Скачать презентацию на тему цивилизация. Презентация "исламская цивилизация"

Областное Государственное Бюджетное
Профессиональное Образовательное Учреждение
«Томский Базовый Медицинский Колледж»
ОГБПОУ «ТБМК»
Тема: Культура и цивилизация.
Типы цивилизаций.
Преподаватель:
Плохих
Ирина
Николаевна
Томск 2016 уч. год
Студентка:
Бараненко
Ирина
Геннадьевна
Группа №751

По Цицерону
философия
является
«культурой ума»,
тонким
инструментом
для познания
окружающего
мира.
Цицерон (Cicero) Марк Туллий
(106-43 до н.э.)

Цивилизация - это культурно-исторический
тип общества с единой исторической судьбой
и единой духовной и материальной
культурой, которые дают людям сознание
принадлежности к сообществу.
Цивилизации создаются народами или
группами народов, близких языком,
традиционной культурой и территорией
проживания.
Цивилизация включает в себя (и определяет)
духовные и материальные ценности народа,
его образ жизни и социально-общностный
состав, место и роль человека в обществе.

духовные
ценности
географическ
ая среда
политико–
правовая
система
Факторы,
определяющие
сущность цивилизации
система
ведения
хозяйства
религия
социальная
организация

Менталитет- образ мышления,
мировосприятия, духовной настроенности,
присущий индивиду или группе
(употребляется для характеристики
национальных особенностей народов,
отличительных черт культуры.

Общество и культура возникли
раньше, а цивилизация – позже.
Общество и культура
Цивилизация

Понятие культура в истории
философии
Средние века: К. - это богоподобие человека, его
служение Богу, терпение и смирение.
Эпоха Возрождения: под культурой стали
подразумеваться высокие гуманистические идеалы.
Культурным считался свободный, универсально
развитый человек, разумный и деятельный.
Просветители XVIII в. (Ф. Вольтер, Д. Дидро и
др.) смотрели на культуру как на воплощение в ней
разума - светлого, цивилизованного начала.
В эпоху Просвещения появилась и
пессимистическая трактовка культуры, критика ее
негативных сторон и противопоставление культуры
природе (Ж. Ж. Руссо).

Русская философия
(Л.Н. Толстой, Н.Я.
Данилевский, Л.Н.
Гумилев и др.):
понятие К. имело
высокое духовное и
нравственное
наполнение. В этом
проявился дух
православия с его
идеями добра,
милосердия и
справедливости,
солидарности между
всеми людьми и
народами.
Л.Н.Толстой
Данилевский
Л.Н. Гумилев

«Культура» в пер. с лат. «возделывание», «уход», «обработка»,
«почитание».
Культура - это философское понятие для
характеристики человека как творческого
существа, раскрытия его сущностных сил и
способностей.
Культура - это все созданное мудрой
мыслью и деятельной рукой человека,
сотворенный человеком мир,«вторая
природа», существующая наряду с обычной
природной средой.

Культура имеет два слоя
Духовная
культура: включает
совокупные знания и
методы познания,
формы мышления
(сюда относятся также
язык и общественное
сознание, система
образования и
воспитания человека).
Материальная
культура: орудия
труда и техника,
сами навыки
трудовой
деятельности,
коммуникации и
приборы, жилье,
продукты питания.

Формы культуры
Политическая культура
- единство
политического сознания
и политической
деятельности.
Художественная
культура как мир
произведений искусства,
нашедших свое
предметное воплощение
в книгах, картинах,
скульптурах и т.д.

Социальные функции
культуры:
Познавательная: помогает получать знания о
человеке и окружающем мире;
Практическая: указывает на то, что культура
служит целям преобразования природы, что
осуществляется с помощью знаний и орудий
труда и соответствующих навыков;
Аксиологическая: К. являет собой
«вместилище» ценностей, т.е. имеющих
социальное значение продуктов духовнопрактической деятельности человека - идей,
образов и идеалов, социальных норм,
искусственных предметов.

Социализирующая: указывает на особую
роль культуры в формировании человеческого
начала в человеке - высоких потребностей и
благородных поступков. Без приобщения к
культуре (к науке и искусству, традициям и
нормам, опыту общества) нет и не может быть
воспитанного и умелого человека.

Исторические типы культуры
Первый тип: культура «традиционного»
общества (древние Египет, Китай, Индия;
страны «третьего мира»)
господство устойчивых, консервативных
традиций и медленное накопление
нововведений;
невысокая степень практического
вмешательства человека в природу;
экономика основывается на экстенсивном
производстве с низкой эффективностью;
свобода индивида фактически отсутствует,
подменена его зависимостью от «целого» в виде
общины, коллектива или государства.

Второй тип - культура «техногенного»
общества.
Динамичное развитие знаний и техники;
активная предметная деятельность человека и
его вторжение в природу, психология ее
покорения;
активная и целеустремленная деятельность как
высшее предназначение человека;
природа воспринимается как кладовая и
мастерская, а человек в ней - умелый работник;
Ч. рассматривается как кузнец собственного
счастья и судьбы, творец «второй» природы
(искусственной среды обитания), а знания - это
его основная сила.

Типы цивилизаций
Первичные- выросшие непосредственно
из первобытности и частично
сохранившие черты доисторического
периода,
Вторичные- цивилизации, впитавшие в
себя культуру предшествовавших
цивилизаций
Современные

Цивилизации традиционные, монотонные,
повторяющие культурный опыт.
Цивилизации обновляющиеся,
модернизирующиеся, вырабатывающие новый
культурный опыт.
Цивилизации срединные, в которых
соединяются черты традиционности и
обновления.
Традиционализм характерен для народов
Востока, модернизм - для народов Запада.
Цивилизации монолитные, отгороженные от
других цивилизаций, основанные на культуре
одного народа.
Цивилизации синтетические, соединяющие
несколько цивилизаций, развивающие
культуру группы народов.

Цивилизации аграрные, материальной ценностью
которых была обрабатываемая земля, а
духовными ценностями - всё, что роднило
людей с землей.
Цивилизации индустриальные, материальной
ценностью которых становится технический
прогресс, всё, что уменьшает зависимость
человека от природы.
Цивилизации континентальные,
привязывающие народ к географическому
пространству.
Цивилизации морские, океанические,
открывающие народу новые географические
пространства.
Почти все цивилизации могут быть
отнесены сразу к нескольким типам и
существуют как бы в их пересечении.

Столица уже давно умерла.
Люди празднуют день рождения мёртвого города.
Её уже никто не возродит....
Нет цивилизации, везде царит деградация.
Нет высших чинов, все люди равны.
Человек - лишь малая часть огромного океана вселенной.
Человечество тонет.
Мы сами сотворим свой апокалипсис.
Конец света произойдёт от наших же рук.
Посмотри вокруг. Что ты видишь?
Разлагающееся общество низших...
В этом мире каждый сам за себя...
Лишь объединившись, мы будем сильны.
Мы думаем, что ничего не боимся.
Но встретившись с самим собой, тогда лишь мы познаем истинный страх.
Познаем сами себя.
Эгоист - живёт для себя.
Альтруист - живёт для другого.
Я - живу со всеми и для всех.
Люди! Очнитесь!
Неужели вы хотите жить в мире возвышенного идиотизма?

Что такое цивилизация? Древнегреческий историк Фукидид считал признаками «эллинства» (цивилизации) - государственность, которая обеспечивает общественный порядок; - высокий уровень культуры и благосостояния; Павлова Анеля - защищенность прав человека. Васильевна, МОУ СОШ № 12 Г. Вышний Волочек Тверской области,

Слайд 2

XYIII век – истинное рождение понятия и теории цивилизации. Это понятие для просветителей означало: Смягчение нравов в обществе Просвещенность людей; Высокий уровень их духовного развития; Главный показатель – гражданское общество, в котором должны обеспечиваться права и свободы всем его членам, где не остается места для произвола правителей.

Слайд 3

Теория цивили зации Идея прогр есса Прогресс – совершенствование человечества в процессе его исторического развития.

Слайд 4

Цивилизация – это определенная ступень в развитии человечества варварство Накопление знаний; «Война всех против Технические всех» (Т.Гоббс XYIIв.) усовершенствова ния; Повышение уровня жизни цивилизация Накопление знаний не обязательно ведет к улучшению общества; Наиболее гармоничное состояние человека – это «естественная», нецивилизованная жизнь. (Ж.Ж.Руссо XYIII в.)

Слайд 5

Главные базовые характеристики цивилизации: Государственность и система права; Города как административные, религиозные, культурные и торговые центры; Письменность, формирование науки; Ремесло, отделившееся от сельского хозяйства; Усложнение социальной структуры общества.

Слайд 6

XYIII век – период зарождения двух основных теорий цивилизации. стади альна я История представля ет единый поток Народы сравнивались на основе их «цивилизова нности», своеобразие исследовател ей не интересовало. локал ьная История состоит из целого ряда отдельных потоков Основной интерес вызывает не однотипнос ть циклов развития, а своеобрази е культур. Цивилизация это живой организм. (позитивисты Англ. Филосо Г.Спенсер XIX в.

Слайд 7

Культурно-исторический тип – это сложная система, включающая все своеобразие Теория культурнообщественной жизни исторических типов. Все культурноН.Я.Данилевский исторические типы равноценны, поэтому любая цивилизация заслуживает право на Цивилизация – наиболее существование, так как творческий этап развития реализует культурно-исторического неповторимую модель типа. развития. Под влиянием позитивистов стали появляться новые теории локальных цивилизаций.

Слайд 8

Немецкий философ О.Шпенглер (1880-1936) Сторонник многолинейного восприятия истории изложил свою концепцию в книге «Закат Европы» Культуры не содействуют прогрессу человечества и не являются его ступенями; Отрицание возможности взаимовлияния и взаимодействия культур; Чтобы понять культуру надо изучать ее изнутри; Каждая великая культура создала свою « картину души».

Слайд 9

А.Тойнби (188901975) «Исследование истории» Не общество или государство, а локальная цивилизация – основная единица исторического исследования. Цивилизации познаются только в сравнении; Признание циклической схемы развития цивилизации; Попытка доказать, что стадии развития (рождение, расцвет и упадок) цивилизации связаны с историческими закономерностями.

Слайд 10

Закон «вызова-и-ответа» Слишком сильный вызов – развитие культуры приостанавливается. Природноклиматич еские условия Естествен ная среда вызов Разлив ы рек Слишком слабый вызов – развитие приостанавливается. Строите льство дамб ирригац Искусствен ия ная среда Последователями Тойнби были историки, объединившиеся вокруг журнала

Слайд 11

XX век – появление новых стадиальных теорий. Одна из них принадлежит немецкому философу К.Ясперсу. Первым доказал, что эпоха создания мировых религий «осевое время» играет важную роль в истории цивилизации; Это связано с появлением новой личности, новых представлений о мире.

Слайд 12

Американский историк О.Тоффлер В мировой истории он выделил несколько периодов, взяв за критерий материальное производство. Три волны Тоффлера Цивилизация «третьей волны»: ?????? ?????????? Цивилизация «второй волны»: индустриальная Цивилизация «первой волны»: аграрная

Слайд 13

Теория «стадий роста» У.Ростоу Общество «высокого массового потребления» Индустриально е общество («стадия зрелости») «Стадия сдвига» «переходно е общество» «традицион ное Общество»

Слайд 14

Типология цивилизаций 1. «первичные» (в По них нет ведущего Н.Я.Данилевскому начала, определяющего их смысл) – египетская, китайская, иранская; 2. «одноосновные» (имеют одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности) – древнегреческая (культура), древнеримская (политика); 3. «двухосновные» – европейская (культура и политика); 4. «объединительная » – гармоничное По А.Тойнби 1. «первичные» – неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, легко возникающие и легко погибающие; 2. «вторичные» – возникающие в ответ на вызов; 3. «третичные» – возникают на основе единых религий и церквей из вторичных; (к сер.XXв. не более 7-8) По О.Шпенглеру 1. Четкое разграничение понятий «цивилизация» и «культура»; 2. Цивилизация понималась как стадия упадка, окостенения, умирания культуры; 3. Говоря о культурах он выделял, подчеркивая их самостоятельно сть всего 8: Египетскую, вавилонскую, аробовизантийскую, греко-римскую,

Слайд 15

Наиболее общепринятой можно считать следующую Индустри периодизацию: Доиндус альная Постин триальн (машинна дустриа льная ая я, (аграрная, техноген традицио ная) нная) конец XYIII – IY-III тыс. нач. XIX до н.э. до в. до промыш. переворот последне й трети а XX в. (инфор мацион ная); перехо д к ней соверш ается сейчас.

Слайд 16

Параметры, отличающие индустриальную цивилизацию от аграрной Утрачивается зависимость от естественной среды; Наука тесно связана с производством; Городское население преобладает над сельским; Промышленное производство оттесняет на второй план сельское хозяйство; Демократизация политической системы; Утверждается система социальной защиты и граждан и защиты прав личности; Личность освобождается от связи со своей социальной средой; Идет процесс глобализации; Духовная жизнь характеризуется усилением рационализма.
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Понятие “Цивилизация”

(Презентация, слайд №2)

Форма социального общежития, называемая “цивилизацией”, возникла около 5 тыс. лет назад. Это общество с экономикой, государством, денежным обращением, городами как центрами власти, военной и финансовой силой, культурой, наукой, искусством. Впервые понятие “цивилизация” было введено в оборот философами французского просвещения, им оперировали Вольтер, Монтескье, Дидро и другие. Просветители понимали термин “цивилизация” как отражение гражданского общества. Однако, единое понятие “цивилизация”, как и понятие “культура”, не выработано. Существует приблизительно 200 определений этого понятия.

Основные подходы к определению “цивилизация” сводятся к следующему.

Немецкий философ О. Шпенглер понимал цивилизацию как фазу заката культурно-исторического цикла, как умирающую культуру. В своей знаменитой книге “Закат Европы” (1918 г.) он писал: “В определенный момент развития культуры, когда цель достигнута и идея завершена, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются – она становится цивилизацией”.

О. Шпенглер сравнивал мировой исторический процесс с коллективной биографией культур.

Теория локальных цивилизаций А. Дж. Тойнби.

“Локальными цивилизациями” Тойнби называл общества, имеющие во времени и пространстве протяженность большую, чем жизнь государства. Он выделял 23 существовавшие в истории цивилизации: западную, две православные (византийскую и русскую), иранскую, арабскую, две дальневосточные, античную, египетскую и т.д. Греко-римскую считал “общей матерью” для западно-европейской и православно-христианской цивилизаций. Тойнби указывал, что рост цивилизации не вызывается ни географическим распространением общества, ни техническим прогрессом. Рост цивилизации – это прогресс ее внутреннего самовыражения, ее специфики. Развиваясь, цивилизация разворачивает свои преобладающие возможности: эстетические – в античной, религиозные – в индийской, научно-механические – в западной.

(Переходим на слайд №5)

Локальные цивилизации подобны молекулам. (Вспомним броуновское движение в физике!)

Они пересекаются, поглощаются, гибнут, прогрессируют, ассимилируются, двигаясь в едином “цивилизованном канале”. Многие философы видят жизнь цивилизации как жизнь живого организма: зарождение, становление, зрелость, дряхление, кризис, смерть.

Задание: Приведите примеры гибели отдельных цивилизаций. Оставляют ли следы в истории исчезнувшие цивилизации?

Еще один подход к понятию цивилизация можно сформулировать так: цивилизация – особенность культурно-исторического развития.

В XIX веке основатель научной антропологии американец Л.Г. Морган, а затем философы и социологи К. Маркс и Ф. Энгельс стали понимать под цивилизацией определенную стадию развития. Ф. Энгельс считал, что “цивилизация” есть более высокая стадия развития общества по сравнению с “дикостью” и “варварством”.

(Слайд №7)

Итак, при всем многообразии точек зрения на понятие “цивилизация”, мы можем выделить два основных подхода: одни выдвигают идею существования локальных цивилизаций, другие говорят о цивилизациях как о стадиях общечеловеческого исторического процесса.

Остановимся более подробно на стадиальной теории.

(Слайд №8)

Термины “аграрное и индустриальное общество возникли примерно 200 лет назад (автором термина индустриальное общество признан К.А. де Сен-Симон). Американский социолог Алвин Тоффлер считал, что человеческое общество проходит следующие этапы развития (цивилизационные волны):

8-9 тыс. лет назад (с неолитической революции) – аграрная цивилизация

300 лет назад (с промышленной революции) – индустриальная цивилизация

С конца ХХ века (с информационной революции) – зарождение постиндустриальной цивилизации

(Благодаря гиперссылкам со слайда №8 учитель может по своему плану излагать материал, давая характеристику каждому типу общества и социально-экологическим кризисам, вызвавшим переход от одного типа цивилизации к другому. Автор дает комментарии к слайдам).

Путь мировой цивилизации был не только сложным, но и неравномерным. Он шел через глобальные кризисы, вызываемые как природным, так и человеческим воздействием. Первым значительным кризисом была неолитическая революция.

Неолитическая революция. (Слайды №9, 10)

8-9 тыс. лет назад перемены в природе заставили человека реагировать не биологическим изменением. Его ответ должен был стать ответом социальной группы. Не увеличение головного мозга индивида, но объединение интеллектов индивидов. С того времени, как человек нарушил закон природной эволюции, вышел из его подчинения, нашел путь развития, отличный от пути развития других живых организмов, начинается история взаимоотношения двух начал: общества и природы. Начало человеческой цивилизации археологи и историки связывают с неолитической революцией- глубочайшем переворотом в обществе и самом человеке.

В чем сущность неолитической революции:

  1. Произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему (поэтому неолитическую революцию называют еще аграрной)
  2. Возник социальный генотип современного человека, человек научился самостоятельно добывать основные средства существования.

Аграрное (традиционное) общество. (Слайд №13)

Особенности аграрного общества проявляются во всех сферах общественной жизни: хозяйственно-экономической, политической, социальной, духовной.

Экономика: полная зависимость от природно-климатического фактора, основа хозяйства – земледелие и скотоводство, традиционный тип экономики, распределение зависит от социального положения, основной фактор производства - земля

Социальные отношения: включенность всех и каждого в коллектив, привязанность к нему, ощущение себя его частью (сельская община, ремесленный цех, купеческая гильдия, монашеский орден, церковь, корпорация нищих и т.д.)

Замкнутость социальных структур, общины замкнуты, разделены обычаями, языковыми диалектами. Человек рождался, женился, умирал в одном окружении, месте. Занятия, семейная профессия передавались из поколения в поколение. Уход из коллектива затруднен, даже трагичен. Крестьянская община - основа аграрного общества. Строилась на клановых связях, общинном землепользовании, совместной трудовой деятельности. Аграрному обществу присуща малая динамика. Положение личности зависит от социального статуса, приближенности к властителю. Аграрное общество называют еще традиционным, так как оно держится на обычае, традиции. Здесь непререкаем авторитет старшего, именно его вмешательство может погасить все конфликты.

Политическая организация: определялась не законом, а традицией; преимущественно развивались два вида политических единиц: - локальные самоуправляющиеся сообщества, - традиционные империи

Власть – большая ценность, чем закон (деспотическая власть). Для нее не нужны никакие обоснования. Вся власть передается по наследству, и ее источник – Божья воля. Власть принадлежит одному (монарх) или немногим (аристократическая республика)

Духовная жизнь:

В ходе аграрной и особенно городской революции начал формироваться новый тип сознания - традиционное сознание. Традиционализм в форме мировых религий создал более тесные условия для общения. Традиционное сознание видит связь поколений, ощущает необходимость передачи знаний. Традиционный человек понял, что не всесилен, он не равен природе (недостижимость идеала), отсюда – понятие грешности, появление религий спасения. Традиция, обычай определяли духовную жизнь людей аграрного общества. Возникшая в III тыс. до н.э. письменность свидетельствовала о новом качестве человеческой культуры. При этом передача устной информации преобладала над письменной информацией. Круг образованных людей был мал.

(Слайд №11) Индустриальная (промышленная революция).

Кризис аграрного общества надо искать во взаимоотношениях общества и природы. Очередной социально-экологический кризис зарождается в Европе в XIII веке и продолжается несколько столетий. Связан он был с колоссальной распашкой земель в Европе, вырубкой лесов, превращением городов в свалки отходов. Это приводило к распространению “черной смерти” – чумы, которая подчас уничтожала жителей целых городов и районов. Угроза истребления, истощения плодородных земель, лесов и водоемов заставляла человека искать новые, по тем временам щадящие природу технологии. Индустрия на первых порах была такой технологией, которая сохраняла природу. Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века.

(Слайд №14) Индустриальное общество.

Экономика: независимость от природно-климатического фактора, основа производства – промышленность (мануфактура, фабрика), господство частной собственности, рыночные отношения, индивидуальный труд, основной фактор производства – капитал, применение механизмов, технологий.

Социальные отношения: большая подвижность, открытость; положение личности зависит от собственных заслуг

Политика: Рождение национальных государств, колониальных империй. Правовое государство и гражданское общество

Духовное развитие: модернизация сознания, “персоноцентризм”, Личность, Закон, Свобода, Равенство, Справедливость, признание идеи прогресса, языки межнационального общения

Научно-техническая революция (слайд №12)

С ростом промышленного производства, населения, городов, совершенствования индустриальных технологий, человек снова стал потреблять природу в таком количестве, что создалась угроза ее уничтожения. Психология неисчерпаемости природы, ее ресурсов, осознание себя полновластным хозяином природы привели человечество к очередному социально-экологическому кризису. В второй половине ХХ века осознание глобальных проблем стало носить общечеловеческий характер.

Глобальные проблемы человечества:

  • Проблемы экологии.
  • Сохранение мира.
  • Проблема сырья.
  • Продовольственная проблема.
  • Энергетическая проблема.
  • Проблема народонаселения.
  • Проблема преодоления отсталости ряда регионов мира.

Научно-техническая революция (НТР) - коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил, коренная перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

Информационное общество.(Слайд №15)

Экономика:

1) тотальное распространение информационной технологии, информатики, телекоммуникаций, вычислительной техники и т.д. в материальном и нематериальном производстве, в образовании, науке;

2) создание и работа разветвленной сети различных банков данных;

3) превращение информации в один из важнейших факторов экономического, национального и личностного развития;

4) свободное движение информации в обществе и возникновение новой формы демократии - “демократии консенсуса”.

Новая экономика информационного общества опирается на широкое использование информационных ресурсов, так как именно она дает возможность преодолеть относительную ограниченность ресурсов физических. Экономическая деятельность определяется не только собственно производством, но и его подготовкой, транспортировкой, сбытом и т.д. Возрастает скорость экономических процессов, так как устраняются промежуточные звенья в цепи “производитель - потребитель” (банковские операции без кассиров, поставки продукции с базовых складов, минуя промежуточные, розничная торговля через систему электронных заказов и т.д.). Ориентация на эффективность делает ненужным громоздкий управленческий аппарат. Микропроцессорная техника, информационная технология снижают материалоемкость, энергоемкость производства. Новая экономика изменит и характер накопления: накопление не вещественных элементов производства, а знаний, информации.

Политика – глобализация мира.

Социальная жизнь – открытость общества.

Духовная жизн – стремление к гармонизации.

Эрих Фромм, крупнейший философ и социолог ХХ века, в своих прогнозах указал на три компонента общества будущего: разум, гуманизм, экология. Именно это, по его мнению, спасет человечество.

“Наше будущее – не вселенская битва народов за выживание, а поиски оптимальных и рациональных форм производительных сил, моделей их социальной организации, новой духовности человека”. (Е.Н. Захарова)

Используемая литература

1. Е.Н. Захарова “Введение в обществознание. Общество – Культура - Цивилизация” / Учебное пособие. 10–11 класс. Московский учебник.1999 г.

3. Человек и общество: Учеб. Пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2003.

Интернет ресурсы (в том числе иллюстрации для презентации):

  1. Wikipedia
  2. www.proshkolu.ru
  3. dds.hubpages.com

Исламская цивилизация Учитель географии МБОУ СОШ №4 Ногинского м..р Пигуль Елизавета Игоревна Исламская цивилизация Одной из самых молодых цивилизаций Востока наряду с японской является исламская. Она начала формироваться лишь в VII в. Колыбель исламской цивилизации Колыбелью ее стал Аравийский полуостров - пустыня с полосой плодородных земель вдоль побережья, на которых выращивали зерно, финики, виноград, пряности, разводили овец и верблюдов. Древние города Аравии вели активную торговлю со странами Средиземноморья, Африкой и Индией. А в аравийских пустынях жили кочевники-бедуины, занимавшиеся скотоводством и обслуживанием торговых караванов. Племена бедуинов враждовали друг с другом. Новая религия Этот пестрый в культурном и социально-экономическом отношении облик Аравии совершенно изменило появление новой религии. Ислам не только сыграл объединяющую и цивилизующую роль в судьбах арабов, он наряду с другими факторами привел к возникновению гигантского исламского мира. До принятия ислама До принятия ислама у арабов преобладали языческие верования, но на них оказывали сильное влияние иноземные религии. На севере и юге Аравии рядом с арабским населением мирно уживались христианские и иудаистские (еврейские) общины. Идея единобожия Еще до появления ислама арабские проповедники выступали с идеей единобожия. Одним из них был пророк Мухаммед (Магомет, 570-632), заложивший религиозные основы исламской цивилизации. Коран В Коране, священной книге ислама, содержались откровения, которые Аллах ниспослал Мухаммеду. В них ясно прослеживается влияние христианства и иудаизма, хотя сам пророк считал, что эти религии лишь предшествовали исламу, с его более полными откровениями. Коран Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому богу - всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамадан (саун); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Идеи ислама Идеи ислама пронизаны фатализмом - верой в предопределение. Фатализм чрезвычайно сильно укрепился в массовом сознании мусульман, поэтому объективно этика ислама (в отличие от конфуцианской, католической или тем более протестантской) принижает роль деятельного начала в человеке и не ориентирует его на активное преобразование мира. Джихад Вскоре после смерти Мухаммеда к основным положениям ислама было добавлено еще одно, сыгравшее огромную роль в дальнейшей истории исламской цивилизации. Это вера в то, что священная война (джихад), т. е. насильственное распространение ислама, является религиозным долгом мусульманина. И хотя сам Мухаммед советовал обращать людей в ислам "добрыми, мудрыми наставлениями", его последователи настаивали на том, что мусульмане должны вести войну с "неверными", пока те не покорятся исламу. Погибшим в этой войне открывается путь в рай. Но и для оставшихся в живых идея джихада была весьма привлекательна: участники сражения (похода) получали четыре пятых добычи, а остаток в качестве "доли Аллаха" раздавался бедным. Эпоха победоносных военных походов В 630 г. Мухаммед во главе войска мусульман без боя захватил арабский религиозный центр Мекку. Через два года Мухаммед умер, но вскоре под знаменем ислама объединились все арабские племена. Началась эпоха победоносных военных походов молодой исламской цивилизации. Эпоха победоносных военных походов Менее чем за три десятилетия мусульманские армии захватили византийские земли - Сирию, Палестину, Египет, Ливию, а также Персию и Магриб (север и северо-запад Африки). Завоевания продолжались и позднее, хотя и не столь интенсивно. В 711-718 гг. арабы овладели Испанией и даже предпринимали попытки перейти через Пиренеи, но войска франков отбили их набеги. На востоке границы арабских завоеваний достигали Кавказа, Средней Азии и реки Инд. Исламизация населения Во главе арабского государства стояли халифы. (духовные и светские правители), авторитет и власть которых были огромны. Их умелая экономическая политика быстро привела к исламизации населения захваченных территорий. Дело в том, что мусульмане платили в казну только десятину, а приверженцы иных вер - высокий поземельный налог (от одной до двух третей урожая) и подушную подать. Исламизация осуществлялась и путем смешанных браков. Распад Но огромная империя, возникшая с головокружительной быстротой, не отличалась прочностью. Едва сформировавшаяся государственность была не в силах сплотить воедино обширные регионы, разнородные в экономическом и культурном отношении. В центре и на местах различные группировки вели борьбу за политическое первенство. Распад В IX в. Халифат (так наиболее часто называют арабскую империю) стал распадаться на султанаты и эмираты. В дальнейшем на месте Халифата появились и другие мощные государственные образования. В XVI в. было положено начало державе Сефевидов в Персии и государству Великих Моголов в Индии. Еще раньше, в XV в., начала складываться могущественная Османская империя, считавшая себя преемницей Халифата. Культурные достижения То, что такие слова, как мокко и дамаст, арабеска и арак, халиф и минарет,- арабского происхождения, знают все. Но что такие слова, как бушлат, шапка, блуза, алкоголь, карусель, шах, чек, алгебра и цифра, заимствованы из арабского языка или через арабов попали в Европу, известно немногим. Значительное количество слов арабского происхождения в европейских языках говорит о том, что арабское влияние на европейскую культуру отнюдь не ограничивается только влиянием на архитектуру. Культурные достижения Мусульманские учёные, художники, инженеры, поэты, философы и купцы внесли вклад в науку, экономику, литературу, философию, морское дело, сельское хозяйство и тд. Культурное наследие Культурные достижения Спасибо за внимание