слова и предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки.

5 . А н а л и з п р о и з в е д е н и я. Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно­следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме, знать её строение и свойства. – Понравилась ли вам сказка? – Что понравилось больше? – Какие герои сказки вам понравились? – Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку? – Чем отличается? Учитель демонстрирует схему. – Объясните, какие сказки называют народными, а какие – авторскими. – Приведите примеры народных сказок. – Какие авторские сказки вы знаете? Ф и з к у л ь т м и н у т к а Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Катилось яблоко Вкруг хоровода. Кто его поднял, Тот воевода. – Воевода, воевода, Выбегай из хоровода! Раз, два, не воронь, Беги, как огонь! IV. Закрепление нового материала. 1. В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е с к а з к и п о р о л я м. Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности. 2. П о д г о т о в к а к п е р е с к а з у с к а з к и. Личностные УУД: ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев. Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.

– Отгадайте загадки – имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок». Зимой белый, летом серый. (Заяц.) Мала, а никому не мила. (Мышка.) Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка.) Рыжая, с пушистым хвостом, Живёт в лесу под кустом. (Лиса.) На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк.) Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь.) Учитель открывает на доске карточки с изображением героев сказки. – Расположите карточки с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке. – Как ведут себя герои сказки? – Чем она закончится? – Чему учит эта сказка? – Прочтите пословицы, записанные н а д о с к е: В темноте, да не в обиде. Знает сорока, где зиму зимовать. Согласие крепче каменных стен. – Объясните смысл этих пословиц. – Какая из них подходит к нашей сказке больше всего? 3. П е р е с к а з сказки. Познавательные УУД: уметь оценивать поступки и сравнивать характеры героев сказки; выдвигать гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывать их. – Придумайте свой вариант окончания сказки. – Какие слова произнесет волк? – Какие слова произнесет медведь? 4. И г р а «Чье это прозвище?». Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответ на вопрос учителя, аргументировать свою позицию. Н а д о с к е записаны прозвища: кумушка, сестричка (лиса); бирюк, хватыш, «зубами щёлк» (волк); толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);

Норушка (мышка); квакушка (лягушка); побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц); серый лоб, бестолковый боб, мурлыка (кот); дереза (коза); ряба, татарушка, пеструшка (курица). – Где так называют животных? 5. И г р а «Чей это голос?». Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. – Узнайте героев сказок о животных по их голосам: голос тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц); голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса); голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь); голос хриплый, грубый, «толстый» (волк); голос звонкий, чёткий (петух); речь размеренная, простая, твёрдая, без затей (кот); голосок тоненький, притворный (коза); голос занудливый (баран). V. Итог урока. Рефлексия. Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание сказки и характер героев; высказывать своё отношение, оценивать высказывания партнёра. – С какой сказкой мы сегодня познакомились? – Кто автор этой сказки? – Чему учит нас эта сказка? Внеурочная деятельность. Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Подготовить иллюстрации к сказке; выразительное чтение сказки по ролям. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 8 Евгений Иванович Чарушин (1901–1965) был писателем, в рассказах которого «чувствуется такой напряженный слух и такой пристальный взгляд художника» (С. Маршак). Ещё в детстве Е. И. Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи. Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Е. Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки «Мурзук» (1927 г.) и А. Лесника «Волк» (1928 г.). Это не совсем точно. Как показано современным исследователем

детской литературы Гр. Гродонским, первые свои литературные произведения Чарушин создал раньше, чем рисунки. В 1924 году он написал рассказы «Первый тетерев» (опубликован в 1930 г.), «У Ивана Ивановича» (1927 г.), «Облава» (1931 г.). Чуть позже были напечатаны в журналах рассказы «Медвежата», «Волчишко», «Ёж», «Щур». А в 1931 г. вышла первая книга Е. Чарушина «Волчишко и другие рассказы». В дальнейшем Е. И. Чарушин совмещал обе свои профессии – писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова­Микитова, К. Ушинского, С. Маршака. Наиболее близки Е. Чарушину писатели В. Бианки и М. Пришвин. От Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным, неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру. «Все мои рассказы, – говорил Е. Чарушин, – так или иначе связаны с моим детством и юношескими годами. И пишу я о живых существах и об охоте». Мир детства и мир зверей тесно сплелись в художественном мире писателя. «Больше всего я люблю, – писал Е. Чарушин, – изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».