Скачать репродукцию картины пластова первый снег. Презентация "Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег" презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Задачи урока:

— познакомить с жизнью и творчеством А. А. Пла-стова;

— привлечь внимание детей к красоте зимней при-роды;

— способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства;

— совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;

— формировать умение составлять заключитель-ную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;

— учить соотносить художественный текст и худо-жественные средства картины.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Подготовка к восприятию картины.

— Прочитайте на доске два слова: первый и послед-ний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цве-ток, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)

3. Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях,

— Послушайте, как о первом снеге сказал К. Г. Паустовский:

«Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высоко-го неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяй-ничать над землей».

— Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского,

— Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к перво-му снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?

—Послушайте, каким увидел первый снег писатель Г.Скребицкий.

Первый снег

Голая земля промерзла, а зима все еще не наступала. Но вот потеплело, и к вечеру пошел снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе, с каждой минутой их становилось все больше. И,наконец-то, снег повалил хлопьями.

Я накинул на плечи полушубок и вышел на крыльцо… .Воздух был чистый и свежий. В нем как-то особенно хорошо пахло молодым, только что выпавшим снегом… . Кругом было совсем тихо… . Я стоял и следил за тем, как из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы…

4. Рассматривание картины.

Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведе-ний Аркадия Александровича Пластова, Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого со-стояния природы, которое бывает в час первого снего-пада, Пластов хорошо знает жизнь русской деревни и в своей картине, он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

5. Беседа по содержанию картины.

— Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

— Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

— Какое время суток изображено? Как вы догада-лись? (Снег выпал ночью, сейчас утро» дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)

— Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревен-ские ребята.)

— Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег, У девочки валенки не по разме-ру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают го-лову к небу, смотрят на хлопья снега,)

— Что можно сказать, глядя на выражение лиц де-тей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)

6. Работа со словарём настроений.

Посмотрите на карточки, выберите слова— на-звания чувств, которые помогут вам передать настрое-ние детей.

радость восторг волнение

удивление интерес восхищение

беспокойство испуг грусть

(Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.) — Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий. Тёплый. Добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

— Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется. Что она обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

— Здесь есть еще один герой — ворона. А что она переживает? (Ворона около берёзы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)

В чём это проявляет-ся? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви дере-вьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

7. Выявление изобразительных средств картины.

— А почему художник показал на картине только часть берёзы?, а не всё дерево? (Берёза- это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине — дети и их настроение.)

8. Речевая подготовка к сочинению.

—Выберите несколько опорных слов, которые яв-ляются главными для описания картины:

снег дети земля ворона небо берёза

— попробуйте описать снег. Используя сравнения. Эпитеты. Слова. Характеризующие действия снега. очень к лицу земле, белая скатерть полей, робкий и тихий, пушистый и мохнатый, укрыл землю, порошил, щекотал лицо, кружился, порхал

танцевал, опускался большими хлопьями

— Попробуйте смотреть глазами художника. Будь-те при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме.

—Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радо-стное чувство восторга при виде первого снега.)

— Как бы вы закончили свой рассказ по этой кар-тине? (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благода-рен художнику, что еще раз могу пережить чувство ра-дости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)

9 Составление плана сочинения:

1) Первый день зимы.

2) Радость детей.

3) Настроение картины.

4) Мое отношение к картине.

10. Устное коллективное составление текста-описания.

11. Самостоятельная работа

12. Самопроверка

Тема: Работа на ошибками

по картине А. А. Пластова «Первый снег»

Цель: Совершенствовать умение выражать свои мысли в письменной речи

Задачи урока:

— выявить пробелы в знаниях учащихся и

— провести работу над ошибками допущенными в письменной работе

— активизировать словарный запас учащихся;

— воспитывать любовь к природе;

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение

— Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

Художник Аркадий Александрович Пластов написал картину «Первый снег» в 1946 году.

3. Работа над орфографическими ошибками

Выписать слова в которых были допущены ошибки и объяснить правописание этих слов

4. Беседа по содержанию картины.

— Какое время года изобразил художник?

(Художник Аркадий Александрович Пластов изобразил на своей картине начало зимы.)

— Почему вы догадались, что это именно начало зимы?

(Ещё нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

— Какое время суток изображено? Как вы догада-лись?

(Ночью выпал первый снег. Ранним утром дети второпях выбежали на крыльцо.)

— Кого изобразил художник на переднем плане?

(На переднем плане картины мы видим девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревен-ские ребята.)

— Опишите их внешний вид.

(Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Дети, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. Ребята поднимают го-лову к небу, смотрят на хлопья пушистого снега.)

— Что можно сказать, глядя на выражение лиц де-тей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?

(Они удивлены и обрадованы, им интересно смотреть на медленно опускаются на землю лёгкие, пушистые снежинки.)

— Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, тёплый и красивый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

— Что еще показывает художник на переднем плане?

(В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

— Здесь есть еще один герой — ворона. А что она переживает?

(Ворона около берёзы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)

— Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы.

В чём это проявляет-ся?

(Снег покрывает землю, крыши домов, ветви дере-вьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

— Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сып-лется сверху. Дети запрокинули головы. Художник хочет усилить впечатление от бездонности неба. Долгого полёта снежинок.)

—Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?

(Художник помог нам еще ярче пережить радо-стное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал праздник природы, мы чувствуем этот празд-ник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)

— Как вы закончили свой рассказ по этой кар-тине? (Я благода-рен художнику, что еще раз могу пережить чувство ра-дости при виде первого снега.)

5. Самостоятельная работа. Работа с карточкой.

Списать текст.

Художник Аркадий Александрович Пластов изобразил на своей картине начало зимы.

Ещё нет сугробов, местами видна голая земля. Ночью выпал первый снег. Ранним утром дети выбежали на крыльцо.

На переднем плане картины мы видим девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревен-ские ребята. Мальчик одет в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Дети, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. Ребята поднимают го-лову к небу, смотрят на хлопья пушистого снега. Они удивлены и обрадованы, им интересно смотреть, как медленно опускаются на землю лёгкие, красивые снежинки.

В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны. Около берёзы мы видим ворону, которая радуется первому снегу и хочет его попробовать.

На картине русского художника А.А. Пластова «Первый снег» изображен небольшой фрагмент из деревенской жизни.

На пороге деревянного дома двое крестьянских детишек. На заднем плане еще несколько похожих изб, из чего мы можем понять, что действие происходит в деревне.

На многих полотнах Пластова, центральное место занимают люди. Здесь это сестра и ее младший братишка. Проснувшись утром, они сквозь заиндевевшее стекло увидели снегопад и быстренько одевшись, выбежали на крыльцо, чтобы ощутить свою сопричастность такому событию. Желтую теплую шаль девочка даже не успела завязать, только набросила на легкое домашнее платьице. Но на ногах у нее валенки, чтобы не замерзли ноги. Девочка, точно струна, вся вытянулась, запрокинув голову, она смотрит на снег. На лице детский восторг преображением окружающего ее мира.

Ее братишка лет шести одет в теплый пиджак, на голове шапка. Он также с удивлением разглядывает улицу, крыши домов. Вместе с ними мы испытываем необъяснимую радость, наблюдая падающий из сизоватой тучки нежнейшей пух, который ласково укрывает остатки бурой травы и крыши. Может быть, дети хотели поиграть, но увидели кружащиеся, словно в медленном танце, снежинки и остановились, любуясь.

Картина написана художником в первый послевоенный 1946 год в безрадостное время, которое передано немного однообразными красками. Только дети придают полотну живость, радуясь простому явлению природы. Сочетание серебристых, сероватых и коричневых оттенков домов, деревьев, одежды и сверкающего снега создает у нас особое приподнятое настроение.

Первый снег – самое начало зимы, особое время, когда на опустевшую от травы землю легко ложатся снежинки. Судя по большим сугробам, снегопад шел, возможно, всю ночь. Но земля не успела остыть, поэтому в некоторых местах все еще проглядывают темные участки после растаявшего снега. На один из сугробов опустилась ворона.

В палисаднике, рядом с домом, стоит береза с редкими пожелтевшими и свернутыми в трубочку листьями, которые не успели облететь. На ее оголенную ветку всего на минутку присела белобокая красавица сорока. Она громко стрекочет. Но ворона, не обращает на нее внимания и важно вышагивает по снегу. Рядом с березой виден сухой кустарник, ветки которого, засыпанные снегом, под его тяжестью уже наклонились до самой земли.

На деревенскую улицу выбежал еще один мальчуган, порадоваться снежку.

Серо-сизое небо покрыто темными тучами. Особые чувства вызывает в душе первые снежинки, несущие с собой необъяснимое очищение и светлую радость после осенней грусти. Конечно, этот снег пролежит недолго. Видны незамерзшие бурые лужи: снег лишь прикрыл осеннюю грязь. Но это уже преддверие веселья и зимних игр для детей.

В своей картине Пластов словно сравнивает непосредственность детей со сверкающим первым снегом. Художник воспринимает как чудо и детей, не разучившихся радоваться и восхищаться, и сияющий снег.

В настоящее время полотно А.А. Пластова «Первый снег» находится в экспозиции Тверской областной картинной галереи.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ ПЛАСТОВА А.А. «ПЕРВЫЙ СНЕГ» Выполнила: учитель нач.классов МБОУ «Школа №52» Бабак Е.А.

ПРИХОД ЗИМЫ

Белый снег пушистый В воздухе кружится

И на землю тихо Падает, ложится.

И под утро снегом Поле побелело, Будто пеленою Все его одело.

Темный лес, Что шапкой Принакрылся чудной, И уснул под нею Тихо, беспробудно…

Пластов А.А. – художник 19в.

«Ужин тракториста»

Правила написания сочинения: Придерживаясь плана, опиши картину Избегай повторов, используя синонимы. Каждую новую часть сочинения начинай с красной строки. Не забудь в конце выразить своё отношение к картине Пиши красиво и аккуратно.

План: 1. Произошло чудо. 2. Описание детей. 3. Чудесный снег. 4. Настроение детей. 5. Моё отношение к картине.

Словарно-орфографическая подготовка пош ё л ка залась безлюдной крыл ь цо дево чк а выб е жали ша п ка и п а льто зач а рова нн ые засм о трелись по рхали па да ю щий

ноября Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег». Перед нами репродукция картины художника А.А. Пластова «Первый снег».

Возможные фразы: Художник (автор картины, А.А.Пластов) На картине (на полотне, на репродукции) Дети: Удивлённые, радостные, оделись наспех, укрылась платком, в валенках на босу ногу, улыбается, очарованные красотой (поражённые великолепием природы, долгожданным чудом) Снег: Шел всю ночь, белым полотном покрыл осеннюю слякоть, тысячи великолепных снежинок медленно опускались на землю, белое полотно снега преобразило природу. Предметы: Деревенский дом, палисадник, берёзка. Цвета: серый, белый, бежевый, чёрный

Опорные слова Дети: выскочили, наспех оделись, увидали Снег: шел всю ночь, покрыл Предметы: палисадник, березка, крыльцо, вдали другие избы Животные: ворона, сорока на ветвях берёзы, лошадь План: 1.Ночью произошло чудо. 2. Описание детей и их настроение. 3. Волшебный снег. 4. Моё отношение к картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег»

Цель урока: научить правильно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, правильно составлять план сочинения; развивать грамотность учащихся, умение замечать детали; воспитывать бережн...

Урок по УМК "Гармония" Составление этюда по картине А. Пластова "Первый снег"

Учить анализировать строение текста, использованные в нём языковые средства, понимать тему и главную мысль текста, составлять план, письменно пересказывать текст, осознанно, сохраняя особенности...

Сочинение по картине

«Первый снег» А. Пластов

Учитель: Артюх Марина Владимировна


Аркадий Александрович Пластов


Аркадий Александрович Пластов – известный советский художник. Пластов родился и вырос в селе Прислониха Ульяновской области. Здесь прошло его детство.

Здесь проводил он большую часть своей жизни. Здесь поля, на которых работали его родители. Здесь жили и работали герои его картин. Много произведений посвятил жизни деревенских ребят.




«Первый снег»

РЕПРОДУКЦИЯ, -и, ж.

  • Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии, клише (спец.).
  • Картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом. Яркие репродукции.
  • Размножение, производство потомства (от животных) (спец.). Р. племенных животных. || прил. репродукционный, -ая, -ое (к 1 знач.;спец.).


снег

мальчик

небо

девочка

лошадь

берёза

тона картины

настроение детей


Сне :

белый, чистый, пуш стый,

падает мохнатыми хлопьями

на дел меховые ша ки (на)крыш_ д мов

укутал всю землю бел__снежным ковром

медле нн о круж тся (в)воздухе, как стая белых мошек


Девочка:

в бело - розовом плать ице ;

большие чёрные валенки;

без п льто выб жала на крыльцо;

с уд влением н а блюдает;

в о сх и щённо смотрит;

за вор ж нно смотрит на сне ;

лё кий пл ток.


Мальчик:

(в) чёрный пиджак;

на голову нахлобучил

шапку - ушанку;

о дет по - зимнему;

мечтает покатат ся на санках;

давно наблюдает.


Передний план:

крыльцо, ещё не полностью засыпанное снегом; мальчик и девочка (сестра и брат);

раскидистая берёза.

Задний план:

деревенская улица, лошадь, человек,

ворона, крыши домов покрыты снегом.


Б рёза:

старая; могучая;

с белым ств лом;

ветки у б рёзы

ги кие, дли нн ые, р а скидистые.

В_р_на:

спокойная;

важная; шагающая

по снегу


Настроение детей:

радость

восторг

волнение

беспокойство

испуг

восхищение

грусть

интерес

удивление


  • слева от … виднеется;
  • на переднем плане художник пишет …;

- прямо перед нами изображены … ;

- вдалеке виднеется…;


План:

2. Первый день зимы. 3. Радость детей. 5. Моё отношение к картине.


Снег: белый, пушистый, падает мохнатыми хлопьями, надел меховые шапки на крыши домов, укутал всю землю белоснежным ковром, медленно кружится в воздухе, как стая белых мошек, чистый.

Девочка: в бело-розовом платьице; большие чёрные валенки; без пальто выбежала на крыльцо; с удивлением наблюдает; восхищённо смотрит; заворожённо смотрит на снег; лёгкий платок

Мальчик: в чёрный пиджак; на голову нахлобучил шапку-ушанку; одет по-зимнему; мечтает покататься на санках; давно наблюдает.

Берёза: старая; могучая; с белым стволом; ветки у берёзы гибкие, длинные, раскидистые.

Ворона ; спокойная; важная; шагающая по снегу.

Настроение детей: радость, восторг, восхищение, интерес.

Тона картины: светлые, тёплые, розоватые, лиловые, бледно-голубые, серовато-розовый фон.


Закончить свой рассказ по этой картине можно:

  • У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.
  • Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.
  • Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.

Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег».

План:

1. Первый снег глазами художника. 2. Первый день зимы. 3. Радость детей. 4. Цвет и настроение картины. 5. Моё отношение к картине. Перед нами репродукция картины художника А.А. Пластова «Первый снег».


Слайд 1

Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег»
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ КСОШ №2 Завгородняя А.Ю.

Слайд 2

Аркадий Александрович Пла́стов (1893 - 1972) - советский живописец, педагог, профессор. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1962). ЛауреатЛенинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946).

Слайд 3

Слайд 4

Почему художник изображает на первом плане картины детей?

Слайд 5

(Художник изображает на первом плане картины детей, чтобы выразить знакомое каждому человеку непосредственное детское восприятие первого снега – светлую, не омрачаемую ничем радость, восхищение красотой преображённой за ночь земли, свежестью чистого воздуха, в котором кружатся пушистые снежинки, восторженное изумление от созерцания свершающегося на глазах волшебства, предвкушение весёлых зимних игр. Первый снег – это праздник, это радостное событие в жизни детей, которых ждёт множество увлекательных занятий. Любуясь картиной, мы невольно смотрим на происходящее в природе глазами детей, и нам передаётся светлое ощущение праздника, чувство восхищения великолепием украшенной и обновлённой земли.)

Слайд 6

1. Попробуйте представить, что происходило за несколько минут до того момента, в который дети изображены на картине?

Слайд 7

(Наверное, мальчик – младший брат девочки – вышел во двор и, увидев вместо вчерашней слякоти первозданную чистоту снега, укрывшего всё вокруг белоснежным ковром, бросился в избу, чтобы первым сообщить сестре о радостном событии и позвать её полюбоваться ослепительной красотой зимы и разделить его восторг. Услышав о том, что выпал первый снег, девочка сунула ноги в первые попавшиеся валенки и, не тратя время на одевание, на ходу накинув на плечи платок, выбежала на крыльцо.)

Слайд 8

2. Подберите и запишите слова (существительные, прилагательные, глаголы, причастия) и словосочетания, которые можно использовать для описания поведения, настроения детей и переживаемых ими чувств.

Слайд 9

(существительные, прилагательные, глаголы, причастия) и словосочетания, которые можно использовать для описания поведения, настроения детей и переживаемых ими чувств. (Радость, восторг, ликование, очарование, изумление, восхищение, любопытство; любуются падающим снегом, восхищаются ослепительной красотой, подставляет лицо пушистым снежинкам, замерли в немом восторге, не может оторвать глаз от кружащихся в воздухе снежинок, очарованы красотой порхающих снежинок и т. д.)

Слайд 10

3. Назовите и запишите эпитеты, определения (нераспространённые и распространённые) и сравнения, которые возникают в мыслях, когда вы слышите сочетание первый снег.

Слайд 11

(Чистый, белоснежный, нетронутый, сияющий белизной, пушистый, невесомый, мягкий, как пуховое покрывало, бесшумно опускающийся на землю, укрывающий землю белой шалью, одевающий тёмную землю белоснежным нарядом, рождающий ощущение праздника, украшающий ветви деревьев блестящей бахромой и т. п.)